Фото минарета Кутб-Минар

Тайны и загадки Кутб-Минар в Дели

Что стоит посетить туристу в столице Индии Нью-Дели

Е сли есть у вас заветное желание и вы уже устали ждать, когда оно, наконец, сбудется, побывайте в в Индии. а конкретно в её столице Дели. Там поезжайте в средневековый исторический комплекс Кутб-Минар, он же Кутбб-Минар или же Кутаб-Минар, что располагается на южной окраине индийской столицы в районе Мехраули. В одном из его двориков врыт в землю металлический столб, обладающий магической силой. Если, задумав сокровенное, вы прислонитесь к нему спиной и сможете сомкнуть сзади руки, то желание обязательно исполнится.

Когда лучше посещать Кутб-Минар

Про столб, как говорится, полезная, но немного сказочная часть программы пребывания в Дели. Но чтобы сделать посещение Кутб-Минар по-настоящему приятным и насыщенным, настоятельно рекомендуется приурочить свой визит в Индию к одному из двух общенациональных праздников.

Например, вы можете выбрать праздник «Дивали» — фестиваль огней, история которого насчитывает более 2500 лет. Правда, подгадать довольно сложно, поскольку, как и большинство других торжественных дат, Дивали не имеет «твердого» места в календаре, и каждый год проводится в разные дни, но обязательно в октябре-ноябре.

Индийцы свято верят, что, если в день праздника в доме будет много огня и шума, Лакшми, богиня счастья и удачи, обязательно навестит их жилище. Вот почему и роскошные виллы, и обычные квартиры, и самодельные лачуги в кварталах трущоб озаряются в праздничный вечер мириадами огней от зажженных масляных фонариков, свечей и бенгальских огней.

Праздник Дивали на улицах Дени

В небо взмывают ракеты и петарды, взрываются «бомбы», трещат «пулеметы», тысячи искр рассыпаются причудливыми фонтанчиками. Горизонт затянут пороховой завесой. Те, кому доводилось подлетать к Дели в день праздника, рассказывают, что ощущение такое, будто лайнер совершает посадку в городе, охваченном боевыми действиями.

Хотя на сегодня правительство Индии запретило продажу фейерверков во время Дивали, ссылаясь на экологические проблемы. По оценкам экспертов, в 2016 году около 50 000 тонн фейерверков было взорвано во время Дивали. Ядовитая дымка покрывала город в течение нескольких дней.

коровы в куче мусора

Перон на железнодорожном вокзале Дели

Другое забавное торжество, отмечаемое в марте — праздник Холи, символизирующий наступление весны, также известный как Фестиваль красок или Пхагвах.

Фестиваль красок

В ночь перед праздником сооружаются гигантские костры, в пламени которых сгорает злой демон Холика, «морозивший» народ на протяжении зимы. Нужно сказать, что и в самые холодные дни температура в Дели редко опускается ниже плюс 4-5°С.

Наутро, прежде чем выйти на прогулку, вам придется надеть что-нибудь попроще, поскольку вас непременно окатят подкрашенной водой или осыплют разноцветным порошком. Обижаться не принято, но знайте, что отстирывать заляпанную одежду бессмысленно: не поможет ни «Ариэль», ни «Tide» с лимоном, ни даже постаревшая тетя Ася с её отбеливателем.

Qutub Minar: от Индрапрдстхи до Нью-Дели

Едва ли найдутся в мире две другие столицы, чьи исторические судьбы были бы до такой степени схожи, как у Дели и Москвы. На протяжении веков оба города, пользуясь выгодным географическим положением, играли роль собирателей земель — индийских и русских. Затем, примерно в одно время, лишились столичного статуса, уйдя в тень Калькутты и Санкт-Петербурга, но в начале прошлого столетия вернули утраченные позиции.

Для любителей средневекового зодчества Дели — настоящий клад. Это место буквально дышит историей, поскольку здесь, на ограниченном участке земли, сохранились следы семи столичных городов, начиная с Индрапрастхи, основанной в XII веке.

