ФЗ 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Федеральный закон о миграции в Российской Федерации

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства — одно из государственных направлений, которое было создано с целью получения информации об иностранных жителях и лиц без гражданства и фиксации их перемещения по стране.

Последние изменения, внесенные в 109 ФЗ

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 30 июня 2006 года, а одобрен 7 числа следующего месяца после принятия. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ 79. Подробности об этом в статье:

Закон направлен на соблюдение требований, которые выдвигаются Российской Федерацией в отношении каждого жителя. В ответ закон соблюдает права каждого на перемещение по стране, выборе города проживания или других свобод и прав человека.

Краткое содержание ФЗ 109:

  • Описание основных положений закона;
  • Перечисление должностей государственных служащих, которые занимаются миграционным учетом и определение их власти;
  • Описание процедуры постановки на учет жителей из-за рубежа по месту проживания;
  • Фиксирование жителей из-за рубежа о нахождении на территории Российской Федерации;
  • Описание оснований для привлечения к ответственности в случае нарушения ФЗ 109;
  • Описание заключительных положений.

Последние изменения в Федеральный закон № 109 были внесены 28 ноября 2015 года. Также правки вносились и в ФЗ 115. Подробности тут:

Были изменены следующие статьи:

Ст 20

Подпункт б п 1 ч 2 статьи 20 был изменен. В нем говорится о том, что иностранный житель не обязан регистрироваться в государственной службе в случае, если он проживает в гостинице или ему оказывают медицинскую помощь. Также он не обязан регистрироваться в случае, если посетил Российскую Федерацию для осуществления работы вахтовым способом.

Ст 22

Ч 9 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что фиксировать информацию о проживании иностранных гостей или лиц без гражданства обязано учреждение, в котором пребывает конкретное лицо. После фиксации подобных данных, уполномоченный сотрудник обязан передать их в орган миграционного учета.

Ч 10 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что если лицо из-за рубежа прибыло в гостиницу или другое учреждение, уполномоченное лицо обязано зафиксировать данные о времени прибытии и уведомить об этом орган миграционного учета. Для этого может быть использовано средство связи в соответствии с требованиями, которые выдвигаются Правительством РФ.

Ст 23

Ч 3 ст 23 была изменена. Если лицо с иностранным гражданством выезжает из гостиницы или другого учреждения, администрация должна в течение суток уведомить об этом орган миграционного учета.

Ч 4 ст 23 была изменена. Если гражданин с иностранным местом жительства снимается с учета из отеля или другого учреждения, администрация обязана уведомить об этом орган миграционного учета. Могут быть использованы современные средства связи в порядке, установленным правительством Российской Федерации.

Ниже рассмотрены основные статьи ФЗ 109:

Ст 5

В статье 5 описываются права и интересы человека при миграционной фиксации. Жители из-за рубежа могут свободно передвигаться на территории РФ. Они имеют право останавливаться для временного пребывания в любом населенном пункте и несут аналогичные обязанности с гражданами Российской Федерации. Исключением являются случаи, которые устанавливаются международными договорами РФ.

Порядок регистрации осуществляется:

  • На таможенной территории;
  • На территории военного городка;
  • На территориях, где для места пребывания требуется специальное разрешение;
  • В зонах с высоким риском заболевания инфекций;
  • В военный период.

Действия государственных органов в случае их неправомерности могут быть обжалованы в суде или других вышестоящих органах.

Ст 15

В статье 15 описываются причины, которые обязывают жителя из-за рубежа регистрироваться на территории Российской Федерации. Причиной для регистрации является право находиться и пользоваться конкретной недвижимостью, которая расположена в одном из субъектов РФ. Чтобы установить такое право, нужно сослаться на жилищное законодательство РФ.

Регистрация иностранного гражданина включает в себя запись об информации в виде адреса недвижимости иностранного гражданина. Дополнительно сведения фиксируются в миграционном учете.

Ст 17

В статье 17 определяются виды и количество документов, которые потребуются при регистрации иностранного гражданина на территории РФ.

Документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • Решение о временном проживании или документ «вид на жительство»;
  • Официальное разрешение, подтверждающее, что гражданин вправе пользоваться недвижимым имуществом.

Иностранный гражданин может не предъявлять документ о праве пользования конкретным недвижимым имуществом, если ранее он предоставлял этот документ в муниципальное учреждение. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает подобные документы.

Что такое трудовая миграция?

Трудовая миграция — это разновидность миграции, которая связана с перемещением населения с целью нахождения достойного рабочего места. Трудовые миграции бывают двух видов:

  • Временные;
  • Постоянные.

Трудовые миграции на постоянной основе — это вид перемещения, когда граждане хотят закрепиться в другой стране навсегда. Не имеет значения, с использованием каких документов они будут проживать в другой стране — вид на жительство или получение гражданства.

Временные трудовые миграции. Включают такие области деятельности, как:

  • Рыбалка в виде трудовой занятости;
  • Строительство;
  • Предоставление услуг;
  • Сбор урожая и др.

На территории Российской Федерации широко используется временная трудовая миграция.

Скачать действующую редакцию закона о миграции

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулирует отношения между жителями из-за рубежа, пребывающих на территорию Российской Федерации с целью предпринимательской деятельности. Чтобы скачать закон с последними изменениями и дополнениями, следует перейти по ссылке.

Как изменились законы о миграционном учете?

Сейчас миграционная политика властей направлена на возвращение соотечественников, которые живут за рубежом, и на привлечение иностранных специалистов к работе в России. Как это происходит?

Демографические проблемы продолжаются, и страна нуждается в привлечении в экономику иностранных специалистов. Но для этого нужно снять административные барьеры и свести к минимуму бюрократизм в отношении иностранцев.

Одним из новых законов в сфере миграционной политики — Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Основной эффект правок, которые содержатся в этом законе, заключается в расширении прав иностранных граждан на территории России.

В старой редакции закона о миграционном учёте иностранцы не обладали правом постановки других иностранных граждан на учёт по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Исключением из этого правила были высококвалифицированные специалисты, которые могли поставить на учёт по месту жительства членов своих семей.

Чаще всего воспользоваться правом встать на учёт по адресу жилого помещения могли только собственники помещений. Таким образом, миграционное законодательство ограничивало их права полноценно распоряжаться своим имуществом.

По данным Росреестра, в 2017 году количество зарегистрированных вещных прав иностранных граждан на жилые помещения (жилой дом, квартира, комната в квартире) составило 22423 единицы, в 2018 году — 24071 единица, в январе-июне 2019 года — 14034 единицы. Эту статистику приняло во внимание и правительство, которое предложило убрать такое ограничение.

В обновлённой редакции закона о миграционном учёте большее количество иностранцев получило право выступать в качестве принимающей стороны: теперь это может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие его в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Принимающая сторона имеет право предоставлять уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с помощью нескольких способов: передать его лично в орган миграционного учета, через МФЦ, по почте, а также направить его в форме электронного документа. Наличие такого множества способов подачи уведомления предоставляет заявителям бóльшую вариативность в плане подачи уведомления о прибытии.

Новый федеральный закон устанавливает срок подачи уведомления о прибытии в орган миграционного учёта — в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В прежней редакции Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» срок уведомления четко не определен, указано лишь, что оно подается по истечении семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

В соответствии с новой редакцией закона, для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, которые переселяются совместно с ними в Россию, срок выполнения действий, необходимых для постановки переселенцев на учет по месту пребывания на срок, увеличился на семь рабочих дней.

Ранее требовалось встать на учёт в течение тридцати дней.

