Храм Гора в Эдфу в Эдфу — подробная информация с фото

Храм Гора в Эдфу в Эдфу — подробная информация с фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Посмертное цветение. Храм Гора в Эдфу

Ранним теплым утром февраля 2016 года наш корабль пришвартовался в Эдфу, что лежит где-то на полпути между Луксором и конечной точкой нашего маршрута – Асуаном. Наша малочисленная группа (сказывается резкий спад турпотока на нильские круизы) высыпается на причал, где нас уже поджидает кавалькада фаэтонов. Лошади при них грязные, возницы – еще грязней. Накануне гид предупреждал, чтобы никто не вздумал давать возницам на чай – и проездные, и чаевые давно уплачены вперед.

Предупреждение оказывается нелишним. Когда я с супругой и дочкой умостился в фаэтоне, оборвыш на кучерской скамеечке начал рассказывать, что лошадку зовут Азиза и что Азиза хочет кушать. Если бы он чистил эту несчастную Азизу чуть чаще, чем раз в полгода (судя по ее доселе мной невиданной зеленовато-серой масти, в реальности ее чистили гораздо реже), я, может быть, и дал бы ему пару тамошних хренников сверх. А так – не судьба.

От порта до храма Гора мчимся на фаэтоне во весь опор. Возница на ходу перекрикивается (европейскому уху кажется, что в усмерть бранится) со знакомыми, от его ора закладывает уши. Несколько раз красиво, по киношному, в последний момент разминаемся с какой-то встречной шайтан-арбой. Нас потрясывает до последней косточки, наша старая нечищеная колымага скрипит и ходит ходуном. Восток, однако! Хоть мы и забрались довольно прилично на юг.

Но вот и то, ради чего мы претерпели все наши гонки-встряски. Храм Гора – один из лучших сохранившихся в Египте памятников эпохи эллинизма и римского владычества.

Храм в его нынешнем виде начали возводить в III в. д.н.э. В те времена Египет уже был древнейшей из известных стран. Хронологическая дистанция от современников македонской династии до нас с вами была меньшей, чем до первых фараонов, а от времен расцвета великой египетской державы при владыках Нового царства тогдашние египтяне были дальше, чем мы – от времен Владимира Красное Солнышко.

Изменения форм в социально-политической истории всегда запаздывает по сравнению с изменением содержания. В древние времена этот зазор был еще сильнее, а в Египте, стране консервативной по определению и сути, несоответствие формы с содержанием было еще сильнее. Фактически самостоятельное историческое бытие Египта было уничтожено еще персидским завоеванием. Химерическое эллинистическое царство Птолемеев было продолжением иноземного владычества, не говоря уже о римском господстве. Новые политические хозяева Египта находились в другом культурном поле; многое заимствуя из древней культуры своих новых подданных, они не переставали в глубине души их презирать и считать варварами.

Но внешне, особенно в области архитектуры и храмового строительства (важнейших из всех видов искусств для древних египтян) все оставалось по-старому. Более того, несмотря на конец политического бытия Древнего Египта, его искусство при македонском и римском владычестве переживает новый, уже последний расцвет.

Храм Гора в Эдфу – одно из наиболее сохранившихся следов этого посмертного цветения. Как и любой храм Древнего Египта, это культовое сооружение является собой модель космического божественного устройства в целом. Пилоны перед входом олицетворяют собой небесный горизонт, на котором восходит солнце; фараон изображен выполняющим свою космогоническую функцию – поражает врагов и, собрав их в пучок, преподносит к стопам Гора, который, будучи первым из фараонов, победил Сета и тем самым дал пример всем последующим владыкам, призванным бороться со злом.

В храмовом дворике уже видны характерные приметы птолемеевской эпохи – каменные цветки на вершинах колонн. Двор олицетворяет собой архитектоническое единство земли и неба, а колонны – растения, которые из оплодотворённой Нилом земли рвутся наверх, к божественному небосводу.

В храме то и дело сталкиваешься со скульптурными или настенными изображениями коронованного сокола. Это одна из ипостасей Гора, сына Осириса, которого египтяне считали первым земным фараоном. Неспроста имя Гор в качестве составной части присутствовала в именах многих египетских владык, особенно в эпоху Раннего и Древнего Царств.

Божественная лодка, в которой божество совершает свой путь по небесному своду – один из самых частых мотивов в египетских изображениях. Над лодкой видны характерные орлы с вытянутыми, как указатели, крыльями – они знакомы каждому, кто летал египетскими самолетами.

Другой популярный мотив – фараон, подносящий богам приношения. В данном случае в руке предмет в руке фараона как-то смахивает на коктейль с трубочной.

Внутренние стены пронаоса расписаны рисунками и иероглифами. Часть текстов все еще в процессе расшифровки.

