Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 – Раздел V. Режим в пунктах пропуска через государственную границу

Структура режима в пунктах пропуска через государственную границу

Режим в пунктах пропуска через государственную границу можно определить как САПР, установленный на основе международных договоров РФ, Законом о Госгранице, иными федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и локальными актами администраций транспортных организаций и введённый федеральными органами исполнительной власти. Это система правового регулирования, отражающая совокупность юридических и организационных средств, используемых федеральными контрольно-надзорными органами (в первую очередь пограничными органами ФСБ РФ) для обеспечения социально-правового состояния и устойчивого функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ, а так же проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Выявим элементы данного режима.

Носителем режима является пункт пропуска через государственную границу.

Под пунктом пропуска понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ» раздел 3, статья 9.

Пункты пропуска классифицируются на:

морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные – по виду международного сообщения;

пассажирские, грузовые, грузопассажирские – по характеру международного сообщения;

постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе – по режиму работы;

многосторонние – для пересечения Государственной границы РФ лицами независимо от их гражданства (подданства), лицами без гражданства, и транспортными средствами, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;

двусторонние – для пересечения Государственной границы РФ гражданами и транспортными средствами РФ и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу РФ грузов, товаров и животных только РФ и сопредельного государства.

Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством сельского хозяйства РФ, и подразделяются:

на специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;

специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза). «Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ»: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №482, пункты 5 и 6.

Режимные правовые средства:

  • а) международные договоры РФ;
  • б) раздел V Закона о Госгранице;
  • в) постановления Правительства РФ.
  • г) локальные акты администраций транспортных организаций – это распорядки работы в конкретных пунктах пропуска через государственную Границу.

Режимные правила перечислены в разделе 5, статье 22 Закона о Госгранице:

· Правила въезда в пункты пропуска.

Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 5, статья 23.

· Правила пребывания и выезда из пунктов пропуска лиц, транспортных средств.

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ и таможенными органами.

Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости – запрещается.

Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории РФ или следования в глубь территории РФ, а равно менять место стоянки только с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ и таможенных органов. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 5, статья 24.

  • · Правила ввоза, нахождения в пунктах пропуска и вывоза из пунктов пропуска грузов, товаров и животных.
  • · Статья 25.1 Закона о Госгранице закрепляет возможность заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью. Перечень таких видов деятельности устанавливает Правительство РФ.

В настоящее время в пунктах пропуска разрешены следующие виды деятельности:

  • а) Деятельность пограничных и таможенных органов, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами – иных контрольных органов.
  • б) Деятельность федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом и обеспечению режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
  • в) Строительство, реконструкция, техническое оснащение зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, в том числе:

строительство и реконструкция автомобильных дорог (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) и транспортно-инженерных сооружений;

производство отделочных работ.

строительство железных дорог и инженерных сооружений;

монтаж инженерного оборудования;

производство отделочных работ.

строительство портовых сооружений, производство дноуглубительных, берегоукрепительных, подводных (включая водолазные) работ;

монтаж инженерного оборудования;

производство отделочных работ.

подготовка строительного участка;

строительство, реконструкция и ремонт взлетно-посадочных полос аэродромов и других транспортно-инженерных сооружений;

монтаж инженерного оборудования;

производство отделочных работ.

строительство, реконструкция и ремонт пешеходных путей и транспортно-инженерных сооружений;

монтаж инженерного оборудования;

производство отделочных работ.

  • г) Эксплуатация и техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, средств связи, машин и механизмов, технических средств контроля, инженерных сооружений (сетей) и коммуникаций, а также оборудования, в том числе печей для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах.
  • д) Деятельность по предоставлению услуг связи.
  • е) Деятельность по предоставлению банковских услуг, связанных с уплатой таможенных платежей физическими лицами и иных платежей, установленных законодательством РФ.
  • ж) Обеспечение работоспособности котельных, тепловых и электрических сетей.
  • з) Уборка территории и служебных помещений, удаление снега, сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
  • и) Медико-санитарная помощь.
  • к) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.
  • л) Деятельность по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы.
  • м) Деятельность, связанная с эксплуатацией и техническим обслуживанием дезинфекционно-промывочного блока для ветеринарно-санитарной обработки транспорта и дезинфекционных ковриков для обуви пассажиров.
  • н) Деятельность консульских пунктов МИДа России.
  • о) Деятельность, связанная с проведением дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегазации (дезактивации).
  • п) Деятельность по проведению геодезических измерений.

В пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

  • а) Деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки.
  • б) Деятельность по аварийной эвакуации автотранспортных средств.

В пределах железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

  • а) Планово-предупредительный ремонт зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования.
  • б) Деятельность железнодорожного транспорта, в том числе:

деятельность, осуществляемая на железнодорожных станциях, включая деятельность по приему, отправлению поездов, выполнению маневровых работ;

деятельность по эксплуатации железнодорожных станций и железнодорожных путей.

  • в) Аварийный ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава.
  • г) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.

В пределах воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

а) Деятельность воздушного транспорта, в том числе:

деятельность, осуществляемая в аэропортах (терминалах) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок;

буксировка воздушных судов;

управление и административное обеспечение аэропортов;

управление воздушным движением;

наземное обслуживание воздушных судов;

транспортная обработка и хранение грузов, включая погрузочно-разгрузочную деятельность.

  • б) Техническое обслуживание воздушных судов.
  • в) Деятельность предприятий общественного питания.
  • г) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.
  • д) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
  • е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.

В пределах морских, речных (озерных) пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

а) Деятельность морского и внутреннего водного транспорта, в том числе:

деятельность по эксплуатации портовых сооружений;

деятельность, осуществляемая в портах (терминалах) по обслуживанию судов (в том числе по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота), обслуживанию пассажиров, осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, технологическому хранению и выдаче груза) и других услуг, обычно оказываемых в порту (в том числе лоцманская проводка судов, проводка судов береговыми службами управления движением морских судов, буксировка судов, ледокольная проводка судов, постановка судов к причалам, швартовка, навигационное обслуживание, спасание, подъем затонувших судов, водолазные работы по обслуживанию судов, обслуживание судов во время стоянки в порту: агентское, шипчандлерское (снабженческое), сюрвейерское, бункеровка и т.п.), а также по взаимодействию с другими видами транспорта;

сбор, размещение, сепарация и утилизация балластных, фекальных вод и мусора.

  • б) Транспортирование по трубопроводам.
  • в) Ремонт и техническое обслуживание судов.
  • г) Деятельность по осуществлению государственного портового контроля.
  • д) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли, деятельность предприятий общественного питания на терминалах, предназначенных для обслуживания пассажиров.
  • е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска. «Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ»: Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2008 г. № 907-р
  • · Статья 26 Закона о Госгранице предусматривает возможность установления дополнительных режимных правил (ограничений) в пунктах пропуска (в местах осуществления пограничного и таможенного контроля). Эти правила не могут противоречить международным договорам РФ, федеральным законам и трём первым правилам из данного перечня.

Правовые статусы субъектов (участников) режимного регулирования.

Публичными субъектами, обеспечивающими соблюдение режимных правил (поддерживающими режим), являются:

  • 1) Пограничные органы ФСБ РФ (пограничный контроль).
  • 2) Таможенные органы (таможенный контроль).
  • 3) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (надзор за международными автомобильными перевозками).
  • 4) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзорам (надзор за ввозом животных и грузов (товаров) сельскохозяйственного производства).
  • 5) Федеральная миграционная служба (иммиграционный контроль).
  • 6) Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (санитарно-карантинный контроль) Агапов А.Б. Административное право. Учебник. М.: Эксмо. С. 390.

При осуществлении пограничного контроля пограничные органы ФСБ РФ:

  • 1) Определяют, совместно с таможенными органами и администрацией портов, вокзалов и т.д. места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспорта и транспортных средств.
  • 2) Ограничивают или запрещают доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля.
  • 3) Разрешают совместно с таможенными органами вопросы об убытии с территории РФ или следовании в глубь территории РФ или смене места стоянки транспорта.
  • 4) Проводят досмотр товаров и транспорта. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 3, статья 10.

Исходя из перечня режимных правил, можно заключить, что частные субъекты (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, иностранные и российские организации) имеют право:

  • а) пересекать государственную границу в пунктах пропуска пешком, на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном) и на транспортных средствах;
  • б) перемещать через пункты пропуска товары, грузы, животных;
  • в) заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью.
  • 5. Система организационно-юридических гарантий режима:
    • а) административная подсистема (совокупность органов и должностных лиц, поддерживающих режим) раскрыта при анализе 4-го элемента режима;
    • б) юридические санкции за нарушение требований режима:

    Меры административной ответственности (предупреждение, административный штраф, административное выдворение в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 18.4 Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ)

    Иные меры защиты требований режима:

    запрещение выезда из РФ и въезда в РФ Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 3, статья 11.

    административное задержание Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 6, статья 30.

    меры пограничного контроля (проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в РФ или вывозу из РФ) Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 3, статья 11.

    меры таможенного контроля

    иные меры административного принуждения.

    в) перечень организационно-технических мероприятий, связанных с установлением режима, указан в международных договорах РФ и в федеральных законах Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РФ», раздел 2, статья 5.

    Таким образов, в структуре режима пунктов пропуска через государственную границу были выявлены следующие элементы: носитель режима (непосредственно пункт пропуска), режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы публичных и частных участников режимного регулирования и система организационно-юридических гарантий режима.

    Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

    • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 – 4)
      • Статья 1. Государственная граница Российской Федерации
      • Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе
      • Статья 3. Защита и охрана Государственной границы
      • Статья 4. Законодательство о Государственной границе
      • Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
      • Статья 6. Обозначение Государственной границы
      • Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
      • Статья 8. Содержание Государственной границы
      • Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами
      • Статья 9.1. Особенности пересечения Государственной границы на море
      • Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных
      • Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу
      • Статья 11.1 (утратила силу)
      • Статья 12. Установление и открытие пунктов пропуска через Государственную границу
      • Статья 13. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе
      • Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы
      • Статья 15. Пограничные представители Российской Федерации
      • Статья 16. Содержание и установление пограничного режима
      • Статья 17. Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне
      • Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно – политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне
      • Статья 19. Содержание и выпас скота у Государственной границы
      • Статья 20. Учет, содержание и использование российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду
      • Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
      • Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу
      • Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу
      • Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств
      • Статья 25 (исключена)
      • Статья 25.1. Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу
      • Статья 26. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска через Государственную границу
      • Статья 27. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации
      • Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
      • Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 30. Полномочия пограничных органов
      • Статья 31. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации в воздушном пространстве
      • Статья 32. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации в подводной среде
      • Статья 33. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в защите Государственной границы пограничными органами
      • Статья 34. Взаимодействие в защите Государственной границы
      • Статья 35. Применение оружия и боевой техники
      • Статья 36. Применение специальных средств
      • Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы
      • Статья 38. Участие граждан в защите Государственной границы
      • Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
      • Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
      • Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы
      • Статья 42 (утратила силу)
      • Статья 43. Ответственность за правонарушения на Государственной границе
      • Статья 44. Финансовое обеспечение защиты Государственной границы
      • Статья 45. Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы

      Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I
      “О Государственной границе Российской Федерации”

      С изменениями и дополнениями от:

      10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 июня, 30 ноября, 8 декабря 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 июня 2013 г., 28 июня, 22, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2018 г., 26 июля, 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г., 11 июня, 30 декабря 2021 г.

      ГАРАНТ:

      См. постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. N 4731-I “О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”

      Президент Российской Федерации

      Москва, Дом Советов России.

      1 апреля 1993 года.

      Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

      Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

      Установление и изменение прохождения границы, установление и поддержание правоотношений на границе осуществляется в соответствии с принципами: обеспечения безопасности РФ и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

      Охрана Государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности РФ и заключается в осуществлении соответствующих политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер.

      Закреплен порядок установления и изменения прохождения Государственной границы. На местности граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками в соответствии с международными договорами и решениями Правительства РФ.

      Законом предусмотрено 3 типа режимов, представляющих собой совокупность определенных правил: режим государственной границы; пограничный режим и режим в пунктах пропуска через Государственную границу. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. В пограничную полосу включаются полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

      При осуществлении пограничного контроля взимается сбор за пограничное оформление (с физических лиц – 0,8 МРОТ, с владельцев транспортных средств и грузов – в зависимости от транспортного средства и количества груза). Порядок взимания сбора определяется Правительством РФ.

      В сфере охраны Государственной границы определены полномочия органов государственной власти и управления (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ), а также полномочия пограничных войск, войск ПВО, ВМФ, иных войск и воинских формирований РФ. Регламентированы вопросы их взаимодействия, применения оружия, боевой техники и спецсредств. В охране Государственной границы могут принимать участие органы МСУ, предприятия и их объединения, учреждения, организация, общественные объединения и граждане.

      Кроме того, рассмотрены вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, ответственности за правонарушения на Государственной границе и ее ресурсного обеспечения.

      Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации”

      Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

      Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 4 мая 1993 г. N 84, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. N 17 ст. 594

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 457-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 10 января 2022 г.

      Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 173-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.

      Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

      Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

      Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

      Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

      Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

      Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

      Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

      Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

      Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

      Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

      Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

      Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Законодательная база Российской Федерации

      Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

      Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается транспортными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями настоящего Закона и международных договоров Российской Федерации нормативными правовыми актами, согласованными с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

      На основе нормативного правового акта федерального транспортного органа исполнительной власти начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, руководитель другого транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, таможенного и других органов, осуществляющих контроль на Государственной границе, приказ (инструкцию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска через Государственную границу.

      Режим в пунктах пропуска через Государственную границу, оборудованных вне указанных в части третьей настоящей статьи транспортных объектов, устанавливается органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи по согласованию с таможенными и другими органами, осуществляющими в этих пунктах пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

      Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

      Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенными органами.

      Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости – запрещается.

      Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов.

      Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.

      Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов.

      Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию регулируется в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 14 настоящего Закона.

      (в ред. Федерального закона от 29.11.96 N 148-ФЗ)

      Статья 25. Утратила силу.

      (в ред. Федерального закона от 31.05.99 N 105-ФЗ)

      В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и иные виды контроля. В этих местах вводятся дополнительные режимные ограничения, которые устанавливаются в пределах правил и в порядке, предусмотренных статьями 22, 23, 24 и 25 настоящего Закона.

      Раздел V. Режим в пунктах пропуска через государственную границу

      Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу

      Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

      Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

      Части третья — четвертая утратили силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ.

      Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу

      Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.

      Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств

      Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными и таможенными органами.

      Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости — запрещается.

      Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.

      Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей пограничных органов вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.

      Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

      Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию регулируется в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 14 настоящего Закона.

      Статья 25. Исключена

      Статья 25. Исключена. — Федеральный закон от 31.05.1999 N 105-ФЗ.

      Статья 25.1. Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу

      Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Статья 26. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска через Государственную границу

      В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территории и помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля. В местах осуществления пограничного и таможенного контроля вводятся дополнительные режимные ограничения, устанавливаемые в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены статьями 22, 23 и 24 настоящего Закона.

      Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 – Раздел V. Режим в пунктах пропуска через государственную границу

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      О Государственной границе Российской Федерации

      (с изменениями на 30 декабря 2021 года)

      Документ с изменениями, внесенными:

      Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 106-ФЗ (Российская газета N 140, 23.07.97);

      Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

      Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 344-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);

      Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2011);

      Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);

      Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 110-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013);

      Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);

      Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230009);

      Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 504-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310010);

      Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 468-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300120);

      Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. статью 45 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ);

      Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 253-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040005);

      Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);

      Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 270-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300052);

      Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 244-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260108);

      Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280006) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

      Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

      Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 173-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110030);

      Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 457-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300141).

      РАЗДЕЛ I
      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

      Государственная граница Российской Федерации (далее – Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

      Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

      Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

      Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

      обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

      взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

      взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

      мирного разрешения пограничных вопросов.

      Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

      Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

      Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

      Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

      Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

      (Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

      Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

      Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

      (Статья в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ).

      Статья 4. Законодательство о Государственной границе

      Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

      Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

      Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

      РАЗДЕЛ II
      УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

      Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

      1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

      Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

      а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

      б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ);

      в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

      г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

      д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

      Статья 6. Обозначение Государственной границы

      Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

      Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

      РАЗДЕЛ III
      РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

      Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы

      Режим Государственной границы включает правила:

      содержания Государственной границы;

      пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

      перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ);

      пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ);

      ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности (абзац дополнен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ);

      разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

      Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

      C учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

      Статья 8. Содержание Государственной границы

      Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы (часть дополнена с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ).

      Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

      В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта (часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ).

      Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

      Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (часть дополнена с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

      Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 27 апреля 2011 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 72-ФЗ).

      Части вторая – семнадцатая предыдущей редакции с 27 апреля 2011 года считаются соответственно частями третьей – восемнадцатой настоящей редакции – Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 72-ФЗ.

      Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 266-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

      Пограничным органам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих органов и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы (часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ).

      Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами (часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

      ____________________________________________________________________
      Часть восьмая предыдущей редакции считается частью пятой настоящей редакции – Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ.

      Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 ст 9.1 (ред. от 30.12.2021)

      Статья 9.1. Особенности пересечения Государственной границы на море

      1. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее – неоднократное пересечение Государственной границы):

      а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

      б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.

      2. Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:

      а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;

      б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;

      в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.

      3. Порядок определения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

      4. Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов.

      5. Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      6. Судам, указанным в подпункте “а” пункта 1 настоящей статьи, запрещается осуществлять высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда (с иностранных судов), а также на российские суда (с российских судов), в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль, за исключением случаев, если это вызвано необходимостью спасания людей или судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные и таможенные органы.

      7. В отношении судов, указанных в подпункте “а” пункта 1 настоящей статьи, таможенный контроль не проводится только в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов.

      8. Судам, указанным в подпункте “б” пункта 1 настоящей статьи, запрещается осуществлять во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации остановку, высадку (посадку) людей, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи.

      9. Суда, указанные в подпункте “б” пункта 1 настоящей статьи, могут осуществлять в отдельных районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в присутствии должностного лица пограничного органа перегрузку уловов водных биологических ресурсов на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль, в случае, если неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять такую перегрузку за пределами территориального моря Российской Федерации. Перечень и границы районов перегрузки уловов водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также требования к осуществлению такой перегрузки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Федеральный закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» N 4730-1 ст 9.1 (действующая редакция 2022)

      Структура режима в пунктах пропуска через государственную границу

      Режим в пунктах пропуска через государственную границу можно определить как САПР, установленный на основе международных договоров РФ, Законом о Госгранице, иными федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ и локальными актами администраций транспортных организаций и введённый федеральными органами исполнительной власти. Это система правового регулирования, отражающая совокупность юридических и организационных средств, используемых федеральными контрольно-надзорными органами (в первую очередь пограничными органами ФСБ РФ) для обеспечения социально-правового состояния и устойчивого функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ, а так же проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля.

      Выявим элементы данного режима.

      1. Носителем режима является пункт пропуска через государственную границу.

      Под пунктом пропуска понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных

      Пункты пропуска классифицируются на:

      – морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные – по виду международного сообщения;

      – пассажирские, грузовые, грузопассажирские – по характеру международного сообщения;

      – постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе – по режиму работы;

      – многосторонние – для пересечения Государственной границы РФ лицами независимо от их гражданства (подданства), лицами без гражданства, и транспортными средствами, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;

      – двусторонние – для пересечения Государственной границы РФ гражданами и транспортными средствами РФ и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу РФ грузов, товаров и животных только РФ и сопредельного государства.

      Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством сельского хозяйства РФ, и подразделяются:

      – на специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;

      – специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).

      2. Режимные правовые средства:

      а) международные договоры РФ;

      б) раздел V Закона о Госгранице;

      в) постановления Правительства РФ.

      г) локальные акты администраций транспортных организаций – это распорядки работы в конкретных пунктах пропуска через государственную Границу.

      3. Режимные правила перечислены в разделе 5, статье 22 Закона о Госгранице:

      1) Правила въезда в пункты пропуска.

      Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ.

      2) Правила пребывания и выезда из пунктов пропуска лиц, транспортных средств.

      Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ и таможенными органами.

      Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости – запрещается.

      Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории РФ или следования в глубь территории РФ, а равно менять место стоянки только с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы РФ и таможенных органов.

      3) Правила ввоза, нахождения в пунктах пропуска и вывоза из пунктов пропуска грузов, товаров и животных.

      4) Статья 25.1 Закона о Госгранице закрепляет возможность заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью. Перечень таких видов деятельности устанавливает Правительство РФ.

      В настоящее время в пунктах пропуска разрешены следующие виды деятельности:

      а) Деятельность пограничных и таможенных органов, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами – иных контрольных органов.

      б) Деятельность федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом и обеспечению режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

      в) Строительство, реконструкция, техническое оснащение зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, в том числе:

      – строительство и реконструкция автомобильных дорог (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) и транспортно-инженерных сооружений;

      – производство отделочных работ.

      – строительство железных дорог и инженерных сооружений;

      – монтаж инженерного оборудования;

      – производство отделочных работ.

      – строительство портовых сооружений, производство дноуглубительных, берегоукрепительных, подводных (включая водолазные) работ;

      – монтаж инженерного оборудования;

      – производство отделочных работ.

      – подготовка строительного участка;

      – строительство, реконструкция и ремонт взлетно-посадочных полос аэродромов и других транспортно-инженерных сооружений;

      – монтаж инженерного оборудования;

      – производство отделочных работ.

      – строительство, реконструкция и ремонт пешеходных путей и транспортно-инженерных сооружений;

      – монтаж инженерного оборудования;

      – производство отделочных работ.

      г) Эксплуатация и техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, средств связи, машин и механизмов, технических средств контроля, инженерных сооружений (сетей) и коммуникаций, а также оборудования, в том числе печей для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах.

      д) Деятельность по предоставлению услуг связи.

      е) Деятельность по предоставлению банковских услуг, связанных с уплатой таможенных платежей физическими лицами и иных платежей, установленных законодательством РФ.

      ж) Обеспечение работоспособности котельных, тепловых и электрических сетей.

      з) Уборка территории и служебных помещений, удаление снега, сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

      и) Медико-санитарная помощь.

      к) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.

      л) Деятельность по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы.

      м) Деятельность, связанная с эксплуатацией и техническим обслуживанием дезинфекционно-промывочного блока для ветеринарно-санитарной обработки транспорта и дезинфекционных ковриков для обуви пассажиров.

      н) Деятельность консульских пунктов МИДа России.

      о) Деятельность, связанная с проведением дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дегазации (дезактивации).

      п) Деятельность по проведению геодезических измерений.

      В пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

      а) Деятельность автомобильного (автобусного) транспорта, в том числе международные пассажирские и грузовые перевозки.

      б) Деятельность по аварийной эвакуации автотранспортных средств.

      В пределах железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

      а) Планово-предупредительный ремонт зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования.

      б) Деятельность железнодорожного транспорта, в том числе:

      – деятельность, осуществляемая на железнодорожных станциях, включая деятельность по приему, отправлению поездов, выполнению маневровых работ;

      – деятельность по эксплуатации железнодорожных станций и железнодорожных путей.

      в) Аварийный ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава.

      г) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.

      В пределах воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

      а) Деятельность воздушного транспорта, в том числе:

      – деятельность, осуществляемая в аэропортах (терминалах) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок;

      – буксировка воздушных судов;

      – управление и административное обеспечение аэропортов;

      – управление воздушным движением;

      – наземное обслуживание воздушных судов;

      – транспортная обработка и хранение грузов, включая погрузочно-разгрузочную деятельность.

      б) Техническое обслуживание воздушных судов.

      в) Деятельность предприятий общественного питания.

      г) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.

      д) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

      е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.

      В пределах морских, речных (озерных) пунктов пропуска через государственную границу РФ могут также осуществляться следующие виды хозяйственной и иной деятельности:

      а) Деятельность морского и внутреннего водного транспорта, в том числе:

      – деятельность по эксплуатации портовых сооружений;

      – деятельность, осуществляемая в портах (терминалах) по обслуживанию судов (в том числе по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота), обслуживанию пассажиров, осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, технологическому хранению и выдаче груза) и других услуг, обычно оказываемых в порту (в том числе лоцманская проводка судов, проводка судов береговыми службами управления движением морских судов, буксировка судов, ледокольная проводка судов, постановка судов к причалам, швартовка, навигационное обслуживание, спасание, подъем затонувших судов, водолазные работы по обслуживанию судов, обслуживание судов во время стоянки в порту: агентское, шипчандлерское (снабженческое), сюрвейерское, бункеровка и т.п.), а также по взаимодействию с другими видами транспорта;

      – сбор, размещение, сепарация и утилизация балластных, фекальных вод и мусора.

      б) Транспортирование по трубопроводам.

      в) Ремонт и техническое обслуживание судов.

      г) Деятельность по осуществлению государственного портового контроля.

      д) Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли, деятельность предприятий общественного питания на терминалах, предназначенных для обслуживания пассажиров.

      е) Деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска.

      5) Статья 26 Закона о Госгранице предусматривает возможность установления дополнительных режимных правил (ограничений) в пунктах пропуска (в местах осуществления пограничного и таможенного контроля). Эти правила не могут противоречить международным договорам РФ, федеральным законам и трём первым правилам из данного перечня.

      4. Правовые статусы субъектов (участников) режимного регулирования

      Публичными субъектами, обеспечивающими соблюдение режимных правил (поддерживающими режим), являются:

      1) Пограничные органы ФСБ РФ (пограничный контроль).

      2) Таможенные органы (таможенный контроль).

      3) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (надзор за международными автомобильными перевозками).

      4) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзорам (надзор за ввозом животных и грузов (товаров) сельскохозяйственного производства).

      5) Федеральная миграционная служба (иммиграционный контроль).

      6) Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (санитарно-карантинный контроль)

      При осуществлении пограничного контроля пограничные органы ФСБ РФ:

      1) Определяют, совместно с таможенными органами и администрацией портов, вокзалов и т.д. места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспорта и транспортных средств.

      2) Ограничивают или запрещают доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля.

      3) Разрешают совместно с таможенными органами вопросы об убытии с территории РФ или следовании в глубь территории РФ или смене места стоянки транспорта.

      4) Проводят досмотр товаров и транспорта.

      Исходя из перечня режимных правил, можно заключить, что частные субъекты (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, иностранные и российские организации) имеют право:

      а) пересекать государственную границу в пунктах пропуска пешком, на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном) и на транспортных средствах;

      б) перемещать через пункты пропуска товары, грузы, животных;

      в) заниматься в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельностью.

      5. Система организационно-юридических гарантий режима:

      а) административная подсистема (совокупность органов и должностных лиц, поддерживающих режим) раскрыта при анализе 4-го элемента режима;

      б) юридические санкции за нарушение требований режима:

      Меры административной ответственности (предупреждение, административный штраф, административное выдворение в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 18.4 Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ)

      Иные меры защиты требований режима:

      – запрещение выезда из РФ и въезда в РФ

      – меры пограничного контроля (проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в РФ или вывозу из РФ)

      – меры таможенного контроля

      – иные меры административного принуждения.

      в) перечень организационно-технических мероприятий, связанных с установлением режима, указан в международных договорах РФ и в федеральных законах

      Таким образов, в структуре режима пунктов пропуска через государственную границу были выявлены следующие элементы: носитель режима (непосредственно пункт пропуска), режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы публичных и частных участников режимного регулирования и система организационно-юридических гарантий режима.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]