Где находится Памятник Пушкину в Москве. Местоположение Памятника Пушкину в Москве на карте Москвы и описание

Мистический Пушкин

Памятник Пушкину в Москве знают все, у его подножия всегда лежат цветы. В день рождения Александра Сергеевича их особенно много. Как говорил Пушкин — так и произошло: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…»

Памятник Пушкину в Москве знают все, у его подножия всегда лежат цветы. В день рождения Александра Сергеевича их особенно много. Как говорил Пушкин — так и произошло: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…»

Вскоре после рокового выстрела Дантеса, оборвавшего жизнь поэта, заговорили о памятнике Пушкину. Но бронзовый стихотворец вознесся над Москвой лишь спустя сорок с лишним лет.

6 июня 1880 года несмотря на пасмурную дождливую погоду несметные толпы собрались в окрестностях Тверской улицы, Страстного монастыря, на Тверском бульваре. Москвичи взбирались на крыши домов, усаживались на деревьях — всем хотелось увидеть, как упадут покровы с памятника, сотворенного Александром Опекушиным…

Перед памятником собрался цвет русской литературы: Федор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Островский, Алексей Писемский, Аполлон Майков, Яков Полонский, Алексей Плещеев, члены семьи Пушкина.

В 12 часов 20 минут по знаку московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова было сброшено полотно. Когда взору горожан предстал поэт со склоненной в задумчивости головой, одетый в длинный сюртук с накинутым на плечи плащом, по окрестностям пронесся восторженный гул. Затем прохладный воздух разорвали многотысячные аплодисменты.

Крики «ура!» заглушили звон колоколов, звуки оркестра и пение хора. В тот момент у одного из сыновей поэта «в три ручья лились слезы». Впрочем, вытирали глаза и другие. Среди них были и те, кто помнил живого Пушкина.

После торжественной церемонии началось возложение цветов. Их было множество, и вскоре яркая гора закрыла пьедестал.

Писатель Владимир Сологуб отозвался на это событие стихами:

В столице, Пушкину любезной,

В Москве, в виду монастыря,

Поднялся ныне лик железный,

Родного нам богатыря.

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам

И утешеньем, и уликой,

Наставшим смутным временам.

###«Какой-то крестьянин Опекушин»

История создания памятника Пушкину уложилась в двадцать лет. В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, однокашников поэта, была объявлена подписка на сбор средств для памятника. Из горстей мелочи — одни жертвовали семишник (две копейки), другие алтын (три) или пятачок — собралось 30 тысяч целковых. Другая подписка, спустя десять лет, дала много больше — 160 тысяч 575 рублей. Было решено, что памятник будет поставлен не в Царском Селе, а в Москве, где поэт родился, жил после венчания с Натали Гончаровой и куда вернулся после Михайловской ссылки.

Был объявлен конкурс на лучший проект. Точнее, их было целых три. Лучшей признали работу Опекушина, сына крепостного. Многие несказанно удивились его успеху, ибо имя ваятеля было не на слуху. А корреспондент газеты «Голос» съехидничал — мол, чему только учат в Академии художеств, если всех академиков заткнул за пояс «какой-то крестьянин Опекушин».

Вид на Страстную площадь и памятник А.С.Пушкину, 1895 год

Впрочем, успех Александра Михайловича был вполне заслуженным. Над памятником ваятель работал страстно, вдохновенно, прочитал многие произведения поэта, воспоминания о нем, изучил картины и рисунки, сделанные при его жизни. «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина, — вспоминал впоследствии скульптор. — В течение ряда лет почти не спалось как следует…».

В последнем туре третьего конкурса Опекушин одолел другого соискателя — между прочим, академика — Пармена Забелло. Он создал, по выражению Виссариона Белинского, «вековечный памятник».

Москвичи, оказавшиеся в центре Москвы утром 14 августа 1950 года и не знавшие о вчерашнем событии, вполне могли тронуться умом. Стоящий на Тверском бульваре памятник Пушкину вдруг оказался на противоположной стороне…

Впрочем, никакого чуда в этом не было, — перенос монумента на место снесенной колокольни Страстного монастыря состоялось ночью. Передвинуть памятник, весивший вместе с постаментом около 70 тонн, было непростой задачей, да и никакие автокраны помочь не могли. Путь в 118 метров от бульвара до нового места занял целых шесть часов. Перед этим произвели ряд подготовительных операций.

