Кирилловская церковь в Киеве
Десятки, а может и сотни тысяч киевлян ежедневно видят кресты и грушевидные купола этого сооружения сквозь окна транспорта. Для большинства оно является лишь фоном между станциями метро – «Дорогожичи» и «Петровка». Для некоторых это ориентир, указывающий на место пересечения крупных транспортных артерий – улиц Елены Телиги и Фрунзе. Многие знают название этой церкви, но очень мало тех, кто действительно понимает, какое уникальное сооружение видят ежедневно. Мало кто знает, что это настоящий шедевр архитектуры и сокровищница бесценных произведений искусства.
Когда душа или простое любопытство позовут вас в Кирилловскую церковь, то знайте: заходить в храм надо будет по ступенькам вниз, где-то на полметра ниже того уровня, где обычно ходят горожане и ездит городской транспорт. Следовательно, сойдя к порогу церкви, вы сразу окажетесь. в XII веке. То есть спуститесь на тот культурный слой рельефа, на котором стояли древний Киев и его окрестности.
Уникальность этого храма – в его подлинности. После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и, в придачу, сберегший древнерусскую живопись. Вокруг храма разворачивались трагические события многих столетий, самые тяжелые их которых пришлись на ХХ век, но Кирилловская церковь на холме стоит незыблемо, сохраняя свою гордую «осанку» храма-крепости. Можно сказать без преувеличения, что об нее буквально «разбиваются века».
Прошлые поколения киевлян оставили нам пещерные ходы от Кирилловского монастыря на севере до урочища Церковщина на юге. Уже в эпоху средневековья распространялись поэтические легенды о том, как, войдя в пещеры в Киеве, можно было выйти в Чернигове, Смоленске, Любече, Печоре.
В отличие от многочисленных ходов, прорытых монахами под Киево-Печерской Лаврой, происхождения кирилловских пещер до сих пор не до конца выяснено. И нет ничего удивительного в том, что для многих поколений киевлян эти пещеры окутаны тайной. Так, в частности, существовали легенды об огромном сокровище гетмана Мазепы, скрытый где-то поблизости Кирилловской церкви. Замечая дыры в черноземе на крутых склонах, отчаянные искатели клада расчищали завалены ямы. Конечно никто никакого клада не нашел, но у ученых-археологов все еще впереди.
Другая, более древняя легенда, утверждает, что именно здесь с древнейших времен жил киевский змей и лаз змея был настолько глубоким, что вел до самого ада. По одной из версий Змея победил известный Кирилл Кожемяка, по другой – былинный богатырь Добрыня .
Существует и третья версия – Змея не убили, только загнали глубоко под землю, в норы под Днепром. Сказочное существо убегало от богатыря, и, убегая, прорыло глубокий лаз. Змей якобы затаился в пещерах, над которыми стоит сейчас Кирилловская церковь, и спит там уже много веков .
Легенда является легендой, но вовсе не легендарные большевики залили пещеры под Кирилловской церковью бетоном. Боялись они чего-то, те, которые не верили ни в кого и ни во что .
Дореволюционная фотография церкви — с колокольней, снесённой в советское время.
Действительно, под церковью расположено очень много пещер, в которых в позднем палеолите жили люди.
Это доказал известный археолог Викентий Хвойка, открыв в 70-х годах XIX века Киево-Кирилловскую пещерную стоянку первобытного человека. В большой пещере, скрытой под слоем отложений, Хвойка обнаружил остатки 60-ти мамонтов, а также кости и зубы носорогов, пещерных медведя и льва. Но в XII веке не знали о существовании пещер в толще холма – за тысячи лет входы в них засыпались и заросли. Если бы Хвойка жил на 800 лет раньше – не видать бы нам сегодня Кирилловской церкви. Над пещерами такой большой храм никогда не построили бы.
Кирилловская церковь была возведена в середине XII века на далекой тогда окраине древнего Киева — в сельце Дорогожичах. Почему же «спряталась» она именно здесь, на окраине древнего Киева?
Так решил князь Всеволод Черниговский, а впоследствии уже и Киевский – после того, как силой взял город в княжение в нем Вячеслава, в 939 году. Именно на этом Дорогожицком плацдарме происходили бои за Киев, именно здесь земля была кровью полита, костьми устлана. Однако, зайдя в Киев, Всеволод как великий стратег понимал: он взял не свое, поэтому и другие князья тоже пойдут на него, скорее всего со стороны Дорогожичей – лучшего плацдарма для наступления.
