Могла ли рабыня стать женой султана: вся правда об иерархии в гареме
Даже неземная красота не гарантировала девушке, пополнившей ряды наложниц, перспектив когда-нибудь оказаться в покоях господина. Однако лазейки все-таки были.
«Господин назначил меня главной женой!» Даже геройский парень товарищ Сухов пришел от сказанного в полное замешательство. Поверьте, подобного никогда бы не произошло в средневековом султанском гареме, где существовала строгая и, скажем, очень суровая и жестокая иерархия. И никто не лез вперед султана со своим уставом! Установленные еще до него правила и законы регулировали жизнь тысячной (а то и больше!) армии женщин. Официально восточный правитель имел право иметь четырех жен, остальные — служанки, наложницы — со временем могли попасть в эту заветную четверку. Но только в том случае, если султан однажды заметит кого-нибудь из них и пригласит в свои покои.
Шансы увеличатся, когда девушка родит сына. Но дворцовая жизнь полна интриг, и в гареме это здорово чувствовалось. И если бы не многочисленные евнухи-стукачи, доносившие о малейшем протесте в этом огромном женском муравейнике, удержать эту «империю» в руках было бы сложно. Однако полную власть и право кого казнить, а кого помиловать (в прямом смысле слова) имела мать падишаха — Валиде-султан. Она же — суровая, не прощающая ошибок свекровь для четырех законных супруг своего сына. Забавно, но, как гласит история, однажды некая служанка топившая баню султану, так приглянулась правителю, что родила ему сына и со временем добралась до должности хозяйки гарема. Причем сын банщицы стал в будущем падишахом.
Самыми главными женщинами в гареме считались четыре законные жены султана. Они, как правило, жили на верхних этажах гарема. Сотни евнухов, служанок исполняли любую прихоть каждой из них. Помимо этого жены султана получали нехилое жалованье и ни в чем не нуждались. Характерно, что жили они в одинаковых огромных комнатах с одинаковым дизайном. Султан нередко присылал им конфеты — обязательно в одинаковых коробках. Впрочем, это не мешало жутко враждовать женам падишаха и ненавидеть друг друга: ведь каждая хотела пропихнуть на престол своего сына. Порой одна из претенденток, испив чашечку кофе, неожиданно заболевала и умирала. Но свято место пусто не бывает: вскоре в султанском гареме появлялась новая жена. Кадины (или хасеки) (так называли четырех любимых супруг падишаха) непременно заключали брачные контракты со своим господином. И он должен был неукоснительно соблюдать каждый пункт этого договора: всячески заботиться о них и в то же время по закону требовать выполнения возложенных на женщин обязанностей. Кстати, первая жена султана — бах-кадина — имела немало преимуществ перед остальными. По крайней мере, ее-то султан приглашал в свои покои почаще других. К тому же бах-кадина обладала большими шансами в борьбе за место своего сына на троне падишаха. И она благодаря обретенному статусу была ближе к свекрови — всемогущей Валиде-султан. Понятно, что это бесило других жен султана, и коварная борьба между собой с обязательным смертоубийством еще долго продолжалась в средневековом восточном гареме.
Самой низшей, так сказать, по статусу в гареме считались джарийе. Каждая новая девушка, попадавшая в гарем, начинала свой путь именно с с этой ступени. Но многие так и не поднимались по гаремной лестнице вверх, оставаясь простыми наложницами и рабынями. Девушки получали минимальное жалование и не допускались в опочивальню султана. Можно сказать, они просто были массовкой! Но при этом джарийе должны были познавать азы письма, обучаться языкам и наукам. Девушка, успешно закончившая обучение, получала звание уста, а вместе с ним повышенное жалование и право на возможную ночь любви с султаном.
Служанок, обеспечивающих быт жительниц гарема, называли калфами. Забавно, но по статусу они считались выше джарийе, потому что помимо уборки и других хлопот занимались их обучением. Калфы учили джарийе письму и чтению. Кстати, и калфы, и джарийе после положенных десяти лет пребывания в гареме могли выйти замуж, обычно их мужьями становились вполне приличные и обеспеченные мужчины.
Более солидный вес и определенную власть имели пейки, они были приближенными кого-то из окружения султана. Например, личной помощницей одной из его жен или матери. Пейк властвовала над другими наложницами и получала приличные деньги.
Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Османская империя славилась своей жестокостью и беспощадностью по отношению к врагам. Но это мелочи по сравнению с тем, как жилось женщинам и девочкам в гареме султана на протяжении долгих лет. Женщины, а также девочки с семи лет – все они содержались в особых условиях, где ими могли управлять, обучать и в первую очередь наслаждаться султан и его двор.
Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.
1. Власть Османской империи
В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.
2. Женщины гарема
Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.
3. Обстановка в гареме
Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.
В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.
4. Евнухи
Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.