С помощью специалистов «Треста передвижки и разборки зданий» поперек улицы Горького до нового сквера уложили деревянный помост. Тем временем гранитчики «Треста строительства набережных» разобрали ступени, ведущие к памятнику. Затем постамент аккуратно приподняли домкратом, подвели под него мощные балки, и всю эту махину опустили на тележки особой конструкции. После этого началось переселение.

В восемь часов вечера заработали трехтонные лебедки, установленные в новом сквере, канаты от них тянулись к Тверскому бульвару. Канаты натянулись, памятник качнулся и медленно двинулся в путь по четырем рельсам. За зрелищем, в котором было нечто мистическое, наблюдало несколько тысяч человек.

Зачем перенесли памятник? Вразумительного ответа на этот вопрос нет. Можно лишь вспомнить, что и памятник Гоголю с бульвара его имени перенесли на другое место и заменили другим монументом. Но это якобы Сталин велел. А кто приказал передвинуть памятник Пушкину?

Несколько лет горячо обсуждался вопрос о возвращении обоих памятников на прежние места. Но долгие дискуссии так ни к чему и не привели.

Памятник Пушкину в Москве

Памятник Пушкину в Москве

Памятник Пушкину на Пушкинской площади — один из самых знаковых монументов великому поэту в мире и самый популярный памятник Александру Сергеевичу в столице России. Работа скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова выполнена по многочисленным описаниям внешности поэта, которые предоставили его друзья и знакомые.

Памятник Пушкину был открыт в конце XIX в. исключительно на народные средства по инициативе друга и учителя поэта В. А. Жуковского и выпускников Царскосельского лицея.

Изначально монумент находился на Тверском бульваре, но в 1950 г. был перенесен на Пушкинскую площадь — на место ранее снесенного Страстного монастыря. Сегодня это одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Москвы и традиционное место встреч москвичей и гостей столицы.

Памятник Пушкину в Москве

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

Памятник Пушкину крупным планом

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

Фонари у Памятника Пушкину

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.

11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Монумент в праздничном вечернем освещении

Как добраться

Памятник Александру Сергеевичу Пушинку расположен в пешей доступности от трех станций метро. До «Пушкинской» можно доехать по Таганско-Краснопресненской ветке, от станции «Чеховская» по Серпуховско-Тимирязевской линии, а от станции «Тверская» по Замоскворецкой линии. От любой из этих остановок до монумента дойти труда не составит: нужно только осмотреться, и он обязательно попадет в поле зрения.

Также рядом с Памятником находится автобусная остановка «Пушкинская площадь», добраться до которой можно на автобусе м10. И остановка «Метро Чеховская», где останавливаются автобусы, А, № 15. От «Метро Чеховская» нужно пройти по Страстному бульвару в сторону Пушкинской площади и повернуть направо на улицу Тверскую.

Тем, кто не боится пробок и предпочитает передвигаться на такси, можно обратиться в службы Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др., или вызвать такси через приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber или Kiwitaxi.

Памятник Пушкину в Москве на панораме Google-карт

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади

Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади – один из самых известных памятников Москвы и однозначно наиболее известный памятник поэту в мире. Скульптура стала настолько популярной, что по праву считается одним из символов столицы.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – известнейший русский поэт, драматург и прозаик, основоположник литературного русского языка и настоящий культурный бренд России. Пушкину ещё при жизни удалось заслужить репутацию великого национального поэта, став одним из наиболее влиятельных и авторитетных писателей своего времени, и после его смерти ситуация не изменилась: на сказках и стихах поэта выросло не одно поколение россиян, а поднятые в прозе и поэмах проблемы остаются актуальными и в наши дни. Его наиболее значимые произведения – “Евгений Онегин”, “Руслан и Людмила”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” и ряд других произведений – стали не только российской, но и мировой классикой, были переведены на иностранные языки и принесли Пушкину славу за пределами России. Трагическая смерть поэта, погибшего от полученного на дуэли ранения, добавила его судьбе драматизма и пробудила ещё более яркий интерес к его творчеству.

