Морской Никольский собор в Кронштадте: Интерьер…
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный собор. Кронштадт, Якорная площадь.
Арх. В. А. Косяков. 1903 — 1913. Центральный портал
главного фасада. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный собор Кронштадта, Декор выполнен
под руководством Василия.Косякова и его братьев — Владимира и Георгия, тоже архитекторов. 1903 — 1913.
Входной неф с досками…
Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Памятные доски всех погибших моряков от адмиралов
до нижних чинов, безымянных…
При упразднении Собора в 1929 году белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Морская символика обильно использована в декоре Собора, подчеркивая, что это сооружение — Храм Военной славы…
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Прорыв в ограждающих стенах, ведущий в центральный
Молельный зал…
Памятные доски опоясывают двухуровневый зал
подобно «полотенцам», окаймляющим низы первых этажей древних православных храмов…
В создании внутренней отделки Собора кроме братьев архитекторов участвовали многие мастера и художественные ателье. Росписи, майолика, мозаика, скульптура, резьба по камню – весь арсенал художественных средств эпохи был использован в украшении его фасадов и интерьеров.
Мы сделали множество осевых видов и ракурсных. Исчерпать все богатство не удалось. Смотрю и огорчаюсь…
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Иконостас и три апсиды…
Апсида — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом — конхой. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Этот Собор имеет несчетное число апсид, связанных с передачей распора от центрального купола.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Христос Благославляющий
в центральной апсиде. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Конха и паруса, держащие купол. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Конха, паруса и купол. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. «Христос-Пантократор» в куполе.
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Пантократор («Вседержатель»), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий. «Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса».
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Евангелист Иоанн на левом парусе.
Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Орел при евангелисте Иоанне
на левом парусе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Евангелист Матфей на правом парусе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на Молельный зал по центральной оси симметрии, идущей с Запада на Восток. Ангел при евангелисте Матфее. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Один из парусов между двумя конхами, что поддерживают купол, образуя мощную распорную конструкцию.
На парусах, осмысленных как соединение земной и небесной сфер, обычно располагаются изображения евангелистов, которые также соединяли землю и небо, распространяя Благую весть.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Арочный свод с Ангельским чином, примыкающий
к левой конхе. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Витраж со Святым духом в арочном боковом своде.
Сохранились черно-белые фотографии. Эти подслеповатые снимки – единственный уцелевший источник наших знаний о том, какими были витражи в Кронштадтском соборе. Их было пять, два имели невероятные размеры – площадью по 52 квадратных метра каждый, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Все здесь было сделано с богатырским размахом, вкусом, любовью и щедростью.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Акцент первого уровня — портал, облицованный лазуритом.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Витраж «Деисус»
Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Росписи…
В круге славы — силы небесные: архангелы, серафимы, херувимы, предстоящие пред Небесным Престолом.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Росписи…
Далее в барабане располагаются пророки — ветхозаветные избранники, слышавшие голос Бога и сообщавшие избранному народу Божью волю.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Центральная конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии — с Востока на Запад.
«Христос во Славе».. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии — с Востока на Запад.
«Рождество Христово» Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Левая конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вид на противоположную конструктивную систему
по центральной оси симметрии, идущей с Востока на Запад.
Правая конха… Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Еще один из четырех прорывов, ведущих в Молельный зал для обеспечения общего единства пространственной системы Собора. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Боковая двухъярусная система, позволявшая разглядывать Молельный зал со второго этажа или хоров. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Арочный свод над боковой галереей. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Двухъярусная боковая галерея, решенная в виде колонно-арочной системы, что превращает архитектуру в скульптуру. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним.
Сегодня проведен огромный объем работ по очистке внутренних помещений, идет восстановление дренажной системы (при этом сохраняются ее ключевые элементы). Постепенно восстает во всем своем величии гордое лицо собора: практически воссоздан иконостас, продолжают свою ювелирную работу реставраторы. То, что так легко разрушалось почти век назад, сегодня воссоздается трепетно и кропотливо: влажной тканью смачивается поверхность штукатурки, а потом скальпель — слой за слоем — возвращает красоту первозданной росписи.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Фрагмент иконостаса и росписей над ним. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Пол устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Рисунки мозаичных фигур рыб и медуз, изображений морских растений и кораблей выполнены необыкновенно изысканно и, как все в зале, поражают своим разнообразием..
Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913. Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — православный храм Кронштадта. 1903 — 1913.
Вот и все: последний раз оглянувшись на иконостас,
и мы уходим из Молельного зала светлейшего из Соборов…
Никольский Морской собор в Кронштадте: до и после восстановления (ФОТО)
Морской собор является уникальным храмом – памятником истории Российского флота. Здесь были памятные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме. В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков.
Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований. Здание построено в 1902-1913 гг. арх. В.Косяковым. Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые – во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.
На первом этаже по всему периметру храма были помещены 130 черных досок, с высеченными золотыми буквами на них именами около тысячи погибших моряков (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы. Тексты включали имена, звания, дату и обстоятельства гибели. Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие.
Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.
Храм был закрыт 14 октября 1929 года.
1 июня Собор был закрыт для устранения «всякой церковности» и оборудования в его внутреннем помещении кинозала. 5 июня 1929 года президиум Леноблисполкома принял официальное постановление: Морской собор в Кронштадте закрыть, имущество ликвидировать.
О том, что Морской собор есть храм-памятник истории и флота, никем уже не упоминалось. В 1932 году в Соборе был открыт кинотеатр, названный именем Максима Горького.
После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
В начале 2009 года обнаружились признаки аварийности здания, и после тщательного изучения ситуации на государственном уровне было принято решение о восстановлении храма. По инициативе Патриарха Кирилла создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавила Светлана Медведева.
В 2000-е годы началась реставрация собора.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен крест.
19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия в Свято-Никольском Морском соборе г. Кронштадта.
20 ноября 2010 года, Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте.
28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили Кронштадт, где совершили чин великого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца и Божественную литургию в новоосвященном храме.
kirinushka
Этот самый крупный из морских соборов, построенный по неовизантийскому проекту архитектора Василия Косякова, стал последним морским собором в Российской Империи.
Морской собор святителя Николая Чудотворца или Никольский морской собор – объект культурного наследия Российской Федерации.
В конце XIX века в Кронштадте, на берегу Обводного канала,
на Якорной площади, было решено в память о моряках, погибших во всех морских сражениях, построить Морской собор, о котором я расскажу чуть позже. А сейчас несколько слов о площади.
С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов, посему площадь называли Якорной.
В 1861 году территория Якорной площади была отделена от адмиралтейства каменной стеной. Сейчас это Стена Славы. 9 мая 2000 года в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны, на стене было размещено 24 мемориальных доски.
Вдоль Стены Славы расположена историческая чугунная мостовая протяжённостью около 200 метров. Такая же мостовая сохранилась на Пеньковом мосту Кронштадта (о нём я упоминала здесь).
Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на свое историческое место.
Еще один мемориальный объект на Якорной площади – Огонь Славы. По сути это б ратская могила погибших во время восстаний 1905, 1917 годов, а так же в Гражданскую войну .
За Огнем Славы возвышается монументальный памятник адмиралу Макарову.
Фигура обращена лицом к северу, холодный северный ветер треплет бороду адмирала и развевает полы его плаща. Рука адмирала, как бы, указывает направление кораблям его эскадры.
Существует мнение, что если продлить прямую линию в направлении вскинутой руки, то она дойдет до Полярной звезды.
Бронзовая фигура адмирала стоит н а краю 160-тонной гранитной скалы. Скалу “омывает” бронзовая волна внешним видом напоминающая дракона. По задумке скульптора, это должно символизировать гибель Макарова вместе с броненосцем «Петропавловск», затопленного кораблями японской эскадры при обороне Порт-Артура в 1904 году .
С трех сторон гранитного основания расположены бронзовые барельефы с основными эпизодами деятельности адмирала.
Один из них рассказывает все о том же трагическом эпизоде – гибели “Петропавловска”.
Второй барельеф изображает эпизод времен Русско-Турецкой войны , когда крейсер «Великий князь Константин», которым командовал Макаров провел крайне успешную атаку торпедными катерами “Чесма” и “Синоп”. В результате атаки был потоплен турецкий корабль «Интибах», что стало историческим событием, поскольку впервые в истории корабль был потоплен торпедой.
И, наконец, третий барельеф повествует об арктическом плавании ледокола “Ермак”. Технические условия для его строительства разрабатывались комиссией под руководством адмирала Макарова. Под его же командованием “Ермак” совершил одно из своих полярных плаваний; в ходе которого была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне Северного Ледовитого океана.
Ледокол там на заднем плане, а первый взгляд устремляется на большого полярного медведя, нос и ухо которого отполированы руками людей, желающих высказать свою просьбу (желание) на ухо бронзовому жителю заполярья.
Ну и теперь переходим к осмотру собора.
Никольский собор, как говорят, самое высокое здание в Кронштадте. Его высота – 70,6 метра.
Он является преемником традиций деревянной Богоявленской церкви, построенной по указу Петра Великого для морских экипажей еще в 1731 году, просуществовавшей 110 лет и ныне утраченной.
Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой.
Белокаменная кладка, образа под позолоченными козырьками. Так выглядит собор сейчас – после реставрации.
А так он выглядел до нее.
Храм был закрыт в октябре 1929 года . Практически все имущество собора по оценочной описи перешло в ведение Государственного фонда (по некоторым данным оно было разворовано или уничтожено еще до прихода комиссии), а здание передано “под культурные цели”. В начале 30-х годов в нем открыли кинотеатр имени Максима Горького, часть помещений стала использоваться под склады. С куполов сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри храма была закрашена.
Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.
Несмотря на то что в 1975 году это уникальное здание было взято под охрану государства как памятник архитектуры, а с 1980-го здесь работал музей «Кронштадтская крепость» – филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, ч ёрные мраморные доски, установленные некогда на стенах храма, хранившие имена погибших моряков и морских офицеров, начиная с 1695 года и белые доски, установленные в алтаре и запечатлившие память о погибших корабельных священниках, были сняты и дальнейшая их судьба неизвестна.
Сейчас на стенах собора их точные копии. Как видно из надписей, память сохранялась не только о погибших в бою.
А теперь немного истории.
8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии состоялась торжественная закладка стен Морского Никольского Собора .
Постройка продвигалась быстро и уже в 1907 году была начата внутренняя отделка.
Размеры собора впечатляют! Длина здания – 83,2 метра, ширина – 64 метра, высота с крестом – 70,6 метров, в ысота до основания главного купола – 52 метра, а диаметр купола – почти 27 метров.
Колонны из искусственного мрамора отполированы до зеркального блеска.
Ковры из натуральной шерсти были вручную вытканы женами моряков (это единственный уцелевший эпизод ковра).
Бронзовые светильники, как и остальная бронзовая, медная и латунная церковная утварь были изготовлены на заводах и в матерских Хлебникова и Оловянишникова и восстановлены по фотографиям, рисункам и чертежам в мастерских компании “Реставратор” (Санкт-Петербург).
Собор был оборудован по последнему слову техники того времени.
Для уборки имелась стационарная пылесосная станция, которая располагалась в подвале. Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку (именно так по морскому) огромного собора.
В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную систему центрального отопления.
Отопительные котлы располагались в специально построенном по соседству здании. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
Вот такие декоративные решетки закрывают современные отопительные приборы. Они также восстановлены по фотографиям и архивным документам компанией “Реставратор”.
В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей каждая.
На решетке главного купола располагалось 218 ламп,
на главном карнизе горели 827 ламп и еще 588 лампочек находились на главном хоросе. Хорос – это церковный светильник, который имеет особый статус. Он символизирует древо жизни и имеет вид колеса, подвешенного с помощью цепей к потолку храма.
Остальные лампы находились в боковых светильниках и освещали алтарь и иконостас. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами, 92 цветные лампы располагались в иконостасе и лампадах.
Кроме основной электрической сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения.
Дольше всего ( почти 6 лет) продолжалось возведение беломраморного иконостаса. В нем участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.
Иконостас стал настоящим шедевром каменной резьбы. Тонкие мраморные пластины с искусно выполненной резьбой крепились к каменному каркасу и создавали впечатление резного мраморного монолита.
Ну и, конечно же, не может быть храма без живого огня восковых свечей!
Однако, все это уже восстановленные или отреставрированные шедевры. Оказывается, в первозданном виде до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент внутренних наличников западного входа, выполненных из императорских запасов ляпис-лазури. И, конечно же, именно его фотографии у меня нет!
Морской Собор был передан РПЦ в октябре 2002 года. Тогда же состоялось освящение и установка креста над его главным куполом. Семиметровый крест весит почти 2 тонны.
В 2009 году после обследования собора было выявлено, что здание находится в аварийном состоянии, тогда же было принято решение о его реставрации. Окончательной стоимости реставрационных и восстановительных работ я найти не смогла…
Но известно, что с 2009 по 2013 годы на восстановление и реставрацию храма было потрачено около 1,3 миллиарда рублей. В 2013 году был объявлен конкурс на реставрацию монументальной живописи собора и тогда начальная цена контракта составляла еще почти 200 миллионов рублей.
В середине 2013 года к 100-летнему юбилею храма завершилась его реставрация.
И последняя, на сегодня, достопримечательность Якорной площади Кронштадта
При строительстве Морского собора возник вопрос — как добираться до места с Петровской пристани Николаю II .
Дело в том, что на церемонию освящения начала строительства Морского собора Николай II приехал в автомобиле, а на церемонию освящения самого Собора – в открытой карете. Для сокращения пути Комитет по устройству Морского собора решил построить пешеходный мост через овраг.
Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
Существует легенда, что Николаю мост показался непрочным, и он не решился ступить на него, пока один из офицеров своим примером не показал, что идти по мосту безопасно. За этот поступок офицер получил орден лично из рук императора.
Из-за особенности деревянного настила автомобилям, конным повозкам и велосипедистам было запрещено пользоваться мостом. Этот запрет сохранился и после реконструкции 1940 года.
В 1970 году мост был заново переделан . Ранее собранный на заклепках стальной мост был заменён на точно такой же, но сварной . Для прочности каркас настила покрыли металлическими листами, а уже затем закатали асфальтом. Автомобили и конные повозки, конечно же, не ездят по мосту и сейчас.
Этот пешеходный мост я вляется памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства.
Ну, а территорию вокруг собора и Якорной площади украшают и освещают вот такие восхитительные фонари.
Сюда приходят молодожены.
Здесь прогуливаются с собачками.
Ну и голуби. Посидеть на чьей-нибудь голове для них святое дело в любой стране мира.
Считаю Морской Никольский собор в Кронштадте обязательным для посещения при осмотре достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Выделите один день на Кронштадт – не пожалеете! Э то восхитительный город!
yuhanson
Я уже показывал вам собор снаружи. Пришло время зайти внутрь и осмотреть его убранство. В процессе подготовки я нашёл замечательную статью о внутреннем убранстве собора. Тому, кого интересует более подробная информация, стоит пройти по ссылке и почитать. Написана она консультантом работ 2011 года по росписи главного купола и парусов А.В. Гамлицким http://likirussia.ru/content/view/1767/
Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца был возведен по проекту выдающегося русского зодчего В.А. Косякова как главный храм Российского Военно-Морского Флота. На памятных досках, установленных в храме, были запечатлены имена всех военных моряков, погибших при исполнении служебного долга.
Наружное и внутреннее убранство собора отличалось богатством и выдающимся художественным качеством. Над украшением собора трудились лучшие мастера своего времени, оставившие заметный след в истории отечественного и мирового искусства.
В советское время Морской собор был закрыт (1929), переделан под кинотеатр, а позднее – под клуб. Практически все историческое убранство погибло.
В процессе реставрации памятника был проведен комплекс натурных и историко-архивных исследований, который позволил выполнить научную реконструкцию (воссоздание) всех утраченных декоративно-художественных элементов на фасадах и в интерьере.
После завершения реставрационных работ Морской собор предстал во всей своей роскоши и великолепии. Оказалось, что высказанные исследователями замечания о взаимодействии византийского стиля и стилистки модерна удивительно точно применимы к художественному убранству Кронштадтского Морского собора в целом и его живописной декорации в особенности.
2 В соборе всегда многолюдно
3 Люстры храма
4 Роспись купола
5 Христос Пантократор. Фрагмент росписи главного купола. Главный художник Н.В. Нужный. 2011 год
13 Четырехъярусный иконостас, выполненный скульптором М.Н. Поповым по проекту В.А. и Г.А. Косяковых. Иконостас Кронштадтского Морского собора уничтожен в 1929 году, и полностью воссоздан по эскизам, фотографиям и архивным материалам коллективом «Моспроект-2» под руководством М.М. Посохина, А.Н. Оболенского, А.О. Самойлова. Несмотря на ярко выраженную «византийскую» типологию, иконостас сочетает в себе принципы различных архитектурно-художественных стилей. Его трехчастная композиция отражает наличие в соборе трех приделов: свт. Николая Чудотворца (главный), св. апостолов Петра и Павла (северный) и прп. Иоанна Рыльского, покровителя прав. Иоанна Кронштадтского (южный)
14 В декоре иконостаса сочетаются пышная беломраморная резьба, насыщенная христианской символикой, колонны были исполнены из красного мрамора, в декоре применялся горный хрусталь (розетки икон царских врат, вставки в венчающий гребень, подвески центрального креста), яшма и родонит
15 Фигурные капители колонн отлиты из бронзы, а киоты икон над дьяконскими дверями – из серебра. Подобно многим постройкам В.А. Косякова все это великолепие дополняли мозаичные панно на софитах порталов и по всему праздничному ряду
16 Перед иконостасом в северной части собора – кафедра проповедника. Она сочетает белый резной мрамор с фоновыми деталями из цветных пород камня: лазурита, красного порфира, красного мрамора. Сложную христологическую символику (виноградная лоза, рыбы, кипарисы) беломраморного декора венчает скульптура орла – символ Вознесения Христа и евангелиста Иоанна, свидетеля Божественного откровения
25 Роспись барабана центрального купола
28 Роспись парусов
31 Балкон
32 Главные врата собора
33 М.М. Васильев. Святитель Николай спасает от потопления патриарха Афанасия. Композиция в нише обходной галереи. 1-й ярус. 1913 год. После реставрации.
36 Витражи
40 Вот плиты, на которых выбиты имена погибших моряков
41 Большая часть посвящена обороне Севастополя 1854-55 годов
42 Здесь запись о гибели Павла Степановича Нахимова
45 И ещё детали убранства. Тайная вечеря
46 Крест над алтарём
47 Светильник
52 Пол храма заслуживает отдельного рассказа
Какие тайны хранит «Храм моряков» в Кронштадте, и Почему он так похож на Собор святой Софии в Константинополе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот знаменитый собор в Кронштадте чаще называют «Морским собором». Великолепный с архитектурной точки зрения и величественный, он построен по аналогии с Софийским собором в Константинополе, однако в итоге получился абсолютно самобытным и неповторимым. Это самый большой морской собор в нашей стране и вообще – последний собор, который был построен в Российской империи. По сути это одновременно и памятник архитектуры, и храм – «покровитель» моряков, и морской музей.
Собор для моряков
Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.
В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.
Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.
Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.
Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.
О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
Собор св. Николая (слева) и собор св. Софии (справа). /Фот: silver-ring.ru, пользовтаель pink_mathilda
Собор св. Николая (слева) и собор св. Софии (справа). /Фот: silver-ring.ru, пользовтаель pink_mathilda
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
У храма много интересных деталей. Например, светильник в виде якоря/Фото: arch-heritage.livejournal.com
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Собор при большевиках
После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.
Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.
При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.
У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.
А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.
В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.
В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.
Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.
Никольский Морской собор
Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.
Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.
Расписание богослужений в Никольском Морском соборе
Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:
- Божественная Литургия — в 10:00 часов;
- Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.
Часы работы
Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.
Описание Никольского Морского собора в Кронштадте
Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.
Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.
На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.
Никольский Морской собор внутри
Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.
Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.
Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.
Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.
На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.
В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.
История
Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.
На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.
В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.
В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.
Иконы и святые мощи
Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:
- икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
- икона святителя Николая Чудотворца;
- икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
- икона Божией Матери «Державная»;
- частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
- частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
- частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
- частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте
Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство. До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.
Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:
- на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
- на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
- на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
- от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».
Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:
До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».
Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:
Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):
muranochka
Проводя свой летний отпуск в Санкт-Петербурге, я не только гуляла по самому городу, но и периодически отправлялась на изучение его окрестностей. И первой из таких поездок случилась экскурсия в Кронштадт и морская прогулка по фортам. Уж не знаю, что я больше всего хотела увидеть – знаменитый Морской собор или не менее знаменитые кронштадтские форты. В итоге, осталась в полном восторге от обеих главных достопримечательностей Кронштадта. Да и сам городок, весь пронизанный морским духом, мне очень понравился. Но о самом городе, как и о фортах «Александр» и «Константин», я расскажу как-нибудь в следующий раз. А сегодня хочу показать вам Морской собор.
Любуемся собором снаружи и внутри…
Итак, первым пунктом нашей экскурсионной программы в славном граде Кронштадте значился Морской Никольский собор, или Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. Расположился он на большой Якорной площади:
Расскажу-ка я сразу историю возникновения и возрождения собора. Постараюсь вкратце, но не обещаю)))
Ещё 13 июля 1722 года Пётр I повелел поставить в Кронштадте храм для морских чинов, но он появился лишь после смерти императора, в 1731 году. Небольшая деревянная церковь была освящена во имя Богоявления Господня.
Начиная с 1830-х годов, главными командирами Кронштадтского полка поднимался вопрос о строительстве в городе нового вместительного каменного морского храма. Их хлопоты не увенчались успехом, но мысль о его постройке продолжала вынашиваться как моряками, так и духовенством города.
И мысль эту, спустя 60 лет, горячо поддержал император Николай II. 7 марта 1897 года государь высочайше соизволил открыть подписку на сооружение в Кронштадте каменного собора, сам со всей императорской семьёй выделив на его строительство немалые средства. Кроме того, Николай Александрович повелел отпустить на возведение нового храма в Кронштадтском порту лесные материалы, пушечную бронзу и медь.
Для сооружения храма выбрали площадь, располагавшуюся в самом центре Кронштадта. Многие годы она служила складом якорей, откуда и произошло её название.
И вот в июне 1913 года, в год 300-летнего юбилея дома Романовых, в Кронштадте прошёл великий праздник – освящение Морского собора в присутствии императора Николая II с семьёй:
Но лишь 4 года главный храм-памятник Российского флота просуществовал как действующий.
В 1918 году здание национализировали и передали Кронштадтскому совету. Сначала собор сделали приходским, а в 1929 году, в целях устранения всякой «церковности», и вовсе закрыли. 14 февраля 1930 года с храма «торжественно» сбросили колокола и низвергли кресты.
Во время Великой Отечественной войны Морской собор вносил свой вклад в дело Победы. Он служил главным наблюдательным пунктом советской артиллерии, так как зона видимости с его 70-метровой высоты составляет более 45 километров. В собор была перенесена служба точного времени, а в его цокольном этаже размещался госпиталь.
В 1953 году в храме провели капитальный ремонт с реконструкцией церковного здания под кинотеатр, а затем собор переоборудовали в концертный зал.
И лишь в начале 2000-х годов было принято решение о возрождении Морского собора в Кронштадте, и начались реставрационные работы. Но этому предшествовала огромная работа, проделанная многими людьми, начиная с 1991 года. И главным энтузиастом выступил капитан I ранга в отставке А.П. Шумский. Он написал тысячи писем с обращениями к тем официальным людям, от кого хоть в какой-то мере могло зависеть восстановление собора.
И вот 28 мая 2013 года был освящён новый Морской собор в Кронштадте.
Но рассказывать об историческом прошлом собора можно очень долго, а пост не резиновый)))
Поэтому плавно перейдём к осмотру храма снаружи и внутри.
На площади перед Морским собором расположена братская могила погибших моряков:
А справа от собора установлен памятник великому русскому флотоводцу С.О. Макарову:
Но об обеих скульптурных композициях подробней в следующий раз.
Итак, барабан главного купола Морского собора. Вы видели когда-нибудь крест в виде корабельного штурвала? Я встретила такой впервые:
Даже если бы я не знала названия собора, то, рассматривая его огромный купол снаружи, поняла, что он как-то связан с морем. Смотрите сами: на куполе изображены спасательные круги, якоря и вёсла. Эти элементы флотской атрибутики обвиты тугим канатом – древнейшим символом связи человека с богом:
Колокола. Их здесь всего 17. 16 изготовлены заново, а единственный уцелевший тщательно отреставрирован:
Вход в собор располагается с западного фасада:
Первоверховные апостолы Пётр и Павел:
Центральный вход. Видимо, используется в парадных целях, потому как в тот день был закрыт решёткой:
Решётка вся в георгиевских ленточках:
Ещё элементы западного фасада – Святитель Николай Чудотворец и преподобный Иоанн Рыльский:
Ну что ж, снаружи немного осмотрелись, пора уже и внутрь зайти:
Я, конечно, видела до этой поездки снимки собора, но всё равно не ожидала, что он окажется таким красивым и просторным.
Построенный по образцу храма Святой Софии в Константинополе, Морской собор стал вторым в мире храмом, в котором удалось реализовать идею парящего купола, символизирующего Царствие Божие. Я не была в стамбульском соборе, но слышала, что в нём такое же залитое светом огромное храмовое пространство:
Пол собора выложен мелким мрамором в тонкой медной оправе. Он украшен мозаичными изображениями кораблей и морских обитателей: каракатиц, медуз, рыб. В рисунке пола можно увидеть также цаплю, изловившую змею. И орла, берущего верх над зайцем. А ещё по полу бегают нарисованные павлины. Все эти птицы и животные изображены здесь не просто так.
Цапля – как олицетворение стойкости. А вы знаете, что это единственная птица, которая летает в грозу и не боится дождя и молний? Я не знала.
Змея – символ искушения.
Орёл – сильная личность, побеждающая похоть.
Заяц – воплощение плотских желаний. Ну, тут всё понятно)))
А павлин – это образ рая:
Так, а что это за ковёр прямо по центру собора, да ещё и за изгородью?
Я точно не помню, но вроде как это единственный из сохранившихся от первоначального храма ковров, принесённых в дар жёнами моряков. Выткан ими собственноручно из чистой шерсти. Выглядит как новый:
Общий вид на центральный неф с иконостасом из белого мрамора:
Подойдём поближе. Очень красиво:
И ещё ближе с помощью зума:
Горнее место, или верхняя кафедра над алтарём. Росписи «Евхаристия» и «Христос Великий Архиерей»:
Вот ещё элементы восточной части собора:
Морской собор поражает не только своими огромными размерами, но и великолепнейшей отделкой. Внутренние стены облицованы мрамором разнообразного цвета. Своды и стены покрывает роспись, имитирующая мозаику и фрески.
Собор освещается 5000 электрических лампочек. Часть из них подсвечивает карнизы и купол, часть находится в хоросах – огромных подвесных светильниках в виде колеса:
Центральную часть собора перекрывает купол диаметром 26 метров, опирающийся на четыре массивных пилона. Внутренняя высота купола – 51 метр. Подкупольное пространство освещается через 32 больших окна – по количеству румбов на морском штурвале:
Главный купол. Роспись «Христос Пантократор»:
Витражи в соборе тоже очень красивые:
Стена собора с Андреевскими флагами и памятными мраморными досками:
Если обойти весть собор изнутри по периметру, то на этих чёрных мраморных досках можно прочесть всю 200-летнюю героическую историю Российского флота и имена моряков, отдавших свою жизнь за Родину:
Центральную часть храма по всему периметру окружают двухъярусные аркады:
С трёх сторон на них расположены хоры:
Есть в Морском Никольском соборе и свои святыни.
Икона с частицей мощей святого Иннокентия, первого епископа Иркутского. Он начинал свою духовную миссию корабельным священником.
Икона большая — 150 х 180 см, с клеймами, на которых изображены сюжеты из жития и деяний святителя, обрамляющими его образ в центре. Писали икону долго — три года:
Мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары:
На этом снимке на переднем плане маленький золотой ларец с мощами святого преподобного Сергия Радонежского:
За стеклом установлена модель эскадренного броненосца «Бородино», экипаж которого отличился своим героизмом в Цусимском сражении 14 мая 1905 года:
У меня было совсем немного времени – побочный результат организованных экскурсий. На осмотр собора внутри и снаружи было дано всего 20 минут. Поэтому многое я упустила.
Но всё равно, пусть и бегом, общее представление я себе составила.
Собор очень понравился. Он большой и светлый внутри:
Красивая отделка и росписи:
Некоторые вещи очень впечатляют:
Много мрамора и резных деталей:
И хоть в настоящее время Морской собор является ещё и филиалом Военно-морского музея, ощущение, что ты находишься в настоящем православном храме, не исчезло:
А моё время, отведённое на посещение собора, истекло, поэтому я спешу к выходу:
Но не огорчаюсь, так как впереди у меня сегодня ещё экскурсия по улицам Кронштадта и увлекательная морская прогулка к фортам.
Взгляд на собор от выхода:
И всё.
До встречи в Кронштадте!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru