20 главных храмов Белгорода
Белгород в течение многих столетий был и остается одним из главных духовных центров России. Епархия с центром в Белгороде была основана еще в 1667 году по повелению отца Петра I царя Алексея Михайловича и долгое время была одной из самых обширных на территории всей России. Неудивительно, что в Белгороде было возведено так много храмов и соборов, хотя некоторые из них не дожили до наших дней.
Ныне в городе восстановлены все главные храмы. В первую очередь, это Преображенский собор с мощами святителя Иоасафа Белгородского и Николо-Иоасафский собор с уникальным резным иконостасом, а также ряд других. С начала нового тысячелетия в Белгороде было построено множество новых храмов – деревянных и каменных, отдельно стоящих или расположенных возле социальных объектов, как, например, храм иконы Божией Матери «Всецарица» при онкодиспансере или храм Архангела Гавриила при БелГУ.
Действующие церкви и соборы Белгорода
Список самых известных и популярных храмов города.
Преображенский собор
История собора начинается с деревянной Преображенской церкви, первое упоминание о которой датируется 1626 годом. Двухэтажный каменный храм возвели на этом месте в 1813 году на средства прихожан, а кафедральный статус он получил в 1923 году. В 30-х годах XX века храм был закрыт, однако в 1942 году во время оккупации Белгорода фашистами богослужения возобновили. В 90-е собор вернули верующим. Главная святыня собора – мощи святителя Иоасафа Белгородского.
Адрес: г. Белгород, ул. Преображенская, 63 В
Смоленский собор
Собор построен в 1727 году в стиле московского барокко на месте деревянной часовни. По архитектурному облику он напоминает храмы восточных областей Украины. В годы Великой Отечественной войны храм был изрешечен снарядами, в нем укрывались жители города. Здание выстояло, хотя от внутреннего убранства храма ничего не осталось. Позднее собор дважды хотели взорвать, однако эти попытки не увенчались успехом. С 1991 года собор вернули Церкви, в нем возобновились богослужения и начались реставрационные работы.
Адрес: г. Белгород, проспект Гражданский, 50
Храм Великомученика Георгия Победоносца
Храм во имя вмч. Георгия, строившийся с 1997 по 2001 год, стал первым храмом Белгородской области, срубленным из бревен. Проект выполнен в соответствии с канонами русского деревянного зодчества, строили храм плотники из Закарпатья. Восточную часть храма венчает множество золоченых главок, с западной расположена шатровая колокольня. Внутреннее убранство украшено многочисленными резными элементами. К храмовому комплексу относятся также две часовни, расположенные неподалеку.
Адрес: г. Белгород, ул. Королёва, 1 В
Николо-Иоасафовский собор
В 1799 году при Новом городском кладбище была построена небольшая кирпичная часовня, позднее, в середине XIX века, она была расширена благодаря усилиям старосты и прихожан. По сей день в Николо-Иоасафовском соборе находится старинный иконостас XIII века, перенесенный сюда в 1962 году из закрытого Преображенского собора. С тех пор собор получил статус кафедрального. Святыни собора – гробница и предметы облачения святителя Иоасафа, Песчанская икона Божией Матери.
Адрес: г. Белгород, ул. Попова, 56
Храм Почаевской иконы Божией Матери
Строительство нового каменного храма в честь иконы Божией Матери «Почаевская» было завершено в 2012 году. В декоре храма заметны следы неовизантийского стиля. Диаметр главного купола – 7,2 метра, вместимость храма – 450 человек. Освящение состоялось 5 августа 2012 года, в день памяти Почаевского образа Божией Матери. Символично, что именно в этот день в 1943 году советские войска освободили Белгород от фашистов. В храме находится список с иконы Божией Матери «Почаевская», созданный в Почаевской лавре, а также ряд других святынь.