Первые четыре по времени, включая Сири и Туглакабад, компактно расположены на юге столицы, вокруг всемирно известного архитектурного комплекса Кутб-Минар и одноименного кирпичного минарета.

Башня Кутб-Минар

История минарета-башни удивительна. Первый камень в его основание был заложен в 1193 году, но первоначально строителям удалось закончить строительство только первого этажа. Конечная же высота минарета составила почти 73 метра.

Создание Кутаб-Минар окутано противоречиями. Кое-кто считает, что сооружение было возведено как символ победы, как символ мусульманского правления в Индии. Но многие думают, что это просто грандиозный минарет с которого муэдзины произносили молитвы.

Остальные четыре этажа были достроены позже, и свой нынешний вид Кутб-Минар приобрел только в 1368 году при Фероз Шах Туглаке. С тех пор появился новый самый высокий кирпичный минарет в мире.

Кутаб-Минар

Сам минарет сужается кверху, имея в основании 15 метров в диаметре, а у вершины — 2,5 метра. Фероз Шах Туглак укрыл башню куполом, который был сброшен вниз во время землетрясения 1803 года.

Минарет Кутб-Минар в Дели

Вид Кутб-МинарРоспись на стенах Кутб-МинарФрески минарета Кутб-Минар Фрагмент Кутуб-Минар

На территории комплекса расположен упоминавшийся в начале статьи металлический столб. Технология изготовления и химический состав этого дивного семиметрового монолита не разгаданы до сих пор.

Металлический столб в Дели

Надпись на санскрите, выбитая на столбе, утверждает, что он был отлит где-то в начале V века н.э. И за полтора тысячелетия на нём почти нет следов ржавчины.

Надписи на столбе в Дели

А предшественник современного Дели возник при Шах Джахане, том самом, что возвел в Агре для обожаемой супруги восхитительную усыпальницу Тадж-Махал.

Шаху Джахану же принадлежит инициатива сооружения в середине XVII века Красного форта — города-крепости, опоясанного мощными каменными стенами высотой от 18 до 33 метров.

Мечеть Куват Ул Ислам

Форт и многочисленные сооружения внутри его находятся в прекрасном состоянии, и омрачить настроение пытливого путника может лишь то обстоятельство, что не все объекты дошли до нас в первозданном виде.

Старинные постройки в Дели

В наше время в зале частных аудиенций сиротливо пристроился мраморный пьедестал, на котором когда-то стоял украшенный драгоценными камнями роскошный золотой трон с павлинами.

В 1739 году трон приглянулся вторгшемуся в Индию Надир Шаху, и тот транспортировал его на родину, в Иран. Через 20 лет новые завоеватели демонтировали серебряный потолок. Кто-то из восторженных предков начертал на стене зала, когда тот был еще в полном великолепии: «Если и есть рай на Земле, то он здесь, он здесь, он здесь».

Окончательно Дели был провозглашен столицей в 1911 году, когда официальный Лондон решил, что Калькутта с её нездоровым влажным климатом и неутомимыми борцами за национальное освобождение более недостойна быть главным городом Британской Индии.

Тогда же развернулось строительство Нового Дели. Спланирован он в виде ромба, северный угол которого упирается в старую часть города, а с запада на восток этот ромб пересекает прямой, как стрела, Радж-Патх — Дорога Королей.

Ежегодно 26 января, в День республики, на этой трассе, обрамленной лужайками и прудами, проходят военные парады. В них принимают участие не только авиация и танки, но и пограничное соединение, солдаты и офицеры которого несут службу на верблюдах.

Практическая информация для путешественников

Комплекс Кутб-Минар — это историческая жемчужина Дели и всей Индии. Он был построен на руинах форта Лал Кот и когда-то размещал 27 древних индуистских и джайнских храмов. Что особенно радует, так это отсутствие привычных для Индии мусора и стихийных свалок на территории всего музея под открытым небом.

