Музей мадам Тюссо: восковые фигуры, фото, история

Музей мадам Тюссо в Лондоне

Музей мадам Тюссо в Лондоне, расположенный в фешенебельном районе Мэрилебон, заслуженно считается одним из символов столицы Великобритании наряду с Биг-Беном, Букингемским дворцом, Гайд-парком и другими. Его еще называют «достопримечательностью с человеческим лицом». Точнее, с тысячей лиц – по числу выставленных здесь восковых фигур известных деятелей разных эпох, включая ныне живущих. В залах Музея мадам Тюссо всегда находится место и для восходящих звезд политики или искусства: не успевает иной отпраздновать победу на выборах или успех своей премьеры, как его фигура тут как тут, уже установлена – на радость фанатам и поклонникам!

Сэкономь на путешествии!

Видео: Музей мадам Тюссо в Лондоне

Основные моменты

Каждый год знаменитый лондонский музей посещает порядка 2,5 млн человек. Этот показатель говорит сам за себя: интерес к уникальной коллекции огромен. Персонажи, представленные в Музее мадам Тюссо, всегда актуальны. Они отражают наше прошлое и настоящее, оставаясь при этом над временем и воспринимаясь как часть общемировой истории. Собранные мадам Тюссо и ее последователями коллекции учат нас толерантности, способности оценивать разные эпохи со стороны и делать это объективно и непредвзято.

Конечно, экспозиция не носит познавательного характера, и в этом плане Музей мадам Тюссо в Лондоне уступает Лувру в Париже или Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Но посетители со всех уголков планеты приходят сюда не за новыми знаниями, а чтобы посмотреть на известных деятелей и собственных кумиров. Причем для многих это не развлечение, а единственная возможность воплотить сокровенную мечту увидеть их если не вживую, то хотя бы в копиях, максимально приближенных к оригиналам, посмотреть им в глаза. Человек так устроен, что он всегда стремится к звездам. И неважно, что они на Земле и сделаны из воска…

Кто такая мадам Тюссо?

Рассказать о музее и при этом не поведать о его основательнице – это было бы неправильно. Кто же она, мадам Тюссо? Как оказалось, личность с самобытной и насыщенной биографией.

Мария Тюссо, урожденная Анна Мария Гросхольц, появилась на свет 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в бедной семье. Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения дочери. В этом городе в ту пору жил и творил доктор Филипп Кёртис, в доме которого мама нашей героини работала экономкой. Он занимался изготовлением моделей из воска, целиком отдаваясь любимому делу. Девочка наблюдала за ним, проявляла интерес. Он с готовностью делился с ней секретами мастерства, обучал и наставлял, видя, что у нее не просто детское любопытство.

В 1765 году мсье Кёртис изготовил поистине шедевр – восковую фигуру любовницы «короля-солнце» Людовика XIV Марии Жанны Дюбари. Через пять лет учитель Марии представил на суд публики свою первую коллекцию, впоследствии пользовавшуюся большой популярностью. Следующие выставки были организованы в Париже: в 1776 году во дворце Пале-Рояль, в 1782-м – на бульваре дю Тампль. Примерно в это же время начала заявлять о себе и будущая мадам Тюссо. Ее первой работой стала восковая копия Вольтера, изготовленная в 1777 году. За ней последовали модели Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина.

Она же создала посмертные слепки членов королевской династии Бурбонов, свергнутой во время Великой Французской революции 1789 года. В 1794 году случилось событие, ставшее поворотным в ее судьбе: скоропостижно умер Филипп Кёртис и богатое собрание восковых фигур перешло к ней. Это стало наградой за тридцатилетнюю преданность, за помощь в организации выставок доктора, ведении его дел. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. В браке родились два сына: Жозеф и Франсуа. Однако счастливым этот союз не стал. Ее супруг стал злоупотреблять алкоголем и пристрастился к картам, в которые проигрывал практически всё, что она зарабатывала на выставках.

В 1802 году, решив оставить безнадежно опустившегося мужа, мадам Тюссо вместе с коллекцией перебралась в Лондон. Но через год началась очередная англо-французская война, которая закрыла ей путь к возвращению на родину. Мария решила гастролировать со своей выставкой по Великобритании и Ирландии, и так продолжалось вплоть до 1835 года, пока по настоятельному совету сыновей не решила «осесть» по постоянному адресу. Известный скульптор скончалась во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет, оставив после себя единственный в своем роде музей восковых фигур. Впоследствии филиалы Музея мадам Тюссо открылись в таких городах, как Амстердам и Вашингтон, Нью-Йорк и Гонконг, Лас-Вегас и Копенгаген, Берлин и Шанхай, Вена и Лос-Анджелес.

Экскурс в историю музея

Власти Лондона в 1835 году выделили Марии помещения на знаменитой улице Бейкер-стрит, известной нам по произведениям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Одно из центральных мест в музее занимал так называемый «Кабинет ужасов», предшественником которого стала уже упомянутая выставка на парижском бульваре дю Тампль. В соседних помещениях расположились фигуры павших в ходе Французской революции, а также убийц и других преступников, имена которых были тогда на слуху. В дальнейшем коллекция пополнилась моделями других известных людей. Например, постоянную «прописку» тут получили всемирно известный писатель Вальтер Скотт и именитый британский вице-адмирал Горацио Нельсон (разумеется, восковые).

Первоначально общее количество фигур не превышало трех десятков, и они смотрелись как живые. Однако потом реалистичность стала теряться, поскольку с течением времени ухудшалось качество материала. Поиск способа, как продлить жизнь моделям, стал задачей номер один. И он был найден и запатентован. С тех пор фигурам ничего не угрожало, если не считать большого пожара, который случился в 1925 году, и разрушительных бомбардировок немецкой авиации в 1941-м. После этого музей пришлось восстанавливать из руин, этим занимались правнуки Тюссо. Тогда он находился уже по новому адресу – в районе Мэрилебон.

Музей мадам Тюссо: что посмотреть?

Первое, с чем придется столкнуться посетителю знаменитой сокровищницы восковых шедевров, это. очередь. Она поистине огромна и кажется нескончаемой. Но всё же слишком долго ждать не придется: минут 30-40, и вот вы уже у кассы, где можно приобрести заветный билет. На входе гостей встречает фигура худощавой пожилой женщины в черном, но с добрым лицом и круглыми очками на носу. Знакомьтесь: это сама мадам Тюссо. Точнее, скульптура-автопортрет, которую основательница музея собственноручно изваяла из воска – только не удивляйтесь! – в 81-летнем возрасте. Она как бы приглашает войти.

Итак, входим… Перед нами несколько тематических залов, по которым рассредоточены экспонаты. Осмотреть все за короткое время не получится, на это понадобится часа два-три, а то и больше. Все фигуры в Музее мадам Тюссо настолько примечательны, что буквально каждую хочется сфотографировать на память. Также можно сделать собственный снимок на фоне той или иной знаменитости, поэтому еще до экскурсии позаботьтесь, чтобы в фотоаппарате хватило заряда. И постарайтесь не израсходовать его на «Мировой арене» – самом большом зале, где собраны фигуры политиков и деятелей культуры, охватывающие период от Средних веков и до наших дней. Особый трепет вызывают старейшие из них, ведь их изготавливала сама мадам Тюссо.

