Ступа на ступе и дагобой погоняет
Примерно в то время, когда на среднем Востоке возникла и под руководством гениального шахиншаха Кира росла великая (во всех смыслах) Персидская империя, на остров Цейлон массово из Индии переселялся народ, называвший себя сингалами. До этого остров был почти пустой. Коренной первобытный народ ведда, от которого сейчас осталась пара сотен представителей, и тогда был немногочисленен.
Через 200–250 лет примерно у сингалов возникло первое государство со столицей в Анурадхапуре. Сейчас здесь живёт около 65 000 человек. И посещают город в основном ради остатков древней столицы.
О цейлонской истории. Вообще, мне кажется, что о глобальной истории планеты, которая находится в постоянной взаимосвязи всех народов её населяющих, можно говорить примерно с конца XVIII века. Когда весь земной шар был «разобран» на лидирующие государства, их колонии, между всеми народами был установлен сравнительно постоянный контакт. До этого, а особенно в древние времена, вклад разных государств в глобальную историю был крайне неравнозначен. Разделил бы на 3 группы.
Первая — ядро всего исторического процесса на Земле. Конечно, с местом рождения в Средиземноморье. Этот котёл цивилизации бурлил, постоянно добавляя в себя всё новые инградиенты, пока не сварил блистательную Римскую империю. До сих пор все важнейшие процессы, которые наблюдаем в этом мире, имеют своё происхождение там. Безусловно, ничего бы не получилось на планете с историческим процессом, если бы в процессе приготовления не было бы тесного взаимодействия с окружающим пространством — Персией, Закавказьем, Скифией, Скандинавией, Северной Африкой, Аравией. Всё это один организм становления мировой цивилизации.
Вторая — страны, которые были сами по себе отдельной меньшей цивилизацией, они оказывали влияние на остальной мир периодически, в основном в виде передачи отдельных товаров или знаний. Пример — Китай, откуда через посредников поступал шёлк, были привезены чернила, порох и бумага. А в остальном — путешествия отдельных авантюристов, монахов или торговцев, не ближний всё же путь. В последнее время эти государства влились в общий глобальный процесс, и даже играя первые роли.
Третья же группа стран в ходе своего цивилизационного процесса не оказала, и не окажет ровным счётом никакого влияния на остальные, даже соседние страны. К ним отношу и Цейлон. Даже на соседнюю Южную Индию сингальские королевства не влияли никак, а вот набеги индийских тамилов возникали периодически. Конечно, своя история для каждого народа самая близкая. И, с великим вниманием слушая нашего гида…. критические сравнения возникали невольно.
Тезис — Анурадхапура, как и Рим вечна. Да, как столица сингальского королевства она простояла 14 веков, пока не была разрушена тамилами. Так и новая Анурадхапура существует сейчас. Но, оглядываясь вокруг на место, где живёт всего 65 000 и на кривые столбы, которые остались от прежнего города… да ну, говорить здесь не о чем…
Тезис — Анурадхапура был очень развитым, населённым городом и блистал как Ниневия или Вавилон. Вавилон восхищал ассирийцев и египтян, Александр Македонский был им сражён настолько, что отказывался покидать, Геродот и Птолемей описали своё турне в этот город… Вавилон знает каждый, а многие слышали «Анурадхапура» пока не посетили Шри Ланку?
Тезис — слава о могуществе государства достигла даже Средиземноморья. Послы из Анурадхапуры встречались в Риме с императором Клавдием. … Интересно, а Клавдий эту встречу запомнил надолго? Известно, что в день иногда принимал до 10 послов — от племён Германии до среднеазиатских государств. История Цейлона локальна, она о Цейлоне для Цейлона.
Другое дело — сакральное значение для довольно большого мира буддистов. Анурадхапура с древних времён является одним из центров буддизма, и не только для прямых соседей. Здесь очень много паломников. Которые идут к дереву Махабодхи, святым дагобам.
Но чтобы понять значение города для буддистов, надо знать и разбираться в учении.
А для нас всё равно это всё только как экзотика. Раз мы начали о дереве Махабодхи, так им и продолжим.