Гробница Илтутмиш

Контрастирующие цвета а стен в гробницеПотолок в мечети Quwwat Ul Islam в ДелиГробница Ильтутмиш в комплексе Кутуб Минар Резьба на стенах гробницы

Сегодня в комплексе с его зданиями из красного песчаника, детализированными мраморными вставками и потрясающими решетчатыми каменными экранами сохранились лучшие образцы исламской архитектуры с индийской душой.

1. График: как работает комплекс Кутб Минар

Комплекс Кутб-Минар открыт с 6 утра до 6 вечера ежедневно. Лучшее время для посещения комплекса на рассвете или на закате. Минарет на фоне неба на рассвете или закате выглядит просто впечатляюще. Если вы не большой любитель толчеи и суматохи не планируйте свою экскурсию в выходные дни.

В комплексе Кутб-Минар ежегодно в октябре проводится популярный в Нью-Дели фестиваль. Этот трехдневный фестиваль демонстрирует искусство Индии на великолепном фоне этого древнего памятника, освещающим индийскую культуру во всей ее красе. Этот фестиваль искусств в Дели включает в себя отличную музыкальную программу от суфийской до классической музыки и зажигательные индийские танцы.

2. Сколько стоит билет на посещение Кутб Минар

Входные билеты для граждан Индии составляют 40 рупий, а для иностранцев — 600 рупий. Вы можете приобрести их через интернет на официальном туристическом сайте Delhi Tourism, либо купить их на месте по прибытию в билетной кассе (отмечена на карте ниже).

3. Как добраться до минарета Кутб Минар

До комплекса Кутб-Минар можно добраться на метро, ​​автобусе, мото-рикше или такси. Он расположен сравнительно недалеко от международного аэропорта Индиры Ганди, и находится менее чем в получасе езды от него.

На метро нужно доехать до одноимённой станции Qutub Minar, а от неё дойти до достопримечательности пешком за 8-12 минут в зависимости от скорости ходьбы.

По поводу мото-рикши как договориться. Стоимость поездки и её продолжительность зависит от умения торговаться и расстояния до объекта

Если ехать на автобусе то выходить можно на остановке Saket или же на одноименной Qutub Minar, а от неё опять нужно пройтись пешком 8-12 минут в зависимости от скорости ходьбы.

Короткое видео с обзором достопримечательностей Delhi Qutub Minar и, конечно, знаменитой башни-минарета.

Когда вдоволь насладитесь великолепием строений древних зодчих и почувствуете себя приближёнными к вечности, то собирайтесь идите на железнодорожный вокзал Дели и покупайте билет на поезд. Зачем и куда? Конечно посетить резиденцию Далаи-Ламы в МакЛеод Гандж, известном туристическом центре Северной Индии, и конечно остановится в одном из отелей Дхарамсалы — второй родины тибетцев…

Минарет Кутб-Минар – «седьмое чудо Индостана». Железная колонна.

Множество величественных достопримечательностей Индии, таких, как Красный форт, «Храм Лотоса», Храм Лакшминараяну и Акшардхам, вмещает в себя столица страны Нью-Дели. Но самой высокой из них является минарет Кутб-Минар — «седьмое чудо Хиндустана» (так персы называли Индию).

Эта башня символизирует победу ислама, а в Средние века считалась одним из чудес света. Кутб-Минаром называют не только сам минарет, но и комплекс сооружений, центральным звеном которых он является.

Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

По поводу строительства Кутб-Минара — великого минарета Индии, существует немало предположений и гипотез. Согласно одной из них, башню начал строить первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек. Ставленник султана Мухаммеда Гури являлся по происхождению рабом, купленным в Средней Азии, но своим благочестивым поведением и добрым отношением к товарищам заслужил расположение султана.

В награду Мухаммед Гури назначил Кутб уд-Дина губернатором завоеванных индийских территорий. Находясь под впечатлением от афганского Джамского минарета, Кутб уд-Дин решил построить минарет превосходящий его по красоте.