Евнухи, как правило, были рабами, захваченными в плен во время войны или купленными на каком-нибудь далёком рынке в Эфиопии или Судане. В итоге, было два типа мужчин – чёрные и белые, соответственно, на каждый тип возлагались разные обязанности. Чёрные евнухи, или сандали, полностью удаляли свои гениталии во время процесса кастрации и в результате были наиболее предпочтительными для обслуживания гарема. Белым евнухам разрешалось сохранить хотя бы часть своего пениса или яичек, и таким образом они получали меньше гаремных обязанностей, так как всегда существовал риск, что они могут использовать то немногое, что у них осталось, и воспользоваться женщиной.
Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.
5. Султанат женщин
Сцена из турецкого гарема, Франц Герман, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер. Фото: blog.peramuzesi.org.tr.
Несмотря на свой ограниченный статус, женщины халифата не всегда оставались слабыми и уязвимыми. В той мере, в какой мужчины считались приемлемыми, фигуры в гареме могли оказывать значительное влияние на Османскую империю в течение XVI и XVII веков – время, известное как Султанат женщин. Конечно, многие из султанов того времени были несовершеннолетними, которые придерживались власти своих матерей, но это было необычное развитие событий, особенно учитывая рабское происхождение многих женщин гарема.
Несмотря на мужскую заботу о таких практиках, они часто не участвовали в боевых действиях (или планировали свою следующую стратегическую битву) и не контролировали инфраструктуру своего политического ландшафта. Но когда в 1687 году закончилась борьба между двумя самыми могущественными женщинами-регентами – Кёсем Султан и Турхан Султан, многие женщины гарема решили последовать их примеру, дабы обрести некую свободу и власть.
6. Иерархия женщин в гареме
Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.
Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.
7. Валиде султан
Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.
Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.
Султан Валиде правила до тех пор, пока правил её сын, поскольку его смерть означала бы конец её матриархального правления. Второй после неё была первая жена султана, которая считалась таковой, потому что родила больше всего сыновей.
8. Свобода не для всех
Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.
Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.
И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.
9. Образование
Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.
Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.
10. Гарем в западном искусстве
Две одалиски, играющие музыку в гареме, Гварди Джованни Антонио и Франческо Гварди. Фото: billedkunst.meloni.dk.
На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни. Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.
В продолжение темы о великой Османской империи – литографии XVIII-XIX веков , созданные художниками-путешественниками, которым в своих работах максимально точно удалось передать царящую вокруг атмосферу тех времён.
Как попадали на ложе к султанам и почему султаны смотрели женщине только в глаза
Восточные страсти, утонченные ласки, жаркая султанская любовь… На что это было похоже? Как ни странно, множество документов прошлого довольно детально рассказывают, на что.
Сериал «Великолепный век» пробудил фантазии у многих женщин: любили же люди когда-то! Особенно султаны. И мало кто подозревает, что именно любить-то султанам было непросто. Каждое их приближение к женщине, разве что кроме рабынь, регулировалось множеством правил. Включая специальные правила, касающиеся непосредственно действий, требующих от пары уединения.
Прежде всего, несмотря на строго мусульманскую веру, которую исповедывали правители Османской Империи, к их интимной жизни подходили с теми же мерками, как к языческим богам и их избранникам на земле. Султан, прежде всего, должен был демонстрировать собой мужскую мощь и плодородие, а значит, покрыть и оплодотворить как можно больше женщин.
А вот чего от султанов не особо-то и ожидали, так это появления жены. Большое количество наложниц, помимо прочего, использовалось как возможность оказать честь большому количеству важных для политики султану семей. Иногда взять одну или парочку жен означало бы оскорбить множество отвергнутых девушек, отдав преимущество лишь одной или парочке семей.
Как попасть в гарем султана
Очень часто девочек в гарем еще до появления у них признаков зрелости представляли их семьи. Если семьи эти были знатны, а в здоровье девочек не было изъяна, то евнухи, поставленные следить за гаремом, не особо придирчивы были к внешности.
В конце концов, любую женщину сделают красивыми хорошая жизнь и хороший уход! Но попадали в гарем и девушки, не имеющие отношения к политическим играм. Речь идет о невольницах, отобранных сообразно вкусам султана.
Так, один из султанов любил не просто полных, а очень полных женщин. Так что евнухи откармливали для него юных наложниц, почти не давая им двигаться и подбирая для них особую диету, а также искали на невольничьих рынках девушек уже приметной полноты или, по некоторым признакам, к полноте очень склонных.
При этом султане жизнь обитательниц гарема была не слишком хороша, ведь их лишали одного из немногих развлечений — танцев. Кстати, большинство этих танцев вовсе не предназначались для мужских глаз. Танцы женской половины дома или дворца исполнялись женщинами перед женщинами в честь разных событий и праздников, а также просто от скуки.
