Фото Пантеона в Париже

Пантеон в Париже – ирония судьбы

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский квартал
Начало строительства: 1764 год
Окончание строительства: 1789 год
Архитектор: Жак-Жермен Суффло
Диаметр купола: 23 м.
Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптуры
Координаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Краткое описание

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции, то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции.

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля. Такова уж эта страна – Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы – обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» – в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России – купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Пантеон в Париже – революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго.

Пантеон в Париже – наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить в сторону все связанные с ним «происшествия», то можно сказать, что Суфло сумел сделать практически невозможное. Архитектор придал готическую легкость и воздушность зданию, построенному сразу в четырех стилях. Увы, в настоящий момент, многие окна, запланированные Суфло, можно увидеть заложенными кирпичом: так решили в 18-м веке революционеры.

Монумент Национальной конвенции

По их мнению, в гробницу величайших людей Франции проникало слишком много света. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, описывая величественный Пантеон в Париже, так это на маятнике Фуко, который должен доказывать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все же вращается».

Пантеон в Париже

1 октября-31 марта: ежедневно 10:00-18:00. 1 апреля-30 июня: ежедневно 10:00-18:30. 1 июня-30 сентября: ежедневно 10:00-18:30. Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря. Последний вход за 45 минут до закрытия.

11,50€, льготный 9€ (до 26 лет для не гражданина государства-члена Европейского Союза), 9€ (для групп от 20 человек)

Метролиния 10 (станция «Cardinal Lemoine»)
Автобус21, 24, 27, 38, 75, 82, 84, 85, 89 (остановка «Pantheon»)
Поездлиния RER B (станция «Luxembourg»)

Пантеон — здание, расположенное в Латинском квартале, которое первоначально построили как церковь, посвященную Святой Женевьеве, но после многочисленных реставраций оно стало местом захоронения знаменитых людей. Это одно из первых сооружений неоклассического направления с фасадом, созданным по образцу фасада Пантеона в Риме, увенчанное небольшим куполом.

Университет Сорбонна

Парижский Пантеон объединен общей площадью с одним из самых известных городских высших учебных заведений — университетом Сорбонна. Сорбонна является резиденцией ректората Парижской академии и канцелярии парижских университетов.

Два этих здания неразрывно связаны общей историей, поражая туристов своей монументальностью в сочетании с постоянным движением молодых людей в их окрестностях. Университет Париж I Пантеон-Сорбонна является многопрофильным учреждением высшего образования с преподаванием на французском языке, специализирующегося в области экономики и управления, искусства и гуманитарных наук, законов и политологии. Его административные центры и основные учебные помещения расположены в Сорбонне и на площади Пантеона, в самом сердце Латинского квартала в Париже, к западу от пятого округа.

Будучи одним из наследников бывшего Парижского университета, университет Сорбонна теперь принимает около 40 тысяч студентов, разделенных на десять учебных и исследовательских подразделений и четыре института.

Архитектор Суффло

С Пантеона, расположенного в 5-ом районе Парижа на Холме Святой Женевьевы, открывается вид на весь Париж. Его архитектор Жак-Жермэн Суффло хотел совместить легкость и яркость готического собора с канонами классической архитектуры. Суффло умер до завершения строительства, поэтому его замысел был реализован не полностью. Тем не менее, Пантеон остается одним из самых значительных архитектурных достижений того времени и первым крупным неоклассическим памятником.

Конструктивно здание выполнено в виде греческого креста с массивным портиком из коринфских колонн. Это огромное сооружение 110 метров длиной, 84 метров шириной и 83 метров высотой с не менее грандиозным склепом величественно возвышается над городом. Начиная с 1874 года, святилище украшали картины на холсте, выполненные в стиле «marouflé», иллюстрирующие жизнь святого Женевьева и эпическую историю возникновения христианства и монархии во Франции.

История Пантеона Парижа

Парижский Пантеон в настоящее время является архитектурно-историческим памятником французского классицизма, но изначально он был построен как церковь святой Женевьевы, и лишь позднее стал известной усыпальницей выдающихся людей Франции.

Церковь Женевьевы

Церковь святой Женевьевы, которой изначально являлся парижский Пантеон, всегда была в почете у жителей города, ведь здесь лежали в целости и сохранности мощи самой святой. Также на территории церкви в свое время был похоронен один из первых королей, который был посвящен в христианскую веру — Хлодвиг (а также его жена и дочь).