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, затем строительство было остановлено. Позже, при правлении Илтутмиша, наследника Кутб уд-Дина, было возведено три яруса башни. И лишь при императоре Фируз-шах Туглаке в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

Сейчас высота минарета составляет 72,6 метра, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-Ислам, что в переводе означало «мощь ислама». До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых храм бога Вишну, сооруженный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом. Некоторые стены индуистских храмов сохранились до наших дней.

Башня Кутб-Минар сложена из красного песчаника, над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамр. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Диаметр основания башни — 14,74 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 3,05 метра. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются изречения из Корана.

Однако, при строительстве столь высокого минарета было утеряна главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина с неё почти не слышен.

Достоверно не известно, каково же было истинное назначение таинственного Кутб-Минара, ажурная резьба которого напоминает неразгаданные письмена.

Ученые и архитекторы до сих пор спорят, считать ли Кутб-Минар памятником исламской или индийской архитектуры. По преданию, первый этаж этого сооружения был построен еще раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г., чтобы его любимая дочь – Сурадж Мукхи могла, поднявшись на башню, созерцать священную реку Ямуну.

С Кутб-Минаром в популярности соперничает знаменитая Железная колонна высотой 7,2 метра и весом около 6 тонн, которая представляет собой большую загадку. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, правившей в Северной Индии в период 320—540 годов.

Некоторые историки полагают, что, согласно санскритской надписи на колонне, она была отлита в 895 г. до н. э. по приказу раджи Дхавы, правившего тогда в Дели.

По одной из легенд, ее отлили во времена «Махабхараты» в древнейшей столице Индии городе Магадхе (Бихар), а позже перевезли в Дели, где ее установил в храме Вишну раджпутский князь Анангпал. Первоначально на колонне находилась Гаруда.

Колонна почти на 100 % состоит из железа, в ней отсутствует марганец и почти отсутствует никель. За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии. Версии о том, что железная колонна была якобы отлита из одного цельного куска железа, в настоящее время подвергаются сомнениям. Ученые считают, что колонна изготовлена ковкой отдельных криц железа массой до 36 кг. В качестве доказательства приводятся отчетливо видимые следы ударов и линии сварки ковкой.

Популярной является гипотеза о том, что колонна в Дели изготовлена из метеоритного железа. Известно, что оно хорошо сопротивляется коррозии. Но в метеоритном железе всегда находили никель, а в железе индийской колонны никель почти отсутствует.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах решил увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Надир Шах приказал обстрелять колонну ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Есть также исследования железной колонны на стыке науки и мистики. По мнению альтернативных исследователей, фундамент Делийского столба образует вертикальный энергополевой поток, который по форме напоминает пламя свечи. Этот поток уходит вверх на 8 метров, окружает всю колонну и является надежной защитой от коррозии. Но это всего лишь гипотезы.

Железную колонну в Дели не обошли своим вниманием и уфологи, связывающие её происхождение с внеземными цивилизациями.

masterok

«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора.
(Высота башни—72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м).

Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар.

Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.

И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.

Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.

Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.

Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского — “могущество ислама”) — первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.

Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен — 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.


Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота — 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины — 30,5 см, вес — около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, — ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.


С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это — Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия – стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.

На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию дл знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.

Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.

В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

[ источники ] источники
http://aquarium.lipetsk.ru/
http://india.obnovlenie.ru/
http://www.rutraveller.ru/

Сами знаете, что в Индии неимоверное множество интереснейших мест и сооружений, но давайте я вам все же напомню еще несколько: Форт Читторгарх (Chittorgarh Fort) или например Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves)

Фото минарета Кутб-Минар

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

12 цветов и 12 островов

Авторский блог Александра Йорка о путешествиях и саморазвитии

Дели: большой пост про Кутуб Минар

Пока два замечательных механика Аниш и Азим собирают мой мотоцикл в маленькой мастерской на Карол Багх, я решил прогулятся по интересным местам Дели. Сначала я съездил к самому высокому в мире кирпичному минарету Кутуб Минар, о чем вкратце писал в предыдущем посте. Затем карма занесла меня на совершенно безумнейший восточный базар Чандни Чоук, который считается самым крупным в Дели. После этого я ездил на окраины города в компактное место проживания тибетцев под названием Мажну Ка Тила. А вчера меня не пустили с камерой в новый храмовый комплекс Акшардам и я поехал на главную площадь страны, к президентскому дворцу куда раньше почему-то никак не удавалось добраться.

