Великий храм Парфенон — дар человечества богам

Парфенон в Афинах

Парфенон в Афинах – знаменитый древнегреческий храм, которому более 2,5 тысяч лет. Он гордо стоит на вершине Акрополя и виден почти с любой точки города. Создавая Парфенон, греки посвятили его любимой богине – Афине. Так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу, а также за его спасение во время персидских войн.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Парфенон в Афинах

Дорога к античному храму

Парфенон располагается в центре столицы, поэтому заблудиться невозможно. Туристы ориентируются на две возвышенности: Акрополь и холм Ликавитос. Необходимо доехать до станции «Acropolis» и отсюда по небольшой улочке пройти к кассам. Они работают с 8:00, а по выходным дням и в праздники – с 8:30. Билет стоит 12 евро, он дает возможность побывать еще в четырех местных музеях. Бывалые путешественники советуют приезжать с утра по трем причинам: отсутствие толпы, тишина и прохлада. Возле кассы можно приобрести бутылку воды, чтобы потом спастись от жары. Здесь продают и сувениры – выбор широкий.

Пешеходная улица Dionysiou Areopagitou ведущая к Афинскому Акрополю

Дальнейший путь лежит по просторной пешеходной улице Dionysiou Areopagitou. Дорога идет прямо, сворачивать не нужно: поднимаясь в гору, вы придете к своей цели. Сначала туристы попадают в Акрополь – древний архитектурный комплекс, построенный на высоком скалистом холме. В южной стороне «верхнего города» находится Парфенон.

У античной достопримечательности есть и собственный адрес: Dionysiou Areopagitou 15. Необязательно приходить к Парфенону вместе с гидом. Многие приезжают самостоятельно, чтобы неспешно насладиться чудом архитектуры. С вершины возвышенности стоит полюбоваться не только Парфеноном, но и очаровательной панорамой Афин.

Храм можно застать как в полном спокойствии, так и окруженный шумным весельем. Во время местных праздников недалеко от Парфенона проводится фестиваль: шествие в народных костюмах, парад, салют. В тихий период место наполнено безмятежностью: можно присесть на один из камней возле древнего шедевра и помечтать. Но передвигаться следует осторожно: вокруг очень скользкие валуны и плиты.

Некоторые туристы стараются прихватить камушек из Акрополя. Местные хорошо знакомы с этой традицией и хитрят – «древние сувениры» регулярно завозят на территорию. Но если посетитель попробует отковырнуть камушек от самого строения, цена такого «подвига» окажется велика: оштрафуют на значительную сумму.

Парфенон возвышающийся над Афинами

В подарок Афине

Чтобы ощутить все могущество Парфенона, нужно мысленно переместиться в 447 г. до н.э. На фундаменте более раннего святилища начали воздвигать храм. Идея принадлежала афинскому правителю, известному полководцу и реформатору – Периклу. Проектом и строительством занялись известные мастера Иктин и Калликрат, художественное оформление доверили знаменитому скульптору Фидию. В создании шедевра участвовал весь народ Эллады. С разных уголков страны свозили материалы: белоснежный мрамор, золото, слоновую кость, кипарис. В возведении здания участвовали тысячи рабов. Обо всех этапах строительства власть отчитывалась перед общественностью. Сохранились фрагменты мраморных дощечек с финансовыми отчетами. Их можно увидеть в музее.

Лишь к 438 году до н.э. храм достроили. Поскольку Афины переживали период наивысшего расцвета, денег хватало, поэтому украшение и отделка шедевра была самой изысканной. В центре установили статую богини, сделанную из мрамора и слоновой кости. Долгие годы Парфенон находился в центре общественной жизни афинян – в Акрополе решались глобальные вопросы.

Вид на Парфенон из Пропилеи. 1821 год Иллюстрация Парфенона, опубликованная в 1688 году

Остатки роскоши

В течение своей жизни Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. Главный зал наполнялся потоками света, попадавшими через проем дверей. Дополнительное освещение давали светильники. Внутри здание делилось на две части. В западной располагалась казна, а восточная сторона служила храмом – там была установлена скульптура Афины.