Оскар Уайльд и Вильям Шекспир, королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп, принцесса Диана и ее сыновья принцы Уильям и Гарри, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон – это далеко не полный список известных людей, фигуры которых находятся в этом зале. Тем более что в другой его половине «поселились» главнейшие политические и религиозные деятели, чьи решения оказали заметное влияние на ход человеческой истории. Среди них самый известный британский премьер Уинстон Черчилль и одиозный нацистский лидер Адольф Гитлер, погибшая от пуль сикхских сепаратистов Индира Ганди и бывший французский лидер Николя Саркози. Вокруг фигуры 44-го президента США Барака Обамы даже воссоздана обстановка знаменитого Овального кабинета в Белом доме. Слева от американского коллеги стоит фигура российского президента Владимира Путина, сохраняющего спокойствие и уравновешенность.

Самым известным залом Музея мадам Тюссо в Лондоне является «Комната ужаса». Уже название говорит о том, что детям до 12 лет, будущим мамочкам и лицам с лабильной психикой предпочтительнее сюда не заглядывать. Собранные здесь экспонаты являют перед нами мрачные и откровенно кровавые страницы человеческой истории. Орудия средневековых пыток – самое безобидное, что можно здесь увидеть. Настоящий ужас вселяют отрубленные головы всех восьми жен английского короля Генриха VIII Тюдора, фигуры отъявленных убийц и маньяков, «прославившихся» ужасными преступлениями на весь мир.

Адреналина и острых ощущений добавляют и сотрудники музея. Они, одетые в черное, внезапно выныривают из темноты и хватают за руки посетителей. Если попадают на женщину, то громкий визг гарантирован. Впрочем, подобные «спецэффекты» не останавливают иных туристов, которые в погоне за острыми ощущениями изъявляют желание… остаться тут на ночь. 100 фунтов стерлингов в кассу – и мечта исполняется. И таких смельчаков, говорят, предостаточно.

Отвлечься от политики и ужасов поможет другая часть зала «Мировая арена». Она посвящена музыке и музыкантам. Вот на диванчике расположилась знаменитая ливерпульская четверка «Битлз». Робби Уильямс и Фредди Меркьюри в компании с Джимми Хендриксом и Бейонсе словно смотрят куда-то в зрительный зал и ждут аплодисментов. А вот и кокетливая Кристина Агилера, готовая дать автограф. Во взгляде Джастина Тимберлейка, девятикратного призера «Грэмми», читается недоверчивость: может, показалось? Пласидо Доминго, как и подобает легенде оперной сцены, аристократично расположился чуть поодаль от всех.

Заглянем в следующий зал Музея мадам Тюссо. Он носит название «Вечеринка списка А». Здесь словно в элитном клубе для избранных собрались мировые селебрити. Неразлучные Анджелина Джоли и Брэд Питт сидят за одним столиком с Джорджем Клуни. Рядом – звездная пара Дэвида и Виктории Бэкхем. Поклонники нашумевшего фильма-катастрофы «Титаник» с удовольствием жмут руку Леонардо ди Каприо, который исполнил роль Джека Доусона. Немало желающих получить фото с Робертом Паттинсоном, сыгравшем Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Нет отбоя и от желающих поближе рассмотреть эротичные формы американской актрисы Дженнифер Лопес.

Настоящей меккой для киноманов стала «Ночь премьеры» – зал, в котором собраны восковые фигуры звезд американского Голливуда. Взгляд сразу фокусируется на Арнольде Шварценеггере, который представлен в образе своего культового героя Терминатора. Здесь же находятся копии Майкла Дугласа, Джима Керри, Харрисона Форда. Не обделены вниманием и звезды индийской «фабрики грёз». Знаменитый Болливуд представлен фигурами таких актеров, как Амитабх Баччан, Айшварья Рай, Шахрухк Кхан, Матхури Дикшит, Салман Кхан, Ритик Рошан. Последний, один из наиболее сексуальных актеров Индии, входит в десятку самых зацелованных скульптур Музея мадам Тюссо в Лондоне.

С изваяниями реальных актеров соседствуют копии мультипликационных героев: Человека-Паука, Халка, Шрека. В Музее мадам Тюссо можно увидеть и других персонажей комиксов Marvel Comics. Их сняли в 10-минутном 3D-фильме, который полюбился как детям, так и взрослым. Реалистичности анимационному действу добавляют движущиеся кресла, ветер и даже настоящие брызги.

Особенности создания фигур

Восковые фигуры в Музее мадам Тюссо не просто впечатляют – они буквально потрясают своей реалистичностью. Знаменитости нередко фотографируются здесь со своими двойниками и выставляют снимки в социальные сети. Рассматривая их, отличить живого человека от музейного клона получается далеко не всегда. Такое сходство является результатом кропотливого труда коллектива талантливых мастеров, руками которых создаются настоящие произведения искусства.

Перед тем, как приступить к работе, они тщательно снимают все мерки. Звезды политики и искусства, бывает, задерживаются у скульпторов по несколько часов. Но они стойко выдерживают эту рутину, ведь быть увековеченным в воске почитается за честь.

А как быть, если прототипа будущей модели уже нет в живых? С кого снимать мерку? В таких случаях на помощь приходят фотографии.

Непосредственно изготовление скульптуры начинается с выбора позы и ее закрепления. Этот этап обходится без воска: ноги делают из твердых металлов, а руки – из податливого алюминия. Через неделю, когда каркас будет готов, его покроют слоем глины. Со слепков на ее основе потом отливают восковые детали. Чем качественнее слепок, тем реалистичнее будущий экспонат.

Затем в глиняные формы заливают очищенный и подогретый до 74 градусов пчелиный воск, в который подмешивают краситель, чтобы придать ему естественный оттенок человеческой кожи. Заключительный этап называют «косметическим»: с остывшей поверхности фигуры удаляют неровности и заусенцы. Работа над одной моделью обычно длится больше месяца, поэтому коллекция Музея мадам Тюссо в Лондоне пополняется медленно, всего по 15-20 экземпляров в год. Стоимость каждой – 50 тысяч долларов и выше.

Время работы, как проехать, билеты

Местоположение Музея мадам Тюссо остается неизменным на протяжении почти полутора века, это район Мэрилебон – один из самых фешенебельных в столице Туманного Альбиона. Полный адрес на английском языке: Marylebone Road, London, NW1 5LR.

Здание, в котором располагаются экспонаты, прежде занимал планетарий, и находится оно недалеко от Риджентс-парка (Regent’s Park), раскинувшегося между историческим районом Вестминстер и лондонским боро Камден.

Ближайшая станция метрополитена: улица Бейкер-стрит (Baker Street). Доехать можно на автобусе. Номера маршрутов: 3, 13, 18, 27, 30, 74, 82, 113 и 274.

Музей мадам Тюссо в Лондоне принимает посетителей ежедневно. В будни он работает с 10:00 до 17:30, по субботам и воскресеньям с 9:30 до 17:30, а в праздники – до 18:00. Свои коррективы в график вносит туристический сезон: в июле-сентябре он открыт до 19:00.

Стоимость посещения разная и зависит от многих обстоятельств. На официальном сайте www.madametussauds.com билеты можно приобрести со скидкой 25%. Если будете платить в кассу, то придется выложить полную стоимость.