Адрес: г. Белгород, бульвар Юности, 3 Б
Храм Блаженной Матроны Московской
Небольшой однокупольный храм в византийском стиле, покрытый синей фигурной черепицей, находится на территории областной больницы города Белгорода. Строительство храма в честь блаженной Матроны Московской завершилось в 2004 году, и с тех пор здесь всегда много людей. Вход в храм представляет собой небольшую арку, над которой устроена мини-колокольня. В храме имеется ковчег с частицей мощей св. Матроны и ее образ, который мироточил в 2016 году. В ночное время обеспечивается красивая подсветка.
Адрес: г. Белгород, ул. Некрасова, 8, корп. 1
Успенско-Николаевский собор
15 июня 1701 года на строительство Успенско-Николаевского собора было пожертвовано 100 рублей самим Императором Петром I. Этот факт увековечен в памятной доске на стене собора, а записка Петра I с повелением пожертвовать деньги бережно хранилась в алтаре более двух столетий. Собор построили в 1709 году. С 1993 года при храме было открыто подворье Белгородского женского Марфо-Мариинского монастыря. В 1998 году храм вернули православной церкви, начались восстановительные работы. Освящение состоялось в 2005 году.
Адрес: г. Белгород, ул. Пушкина, 19 А
Храм Архангела Гавриила
Свято-Гаврииловский храм – это домовый храм при Белгородском Государственном Университете, построенный в 2001 году на территории нового университетского городка. Входит в ассоциацию Домовых храмов при вузах РФ. В архитектурном облике храма неповторимым образом сочетаются традиции древнего зодчества и современная архитектурная «находка» – ворота в храм, напоминающие крылья ангела, на которых написаны Десять заповедей и Заповеди Блаженства. Архитектор – Н. А. Молчанова.
Адрес: г. Белгород, Университетская площадь, 1
Крестовоздвиженский храм
Построен в 1863 году на пожертвования графини А. В. Ластовской и купцов Мухановых. Особо почитаемая святыня храма – Чудотворный Крест, присланный афонским монахом своему брату-помещику. Однако помещик подарок отверг и приказал бросить в болото. Спустя несколько десятилетий Крест был найден в трясине, а слепой, который его нашел после явленного ему во сне местонахождения Креста, исцелился от недуга. Паломничество к Кресту не прекращаются по сей день.
Адрес: г. Белгород, ул. Везельская, 154
Свято-Михайловский храм
Каменный храм с колокольней в Пушкарной слободе построили в 1844 году на деньги прихожан и купца М. К. Мачурина. В советское время Михайловский храм не закрывался, благодаря чему удалось сохранить уникальный четырех-ярусный иконостас XIX века. Он выполнен из дерева и украшен резьбой и позолотой. Среди икон особо почитается образ Божией Матери «Семистрельная», а также переданные с Афона иконы Архистратига Михаила XIX века и святителя Иоасафа начала XX века.
Адрес: г. Белгород, ул. Донецкая, 84
Храм Преподобного Сергия Радонежского
В 2010 году состоялось освящение нового храма в честь прп. Сергия Радонежского. Он был построен возле средней школы №34, которая стоит на месте прежнего храма, просуществовавшего в Красной слободе с 1846 по 1937 год. Это был каменный храм с пятью куполами и тремя престолами, при нем было две церковных школы, которые содержались из средств прихода. Главная святыня нынешнего возрожденного храма – частица мощей прп. Сергия.
Адрес: г. Белгород, ул. 8 Марта, 170
Храм Корсунской иконы Божией Матери
Храм в честь иконы Божией Матери «Корсунская» был преобразован в 1997 году из муниципального здания, расположенного на территории городского кладбища. Автор проекта – архитектор В. Я. Бусыгин. Каждый год 22 октября от храма совершается крестный ход до часовни, устроенной над источником в Монастырском лесу. Лес называется так потому, что раньше здесь был монастырь, где находился почитаемый образ Божией Матери Корсунской. В 1930-е годы все монастырские постройки были снесены.
Адрес: г. Белгород, ул. Портовая, 94
Храм во имя Праведного Иоанна Кронштадтского
Еще один деревянный храм Белгорода, построенный в наши дни. Располагается в северной части города в тихом жилом районе. Шатровый храм с открытой папертью в стиле деревянного зодчества русского Севера был построен к 180-летнему юбилею со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадского. Освящение храма состоялось в июне 2009 года. Внутри установлен красивый резной алтарь. Особо ценная икона храма – подаренный губернатором Белгородской обл. образ святого, освященный в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга.
Адрес: г. Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 167 А
Храм иконы Божией Матери «Всецарица»
Небольшой и уютный деревянный храм, украшенный резными главками, был построен возле областного онкологического диспансера в 2010 году. Архитектурный облик сочетает в себе черты разных стилей. В храме находится список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», которая хранится в Ватопедском монастыре на Афоне. Считается, что она помогает исцелению от злокачественных опухолей.
Адрес: г. Белгород, ул. Куйбышева, 1 Б
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Красивый деревянный храм с синими скатами крыш был построен в 2007 году возле Детской областной больницы по проекту архитектора Л. И. Колесниковой. Рядом находится парк Архиерейская роща. Храм при детской больнице освящен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неслучайно, ведь Дева Мария была приведена своими родителями в храм в возрасте трех лет. Маленькие пациенты и их родители, прогуливаясь по больничному городку, могут попросить у Господа скорейшего исцеления.
Адрес: г. Белгород, ул. Архиерейская, 6, корп. 2
Храм Преподобного Серафима Саровского
В 2013 году в районе Старого города была построена деревянная церковь в честь прп. Серафима Саровского. До 40-х годов XX века на ее месте был храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный еще в 1783 году. Новый храм рассчитан на 120 человек. Торжественное освящение Серафимовского храма состоялось 1 августа 2013 года в день обретения мощей прп. Серафима Саровского. Возле храма установлен большой памятник святому, а также армянский хачкар, посвященный 100-летию геноцида армян.
Адрес: г. Белгород, ул. Корочанская, 320
Часовня святителя Иоасафа Белгородского
В мае 2009 года при выполнении археологических работ были обнаружены остатки стен усыпальницы святителя Иоасафа, находившейся в юго-западном приделе снесенного большевиками Свято-Троицкого собора. После такой находки решено было воздвигнуть на этом месте часовню, что и было сделано в 2011 году к 100-летию со дня канонизации святого. Часовня построена в классическом стиле и является точной копией придела Свято-Троицкого собора. Усыпальница (пещерка) расположена рядом и накрыта стеклянным куполом, увенчанным фигурой ангела.
Адрес: г. Белгород, бульвар Свято-Троицкий, 24
Храм «Всех скорбящих радость»
Храм в микрорайоне Сосновка возле здания исправительной колонии №5 УФСИН России по Белгородской области был построен, в первую очередь, для духовного окормления осужденных. Чин закладки первого камня состоялся еще в 2008 году, а сам храм освятили недавно – в феврале 2019 года. Вес позолоченного купола храма составляет 6 тонн. Вход в храм выполнен в виде арки, над которой устроена небольшая звонница.
Адрес: г. Белгород, ул. Сосновка, 1
Свято-Троицкий храм
В 1992 году рядом с местом, где в XVI веке находилось древнее городище (первое поселение на территории Белгорода), была заложена новая церковь. Несмотря на то, что проект церкви простой – небольшая церковь с одной главкой и двускатной крышей, ее строительство растянулось на долгие годы. Купол храма был установлен только в 2003 году. В настоящее время храм является действующим.
Адрес: г. Белгород, ул. Студенческая, 2 Б
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Построена в 2006 году для Поморской общины белгородских староверов после долгих предварительных мероприятий, начавшихся еще в 2001 году с образования общины староверов-поморцев. Строили храм сами староверы. На строительство ушел всего год. Попечителями выступили братья-староверы Тарасовы, посвятившие храм памяти своего деда, пострадавшего за православную веру. Данный староверческий храм является единственным Древлеправославным Поморским храмом на территории Центрально-Черноземного района.