Памятник выполнен с портретным сходством: зритель видит поэта кучерявым молодым человеком с пышными вьющимися бакенбардами. Его голова слегка наклонена, взгляд исподлобья напряжён и задумчив, словно поэт размышляет в споре с невидимым оппонентом или продумывает детали нового произведения. Пушкин одет в классический сюртук, поверх которого накинут длиннополый плащ; его правая рука заложена за лацкан сюртука, левая отведена назад – в ней поэт, словно пряча, держит шляпу.

Статуя водружена на большой гранитный постамент, на некотором расстоянии от которого по углам монумента установлены 4 чугунных фонаря, а по периметру между ними – ограда из 20 небольших гранитных тумб, украшенных венками и соединённых фигурной бронзовой цепью. На гранях постамента высечены памятная надпись “Сооруженъ в 1880 году” (в старой орфографии) и четверостишия из стихотворения поэта “Памятник” (в современной орфографии):

“Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.”

Александр Пушкин,

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный. “

Авторы монумента: скульптор Александр Опекушин, архитектор Иван Богомолов.

История памятника

Памятник Пушкину был открыт 18 июня 1880 года в начале Тверского бульвара и находился там до 1950 года, когда его перенесли на Пушкинскую площадь, на место снесённого Страстного монастыря.

Идея установить памятник поэту возникла в среде выпускников Царскосельского лицея, в котором ранее учился и сам Пушкин: в 1860 году они открывают подписку по сбору средств на установку памятника, однако, набирают всего 30 тысяч рублей, которых не хватает на возведение монумента. В 1870 году лицеист Яков Грот вновь организует сбор средств, и в этот раз удаётся собрать более 160 тысяч рублей. После сбора необходимой суммы был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину, и в 1875 году по его итогам был выбран проект скульптора Александра Опекушина.

Проекты памятника Пушкину

Впоследствии проект претерпел некоторые изменения: форма и оформление постамента были упрощены, а вместо шляпы-цилиндра, с которой обычно ассоциируется Пушкин, в левой руке поэта появилась менее броская шляпа. Для строительства постамента был приглашён архитектор Иван Богомолов. Установить памятник решили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю.

В течение последующих 5 лет мастера занимались изготовлением скульптуры: фигуру писателя отливали на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, пьедестал возвели из сердобольского гранита. Изначально памятник планировали открыть 19 октября 1879 года – в годовщину открытия Царскосельского лицея, но один из угловых монолитов постамента был повреждён, и его пришлось заменять. Новой датой открытия памятника выбрали 6 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года – день рождения поэта, но и эту дату пришлось отложить по причине траура по императрице Марии Александровне. С третьей попытки памятник был открыт 18 июня 1880 года. Москвичи встретили памятник с восторгом: несмотря на дождливую погоду, горожане во множестве собрались на Страстной площади в начале Тверского бульвара, где проходила церемония открытия.

Любопытно, что изначально на пьедестале были выбиты не четверостишия, а двустишия из “Памятника”, притом подвергнутые цензуре: стихотворение было опубликовано Василием Жуковским в посмертном собрании сочинений Пушкина, и он заменил крамольную строку “Что в мой жестокий век восславил я Свободу” на “Что прелестью живой стихов я был полезен”, изменив часть текста для сохранения рифмы. Таким образом, на монумент были нанесены двустишия:

“Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык”

“И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал”

В 1936 году, когда в Москве готовились к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, было решено заменить двустишия на постаменте на полные четверостишия, исправив “цензурную” версию на оригинальный текст. Старые надписи были стёсаны, новые нанесли уже в новой орфографии.

В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта, Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, спустя год стоявший на ней Страстной монастырь был снесён, а на его месте разбили сквер с фонтаном. После этого памятник пережил самое неоднозначное событие в своей истории: в 1950 году его перенесли с начала Тверского бульвара на Пушкинскую площадь, развернув на 180 градусов и установив на месте колокольни снесённого Страстного монастыря. Горожане не оценили идею переноса памятника, этот жест был непонятным и неожиданным.

Спустя много лет современные москвичи уже давно привыкли видеть бронзового Пушкина на новом месте, но в обществе до сих пор витает и обсуждается идея обратного переноса памятника на Тверской бульвар, впрочем, неизменно безрезультатно.

Стоит отметить, что памятник Пушкину на Пушкинской площади – не единственный, хотя и наиболее известный памятник поэту в Москве. Например, бронзового поэта можно встретить на Арбате, где он установлен со своей супругой Натальей Гончаровой, а также на Спасопесковской площади; помимо этого, в городе установлено неясное количество бюстов и прочих более скромных скульптурных изображений поэта.

Памятник Александру Пушкину находится на Пушкинской площади, лицом к Тверской улице. Добраться до него можно пешком от станций метро “Пушкинская” Таганско-Краснопресненской линии и “Тверская” Замоскворецкой.

Памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре: фото, описание, автор

Памятник Пушкину на Пушкинской площади — один из самых знаковых монументов великому поэту в мире и самый популярный памятник Александру Сергеевичу в столице России. Работа скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова выполнена по многочисленным описаниям внешности поэта, которые предоставили его друзья и знакомые.

Памятник Пушкину был открыт в конце XIX в. исключительно на народные средства по инициативе друга и учителя поэта В. А. Жуковского и выпускников Царскосельского лицея.

Изначально монумент находился на Тверском бульваре, но в 1950 г. был перенесен на Пушкинскую площадь — на место ранее снесенного Страстного монастыря. Сегодня это одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Москвы и традиционное место встреч москвичей и гостей столицы.

Описание памятника

Памятник Пушкину на Тверском бульваре

Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.

Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.

На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.

Герцог с супругой

Статуи Герцога и герцогини в Пушкине

Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа. Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.

На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали. Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.

Герцог с супругой в Пушкине

Сбор средств

Описание памятника Пушкину

Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.

Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.

В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.

История создания

Опекушин - автор памятника Пушкину

В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.

Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.

Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.

Слепцы

Еще одной скульптурной группой является воплощение картины Питера Брейгеля Старшего «Слепцы». Она представляет собой вереницу людей, увечных, сутулых и слепых, которые идут держась друг за друга. Первый из них падает и увлекает за собой других несчастных. Воплощение поговорки «Слепец ведет слепцов».

Слепцы в Пушкине

Кстати, смысл картины не ограничивается визуализацией приведенного выражения. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Первый уже летит кубарем к погибели, второй падает на него, следующие двое готовы упасть, а последние механически делают следующие шаги, не зная об опасности. Довольно трагическая и сильная композиция – аллегория всеобщности человеческой судьбы и неминуемости конца. Искусствоведы особенно подчеркивают, что две фигуры были ослеплены насильно, что говорит о введении на неправильный и гибельный путь сопротивляющихся.

Открытие монумента

Фото памятника Пушкину

Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.

Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.

В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.

Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.

Чесменская колонна

Чесменская колонна — это памятник в честь побед русского флота во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Найти ее можно в Екатерининском парке в английской его части. Дело в том, что проектирование пейзажного «дикого» парка по времени как раз совпало с конфликтом и архитекторы просто не могли не отразить победы в своей работе. Тем более что парки изначально имели не только эстетическую, но и пропагандистскую функцию. В них устанавливали многочисленные патриотические символы и знаки.

Чесменская колонна в Пушкине

Победа в войне имела колоссальное политическое значение для России. Россия начала процесс присоединения Северного Причерноморья, Кубани и причерноморских областей Грузии. Был взят Крым. Россия выходила на Балканы, и в этих странах началось национально-освободительное движение. А Османская империя вошла в период упадка.

Столь значимая победа могла быть выражена только чем-то колоссальным. Архитекторы обратились к проверенным величественным формам античности с ее торжественностью и одновременной сдержанностью. Выбор пал на колонну. С Чесменской колонны началась серия «античных» памятников Царского Села.

Было решено особенно выделить одно из главных сражений той войны – Чесменское сражение, в ходе которого русский флот разгромил превосходящего противника и установил контроль над Черным морем. Эта победа привела к ускоренному заключению мирного договора на выгодных для России условиях.

Украшения Чесменской колонны

Основанием служит гранитная усеченная пирамида, на двух сторонах которой лежат якоря. По сторонам основания установлены литые барельефы с батальными сценами – с трех сторон и с памятными надписями о триумфах и героях – с четвертой. Белоснежную колонну украшают носы военных кораблей. Колонна имеет высоту 25 метров. А вершину венчает орел, разрывающий месяц, что символизирует победу Российской империи над османами. В центре пирамиды имеется лестница, ведущая к пьедесталу и туннелю до башни-руины.

Вершина Чесменской колонны

Колонна возвышается прямо из воды Большого пруда. Месторасположение памятника было выбрано не случайно. Дело в том, что очертания берегов довольно похожи на бухту, послужившую местом баталии.