Существенная экономия ждет тех, кто решит побывать в музее вечером. С чем это связано, трудно сказать, но факт остаётся фактом. Экскурсия после 17:00 обойдется всего в 15 фунтов стерлингов.

От Джека Потрошителя до британской королевы

Самый известный музей восковых фигур появился в Англии в середине 19 века. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Лондона, которую в год посещают почти 2,5 млн гостей, а с момента основания в музеях мадам Тюссо побывало около 500 млн человек.

Знаменитая мадам Тюссо, основавшая одну из популярнейших британских достопримечательностей, была вовсе не англичанкой, а француженкой. И если бы не неудачный брак — музей стал бы визитной карточкой Парижа, а не Лондона.

Мария Гросхольц, самая успешная бизнесвумен 19 века, родилась в 1761 году в Страсбурге. Её мама была домоправительницей у доктора Филиппа Куртиуса, который делал анатомические копии человеческих тел из воска. Юная Мария, в отличие от своих сверстниц, мало интересовалась рисованием и игрой на пианино. Её больше увлекали работы Куртиуса.

Доктор, заметив талант девушки к скульптуре, начал обучать её всему, что знал сам. Именно в то время воск становился весьма популярным. Предполагалось, что этот материал проще, чем глина. Поэтому такой вид скульптуры считали в основном женским. В отличие от других сфер, публика благосклонно и доверительно относилась к мастерам-женщинам.

Однако профессионализм доктора Куртиуса был неоспорим. Именно под его руководством состоялась первая выставка восковых фигур в Париже, которая имела оглушительный успех. Кроме того, доктору пришла в голову идея выставлять напоказ фигуры знаменитых преступников и имитации казней. Так зародилась первая «комната ужасов», которая впоследствии стала одним из самых популярных аттракционов среди посетителей музея.

Вдохновленная успехом своего учителя Мария поняла, что готова посвятить скульптуре всю свою жизнь. Уже в 16 лет девушка создала восковую фигуру писателя и философа Вольтера.

А в 19 лет она была приглашена в качестве учителя искусств к сестре французского короля Людовика XVI и переехала жить в Версаль.

Французская революция вернула её в Париж. Восковые фигуры пользовались большой популярностью среди революционеров. Особенно восковые головы. Они крепились к манекенам и устанавливались в парижских салонах с целью напомнить о политической ситуации в стране. Сам доктор Куртиус был далек как от политики, так и от военных действий, происходящих рядом с ним. Поэтому всё чаще он посылал Марию для того, чтобы снять маску смерти с очередной жертвы революции.

В 1793 году девушка была арестована и попала в тюрьму. Согласно разным источникам, там она оказалась то ли со своей матерью, то ли с Жозефиной Богарне — будущей женой Наполеона. Тем не менее от казни её спас только талант.

Она была лучшей в восковом деле, поэтому именно Марию пригласили снять маску смерти с лидера революции Робеспьера и его убийцы. Также она изготовила восковую копию головы королевы Марии-Антуанетты сразу после того, как её отрубили.

Через несколько лет Мария вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Брак не спасло появление двух сыновей, муж пил и проигрывал все деньги в карты. К тому времени умер доктор Куртиус, оставив ей в наследство свои восковые фигуры. Немало у Марии накопилось и собственных скульптур.

Однако мадам Тюссо понимала, что все деньги, заработанные за показ фигур, будут тут же спущены мужем в карты. Поэтому в начале 19 века она оставила младшего сына на попечение своей матери, а сама, забрав старшего, уехала в Великобританию.

Главной достопримечательностью её коллекции стали посмертные маски. Тюссо не изобрела их, но ей первой пришло в голову начать на них зарабатывать. Публике всегда было интересно заглянуть в «лицо смерти». Более 20 лет она возила экспозицию восковых фигур по Англии и Шотландии. Война с Наполеоном окончательно поставила крест на планах Тюссо вернуться во Францию.

Марии было уже 74 года, когда она вместе с сыновьями наконец решила открыть постоянную выставку в Лондоне. Музей мадам Тюссо в 1835 году поселился на легендарной Бейкер-Стрит, заняв площадь в 465 квадратных метров. В салоне были установлены кресла, чтобы посетители могли спокойно разглядывать восковые скульптуры.

Мария Тюссо понимала, что публике прежде всего интересно всё, что связано с королевскими особами и знаменитыми преступниками, — им и была посвящена большая часть экспозиции.

В экспозиции была представлена коронация Георга IV, карета Наполеона, запечатлен момент свадьбы принца Альберта с королевой Викторией. С разрешения самой королевы была создана точная копия ее свадебного платья, которая обошлась в 1000 фунтов ($1315).

Комната ужасов была в основном посвящена Французской революции. Особое внимание было приковано к гильотине, выполненной в натуральную величину, и головам казненных Людовика XVI, Марии-Антуанетты и Робеспьера.

Также в ней были представлены самые известные британские преступники, в том числе Джек Потрошитель.

Одной из важных бизнес-идей мадам Тюссо было использование в музее для достоверности оригинальных артефактов. Например, в комнате ужасов она установила коляску, на которой перевозили останки жертв после убийств.

В 1850 Мария Тюссо умерла, оставив самый популярный в то время туристический аттракцион Англии сыновьям. После её смерти даже саркастический журнал Punch написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока он не попадет в качестве фигуры в музей мадам Тюссо на Бейкер-Стрит. Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики — это быть выполненным из воска».

После смерти матери бизнес перешел в руки её сыновей и внуков и долгое время оставался семейным делом. Потомки Тюссо занимались как скульптурным делом, так и управлением компанией.

Количество восковых фигур росло вместе с арендной платой помещения на Бейкер-Стрит. Поэтому внук Марии Тюссо перевез музей на Мерилибон Роуд. Первая экспозиция открылась там в 1884 году и имела грандиозный успех. С тех пор музей мадам Тюссо расположен на этом месте.

Несмотря на популярность у публики, денег постоянно не хватало. Новое строительство и выкуп половины акций музея у кузины Луизы привели к тому, что в 1888 году для привлечения капитала была создана компания с ограниченной ответственностью. Однако семейные разногласия между акционерами привели к её роспуску.

В 1889 году дело было продано группе бизнесменов под руководством Эдвина Пойсера. Продажа семейного дела окончательно рассорила потомков Тюссо. Один из внуков Джон Теодор остался в компании, заняв сразу два поста — главного художника и менеджера музея. По легенде, художник Эдвард Уайт послал Джону бомбу в отместку за то, что тот уволил его из музея в целях экономии средств.

В отличие от брата, скульптор Луи Джозеф Тюссо покинул бизнес после сделки. Он ушел, но в 1890 году открыл собственный музей восковых фигур под своим именем. Однако удача не сильно сопутствовала новому начинанию. Музей много раз переезжал с места на место, часть экспозиции была уничтожена пожаром.

Открывать новые филиалы наследнику помогала громкая фамилия. Многие не замечали разницу в названии. Так, восковые музеи Луи Тюссо появились в Копенгагене, Флориде, Санкт-Петербурге.

Но они не имели ничего общего с оригинальными выставками его прабабушки. Один из филиалов музея Луи Тюссо даже был назван худшим музеем восковых фигур в мире, так как созданные модели совершенно не были похожи на свои прототипы.