Что в такой ситуации надо сделать? Укрепить плацдарм. А как? Построить на нем церковь-крепость. Поэтому Кирилловская церковь – не просто сакральное сооружение, она с самого начала выполняла двойную функцию: сакральную и фортификационную. Поэтому храм имеет очень прочные стены. А на втором этаже – еще и окошки, очень похожие на бойницы. Словом, есть все признаки того, о чем в разное время писали исследователи: церковь-крепость, она стала логичным шагом Всеволода к укреплению окрестностей Киева.
А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь особо стоит упомянуть о том, что культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века. Именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.
Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусского «Слова о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода, основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в ХV веке, во времена польско-литовского нашествия, церковь и могилы в ней были разграблены.
А в 1240-м Киев разрушили монголо-татары. Кирилловская церковь была ограблена, но осталась целой.
Судьба Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года по XVI вв. неизвестна. В 1530 году, уже в Литовские времена, был составлен предельный акт земельных владений монастыря.
После Люблинской унии 1569 года на Украину началось массовое наступление католической церкви. В 1595 году среди многочисленных монастырей Киева лишь два остались православными – Киево-Печерский и Кирилловский. Эти обители защитили запорожцы и князь Константин Константинович Острожский.
Под конец XVI в. в Киеве начали селиться запорожские казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалеку от Кирилловского монастыря появился новый район – Куреневка. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не смогли допустить превращения своего храма в униатский.
В 1605 году на средства Острожского был произведен ремонт монастыря: починили стены и крыши зданий.
В первой половине 17 века монастырь изменил посвящение – он стал Свято-Троицким. Святая Троица, очевидно, была гораздо ближе казакам, чем египетский святой Кирилл.
Во времена Освободительной войны и Руины монастырь неоднократно опустошался. До конца его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году.
В период с 1687 по 1697 гг. произошло восстановление монастыря. Средства выделил гетман Иван Мазепа, а руководил работами тогдашний игумен Иннокентий Монастырский. За особые заслуги Иннокентия Монастырского похоронили в Кирилловской церкви (в то время она уже была Троицкой Кирилловской), у самого алтаря.
После Смерти Монастырского игуменом был Даниил Туптало – будущий святой Дмитрий Ростовский. В Троицкой Кирилловской церкви похоронили его отца – сотника Савву Туптало – и трех сестер.
В 1734 году в Троицком Кирилловском монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки монастыря, а также сильно повредил Кирилловскую церковь. Восстановление началось в 1748 году и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный украинский зодчий – Иван Григорович-Барский.
Монастырь возродился с совершенно новым лицом. Появились каменные кельи, корпус архимандрита и трапезная-церковь святого Василия. Вокруг монастыря выросла оборонительная стена с четырьмя угловыми башнями. В систему стен вошла Благовещенская церковь-колокольня. Это было одно из лучших произведений Григоровича-Барского, но, к сожалению, оно не сохранилось. Красавицу-колокольню разрушили в 30-е годы прошлого века. Не сохранились и другие здания. Из всего монастырского комплекса уцелели лишь Кирилловская церковь и одна угловая башня с куском стены.
Кирилловскую церковь Григорович-Барский превратил в барокковый шедевр. Интерьеры храма расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской Алимпия Галика.
Кирилловскя церковь на старой фотографии, 1905-й год
В 1784 году Троицкую Кирилловскую церковь посетила императрица Екатерина II. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах церкви, со стихами во славу войска запорожского. Живопись Екатерина приказала забелить, а обитель закрыли. В монастырских постройках была размещена больница для душевнобольных. На территории построили новые больничные корпуса для «буйных». А в Кирилловской церкви служили только панихиды.
Кирилловская церковь до сих пор во многом остается для нас загадкой. Она еще не открыла всех своих тайн. Например, в церкви есть очень интересный потайной ход, аналогов которому нигде в мире нет: в южной апсиде проложен лаз в стене с выходом над иконостасом. Зачем? Многие исследователи задавались этим вопросом.
Когда с уважением и любовью обращаешься к этой достопримечательности, то она с удовольствием отвечает на все поставленные тобой вопросы. Она сама несет в себе всю информацию, нужно только уметь прочесть ее – через фрески, архитектуру, потайные ходы..
В чем же кроется уникальность Кирилловской церкви?
Прежде всего – в ее аутентичности. После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и, к счастью, сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер.
В 80-х годах ХІХ века в церкви осуществлялись реставрационные работы под руководством профессора Петербургского университета, известного искусствоведа А.В. Прахова. От многовековых наслоений штукатурки и живописи были открыты уникальные древнерусские росписи.
