Кто такие апатриды и бипатриды. Разбираемся в правовых статусах
В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.
Апатриды: кто это
Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.
Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).
С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.
Нормативная основа
Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.
Международные правовые акты:
- , закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве. . Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства. , реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.
Национальные федеральные нормативные акты:
- Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов; ; .
Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.
Потеря гражданства: как это происходит
Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:
- появление ребенка, как лица без гражданства, в семье, где оба родителя обладают статусом апатридов. Однако в том случае, если ребенок родился в той стране, где юридически закреплено на национальном уровне присвоение гражданства по рождению на его территории (принцип почвы), то даже при отсутствии гражданства у обоих родителей ребенок апатридом не станет;
- если человек добровольно отказался от гражданства, например, при оформлении гражданства другого государства, то до момента, пока он не получит документ, удостоверяющий его личность в новом государстве, он будет считаться апатридом;
- наказание со стороны государства человека или группы лиц за совершение ими каких-то преступлений, от негативного действия которых государство хочет оградить своих граждан. В этом случае лишение гражданства рассматривается именно с позиции применения наказания в отношении преступника. Так, практика лишения гражданства, как наказания за «неугодные» мысли и дела, была очень распространена в СССР к оппозиционным деятелям разных сфер науки и искусства, литературы и других отраслей, где люди могли высказывать свое мнение широким массам;
- в случае если правоохранительные органы государства выявили факт осуществления фиктивности какой-либо юридически значимой процедуры, с помощью которой человек получал гражданство, в качестве одной из мер наказания становится отмена такой процедуры и, соответственно, отобрание полученного гражданства у человека;
- прекращение фактического и юридического существования государства, в результате чего люди теряют гражданство своего государства. Яркими примерами являются распад СССР на несколько самостоятельных государств, граждане которого должны были оформить новые паспорта в соответствии с проживанием на территории того или иного нового государства, чтобы получить гражданство этих государств; распад Югославии на Сербию, Македонию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину;
- на основании столкновения норм действующего законодательства разных государств. Ярким примером может быть заключение брака между мужчиной и женщиной из стран с разными нормами законодательства, где приняты правила потери женщиной своего гражданства в случае замужества с иностранцем, а в государстве мужчины заключение брака не является основанием для предоставления гражданства – женщина в этом случае становится апатридом.
Как получить статус
Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.
Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:
- подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
- после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
- если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.
После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.
Да, само собой, так как это очень удобно. Нет, потому что не вижу в этом необходимости. Не задумывался(лась) над этим вопросом.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
- возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
- возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.
Минусы:
- необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
- юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
- отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
- невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.
Бипатриды: кто это
Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.
Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.
Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.
Нормативная основа
Международное право:
- (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде; . Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.
В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:
- , где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
- национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему); ; .
Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.
Как становятся бипатридами
Бипатридом можно стать в следующих случаях:
- если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
- если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
- если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
- если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
- заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.
Как получить статус
Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.
Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).
Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.
Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.
Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий
Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.
Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).
В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.
Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.
Кого нельзя назвать бипатридом
Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).
Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.
Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.
Апатриды: кто такие лица без гражданства, их правовой статус, права и обязанности ЛБГ
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;
(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;
трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;
иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Административно-правовой статус лиц без гражданства (апатридов)
Лица без гражданства являются особенной категорией жителей любого государства, причём её представителей довольно много на территории России. Чаще всего это граждане СССР, которые после распада страны так и не получили новое гражданство. В 2015 году в РФ проживало около 14 тысяч апатридов, но с каждым годом их количество сокращается, поскольку законы становятся более лояльными к таким людям и позволяют им легально обустроиться в стране.
Кто такие апатриды: международный статус
Человеком без гражданства или апатридом считают лицо, которое не обладает статусом гражданина ни одной страны в мире. В 1961 году ООН была принята «Конвенция о сокращении безгражданства», поэтому мировая политика в последнее время направлена на уменьшение количества таких людей, и гражданство уже трактуется как обязанность, а не как добровольный выбор человека.
Права данной категории граждан в России описаны в законе № 109 «О миграционном учёте».
Плюсы и минусы положения апатрида
К положительным моментам можно отнести то, что права на самые необходимые вещи у граждан страны и апатридов почти равные. В первую очередь это права на образование, медпомощь и трудоустройство. Также апатриды могут свободно пересекать границу РФ по визам и другим разрешительным документам.
Недостатков в отсутствии гражданства довольно много:
- существуют ограничения в приобретении собственности;
- для посещения других стран придётся оформлять визу;
- силовые структуры государства при необходимости могут ограничивать перемещение апатрида по стране;
- у апатрида меньше прав, чем у гражданина;
- человек без гражданства не может воспользоваться дипломатической защитой какой-либо страны (этим отличается от иностранных граждан);
- отсутствие социальных льгот и выплат (например, пенсии);
- мерой наказания при нарушении законов может быть избрано выдворение из государства.
Видео: способы приобретения и утраты гражданства, бипатриды и апатриды
Причины потери гражданства
Существует ряд оснований для потери человеком гражданства:
- При рождении в семье апатридов. Когда оба родителя являются апатридами, ребёнок не наследует от них какое-либо гражданство. В таких случаях он может получить подданство только при том условии, что он рождён на территории страны, в которой работает принцип приобретения гражданства по праву почвы, а не по праву крови. Чаще всего люди становятся апатридами именно по этой причине.
- При добровольном отказе от гражданства. Если человек более не хочет быть гражданином государства, он подаёт в компетентные органы заявление об этом и проходит процедуру выхода из гражданства. В результате человек лишается паспорта и свидетельства о рождении, которые были выданы в стране, и становится апатридом. Чаще всего такое положение лишь временное, поскольку выход из гражданства был необходим человеку для получения статуса гражданина другого государства.
- При лишении гражданства. Такую процедуру чаще всего осуществляют, когда человек является угрозой для безопасности общества или когда гражданство было получено незаконно. Обычно после этого человека выдворяют из страны.
- Вследствие определённого юридического процесса, когда он становится причиной лишения человека всех привилегий, гражданства в том числе. Чаще всего такое случается, если человек получил гражданство благодаря фиктивному браку. Когда обман вскрывается, государство начинает процесс аннулирования брака, соответственно, человек теряет основание для сохранения гражданства.
- При исчезновении государства. Когда государство меняет свой статус (например, объединяется с другим) или исчезает, то его граждане автоматически становятся апатридами. Чаще всего они могут получить паспорт нового государства по упрощённой схеме.
После распада СССР граждане страны стали апатридами, пока не получили российские паспорта
Права, обязанности и ответственность апатридов
Права апатридов и граждан государства почти равны, однако, первые лишены возможностей:
- голосовать на выборах, вступать в политические партии и иные объединения;
- претендовать на государственную должность;
- нести военную службу;
- работать на должностях с высоким уровнем ответственности и власти (к примеру, командир экипажа морского или воздушного судна).
Апатрид по законам России может получить образование, медпомощь и устраиваться на работу.
К обязанностям апатридов в первую очередь относится соблюдение законов страны, в которой они находятся, а также уплата налогов и отчислений, уважение к Конституции страны.
Административно-правовой статус лиц без гражданства
Отсутствие гражданства не значит выпадения из правового поля.
Пересечение границы РФ
Апатриды имеют возможность пересекать границу РФ при наличии визы, для получения которой необходимо удостоверение личности. К ним относятся:
- недействительный паспорт,
- свидетельство о рождении,
- РВП (разрешение на временное проживание),
- ВНЖ (вид на жительство в стране).
Если такого документа нет, то человек считается нелегалом и по закону должен покинуть территорию РФ в течение 3 месяцев. Если он не сделает этого, то будет депортирован.
После приезда в Россию апатрид обязан в течение 3 первых дней встать на учёт в ФМС.
Выезд производится по тому же документу, по которому осуществлялся въезд, а на пункте пропуска на границе нужно сдать миграционную карту.
Документы, подтверждающие личность
Для подтверждения личности апатрида в России принимаются:
- выданный иностранным государством документ, признаваемый в РФ как удостоверяющий личность;
- РВП;
- ВНЖ;
- иные документы, которые согласно договорам РФ с другими странами могут быть признаны как удостоверяющие личность (указаны в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов»).
По оценкам ООН в мире около 10 миллионов людей не имеют гражданства
Легализация человека без гражданства в России
Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.
Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:
- свидетельство о рождении кандидата;
- паспорта родителей;
- справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
- автобиография апатрида.
За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.
Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.
Разрешение на временное проживание в России позволяет апатриду пользоваться правами жителя страны
Последний этап — получение ВНЖ. Он выдаётся через год после оформления апатридом РВП. Начинать процесс стоит заранее, хотя бы за полгода до завершения срока действия РВП. Для прошения ВНЖ необходимо лично явиться в отделение ФМС России и предоставить ряд документов:
- заявление о предоставлении ВНЖ,
- какой-либо удостоверяющий личность документ,
- 4 стандартных фото 3*4 см,
- РВП,
- справка о доходах, которые не ниже уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения в конце 2016 года он составлял около 10600 рублей),
- документ, свидетельствующий о наличии места проживания,
- медицинское заключение об отсутствии опасных для окружающих заболеваний.
Заявление о предоставлении ВНЖ для несовершеннолетних подаётся родителями или другими законными представителями.
Человек, проживающий в стране на основании ВНЖ, обязан каждый год являться в ФМС и подтверждать своё нахождение в стране, а также уведомлять, если он её покинул. Апатридам ВНЖ выдаётся на 5 лет.
Пошлина за оформление ВНЖ составляет 3500 р. На рассмотрение заявления уходит не более 6 месяцев.
Видео: российское гражданство, статус иностранцев
Как апатриду стать гражданином
Необходимый срок беспрерывного проживания для получения паспорта составляет 5 лет. Льготными условиями приобретения гражданства могут пользоваться следующие лица (они могут оформить гражданство уже через 6 месяцев):
- носители русского языка;
- рождённые в СССР или те, кто получал там образование;
- законные супруги граждан России, совместно прожившие более 3 лет.
К кандидатам, желающим получить гражданство, есть ряд требований:
- знать русский язык;
- иметь легальный источник дохода;
- оплатить госпошлину (3500 рублей).
Знание языка проверяется посредством тестирования, стоимость которого около 5500 рублей.
Документы подаются в ФМС по месту проживания. На рассмотрения такого вопроса уходит около года, после чего президентом выносится решение.
Апатриды — это отдельная категория людей, которая отличается как от граждан страны, так и от иностранцев. Они имеют возможность пользоваться медицинской помощью, трудоустраиваться и получать образование, однако для этого нужны разрешение на временное проживание или вид на жительство. Легализация апатридов в РФ состоит из нескольких последовательных шагов, при внимательном выполнении которых человек без гражданства может стать полноценным гражданином страны.
Правовое положение лиц без гражданства в России
По данным ООН, в мире насчитывается свыше 12 миллионов лиц, не имеющих гражданской принадлежности ни к одному из государств. Хотя на деле их правовой статус не сильно отличается от положения иностранцев, лица без гражданства не могут воспользоваться многими фундаментальными правами. В этой статье рассмотрим подробно эту категорию и разберемся, в чем основные особенности ее правового положения.
Понятие гражданства
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» , гражданство – это устойчивая политико-правовая связь, которую субъект (физическое лицо) приобретает по отношению к России как государственному образованию. Указанная связь проявляется во взаимоотношениях государства и человека, находящегося под его защитой. РФ, как и любое другое государство, обеспечивает своим гражданам реализацию гарантированных прав и свобод и предоставляет покровительство, когда они находятся за пределами страны, за что те берут на себя обязательства исполнять законы и другие писаные правила и предписания, продиктованные государством. Совокупность указанных прав и обязанностей отличает иностранца и субъект без подданства (или гражданства) от гражданина страны.
Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории ( ст. 12 Закона о гражданстве ). Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию , восстановление в гражданстве , оптацию и другие.
Читайте больше о правовой связи гражданина и государства, а также что такое гражданство .
Кто такой апатрид
Однако далеко не все обладают такой правовой связью. Поэтому для начала разберемся, как называется человек, не имеющий гражданства и подданства. Такой субъект имеет статус лица без гражданства или апатрида. Юридические словари дают разные определения этих двух понятий, что, однако, нисколько не меняет их юридического смысла, который зафиксирован в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» .
Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.
Таким образом, российский законодатель не рассматривает их в качестве иностранцев, выделяя в отдельную группу субъектов права. При этом за ними не признается особого «гуманитарного» статуса, а термин «апатриды» используется для обозначения лиц, оставшихся в статусе безгражданства в силу собственного волеизъявления. Каких-либо препятствий для изменения их статуса, кроме общих условий вступления в гражданство, законодатель не предусматривает.
Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.
УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.
В попытке исправить ситуацию, представители УВКБ предоставляют юридическую помощь, проводят мероприятия в поддержку апатридов, способствуют их местной интеграции, представляют их интересы в государственных органах и содействуют внесению благоприятных изменений в российское законодательство.
При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.
Как можно стать апатридом
Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.
Теоретически можно выделить лишь четыре основания, допускающих приобретение статуса апатрида:
- Рождение от родителей, не имеющих гражданства, при условии, что законодательство страны рождения (например, Мьянмы, Сирии и Ирака) не предусматривает на этот случай предоставления собственного гражданства.
- Принудительное лишение гражданства .
- Прекращение существования государства.
- Добровольный выход из гражданства и получение статуса ЛБГ (расшифровка – лицо без гражданства).
Однако все эти варианты не подразумеваются российским законодательством, а потому не могут быть применимы в отношении россиян.
Изучите детальнее информацию о том почему, нельзя выйти из-под российского протектората и стать апатридом и как происходит процедура прекращения гражданства РФ .
Правовой статус ЛБГ в России
В целях регулирования правового статуса апатридов на территории России, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ» приравнивает их к иностранным гражданам. Поэтому признание лицом без гражданства на территории РФ предоставляет такому человеку полный объем правомочий, гарантированных законом для граждан других государств. Проще говоря, иностранцы и ЛБГ по российскому законодательству равны, что разрушает стереотип о том, что лица без гражданства – это бесправные субъекты, лишенные возможности реализовать свои свободы.
В России апатридам гарантирован легальный статус, что значит: лицо без гражданства может законно не только временно пребывать, но и постоянно проживать на территории РФ . Обязательное условие для этого – получение соответствующего статуса и подтверждающего его документа (визы, разрешения на временное пребывание или вида на жительство ). Более того, после прохождения всех этапов легализации , включающих длительное проживание, сдачу теста на знание языка и ряд других аспектов, тот, кто считается апатридом, может оформить российское гражданство.
Права и обязанности апатридов в России
Повторимся: будет ошибкой считать, что апатриды лишены всех прав. Что делать, если нет гражданства: человек действительно будет считаться апатридом, но это не значит, что он не может претендовать на общегражданские права. Напомним, в правовом статусе они приравнены к иностранцам, которые в соответствии со ст. 4 ФЗ № 115 пользуются большинством прав и обязанностей граждан РФ.
Проще говоря, все, кто подпадают под понятие ЛБГ, обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане России, за исключением:
- политических и избирательных прав, то есть апатрид не имеет права участвовать в выборах;
- возможности занимать государственные должности и работать на государственной службе;
- возможности иметь в собственности отдельные виды недвижимого имущества, например, земли в приграничных территориях;
- необходимости нести военную службу.
Все это стоит учитывать, перед тем, как получить статус апатрида. Однако в остальном права лиц без гражданства идентичны правам и обязанностям граждан России. С другой стороны, на них возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные с их статусом.
Сразу по прибытии в Россию апатриды, как и иностранцы, обязаны встать на миграционный учет и в дальнейшем уведомлять о смене своего места пребывания/проживания.
Однако как только они оформят вид на жительство , необходимости в таком уведомлении уже не будет.
Документы апатридов
Ошибочно считать, что апатриду не требуется удостоверение личности. Без него ЛБГ даже теоретически не имеет шансов легально попасть на территорию России, как и находиться в стране на законных основаниях. Если ему это все же удалось, без удостоверения личности такое лицо будет находиться в бесправном положении. Фактически отсутствие документов лишает вообще какого-либо статуса и парализует процесс реализации общегражданских прав и свобод.
Документы, удостоверяющие личность без гражданства, оговорены п. 2 ст. 10 Закона о положении иностранцев :
- документ иностранного государства, признанный в качестве удостоверяющего личность ЛБГ в соответствии с международным договором;
- разрешение на временное проживание (РВП);
- вид на жительство (ВНЖ);
- иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с отечественным законодательством или международным договором.
Какой документ удостоверяет личность ЛБГ, зависит от ситуации, в которой апатрид оказался. По сути, он может иметь несколько таких документов, так как, согласно ст. 28 Конвенции о статусе апатридов, страны-участники обязуются выдавать каждому апатриду, проживающему на их территории, проездные документы для пересечения границы. Поэтому есть вероятность, что лицо без гражданства может одновременно иметь российский вид на жительство и паспорт лица без гражданства, выданный в другом государстве.
Социальные гарантии
Так как апатриды обладают практически полным спектром прав, гарантированных российским гражданам, на них автоматически распространяются и предоставляемые государством социальные гарантии.
Таким образом, если апатрид имеет постоянное место жительства в России, он имеет полное право получать:
- социальное, пенсионное и иное обеспечение в соответствии с Конституцией;
- образование и обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях для своих детей;
- бесплатную медицинскую помощь и страхование собственного здоровья;
- беспрепятственное трудоустройство и право ведения предпринимательской деятельности ;
- оплату труда, отпуск, больничные и др.
Сам по себе апатризм не может препятствовать реализации указанных социальных гарантий, так как их обеспечение закреплено законодательно. С другой стороны, их объем для апатридов значительно отличается в зависимости от глубины интеграции ЛБГ в российское общество. Например, лицо без гражданства, временно пребывающее на территории РФ, не может претендовать на трудоустройство или получение пенсии. К тому же реальная жизнь апатридов в России сильно отличается от декларируемой в документах.
Жизнь апатридов в России
Несмотря на определенный законодательством статус, лицам без гражданства ежедневно приходится сталкиваться с трудностями, когда дело непосредственно касается того, как жить в России без гражданства. Основная причина возникающих проблем кроется в полном отсутствии документов, удостоверяющих личность. Апатридов, которые перебрались на территорию России с уже готовыми разрешительными бумагами, единицы. Большинство же стали ЛБГ после распада СССР или просто не смогли оформить удостоверительный документ ни в России, ни ранее за границей.
В теории ответ на вопрос, могут ли лица без гражданства получить образование или медицинскую помощь, очевиден: они имеют такое право. Но на практике бывает обратное.
Для людей без документов закрыты школы и больницы, они не могут претендовать на легальное трудоустройство и оформление пенсии, заключать нотариальные сделки и получать водительские права.
Более того, для них недоступны даже временная регистрация, ночевка в гостинице, регистрация брак а или же поездка на транспорте дальнего следования, билеты на который приобретаются по паспорту. Таким образом, жизнь без гражданства в России налагает множество ограничений.
Причина таких затруднений для ЛБГ заключается в том, что РФ так и не присоединилась ни к Конвенции о статусе апатридов, ни к Конвенции о сокращении безгражданства. В результате законодательство России не выделяет их в отдельную группу лиц с собственными правами и обязанностями. А так как лица без гражданства и иностранцы для российского законодателя равны, апатриды без документов приравниваются к нелегальным мигрантам .
Пересечение апатридом российской границы
Стоит разобраться, может ли человек не иметь гражданства и при этом выезжать за границу и возвращаться обратно в Россию. Законодательством такая возможность предусмотрена. Общий порядок въезда/выезда апатридов из/в РФ оговорен в ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О Порядке въезда в РФ и выезда из РФ» .
Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:
- В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
- Если получен РВП , пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
- Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.
Предлагаем узнать больше о порядке пересечения границы РФ .
Оформление российского гражданства для ЛБГ
Апатриды имеют право вступить в российское гражданство тем же образом, что и иностранцы: по общей или упрощенной схеме. Для прохождения по общему порядку, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ , требуется прожить на протяжении 5 лет в России на основании ВНЖ, иметь законный источник дохода и подтвердить знание русского языка.
Правила упрощенного порядка предусмотрены ст. 14 Закона о гражданстве . По этой схеме обязательный срок проживания может быть сокращен, а правило обязательного наличия статуса ВНЖ или РВП может не приниматься во внимание.
Право прохождения по упрощенной процедуре имеют многие категории, в частности, дети граждан РФ, носители русского языка, лица, признанные соотечественниками , бывшие граждане СССР, выходцы из бывших союзных республик, имевшие советское гражданство, но оставшиеся при этом апатридами.
Поскольку большинство российских апатридов подпадают под последнее определение, ежегодно не менее 15 тысяч из них приобретает российское гражданство по упрощенной схеме.
Заключение
Таким образом, под апатридами в России принято понимать неграждан РФ, не имеющих доказательств своей гражданской принадлежности к другому государству. Несмотря на законодательную регламентацию их статуса, в обыденной жизни они сталкиваются со множеством проблем из-за отсутствия документов. В РФ они могут оформить российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке.
Лица без гражданства: Видео
Д.А. Дружинин
Апрель 2017 – . Юрист миграционного портала 100migrantov.ru.
В 2017 году Решением государственной экзаменационной комиссии была присвоена квалификация «магистр».
С 2013 года Работа в сфере защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства в судах и ФМС России.
Лица без гражданства – это кто, каков их правовой статус?
Лица без гражданства – это люди, не обладающие гражданственной принадлежностью ни к одной из стран мира. Эту категорию еще называют апатридами. Интересно, что стать человеком без гражданства может абсолютно любой человек в силу вынужденных или добровольных действий.
Причины утраты гражданства
Лица без гражданства – это люди, которые с самого рождения или в более старшем возрасте утратили принадлежность к тому или иному государству. У такой ситуации может быть несколько причин:
- Человек с рождения становится апатридом, если появился на свет в семье родителей, не имеющих гражданства. При этом должно соблюдаться условие, что в стране не предусмотрено автоматического получения гражданства по месту рождения. Что касается Российской Федерации, здесь ребенок апатрида становится гражданином без каких-либо дополнительных процедур.
- Добровольный и сознательный отказ от гражданственной принадлежности к стране. После подачи заявления и завершения соответствующей процедуры (если она предусмотрена законодательством), человек сдает паспорт в миграционные органы и автоматически становится апатридом. Как правило, это временная ситуация. Обычно такая процедура предшествует принятию гражданства другого государства.
- Принудительное лишение гражданства возможно, если служба безопасности государства сочла нахождение лица на его территории потенциально опасным. Как правило, за этой процедурой следует выдворение человека за пределы страны. Также это может быть связано с политическими преследованиями.
- Обнаружение фиктивности юридических процедур. Например, было выяснено, что лицо вступило в ложный брак с целью получения определенного статуса в государстве. Или человек находится в стране на основании поддельного удостоверения личности. Это влечет за собой лишение гражданства.
- Исчезновение самого государства как такового. Например, после распада СССР все его граждане автоматически лишились гражданства. Фактически они были апатридами до тех пор, пока не заменили свой советский паспорт на удостоверение личности нового государства. Интересно, что и на сегодняшний день есть люди, не заменившие советский паспорт на новый.
- Сознательное нежелание иметь какое-либо гражданство. Это может быть связано с религиозными, политическими или какими-то другими убеждениями и мотивами.
Ограничение прав апатридов
Лица без гражданства – это предмет для непрекращающихся споров в отношении правового статуса, а также положения в стране проживания. Как правило, к апатридам относятся с недоверием, а потому законодательство накладывает некоторые ограничения на их права и свободы, а именно:
- запрет на участие в выборах и референдумах;
- невозможность занятия должностей в государственных учреждениях и на должностях, связанных с сохранением государственной тайны;
- запрет на прохождение воинской службы;
- невозможность работы пилотами военной и гражданской авиации, а также капитанами морских судов;
- запрещено членство в партиях и прочих политических объединениях;
- ограничение на передвижение внутри государства при условии, что правительство приняло соответствующее распоряжение.
Права апатридов
Общечеловеческие права лиц без гражданства, как правило, признаются и сохраняются во многих странах мира. Данная категории может быть в общих чертах описана следующими пунктами:
- получение образования;
- пользование услугами медицинских учреждений;
- реализация профессионального потенциала в отраслях, не попадающих под государственное ограничение;
- выезд за территорию государства (на лимитированный промежуток времени).
Несовершенства законодательства РФ в отношении апатридов
Пребывание лиц без гражданства на территории Российской Федерации несколько осложняется несовершенством закона. Речь идет в основном о бюрократических формальностях, связанных с приобретением какого-то конкретного статуса на территории страны. Так, в качестве обязательного условия получения положения временного жителя государства апатрид должен предъявить миграционную карту. Но у человека с таким статусом попросту не может быть подобного документа. А без статуса временного жителя апатрид не может получить ВНЖ и пройти остальные этапы приобретения гражданства. Получается что-то вроде бюрократического замкнутого круга.
Документ лица без гражданства
Апатрид не имеет каких-либо удостоверений, подтверждающих его личность. Ни паспорта, ни свидетельства о рождении у него может не быть. Тем не менее у человека должен быть какой-то документ, идентифицирующий его. Возможет один из следующих вариантов:
- удостоверение личности, выданное в другой стране;
- разрешение на временное пребывание;
- вид на жительство;
- сертификат апатрида;
- иные документы, являющиеся действительными на территории государства.
Отказ в правовом статусе
Статус лица без гражданства должен быть определен в течение трех месяцев с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Обратившись в органы миграционной службы, лицо может получить отказ в постановке на учет. Для этого может быть три основных причины:
- если сотрудники миграционной службы усмотрят в апатриде угрозу государственной безопасности или каким-то отдельным лицам;
- если ранее апатрид уже подвергался депортации из страны, в которой хочет получить определенный статус;
- если человек имеет открытую или непогашенную судимость.
Гражданство как обязанность
В мировой юридической практике отмечается неоднозначная позиция относительно такой категории, как лица без гражданства. Это связано с тем, что все больше стран вводят запрет на добровольный отказ от гражданства. Исключение составляют случаи, когда данное действие производится с целью оформления принадлежности к другому государству.
Конвенции, принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1961 году, а также Советом Европы в 1997 году определяют гражданство, как обязанность человека. Страны, подписавшиеся под данными документами, обязуются принимать меры по недопущению добровольного отказа от принадлежности к государству без перехода в другое подданство.
Гражданство как право
В 1948 году Генеральной ассамблеей ООН была принята декларация, в связи с которой гражданство выступает именно в качестве права. Каждый человек имеет право на принадлежность к какому-то государству и не может быть лишен его. В то же время никто не имеет права ограничивать человека в отказе от гражданства. Например, в США отречение от принадлежности к стране закреплено на законодательном уровне.
Установление личности апатрида
Если есть намерение получить какой-либо правовой статус, лица без гражданства должны, первым делом, пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно обратиться в органы ФМС с соответствующим заявлением, к которому прилагаются оригиналы всех имеющихся у человека документов. В обязательном порядке должны быть такие бумаги:
- оригинал или дубликат свидетельства о рождении;
- нотариально заверенные копии паспортов родителей (также возможна их личная явка);
- справка о регистрации на территории РФ (если таковой не имеется, может быть предоставлен лист убытия или какие-либо архивные документы);
- подробная автобиография, написанная от руки на русском языке;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
Получение гражданства РФ по упрощенной схеме
Как правило, правовое положение лица из гражданства при получении определенного статута в РФ такое же, как и у любого другого иностранца. Тем не менее есть ряд случаев, когда апатрид может получить принадлежность к стране по упрощенной схеме в течение полугода:
- Лицо без гражданства имеет одного или двух родителей, которые на постоянной основе проживают в Российской Федерации.
- Апатрид был полноправным гражданином Советского Союза, правопреемницей которого декларирует себя Россия.
- Лицо без гражданства имеет свидетельство о рождении в СССР.
- Человек состоял в браке с гражданином Российской Федерации не менее чем на протяжении трех лет.
Заключение
Правовое положение лиц без гражданства по-прежнему остается неопределенным. В последнее время наметилась тенденция к тому, что правительства государств стараются сократить количество людей со статусом апатрида. В первую очередь этого добиваются путем запрета на добровольный отказ от гражданства без перехода в другое подданство. А те апатриды, которые живут на территории страны обязуются в течение определенного законом времени обратиться в соответствующие органы для постановки на учет и получения официального статуса.
Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован
Согласно вступившим в силу поправкам в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ такие лица могут получить временное удостоверение личности, а также трудиться в России без оформления дополнительных документов
По мнению одной из адвокатов, принятый закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму законопроекту. В то же время она обратила внимание на ряд аспектов, требующих уточнения. Другая считает, что с принятием закона появилась надежда на новые, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов, однако предполагает, что на практике реализация поправок может затянуться.
Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).
Законопроект предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности, а также возможность трудиться в РФ без оформления дополнительных документов и получать разрешение на временное проживание без учета квоты
Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.
В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.
При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.
Содержание поправок
Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ
Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.
В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.
Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.
В частности, ведомство намерено отменить разрешения на временное проживание иностранцев, заменив их новыми миграционными режимами
Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).
Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.
Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.
В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.
Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.
Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.
Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.
Адвокаты оценили значимость изменений
По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.
Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.
Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.
«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».
Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.
«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».
Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.
Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».
В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.
В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.
«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.
Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.