Долгое время основой экспозиции Музея мадам Тюссо оставались фигуры, выполненные ею самой. Но пожар в 1925 году и бомба, сброшенная немцами в 1940 году, уничтожили 352 модели из 400 оставшихся.

Одной из сохранившихся до нашей дней фигур оказалась скульптура Марии Тюссо, которую та создала сама незадолго до смерти. Сейчас она встречает посетителей у входа в музей.

Интересно, что Комнате ужасов удалось пережить все разрушения практически без потерь. Большинство уцелевших восковых фигур принадлежат убийцам и их жертвам.

В 1972 году владельцы музея решились на рискованный шаг — открыть филиал выставки за пределами Англии — в Амстердаме.

Это противоречило принципам музея, который ценится за уникальность и неповторимость своих экспонатов и считается национальным достоянием. Кроме того, он является местной достопримечательностью и привлекает туристов.

Уникальные фигуры, созданные ещё самой основательницей, — не главное, ради чего публика посещает выставку. В каждой стране есть свои местные герои, которые интересны только своей аудитории.

Результаты этого эксперимента далеко не сразу удовлетворили собственников бренда — между появлением второго и третьего филиалов прошло более 25 лет. Следующий музей восковых фигур мадам Тюссо был открыт только в 1999 году в Лас-Вегасе.

На сегодняшний день филиалы можно посетить более чем в 20 городах мира. В 2016 году корпорация открыла два новых музея в китайском Чунцине и турецком Стамбуле. Последний, по словам представителя бренда, обошелся в сумму около 10 млн фунтов ($13,5 млн). Музей включает себя чуть менее 60 восковых фигур, расположенных на двух этажах здания, площадью в две тысячи квадратных метров.

Каждый музей имеет собственную коллекцию моделей, как мировых, так и национальных. Например, в Вашингтоне в музее представлены фигуры всех американских президентов. Единственное общее между филиалами — это техника изготовления фигур. Мастера пользуются той, что изобрела Мария Тюссо.

Следующая громкая сделка вокруг музея была совершена в 2005 году. Бренд купила Dubai International Capital за $1,5 млрд. Уже через два года новые собственники заключили сделку о передаче бренда Blackstone Group за $1,9 млрд.

Компания была объединена с Blackstone’s Merlin Entertainment. После продажи бренда Dubai International Capital получила 20% акций Merlin Entertainment. Группа Тюссо как отдельная организация перестала существовать.

Каждая восковая фигура в среднем изготавливается четыре месяца, над ней работает около 20 художников, и она стоит 150 тысяч фунтов ($198 тысяч). Со времен Марии Тюссо ничего не изменилось — по-прежнему мастера пользуются её техникой: проволочная сетка, газета, глина. Для изготовления парика используются настоящие волосы, которые прядь за прядью вставляют в искусственный скальп.

По правилам бренда, за изготовление восковой копии никто никому не платит. Руководство музея само решает, кому предложить стать следующей моделью. А знаменитости считают за честь позировать мастерам. Около двух часов они принимают свыше 200 поз для измерения и съемок.

Мастерские музея — одно из немногих мест, где даже женщины-знаменитости разрешают снять с них мерки. Каждая скульптура превышает реальный размер того, кто позирует, на 2%, так как воск тает, теряя в объёме, и фигура приближается к реальным показателям.

Нередко звезды передают в дар музею собственную одежду. Например, будучи мэром Лондона, Борис Джонсон после всех измерений отдал мастерам свой деловой костюм, в котором позировал. До сих пор на брюках можно увидеть небольшой порез от велосипеда, на котором политик любил добираться до работы.

Некоторые звезды ставят условия использования своих восковых копий. Например, голливудские актеры Мел Гибсон и Том Круз не разрешают прессе фотографировать их модели, а также использовать любые снимки их фигур в рекламных целях.

Единственным человеком, который отказался позировать мастерам музея мадам Тюссо, была Мать Тереза. Она объяснила это тем, что время, которое для этого потребуется, она может потратить с большей пользой.

Самой спорной восковой фигурой музея является копия Адольфа Гитлера. Впервые его модель в качестве лидера Германии была выставлена в музее в 1933 году.

С тех пор она постоянно подвергалась вандализму — посетители плевали на фигуру, кидали в нее яйца, втыкали булавки в сердце. Сотрудники музея говорят, что ни одна другая копия не подвергалась такому количеству нападок, не привлекала столько ненависти и агрессии.

В 1942 году руководство музея приняло решение поставить восковую фигуру Гитлера за стекло. Теперь работникам галерее приходилось тщательно следить за стеклом, которое ежедневно оказывалось заплеванным.

Сотрудники музея с опаской устанавливали также фигуру Саддама Хусейна, которая поначалу, как и ожидалось, вызвала шкал недовольства. Однако ажиотаж быстро сошел на нет. В отличие от копии Гитлера, которая простояла за стеклом 60 лет, и только после этого была представлена в зале.

Еще одним «наказанием» для фигуры стало её местоположение. Модель долгое время была установлена в переходе из комнаты с политиками в комнату ужасов с убийцами и преступниками.

В 2008 году, в день открытия музея мадам Тюссо в Берлине, один из посетителей в знак протеста обезглавил фигуру Гитлера. Полиция задержала нарушителя, который был оштрафован. Модель была отремонтирована и снова выставлена в музее. Сейчас Гитлер представлен в сидячей позе за столом в бункере. С восковой скульптурой из-за её расположения нельзя сфотографироваться.

Фигура Гитлера является исключением — в большинстве своем копии знаменитостей вызывают у публики положительные эмоции. Сотрудники музея рассказывают, что в конце дня им приходятся доставать нижнее белье из карманов моделей популярных артистов и оттирать следы от женской помады с лиц копий любимцев публики.

Одной из самых популярных фигур лондонского филиала считается модель актера Роберта Паттинсона — звезды саги «Сумерки».

Самой посещаемой восковой фигурой лондонского музея по-прежнему является копия Британской Королевы Елизаветы. В отличие от большинства остальных моделей, с ней, как и со всей королевской семьей, можно сфотографироваться, но нельзя потрогать.

В 1993 году в музее мадам Тюссо был открыт аттракцион «Дух Лондона», позволяющий увидеть историю города из легендарного черного кэба. Маленькие машинки передвигаются по лондонским улицам, чтобы показать самые яркие события столицы Великобритании.

Несмотря на приверженность традициям, музей идёт в ногу со временем. Некоторые восковые фигуры могут двигаться, краснеть, моргать и даже говорить. Музей реагирует на любые изменения в интересах публики — будь то появление новой голливудской звезды или смена президента.

Нередко фигуры отправляются на доработку или полностью обновляются в случае, когда прототип сделал что-то с собственной внешностью. Рекордсмен здесь певец Майкл Джексон — за весь период в музее было выставлено 13 его различных копий.

В 2012 году в музее Мадам Тюссо появились восковые фигуры героев саги «Звездные войны». 180 скульпторов представили 11 сцен фильма, что стало первым столь масштабным опытом бренда по воссозданию не конкретного героя, а целых сюжетов. Всего на эту идею собственники музея потратили около 2,5 млн фунтов ($3,3 млн).

