Положения закона о гражданстве Российской Федерации

Основные положения ФЗ о гражданстве России

Российское гражданство оформляется иностранцами на основании положений 62 ФЗ о гражданстве Российской Федерации. Данный нормативный акт содержит:

  • способы и правила получения российского гражданства;
  • причины потери подданства РФ;
  • возможности для оформления двойного гражданства;
  • особенности для несовершеннолетних;
  • нюансы для представителей разных государств.

Важно! Иностранцы, планирующие постоянное проживание на территории России, обязаны учитывать не только положения федерального закона о гражданстве Российской Федерации, но и договоров, заключенных между двумя странами.

Сведения в документе регулярно меняются и дополняются, что обусловлено изменениями на внешнеполитической арене.

Законодательство о гражданстве

Первый закон о гражданстве от 1991 года был принят сразу после распада СССР. Решение принималось Верховным Советом, но вступил нормативный акт в силу в 1992 году. По этому закону РФ выступает правопреемником СССР, РСФСР и других республик. Поэтому при определении подданства человека учитываются законодательные акты РФ.

В 1997 году принимается решение о разработке новой редакции нормативного акта, так как теперь не нужно учитывать особенности переходного периода. Поэтому требуется пользоваться новыми условиями при сотрудничестве с представителями других стран. Это обусловлено дополнительно участием России в Европейской конвенции.

1 июля 2002 году вступает в силу ФЗ №62 – закон РФ о гражданстве РФ, который принят Госдумой 31 мая этого года. При оформлении гражданства учитываются положения Конституции, международных договоров и этого закона.

Общие положения

ФЗ №62 содержит много информации относительно получения российского гражданства. К общим положениям относится:

  • предметом регулирования представлены отношения, возникающие при получении или потери гражданства РФ;
  • вопросы, которые касаются подданства, регулируются Конституцией и договорами, подписанными с другими государствами;
  • нормативный акт содержит общие понятия;
  • перечисляются принципы гражданства и правила регулирования вопросов, касающихся его получения или смены;
  • приводятся особенности двойного подданства, причем россияне не могут получить второе гражданство, так как это становится основанием для прекращения гражданства РФ;
  • государство гарантирует своим подданным защиту и покровительство при их нахождении на территории другого государства, поэтому предлагается возможность обращаться к работникам дипломатических представительств и консульств;
  • заключение брака с иностранцем не приводит к изменению подданства, а также, если один супруг переезжает на ПМЖ в другую страну, второй человек не меняет автоматически своего гражданства;
  • дети, рожденные российскими поданными, автоматически становятся гражданами РФ, а если требуется переезд в другую страну, то подростки от 14 до 18 лет должны давать согласие на этот процесс;
  • документом, удостоверяющим личность и гражданство, представлен паспорт.

Внимание! Иностранцы, желающие постоянно проживать на территории РФ, должны хорошо разобраться в положениях 62 ФЗ, а также выучить русский язык.

Нюансы приобретения гражданства РФ

Если иностранец желает стать поданным России, то ему придется пройти сложную процедуру, выучить русский язык и подготовить множество документов. При реализации процесса учитываются важные положения ФЗ о гражданстве РФ:

  • Статья 11. Здесь приводятся основания для получения подданства, к которым относится рождение, прием или восстановление.
  • Статья 12. Данное положение гарантирует, что ребенок становится российским гражданином после рождения, если хотя бы один родитель является поданным РФ, а второй признан отсутствующим или нет информации о месте его нахождения. Если второй родитель представлен иностранцем, то ребенок является россиянином, если рождается на территории этого государства. Малыш может рассчитывать на подданство РФ даже если его родители являются иностранцами, но не желают оформлять ему гражданство родной страны, находясь на территории России.
  • Статья 13. Она содержит сведения об общем порядке принятия иностранцев. Для этого люди должны получить ВНЖ и прожить на территории РФ не меньше 5 лет. Они не должны нарушать требования законодательства, а также обязаны трудиться официально, получая оптимальный размер заработка. Предварительно они отказываются от подданства другого государства, после чего собирают документы, проходят медосмотр и подают заявку уполномоченным органам. При этом они получают сертификат, подтверждающий знание русского языка.
  • Статья 14. Она описывает правила получения подданства РФ упрощенным способом. Это возможно для людей, у которых хотя бы один родитель является российским гражданином. Такая процедура предлагается бывшим подданым СССР, лицам, родившимся на территории СССР, состоящим в браке с россиянином или имеющим ребенка, представленного россиянином. Для таких лиц уменьшается срок проживания в России, а также документация рассматривается не год, а 6 или 3 месяцев.