Белгород. Собор Смоленской иконы Божией Матери.
Собор. Действует.
Престолы: Смоленской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Нарышкинский
Год постройки: Между 1727 и 1762.
Ссылки:
Адрес: Россия, Белгородская область, г. Белгород, Гражданский пр-кт, д. 50
Координаты: 50.595294, 36.5949
Алексей Кротов
4 января 2021
Илга Гондарева
8 августа 2013
Перелётный выхухоль
3 мая 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Илга Гондарева
4 августа 2011
Шаповалов Алексей (Стерх)
18 сентября 2010
V.Petrovich
2 мая 2010
V.Petrovich
24 марта 2010
Двухэтажный храм.В 1743 гoду oсвящен нижний престoл в честь Смoленскoй икoны Пресвятoй Бoгoрoдицы «Oдигитрия», через двадцать лет – верхний престoл вo имя Святых первoверхoвных апoстoлoв Петра и Павла.
Сергей Ковров
8 ноября 2008
Общий вид с юго-востока
Игорь Монаков
27 июля 2006
Южный фасад
Игорь Монаков
27 июля 2006
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
10 июля 2017
Илга Гондарева
4 августа 2011
Илга Гондарева
4 августа 2011
Западный и, частично, – северный фасады
Игорь Монаков
27 июля 2006
Alex
30 июня 2005
Alex
30 июня 2005
Нижний престoл в честь Смoленскoй икoны Пресвятoй Бoгoрoдицы «Oдигитрия»
Сергей Ковров
19 марта 2013
Нижний престoл в честь Смoленскoй икoны Пресвятoй Бoгoрoдицы «Oдигитрия»
Сергей Ковров
19 марта 2013
Нижний престoл в честь Смoленскoй икoны Пресвятoй Бoгoрoдицы «Oдигитрия»
Сергей Ковров
19 марта 2013
Алексей Кротов
4 января 2021
Алексей Кротов
4 января 2021
Алтарная часть церкви и часть северного фасада
Игорь Монаков
27 июля 2006
Вид на абсиду. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 декабря 1942
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 сентября 1942
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 июня 1942
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 апреля 1942
фотоснимок со старой дореволюционной фотокарточки
Алексей Кротов
1 июля 1916
Фото с сайта: http://www.smsobor.ru/history/architekrura/
Дмитрий Лоптев
??
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В ночь в 14 на 15 октября 1703 г. образ Смоленской Богоматери стал излучать свет наподобие солнечного, и от этого света зажглась явившаяся восковая свеча. В память этого события в этом же году была построена деревянная часовня, а спустя два года – деревянная Смоленская церковь. В 1727 г. был построен каменный двухэтажный храм. Нижний престол освящён в 1743 г., верхний в 1762 г. Храм пострадал в Великую Отечественную войну во время освобождения Белгорода в 1943 г. Позднее были две попытки взорвать собор – в 1958 и 1974 гг., но он устоял. Храм – памятник архитектуры, хотели разместить в нём органный зал, но в 1991 г. вернули епархии. В 1994 г. пристроили колокольню. 11 июля 1996 г. собор был освящён.
В 1727 гoду архиепискoпoм Белгoрoдским Высoкoпреoсвященным Петрoм был залoжен Смoленский сoбoр в Белгороде. В 1743 гoду oсвящен нижний престoл в честь Смoленскoй икoны Пресвятoй Бoгoрoдицы «Oдигитрия», через двадцать лет – верхний престoл вo имя Святых первoверхoвных апoстoлoв Петра и Павла. В 1825 гoду верхний храм oтделан мрамoрoм на средства купца Михаила Кoнстантинoвича Мачурина, а через несколько лет oсвящен третий престoл вo имя Архистратига Михаила. При храме oткрыта церкoвнo-прихoдская шкoла.
