История американской системы оценок

Американская школа (часть 3)

Продолжаю рассказ об американской системе школьного образования.
1 часть тут: http://pikabu.ru/story/_3517947
2 часть тут: http://pikabu.ru/story/_2_3518915
Основа текста не моя, но я его сильно переработал.

В прошлый раз я остановился на том, что главный принцип американской школы – это добровольность. То есть минимальная планка довольно низкая и для получения аттестата можно особо не напрягаться, набрав минимальное количество часов низкой сложности. А можно вывернуться наизнанку и вместо требуемых 22 кредитов отработать по 25 – 30, да еще и не на самой низкой сложности.

С формальной точки зрения оба аттестата будут одинаковыми, но наполнение их будет совершенно различным. Конечно, если человек после выпуска не рассчитывает на карьеру лучше, чем карьера кассира в супермаркете, то и на содержимое аттестата ему плевать. Именно отсюда растут ноги историй в духе «ну тупыыыые, не могут сдачу без калькулятора посчитать». Истинная правда, кассир действительно не сможет посчитать в уме, сколько будет 100 – 30. Потому что те, кто может, не работают кассирами. 🙂

Однако, содержание аттестата начинает играть роль при получении дальнейшего образования. Чем лучше ВУЗ, тем выше качество получаемого в нем образования и тем лучше будет складываться карьера его выпускника. А значит, тем выше будет его доход и уровень жизни. Поэтому чем лучше и престижнее ВУЗ, тем больше желающих в него поступить и тем строже будет отбор. В топовых университетах (Гарвард, Стэнфорд, MIT и т.п.) конкурс по 10 – 20 человек на место. Университеты рангом пониже могут отбирать каждого второго или каждого третьего. В сити-колледж (что-то вроде наших техникумов, которые дают лишь 2-летнее образование) возьмут всех, у кого есть high school diploma, но и качество обучения там соответствующее.

То есть за поступление в лучшие университеты разворачивается нешуточное соревнование под девизом «Пусть победит сильнейший». А теперь представьте себе, что два ученика отправят свои документы в один и тот же колледж. Каждый присылает свой диплом, только у одного в нем будут лежать минимальные 22 кредита, а у другого – 28, 30 или даже 34, заработанные тяжелым трудом. И это я еще не сказал о качественном, а не количественном наполнении диплома, поскольку сложность предметов при наборе кредитов не учитывается.

Чтобы понять дальнейшее, нужно объяснить систему оценок в американской школе. Описанная ниже система является более или менее стандартной для всей страны, хотя в каких-то школах может и отличаться.

Оценки выставляются по пятибалльной буквенной шкале A – B – C – D – F, в которой низший балл (F) не учитывается при определении успеваемости, а служит лишь для обозначения полного провала и необходимости пересдачи. Эта буквенная шкала соответствует проценту выполнения заданий и переводится в численный балл. (Тут я ее немного упростил, как правило есть еще и промежуточные оценки А+, В- и т.п., дающие, соответственно, не целое число баллов. Но это не принципиально):

A (отлично) – более 90% – 4 балла;
B (хорошо) – от 80 до 89% – 3 балла;
C (удовлетворительно) – от 70 до 79% – 2 балла;
D (плохо) – от 60 до 69% – 1 балл.
————–
F (провал) – менее 59% – предмет не засчитывается. Как говорилось в одном фильме, «F не значит, что ты тупой. Это D значит, что ты тупой, а F значит, что ты тупой и ленивый».

Дальше начинаются сложности, поскольку кроме непосредственно оценивания успеваемости эта система формирует еще и средний балл GPA (Grade Point Average). Это среднее арифметическое по всем предметам, по которым были получены оценки D и выше. Т.е. например, если ученик из 22 предметов 11 сдал на А и 11 на B, то его итоговый GPA в аттестате будет (11х4 + 11х3)/22 = 3,5.

Но это еще не все. Если Вы посмотрите на схему из первой части, то увидите, что после некоторых понятных названий добавляются непонятные дополнительные обозначения: CP, H и AP:
CP – гусары, молчать! Это college preparation (средний уровень сложности);
H – honors (повышенная сложность);
AP – advanced placement (самая высокая сложность)

Как вы помните, ученик не может просто так взять предмет с повышенным уровнем сложности, это нужно заслужить предыдущими годами напряженной и успешной учебы. В таком случае, вам не кажется несправедливым, если геометрия среднего уровня и геометрия усиленной сложности (H или AP) будут в итоговом GPA «весить» одинаково? Правильно, они и не будут. Для этого применяется система так называемого Weighted GPA, в которой базовый уровень GPA будет применен к предметам среднего уровня, повышенный – к предметам уровня «honors» и самый высокий – к предметам уровня «advanced placement»:

A – 4 / 4,5 (honors) / 5 (advanced placement)
B – 3 / 3,5 (honors) / 4 (advanced placement)
C – 2 / 2,5 (honors) / 3 (advanced placement)
D – 1 / 1,5 (honors) / 2 (advanced placement)

Некоторые школы подсчитывают GPA начиная чуть ли не с первого класса, но этот показатель не имеет ни малейшего значения, кроме как для мотивации учащегося. В аттестат войдет только GPA, учитываемый в старшей школе. Именно он будет принят (и очень внимательно принят!) к рассмотрению при рассмотрении заявки в ВУЗе.

Что это значит на практике? Вот реальный пример: приехали дети в страну, пошли в школу, родители долго негодовали по поводу примитивизма предметов, куда детей зачислили автоматом. Потом привыкли как должное воспринимать практически сплошные “А” и пальцы растопыривать, типа, вот какие дети «из оттуда» умные! Ребенок закончил школу с GPA = 3,8 и родители искренне им гордилась, пока случайная знакомая однажды не упомянула балл своей дочери, которая закончила эту же школу в этом же году, но с GPA = 4,3.

Начали копать, как такое возможно и вот тут то все и выяснили, только было уже поздно. А когда дошло до поступления, то оказалось, что мальчика с GPA=3,8 приняли в университет штата, но с оплатой обучения полностью за свой счет. А девочка с GPA=4.3 получила в том же самом университете полную стипендию (что очень серьезно, потому что этот университет стипендии дает крайне редко). И это не то, чтобы какая-то звездная девочка, просто ее родители успели вовремя разобраться в системе и воспользоваться ей по полной программе.

То есть, отличие двух аттестатов в GPA всего на полбалла в итоге обошлась в примерно 60 тысяч долларов.

«В США оценки — это личная информация, поэтому они никогда не оглашаются публично перед классом»

Фото: californista.livejournal.com

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, перебравшийся несколько лет назад в Силиконовую (Кремниевую) долину, в своей новой колонке рассказывает об образовательной системе в Штатах. Детские сады в Америке не такие, как в России, в школах не ставят «пятерок», а сами образовательные учреждения проходят специальный рейтинг, в котором учитывается даже расовый состав учеников.

Для многих приехавших в США уже в достаточно зрелом возрасте одним из первых вопросов после оформления медицинской страховки является процесс определения детей в школу и обеспечение им достойного образования.

Несмотря на тот факт, что школы в США являются государственными учреждениями, призванными обеспечить всех детей базовым образованием вне зависимости от их происхождения, социального статуса и дохода, в реальности этот процесс оказывается не таким прозрачным.

Описанные здесь факты основаны большей частью на опыте посещения школы в Кремниевой долине моим старшим сыном и могут не соответствовать действительности в других штатах и школах за пределами долины.

Дошкольными являются два основных учреждения: это детские сады (preschools, не путать с kindergarden) и учреждения дневного пребывания детей (daycare). Фото nyadp.org

Детские сады

Надо начать с того, что в США полностью отсутствует как класс система государственных детских садов. Все дети дошкольного возраста (в США — дети до 5 или 6 лет) исключены из системы государственного образования, и родители вынуждены оплачивать все их расходы из собственного кармана. Однако, если в семье работают все и за ребенком некому присматривать, то это считается «затратами на рабочую деятельность», и ими можно уменьшать налогооблагаемую базу своих доходов.

Дошкольными являются два основных учреждения: это детские сады (preschools, не путать с kindergarden, см. ниже!) и учреждения дневного пребывания детей (daycare).

Учреждения дневного пребывания детей рассчитаны в основном на то, что там дети остаются без родителей на некоторое время. Они представляют собой, как правило, большие игровые комнаты, где под наблюдением воспитателя находятся дети разного возраста, в распоряжении которых имеются различные игрушки. Здесь находятся не только дети до 5 лет, но часто и дети из младших и иногда и средних классов, в том случае, если их школа не предлагает продленку.

Детские сады, в отличие от daycare, имеют определенную программу, то есть с детьми занимаются целенаправленно для развития определенных навыков. Они обычно представляют собой либо определенную программу развития (система Монтессори, Вальдорфская система), либо предлагают «погружение» (immersion) в язык (немецкие, французские, русские и китайские садики), либо сочетают эти подходы различным образом. Здесь, как правило, от детей требуется говорить и быть приученными к горшку — в таких садиках весь процесс построен на коллективной работе, и у воспитателей просто нет времени менять детям памперсы или заниматься с ними индивидуально.

Детские сады, в отличие от daycare, имеют определенную программу, то есть с детьми занимаются целенаправленно для развития определенных навыков. Фото dordt.edu

Довольно часто оба вида таких дошкольных учреждений организуются в частном доме и рассчитаны на относительно небольшое количество детей (максимум 15) . Большие садики с несколькими группами более редки и обычно дороже.

В среднем, полная неделя садика на полный день (с 8.30 до примерно 17.00) стоит порядка $1500 долларов (только за надзор и уход за ребенком), плюс питание и учебная программа (от которых часто нельзя отказаться). «Домашние» садики дешевле на $200-300 в месяц. Часто бывает возможность ходить только полдня (с 8.30 до 13.30), либо только в определенные дни (два или три дня в неделю по выбору) за порядка 70% от полной стоимости.

Школа

В США по виду финансирования различают три вида школ: государственные (100% финансируются из бюджета), чартерные или независимые школы (charter school, также финансируемые государством, но в меньшем объеме, чем государственные, и предлагающие альтернативные виды образования; эти школы имеют меньше требований и ограничений, чем государственные школы) и частные школы (private schools, финансируемые за счет денег родителей и меценатов).

Стоимость частных школ начинается от порядка $18 тыс. в год и может достигать 45-60 тыс., причем зачастую требуется оплата сразу за полгода или даже год учебы. При этом каждая частная школа имеет специальный фонд помощи тем ученикам, родители которых не имеют достаточных доходов для оплаты полной стоимости, и могут уменьшать оплату либо даже предлагать полностью бесплатное обучение — в этом случае финансирование осуществляется за счет денег меценатов.

Частные школы — это часто языковые школы (би- и трилингвальные, часто с погружением в язык — immersion schools), школы с углубленным изучением естественно-научных предметов, коррекционные школы (для подростков с делинквентным поведением).

Каждая школа имеет свой район (school district) и открыта для детей, проживающих на этой территории. Фото studymir.com

Государственные (public) школы

Каждая школа имеет свой район (school district) и открыта для детей, проживающих на этой территории. Это значит, что в США нет возможности выбирать государственную школу: каждый должен ходить в ту школу, к которой приписан. Рейтинг и качество школы является одним из решающих факторов при покупке дома или квартиры, и поэтому в районах с хорошими школами стоимость жилья будет на 15-20% выше, чем в районах с плохими образовательными заведениями.

Существует единый рейтинг школ, который является открытым и доступен на сайте greatschools.org. Там можно посмотреть, к какой школе приписан тот или иной адрес, рейтинг этой школы (от 1 до 10 баллов), национальный и расовый состав учеников школы (количество белых, афроамериканцев и азиатов), а также результаты ежегодного тестирования школы по математике и английскому языку.

Для того, чтобы доказать, что ты приписан к этому району, необходимо каждые два-три месяца предоставлять в школе счета за электричество и воду — таким образом подтверждая факт проживания и прописки в районе школы.

Нулевой класс (kindergarden)

Когда ребенку исполняется 5 лет, он может уже идти в школу, в «нулевой» класс. Этот класс называется kindergarden, но это не детский сад, а именно школа, ее начальный этап. Основным отличием от школы является как бесплатность, так и обязательность этого этапа.

Школьный процесс разделен на этапы: начальная школа (elementary school), средняя (middle school) и старшие классы (high school). Фото amelife.ru

Основная школа

Школьный процесс разделен на этапы: начальная школа (elementary school), средняя (middle school) и старшие классы (high school). Одна школа может предлагать сразу все классы от начального до выпускного, либо только их часть (например, только средняя школа). В связи с этим школьные районы отдельно определены для начальной, средней и старшей школы.

Продолжительность начальной и средней школы варьируется — где-то начальная школа длится всего 4 года, где-то — 5 лет. Заканчивается же школа всегда 12-м классом, после которого начинается высшее образование в виде колледжа.

Система оценок

В США единым стандартом является цифровая система оценок от 0.00 до 4.00 (в отдельных случаях до 4.33), при этом 4.00 — это лучшая оценка, аналог нашей «пятерки». Если же ученик ответил так, что даже пятерки мало, то 4.33 иногда используется как наш аналог «пятерки с плюсом». По завершении программы начальной, средней и старшей школы ученики пишут серию тестов, по итогам которых высчитывается их средняя оценка, так называемая GPA (grade point average). Это число используется потом в конкурсе аттестатов при подаче заявлений о поступлении в колледжи и университеты.

В самих школах, однако, зачастую ради удобства используют не цифровую, а буквенную шкалу, при этом A соответствует пятерке, а F – двойке (часто ее обозначают как Fail, то есть «провал», «несдача»). При этом последняя проходная оценка – это D.

В самих школах, однако, зачастую ради удобства используют не цифровую, а буквенную шкалу, при этом A соответствует пятерке, а F — двойке. Фото sharpschool.com

Существуют два метода постановки оценок: метод баллов, когда каждое выполненное задание имеет определенное число и по отношению суммы баллов за выполненные задания (домашние работы, работы в классе, контрольные) к общему числу баллов выставляется оценка. Альтернативой является метод ранжирования, когда 10% студентов с максимальными баллами получают пятерку, потом 15% четверку и так далее. В этом случае получается, что оценка зависит не от общего числа возможных баллов, а от числа баллов, набранных лучшим учеником.

В начальной школе зачастую вообще не ставят оценки, а клеят на контрольные работы небольшие наклейки в виде насекомых, сказочных героев и так далее. В нашей школе, например, в качестве оценок используется шкала «Выше ожиданий», «Соответствует ожиданиям», «Частично соответствует ожиданиям» или «Не соответствует ожиданиям».

В США считается, что оценки — это личная информация, поэтому они никогда не оглашаются публично перед классом. Обычно ученики получают проверенные домашние и контрольные работы в свои личные папки, которые находятся в определенном месте в классе. Ученики потом берут свои папки и индивидуально смотрят свои оценки, при этом ты не знаешь, что получил твой сосед за ту же работу и как он вообще учится.

Справка

Галкин Александр Владимирович – инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

Система оценок в американских школах: отличие от российской системы

Способы оценки и качество преподавания с течением времени постепенно изменяются. Учителя стремятся судить учеников по заслугам и не отставать от современности. У разных стран свой метод, но самой распространенной стала система оценивания знаний в США.

Какие различия американской и российской систем? Основное отличие заключается в неразглашении личных сведений при выставлении и оглашении оценок.

Американский учитель никогда не будет перечитывать результаты контрольной во всеуслышание. Он лично подзовет каждого ученика или молча раздаст работы. Также, раз в полгода каждому обучающемуся приходит табель об успеваемости.

Общие сведения

Если в России с 1 по 11 класс все ученики находятся в одном здании, то в Соединенных Штатах начальная, средняя и старшая школы существуют отдельно, со своей собственной администрацией. Такое разделение обеспечивает безопасное содержание детей разных возрастов. Смысл заключается в заботе о личности ребенка и его надежном развитии.

Поэтому смысл слова «одноклассники» в Америке отличается от того, что под ним понимают в России. В США дети учатся одним и тем же коллективом только в начальной школе. В средней и старшей школах складываются другие группы, на каждом уроке свои. Это обеспечивает особый метод обучения каждого ребенка в отдельности.

Важно! У школьника не должно быть никаких препятствий в получении образования.

В Америке применяется пятибалльная шкала оценивания знаний. А в России оценки 1 и 2, по факту, обозначают одно и то же – непроходной балл. Только если под «двойкой» подразумевается просто «неудовлетворительно», то под оценкой «кол» российский учитель выражает еще и собственное недовольство учеником и попытку его принизить. Поэтому русскую систему оценок можно считать четырехбалльной.

Кроме различия в количестве отметок, в американских школах используются не цифры, а латинские буквы, которые в порядке убывания указывают проходные баллы.

Буквенная система отметок.

На заметку! В деловых бумагах Гарвардского университета зафиксировано первое использование буквенных оценок в 1884 году. Именно тогда одному из учащихся выставили оценку «B», которая означала «хорошо».

Давайте разберемся, как выглядят оценки в Америке. Перевод латинских букв к российским эквивалентам, а также их расшифровка (цифровое представление, письменное описание и процентное соотношение выполненного задания):

  • A — «5» — 4 балла – «отлично» — 90-99%
  • B — «4» — 3 балла – «хорошо, выше ожидаемого» — 80-89%
  • C — «3» — 2 балла – «удовлетворительно» — 70-79%
  • D – «2» — 1 балл – «плохо» — 65-69%
  • F – «1» — 0 баллов – «неудовлетворительно» — 0-64%

У всех отметок, кроме оценки F, могут стоять плюсы и минусы. В некоторых школах вместо «F» может выставляться оценка E, так как в алфавитном порядке она идет после D, но логичнее использовать «F», поскольку это сокращение от слова «fail», что переводится как «провал». Тех, кто учится на D, в России называли бы «двоечниками». Если задание выполнено идеально, что бывает довольно редко, ученику присваивается оценка «A+». В соответствии с данными статистики, большинство учащихся получают отметки B и C.

Кое-где можно встретить другие буквы:

  • P – означает «зачтено»
  • S – «средний показатель»
  • N – «не зачтено»
  • U – «неудовлетворительно»

В различных учреждениях используется своя отдельная шкала оценок. Она может зависеть от образовательной программы или от организации. Нет единой договоренности между регионами в том, какие буквы использовать и в каком количестве.

Каждый штат самостоятельно устанавливает собственные рамки системы оценивания для начальных, средних и высших образовательных организаций. При переходе из одного заведения в другое обязательно должны учитываться данные отличия. Такое правило устанавливает 10 поправка в Конституции Соединенных Штатов.

Важно! Учебная программа одинакова для всех школ и ВУЗов. При переезде ученик может спокойно влиться в процесс. Однако выбор принципа работы и учебной литературы остается за учителем.

По результатам опроса, устраиваемого в конце семестра, выставляются итоговые оценки. Учителя составляют тесты, которые могут быть устные и письменные, а обрабатывают ответы компьютерные программы. Также принимается во внимание участие обучающегося в жизни школы. В этом случае буквы преобразовывают в баллы, а затем определяют средний коэффициент. Если оценок недостаточно, то ученика направляют на факультативные занятия во время каникул, либо он будет обязан снова прослушать курс в новом полугодии.

Интересно! К странам, с похожей на американскую системой оценивания, относятся Афганистан, Вьетнам, Индонезия, Дания, Казахстан. В других странах используется пяти, шести или десяти балльная шкала. Высший балл может быть как «5», так и «1». В странах СНГ используется советская система, для которой «5» — это «отлично», а «1» — «неудовлетворительно».

Подробности

Насколько серьезны оценки в Америке?

Тебе придется поднатужиться, если желаешь учиться с «сильными» ребятами. Каждый класс складывается по поступкам и успеваемости учеников. Преподаватели сурово относятся скорее не к успехам студента, а к его посещаемости. Разрешается не явиться максимум на 5 уроков без весомых обстоятельств, а за несданную домашнюю работу школьник автоматически получает отметку «неудовлетворительно».

Каждый год проводятся различные тесты, например, на уровень интеллекта, на выявление умственных способностей и многие другие. Результаты тестирования принимаются в расчет при вычислении среднего коэффициента в конце года. Также по определенным предметам преподаватели могут устраивать проверочные задания каждую неделю. Кроме того, на итог влияет организованность школьника и своевременное выполнение домашнего задания.

Американские образовательные программы построены таким образом, чтобы развить в учениках самостоятельность, ответственность, умение постоять за себя, инициативность, способность принимать осознанные решения, планировать будущее и искать стимул. В школах делается акцент на развитии личных психологических и духовных потенциалах ребенка.

Об успеваемости своих детей родители узнают от них лично, либо из электронного дневника. Школы особенно отслеживают соблюдение конфиденциальности информации о своих учащихся. В американских школах учитель никогда не вызовет предков в школу, чтобы пожаловаться на ученика, и не посоветует им подействовать на него. Вызвать старших к директору могут только в том случае, если студент серьезно провинился. В том случае, если отец или мать обеспокоены плохой успеваемостью своего чада, им посоветуют не мешать ребенку учиться, а лучше позволить ему выбрать другой предмет, в котором у него больше успехов. Таких родителей отправят к школьному психологу, который объяснит им, что завышенные требования приводят к систематическому стрессу у детей. Страх не оправдать ожиданий взрослых только ухудшает обучение школьников. Главная задача родителей не контролировать ребенка, а поддерживать и мотивировать на достижение успеха.

Оценки учащихся становятся особенно важны при их дальнейшем поступлении в высшие заведения. Первые 10 процентов учеников из списка «Лучших студентов» получают диплом «High Honors», что в России соответствует «Аттестату с отличием». Это оказывает существенное преимущество при поступлении в ВУЗы. Вторые и третьи десятки получают документ «Honors», что так же похвально. Остальные обучающиеся получают аттестат о среднем образовании.

Для ребят, которые опережают в развитии своих сверстников, существуют индивидуальные кружки, предназначенные для способных и гениальных школьников. С ними занимаются преподаватели, которых специально приглашают из ВУЗов и колледжей. В равновесие такие ученикам бывают и те, у кого наблюдаются особенности в развитии. Для них выстраивают особые программы, на которых ребят учат элементарным вещам. Например, грамоте и как правильно обращаться с деньгами.

Возможность выбора предмета

  • Математика (которая включает алгебру и геометрию)
  • Английский язык (литература)
  • Наука (физика, биология, химия)
  • Социальные науки (совокупность истории, экономики и социологии)
  • Физическая культура

Можно изучать базу, а можно углубиться в предмет. Для изучения иностранного чаще всего выбирают испанский язык. Разрешается подобрать факультативы – это дополнительные уроки по основным дисциплинам, или занятия, относящиеся к искусству. Например, театр, фотография, танцы, рисование или музыка.

Особое внимание в школах уделяется спорту. Существует много различных секций. Например, баскетбол, плавание, бейсбол, американский футбол и многое другое. Постоянно проводятся соревнования как между школами, так и между городами.

Как оценивают знания в младших школах США?

День у маленьких школьников начинается с изучения родного языка. Затем приступают к математике. Кроме этих предметов в младших классах изучается литература, изобразительное искусство, гигиена, труд и естествознание. Изучение всех названых дисциплин не обязательно, но важным является физкультура.

Интересно! Учебников у школьников нет. Об успеваемости детей родители узнают из письма от учителя, где он описывает изученный материал, примеры задач и советы по закреплению материала.

Тестируют детей не по уровню знаний, а по врожденным способностям и уровню IQ. По результатам происходит распределение в коллективы. В классе «A» учатся «способные» дети, в «B» — средней одаренности, в «C» — ниже ожидаемого.

В качестве оценок используются не латинские буквы, а цифры. Школьникам ставят только положительные оценки, которые показывают, насколько хорошо были усвоены полученные знания.

  • «1» – в ходе усвоения
  • «2» – усвоил
  • «3» – превосходно усвоил и понял
  • «4» – усвоил и способен рассказать своими словами

Оценку «4» ставят редко, за большие достижения. Иногда учитель может подписать возле отметок слова «прекрасно» или «хороший результат». Это означает, что ученик делает успехи по сравнению со своими предыдущими работами.

В конце полугодия высчитывают итоговый результат, принимая во внимание дисциплинарные заслуги ребенка. Способных учеников с позволения их предков посылают на тестирование. Если задания выполнены благополучно, ребенок продолжает обучение по программе «Gift and talented».

Важно! Испытания показывают успехи школьников и совершенную учителями работу. Результаты влияют на финансовое обеспечение школы и на ее рейтинг. Эти показатели определяют дальнейший уровень образования в школе.

Некоторые нынешние специалисты осуждают действующую систему оценивания знаний в США, потому что считают ее вчерашним днем. Многие преподаватели определяют значение букв по-своему. Нет определенной договоренности в этих обозначениях.

Однако основная масса учителей не спешит использовать описательную систему, в которой помимо знакомых отметок необходимо составлять развернутые отзывы. Преподаватели уверены, что студенты и их предки все равно не будут читать написанные описания. Для учителей остается привычна буквенная шкала.

Система оценивания знаний в США, как и в других странах, не идеальна. У нее есть свои достоинства и недостатки. Но, бесспорно, именно в интересах обучающегося должны действовать преподаватели.

Хочется надеяться, что однажды и в России пересмотрят систему образования. Учтут ее недостатки и применят более современную и оптимизированную шкалу оценки знаний школьников и студентов.

Американская система оценок в школах

Hey guys! Данная статья расскажет вам об основных различиях американской системы оценок в школах от российской. А также о важности оценок в школах США, плохих отметках и их последствиях, и контроле за учениками. Let’s get to it!

Содержание статьи:

Похожа ли американская система оценок на российскую?

Не очень. Одно из основных отличий — соблюдение конфиденциальности при оценивании. Оценки за работу в классе и домашнее задание — личное дело студента в США. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель успеваемости.

Если у нас с 1 по 12 класс обучаются вместе, в одном здании, то в Штатах начальная, средняя, старшая школы находятся в разных зданиях, с автономным управлением.

В США считают, что гораздо безопаснее содержать детей разных возрастных групп раздельно друг от друга. И это имеет определённый смысл в заботе о личности, безопасности и развитии учащегося. Согласны?

Также у американских школьников есть одноклассники только в начальной школе. В средней и старшей же школах на различных уроках формируются уже другие коллективы. Индивидуальный подход к образовательным запросам ребенка, видите ли.

Например, ваш ребенок хорош в математике, и ему жутко скучно на биологии. Логично, что не стоит нагружать его ей — гораздо эффективнее для него углубиться в алгебру и геометрию. Productive strategy!

Для детей с особенностями учебных навыков существует специальная программа, где их обучают элементарной грамоте, учат считать деньги. Обычное дело, если учитель возьмет в магазин такого студента, покажет, как выбирать продукты, а потом, вернувшись в школу, научит приготовить обед из купленного.

В противоположность таким ребятам существуют дети, которые опережают в развитии сверстников. Таких студентов включают в специальные программы для талантливых и одаренных. Часто с ними работают приглашенные из вузов и колледжей преподаватели.

Complaint letter — примеры писем-жалоб на английском языке

Какие оценки в американских школах? Основные отличия

На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую пяти- (или шести-) бальную систему с оценками от «A» до «F» по всему миру. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем. Хотя вот в США как раз вышеупомянутая.

В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначаются проходные баллы в порядке убывания. Роль неудовлетворительной оценки выполняет «E», но обычно «F». Это двойка. В пользу первой говорит алфавитный порядок, но вторая — понятное сокращение от «fail» (провал), что делает ее более логичной.

«D» – удовлетворительно (3);
«С» – достаточно (3);
«B» – хорошо (4);
«A» – очень хорошо (5);
«A+» – отлично (5+).

Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно.

Интересно, что даже на самой родине этой системы оценивания нет полного согласия по поводу набора букв. В некоторых школах, например, вместо «F» используют «N» (no credit) или «U» (unsatisfactory, неудовлетворительно).

Насколько важны школьные оценки в Америке?

В США же учитель никогда не вызовет родителей в школу и не попросит их повлиять на свое чадо. Американская школная система нацелена на то чтобы воспитать в учениках привычку самостоятельно отвечать за себя, делать осознанный выбор, думать о будущем и искать мотивацию.

Кстати! На наших уроках английского по Скайпу оценка проводится только для того, чтобы ты понял свои сильные и слабые стороны!

Разумеется, что при дальнейшем поступлении в университет оценки будут учитываться и успеваемость важна.

Вполне обычный факт, что по окончании школы, студент имеет уже специальность, или часть его кредитов переводится в учебное заведение по выбору, что существенно экономит деньги и время, так как школа сама оплачивает обучение своих студентов.

Те умники, которые попали в первые 10% лучших студентов, получают грамоту «High Honors» (аттестат с отличием). Этот документ станет существенным преимуществом при дальнейшем поступлении в выбранное высшее учебное заведение.

Вторая и третья десятки студентов получают диплом «Honors», что также похвально. А остальные получают сертификат о среднем образовании.

Насколько важен контроль за учениками?

Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость. Хотя вся информация о ней и содержится в электронном кабинете на сайте школы. Но, никто не зачитывает список с оценками после контрольной работы, к примеру.

Вспомните родительские собрания в наших школах, где учителя разбирают по косточкам каждого и во всеуслышание. Не с этого ли начинается неуважение к ученику?

В отношениях с учениками и родителями американский учитель максимально корректен и вежлив и подчеркнуто формален. Совершенно невозможно представить его задающим вопрос вроде: «А голову ты дома не забыл?», не говоря уже о тыкании указкой или пальцем в голову. В таком случае, тут 200% вероятности, что учителю попадет в судебных разбирательствах и он лишится лицензии.

Подборка аудиоуроков английского

Заключение

Разумеется, американская система образования, как и все в этом мире, не идеальна. В ней есть свои недочеты и слабые места. Но очевидно одно —
ученик должен являться центром школы.

Может, когда-нибудь и наше общество сместит акценты в организации учебного процесса на обучающихся, и результатом этого станет мотивированный и подготовленный к жизни выпускник, уверенный в своем будущем и убежденный в себе как личности.

Система оценок в США

С годами меняются способы и качество обучения. Учителя стараются идти в ногу со временем и ставить только справедливые оценки. В разных странах традиционно сложились свои системы оценки знаний. Например, американские отличники получают вовсе не пятёрки.

Система оценок в США

Отличия американской системы от российской

В России школьники, открывая тетради с проверенными сочинениями или контрольными, с волнением смотрят на красные цифры. В США дети радуются или огорчаются из-за написанных рукою учителя букв.

Ещё одно отличие школ США от российских заключается в том, что слово «одноклассники» там имеет несколько иное значение. В американских школах нет общего расписания, у каждого студента свой график занятий. На одном уроке подросток может обучаться с одними ребятами, на другом коллектив уже новый. Вот почему в голливудских фильмах часто встречается фраза: «Я ходил с тобой на английский». В то время как у нас говорят просто: «Мы с тобой учились в одном классе».

У каждого ребенка в Америке свое расписание

Буквенная система оценок

Первыми оценивать знания с помощью букв начали преподаватели Гарвардского университета. В 1883 году одному из студентов поставили «В» — «хорошо». Затем подобная система оценки знаний школьников и студентов распространилась по всем учебным заведениям Америки.

СШАРоссийский эквивалентБаллЗначениеПроцент выполнения работы
A54Отлично90-99%
B43Хорошо, выше среднего80-90%
C32Удовлетворительно70-80%
D21Плохо60-70%
F1Неудовлетворительно0-59%

Все буквенные оценки, кроме F, могут быть с плюсом или минусом. A+ ставится в том случае, если задание выполнено на 100%. Вместо F используют и букву E, ведь она идёт следующей за D. F же — сокращение от fail («провал»). Согласно статистике, большинство школьников учатся на В и C. Те, кто получают D и ниже у нас бы назывались двоечниками.

Система буквенных оценок в США

В некоторых колледжах в качестве оценок используют и другие буквы латинского алфавита:

  • P — зачёт;
  • S — средний показатель;
  • N — не зачтено;
  • U — неудовлетворительно.

Педагоги выставляют итоговые оценки по результатам устного и письменного тестирования. Точнее, учителя проводят тесты, а обработкой результатов занимаются компьютерные программы. Учитывается и участие школьника в общественной жизни класса и школы. Буквы переводятся в баллы, чтобы определить средний бал успеваемости. Если баллов не хватает, школьника ожидают дополнительные занятия во время летних каникул. Альтернатива — повторное прохождение курса в следующем году.

Особенности школьного обучения в США

Важность оценок в американских школах

Если ребёнок хочет учиться с целеустремлёнными, умными ребятами, то ему нужно постараться. Класс не в последнюю очередь формируется по таким параметрам, как успеваемость, поведение. Строгие требования учителя предъявляют не столько к оценкам (хочешь на второй год — твоё конституционное право), сколько к прогулам. Без уважительной причины разрешается пропустить не больше 5 занятий. За невыполненное домашнее задание студенты автоматом получают F.

История американской системы оценок

Раз в неделю учителя проводят проверочные тесты по своим предметам. Также ежегодно учащиеся сдают тест на IQ (оценка интеллекта), тест «Хенмон–Нельсон» по определению умственных способностей и прочие общеобязательные тесты. Результаты учитываются при вычислении среднего балла за год. На итоговую оценку также влияет дисциплинированность ученика и то, как он в течение всего учебного процесса справлялся с домашней работой. При одинаковых оценках за итоговый тест годовой балл прогульщика будет ниже, чем у его примерного одноклассника.

Система оценок знаний в США

Родители могут узнать об успехах своего ребёнка непосредственно от него или на сайте школы, в личном электронном кабинете. Школы следят за приватностью информации о своих учениках, в том числе об их оценках. Наибольшую важность результаты тестов приобретают перед поступлением в вуз. Для продолжения обучения требуются оценки от B и выше: B+, A, A-, A+.

10 процентам лучших выпускников выдают грамоту High Honors (аттестат с отличием). Она намного упрощает поступление в выбранное заведение. Те, кто учился недостаточно хорошо, довольствуются обычным сертификатом о получении среднего образования. Информация об успеваемости школьников передаётся во все высшие учебные заведения, откуда после лучшим присылаются приглашения для продолжения обучения.

Существует минимальный кредит для поступления в определённую школу или колледж. «Личный кредит» необходим даже для посещения подготовительных курсов. Размер стипендии зависит от этого кредита. Иногда он настолько большой, что его хватает на получение двух высших образований. В то время как абитуриентам с гораздо более низким кредитом без материальной поддержки родителей высшее образование не светит вовсе.

Стоимость американского обучения

На заметку! Тесты и учебные программы для всех штатов одинаковые. Ребёнок при переезде в другой регион может свободно включиться в процесс обучения. Хотя в выборе методик и пособий учителя не ограничены.

Выбор предметов

В отличие от России, в учебных заведениях Америки отсутствует единый учебный план для всех обучающихся. В старшей школе есть несколько обязательных предметов:

  • естественные науки (биология, химия, физика — на каждый предмет тратится год);
  • литература;
  • математика (сюда же входят алгебра и геометрия);
  • социальные науки (история, география, социология, основы демократии);
  • физкультура.

В учебных заведениях Америки отсутствует единый учебный план для всех обучающихся

В качестве иностранного языка обычно изучают испанский. Что касается остальных дисциплин, их каждый волен выбирать по своему вкусу. Причём изучать можно как основы, так и более глубокий материал. К факультативным относят дополнительные занятия по основным предметам или курсы, связанные с творчеством (театральный кружок, художественная фотография, хореография и т. п.). Учёт объёма по предметам идёт в кредитных часах (или баллах), как в колледже.

В дополнение школьник может выбрать себе факультатив или кружок

Пример набора одного ученика американской старшей школы: в 9 классе он изучал американскую литературу, физику, введение в химию, алгебру, географию, испанский. В качестве физкультуры ходил на секцию по плаванию. В 10 классе осталась только литература. Остальные предметы заменились историей, геометрией, биологией, испанским языком, информатикой и дисциплиной под названием «Здоровье человека».

Реакция родителей-американцев на плохие отметки детей

Наши родители часто ругают детей за плохие оценки. В США учебная программа построена так, что родителям отводится роль тех, кто мотивирует ребёнка лучше учиться. Отца или мать могут вызвать в школу, только если ребёнок совершил серьёзный проступок. Если же обеспокоенная мама сама потребует встречи с учителем, тот посоветует дать ребёнку больше свободы или разрешить выбрать тот предмет, в котором он разбирается лучше.

Из-за плохой успеваемости ребенка, его родителей направляют в кабинет психолога

По окончании беседы родителя, скорее всего, отправят в кабинет школьного психолога. Там объяснят, что завышенные требования — источник стресса. Страх разочаровать родителей не улучшает успеваемость детей — наоборот, ухудшает. Важен не контроль, а правильная мотивация. Давление и принижение умственных способностей категорически не приветствуются.

Тестирование знаний в начальной школе

Каждое утро в начальной школе дети практикуются в чтении, письме, общении на родном языке. Спустя 2 урока переходят к изучению математических премудростей. Помимо этого малыши осваивают литературу, ИЗО, музыку, географию, гигиену, труд, физкультуру, естествознание. Не обязательно всё перечисленное, но физическая культура — предмет обязательный.

В начальной школе уроки проходят без учебников

Это интересно! Уроки проходят без учебников. Родители узнают о том, как протекают школьные дни их ребёнка, из кратких посланий от учителей. Там рассказывается о пройденных темах, приводятся примеры задач и рекомендации по закреплению знаний дома.

Распределение по классам идёт после тестирования, нацеленного на выявление не столько уровня дошкольной подготовки, сколько природного потенциала ребёнка и уровня IQ. Как и у нас, в «А» классе учатся самые способные, в «В» — средне одарённые, в «С» — дети со способностями ниже среднего. С одарёнными учениками учителя занимаются более усердно, побуждают к получению хорошего образованию и дальнейшему обучению в вузе.

Система оценивания в США придерживается буквенной системы оценивания

Оценки — причём не буквами, а цифрами — малышам ставят исключительно хорошие, определяя степень усвоения базовых знаний:

  • 1 — в процессе освоения;
  • 2 — освоил;
  • 3 — прекрасно освоил и понял;
  • 4 — освоил и способен передать своими словами.

«Четвёркой» могут похвастаться немногие. Эту оценку ставят за «сверхдостижения». Иногда рядом с оценкой — обычно около «двойки» — учителя пишут «замечательно» или «отличная работа». Так ребёнку показывается, что он делает успехи по сравнению с более ранними результатами.

«Четвёрку» ставят за «сверхдостижения»

По завершении семестра и учебного года ставятся итоговые оценки — в том числе за поведение. Одарённых детей учителя с согласия родителей отправляют сдавать тест, после успешной сдачи которого ребята обучаются по программе «Gift and talented».

На заметку! Тесты отражают достижения учеников и работу, проделанную учителями и школой. Проверяются знания по искусству общения (что-то вроде умения построить диалог на английском в наших школах) и математике. Результаты влияют на финансирование и рейтинг учебного заведения. От этого зависит улучшение или — при низких результатах — ухудшение получаемого в данной школе образования.

Одаренные дети обучаются по программе «Gift and talented»

Современные эксперты всё чаще критикуют буквенную систему оценки знаний. Считают, что она устарела. К тому же разные преподаватели фактическую ценность букв оценивают по-разному. «А» у одного учителя равняется «B с плюсом» у другого. Нет единообразия в этом вопросе. Буквенным оценкам не хватает точности.

И всё-таки большинству американских преподавателей буквенная система кажется весьма удобной. Они не желают переходить на описательную систему, где нужно вместо оценок оставлять подробные отчёты. Всё равно у родителей и студентов нет ни времени, ни желания их читать.

Видео — Оценивание знаний в США

Американская школа: система оценок

Как ставят оценки в американских школах? Боятся ли школьники в США получить «двойку»? Онлайн-школа английского языка Skyeng рассказывает о том, какие отметки получают американские дети и как они к ним относятся.

Похожа ли американская система на российскую?

В США используется пятибалльная система оценок. Возможно, кто-то сейчас подумает «Как в России» и будет не прав. На самом деле российская система – четырехбалльная, поскольку «1» и «2» – это, по сути, одна и та же оценка, непроходной балл. Но если «2» означает лишь «неудовлетворительно», «1» выражает еще и отношение – «неудовлетворительно, к тому же ты мне не нравишься и я хочу тебя дополнительно унизить».

В США оценки обозначаются не цифрами, а буквами, и их действительно пять: А (отлично), В (хорошо), С (удовлетворительно), D (слабо) и F (неудовлетворительно). А соответствует нашей «5», B – «4», С и D – это «3», обе они являются проходным баллом, а вот F – это «2».

Как и у нас, учителя нередко добавляют к оценкам плюс или минус, хотя эти пометки, строго говоря, не влияют на официальные академические результаты.

Насколько важны школьные оценки?

Отметки учеников в американской школе считаются информацией практически приватной – по крайней мере, учитель не станет объявлять всему классу, что Кирстен написала работу на A+, а Джон – на D-. Оценки сообщаются только ученикам и их родителям. Скармливать дневник собаке бесполезно – в очень многих школах вся информация об успеваемости содержится в электронном кабинете на сайте школы. Традиция устраивать из учебы соревнование по количеству хороших оценок сейчас сохраняется разве что в небольших городах.

Хотя это вовсе не означает, что оценки – вещь малозначимая. Наоборот – при поступлении в университет будет учитываться, в какой процентной десятке по успеваемости находится абитуриент. Те, кто попал в первые 10% лучших учеников, получают грамоту High Honors (аналогия нашего аттестата с отличием), и эта бумажка станет существенным преимуществом при поступлении в ВУЗ. Вторая и третья десятка дает право на получение диплома Honors, что тоже неплохо. Остальные получат лишь сертификат о среднем образовании.

Ругают ли школьников за плохие отметки?

Что делает американский родитель, когда чадо приносит из школы полный рюкзак позорных D или F? Хороший родитель не делает ничего. Американская школа гораздо активнее, чем российская, старается воспитать в детях привычку отвечать за себя, делать осознанный выбор, думать о будущем и искать мотивацию. Участие родителей в учебном процессе не поощряется – американский учитель никогда не вызовет родителей в школу и не попросит из повлиять на отпрыска. А если родитель, обеспокоенный низкой успеваемостью, сам напросится на аудиенцию, ему порекомендуют слезть с ребенка и, возможно, позволить ему отказаться от нелюбимого предмета в пользу того, что у него получается лучше. Впрочем, такое стремление контролировать детей свойственно в основном семьям выходцев из Китая и Японии, где подобный прессинг считается благом и необходимостью. Американские педагоги с этим не согласны – стресс и страх не оправдать надежд приводит к тому, что школьник учится не лучше, а даже хуже, чем мог бы. Это подтверждается множеством научных работ, в частности, исследованием профессора психологии Ко Мураямы из Университета Рединга. Поэтому основная цель американской школы – не заставлять и контролировать, а давать выбор и мотивировать.

А как же без контроля?

Тут следует упомянуть о том, что студенты американских школ сами могут выбирать предметы и глубину их изучения. Существует определенный набор обязательных предметов, и совсем увильнуть от основных дисциплин – математики, английского, науки (этот предмет объединяет в себе химию, физику и биологию), социальных наук (смесь истории, экономики и социологии) и физкультуры – не выйдет. Но ученик может выбрать степень погружения в предмет. Например, изучать социальные науки «по верхам», а математику – углубленно.

Факультативные уроки можно выбирать – это либо курсы, связанные с искусством (танец, живопись, лепка, театральная студия), либо дополнительные классы по основным дисциплинам.

Так что программа выходит очень гибкой, и ее можно адаптировать под интересы каждого конкретного ученика уже в средней школе. Со свободой выбора приходит ответственность. Отношение к дисциплине в американской школе похоже на ситуацию в ВУЗе. Учителя не ругают и не стыдят учеников за неуспеваемость, не требуют объяснений и не шлют родителям записки. Но и вытягивать в следующий класс они тоже никого не будут. При этом требования к поведению очень жесткие – в год без уважительной причины можно пропустить не более 5 уроков, несделанная домашка автоматически считается F, а при вычислении итогового годового балла засчитываются не только результаты домашней работы, но и активность на протяжении всего года. То есть отпетый лентяй и прогульщик и ученик, весь год трудившийся на благо своего аттестата, напишут итоговый тест одинаково хорошо, годовая оценка лентяя все равно будет ниже.

Примерить американскую систему оценок можно в Skyeng Camp в Подмосковье! Команда Skyeng Travel подготовила языковой лагерь, в котором дети максимально приблизятся к атмосфере и традициям настоящей American High School.
С 1 по 14 июня пройдет первая смена лагеря, где ребята будут общаться на английском в формате 24/7 и смогут попробовать на себе американскую свободу и ответственность за образование.
Записаться на смену или больше узнать о Skyeng Camp можно здесь.

Балльно-рейтинговая система в университетах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / SCORE-RATING SYSTEM / БУКВЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК / LETTER ASSESSMENT SYSTEM / СРЕДНИЙ БАЛЛ / AVERAGE SCORE / ПРОЗРАЧНОСТЬ / TRANSPARENCY / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / РЕГУЛЯРНОСТЬ КОНТРОЛЯ / REGULAR CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Наталья Леонидовна

В статье рассматривается одна из наиболее распространённых моделей балльно-рейтинговых систем американская. Данная система контроля качества обучения функционирует в США давно, отшлифована и работает довольно эффективно. Разработана в условиях индивидуальноориентированной организации учебного процесса, является двухступенчатой и включает: оценки по дисциплинам; среднюю оценку по всем изученным дисциплинам. В одном вузе могут использоваться разнообразные системы оценок, в зависимости от предмета, от пожеланий студентов, от вида и продолжительности курса. Подсчёт среднего балла по всем предметам показывает объективную оценку успеваемости студента. Система очень прозрачная : студент с первых занятий знает, за что и сколько баллов он может заработать. Вторая составляющая оценки по дисциплине оценка знаний студента на экзамене.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривцова Наталья Леонидовна

SCORE-RATING SYSTEM IN THE USA UNIVERSITIES

The article examines one of the most important models of score-rating systems the American one. This system of controlling the quality of education has long been functioning in the USA, is well-established and works rather efficiently. The system was developed in the conditions of individually-oriented organization of education process, has two stages and includes scores for separate disciplines and the general average score for all disciplines studies. One university can use various scoring systems depending on the subject, wishes of students, type and length of the course. The calculation of average score for all subjects demonstrates the objective assessment of a student’s performance. The system is quite transparent: since his or her first class a student knows how many credits he or she can earn for this or that class. The second component of discipline score is the assessment of a student’s knowledge at an exam.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система в университетах США»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

в университетах сша

УДК 811.111:37.016 Н. Л. Кривцова

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

В статье рассматривается одна из наиболее распространённых моделей балльно-рейтинговых систем — американская. Данная система контроля качества обучения функционирует в США давно, отшлифована и работает довольно эффективно. Разработана в условиях индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, является двухступенчатой и включает: оценки по дисциплинам; среднюю оценку по всем изученным дисциплинам. В одном вузе могут использоваться разнообразные системы оценок, в зависимости от предмета, от пожеланий студентов, от вида и продолжительности курса. Подсчёт среднего балла по всем предметам показывает объективную оценку успеваемости студента. Система очень прозрачная: студент с первых занятий знает, за что и сколько баллов он может заработать. Вторая составляющая оценки по дисциплине — оценка знаний студента на экзамене.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, буквенная система оценок, средний балл, прозрачность, тестирование, регулярность контроля.

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

SCORE-RATING SYSTEM IN THE USA UNIVERSITIES

The article examines one of the most important models of score-rating systems — the American one. This system ofcontrolling the quality ofeducation has long been functioning in the USA, is well-established and works rather efficiently. The system was developed in the conditions of individually-oriented organization of education process, has two stages and includes scores for separate disciplines and the general average score for all disciplines studies. One university can use various scoring systems depending on the subject, wishes of students, type and length of the course. The calculation of average score for all subjects demonstrates the objective assessment of a student’s performance. The system is quite transparent: since his or her first class a student knows how many credits he or she can earn for this or that class. The second component of discipline score is the assessment of a student’s knowledge at an exam.

Keywords: score-rating system, letter assessment system, average score, transparency, testing, regular control.

Суть концепции балльно-рейтинговой системы хорошо известна в российских вузах, поскольку она используется в настоящее время практически во всех вузах страны. Основной целью интеграции данной системы было обеспечение регулярной работы студентов в те чение се ме ст ра, а значит, и по вы шение качества подготовки, формирование объектив-

ной оценки знаний студентов. Но интегрируя западноамериканскую систему контроля качества обучения в российские высшие учеб ные за ве де ния, мы дос тигли, более или менее, систематической работы студентов в течение семестра, но ещё не смогли достичь достаточной эффективности и объективности этой новой системы.

КРИВЦОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

KRIVTSOVA NATALIA LEONIDOVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

e-mail: [email protected] © Кривцова Н. Л., 2014

^ Образование в сфере культуры

Как работает американская система оценки знаний студента? Какие факторы позволяют оценить работу студента максимально справедливо и объективно? Что мешает полностью заработать этой системе в российских вузах?

Прежде всего необходимо отметить, что балльно-рейтинговая система в США разработана в условиях индивидуально-ориентированной организации учебного процесса и, несмотря на множество альтернативных оценок достижений студентов, является двухступенчатой и включает: оценки по дисциплинам и оценку по среднему показателю успеваемости.

В американских университетах существует несколько систем оценки знаний студентов, в зависимости от предмета, от пожеланий студен тов, от вида и продол жительно-сти курса:

1. Буквенная система A-F, где оценка «А, А-» означает исключительное качество выполнения работы (в баллах — 4; 3,7), «В+, В, В-» — высокое качество (3,3; 3,0; 2,7), «С+, С, С-» — среднее (2,3; 2,0; 1,7), «D+, D, D- » — плохое качество (1,3; 1,0; 0,7), «F» — провал.

2. Система I-U, где оценка «I» (incomplete — незаконченная работа) ставится, когда тре бова ния кур са не до кон ца вы полнены, но работа ведётся и преподаватель не против того, что бы дать до пол ни тель ное вре мя для завершения работы, указывая крайний срок предоставления законченной работы. Оценка «W» (withdrawal — отказ от курса) ставится, когда студент отказывается от курса задолго до его окончания, и тогда средний балл по дан ному курсу не проставляет ся, он просто не учитывается в перечне пройденных курсов. Студент может отказаться от курса, если ему грозит оценка «FN» (Failure for Non-Attendance) — не аттестован за непосещение занятий. R (thesis in progress) — работа над диссертацией (научным проектом) продолжается, P (pass) — сдано, N (no-credit) — не сдано, S (satisfactory) — удовлетворительно, U (unsatisfactory) — неудовлетворительно. Студенты могут зарегистрироваться на ау-

диторный курс, то есть курс, за который не ставится ни кредитов, ни оценок, а в ведомости будет указано «AUD» (audited course — прослушал курс).

3. Студент может выбрать курсы, которые будут оцениваться по системе S/U — удовлетворительно/неудовлетворительно, но количество курсов по данной системе не должно превышать 36 кредитов у студента, обучающегося на степень бакалавра. Студент, обучающийся в градуированной школе (магистранты и докторанты), также может выбрать эту систему оценок, но для кур сов програм мы бака лавра либо кур сов градуированной школы, но не входящих в обязательную программу данного студента. Оценка «S» (удовлетворительно)ставится, если студент получил A, A-, B+, B, B-, C+, C, C- в течение курса, а оценка «U», если студент получил D+, D, D-, F. Причина выбора данной системы может быть известна только студенту и его учебному консультанту, а пре по да ватель са мих кур сов о том, ка кую сис те му оце нок вы брал тот или иной студент, обычно не осведомлен, он всех оценивает по традиционной системе A-F. Перевод оценок в систему «S/U» будет проходить автоматически, согласно проставленным оценкам в системе on-line.

4. Оценка «P/N» (сдано/не сдано) даётся за кур сы, ко торые ли бо труд но оценить, либо нет необходимости оценивать по системе A-F. Это курсы, связанные с практикой, с накоплением (наращиванием) мастерства, дающие общее представ ле ние о пред ме те или ориентирование в предмете. Студент, получивший «Р», зарабатывает кредиты по курсу, а получивший «N» — не зарабатывает.

В конце каждого семестра в университетах США подсчитывается средний балл по пройденным предметам (GPA — Grade Point Average). Средний балл успеваемости показывается только в том случае, если студент обучается для получения какой-либо степени, и он не включает никакую другую оценочную систему, кроме A-F. Подсчёт ведётся в системе on-line.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

Пример подсчёта среднего балла успеваемости (СБУ):

Название курса Оценка Кредиты

графика и проектирование А- (3,7) 3

Статистика В (3,0) 4

Мировая политика А (4,0) 3

Общее количество баллов качества — 38,01, кредитов — 10. Чтобы подсчитать средний оценочный балл, следует общее количество баллов разделить на количество кредитов, то есть 38,1 : 10 = 3,81. Таким образом, средний балл успеваемости (СБУ) равен 3,81.

По результатам среднего балла успеваемости студенты с СБУ ниже 2,0 получают «Предупреждение» (Academic Warning). Студенты, закончившие два или более семестра со средним баллом ниже 2,0, получают «Испытательный срок» (Academic Probation), если же они исправляют свои баллы на 2,0 и выше, то испытательный срок снимается.

Система очень прозрачная. Преподаватель на первой встрече со студентами подробно объясняет систему балльной оценки, хотя требования по каждому предмету студент может найти на сайте универ сите та. Студенты должны знать, когда и какой суммой баллов будет оцениваться тот или иной вид их труда; как преподаватель его будет оценивать; когда, как и по каким темам будут проводиться тестирование и контроль выполнения самостоятельной работы. Регулярный контроль обеспечивает обратную связь, позволяющую преподавателю понять, каким темам или задачам следует уделить больше внимания.

Студент, рабо тая с пре по да вате лем в те-че ние се ме ст ра, оце ни вая свои ус пе хи, уже с первой недели знает, как повышается первая со став ляю щая его оцен ки по дис ци п ли не, и в конце семестра он может с высокой степенью вероятности определить её возможное итоговое значение.

Вторая составляющая оценки по дисциплине — оценка знаний студента на экза-ме не.

Очень тщательно проводится тестирование. Тест, как правило, состоит из трёх час-

тей: «Общие понятия», «Основная часть», «Решение проблемы». Первая выявляет знания основных, базовых понятий учебной дисциплины. Студент ставится в такие условия, при которых исключается возможность уга дывания от ветов: за правильный от вет начисляется 1 балл, за неправильный 1 балл снимается. Отсутствие ответа оценивается в 0 баллов. Вторая часть требует от студента уме ний и на вы ков ре ше ния за ог ра ни чен ное время большого количества относительно простых задач в объёме всего курса. Эту часть тес та мож но выпол нить только при условии регулярной работы в течение семестра. Третья часть теста позволяет оценить умение студен та самостоятельно решать конкретные проблемные задачи.

Для обеспечения объективности и надёжности результатов тестирования принимается ряд специальных мер: использование компьютерных генераторов вариантов тестовых заданий, формирование вариантов тестов непосредственно перед экзаменом или на са мом эк за ме не в присут ст вии эк за-менуемых студентов.

И американская, и европейская системы оценивания студентов, активное становление и раз ви тие ко торых проходи ло во второй половине XX века, строились преимущественно как накопительные, при этом главной целью являлось устранение недостатков традиционных систем. Именно поэтому используемые за рубежом системы оценивания в значительной степени избавлены от дефектов.

^ Образование в сфере культуры

1. Дискуссии по балльно-рейтинговой системе [Электронный ресурс]. URL: fairgrade.net. (дата обращения: 2.12.2010).

2. Кей Чен Со. Средний показатель успеваемости // Университетские новости мира. 2011. 13 марта.

3. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование. 2012. № 6. С. 28—40.

4. Каталог. Университет штата Орегон. 2009—2010.

5. Подготовка к 21 веку : доклад [Электронный ресурс] / Национальная академия наук : [веб-сайт]. URL: http:www.nas.edu

1. Diskussii po ballno-reitingovoy sisteme [Discussions on score-rating system]. Available at: fairgrade.net. (accessed.: 2.12.2010).

2. Key Chen So. Sredniy pokazatel uspevaemosti [Average performance indicator]. Universitetskie novosti mira [University news of the world], 2013, March, 13.

3. Sazonov B. A. Ballno-reitingovye sistemy otsenivania znaniy i obespechenie kachestva uchebnogo protsessa [Score-rating systems of assessing knowledge and providing the quality of educational process]. Vyshee obrazovanie [Higher education], 2012, No. 6, pp. 28—40.

4. Catalogue. State Oregon University. 2009—2010.

5. Podgotovka k 21 veku: doklad [Preparation for the 21st century: report]. National academy of sciences. Available at: http:www.nas.edu

(/рофессионально-ориентированное чтение как средство подготовки специалистов в неязыковом вузе

И. В. Царевская, Н. С. Журавлева

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

Тема работы находится на стыке педагогического и филологического направлений и посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров через чтение профессионально-ориентированных текстов в неязыковых вузах. Развитие технического образования в современной России определено как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Однако в этом секторе образования возникает ряд проблем, в том числе проблема соблюдения баланса между технической и гуманитарной составляющей в образовании и воспитании гармоничной, разносторонне развитой личности будущего специалиста. Освящается проблема обучения профессионально-ориентированному чтению специалистов в техническом вузе. Особое внимание уделяется соотношению гуманитарного и технического компонентов в обучении иностранному языку. Обсуждаются различные виды чтения в профессионально-ориентированном обучении слушателей высшей школы. Чтение рассматривается как цель и средство обучения. Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, подъязык, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, поисковое чтение, текстовый материал, цель обучения, средство обучения, информативность.

ЦАРЕВСКАЯ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

TSAREVSKAYA IRINA VALENTINOVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

ЖУРАВЛЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА — преподаватель кафедры иностранных языков 131

Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

ZHURAVLEVA NATALIA SERGEEVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

e-mail: [email protected], [email protected] © Царевская И. В., Журавлева Н. С., 2014

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]