Одно из внутренних помещений предназначена для священной барки, которую процессия жрецов выносит перед толпой в праздничные дни. Невольно вспоминаются Святая Святых и Ковчег Завета иерусалимского Храма.

Колонны гипостильного зала так же покрыты изображениями. Довольно реалистично (за вычетом двойной короны) показан лев.

Лица изображений повреждены умышленно. Сделали это либо фанатичные товарищи из числа ранних христиан, либо одни из последующих мусульманских визитеров.

Один из наиболее известных древнеегипетских символов, ставшем предметом многочисленных позднейших спекуляций – диск с двумя змеями. Достоверно только его использование в качестве одного из символов Гора. Все остальные интерпретации в гностической, масонской, теософской и прочих паранаучных традициях – фантазии, хотя порой и не лишенные присущей выдумке изящной красоты:

Изображение фараона, выходящего из своего дворца. Дворец показан стеной, ощетинившийся наконечниками копий. Посох в руке фараона дает понять, что владыка собрался в дальний путь.

Куда же он собрался? На строительство храма – того самого, на чьих стенах помещены все эти изображения. Картинки показывают, шаг за шагом, этапы постройки, причем фараон, как водится, действует в одиночку, в крайнем случае пользуясь помощью богов. Нижеследующий рисунок показывает, как владыка распахивает отведенное под строительство поле.

Но, конечно, главная обязанность фараона – воевать. Потому я еще раз выхожу к одному из пилонов и рассматриваю батальную сцену. Выполнена, она, впрочем, в традиционной манере, точно так же изображался фараон-победитель на пилоне луксорского храма, построенного на добрую тысячу лет раньше храма Хора в Эдфу.

Врагам остается лишь жестами просить у владыки пощады. Судя по выражению лица победителя, проявлять милосердие он не намерен.

Пока туристы приобщаются к высокому искусству и к просвещающим душу знаниям, реставраторы не прекращают своей благородной работы:

Назад возвращались с тем же возницей на той же горемычной Азизе. Если по дороге из порта возница прельщал нас скоростью езды, то на обратном пути он пробовал смягчить наши сердца маленькой экскурсией по околопортовым улочкам и закоулкам.

Тщетно. Чаевые входят в стоимость поездки. А разводить себя мы, добропорядочные бюргеры, не позволим ни за что.

Храм бога Гора в городе Эдфу в Египте

Многие называют этот храм просто “Храм Эдфу”, и у многих туристов складывается ложное впечатление, что Эдфу является одним из многих древних египетских богов. Однако это не так, храм находится недалеко от города Эдфу, а посвящен он богу Гору, который в разные моменты истории Египта играл разнообразные роли.

Этот храм можно назвать одним из самых не древнеегипетских, как бы странно это не звучало. Дело в том, что он был построен уже в эллинистический период, когда Египтом правили потомки македонского полководца, близкого друга и соратника Александра (Великого) Македонского, Птолемея.

Строительство началось около 250 года до нашей эры, что по меркам древнего Египта “совсем недавно”. C этим и связана его великолепная сохранность, особенно надписей, которые являются самым ценным источником знания о древней письменности для египтологов.

В храме можно посмотреть не только классическую Египетскую письменность, но и древнегреческие черты, что, опять же, связано со смешением культур, которое произошло после завоевания Египта в 332 году. Чтобы читателю было лучше понятно, почему так произошло, мы совсем немного окунемся в эту часть истории страны.

В 332 году в Египет вошел Александр, которому не оказали никакого сопротивления, так как он устраивал местную знать и жречество гораздо больше, чем персы. Самая боеспособная часть египетской армии к этому моменту уже погибла в битве при Иссе, сражаясь на стороне Персии. В связи с этими обстоятельствами Александра провозгласили сыном бога Амон-Ра и фараоном.

Александр больше не появлялся в Египте, он провел всю жизнь в походах и умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры. К моменту смерти наследник Александра еще не родился, и без сильной власти империя развалилась.

Ее начали делить полководцы Александра, самым успешным из которых был Птолемей, служивший вместе с царем в отрядах тяжелой кавалерии, которых называли “гетайрами”. Выше вы видите кадр из фильма “Александр”, Птолемей на этом кадре крайний слева.

Более 20 лет после смерти великого полководца его соратники, которых прозвали “диадохами”, воевали друг с другом. Эта серия войн так и была названа “войны диадохов”, мало кто из тех, кто сражался вместе с Александром при Иссе и Гавгамеллах, пережил их.

Птолемей объявил себя фараоном Египта, и в этих войнах добился значительных успехов, присоединив к Египту Сирию и часть Палестины, остров Кипр и даже некоторые территории полуострова Малая Азия. На фото слева самый знаменитый бюст, изображающий Птолемея I Сотера.

