Какая скорость у самолета при взлете
Взлет и посадка самолета – два очень важных составляющих любого перелета. А вы когда-нибудь задавались вопросом – какая скорость самолета при взлете и на какой скорости садится самолет?
Конечно, для любого воздушного судна она не постоянна, а меняется каждую секунду, но мы поговорим о скорости в момент отрыва шасси от взлетно-посадочного поля и их касания в момент посадки.
Взлет самолета
Что это такое и как вообще он происходит? Взлет – это период времени с момента начала выруливания на взлетно-посадочную полосу до выхода на высоту перехода.
Узнать среднюю скорость пассажирского лайнера можно здесь. А увидеть, сколько самолетов сейчас в небе, можно тут.
Чтобы разогнать пассажирский лайнер, двигатели устанавливают на специальный взлетный режим. Он длится всего несколько минут.
Иногда устанавливают нормальный режим, если рядом есть какой-либо населенный пункт, чтобы уменьшить шум работы двигателей.
Взлет самолета — это важная составляющая любого полета.
Для пассажирских крупных лайнеров существуют 2 типа взлета:
- Взлет с тормозов – лайнер удерживают на тормозах, а двигатели выводятся на максимальную тягу, после чего тормоза отпускают, и начинается разбег;
- Взлет с небольшой остановкой на взлетно-посадочной полосе – разбег начинается сразу, без предварительного выхода двигателей на требуемый режим.
Далее, постепенно скорость растет, и непосредственно в момент отрыва шасси от взлетно-посадочной полосы она уже достигает в среднем 220-270 км/ч.
Почему такая разница? Дело в том, что в зависимости от модели воздушного судна, его типа и технических данных она будет отличаться.
Например, при какой скорости взлетает пассажирский самолет? У Airbus А380 и Boeing 747 она примерно одинакова – 270 км/ч.
Но это не значит, что вообще все лайнеры этих двух типов совпадают. Если взять скорость взлета самолета Boeing 737, то она составит только 220 км/ч.
Факторы взлета
На процесс взлета любого воздушного судна могут влиять много различных факторов:
- направление и сила ветра;
- состояние и размеры взлетно-посадочной полосы;
- действия мер по уменьшению слышимости шума работы двигателей;
- давление и влажность воздуха.
И это только самые распространенные из них.
Хотите узнать какой самый быстрый самолет? Тогда прочитайте нашу статью на эту тему.
Посадка самолета
Посадка – это заключительный этап полета, от замедления полета воздушного судна до его полной остановки на взлетно-посадочной полосе.
Снижение начинается примерно с 25 м. Воздушная часть посадки занимает всего несколько секунд.
Посадка самолета осуществляется в 4 этапа
Включает в себя 4 этапа:
- Выравнивание – вертикальная скорость снижения близится к нулю. Берет начало на 8-10 м и заканчивается на 1 м.
- Выдерживание – скорость продолжает уменьшаться вместе с продолжающемся, плавным снижением.
- Парашютирование – подъемная сила крыла уменьшается, а вертикальная скорость растет.
- Приземление— непосредственный контакт самолета с земной поверхностью.
На этапе непосредственного приземления и фиксируется посадочная скорость лайнера.
Раз уж мы взяли за пример Boeing 737, то какая скорость при посадке самолета Boeing 737?
Посадочная скорость самолета Boeing 737 составляет 250-270 км/ч. У Airbus А380 она составит примерно такую же. У более легких моделей она будет меньше – 200-220 км/ч.
На процесс посадки влияют по сути примерно те же факторы, что и на взлет.
Заключение
Именно, при взлете и посадке происходят большинство авиакатастроф, так как именно в эти временные промежутки уменьшается возможность исправления ошибок пилота и автоматических систем.
Если вы хотите узнать, что чувствуют люди, когда падает самолет, то перейдите на эту статью.
На какой скорости взлетает самолет
Взлёт пассажирского и любого другого самолёта становится возможным при достижении определённой скорости, отличной от крейсерской и максимальной (в современном мире есть модели, летающие невероятно быстро). Её величина зависит от массы летательного устройства, погодных условий и других факторов. Каких именно и какой должна быть скорость самолёта при взлёте – рассмотрим подробно. Начнём с самого, пожалуй важного – крыльев.
Роль крыльев
Подъемная сила летательного аппарата напрямую зависит от формы его крыла. Если посмотреть на контур крыльев в разрезе, мы увидим, что снизу они плоские, а сверху – выпуклые, изогнутые по дуге. Разная форма поверхностей создаёт разницу давлений в тот момент, когда машина разгоняется. Благодаря разнице давлений вся конструкция получает возможность взлететь. А по ссылке вы узнаете, почему вообще и как летают самолёты.
А теперь – подробнее о взаимодействии подъёмной силы и крыла самолёта.
Крыло и его подъёмная сила
Крыло разрезает воздух на два рукава. Верхний «рукав» движется быстрее, поскольку он должен «успеть» обогнуть более длинную изогнутую поверхность. Нижний – движется медленнее верхнего.
Быстро движущийся воздух становится разреженным, его давление – снижается. Таким образом, создаётся разница давлений сверху и снизу крыла. Когда давление сверху становится заметно меньше, а происходит это как раз по достижении необходимого ускорения, пилот увеличивает угол атаки, отклоняя штурвал на себя, нос машины приподнимается и происходит отрыв от взлётно-посадочной полосы.