Чесменская колонна посреди Большого пруда

Как добраться?

Где находится памятнику Пушкину в Москве

Из этой статьи вы также узнаете, где находится памятник Пушкину в Москве. Он расположен в российской столице на Пушкинской площади.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, то проще всего доехать на метро до станций «Тверская» или «Пушкинская». Оттуда до памятника рукой подать, он самый заметный объект на всей площади. Через остановку проходят автобусы №№ 10, 101 и 904.

Рыцарь, смерть и дьявол

И напоследок одна самая запоминающаяся композиция – Рыцарь, смерть и дьявол. Персонажи одной из известнейших гравюр Альбрехта Дюрера выполненные в бронзе просто не могут оставить равнодушным зрителя.

Статуи Рыцаря, смерти и дьявола в Пушкине

Скульптурная группа состоит из рыцаря, смерти, дьявола, собаки у ног рыцаря и черепа перед ним. Ужасный истлевший лик смерти смотрит на воина, держа в руках песочные часы – напоминание о конечности жизни и тщетности усилий. Дьявол идет по пятам за его конем, дожидаясь малейшей ошибки, малейшего отступления от веры. Однако, несмотря на все опасности рыцарь непоколебим. Он мрачно и настойчиво продолжает свой путь. Непоколебимость и решимость читаются на его челе. Символ мужества и упорства. У ног рыцаря бегает собака – символ верности. Она готова последовать за хозяином куда угодно. Череп перед конем говорит, что конец уже ясен.

Скульптура Смерти в Пушкине

Как считается, гравюра написана под влиянием богословских текстов Эразма Роттердамского, в частности «Руководства христианского солдата», где говорится о том, что верующий воин не должен бояться никого и ничего когда воюет за правое дело. И если сохранить веру в сердце своем, то смерть не может быть страшна. Как гласит псалом: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

Скульптура черта в Пушкине

В Пушкине есть ряд скульптур с менее глубинным смыслом. Это скорее не памятники, а украшения города, но и они могут привлечь внимание туристов.

Автор монумента

Памятник Пушкину - символ Москвы

Автор памятника Пушкину в Москве — знаменитый отечественный скульптор Александр Опекушин. Сам он родом из Ярославской губернии. Еще в детстве проявил незаурядные способности, поэтому оказался в мастерской скульпторов в Санкт-Петербурге.

Интересно, что родился он крепостным, поэтому, чтобы учиться в академии художеств, ему пришлось откупаться. Вольную он получил в 1859 году, когда ему исполнился 21 год, а еще через два года женился.

Описание памятника Пушкину в Москве, сделанное Опекушиным, больше всего понравилось комиссии, которая определяла автора скульптуры. Это стал один из его самых известных проектов. Среди них также можно выделить памятник адмиралу Грейгу, который был открыт в 1873 году, монумент поэту Лермонтову, появившийся в Пятигорске в 1889 году, Александру II в Ченстохове и Рыбинске.

Ночной Дозор

Ночной Дозор в Пушкине

Первая и самая большая композиция это Ночной Дозор. Знаменитая картина Рембрандта, посвященная выступлению стрелковой роты с их капитаном, ныне воплощенная в камне. В отличии от картины, солдат можно осмотреть со всех сторон без теней, присутствующих на картине. Вы можете даже войти внутрь и ощутить себя участником сюжета.

Сама картина некогда произвела настоящую революцию в портретной живописи. До этого групповые портреты писались с сидящих людей, в парадной обстановке. Художник же привнес в сюжет движение и повседневность.

Статуи Ночной Дозор в Пушкине

Группа представляет собой два десятка фигур солдат XVII века, выступающих в поход. Пикинеры, стрелки, знаменосец, барабанщик и офицеры. Вы можете осмотреть на них все детали одежды и оружия. Среди этих воинов с мушкетами и холодным оружием в пестрых и пышных одеждах мушкетеров присутствует маленькая девочка с куриной тушкой у пояса. Это Саския – первая жена Рембрандта. У ног барабанщика бегает собачка, которую очень любят гладить туристы – на счастье. Не барабанщика же гладить.

Скульптуры Ночной Дозор

Статуи Пушкина в других городах

Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.

В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.

Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось — брали, что не нравилось — брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать — непонятно (это я сейчас не про скульптуру).