Этого задела его потомкам хватило, чтобы править более 300 лет. Все последующие фараоны потомки Птолемея традиционно носили его имя. Последним был Птолемей XIV, его участь не завидна — он был отравлен. Хотя был еще Птолемей XV, но его сложно называть полноценным участником династии, он был сыном Юлия Цезаря и Клеопатры.

В этой династии всех цариц звали Клеопатрами, а знаменитая Клеопатра была по счету уже VII. Она тоже была фараоном, регентом при малолетних братьях и их женой, но женой только формальной.

История падения династии Птолемеев достаточно длинная, кровавая и грустная. Никто из последних представителей рода не умер своей смертью.

Храм бога Гора в Эдфу начал строить Птолемей III, а закончил строить Птолемей XII, а открылся храм для богослужений при Птолемее X. Мы понимаем, что вы уже устали от этого имени и больше его упоминать не будем, скажем только, что храм строился почти 200 лет.

После того, как греки стали управлять Египтом, они не стали препятствовать местной религии или навязывать египтянам свои верования. Греки нашли массу параллелей между богами, например, бог Амон-Ра считался одной сущностью с греческим Зевсом, а бог Гор, которому посвящен наш храм, считался воплощением бога Аполлона, повеливающего Солнцем.

В город Эдфу, обычно, туристы прибывают на корабле по Нилу, город находится в 100 километрах от Асуана вверх по течению. От берега реки храм Гора находится не так далеко, всего около одного километра, можно было бы пройтись пешком. Но, для туристов устраивают небольшое развлечение и везут на повозках, запряженных лошадьми.

Не обходится и без посещения небольшого рынка с очень назойливыми торговцами. После всех этих небольших приключений вы попадете к храму, до которого придется немного пройтись пешком.

Храм нельзя ни с чем перепутать, массивные каменные ворота, которые часто называют “пилонами”, хорошо сохранили древние надписи и рисунки, чего не увидишь на воротах (пилонах) ни в Карнакском храме, ни в Луксорском храме.

Еще до ворот вы можете увидеть черты греческой архитектуры.

Считается, что храм очень хорошо сохранился, хотя ваше собственное впечатление может быть немного другим. В 4-м веке уже во времена Римской империи богослужения древним богам тут были запрещены законом, и храм пришел в упадок.

Именно в это время были повреждены многие фрески. Ярые христиане пытались уничтожить лики богов, но надписи на древнем языке не трогали, и надписи сохранились почти полностью. Результаты религиозного рвения мы хорошо запечатлели на фото ниже.

Больше фото настенных надписей и рисунков смотрите в нашей галерее фото из храма Гора в Эдфу, нет смысла публиковать их внутри самой статьи.

Сразу после входа вы попадете на площадь с колоннадой, в которой тоже увидите много греческих “ноток”.

Важным место внутри центрального святилища является церемониальная лодка, символизирующая лодку, на которой Гор перемещался по Нилу. Тут много святилищ, каждой из которых посвящено либо своему богу, либо части знаменитой легенды о вражде Гора и Сета. По легенде, Сет был братом верховного бога Осириса. Сет обманул Осириса и убил его, чтобы занять трон. Гор, который чудесным образом был зачат уже мертвым Осирисом, отомстил Сету, а после победы основал город Эдфу.

Сказать точно о значении каждого святилища в храме мы не можем, так как даже у египтологов на это есть разные мнения.

Это место было заселено людьми очень давно, сам храм построен на месте другого храма, построенного фараоном Рамзесом III, на территории храма вы увидите руины ворот храма Рамзеса, вы легко их отличите по плохой (по сравнению с другими элементами) степени сохранности.

А храм Рамзеса, в свою очередь, был построен на месте более древнего храма, датируемого 3-й династии. Раскопки еще ведутся, и элементы зданий всех периодов еще до конца не раскопаны. Можно точно сказать, что богослужения на этом место проводятся уже более 4500 лет.

Бог Гор почитаем в Египте с очень древних времен, точно установлено, что ему поклонялись уже в додинастический период, когда Египет еще не был централизованным государством, а состоял из самостоятельных провинций, называемых “номами”.

Бога Гора изображают либо как человека с головой сокола, либо просто в форме сокола. Самая знаменитая на весь мир статуя бога находится именно тут, на площади храма, статуя 3 метра в высоту, она очень популярна для фотографирования у туристов. Две статуи стоят на входе в храм около ворот.

В разное время он был ответственен за разные аспекты жизни. Традиционно он является покровителем фараонов и царской власти, а сами правители являются воплощением его на земле. В разные периоды он считался и богом силы и войны, считалось, что он дарует мощь армии, греки даже ассоциировали его с богом Аресом, а в некоторые времена он повиливал Солнцем, греки его ассоциировали с Аполлоном.