Туристы не могут оценить всю красоту Парфенона – античное сооружение разрушили. Его преображали и в христианскую церковь, и в мечеть. Большую часть скульптур украли. В 1687 году в здание попал снаряд, взрывом снесло крышу и частично колоннаду. Оставил «след» в истории и посол Англии лорд Эльджин, который побывал здесь в начале XIX века. С разрешения турок, которые захватили это место, он увез множество скульптур. Местные жители растащили мраморные блоки.

Секреты Парфенона

Остатки былой красоты дают представление об эстетическом совершенстве храма. Сооружение располагается на трех ступенях из мрамора, общей высотой около 1,5 метров. По 8 колонн находится на торцах и еще 17 по бокам, если угловые считать дважды. С любой точки обзора строение воспринимается полностью пропорционально. Несмотря на значительные размеры – 31х70 метров, здание не подавляет. Дело в том, что достопримечательность остается в пределах человеческих пропорций.

Осматривая Парфенон, обратите внимание на визуальное совершенство. Его создатели, имея существенные финансовые средства и возможности, воплотили в жизнь разные новаторские решения. Одно из главных заключалось в том, что с любой из трех сторон прекрасно просматривался фасад здания. Был использован оптический прием: колонны установили не параллельно, а слегка склонили: угловые к центру, а главные – от него. Столбам придали разные формы, чтобы центральные выглядели стройными, но при этом не слишком тонкими. Крайние колонны сделали самыми выпуклыми. Это дало желаемый эффект: все линии здания внешне выглядят прямыми.

Присмотритесь к расцветке Парфенона. Когда-то древний храм был ярким: крыша окрашена в синий, красный и золотой. Основным стройматериалом послужил пентелийский мрамор, который добывали поблизости от Акрополя. У него есть интересное свойство: под влиянием солнечных лучей материал желтеет. Когда строительные работы завершили, Парфенон оказался окрашен неравномерно. Но это лишь добавило совершенства: с северной стороны он был серо-пепельным, а с южной переливался нежным золотистым оттенком.

Потерянные статуи

Парфенон был украшен разнообразными скульптурами и рельефами. Лишь на фронтонах располагалось около 50-ти скульптур. Древние греки любовались сценой рождения Афины, изображением спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Самой главной считалась скульптура Афины Парфены, которую вырезал знаменитый мастер Фидий. Во время праздников ее торжественно выносили на улицу, чтобы шедевром мог полюбоваться каждый.

Основную гордость храма туристы увидеть не смогут – 12-метровая статуя пропала более 900 лет назад. До нас дошли поздние копии, оригинал утрачен. Полномасштабное воссоздание древней скульптуры можно посмотреть в Нэшвилле, США. Там есть и полноразмерная копия самого Парфенона, построенная к международной выставке в 1897 году.

Большинство остальных скульптур тоже было утеряно. Несколько сохранившихся можно увидеть в музее Акрополя и Британском музее в Лондоне. За границей находятся угловые элементы фронтона «Рождение Афины», статуи Гелиоса и Селены. Вместо них разместили слепки-копии, сделанные из цемента и мраморной крошки. Подлинных шедевров в храме осталось немного: две фигуры западного фронтона, а также фриз на одной из стен.

Воссозданная копия Парфенона в Нэшвилле

Эпоха археологии и реставрации

Некоторые туристы жалуются на то, что античный храм мешает рассматривать кран. Но для Парфенона это скорее благословение: до 1832 года здание было заброшено, лишь после провозглашения независимости Греции принялись за восстановление. Сначала территорию избавили от «варварского присутствия» – снесли строения, не имевшие отношения к грекам. Парфенон стали восстанавливать, руководствуясь описаниями, оставшимися с древних времен.

Процесс реставрации продолжается с переменным успехом. Благодаря проведенным работам туристы могут увидеть северную колоннаду – ее заново соорудили в начале XX века. По возможности восстановили и фронтонные скульптуры. В 50-х отреставрировали пол здания. Оригинальные статуи передали в музей и заменили на копии. Сегодня ведутся переговоры с Британским музеем, чтобы вернуть в страну вывезенные остатки храма.

Хотя от центрального объема Парфенона осталась только западная стена, он по-прежнему считается гордостью Афин. Античный храм возвышается над городом, придавая особое величие столице. Обязательно взгляните на него в темное время, когда включается подсветка.

Парфенон

Парфенон – один из самых совершенных храмов Древней Греции и главная достопримечательность столицы страны Афин.

Храм Парфенон – один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон – античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики – области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя – верхнего города Афин. Афинский акрополь – холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые – по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма – дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон – главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 – 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

dergachev_va

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Владимир Дергачев

Греческий Парфенон как и Собор Святого Семейства в Барселоне многие десятилетия окутан строительными лесами. По этому поводу известный российский блогер Артемий Лебедев заметил: «Парфенон ремонтируют так долго, что строительная техника, леса и краны скоро будут занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Древнегреческая тайна Парфенона. В мире воспроизведено множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них не производит такого впечатления, как сохранившиеся развалины Парфенона, отполированные временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь холодная копия. Афинский Парфенон — не просто архитектурный памятник античности, а воплощенная в мраморе гармония человека с природой и политическим миром, гармония души человека, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. Уникальность Парфенона не в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если человек не познает самого себя.

В афинском Парфеноне древние греки закодировали модель мирового порядка созданного ими микрокосмоса.

При воспроизведении многочисленных копий Парфенона это соотнесение утрачивается.
Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. Во время культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне. Таким образом, достигалась гармония между устройством души, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. При воспроизведении многочисленных копий Парфенона это соотнесение утрачивается. По аналогии с этим, демократия — всего лишь форма, а не предмет, который можно копировать.

***
Памятник античной архитектуры, древнегреческий храм Парфенон (др.-греч., — дева; чистый) расположен на афинском Акрополе. Это главный храм античных Афин, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, возведен в 447—438 годах местными зодчими под руководством Фидия. После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Парфенон является эталоном архитектурного совершенства. Наклон внутрь главных несущих колонн усиливает зрительный эффект высоты при приближении к зданию. Возможно, этот прием греки переняли у древнего Египта, использованный при возведении знаменитых пирамид. Через тысячелетия этот прием был использован при строительстве знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе, которая внизу шире, чем в верхней части. И стоящему внизу человеку лестница кажется более грандиозной и величественной, несмотря на относительно скромные размеры берегового склона.

При возведении Парфенона использовалась специальная кривизна, вносящая оптические коррективы, усиливающие эффект восприятия монументальности здания при его относительно скромных размерах. В храме, кажущимся идеально прямолинейным, отсутствуют прямые контуры. Значение имеет и местоположение здания храма относительно вершины холма. Он расположен на краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым, не подавляющим своими размерами, и только по мере приближения Парфенон «вырастает» своей монументальностью.

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. В 4 веке Афины превратились в провинциальный город Римской империи, впоследствии сокровища храма были перевезены в Константинополь, а в 6 веке Парфенон переоборудован в христианский храм Святой Софии. Во времена Византийской империи он служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы, был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи непродолжительное время Парфенон использовался как католический Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам, и с 1311 по 1386 годы Афины входили в Арагонское королевство. В 1387 года власть перешла к Флоренции.

В 1458 году Афины завоеваны Османской империей. Султана Мехмета II, сочетавшего безжалостность завоевателя и ценителя искусств, поразило величие и изящество Акрополя, где разместился турецкий гарнизон. Святилище было приспособлено для обслуживания души и тела — Парфенон превратили в мечеть, а в небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем.

Одновременно на Афины претендовали венецианцы и в сентябре 1687 года они захватили укрепленный турками Акрополь. Во время его обстрела из пушек с холма Филопаппу, снаряды попали в Парфенон, где турки решили разместить свои боеприпасы, а также скрыть детей и женщин. Турки надеялись на толщину стен и перекрытий здания и милосердие противника в отношении бывшего христианского храма. В храм Парфенон попало около 700 орудийных ядер, погибло не менее 300 человек. Католики-пираты взорвали храм, а часть осколочных фрагментов вывезли в Италию. После двухтысячелетней истории Парфенон был разрушен.

Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами, в том числе из-за эпидемии чумы. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе и возвели новую небольшую мечеть среди руин Парфенона.

В 1832 году Афины присоединились к независимому Королевству Греция. Молодой баварский король Оттон в качестве главы греческого государства провозгласил достопримечательности древнегреческого искусства наиболее важными символами Греции. В 1835 году баварский гарнизон покинул Афины, и Акрополь перешел под контроль новообразованной Греческой археологической службы. Через полвека на Акрополе не осталось ни одного следа «варварского присутствия». К 1890 году на Афинском акрополе можно было увидеть лишь несколько памятников 5 века до н. э. на фоне опустошения более поздней истории. Такой подход вызвал нарекания среди современников.

Реставрационные работы активизировало землетрясение 1894 года, в значительной мере разрушившее храм. Для соединения античных мраморных блоков использовались железные стержни и скобы, которые со временем ржавели и деформировались, из-за чего блоки растрескивались. С конца 1960-х годов загрязненный воздух и кислотные дожди начали наносить непоправимый ущерб античным скульптурам и рельефам Парфенона. Поэтому под эгидой ЮНЕСКО было принято решение о сохранении подлинных скульптур в специально возведенном новом музее Акрополя.

Парфенон. Богиня «Афина Парфенос» (447 – 438 гг. до н.э.). Знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия была выполнена из слоновой кости и золота, покрывавших деревянный остов высотой в 13 метров. На изготовление скульптуры греки израсходована значительная часть национального золотого запаса полиса (около тонны).

http://tbib.ru/wp-content/uploads/2016/05/15B-Afina-v-Parfenone.png

Южный фасад Парфенона

Храм возведен из добывавшегося неподалёку белого мрамора, который со временем желтеет под лучами палящего южного солнца. Северная сторона здания (на снимке внизу) подвергается меньшему облучению — и камень получил здесь серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас.

Южная сторона храма

Древняя Греция. Послание будущему. Дух античности возродился в западноевропейской цивилизации, ставшей притягательной в современном мире для других культур. В многочисленных археологических памятниках Древней Греции преобладают остатки храмов и театров, стадионов и терм, отражающие кристаллизованную пассионарность и необыкновенную гармонию между природой и человеком, здоровым телом и здоровым духом. Жившие «вечным настоящим» древние греки закодировали главное послание будущему в одном из сохранившихся чудес Света – Афинском Парфеноне.

Конституция греческого социального и политического мышления строится на трех китах: устройство космоса, устройство полиса и устройство души. Основная политическая идея, вытекающая из связи космоса, полиса и души, был такова, что общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек.

Как считали древнегреческие философы, благоденствие государства зависит не только от размеров природного богатства. Можно иметь большие запасы природных энергетических ресурсов и оставаться бедным. В мире общеизвестны и другие примеры, когда обделенная природным богатством страна становится процветающей. Значит все дело в пропорциях, соотношении между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами. Западноевропейская цивилизация продемонстрировала возможность становления не сколько на реальных географических рубежах и непосредственных контактах во времени, а через возрожденную в духе античность.
В отличие от древних греков, живших «вечным настоящим», братья славяне всегда готовы начать новую жизнь (по морали) завтра, а сегодня можно расслабиться, имитировать действительность или подворовывать. Когда же наступает похмелье после затянувшегося праздника души, «золотого» застойного периода или глупого либерального оптимизма возникает традиционный славянский вопрос «кто виноват?».

Парфенон

Парфенон — главный храм Афинского Акрополя, ценнейший памятник античной культуры, архитектурный символ гармонии и красоты. Построенный в V веке до нашей эры, Парфенон был местом поклонения древнегреческой богине мудрости и военной стратегии Афине — покровительнице Афин и Аттики.

За годы существования сооружение претерпело немало изменений, было христианским храмом и мечетью, неоднократно перестраивалось и до наших дней дошло в полуразрушенном виде. Много лет ведутся восстановительные работы Парфенона, но это не ограничивает миллионы туристов, которые ежегодно приезжают в Грецию, чтобы своими глазами увидеть впечатляющий шедевр древних мастеров.

Парфенон на google-панораме:

Где находится древний Парфенон в Афинах

Древний Парфенон венчает 156-метровый холм Афинского Акрополя, соседствуя с другими памятниками античности — Храмом Ники Аптерос, Эрехтейоном (храмом Афины, Посейдона и царя Эрехтея) и Пропилеями (парадными воротами).

Весь комплекс находится в столице Греции. Найти храм не составит труда, ведь Акрополь — визитная карточка города и символ страны, а Парфенон — самое большое сооружение холма с очень узнаваемым обликом.

Когда и кем построен Парфенон

В древних Афинах письменность была развита хорошо, благодаря чему археологам удалось точно определить когда был построен Парфенон. В этом помогли даты на мраморных табличках, которые использовались в финансовой отчетности. Согласно им храм Афины строили десять лет, с 447 до 438 года до нашей эры.

Основным строительным материалом Парфенона стал пентелийский мрамор, его добывали неподалеку от Акрополя. Особенность этого мрамора в том, что на солнце он желтеет, поэтому часть сооружения, обращенная к солнечной стороне, имеет насыщенный желтый оттенок, а противоположная часть кажется более серой.

Архитектором Парфенона считается Калликрат, а автором проекта — зодчий Иктин. Художественным оформлением занимался знаменитый древнегреческий скульптор Фидий, автор шедевральных скульптур Зевса и Афины.

История памятника

Более века Парфенон выполнял роль главной святыни Древней Греции, но все изменилось после Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение. В последующие годы восстановить былое величие так и не удалось и постепенно полис подчинился Македонии. Однако, Александр Македонский был впечатлен Парфеноном и сохранил его, более того, великий завоеватель украсил восточный фронтон щитами.

После смерти полководца судьба Парфенона была печальна. Сперва правитель Македонии Деметрий I Полиоркет поселился в храме со своими любовницами, а спустя столетия афинский военачальник Лахар «раздел» статую Афины, снял щиты Александра и расплатился ими с солдатами. Также историки нашли свидетельства того, что в середине III века Парфенон пережил пожар, лишился крыши, внутренних перекрытий, части убранства. Но несмотря на повреждения сооружение по прежнему было храмом богини Афины.

Христианский период

Когда Парфенон перешел в лоно христианской религии доподлинно неизвестно. По официальной версии это произошло в VI веке нашей эры, после того как Афины вошли в состав Римской империи. К тому времени святыню разграбили, все ценности увезли в Константинополь. Императоры Рима и Византии тщетно пытались запретить культ Афины и открытие христианского храма на месте древнегреческой святыни было одним из способов борьбы.

Сперва Парфенон превратили в православный Собор Пресвятой Богородицы, в начале XIII века он ненадолго стал католической церковью Афинской Богоматери, затем вновь перешел к приверженцам православия и несколько раз менял название.

Чтобы приспособить античный храм для христианских богослужений, проводили реконструкцию. На месте бывшего входа в Парфенон возвели апсиду и разместили алтарь, а новый вход сделали с западной стороны, убрали внутренние колонны, частично стены и фриз. На месте, где когда-то возвышался гигантский памятник Афине Парфенос работы Фидия, поставили трон для митрополита, пробили дополнительные окна, сняли барельефы, истерли метопы, чтобы сделать изображения на них неразборчивым, росписи замазали белилами, устроили колокольню.

Хотя Афины в то время были бедны, современники описывали храм, как один из лучших в стране. Византийские правители дарили церкви драгоценности и ценные реликвии. Благодаря заметкам путешественников археологи смогли представить как выглядел Парфенон в тот период.

Превращение в мечеть и гибель храма богини Афины в Греции

После завоевания Афин Османской империей в 1458 году Парфенон превратился в мечеть. Мусульмане заменили убранство и забелили росписи, колокольню приспособили под минарет, но кардинальных изменений не проводили.

