Четырехстороннее международное соглашение 5 темы
Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину было подписано 3 сентября 1971 года в американском секторе Берлина в бывшей резиденции Контрольного совета. РИА Новости, 03.09.2021
Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину было подписано 3 сентября 1971 года в американском секторе Берлина в бывшей резиденции Контрольного совета послом СССР в Германской Демократической Республике (ГДР) и послами США, Франции и Великобритании в Федеративной Республике Германии (ФРГ). Вступило в силу после подписания 3 июня 1972 года министрами иностранных дел СССР, США, Франции и Великобритании заключительного протокола к соглашению.Договоренность четырех держав была достигнута по одной из самых сложных международных проблем послевоенного периода. После капитуляции во Второй мировой войне (1939-1945) Германия была разделена державами-победительницами на четыре зоны оккупации – советскую, американскую, британскую и французскую. Ее столицу Берлин постигла та же учесть, хотя она находилась в зоне оккупации советских войск. В июне 1945 года правительства СССР, США, Великобритании и Франции взяли на себя верховную власть в стране. Для решения вопросов, касавшихся Германии в целом, был образован Контрольный совет (начал работу 30 августа 1945 года), в который вошли главнокомандующие оккупационными войсками. Державы-победительницы договорились рассматривать Германию как единое экономическое и политическое целое, провести ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Однако союзники, выработав общую позицию по ряду вопросов “германской политики”, требовавших безотлагательного решения, по-разному оценивали перспективы развития германского государства. СССР считал, что в Германии должны быть проведены радикальные демократические преобразования, которые исключили бы возможность возрождения германского милитаризма и превращения Германии вновь в источник военной опасности. Западные державы, отказавшись от разрабатывавшихся ими в годы войны планов полной ликвидации промышленного потенциала Германии и разделения ее на ряд мелких зависимых государств, считали, что для демократического переустройства страны достаточно наказания военных преступников и реорганизации германской экономики при сохранении существующих отношений собственности. Преобразования на востоке Германии рассматривались западными державами как крайне опасные в социальном плане и противоречащие их геополитическим интересам. С лета 1946 года в условиях начавшейся “холодной войны” (противостояние двух блоков стран с различными социально-политическими системами во главе с СССР и США) они взяли курс на раскол Германии в расчете сохранить в сфере своего влияния хотя бы ее западную часть. В конце 1946 года США и Англия объединили свои зоны оккупации в так называемую Бизонию. В 1948 году к ним присоединилась французская зона – образовалась Тризония. В 1948 году на совещании в Лондоне правительства США, Англии и Франции решили создать на территории Тризонии отдельное государство. Их решения советской стороной были признаны неправомерными. Следуя линии на разъединение Германии, западные державы приступили к экономическому обособлению Тризонии от советской зоны оккупации. Первым шагом на этом пути стала денежная реформа, начавшаяся в июне 1948 года. В ходе нее была отменена единая для всей Германии валюта. Реформа была распространена и на три западные зоны оккупации Берлина. Такие действия Запада неизбежно вели к наплыву выведенных из обращения в Тризонии старых “рейхсмарок” в Восточную Германию и подрыву экономики советской зоны оккупации. В этих условиях советская военная администрация начала проводить денежную реформу в своей зоне, а чтобы не допустить туда обесцененную денежную массу, она была вынуждена ввести существенные ограничения в области транспорта, связи, торговли и по существу блокировать западные зоны оккупации Берлина. Разразился острейший международный кризис, вокруг которого сразу же была развернута шумная пропагандистская кампания. Под ее прикрытием и завершилась работа по созданию сепаратного западногерманского государства. В сентябре 1949 года на основе Тризонии была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). Это коренным образом изменило ситуацию в стране. Сохранение состояния военной оккупации в восточной части Германии стало невозможным, поэтому там 7 октября 1949 года была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).Раскол Германии на два государства привел к разделению Берлина на Западный Берлин (американский, британский и французский секторы) и Восточный Берлин (советский сектор). Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западный Берлин получил особый статус и находился под контролем западных оккупационных властей. Таким образом, в Европе сложилась уникальная ситуация, когда единая страна была разделена на два государства, принадлежавшие к противоположным общественно-политическим системам. Раскол Германии привел к серьезному обострению обстановки в Европе и на территории самой Германии. Особенно это проявилось в ситуации вокруг Западного Берлина, который фактически превратился в центр подрывной деятельности (как экономической, так и политической) против ГДР. Провокации с территории Западного Берлина, не отделенного от ГДР государственной границей, могли привести к серьезному инциденту, в том числе военному. В 1958 году советское правительство предложило превратить Западный Берлин в “демилитаризованный вольный город” – самостоятельную политическую единицу со своими органами управления и полноценной государственной границей – и предложило США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течение шести месяцев. Это требование было отвергнуто западными державами. Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда из-за увеличения производственных норм и насильственной коллективизации в ГДР, а также более высокого уровня оплаты труда в Западном Берлине, увеличился отток граждан ГДР на запад. В результате в августе 1961 года правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений – строительству Берлинской стены. Попытки стран НАТО (прежде всего США), приведших вооруженные силы в состояние боевой готовности и начавших выводить танковые подразделения на межзональную границу в Берлине, оказать давление на ГДР и СССР получили твердый отпор.