Для реализации всех положений обновлённого закона о миграционном учёте понадобится введение в действие новых подзаконных актов, поэтому статьей 2 закона предусмотрено его вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

В итоге следует сказать, что закон о миграционном учёте в новой редакции упрощает некоторые важные моменты, связанные с пребыванием иностранных граждан в России, а также совершенствует механизмы миграционного учёта иностранцев. Новые решения в сфере миграционной политики устраняют некоторые ограничения, которые затрагивают множество иностранных собственников недвижимости в России, что будет положительно воспринято иностранными специалистами и послужит улучшению условий пребывания иностранцев в России. Дальнейшие изменения в этой сфере будут способствовать достижению целей, заявленных Правительством РФ.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 10)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации
    • Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета
    • Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета
    • Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
    • Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета
    • Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
    • Статья 12. Полномочия органов миграционного учета
    • Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
    • Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
    • Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
    • Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
    • Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
    • Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания
    • Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
    • Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете
    • Статья 25. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ
    “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

    С изменениями и дополнениями от:

    1 декабря 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 19 мая, 27 июля, 23 декабря 2010 г., 20 марта, 1, 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 27 июня, 29 июля, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая 2019 г., 8 июня 2020 г., 24 февраля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года

    Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    ГАРАНТ:

    См. комментарии преамбуле настоящего Федерального закона

    Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

    Президент Российской Федерации

    18 июля 2006 года

    Вводится новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в РФ, упрощающий правила регистрации данных лиц по месту жительства и по месту пребывания на территории РФ.

    Основными новациями механизма миграционного учета являются его общий уведомительный характер. Разрешительный порядок регистрации и учета указанных лиц может быть введен федеральными конституционными законами и федеральными законами в отдельных случаях (например, в пограничной зоне, в закрытых административно-территориальных образованиях, в закрытых военных городках). Ранее установленная обязательная регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их пребывания заменяется более упрощенным правовым режимом – учетом указанных лиц по месту пребывания.

    Законом более четко определены права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства при осуществлении миграционного учета. Так, в частности, предусматривается, что при наличии у постоянно или временно проживающего в РФ иностранного гражданина двух и более жилых помещений в РФ, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. При этом регистрация производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РФ. Обязанность проходить ежегодную перерегистрацию не предусматривается.

    Регламентирован механизм сбора, обобщения, использования и хранения информации о миграционных процессах в РФ. Предусматривается создание информационно-миграционного банка данных, порядок защиты, использования и пополнения которого отнесен к ведению Правительства РФ.

    Иностранные граждане, зарегистрированные по месту пребывания на день вступления в силу Федерального закона, считаются состоящими на миграционном учете по месту пребывания до истечения срока временного пребывания или до истечения срока действия визы и подлежат постановке на миграционный учет в случае изменения места пребывания на территории РФ. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания на день вступления в силу Закона, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства на день вступления в силу Федерального закона, подлежат регистрации по месту жительства при изменении места жительства.

    Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2007 г.

    Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 2006 г. N 156, в “Парламентской газете” от 27 июля 2006 г. N 122, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. N 30 ст. 3285

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой – во взаимосвязи с другими положениями настоящего Федерального закона – они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.

    Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2020 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

    Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 385-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 133-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.

    ФЗ 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

    Согласно миграционному законодательству РФ, все иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учёт по месту пребывания в течение 7 рабочих дней.

    Информируем, что с 08.07.2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (далее по тексту — Закон). Согласно Закону уточнено понятие места пребывания:

    • место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 вышеупомянутого Закона;

    Если Вы живете в частной квартире (снимаете; живете у друзей или родственников; являетесь собственником квартиры) — это и есть ваше место пребывания, собственник этой квартиры обязан ставить Вас на миграционный учет по адресу квартиры при заселении, при каждом последующем (после выезда) въезде в РФ, а также при продлении срока действия регистрации. Внимательно изучите приведенную в этом разделе информацию о порядке миграционного учета в разных жизненных ситуациях.

    • Прежде чем заселяться в квартиру, подписывать договор найма и оплачивать аренду, внимательно информацию в данном разделе, необходимые документы и сроки постановки на миграционный учет. Заранее выясните у собственника квартиры, готов ли он регулярно ставить Вас на миграционный учет по адресу квартиры, и есть ли у него все необходимые документы. Желательно, чтобы обязательства собственника по миграционному учету были прописаны в договоре найма.
    • При первом заселении в квартиру, а также при каждом повторном въезде в РФ собственник квартиры после подачи документов должен выдавать Вам на руки оригинал отрывной часть бланка Уведомления с указанным сроком действия регистрации, подписью инспектора и печатью. Сразу же сфотографируйте/отсканируйте этот бланк с обеих сторон и отправьте заместителю начальника отдела внешних связей Степановой Екатерине Владимировной на адрес [email protected]!
    • Каждый раз когда Вы получаете новую миграционную карту (при выезде-въезде в РФ), пожалуйста, сразу же обязательно пришлите фотографию/скан новой миграционной карты на адрес [email protected]!
    • Каждый раз когда Вы получаете новую регистрацию или меняете место жительства, пожалуйста, сообщите нам об этом по телефону +7 8442 241726 и пришлите фотографию/скан бланка регистрации (обе стороны) на адрес [email protected]! Так мы сможем помочь Вам контролировать правильность оформления документов и соблюдение сроков миграционного учета.

    Для первичной постановки иностранного студента или лица без гражданства после въезда в Российскую Федерацию и прибытия в г. Волгоград не позднее 2 календарных дней принимающая сторона иностранного студента обязана обратиться в соответствующий территориальный отдел УВМ ГУ МВД или в Многофункциональном центре (МФЦ) в том районе города, где расположена квартира и предоставить следующие документы (Все документы должен подавать собственник квартиры лично! Личное присутствие иностранного гражданина не обязательно).

    1. Заполненный и подписанный собственником квартиры бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания: 1 экземпляр при подаче документов в УВМ ГУ МВД; 2 экземпляра при подаче через МФЦ
    2. Копия паспорта иностранного гражданина (все страницы, включая пустые)
    3. Копия и оригинал миграционной карты иностранного гражданина
    4. Оригинал действующего паспорта РФ собственника, подающего уведомление

    Если собственник квартиры прописан НЕ в той квартире, где регистрируется иностранный гражданин, необходимо предоставить правоустанавливающий документ на квартиру (свидетельство о праве собственности, выписка из реестра имущества) по адресу регистрации иностранного гражданина.

    Если собственник квартиры прописан в той же квартире, куда он ставит на учет иностранного гражданина (должен быть штамп в паспорте собственника или отдельный документ), дополнительные документы о праве собственности предоставлять не нужно.

    Продление временного пребывания

    иностранный студент должен не позднее, чем за 30 рабочих дней до окончания срока временного пребывания, обратиться в 303 каб. ул. Гагарина д. 8 к заместителю начальника отдела внешних связей Степановой Екатерине Владимировне, ул. Гагарина, 8, ауд. 303. Тел. 24-17-26, 24-17-25, [email protected] для получения ходатайства на продление, после получения ходатайства в двухдневный срок передать ходатайство принимающей стороне, принимающая сторона иностранного студента обязана предоставить в территориальный отдел УВМ ГУ МВД по месту пребывания следующие документы:

    1. Заполненный и подписанный собственником квартиры бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (1 экземпляр)
    2. Оригинал действующего паспорта РФ собственника, подающего уведомление
    3. Копия паспорта иностранного гражданина (все страницы, включая пустые)
    4. Оригинал + 1 копия миграционной карты с продленным сроком пребывания
    5. Оригинал +1 копия отрывной части предыдущего бланка уведомления о прибытии (предыдущая регистрация)
    6. Если собственник квартиры прописан НЕ в той квартире, где регистрируется иностранный гражданин, необходимо предоставить правоустанавливающий документ на квартиру (свидетельство о праве собственности, выписка из реестра имущества) по адресу регистрации иностранного гражданина.
    7. Если собственник квартиры прописан в той же квартире, куда он ставит на учет иностранного гражданина (должен быть штамп в паспорте собственника или отдельный документ), дополнительные документы о праве собственности предоставлять не нужно.
    8. Ходатайство о продлении срока регистрации от Волгоградского института управления.