Однажды Будда сел под определённым деревом и получил Просветление. Чтобы понять, что у них Просветление, надо мозги сломать. Главное, что сел под фикус, получил Просветление, и теперь это не фикус, а дерево Махабодхи. Тому, которое в Анурадхапуре, 2000 лет, семя того дерева, под которым Будда обрёл, монахиня Сангамитта, дочь индийского императора Ашоки привезла из Индии, а посадил его король Деванампия Тисса. Сейчас это главное дерево, его предок в Индии погиб. Все посаженные позже и растущие ныне на Шри Ланке деревья Бодхи являются его отростками. В XX веке к дереву пришёл какой-то хулиган, с Просветлением у него не получилось, и он уничтожил основной ствол. Остался малый ствол, который поддерживают многочисленные подпорки. VIP фикус растёт на постаменте в 6,5 метра высотой и окружен позолоченными перилами.
На север от Дерева Махабодхи находится самая святая дагоба комплекса. У неё несколько названий, наиболее используются Руванвелисайя и Ратнамали. А ещё называют просто — Белая дагоба, название нам более понятное и привычное.
Начал её строить король Дутугемуна, 33 года строил-строил, да так и не построил, заканчивал его брат Саддха Тисса. Торжественное перерезание ленточки состоялось примерно 1 200 лет назад.
От первоначального внешнего вида здесь почти ничего не осталось. Дагоба высотой 92 метра и 90 метров в диаметре неоднократно реставрировалась, особенно после крупных разрушений в XIX веке. Считается, что ступа содержит в себе часть праха Будды.
Много и других артефактов в четырёх святилищах вокруг тела дагобы, поэтому она привлекает много паломников. Входит в 16 мест поклонения буддистов в Шри Ланке, обозначаемых термином Солосмастана.
Самая древняя дагоба, которая старше Белой на столетие — дагоба Тхупарама. Или Тупарама. Или Тупарамайя. У них здесь всегда несколько похожим названий, чтобы запутать наверное. Считается, что эта ступа появилась сразу после прихода на Шри-Ланку буддизма. Финансировал строительство король Деванампия Тисса, при котором религия закрепилась на острове. В Ступе замурован важный буддийский реликт — ключица Будды. Эта первая цейлонская ступа самая маленькая, высота лишь 19 метров, диаметр 18 метров. Ступа неоднократно разрушалась, ремонтировалась и сейчас выглядит совсем по другому, чем тысячелетие назад. Она была покрыта золотом и спрятана под деревянным куполом, лажащим на 176 колоннах. Золото давно растащили, крыша сгнила и обрушилась. Остались только остатки колонн, торчащие в разные стороны.
Статуя Будды Самадхи. То есть Будды в состоянии (медитации) Самадхи. Чем ценно это состояние, не знаю, предмет не изучал, но известно зато, что статуя III — IV века. Небольшая, около 2 метров. Изготовлена из мрамора, в глазах были драгоценные камни. В 1886 году эта статуя была найдена на земле с отбитым носом. Подняли, провели пластическую операцию, установили под навес, теперь паломники радуются.
Вообще, как-то странно всё это. Получается, что сингалы построили несколько столиц, грандиозные дагобы, а последние 500 лет существовали как дети малые. Но ведь так — британский инженер нашёл Анурадхапуру, поглощённую джунглями. Англичане её расчистили, практически восстановили все главные ланкийские же религиозные святыни и передали ланкийцам — молитесь, радуйтесь. Ой, спасибо, потянулись монахи и паломники. А самим за своим следить? Не знаю…
Постройки в древней столице, особенно светские, были непрочные. Лучше всего сохранились фундаменты — основания из сплошного камня. На фундаменте каменные столбы, на которые укладывался первый этаж. Остальное, включая верхние этажи, только из дерева. А ведь здесь был даже дворец из 7 этажей, от которого остались те же невысокие столбы. Всё сгнило, сгорело, рухнуло.
Здесь, например, когда-то была трапезная дворца. Лучше всего сохранились «кастрюли» для риса, много же было едоков во дворце
К счастью, многие украшения первого этажа тоже делались из камня, это сохранилось, хоть и не в первоначальном виде.
О том, что сингальские зодчие были довольно грубы в своём творчестве, можно судить, например, по дагобе Джетаванарама, или Джетавана. Она — самая высокая дагоба из кирпича в мире, высота ее была 122 метра в древности, диаметр 112 метров. Построена при короле Махасена в III веке, то есть примерно на 400 лет позже Белой ступы. Внутри замурован пояс Будды.
Но посмотрите на геометрию дагобы! Если бы на месте Махинды был какой-нибудь Карл Великий, и ему сдали бы купол Аахенского собора в таком качестве, боюсь предположить, в каком виде и куда бы путешествовали господа зодчие.