Герои музея и сами не прочь подшутить над своими копиями. В 2010 году певец Оззи Осборн разыграл посетителей музея Мадам Тюссо в Нью-Йорке. Притворившись восковой скульптурой, он пугал подошедших к нему сфотографироваться людей. Это акция состоялась в рамках промо-тура его нового альбома Scream.

В 2015 году актер Арнольд Шварценеггер в образе «Терминатора» разыгрывал посетителей музея мадам Тюссо в Голливуде в рамках продвижения благотворительного мероприятия.

Мастера музея отмечают, что с ростом популярности пластических операций и ботокса художникам и скульптурам становится всё проще добиться сходства при создании восковых двойников, которых насчитывается уже около двух тысяч по всему миру.

Мало кто знает, что происходит с восковыми фигурами после того, как их прототипы становятся неинтересны посетителям. Некоторые говорят, что такие копии отправляются на переплавку для новых скульптур. Существует версия, что на западе Лондона, в местечке Актон, есть огромный склад, где хранятся все вышедшие в утиль «звезды», на случай, если кто-то из них снова станет восстребован публикой.

Летом 2017 года первый музей мадам Тюссо был открыт в Индии в Дели, где 60% восковых фигур представили национальных знаменитостей и только 40% — мировых. Всего в этом регионе Merlin Entertainment планирует потратить в ближайшие десять лет около 50 млн фунтов.

На сегодняшний день корпорация Merlin Entertainment, помимо музея мадам Тюссо, владеет различными тематическими парками и аттракционами, в их числе — «Леголенд» в Виндзоре и колесо обозрения в Лондоне. Компания является вторым по величине оператором развлекательных объектов после Walt Disney Co. Рыночная стоимость корпорации составляет 4,7 млрд фунтов.

Согласно информации на официальном сайте, лондонский филиал музея мадам Тюссо в год посещает около 2,5 млн гостей. При минимальной цене за билет в 29 фунтов, только на этом корпорация ежегодно получает более 75 млн фунтов ($99 млн). В 2016 году доход всей группы Merlin Entertainment составил почти 1,46 млрд фунтов ($1,92 млрд) по всему миру.

Музей восковых фигур мадам Тюссо

Музей мадам Тюссо имеет очень трогательную историю создания. Все началось в далеком 1761 году во Франции. Мама этой удивительной женщины после гибели мужа была вынуждена в поисках работы перебраться из Страсбурга в Берлин. Она нашла ее в доме врача Филиппа Куртиусу. Мужчина имел весьма необычное увлечение – создание фигур из воска. Мадемуазель это занятие настолько пришлось по душе, что она решила познать все его секреты и посвятить свою жизнь именно этому виду искусства.

Первые работы юного скульптура были выставлены на общее обозрение в Лондоне в 1835 году (в северной части Вестминстера). Вот когда был основан старинный музей! Спустя 49 лет он переехал в здание на Мэрилебон-роуд, в самый центр города. Еще через несколько лет от коллекции фигур почти ничего не осталась, она была уничтожена пожаром. Мадам Тюссо пришлось заново начинать работу и реконструировать все куклы. После ухода из жизни владелицы восковой «империи» за ее развитие взялись наследники скульптора. Они разработали новые технологии по продлению «молодости» своих статуй.

Где находится

Главный выставочный зал находится в Англии, в самом престижном районе Лондона – Мэрилебоне. Но у него имеются отделения и в крупных городах США:

  • Лос-Анджелесе;
  • Нью-Йорке;
  • Лас-Вегасе;
  • Сан-Франциско;
  • Орландо.

В Азии представительства расположены в Сингапуре, Токио, Шанхае, Гонконге, Пекине, Бангкоке. Европе тоже повезло – туристы могут наблюдать шедевральные скульптуры в Барселоне, Берлине, Амстердаме, Вене. Мадам Тюссо стала настолько популярна, что ее работы уехали далеко за океан, в Австралию.

Точный адрес главного музея мадам Тюссо – это Marylebone Road London NW1 5LR. Он располагается в здании бывшего планетария. Рядом расположен Риджентс-парк, неподалеку находится метро, станция «Baker Street». Добираться до объекта удобно на электричке или автобусах 82, 139, 274.

Что можно увидеть внутри

Экспозиция насчитывает более 1000 фигур по всему миру. В разных филиалах музея свое место заняли скульптуры:

На входе в центральное отделение музея мадам Тюссо гостей приветствует его владелица в скромном одеянии «собственной персоной». Во время экскурсии по выставочным залам можно поздороваться с участниками легендарной группы Битлз, сфотографироваться с Майклом Джексоном, пожать руку Чарли Чаплину, переглянуться с Одри Хепберн. Для любителей истории имеются две комнаты, отведенные специально для самого Наполеона и его жены! Не забыли в музее и про тех, кто посвятил свою жизнь науке и культурной деятельности. В их числе:

Естественно, почетное место в лондонском филиале музея мадам Тюссо заняли члены королевской семьи Великобритании. Они будто бы ожившие картинки, кажется, что только что со страниц журнала сошла Кейт Мидлтон, нежно держащая за руку супруга, принца Уильяма. А справа от них величественно стоит хозяйка Букингемского дворца, великая Елизавета II. Компанию ей составляет строгий сэр Гарри. И куда же без леди Дианы!

Просто не могло не появиться в музее Бритни Спирс, Райана Гослинга, Рианы, Николь Кидман, Тома Круза, Мадонны, Дженифер Лопез, скандальной пары Бреда Питта и Анджелины Джоли, Джорджа Клуни, уверенно сидящего на диване.

Не меньший интерес представляют политические деятели:

В берлинском филиале выставлены фигуры Уинстона Черчилля, Ангелы Меркель, Отто Фон Бисмарка. Детей же порадуют фигуры Человека-паука, Супермена, Росомахи, а любители кинематографа смогут попозировать на фоне Джека Воробья и героев Бондианы.

Кто представлен из русских

Русских в музеях мадам Тюссо немного. В Амстердам стоит поехать, чтобы увидеть товарища Горбачева и Ленина, первый, кстати, нашел свое место еще и в Нью-Йорке, вблизи Рейгана. Скульптура одного из президентов России, Бориса Ельцина, находится в лондонском филиале. Из современных политических деятелей РФ мастера музея решили воссоздать только Владимира Путина, статуя которого украшает выставочный зал в Великобритании и Таиланде. Вот какие скульптуры выставляются в разных филиалах учреждения!

Комната ужасов: краткое описание

Это то, чем знаменит музей в первую очередь. Вход сюда доступен только людям со здоровым сердцем и нервами, детям и беременным здесь не место. На создание этого мистического уголка мадам Тюссо вдохновил кабинет ужасов ее учителя. Обстановка тут чрезвычайно мрачная, здесь на каждом шагу преследуют обманщики, предатели, воры и даже серийные убийцы. Одним из самых популярных является Джек Потрошитель, который в конце 19 века совершал жестокие убийства на улицах Лондона и так и остался непойманным.

В комнате страха очень точно воссозданы сцены пыток и казней, устраивавшихся в средние века. Реальность им придают настоящие гильотины, использовавшиеся в годы Великой французской революции. Весь этот леденящий душу ужас дополняют звуки хрустящих под молотом костей, крики о помощи, вопли пленных. В общем, прежде чем сюда отправиться, стоит сто раз подумать.

Чем впечатляет это место

Выставленные в музеях мадам Тюссо скульптуры – это настоящие шедевры. Они настолько похожи на свои оригиналы, что на фото и не заметишь подделки. Такого эффекта мастерам позволяет добиться точное соблюдение всех пропорций тела, роста и комплекции фигуры. Учтено абсолютно все – цвет и длина волос, разрез глаз, форма носа, губ и бровей, индивидуальные черты лица. На многие манекены даже одета та же самая одежда, что и на реальных звездах.

Особо любознательные посетители могут своими глазами увидеть, как изготавливаются известные куклы. На выставке можно посмотреть на инструменты, необходимые мастерам в работе, на будущие элементы клонов знаменитостей и аксессуары, которые будут использоваться в процессе. Кстати, многие из них отдают сами же звезды.

Полезная информация

Интересен факт того, что в музее мадам Тюссо разрешено фотографироваться со скульптурами без всяких разрешений. Можно прикасаться к ним, пожимать им руку, обниматься с ними и даже целоваться. Можете сделать хоть фото всех экспонатов! На осмотр коллекции понадобится не менее часа. Чтобы оказаться среди этого звездного бомонда, нужно заплатить в кассу 25 евро за ребенка и 30 за взрослого.

Маленькая хитрость! Цена на билеты при условии покупки на официальном сайте музея ниже примерно на 25%.

На стоимость билета влияет и время суток, вечером, после 17:00, он несколько дешевле. Также нужно учитывать часы работы музея. С понедельника по пятницу его двери открыты с 10 утра до 17:30, а в выходные – с 9:30 до 17:30. На полчаса продлеваются экскурсии в праздничные дни и на час в туристический сезон, который длится с середины июля по сентябрь.

Нужно учитывать, что желающих попасть в известное место очень много, поэтому в очереди придется стоять не менее часа. Этого можно и избежать, если купить VIP-билет, который стоит примерно на 30% выше обычного. Тем, кто собирается приобрести его онлайн, распечатывать документ необязательно, достаточно предъявить его на входе в электронном виде. Не забудьте взять с собой паспорт, удостоверяющий личность!

Музей мадам Тюссо – это не просто собрание восковых фигур, а целый отдельный мир со своими жителями. Ни в одном другом месте нельзя встретить столько звезд одновременно! Каким бы интересным ни был рассказ о нем, все это обязательно стоит увидеть своими глазами.

История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.

В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI | Фото: 100grt.ru

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура | Фото: tonpix.ru и 100grt.ru

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания: 9 малоизвестных фактов о музее восковых фигур мадам Тюссо

Страшное начало империи восковых фигур мадам Тюссо

Каждый год сотни тысяч людей посещают один из Музеев восковых фигур мадам Тюссо. В настоящее время их 21 по всему миру (6 из них в США). Музеи восковых фигур являются туристической достопримечательностью, где представлены известные деятели, звезды кино и другие.

Первый музей восковых фигур был открыт в Лондоне в 1835 году и сегодня его посещают около 2,5 миллионов человек каждый год. Конечно, музей известен по одной причине: множество невероятно похожих на оригиналы восковых фигур известных (и печально известных) людей.
Хотя многие из тех, кто посещает музеи мадам Тюссо, делают это из любопытства, большинство посетителей интересуются знаменитостями, историей или тем и другим, и Тюссо предлагает им лучшую и единственную возможность «встретить» своих любимых знаменитостей.

Фронтон дома музея восковых фигур мадам Тюссо в Амстердаме, Нидерланды.

Кем была сама мадам Тюссо? Для начала, Тюссо не было ее настоящим именем. Ее звали Мари Грошхольц, она родилась во французском пограничном городе Страсбурге в 1761 году, но в раннем детстве ее мать переехала с ней в Берн, Швейцария.

В Берне ее мать была служанкой доктора по имени Курций, который делал восковые модели людей для студентов-медиков, потому что в то время работа с трупами не одобрялась, а анатомию изучать надо было.

В конце концов Курций, который был достаточно искусен в восковой лепке, переехал в Париж и начал создавать не только анатомические восковые модели, но и фигуры известных людей того времени.

Мадам Тюссо.

К 1765 году Курций отказался от медицины и зарабатывал на жизнь, создавая портреты аристократов и знаменитостей Парижа. Он начал учить Мари, как создавать скульптуры, когда она была подростком. В 1770 году работы Курция были выставлены в Королевской дворце.

Таким образом, Мари начала знакомиться с некоторыми важными персонами парижского высшего общества. В 1777 году она завершила свою первую восковую фигуру – философа и писателя Вольтера, возможно, самого знаменитого человека во Франции.

В 1782 году Курций открыл постоянный выставочный зал, и Мария воочию увидела, сколько денег можно заработать, создавая восковые фигуры. К несчастью для нее, до Французской революции осталось всего семь лет.

Рекламный плакат о выставке восковых фигур Тюссо 1835 года в Лондоне

«Официальным» началом Революции было 14 июля 1789 года, после штурма Бастилии, но этот акт был ускорен событием, в которое косвенно была вовлечена Мария Грошхольц. 12 июля толпа ворвалась в выставочный зал Курция и забрала бюсты двух ненавистных деятелей того времени: брата короля – герцога Орлеанского, и Жака Неккара – министра финансов.

Затем толпа шествовала по окрестностям с фигурами и устраивала им фиктивные похороны. После этого толпа была обстреляна национальной гвардией, что привело к штурму Бастилии.

Мадам Тюссо в возрасте 42 лет

Одной из первых «знаменитостей», созданных Мари, была фигура Жан-Поля Марата, революционного журналиста, убитого в своей ванной Шарлоттой Корде.

«Смерть Марата» – известная картина художника-революционера Жака-Луи Давида, но соратники Марата заказали Мари его восковую копию, она в этом деле очень преуспела. В отличие от картины Давида, скульптура Мари показала Марата таким, какой он был: болезненный человек, лежащий в своей ванне.
Мари все чаще стали вызывать для создания восковых фигур обезглавленных противников революции, чтобы революционеры могли отправлять их в провинции в качестве устрашения.

Мадам Тюссо делает восковые образы жертв гильотины в парижском Королевском музее восковых фигур в Лондоне. Виктория, Британская Колумбия, Канада.

Поскольку французская революция становилась все более и более радикальной, Курций и Мария оказались в опасности. Курций до революции вращался в аристократических кругах, и, естественно, Мари тоже.
Во время террора в 1793-1794 годов они оба были арестованы как возможные контрреволюционеры.
К счастью, Мари была освобождена благодаря влиянию могущественного друга, когда террор ослабел, но ей пришлось сделать еще одну обезглавленную голову: голову главного организатора террора Максимилиана Робеспьера.

Мадам Тюссо в возрасте 85 лет

В 1794 году, когда закончился террор, Курций умер, оставив все Марии. Теперь она была очень зажиточной, но незащищенной одинокой женщиной, поэтому она вышла замуж за инженера по имени Франсуа Тюссо. Ее муж оказался транжирой и прогулял почти все ее средства.
В 1802 году Мари (мадам Тюссо) была приглашена в Лондон, чтобы показать свои фигуры – люди были очарованы событиями во Франции. Несмотря на то, что промоутер получил половину всей прибыли, Мари поняла, что спрос на ее фигуры на международном уровне велик.