Разница давлений снизу и сверху крыла получила название подъёмной силы. Именно благодаря ей тяжёлые машины могут подниматься на высоту и перемещаться по воздуху на тысячи километров.
Подъёмную силу создают двигатели, давая достаточный для подъёма в воздух разгон. Дальше они поддерживают движение. Важно понимать, что только быстро движущийся аппарат может лететь.
Управление движением также осуществляется за счёт формы крыльев и хвоста. Для того чтобы повернуть массивную конструкцию, необходимо изменить направление движения воздушных потоков. Для этого устанавливаются специальные закрылки. Они располагаются под углом к хвосту или крылу и создают препятствие для движения воздуха. При повороте закрылков меняется направление воздушных потоков. Самолёт получает возможность повернуться.
Взлётная скорость: что на неё влияет
В первую очередь, этот показатель зависит веса (массы) конкретной модели.
Небольшой кукурузник взлетит на сравнительно коротком разгоне. Для отрыва от полосы ему достаточно 100 и даже менее км/час. Тяжёлый же лайнер должен набрать около 280 км/час. Кроме массы важное влияние оказывает ряд других факторов. Перечислим их:
- Вес машины и груза – чем тяжелее, тем больший разгон необходим.
- Направление/сила ветра – встречный ветер создаёт дополнительную подъёмную силу, что облегчает взлёт. Попутный ветер – наоборот, снижает подъёмную силу, требует увеличения скорости.
- Влажность воздуха, наличие осадков, дождя, снега осложняют подъём машины.
Пассажирскому самолёту обычно не требуется набирать более 300 км/ч.
Скорость максимальная и крейсерская
Существуют несколько показателей, которые определяют движение/полёт летательного средства. Это скорости:
- разгона и отрыва от земли
- взлёта
- поддержания стабильного горизонтального полёта – крейсерская
- максимальная
В техпаспорте обычно приводятся данные о взлётно-посадочных или лётно-технических характеристиках, сокращённая аббревиатура которых ЛТХ. Рассмотрим их.
Технические характеристики популярных моделей авиалайнеров в порядке: 1) Модель. 2) Максимальная масса. 3) Скорость максимальная. 4) Крейсерская. 5) Взлётная. 6) Длина разбега.
- 1) Як-40 2) 13,7-17,2 т. 3) 550 км/ч. 4) 510 км/ч. 5) 180 км/ч. 6) 850 м.
- 1) Ан-2 2) 3,7 т. 3) 240 км/ч. 4) 180 км/ч. 5) 80 км/ч. 6) 235 м.
- 1) Ан-24 2) 21 т. 3) 540 км/ч. 4) 460 км/ч. 5) 200 км/ч. 6) 850-1000 м.
- 1) Ту-154 2) 98-104 т. 3) 930-950 км/ч. 4) 850-900 км/ч. 5) 210 км/ч. 6) 2300 м.
- 1) Ил-96 2) 250-270 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 870 км/ч. 5) 260 км/ч. 6) 3300 м.
- 1) Boeing 737 2) 44-74 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 817-852 км/ч. 5) 220 км/ч. 6) 1290-2450 м.
- 1) Boeing 747 2) 397-412 т. 3) 988 км/ч. 4) 908-912 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 3018-3090 м.
- 1) Boeing 777 2) 247-344 т. 3) 945-965 км/ч. 4) 905 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2500-3200 м.
- 1) Airbus A380 2) 560 т. 3) 1000-1020 км/ч. 4) 900 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2050 м.
Крейсерская немного ниже максимальной – на 5-10%, взлётная же составляет около 30% от неё. Данные показатели приводятся в техническом паспорте вместе с другими характеристиками – массой, количеством топлива, дальностью полёта. Они необходимы пилоту для управления машиной.
Скорость отрыва самолёта от земли
Это величина разгона, при которой корпус может частично приподняться над землёй. Рассчитывается по математическим формулам и не указывается в лётных характеристиках.
Достигнув её, лайнер может взлетать частично. При этом его нос приподнимается вверх, а корпус занимает диагональное положение. В таком положении он продолжает разгоняться, пока не достигнет показателей, необходимых для полного отрыва от земли. Величина, необходимая для отрыва составляет 75-80% от максимальной.
Взлёт гражданских самолётов
Происходит с взлётно-посадочной полосы (ВПП). При этом возможен обычный разгон или с тормозов. В последнем случае пилот отпускает тормоза только когда двигатели достигнут определённого количества оборотов, и машина начинает двигаться по полосе. Такой вид разгона уменьшает необходимую длину ВПС. Он используется на «коротких» взлётных полосах или при большой загрузке аэродрома.
Важна при этом и грузоподъёмность, масса при полной загрузке. Чем больше пассажиров перевозит лайнер, тем быстрее он должен двигаться на взлётно-посадочной полосе. Как мы писали ранее, скорость взлёта наиболее популярных пассажирских самолётов – Боинг 747, 777, Аэробус А380 составляет в среднем 270 км/ч.