Лучше всего, по понятным причинам, сохранились вкопанные в землю гигантские бассейны, облицованные каменными глыбами. Вот один из них — бассейн Куттам-Покуна, который был построен специально для монастыря Абхаягири
Среди сохранившихся интересностей конечно «лунный камень» около когда-то стоявшего дворца Махасены. Он VII–VIII века, когда резьба по камню стала весьма популярной. Мы видели подобный лунный камень позже в Полоннаруве, а домой увезли 5-ти килограммовую копию-сувенир.
Одно из самых живописных мест в этой древней столице около храма Исурумуния, который был основан королем Деванампья Тисса в IV веке до н. э. Храм — первое место на острове, где был размещён Зуб Будды, который сейчас в Канди.
Если подняться наверх скал, окружающих храм, то открываются прекрасные виды на окрестности и озеро.
Только Будда здесь какой-то провинившийся — за решёткой и отдельно от храма.
Из Анурадхапуры мы поехали в Михинтале (официальное название на карте Миайнтейл), чтобы посмотреть ту точку на карте, где зародился буддизм на Шри-Ланке. В Михинтала собственно король Деванампья Тисса и встретился с индийским царевичем Махиндой, сыном царя Ашоки, в III веке до нашей эры, после чего решил, что учение Будды должно стать частью жизни его подданных, и на остров приехало дерево Бодхи. Со временем в Михинтале возник монастырь
От входа до самой вершины, места встречи царя и Махинды, ведут гранитные ступеньки (всего их — 1840). Высота подъема — 300 метров. Подъём проходит в красивой аллее из серебристых деревьев.
Есть здесь своя дагоба под названием Кантакачетья. Она была построена во II веке до нашей эры. Ступа высотой 30 метров самое святое место для буддистов Шри-Ланки, хотя по сравнению с дагобами в Анурадхапуре — эта совсем небольшая.
С вершины скалы Аранхана Гала читал Махинда свой цикл лекций о Будде. Со скалы открывается красивый вид на окрестности.
Анурадхапура # Часть 2
Попадаем на территорию монастырского комплекса Джетавана, который был основан королем Махасеной в III веке.
В период рассвета монастыря на его территории, площадью 48 гектаров, проживало около 3000 монахов. Комплекс включает в себя дом главы монастыря, зал милостыни или трапезной, дом образа и руины отдельных монашеских резиденций.
Вход в дом образа (Jethawana Image House) закрывала монолитная дверь,
поддерживаемая каменными столбами высотой 8 м.
В здании размещалась известняковая статуя высотой 11 м.
Монастырь был построен в садах Нанданы, где великий миссионер Махинда проповедовал буддизм для семи тысяч человек в течение семи дней подряд.
На центральной платформе комплекса возвышается гигантских размеров ступа Джетавана — высочайшее кирпичное строение древнего мира (120 м).
Считается, что эта дагоба была возведена на месте кремации Махинды — человека, который принес буддизм на Шри-Ланку.
Долгое время ступа Джетавана являлась третьим по величине сооружением в мире, уступая только пирамидам в Гизе. Другая ее уникальность заключается в том, что она представляет собой идеальный круг.
Все ступы, включая построенные в наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды, буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события.
Из литературных работ XIII века стало известно, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.
Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
При осмотре дагобу нужно обходить вокруг по часовой стрелке. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростершись на земле в полный рост, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.
Пробегающий мимо павлин.
Здесь есть жилые помещения для паломников.
Речка под названием Halpan.
Ганеша — индуистский бог мудрости и благополучия.
Красивый закатный контровый свет.
Приближаемся к еще одной значимой ступе.
Это дагоба Тхупарама — первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в III в. до н.э. королем Деванампия Тисса в знак того, что он принял буддизм.
Считается, что в этой ступе захоронена правая ключица Будды.
Буддисты утверждают, что после ухода Будды, реликвии, оставшиеся после сожжения его тела, были разделены на восемь частей. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ». Одной из таких ступ является Тхупарама.
Несмотря на священность места, здесь совершенно не гнушаются использовать современную светодиодную подсветку.
Ступа не единожды подвергалась разрушениям и разграблениям, но каждый раз восстанавливалась. После последней реконструкции в 1862 году Тхупарама была облицована белым мрамором, она имеет форму колокола с диаметром основания 18 м.