На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних сакральных памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.
Подписи к фрескам написаны на славянском языке. Это свидетельствует о том, что расписывали храм русские, а не греческие художники (как например, в Софии Киевской).
Одну из фресок Кирилловской церкви – «Ангел, который свивает небо», считают едва ли не лучшим образцом монументальной живописи всего периода Княжеской эпохи.
«Ангел, который свивает небо»
Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником портретной живописи того времени.
В местах, где фрески не сохранилась, экспонируются масляные росписи ХІХ века, выполненные преподавателями и учениками киевской рисовальной школы Н.И. Мурашко.
Кроме того, в храме можно увидеть работы выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля. Наверное, это единственные в жизни живописца монументальные росписи, существующие вместе в таком качестве и в таком количестве.
В Киеве Врубель познакомился с киевскими мозаиками и фресками, работал над изучением всего круга древнерусской монументальной живописи, что и помогло ему выполнить впечатляющие монументальные композиции, которые украсили стены старинного Кирилловского храма. Кирилловские работы Врубеля составили золотой фонд в художественном наследии выдающегося мастера.
М. Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов.
1884 г. живопись маслом. Потолок хор
Самой грандиозной работой Михаила Александровича в тот период стало “Сошествие Святого Духа” – работа, расположенная на хорах храма. Оригинальная роспись на этом участке свода была полностью уничтожена временем. И тут во всей мощи проявился талант Врубеля. Без картонов, без эскизов – он создал грандиозную монументальную композицию. В ликах апостолов угадываются черты современников Врубеля. Он писал их с представителей интеллигенции и духовенства Киева, с которыми общался во время своего пребывания в нашем городе.
Правда, следует заметить, что эта манера письма сильно отличается от православных росписей средневековья. Многие современные исследователи церковных росписей и икон справедливо указывают на тот факт, что за несколько сотен лет в церковное искусство было привнесено слишком много человеческого, страстного, и этим позднее письмо в духовном смысле несомненно уступает письму старому.
Там же, на хорах, Врубель создал композицию “Ангелы с лабарами”, образы Соломона, Моисея.
“Ангелов с лабарами” изобразить было весьма непросто. Пространство капеллы, где находится роспись, крайне тесное. Поэтому художнику пришлось, стоя на лесах, сначала сделать верхнюю часть ангелов, а потом, лежа в самой неудобной позе, дописывать нижнюю часть композиции. Когда леса сняли – он сам удивился тому, насколько точно совпали две половины работы.
Ангелы с лабарами. Кирилловская церковь. 1884 г.
Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А.Прахова, М.Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.
По силе эмоционального воздействия более всего удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Известно, что написан этот образ с живого человека — с жены профессора Прахова Эмилии Львовны, в которую Врубель был влюблен.
Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров — женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Надгробный плач. Кирилловская церковь. 1884 г.
Последней работой, сделанной художником в Кирилловской церкви, стал “Надгробный плач”. Cтоя пред ней, спустя годы, он скажет: “Вот, в сущности, то, к чему я должен был вернуться”.
Михаил Врубель уехал из Киева 1889 году. Но не раз сюда возвращался. Здесь похоронил сына. Здесь думал над своей жизнью.
Возле ниши аркасолии, в которой экспонируется “Надгробный плач”, установлена скульптура, изображающая сидящего Врубеля. Автор, скульптор Валиев, с невероятной выразительностью сумел передать творческую натуру великого художника. Лёгкий наклон головы, напряженно сжатые руки, натянутая, как струна, фигура мастера – всё свидетельствует о колоссальном творческом порыве.
В советское время Совет Народных Комиссаров УССР в 1929 г. ввиду большого исторического и культурного значений сохранившихся сооружений объявил территорию бывшего Кирилловского монастыря государственным заповедником. С этого времени Кирилловская церковь для богослужений была закрыта. Монастырские сооружения планировали передать под музей: в колокольне намечалось устроить музей киевского архитектора И.Григоровича-Барского.
Однако этим относительно гуманным намерениям было не суждено воплотиться. В 1937г. каменная монастырская стена с великолепными угловыми башнями в стиле украинского барокко была разобрана на кирпич для строительных нужд. От бывших монастырских сооружений сохранились только два дома, да и те много раз перестраивались.
Во время Великой Отечественной войны, по рассказам очевидцев, на территории Кирилловской больницы ставили опыты над военнопленными. Всего на территории больницы за годы войны и немецкой оккупации погибло более 600 человек. В 1941-1942 гг. в Кирилловской церкви было возобновлено совершение Богослужений. Затем в храме размещался склад оптического стекла.