    Собственник выдает на руки студенту оригинал новой регистрации. Студент присылает фотокопию новой регистрации на адрес [email protected]

    За нарушения Российского законодательства к иностранным гражданам органами УФМС в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях могут быть применены административные меры воздействия (ст. 18.8):

    • наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
    • сокращение срока пребывания;
    • выдворение за пределы РФ без права возвращения в течение 5 лет.

    По всем вопросам обращаться заместителю начальника отдела внешних связей Волгоградского института управления — филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Степановой Екатерине Владимировне ул. Гагарина, 8, ауд. 303. Тел. 24-17-26, 24-17-25, [email protected]

    Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ

    Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее – перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – миграционный учет) – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

    2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – органы миграционного учета) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

    3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место жительства) – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

    4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ)

    5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее – регистрация по месту жительства) – фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

    6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее – учет по месту пребывания) – фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

    7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства; (В редакции федеральных законов от 27.06.2018 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

    8) высококвалифицированный специалист – иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”); (Пункт введен – Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

    9) члены семьи высококвалифицированного специалиста – иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 11 статьи 132 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”; (Пункт введен – Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

    10) фиктивная регистрация по месту жительства – регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ)

    11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность. (Пункт введен – Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.10.2018 № 366-ФЗ)

    2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

    Статья 3. Правовая основа миграционного учета вРоссийской Федерации

    Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета

    1. Миграционный учет осуществляется в целях:

    1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

    2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

    3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

    4) планирования развития территорий Российской Федерации;

    5) управления в кризисных ситуациях;

    6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

    7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

    8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

    2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

    3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

    1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

    2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

    3) сочетание интересов личности, общества и государства;

    4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

    5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

    6) унификация правил миграционного учета.

    4. Миграционный учет включает в себя:

    1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

    2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

    3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

    1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

    2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

    1) в пограничной зоне;

    2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

    3) в закрытых военных городках;

    4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

    5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

    6) в зонах экологического бедствия;

    7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

    8) в зоне проведения контртеррористической операции;

    9) в период мобилизации и в военное время;

    10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

    Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

    1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

    2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

    3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

    4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

    5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

    6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

    1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

    3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

    4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

    5. (Часть утратила силу – Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

    Статья 8. Осуществление миграционного учета

    1. Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2. Основанием для постановки на миграционный учет является:

    1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

    2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;

    3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

    3. Основанием для снятия с миграционного учета является:

    1) факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

    2) факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;

    3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

    4) факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации;

    5) факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 4 настоящей части. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ)

    4. Пограничные органы федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)

    5. Органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов, предусмотренных пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 настоящей статьи, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии), либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина.

    Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета

    1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

    1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии – биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

    2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

    3) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);

    4) дата и место рождения;

    6) гражданство (подданство);

    7) цель въезда в Российскую Федерацию;

    9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;

    10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;

    11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;

    12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);

    Федеральный закон № 109-ФЗ о миграционном учете иностранных граждан

    Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” вступил в силу с 15 января 2007 года.

    Положения данного закона регулируют сведения о передвижениях иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства, по территории России (т.е. въезд на территорию России, передвижение или изменение места жительства или места пребывания на территории России, а также выезд за её пределы).

    В законе дается понятие миграционного учета. Миграционный учет – это деятельность государства, связанная с установлением сведений о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ.

    Миграционный учет включает в себя регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их жительства либо пребывания в РФ, а также обработку и систематизацию сведений о миграционных процессах.

    Ведение миграционного учета необходимо:

    • для того чтобы российские и иностранные граждане имели возможность реализовать свои права и свободы, а также исполняли возложенные на них обязанности;
    • для того чтобы предупредить незаконную миграцию и тем самым обеспечить правопорядок;
    • для того, чтобы государство имело полную и достоверную информацию о перемещениях иностранных граждан для прогнозирования ситуации.

    Закон устанавливает правило, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории России, выбирать себе место жительства и место пребывания (за исключением некоторых случаев, например, в военных городках, закрытых поселениях, в зонах экологического бедствия и т.п.), однако помимо этого на них возложены и некоторые обязанности, которые они должны исполнять, находясь на территории России.

    Так, если иностранец проживает на территории России в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, аренды и т.д., он обязан зарегистрироваться в органах миграционной службы по месту нахождения данного жилья.

    Если же иностранец временно прибыл в Россию, он должен уведомить миграционную службу о целях, сроках своего визита, а также о месте пребывания на территории России.

    Постановка на миграционный учет осуществляется в следующих случаях:

    • при въезде иностранца в Россию;
    • в случае рождения ребенка-иностранца на территории России;
    • в случае если лицо, находящееся на территории России, утратило российское гражданство.

    Снятие с миграционного учета производится в следующих случаях:

    • при выезд иностранца из России;
    • в случае смерти иностранца;
    • если иностранец приобретает российское гражданство;

    Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Как зарегистрироваться по месту пребывания”.

    Или посмотрите ЗДЕСЬ, как получить лицензию на деятельность такси.

    А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете, какие льготы установлены для многодетных семей.

    Органы миграционного учета и их полномочия

    Органом, который осуществляет миграционный учет в России, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные подразделения.

    Закон устанавливает следующие полномочия для данного государственного органа:

    • регистрация иностранцев по месту их жительства в России;
    • ведение учета по пребывания иностранцев;
    • проставление отметок в разрешительных документах иностранцев (вид на жительство, разрешение на временное проживание);
    • предоставление информации о миграционном учете в органы статистики;
    • подача заявлений в суд об отмене регистрации иностранных граждан;
    • внесение в государственную информационную систему сведений о миграционном учете иностранцев;
    • контроль соблюдения правил миграционного учета.

    Регистрация иностранных граждан по месту жительства в РФ

    Если иностранец проживает на территории России в жилом помещении, которое он либо арендует, либо приобрел в собственность, либо получил по наследству и т.п., он обязан зарегистрироваться по адресу этого жилого помещения.

    В его разрешительном документе (виде на жительство или разрешении на временное проживание) миграционная служба сделает запись данного адреса проживания.

    Для того чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранному гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган миграционного учета по месту нахождения жилого помещения.

    Для подачи заявления установлен срок – не позднее семи дней с момента получения иностранцем вида на жительство или разрешения на временное пребывание в России.

    Форма заявления является утвержденной, и выдается в миграционной службе. Кроме того, образец заявления можно найти в интернете.

    В заявлении указываются:

    • биографические данные иностранца;
    • сведения о его документе, удостоверяющем личность;
    • сведения о разрешительном документе на проживание в России;
    • адрес жилого помещения, в котором проживает иностранец и адрес, где он проживал ранее.

    При подаче заявления необходимо иметь оригиналы документов, сведения о которых указывались в заявлении. Также потребуются документы, которые подтверждают право владения жилым помещением, где проживает иностранец.

    Отметка в разрешительных документах проставляется органом миграционного учета в день обращения.

    В случае если у органа миграционного учета есть необходимость проверить или запросить сведения, касающиеся жилого помещения, в котором проживает иностранец, соответствующая отметка проставляется после получения таких сведений.

    Снятие с регистрационного учета

    Иностранный гражданин будет снят с регистрационного учета в следующих случаях:

    • если он переехал в другое место жительства;
    • если он утратил право пользования жилым помещением;
    • если у него истек срок пребывания на территории России, указанный в его разрешительных документах;
    • если иностранный гражданин умер.

    При снятии с регистрационного учета ставится соответствующая отметка в разрешительных документах.

    Учет иностранных граждан по месту пребывания

    Если иностранец временно приезжает в Россию либо меняет место своего пребывания на территории России, он обязан уведомить об этом орган миграционной службы. Причем сделать это нужно не позднее семи дней с момента приезда либо изменения места своего пребывания.

    Принимающая сторона, у которой иностранец будет временно находиться (это может быть как гражданин, так и организация), обязана направить уведомление о прибытии иностранца на территорию России.

    Если иностранец приезжает в гостиницу, санаторий, лечебное учреждение и т.д., такое уведомление подает администрация учреждения, причем не позднее одного рабочего дня с момента приезда иностранца.

    В уведомлении указываются следующие сведения:

    • биографические данные иностранца;
    • сведения о документах, удостоверяющих личность;
    • сведения о документе, разрешающем находиться в России;
    • цель приезда;
    • дата пересечения границы;
    • срок, на который иностранец прибыл в Россию;
    • адрес, где он будет временно находиться.

    Кроме этого в уведомлении указываются сведения о принимающей стороне, это могут быть данные о гражданине либо сведения об организации.

    Принимающая сторона должна выразить свое согласие на временное принятие иностранца и с этой целью проставляет подпись на обратной стороне уведомления (организации также ставят печать).

    Вместе с уведомлением направляется копия документа, который является удостоверением личности иностранца и копия его миграционной карты.

    Если принимающая сторона по уважительным причинам не может подать уведомление в миграционную службу, иностранный гражданин подает его самостоятельно. Тогда к уведомлению потребуется приложить письменное согласие от принимающей его стороны, а также копию паспорта (или иного документа) представителя принимающей стороны.

    Удостоверением того факта, что иностранный гражданин поставлен на учет, является отметка на отрывном бланке уведомления.

    Снятие с учета по месту пребывания производится в следующих случаях:

    • если иностранец переехал в другое место временного пребывания;
    • если он покинул территорию России;
    • если иностранец умер;
    • если выявлен факт фиктивной постановки на учет;

    За нарушение законодательства о миграционном учете предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.

    ФЗ 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

    О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

    (с изменениями на 24 февраля 2021 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

    Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ (Российская газета, N 293, 27.12.2010) (вступил в силу с 15 февраля 2011 года);

    Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 400-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2011) (вступил в силу с 1 мая 2012 года);

    Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);

    Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 385-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);

    Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230009);

    Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280034);

    Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, N 0001201806270049);

    Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 257-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300065);

    Федеральным законом от 11 октября 2018 года N 366-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2018, N 0001201810110008);

    Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280022);

    Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 100-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010040);

    Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080027);

    Федеральным законом от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2021, N 0001202102240004).

    В документе также учтено:

    Принят
    Государственной Думой
    30 июня 2006 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    7 июля 2006 года

    Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее – перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – миграционный учет) – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 42-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

    2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – органы миграционного учета) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы;

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

    3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место жительства) – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

    4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

    5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее – регистрация по месту жительства) – фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

    6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее – учет по месту пребывания) – фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

    7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства;

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

    9) члены семьи высококвалифицированного специалиста – иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 1_1 статьи 13_2 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (пункт дополнительно включен с 15 февраля 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ);

    10) фиктивная регистрация по месту жительства – регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;

    (Пункт дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ)

    11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

    (Пункт дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 октября 2018 года Федеральным законом от 11 октября 2018 года N 366-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

    2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

    Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации

    Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета

    1. Миграционный учет осуществляется в целях:

    1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

    2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

    3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

    4) планирования развития территорий Российской Федерации;

    5) управления в кризисных ситуациях;

    6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

    7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

    8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

    2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

    3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

    1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

    2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

    3) сочетание интересов личности, общества и государства;

    4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

    5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

    6) унификация правил миграционного учета.

    4. Миграционный учет включает в себя:

    1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

    2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

    3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

    1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

    2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

    1) в пограничной зоне;

    2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

    3) в закрытых военных городках;

    4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

    5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

    6) в зонах экологического бедствия;

    7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

    8) в зоне проведения контртеррористической операции;

    9) в период мобилизации и в военное время;

    10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

    Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

    1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

    2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

    3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

    4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

    5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

    6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

    1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]