Осенью 1961 года правительство США высказалось за возобновление диалога с СССР по урегулированию германского вопроса и положения в Берлине. В 1962 году в Нью-Йорке, Вашингтоне (США) и Женеве (Швейцария) состоялся ряд встреч американских и советских представителей. Несмотря на сближение позиций сторон по ряду вопросов, вопрос об изменении международно-правового статуса Западного Берлина и замене на его территории войск НАТО контингентами ООН, а также о подписании мирного договора с Германией решен не был. Советско-американский диалог способствовал, тем не менее, ослаблению военной напряженности и преодолению Берлинского кризиса. Западные союзники ФРГ все чаще стали выказывать несогласие с ее курсом на усиление конфронтации с СССР и странами Варшавского договора, опасаясь, что это может привести к широкомасштабному военному конфликту в Европе. Кроме того, правительство ФРГ не смогло добиться согласия западных держав на ликвидацию оккупационного статуса Западного Берлина и включения его в состав ФРГ. Тупик в решении германского вопроса стал причиной политического кризиса в ФРГ и смены правительства. Новое руководство страной выступало за использование более гибких методов решения германского вопроса.В конце 1963 года правительство ГДР и органы гражданской власти Западного Берлина подписали первое “соглашение о пропусках”, определившее для граждан ГДР и западноберлинцев порядок пересечения границы на территории Берлина. Окончательно ситуация была урегулирована Четырехсторонним соглашением по Западному Берлину, подписанному 3 сентября 1971 года. Его заключению предшествовали переговоры 1970-1971 годов между послами четырех держав, состоявшиеся по инициативе СССР. Бывшие союзники во Второй мировой войне, исходя из политических и территориальных реалий, подтвердили статус западной части Берлина как самостоятельной территории, не входящей ни в ФРГ, ни в ГДР. Представителями интересов Западного Берлина в мире оставались три западные страны, и только в отдельных областях, не затрагивающих вопросов статуса и безопасности (консульское обслуживание и другие), эти полномочия могли быть делегированы ФРГ. СССР в ответ гарантировал, что транзитное сообщение по территории ГДР между Западным Берлином и ФРГ будет происходить в соответствии с международной практикой, жители западных секторов смогут посещать столицу и другие районы ГДР на условиях, применяемых в отношении граждан других государств. В Западном Берлине учреждалось генконсульство СССР и бюро советских внешнеторговых объединений, а также некоторых других советских учреждений. Конкретные вопросы реализации достигнутых договоренностей регулировались в Приложениях к Четырехстороннему соглашению по Западному Берлину и частично передавались в ведение “компетентных немецких властей”. Подписание соглашения по Западному Берлину позволило нормализовать ситуацию в городе и вокруг него.В декабре 1972 года ФРГ и ГДР подписали договор об основах двусторонних отношений, в 1973 году оба немецких государства были приняты в ООН.С середины 1980-х годов, с началом перестройки в СССР и активизацией демократического движения в ГДР, вопрос о восстановлении единства Германии был поставлен правительством ФРГ перед руководством СССР. Советское правительство согласилось не препятствовать свободному волеизъявлению немцев. В ноябре 1989 года в ходе массовых акций протеста жителей ГДР было восстановлено свободное сообщение между Восточным и Западным Берлином. С отказом держав-победительниц от своих прав на территории Германии и Берлина (сентябрь 1990 года) и присоединением ГДР к ФРГ (октябрь 1990 года) единство Берлина было восстановлено.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Четырехстороннее соглашение по Берлину
Четырехстороннее Соглашение о Берлине является соглашение между СССР , в США , в Великобритании и Франции . Подписан 3 сентября 1971 г. в годы разрядки в разгар холодной войны он окончательно положил конец существовавшим разногласиям между четырьмя бывшими союзниками по Второй мировой войне относительно статута Берлина, что послужило причиной двух крупных кризисов, блокады Берлина. Советский Берлин в 1948 году, затем второй Берлинский кризис, который начался в 1958 году с оспаривания этого статуса Хрущевым , что привело к строительству Берлинской стены в августе 1961 года .
Резюме
Исторический контекст
Данное соглашение заключено в Берлине на 3 сентября 1971 г. между четырьмя оккупирующими державами Германии в лице своих послов. В 3 июня 1972 г. , четыре министра иностранных дел, британец Алек Дуглас-Хоум , советский Андрей Громыко , француз Морис Шуман и американец Уильям П. Роджерс подписывают соглашение, которое затем вступает в силу по случаю церемонии в Берлине.
Это соглашение подпадает под период холодной войны в период разрядки напряженности между американцами и Советским Союзом, который последовал за кризисами в Берлине и на Кубе и который усиливается в Европе политикой открытости Востоку, проводимой социальным канцлером. Демократ Вилли Брандт на приход к власти в 1969 году, известный как Ostpolitik . Поиску договоренностей между Западом и Востоком также способствует замена в Май 1971 г. де Ульбрихт по Хонеккера во главе с ГДР , которая нуждается в реформах для улучшения экономического и социального положения. За четыре года, с 1970 по 1973 год, было подписано несколько договоров или соглашений, в которых признавалось разделение Германии на две части и границы, возникшие в результате Второй мировой войны:
- Московский договор в Август 1970 г. , и Варшавский договор в Декабрь 1970 г. которые подтверждают линию границ и, в частности, линию Одер-Нейсе, которая ограничивает западную границу Польши с Германией,
- Основной договор ( Grundlagenvertrag , вступил в силу в Июнь 1973 г. ), в котором признаются два отдельных немецких государства: Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР), и в которой эти две страны обязуются уважать свой суверенитет.
- Соглашения, касающиеся перемещения товаров и людей между Западной Германией, Западным Берлином и Восточным Берлином, заключенные во второй половине 1971 года, и которые представляют собой практические условия применения четырехстороннего соглашения.
Переговоры по всем этим договорам и соглашениям, которые составляют единое целое, в значительной степени проводились одновременно, поскольку заключение каждого из них зависело от достижения согласия с другими.
Содержание
Однажды утром 1969 года войска Берлинской бригады армии США прошли через жилой район Целендорф , напоминая, что Берлин все еще был оккупирован победителями во Второй мировой войне.
Это первое соглашение между союзниками после Потсдамской конференции 1945 года. Оно подтверждает права и обязанности четырех держав в Берлине и, таким образом, окончательно лишает правительство ГДР возможности осуществлять свою власть над Западным Берлином , который не имеет выхода к морю. территория и яркая витрина развития ФРГ.
Текст соглашения представляет собой прагматический компромисс, который позволяет каждому из двух лагерей найти свою точку зрения. Для жителей Запада он ратифицирует свободное передвижение между ФРГ и Западным Берлином, тем самым ставя точку в вопросе о прекращении действия Потсдамских соглашений и угрозах его интеграции в ГДР: «Правительство Союза Советских Социалистических стран. Республика заявляет, что транзитному перемещению людей и гражданских товаров между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германия автомобильным, железнодорожным и водным транспортом через территорию Германской Демократической Республики не будет препятствий »
В свою очередь, в тексте говорится, что Западный Берлин также не может быть интегрирован в ФРГ: «Правительства Французской Республики, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки заявляют, что связи между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти отрасли по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не управляются ею. « Для достижения этих успехов политический статус Берлина намеренно оставлен неопределенным, что позволяет не задеть расходящиеся позиции обеих сторон.
Пресс-конференция советского посла в ГДР, представляющая соглашение о транзите между двумя Германией, 20 декабря 1971 года.
Реакции в Германии
Четырехстороннее соглашение, за которым следует соглашение о транзите и соглашение между сенатом Западного Берлина и ГДР, имеет значительные преимущества для Германии, поскольку Советы гарантируют бесплатный транзит в Западный Берлин . Однако они вызывают жаркие споры в Бундестаге, потому что депутаты видят в них признание разделения Германии ; кроме того, прямые переговоры между сенатом Западного Берлина и ГДР подтверждают тезис Советской и Восточной Германии, согласно которому «Западный Берлин был особым субъектом» , что ставит под сомнение его связи с ФРГ. Эту интерпретацию разделяют, на этот раз к радости, Коммунистическая партия Восточной Германии ( Объединенная социалистическая партия Германии ) и ее берлинский сателлит, Объединенная социалистическая партия Западного Берлина (де) .
Как получить гражданство РФ по четырехстороннему соглашению
Иностранцам, подавшим заявление на получение российского гражданства, как правило, приходится проходить процедуру в общем порядке, предусматривающем наличие пятилетнего срока проживания в России. Упрощенный порядок значительно ускоряет прохождение процедуры. Еще быстрее и проще осуществляется получение гражданства РФ по четырехстороннему соглашению.
Какие преимущества предоставляются четырехсторонним соглашением
26 февраля 1999 года главами четырех дружественных государств Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией было подписано Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства (далее – Соглашение).
Четырехсторонним договором, вступившим в силу с 2000 года, предусмотрено, что каждая страна – участница Соглашения обязуется предоставить «прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой страны право приобрести гражданство в упрощенном порядке». Разумеется, есть определенные ограничения в отношении круга лиц, на которых распространяется упрощенный порядок обретения полноправного гражданского статуса в другой стране.
Получение статуса российского гражданина в соответствии с условиями четырехстороннего договора – частный случай его обретения в упрощенном порядке.
Главные преимущества такого способа стать гражданином Российской Федерации:
- сокращение сроков рассмотрения поданного заявления до 3 месяцев;
- нет необходимости подтверждать владение русским языком и наличие законных источников к существованию;
- нет нужды в подаче заявления об отказе от гражданства на прежней родине.
Как осуществляется правовое регулирование получения гражданства по четырехстороннему соглашению
Четыре государства, которые подписали договор, исходили из побуждения, зафиксированного в его преамбуле. Цель договора – помочь лицам, которые хотят стать гражданами другой страны, подписавшей Соглашение.
Главное условие волеизъявления – добровольность, решение стать гражданином другой страны не должно приниматься под давлением извне.
Подписав четырехстороннее соглашение о гражданстве, государства-участники приняли на себя обязательства:
- устранить имеющиеся несоответствия с ним в национальных нормативно-правовых актах;
- согласовать деятельность компетентных государственных структур относительно обмена данными, необходимого для реализации условий Соглашения.
Статья 3 Соглашения урегулировала правовой статус детей, родители которых являются гражданами разных стран – участниц договора или изменили гражданство в соответствии с его условиями.
Кто может стать российским гражданином по Соглашению
Четырехсторонний договор стал документом, подытожившим усилия постсоветских государств как-то упорядочить миграцию своих граждан, облегчить их судьбу. В частности, еще в 1995 году был подписано двустороннее Соглашение между Россией и Казахстаном о гражданстве.
Подписанием четырехстороннего договора укрепление сотрудничества между его участниками в вопросах перемещения граждан не прекратилось. Наиболее тесными представляются российско-белорусские межгосударственные отношения. Если учесть, насколько тесно связаны между собой исторические судьбы этих государств и народов, в этом нет ничего удивительного. В 2006 году, к примеру, Российская Федерация и Республика Беларусь подписали отдельное соглашение, облегчающее свободу передвижения и выбор места проживания. И гражданство РФ по соглашению с Беларусью приобретается по упрощенной процедуре.
Условия приема в российское гражданство в соответствии с Соглашением
Четырехсторонний договор определил круг лиц, которые имеют право в упрощенном порядке получить статус российского гражданина.
Претенденты на гражданство РФ должны соответствовать критериям, представленным в части 1 статьи 1 Соглашения:
- родиться/проживать на территории России и иметь гражданство одной из четырех бывших советских республик и, одновременно, СССР, полученное до 21 декабря 1991 года;
- иметь близких родственников – российских граждан. К числу близких родственников относятся супруги, родители, дети, включая усыновленных, деды и бабушки, внуки, братья и сестры.
Подтверждением родства является внутренний российский паспорт или иной документ аналогичного назначения, содержащий отметку о регистрации по месту жительства. Если родственниками выступают дедушка или бабушка, дополнительно понадобится свидетельство о рождении родителя заявителя. Свидетельство о рождении необходимо также, если родственниками являются брат или сестра. А если родственниками заявителя выступают внуки, то понадобятся свидетельства о рождении и внуков, и ребенка заявителя, ставшего их родителем.
Что делать, если основания для приема в российское гражданство по Соглашению отсутствуют
Не всегда граждане, проживающие в Белоруссии, Казахстане или Киргизии, соответствуют требованиям, предъявляемым претендентам на российское гражданство, обусловленным четырехсторонним договором. И все же они остаются вправе претендовать на обретение статуса российского гражданина в упрощенном порядке. В любом случае, им не понадобится проживать в России целых 5 лет, чтобы подать заявление.
Особенности оформления гражданства по четырехстороннему договору
Чтобы воспользоваться преимуществами в получении статуса российского гражданина, которые предоставляет гражданам постсоветских государств договор, необходимо соблюсти некоторые требования.
Заявитель должен оформить выезд в Россию так, так требуется законодательством страны, в которой он проживал. Российское законодательство ставит условием в этом случае предоставление документа, подтверждающего выезд в РФ для постоянного проживания.
- отметку в национальном паспорте;
- листок убытия к удостоверению личности.
Российское гражданство по четырехстороннему соглашению может предоставляться только при условии постоянного проживания в стране, для чего необходимо получение вида на жительство (ВНЖ) и прохождение регистрации по месту проживания.
Какие документы необходимо предоставить
Вместе с заявлением в двух экземплярах понадобится подготовить пакет документов, в котором обязательно наличие:
- действительного национального паспорта;
- российского ВНЖ;
- нотариально заверенных копий свидетельств о рождении и браке (если заявитель пребывает/пребывал в нем);
- документа, подтверждающего выезд из страны на постоянное местожительство в РФ;
- 3 фотографии 3х4 см;
- квитанции об уплате госпошлины;
- документов, которые подтверждают право воспользоваться льготами, вытекающими из Соглашения. Это будет (в разных случаях) свидетельство о регистрации брака и свидетельство о рождении заявителя, свидетельство о рождении / национальный паспорт ребенка заявителя, родителей, сестры/брата, внуков.
Если вместе с родителями стать российскими гражданами собираются дети, то необходимо предоставить на каждого из них:
- свидетельство о рождении и национальный паспорт (при наличии);
- документ, подтверждающий проживание в РФ. Это может быть разрешение на временное проживание (РВП) ребенка или ВНЖ/РВП одного из родителей, с внесенными сведениями о ребенке;
- письменное согласие ребенка, достигшего 14 лет, с нотариально заверенной подписью;
- копия отрывной части бланка уведомления, удостоверяющего постановку на миграционный учет (если он производился по месту пребывания).
Дополнительные сведения представлены в подробной публикации, рассказывающей, какие нужны документы для получения гражданства РФ.
В какое ведомство обращаться для оформления гражданства РФ
Заявление подается лично в территориальное отделение ГУВМ МВД России по месту регистрации. Записаться на прием можно на сайте ГУВМ МВД в онлайн-режиме, нужно лишь нажать на кнопку «Онлайн-запись на прием». Все особенности подачи заявления и прилагающихся документов лучше прояснить заранее.
Узнайте подробнее о процедуре, пакете документов и о том, куда обратиться для получения гражданства РФ.
Тем, кто избирает для проживания российскую столицу, пригодятся советы, о получении гражданства РФ в Москве.
Выбирая местом проживания северную столицу, изучите информацию в материале о том, как оформить получение гражданства РФ в Санкт-Петербурге.
Стоимость и продолжительность процедуры оформления
Как уже выше сказано, при подаче документов необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, которая установлена в размере 3500 рублей. Кроме того, предстоят и другие затраты, в частности, заплатить за нотариальное заверение некоторых документов.
Читайте подробный материал о том, какова госпошлина на гражданство РФ.
Для того чтобы получить статус российского гражданина по четырехстороннему договору, не придется ждать очень долго. Процедура рассмотрения заявления занимает до 3 месяцев, еще 1 месяц может уйти на выдачу уведомления.
Подробности узнайте из статьи, в которой рассматриваются сроки получения гражданства РФ.
Существуют ли основания для отказа в предоставлении гражданства
Гражданам Белоруссии, Казахстана и Киргизии могут отказать в праве стать российскими гражданами, основываясь на положениях части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Это может произойти в том случае, если заявитель:
- выступал с заявлениями и/или совершал действия, угрожающие основам конституционного строя и национальной безопасности РФ;
- фальсифицировал документы или подал ложные сведения;
- служит в вооруженных формированиях;
- имеет судимость за совершение умышленных преступлений;
- преследуется в уголовном порядке;
- подвергся наказанию в виде лишения свободы.
Помимо этого, существует возможность отмены решения о предоставлении российского гражданства в случаях:
- отказа принести Присягу гражданина РФ;
- обнаружения подлога при подаче документов или факта предоставления ложных сведений.
Много важных деталей и полезной информации содержит публикация о причинах отказа в гражданстве.
Итоги
Для многих людей, проживавших в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, подписание четырехстороннего договора оказалось важным событием. С тех пор им стало намного легче приобрести российское гражданство по соглашению сторон. Даже в сравнении с упрощенным порядком оформить необходимые документы и получить решение удается в более сжатые сроки.
1971, 3 сен. Четырехстороннее соглашение между СССР, Великобританией, США и Францией по Западному Берлину
03.09.1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение между СССР, Великобританией, США и Францией по Западному Берлину.
Причины подписания договора
Поражение Германии во Второй мировой войне привело к прекращению ее существования как единого и самостоятельного государства. Верховная власть в стране перешла к победителям, которые образовали 4 оккупационные зоны. При этом среди самих союзников не было единства взглядов, между ними стали возникать разногласия. Итогом стало объединение США и Великобританией своих зон влияния с образованием в 1946 г. Бизонии. В 1948 г. после присоединения к соглашению Франции сформировалась Тризония.
Лондонское совещание союзников привело к решению сформировать в пределах Тризонии самостоятельное государство. После проведения сепаратной денежной реформы на этой территории и ответного шага СССР в своей зоне Берлин фактически оказался в блокаде. Это привело к международному кризису, что стало провоцирующим фактором для раскола Германии. 07.09.1949 г. было объявлено о появлении ФРГ, а 07.10.1949 г. – ГДР. На территории Большого Берлина образовалось два района – столица ГДР и территория, подконтрольная западным странам.
В 1958 г. Кремль выдвинул требование предоставить Западному Берлину статус свободного города, однако западные союзники планировали сохранить свой контроль над этой территорией. 13.08.1961 г. ГДР приступил к возведению стены по линии раздела секторов, а в конце 1963 г. появилось соглашение по порядку пропуска жителей.
Переговоры и подписание договора
Процесс переговоров по вопросу статуса и положения Западного Берлина стартовал в марте 1970 г. Его итогом стало оформление четырехстороннего соглашения, которое было подписано 03.09.1971 г. на территории бывшей резиденции Контрольного совета в парке Клейста в Берлине. На церемонии присутствовали послы СССР, США, Великобритании и Франции. Советский Союз был представлен послом в ГДР П. Абрасимовым.
После длительных переговоров все стороны согласились признать неподконтрольность Федеративной Республике Германии западных секторов Берлина. Он не был фактически в составе ФРГ, не управлялся этим государством и выступал в статусе самостоятельной территории.
Интересы Западного Берлина представлялись тремя странами Запада – США, Великобританией и Францией. Однако ФРГ наделялась правом представительства интересов этой территории в международных отношениях в ряде вопросов – относительно участия в составе международных организаций, при консульском обслуживании постоянно проживавших в городе жителей и т.д.
В других разделах договора урегулировались проблемы определения принципов транзитного сообщения между территорией Западного Берлина и ФРГ, а также нахождение населения Западного Берлина в пределах ГДР. При этом было решено отнести конкретные способы разрешения транзитных вопросов и проблем регулирования нахождения граждан на территории ГДР в состав компетенции немецкой власти. Иными словами, эта сфера регулировалась правительствами ГДР, ФРГ, а также Сенатом Западного Берлина.
Советский Союз согласился гарантировать соответствие транзитного сообщения через ГДР между Западным Берлином и ФРГ международной практике регулирования подобных вопросов. Поэтому у жителей западных секторов появлялось право приезжать в столицу и иные зоны ГДР, руководствуясь условиями, действовавшими относительно граждан прочих стран. При этом у Кремля появилось право учредить генконсульство вместе с бюро внешнеторговых объединений на территории Западного Берлина. Там планировалось открыть представительства иных учреждений СССР.
Четырехсторонний договор по Берлину вступил в силу 03.06.1972 г. Им регулировались вопросы, относившиеся к международному статусу территории. Соглашение помогло снять напряженность, которую спровоцировало введение Берлинской стены. В декабре 1972 г. ФРГ и ГДР оформили между собой соглашение об основных вопросах организации двусторонних отношений. В 1973 г. эти страны стали членами ООН.
Гражданство РФ по соглашению для белорусов, казахов и киргизов
На территории Российской Федерации действует и успешно применяется документ, который носит название «Четырехстороннее соглашение». Для некоторых граждан он может сделать путь к российскому паспорту более легким и простым. Но гражданство РФ по соглашению доступно только выходцам из Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана.
Четырехстороннее соглашение: реальный путь к гражданству
Соглашение в 99-м году заключили 4 государства (отсюда и название документа): Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан. Цель договора: укрепление дружественных связей между указанными странами.
Гражданство РФ по браку
- Елена Воропаева
- 06.08.2020
В России документ ратифицировали в 2000-м году. Соответственно, с этого времени он и применяется. К слову, применяется успешно. Российские миграционные органы без препятствий принимают заявления на гражданство РФ по соглашению, поэтому вариант этот рабочий.
Кому дают гражданство РФ по соглашению
Как вы уже поняли, данный способ доступен белорусам, киргизам, казахам. На приезжих из других государств действие документа не распространяется.
Договоренность между странами хоть и упрощает процесс получения статуса российского гражданина, но, по приезду в Российскую Федерацию, ни белорус, ни казах, ни киргиз не смогут сразу отнести бумаги для оформления гражданства.
Мигранты, подходящие под условия договора, как и все остальные иностранцы, должны сперва заполучить ВНЖ и только потом переходить к получению гражданства. Соответственно, приезжие из Казахстана и Кыргызстана оформляют РВП, потом получают ВНЖ и далее начинают решать вопрос гражданства по «четырехсторонке». В другой статье читайте, кто может пропустить этап РВП.
Так выглядит ВНЖ в России
Получение гражданства РФ для белорусов по соглашению пройдет легче, так как российские законы позволяют им пропускать этап РВП и сразу делать вид на жительство.
Условия договора
Если вы — гражданин одной из стран, включенных в документ, это еще не значит, что вы сможете стать россиянином по 4-стороннему соглашению.
Воспользоваться этим вариантом может человек, отвечающий одному из двух условий:
- Есть родственник — россиянин. Если кто-то из ваших родных обладает паспортом Российской Федерации, то вы имеете право подать заявление на гражданство РФ по соглашению. Причем круг родственников довольно широк. Это и родители (независимо от их возраста), и дети, и супруги. Наличие братьев/сестер, бабушек/дедушек, внуков/внучек с российским подданством также дает право воспользоваться четырехсторонним соглашением. Есть один важный нюанс: у российского родственника должна быть постоянная регистрация в РФ.
- Вторая категория заявителей, на которых распространяется действие документа, это люди, которые либо родились на территории Российской Федерации до 21.12.91 г., либо проживали здесь до той же даты. Плюс к этому, важно, чтобы у гражданина в прошлом было гражданство одной из республик (Белорусской, Казахской, Киргизской) и одновременно — Советского Союза.
Если одно из описанных условий — ваш случай, то вы можете собирать документы для оформления гражданства по «четырехсторонке». Кстати, список бумаг будет для вас не столь обширен, как для мигрантов, подающих заявления по другим основаниям.
Документы
Список необходимых справок приведен в самом соглашении (статья 2). Претенденту на гражданство необходимо:
- подготовить заявление. Отдельного ходатайства специально под четырехстороннее соглашение нет. Заполняется стандартный бланк заявления. Реальные (принятые) образцы скачайте в конце статьи;
- предъявить свой паспорт и его копию;
- приложить к пакету бумаг нотариальную копию свидетельства о рождении;
- если женились/выходили замуж, то добавьте к списку нотариальную копию свидетельства о браке;
- понадобится документ, подтверждающий, что вы отвечаете условиям 4-стороннего договора, например, паспорт родственника с российским гражданством.
Это основной перечень. Вероятно, у вас запросят несколько дополнительных бумаг. Каких именно – сказать сложно, так как списки в разных регионах отличаются.
Вот перечень, который собирают заявители в Москве:
Список документов
Граждане, подающие по соглашению, освобождаются от необходимости:
- отказываться от своего исходного гражданства;
- подтверждать доходы;
- подтверждать знание русского языка (не нужен ни диплом, ни сертификат о прохождении экзамена).
Нюансы оформления гражданства РФ по соглашению
О первой особенности мы уже сказали — нужен вид на жительство. Когда он был получен — неважно.
Также требуется на родине пройти процедуру выезда на ПМЖ. Как это сделать в 2020 году (на примере Казахстана) узнайте из видео.
Гражданам из Белоруссии для подачи заявления нужен паспорт серии PP. Если этого документа у вас нет, то необходимо его получить и потом подавать по соглашению.
Если у вас приняли документы, то принятие решения займет всего 3 месяца (иногда затягивается до 4-х месяцев). Получив положительный ответ, человек приносит Присягу и подает документы на паспорт россиянина.
Четырехстороннее международное соглашение 5 темы
Советско – американо – англо-французское соглашение 1971 («Четырехстороннее соглашение») по вопросам, относящимся к Западному Берлину — подписано 3 сентября от имени своих правительств послом СССР в ГДР и послами США, Англии и Франции в ФРГ. Введено в действие особым заключительным протоколом, подписанным 3 июня 1972 в Западном Берлине министрами иностранных дел четырех держав.
Заключению соглашения предшествовали четырехсторонние переговоры, начатые по инициативе Советского Союза, к-рые проходили в Западном Берлине с 26 марта 1970 по 23 августа 1971.
Достигнутая четырехсторонняя договоренность направлена на то, чтобы устранить источник напряженности и трений в связи с Западным Берлином н обеспечить нормальные условия для западноберлинского населения.
Четырехстороннее соглашение состоит: из преамбулы; ч. I, включающей в себя общие постановления; ч. 11, содержащей постановления, относящиеся к западным секторам Берлина, и ч. III, к-рая включает заключительные постановления.
К соглашению относятся четыре приложения, конкретизирующие соответствующие положения ч. II.
В преамбуле отмечается, что правительства СССР, США, Великобритании и Франции выработали договоренность на основе их четырехсторонних прав и ответственности, соответствующих соглашений и решений четырех держав, к-рые не затрагиваются, учитывая существующее положение и руководствуясь желанием содействовать практическому улучшению положения, без ущерба их правовым позициям.
В разделе общих постановлений участники соглашения заявляют, что «будут стремиться способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений» в связи с Западным Берлином и что «в этом районе не должна применяться сила или угроза силой и споры должны решаться исключительно мирными средствами». Одновременно подчеркивается, что четыре правительства будут взаимно уважать их индивидуальные и совместные права и ответственность, к-рые остаются неизменными.
В пунктах постановлений, относящихся к западным секторам Берлина, изложены общие принципы, к-рыми соответствующие стороны будут руководствоваться в отношении гражданского транзитного сообщения по территории ГДР между Западным Берлином и ФРГ, условий поддержания связей между Западным Берлином и ФРГ, сообщений между этим городом и ГДР, представительства интересов Западного Берлина и его постоянных жителей вовне и деятельности советских учреждений в этом городе. Конкретные урегулирования по вопросам гражданского транзита и сообщений с ГДР подлежали договоренности между компетентными властями ГДР, ФРГ и Западного Берлина. Центральным положением этого раздела, как и соглашения в целом, .является постановление о том, что западные секторы Берлина «по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться и впредь».
В сообщении правительства СССР (приложение I), касающемся вопросов транзитного сообщения между Западным Берлином и ФРГ, после консультаций и договоренности с правительством ГДР доводится до сведения трех держав, что это сообщение будет облегчено и будет осуществляться наиболее простым, быстрым и благоприятным образом в соответствии с международной практикой. Предусмотрены также соответствующие процедуры контроля лиц и грузов. За пользование транзитными путями ГДР со стороны ФРГ будет выплачиваться годовая паушальная, т. е. общая, сумма.
В сообщении правительств трех держав (приложение II) фиксируется факт непринадлежности Западного Берлина ФРГ и подчеркивается, что положения конституций ФРГ и Западного Берлина, к-рые не согласуются с этим, не будут иметь силы. В документе конкретно устанавливается, что федеральный президент, федеральное правительство, федеральное собрание, бундесрат и бундестаг, включая их комитеты н фракции, а также др. государственные учреждения ФРГ не будут осуществлять в Западном Берлине конституционных или должностных актов, противоречащих вышеуказанным положениям. Правительство ФРГ будет представлено в Западном Берлине перед властями трех держав и сенатом постоянным органом по связям.
В следующем сообщении правительства СССР (приложение III), касающемся связен между Западным Берлином и ГДР, после консультаций и договоренности с правительством ГДР доводится до сведения трех держав, что эти связи будут улучшены. В частности, постоянные жители западных секторов Берлина смогут посещать различные районы ГДР, включая ее столицу, на условиях, сходных с применяемыми в отношении др. лиц, въезжающих в эти районы. С согласия правительства ГДР имеется в виду урегулирование вопросов обмена с Западным Берлином небольшими участками территорий, а также нек-рое расширение телефонных, телеграфных и др. внешних связей города.
В приложении IV, состоящем из сообщения правительств трех держав и ответного сообщения правительства СССР, регулируются вопросы представительства за границей интересов Западного Берлина. На основе четырехстороннего соглашения ФРГ разрешается, в согласии с существующей международной практикой, осуществлять консульское обслуживание в отношении постоянных жителей западных секторов Берлина, в том числе н в Советском Союзе. Международные соглашения и договоренности ФРГ могут распространяться на Западный Берлин при условии, что распространение таких соглашений и договоренностей будет оговариваться в каждом случае. Разрешается представительство интересов Западного Берлина со стороны ФРГ в международных организациях и на международных конференциях. совместное участие постоянных жителей Западного Берлина с участниками от ФРГ в международных обменах и выставках, а также проведение в городе выставок с международным участием, приглашения на к-рые должны направляться сенатом или совместно ФРГ и сенатом.
Это представительство ограничено определенными юридическими и политическими рамками. В соглашении устанавливается, что если дело касается вопросов безопасности и статуса, то как в международных организациях, так и в отношениях с др. странами права и ответственность в отношении представительства за границей интересов Западного Берлина сохраняются за правительствами трех держав.
В договоренности четырех держав предусматривается учреждение в Западном Берлине генерального консульства СССР, бюро советских внешнеторговых объединений и Аэрофлота, а также предусматривается решение др. сопутствующих вопросов. Подтверждаются, в частности, права на принадлежащую Советскому Союзу недвижимую собственность в Западном Берлине и ее использование.
Заключительный четырехсторонний протокол предусматривает, что соглашения и урегулирования, к-рые достигнуты между ГДР, ФРГ и сенатом Западного Берлина по вопросам их компетенции (17 декабря 1971 было подписано «Соглашение между правительством ГДР и правительством ФРГ о транзитном сообщении гражданских лиц и грузов между ФРГ и Берлином (Западным)», а 20 декабря 1971 «Договоренность между правительством ГДР и сенатом об облегчениях и улучшениях поездок и посещений» и «Договоренность между правительством ГДР и сенатом об урегулировании вопроса анклавов путем обмена территорий»), вступают в силу одновременно с четырехсторонним соглашением и что эти соглашения и урегулирования будут действовать вместе с ним. Кроме того, предусматривается процедура взаимных консультаций на случай каких-либо затруднений в применении договоренности.
Четырехстороннее соглашение по вопросам, относящимся к Западному Берлину, является крупным шагом к нормализации положения в Европе. Наряду с договором между СССР и ФРГ и договором между ПНР и ФРГ оно призвано стать важным элементом стабильности на европейском континенте, основывающейся на признании сложившихся здесь территориальных и политических реальностей.
Соглашение четырех держав представляет собой дальнейшее воплощение в жизнь принципов политики мирного сосуществования и международного сотрудничества, способствует созданию условий для решения др. сложных международных проблем, стоящих в повестке дня государств. Публикации:
Что такое гражданство России по четырехстороннему соглашению ?!
В целях льготного поощрения иностранных граждан на территории нашей страны предусмотрено особое четырехстороннее соглашение. Его суть кроется в том, что представители стран-участниц могут стать подданными Российской Федерации не в общем, а в упрощенном порядке.
Доступно это гражданам следующих государств, таких как:
Четвертой стороной соглашения выступает сама Российская Федерация.
Заключен нормативно-правовой акт был в 1999 году, и он действует до сих пор. Цель документа кроется в укреплении дружественных внешнеполитических связей между содружными государствами. Если вести речь о политике миграционных органов, то они обычно без препятствий принимают заявления от граждан Киргизии, Беларуси, Казахстана о приеме в гражданство. При соблюдении условий, установленных нормами действующего миграционного законодательства с момента подачи заявления вплоть до получения паспорта в среднем проходит не более трех календарных месяцев.
На каких лиц распространяется действие четырехстороннего международного соглашения ?!
Распространение имеет упрощенный порядок получения подданства Российской Федерации только те страны, которые его подписали. Как было обозначено выше это Казахстан, Республика Беларусь, Киргизия. На основании международного соглашения подать документацию на упрощенное получение гражданства могут подданные трех данных стран. Делается в том случае, если они родились и проживали на территории бывшего Советского союза до 21 декабря 1991, у них есть близкий родственник проживающий в РФ (дети, родители, бабушки, дедушки, внуки, братья, сестры). Соблюдение хотя бы одно из вышеописанных условий позволяет стать обладателем российского паспорта в упрощенном порядке, существенно сократив время и силы на получение документов.
Есть ли какие-то дополнительные условия? В первую очередь одним из обязательных условий выступает подтверждение того, что иностранным резидентом был осуществлен переезд на территорию Российской Федерации. Причем переезд должен быть осуществлен в целях постоянного проживания на ПМЖ в России. Также надо получить ВНЖ или вид на жительство в РФ (не имеет значения пятилетний срок проживания для граждан, которые являются подданными стран-участниц действующего международного соглашения.
Важно!
Если оба родителя несовершеннолетнего ребенка намерены изменить страну проживания, то тогда условия четырехстороннего соглашения предусматривают то, что гражданство детей автоматически меняется вместе с ними. При раздельном проживании родителей гражданство ребенка признается по родителю, с которым он проживает, если стороны не договорились об ином. Ну и помимо прочего проживать пять лет в стране для получения паспорта не обязательно.
Какие документы потребуются для того, чтобы оформить гражданство РФ на основании норм соглашения ?!
Для получения гражданства надо подать определенный пакет документов в государственные российские миграционные органы. В список бумаг, необходимых для получения подданства относится по закону следующее:
· Заявление в двух экземплярах по установленному законодательством образцу;
· Нотариально заверенный перевод внутреннего паспорта иностранного гражданина;
· Копия ВНЖ со сделанной отметкой о регистрации в районе проживания и подачи заявления;
· Нотариально заверенные копии о заключении брачных отношений, рождении детей, сведения, если менялась фамилия;
· Копии документов близкого родственника, который является гражданином Российской Федерации. Это может быть свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брачных отношений, сведения об усыновлении ребенка;
· Листок убытия (необходим исключительно для граждан из Киргизии);
· Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 3500 тысяч рублей.
При обращении в государственные органы надо при себе иметь подлинники всех документов, представленных в копиях.
Многих иностранцев волнует вопрос о том, сколько по времени рассматривается заявление. В соответствии с действующими законодательными нормами рассматривается заявление и документы в течение трех календарных месяцев с момента обращения. Но при этом действует правило только для граждан, которые имеют гражданство стран участниц международного четырехстороннего соглашения. То есть по истечение этого срока гражданин станет полноправным россиянином.
Обязательно надо получить вид на жительство и еще на своей родине надо в обязательном порядке пройти процедуру выезда на ПМЖ на территорию Российской Федерации. При этом для граждан Республики Беларусь требуется паспорт серии PP, о котором надо позаботиться заранее. При получении положительного решения иностранный гражданин должен принести присягу и подать документы на получение внутреннего паспорта РФ.
Практикующий юрист – Руководитель юридической компании «Правовед-Плюс» – стаж работы в сфере юриспруденции с 2006 года.