Дагобу окружают четыре ряда каменных столбов, на которые ранее опиралась массивная крыша, причем высота столбов уменьшается по мере движения от внешней окружности к внутренней.
Дагоба Тхупарама расположена рядом с еще одним древним водохранилищем — Абхайя Вева (нынешнее название: Басаваккулам).
Это самое первое водохранилище Анурадхапуры. Оно было построено королем Пандукабхайей, который правил в 437—367 годах до н.э.
Видеоотчет об этом путешествии на канале
«Там, где нас нет» :
«Ну че — шоу» / Выпуск 13 # Часть 2
Шри-Ланка: Негомбо, Анурадхапура, Михинтале / январь 2017
Анурадхапура. Часть 1
Главная 2017 Шри-Ланка Карта сайта
Анурадхапура. Часть 3
Анурадхапура (Шри Ланка) – Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации
Анурадхапура — город в Шри-Ланке , столица Северо-Центральной провинции. Расположен на реке Аруви. Состоит из «старого города», в котором расположена археологическая зона и несколько храмов, и отделённого от него рекой «нового города», в котором находятся жилые кварталы. В старом городе Анурадхапуры и в окрестностях сохранились многочисленные памятники древности (внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) — колоколообразные ступы (дагобы) Тхупарама (III в. до н. э.), Руанвели (II—I в. до н. э.) с каменными статуями Будды; скальный монастырь Исурумуния, дворцы, искусственные водоёмы.
Исторические хроники сообщают, что первое поселение на месте Анурадхапуры возникло в V в . до н. э. По данным археологических раскопок, Анурадхапура существовала как минимум с X в . до н. э.. Согласно хроникам, город обязан своим расцветом царю Пандукабхайе, в 377 г. до н. э. избравшему Анурадхапуру (под названием Анурадха) столицей первого сингальского королевства на острове. Город имел чёткую планировку; в окрестностях существовала разветвлённая система оросительных каналов. Для водоснабжения города по приказу царя было сооружено искусственное озеро, сохранившееся до наших дней.
Анурадха динамично развивалась как торговый и религиозный центр, именно отсюда буддизм распространился по всему острову. Благодаря притоку купцов и паломников город был широко известен в мире, в частности, он отмечен на картах Клавдия Птолемея. В 100 г. н. э. население Анурадхи составляло 130 000 человек, что ставило её на шестое место в мире по этому показателю. Столица славилась своим высоким уровнем медицины и вниманием, которое городские власти уделяли чистоте улиц и вывозу отходов.
В XI в. н. э. город был разрушен захватившими остров правителями южноиндийского тамильского государства Чола; впоследствии столица сингальского государства была перенесена в Полоннаруву . Анурадхапура утратила своё политическое и экономическое значение, многие жители покинули город. Тем не менее, он оставался местом притяжения для буддистских паломников, и важным религиозным центром Шри-Ланки.
Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. В период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.
Пришедшая в конце X в. индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 г. город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву , так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 г., когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.
Анурадхапура является одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты.
Анурадхапура была столицей Шри-Ланки с IV в до н.э. до XI века н.э. За этот период она сохранила за собой статус одного из наиболее стабильных центров политической и урбанистической жизни Южной Азии. Город считается священным в мире буддистов. Город упоминается и в индуистских мифах как столица Асуры в эпосе Рамаяна…
В Анурадхапуру на протяжении длительного времени стекались значительные массы народа. Это привело к росту системы городских удобств для удовлетворения нужд постоянно растущего населения. Анурадхапура была большим городом с регулярной планировкой, окруженным крепостными стенами и рвами. К четырем главным, сильно укрепленным городским воротам подходили четыре основные городские магистрали. Значительную часть города занимал громадный царский дворец, имевший около 1 км в длину и ширину. Дома богатых горожан были двух-трехэтажными и имели перистильные дворы. В городе было много отдельных павильонов (мандапа) для отдыхающих паломников. Имелись столовые, лечебницы, триумфальные арки (торана), множество бассейнов, купален, садов и парков. Город в значительной степени был буддийским, и его пейзаж создавали во многом буддийские сооружения: бесчисленные ступы-дагобы и храмы — вихара.
При короле Васабхе (67 – 111 гг. н. э.). было построено большое количество искусственных водохранилищ, подпитываемых подземными каналами, созданными для водоснабжения города.