Сначала я хотел написать обо всем в одном посте, но получается слишком много текста и фотографий, поэтому я решил разбить информацию на несколько текстов. Здесь все про Кутуб Минар, завтра – Чандни Чоук, а послезавтра – тибетская деревня и президентский дворец.

Маленькое объявление! Сейчас я организую вторую часть моего мотопутешествия. На этот раз 8000 километров по 12 Филиппинским островам. Каждый из вас может поддержать мой новый проект любым взносом на Planeta.ru и получить эксклюзивные подарки: от открыток и футболок до фотоальбомов и фото с вашим именем на вершине Филиппинского вулкана. Посмотрите пожалуйста описание проекта здесь – http://start.planeta.ru/campaigns/2469 Спасибо!

Продолжаем пост

В тот день, когда мы с владельцем Мадаан Моторс пожали друг другу руки и договорились о сроках готовности мотоцикла, я понял, что у меня много непонятного времени и его можно потратить на изучение тех достопримечательностей индийской столицы, на которых не хватило времени в мою предыдущую поездку.

Первым делом я вспомнил о Кутуб Минаре. Это высоченный кирпичный минарет, который стоит в окружении развалин бывшей мечети и недостроенного второго минарета, который должен был быть в 5 раз выше. Год назад, когда я также собирался поехать в Кутуб, водитель рикши сказал мне, что в минарете санитарный день, все закрыто и он лучше отвезет меня куда-нибудь поближе и за большие деньги. В этот раз я был умнее и поехал на метро. Доезжаете до станции Qutub Minar или Green Garden, а затем берете рикшу (непременно моторикшу), который за 10-30 рупий довезет вас до места. Вход стоит 200 рупий. Пускают с рюкзаками, камерами и ноутбуками.

Комплекс Кутуб интересен тремя вещами: собственно минаретом высотой 73 метра, недостроенным вторым минаретом и железной колонной, которой уже более полторы тысячи лет и она сделана по какой-то неизвестной технологии, что позволяет ей не ржаветь.

Минарет потрясает своей резьбой. Так искусно вырезать камень в 70 метровом сооружении более 600 лет назад представляется невероятным.

Минарет строили мусульманские правители Индии в течении почти 200 лет. Закончили в середине 14 века, когда у нас была Куликовская битва.

Внутрь зайти нельзя, но очень хочется. Мадам из Великобритании сказала мне, что в минареты во всем мире не пускают. Может быть она права, но все-таки это больше памятник истории, чем религиозное сооружение. Оно же не используется как минарет.

Аэропорт Индиры Ганди совсем недалеко отсюда и каждый 10-15 минут над минаретов взлетает самолет.

На втором ярусе минарета есть открытая дверь, а вокруг основания – огромный балкон. Я представляю как там стояли люди в белых одеждах и смотрели на огромный город, который как и сейчас бурлил цветами, запахами, и хаотичным движением сотен тысяч людей. Просто мультик про Алладина!

В 5 минутах ходьбы от минарета стоит оромная круглая непонятная башня. Это основание второго минарета Алай-Минара, который по замыслу должен был быть более 150 метров в высоту. Но столь грандиозное сооружение забросили после смерти правителя, которые придумал эту идею.

Железная колонна, которая находится неподалеку от минарета, для незнающих людей не производит никакого впечатления. Просто черный железный столб с оградой. Непонятно почему рядом с ней постоянно много людей.

Ответ поразителен. Это практически черный монолит из фильмов Стэнли Кубрика. Колонна, когда-то была частью храма в городе Матхура (куда я собираюсь заехать на мотоцикле) и была сделана в 415 году, то есть больше 1500 лет назад.