К сожалению, сентябрь 1687 года стал для Парфенона роковым. В те дни шла турецко-венецианская война, османы перенесли в храм запасы пороха, спрятали там детей и женщин, надеясь, что христиане не станут обстреливать святыню. Но шведский генерал Отто-Вильгельм Кенигсмарк не оправдал их ожиданий и приказал бомбить Парфенон из пушек. При попадании ядра порох сдетонировал и часть памятника тут же превратилась в руины. Тела сотен погибших впоследствии были найдены на раскопках.

После взрыва Парфенон стал непригоден для использования и был заброшен. Строительный материал горожане растаскивали для собственных нужд, а европейцы организовали настоящую охоту за сокровищами бывшего храма: вывозили скульптуру, барельефы, ценные фрагменты. Сегодня часть украденного утеряна, но некоторые предметы хранятся в музеях разных стран.

Пожалуй, самым известным случаем вывоза является афера британского лорда Элджина. В 1801 году он получил разрешение от османского султана на осмотр Парфенона и его описание, но воспользовался этим чтобы вывезти в Англию огромное количество скульптуры, обломки фриза и проч. Сегодня эти артефакты можно увидеть в Британском музее, а с начала 1980-х Греция ведет переговоры о возвращении украденных ценностей на родину.

Возрождение

В 1830-х, после присоединения Афин к Королевству Греция, Парфенон получил статус античного памятника. С этого периода начались раскопки и восстановительные работы. Сперва на Акрополе стерли все следы турецкого владычества, затем стали рассматривать проекты по реставрации.

Постепенно в храм Афины вернулись несколько колонн, более ста блоков, но активная деятельность началась только в конце 1980-х. С тех пор реставраторы проделали огромную работу: полностью утраченные фрагменты были заменены копиями, а для оригинальной скульптуры даже построили новый музей, где поддерживаются благоприятные условия для хранения мраморных изделий.

Архитектурные особенности Парфенона

Изначально Парфенон имел прямоугольную форму и со всех сторон был окружен колоннадой с дорическими ордерами. Вся конструкция возвышалась на трех ступенях, высотой до 1,5 метров. К главному входу в западной стене тянулась центральная лестница с более мелкими ступенями.

Высота колонн Парфенона составляла 10,4 метра, диаметр — от 1,9 до 1,95 метров. На фасадах стояло по 8 колонн, по бокам здания — по 17. Крышу покрывала черепицей. Площадь внутреннего пространства достигала 59 метров в длину и 21,7 метров в ширину. Здание было ярко раскрашено.

Гармоничный облик сооружения — заслуга архитектора Иктина, который по полной использовал прием курватура, т. е. специально сделал все элементы Парфенона кривыми, чтобы компенсировать погрешности зрения. Например, колонны имеют наклон к середине или к углам, утолщаются или истончаются по высоте, но со стороны кажутся человеку идеально ровными. Специалистами отмечено, что в Парфеноне почти нет прямых линий, но именно это делает его облик таким идеальным.

Афина Парфенос

Кроме архитектурных особенностей древнегреческий памятник восхищал предков скульптурным оформлением. Его главным украшением была огромная деревянная статуя Афины Парфенос, выполненная Фидием. Она не сохранилась до нашего времени, вероятно была утрачена в одном из пожаров в V веке нашей эры. Однако известно, что изваяние имело высоту 13 метров и богиня «носила» наряд из золота и слоновой кости.

Фидий изобразил Афину в полный рост. Судя по записям, в одной руке она держала копье, в другой — небольшую фигуру богини победы Ники, голову венчал шлем с тремя гребнями.

Фриз и фронтон Парфенона

Фидию приписывают также создание ионического фриза. Эта мраморная композиция из барельефов, изображающих пеших людей и всадников, размещалась внутри храма, имела 160 метров длины и 1 метр высоты. Большая часть сохранившихся фрагментов фриза была вывезена в Англию и сейчас пребывает в Британском музее, остальные пластины хранятся в Афинах.

Сведений о том как выглядели фронтоны до нас дошло мало, как и самих фигур. Из 30 уцелевших скульптур, лишь 11 находятся в Афинах, еще 19 вывезли британцы.

Экскурсии

Афинский Акрополь доступен для туристов круглый год. Осмотреть Парфенон и другие достопримечательности комплекса можно в составе групповой или индивидуальной экскурсии, самостоятельно с картой и аудиогидом.

Официального сайта у Акрополя нет, билеты продаются на сайтах партнеров и на месте в кассе. Покупка онлайн значительно экономит время, так как в кассе всегда очереди.

Как добраться

Добраться до Парфенона можно пешком, на метро, на общественном транспорте, на машине, такси. Все зависит от точки отправления.

Станция метро «Acropoli» (красная ветка М2) располагается в 12 минутах ходьбы от холма. Линия связывает разные районы Афин и пригороды.

Автобус № 230 идет до остановки «Akropolē» — ближайшей к Акрополю. Недалеко от станции метро есть остановка «Makrygiannē», где ходят автобусы № 040, A2 и троллейбусы № 1, 5, 15.

Для вызова такси используйте привычное россиянам приложение Uber или европейские сервисы — Beat, Taxi.eu.

Храм Парфенон

Храм Парфенон с трудом дожил до настоящего времени, и, несмотря на то, что первоначальный вид строения был гораздо величественней, сегодня его считают образцом античной красоты. Это главная достопримечательность в Греции, которую стоит посетить в ходе путешествия по стране. Древний мир славился массивными постройками, но эта способна по-настоящему удивить.

Строительство

На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.

До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.

Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.

Непростая история строения

Позднее в III в. до н. э. Афины были захвачены Александром Македонским, но храм не пострадал. Более того, великий правитель приказал установить ряд щитов, защищающий великое творение архитектуры, и преподнес доспехи персидских воинов в качестве дара. Правда, не все завоеватели оказались настолько милосердными к творению греческих мастеров. После завоевания племени герулов в Парфеноне случился пожар, в результате чего была разрушена часть крыши, а также пострадали арматура и перекрытия. Масштабных восстановительных работ с тех пор не велось.

В период крестовых походов храм Парфенон становился источником распрей, поскольку христианская церковь пыталась всяческими силами искоренить язычество из жителей Эллады. Приблизительно в III веке бесследно исчезла статуя Афины Парфенос, в VI веке Парфенон был переименован в Собор Пресвятой Богородицы. С начала XIII века некогда великий языческий храм стал частью католической церкви, его название нередко менялось, но существенных перестроек не производилось.

В 1458 году христианство сменилось мусульманством, так как Афины были захвачены Османской империей. Несмотря на то, что Мехмет II восторгался Акрополем и Парфеноном в частности, это не помешало ему разместить на его территории военные гарнизоны. В ходе военных действий постройку нередко обстреливали, отчего и без того разрушенное здание пришло в еще больший упадок.

Лишь в 1832 году Афины вновь стали частью Греции, а спустя два года Парфенон провозгласили античным наследием. С этого периода главное строение Акрополя стали восстанавливать буквально по крупицам. В ходе археологических раскопок ученые пытались найти части Парфенона и восстановить его в единое целое с сохранением особенностей архитектуры.

Интересные факты

Картинки античного храма не кажутся настолько уникальными, но при более тщательном их изучении можно с уверенностью сказать, что подобного творения не найти ни в одном городе Древнего мира. Удивительно то, что в ходе строительства были применены особенные методы конструирования, которые создают визуальные иллюзии. Так, например:

  • колонны наклонены в разные стороны в зависимости от своего местоположения, чтобы визуально казаться прямыми;
  • диаметр колонн отличается в зависимости от положения;
  • стилобат повышается к центру.

Благодаря тому, что храм Парфенон отличается необычной архитектурой, его нередко пытались скопировать в разных странах по всему миру. Если интересно, где находится похожая архитектура, стоит посетить Германию, США или Японию. Фото реплик впечатляют схожестью, но передать истинного величия не способны.

Парфенон

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Архитекторы Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию экстерьеру сооружения.

Особенность восприятия объектов архитектуры человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней ( с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на Акрополь для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

Парфенон : 1 комментарий

Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

После окончания греко-персидских войн , в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

– у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

– нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

– все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

– мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

– уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

– ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада. Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]