Анурадхапура достигла своего расцвета в начале эры христианства. Она не уступала тогда по масштабу Ниневии и Вавилону. Четыре стены города длиной по 16 миль окружали территорию площадью в 663 кв. км. Город на весь мир славился своими ирригационными системами, которые считались одними из самых сложных в древнем мире. Большинство из водохранилищ сохранилось до наших дней.
Анурадхапура
Анурадхапура — один из трех священных городов Шри Ланки, образующих Золотой Треугольник. Из всех ранее существовавших столиц Шри-Ланки, Анурадхапура была самым известным и наиболее влиятельным городом. В то время как европейская культура находилась в зачаточном состоянии, здесь уже был развитый город, в котором процветали искусство, гуманитарные науки, гидравлические технологии и, конечно же, буддизм.
Анурадхапура. Photo credit: Joseph Clerici, Flick
Современная Анурадхапура состоит из двух частей — Старый город и Новый город. Старый город по сути является огромным историческим парком с древними руинами городских палацей, садами, буддистскими храмами, монастырями и дагобами и ступами. Гостиницы, гест-хаузы, магазины и рестораны расположены по большей части в новом городе.
Выделяйте минимум один полный день на Старый город Анурадхапуры
Не пропустите в Анурадхапуре
- Возьмите напрокат велосипед для исследования великолепного Старого города Анурадхапуры.
- Понаблюдайте за красивыми церемониями возле древнего священного дерева Бодхи, вокруг которого возведен второй по сакральной значимости храм Шри Ланки — Bodhi Tree Temple.
- Не пропустите великолепные дагобы (буддистские ступы): Ruwanwelisaya, Thuparamaya и Jetawanarama.
- Погуляйте по территории древнего монастыря Abhayagiri, расположенного в северной части города и полюбуйтесь королевскими садами и оригинальной архитектурой встроенного в скалу храма Isurumuniya на юге города.
- Выделите день на поездку к Михинтале — одному из самых священных мест Шри Ланки.
Дерево Бодхи
Дерево Бодхи — пожалуй, одна из самых священных реликвий буддизма. По преданию под деревом Бодхи в индийском городке Бодг-Хая медитировал и достиг просветления Будда, поэтому деревья Бодхи культивируются во многих буддистских монастырях. Оригинальное дерево было уничтожено. Но, опять таки, по преданию Дерево Бодхи в Анурадхапуре было выращено из ростка оригинального дерева, привезенного из Индии. Годами позже на месте оригинального срубленного дерева в Бодг-Хая из ростка анурадхапурского дерева было выращено новое.
С учетом преданий и историй, неудивительно что храм, построенный вокруг Дерева Бодхи в Анурадхапуре является одним из самых святых мест для буддистов Шри Ланки. Здесь всегда людно, много пилигримов, которые регулярно проводят красивые церемонии.
Дерево Бодхи в Анурадхапуре. Photo credit: Mario Feierstein, Flickr
Паломники к дереву Бодхи. Photo credit: David & Bonnie, Flickr
Дагобы Анурадхапуры
Дагобы — древние буддисткие ступы оригинальной формы, присущие древней шри-ланкийской архитектуре. В основании дагобы имеют форму огромного купола, воздвигнутого на массивной платформе, который увенчивается небольшой остроконечной башней.
Четыре самые важные дагобы Анурадхапуры: Jetawanarama — самая большая дагоба на Шри Ланке, Thuparamaya — самая священная дагоба острова, Ruwanwelisaya — великолепная белая дагоба, которая считается самой красивой дагобой острова и самая атмосферная дагоба острова — Abhayagiri, расположенная на территории одноименного монастыря.
Дагоба Abhayagiri. Photo credit: Chandana Witharanage, Flickr
Лучи солнца после сильного ливня — Дагоба Thuparamaya. Photo credit: lesterlester1, Flickr
Посещение старого города Анурадхапуры
Стоимость посещения Старого города и всех достопримечательностей — порядка 25$, в пересчете с местной валюты. Билеты продаются в Археологическом музее. В Анурадхапуре нет одного главного въезда на котором покупаются и/или предъявляются билеты, нет также и стены между старым и новым городом. По факту, можно гулять целый по старому городу и не встретить проверяющих билеты, но все же мы бы рекомендовали не поддаваться соблазну «бесплатного сыра» и все-таки приобрести билеты).