Пoсле ревoлюции 1917 гoда Смoленский сoбoр был закрыт, здание испoльзoвалось как склад. В 1943 году храм был сильнo пoврежден. В 1958 и 1974 гoдах oсуществлялись пoпытки взoрвать пoлуразрушенную церкoвь. В кoнце 1980-х гг. принятo решение o вoсстанoвлении здания. В 1992 гoду Смoленский сoбoр вoзвращен Русскoй Правoславнoй Церкви.
Смоленский собор появился на этом месте при обстоятельствах примечательных. В начале ХVIII века здесь располагались восточные ворота Белгородской крепости, на которые, по обыкновению того времени снабжать проездные ворота святыми изображениями, была помещена Смоленская икона Божией Матери. В одну из октябрьских ночей 1703 года часовой Мефодий Иванов увидел исходящий от этого образа огонь, зажегший явившуюся перед ним свечу. В память о чуде тогда же построили часовню – спустя два года её сменила деревянная Смоленская церковь, а в 1727 году здесь заложили каменный двухэтажный храм. Полностью его освятили в 1763 году. Это была барочная постройка с традиционным для барокко основным объёмом в виде “восьмерика на четверике”. Храм имел массивный, вертикально вытянутый двухэтажный основной объём, имеющий удлинённую форму с юга на север, к которому примыкала одночастная овальная двухэтажная апсида. С запада к храму была пристроена небольшая двухэтажная трапезная и четырёхъярусная колокольня. Такая объёмная композиция церкви характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины конца ХVII века, хотя в белгородский памятник привнесены некоторые оригинальные черты. В ХIХ столетии храм перестраивался. Чертежи середины ХIХ века и фотографии нач. ХХ века показывают позднейший архитектурный вариант церкви, под которым скрылись первоначальные формы и декор. Первый раз храм подвергся значительной перестройки в 1859 году. Поводом послужали обветшавшие лестницы, которые вели в основное здание церкви, а там и решили “поновить и сам храм”. Лестницы были тогда разобраны вместе с галереями. Вместо этого с запада церковь дополнили пристройкой для помещения в ней новой лестницы. Одновременно радикально изменился и весь фасад здания. Фасадам новой пристройки и колокольни был придан вид более сдержанный, но соответствующий уже новому стилю. Под слоем штукатурки скрылись следы первоначального декора – срубленных наличников, карнизов, обрамления порталов, характерные для ХVII века. В 1862 году отмечена следующая, самая существенная перестройка Смоленской церкви: “. по Высочайше утверждённому проекту. ” С западной стороны стараниями церковного старосты Г.И. Муромцева была возведена очередная пристройка с перекрытием над лестницей, ведущей на второй этаж. Световой восьмерик опирающийся на сомкнутый свод с подпружными арками получил форму ротонды. В сводах были вставлены так называемые голосники – резонаторы звука.
В 20-е годы ХХ столетия храм был разграблен. Хотя в нём и располагались склады – то писчебумажный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нём всё же теплилась. Но 26 июня 1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28 марта 1936 года о закрытии многих церквей города, в том числе и Смоленского храма. Церковь, являвшаяся несомненным украшением дореволюционного Белгорода, в советскую же эпоху дважды оказывалась на грани гибели. Ещё в 1943 году в результате артобстрела она лишилась колокольни и в послевоенные годы представляла собой почти руины. Дважды его пытались взорвать – в 1958 и 1974 годах; однако храм устоял. Так, в 1958 году церковь впервый раз решили взорвать, но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва. В 1974 году её повторно решили взорвать. Но спасла её тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, с него упало несколько кирпичей, а вот школа пришла тогда в “аварийное состояние”. Дальше взрывать было нельзя! Здание огородили забором, за которым образовалась стихийная свалка. В 1980-х годах здание начали реставрировать – с модным в те времена предположением устроить в нём органный зал. С территории было вывезено мусора 763 машины КРАЗ. Последние сорок машин вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения. 11 июня храм был освящён Владыкой Белгородским и Старооскольским Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые зазвонили колокола. В 1997 году были обновлены купола и кресты Смоленской церкви.
Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №178, 2016 г. и сайт: http:// smsobor.ru
Охранительница города. Явлению Смоленской иконы Божией Матери – 315 лет
По преданию, свидетелем чуда стал часовой – об этом говорится в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание: «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражён был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
В тот же год на месте этого чудесного события была построена часовня, в 1705 году возведена деревянная церковь, а с 1727 года начал строиться каменный собор.
Cмоленская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси, наряду с Владимировской и Казанской иконами. Поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, который восседает на левой Её руке, восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь этот образ попал в 1046 году, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенёс икону из Чернигова в Смоленск, где она и получила своё название – Смоленская.
По преданию, икона прославилась как великая защитница от вражеских войск. Так было во времена нашествия Батыя, были и другие случаи. В начале XVIII века Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяжённости Белгородской черты и Белгородского разряда. И не удивительно, что свидетелем явления иконы-охранительницы стал именно часовой, нёсший вахту у восточных ворот Белгородской крепости.
История храма
Начало строительства каменного двухэтажного Смоленского собора приходится на период относительно мирной истории губернского центра. Если говорить об архитектурном облике храма, то нужно заметить, что в XIX столетии он основательно перестраивался. В целом же его архитектура характерна для Слободской Украины и порубежной с ней зоны России, хотя и имеет свои оригинальные черты.
Собор относится к памятникам с вертикально вытянутым основным объёмом, завершённым малым восьмериком. Такие храмы были распространены уже в самом начале XVIII века. По поводу расположения престолов почти все исторические материалы свидетельствуют, что в первом этаже находился главный из них – Смоленский, а во втором – Петропавловский.
В 20-х годах XX века храм был закрыт и разграблен и долгие годы находился в запустении. Когда прекратились службы, в стенах собора стали устраивать склады, в том числе нанёсший огромный ущерб алтарю первого этажа склад химикатов. После войны собор дважды пытались взорвать, уничтожить, снести с лица земли – в 1958 и 1974 годах, но крепкое здание выстояло. Храм вернули верующим в 1992 году.
Настоятель Смоленского собора протоиерей Павел Вейнгольд вспоминает:
«К моменту освящения верхнего храма в 1996 году – в июле он освящался, а в июне было вывезено 40 КрАЗов мусора. Когда работы в верхнем храме только начались, туда было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие дыры в кладке. Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Нам помогали в восстановлении собора военные Белгородского учебного центра, у нас с ними с тех пор продолжается дружба. А всего за время восстановления собора было вывезено 763 КрАЗа мусора! И всё это переносилось на хрупких женских плечах, потому что нам помогали очень многие верующие люди, в основном это были женщины. Определённые сложности были и с самим зданием. Мы обратились к специалистам по поводу укрепления сводов верхнего храма. Своды были разрушены в войну попаданием нескольких артиллерийских снарядов, которые из-за толщины стен взрывались внутри них и как бы «раздували» их, а после войны там выросли деревья, их корни расшатывали кладку. Специалисты сказали тогда, что все работы и службу нужно прекратить, что это опасно. И когда мы поняли, что помощи не дождаться, то сами все эти «раны» в кладке самостоятельно «затянули», используя железнодорожные домкраты, и кладка встала на место. Колокольный звон в храме возобновили в Великий Четверток 20 апреля 1995 года».
Батюшка считает, что храм не должен остаться в памяти людей разрушенным.
«Стыдно за наших предков, допустивших такое поругание святого места, – говорит отец Павел. – Хотелось бы, чтобы Господь изгладил и простил это прегрешение, чтобы в памяти народа Смоленский собор навсегда оставался таким же величественным и прекрасным, какой он есть сейчас».
Смоленский собор: вид современный. Фото: Белгородская епархия
Чудеса не прекращаются
Когда духовенство храма подверглось репрессиям и храм был закрыт, чудотворная икона Смоленской Божией Матери и другие святыни сохранялись в домах благочестивых жителей города. Перед иконой все эти годы гонений не прекращалась молитва. И сам собор, даже будучи полуразрушенным, пребывая в запустении, в годы войны хранил жизни белгородцев – в нём, в его крепких стенах спасались от бомбёжек, потому что дома вокруг были разбомблены, об этом известно из рассказов старожилов.