Справка! Если ребенок рождается в России, но установить личность родителей невозможно, то он признается российским гражданином.

Прекращение гражданства

Правила прекращения приводятся в ст. 18-20 ФЗ о гражданстве. Поэтому учитываются нюансы:

  • процедура выполняется при выходе человека из гражданства РФ или иными причинами, которые приводятся в международных соглашениях;
  • выход выполняется добровольно, для чего человек составляет соответствующее заявление;
  • для детей, у которых один родитель представлен иностранцем, предлагается упрощенная процедура;
  • отказ возможен только для людей, у которых имеются обязательства перед РФ или они привлечены к уголовной ответственности.

Важно! Человек столкнется с отказом, если у него отсутствуют гарантии получения подданства другого государства.

Особенности для детей

Несовершеннолетие становятся подданными РФ, если родители приобретают статус россиян. Это же касается прекращения гражданства. Если же россиянином становится один родитель, а при этом он живет с ребенком на территории России, то можно составить согласие на изменение подданства. Если же ребенок проживает в другом государстве, то требуется заявление от обоих родителей.

Внимание! Если несовершеннолетнему больше 14 лет, то он самостоятельно формирует заявление, а также требуется его официальное согласие.

Если несовершеннолетний россиянин усыновляется иностранцами, то он сохраняет гражданство, но усыновители могут составить заявление на прекращение. Если же один усыновитель представлен россиянином, то требуется заявление, составленное от обоих супругов. Такие обращения рассматриваются при участии органов опеки.

Перспективы развития законодательства

Существующие законы о гражданстве РФ постепенно становятся неприемлемыми и неактуальными, поэтому регулярно в Госдуму передаются законопроекты, по которым предлагается внесение значимых корректировок. К ним относится:

  • упрощение процесса получения гражданства беженцами, а также украинцами;
  • возможность получения двойного подданства для некоторых лиц;
  • ужесточение процедуры для жителей государств, с которыми установлены напряженные отношения.

Изменения обусловлены корректировкой Конституции, а также изменением отношений с разными государствами. Антироссийские санкции, нападки европейских государств и необходимость встревать в вооруженные конфликты приводят к ужесточению порядка получения российского подданства. Россияне, которые пытаются переехать на ПМЖ в другие страны, сталкиваются с частыми необоснованными отказами и даже дискриминацией, что приводит к необходимости ответа. Сейчас процесс оформления подданства осуществляется на основании старых законов о гражданстве, но ожидается внесение существенных изменений.

Заключение

Основные правила и нюансы получения российского гражданства приводятся в ФЗ №62. Другую полезную информацию содержит Конституция и международные договоры, подписанные с представителями иностранных государств. Особенно много внимания уделяется несовершеннолетним или лицам, которые пытаются получить желаемый статус по упрощенной процедуре.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание – проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации – территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации – порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства – приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство – документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации

Гражданами Российской Федерации являются:

a) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года № 142-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи). (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

a) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином). (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином). (Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 507-ФЗ)

(Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 209-ФЗ)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей – десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. (Часть введена – Федеральный закон от 04.06.2014 № 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

(Часть введена – Федеральный закон от 18.07.2019 № 188-ФЗ)

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином). (Часть введена – Федеральный закон от 18.07.2019 № 188-ФЗ)

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) л

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” (62-ФЗ) 2022, 2021

Закон о гражданстве в последней действующей редакции от 17 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Быстрый переход к статье
Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Раздел «Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” (62-ФЗ)» всегда поддерживается в актуальном состоянии (проверено 06.02.2022), и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона с изменениями и дополнениями. Также закон содержит комментарии к статьям. Наш консультант ответит на ваши вопросы плюс даст ссылки на нужные статьи закона.

Обновления кодексов
Ответы юристов
  • 14.01.2022 Пилипенко Игорь Александрович Евгений Дмитриевич! Вы сами и ответили на свой вопро.
  • 12.01.2022 Пилипенко Игорь Александрович Галина, период временной нетрудоспособности работник.
  • 11.01.2022 Владимир Сидоров Я тоже работал одно время в должности охранника. У м.
  • 10.01.2022 Баранов Александр Михайлович Михаил, здравствуйте! В законодательстве есть такое .
  • 10.01.2022 Пилипенко Игорь Александрович Михаил, Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 27.
  • 24.12.2021 Баранов Александр Михайлович Анна Юрьевна, здравствуйте! Вопрос – если нет трудов.
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Алексей, здравствуйте! К сожалению, предусмотренных .
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Рустам, здравствуйте! Статья 354 УПК утратила силу с.
  • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Владимир, здравствуйте! Вам скорее всего необходимо .
  • 22.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Добрый день! В пункте седьмом договора указаны основ.
Кодексы РФ
Активные юристы
Лучшие юристы

Типовые договоры
  • Договор оказания услуг, работ
  • Трудовой договор, контракт
  • Договор аренды жилого помещения
  • Договор купли-продажи недвижимости
  • Доверенности: образцы заполнения
  • Договор поставки товаров, продукции
  • Договор купли-продажи имущества
  • Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии
  • Типовой договор подряда
  • Учредительные договоры, уставы
  • Документы для собственников жилья
  • Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт
  • Договор аренды земли, земельной доли, участка
  • Договор аренды автомобиля и других транспортных средств
  • Договор аренды нежилых помещений, зданий и сооружений
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор об уступке права требования
  • Агентский договор и соглашение
  • Договор строительства, строительного подряда
  • Договор займа денег
  • Заявления граждан
  • Документы делопроизводства предприятия
  • Договор дарения недвижимости и иных ценностей
  • Статистическая отчётность
  • Бухгалтерские и финансовые документы
  • Договор аренды имущества, оборудования
  • Судебные приказы, решения
  • Брачный договор, контракт
  • Договор транспортного обслуживания и экспедиции
  • Договор бытового подряда
  • Договор долга, кредита
  • Договор перевозки грузов и пассажиров
  • Соглашение и договор о задатке
  • Регистрация ценных бумаг, акций
  • Договор аренды предприятия и его подразделений
  • Завещания, документы наследования
  • Приобретение ценных бумаг, акций
  • Защита прав собственности
  • Ценные бумаги и акции, эмиссия
  • Защита авторских прав
  • Удостоверение фактов физических лиц
  • Договор поручительства
  • Договор залога и заклада
  • Договор поручения, представительства
  • Договор банковской гарантии
  • Договор продажи предприятия
  • Договор хранения ценностей
  • Договор купли-продажи и обмена валюты
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор финансирования, участия в уставных фондах
  • Договор простого товарищества
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор бытового проката
  • Договор комиссии на покупку и продажу
  • Договор подряда проектных и изыскательных работ
  • Договор мены недвижимости, ценных бумаг
  • Договор арендного подряда, контрактации
  • Договор на выполнение научно-исследовательских работ
  • Договор франчайзинга и передачи прав
  • Договор управления средствами и имуществом
  • Договор банковского и депозитного вклада
  • Лизинговый договор, соглашение
  • Договор банковского счёта. Расчётно-кассовое обслуживание
Информация
Документы
О разделе «Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” (62-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции кодексов и законов РФ. Комментарии к статьям вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 20 Закон о гражданстве», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Любой консультант на сайте готов принять ваши заявки, однако ответ не гарантируется.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 10)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
    • Статья 3. Основные понятия
    • Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
    • Статья 5. Граждане Российской Федерации
    • Статья 6. Двойное гражданство
    • Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
    • Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
    • Статья 9. Гражданство детей
    • Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
    • Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
    • Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации
    • Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
    • Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
    • Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
    • Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
    • Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
    • Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
    • Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
    • Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
    • Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
    • Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
    • Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
    • Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
    • Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
    • Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
    • Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
    • Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
    • Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
    • Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов
    • Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
    • Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка
    • Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
    • Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
    • Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
    • Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
    • Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы
    • Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации
    • Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации
    • Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
    • Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации
    • Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона
    • Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации
    • Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
    • Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации
    • Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
    • Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ
    “О гражданстве Российской Федерации”

    С изменениями и дополнениями от:

    11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 3, 18, 26 июля 2019 г., 18 марта, 24 апреля, 13 июля, 30 декабря 2020 г.

    Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Законом определяются принципы гражданства Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства. Под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Исключаются положения о гражданстве республик в составе Российской Федерации и о почетном гражданстве.

    Сокращается перечень оснований для приобретения гражданства (исключены основания приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате его признания).

    Прием в гражданство осуществляется в общем, либо упрощенном порядке.

    По сравнению с ранее действовавшим порядком ужесточены требования приема в гражданство. В соответствии с новым Законом постоянный срок проживания на территории РФ до подачи заявления должен составлять пять лет непрерывно (ранее – всего пять лет или три года непрерывно). Также необходимыми условиями являются: наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком и отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением некоторых случаев).

    Определяются основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Одним из оснований отклонения заявления является отсутствие законного источника средств к существованию. Основанием для отказа о выходе из гражданства может являться отсутствие иного гражданства.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г.

    Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 июня 2002 г. N 100, в “Парламентской газете” от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 209-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 октября 2020 г.

    Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.

    Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 63-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

    Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 17 июня 2020 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 236-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 188-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 17 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 165-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 507-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 299-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

    Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.:структура ФЗ:основные направления правового регулирования гражданства РФ.

    До 1 июля 2002 года в Российской Федерации основными документами, регулирующими правоотношения по вопросам гражданства, являлись Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон РФ от 28.11.1991г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

    Необходимо отметить, что Конституция РФ была принята позднее указанного выше закона, и, следовательно, содержит в себе изменения, которые произошли в сфере правоотношений по вопросам гражданства в период с 1991 по 1993 годы. В связи с этим, в правоприменительной практике выявлялось несоответствие между отдельными положениями этих двух документов. В вышеуказанный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» неоднократно вносились изменения и дополнения, но, как показывала практика, они не смогли должным образом привести в соответствие нормы закона и реальные правоотношения по вопросам гражданства.

    Исходя из этого, был принят разработанный Президентом РФ новый Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 июля 2002 года.

    Отметим основные положения нового варианта Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».

    Во-первых, частично изменена структура самого Закона. При том что сохраняется общее количество глав (девять), за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в новом Законе отсутствует преамбула. Как не применяемые на практике исключены положения о почетном гражданстве. Вместе с тем в отдельную главу IV выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

    Глава I «Общие положения» по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными юридико-техническими требованиями.

    В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов в Законе изложены процедурные вопросы (Глава VII «Производство по делам о гражданстве Российской Федерации» и Глава VIII «Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации»).

    Во-вторых, следует отметить появление новых и отмену некоторых действовавших терминов. Принципиально новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Так, под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Новым также является и конституционное положение о гражданстве Российской Федерации как о едином и равном независимо от оснований его приобретения. Введение упомянутых понятий значительно упрощает изложение последующих статей Закона, их понимание и применение.

    Что касается отмены комментируемым документом некоторых понятий, предусмотренных Законом о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1, то здесь можно привести следующие примеры. В статье 11 главы II, посвященной основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры упрощенного порядка). Соответственно отсутствуют отдельные статьи о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке признания и в порядке регистрации.

    Существенные изменения и дополнения комментируемый Закон вносит в условия приобретения гражданства. Так, в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличивает с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством уважать и соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, указанием о наличии законного источника существования и отказом от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин.

    Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации.

    Особое место в вопросе приема в гражданство Российской Федерации новый Закон уделяет интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России.

    С учетом практики реализации Закона о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1 и международного опыта процедура восстановления в гражданстве теперь будет приравнена к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории Российской Федерации. Новый Закон не повторяет исчерпавшую себя норму о том, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в российском гражданстве.

    Комментируя вопросы приема в гражданство Российской Федерации, следует также отметить, что новый Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» конкретизирует и значительно расширяет перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства.

    Новым также является и то, что теперь в категорию лиц, имеющих право на сокращение обычного срока проживания, будут вноситься лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. До 1.07.2002 г. этого требования не существовало, что служило почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий.

    Статья 20 Федерального закона о гражданстве уточняет основания для отказа в выходе из российского гражданства. В соответствии с ней, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет невыполненное обязательство перед Российской Федерацией, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства или гарантий приобретения иного гражданства.

    Рассматривая новый вариант Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», следует также отметить в нем принципиально новый подход, отраженный в главе IV («Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации»), согласно которой решение по вопросам гражданства в случае его отмены считается недействительным с даты его принятия. В действовавшем ранее законе такое положение отсутствовало.

    Более четко в главе V комментируемого документа («Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц») регулируется порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Часть первая статьи 26 закрепляет важное положение о том, что «ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным гражданином, сохраняет гражданство Российской Федерации».

    В соответствии с рассматриваемым нормативным правовым актом, полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В этом перечне отсутствует ранее действующая Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Глава VI нового Закона («Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации») уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом.

    Подводя итог приведенной характеристике Федерального закона РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», нужно отметить, что он является новым и необходимым документом для российского права.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”

    В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

    Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ

    Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

    Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 243-ФЗ)

    1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами “б” – “г” статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее – Присяга):

    “Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:

    соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;

    исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и

    общества;
    защищать свободу и независимость Российской Федерации;

    быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции”.

    2. От принесения Присяги освобождаются лица:

    а) не достигшие возраста восемнадцати лет;

    б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;

    в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;

    г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

    3. Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.

    4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.

    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

    б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом “а” части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

    в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом “а” части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с “заявлениями” о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

    б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

    в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

    г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах ;

    д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

    е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

    з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

    и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

    л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

    2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

    2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.

    3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

    4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

    6. С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:

    а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

    в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”);

    г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;

    д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.

    7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

    8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к “категориям” иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.

    Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

    2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
    (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

    3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами.
    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой, шестой и восьмой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ)

    4. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданного лицом, указанным в пункте “а” части первой или части первой.1 статьи 32 настоящего Федерального закона, и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации или о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, предусмотренных пунктами “а” – “в”, “е” части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца.

    Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданного лицом, указанным в пункте “б” части первой статьи 32 настоящего Федерального закона, и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации или о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
    (часть 4 в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 63-ФЗ)

    4.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 18.03.2020 N 63-ФЗ.

    4.2. Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
    (часть 4.2 введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

    Федеральный закон о гражданстве в Российской Федерации

    Закон N 62-ФЗ «О гражданстве» принят 31. 05.2002 года и регулирует основные понятия и положения получения гражданства, определяет взаимные права и обязанности между гражданином и государством. Физические лица могут получить гражданство автоматически (по праву рождения) и по натурализации (выданное на основании заявления). Основным документом, удостоверяющим личность, является гражданский паспорт (статья 10).

    Настоящий закон существенно изменили внесенные в 2020 году поправки. Они направлены на упрощение процедуры получения гражданства, сокращения срока обязательного проживания и рассмотрения заявления. Также работает государственная программа «Соотечественники», по которой право льготного и ускоренного получения российского гражданства стало доступно многим гражданам стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Молдовы, Украины, Казахстана).

    Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
    За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
    г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
    Телефон: +7 495 118-33-71.
    Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.

    Кто может получить гражданство в общем и ускоренном порядке?

    Закон 62 ФЗ о гражданстве Российской Федерации, с принятыми 13.06.2020 года изменениями, определяет, какие категории имеют право на получение гражданства.

    В общем порядке претендовать на получение гражданства могут иностранные граждане, соответствующие следующим критериям:

    • мигранты, имеющие ВНЖ и прожившие 5 лет в стране с момента его получения;
    • законопослушные граждане, исполняющие свои конституционные и законодательные обязательства;
    • имеющие законный источник дохода в должном объеме.

    По указу Президента может быть предоставлено гражданство и без рассмотрения данных критериев. Такими привилегиями могут воспользоваться люди, имеющие особые заслуги перед РФ, мировые знаменитости, деятели искусств и пр.

      ; , проживающие ранее в одной из республик СССР;
    • родившиеся на территории РСФСР; ; ;
    • крупные инвесторы, предприниматели, чья выплата налогов составила не меньше 1 млн. рублей в течение трех лет; ;
    • участники государственных программ по переселению соотечественников, которые проживают за границей.

    Упрощенный порядок подразумевает более быстрое рассмотрение заявлений, возможность подавать документы на получение гражданства сразу после получения ВНЖ.

    Кто не сможет получить российское гражданство?

    Закон о гражданстве РФ определяет также тех, которые не подлежат приему в гражданство (ранее имеющееся гражданство не восстанавливается). К ним относятся лица:

    • которые выступают за насильственное нарушение конституционных устоев государства;
    • несущие угрозу безопасности РФ;
    • участники боевых действий, вооруженных конфликтов, ведущие действия, направленные против ВС РФ;
    • террористы (в том числе лица, участвующие в их подготовке);
    • военнослужащие или служащие органов безопасности иностранных государств;
    • с непогашенной или неснятой судимостью (в России или других странах);
    • предоставившие поддельные документы или ложные сведения.

    Новые правила получения гражданства РФ

    Закон об упрощенном получении гражданства РФ вступил в силу 24.06.2020 года. Он облегчил процедуру получения гражданства лицам без гражданства и иностранцев.

    Одним из основных положений закона стала отмена обязательного ранее требования об отказе от иностранного гражданства. Это убрало риск, пугающий многих, стать лицом без гражданства, в случае если от имеющегося гражданства человек отказался, а российское так и не получил.

    Следующее нововведение – обязательное прохождение дактилоскопической регистрации. Процедура проводится совершенно бесплатно в миграционном отделе по месту регистрации. Данные вносятся в единый информационный центр и хранятся 50 лет.

    Жители Украины и Белоруссии освобождаются от прохождения собеседования. Для остальных категорий граждан разработали контрольно-измерительные материалы, которые объективно оценивают уровень владения разговорным и письменным русским языком.

    С 12.11.2020 года вступили в силу дополнительные изменения к закону «О гражданстве». Они касаются родителей, чьи дети (один ребенок) является российским гражданином. Если раньше гражданство могли получить только нетрудоспособные люди, пенсионного возраста, то теперь возраст и работоспособность не имеет значения.

    Этапы получения гражданства России

    Процедура подачи заявления и документов на российское гражданство иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентировано Законом. Происходит это в несколько этапов:

    1. на границе нужно получить миграционную карту с печатью;
    2. по приезде на место, обратиться в территориальное миграционное отделение ГУМВД и встать на учет;
    3. подать заявление на получение РВП (для некоторых категорий этот пункт необязательный);
    4. оформить пакет документов, дождаться решения и получить ВНЖ;
    5. подать заявление на получение российского гражданства.

    Важно! Квота на гражданство не нужна, гражданство РФ выдается без нее.

    Размер госпошлины – 3,5 тыс. руб. Она обязательна к оплате всеми, кроме жителей ЛНР и ДНР.

    Кроме двух экземпляров заявления необходимо предоставить следующие документы:

    • копия гражданского паспорта;
    • ВНЖ (нотариально заверенная копия);
    • банковская квитанция об оплате госпошлины;
    • четыре фотографии;
    • документы об образовании (аттестат, дипломы, сертификаты);
    • свидетельство о браке, при смене фамилии;
    • документы на детей.

    Все документы, выданные на иностранных языках должны быть переведены и заверены нотариусом. Правительство России постоянно старается облегчать получение российского гражданства законопослушными гражданами, особенно ближнего зарубежья. Уже сейчас многие из них могут получить гражданство через год после получения ВНЖ, вместо пяти, что нужно было прожить в стране раньше.

    За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
    Телефон: +7 495 118-33-74.

    Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]