24 августа 1963 г. Совет Министров УССР объявил Кирилловскую церковь XII столетия и башню с монастырской стены XVIII века архитектурными памятниками Украины.
Сейчас Кирилловская церковь входит в состав государственного музея-заповедника София Киевская.
Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.
Даже если вы сами решите осмотреть Кирилловскую церковь – вам гарантированы сильные впечатления, конечно, при условии, что вы интересуетесь историей и цените древние памятники. Но лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода – это можно сделать прямо на территории монастыря. Каждая фреска в храме имеет свою историю и свое значение, и лучше, чем специалист – этого не расскажет никто.
Киев богат церковно-архитектурными сокровищами. Какие-то его знаменитые храмы то разрушались, то снова возводились уже в новейшие времена, а какие-то прошли через многовековую историю, сохранив память о многих веках и архитектурных стилях. К таким храмам относится и Кирилловская церковь.
Почему именно она сохранена для нас, кто знает? Мы должны лишь радостно принимать эту данность и сохранять дошедшее до нас достояние духовности и святости нашего Отечества.
. Проходят дни, годы, века . Меняется время. Каждая грядущая эпоха несет в себе веяния нового времени. Не всегда хорошие . Современные люди живут новым реалиям, часто забывая добрые сказки и старинные легенды.
Кирилловская церковь у многих сейчас ассоциируется исключительно с больницей для душевнобольных им. Павлова, расположившейся в бывшем монастыре. Не течет уже под холмом быстрая река Почайна, зато стоит, будто воплощение человеческого невежества, большая автозаправка .
Но, несмотря ни на что, поднявшись над миром материальным, возвышается церковь, построенная в XII в. в честь Св. Кирилла. . Прекрасная и гордая стоит она в своде солнечных лучей, тщательно оберегая свои тайны. И какая-то неуловимая загадка кроется в темных глазах красивой женщины, вышедшей из-под кисти мечтателя Врубеля .
Кирилловская церковь, 12 век – одна из древнейших сохранившихся церквей Киевской Руси. Врубель.
Одной из самых заметных страниц в истории Кирилловской церкви была вторая половина 19 века. Сначала в 60-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи.
К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых были ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель.
Космос
Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый — в Академии того времени упор делали на античность.
Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя и рассказы искусствоведа, объехавшего весь юг Европы в поисках древностей, в полном распоряжении Михаила.
Пророк Моисей
Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы византийского и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики 11-12 веков в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.
«Ангелы с лабарами»
Врубель работал в Кирилловской церкви с мая по ноябрь 1884 года и написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску 12 века с изображением Архангела Гавриила, от которой остался только процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.
Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай.
«Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, фото из сети.
Одной из самых сильных работ Врубеля в храме считается “Сошествие святого духа», занимающее свод хор.
Говорят, что персонажей для “Сошествия Святого Духа” Врубель писал буквально с натуры: современники узнали на стенах храма священника Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова.
Остальные ангелы были списаны с пациентов Кирилловской психиатрической лечебницы, известной сегодня как психоневрологическая больница №1 им. Павлова.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
В нартексе храма, в одной из ныне пустующих погребальных ниш сейчас создан своеобразный мемориальный уголок Врубелю — маленькая скульптура художника и скамеечка, на которой он работал, расположились под фреской, которую сам Врубель в последние годы жизни считал лучшей. Это знаменитая “Пьета”, или “Надгробный плач”, последняя монументальная композиция, выполненная Врубелем в Кирилловском храме.
Во время своей поездки в Италию в 1884-1885 годах Михаил Врубель также создал четыре иконы для знаменитого мраморного иконостаса церкви — «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
По воспоминаниям современников 27-летний Врубель в то время переживал бурную влюбленность в жену своего патрона Прахова — светскую даму Эмилию Львовну Прахову, 32 лет отроду и мать троих детей. Врубелю и Эмилии Львовне приписывали роман, но прямых подтверждений адюльтеру не было.
Тем не менее, явная привязанность молодого художника к его супруге начала раздражать Прахова и он решил откомандировать Михаила в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
«Ни Тициан и Веронезе, ни вообще пышная гедонистическая живописная стихия венецианского чинквеченто его не увлекли. Диапазон его венецианских пристрастий очерчивается определённо: от средневековых мозаик и витражей Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло — до живописцев раннего Ренессанса — Карпаччо, Чима да Конельяно (у которого Врубель находил особенное благородство в фигурах), Джованни Беллини.
…> Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». ( Н. А. Дмитриева)
Особенно хорошо удался художнику образ Богоматери, в чертах которого несомненно просматривается портрет Эмилии Львовны. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной точкой в его последующей карьере художника и декоратора.
Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП, в котором по выходным и праздникам проводятся службы.
Интересно, что РПЦ за прошедшие 125 лет с момента написания образов стала куда более «скрепной» и ныне местная община УПЦ МП называет живопись Врубеля неканонической и поговаривает об удалении иконостаса из церкви. Следующий шаг, очевидно, замазывание фресок на стенах. Классическое воплощение поговорок про «калашный ряд» и «заставь дурака богу молиться. »
Кирилловская церковь в Киеве
Кирилловская церковь — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.
Сэкономь на путешествии!
История
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.
Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого.
В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».
Архитектура
В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.
Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.
После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.
Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.
В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.
Стенопись
В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.
В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.
В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были оновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
Практическая информация
Адрес: ул. Елены Телиги, 12
Время работы: с 10:00 до 17:30, в четверг до 16:30, выходной – пятница
Как добраться до Кирилловской церкви: ближайшая ст. метро – Петровка. Дальше ехать на троллейбусе или автобусе в направлении улиц Фрунзе и Елены Телиги
Фрески Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого. В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».
После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер. На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.
С 1965 года храм, как филиал, входит в состав Национального заповедника «София Киевская», с 1994 года – становится его отделом и находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеем Кирилловская церковь значится с 1929 года, а с 1994 года является ещё и действующей церковью.
То есть до 17.30 в церковь можно войти как в музей по билету, а в 18, когда начинается служба, можно просто пройти на службу, но осмотреть церковь уже не получится.
Церковь стоит на холме. Думаю, что летом её практически и не разглядеть среди деревьев.
Стенд с фотографией интерьера.
Стенд с информацией.
Дальше поднимаемся вверх по лестнице.
После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы» (По материалам «Википедии»).
Сейчас перед нами Храм предстаёт вот в таком виде:
Зимой есть большой плюс при фотографирование — деревья не мешают)))
Справа от входа на территорию расположены кассы музея «Кирилловская церковь». Слева за забором находится больница. С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена.
Открываем тяжелую дверь.
На стене сохранены фрагменты старинной кладки.
В ХII веке стены храма были покрыты фресками (повторюсь сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. История открытия и первоначальной реставрации кирилловских фресок связана с деятельностью А. В. Прахова, который опубликовал и первую научную работу о них.
Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и нечего его оставлять с бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко. За мастером, для задуманного Праховым новыго иконостаса в византийском стиле, ученый отправился в Петербург. Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников Михаила Врубеля.
Работы по расчистке и обновлению фресок велись 1880-1884 годах.
Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя и оставит в киевских храмах образы удивительной красот .
Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года, где написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 годах. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
Мраморный иконостас и фрески на стенах.
Новые расчистки фресок были предприняты в 1927 году, а с 1964 года началось планомерное раскрытие всего ансамбля. В Храме работают научные сотрудники, которые занимаются восстановлением фресок по сей день. Светлые части фресок (открытые ) — это 12 век. Яркие части — это реставрация времён Прахова и Врубеля.
Рядом с фресками представлены схемы.
Один из пределов.
Можно подняться по узенькой лестнице в северной стене храма на галерею, или хоры. Внимание сразу же приковывает изображение, выполненное Михаилом Врубелем на своде помещения, под названием «Сошествие Духа Святого». Можно присесть на скамеечку и долго рассматривать лики святых.
Ангелы с лабарами Врубеля.
Схема. Следует сказать, что моделями для создания почти всех святых образов в интерьере Кирилловской церкви Врубелю служили исключительно киевляне. В собрании Третьяковской галереи сохранился рисунок женской головы, сделанный художником в 1884 году. Если сравнить его с ликом венецианской Богоматери (1885), то можно с уверенностью сказать, что этот евангельский образ был написан с Эмилии Львовны Праховой, жены руководителя реставрационных работ. Более того, маленький Христос на иконе как две капли воды похож на младшую дочь Праховых — Ольгу.
Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве .
Это только малая часть прекрасных старинных фресок. Собор расписан полностью. Есть там портрет старца, совершенно не вписывающийся в общую картину. На выходе нас ждёт еще один сюрприз. Я не специалист церковных изображений, но это напомнило мне ад, или человеческие пороки. Даже и не знаю, что правильно.
Когда бы Врубель не приезжал в Киев, он всегда посещал Кирилловскую церковь и часами любовался своими работами. Биографы живописца отмечают, что именно здесь в начале ХХ века, стоя перед «Надгробным плачем», Врубель сказал свою сакраментальную фразу: «Это то, к чему бы следовало вернуться». В мае 1902 года художник попадает в психиатрическую больницу. Как пишет Николай Ушаков: «заболев, Врубель просил поместить его в любую лечебницу, но только не в Кирилловскую; здоровый же иронизировал: „Я с Кирилловского монастыря начал — Кирилловским и окончу“.
Кирилловская церковь (Киев)
Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. В настоящее время церковь входит в комплекс Кирилловского монастыря
Содержание
История [ править ]
Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости.
В 1139 году к Дорогожицкому стратегическому пункту на северо-западной околице подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, овладел этой местностью и сразу же получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Позже на Дорогожичах построилась Кирилловская церковь, появление которой связано с именем Всеволода Ольговича. Постройка церкви-крепости – логичный шаг Всеволода — князя-воина, князя-стратега — к укреплению околиц желанного для многих “стольного града”.
Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница Ольговичей. Первое с известных захоронений в Кирилловской церкви датируется 1179 годом. Это захоронение жены Всеволода Ольговича, дочки Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. Как сказано в летописях, в том же 1179 году умерла и была похоронена в Кирилловской церкви невестка Марии Мстиславовны — княгиня Мария Казимировна. В 1194 году в Кирилловском некрополе появилось захоронение знатной особы: 27 июля в дворце загородной Кирилловской резиденции на 78-м году умер старший сын Всеволода Ольговича, великий киевский князь, один из главных героев древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” — Святослав Всеволодович. Последнее в древнейшей истории Кирилловского некрополя захоронения – сына Святослава, Всеволода Чермного, датируется 1215 г.
Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.
Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.
В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.
Последующие незначительные по объему ремонтные работы, которые проводились в сооружении, не внесли изменений во внешний вид храма. Зато в интерьере церкви в 1860 году под поздней штукатуркой обнаружено уникальные фресковые росписи ХІІ ст.
С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».
В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.
Описание [ править ]
Архитектура [ править ]
В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.
Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.
После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.
Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.
Стенопись [ править ]
В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.
В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.
В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были оновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.
Святыни [ править ]
- Иконы свт. Димитрия Ростовского, прпмчч. Феодора и Василия Печерских с частицами мощей.
- Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прмч. Евстратия Печерского.
- Частица мощей Ап. Андрея Первозванного.
- Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января/3 февраля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона).
Богослужения [ править ]
Сб 16-30 Всенощное бдение
Вс 09-15 Литургия
Престольные праздники:
Дни памяти свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских (18/31 января и 9/22 июня), свт. Василия Великого (1/14 января; в его честь освящен трапезный храм) и свт. Димитрия Ростовского (21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября).
Местонахождение [ править ]
Адрес: Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103
- иконная лавка: + 38 044 468 0212
- служба казначея: + 38 050 727 4265 о. Віталій
Где остановиться [ править ]
- Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Дом “Лаврский паломник”
Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
- Свято-Покровский Киевский женский монастырь
При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).
Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.
Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.
Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.
Адрес: переулок Бехтеревский, 15.
- Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)
Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.
Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.
При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).
При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.
Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей
Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию , приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал , что проведет здесь целых шесть лет , откроет для себя удивительный мир византийского искусства , влюбится в жену своего работодателя , встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.
Киевские годы Врубель будет вспоминать с особым трепетом. Намного позже , приехав в древний город со своей женой и любуясь им , он признается: «Как хорош , однако же , Киев! Жаль , что я здесь не живу. Я люблю Киев!»
Открытие древнерусского искусства. Кирилловская церковь
В Киев Врубеля пригласил А. Прахов , преподаватель Киевского Университета , искусствовед , занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви , а также внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.
Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви , решено было не консервировать , как это принято в современном реставрационном деле , а обновить , то есть дописать утраченные фрагменты , дескать , храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов , Н. Пимоненко , И. Селезнев , ученики Рисовальной школы Н. Мурашко , а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.
Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников М. А. Врубеля.
«Через несколько дней я побывал у него, — пишет в своих воспоминаниях Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том , что имею дело с выдающимся талантом , превосходным рисовальщиком , а главное для меня — стилистом , хорошо понимающим античный мир и могущем , при некотором руководстве , отлично справиться с византийским стилем , не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».
Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства , мало ему знакомый , ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила , а главное , рассказы искусствоведа , объехавшего всю Европу — Италию , Грецию и Турцию , исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные , прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.