Раку святой Женевьевы отреставрировали в 1242 году, поместив ее под центральный престол. Позднее ее полностью изменили, выполнив, на этот раз, из серебра с позолотой. Под церковью находилось подземелье со сводами, в котором много лет подряд проводились христианский молитвы во избежание гонений.

Церковь святой Женевьевы много раз была ограблена и сожжена норманнами (в 846, 884, 892 годах). После трагедий ее каждый раз ремонтировали, а полностью восстановлена она была в XIII–XIV веках. В то время здание было украшено мраморными образами кардинала Ларошфуко. В периоды эпидемий раку святой Женевьевы торжественно проносили по улицам города.

Здание Пантеона

Фундамент Пантеона заложили в 1758 году, но из-за финансовых трудностей строительство всего здания завершилось только в 1789 году после смерти Суффло под руководством его ученика Жана-Батиста Ронделе. Во время Французской революции новое правительство распорядилось преобразовать церковь в мавзолей для погребения великих деятелей Франции и поручило скульптору Жану Гийому Муатту создать фронтон «Родина, коронующая героические и гражданские добродетели» (который заменили во время Реставрации Бурбонов на произведение скульптора Давида д’Ангра).

В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник Фуко под сводом центрального купола Пантеона. В 1946 году оригинальную железную сферу маятника переместили в Пантеон из Национальной школы искусств и ремесел. Позднее устройство было удалено, а затем снова установлено в 1995 году.

Часы работы Пантеона в Париже

Время работы Пантеона зависит от календарного месяца:

  • с 1 октября по 31 марта Пантеон открыт каждый день с 10:00 до 18:00;
  • с 1 апреля по 30 июня — ежедневно с 10:00 до 18:30;
  • с 1 июля по 30 сентября — ежедневно с 10:00 до 18:30.

Пантеон закрыт: 1 января, 1 мая, 25 декабря. Последний вход — за 45 минут до закрытия.

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей

Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.

История появления Пантеона на холме Святой Женевьевы

Прогуливаясь в Париже по Латинскому кварталу, неизбежно в какой-то момент оказываешься перед грандиозным зданием в неоклассическом стиле, с мощной колоннадой и высоким, довлеющим над окрестностями куполом.

На фронтоне надпись — «Великим людям — благодарная Родина»

«Триумф Родины», скульптура д’Анже, 1837 г

Пантеон водружен на вершине холма Святой Женевьевы – одного из семи холмов, на которых стоит Париж. И освоен этот холм был первым из семи.

Сначала римляне обосновались на острове Сите, но очень скоро перебрались на левый берег Сены и стали застраивать склоны холма. Следы первоначального римского города Лютеция сохранились до наших дней: это термы Клюни, арена Лютеции, декуманус – одна из центральных улиц древнего города (сейчас это улица Сен-Жак).

Пантеон на карте Парижа

Впоследствии холм назвали именем Святой Женевьевы, небесной покровительницы Парижа, жившей в 5-м веке. Ее молитвы, как полагают, спасли город от нашествия Аттилы – подойдя к Парижу, Аттила почему-то повернул вспять.

Со временем на холме возникло аббатство Святой Женевьевы. А в 18-м веке Людовик 15-й во время тяжелой болезни пообещал в случае своего выздоровления возвести достойнейшую церковь в честь Женевьевы. Строили церковь по проекту архитектора Суффло с 1758 по 1789 годы и закончили как раз к началу Великой французской революции.

Что делать атеистам-революционерам со свежепостроенной церковью, да еще такой грандиозной? Решили использовать ее как пантеон – для захоронения выдающихся людей, сделавших славу Франции. А над мощами святой Женевьевы надругались: отрезали ей голову, а тело сожгли.

Революция сменилась реставрацией монархии. Пантеон опять стал церковью Святой Женевьевы. Потом было еще несколько революций и реставраций, каждая из которых пантеон превращала в церковь и наоборот. В конце концов установилась республика, и маятник метаморфоз застыл на «пантеоне». И попутно «украсился» научным маятником – физик Жан Леон Фуко подвесил к куполу шар на тросе для наглядной демонстрации вращения Земли.

Меж тем крипта Пантеона пополнялась гробницами великих французов, и изначально сугубо мужское общество со временем было разбавлено двумя женщинами: полячкой Марией Складовской-Кюри, дважды удостоившейся Нобелевской премии, и Софи Бертло, женой химика Бертло, который ни за что не соглашался лежать в Пантеоне без жены.