Одновременно в гареме содержалось около полутора или двух сотен наложниц, часть из которых были свободными девушками, а не рабынями. По книгам расходов можно увидеть, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году официально было 167 наложниц. Большую часть из них он в том году даже не видел в лицо. И многих не увидел и позже.
Стихи и подарки
Чтобы султан успел оказать милость близости как можно большим обитательницам гарема, евнухи составляли специальное расписание. Конечно, если какая-то девушка нравилась султану, то она попадала в это расписание не один раз. А вот если наложница не нравилась его матери, официальной главе гарема, у нее шанса на встречу с султаном не было вообще.
Прежде, чем быть представленной султану, девушка приготавливалась несколько лет. Ее обучали, прежде всего, хорошим манерам. И сейчас туристы могут увидеть надписи на стенах в бывшем помещении гарема. Обычно экскурсоводы выдают их за любовные стихи, которые должны возбуждать страсть.
На деле любой знаток увидит там наставления по поведению. Эти наставления девушка должна была видеть каждый день, чтобы вытверживать наизусть. Так, выписанные красивой вязью над воротами слова напоминают девушкам цитатой из Корана, что нельзя входить куда-либо, не спросив разрешения и не поздоровавшись.
Помимо манер, девушки учились грамоте, каллиграфии, Корану, музыке, изящному стихосложению — традиция предписывала влюбленным, даже если они встретились только для соития в первый и последний раз в жизни, обмениваться нежными стихами.
Учили девушек ухаживать за собой, красиво подавать кофе и сладости и угощать ими, наносить макияж, вести светскую беседу и даже набивать трубку. В зависимости от происхождения, они через два года обучения становились служанками-калфа или привилегированными одалык, наложницами, которые не проходили через период прислуживания другим.
А вот чему их, вопреки мифу, не учили, так это завлекать танцами («схожими со стриптизом») мужчин и удерживать влагалищем каменное яичко.
Влагалище невольницы до встречи с султаном должно было оставаться с не подверженным никакому проникновению, а в самих невольницах поощрялась скромность. Даже одежды они носили большую часть истории очень закрытые. Такие декольте, в которых щеголяют актрисы сериала «Великолепный век», вызвали бы у султана серьезное негодование.
Девочки иностранного происхождения — выкраденные из славянских краев или с Северного Кавказа — учили турецкий. Только после экзаменовки и появления явных признаков половой зрелости девушка оказывалась представлена султану. И то — если повезет. Многие доживали до «выпуска» из гарема, ни разу не увидев вблизи своего господина и оставаясь на побегушках у более удачливых наложниц.
Да, гарем было возможно покинуть. Но не своей волей. Если девушка за девять лет ни разу не оказалась на ложе султана, ей давали большое приданое и выдавали замуж за кого-то из нужных султану людей. От этой милости не могли отказаться ни девушка, ни ее будущий муж. Часто такая судьба ждала как раз свободных девушек из хороших семей — дело в таком случае было не в том, что кто-то счел ее «некачественной», а в том, что наложницей султана она была символически.
Семья и султан оказывали друг другу уважение, а девушка получала блестящее по меркам времени и страны образование, не считая чисто материального приданого. Еще одна причина, по которой султан чаще встречался на ложе с невольницами, чем со свободными девушками, заключалась в том, что, стань представительница одного из кланов Империи матерью наследника, клан этот мог опасно возвыситься.
Так что никто точно не может сказать, какой семьи была мать самого Сулеймана Великолепного. Его наследник Селим родился от невольницы из славянских земель, известной в Европе как Роксолана и в Турции как Хюррем. Мать наследника Селима Муррада была невольницей, похищенной с венецианского корабля.
Тем не менее большое количество свободных знатных девушек в гареме стало причиной, по которой введены были «правила по подаркам», которые нешуточно разоряли султанскую казну. Существовало множество поводов, по которым обитательницам гарема султан, зная их или не зная, обязан был прислать дары.
Бывали случаи, когда султаны пытались сэкономить, уменьшая количество подарков, и сталкивались с настоящим бунтом в гареме. Если бы он полностью состоял из невольниц, бунт было бы нетрудно подавить — но жестокие наказания свободных девушек грозили конфликтами с их семьями.
Кроме подарков и непосредственно материального обеспечения, наложницам полагалось нечто вроде зарплаты. Ученицы-аджемы получали по шесть серебряных монет в день, наложницы, ставшие администраторшами при гареме — уста — могли получать до двухсот пятидесяти монет.
Больше всех получали матери сыновей, которые могли быть или не быть официальными женами султанов — они все равно одинаково уважались за сам тот факт, что родили сына. Их ежедневные выплаты достигали двух тысяч монет. Эти деньги наложницы тратили полностью на свое усмотрение — на покупки, за которыми посылали евнухов, на денежные подарки верным слугам и служанкам, на содержание родственников или благотворительность.