Храм не очень большой, если сравнивать с Карнакским, всего 140 на 80 метров, вся экскурсия и свободное время на осмотр занимают около 2,5-3 часов, времени точно хватит, чтобы посмотреть на все поближе.

В городе Эдфу, кроме храма, есть еще достопримечательности, которые туристам не показывают, просто они не такие значимые, и в экскурсионную программу не входят. В 5 километрах от города есть древние пирамиды.

На первый взгляд, на пирамиду даже не очень похоже, но это королевская гробница, высота ее не более 5 метров, и сейчас уточняется, кто именно в ней похоронен. По основной гипотезе это усыпальница Хуни, фараона 3-й династии.

Цена билета

180 египетских фунтов. Текущий курс фунта смотрите в нашем обзоре «Деньги в Египте».

Часы работы

С 9-00 до 17-00. Без выходных.

Полезные советы

— Эдфу — это совсем не туристический город. Здесь доллары и евро возьмут далеко не везде, поэтому запасайтесь египетскими фунтами. Читайте нашу подробную статью «Обмен денег в Египте».

— Эдфу жаркий город. Конечно не такой жаркий как Асуан, но всё же. Не забывайте о безопасности на солнце: головной убор и закрытые плечи обязательно, крем от солнца желательно. О безопасности мы говорили в статье «Опасности в Египте»;

— И кстати. Лечение солнечных ожогов не покрывается туристической страховкой. Подробности в нашей статье «Страховка в Египте».

Смотрите больше фото в нашей галерее и читайте следующую статью об экскурсии по Нилу — храме Ком Омбо, а также другие интересные статьи о Египте (список статей ниже).

Храм Гора в Эдфу

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

Легенды

Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мертвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил свое законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешенный Гором Осирис остался править царством мертвых.

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

Архитектура и помещения

Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

lorien22

Итак, немного отдохнув, возвращаемся к египетским храмам. Закончив нашу прогулку по долинам Царей-Цариц-Наместников-Ремесленников, и доплыв до Исны, мы высадились на берег, и отправились в каретах к храму Эдфу – самому сохранившемуся с древних времен.

С карет у меня своих фотографий нет, но местный фотограф услужливо продал мне весьма красиво оформленную фотографию за несколько грошей. Пожалуй я ее поставлю – у меня тут очень счастливый вид.

Подъезжаем к храму.

Эдфу – второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского – http://lorien22.livejournal.com/368440.html, и самый крупный в честь Хора.

Во дворе, ведущем к храму, разумеется расположены сфинксы

По пути к первому пилону мы проходим мимо Маммиси

Маммиси – часть храмового комплекса в Древнем Египте, выстроенная в виде небольшого храма и находящаяся внутри окружающей главный храм стены, в правом внутреннем углу по отношению к пути сакральных процессий.

Уже здесь видно потрясающие рельефы и украшения, и можно понять, что нас ждет впереди

А ждет нас, немного немало, один из самых красивых храмов Египта, и уж точно самый впечатляющий.

Эдфу занял седьмую строчку в списке моих любимых моментов Египта – http://lorien22.livejournal.com/361528.html

Выше из храмов поднялись только Мединет Хабу – http://lorien22.livejournal.com/363683.html, потому что он был первый, и Абу-Симбел, потому что он самый крутой.

И вот, наконец, выходим на площадь перед первым пилоном

Конечно, количество туристов напрягает, но первый пилон Эдфу – это что-то невероятное

Уже тут начинаются рельефы. В Эдфу я видел самые красивые рельефы в своей жизни.

Как я уже говорил, храм Эдфу построен в честь бога Хора

Поэтому на входе расположены статуи соколов

Хорус, площадь и Маммиси

Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр

Культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

Входим внутрь храма

Раз уж я упомянул об этом – храм Эдфу существовал с древних времен, но был отстроен заново при Птолемеях (между 237 и 57 годами до н.э.)

С древних времен сохранился только наос, на котором изображены картуши Нектанеба II

Кроме Эдфу, Птолемеи также отстроили храмы в Дендере, Исне – http://lorien22.livejournal.com/368848.html, Ком Омбо и Филах. К сожалению, из них мы посетили только Ком Омбо, о котором будет мой следующий пост. Филы я видел издалека, а остальные вообще нет. Увы, нельзя объять необъятное.

Пилон, как мы видим, украшен надрисями и изображениями со всех сторон – как с внешней, так и с внутренней.

Ну а теперь войдем внутрь, и начнем офигевать. Как от колонн

Так и от рельефов

Еще немного колонн

И колонны (посмотрите какие цвета, и представьте себе, как это выглядело тысячи лет назад)

Входим во внутренние залы

И продолжаем рассматривать рельефы

Мне у них очень шапочки нравятся. Я уже про это как-то рассуждал, когда был в Мемфисе, столице Древнего Египта – http://lorien22.livejournal.com/362124.html

Рельефов тут неверотяное количество

На всех стенах храма Эдфу, и внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения

Миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом

Отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи, и так далее.

