Фото собора Святого Марка

Собор Святого Марка в Венеции: место силы города

Собор Святого Марка (Сан Марко) уникален по своему облику и интерьеру. В этой статье я подробно расскажу об фактах и особенностях, а также о деталях на которые обязательно стоит обратить внимание. Это достаточно сложная статья по количеству дат и фактов, но она точно заслуживает изучения.

Собор Святого Марка снаружи

До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.

Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.

В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.

Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.

Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.

Южный фасад собора Сан Марко

С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны. Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала.

Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру. Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа

Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.

Северный фасад собора Сан Марко

Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.

Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.

Портик и галерея

Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.

Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.

Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.

Над портиком находится открытая галерея. До 1981 года там стояли четыре знаменитых бронзовых коня, смотря вниз на площадь Святого Марка.

Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.

В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.

Собор Сан Марко внутри

Собор Святого Марка буквально переполнен различными сокровищами, поэтому очень трудно выбрать какую-то одну изюминку. Но мозаики — это первое зрелище, от которого захватывает дух. Вместе с очертаниями собора эти мозаики создают непосредственный образ византийского стиля, несмотря на то, что в интерьере присутствует большое разнообразие других архитектурных стилей от классического до 19-го века.

В соборе Святого Марка прослеживается главный принцип византийской архитектуры — разделять форму и функцию церкви на земную и небесную части. Святой Марк, изображенный на золотой мозаике над центральным входом, определенно возвышается над земными границами, отражаясь в небесном сиянии крошечных цветных стеклянных кусочков и золотых листьев.

Каждый из пяти куполов, опирающихся на огромные колонны, достигает в диаметре почти 13 метров и имеет 16 окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Благодаря этим роскошным мозаикам собор Святого Марка называют «Золотая базилика».

Мозаики в Соборе Святого Марка

Большинство купольных мозаик созданы между 1160 и 1200 годами, самая древняя из них находится над хором. Лучший вид на них открывается с галереи, рядом с музеем.

На мозаике первого от входа купола изображен голубь, символ Святого Духа, в окружении апостолов. Центральный купол изображает Иисуса Христа в окружении звезд и деву Марию, стоящую между двумя херувимами и апостолами. В капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, находятся мозаики 12-го века, изображающие картины из жизни святого Иоанна.

Сокровищница собора Святого Марка

Вход в Сокровищницу находится в южном трансепте. Её коллекция состоит из драгоценностей, привезенных венецианцами из Константинополя в 1204 году.

В настоящее время в Сокровищнице хранится 283 драгоценных предмета, включая золото, серебро и других драгоценностей. Несмотря на то, что она была разграблена Наполеоновскими войсками и некоторые из её сокровищ были проданы в качестве платы за реставрацию, которая была необходима собору в начале 1800-х годов.

Сокровищница все равно является одной из самых главных и богатых церковных хранилищ драгоценностей в Европе.

Среди награбленного в Константинополе добра было 110 золотых и серебряных византийских реликвариев (вместилища для хранения церковных реликвий), украшенных драгоценными камнями, работы 11-13 веков.

Византийские иконы из золота и серебра, чаши, стеклянная посуда, творения исламского искусства, венецианская филигрань, золотое шитье, позже добавились подарки от пап, европейских правителей и дожей — все это входит в экспозицию Сокровищницы.

Обязательно обратите внимание на такие интересные экспонаты:

  • роскошный трон дожей;
  • две красивые лампы из хрусталя в форме рыб;
  • амфора, вырезанные из целого куска восточного агата;
  • чаши, украшенные перегородчатой эмалью;
  • иконы Архангела Михаила и сосуд для сжигания благовоний в форме храма с пятью куполами.

Пала д’Оро (Pala d’Oro) — Золотой алтарь

Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота — 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части — круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.

Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.

Нижняя часть с эмалевыми миниатюрами, рассказывающими о жизни Святого Марка, датируется 1102-1118 годами.

Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.

Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.

Мраморный пол в соборе

Подобно тому, как купола и потолок изображают Небесное Царство, церковь Святого Марка следует византийским церковным архитектурным принципам и в создании пола, символизируя его с земным миром.

Мраморные рисунки покрывают 2,099 квадратных метров пола. Среди мозаик пола, сделанных из крошечных кусочков мрамора и даже стекла, можно увидеть как сложные геометрические фигуры, так и замысловатые изображения животных и растений.

Отели в центре Венеции

Мы рекомендуем остановиться в следующих отелях, расположенных в пешей доступности от собора Святого Марка. Неудивительно, что ближайшие к собору отели относятся к числу более дорогих, обычно они расположенных в бывших дворцах дожей и других важных семей.

  • Например, роскошный отель Gritti Palace — когда-то был домом венецианского дожа; большие, богато обставленные номера с видом на Гранд-Канал.
  • Отель Londra Palace находится в нескольких минутах ходьбы от Гранд-Канала, номера с балконами с видом на венецианскую лагуну, рядом с остановкой вапоретто San Zaccaria, куда прибывают катера из аэропорта.
  • Отель Corte Di Gabriela, расположенный в районе Сан-Марко, чуть дальше от собора, но недалеко от остановки вапоретто San Angelo. В некоторых номерах потолки украшены роскошными фресками.
  • Элегантный и роскошный бутик-отель Al Ponte Antico расположен в отреставрированном здании 16 века с видом на Гранд-Канал, недалеко от района Риальто и в нескольких минутах ходьбы от площади Святого Марка.
  • Отель Hotel da Bruno — находится в 10 минутах ходьбы от площади Святого Марка, к вашим услугам просторные апартаменты которого оборудованы мини-кухней.
  • В семейном отеле Dalla Mora вам предложат на выбор номера с собственной или с общей ванной комнатой. Отель с террасой с видом на Гранд-Канал.

Если вы ищите более бюджетные варианты или еще не определились где лучше остановиться в Венеции, можете прочитать нашу статью тут.

Советы по посещению собора Святого Марка

  1. Собора Святого Марка это одна из главных достопримечательностей Венеции, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется стоять в очереди. Лучшее время для посещения собора — раннее утро или около полудня, когда туристические группы отправляются на обед.
  2. Один из способов избежать очередей на входе и быть уверенным, что вы увидите все основные достопримечательности в соборе, это заказать экскурсию «Собор Святого Марка и Дворец Дожей (без очереди на входе)»н. Вы без очереди пройдете в собор, и профессиональный гид расскажет вам много интересного о мозаиках, золотых изделиях, искусстве и других сокровищах, а также укажет на архитектурные особенности собора и памятников вокруг площади Святого Марка и в других местах Венеции.
  3. Рюкзаки и другой багаж можно оставить в камере хранения в концертном зале Ateneo San Basso, расположенном на площади Piazzetta dei Leoncini.