Врубель « Автопортрет», 1885
Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила , от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ. Врубель прекрасно справился с трудной задачей , он «не выдумывал ничего от себя , а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам , сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле , как об этом вспоминает сын Прахова , Николай.
Врубель « Архангел Гавриил», 1884
В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея , композиции « Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.
Сюжет « Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах , но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене.
Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь , Врубель поспешил ему сообщить:
— Адриан Викторович , я знал , что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил , что в Кирилловскую церковь , наверное , скоро заедите — вот и написал лучший , по моему мнению , эскиз прямо на стене. Потом , если одобрите , перепишу.
— Да какой же это эскиз , Михаил Александрович?! Это великолепное , вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!”
Мадонна Врубеля
Часто бывая в доме Праховых , Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет , что встретил « чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме , матери трех детей , надеясь на взаимность.
Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
« Восточная сказка». Зная , что художник постоянно стеснен в средствах , она предложила показать ее коллекционеру И. Терещенко. Тогда Врубель , человек от природы деликатный и обычно сдержанный , от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями , ему передали заклеенный рисунок.
Когда Михаил Врубель появился в Киеве , ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме , в чулках , коротких панталонах и штиблетах». А чего стоило пальто с семью пелеринами — нонсенс! Этот « пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды , и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз , запачкав нос зеленой краской , в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым , прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии , что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?
Надо сказать , что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно , причем неплохие ( только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались. Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни , а , возможно , и ставшая явно заметной симпатия художника к жене , заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии , на что тот охотно согласился.
Прахов дал свои последние « наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну , познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale , San Appolinare in classe , San Appolinare nuovo , а потом поселитесь в Венеции. Климат в ней мягкий , зимой иностранцев приезжает мало… Тут же , под боком , собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох , а в часе езды на гондоле , на острове Торчелло , в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века. Кроме того , во Дворце дожей , в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто и много других».
Врубель « Мост вздохов. Венеция»
Вернувшись из Венеции через несколько месяцев , Врубель представил четыре образа — Иисуса , Святых Кирилла , Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой , Богородицей , публика застывала , узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником , свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне.
Врубель « Богородица с Младенцем» ( эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885
Владимирский собор – непонятый гений
Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.
— Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович , но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщил Адриан Прахов своей жене.
Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет , почему эскизы Врубеля не были приняты , а , главное — остались непонятыми в то время:
«У Врубеля был другой уровень , абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства , но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом , именно поэтому было очевидное непонимание его творчества. Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям , и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля , хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».
Врубель « Ангел с кадилом и свечей», эскиз к росписи Владимирского собора
Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта « Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи , признают искусствоведы.
Сцену « Воскресения» Врубель также трактует необычно — его Иисус еще не освободился от уз смерти , что также не согласуется с церковным видением.
Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему « Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной , как предполагалось , Врубель с воодушевлением принялся за нее , увлекая своих помощников:
«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок , много раз переделывая , создавал , творил , не заглядывая в так называемые материалы , как это делается сплошь и рядом , нет , все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично , изменяя тот или другой тон , отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции , исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d’œuvre композиции , пятна , рисунка и тона» ( из воспоминаний Л. Ковальского).
Врубель « Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве», 1887
На открывшейся в Киеве выставке, посвященной 160-летию со дня рождения М. А. Врубеля , показывают не только его работы , но и исторические документы , фотографии и личные вещи — палитру и маленький табурет , на котором художник расписывал киевские храмы.
Заказчики Врубеля
С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того , что он вовсе не дорожил своими работами — писал на чем попало , не заканчивал ( в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу , как это случилось с заказом Терещенко.
На проданной миллионеру работе « Христос в Гетсиманском саду» Врубель , увлекшись цирковой артисткой , написал ее портрет. Узнав о случившемся , коллекционер потребовал назад деньги , которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича , – на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая « врубелевская бездна» очей и , в целом , мистический трагизм образа , возможно , и отпугнули отца: портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет – во французском прочтении – portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
он не купил. Однако « …в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом , но затем утратил интерес. Деньги потратил , и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича , находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара ( ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями , игрой света на алмазах , изумрудах , рубинах. У него появилась , казалось бы , беспроигрышная идея заработать: написать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет – во французском прочтении – portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал , что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину « Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко,” – рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства. К слову , ранее каждый 5-летний юбилей художника ( с 1976 г.) в музее проводили выставки « Врубель и Киев» ( фото ниже — 2011 г.).