Еще немного корабликов

Один из внутренних залов

В общем, мы получили неплохое представление о внутренних рельефах. Во второй части я покажу внешние стены – это пожалуй даже круче. А пока зайдем в святая святых.

Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Рейтинг: / 2
Вокруг Света 18.02.2017 11:16 Дата публикации Атлас Просмотров: 3718

Один из самых таинственных памятников, оставленных нам древнеегипетской цивилизацией. Храм бога Гора в Эдфу сооружен буквально в последние годы существования Древнего Египта. Что это? Предупреждение? Прощальное напоминание? Едва ли тогдашние цари не замечали тех изменений, что происходили вокруг. Но тем не менее храм построили, причем в качестве объекта культа выбрали именного бога Гора, чья роль в пантеоне египетских богов тоже не совсем ясна. Храм Эдфу был все так же колоссален, как и более ранние постройки, но прослужил по своему прямому назначению относительно недолго.

ПРОЩАЛЬНЫЙ ДАР ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дата окончания строительства указывает на то, что храм Гора в Эдфу — одно из самых поздних сооружений египетского зодчества.

На половине пути между Луксором и Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это — исторический памятник, в древности — город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу — его нынешнее арабизированное название.

В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз — светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.

В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов — порождение тьмы.

Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался — Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьем представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим Аполлинополем (Apollonopolis Magna).

В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине Нила, шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль как близкий сосед Нубии.

Но славу городу принес храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма.

Благодаря в том числе массивности конструкции и удаленности от крупных городов эта колоссальная постройка — вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив — оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.

Птолемеевский храм Гора поставили примерно в километре к западу от Нила, на месте снесенного более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII в. до н. э.), который, в свою очередь, был сооружен на месте еще более древнего храма времен Тут-моса III (XV в. до н. э.). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 г. до н. э. В 142 г. до н.э., при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки — в 57 г. до н. э., при Птолемее XII Неосе Дионисе.

Четыре века в храме шли службы, но после 391 г., когда римский император Феодосии I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Еще до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи.

В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 г., когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821-1881 гг.), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребен под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.

В середине XIX в. Мариет не без труда получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося ученого храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были также остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.

Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всем следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде чем попасть в святилище.

В эпоху Древнего Египта в храм допускались лишь посвященные: великие жрецы — слуги бога и фараон, приравненный к богу.

Храм начинается массивным вход-ш ным пилоном — башнеобразным сооружением в форме усеченной пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царем и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.

За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трехметровое, из черного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от еще более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Се-ментау (около 1650 г. до н. э.).

Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора — сына Осириса и Исиды. Здесь же — знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя подвору.

Из двора попадают в Первый гипостильный 18-колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека — на стену нанесен каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.

Второй гипостильный 12-колонный зал меньшего размера именуется прецессионным. В данном случае под процессом понимался ритуал изготовления мазей и бальзамов. То есть это была лаборатория с нанесенными на стены рецептами благовонных составов.

Отсюда проходят сначала в зал Нила, затем — в зал приношений с жертвенником и только потом — прямо в святилище. Вдоль его стен, отделенные узким коридором, находятся десять часовен разных божеств.

В центре стоит церемониальная лодка — символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос — центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с кар-тушами фараона Нектанеба I, правившего в 380-362 гг. до н. э.

Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нем и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа — выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчет о строительстве, и календарь, снабженный списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних — обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.

Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.

■ Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея. Его увлеченность Древним Египтом выразилась еще и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.

■ Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Хора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».

■ Утро в храме начиналось с того, что фараон — или верховный жрец от его имени — разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.

■ Маммисий — небольшая постройка в храмовом комплексе для содержания рожениц и недавно родивших женщин. На рельефах изображены сцены рождения Харсомтуса — сына Гора и кормления его Хатхор Дендерской.

■ Ниломер — сооружение для измерения уровня Нила, довольно большое, сложенное из камня и напоминающее колодец с лестницей.

■ После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени практически не было. Археологические раскопки показали, что город нашел интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.

■ В 1893 г. профессор Московского университета и историк искусств Иван Цветаев (1847-1913 гг.) выступил с инициативой создания Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Церемония закладки состоялась в 1898 г., здание было закончено в общих чертах в 1904 г. В поисках образца при оформлении Египетского зала музея профессор Цветаев, уже его директор, отправился в Египет, чтобы познакомиться
с древней архитектурой. Впоследствии он писал, что именно в храме Гора в Эдфу нашел форму зала, «как нельзя лучше подходящего к нашим размерам».