Подъем на купол Пантеона. Париж сверху

В предыдущие мои визиты в Париж Пантеон оставался в стороне от моих маршрутов либо был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной как нельзя кстати и был открыт для посещения. Я отмела все свои планы и уверенно направилась изучать внутренности Пантеона.

Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Открыт музей ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля до 30 сентября – до 18-30). Отдельно продаются билеты за 2 евро на купол Пантеона. Подъем на купол осуществляется по сеансам. Я очень удачно подошла к началу очередного сеанса. К этому времени уже набралась интернациональная группа человек в 20.

В 11 часов мы под предводительством строгого официального мужчины отправились наверх. 206 ступеней по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда по крутой лестнице поднялись к куполу.

Виды с купола Пантеона открывались замечательные. Пожалуй, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Химер Нотр-Дам.

С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.

Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.

Нотр-Дом де Пари

Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.

Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.

Колесо обозрения на площади Согласия

За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса

Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов

Обратите внимание, сколько печных труб

Спускаемся с купола

Пантеон внутри

Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.

Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.

До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).

Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.

В центре зала качается неустанный маятник Фуко.

Крипта

Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.

В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта

При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.

Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).

Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.

Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.

Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.

Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24

Обеим семейным парам (супругам Кюри и Бертло) предоставлены отдельные склепы.

Захоронения жертв революций 1830 и 1848 гг. — здесь уже идут списком

Тесное и темное подземелье пронизано узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.

Из крипты поднимаемся наверх, любуемся еще раз настенной росписью и покидаем этот пышный мавзолей.

После посещения Пантеона советую зайти в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.

А улица Суффло отведет вас к Люксембургскому саду. С аллеи сада открывается еще один открыточный вид на Пантеон.

Пантеон в Париже – усыпальница великих сынов Франции

Пантеон (Pantheon) является одновременно памятником архитектуры и местом захоронения тех, кто прославил Францию и оставил след в истории, искусстве, науке. Построенный как церковь в один из самых драматических периодов французской истории, он несколько раз менял свой статус. Сегодня это величественное сооружение – узнаваемый символ Франции. Его фото размещают на открытках, сувенирах, туристических проспектах. Краткое описание истории Пантеона можно прочитать ниже.

Где находится Пантеон

Пантеон расположен в Латинском квартале (5 округ).

Как добраться:

  • Метро – ст. Cardinal Lemoine.

История создания Пантеона

История Пантеона началась в 1744 г. Именно тогда Людовик XV, который тяжело заболел, дал клятву, что если св. Женевьева сохранит ему жизнь, то он построит в ее честь храм. Король поправился и через 11 лет распорядился начать строительство церкви св. Женевьевы.

Архитектор Суффло начал разрабатывать проект. Первый вариант собора предполагал строительство здания в форме греческого креста, что вызвало возмущение католической церкви. Архитектору пришлось вносить изменения в проект, в результате два крыла храма стали длиннее, что соответствовало католическим канонам архитектуры. Строительство начали в 1764 г., первый камень заложил Людовик XV.

Это интересно. Многочисленные фаворитки короля принимали деятельное участие в проектировании нового собора. Дамы от руки пририсовывали к эскизам различные украшения и требовали от архитектора учесть их пожелания. Суффло игнорировал их вмешательство.

Строительные работы длились 25 лет. Были проблемы как финансовые, так и строительные. Храм почти был построен, и вдруг обнаружили, что колонны подпирающие свод покрылись трещинами. Создали комиссию, которая провела тщательное расследование и вынесла решение: кладка и строительные материалы качественные, перекрытия крепкие. Заменить необходимо только колонны.

Проект Суффло предполагал использование дорогих материалов и сложных элементов. Финансовые сложности заставили архитектора отказаться от некоторых деталей. Например, от портиков, которые должны были находиться еще с двух сторон.

Как церковь стала усыпальницей

Окончание строительства храма совпало по времени с началом французской революции. В этот неспокойный период были разграблены не только дворцы аристократов, но и религиозные сооружения. Церковь св. Женевьевы особо не пострадала. Только теперь это был не храм, а усыпальница для героев революции.

Первым, кого торжественно похоронили в Пантеоне, был граф Мирабо. Через два года выяснилось, что он был не таким уж пламенным революционером, его объявили предателем, тело вынесли. Такая же история произошла с телом Марата – торжественные похороны в Пантеоне, через несколько лет героя развенчали, останки вынесли.

Когда к власти пришел Наполеон, Пантеону вернули первоначальный статус, он снова стал церковью св. Женевьевы. К этому времени в усыпальнице были похоронены Руссо, Вольтер и другие выдающиеся сыны Франции. Сооружение было одновременно собором и местом для захоронений. При Наполеоне здесь были похоронены военные и политики, прославившие Францию.

В 1830 г., после очередных революционных событий церковь снова стала Пантеоном.

Архитектура

Когда построили Пантеон, парижане не были в восторге от нового храма. Видимо, это особенность жителей французской столицы. Им не нравился собор Сакре-Кер, они возмущались Эйфелевой башней. Пантеон вызвал шквал критики своей архитектурой.

В основном здания в Париже строили в стиле барокко, который отличался пышностью и вычурностью. Суффло же построил собор, в архитектуре которого объединил несколько стилей. Купол (по данным Википедии, его высота 120 м) в романском, портик с колоннами в античном, внутреннее помещение напоминало готику. Сегодня архитектура Пантеона считается образцом классического стиля, но во время строительства такая эклектика вызвала массовое неприятие. Со временем страсти улеглись, к сооружению привыкли, а позже стали им гордиться.

Это интересно. В 2005 г. члены организации «Культурные партизаны» тайно проникли в Пантеон и отремонтировали часы, не работающие 50 лет. Вместо благодарности, администрация подала на активистов в суд, но справедливость восторжествовала, суд оправдал «партизан».

Архитектор уделил внимание пространству перед зданием, была обустроена площадь, ограниченная симметричными зданиями. Между ними проходит улица, ведущая к Эйфелевой башне. Башня, конечно, была построена намного позже.

Внесли свой вклад в архитектуру и революционеры. После того как собор стал Пантеоном, заложили кирпичом несколько окон, убрали часть декора. Здание стало выглядеть более строго и мрачно. В это же время появилась надпись на фронтоне «Великим сынам благодарное Отечество». С купола убрали крест и скульптуру св. Женевьевы.

Стены внутреннего помещения украшают картины. На них изображены различные исторические события. Также стены декорированы фресками со сценами жизни св. Женевьевы. Не забыли благодарные потомки про Жанну д’Арк, есть скульптура героини и картины с ее изображением.

Усыпальница

Величественный Пантеон стал местом последнего приюта для тех, кто оставил след в истории страны и прославил Францию. Изначально планировали сделать Пантеон местом захоронения революционеров, со временем здесь начали хоронить ученых, философов, писателей, военных.

После того, как некоторые тела пришлось вынести из усыпальницы, так как после захоронения выяснились нелицеприятные факты биографии, парижане стали очень серьезно рассматривать кандидатуры тех, кого предлагали похоронить под сводами Пантеона. Этой чести удостоились 71 человек.

В Пантеоне не хоронят сразу после кончины, только через некоторое время. Это делают для того, чтобы удостовериться, что тот, кого планируют захоронить, действительно достоин такой чести. Показателен пример с Александром Дюма. Прошло 132 года после его смерти, когда его перезахоронили в Пантеоне. Это время потребовалось французам, чтобы решить, что писатель достоин упокоения в самой престижной усыпальнице.

В Пантеоне похоронены архитектор Суффло, Руссо и Вольтер, классики французской литературы Гюго и Золя, математики Лагранж и Монж, военные Лабуассьер, Жан Ланн и Легран, а также многие другие.

Всего две женщины похоронены в Пантеоне. Софи Бертло покоится рядом с мужем, он был политиком и химиком. Марию Кюри тоже захоронили вместе с супругом.

Захоронения находятся в крипте, чтобы туда попасть необходимо спуститься по лестнице за алтарем.

Маятник Фуко

Еще одной достопримечательностью Пантеона является маятник Фуко. Устройство впервые было продемонстрировано в 1851 г. Маятник показывал, как движется наша планета в течение суток. Шар весом 28 кг, крепился под куполом с помощью длинной проволоки, что позволяло маятнику свободно вращаться.

Пространство под маятником было засыпано песком. При движении на песке оставался след, который обозначал траекторию. В свое время этот опыт вызывал большой интерес у публики. Сегодня в Пантеоне установлена копия.

Обзорная площадка

Поднявшись по 206 ступеням под купол Пантеона можно увидеть потрясающую панораму Парижа. По отзывам туристов, вид на город не хуже, чем со знаменитой галереи химер Нотр-Дам.

Смотровая площадка Пантеона одна из лучших в Париже, с нее открывается круговой обзор. Отлично видны такие достопримечательности: Собор Парижской богоматери, базилика Сакре-Кер, обсерватория Сорбонны, небоскребы района Дефанс, Эйфелева башня, Дом инвалидов и другие. Доступ на смотровую площадку может быть закрыт из-за неблагоприятных погодных условий.

Время работы

Посетить Пантеон можно в любой день недели.

  • Летний сезон – с 10.00 до 18.30.
  • Зимний сезон – с 10.00 до 18.00.

Цены на билеты

  • Полный билет – 9 евро.
  • Лица до 18 лет – бесплатно.

Что посмотреть рядом

  • Люксембургский сад занимает территорию 26 га. Парк одно из любимых мест отдыха горожан. Деревья и газоны, тропинки и цветники, фонтаны и скульптуры привлекают многочисленных посетителей. Сюда приходят семьями, компаниями, даже одинокое путешествие по этому удивительно красивому парку подарит массу приятных впечатлений.
  • Сорбонна не только самый известный университет Франции, но и архитектурно-историческая достопримечательность. Здесь сохранились сооружения, построенные шесть веков назад. Сегодня Сорбонна состоит из 13 высших учебных заведений, где получают образование молодые люди из разных стран.
  • Музей Средневековья расположен в здании XVI века. Экспозиция состоит из средневековых предметов искусства и гобеленов. Интересны не только экспонаты, но и само здание с огромными каминами, маленькой часовней и римскими термами.

Пантеон привлекает миллионы посетителей ежегодно. Люди приходят в это место по разным причинам. Одни, чтобы почтить великих сынов Франции, других интересует архитектура этого величественного сооружения.

Пантеон

В знаменитом Латинском квартале возвышается Пантеон. Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Франции. Пантеон сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл статус усыпальницы известных людей.

История строительства

Начало постройке было положено ещё в 1744 году. В то время Людовик XV собирался вести войска в бой и одержать долгожданную победу. Поучаствовать в битве ему не удалось – внезапная болезнь скосила короля. Приближённые полагали, что дни короля сочтены, но Людовик XV не сдавался. Он молился покровительнице Парижа Святой Женевьеве, обещая возвести в её честь храм в случае исцеления. Было дело в его клятвах или нет, но вскоре король выздоровел, а вот заражённая любовница умерла. Сначала скорбь по ней не давала Людовику XV заняться проектированием церкви, потом королевские обязанности.

Тем не менее король не забыл о своей клятве и спустя 11 лет назначенный им архитектор Суфло приступил к проектированию храма, что тоже оказалось процессом не быстрым. Изначальный план собора католическая церковь встретила в штыки, так как его основание напоминало по форме греческий крест. Архитектору пришлось удлинить два крыла, за счёт чего храм стал похож на католическую базилику. Первый камень Людовик XV торжественно заложил лишь в 1764 году.

Возведение храма Святой Женевьевы заняло 25 лет. Основные трудности возникали с финансированием – Франция не могла потянуть таких расходов. Кроме них появлялись и трудности строительные. Когда строительство церкви было практически закончено, работники обнаружили трещины в столбах, которые подпирали свод. Казалось, они не выдерживали тяжесть купола. 40-летний труд оказался под угрозой. Была созвана цела комиссия, которая вынесла вердикт: материалы использованы качественные, кладка правильная и перекрытий достаточно. Значит, проблема была в плохой постройке столбов, и только их надлежало исправить.

Владельцы Пантеона

Собор Святой Женевьевы ни архитектор Суфло, ни король Людовик XV в достроенном виде не застали – оба они скончались к тому времени. Не увидели они и французской революции, которая началась вскоре после окончания строительства. По всему Парижу начались беспорядки, а церкви и храмы были разграблены. Собор Святой Женевьевы выстоял, но к тому времени он уже стал Пантеоном. Революционеры посчитали, что он должен восславить героев и стать их последним пристанищем. Первый же граф Мирабо, захороненный под сводами Пантеона, впоследствии оказался недостойным этой чести. Спустя два года было обнаружено его предательство, и прах вынесли. В подземных галереях в те года появились первые захоронения героев Франции – Вольтера, Руссо, Марата и других.

Пришедший к власти Наполеон вернул Пантеону статус церкви, и он вновь стал Собором Святой Женевьевы. Храм по-прежнему выполнял функцию усыпальницы. По приказу императора здесь обретали покой верховные чиновники и достойные, что прославились во Франции благодаря своим талантам или подвигам.

Очередная революция в 1830 году вновь сменила статус церкви, и она стала Пантеоном.

Архитектура

Пантеон, знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Жители Парижа привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суфло решил привнести в город новое и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля. В изначальном варианте можно увидеть характерный для греческого направления портик с шестью колоннами. Его накрывал купол, который Суфло решил выполнить в романском стиле. Интерьер храма же виделся архитектуру готическим. Привычный жителям Парижа барокко нашёл своё выражение в колоннах. Несмотря на то, что в Пантеоне объединено сразу четыре направления, современные архитекторы считают, что здание является образцом классического стиля.

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается Эйфелевой башней.

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.

platpaul

Еще одна великолепная церковь Парижа, которая конечно таковой была. Церковь расположена на холме св. Женевьевы – это примерно 60 метров над уровнем Сены – наверное оттого это еще один из ориентиров Парижа.

Где-то когда то прочел примерно такие слова “История Пантеона – это по сути история людского тщеславия, когда невозможно отличить сиюминутное от вечного” За почти 300 летнюю историю церковь меняла не только свое назначение, но и названия и детали архитектуры.

Пантеон – неокласическое здание почти в самом сердце Латинского квартала – это вид из Люксембургского сада.

На входе надпись “AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE” («Великим людям благодарная отчизна»).

Как обычно привожу краткую историю храма. А началось все с Луи XV, когда тот поклялся в 1744, что если он выздоровеет то построит церковь в честь св. Женевьевы на одноименном холме. Король остался жив и примерно через 20 лет начались работы по строительству, которые были завершены в 1789.

Его освятили и тут начались мучения собора. Во время революции Конвент решил именно в ее крипте хоронить великих людей Франции. Крест был демонтирован, а на барельефе фронтона Св. Женевьева была заменена на фигуру Матери-родины, которую коронует богиня Истина и впервые появилась надпись «Великим людям благодарная отчизна», вместа креста появилась фигура Славы и она получила впервые название Пантеон.

Но ничто не вечно под Луной. Революция прошла, вернулась династия Бурбонов и Пантеон вновь св. Женевьевой – надпись удалили, скульптуры фронтона заменили..После революции 1830 года, король Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтоне. В 1851 г. Наполеон III снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест.

Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест. Когда в 1885 году умер Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила его рядом с Вольтером. Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на прежнем месте. Сейчас в крипте находятся захоронения Руссо, великого врача Кабаниса, Эмиля Золя, Пьера и Марию Кюри, Александа Дюма. Я не большой любитель склепов, поэтому сьемку в крипте не делал.

Где-то в пятидесятых годах XIX в. Леон Фуко подвесил под куполом свой знаменитый маятник, наглядно показывающий вращение Земли.

На этой фотографии не видно этой тонкой нити, но она начинается где-то с центра купола, он не имеет никакого моторчика, но постоянно раскачивается из стороны в сторону.

Но и маятник несколько раз то убирали, то снова вешали, видимо, в зависимости от политического момента
Как не странно этот маятник отражает судьбу не только самого Пантеона или Франции, но и нашей все бренной жизни, сколько раз мы кидаемся в крайности? сколько много поменялось за нашу жизнь – и порой в такие противоположности качался наш маятник!

и на последок я приблизил фреску купола.

Единственное что неизменным оставалось в Пантеоне всегда – его гигантский купол – он возвышается над Парижем не одно столетие и вот таким виден с собора Парижской Богоматери.
вот такая история из жизни Парижа, мне кажтся подобное повторялось и во многих сдругих странах.

Пантеон

Пантеон – памятник в стиле неоклассицизма в 5 округе Парижа , в сердце Латинского квартала . Был задуман в 18 в. как храм для мощей Св. Женевьевы – покровительницы Парижа . После Французской революции – место захоронения великих людей Франции. Здесь покоятся Вольтер, Руссо, Гюго, Золя, Пьер и Мари Кюри, Дюма…Фасад здания напоминает римский пантеон, построенный в 1 веке до н.э. Купол сооружен наподобие купола церкви Сан Пьетро в Монторио. Оформление Пантеона, надписи и символы на его стенах позволяют проследить историю французской нации.

1.10 – 31.03: 10.00 – 18.00

1.04 – 30.09: 10.00 – 18.30

Стоимость билета:

С жд билетом на поезда Intercité до Парижа – 7 евро

Бесплатно для лиц младше 18 лет

Принимается Paris Museum Pass

Скидка 20% с Paris Visite

Метро : линия 10 станция Cardinal Lemoine

RER B до станции Luxembourg

Пантеон – здание длиной в 110 м и шириной в 84 м. Его фасад украшен портиками с колоннами в коринфском стиле, над которыми возвышается треугольный фронтон скульптура Давида. На фронтоне представлены Родина (в центре), дарующая Свободу и защищающая Науки, представленные разными учеными, писателями, художниками (справа), и Историю, представленную разными великими людьми Франции и выпускниками Политехнической школы (слева).

Здание в форме греческого креста венчается куполом высотой в 83 м с лантерной. Внутри Пантеон украшен художниками академической школы (Шаванном, Гро, Бонна, Кабанелем).

Основной архитектурный элемент постройки остается невидимым для глаз посетителей. Кажется, что у Пантеона только один купол, а на самом деле их три, выстроенных друг над другом:

— внешний купол из камня, покрытого свинцовыми полосками. Его установка была техническим чудом в те времена;

— изнутри можно увидеть купол с кессонами, открывающийся в центре через круглое отверстие. Этот нижний купол опирается на нижнюю часть барабана на уровне внешней колоннады;

— между предыдущими двумя куполами построен еще один – технический – в виде полу-яйца. Его задача – поддерживать каменную лантерну весом в 5 т. На внутренней части этого купола изображен «Апофеоз Святой Женевьевы» кисти Антуана Гро. Картину можно увидеть через круглое отверстие внутреннего купола. Этот купол состоит из 4 арок, распределяющих вес лантерны на опоры. Днем солнечный свет проходит через окна в верхней части барабана между двумя внешними куполами и освещает «Апофеоз».

Крипта Пантеона состоит из 4 галерей – по одной под каждым из разделов нефа. В крипту можно попасть из зала, украшенного дорическими колоннами. На данный момент в крипте покоятся 78 человек. Но ее возможности намного больше – там можно разместить до 300 человек.

Решение о строительстве храма было принято в 1744 г. королем Людовиком XV, который тяжело заболел и пообещал себе в случае выздоровления построить церковь, посвященную Святой Женевьеве. Он поправился, и было решено строить на месте разрушенного аббатства Сент-Женевьев. Многие архитекторы представили на конкурс свои проекты. Победителем стал Жак-Жермен Суффло.

Первый камень был торжественно заложен королем в 1764 г. Завершение строительства тормозились войной, смертью Суффло, финансовыми трудностями. Здание было закончено только в 1790 г., уже после революции.

Идея объединить останки великих людей под одной крышей возникла в 1791 г. после смерти писателя, философа, политика Мирабо. Национальная ассамблея поддержала это предложение. До 1793 г. здание переделывалось под новые нужды. С 1791 по 1793 гг. были проведены работы по укреплению Пантеона и многочисленные архитектурные, математические, инженерные экспертизы.

Во времена Первой империи с 1806 по 1830 гг. здание было отдано католикам и стало церковью Св. Женевьевы. Было предписано убрать все эмблемы и украшения, не имеющие отношения к католической вере. Могилы Вольтера и Руссо перенесли в места, недоступные посетителям. Рассказывают, что придворные Людовика XVIII спросили короля, не лучше ли вообще убрать Вольтера, известного своими антирелигиозными воззрениями, из церкви. На что тот ответил: «Оставьте его. Он достаточно наказан тем, что слушает мессы каждый день».

При режиме «Июльской монархии» церковь Св. Женевьевы снова стала пантеоном под названием «Храм славы». Давид Анжерский переделал фронтон, на нем снова появилась надпись «Великим людям от благодарной Родины» (« Aux grands hommes la patrie reconnaissante » ). С 1848 г. по 1851 г. (годы Второй республики) пантеон переименован в «Храм гуманизма».

Во Вторую империю (1851 – 1870 гг.) в здании снова функционирует католическая церковь.

И опять Республика – уже третья, и опять пересмотр назначения здания. В 1885 г. умирает Виктор Гюго. Власти окончательно решаются на упразднение церкви Св. Женевьевы и передачу здания под мавзолей. Отныне это место упокоения великих французов.

Пантеон – монумент, посвященный великим людям светской республики – венчается христианским крестом. Впервые он появился на куполе в 1790 г., в конце строительства, и был установлен временно вместо ожидавшейся запланированной статуи Женевьевы. В 1791 г., когда церковь была трансформирована в мавзолей и ожидала прах Мирабо, крест был заменен на 9-метровую статую Клода Дежу «Молва» в виде женщины с трубой. В 1822 г. после инаугурации церкви на ее верху появился бронзовый позолоченный крест. В 1830 г. церковь становится пантеоном, крест снимается, на купол водружается знамя. В 1851 г. снова церковь, снова крест. В 1871 г. коммунары срезают поперечины креста и устанавливают красный флаг. Последние изменения датируются 1873 г., когда на верх купола ставят 4-метровый каменный крест весом в 1500 кг.

С Первой империи до Четвертой республики каждая власть хотела использовать это здание как утверждение своего видения государственности и демонстрацию своего отношения к религиозной власти. Элементы внешнего и внутреннего убранства – христианские, патриотические, республиканские, масонские, философские – являются отражением политических дебатов разных эпох. Например, надпись на фронтоне «Великим людям от благодарной Родины» 3 раза убиралась и затем восстанавливалась.

Пантеон и научные опыты

Именно в Пантеоне в середине 19 в. физик Леон Фуке проводил знаменитый эксперимент с маятником, чтобы доказать, что Земля вращается. Первые публичные демонстрации провели в 1851 г. А несколько десятилетий спустя Эжен Дюкрете осуществил первую во Франции радиосвязь, передав волны с Пантеона на Эйфелеву башню .

Экстерьер Пантеона

Фронтон

Последний фронтон, который мы можем видеть сегодня, сделан в 1831 – 1837 гг. скульптором Давидом Анжерским и называется «Родина раздает великим людям, гражданским и военным, короны, которые ей дает Свобода, в то время как История записывает их имена».

В 1837 г. скульптуру Нантёйю заказывают три барельефа под перистилем: над центральным входом размещается «Апофеоз героя, павшего за родину», окруженный «Науками и Искусствами» и «Магистратурой».

Над боковыми входами остались два барельефа революционной эпохи: слева – «Общественное образование» Жака-Филиппа Ле Сюёра; справа – «Патриотическая верность» Антуана-Дени Шоде.

Интерьер Пантеона

В начале Третьей республики политические власти страны заказали патриотическое оформление стен Пантеона. Были взяты две темы: жизнь Святой Женевьевы и история французских королей, политических и религиозных деятелей. Настенные росписи делались с 1874 по 1922 гг., в работе приняло участие более десятка художников.

Купол Пантеона расписан Антуаном Гро. Он получил заказ на работы в 1811 г. от Наполеона I, а закончил их только в 1824 г. За свой труд он получил звание барона. Медальоны под куполом выполнены Франсуа Жераром; на них изображены Слава, Смерть, Родина и Правосудие.

Скульптурная группа под названием «Национальное согласие» авторства Франсуа Сикара установлена в хорах на месте, где в церкви обычно бывает алтарь. Скульптуры были заказаны в 1913 г. к празднованию юбилея 1-й Республики. В центре национальное согласие представлено в виде молодой женщины во фригийском колпаке с опущенной шпагой. Слева – депутаты, клянущиеся в верности, протягивают руки к Согласию. Справа – солдаты, символизирующие республиканскую армию: два молодых барабанщика и пожилой пехотинец окружают офицера на лошади.

Над Согласием находится мозаика Эрнеста Эбера, собранная в 1875 – 1884 гг. Произведение называется «Христос, показывающий ангелу Франции судьбы его народа», на нем изображены Христос, ангел Франции, город Париж, Жанна д’Арк, Святая Женевьева.

На стенах центральных колонн можно увидеть почетные надписи, посвященные великим французам, которые покоятся не в Пантеоне: например, Антуану де Сент-Экзюпери, авиатору, писателю и поэту, Анри Бергсону, философу.

В крипте Пантеона захоронены знаменитые люди Франции: философ, историк, писатель Вольтер; философ Жан-Жак Руссо; президент Франции Карно; журналист, политик Жан Жорес; писатели Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма, ученые Бертело, Пьер и Мари Кюри…

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]