Когда дело все же доходит до постели
Хотя в основном за тем, кто проведет ночь с султаном (когда султан не слишком занят), следили евнухи и мать султана, иногда он и сам выбирал, увидев какую-нибудь красавицу при посещении гарема.
По европейской легенде, когда султан заходил в гарем, девушки по знаку евнухов или валиде-султан принимались танцевать перед ним, пока он не кинет одной из них платок. Отмеченная таким образом обязана была прийти ночью. На самом деле, султан мог попросить потанцевать наложницу (если она была невольницей), но чаще беседовал с ними, принимал угощения и выслушивал, как они поют под собственную музыку любовные песни.
Избраннице султана, как правило, присылали специальный подарок. Потом ее готовили и доставляли в спальню султана евнухи. Это необязательно происходило той же ночью.
Чтобы посетить спальню султана, девушка должна была иметь чистое тело (не просто эпилированное, а даже без синяков, чтобы не оскорбить взора султана). Она должна была хорошо себя чувствовать, и не дай Аллах, если от волнения грядущей встречей у нее преждевременно начиналась менструация! Встречу переносили или отменяли вовсе.
Султан тоже, можно сказать, годами готовился к этим встречам. Его учили правилам поведения в постели — например, тому, что (чего не практиковалось во многих арабоязычных странах) женщина после соития с ним должна остаться весела и довольна.
В помощь султану были специальные трактаты о плотской любви. Нет, не «Камасутра» — греческие и арабские тексты. И далеко не все рекомендации оттуда султан мог выполнить. Придворные врачи добавляли множество ограничений. Увидев приведенную наложницу, султан был обязан затеять с ней разговор ласковым голосом.
Правда, никто не советовал проверять, действительно ли девушка успокоилась — ведь по-настоящему целомудренная девушка обязана была бояться и смущаться. Разговор был должен плавно перейти в объятья и поцелуи, а те — уже в соитие, притом никто из присутствующих… полностью не раздевался.
Дело в том, что много поколений султанов выслушивали от врачей байку, будто дитя родится слепым, если во время соития увидеть половые органы. Соединяясь с женщиной, султан мог даже дополнительно прикрывать, так сказать, места стыковки. Чтобы наверняка.
Строго запрещены были — вопреки фантазиям европейцев — групповой и анальный секс. Любая рабыня взбунтовалась бы, предложи ей султан разделить ложе с еще одной женщиной, и уж, конечно, султан не делил своих женщин с другими мужчинами.
Чтобы не возникло и мысли об анальном сексе, а также чтобы труднее было увидеть гениталии друг друга, рекомендовалось избегать коленно-локтевой позиции. Лучше лечь сверху и смотреть женщине в лицо, не отвлекаясь — считали врачи.
Сложное отношение было и к оральным ласкам. Они упоминались в текстах, с которыми знакомили будущих султанов. Но все приемы кунилингуса рекомендовалось проводить влажными пальцами, а те из врачей, что допускали возможность феляции, предостерегали от того, чтобы семя было излито женщине в рот.
После соития султан и его избранница опять обменивались светскими любезностями и прощались. Засыпать женщина должна была в своей постели. Наутро ей присылали подарок.
Побывавшая в постели султана раз называлась «гезде». Такой наложнице сразу поднимали «зарплату», выделяли двух собственных невольниц с комнатами для каждой, и у гезде было больше шансов вновь увидеться с султаном в спальне, чем у обычных наложниц.
Если гезде беременела, она становилась икбал и могла претендовать на более частые встречи с султаном (необязательно в постели). Икбал получала четырех невольниц и несколько комнат. Больше всего каждая икбал боялась потерять ребенка. Тогда ее, как слабую здоровьем, больше не подпускали к султану и через некоторое время выдавали замуж.
Если у икбал рождалась девочка, она становилась кадын. Дочери султанов, надо сказать, обладали особыми привилегиями. Они считались госпожами своих мужей. В спальню супруги принцесс могли зайти только с их позволения, а на постель — только в поклоне. Если муж оказывался неугоден, принцесса без проволочек разводилась и выходила замуж за другого. Мужья принцесс не имели права брать других жен.
Вершиной карьеры считалось родить от султана сына. Увы, во многих случаях это означало оказаться также в почетной ссылке в дальнем дворце. Мать своего сына султан навещал редко или не навещал вовсе. Он мог взять ее в официальные жены, состоять с ней в переписке, но слишком тесная связь с ней рассматривалась как опасная для его власти.
Жены султанов развлекались, вкладывая деньги в интересные торговые проекты, покровительствуя художникам и поэтам, занимаясь благотворительностью и дипломатической перепиской и выезжая на пикники — для чего евнухи расчищали путь и место пикника на много метров вокруг, ведь ни один мужчина не имел права глядеть на мать принца и тем более жену султана.