Вертикальная скорость самолёта при взлёте
Иначе – скорость набора высоты. Зависит от модели и заданной диспетчером, в зависимости от лётных условий, глиссады (траектории). В среднем реактивный лайнер набирает высоту в километр примерно за минуту (около 15 м/с), а в правилах использования воздушного пространства РФ указано, что данная величина должна составлять “…10 м/с и более”. Если вам интересно, на какую высоту может подняться пассажирский лайнер – предлагаем прочесть эту статью.
Особенности военных самолётов
Истребители, штурмовики, перехватчики не всегда поднимаются с ВПП. Условия их взлёта часто экстремальны. К примеру, он может происходить с палубы корабля, где нет возможности разогнаться до необходимых показателей.
Поэтому военные часто используют дополнительные приспособления, а именно:
- Катапультное устройство, запускающее самолёт и придающее ему ускорение. При посадке на ограниченном пространстве используются крюки, которыми аппараты цепляются за натянутый поперёк палубы стальной тормозной трос.
- Дополнительные приспособления, создающие вертикальную тягу. К примеру, это могут быть устройства вентиляторного типа, образовывающие над палубой мощное направленное встречное движение воздуха. Следствием чего является подъёмная сила.
На заметку: тот же воздушный поток используется для посадки.
Видео демонстрирует процесс взлёта и посадки глазами пилотов.
Полёт махины весом в несколько десятков или сотен тонн – сложный процесс. Он зависит от многих факторов, определяется скоростью движения летательного средства. Чем больше масса и сложнее условия, тем большая скорость необходима для отрыва и движения. При особо сложных условиях используются вспомогательные механизмы. Поддержание скорости – один из факторов безопасного полёта.
Какую скорость набирает самолет при взлете и отрыве от земли
Многие пассажиры интересуются, какую скорость развивает лайнер при взлёте и посадке. Взлёт представляет собой процесс, который длится с момента движения летательного аппарата до его отрыва от взлётной полосы. Воздушное судно способно взлететь, если подъёмная сила приобретёт значение, превышающее массу самого судна. Скорость самолёта при взлёте у разных марок отличается.
- Почему самолёт гудит перед взлётом
- Виды взлёта
- Как происходит взлёт
- Какую скорость развивает лайнер перед взлётом и приземлением
- Взлёт пассажирского Боинга 737
- Скорость взлета Боинг 747
Почему самолёт гудит перед взлётом
Люди, впервые отправляющиеся в полёт, пугаются странных звуков, издаваемых лайнером в начале движения. Не нужно паниковать и нервничать. Гул перед взлётом – это нормальное явление. Когда запускаются двигатели, в салоне может шуметь система кондиционирования. Это лётчики проверяют вентиляторы на предмет исправности.
Двигатели подготавливают к полету, и звуки бывают очень громкими. Гидравлический мотор сильно гудит, иногда из-за работы бортового оборудования слышно рычание. Через 2 минуты, когда лайнер взлетит, убираются закрылки. Это сопровождается характерным шумом в салоне. На эти звуки не нужно реагировать.
Виды взлёта
Для отрыва от земли летательный аппарат преодолевает препятствия: протяжённость взлётно-посадочной полосы, погодные факторы, направление ветра. Авиаконструкторы разработали разные способы обхода этих препятствий. Специалисты усовершенствовали не только конструкцию воздушных судов, но и процесс взлёта.
Различают 4 разновидности взлёта:
- Классический. Во время движения лайнера по взлётной полосе двигатель постепенно набирает тягу.
- С тормозов. Ускорение движения летательного аппарата начинается после достижения двигателями установленного режима тяги. До этого воздушное судно с помощью тормозов удерживается на земле.
- Посредством дополнительных средств. Применимо для боевых самолётов, которые несут службу на авианосцах. Малую протяжённость взлётно-посадочной полосы компенсируют катапультами, ракетными двигателями, установленными на самолёт или трамплинами.
Если у лайнера двигатели с вертикальной тягой (российский Як-38, к примеру), возможен вертикальный взлёт. Такие суда, как вертолёты, набирают сначала высоту с места по вертикали или их разгоняют с небольшого расстояния и постепенно переводят в горизонтальный полёт.
Как происходит взлёт
Процесс начинается с начала движения авиалайнера по взлётно-посадочной полосе для набора скорости и оканчивается на высоте перехода.
Важно! Аэродинамика самолёта осуществляется благодаря крылу особой конфигурации. Она идентична у всех судов.
Снизу профиль крыла плоский, сверху – выпуклый вне зависимости от типа лайнера. Свойства воздушного потока, проходящего под крылом, не изменяются. Воздух, прошедший через выпуклость верней части крыла, сужается и через нее проходит меньшее количество воздуха. Скорость разгона самолёта увеличивают, чтобы воздушный поток прошёл за единицу времени.
Из-за этого возникает разница в давлении воздуха в верхней и нижней части крыла лайнера. Подъёмную силу образует разница давления. Сила подталкивает крыло вверх, вместе с ним и самолёт. Он взлетает с полосы в момент, когда подъёмная сила превосходит вес самолёта. Это возможно путём набора скорости.
Какую скорость развивает лайнер перед взлётом и приземлением
Скорость пассажирских самолётов при взлёте и посадке отличается.
Важно! Только после оценки погодных условий и особенностей взлётной полосы лётчик принимает решение, какая скорость разгона оптимальная, чтобы лайнер взлетел.
Взлёт пассажирского Боинга 737
Гражданские самолёты взлетают по классической схеме: при отрыве от земли двигатель набирает нужную тягу. Процесс:
- Когда двигатель достигнет 800 оборотов в минуту, авиалайнер начинает движение. Лётчик держит ручку управления в нейтральном положении, плавно отпуская тормоза. Воздушное судно разгоняется на 3-х колёсах.
- Скорость самолёта при взлёте должна достигнуть около 180 км/ч. Лётчик начинает плавно тянуть ручку, отклоняются щитки-закрылки, и нос аппарата поднимается. Лайнер ускоряется на 2-х шасси.
- Пока Boeing не набрал 220км/ч, он ускоряется с приподнятым носом на 2-х колёсах. Достигнув этой отметки, судно взлетает.
Заключительный этап полёта – посадка. С высоты 25 метров начинается снижение. У Боинга 737 посадочная скорость 250 – 270 км/ч.
Скорость взлета Боинг 747
Boeing 747 способен развить взлётную скорость до 270 км/ч. Посадка совершается в 4 этапа:
- Выравнивание. Начинается на 8-10 метрах и оканчивается на 1 метре. Вертикальная скорость снижения приближается к нулевой отметке.
- Выдерживание. Скорость падает, судно плавно снижается.
- Парашютирование. Вертикальная скорость увеличивается, подъёмная сила крыла уменьшается.
- Приземление.
При контакте с землёй фиксируют посадочную скорость авиалайнера. У Боинга 747 она около 260 км/ч.
Какая скорость у самолёта при взлёте, зависит от разных факторов: особенностей взлётно-посадочной полосы, направления и силы ветра, влажности воздуха и давления. Разогнав пассажирский лайнер, лётчик плавно отпускает тормоза. Судно продолжает двигаться на 3-х шасси. Скорость возрастает и в момент взлёта достигает примерно 220-270 км/ч. Скорость самолётов разных моделей при взлёте и посадке отличается.
До какой скорости разгоняется самолет при взлете
Многим пассажирам интересно знать, какова скорость самолёта при взлёте, и как такая огромная машина развивает за считанные секунды огромную силу, способную поднять в воздух десятки тонн. А у каждой модели самолёта своя скорость при одинаковых законах аэродинамики. Поэтому и люди интересуются, как происходит взлёт и какие факторы влияют на движение многотонного судна.
Правила взлёта самолёта
Взлёт – это процесс, который включает время от начала движения его по взлётно-посадочной полосе до отрыва от неё. Для того чтобы самолёт оторвался от земли, необходимо соблюдение важного условия: подъёмная сила, которую лайнер набирает во время движения по ВВП, должна приобрести необходимое значение, которое больше значения массы. Говоря простым языком, необходимо, чтобы силы, которые толкают авиалайнер вперёд, были настолько сильными, чтобы могли поднять в воздух многотонную машину с грузом и пассажирами на борту.
После этого происходят такие этапы взлёта:
- диспетчер даёт разрешение;
- пилот оценивает обстановку, включает двигатель на полные обороты;
- давит штурвал вперёд, поднимая хвост;
- авиалайнер начинает увеличивать скорость;
- крылья подготавливаются к подъёму.
Как происходит взлёт самолёта
Аэродинамика лайнера обеспечивается специальной конфигурацией крыльев, которая для всех самолётов практически одинаковая. Нижняя часть крыла плоская, верхняя округлая, чтобы через неё проходило меньше воздуха.
Из-за разницы давления вверху и внизу крыла образуется подъёмная сила, которая буквально выталкивает крыло вверх, после чего самолет начинает взлетать. Так как в процессе участвуют скорость и масса, как только эта сила превосходит вес лайнера, в тот же момент он отрывается от земли.
Разные механизмы взлета на воздух
Видов взлёта лайнеров несколько, при каждом из них судно преодолевает различные факторы, чтобы разогнаться и взлететь.
На то, какой будет скорость самолёта при взлёте, влияют:
- короткая или длинная взлетно-посадочная полоса (оценивается скорость разгона, чтобы успеть поднять судно);
- направление ветра и внешние погодные условия, которые оказывают сопротивление во время движения и разгона, поэтому с их учетом необходимо включать двигатели на определенную мощность;
- непосредственно сама мощность двигателя (насколько сильно и быстро он даст разогнаться).
Важно! Авиаконструкторы на протяжении последних 50 лет научились строить воздушные судна так, чтобы обходить эти препятствия, и усовершенствовали конструкцию летательных аппаратов. В зависимости от вышеуказанных факторов, есть несколько видов взлёта.
С тормозов
Лайнер удерживается на тормозах, набирая разгон после того, когда двигатели достигнут установленного режима тяги, после чего происходит поднятие в воздух. Тормоза отпускают, и скорость разгона самолёта достаточная, чтобы он взлетел.
Классический
Такой взлёт предполагает постепенный набор тяги двигателя, пока самолёт движется по взлётно-посадочной полосе.
С использованием вспомогательных средств
Такой приём характерный для военных истребителей, которые несут службу на авианосцах. Так как практически нет дистанции, на них могут быть установлены дополнительные ракетные двигатели, а также используются трамплины и катапульты.
Вертикально
Возможно при наличии у судна двигателей с вертикальной тягой. Лайнер аналогично вертолёту может взлетать с места по вертикали, при разгоне с небольшого расстояния, переходя в горизонтальный полёт.
С остановкой
При таком виде взлёта тормоза не используются, непосредственно перед разбегом скорость пассажирского самолёта при взлёте нарастает, после чего делают кратковременную остановку и лайнер взлетает.
Скорость самолёта, когда взлетает
Чтобы пассажирский лайнер оторвался от взлётно-посадочной полосы, необходимо набрать ускорение, которое будет обеспечивать увеличение подъёмной силы, разогнав машину.
Важно! На ускорение при взлёте и посадке влияет его масса: чем она больше, тем большая скорость разгона нужна для того, чтобы лайнер поднялся в воздух.
Двигатели набирают большие обороты, чтобы обеспечить необходимую тягу. Наиболее часто двигатель ломается при наборе тяги, когда судно разгоняют.
Для каждой модели самолёта свой параметр, который зависит от веса, поэтому единой цифры нет.
Средние скорости типовых самолётов:
- Boeing-747 – 270 км/час;
- Airbus-А380 – 268 км/час;
- Ил-96 – 250 км/час;
- Як-40 – 180 км/час;
- Ту-154 – 210 км/час.
Скорость Боинг-737
Чтобы понять, какая скорость у самолёта при взлёте, и как она возникает, рассмотрим пример Боинга-737. Он чаще российских лайнеров становится на воздушные линии, многие им летали, будет интересной данная информация.
Все пассажирские реактивные самолёты взлетают по одинаковой схеме. Разница заключается только в достижении величины необходимой скорости, что обусловлено весом авиалайнера.
Важно! Чтобы самолёт смог развить скорость, необходимо привести его в движение. Для Боинга-737 нужно 800 оборотов/мин, для этого пилот отпускает тормоз, судно набирает скорость на трёх колёсах.
Чтобы лайнер оторвался от ВВП, необходима скорость 180 км/час. После набора происходит поднятие носа аппарата, самолёт разгоняется на двух колёсах. Пилот опускает управление вниз, закрылки отклоняются. Как только достигается скорость 220 км/час, Боинг-737 взлетает.
Скорость Боинг-747
Скорость взлёта и приземления зависит от веса лайнера. Боинг-747 тяжелее 737, поэтому для того, чтобы оторваться от взлётно-посадочной полосы, ему необходимо развить скорость 270 км/час. Действия пилотов такие же, как при взлёте Боинга-737, и зависят от условий, с учётом которых выбирается вид взлёта, при котором лайнер после разгона может взлететь, и будет достаточно скорости самолета, как для взлёта, так и для посадки.
Скорость взлёта грузового самолёта
Исходя из вышеизложенных данных, следует, что скорость взлёта грузового самолёта будет зависеть от загруженности.
Чтобы оторваться от ВВП, «Мрия» набирает скорость 280 км/час в гружёном виде, и 270 км/час, если борт пустой.
Самый большой в мире грузовой самолёт «Мрия» Ан-225. Грузоподъёмность его составляет 640 тонн, максимально на борт он может взять 247 тонн веса, что в 4 раза превышает грузоподъёмность Boeing -747.
Какая скорость самолета при взлете, посадке, максимальная, средняя
Скорость самолета является одной из его важнейших технических характеристик, от которой зависит время полета. Поэтому многих интересует, какая скорость пассажирского самолета. Современные пассажирские аэролайнеры летают со скоростью более 500-800 км/ч. Скорость сверхзвукового самолета в 2,5 раза выше, 2100 км/ч, но от этих лайнеров пришлось отказаться в целях безопасности, а также по ряду других причин:
- Сверхзвуковые самолеты должны иметь обтекаемую форму, иначе они могут развалиться на высоте. А достичь этого трудно для пассажирского аэроплана, поскольку он достаточно длинный.
- Сверхзвуковые авиалайнеры не экономно расходуют топливо, что делает рейсы на них дорогими и невыгодными.
- Не каждый аэродром имеет возможность принимать такие машины.
- Необходимо частое техническое обслуживание.
Однако главная причина отказа от полетов на сверхзвуковых скоростях — это безопасность перелетов.
Раньше было всего 2 вида сверхзвуковых лайнера: Ту-144(СССР) и «Конкорд»( англо-французский).Сейчас авиастроители также работают над новыми моделями сверхзвуковых лайнеров и, возможно, мы о них узнаем в ближайшее время.
Скоростные показатели современных пассажирских лайнеров
Различные модели пассажирских аэропланов имеют разную скорость полетов. В технических характеристиках любой модели указана максимальная скорость самолета и крейсерская, которая приближена к максимальной, составляет от нее примерно 80%. Она является оптимальной для полетов, ведь на максимальной, обычно не летают.
Если говорить о пассажирских самолетах, то все они обладают невысокой крейсерской и максимальной скоростью. Показатели некоторых моделей:
Модель | Максимальная скорость, км/ч | Крейсерская скорость, км/час |
Airbus A380 | 1020 | 900 |
Boeing 747 | 988 ч | 910 |
Ил 96 | 900 | 870 |
Ту 154М | 950 | 900 |
Як 40 | 545 | 510 |
Корпорация «Боинг» сейчас работает над созданием пассажирского лайнера, который сможет развивать быстроту полетов до 5 тыс. км/ч.
Условия для взлета
Для эксплуатации летательных аппаратов большую роль играет, какая скорость самолета при взлете, т.е. в тот момент, когда происходит его отрыв от земли. Для разных моделей это также различные показатели. Ведь для отрыва от земли нужна большая подъемная сила, а для ее создания необходима большая скорость, развиваемая при взлете. Поэтому тяжелые пассажирские самолеты имеют эти показатели больше, а более легкие модели — меньше.
Модель | Скорость при взлете, км/ч |
Airbus A380 | 268 |
Boeing 747 | 270 ч |
Ил 96 | 250 |
Ту 154М | 210 |
Як 40 | 180 |
В таблице для каждой модели приведена средняя скорость самолета при отрыве, потому что на нее влияют сразу несколько факторов:
- скорость ветра, его направление;
- длина взлетной полосы;
- давление воздуха;
- влажность воздуха;
- состояние взлетной полосы.
Этапы посадки
Самый ответственный этап полета — это посадка машины. Перед этим лайнер выходит к аэродрому и заходит на посадку, которая состоит из нескольких этапов:
- снижения высоты;
- выравнивания;
- выдерживания;
- пробега.
Для тяжелых лайнеров посадка начинается с высоты 25 м, а для более легких судов она может начинаться и с 9 метров.
Скорость самолета при посадке зависит, в первую очередь от веса машины и условий посадки и соответствует тому моменту, когда подъемная сила станет меньше веса аэроплана.
Какая скорость самолета при взлете
Фаза взлета самолета является самым сложным и продолжительным по времени процессом среди всех летательных средств, которые существуют. Процесс взлета начинается непосредственно от момента движения самолета по взлетной полосе, после чего самолет разбегается и производит отрыв от полотна. Все это заканчивается высотой перехода к самому полету.
За счет огромного количества типов самолетов и их летных характеристик скорости самолетов при взлете значительно отличаются. Логично, что легкий прогулочный самолет с одним двигателем произведет взлет значительно быстрее и с меньшей скоростью, чем огромный пассажирский лайнер, кроме того, они требуют разную продолжительность разбега.
Виды взлета самолетов:
- Одним из наиболее распространенных видов взлета является взлет машины с тормозов. При этом виде самолет стоит на тормозах, затем разгоняют двигатели до нужного режима. Поле набора нужных оборотов двигателей отпускают тормоза, и начинается разбег.
- Так же производят взлет с кратковременной остановкой лайнера на ВПП, при этом тормоза не используются, и машина набирает нужные обороты двигателей непосредственно при разбеге. Используя этот метод взлета, необходима полоса для разбега с большей длиной.
- Применяют взлет при разгоне двигателей самолета еще в процессе выруливания на полосу. При этом самолет не производит остановку и начинает отрыв от ВПП сходу. Такой вариант разгона двигателей необходим на аэродромах с большой загруженностью, что значительно сокращает время на взлет и освобождение полосы.
- Существуют взлеты самолетов с применением специального оборудования. Этот метод, как правило, применяют для взлета военных самолетов с палуб авианосцев, которые имеют достаточно короткую взлетную полосу. При этом используют катапультные системы, трамплины или системы для удержания колес. Иногда для взлетов с авианосцев на ударные самолеты устанавливают дополнительные ракетные двигатели, которые работают на твердом топливе и придают дополнительную тягу.
- В последнее время военные самолеты могут иметь вертикальный взлет, что сводит к нулю скорость самолета при взлете. При этом их можно использовать даже на небольших взлетных площадках. Недостатком данной машины является то, что огромное количество
- топлива расходуется при самом взлете.
- За счет существования гидросамолетов возможен также взлет и с акваторий различных водных объектов.
Скорость самолета при взлете является очень важным фактором надежного и безопасного полета. Прежде всего, нужно отметить, что при взлете двигатели набирают огромные обороты, чтобы обеспечить необходимую тягу. Именно режим взлета наиболее сложный и тяжелый для силовой установки, и именно поэтому на данных режимах наиболее часто ломаются двигатели. Не странно, что самая большая авиакатастрофа за все время авиации произошла именно при взлете самолета.
За счет всего этого каждое воздушное судно имеет конкретно прописанные рекомендации и правила взлета аппарата. Такие руководства могут быть как общими для всех самолетов, так и более специализированные для каждого отдельного вида лайнера. В них прописана скорость отрыва, максимальная взлетная масса, уровень шума и много других факторов.
При взлете самолета необходимо просчитывать такой показатель, как (V1). Этот показатель показывает, на каком этапе разбега еще можно произвести остановку самолета в пределах ВПП. Его рассчитывает второй пилот или штурман с учетом огромного количества факторов таких, как тип покрытия полосы, ее уклон, климатические условия, нагрузка самолета и т. д. Иногда случается, что при взлете может отказать двигатель после прохождения точки (V1), в этом случае необходимо продолжить взлет на рабочих двигателях, после чего сделать круг и зайти на посадку.
Но все же как ответить на вопрос, какая скорость самолета при взлете, невозможно, поскольку каждая машина даже одного класса отличается скоростью, при которой она может произвести отрыв от взлетной полосы. Каждому понятно, что небольшой спортивный самолет будет производить взлет при значительно меньших показателях скорости, нежели огромный пассажирский авиалайнер.
Скорость взлета пассажирских самолетов:
- Як 40 – 180 км/ч.
- Ту 154М – 210 км/ч.
- Boeing 737 – 220 км/ч.
- Ил 96 – 250 км/ч.
- Airbus A380 – 268 км/ч.
- Boeing 747 – 270 км/ч.
Указанные показатели отрыва для этих лайнеров являются приблизительными, поскольку на скорость взлета может влиять огромное количество факторов.
Факторы, которые влияют на скорость самолета при взлете:
- Самым главным фактором является направление и сила ветра при взлете. Встречный ветер помогает самолетам произвести отрыв значительно быстрее, поскольку он придает дополнительную подъемную силу.
- Вторым немаловажным фактором можно назвать метеорологические условия, а именно влажность воздуха и наличие осадков, что осложняет разгон машины.
- Последним является человеческий фактор, а именно решение пилотов о том, при какой скорости самолета производить взлет.
Все вышесказанное и определяет, какая скорость самолета при взлете будет для разных моделей авиалайнеров.
Какая скорость самолета при взлете
Самолет набирает скорость постепенно. Фаза взлета длится продолжительный отрезок времени и начинается с процесса движения на взлетно-посадочной полосе. Различают несколько видов взлета и набора скорости.
Пассажирский самолет в воздухе
Как происходит взлет
Аэродинамика авиалайнера обеспечивается особой конфигурацией крыла, которая практически одинакова у всех самолетов. Нижняя часть профиля крыла всегда плоская, а верхняя – выпуклая, независимо от типа самолета.
Воздух, проходящий под крылом, не изменяет своих свойств. Одновременно с этим, поток воздуха, проходящий через выпуклую верхнюю часть крыла, сужается. Таким образом, через верхнюю часть крыла проходит меньшее количество воздуха. Поэтому чтобы за единицу времени прошел тот же поток воздуха, необходимо увеличить скорость его движения.
В результате наблюдается разница давления воздуха в нижней и верхней части крыла авиалайнера. Это объясняется законом Бернулли: увеличение скорости потока воздуха приводит к снижению его давления.
Из разницы давления образуется подъемная сила. Ее действие словно толкает крыло вверх, а вместе с этим и весь самолет. Самолет отрывается от земли в тот момент времени, когда подъемная сила превосходит вес авиалайнера. Это достигается путем набора скорости (увеличение скорости движения самолета приводит к увеличению подъемной силы).
Интересно. Горизонтальный полет обеспечивается тогда, когда подъемная сила равна весу авиалайнера.
Таким образом, при какой скорости самолет оторвется от земли, зависит от подъемной силы, величина которой определяется в первую очередь массой авиалайнера. Сила тяги авиационного двигателя обеспечивает набор скорости, необходимой для увеличения подъемной силы и взлета авиалайнера.
По этому же принципу аэродинамики летает вертолет. Внешне кажется, что винт вертолета и крыло самолета имеют мало общего, однако каждая лопасть винта имеет такую же конфигурацию, обеспечивающую разницу показателей давления воздушного потока.
Скорость взлета
Чтобы пассажирский самолет оторвался от земли, необходимо развить скорость взлета, которая сможет обеспечить увеличение подъемной силы. Чем больше вес авиалайнера, тем большая скорость разгона необходима для того, чтобы самолет поднялся в воздух. Какая скорость самолета при взлете – это зависит от веса летательного аппарата.
Так, Боинг 737 оторвется от земли только в тот момент, когда скорость движения по взлетно-посадочной полосе достигнет значения 220 км/ч.
747-ая модель Боинга имеет большую массу, а, значит, для взлета необходимо развить большую скорость. Скорость самолета этой модели при взлете равняется 270 км/ч.
Самолеты модели Як 40 разгоняются до 180 км/ч, чтобы оторваться от взлетно-посадочной полосы. Это обусловлено меньшей массой самолета, по сравнению с Боингами 737 и 747.
Виды взлета
На взлет самолета влияют сразу несколько факторов:
- погодные условия;
- протяженность взлетно-посадочной полосы (ВПП);
- покрытие ВПП.
К погодным условиям, которые учитываются при взлёте самолета, относятся скорость и направление ветра, влажность воздуха и наличие осадков.
Всего различают 4 вида взлета:
- с тормозов;
- классический набор скорости;
- взлет с помощью дополнительных средств;
- вертикальный набор высоты.
Первый вариант разгона подразумевает достижение необходимого режима тяги. С этой целью авиалайнер стоит на тормозах, пока работают двигатели, и отпускается только тогда, когда необходимый режим будет достигнут. Такой метод взлета применяется в случае недостаточной протяженности взлетной полосы.
Классический метод взлета подразумевает постепенный набор тяги при движении самолета по ВПП.
Классический взлет с ВПП
Под вспомогательными средствами подразумеваются специальные трамплины. Взлет с трамплина практикуется на военных самолетах, взлетающих с авианосца. Использование трамплина помогает компенсировать отсутствие ВПП достаточной протяженности.
Вертикальный взлет осуществляется только при наличии специальных двигателей. Благодаря вертикальной тяге взлет происходит аналогично взлету вертолета. Оторвавшись от земли, такой самолет плавно переходит в горизонтальный полет. Ярким примером самолетов с вертикальным взлетом является ЯК-38.
Взлет Боинга 737
Чтобы точно разобраться, как самолет взлетает и набирает скорость, следует рассмотреть конкретный пример. Для всех пассажирских реактивных самолетов схема взлета и набора высоты одинакова. Разница заключается лишь в достижении величины необходимой скорости взлетающего самолета, что обуславливается весом авиалайнера.
Прежде чем самолет придет в движение, нужно чтобы двигатель достиг необходимого режима работы. Для самолета Боинг 737 это значение составляет 800 оборотов в минуту. При достижении этой отметки пилот отпускает тормоз. Самолет берет разбег на трех колесах, ручка управления находится в нейтральном положении.
Чтобы оторваться от земли, самолет этой модели должен набрать сначала скорость 180 км/ч. На этой скорости возможно поднятие носа летательного аппарата, дальше самолет разгоняется на двух колесах. Для этого пилот плавно опускает управление вниз, в результате щитки-закрылки отклоняются, а носовая часть поднимается вверх. В таком положении самолет продолжает разгоняться, двигаясь по ВПП. Авиалайнер оторвется от земли тогда, когда разгон достигнет 220 км/ч.
Следует понимать, что это усредненное значение скорости. При встречном ветре скорость меньше, так как ветер способствует более легком отрыву авиалайнера от земли, дополнительно увеличивая подъемную силу.
Разгон самолета усложняется при высокой влажности воздуха и наличии осадков. В этом случае скорость отрыва должна быть больше, чтобы самолет взлетел.
Важно! Решение о том, какую скорость можно считать достаточной для набора высоты принимает пилот, оценив погодные условия и особенности взлетно-посадочной полосы.
Скорость в полете
Скорость полета самолета зависит от модели и особенностей конструкции. Обычно указывается максимально возможная скорость, однако на практике такие показатели достигаются редко и самолеты летают на крейсерской скорости, которая, как правило, составляет около 80% от максимального значения.
К примеру, скорость пассажирского самолета Эйрбас А380 составляет 1020 км/ч, это значение указано в технических характеристиках самолета и является максимально возможной скоростью полета. Полет же осуществляется на крейсерской скорости, которая для этой модели самолета составляет около 900 км/ч.
Боинг 747 рассчитан на полет со скоростью 988 км/ч, но полеты совершаются на крейсерской скорости, которая варьируется в пределах 890-910 км/ч.
Интересно. Компания Boeing занимается разработкой самого быстрого пассажирского авиалайнера, максимальная скорость которого будет достигать 5000 км/ч.
Как садится самолет
Самые ответственные моменты при полете – это взлет и посадка авиалайнера. Движение в небе обычно обеспечивается автопилотом, в то время как посадка и взлет осуществляются пилотами.
Посадка – это то, что больше всего волнует пассажиров, так как этот процесс сопровождается пугающими ощущениями при снижении высоты, а затем толчком при приземлении авиалайнера на взлетно-посадочную полосу.
Нередко, спрашивая о том, как прошел полет, можно получить ответ, что посадка была мягкой. Именно мягкая посадка считается показателем мастерства пилота.
Подготовка к посадке начинается в воздухе, на высоте 25 м над уровнем порога взлетно-посадочной полосы для больших самолетов, и 9 м – для маленьких летальных аппаратов. До момента, когда самолет зайдет на посадку, уменьшаются вертикальная скорость снижения и подъемная скорость крыла. Уменьшение скорости обуславливает снижение подъемной силы, благодаря чему самолет может приземлиться.
Самолеты садятся на взлетно-посадочную полосу не сразу. При посадке сначала происходит контакт с ВПП, и самолет приземляется на стойки шасси. Затем авиалайнер продолжает движение по ВПП на колесах, постепенно снижая скорость. Именно момент контакта с ВПП сопровождается тряской в салоне и вызывает беспокойство у пассажиров.
Как правило, посадочная скорость примерно равна либо незначительно отличается от скорости взлета. Так, Боинг 747 сможет сесть на скорости около 260 км/ч.
Видео
Когда садится самолет, все решения о необходимости уменьшения скорости принимает пилот. Таким образом, мягкая посадка характеризует профессиональные навыки пилота. Однако следует помнить, что особенности приземления авиалайнера также зависят от ряда климатических факторов и особенностей ВПП.
Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит.
Причины, по которым люди ищут способы узнать фамилии своих попутчиков в самолете, могут быть различными. Некоторым людям важно знать обо всех передвижениях своего конкурента по бизнесу. Одних волнует.
Самолёт – воздушное судно, без которого сегодня представить перемещение людей и грузов на большие расстояния невозможно. Разработка конструкции современного самолета, а также создание отдельных его элементов.
«Аэрофлот» – крупнейшая авиакомпания России. В парке перевозчика среди прочих надежных самолетов имеется несколько десятков лайнеров Боинг от крупнейшего американского производителя. В данной корпорации.
Одним из самых популярных в настоящее время дальнемагистральных авиалайнеров является Airbus А330-300, который производится европейским концерном «Airbus S.A.S». Парк самолетов российской авиакомпании.
Людям с земли не определить на глаз расстояние до летящего высоко в облаках воздушного судна. Пассажирам авиалайнера тоже сложно угадать высоту самолета, глядя вниз на землю. Им проще, ведь в салоне может.