■ Храм Гора (III-I вв. до н. э.): пилон; Большой двор; Первый гипостильный зал; дом Утра; библиотека; Второй гипостильный зал; сокровищница; залы: Центральный, Нила, Благовоний, Приношений, Нового года, Тканей, Божественного трона, Запада, Победы; Святая святых; гробница Осириса; часовни: Мина, Осириса, Хонсу, Хатхор, Ра, трона.
■ Прочие постройки: некрополь (3 тыс. до н. э.), остатки храма (эпоха Рамсеса III, около 1185-1153 гг. до н. э.), руины маммисия (эпоха Птолемея III Эвергета, 246-221 гг. до н. э.), Ниломер, остатки жилых кварталов.

Общая площадь: 10 823 м2.
Размеры храма : длина — 137 м, ширина — 79 м, высота пилонов — 36 м.
Внутренний двор: длина — 47,25 м, ширина — 42 м.
Высота над у. м.: 86 м.
Население (г. Эдфу): 133 772 чел.(2012 г.).
Удаленность: 115 км к Ю. от Луксора, 105 км к С. от Асуана.

Местонахождение: Ю.-В. Египта.
Административное местонахождение: район Эдфу, мухафаза Асуан. Построен: 237-57 гг. до н. э.
Язык: египетский диалект арабского языка.
Этнический состав: египтяне.
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: египетский фунт.
Аэропорт: международный Каир.

Храм Гора в Эдфу в Эдфу — подробная информация с фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Храм в Эдфу – самый большой храм в честь бога Гора

По дороге между Ассуаном и Луксором находятся три древнеегипетских храма прекрасной сохранности, которые посещают многочисленные туристы, путешествующие по Нилу. Это храмы Ком Омбо, Эсна и Эдфу. И сегодня мы заглянем в храм Эдфу, посвященный одному из главных богов древнеегипетского пантеона – богу неба и солнца Гору. Это второй по величине храм в Египте и самый большой из тех, что посвящены данному богу.

В Древнем Египте современный Эдфу именовался городом Бехдет, и тут издревле почитали бога Гора и находился его храм (при фараонах XIX династии в XIII веке до н.э.). Затем на этом месте было здание эпохи последнего чисто египетского фараона Нектанеба II, от него остался небольшой кусок стены в святилище нынешнего храма. И в более позднее время при династии Птолемеев храм был отстроен заново. Строительство его было начато в 237 году до н.э. при Птолемее III Эвергете. Открыт храм в конце I века до н.э. при Птолемее X Александре, а окончательно строительство завершилось только в 47 году до н.э. при Птолемее XII Неосе Дионисе.

Фото храма 1905 года

После запрета языческих культов на территории империи храм был оставлен и даже частично разрушен, но время, пески и наносы Нила его сохранили. Когда в Египет вторглась армия Наполеона, то на месте храма торчали только верхушки его ворот-пилонов, а их высота составляет 36 метров. В 1860 году французские археологи вернулись к храму, чтобы его раскопать. С тех пор храм в Эдфу один из самых известных храмов Египта, по его подобию даже был оформлен Египетский зал в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Украшение пилона и план храма

Современный египетский город Эдфу расположен точно посредине между Луксором и Асуаном на левом берегу Нила. Тут же находится мост через реку, и в сторону Красного моря на Марса-эль-Алам уходит дорога. Большой комплекс храма находится на окраине города, немного в стороне от берега реки.

План территории комплекса

План храма

Вход на территорию храмового комплекса

Перед входом в сам храм сохранялись своеобразные ворота – вход на территорию комплекса

Слева от входа на территорию сохранился Маммисий – часовня рождения. Дело в том, что египетские боги – это семейные люди, у всех основных была жена и ребенок, по этому принципу древнеегипетский пантеон даже делится на триады. И когда египтяне поклонялись какому-то богу, то они поклонялись и его жене, а также ребенку. Поэтому данный храм посвящен Гору (Хору) и его жене Хатхор. А в позднее греко-римское время при храмах стали появляться небольшие храмы в честь таинства рождения их детей. Конкретно у Гора их было четверо, поэтому не расшифровывается кому именно посвящен, тем более его дети были достаточно малозначительными богами. Они отвечали за органы умершего человека, которые доставались из тела при бальзамировании и хранились отдельно в сосудах с головами, символизировавших этих детей (с головой павиана, сокола, шакала и человека).