Сама икона, по словам отца Павла, хранилась в серебряном окладе. Когда же решили, что ей необходима реставрация, ризу сняли – оказалось, что там внутри набиты газеты 1925-27 годов, и что сам оклад не принадлежит этой иконе – в ризе были несовпадения с ликом Спасителя и Богоматери, а на самом окладе можно было различить отпечаток сапога. Видимо, оклад кто-то сорвал с другой иконы, но так как серебро было очень тонким, просто бросил, да ещё и наступил сапогом. А благочестивые люди, чтобы сохранить чудотворную икону, этот оклад использовали.
«Перед иконой всегда молились, и от неё не прекращались чудеса, – говорит отец Павел. – Хотя мы материальную благодарность за чудеса и исцеления не вывешиваем перед иконой, но таких подношений на самом деле очень много. Да, люди жертвуют от сердца, спаси их Господи, но я считаю, Богородице не это нужно. К 300-летию явления иконы в её честь был написан акафист. А потом со временем возникла необходимость в серьёзной реставрации, за которую взялись в Троице-Сергиевой Лавре. Но прежде чем икону взяли туда, мы сделали её фотокопию, которую освятили на самой иконе. Икона ушла на реставрацию, её не было довольно долгое время, а чудеса не прекращались! А потом, когда икона вернулась, мы заметили, что лики Божией Матери и Спасителя порой как бы меняют выражение – бывает благосклонное, бывает и суровое, а самое радостное, я заметил, – когда читается акафист, а читается он каждое воскресенье. Кто не верит, может сам прийти и убедиться – икона всегда находится в нижнем храме на центральном аналое».
Икона Смоленской Божией матери всегда встречала всех входящих в город и провожала тех, кто его покидает. И в наши дни по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна каждый месяц совершается объезд с иконой вокруг города. Белгородцы молятся перед ней, и Владычица Небесная дарует нашему городу мир и благоденствие.
Белгород. Смоленский собор
В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.
«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1737 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.
Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.
Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.
Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.
В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.
С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.
Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.
Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».
В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.
Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.
Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.
В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.
Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.
Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).
Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.
Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!
romanenko
Смоленский собор был основан на месте явления чудотворной иконы “Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии” в октябре 1703 года.
Сделал для себя открытие, что в советские времена Смоленский собор дважды взрывали. Было это в 1958 и в 1974 годах. Но здание всё-таки устояло. Ну и немаловажную роль сыграло близкое местоположение к школе №3.
Окончательное восстановление храма произошло в 1997 году.
Цветная фотография найдена посредством Яндекса.
В качестве основы этому факту взял статью с сайта храма.
“Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние.”
http://www.smsobor.ru/history/18/
Да, тут я видел, но это встречается только на этом сайте (скажем, у того же Крупенкова, который выдаёт обычно много версий, даже на уровне слухов и городских сплетен – подобного не встречается). Вся же статья (обратите внимание) достаточно “поэтическая”, и, мне кажется, здесь присутствует некоторое мифотворчество.
Прежде всего – чисто технически: почему (коль решение снести-взорвать было принято и “отмашка” на это уже дана) его не взорвали (пусть первым взрывом и не получилось) вторым, третьим. не снесли другими способами?
(Это знаете, как кого-то приговорили бы к высшей мере, но оставили в живых, поскольку пистолет у палача осечку дал или промахнулись при казни.)
Второе, – это ещё более “поэтическое” про “а школа пришла тогда в аварийное состояние” и. проработала ещё 35 лет (с детьми внутри!) 🙂
Нет, что-то тут не то.
Кстати, первую фотку надо датировать не раньше 1951-52 года, поскольку школу N 3 долго не восстанавливали после войны (она была сильно разрушена при освобождении города в 1943-м) и учиться в ней начали только с 1952 учебного года. На фотке же видно, что школа – уже в хорошем состоянии (а храм – раздолбан войной).