Амстердам, Нидерланды – 26 марта 2009 г .: Музей восковых фигур мадам Тюссо на площади Дам. Музей является популярной туристической достопримечательностью Амстердама, где находятся восковые фигуры известных людей со всего мира.

Не имея возможности вернуться во Францию из-за наполеоновских войн, она начала создавать фигуры известных людей с Британских островов – как живых, так и исторических персонажей – и совершила поездку по Англии, Ирландии и Шотландии. К 1831 году она была богатой женщиной и открыла постоянный выставочный зал на Бейкер-стрит.
Хотя люди приходили посмотреть на сходство королевской семьи и других знаменитостей того времени, известность Тюссо в Англии пришла благодаря экспозиции под названием «Палата ужасов».

Палата ужасов в 1849 году Ричардом Дойлом

Там, в век до фотографии, люди могли увидеть гильотинированные головы деятелей Французской революции и фигуры печально известных преступников, включая ненавистного Наполеона.

Одной из главных достопримечательностей была сама мадам Тюссо, которая рассказала истории о ее пребывании во Франции и людях, которых она встретила. Будучи молодой женщиной, Мария была репетитором по искусству сестры короля и сделала восковую фигуру короля как в жизни, так и после смерти (просто его голова). Она была свидетелем некоторых из самых потрясающих событий, которые когда-либо видела Европа.

Мадам Тюссо умерла в 1850 году в возрасте 89 лет. Накануне смерти была создана ее восковая фигура, которая сейчас демонстрируется в лондонском музее.

uCrazy.ru

История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея

Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.

В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.

Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.

Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.

Музей мадам Тюссо в Лондоне – завораживающее «королевство двойников»

Кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал встретиться со знаменитостью? Попросить автограф у певца любимой группы или сфотографироваться вместе с популярным актером? Интерес к людям, добившимся больших успехов в творчестве, спорте или политике, живет в каждом из нас.

Вид музея от университета Вестминстера

Прекрасное и великое восхищает и притягивает. Впрочем, точно так же как ужасное и отвратительное… Но в реальной жизни мало кому повезет сфотографироваться в обнимку с красавицами Голливуда, пожать руку президенту или бесстрашно заглянуть в глаза самым жестоким и страшным маньякам. Исключение – счастливчики, посетившие музей мадам Тюссо в Лондоне! Или его филиал в другом городе, хотя любому филиалу далеко до главного музея. Музей мадам Тюссо (фр. «Madame Tussauds») – самый известный в мире музей восковых фигур, основанный скульптором Марией Тюссо и расположенный в Мэрилебоне, престижном районе Лондона.

Музей имеет филиалы в 14 крупнейших городах мира (Нью-Йорке, Амстердаме, Шанхае, Вене, Берлине и т.д.). Экспозиции филиалов насчитывают свыше тысячи восковых скульптур выдающихся политиков, звезд кино и эстрады, исторических деятелей. Но наиболее знаменит и интересен музей мадам Тюссо в Лондоне. В год его посещает более 2,5 миллионов человек и это о многом говорит.

Доктор любивший делать копии людей и его ученица Мария

История музея мадам Тюссо началась с того холодного декабрьского дня, когда в 1761 году в Страсбурге (Франция) в семье офицера и простой швейцарской девушки родилась дочь, названная Марией. Отец девочки погиб в войне незадолго до ее рождения, и вскоре мать Марии с ней и остальными детьми перебралась в другой город – Берн.

Здание музея в котором ранее размещал лондонский планетарий

Там она устроилась на работу экономкой к доктору Филиппу Вильгельму Куртиусу. У доктора было необычное увлечение – он делал анатомически верные модели людей из воска. Как оказалось, встреча старого доктора и маленькой Марии была судьбоносной.

В 1765 году доктор Куртиус переезжает в Париж. Через два года Мария вместе с матерью присоединяется к нему. Мать продолжает работать экономкой, а малышка Мария начинает обучаться искусству создания восковых скульптур. Уже тогда, в детстве, у нее проявляется глубокий интерес и талант к воссозданию точных образов людей из воска. Доктор, видя в ней прилежную ученицу, охотно делится с девочкой секретами своего мастерства.

В Париже Куртиус решает показать свои работы широкой публике. Первая выставка состоялась в 1770 году и имела оглушительный успех. Восковые копии реальных людей, в числе которых была, к примеру, мадам Дюбарри (фаворитка короля Людовика XV), пришлись по вкусу парижанам.

Мария в те годы тоже работает над созданием своих собственных скульптур, которые впоследствии войдут в число экспонатов музея мадам Тюссо в Лондоне. В числе прочих были восковые фигуры Вольтера (ее первая скульптура), Жан-Жака Руссо и Бенжамина Франклина.

Надпись на здании музея

Тем временем Филлип Куртиус продолжает устраивать выставки в Париже. Среди них особо стоит отметить ту, что прошла в 1782 году на бульваре дю Тампль. Шокированные зрители увидели до дрожи правдоподобные восковые скульптуры известных убийц и казненных преступников. Именно эта выставка стала прообразом Комнаты ужасов, которой так славится музей мадам Тюссо в Лондоне.

Между тем на улицах Парижа становится неспокойно – близится революция. В 1789 году взбунтовавшиеся повстанцы с криками и бранью несут по улицам восковые фигуры ненавистных политиков, выполненные Марией. Со сменой власти Марию арестовывают и заключают в тюрьму, где она знакомится с Жозефиной Богарне – будущей женой Наполеона. От гильотины Марию спасло только то, что после смерти одного из лидеров революции – Робеспьера, ее пригласили сделать посмертные маски для него и его убийцы.

После освобождения Мария возвращается в мастерскую доктора Куртиуса, который к тому времени уже скончался, но успел завещать свою коллекцию ученице. В 1802 году Мария выходит замуж за инженера Франсуа Тюссо и становится мадам Тюссо. Коллекция фигур самой Марии продолжает увеличиваться, растет и ее популярность. Но муж начинает пить и проигрывать состояние в карты, поэтому Мария бросает его и, прихватив старшего сына и свою коллекцию, перебирается в Великобританию.

Вид музея с Мэрилебор-роуд

В 1835 году, на известной улице Бейкер-стрит в Лондоне, открылась первая выставка восковых фигур. С этого момента и берет свой отсчет история музея мадам Тюссо в Лондоне, которая дожила до 88 лет, успев создать за свою жизнь еще много изумительных скульптур.

Музей мадам Тюссо в Лондоне и его восковые «обитатели»

Сегодня музей мадам Тюссо располагается в одном из наиболее зажиточных и престижных районов Лондона – Мэрилебоне, на улице Мэрилебон-роуд. Это север Вестминстера, не так далеко от Трафальгарской площади.

В музее представлено более 400 восковых скульптур, изображающих знаменитых людей самых разных эпох. Каждая скульптура выполнена так точно и тщательно, что поначалу с трудом верится, что перед тобой не реальные люди из плоти и крови, а их копии из воска! Поэтому неудивительно, что на изготовление только одной фигуры уходит до 6 месяцев, а ее стоимость составляет $50 000.