При таких небольших храмах также происходили церемонии, посвященные рождению детей богов. Обратите внимание, что над колоннами Маммисия изображено некое существо. Это Бес – собирательный образ небольших божеств и духов, помогавших богам. В данном случае они помогали при рождении детей и оберегали новорожденных от злых сил. Изображались бесы как маленькие человечки с бородой и высунутым языком, на коротких ножках

Маммисий

Изображения Беса в Лейденском музее древностей

Вход в Маммисий

Внутри Маммисия или Часовни рождения видно, что большинство изображений человеческих фигур выбито, так, скорее всего, египетские христиане избавлялись от идолов. Видно, что работа эта была начата на входе, продолжена в колонном дворе перистиле, а на сам храм сил уже не хватило, там изображения сохранились нетронутыми

э
Внутри Маммисии

Вход в комплекс

И вот мы перед пилоном – воротами в храм. Хоть он и не очень древний, зато прекрасно сохранился. На нем изображен Птолемей Неос Деонис с поверженными врагами в качестве подношений Гору и Хатхор. Выше изображена процессия представителей разных народов, несущих богам дары. Справа сразу за пилоном можно найти следы более древнего пилона, обращенного перпендикулярно в другую сторону, это следы первого храма, построенного фараонами Рамзесом I и II и Сети I

Пилон

Внутри пилонов есть лестницы, по которым можно подняться наверх, но для туристов эта функция недоступна

За воротами следует внутренний двор с колоннами – перистиль. Его украшают 32 колонны, а на стенах рассказано о строительстве храма

Размер храма – 137 на 79 метров

Перистиль

Пилон с внутренней стороны

На входе в храм гранитные соколы – символы бога Гора

Уже в храме мы попадаем в гипостильный зал с двумя рядами колонн. Справа от входа библиотека, на стенах которой указан ее каталог. Слева похожее помещение для молитвы фараона

Первый гипостильный зал и небольшая библиотека

Следом за первым гипостилем идет второй зал – процессионный, он меньше, в нем также 12 колонн, но в 3 ряда

Вход во второй гипостильный зал

Второй гипостиль

Во втором гипостильном зале по бокам существует несколько комнат, богато украшенных рисунками и иероглифами. Одна из комнат была чем-то типа аптеки храма, тут на стенах указаны рецепты различных мазей и снадобий

За гипостильным залом находится что-то типа небольшого вестибюля перед входом в главную часть храма. Здесь находился жертвенник, но сейчас единственная функция этого зала в том, что по обе его стороны находятся лестницы, ведущие на крышу храма

Переход в зал с лестницами

Однако к лестницам мы еще вернемся и перейдем сразу в алтарную часть храма

Алтарная часть

В этой части храма главная комната в центре содержит алтарь в честь Гора, а также деревянную солнечную лодку

Алтарь

Солнечная лодка

Украшение лодки

Попасть внутрь алтарной комнаты нельзя. ну, как нельзя – она огорожена, однако хитрые смотрители всем туристам предлагают пройти внутрь. Но стараются делать это незаметно для них, чтобы их услуга казалась наиболее ценной. Собственно, вас на 20-30 секунд запускают в святая святых, а потом просят бакшиш. Нормально в этом случае дать примерно по доллару (20 фунтов), Но дать нужно каждому (их двое), поэтому смотрите, насколько это вам нужно, внутри особо ничего нет, да и времени разглядывать у вас не будет

По периметру главной алтарной комнаты находится 10 боковых помещений (некоторые из них двойные), посвященных различным божествам

Комнаты вокруг алтаря

Здесь у некоторых рисунков даже сохранилась краска

Отверстие в потолке

Здесь на потолке обитают летучие мыши – обычное явление для древнеегипетских храмов

Много мышек на потолке

Однако мы возвращаемся в промежуточный зал, чтобы подняться по лестнице на крышу

Лестница слева прямая, но выход на крышу там, к сожалению, закрыт

А вот лестница справа выводит на небольшой участок крыши

Одни из первых посетителей храма

У данной лестницы несколько входов внизу

По крыше данного храма, к сожалению, побродить особо не удастся, в отличие, например, от храма в Абидосе

Какая-то часовня на крыше храма

Крыша храма

Также из колонного двора гипостиля можно обойти храм по периметру, между стеной храма и самим храмом есть узкий проход, также богато украшенный различными рисунками и надписями

Слева на стене расписаны победы Гора над различными врагами, включая Сета

Какой-то список

Проход к Нилометру

Также храм можно обойти и по периметру всей территории

Стена храма

Тут не совсем понятно, что было за стенами храма. Возможно тут была еще одна внешняя стена, уже за которой начинался город. И тут видны основания множества небольших зданий, а уже между двумя стенами современные египтяне сделали что-то типа небольшого археологического парка

Если во время посещения храма будете останавливаться в Асуане, то рекомендую там для ночлега небольшой отель в нубийском стиле Ashry Narty. В Луксоре же лучше всего остановиться во дворце Al Moudira Hotel

Эллинистический период. Храм Гора в Эдфу – История архитектуры

В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».

В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.

Большое строительство велось в Египте и после смерти Александра, при его преемниках—царях македонской династии Птолемеях.

Стремясь к укреплению своей власти на покоренной территории, Птолемеи (323— 30 гг. до н. э.) всемерно поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. В архитектуре этих храмов возрождались традиции древнего искусства Египта.