Потом в результате войн храм в Матхуре разрушили и перевезли колонну в Кутуб-минар. Ее загадка в том, что за полтора века железо не изменилось. Его не взяла коррозия, не появилась ржавчина от 1500 сезонов дождей и она осталась в точно таком же виде, как и была.

Сплав, из которого сделана колонна и технология, по которой она произведена до сих пор неизвестны. Наша наука сейчас не в состоянии сделать такое, а 1500 лет назад могли.
В таких историях интуитивно ищешь теорию заговора. Наверное, это сделали инопланетяне, вместе с масонами и Николаем Тесла. Гадать можно сколько угодно. Главное – что колонна исполняет желания. Если встать к ней спиной, обхватить руками и загадать что-нибудь, то ваша мечта обязательно сбудется. Чтобы жизнь не казалась медом и желания всех не исполнялись, колонну обнести оградой и не пускают к ней никого.

Но когда ты стоишь рядом с ней, то даже через расстояние чувствуешь что-то. Это непонятная энергетика, которая похожа на то, как-будто ты дотрагиваешься до какого-то нового материала. Это что-то важное и настоящее. То, что сложно передать словами.

На следующий день после Кутуба я поехал на один из самых больших базаров в Индии – Чандни Чоук. О нем будет большой пост завтра.

Кутуб-Минар

01. Хороший день начинается с Мейн-Базара. Сегодня у нас большие планы: первым делом отправляемся смотреть самую старую мечеть в Дели, именно на ее территории построен Кутуб-Минар. Уже в 9 утра Мейн-Базар гудит от толп народа, вечно гудящих тук туков и мусора под ногами. Вон кто-то греется у костра, там люди пьют вкусный масала чай, а мужик на балконе чистит зубы, нужду справляют здесь же, все это Индия.

02. По дороге заходим на вокзал,отсюда нам ехать в Агру. Уютненько!

03. Комплекc находиться на юго-западе Дели, удобнее всего добираться на метро. Туалеты в Дели не пользуются популярностью, по улице течет канализация. Дворник ловко размазывает ее по асфальту.

04. Ускоряем шаг и попадаем на станцию. Кстати, отсюда можно уехать в аэропорт.

05. Цена на билет зависит от длительности поездки, покупая билет, просто говоришь куда надо ехать. В вагонах чистенько.

06. Выходим на станции Qutub Minar и пересаживаемся на тук тук.

07. Несмотря на будний день у касс уже была толпа индусов. Билет для туриста стоит 600 рупий, для местного 100.

08. Из этой фотографии можно понять откуда столько грязи вокруг. Индусы просто не умеют пользоваться мусорными ведрами, ну и ладно, не на это я приехал сюда смотреть.

09. Вот он красавчик! Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры.

10. Территория представляет собой комплекс памятников разных эпох. В конце 12 века на территорию Индии вторглись мусульманские войска. В результате ислам стал религией Индии. Для того что бы доказать кто тут главный первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек решил построить на месте храма богу Вишну мечеть. Строительство началось в 1193 году. Но при Кутбе уд-Дин Айбеке был заложен только фундамент. Последующие ярусы достраивали уже его наследники. А последний пятый этаж был сложен в 1368 году.

11. Вокруг исторических развалин разбиты цветущие сады. Красота!

12. Очень массивная конструкция! Минарет входит в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Внутри имеется лестница для подъема на самый верх.

13. Кутуб Минар – высочайший каменный минарет из всех сохранившихся в мире. Выше только минарет в Каире, но там новодел.

14. Для создания минарета использовался красный песчаник, а над третьим ярусом – белый мрамор.

15. Комплекс Кувват-уль-Ислам собран из обломков 27 разбитых индуистских и джайнских храмов. Такие варварские действия мусульман носили практический характер, но также имели явный символический смысл. Надо было продемонстрировать поверженным индусам силу ислама. Название мечети Кувват-уль-Ислам переводится как «Мощь ислама».

17. Необычность орнаментов, украшающих комплекс, и абсолютная их несовместимость с исламом обусловлены тем, что для строительства использовался камень из развалин многих разрушенных храмов.