Осматривать старый город лучше всего на велосипеде. Альтернатива — гулять пешком или арендовать тук-тук. Арендовать велосипед или тук-тук и взять карту можно в любом гест-хаусе города. Выделяйте целый день на знакомство с местными достопримечательностями. Одевайте одежду, которая прикрывает плечи и колени, снимайте обувь там, где снимают свою обувь местные жители. На территории парка есть лотки, на которых можно купить еду и напитки.
Следите за своими вещами — местные обезьяны еще те воришки, могут запросто стащить сумку, очки, фотоаппарат и вообще все что плохо лежит или висит на человеке)
Маленькие жители Анурадхапуры. Photo credit: Nadun Wanniarachchi, Flickr
Анурадхапура. Photo credit: lesterlester1, Flickr
Михинтале
Крошечный городок Михинтале, расположенный в 12 км от Анурадхапуры считается местом зарождения буддизма на Шри Ланке. По легенде здесь, на вершине горы, состоялась роковая встреча индийского монаха Махинды, сына индийского императора Ашоки и короля Деванампиятисса, с правления которого началось распространение буддизма на острове.
Чтобы подняться на вершину Михинтале к зрелищной белой дагобе и белой статуе Будды нужно преодолеть 1840 ступенек. Подъем состоит из нескольких уровней, по пути можно осматривать реликвии и ступы первого буддистского монастыря острова.
Добраться до Михинтале из Анурадхапуры можно на тук-туке, велосипеде, поезде или регулярно курсирующих маршрутках. Выделяйте день на поездку.
Статуя Будды в Анурадхапуре. Photo credit: Daniel Kosla, Flickr
Подъём к вершине Михинтале. Photo credit: k.dexter fernando kariyakarawanage, Flickr
Дагоба Руанвели / Dagobah Ruanveli
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Самая большая ступа Анурадхапуры
Материал понравился:
8° 20.6726 ′N , 80° 23.1088 ′E
8.34454N, 80.38515E
8°20′40.36″N, 80°23′6.53″E
Дагоба Руанвели — буддийская ступа, архитектурный шедевр, известная достопримечательность Шри-Ланки, расположенная в городе Анурадхапура. Этот выдающийся архитектурный шедевр представляет собой прекрасную буддийскую ступу, куда прибывают паломники со всего мира.
Поражающая своими размерами дагоба входит в Солосмастхану (16 священных мест поклонения) и Атамастхану (8 священных мест) древних кварталов города. Высота Руанвелисии составляет 91 м, а окружность — 290 м.
Древние тексты подробно описывают строительство дагобы и дают перечень материалов, которые понадобились для ее создания. Те, кто уже ездил на отдых в Шри Ланку, знают, насколько важными в жизни местных жителей являются все культовые сооружения. Неудивительно, что дагоба была построена с таким размахом.
Руанвели является популярной достопримечательностью города, так как это самая большая и одна из самых старых (возведена во II–I вв. до н. э.) ступ Анурадхапуры.
Историческая справка Архитектурный шедевр поражает паломников и туристов со всего мира. Согласно старинным летописям, дагоба была заложена королем Дутагамуну (161-137гг. до н.э.), а завершено строительство святыни уже преемником властелина, его братом, королем Саддха Тиса (137-119 гг. до н.э.). Начало строительства ступы было приурочено к знаменательному событию – победе короля Дутагамуну над принцем Эларой, властелином Индии. Дагоба была возведена на «подушке» из специально завезенного в Анурадхапуру золотого гравия. В древних писаниях зафиксировано количество и качество материалов, из которых возведена ступа: золотой гравий, специально обожженный кирпич, плиты и блоки из мрамора, гранитные плиты. Это не только камни, но и золото, серебро, медь, драгоценные камни, жемчуг, кораллы.
И конечно, рабский труд нескольких тысяч людей, которые возводили дагобу на протяжении десятилетий.
Ее полностью восстановили и выкрасили в белый цвет, поэтому она сразу заметна. Вокруг, в углах воображаемого квадрата, выстроены еще четыре маленьких ступы, благодаря чему образуется единый ансамбль.
Правила посещения
Рекомендации по посещению святынь аналогичны для храмов, монастырей и других святых мест: максимально прикрытое одеждой тело, отсутствие головного убора и обуви.
Рекомендуется обойти дагобу по часовой стрелке, а затем входить внутрь помещения. Дагоба открыта для гостей страны и местных жителей ежедневно, с 7-30 до 18-00. Для посещения ступы не требуется приобретение билета.
Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.
Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют
Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!
Старый город Анурадхапура
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Достопримечательности Анурадхапуры
Гора Михинтале Дерево Бо Джетаванарама ступа Ступа Руанвели Музей денег при Центральном банке Шри-Ланки Бассейны-близнецы Кутам Покуна Ступа Абхайягири
На сайте собраны достопримечательности Анурадхапуры – фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Анурадхапуре, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Анурадхапуры.
Гора Михинтале
Крошечный Михинтале считается колыбелью буддизма на Шри-Ланке. Именно здесь в 3 веке до н.э. появился первый буддийский монастырь и началась миссионерская деятельность Махинды – в честь него гору Михинтале также называют горой Махинды.
С течением времени монастырь разросся, приобрел влияние, и до 13 века был третьим величайшим монастырским комплексом в Шри-Ланке. Веками здесь возводились ступы(их было больше 60), и некоторые – довольно большие.
В наши дни Михинтале справедливо считается священным и посещается паломниками. Это – действующий храм: спокойное и величественное место, многочисленные ступы и другие древние сооружения неброско, но идеально вписаны в пейзаж. В одной из древнейших ступ находятся останки Махинды, на горе также есть большая статуя Будды.
Координаты: 8.35027500,80.51811200
Дерево Бо
Дерево Бо (или фикус священный) – одно из самых старых деревьев на свете. Трудно представить себе его возраст – 23 века. Многовековая громада выросла из саженца, взятого от дерева в непальском Будха Гойя, под которым Будда обрел просветление. По этой причине, конечно, дерево является своеобразной святыней для всех последователей буддизма.
Отросток был привезен из Непала на остров в III веке до нашей эры монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки, и нашел свое место в королевском парке Анурадхапуры.
Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но само священное Бо невелико, его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. Зато соседнее защитное дерево впечатляюще огромно.
Как и положено святыне, окруженное золотым забором дерево Бо тщательно охраняется. Просто так подойти к нему нельзя. Но пройдя защитные кордоны, возле дерева можно застыть в благоговении и, если повезет, подобрать на память о паломничестве опавший листочек.
Координаты: 8.34433100,80.39734800
А какие достопримечательности Анурадхапуры вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Джетаванарама ступа
«Джетаванарама» – это уникальный монастырский комплекс, созданный королем Махасеной в 276-303 годах. Во время рассвета обители, на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов. На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа», возвышающаяся на 120 м и являющаяся самым высоким кирпичным сооружением, когда-либо построенным человеком. В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе. Структура имеет массивную кирпичную кладку, которая уходит на 14 метровую глубину, так, что вес монумента приходится полностью на коренные породы.
Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей.
Координаты: 8.35176200,80.40372100
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Анурадхапуре только по фотографиям.
Ступа Руанвели
Дагоба Руанвели — это одна из самых известных достопримечательностей Шри-Ланки, расположенная в городе Анурадхапура. Этот выдающийся архитектурный шедевр представляет собой прекрасную буддийскую ступу, куда прибывают паломники со всего мира. Дагоба поражает туристов своими размерами, ее высота составляет 91 метр, а окружность — 290 метров. Тот, кто уже когда-то ездил на Шри-Ланку, знает, насколько важными для жителей острова являются культовые сооружения. Неудивительно, что при строительстве ступы были использованы не только драгоценные камни, но и серебро, золото, медь, жемчуг и даже кораллы. Сооружение относится к Атамастхану и Солосмастхану – двум древним районам города.
Руанвели – самая большая и одна из самых старых ступ Анурадхапуры, она была возведена во II–I веках до нашей эры. В настоящее время она полностью восстановлена и выкрашена в белый цвет, поэтому заметна еще издалека. Вокруг нее, в углах некого воображаемого квадрата, выстроены еще четыре небольшие ступы, благодаря которым образовывается единый ансамбль. Побывав здесь, вы получите массу незабываемых впечатлений и сделаете прекрасные фотоснимки.
Координаты: 8.35007400,80.39631300
Музей денег при Центральном банке Шри-Ланки
Музей денег при Центральном банке своими коллекциями может потягаться с историческим музеем, ведь именно в монетах своих королевств история Шри-Ланки нашла свое отражение. Здесь можно проследить все этапы развития страны от колониальных времен, когда территория находилась под владычеством сначала Португалии, а затем Голландии и Британии, до наших дней. Экспонаты коллекций музея денег признаны старейшими в регионе.
Музей был создан в апреле 1982 года для хранения полной коллекции нумизматики страны. Но со временем экспонатов становилось все больше и больше, они охватывали более обширные временные периоды и коллекцию разделили на четыре тематические экспозиции: «Древний период», «Средневековый период», «Колониальный период» и «Период независимости с момента создания Центрального банка Шри-Ланки».
В первых двух можно найти самые старые монеты, которые были в обращении на территории Шри-Ланки. Они назывались Kahapana и датируются III веком до нашей эры. Они были самой разнообразной формы и изготавливались в основном из серебра. Золотые монеты kahavanu появились на острове лишь спустя четыре века. Первые иностранные монеты появились с развитием мореплавания и торговли. На территории Шри-Ланки найдены множество монет греческого, индо-греческого, римского, китайского и арабского происхождения.
Координаты: 6.93427600,79.84226900
Бассейны-близнецы Кутам Покуна
Бассейны Кутам Покуна (бассейны-близнецы) – старинные бассейны Древнего мира, представляющие собой огромную гидрологическую, инженерную, архитектурную и художественную ценность. Бассейны предназначались для купания буддистских монахов.
Бассейны построили в VIII веке в царстве Андрадхапура. На самом деле бассейны не являются близнецами, ведь первый достигает в длину 28 метров, а второй – 40 метров.
Бассейны вырезаны из гранитных плит, которые покрывают дно и стены. К ним также ведут ступенчатые стены в виде полок, на которые при купании монахи ставили горшки для омовения и другие предметы.
Бассейны отличаются уникальной системой очистки воды: перед тем, как попасть в бассейн, вода проходит через ряд углублений рядом с сооружением, а вся грязь оседает на дне. Между собой бассейны связаны с помощью трубопровода.
Координаты: 8.37110200,80.40159700
Ступа Абхайягири
Ступа в Анурадхапуре – второе по высоте здание Древнего мира, построенное в I веке до нашей эры королем Ватта Гамини Абхая. Высота ступы превышает 112 метров.
Перед входом в ступу установлены два каменных изваяния, которые считаются стражами бога Куверы. Название ступы состоит из двух имен – имени короля Абхая и имени Джейна, известного как Гири. В ступе находится интересная библиотека Древнего мира, которую стремятся посетить даже иностранные ученые, интересующиеся изучением буддизма.
Считается, что ступа украшена золотом, серебром и драгоценными камнями.
Рядом со ступой построен одноименный монастырь, в котором когда-то проживало 5 000 монахов. Они поклонялись изваянию Будды, сделанному из зеленого нефрита.
Координаты: 8.37101700,80.39550300
Самые популярные достопримечательности в Анурадхапуре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Анурадхапуры на нашем сайте.
Отправиться на отдых в Анурадхапуру
Далее отправляемся
Достопримечательности Шри-Ланки
Королевский Ботанический сад, Канди, Шри-Ланка Храм Зуба Будды, Канди, Шри-Ланка Пляж Берувела, Берувела, Шри-Ланка Гора Ритигала, Дамбулла, Шри-Ланка Горное плато Сигирия, Сигирия, Шри-Ланка Золотой храм Дамбулла, Дамбулла, Шри-Ланка
Интересные города мира
Достопримечательности мира
Марин-Драйв, Мале Атоллы, Мальдивы Вокзал Виктория, Мумбаи (Бомбей), Индия Остров Саона, Ла Романа, Доминиканская республика Пирамиды в Гизе, Каир, Египет Большой Сфинкс, Каир, Египет Рынок Чатучак, Бангкок, Таиланд
Анурадхапура, город древних храмов «Львиного острова»
Анурадхапура — знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала Сигирия, пещерный храм Дамбулла и удивительные храмы Канди.
Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки
Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки — Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.
Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»
Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву, и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.
Достопримечательности Анурадхапуры
Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».
Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.
При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту — т.е. была выше многих египетских пирамид.
Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.
Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы — с отрешенностью от всего земного.
Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.
Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая — шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» — «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.
Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.
Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.
Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.
В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.
К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой — первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.
Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.
Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».
У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.
Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке — она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».
Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.
Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы — монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе — композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.
Строительство Лохапасады — Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.
Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название — Бронзовый — дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.
Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн — их здесь насчитывается до 1600 штук!
Зато отлично сохранился Куттам — «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.
В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.
Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города Бодх-Гаи, и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта — дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.
Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» — «священного великого бо» из Анурадхапуры.
Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.