Как добраться до собора Святого Марка

Воспользуйтесь водным катером вапоретто (водный общественный транспорт в Венеции), который останавливаются на Сан-Марко (San Marco) или на Сан-Заккария (San Zaccaria) – это ближайшие к собору остановки. Если пешком — уличные знаки по всему городу укажут вам путь на площадь Святого Марка.

Читайте также наши другие статьи о Венеции:

Прекрасно знает все достопримечательности 🇮🇹 Италии. В свободное время путешествует по стране и готов поделиться своим опытом в статьях на Italy-Insider.

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка – архитектурная жемчужина Венеции и Италии, уникальное творение, признанное во всем мире классикой византийского церковного зодчества. Он поражает величественностью, уникальностью архитектуры, искусностью декора фасадов, роскошью внутреннего оформления и захватывающей многовековой историей.

История собора

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Роскошь внутреннего убранства

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

masterok

Собор Святого Марка в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. Со времени создания, поразительной красоты здание собора никого не могло оставить равнодушным. Знаменитый австрийский писатель Франц Грильпарцер, описывает свои впечатления от созерцания собора следующим образом: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв. Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».

Собор Святого Марка уникален тем, что представляет собой редчайший пример византийской архитектуры (причем, в высшем ее художественном воплощении) в Западной Европе. В соборе хранятся мощи апостола Марка и огромная коллекция произведений искусства, которые были вывезены из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году архитектурно-историческая ценность собора получила еще одно признание – он был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Всю красоту и уникальность кафедрального собора можно описать фразой знаменитого английского искусствоведа Джона Рёскина (John Ruskin), который в 1851 году сказал примерно следующее: “Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный – никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”. Сегодня спустя столько лет ничего не изменилось. Люди из всех концов света не перестают любоваться красотой строения, с восхищением осматривая собор.

Кликабельно 2200 рх

История создания собора напоминает приключенческий роман. Базилика с самого начала была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 годы были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико из Александрии в Венецию. Находясь в Александрии, купцы узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны. Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ – крылатого льва.

Кликабельно 2200 рх

Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.

В 1071 году церковь была в основном закончена, а в 1094 году – торжественно освящена. Оформление собора продолжалось несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.

За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.

Нигде в мире – ни на Востоке, ни на Западе – нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.

Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).

Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.

Кликабельно 3000 рх

Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая – дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей. Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.

Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом. Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора, ее венчает большой крест, по сторонам от которого расположены 14 статуй – 12 апостолов, а также Дева Мария и святой Марк. В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.

Многие мастера вложили свой труд, умения и талант в строительство и украшение «золотой базилики» (названной так из-за обилия здесь золота). Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.

Венеция многое переняла от мудрой Византии. Основная конструкция постройки – византийская. Здание увенчано пятью куполами в виде фонариков с позолоченными крестами XIII века. Фасад имеет огромные ниши и полуоткрытые арки. Собор дополняют мраморная облицовка и роскошные порталы, украшенные двумя ярусами колонн, арками со скульптурами и мозаикой над входом.

Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. По своим художественным достоинствам они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробно.

Кликабельно 1600 рх

Часть рельефов была привезена из Византии. Некоторые из них представляют различные ремесла, сцены охоты или рыбной ловли. Очень интересны бронзовые двери входов: две двери по краям представляют собой прекрасные работы Бертуччи, выполненные в 1300 году, о чем свидетельствует подпись мастера и дата прямо на дверях. Средняя дверь переделана из византийской. Богат декор мозаичными украшениями. Первые сделаны в XIII веке. Мозаичные композиции главного портала воспроизводят сцену Страшного суда, другие посвящены истории похищения и прибытия в Венецию тела святого Марка.

Латинские надписи над ними гласят, что святого Марка вносят для того, чтобы он «всегда охранял венецианцев от врагов». Только первые из мозаик сохранились в первоначальном виде, и по ним можно легко представить, как выглядел собор в XIII веке. Другие мозаики расположены над входами в собор: «Похищение тела святого Марка из Александрии», «Прибытие тела святого Марка в Венецию», «Венецианские синьоры встречают тело святого Марка». Авторы этих работ – Пьетро делла Веккья и Себастьяно Ричи. Это только небольшая часть из всего скульптурно-мозаичного декора собора. Здесь все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4000 м

Собор Святого Марка – целый музей истории византийского и венецианского искусства, в котором собраны ценнейшие художественные памятники. Основная идея этого колоссального сооружения – триумф Венецианской республики.

Над центральным входом в собор находится знаменитая квадрига – четверка бронзовых коней, которых еще в IV веке до н. э. отлили мастера с греческого острова Хиос. Сначала квадрига была привезена в Рим, где украшала триумфальную арку. В IV веке н. э. ее отправили в Константинополь, где она была водружена на ворота ипподрома и находилась там несколько столетий.

В 1204 году дож Энрико Дандоло во главе крестоносцев взял Константинополь. В качестве трофея он вывез оттуда коней, снятых с арки византийского императора. Кони сначала стояли на постаменте около Дворца дожей, но в 1797 году по приказу Наполеона, войска которого заняли Венецию, коней отправили в Париж и установили на площади Карусели напротив Лувра, где знаменитая квадрига пробыла восемнадцать лет.

После поражения Наполеона в 1815 году коней вернули в Венецию и водрузили над центральным входом в собор Святого Марка. Во время двух мировых войн квадригу спускали в укрытие. Ныне же бесценный оригинал находится в музее, а его бронзовая копия – на куполе собора Святого Марка.

Через главный вход собора вы попадете в атриум, предназначавшийся сначала для нефритов (непосвященных). Стены облицованы мрамором и мозаикой, на них изображены события из Ветхого Завета. Особенно впечатляет мозаика «Сотворение мира и человека». Отдельные сцены расположены концентрическими кругами. Очень подробно изложена вся история Адама и Евы, а каждый день творения обозначен белым ангелом.

Русский художник Суриков, увидев эту мозаику, был так восхищен ею, что написал: «Я в старой живописи, да и в новейшей не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана легенда».

Многочисленные мозаики покрывают купола и арки собора. Огромные композиции созданы неизвестными мастерами по крупицам, из кусочков стекла и камня.

С искусством мозаики венецианцев познакомили византийские мастера, которые приезжали в Венецию. Мастера из Византии передали секреты мозаичной техники: степень светопроницаемости и светоотражаемости стекла, камня и металла, сочетания золота с красками. В IX-XIV веках складывается венецианская школа мозаичной живописи.

Постепенно мозаики расположились на стенах собора в строгом порядке, начиная с образа Христа и сцен из жизни 12 апостолов и заканчивая образами всех святых и покровителей Венеции.

Самая ранняя мозаика – изображение святого Марка и святого Николая – датируется IX веком. В XII веке выполнены композиции сцен сошествия Святого Духа на апостолов. В XIII веке начинается расцвет искусства мозаики. В это время появилась мозаика «Христос в Гефсиманском саду», в которой сохранился византийский золотой фон, но присутствует венецианское конкретное мировосприятие.

Сохранила византийские черты и мозаика в центре купола (XIII век) под названием «Вознесение Христа». На опорных арках купола – сцены из Нового Завета: детство Христа, чудеса, творимые им, Распятие и Воскресение. Венецианское в этих композициях проявилось в стремлении к красочности и праздничности. Красота мозаик и мрамора стен сочетается с орнаментом пола, который особенно поражает блеском красок после паводка, когда вода поднимается до уровня пола атриума.

Кликабельно 3600 рх

В центре атриума в пол вделана красная плита, у которой тоже своя легенда. Плита указывает место, где 23 июля 1177 года произошла встреча Папы Александра III и германского императора Фридриха Барбароссы. Папа Александр III был врагом императора, который противопоставлял ему другого Папу – Пасхалия III. В 1176 году император, потерпев поражение в битве при Леньяно, оказался вынужденным вступить в переговоры с лигой и Александром III.

Летом 1177 года в Венеции противники заключили мир, а около собора Святого Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем. Император сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».

Кликабельно 3000 рх

Нельзя покинуть атриум, не остановившись перед гробницей Фелиситы Микиель, украшенной великолепным мраморным кружевом. Весь интерьер собора производит неизгладимое впечатление грандиозности и величия: огромные купола, уходящие ввысь своды, мозаики, сверкающие позолотой, богатый рисунок каменного пола.

В середине собора находится алтарная преграда из полихромного мрамора, украшенная колоннами и скульптурами. В алтарной части собора хранится уникальное сокровище – золотой алтарь. Это один из самых богатых алтарей, сохранившихся до наших дней. История его создания насчитывает 400 лет. Алтарь был заказан дожем Орсеоло в 1105 году, переделан для Фалиера, затем в 1209 году украшен эмалями и золотом.

Кликабельно 3000 рх

В верхнюю части алтаря вставлены шесть эмалевых пластин с изображенными на них эпизодами Священной истории – эти эмали были, скорее всего, вывезены во время Крестового похода из монастыря Вседержителя в Константинополе. В нижней части эмали изображают Христа в окружении евангелистов, ангелов, апостолов и пророков, а также там находятся скульптурные фигуры императрицы Ирины и дожа Орделаорфо Фалиер.

Эмали сами по себе являются величайшей ценностью, а украшенные золотом, алмазами, рубинами и жемчугом представляют собой не только произведение искусства, но и ценнейшее сокровище.

В левой части собора находится алтарь Мадонны с иконой «Мадонна, приносящая победу», которую считают покровительницей Венеции. Эта византийская икона принадлежала монастырю Святого Иоанна Богослова в Константинополе, куда она была привезена вместе с другими ценными предметами после Крестового похода. В правом крыле баптистерия – крещальня.

В центре нее – огромная купель, сделанная по рисунку Якопо Сансовино, а рядом – надгробный памятник Андреа Дандоло, одному из самых почитаемых дожей Венеции, другу Петрарки.

Но самое прославленное из изображений, хранящихся здесь, это фигура Саломеи в красных одеждах, с головой Иоанна Крестителя на блюде. Это произведение вдохновило А. Блока на такие строки:

В тени дворцовой галереи
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Все спит – дворцы, каналы, люди;
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.

Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты”, Карло Грубач, 1845 г.

Рядом с алтарем расположена капелла Исидора. В ней помещен саркофаг, в котором находятся реликвии этого святого.

Редчайшие богатства, принадлежащие Венеции и собору, издавна хранятся в сокровищнице Сан-Марко. Правда, не все сокровища дошли до нас полностью. Но и то, что сохранилось, представляет интерес. Посетителям покажут мраморную реликвию в виде кресла, выполненную в IV веке, византийские чаши, египетские предметы из горного хрусталя, единственную в своем роде вещь – «грот Богоматери», сделанную в Венеции в XIII веке из разных предметов.

Есть в Сан-Марко музей из трех помещений. В нем хранятся мозаики, фламандские и персидские ковры, собрания мраморных фрагментов IX-XIV веков.

Наборный мраморный пол собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.

Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.

Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.

Кликабельно 5000 рх «Моление о чаше»

Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.

Собор имеет пять куполов – один центральный и четыре над ветвями креста. В свою очередь каждый из куполов также образует центр крестово-купольной группы.

В крипте (место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.

Кликабельно 1300 рх , Алтарь, Апсида алтаря.

В южной части собора находится баптистерий (помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.

Один из ярчайших элементов внутреннего убранства собора – Пала д’Оро (Pala d’Oro — «золотой алтарь» по ит.) – это алтарный образ, расположенный у главного алтаря храма. Он украшен 250 миниатюрами, выполненными в технике перегородчатой эмали, которые вставлены в, украшенную 2000 драгоценных и полудрагоценных камней раму из позолоченного серебра. Сам алтарь помещен в дароносицу из мрамора.

Кликабельно 3000 рх

В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.

Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.

Собор Святого Марка тесно примыкает к Дворцу дожей, с которым соединен внутренним переходом.

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка (Basilica San Marco) находится на одноименной площади рядом с Дворцом дожей и представляет собой великолепный архитектурный образец византийского стиля. Собор известен на весь мир и является обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Венеции.

Помимо того, что данный собор является прекрасным творением архитектуры с интересной историей, в нем хранятся мощи евангелиста Святого Марка, для поклонения которым сюда приходят многие верующие.

Здесь также хранится большое количество произведений искусств, привезенных из Константинополя, а внутреннее убранство собора и многочисленные мозаики не оставят равнодушными даже искушенных туристов.

Собор Святого Марка также является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения Собора Святого Марка

История возникновения Собора Сан Марка берет свое начало с 828 года, когда, согласно легенде, двумя венецианскими купцами Рустико и Буоно из Константинополя были вывезены мощи апостола Марка.

Мощи святого были перевезены специально для того, чтобы уберечь их при грядущем разрушении христианских соборов мусульманами. Апостол Марк и по сей день является хранителем Венеции.

Кстати говоря, о данной легенде повествует мозаика на одной из стен базилики.

Строительство базилики

Сразу же после того, как мощи апостола Марка оказались во владении Венеции, началось строительство базилики Сан Марко, которое завершилось в 832 году при доже Джованни Партечипацио. К сожалению, в скором времени базилика полностью сгорела из-за пожара, но уже к 1063 году на ее месте построили новую.

Для строительства собора Святого Марка использовалось лиственное дерево, которое на тот момент применялось повсеместно в Венеции в силу своих свойств. Дело в том, что лиственница способна сохранять длительное время свои первоначальные качества даже при контакте с водой.

На протяжении истории базилика играла важную религиозную и политическую роль в жизни венецианского общества. Любое общественное событие, будь то коронование дожа, народные празднования или отправление в дорогу известных первооткрывателей, происходило именно здесь, под покровительством Святого Марка.

Архитектура Собора Святого Марка

Красивейшие мраморные декоративные элементы, колонны и статуи – собор Святого Марка просто создан для восхищения.

Фото: Vladislav Gajic / Shutterstock.com

Фасад

Форма и архитектура собора Святого Марка отличается своеобразием: собор построен в виде греческого креста и имеет 5 куполов. Общая площадь базилики составляет 4000 квадратных метров, а высота — 43 метра.

Интерьер

Внутреннее убранство собора выполнено в полном соответствии с принятым в то время венецианским стилем.

Основная часть базилики украшена изысканной романской резьбой, выполненной в начале 13 века, а внутреннее убранство изобилует живописными мозаиками того же времени. Действительно, данный собор является хранителем не только мощей святого, но и шедевров искусства.

Фото: And_Ant / Shutterstock.com

К сожалению, мозаики сохранились до наших дней не полностью и многие из них были заменены картинами Тинторетто и Тициана.

Иконы в этом соборе также выполнены в виде мозаики и воспроизводят сцены из жизни Святого Марка. Многочисленные мозаичные картины на потолке базилики повествуют о сценах из Ветхового Завета.

Фото: mary416 / Shutterstock.com

При входе в реликварий, где хранятся мощи святого, привлекают внимание огромные бронзовые двери, украшенные львиными головами.

Золотой алтарь

Можно бесконечно восхищаться убранством собора и великолепными мозаичными работами, буквально пронизывающими стены базилики, но самой ценной его частью является алтарная часть. Здесь хранится самая настоящая венецианская сокровищница и святыня святынь – знаменитый Золотой алтарь (Pala d’Oro).

Только представьте, что на возведение Золотого алтаря потребовалось около 500 лет! Алтарь поражает своими размерами: его высота составляет 2,51 метра, а длина – 3,34 метра.

Ювелирное богатство алтаря превосходит все мыслимые границы. Алтарь состоит из 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом и украшенных различными драгоценными породами камней.

Как добраться до Собора Святого Марка

Если вы запланировали посещение собора Святого Марка в Венеции, то вам не придется его долго искать. Базилика располагается на одноименной площади, недалеко от знаменитого Дворца дожей.

Добраться до базилики можно:

  • пешком от Пьяццале Рома или или ж/д вокзала Санта Лючия примерно за 40 минут (следуйте указателям);
  • на водном трамвае №№ 1, 51, 2 от Piazzale Roma или ж/д вокзала Santa Lucia.

Часы работы

Базилика Сан Марко открыта:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.30 до 16.45 часов в будни и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.30 до 17.15 часов в будни и с 14.00 до 17.15 в воскресенье и праздники.

Часы работы музея:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.30 до 17.15 часов.

Золотой алтарь и Сокровищницу можно посмотреть:

  • с 29 октября по 15 апреля — с 9.45 до 16.45 часов и с 14.00 до 16.30 в воскресенье и праздники;
  • с 16 апреля по 28 октября — с 9.30 до 17.15 часов и с 14.00 до 17.15 в воскресенье и праздники.

Уточняйте информацию на официальном сайте: расписание может меняться.

Стоимость посещения

Вход в собор Святого Марка бесплатный по состоянию на 2022 год.

Посещение музея, Золотого алтаря и сокровищницы платное:

  • билет в St. Mark’s Museum: 7 Евро;
  • билет в Pala d’oro: 5 Евро;
  • билет в Tesoro: 3 Евро для взрослых.

Посмотреть точную стоимость билетов можно на официальном сайте Собора Святого Марка www.basilicasanmarco.it.

Посетите также

Конечно, знакомство с Венецией следует начать с посещения именно площади Сан Марко, на которой вы можете осмотреть не только собор, но и знаменитый Дворец дожей, расположенный поблизости.

Дворец дожей известен как резиденция венецианских дожей и является центральным зданием Венеции. Помимо интересного архитектурного исполнения, дворец славится огромным количеством произведений искусства, хранящихся в его стенах, и исторической значимостью его залов.

Фото: Don Mammoser / Shutterstock.com

Во дворце Дожей проходили не только трибуналы и заседания первых представителей власти, но и вершилось правосудие.

Из Дворца дожей вы сможете выйти на печально известный Мост Вздохов, соединяющий великолепный дворец с тюрьмой, куда отправляли осужденных после вынесения приговора. Кстати сказать, в этой тюрьме также был заключен Казанова – единственный узник, которому удалось сбежать из этого страшного места.

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Собор Святого Марка – тысячелетний символ Венеции

Собор Святого Марка (Basilika San Marko) является прекрасным образцом византийской архитектуры. Фото и краткое описание истории храма можно увидеть во всех путеводителях по Италии. Собор входит в перечень достопримечательностей Венеции, рекомендуемых для обязательного посещения.

Собор Святого Марка – уникальный исторический и архитектурный объект, его возраст почти тысяча лет. В храме хранятся христианские и исторические реликвии, художественные ценности, которые привлекают, как верующих, так и любителей живописи, скульптуры и истории.

Где находится собор Святого Марка

Адрес: San Marko, 328, Venezia, Италия.

Как добраться:

На вапоретто маршруты 1, 2, 4.1, 5.1 до площади Сан Марко.

История создания собора святого Марка

Начало истории собора – 828 года. В этом году Венеция обрела мощи святого Марка. Эта история достойна экранизации. Два купца из Венеции, находясь в Александрии, узнали, что храм, в котором хранились мощи евангелиста, будут сносить и строить на этом месте мечеть. Ревностные христиане решили спасти реликвию и выкрали мощи, пронесли на свое судно и закидали шкурами свиней. При проверке груза мусульмане не стали прикасаться к шкурам. Мощи были благополучно доставлены в Венецию. Эту историю увековечили на одной из мозаик собора. Апостол Марк более 1000 лет является покровителем Венеции.

Базилика Сан Марко

Довольно быстро, всего за три года построили базилику Сан Марко, где хранились святые мощи. В 976 году в Венеции произошел переворот, вспыхнул пожар, который перекинулся на храм. Зданию был нанесен серьезный ущерб. Базилику восстановили.

Новый собор

Строительство нового собора начали в 1063 году, через тридцать лет храм был построен и освящен. На протяжении нескольких веков собор достраивали, перестраивали, декорировали.

  • XII век – начало облицовки мрамором, выложена мозаика на куполах и сводах.
  • XIV век – строительство баптистерия и капеллы св. Исидора.
  • XV век – строительство капеллы Дзен.

Венецианцы разных поколений вносили свой вклад – купцы и мореплаватели, на протяжении нескольких веков, привозили из разных стран святыни и ценности: ценный мрамор и античные колонны, уникальные барельефы и золотые изделия. В 1204 году во время крестового похода, венецианские воины активно участвовали в разграблении Константинополя, в собор попало множество трофеев, которые были использованы для украшения.

Судьба дама капризная, и через 500 лет сокровища Венеции, в том числе и собора святого Марка, были разграблены армией Наполеона и вывезены во Францию.

Собор святого Марка был капеллой дожей. Здесь проходили коронации, благословение воинов и мореплавателей, проходили торжественные мессы.

В 1807 году храм получил новый статус кафедрального собора города. Сегодня – это действующий христианский храм, в котором регулярно проводятся богослужения. Основная реликвия храма – мощи святого Марка, также здесь хранятся мощи других апостолов и святых. Чтобы поклониться этим реликвиям, христиане со всех уголков планеты приезжают в Венецию.

Архитектура

Растянутое на несколько столетий переоборудование собора не могло не сказаться на архитектуре сооружения. Созданный изначально, как классический византийский храм, за несколько столетий перестроек и реконструкций сооружение соединило в себе разные стили нескольких эпох. Мрамор с Востока, барельефы из Греции, византийские и итальянские скульптуры – все это удачно объединили в архитектонике храма.

Фасад

Изначально фасад был оформлен довольно сдержанно. Мрамором фасад был облицован через два столетия. В качестве трофеев из Константинополя были привезены капители и колонны, тогда же возникла идея оформить фасад более роскошно.

Главный фасад выложен мрамором. Пять входов украшены колоннами и композициями, изображающими в виде аллегорий ремесла и искусства. Арки над входами выложены мозаикой. Все двери изготовлены из бронзы. Возраст центральной двери датируется VI столетием.

Южный фасад выложен мрамором, украшен мозаичными изображениями и скульптурами.

Северный фасад отделан инкрустацией из мрамора. С этой стороны в собор ведет только один вход, выполненный как портал. Вход украшает скульптура Рождества Христова XIII века и декор в виде цветочного орнамента. Из-за цветочного орнамента эти ворота называют «врата цветов».

Квадрига

Квадрига – это античная скульптура, состоящая из фигур 4 лощадей, изготовленных из бронзы с позолотой. Квадрига установлена на лоджии храма. Дата создания этой скульптурной композиции IV век до нашей эры. Квадрига входила в трофеи из Константинополя, где служила украшением ипподрома. Сегодня оригинал хранится в музее, на лоджии размещены копии.

Купола

Собор венчают 5 куполов XIII столетия. В форме куполов чувствуется влияние восточной архитектуры, с которых венецианцы, известные путешественники, были знакомы. Венчает купола маковка с крестом. Википедия сообщает, что диаметр главного купола – 13 м.

Внутреннее оформление

Основной элемент внутреннего убранства – полотна из мозаики. Площадь мозаичного покрытия – 4 000 квадратных метров. Над созданием мозаики работали византийские, а позже венецианские мастера.

Материалом для мозаичных полотен служило муранское стекло. Разноцветные стеклянные кусочки выкладывались на золотую фольгу, что давало эффект сияния, даже при плохом освещении. На мозаичных полотнах изображены сюжеты из Библии.

Баптистерий

Баптистерий был возведен в IV веке. Стены помещения снаружи выложены мрамором, внутри оформлены мозаикой. В гробницах, выполненных в готическом стиле, захоронены дожи Венеции. В центре помещения для крещения установлена купель из камня. Прямо над ней расположен купол, внутренняя поверхность которого покрыта мозаичным изображением 12 апостолов, проводящих обряд крещения. Центральное место в композиции занимает фигура Христа.

Это интересно. Одной из самых почетных должностей Венецианской республики, была должность прокуратора собора св. Марка. Прокураторами назначались выходцы из самых уважаемых семей. Из 12 прокураторов обычно выбирали дожа.

Золотой алтарь

Настоящее сокровище собора – это золотой алтарь, отделанный драгоценными камнями и резным орнаментом. На создание алтаря ушло почти пять столетий. В X веке мастерами из Византии были созданы медальоны украшающие алтарь.

В XII столетии появились изображения из эмали. В XIV веке были созданы панно с изображением Христа и апостолов, в этом же веке алтарь приобрел завершенную форму.

Это интересно. В 1796 г. была составлена опись драгоценностей, которыми украшен алтарь: гранаты – 400 шт., сапфиры – 300 шт., изумруды – 300 шт., рубины – 50 шт., топаза – 4 шт., жемчужины – 1 300 шт. Общее число камней – 2521 штука.

Музей и сокровищница

Коллекция музея хранится на нескольких этажах. Среди экспонатов – части воссозданных мозаик, церемониальные предметы, оригинал квадриги, древние книги, иконы, предметы средневекового быта.

Экспонаты сокровищницы находятся в 2 комнатах, в одном зале хранятся предметы, имеющие историческое значение – оклады на иконы, драгоценности, эмали, кубки и многое другое. Есть экспонаты из Византии, Месопотамии, Египта. Во втором зале хранятся религиозные реликвии – часть черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, молоко Богоматери, нож с Тайной вечери.

Часы работы

Собор открыт с 09.45 – 17.00, в воскресенье и праздничные дни с 14.00 – 16.00.

Цены на билеты

Вход в собор бесплатный.

  • Входной билет в музей – 5 евро.
  • Сокровищница – 3 евро.
  • Золотой алтарь – 2 евро.

Что посмотреть рядом

    был государственной резиденцией правителей Венеции более 5 веков. Здесь размещались все государственные службы и жили дожи. Также в этом здании была городская тюрьма. В этих стенах проходили государственные и судебные заседания, оглашались приговоры, здесь решались вопросы войны и мира и именно в этом дворце выбирали правителя республики. Дворец Дожей интересен своей историей, архитектурой и произведениями искусства. Отзывы туристов, побывавших в Венеции однозначны, путешествие обязательно должно включать посещение этого объекта. является душой и сердцем Венеции. На площади расположены основные достопримечательности города Дворец Дожей и собор св. Марка, кроме этого Прокурация, крыло Наполеона, библиотека. Гиды всегда обращают внимание туристов на мостовую, выложенную камнем определенным рисунком, похожим на «елочку». Камень был уложен в XIII столетии, «елочка» показывала, куда необходимо двигаться церемониальным процессиям. И конечно, знаменитые венецианские голуби.
  • Музей Коррер тоже расположен на площади Сан Марко. Его основал Теодоро Коррера – коллекционер. Всю свою коллекцию, на которую было потрачено много времени, сил и средств, он завещал городу. Коллекция музея занимает 33 зала и включает в себя живопись, исторические документы, монеты, оружие, одежду и предметы, имеющие историческую ценность.

Собор Святого Марка выдающийся памятник средневековой архитектуры. Его основная особенность – византийский стиль, который очень редко встречается в европейском зодчестве. На протяжении тысячи лет культурная, политическая, религиозная жизнь венецианцев была связана с этим собором. Здесь короновали и отпевали правителей, путешественники и участники крестовых походов получали благословение перед трудной дорогой.

Сегодня собор святого Марка привлекает миллионы туристов, которые хотят увидеть архитектурный шедевр, полюбоваться роскошным внутреннем оформлением, узнать историю собора и поклониться христианским святыням.

Площадь и собор Сан Марко в Венеции

Отправляясь в путешествие по Венеции, сложно обойти вниманием знаменитую площадь Сан Марко. Помимо того, что это самое просторное место во всем плавучем городке, площадь очень величественна и романтична, поэтому относится к самым популярным среди туристов местам в Италии (и в Instagram:)). Здесь собрано столько интересных объектов, что на знакомство с ними может уйти целый день. Давайте разберемся, на что из достопримечательностей Сан Марко лучше потратить свое время, особенно, если оно ограничено. А заодно узнаем много интересных фактов о знаменитой площади и сооружениях, которые ее украшают.

Содержание:

Площадь Сан Марко

Исторические упоминания о площади Сан Марко в Венеции появляются еще в IX веке. В тот период она представляла собой площадку небольшого размера у парадного входа в базилику. До нынешних масштабов площадь расширилась лишь в XII столетии.

Площадь Сан Марко славится не только выдающейся архитектурой (только посмотрите на фото!), но и тем, что стала местом съемок многочисленных кинофильмов. И это не удивительно — простор и особая атмосфера позволяют снимать здесь завораживающие кадры!

Местные жители называют эту площадь уважительно – «Пьяцца». Все остальные площадки именуются более скромным – «кампо». Условно пространство площади разделяется на два участка: Пьяцетта (своеобразный коридор, который идет от Гранд-канала мимо Дворца Дожей и Библиотеки Сан-Марко до Кампанилы), и непосредственно сама Пьяцца (остальная часть площади).

Пьяцетта Сан Марко

Особое развлечение для туристов – кормление голубей, которых здесь целая крылатая армия! На месте можно купить и корм для птиц. Эту традицию нарушил только птичий грипп, разгулявшийся в 2008 году. Чтобы избежать большого скопления птиц, на площади прекратили продажу корма, что не остановило детишек и охотников за красивыми кадрами.

Обратите внимание и на мостовую, выложенную из камня. Предполагают, что рисунок на мостовой, который образуют светлые полосы, когда-то играл важную практическую роль и служил ориентирами для процессий, участвовавших в различных церемониях.

Собор Сан Марко: история, уходящая в глубь веков

Собор Сан Марко — религиозный центр Венеции и самый посещаемый храм города. К тому же, один из самых старинных — строительство здания закончилось еще в 832 году. Храм возводили специально для мощей святого апостола Марка, покровителя Венеции и венецианцев. Кстати, с появлением мощей в городе связана очень интересная история.

Когда-то мощи святого апостола и евангелиста Марка находились в Александрии. Венецианские купцы Буоно и Рустико, путешествовавшие в те края, услышали, что мусульмане собираются разрушить христианские церкви и возвести на их месте мечети. И придумали хитрый план. Они выкрали святыню и спрятали ее под свиными тушами, зная о том, что мусульмане не прикасаются к этому животному. Благодаря этой хитрости мощи оказались на корабле и были благополучно перевезены в Венецию. Кстати, на центральном фасаде Собора есть рисунок из мозаики, иллюстрирующий старинное предание.

Конечно, за такую долгую историю старинная базилика претерпела много изменений и повидала много событий. В 976 году здание горело. А в 1063 году на прежнем месте началось возведение нового грандиозного собора, а уже в 1094 его освятили. Венецианцы не поскупились на украшение своей главной базилики! На протяжении веков храм рос, хорошел и богател. Сегодня перед восхищенными туристами предстают удивительные мозаики, прекрасные барельефы и необыкновенные архитектурные формы. А внутри собора Сан Марко кроме культурных и архитектурных сокровищ хранятся и важные христианские святыни – кроме мощей святого Марка это главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, древний образ Пресвятой Богородицы «Никопея», частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, и другие христианские реликвии, которые привлекают в базилику паломников.

Архитектура и оформление базилики Сан Марко

В облике собора преобладает византийский стиль, что несвойственно для храмов Италии. В меньшей степени здесь встречаются элементы готики, романской и восточной архитектуры, образуя причудливое смешение стилей.

В нижней части фасада базилики находится 5 арочных пролетов, украшенных яркими мозаиками, пространство между арками украшено византийскими барельефами. А с западной стороны Сан Марко украшает знаменитая квадрига – бронзовые фигуры четырех коней. Этот трофей попал в Венецию в 1204 году, после Крестового похода на Константинополь. Оригинал скульптуры был позолоченным, выполненным греческим мастером Лисиппом. Сегодня он бережно хранится в музее базилики, а здание украшает бронзовая копия.

Собор Сан Марко внутри

Интерьер собора поражает великолепием и роскошным убранством. Стены и потолки базилики покрывает удивительная позолоченная византийская мозаика с изображениями сюжетов из Священного Писания.

Под главным алтарем хранятся мощи святого Марка, главная святыня Венеции. А за алтарем красуется жемчужина храма – Пала д’Оро, или Золотой иконостас. Этот шедевр изготовлен искусными константинопольскими ювелирами и содержит 80 небольших икон, богато украшенных золотом и декоративными камнями. Только представьте, на создание такого шедевра ушло почти 500 лет!

Одну из капелл украшает чудотворная византийская икона ХI или XII века Мадонна Никопея. Эту святыню (как, кстати, и многие другие) доставили в собор Сан Марко после одного из крестовых походов.

Особого внимания заслуживает Сокровищница базилики, в которой хранятся христианские реликвии, мощи святых, а также византийские древности, ценные предметы церковной утвари, предметы обихода византийских императоров и знати. Всё это было привезено венецианцами с Востока, подарено византийскими императорами или римскими папами, или же добыто в результате крестовых походов.

Мозаика на фасаде собора Сан Марко

Другие интересные места на площади Сан Марко

Собор святого апостола Марка – конечно, не единственная достопримечательность площади. Здесь каждое здание имеет интересную и богатую историю. Вот некоторые из них.

Дворец Дожей

Дворец Дожей в Венеции

Один из символов Венеции. Этот причудливый шедевр готической архитектуры на протяжении веков служил резиденцией венецианских правителей вплоть до оккупации республики Наполеоном в 18 веке. Первый вариант этого здания был сооружен еще в 810 году. С тех пор постройка не раз перестраивалась, пока в ХVI веке не приобрела свой современный облик. Прекрасный трехэтажный дворец примыкает в базилике Сан Марко и дополняет удивительный архитектурный ансамбль элегантной площади.

Библиотека святого Марка (Biblioteca Marciana)

Библиотека Сан Марко

Ренессансное здание Библиотеки Марчиана стоит напротив Дворца Дожей, а его фасад обращен в сторону Большого канала. Постройку украшают скульптурные экспонаты и декоративная лепнина. А сама библиотека славится богатой историей и уникальной коллекцией старинных книг и рукописей (более 13 тысяч ценных рукописных работ!) Среди книжных ценностей, которые здесь хранятся — списки «Илиады» V и VI века и первая книга, которая была издана в Венеции.

Кампанила, или колокольня Сан Марко (Campanile di San Marco)

Колокольня на площади Сан Марко

Грандиозная колокольня возвышается на 99 метров над площадью Сан Марко. История этого сооружения уходит корнями еще в 9 век. Но оригинальное здание рухнуло в 1902 году, а через 10 лет было восстановлено. На колокольне находилось 5 колоколов, каждый из которых имел свое предназначение. Например, один из них предназначался для призыва жителей отправляться на работу. Вот это забота!

Лоджетта Сансовино

Лоджетта на площади святого Марка

На месте этого здания когда-то была конюшня. Позже в Лоджетте знать проводила торжественные приемы или использовала в качестве караульного поста Дворца Дожей. После того, как в 1902 году на Лоджетту обрушилась Колокольня Сан Марко, сооружение было отстроено в его современном виде.

Старая и Новая Прокурации

Эти здания обрамляют площадь Сан Марко в западной ее части, украшая ее изящными аркадами. Когда-то в них размещались прокураторы, основной задачей которых было управление государственным недвижимым имуществом. Поскольку здание собора Сан Марко входило в контролируемый список, то и построили Прокурации прямо рядом со святыней.

Часовая башня (Torre dell’Orologio)

Часовая башня Оролоджио Сан Марко

Башня Оролоджо украсила площадь в конце XV века. На фасаде башни примечательны большие старинные астрономические часы, покрытые позолотой и эмалью и украшенные знаками Зодиак. Они не только отображают 24 часа, но и показывают положение планет, а также солнца и луны в Зодиаке. Из небольшой ниши над циферблатом на нас взирает статуя Богородицы. А на самом верху часовую башню Сан Марко венчают гигантские бронзовые фигуры, которые каждый час бьют молотком по колоколу.

Интересные факты о площади и соборе Сан Марко

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко «самой элегантной гостиной Европы».
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Как много других интересных фактов мы приготовили для вас в нашей экскурсии «Шкатулка с драгоценностями» с аудиогидом Travelry!

Сан Марко: практическая информация для туристов

Как добраться

Чтобы попасть на площадь Сан Марко, нужно или воспользоваться водным транспортом, или идти пешком (наземного транспорта в этой части города просто нет!) Старинная часть Венеции не так велика, а пешие прогулки по ней очень приятны, так что не пренебрегайте таким вариантом, если располагаете временем и силами. Если же спешите – езжайте до главной достопримечательности Венеции на вапоретто (речном трамвайчике – этот вид транспорта в Венеции выполняет функцию общественного).

От Пьяццале Рома (Piazzale Roma), где высаживаются гости, приезжающие на автобусах или автомобилях до площади Сан Марко ходят маршруты 1 (едет около 40 минут), 51 direct (20 минут в пути) и 2 direct (30 минут в пути). Пешком идти примерно 40 минут.

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия (Santa Lucia), куда приезжают туристы, путешествующие поездом, пешком идти 30-45 минут, в зависимости от выбранного маршрута. Доехать можно на тех же вапоретто: №1 идет около 35 минут, маршруты 51 direct и 2 direct – около 25 минут.

Вапоретто ходят часто, каждые 10 минут. Выходить нужно на остановке San Marco.

Также, конечно, всегда можно взять водные такси.

Посещение музеев Сан Марко

Существует единый билет для посещения 4х музеев, расположенных на площади Сан Марко: Дворца Дожей, Музея Коррер, Национального археологического музея и Монументальных залов Библиотеки Марчиана. Купить билеты онлайн можно здесь. Если нужно бронирование на русском, то здесь.

Режим работы достопримечательностей

Собор Сан Марко

Базилика работает в будние дни с 9.45 до 17.00, в воскресенье и праздники — с 14.00 до 16.30 или 17.00, в зависимости от сезона. Вход в Музей и Сокровищницу заканчивается раньше.

Вход в базилику бесплатный, но если вы хотите отдельно посетить алтарь с мощами апостола Марка и осмотреть Пала д’Оро, сокровищницу, музей базилики, колокольню, то нужно будет заплатить от 2 до 5 Евро.

Официальный сайт собора Сан Марко: www.basilicasanmarco.it

Посещение собора Сан Марко: лайфхаки
    • Хотя вход в саму базилику бесплатный, не все туристы хотят терять время в огромных очередях на вход. Их можно избежать, купив специальный билет на официальном сайте.
    • Внутри базилики запрещена фото- и видеосъемка.
    • Внутри собора обычно довольно темно, что может затруднить осмотр роскошных фресок. Мало кто знает, что храм полностью освещается только в определенные часы: с 11.30 до 12.45 в будние дни и целый день в воскресные дни и в церковные праздники.
    • На осмотр интерьера базилики Сан Марко выделяется около 10 минут — долго задержаться внутри не получится (этот лимит не относится к помещениям Сокровищницы и Золотого иконостаса).
    Дврец Дожей

    Часы работы: 8.30– 19.00 (вход до 18.00)
    Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/

    Посетить Дворец дожей можно, только приобретя единый билет на посещение 4х музеев на площади Сан Марко или Museum Pass.

    Колокольня Сан Марко

    Режим работы: с 5 по 18 сентября 8.30–20.15; с 19 по 30 сентября 8.30-19.45; с 1 по 9 октября 9.30-19.00, с 10 по 31 октября 9.30-17.30; с 1 ноября по 31 марта 9.30-17.30; с 9 по 27 января закрыто; с 1 по 30 апреля 9.00-17.30; с 1 мая по 4 сентября 8.30 – 21.00. При плохих погодных условиях (туман, сильный ветер или холод) доступ на колокольню закрыт. Билеты можно приобрести здесь.

    Популярные кафе на площади Сан Марко

    Кафе и ресторанов на площади святого Марка предостаточно. Самыми знаменитыми являются «Флориан» и «Квадри». Легендарное кафе «Флориан» — одно из старейших в Италии. Считается, что оно ведет свою историю еще с 18 века! Его богатая история и роскошные интерьеры всегда привлекали изысканную публику, среди которой были многие известные личности. Сегодня любой состоятельный турист может прикоснуться к истории и роскоши «Флориана». Столики для клиентов выставлены прямо на улице. Традиционно сюда приходят, чтобы за чашечкой ароматного кофе понаблюдать за заходом солнца, которое постепенно прячется за куполами собора Сан Марко. Но за это удовольствие придется заплатить немалые деньги – кафе дорогие.

    Вечерняя площадь Сан Марко

    Собор Святого Марка, Венеция: фото, история собора, архитектура

    Величественная Базилика Святого Марка является главным собором города, а с 1807 года и резиденцией патриарха в Венеции. В древние времена строение служило часовней при дворе дожей. Папа Бенедикт XVI назначил Франческо Моралья, уроженца Генуи, Патриархом Венеции 31 января 2012 года и 25 марта того же года он начал свое служение в качестве епископа. Собор расположен на площади Сан-Марко рядом с дворцом дожей и открыт для посещения паломниками и туристами ежедневно, за исключением редких дней, когда доступ ограничивается по объективным причинам. Строение вобрало в себя лучшие тенденции римско-византийского архитектурного стиля с элементами готики.

    История возведения собора

    История базилики Святого Марка началась в 828, когда одиннадцатый дож Джустиниано Партечипацио, решил построить церковь в честь святого Марка рядом с дворцом. Она была перестроена в 978. Пожары, вспыхнувшие во время бунтов 976 года, уничтожили постройку. Но прототипом собора в его нынешнем величии стала базилика 11 века.

    Фото Собора Святого Марка — вид сверху

    Возведение базилики было инициировано дожем Доменико Контарини в 1063 году, продолжено строительство было при его преемнике Доменико Селво, а завершение пришлось на времена правления тридцатого дожа Витале Фальеру. Базилика была освящена в 1094 году. В 1231 году собор пострадал при пожаре вновь, но работы по его реставрации велись непрерывно и к 1617 году храм обрел алтарь.

    Собор Святого Марка в Венеции

    Основным назначением храма было хранение мощей евангелиста Марка, вывезенных из Александрии венецианскими купцами в 828 году. Купцы видели явную необходимость в спасении христианской святыни от опасности, вызванной активным разрушением мусульманами церквей и строительством мечетей. Боясь таможенного досмотра, купцы надежно скрыли мощи Марка в партии свиного мяса. С момента размещения мощей, Святой Марк стал небесным покровителем Венеции. Свидетельством этого служит крылатый лев – символ города и знак апостола.

    Все латинские надписи собора содержат:

    • библейские отрывки, написанные на свитках пророков;
    • средневековые тексты в стихотворной форме, посвященные к Святому Марку и написанные специально для храма.
    • молитвы или призывы, которые можно найти на арках, куполах или сводчатых потолках;
    • описательные тексты, иллюстрирующие отдельные сцены;
    • имена пророков и святых рядом с каждым отдельным изображением.

    Колокольня Святого Марка

    Колокольня Святого Марка — квадратная в сечении башня, достигающая, вместе с венчающим ее шпилем, высоты 99 метров. Некогда башня служила маяком для моряков. Дата начала ее возведения относится к двенадцатому веку. Позднее она была перестроена, покрыта медью, и в своем нынешнем обличии, с добавлением звонницы и шпиля, радует глаз. Из пяти оригинальных колоколов в настоящее время остался в первозданном состоянии только самый большой. Остальные были утраченные осенью 1902 года и были заменены. Все они — дар Папы Пия X.

    Колокольня Святого Марка

    14 июля 1902 года башня внезапно рушится. Причиной обрушения стала некачественная кладка. Ущерб казался непоправимым. Благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелел угловой фрагмент базилики. В основании колокольни сохранился балкон, постройки середины 16 века, украшенный мрамором и бронзой. Городской совет принимает решение о восстановлении постройки в первозданном виде. Восстановительные работы начались 25 апреля 1903 года, а спустя девять лет, в 1912 году, новая колокольня была открыта. Здание венчает воссозданная медная фигура Архангела Гавриила, почти полностью перестроенная по образцу 1822 года.

    С колокольни можно обозреть панораму великолепной Венеции. Колокольня, в основании которой лежит фундамент римского периода девятого века, построенная в период между двенадцатым и четырнадцатым веком, после реконструкций и реставраций предстает в практически не изменившемся виде. Лаконичная гармония римской архитектуры встречает приезжающих в Венецию. Несмотря на попадание молний и пережитых землетрясений, колокольня продолжает радовать приезжих и жителей города.

    Колокольня Святого Марка

    Посетить башню стремились все путешественники, начиная с глубокой древности. Слишком уж привлекателен вид на город и порты. Пропуск давался крайне осмотрительно, дабы избежать попытки использования высотных наблюдений в разведывательных целях. Во времена Галилео Галилея башня использовалась в качестве обсерватории для изучения неба. На верхней площадке в 1609 году размещался телескоп.

    Мозаики в византийском стиле

    При доже Доменико Сельво в 1071—1084 зародилась основа мозаичного убранства собора. Мозаичные изображения — первая ассоциация с Собором Святого Марка. Мозаики на золотом фоне покрывают более 8000 квадратных метров стен, сводов и купол базилики. Византийский след в архитектурном дизайне прослеживается в естественной интеграции элементов отделки.

    Мозаика внутри Собора Святого Марка

    Мозаичный декор развивался в течении восьми веков. Мозаики базилики содержат изображения жития библейского ветхозаветного и новозаветного Святого Марка, аллегорические фигуры, события из жизни Христа, Богородицы и других святых. В оформлении преобладают теплые цвета. В зависимости от интенсивности освещения, мозаичные изображения предстают перед прихожанами в различном цвете, поражая воображение поразительными эффектами.

    Мозаика внутри Собора Святого Марка

    Помимо эстетического наслаждения, внутреннее убранство собора хранит наиболее значимые свидетельства духовных исторических событий. Послания древних зодчих, выраженные в свойственных различным историческим периодам художественных тенденциях, бережно восстанавливаются по мере необходимости, и предстают перед взором ценителей искусства в качестве бесценных артефактов прошлого. Несомненным украшением собора является и пол, набранный из фрагментов различных форм и размеров многоцветного мрамора. Среди разнообразных геометрических мозаик представлены изображения представителей животного и растительного мира.

    Музей Святого Марка

    Музей Святого Марка был основан в конце 19 века. Внутри музея собраны реликвии различного назначения и происхождения, но так или иначе принадлежащие Собору. В музее есть персидские ковры, облачения для богослужений, иллюстрированные рукописи с текстами литургий, фрагменты древних мозаик, отделенными во время реставрации девятнадцатого века, гобелены с историями об Иисусе, шитые шелком и серебром, полотна с житием святых. Среди наиболее важных экспонатов можно рассматривать колесницу, некогда красовавшуюся в центре главного фасада.

    Расположение:
    Адрес Собора: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия
    Официальный сайт Собора Святого Марка

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]