20. Территория комплекса просто громадная.

22. Великая мечеть Дели

24. Железная колонна когда-то была частью разрешенного на этом месте храма богу Вишну. До сих пор остается загадкой происхождение в этих краях такого артефакта из чистого железа, прошло более 1600 лет, а колонна практически не подвергалась коррозии. Высота конструкции 7 метров, вес более 6 тонн.

25. На колонне осталась надпись, посвященная Вишну и царю Чандрагупте II .

27. До начала 19 века на самой вершине башни находился купол, но он был обрушен в результате землетрясения.

29. Все деревья облеплены бурундуками, некоторые совсем не боятся людей.

30. На территории парка частично сохранилась старейшая в Индии мусульманская гробница.

31. Еще одна фишка комплекса – недостроенный минарет Ала-и-Минар. По мысли правителя Алаудина Хильдина он должен был подняться над землей еще выше, чем Кутуб. Но при жизни шаха успели возвести только один ярус, а потом к его строительству и вовсе охладели.

33. Кутаб-Минар восхищает! Будучи в Дели, обязательно стоит посетить это место.

Кутб Минар

Уже год я живу в столице Индии: сумасшедшем, шумном и по-особенному прекрасном городе Нью-Дели. С крыши моего дома можно увидеть большой парк Sanjay Van, который местные жители называют «джунглями», и башню Кутб Минар. С этого тихого уголка я и начала знакомство с Нью-Дели. Позже я узнала, что минарет — это вторая по посещаемости достопримечательность страны. После Тадж-Махала, разумеется. И еще интересный факт: Кутб Минар — самый высокий кирпичный минарет в мире (есть и выше, но они построены не из кирпича).

С точным названием индийцы так и не определились, поэтому Кутб Минар в Дели называют также Кутуб Минур и Кутаб Минар.

Пишут тоже по-разному. В парке Sanjay Van также есть и другие достопримечательности, так что ниже я предложу вам, с осмотром чего ещё можно совместить экскурсию к Кутб Минар.

Как добраться до Кутб Минар

Вариантов, как обычно и бывает, несколько:

  • Пешком. Прогулка через парк может стать прекрасным началом экскурсии. Главный вход в Sanjay Van расположен со стороны улицы Qutub Institutianal Area. Дорога займет 30–40 минут. В парке встречаются павлины, обезьяны, коровы и буйволы.
  • На метро. Нужно доехать до станции Green Park или Qutub Minar, а затем пройтись пешком (около 15 минут) или воспользоваться услугами мото-рикши (5 минут, не больше 0.5–0.6 $ или 30–40 рупий).
  • На автобусе. Остановка Qutub Minar или Saket, далее пешком около 10 минут.

Адрес: Mehrauli, New Delhi, Delhi 110030.

Где приобрести билеты в Кутб Минар

Билетная касса расположена через дорогу от минарета Кутб Минар и музейного комплекса.

Стоимость входа для иностранцев 3 $ или 200 рупий. Аудиогиды можно взять у входа в комплекс. Русского языка нет, но есть английский, немецкий и испанский.

Когда идти в Кутб Минар

Минарет Кутб Минар пользуется в Дели большой популярностью. Лучше избегать выходных и праздничных дней. Самое удобное время по моему мнению — с утра или после обеда.

Музейный комплекс открыт с 7.00 до 17.00.

Что посмотреть в парке Sanjay Van

Безусловно, на территории парка примецчателен не только минарет, хотя именно из-за него, насколько я знаю, большинство туристов и приезжает сюда.

Кутб Минар

В первую очередь — сам минарет. На фото Кутб Минар выглядит впечатляюще. В реальной жизни в окружении исторических руин, ухоженных газонов и цветущих кустов башня, уходящая в небо, запомнится вам, как и мне, надолго. Высота минарета — 72,6 метра. Его начали строить в 12 веке, а закончили в 14.

Кутб Минар использовался, чтобы созывать верующих на молитвы. Минарет также символизировал мощь ислама (в то время большей частью Индии правили мусульмане). Была и еще одна более «приземленная» функция — обозревать окрестности на предмет иноземных захватчиков.