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Пушкин для Москвы, как «Медный всадник» для Санкт-Петербурга. Это символ города и знаковое место, возле которого назначают встречи и свидания.

Памятник А.С. Пушкину, фото 2014 года

Идея памятника Пушкину появилась еще в 1860 году, но тогда она не нашла поддержки властей. Через 10 лет к замыслу вернулись, и начался сбор средств.

На 1 января 1873 года на банковских счетах лежало уже более 70 000 рублей. Настало время выбирать проект. Для этого прошло три конкурса — в 1873, 1874 и 1875 годах. Они собрали весь цвет тогдашней отечественной скульптуры, но ни одна из работ не впечатлила жюри. В итоге остановились на проекте А.М. Опекушина.

На открытии монумента, которое несколько раз по разным причинам откладывали, собралась вся Москва, и даже приезжали делегаты из других городов. Их расставили под транспарантами с названиями пушкинских произведений. Ученые и литераторы оказались под надписью «Братья-разбойники», Общество литературного фонда — под надписью «Скупой рыцарь», Катковский лицей — под вывеской «Кавказский пленник». Но этого казуса тогда никто не заметил.

Памятник А.С. Пушкину пришелся москвичам по вкусу. Непринужденная поза и задумчивый взгляд — именно таким его привыкли видеть. А для большего портретного сходства Опекушин даже воспользовался посмертной маской, снятой с лица поэта в день его кончины.

Проекты памятника Пушкину

На памятнике Пушкину высечено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Но эти строки оказались довольно спорными.

При публикации стихотворения в первом посмертном собрании сочинений поэта, Жуковский из соображений цензуры заменил опасные слова Что в мой жестокий век восславил я Свободу на безобидные Что прелестью живой стихов я был полезен .

В 1880 году царская цензура не пропустила строку Что в мой жестокий век восславил я свободу и до 1937 года на памятнике была цитата в переделке Жуковского:
И долго буду темъ народу я любезенъ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ

В 1936 году при подготовке к 100-летию со дня смерти Пушкина на постаменте разместили оригинальный текст, а также заменили старую орфографию на современную, а двустишия — на полные четверостишия. При этом текст на обратной стороне пьедестала сохранился в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Памятник А.С.Пушкину

В 1950 году по личному указанию Сталина памятник Пушкину перенесли на другую сторону Тверской.

Передвижка началась 13 августа в 8 часов вечера. Памятник вместе с постаментом поставили на специальные рельсы и с помощью двух десятитонных дорожных катков передвинули на 104 метра. Скорость движения составила около метра в минуту. Затем Пушкина развернули на 156 градусов. А люди всю ночь наблюдали за движением одиннадцатиметровой статуи. И хотя не все одобрили эти перемены, вскоре к ним привыкли. И если раньше Пушкин стоял, сняв шляпу и преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сейчас он просто задумчиво смотрит вдаль.

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

. по Москве ходил анекдот: «Учитель законоведения говорит бухгалтеру:
— Вычтите из моего жалования 10 копеек на Пушкина… Пусть больше жертвует учитель словесности — это по его части» .

. при повороте на Тверскую ломовики, везущие постамент памятника Пушкину, встретили похоронную процессию со старушкой Керн в гробу. Постамент по-джентельменски уступил ей дорогу.
И хотя старушка Керн скончалась через год после приезда постамента в Москву, это не мешало романтичным москвичам верить легенде .

«Во блаженном успении вечный покой ей!»
Что в сравненье с этим счастье мирское!
Ничего не слыша, спала, бездыханна,
Раскрасавица Керн, боярыня Анна.
Отслужили службу, панихиду отпели.
По Тверскому тракту полозья скрипели.
И брели за гробом, колыхались в поле
Из родни и знакомцев десяток — не боле,
Не сановный люд, не знатные гости,
Поспешали зарыть ее на погосте.
Да лошадка по грудь в сугробе завязла.
Да крещенский мороз крепчал как назло.
Но пришлось процессии той сторониться.
Осадил, придержал правее возница,
Потому что в Москву, по воле народа,
Возвращался путник особого рода…
Вот он — отлит на диво из гулкой бронзы,
Шляпу снял, загляделся на день морозный.
Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде,
Он стоит, кудрявый и смелый, как прежде…
Так метель обвенчала нежно и грозно
Смертный прах старухи с бессмертной бронзой,
Двух любовников страстных, отпылавших розно,
Что простились рано, а встретились поздно.

. когда на доме под юбкой» стояла скульптура балерины, по Москве ходил анекдот:
— Почему Пушкин голову вниз опустил?
— Чтобы на срам не смотреть .

Памятник А. С. Пушкину (Москва, Пушкинская площадь)

PushkinMskVblizi.jpg

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Содержание

Описание

Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув несколько вперёд левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу, голова немного наклонена. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. На памятнике подобающая надпись и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». [2]

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.

История создания

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 13 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и к 1880 году удаётся собрать около 106 тыс. рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Михайловичу Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. [3] К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне [3] . 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника.

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов [4] .

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы) [5] . Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Памятник Пушкину

Как добраться до памятника Пушкину: ст. метро: Пушкинская, Тверская, Чеховская.

Памятник Пушкину в Москве находится в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (бывшая Страстная).

История появления памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве длилась несколько десятилетий. Мысль об установлении монумента в честь выдающегося русского поэта возникла сразу же после его смерти, в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, до сих пор было принято устанавливать памятники исключительно государственным деятелям, а во-вторых – отношение власти к Пушкину было весьма прохладное.

Василий Андреевич Жуковский, ближайший друг и учитель Пушкина, подал Николаю I идею создания народного памятника поэту в Михайловском. В 1855 году 82 чиновника Министерства иностранных дел России, в котором некогда состоял на службе Пушкин, обратились к князю Горчакову за разрешением открыть всероссийскую подписку по сбору средств на сооружение памятника Пушкину в Петербурге. Но князь не стал подписываться пот довольно рискованным проектом, поэтому инициатива служащих ни к чему не привела.

В 1860 году с очередным прошением о создании монумента великому русскому поэту обратились выпускники лицея, в котором учился Пушкин. Ввиду общественного резонанса в обществе, правительство дало разрешение на создание памятника, но при этом не выделило никаких средств. По благотворительной подписке собрали 13 000 рублей – это была лишь малая часть необходимых средств. В 1870 году лицеист Яков Карлович Грот вновь организовал сбор денег на строительство памятника, и уже в 1880 году было собрано 160 575 рублей 10 копеек.

Уже к середине 1870-х годов стало ясно, что идея вполне может воплотиться в реальность. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в котором одержал победу Александр Михайлович Опекушин. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Семенович Богомолов. В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливку статуи заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе, а постамент был изготовлен из темно-красного сердобольского гранита.

Общая высота монумента составляет приблизительно 11 метров. Специалисты отмечают удачное соотношение монумента и скульптурной фигуры, благодаря которому из любой точки памятник выглядит гармонично. Пушкин изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, поэт держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых – четыре светильника.

На пьедестале высечены строки стихотворения А.С. Пушкина “Памятник” в несколько измененном виде. Дело в том, что по соображениям цензуры Жуковский заменил строки “Что в мой жестокий век восславил я Свободу” на нейтральные “Что прелестью живой стихов я был полезен”, в связи с этим для сохранения рифмы нужно было изменить и еще одну строку. Поэтому на постаменте вместо

“И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал”

можно было прочесть:

“И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал”

Торжественное открытие памятника планировали провести в день открытия Лицея, 19 октября 1879 года, но из-за некоторых повреждений постамента, нанесенных ему при монтаже, установку пришлось отложить. Следующей датой открытия памятника объявили 26 мая 1880 года – день рождения Пушкина, но и на этот раз мероприятие отложили из-за траура по императрице Марии Александровне. Наконец, 6 июня 1880 года при стечении огромного количества людей памятник Пушкину на Страстной площади наконец-то был открыт. Это событие стало одним из самых заметных в культурной и общественной жизни не только Москвы, но и всей России, его называли “вторым рождением” поэта.

Когда в 1936 году СССР и Москва готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить исправленный текст стихотворения на оригинальный. Старый текст срубили, поверхность отшлифовали, камень вокруг новых букв вырубили на глубину 3 миллиметра, что создало светло-серый фон для текста. Кроме того, вместо двустиший высекли четверостишья, а устаревшую грамматику заменили современной. На тыльной стороне монумента надпись не меняли, поэтому и сегодня можно прочесть слова: “Сооруженъ въ 1880 году”.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]