Про колокольню Смоленского собора
К сожалению, доверия статья на сайте Смоленского собора не вызывает.
Однако, если поверить указанному в ней факту, что колокольня собора была разрушена при освобождении города в 1943 году, возможно, эту фотографию нужно датировать 1940(время постройки школы)-1943(до освобождения города от фашистов) годами.
Но тут две странности (имхо):
1. Слишком уж разрушенное здание церкви (мне кажется, в довоенные годы, даже без всякого ремонта за 23 года советской власти оно не могло обветшать до такой степени).
2. Если же принять, что это фотография времен первой оккупации, то слишком уж новой (совершенно не тронутой войной) выглядит школа.
Узнать бы точно, когда была разрушена (возможно, просто разобрана после войны, чтоб избежать её обрушения на школьный двор) колокольня.
Re: Про колокольню Смоленского собора
Единственная работа по истории городских храмов вышла в авторстве Максима Баранова в 1993 году и с тех пор (. ) ничего подобного в более подробном виде не появлялось. Какие-то вещи узнавались силами разных людей в архивах в частном порядке, но системно историей городских храмов с тех пор никто не занимался. А ведь минуло 17 (!) лет. Сейчас планируется подготовить исследование по городским храмам, более добротное, с учетом новых выявленных фактов, но работа пока только в планах – все силы брошены на юбилей канонизации Св. Иоасафа. Вот и выходит, что и информация на сайте явно устарела, да и сайт не особо нов..
По поводу указанных странностей.
Здание обветшало только по штукатурке. Это, действительно, сильно заметно. Конструкции крыши и её покрытие могли снять еще до войны, если готовили здание к сносу. Судя по тому, что видно, каменные конструкции на первой фотографии все целы. А вот штукатурка.. Храм закрыли в 30-е, перед этим общины долго давили налогами и придирками к священникам – на ремонт могли просто не собрать. Еще до этого в Белгороде что ни год-два, то борьба одного раскола с другим – не до ремонтов. Если ремонт и был, то не позднее 1931 года. И это – допущение. При таком масштабе здания и стоимости его ремонта, последнее ремонтирование могли вообще произвести еще до революции. Всё это мысли, но их можно (и нужно) перепроверять.
По поводу школы. В первую оккупацию её могли и не тронуть. Занятия проводились. Боев при первом занятии города не помню чтобы были. То есть, фотография вполне может быть до 1943 года.
Посмотрел фото города с самолета, которое обсуждалось ранее, там, где Смоленский собор по центру, а дома в разных кварталах уже разрушены – там школа выглядит как новенькая, собор примерно так же, как и здесь + целая колокольня. Там мною предполагалось, что то фото – 1942 года.
Недавно подумал – какой прок фотографировать город с самолета ПОСЛЕ 1943 года? Зачем? Фронт продвинулся на запад, по факту вид города УЖЕ не нужен. Нам что, самолеты было некуда девать? Или немцам? Которые на Курской дуге потеряли их черти сколько. Прока летать над ОСВОБОЖДЕННЫМ городом для советского самолета нет – фронт уже ушел на запад и самолеты нужнее там, для немецкого самолета аналогично – какой прок от фотографирования оставленного города, если наступательной операции не планировалось? То есть, по логике, после Курской битвы самолету над Белгородом делать было нечего – ни советскому, ни немецкому. Значит, фото сверху – это до Курской битвы, но после 1942 года, ибо разрушения уже есть. Учитывая грязь и состояние природы, можно предположить, что фото сверху и фото Смоленского собора – это весна 1943 года.
Фотографии Смоленского собора Белгорода
В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.
«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1727 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.
Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.
Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.
Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.
В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.
С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.
Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.
Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».
В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.
Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.
Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.
В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.
Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.
Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).
Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.
Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!
Белгород. Смоленский собор
В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.
«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1737 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.
Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.
Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.
Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.
В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.
С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.
Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.
Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».
В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.
Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.
Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.
В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.
Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.
Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.
Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).
Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.
Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!