Минарет Ала-и-Минар

Слава Кутб Минара в Индии не давала покоя великим правителям. Один из них, Алауддин Хильджи, решил перещеголять башню и воздвигнуть свой минарет, который будет в два раза выше. Постройка достигла отметки всего в 24,5 метра, когда шейх умер.

Продолжить его дело было некому, поэтому вместо величественной башни, на которую возлагались большие надежды, сейчас можно увидеть строение, напоминающее каменный «пенек». Знаете, мне даже кажется несколько забавным, насколько тщеславию иногда может помешать случайность.

Великая мечеть Дели

Такое громкое название носит мечеть Кувват-уль-Ислам, вернее, то, что от нее осталось.

Когда-то постройка символизировала мощь и красоту исламской культуры. Сейчас на ней лежит отпечаток беспощадного времени.

Гробница Имама Замина

Гробница мусульманского святого, который жил на рубеже XV и XVI веков. Постройка лежит в руинах, однако частично сохранились колонны с прекрасной резьбой по камню, а также необычная балюстрада.

Эти коллонны навели меня на мысль, что в витиеватых узорах будто раскрыт сюжет то ли некоторого исторического периода, то ли будущих подвигов.

Железная колонна

Железную колонну высотой 7 метров и весом 6 тонн создали в период правления династии Гупта (IV — VI века). С тех пор колонна почти не изменилась, только пропала мифическая птица Гаруда, украшавшая вершину. Есть разные теории насчет того, почему железо не подвергается коррозии. По одной из них колонну отливали из метеорита. Однако, наиболее вероятно, что индийские металлурги применили особый (теперь утерянный) метод сплава железа.

Индийцы верят, что если встать спиной к колонне и обхватить ее руками, то исполнится одно самое сокровенное желание. Страждущих проверить, работает ли поверье, было так много, что сотрудникам архитектурного музея пришлось возвести вокруг колонны ограду. Но вы всё равно можете попытать счатья. Я не думаю что то, насколько близко вы подберётесь к постройке, сильно повлияет на результат!

Как одеться, отправляясь к Кутб Минар

Стоит обратить внимание на свой внешний вид, если вы собираетесь посетить комплекс Кутб Минар. Индия – весьма консервативная в плане одежды страна. А в музейном комплексе, который почитается мусульманами, стоит быть вдвойне осторожным. Женщинам обязательно нужно прикрыть колени и плечи. Мужчинам не желательно быть в шортах и майках. В музей вас, конечно, пустят в любой одежде, но гулять под осуждающими взглядами местных жителей не самое приятное занятие.

Сувениры

На выходе из комплекса работает небольшой магазин с сувенирами. Ничего необычного — магниты, брелоки, открытки, книги и путеводители.

Есть небольшой отдел с мусульманскими религиозными книгами и брошюрами.

Совет напоследок

Внутри комплекса есть скамейки и лужайки, на которых можно перевести дух и отдохнуть от жары. На выходе (втридорога) торгуют газировкой, лимонадом и закусками. Чтобы съесть что-то более существенное, чем чипсы и шоколад, я советую отправиться в близлежащие районы Saket или Katwaria Sarai.

Но я предлагаю взять с собой что-то из еды, а также захватить бутылочку воды, так как после длительной прогулки вам захочется как есть, так и пить. Вместе с этим скромным обедом или ужином вы можете сесть на одну из скамеек или расположиться прямо на лужайке и окинуть взглядом эти величественные строения ещё раз.

Минарет Кутб Минар

Минарет Кутб Минар

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

Минарет Кутб Минар

Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.

Минарет Кутб Минар

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

Минарет Кутб Минар

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

Минарет Кутб Минар

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

Минарет Кутб Минар

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Минарет Кутб Минар

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

Минарет Кутб Минар

Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

Минарет Кутб Минар

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

Минарет Кутб Минар

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

Минарет Кутб Минар

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

Минарет Кутб Минар

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

Минарет Кутб Минар

Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]