Эллинистический период. Эдфу. Храм Гора. План: 1 — пилон; 2 — двор; 3 — входной зал перед гипостильным залом; 4 — гипостильный зал; 5 — святилище

Строительство храма было начато в 237 г. до н.э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора — пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни — расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Сооружение основной части храма — святилища и гипостильного зала — закончилось при Птолемее IV в 212 г. до н.э. Дальнейшее строительство было временно прекращено, и до 147 г. до н.э. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями, покрывшими все его наружные и внутренние стены.

Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. до н.э. Его преемники, Птолемеи X, XI и XII, окружили храм внешней стеной, закрыв при этом его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н.э., при Птолемее XIII, закончились последние отделочные работы. Несмотря на долгий срок строительства, храм Гора обладает цельностью композиции.

Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м при ширине 76 м. Боковые стены пилона слегка наклонны, что еще сильнее подчеркивает устойчивость и массивность сооружения. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, соединенных друг с другом широким карнизом, проходящим над входом. В центре карниза помещен солнечный диск, фланкированный с двух сторон изображениями змей.

Справа и слева от входа находятся по две прямоугольных в сечении ниши со специальными креплениями для мачт и флагов. Рельефы, покрывающие всю поверхность пилона, расположены симметрично, причем рельефы правой башни повторяют рельефы левой. В нижнем ряду обеих башен изображены фараон Птолемей XIII, занесший меч над поверженными врагами, бог Гор и богиня Гатор. Над ними помещены сцены приношения даров. Рельефы храма Гора, подобно древнеегипетским рельефам, сохраняют разномасштабность. Фигуры фараонов и богов во много раз превосходят по величине все остальные персонажи.

Уже со времени Нового царства поверхность пилонов покрывалась гигантского размера композициями, выполненными в технике углубленного рельефа. В эпоху эллинизма эти рельефы приобретают еще большую сочность, контуры становятся глубже и, тем самым, усиливается пластичность. Этой особенностью отличаются все эллинистические рельефы. Пластичность поражает нас в композициях храма Гора в Эдфу и в особенности в прекрасном храме Исиды на острове Филе.

За пилоном тянется двор, обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 32 колонн. Колонны эти не были одинаковы по своему внешнему виду. Почти все капители колонн двора храма в Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных, симметричных половинах двора. В глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя самого бога Гора в образе величественного сокола.

За двором расположен входной зал, архитектуре которого было уделено особое внимание. По сравнению с храмами Нового царства во входном зале храма Гора увеличилось число рядов колонн. Вместо обычных для предшествующего периода одного-двух рядов колонн здесь их три ряда. Выходящий во двор фасад входного зала разработан очень богато. Он трактован как пилон, на оси которого находится вход в зал. Стены пилона, имеющие боковой наклон, обведены тонким валиком. 18 колонн входного зала имеют гладкие круглые стволы и капители в виде открытой чашечки цветка.

На противоположной входу стене входного зала создан путем незначительного утолщения стены декоративный пилон. За расположенным в центре пилона входом находится гипостильный зал. Этот зал гораздо скромнее предшествующего ему входного зала. У него всего 12 колонн, более низких, чем колонны входного и переднего залов; колонны размещены в три ряда. Как входной зал, так и гипостильный освещались верхним светом через отверстие в крыше.

Проход, расположенный в центре гипостильного зала, вел в святилище. Оно состояло из центрального прямоугольного в плане помещения и окружавших его с трех сторон небольших комнат, служивших святилищами дружественным Гору богам. Возле задней стены центрального помещения стоит высеченный из темно-серого базальта наос со статуей божества. Крышу наоса увеличивала небольшая пирамидка.

Различные архитектурные формы, утратив свое первоначальное значение, получили в храме эллинистического Египта чисто декоративное применение.

Наиболее характерная особенность храма Гора в Эдфу, отличающая его от храмов Нового царства, — наличие стены, возведенной вокруг храма параллельно стене, окружающей помещения входного и гипостильного залов и святилища. Вторая стена скрывала от посетителей рельефы, расположенные на наружной стене храма, и делала храм еще более недоступным для большинства посетителей.

Храм Гора в Эдфу известен очень важной надписью, высеченной на внутренней стороне ограды храма. В ней сообщается, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую сочинил жрец Имхотеп Великий — «Великий сын бога Пта». Эта надпись свидетельствует о том, что существовали, как полагают, специальные письменные руководства для зодчих, передаваемые из поколения в поколение. Изучая эти руководства, мастер осваивал основные традиции и принципы египетского искусства. Характерно при этом, что подобные правила писались, в большинстве случаев, в эпоху эллинизма, т. е. в то позднее время, когда многие традиции уже забылись и мастеру требовалось постоянно обращаться к их изучению.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]