Кирилловская церковь в Киеве: исторический храм на Дорогожичах, – ФОТО
Кирилловская церковь — один из древних храмов Киева, известный еще с 12-го века. Сегодня это музейный комплекс, и в то же время действующий монастырь, о котором журналисты 44.ua решили рассказать подробнее.
История Кирилловской церкви в Киеве
Кирилловская церковь приблизительно была построена в 1140-е годы. Между 1139 и 1146. Точная дата неизвестна, но основал ее князь Всеволод II Ольгович. Причем место для строительства выбрал не случайно.
В XII веке, государство делилось на множество княжеств, но центром все равно оставался Киев. А пути к Киеву из разных городов сходились в местности Дорогожичи. Здесь же пролегал и путь в Европу. Черниговский князь Всеволод захватил Киев именно отсюда, и решил возвести на Дорогожичах родовой монастырь, назвав его в честь святого Кирилла Александрийского.
Известно, что здесь хоронили нескольких членов семьи князя, поскольку церковь была родовой. Известно, что в дальнейшем церковь реставрировалась, а во время набегов Батыя в 1240, скорее всего, была разграблена.
Возрождать этот храм стали лишь в XVII веке, во время казацкого движения, когда наблюдался подъем национальной культуры. Конкретно Кирилловской церковью занялся князь Константин Острожский, а управлял монастырем игумен Василий Красовский. Храм был переименован на Свято-Троицкий.
Но буквально через время церковь вновь опустошили, после прихода в Киев Януша Радзивила в 1651 году. Тем не менее, еще в том же столетии она восстанавливается. Отстраивалась церковь в конце XVII века, под покровительством Ивана Мазепы.
Уже в 1734 году произошел пожар, но восстанавливать храм позвали известного украинского архитектора Григоровича Барского, который не только отреставрировал основной монастырь, сделав его крепче и больше, но и построил дополнительно комплекс сооружений, включая звонницу.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Википедия
При правлении Екатерины II, в 1786 году Свято-Троицкий Киево-Кирилловский монастырь ликвидируют. А уже в начале XIX века церковь стала лечебной, находясь неподалеку от лечебницы для душевнобольных.
Зато в конце XIX столетия, под руководством профессора Адриана Прахова, Кирилловской церкви решили вернуть древний вид, отреставрировав ее к 29 мая 1889 года.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Википедия
В советский период, Кирилловской церкви повезло больше, чем многим другим храмам. Хотя к современности многие части комплекса не сохранились, 18 мая 1929 года, решено было переделать церковь на музей, а не сносить. А после второй мировой войны здесь проводились реставрационные работы. Музей вновь открылся в 1965 году.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: коля пасека
Богослужения возобновились лишь во времена независимости, в 1994 году. В 2011 Кирилловская парафия стала мужским монастырем. Теперь здесь есть и монастырь с церковью, и музей, который продолжает работать.
Архитектура церкви
Считается, что современная Кирилловская церковь, которая была неоднократно реконструирована за время своей истории, имеет другой внешний вид, нежели оригинальная. Тем не менее, это достаточно красивый храм в стиле украинского барокко, который создает вокруг себя неповторимую атмосферу, выглядывая из-за деревьев.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Iryna Karapetova
В плане церковь имеет прямоугольную форму с размерами 31×18,4 метра. Один из фасадов имеет закругленные стены. Остальные ровные, оштукатуренные белом. В конструкции имеется пять башен с куполами. Четыре по периметру, и один большой по центру. Купола и кровля покрыты зеленым материалом. Каждый купол венчает крест.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Tory Jam
Как в башнях, так и на основном фасаде есть вытянутые арочные окна. Церковь украшена лепниной. Особую ценность представляют внутренние интерьеры с фресками и иконописью.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Ilona D
Считается, что внутри храм имеет оригинальный внешний вид, поэтому и фрески здесь древние, часть из которых нанесена еще в XII веке.
Где находится церковь и как до нее добраться
Кирилловская церковь расположена по адресу ул. Елены Телиги, 12. На Куреневке. Рядом с Репьяховым и Бабьим ярами и Кирилловской улицей. Сюда едут троллейбусы 27, 30, маршрутки 150, 155, 242, 410, 421, 463, 500, 550, 598, трамваи 11, 12, 16, 19. Ближайшее метро «Дорогожичи» находится далеко.
Кирилловская церковь в Киеве, Фото: Станислав Гринчук
Напомним, что ранее мы рассказывали про стадион «Спартак» в Киеве, расположенный неподалеку, а также про Михайловский Златоверхий монастырь. Подпишитесь на наш телеграм-канал.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции