Повышение пенсии в Узбекистане с 1 июля в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсии в Узбекистане с 1 июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Зарплаты, пенсии и стипендии повысятся
- Изменен порядок выплаты пособий малообеспеченным семьям
- Создан институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка
- Предпринимателям присвоят рейтинг соблюдения прав потребителей
- Установлен минимальный размер пенсии участникам Второй мировой войны
- На пенсию – досрочно
Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля
В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.
Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:
- Выход на пенсию по возрасту;
- Выплаты по потере кормильца;
- Пенсия по состоянию здоровья;
- Пенсионное обеспечение для военнослужащих.
Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.
При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.
В Узбекистане изменится система выплаты пенсий в 2022 году
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
В конце 2020 года президентом Республики был подписан новый указ, предусматривающий повышение размеров зарплаты в Узбекистане. Этот же указ относится к повышению:
- пенсий;
- соцвыплат;
- стипендий.
В среднем заработные платы были повышены на 7 процентов, или в 1,07 раза.
Согласно новому президентскому указу, размеры минимальных выплат представляют собой следующее:
- зарплата – 747 330 сумов/ 30 календарных дней;
- соцвыплаты инвалидам с детства – 513 350 сумов/30 календарных дней;
- пенсии (согласно достижению определенного возраста) – 292 940 сумов/ 30 календарных дней;
- соцвыплаты по безработице – 315 030 сумов/30 календарных дней.
Все расходы на повышение пенсионных выплат возложены на государственный бюджет Узбекистана. Также оплачивать расходы государство обязало Пенсионный Фонд.
Некоторые изменения коснутся и матерей, воспитывающих инвалидов с детства. В необходимый для получения пенсии двадцатилетний стаж матери, воспитавшей ребенка до восьмилетнего возраста, не засчитывается учеба по очной форме. В «табуированный» список входят следующие образовательные учреждения:
- Аспирантура.
- Докторантура.
- Клиническая ординатура.
Также не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом по достижении им трехлетнего возраста.
Пострадали и супруги военнообязанных граждан Узбекистана, проходящих сверхсрочную военную службу. Впрочем, если жена офицера смогла трудоустроиться, то этот период войдет в двадцатилетний стаж.
“Пенсионная реформа” в Узбекистане. Смотрите следующее видео.
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если гражданин Узбекистана по той или иной причине решает переехать на ПМЖ в другую страну, то выплата пенсионных накоплений может быть прекращена. Это актуально при предоставлении пенсионером в ПФ заявления, в котором четко будет обозначено, что он выписан с постоянного места проживания. Особые требования у государства к лицам, имеющим задолженность перед страной проживания.
Если человек предоставляет заведомо некорректные сведения или же не дает всю информацию относительно изменения состава семьи, это может быть чревато неблагоприятными последствиями.
В этом случае выплата пенсионных накоплений будет осуществлена только после внесения штрафа. Имеет документ и другие изменения. Целью нового устава следует считать улучшение процедуры начисления и выплаты гражданам Узбекистана пенсионных накоплений.
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Кому повысят пенсионные выплаты с 1 июля — указ президента
Эксперт в области мировой экономики и финансов Андрей Лобода уверен, в декабре 2021 года часть российских пенсионеров получит долгожданную выплату от российского лидера в размере от 5 до 15 тыс. рублей.
По словам специалиста, власти однозначно примут положительное решение о предоставлении разовых пособий по следующим причинам:
- уровень инфляции обогнал сумму индексации пенсионных пособий;
- Правительство РФ не планирует повышать пенсии в соответствии с реальной инфляцией;
- в 2021 г. бюджет РФ оказался профицитным на несколько триллионов рублей;
- в сентябре 2021 г. президент РФ поручил Правительству РФ разработать новые меры поддержки малозащищенных категорий граждан и посоветовал начать с пенсионеров, а также семей с детьми;
- пенсионеры так и не дождались октябрьской выплаты ко «Дню пожилого человека», о которой так много говорили в сети.
Между тем, пока официальных заявлений по поводу разовых пособия для престарелых граждан нет. Лобода советует россиянам дождаться большой пресс-конференции Путина, на которой российский лидер обсудит важные экономические и социальные вопросы. Вполне возможно, именно тогда он вновь порадует пожилых людей.
В сети не утихают споры по поводу единовременных выплат пенсионерам, которые могут перечислить в ноябре или декабре 2021 г. Часть пользователей уверены, что российский лидер не оставит стариков без поддержки и все-таки подарит небольшой, но такой значимый для них подарок в виде 10 тыс. рублей.
А некоторые малоосведомленные граждане уже начали «штурмовать» территориальные подразделения ПФР в надежде оформить пособие.
В связи с этим в ПФР сделали заявление по поводу выплат в размере 10 тыс. рублей, которые могут получить некоторые россияне, как в ноябре, так и в другие месяца любого года. Речь идет о пособиях по уходу за детьми-инвалидами.
Они назначаются мамам, папам или официальным представителям ребенка, имеющего группу инвалидности. Денежные средства выплачиваются дополнительно к пенсии несовершеннолетнего до достижения им 18 лет, либо до снятия группы.
«Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.
Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.
Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.
«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.
В Узбекистане увеличат размеры пенсий
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.
По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).
«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.
Повышение пенсии в узбекистане в 2022 году
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
«Газета.uz» подготовила традиционный обзор основных изменений в законодательстве и других нововведений в Узбекистане, вступивших в силу 1 января 2022 года. Среди них — декларирование доходов и имущества госслужащих, новый порядок выплаты пенсий, изменения в Налоговом кодексе, новые договорные отношения и другое.
С 1 января 2022 года в Узбекистане вступает в силу ряд изменений в законодательстве и другие нововведения, включая декларирование доходов и имущества государственных служащих, новый порядок выплаты пенсий, изменения в Налоговом кодексе, новые договорные отношения и другие. Обзор подготовлен «Газетой.uz», в том числе на основе данных Министерства юстиции.
Декларирование
Указом президента система обязательного декларирования доходов и имущества госслужащих, руководителей и заместителей государственных предприятий и учреждений с государственной долей свыше 50%, а также их супругов и несовершеннолетних детей должна быть внедрена с 1 января 2022 года.
Директор Агентства по противодействию коррупции Акмал Бурханов сообщил, что система декларирования, несмотря на задержку принятия соответствующего закона, всё равно будет запущена с нового года, а госслужащим планируется предоставить время до апреля для подготовки деклараций.
С этой же даты госслужащим также запрещается открывать и владеть счетами, хранить денежные средства, владеть недвижимым и иным имуществом за пределами Узбекистана (за исключением государственных служащих, работающих за рубежом, и имущества, приобретённого до поступления на государственную службу).
Изменения в налоговом законодательстве
Министерство финансов сообщило об основных изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц в связи с принятием закона о государственном бюджете Узбекистана на 2022 год.
В частности, отменяется сбор, установленный для производителей алкогольной и табачной продукции в рамках платформы «Соглом турмуш тарзи», а также сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию автомобилей.
С 1 января введён отдельный порядок признания амортизируемых активов в целях исчисления налога на прибыль, отменена финансовая санкция за несвоевременное представление налоговой отчетности в налоговые органы. Предприятиям общепита предоставляется право на рассрочку уплаты ряда налогов, а срок действия льгот для частных медорганизаций истёк. О других изменениях подробнее здесь.
Новый порядок выплаты пенсий
1 января 2022 года выплата государственных пенсий, социальных пособий, компенсаций и иных выплат, финансируемых внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов, осуществляется банками и другими специализированными организациями, отобранными на основе тендеров, проводимых отдельно по Каракалпакстану, областям и городу Ташкенту каждые три года. Министерство финансов совместно с Центральным банком и ответственными министерствами и ведомствами должны провести тендеры на 2022−2024 годы до конца текущего года.
Новые договорные отношения
Имущество, выставленное для реализации на электронный онлайн-аукцион при исполнении судебных актов и актов иных органов, передается победителю аукциона без задолженностей и со снятыми запретами, за счёт денежных средств, поступивших от его реализации. В случае недостаточности денежных средств, поступивших от реализации имущества, обязательство по оплате задолженности остаётся за его прежним владельцем — должником.
Сторона договора, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение обязательств по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе в дальнейшем требовать признания данного договора недействительным, если такое требование противоречит принципу добросовестности.
В договорах, связанных с госзакупками, заключаемыми хозяйствующими субъектами, в обязательном порядке устанавливаются антикоррупционные оговорки.
В случае неуплаты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями задолженности по налоговым и таможенным платежам налоговые или таможенные органы направляют в банк распоряжение о замораживании денежных средств на счетах плательщика в размере, равном сумме задолженности, и последующем взыскании их по истечении 30 календарных дней с уведомлением об этом самого плательщика.
Публичные договоры в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в иных подобных сферах, имеющих большое социальное значение, разработанные субъектами естественных монополий, заключаются с потребителями после согласования с антимонопольным органом.
Снижение пошлин
Снижаются размеры пошлины, сборы и иные платежи за оказание некоторых государственных услуг, включая госрегистрацию адвокатских бюро, получение предварительного согласия на совершение сделок по покупке долей компаний, выдачу загранпаспорта и других.
Сокращается число представляемых сведений
С 1 января 2022 года отменяется требование государственными органами, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, государственными организациями от населения, в том числе предпринимателей:
- справок, подтверждающих заработную плату физических лиц за последние 12 месяцев;
- справок о выплате социальных пособий и пенсий;
- данные свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства;
- сведений о наличии лицензии, документов разрешительного характера и подтверждения о принятии уведомлений;
- и многих других (подробнее).
Льготы при найме лиц с инвалидностью
C 1 января 2022 года работодателям, принявшим на работу лиц с инвалидностью (за исключением бюджетных организаций и государственных предприятий), за счёт средств Государственного фонда содействия занятости на каждого работника в течение 6 месяцев ежемесячно предоставляется субсидия в 1,5-кратном размере базовой расчётной величины. Основанием для предоставлении субсидии является трудовой договор, зарегистрированный в Единой национальной системе труда.
Льгота для производителей цемента
С 2022 года ставка налога за пользование недрами сокращается в два раза и устанавливается в размере 22,5 тысячи сумов за одну тонну известняка, предназначенного для производства цемента.
Надбавка за знание иностранного языка
Начиная с 1 января 2022 года работникам всех звеньев органов государственного управления, имеющим национальный и соответствующий ему международный сертификат по иностранным языкам должны выплачивать дополнительную надбавку в размере до 20% от должностного оклада за счёт внебюджетных средств, а также бюджетных средств в пределах фонда оплаты труда организаций.
Фермерские хозяйства лишатся неэффективно используемых земель
С 1 января 2022 года договоры земельной аренды с фермерскими хозяйствами, не освоившими многопрофильную деятельность, будут расторгнуты.
При регистрации кассовых чеков физлица получат кешбэк
С 1 января 2022 года вводится практика возврата физическим лицам 1% от покупок (кешбэк) при оформлении соответствующего чека с помощью QR-кода в специальном приложении налоговых органов. Кешбэк из государственного бюджета будет начисляться на банковскую карту покупателя в конце каждого месяца.
Кэшбек будет доступен при покупках в объектах розничной торговли, общественного питания и обслуживания населения.
Изменения в работе онлайн-касс
Запрещается выдача чеков онлайн контрольно-кассовыми машинами и виртуальными кассами, в которых не отображены идентификационный код купленного товара либо услуги согласно Единому электронному национальному каталогу продукции. При нарушении этих требований Государственный налоговый комитет начнет исключать кассовые аппараты из реестра онлайн ККМ.
Кроме того, начиная с 1 января 2022 года запрещается включать в Государственный реестр и регистрацию в налоговых органах, а начиная с 1 января 2023 года — использовать в расчётах с населением онлайн контрольно-кассовой техники, не обладающей возможностями:
- приёма платежей с банковских карт;
- представления налоговым органам информации о местонахождении онлайн ККМ (за исключением терминалов по приему банковских карт, используемых в качестве виртуальных касс и онлайн контрольно-кассовых машин);
- самостоятельного считывания и идентификации штрих-кодов и кодов цифровой маркировки.
Для предпринимателей, занимающихся розничной продажей продукции с цифровой маркировкой, вводится требование обязательного использования специальных устройств (2D-сканеров, терминалов сбора данных либо специальных устройств иного типа), подключенных к онлайн ККМ и виртуальным кассам, обеспечивающих правильное считывание и идентификацию штрих-кодов и кодов цифровой маркировки.
Упрощаются таможенные процедуры
По данным Norma.uz, излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи возвращаются участникам ВЭД в течение трёх рабочих дней после принятия таможенными органами решения об их возврате.
Минимальный срок отсрочки либо рассрочки оплаты таможенных платежей составляет 14 дней. В течение этого срока проценты не взимаются. При превышении минимального срока отсрочки или рассрочки оплаты проценты начисляются полностью на весь период.
Размер доначисленных таможенных платежей, не подлежащих взысканию и возврату, устанавливается до 20% БРВ.
Внедряется практика условного выпуска товаров до завершения экспертизы на определение кода товаров в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД, назначенной таможенным органом, с обеспечением оплаты таможенных платежей.
Как уточняет издание, запрещается помещать под таможенный режим «Временный ввоз» и «Выпуск для свободного обращения (импорт)» для эксплуатации и реализации транспорта категорий «М» и «N», оборудованного газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4».
Усыновление детей — через электронную платформу
С 1 января нуждаемость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилье определяется через информационную систему «Единый реестр социальной защиты».
Усыновление, опека (попечительство, патронаж) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании онлайн-заявки через электронную платформу «Опека и попечительство».
Квоты для паралимпийцев
С 2022 года на основании рекомендации Паралимпийского комитета для спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, направляемых в отделения паралимпийских видов спорта колледжей олимпийского резерва, выделяются дополнительные квоты до 5%.
При расчёте должностного оклада тренеров по паралимпийским видам спорта в государственных спортивных образовательных учреждениях базовые тарифные ставки применяются в полуторакратном размере.
Субсидии для производителей коконов
С 1 января 2022 года по 1 января 2025 года предоставляются субсидии производителям коконов в размере 5 тысяч сумов на 1 кг ежегодно выращиваемого кокона тутового шелкопряда (сырого шелкопряда). Ставка налога за пользование водными ресурсами применяется к объёму воды, использованной для орошения тутовых деревьев, в размере 50%.
Пенсионный возраст в Узбекистане
Мужчины и женщины выходят на пенсию в возрасте 60/55 лет. Средняя выплата в 2020 году стала около 100 $. Минимальная сумма обеспечения составляет 29 2940 узбекских сумов. В среднем в год размер пенсии возрастает на 15%.
Возраст выхода на пенсию
В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.
Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:
- Выход на пенсию по возрасту;
- Выплаты по потере кормильца;
- Пенсия по состоянию здоровья;
- Пенсионное обеспечение для военнослужащих.
Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.
При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.
Когда получают пенсионное пособие:
- Пенсионное обеспечение положено гражданам по определенным критериям. Мужчины должны иметь трудовой стаж от 25 лет, женщины от 20;
- Самое главное условие – это пенсионный возраст в Узбекистане. Возрастная категория граждан, которым исполнилось 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
“Еще одним основным критерием, предоставляющим право выхода на пенсию, является требуемый трудовой стаж работы, который при достижении пенсионного возраста должен составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Однако за 10 месяцев текущего года порядка 56% вновь назначенных пенсий приходится на пенсии с неполным стажем работы, то есть им назначены неполные пенсии, поскольку у них не имеется необходимого стажа работы”, – сообщил исполнительный директор Внебюджетного пенсионного фонда Еркин Турсунов.
Пенсионная система принята в 1993 году и за это время была сильно изменена. Было много поправок. К концу 2022 планируется модернизировать и разработать новые реформы.
Общая сумма выплат
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Будущий пенсионер должен собрать все необходимые документы для начисления пенсионного обеспечения.
Минимальная и средняя пенсия
Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.
Накопительная пенсия
Накопительная пенсия выплачивается одним платежом по заявлению пенсионера. Государство дает стопроцентные гарантии, что вся сумма будет выплачена в полном объеме. Таким образом, человек, в ходе своей жизнедеятельности, формирует свои пенсионные отчисления самостоятельно.
В 2018 году в Ташкенте и области на накопительные счета граждан поступило более 60 млрд. сумов. Для многих это вызвало ряд вопросов, так как ИНПС (измененный порядок постановки на учет) вырос с 1 до 2-х процентов. В министерстве Республики Узбекистан поспешили успокоить своих граждан заявлением: «Увеличение размера взноса до 2% не снижает размер заработной платы. Ежемесячные обязательные взносы на ИНПС вычитываются с налога на доходы физических лиц, которым и так облагается доход работника. В результате размер выданной на руки заработной платы гражданина не уменьшается».
Для того чтобы получать накопительную пенсию, нужно оформить книжку ИНПС. Её можно оформить, написав заявление в Центр гос. услуг. Выдается накопительная книжка сотруднику через Народный банк.
Когда выплачивается накопительная пенсия:
- Выплата производится по заявлению человека, достигшего пенсионный возраст;
- Расчет производится в пенсионном фонде по заявлению владельца счета;
- Выплату можно получить досрочно, если человек, независимо от возраста навсегда переезжает жить в другую страну;
- После смерти владельца ИНПС, все финансовые средства передаются наследникам в полноценное распоряжение.
Пенсия по инвалидности
В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.
Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.
Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.
Пенсии работающим пенсионерам
Шавкат Мирзиев в начале января 2019 года подписал указ, где говорится о необходимости выплачивать работающим пенсионерам пенсионные выплаты в полном объеме. До этого из фонда выплачивали 50 % от начислений. Это привело к масштабным эмиграциям взрослого населения в зарубежные страны. Чтобы предотвратить отток квалифицированных кадров все обязанности по повышению начислений были на внебюджетном пенсионном фонде. Разница с предыдущими годами составила 501, 6 млрд. сумов в год. По статистике 2019 года в республике Узбекистан насчитывается 3,087 миллиона пенсионеров, из них 118736 работающие пенсионеры.
Для получения пенсии необходимо собрать документы:
- Заявление на получение пенсионных выплат;
- Трудовая книжка, где прописан весь трудовой стаж;
- Документы, подтверждающие военную службу;
- Справка о доходах;
- Документы об уплате налогов;
- Медицинское заключение. Необходимо, если нужно установить инвалидность человека. Выдается в медицинском учреждении;
- Ксерокопии документов об образовании;
- Паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей.
За более точной информацией необходимо позвонить на горячую линию фонда и уточнить все вопросы.
Повышение пенсии – реформа
В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:
- Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
- Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.
Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Узбекистана
Важным направлением ВПФ (внебюджетного пенсионного фонда) является социальное обеспечение граждан. Существуют разные меры поддержки: пособия, выплаты и пенсии. Главная задача фонда — это рациональное распределение денежных средств, проконтролировать целевое использование и консультировать по всем возникающим вопросам.
Правительственные программы в сфере деятельности ВПФ:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан»;
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No ПП-1252«О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан».
Задачи и функции ВПФ:
- Обеспечение граждан положенными пенсиями и пособиями;
- Организация выплат;
- Финансирование;
- Ведение отчетности по выплатам;
- Анализ и мониторинг перерасчета пенсии, обеспечение правильного использования;
- Взыскание с виновных юридических лиц по искам. Сюда относятся пенсии по инвалидности, по потере кормильца.
Изменения в 2020 году
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
Сколько пенсионеров в стране
За 2020 год в Узбекистане было около 3,087 пенсионеров. Это всего 7% от общего населения республики. Из них 120 тыс. являются работающими пенсионерами. В Ташкенте проживает 2 571 700 человек.
В Узбекистане пенсионеры не могут себя прокормить на эти деньги. Поэтому семьи сплочены и живут несколькими поколениями.
Сколько стоят коммунальные услуги:
- Горячая вода-3500 сумов;
- Холодная вода 390 за куб;
- Отопление 1300 сумов за квадратный километр;
- Газ 2226 за 10 кубометров;
- Электроэнергия 182 сума на 1 квт.
Сколько стоят продукты:
- Морковь – 2000-3500 сум. за кг;
- Помидоры-огурцы — от 2000 до 3500 сум. за кг в сезон;
- Кабачки, баклажаны – 5000 сум. за кг;
- Черешня, вишня – 9000-17000 сум. за кг;
- Урюк – 2500-5000 сум;
- Абрикосы – 6500-8500 сум. за кг в начале сезона;
- Разные виды риса – 7000-11000 сум;
- Курица – 36000 сум. за кг;
- Мясо баранины – 40000 сум. за кг;
- Говядина – 41900 сум. за кг;
- Самса – 3000-4500 сум;
- Дыня сушёная – 8-10 тысяч сум.
Чтобы оплатить квартиру, нужно потратить половину пенсии. Для нормального существования достаточно зарабатывать на семью 2969250 сумов.
Заключение
На данный момент пенсионная реформа подверглась многим изменениям. В Министерстве финансов были проиндексированы выплаты для пенсионеров. Государство до 2019 года выполняло свои обязательства лишь наполовину. Нынешний президент Шавкат Мирзиев специальным указом вернул пенсии к их законной полной выплате. При оформлении пенсионного обеспечения нужно вовремя собрать все документы. Начисления выплачиваются от даты подачи заявления.
Как устроена пенсионная система в Узбекистане
С 1 июня 2021 года в Узбекистане собираются ввести нововведения в сфере пенсионного обеспечения.
Подпишитесь на наш канал в Telegram!
CABAR.asia подготовил материал о том, как пенсионная система в республике устроена сейчас и какие изменения предстоят.
Пенсионная система в Узбекистане регулируется Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан», принятым 3 сентября 1993 года.
Согласно этому документу, существуют следующие виды государственной пенсии:
- по возрасту
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
Право на пенсию по возрасту имеют:
- мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Если трудового стажа недостаточно, то пенсия назначается по возрасту и пропорционально имеющемуся стажу.
Тем, кто вообще не имеет трудового стажа, назначается пособие по возрасту: для мужчин – в 65 лет, для женщин – в 60 лет.
Да. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане возраст выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлен в 63 года, для женщин — 58 лет.
Но в прошлом году в республике обсуждался вопрос повышения пенсионного возраста: женщинам – до 58 лет, мужчинам – до 62. На сегодня данный вопрос включен в проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан. В нем говорится о необходимости поэтапного повышения пенсионного возраста до среднемирового уровня.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, на 1 октября 2020 года число пенсионеров составило 3 млн 785 тыс. 520 человек. Это более чем 10 процентов населения республики.
Из них по возрасту пенсии получают 2 млн 838 тыс. 276 человек.
С 1 сентября 2020 года на территории республики установлены следующие минимальные размеры пенсий:
- базовая величина исчисления пенсии составляет 262 тыс. 470 сумов в месяц (25 долларов США)
- минимальная пенсия по возрасту – 513 тыс. 350 сумов в месяц (49 долларов США)
- пособие инвалидам с детства – 513 тыс. 350 сумов в месяц;
- минимальный размер пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы – 315 тыс. 30 сумов в месяц (30 долларов США)
На основе данных, предоставленных Внебюджетным пенсионным фондом при Министерстве финансов, можно сделать вывод, что пенсия в Узбекистане начиная с 2012 года по 2019 год росла.
Однако, если пересчитать пенсионные начисления в долларах (даже по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан), то становится понятно, что в 2017 году узбекские пенсии снизились более чем в два раза. И к 2019 году властям так и не удалось вернуть размер выплат к прежним значениям.
К слову, средние значения пенсий разнятся от региона к региону. Самые высокие пенсионные выплаты получают жители узбекской столицы – чуть более 1 млн сумов или без малого 100 долларов США.
Существует. Она регулируется законом «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» от 2 декабря 2004 года.
Накопительная часть пенсии аккумулируется во Внебюджетном пенсионном фонде Узбекистана, являющимся подведомственной организацией Министерства финансов. Частные компании пенсионными накоплениями в республике не занимаются.
Средняя пенсия составляет около 700-800 тысяч сумов (66-76 долларов США). Конечно, протянуть целый месяц на данную сумму очень сложно.
Пенсионеры, которые живут исключительно на пенсионные выплаты, отказывают себе буквально во всем. Так как только 200 тысяч сумов (19 долларов США) необходимо направлять на уплату коммунальных услуг.
В декабре 2020 года Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана рассчитала стоимость потребительской корзины с учетом статистических данных, мирового опыта и результатов тестовых исследований, проведенных методом социального опроса населения. По итогу сумма составила примерно 2 млн. 157 тыс. сумов – в три раза больше, чем размер средней пенсии.
Отметим, в Узбекистане пенсия не привязана к прожиточному минимуму или к минимальной потребительской корзине, поскольку официально такие понятия не закреплены в законодательстве республики.
В январе 2020 года Джамшид Кучкаров, заместитель премьер-министра по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности однажды пояснил, почему дело обстоит так. По его словам, объявление прожиточного минимума приведет к возникновению юридических коллизий.
«Если мы объявим эту цифру (прожиточный минимум – ред.), то это приведет к нарушению Конституции, где указано, что пенсии и пособия не могут быть ниже прожиточного минимума. Нам придется повысить [пособия и пенсии], но сейчас нет такой возможности», – заявил тогда Кучкаров.
В указе президента о Государственной программе 2021 года говорится, что с 1 июня 2021 года:
- при назначении пенсии трудовой стаж за период до 2005 года, когда не велась электронная база данных о зарплате и трудовом стаже, рассчитывается на основе имеющихся в трудовой книжке записей без истребования каких-либо подтверждающих документов;
- отменяется проверка и взыскание излишних выплат по назначенным или пересчитанным пенсиям и пособиям за период свыше трёх лет;
- работающим предоставляется право на добровольной основе ежемесячно уплачивать из собственных доходов социальный налог для будущего пенсионного обеспечения их неработающих супругов;
- пенсии и пособия назначаются и выплачиваются по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания;
- заявления на получение пенсий и пособий в безналичной форме оформляются гражданами в процессе открытия пластиковых карт в банках или через мобильные приложения без обращения в отделения внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов;
- отменяется обязательство по посещению каждые шесть месяцев Пенсионного фонда получателями пенсий в безналичной форме и проведению с выездом на места мониторинга, с внедрением порядка определения утраты гражданином права на пенсию на основе электронных сведений, предоставляемых соответствующими ведомствами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как будут перерассчитывать пенсии
В обзоре – официальное разъяснение Ташкентского городского управления внебюджетного Пенсионного фонда о перерасчете пенсий в связи с повышением максимального «расчетного» заработка с 8 до 10 МРЗП.
Предыстория
Напомним, в соответствии с Указом Президента от 12.12.2018 г. № УП-5597 (далее – Указ) с 1 января 2019 года увеличен максимальный размер заработка, принимаемого для расчета пенсии, с 8 до 10 МРЗП . В связи с этим поручено пересмотреть размеры назначенных пенсий.
Учитывая многочисленные поступающие вопросы на эту тему и отсутствие отдельного акта, регламентирующего процедуру перерасчета пенсий, мы обратились за разъяснением во внебюджетный Пенсионный фонд со следующими вопросами:
- применяется ли правило о перерасчете пенсии ко всем пенсионерам независимо от времени назначения им пенсии;
- каков порядок перерасчета пенсии, необходимо ли личное обращение пенсионера и какие документы ему следует предъявить.
Как пояснило Ташкентское городское управление (далее – Управление), на основании Указа пересмотрят размеры пенсий всех пенсионеров, чей среднемесячный заработок, из которого они исчисляются, превышает 8 МРЗП, независимо от даты назначения им пенсии.
На сегодняшний день по всем пенсионным делам, подлежащим пересмотру, перерасчет произведен на основании сведений, имеющихся в электронной базе данных, поэтому для индексации пенсий отдельно обращаться куда-либо самим пенсионерам не нужно.
В то же время, если у получателей пенсий есть вопросы или основания для перерасчета, они могут представить дополнительные документы и обратиться с заявлением в отдел Пенсионного фонда по месту жительства. Какие именно документы необходимо иметь на руках пенсионеру при обращении в пенсионный отдел, ведомство не уточнило. В данном случае советуем руководствоваться пунктом 147 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий .
От редакции: в своем разъяснении Управление, ссылаясь на статью 31 Закона «О пенсионном обеспечении граждан», по которой для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок не свыше 8 МРЗП, отмечает, что данная норма действовала до 1 января 2019 года. Однако на момент подготовки обзора изменения в нее не внесены. Тем самым возникает противоречие между двумя нормативно-правовыми актами разной юридической силы: указом Президента и законом.
В то же время, в письме Управления говорится: «. по всем пенсионным делам перерасчет пенсии произведен на основании имеющихся сведений в базе данных компьютера . » . Из чего можно сделать вывод, что процесс пересмотра пенсий уже реализуется на основании вышеупомянутого Указа.
О механизме пересмотра пенсий
По разъяснению Управления, заработок для исчисления пенсии пересчитывается для приведения заработков прошлых лет к уровню на день исчисления пенсии. То есть сведения о заработной плате, учтенные при первичном назначении пенсии, при каждом последующем их повышении пересчитываются («осовремениваются»), с применением соответствующих коэффициентов.
Далее представлены примеры перерасчета пенсий, с учетом того, что с 1 января 2019 года для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше 10 МРЗП , а МРЗП в республике с 1.11.2018 г. составляет 202 730 сумов.
Пример № 1.
На 1.01.2019 г. фактический среднемесячный заработок пенсионера (определенный с применением соответствующих коэффициентов), из которого рассчитывается его пенсия, составляет 1 720 100 сумов.
Данному лицу среднемесячный заработок для расчета пенсии учитывался в 1 621 840 сумов (202730 х 8), так как сумма в 1 720 100 сумов превышала 8 МРЗП .
С 1 января расчет пенсии будет произведен уже из фактического среднемесячного заработка 1 720 100 сумов, так как он не превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты (202730 х 10 = 2 027 300 сумов).
Пример № 2.
На 1.01.2019 г. фактический среднемесячный заработок пенсионера (определенный с применением соответствующих коэффициентов), из которого рассчитывается его пенсия, составляет 3 450 200 сумов.
Ему среднемесячный заработок для расчета пенсии учитывался также в 1 621 840 сумов (202730 х 8), что не превышало 8 МРЗП .
С 1 января расчет пенсии будет произведен уже из среднемесячного заработка в 2 027 300 сумов (202730 х 10 = 2 027 300 сумов), так как фактический среднемесячный заработок пенсионера (3 450 200 сумов) превышает 10 МРЗП .
Как устроена пенсионная система в Узбекистане
С 1 июня 2021 года в Узбекистане собираются ввести нововведения в сфере пенсионного обеспечения.
CABAR.asia подготовил материал о том, как пенсионная система в республике устроена сейчас и какие изменения предстоят.
Кому положены выплаты?
Пенсионная система в Узбекистане регулируется Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан», принятым 3 сентября 1993 года.
Согласно этому документу, существуют следующие виды государственной пенсии:
- по возрасту
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
Право на пенсию по возрасту имеют:
- мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Если трудового стажа недостаточно, то пенсия назначается по возрасту и пропорционально имеющемуся стажу.
Тем, кто вообще не имеет трудового стажа, назначается пособие по возрасту: для мужчин – в 65 лет, для женщин – в 60 лет.
Получается, что в Узбекистане сейчас самый низкий пенсионный возраст среди стран Центральной Азии?
Да. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане возраст выхода на пенсию по возрасту для мужчин установлен в 63 года, для женщин — 58 лет.
Но в прошлом году в республике обсуждался вопрос повышения пенсионного возраста: женщинам – до 58 лет, мужчинам – до 62. На сегодня данный вопрос включен в проект Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан. В нем говорится о необходимости поэтапного повышения пенсионного возраста до среднемирового уровня.
Сколько узбекистанцев получают пенсию?
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, на 1 октября 2020 года число пенсионеров составило 3 млн 785 тыс. 520 человек. Это более чем 10 процентов населения республики.
Из них по возрасту пенсии получают 2 млн 838 тыс. 276 человек.
Цены за последние несколько лет выросли. А как изменился размер пенсии?
С 1 сентября 2020 года на территории республики установлены следующие минимальные размеры пенсий:
- базовая величина исчисления пенсии составляет 262 тыс. 470 сумов в месяц (25 долларов США)
- минимальная пенсия по возрасту – 513 тыс. 350 сумов в месяц (49 долларов США)
- пособие инвалидам с детства – 513 тыс. 350 сумов в месяц;
- минимальный размер пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы – 315 тыс. 30 сумов в месяц (30 долларов США)
На основе данных, предоставленных Внебюджетным пенсионным фондом при Министерстве финансов, можно сделать вывод, что пенсия в Узбекистане начиная с 2012 года по 2019 год росла.
Однако, если пересчитать пенсионные начисления в долларах (даже по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан), то становится понятно, что в 2017 году узбекские пенсии снизились более чем в два раза. И к 2019 году властям так и не удалось вернуть размер выплат к прежним значениям.
К слову, средние значения пенсий разнятся от региона к региону. Самые высокие пенсионные выплаты получают жители узбекской столицы – чуть более 1 млн сумов или без малого 100 долларов США.
Существует ли в Узбекистане накопительная пенсионная система?
Существует. Она регулируется законом «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» от 2 декабря 2004 года.
Накопительная часть пенсии аккумулируется во Внебюджетном пенсионном фонде Узбекистана, являющимся подведомственной организацией Министерства финансов. Частные компании пенсионными накоплениями в республике не занимаются.
Насколько реально выжить на пенсию в Узбекистане?
Средняя пенсия составляет около 700-800 тысяч сумов (66-76 долларов США). Конечно, протянуть целый месяц на данную сумму очень сложно.
Пенсионеры, которые живут исключительно на пенсионные выплаты, отказывают себе буквально во всем. Так как только 200 тысяч сумов (19 долларов США) необходимо направлять на уплату коммунальных услуг.
В декабре 2020 года Федерация обществ защиты прав потребителей Узбекистана рассчитала стоимость потребительской корзины с учетом статистических данных, мирового опыта и результатов тестовых исследований, проведенных методом социального опроса населения. По итогу сумма составила примерно 2 млн. 157 тыс. сумов – в три раза больше, чем размер средней пенсии.
Отметим, в Узбекистане пенсия не привязана к прожиточному минимуму или к минимальной потребительской корзине, поскольку официально такие понятия не закреплены в законодательстве республики.
В январе 2020 года Джамшид Кучкаров, заместитель премьер-министра по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности однажды пояснил, почему дело обстоит так. По его словам, объявление прожиточного минимума приведет к возникновению юридических коллизий.
«Если мы объявим эту цифру (прожиточный минимум – ред.), то это приведет к нарушению Конституции, где указано, что пенсии и пособия не могут быть ниже прожиточного минимума. Нам придется повысить [пособия и пенсии], но сейчас нет такой возможности», – заявил тогда Кучкаров.
Что поменяется в 2021 году в пенсионной системе Узбекистана?
В указе президента о Государственной программе 2021 года говорится, что с 1 июня 2021 года:
- при назначении пенсии трудовой стаж за период до 2005 года, когда не велась электронная база данных о зарплате и трудовом стаже, рассчитывается на основе имеющихся в трудовой книжке записей без истребования каких-либо подтверждающих документов;
- отменяется проверка и взыскание излишних выплат по назначенным или пересчитанным пенсиям и пособиям за период свыше трёх лет;
- работающим предоставляется право на добровольной основе ежемесячно уплачивать из собственных доходов социальный налог для будущего пенсионного обеспечения их неработающих супругов;
- пенсии и пособия назначаются и выплачиваются по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания;
- заявления на получение пенсий и пособий в безналичной форме оформляются гражданами в процессе открытия пластиковых карт в банках или через мобильные приложения без обращения в отделения внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов;
- отменяется обязательство по посещению каждые шесть месяцев Пенсионного фонда получателями пенсий в безналичной форме и проведению с выездом на места мониторинга, с внедрением порядка определения утраты гражданином права на пенсию на основе электронных сведений, предоставляемых соответствующими ведомствами.
Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram
«Не хватило времени»: почему не повысили пенсии военных на 8,6% с 1 февраля, будет ли индексация и перерасчет в 2022 году – свежая информация
Российским пенсионерам, получающим выплаты по линии министерства обороны и различных правоохранительных ведомств, стоит ждать получение прибавки к пенсии уже в марте. Об этом рассказал пенсионный эксперт Сергей Власов, сообщает Primpress.
Повышение пенсии военных на 8,6% – когда запланировано
Многие пенсионеры, уже получившие свои пенсии за февраль, испытали большое удивление от поступивших сумм. Так, часть пожилых граждан оказалась разочарована назначенной им доплатой. В то время как другие пенсионеры вообще не получили прибавку.
Речь идет о военных пенсионерах. Многие из них получили выплаты уже 1 февраля, но были удивлены, что размер поступлений оказался таким же, каким был и в январе. По словам пожилых граждан, они слышали обещание президента Владимира Путина об индексации на 8,6% для них, но не понимают, почему это поручение не было выполнено.
По словам эксперта, все дело в том, что законопроект о повышенной индексации для военных еще не успел пройти все процедуры согласования. Как раз в отличие от другого документа, касающегося страховых пенсий.
«По страховым пенсиям решение приняли раньше. Соответственно, проект успели принять в Госдуме, затем Совет Федерации одобрил его, а глава государства – подписал. По военным пенсиям Совет Федерации должен принять решение 11 февраля, как сообщила спикер Валентина Матвиенко. Затем закон еще должен подписать президент. Так что прибавку гражданам начислят уже, судя по всему, с мартовской пенсией. Но зато с доплатой за январь и февраль», – объяснил Власов.
Что говорил Путин по поводу повышения пенсии военных во время последней пресс-конференции
В конце января 2022 года Путин пообещал всем военным пенсионерам что из-за роста инфляции их пенсионные выплаты будут проиндексированы задним числом, с 1 января 2022 года на 8,6%. Об этом глава России сообщил на оперативном совещании с постоянными членами Совета Безопасности. Официальная информация и стенограмма выступления размещены на сайте президента.
Дословно Путин сказал следующее: «…мы приняли решение в отношении гражданских пенсионеров: с 1 января [пенсии] должны вырасти на 8,6 процента, то есть выше инфляции за прошлый год. Но, разумеется, мы не должны забывать и про военных пенсионеров. Считаю необходимым применить такой же подход и в отношении военных пенсионеров и приравненных к ним лиц.
Имею в виду вышедших на пенсию сотрудников МВД, Росгвардии, МЧС, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и других структур. В целом это порядка двух миллионов 600 тысяч человек. У нас, как вы знаете, ранее была запланирована индексация военных пенсий с 1 октября наступившего года и на четыре процента. Очевидно, это ниже фактической инфляции, и ждать индексации людям, кроме того, пришлось бы ещё довольно долго.
Вместо этого предлагаю здесь следующее решение, а именно: проиндексировать пенсии военных пенсионеров и приравненных к ним лиц уже с 1 января текущего года, и не на четыре процента, как было предусмотрено, а более высоким темпом – на 8,6 процента, как и для всех остальных пенсионеров.
Повторю, это выше фактической инфляции за прошедший год. И прошу Правительство в самое ближайшее время реализовать это решение, в том числе пересчитать уже выплаченные пенсии за январь, чтобы положенные средства граждане получили вместе с ближайшей пенсией».
Таким образом, согласно поручению Путина военные пенсионеры должны получить доплату и перерасчет уже с февральской пенсией. Ведь она является ближайшей после того, как президент дал соответствующее поручение.
Однако февральские пенсии поступают военным пенсионерам без перерасчета.
Индексация пенсий на 8,6% для военных – будет ли в 2022 году
Президент России Владимир Путин на встрече с членами Совета безопасности внес предложение проиндексировать пенсии для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц на 8,6%. Изменения в законодательство вступят в силу с 1 января 2022 года, пишет ТАСС.
«Прошу правительство в самое ближайшее время реализовать это решение, в том числе пересчитать уже выплаченные пенсии за январь, чтобы положенные средства граждане получили вместе с ближайшей пенсией», – заявил Путин.
Индексация военных пенсий затронет около 2,6 млн человек. К военным пенсионерам относятся вышедшие на пенсию сотрудники ВС РФ, МВД России, Росгвардии, МЧС России, Генпрокуратуры и Следственного комитета.
Перенос новой индексации на 8,6% – кого коснется
Части российских пенсионеров объявили о переносе индексации выплат на 8,6%. Несколько миллионов пожилых граждан получат долгожданную финансовую прибавку позднее. Об этом рассказали в Совете Федерации.
По словам спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко, законодатели планируют рассмотреть документ 11 февраля. Прежде законопроект рассмотрят депутаты Госдумы РФ.
Военные пенсионеры смогут рассчитывать на индексацию в размере 9,03%
На данный момент военные пенсионеры должны получать выплату в размере 74% от средней заработной платы на их должности, которую они занимали в годы трудовой деятельности. Коэффициент увеличили на 0,32%, так что на данный момент повышение пенсии военным по сравнению с прошлым годом составило всего 0,45%. Следующая индексация запланирована на 1 октября, если депутаты не соизволят принять решение о 8,6% раньше.
Этого ожидают порядка 31 миллиона человек, которые получают военную пенсию в России. Однако для 8,6% из этих людей есть печальные новости. Они продолжают трудовую деятельность, а в Российской Федерации индексация выплат трудоустроенным пенсионерам заморожена на неопределенный срок.
При благоприятно складывающихся обстоятельствах за счет увеличения понижающего коэффициента и индексации пенсии выше уровня инфляции (составил 8,4% за 2021 год), военные пенсионеры смогут получить на 9,03% больше денег. При условии, что человек раньше получал 10 тысяч рублей пенсии, он сможет получать 10903 рубля. Для расчета достаточно умножить размер своей прошлогодней пенсии на коэффициент 0,0903. Увеличение не очень существенное в свете последних событий, но и о нем решение еще не принято. Остается только ждать и надеяться.
Расчет пенсии военнослужащим – как узнать размер положенных выплат
Формула для расчета пенсии военного по выслуге лет:
( (ОД + ОЗ) х 50% + (ОД + ОЗ +) х 3% х 7)) х ПК,
где ОД — ставка сотрудника, предусмотренная по должности;
ОЗ — ставка, начисляемая в соответствии со званием;
ПК — понижающий коэффициент. Прибавку к пенсии за выслугу лет инвалидам рассчитывают в процентах к социальной пенсии.
Для военных, получивших травму на службе:
- при инвалидности первой группы — 300%;
- второй группы — 250%;
- третьей — 175%.
Для военных с заболеванием, трудовым увечьем, а также для участников ВОВ:
- при инвалидности первой группы — 250%;
- второй группы — 200%;
- третьей — 150%.
Для награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
- при инвалидности первой группы — 200%;
- второй группы — 150%;
- третьей — 100%.
Военная пенсия по инвалидности для призывников рассчитывается в процентах от социальной пенсии.
Размер из-за военной травмы:
- для первой группы — 300%;
- для второй — 250%;
- для третьей — 175%.
Размер из-за заболевания, полученного во время службы:
- для первой группы — 250%;
- для второй — 200%;
- для третей — 150%.
Военная пенсия по инвалидности для офицерского состава, прапорщиков, мичманов и контрактников, сотрудников силовых ведомств рассчитывается в процентах от денежного довольствия.
Размер из-за травмы:
- для первой группы — 85%;
- для второй — 85%;
- для третьей — 50%.
Размер из-за заболевания, полученного во время службы:
- для первой группы — 75%;
- для второй — 75%;
- для третей — 40%.
Размер пенсии по потере кормильца-военного зависит от причины его смерти. Если военный служил по контракту, то пенсию в 50% от денежного довольствия дают каждому нетрудоспособному члену семьи.