Входя в музей, посетители видят… нет, не известного политика или актера. Их встречает фигура маленькой пожилой женщины. Она одета в черное платье и белоснежный чепчик. Глаза на круглом добродушном лице смотрят сквозь стекла очков внимательно и приветливо. Это восковая скульптура самой мадам Тюссо – потрясающей женщины, хозяйки этого необыкновенного места.

Скульптура Альберта Эйнштейна

Проходя по залам музея мадам Тюссо в Лондоне, посетители увидят практически всех более-менее знаменитых людей истории и современности. Любители музыки могут полюбоваться легендарной группой Биттлз, вальяжно развалившейся на бархатном диване, или эпатажным Майклом Джексоном. Чарли Чаплин, Мэрилин Монро и Одри Хепберн совсем как живые, в сотни раз реальнее, чем на экране.

Некоторым особо значимым историческим фигурам уделяется повышенное внимание. Наполеону Бонапарту, с женой которого была знакома мадам Тюссо, отвели целых два зала. Там, кроме фигуры самого великого завоевателя, можно увидеть его личные вещи, такие как походная постель полководца.

Отдельная экспозиция музея мадам Тюссо в Лондоне посвящена королевской семье Великобритании. Тут и Елизавета II, и принцесса Кембриджская Кейт Мидлтон, и принцы британской короны Уильям и Гарри. Конечно, присутствует и мастерски выполненная фигура принцессы Дианы.

Скульптура Майкла Джексона

Не забыты деятели культуры и люди науки. Альберта Эйнштейна узнаешь издали, по его знаменитой прическе. Также можно «познакомиться поближе» с Шекспиром, Чарльзом Диккенсом, Оскаром Уайльдом. Интересной возможностью для посетителей является прохождение интерактивных тестов: на IQ с Эйнштейном или на креативность с Пикассо!

Со всеми экспонатами можно свободно фотографироваться (обнимать и трогать фигуры при этом не запрещается!). Это прекрасная возможность стать обладателем общего фото с известными политиками (Барак Обама, Джордж Буш, Владимир Путин), звездами эстрады и кино (Мадонна, Бритни Спирс, Арнольд Шварценеггер, Анджелина Джоли, Брэд Питт, Том Круз), или выдающимися спортсменами (Девид Бекхем, Эли Мэннинг). А возможно кто-то предпочтет фото с супермоделью и актрисой Кейт Мосс, или скандально известной светской львицей Пэрис Хилтон.

Комната ужасов – зловещие «застенки» музея мадам Тюссо

Особая часть музея мадам Тюссо в Лондоне, его жуткие «застенки», это Комната ужасов. Та самая, прообразом и источником идей для которой стал Кабинет ужасов доктора Куртиуса – учителя мадам Тюссо.

Комната ужасов сполна оправдывает свое название и может произвести очень сильное впечатление. Поэтому туда не допускаются сердечники, беременные женщины и маленькие дети. А то мало ли что…

Скульптура Фредди Меркьюри

Те же смельчаки, кто решится посетить залитую тревожным тусклым светом Комнату ужасов, увидят мрачную изнанку английской истории. Здесь собраны восковые фигуры самых известных английских воров, убийц и предателей. Леденящий душу трепет вызывает Джек Потрошитель – серийный убийца, орудовавший на улицах Лондона в XIX в., так и оставшийся не пойманным.

Отвратительны и одновременно притягательны сцены средневековых пыток и казней. Их правдоподобие невольно завораживает испуганных посетителей. Есть в Комнате ужасов и пара гильотин. Настоящих гильотин, использовавшихся по своему прямому назначению во времена Великой французской революции.

Довершает мрачную картину атмосферный звуковой фон: вопли пытаемых людей, мольбы о помощи, хруст перемалываемых на дыбе костей. Добавьте костюмированные представления загримированных актеров, внезапно выскакивающих из-за угла, и Вы наверняка согласитесь, что сюда действительно не стоит пускать детей и людей со слабым сердцем!

Скульптура Уинстона Черчилля

И хотя понимаешь умом, что Комната ужасов – обычная, пусть и самая жуткая выставка, когда находишься в ней, трудно отделаться от впечатления, что за тобой следит чей-то злобный и безжалостный взгляд. В конце концов, удивительно, но факт – когда однажды в музее мадам Тюссо случился пожар (в 1925 г.), в котором погибли почти все восковые фигуры, огонь по какой-то причине не затронул Комнату ужасов…

Музей мадам Тюссо в Лондоне и современные веяния

Музей мадам Тюссо в Лондоне продолжает активно развиваться. Собрание восковых фигур непрерывно пополняется реалистичными копиями известных личностей. Администрация ревностно следит за тем, чтобы в музее мадам Тюссо были представлены восковые двойники всех самых популярных (или скандально известных) в настоящий момент времени политиков, актеров, певцов, спортсменов, шоуменов и музыкантов.

Впрочем, выставки музея мадам Тюссо не ограничиваются скульптурами реальных людей. Подростки (да чего греха таить, многие взрослые тоже!) будут в восторге от встречи лицом к лицу с героями американских комиксов «Marvel» и снятых по их мотивам фильмов: Халка, Росомахи, Человека-Паука, Капитана Америка, Бэтмэна, Женщины-кошки и многими другими. Не забыты персонажи современного кино и анимации. Джек Воробей не менее обаятелен, чем в «Пиратах Карибского моря», а Шрек кажется еще более зеленым и забавным, чем в одноименном мультфильме.

Скульптуры участников британской рок-группы The Beatles

Не отстает музей мадам Тюссо в Лондоне и от новинок технического прогресса. Чтобы сделать экспозиции увлекательнее и динамичнее применяются самые передовые компьютерные технологии и достижения современной химии.

В целях обеспечения большего правдоподобия при изготовлении фигур сейчас применяется особый пластик, имитирующий ногти и глаза, а также искусственная кожа. Кроме того, для воссоздания духа той эпохи, к которой принадлежит восковая скульптура, широко используют костюмы того времени, декорации, звуковые эффекты.

Более того, сами восковые фигуры могут теперь двигаться и говорить! Они даже реагируют определенным образом на поведение посетителей. Например, фигура Дженнифер Лопес краснеет, когда бесцеремонно пялятся на ее «выдающуюся» часть тела.

Особо стоит отметить предусмотренный в конце экскурсии по музею мадам Тюссо аттракцион «Дух Лондона». Это захватывающее путешествие по средневековому Лондону! Посетители рассаживаются по кабинкам миниатюрных лондонских такси, которые везут их по залам, где оживает прошлое. Причем «оживает» буквально – персонажи приветствуют проезжающих мимо гостей, машут им руками, военные отдают честь. Завершается поездка в Комнате ужасов, о которой было рассказано выше.

Скульптуры (слева направо) президента России (Владимир Владимирович Путин), президента Франции (Франсуа Олланд), федерального канцлера Германии (Ангела Меркель)

Описать все диковинки музея мадам Тюссо в Лондоне задача непосильная. Вряд ли можно передать словами и фотографиями все впечатления от этого удивительного «королевства двойников». Одно не подлежит сомнению – среди достопримечательностей Лондона мало найдется таких необычных и завораживающих мест, как музей мадам Тюссо

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]