Принцев также часто держали в отдаленных дворцах, допуская до них только заранее стерилизованных наложниц. Размножаться имел право один султан. Кроме удаления яичников, наложницам удаляли и языки — потому что считалось, что женщина может сподвигнуть мужчину на слишком великие дела… вроде бунта против отца. Оказаться в гареме принца было мало приятного. Несмотря на то, что он учился постельным утехам по тем же трактатам, что и его отец.
Что на самом деле происходило в гареме султана — ночи любви в присутствии прислуги, откуда брались евнухи и другие факты
Когда мы слышим слово “гарем”, наше воображение рисует себе эдакую восточную сказку: богатство и толпу покорных красавиц, исполняющих танец живота.
Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.
Мы приглашаем заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.
Зачем в гаремах евнухи
Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.
В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.
На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.
Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.
Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.
Откуда брались евнухи
Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов — представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.
Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.
Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления — полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.
Евнух османского султана, 1870-е
Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.
Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” — с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.
Как отбирали наложниц
Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.
Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.
Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий — в зависимости от способностей.
Но каждую из них обязательно учили главному — искусству доставлять мужчине удовольствие.
Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.
Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.
Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).
Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.
Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.
Сестры и жены последнего правителя Османской империи Абдула-Хамида II
Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.
Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.
Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.
Как проходили ночи любви
Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.
Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.
Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала — где и как ублажать султана.
Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.
Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.
Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.
Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.
Конец султанского гарема
В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.
Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.
Абдул-Хамид II отправляется в ссылку после отречения от престола
Тайны гарема: как становились наложницами
Само слово «гарем» означает «то, что запрещено». И действительно, гаремы султанов охранялись от чужих взглядов очень строго. Но теперь мы знаем, что же там происходило на самом деле.
В гарем никто не мог попасть добровольно
По одной простой причине: будущих наложниц великого султана предпочитали «выращивать» на месте. Родители продавали своих дочерей в гарем в весьма юном возрасте, и уже там девочку растили в соответствии с ее будущими задачами. Обучали грамоте, теологии, искусству танца, музыке, этикету и умению вести беседу. И, разумеется, одной из главных дисциплин было искусство доставлять мужчине сексуальное наслаждение. После того, как девочка вырастала и становилась девушкой, ее показывали султану. И, если он не находил в ней изъяна, ее родителям выплачивалась внушительная сумма, а они, в свою очередь, отказывались от всех прав на дочь. Если же девушка не вырастала достаточно прекрасной, из гарема ее никто не выгонял. Просто родителям платили меньше.
Но, несмотря на то что девочек фактически продавали в гарем как рабынь, многие мечтали туда попасть. Не мечтали об этом разве что иностранки, которых, естественно, похищали.
Золотая клетка
Мы привыкли считать гарем «золотой клеткой», фактически — тюрьмой. На самом деле это было не так. Во-первых, женщины покидали стены дворца (конечно, в закрытых экипажах и в сопровождении конной охраны, но тем не менее). Во-вторых, наложница имела право покинуть гарем навсегда. В том случае, если благосклонный взгляд султана так и не пал на нее в течение 9 лет, женщина имела право уйти из гарема и выйти замуж, за кого ей угодно. Более того, ей полагалось солидное «выходное пособие».
Иерархия
В гареме могли жить несколько сотен женщин, и, естественно, их отношения требовали строгой иерархии, в противном случае сдерживать темперамент барышень было бы затруднительно. Каждой полагалось знать свое место и стремиться к тому, чтобы занять лучшее, конечно. Итак, «низшая ступень» — джарийе. Так называли девушек, которые только что попали в гарем. Большинство из них никогда не меняли свой статус, оставаясь на первой ступени. В их обязанности входила уборка, выполнение мелких поручений и обслуживание женщин, которые занимали более высокие «должности». Интим с повелителем для джарийе был невозможен.
Одалык — следующая ступень. Если джарийе были, фактически, рабынями, то эти барышни не утруждали себя работой. Именно они имели возможность покинуть гарем, если султан не обратит на них внимание.
Икбал — высшая каста, постоянные фаворитки султана.
Султан — уже официальные жены, которых у султана могло быть до 8. Впрочем, правители быстро свели на нет традицию жениться на наложницах. Однако известно, что жены султанов не ограничивались властью в гареме, а принимали участие в государственных делах. Для того, чтобы занять это почетное место, требовалось родить султану сына.
Хасеки — титул, который ввел султан Сулейман для своей жены Хюррем Султан. Особенность этого титула в том, что его нельзя было отчуждать: неважно, сколько детей у хасеки и какого они пола, неважно, правит ли ее муж — этот титул никто не имел права отнять.
Валиде — самый высокий титул женщины в Османской империи. Валиде — это мать правящего султана. Валиде управляла гаремом, а по сути — порой и всей страной.
Стандарты красоты
Естественно, стандарты красоты задавал сам султан, и порой эти стандарты очень сильно отличались от того, что мы считаем красивым сегодня. Более того, внешность девушек, на самом деле, не так уж сильно ценилась. Главным критерием отбора было строение девичьей вагины. Ценился определенный тип строения интимных органов, и даже исключительно красивая барышня могла не пройти «отбор» просто потому, что природа подарила ей «неудобную» вагину.
Та самая ночь
Прежде чем допустить наложницу в покои султана, ее обучали искусству управления интимными мышцами. Например, при помощи каменного яйца: этот предмет с привязанной к нему нитью помещали во влагалище девушки и тянули за нить, а она должна была удерживать яйцо в себе до тех пор, пока нить не порвется. Еще одна техника — окрашенная вода: жидкость впрыскивалась во влагалище, и девушке нужно было исполнить танец, не пролив ни капли. И только после этого она могла претендовать на внимание султана. И этот момент тоже подчинялся строгому регламенту.
Для того, чтобы выбрать женщину, с которой хочется провести ночь, султан изьявлял желание послушать музыку или посмотреть танец. Наложницы показывали султану своё мастерство, а он выбирал ту, с которой хотел провести ночь. Султан либо задерживал взгляд на ней, либо бросал к ногам девушки платок. После этого наложницу уводили и начинали готовить к ночи любви. Эти приготовления длились несколько часов: ванна, обязательная эпиляция (на теле наложницы не должно быть никаких волос, включая пушковые волоски на спине), макияж. Эпиляция, кстати, была еще и способом проверить темперамент наложницы. Эпиляция сахарным сиропом (сегодня известная как «шугаринг») — довольно болезненная процедура. Если наложница громко вскрикивала, то ее считали достаточно темпераментной, а если терпела молча — ее объявляли фригидной, и надеяться на ночь с султаном ей больше не приходилось.
Как на самом деле становились наложницами
Вокруг султанских гаремов существует множество мифов. Историки до сих пор спорят, как именно девушки попадали в гарем и каким был их быт. В последнее время специалисты, хорошо изучившие традиции Османской империи, проливают свет на эти вопросы. Рассмотрим, как именно женщины становились наложницами и как протекала их жизнь в дальнейшем.
Отбор наложниц
В гарем попадал не абы кто. Девушек отбирали среди рабынь, которых привозили из разных уголков планеты: Европы, Азии. Кровь правящей династии была далеко не турецкой, ведь матерями султанов становились гречанки, украинки, черкески, албанки и так далее.
Девушек отбирали в возрасте 12-14 лет. Их подбором занимались либо приближенные султана, либо их матери – валиде. Они имели большой авторитет во дворце, фактически правили всем гаремом. Юных наложниц сначала обучали. Они должны были уметь писать и читать. Рабынь знакомили с Кораном, турецкими традициями.
Но самым главным было изучение танцев и науки угождения мужчине. Использовались изощренные упражнения: к примеру, во влагалище наложницы помещали камень с привязанной к нему нитью, и девушка усилием мышц должна была натянуть и порвать эту нить.
Не все девушки в гареме были привезены из мест, в которые совершались набеги. Родители в Османской империи были готовы и сами продать дочь в султанский гарем. Это было огромной честью: девушка получала сытую и безопасную жизнь, высокий доход и даже шанс стать матерью следующего султана. Когда молодая наложница проходила обучение, ее родителям тоже выплачивали немалое вознаграждение. Особенно большую награду выдавали, если девушка приглянулась султану.
Иерархия женщин
Гаремы имели сложную структуру. Без четкой иерархии в женском коллективе начался бы хаос, а ведь наложниц могло быть от 50 до 150. Далеко не все женщины служили для плотских утех правителя, многие выполняли простые работы. Существовала система рангов:
- Джарийе. Девушка, только недавно попавшая в гарем. Выполняла подсобные работы, в основном прислуживала старшим по рангу наложницам. По сути это были обычные рабыни, но за свой труд они получали, если переводить на современные деньги, около 18 долларов в день. В интимные связи с султаном джарийе не вступали.
- Одалык. На этот ранг переходили особенно привлекательные девушки либо те наложницы, которые приглянулись султану. Они не должны были работать, но тоже получали жалование. Они уже могли вступать в связь с правителем.
- Икбал. Постоянные любовницы султана. Фаворитки могли родить императору ребенка, и, если это был сын, он становился полноправным наследником. Жениться при этом было не обязательно.
- Султан. Официальные жены султана. Их можно было взять до 8. Изначально правители не брали себе жен, оставляя фавориток в статусе икбал. Но, начиная с Сулеймана Великолепного, правители стали все чаще заключать браки.
На высшей ступени находилась валиде – мать текущего правителя. Она существенно влияла на политику, так как помогала своему сыну принимать решения. Также валиде управляла гаремом, следила за порядком в нем, отбирала новых наложниц. Ее можно сравнить с королевой-регентшей, только с более ограниченными политическими правами.
Жизнь при султане и после его смерти
Девушки из гарема получали достойное питание и наряды, постоянно осматривались придворными врачами на предмет болезни. Они могли выезжать за пределы дворца, для этого лишь нужна была карета, закрытая от посторонних взглядов. Многие фаворитки султанов даже отправлялись с ними в другие страны во время военных походов.
Особым почетом пользовались фаворитки, которые родили султану сына. Сыновья становились законными наследниками. После смерти отца престол обычно получал самый старший, но иногда из-за психических, физических болезней или заговоров править начинал не первый по старшинству сын.
Новый правитель мог убить всех своих братьев, это было разрешено законом как способ избежать междоусобицы. Мать новоиспеченного императора становилась валиде, что было высшей наградой для женщины из гарема.
Не стоит думать, что после смерти старого правителя его наложниц оставляли на улице. Их просто переводили в Старый дворец. Он был окружен фруктовыми садами и фонтанами, а слуги заботились о роскоши и довольстве обитательниц.
Деньги на содержание выдавал новый султан. Был и еще один способ покинуть гарем. Если в течение 9 лет девушка одалык не приглянулась султану, она вместе с приданым в виде роскошного дома могла выйти замуж за чиновника.
Еще один важный момент – наложниц не могли строго наказывать. Существует миф, что один из правителей Османской империи, Ибрагим, в один момент убил 280 девушек своего гарема, так как приревновал одну из них. Но это лишь сказки, придуманные уже в двадцатом веке. Если бы султан поступил так, он окончил бы свою жизнь в темнице. Если девушка провинилась, то ее могли оставить на некоторое время в подвале или наказать ударами палки по пяткам.
В крайней случае ее выдавали замуж за одного из чиновников, чтобы исключить из гарема, и даже после удаления платили ей пенсию. Так что быть в гареме означало действительно оставаться в безопасности.
Что на самом деле происходило в турецком гареме: реальные факты о наложницах и устройстве места для содержания жен султана
Традиционно гаремом называют женскую часть дома в разных странах Ближнего Востока. Первоначально термин использовали для обозначения домашних помещений, предназначенных для обеспечения защиты и возможности уединиться. Их строили для женщин семьи и мальчиков определенного возраста.
Символ статуса
Гаремы существовали, чтобы наложницы и близкие родственницы, законные супруги и рабыни жили вместе. Особенности отношений определялись статусом семьи и обеспеченностью дома, религиозными правилами и нюансами традиций страны. Гарем всегда был местом, указывающим на мужские привилегии. Его посещение было под строгим запретом для всех прочих представителей мужского пола. Исключением были лишь евнухи. Женское уединение рассматривали как символ мужской обеспеченности. Владелец дома заводил гарем, будучи в силах обеспечить своим женщинам комфорт в повседневной жизни. Гарем был средством скрыть женщин от глаз чужих мужчин. Такое явление получило широчайшее распространение по всему Ближнему Востоку в древности. Пока ученые сомневаются относительно происхождения этого явления. Известно, что гаремы были еще в Ассирии в 25-м веке до начала текущей эпохи – ими располагал правитель государства.
О турецких обычаях
В Турции гаремы появились как заимствованное явление. Османские правители переняли эту традицию от халифатов арабских держав. Традиции изоляции женской половины семьи получили широчайшее распространение в высочайших слоях общества в разных странах. Это было свойственно Византии и Персии. Такими же были обычаи древних греков и в Ираке. В среднем это практиковалось за многие тысячелетия до появления и распространения ислама. Османский Халифат, четвертый по счету, был заложен Селимом I по итогам успешного похода на мамлюкский Египет. Событие пришлось на 1517-й. Благодаря такому военному успеху удалось получить контроль над Мединой, Меккой. Постепенно османы приобретали статус фактических лидеров, ключевых игроков в мире мусульман.
Имена и даты
Османский халифат основал султан Осман Первый. Заложенная им страна существовала в период 1299-1922 гг. Из истории известно о двух супругах султана. За следующие шесть веков было 36 султанов, из которых одним из самых известных считается Мехмед II. Не меньше отметился в истории Сулейман I. Вместе с султанской властью ширилось понятие гарема. Правители желали владеть женщинами – свободными и рабынями. Гарем стал очевидным признаком обеспеченности семьи и власти ее главы. Кроме того, он был показателем интимной доблести.
Придворный гарем
Во дворце Топкапы султан расположил свой гарем, составленный из свободных и рабынь. В качестве свободных тут присутствовали дочери влиятельных и богатых семейств того времени. Рабыни получали специальное образование, чтобы быть идеальными наложницами. В гареме жила домашняя прислуга, обшивавшая, обстирывавшая влиятельных людей. Здесь обитали маленькие дети, появившиеся на свет у женщин, обслуживавших султана. Управление гаремом отдали евнухам, кастрированным мужчинам, чье влечение к противоположному полу было подавлено. Это делало их безопасными для женщин, обитавших в гареме. В исламе кастрация была официально запрещена, поэтому в качестве евнухов использовали африканских и европейских рабов. Гарем существовал во дворце Топкапы с 1465 до 1853 года.
Развитие института
В 1853-м гарем перенесли во дворец Долмабахче, расположенный в Стамбуле. Тут он просуществовал до 1909-го. Османским гаремом управляли и заведовали только евнухи, которых делили на две категории: белые и черные. Черными были рабы из Африки. Они обслуживали наложниц, чиновников. Им помогали низкоранжированные камеристки. Белыми были обычно выходцы с Балкан, Кавказа. Это могли быть мужчины, приобретенные на рынках невольников, а также мальчики, взятые из семей христиан. В те времена на Балканах люди вынуждены были платить немусульманский налог. Если семья не могла такой уплатить, у нее забирали ребенка. Белые евнухи пользовались бешеным спросом: сотни чиновников занимались поиском подходящей кандидатуры. Операции, проводимые белым, отличались от тех, которые практиковали на темнокожих. Черные евнухи считались более влиятельными. Именно они обслуживали царственных особ. Кстати говоря, ранее высочайшее положение принадлежало белокожим; ситуация изменилась в конце XVI века.
А что с девушками?
Принятые во дворец сперва проходили обучение. Им преподавали местные обычаи и обучали религии, письму, шитью. Обязательно читали Коран. Полагалось уметь отлично читать и безупречно писать каллиграфическим почерком, вышивать. Девушки знали дворцовый этикет, обучались литературе, музицированию. Задачей обучающих было вырастить особ, способных поддержать разговор на любую тему, даже сложную. Если девушка проявляла особенные таланты, ее обучали играть на разных инструментах, танцевать. Могли дополнительно преподавать речь и манеры.
Когда девушка достигала половой зрелости, она превращалась в наложницу. Для султана отбирали лучших. Девушек обучали под пристальным вниманием ответственного камергера. Положение наложницы определяло то, какое жалованье ей будут платить. Повседневные траты на этот институт были внушительными, одежду оплачивали из казны. Временами правители одаривали своих дам. Количество содержащихся в гареме женщин постоянно менялось. Известно, что при Махмуде I их было 688, а у Абдулазиза – 809.
Сераль
Именно так на Западе стали называть гарем Топкапы. Его считали экзотическим пристанищем красавиц, собранных специально для ублажения правителя. Толкование было довольно причудливым; замалчивались различные неприятные факты. Например, многие рабыни были 10-летними девочками, зачастую девушек похищали или покупали. Если женщина надоедала султану, ее убивали. Известна легенда о том, что Ибрагим Безумный повелел сбросить в Босфор 280 наложниц. Женщины в гареме соперничали между собой, а это становилось причиной травм и гибели.
Дети этих женщин тоже воевали меж собой за власть. Братоубийство стало нормой в 1362-м, когда Мурат Первый убил своих братьев, чтобы дать трону безопасность. Ахмед Первый запретил такое, но наследников содержали в кафесе, изолированной комнате, где круглосуточно охраняли. Это отрицательно влияло на детскую психику, и к моменту наследования престола человек зачастую становился сумасшедшим. Девочек в раннем возрасте выдавали замуж за иностранцев или влиятельных местных. Женщины был полностью под властью покровителя, выбиравшего даму для султана. Это определяло статус жительницы сераля.
Женский султанат
Этот период истории длился около полутора веков. Валиде (мать султана) и Хасеки (супруги султана) совместно взялись за контроль страны. Иностранцы говорили об их успехах. Первопроходцем стала жена Сулеймана Первого. Она пришла к власти и начала проводить свою политику наследования и выбора влиятельных придворных. Власть поддерживали, возводя прекрасные мечети и общественные фонтаны, финансируя благотворительные организации.
А дальше?
Османские султаны управляли Турцией более шести веков. Первая мировая привела к хаосу в стране. Он закончился, когда власть захватил Мустафа Кемаль, стремившийся сделать державу современной. Он считал, что следование старинным традициям станет причиной новой внешней агрессии. Кемаль был популярен, много путешествовал, общался с простыми людьми и продвигал идеи свободы и науки. Благодаря Кемалю Турция выдержала агрессию Греции, затем начала программу модернизации. Кемаль взял себе имя Ататюрк. С момента его правления турецкого гарема больше не существует.