Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция (нем. Residenz или Würzburger Residenz ) — сооружение эпохи барокко , расположенное в старой части немецкого города Вюрцбург (Würzburg); Он был начат в 1719 году и завершен в 1780 году .
Его функция заключалась главным образом в том, чтобы служить резиденцией для епископов Вюрцбурга . Замок является одним из самых важных произведений немецкого барокко, значение которого на европейском уровне сопоставимо с дворцом Шенбрунн в Вене и Версальским дворцом в Париже .
Вюрцбургская резиденция, придворные сады и площадь Резиденс были объявлены объектом Всемирного наследия в 1981 году . [ 1 ] Согласно веб – сайту ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) , этот великолепный дворец в стиле барокко , один из самых больших и красивых в Германии, окруженный прекрасными садами, был создан под покровительством князей-епископов. Лотар Франц и Фридрих Карл фон Шенборн. Он был построен и украшен в 18 веке интернациональной командой архитекторов, художников (включая Тьеполо ), скульпторов и лепщиков во главе с Бальтазаром Нейманом . [ 2 ] Два места защищены:
Код | Имя | Поверхность |
---|---|---|
169-001 | Домой | 12,84 га. |
169-002 | Парк Розенбах | 1,93 га |
Строительство
Строительство резиденции началось под руководством Иоганна Филиппа Франца фон Шенборна в 1719 году, который умер через четыре года после начала работ и, таким образом, так и не был завершен. Поручение было получено от епископа Бальтазара Ноймана , которому на тот момент было 33 года. Строительство, после смерти Иоганна Филиппа Франца из Шенборна, было завершено в конце 1744 года братом покойного Фридриха Карла фон Шенборна. В работе , среди прочих, участвовали Джованни Баттиста Тьеполо ( 1750–53 ) , Антонио Джузеппе Босси и Йоханнес Зик .
Внутренняя отделка прошла в три этапа. Первый все еще продолжается при Фридрихе Карле. Под руководством его преемника Карла Филиппа фон Грайфенклауса были заказаны и завершены самые известные картины в здании. Со смертью Грайффенклауса в качестве менеджера сцена в стиле рококо была завершена , и украшение продолжилось с Адамом Фридрихом из Зайнсхайма в более простом стиле, называемом стилем Людовика XVI . Наконец, комната, известная как «Ингельхаймциммер» (с 1776 г.) и так называемая «Зеленая комната» (с 1778 г. ), были оформлены в неоклассическом стиле . Эта последняя работа велась непрерывно в течение 60 лет.
Строительство велось по единому плану, что нетипично для такого типа строительства. План возникает в результате синтеза, осуществленного Бальтазаром Нейманом идей и предложений ряда архитекторов: Иоганна Максимилиана де Вельша , Филиппа Кристофа де Эрталя , Роберта де Котта , Габриэля Жермена Боффрана , Ансельма Франца и Иоганна Лукаса де Хильдебрандта. Последнее особенно оказало огромное влияние на эскизы и планы дворца.
Архитектура
С технической точки зрения это прямоугольный план размером примерно 97х167 метров. В резиденции 400 комнат, и ее можно сравнить с дворцом Вайсенштайн по пространству, отведенному под лестницу, хотя, в отличие от упомянутого замка, она не развивается централизованно, а простирается от вестибюля на север. Из-за его огромных размеров также есть сходство с дворцом Казерта в Неаполе, с которым он также совпадает по структуре.
Две другие комнаты, которые заслуживают того, чтобы их назвали, — это так называемая комната императора (kaisersaal) и зеркальный кабинет (Spiegelkabinett). Императорский зал был завершен во времена Бальтазара Неймана и очень хорошо отражает декоративную концепцию последнего. Также белая комната, зеленый кабинет, венецианская комната и церковь – очень представительные произведения рококо южной Германии.
Фреска Тьеполо
На впечатляющем потолке, покрывающем входную зону и лестницу, находится самая большая в мире фреска площадью около 670 м². Она была написана между 1752 и 1753 годами венецианцем Джованни Баттиста Тьеполо .
Тема: Представление владельца дома, епископа, на четырех известных тогда континентах. Эскиз этой картины маслом хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
Стены покрыты неоклассическими формами сдержанного белого цвета. Это позволяет избежать ощущения перегруженности стены, которая показывает всю свою красоту.
С осени 2006 года картины снова можно увидеть после трех долгих лет реставрации.
Церковь
Когда Бальтазару Нойманну удалось убедить епископа Шенборнского Иоганна Франца разместить придворную церковь в юго-восточной части резиденции, возникла проблема. Нойманн хотел сохранить внешний вид здания, из-за чего внутри церковь уже, чем обычно. Чтобы скрыть этот дефект, Нойманн разместил колонны в хоре и зоне доступа. Таким образом, дефект остается практически незамеченным.
Цветовая обработка церкви фантастическая. Розовые и золотые тона выделяются вместе с мраморным цветом колонн. Небольшие боковые часовни украшены картинами Тьеполо.
Установка сада виднелась, как и само сооружение, ограниченным старой стеной города. У Бальтазара Ноймана возникла идея включить его в организацию сада, и по сей день эта стена дает нам прекрасный вид на него, дворец и город Вюрцбург. В качестве доступа к стене симметрично установлены две лестницы. Также в середине такой террасы была размещена.
Западная часть сада использовалась для хранения скульптур и растений бывших владельцев резиденции. Сегодня мы находим огромное разнообразие видов роз. Вы также можете увидеть большое количество красивых ваз, скульптур, фигурок и цветочных горшков, которые украшают инсталляцию.
Сад, расположенный к югу от замка, имеет прямоугольную форму, и именно им епископ наслаждался из своей личной комнаты. В свое время здесь стояли фигуры музыканта Вагнера.
Всемирное наследие: Вюрцбургская резиденция – шедевр Бальтазара Неймана
Бальтазар Нейман – важнейший немецкий архитектор эпохи барокко. Его портрет украшал 50-марочную купюру, а на другой ее стороне был изображен епископский дворец в Вюрцбурге.
Император Наполеон называл ее “самым большим поповским домом Европы”. Строительство нового дворца для князей-архиепископов Вюрцбурга (Würzburg) было начато в этом городе в 1720 году и продолжалось почти четверть века.
Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) считается одним из главных памятников, которые оставил потомкам ведущий немецкий зодчий эпохи барокко Бальтазар Нейман (Balthasar Neumann). С нее фактически началась его карьера.
В работе над этим дворцом также участвовали другие лучшие европейские архитекторы, скульпторы, штукатуры и живописцы. Венецианский художник Джованни Баттиста Тьеполо, известный своими непревзойденными фресками, расписал огромных размеров потолок над парадной лестницей и стены Императорского зала.
Вюрцбургская резиденция
Вид на Вюрцбургскую резиденцию (Würzburger Residenz) со смотровой площадки крепости Мариенберг. Город Вюрцбург расположен в баварском регионе Нижняя Франкония.
Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция во время строительства на рисунке 1731 года.
Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция со стороны придворного сада.
Вюрцбургская резиденция
Корона на воротах, ведущих в придворный сад Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Фонтан “Франкония”, открытый на площади перед Вюрцбургской резиденцией в 1894 году. На первом плане – фигура, изображающая знаменитого скульптора Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), жившего в этом городе.
Вюрцбургская резиденция
Архитектор Вюрцбургской резиденции Бальтазар Нейман (Johann Balthasar Neumann, 1687-1753) на купюре достоинством 50 немецких марок.
Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция на купюре достоинством 50 немецких марок.
Вюрцбургская резиденция
Золотая монета достоинством 100 евро с изображением Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Фрески в Императорском зале.
Вюрцбургская резиденция
Концерт классической музыки в Императорском зале Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Знаменитый своей уникальной лепной отделкой Белый зал Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Фигуры на фасаде Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Одна из фигур в саду Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Сад Вюрцбургской резиденции во время цветения сакуры.
Вюрцбургская резиденция
Еще одна барочная фигура в саду Вюрцбургской резиденции.
Вюрцбургская резиденция
Вечерний концерт на террасе Вюрцбургской резиденции.
Автор: Максим Нелюбин
В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО Вюрцбургскую резиденцию и ее дворцовый парк внесли в 1981 году.
Восемь вопросов
Сюзанне Штрайхфус (Susanne Streichfuß) изучала германистику и искусствоведение в Вюрцбурге. Работает в земельном управлении, отвечающем в Баварии за государственные дворцы и садово-парковые ансамбли.
DW: Что нельзя пропустить при первом знакомстве с Всемирным наследием в Вюрцбурге?
Сюзанне Штрайхфус: Потолочную фреску над парадной лестницей и настенные росписи в главном Императорском зале, созданные в Вюрцбургской резиденции венецианским художником Джованни Баттиста Тьеполо.
– Что вам нравится здесь больше всего?
– Потолочная фреска. Поражают ее размеры, насыщенная и богатая фигурами композиция, виртуозный стиль Тьеполо.
– Что вы можете посоветовать будущим посетителям?
– В основной сезон резиденцию посещает огромное количество туристов. Если есть возможность, приезжайте в Вюрцбург в более спокойное время. Может быть, в один из солнечных дней заснеженного января. Тогда у вас будет возможность лучше почувствовать размах и богатство, без спешки осмотреть залы и другие помещения дворца, насладиться игрой света и красками, богатейшей обстановкой и оформлением.
– Что вам больше всего запомнилось во время первой поездки в эти места?
Шедевр эпохи барокко: Вюрцбургская резиденция
Здание Вюрцбургской резиденции – крупнейший в Южной Германии архитектурный памятник в стиле барокко. Здесь можно увидеть самую большую в мире потолочную фреску и роскошные интерьеры XVIII века, не уступающие знаменитому Версалю. Любители классической музыки приезжают во дворец на ежегодные фестивали, в экспозиционных залах проводятся масштабные европейские выставки. Лучшее место в Баварии, где можно познакомиться с самым изысканным художественным стилем Европы, – это Вюрцбургская резиденция.
Замок епископов и герцогов
Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) была возведена по заказу архиепископа Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна. Строительные работы велись с 1719 по 1744 год, художественное оформление интерьеров продолжалось до 1780 года.
Замок был резиденцией епископов Вюрцбурга (которые также носили титул герцогов Франконии) до 1806 года. Во время наполеоновских войн епископство упразднили, и вскоре герцогство вошло в состав Баварии.
В начале ХІХ века во дворце не раз гостил Наполеон Бонапарт, супруга которого Мария-Луиза Австрийская была племянницей герцога Фердинанда III.
В конце Второй мировой войны комплекс подвергся бомбардировкам и получил значительные разрушения. Когда после подписания в Берлине акта капитуляции Германии в Вюрцбург вошли войска союзников, американский искусствовед Джон Скелтон организовал консервацию здания и спас сохранившиеся уникальные интерьеры.
Реставрация комплекса началась в 60-х годах ХХ века и завершилась в 2006 году. Сейчас в замке располагаются музеи, филиал Вюрцбургского университета и выставочные залы. Уникальный архитектурно-парковый комплекс включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура дворцового комплекса
Резиденция построена по проекту известного немецкого архитектора Иоганна Бальтазара Неймана (Johann Balthasar Neumann). В ходе подготовительных работ Нейман посещал Страсбург, Нанси и Париж, изучал стиль барокко и сотрудничал с главным королевским зодчим Франции Робером де Котта. К строительству были привлечены лучшие инженеры Германии – Иоганн Максимилиан фон Уэлш, Филипп Кристоф фон Эрталь, Ансельм Франц фон Риттер, Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Габриэль Жермен Боффран.
Размеры епископской резиденции выглядят впечатляюще даже в наши дни. Длина здания со стороны главного фасада составляет 167 метров, протяженность боковых фасадов – 97 метров. Во дворце более 300 залов и комнат.
К центральной части здания примыкают два длинных массивных крыла. Главный вход располагается во внутреннем дворике, размеры которого были спроектированы так, чтобы в нем могли свободно разворачиваться конные экипажи.
Перед резиденцией располагается фонтан «Франкония», созданный в стиле необарокко. В центре водной чаши возвышается постамент, который окружают фигуры легендарных творцов Германии эпохи Возрождения – поэта, художника и скульптора. Композицию венчает аллегорическая бронзовая фигура Франконии с флагом Вюрцбурга в руках.
Если обойти здание вокруг, то можно попасть в парк, ландшафты которого запланированы в английском стиле. Здесь можно увидеть цветники с сотнями розовых кустов, садовые фонтаны, изысканно подстриженные тисовые деревья и зеленые газоны, между которыми вьются извилистые аллеи. Лестница, украшенная фигурами херувимов, фавнов и аллегорических персонажей, ведет на террасу, примыкающую к старинному бастиону.
Главные достопримечательности замка
Внутреннее пространство резиденции определяет сложная система высоких арочных сводов. Из главного вестибюля, длина которого составляет более 30 метров, во внутренние покои можно попасть по живописно декорированной двойной лестнице, над которой располагается самая длинная в мире (более 58 метров) цельная фреска работы итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо.
Потолок этого огромного пространства сконструирован настолько необычно, что современники Бальтазара Неймана сомневались в его прочности и опасались, что, когда уберут строительные леса, перекрытие рухнет. Но архитектор утверждал, что этот свод не разрушит даже пушечный обстрел. Интересно, что спустя 200 лет слова Неймана подтвердились на практике: в 1945 году во время бомбардировок замка потолок вестибюля выдержал взрывы авиационных бомб, и не только его конструкция, но и уникальный декор остались неповрежденными.
Залы дворца
Залы дворца – уникальный памятник интерьерного дизайна Южной Германии.
- В Аудитории сохранились резные настенные и дверные панели работы Фердинанда Хундта, которые считаются непревзойденными по качеству и тонкости работы.
- В банкетном Белом зале вы увидите изображения драконов и павлинов, созданные известным скульптором и художником Антонио Босси.
- Зал Зеркал производит фантастическое впечатление из-за обилия отражений, которые расширяют и трансформируют пространство помещения. Роскошный Императорский зал поражает воображение позолоченными фризами, фресками работы Тьеполо, скульптурой и светильниками. Колонны с пышной лепниной, высокие арочные окна и светлый мраморный пол образуют уникальный эстетический ансамбль.
- Не менее эффектны Зелёный кабинет и Венецианская комната.
- Еще одно помещение, которое непременно стоит посетить, – церковь Hofkirche. Свод зала поддерживают витые колонны и арки с позолоченной лепниной в стиле рококо, алтарь и карнизы украшают мраморные фигурки. В храме создана уникальная система дневного освещения: свет, который падает из окон в правой стене, отражают и рассеивают зеркала, установленные на левой.
Музейные и выставочные экспозиции во дворце
Музей интерьеров в стиле барокко и франконского рококо включает более 40 отреставрированных залов и комнат, в которых сохранены и восстановлены оригинальные интерьеры середины XVIII века. Картины и фрески Джованни Тьеполо, скульптура Иоганна Вольфганга ван дер Аувераса, Георга Адама Гутманна и Антонио Босси, росписи Иоганна Рудольфа Бисса – не только украшение интерьера, но и самостоятельные произведения искусства.
В замке открыт Музей Иоганна Мартина фон Вагнера (Johann Martin von Wagner) – немецкого скульптора, резчика, мецената и археолога, почётного гражданина города Вюрцбурга.
В Галерее Вюрцбурга проводятся выставки современного искусства и технических инноваций.
Ежегодно в начале лета в резиденции проходит Фестиваль Моцарта, на который собираются любители классической музыки не только из Германии, но и из других стран Европы.
И 2019 год не станет исключением, в этом году также пройдёт один из этапов юбилейного фестиваля «Дворцы и замки Баварии». Вход для посетителей и участие во всех праздничных мероприятиях бесплатные. Программа включает концерты, экскурсии и увлекательные развлечения для взрослых и детей.
Экскурсии по Вюрцбургской резиденции
Осмотреть архитектуру здания и погулять в парке резиденции можно бесплатно в любое удобное время.
Музей интерьеров работает ежедневно. С апреля по октябрь он открыт с 9.00 до 18.00, с ноября по март – с 10.00 до 16.30.
Посещение возможно только в составе экскурсионной группы. Стоимость билета для взрослых 7,50 евро (570 рублей). Для детей и подростков до 18 лет вход свободный.
Как добраться до Würzburger Residenz
Вюрцбургская резиденция расположена по адресу Residenzplatz 2, Würzburg
До нее можно пройти пешком от набережной Balthasar Neumann или доехать на автобусе до остановки Residenzplatz. Для личного автотранспорта на площади есть парковка.
Заключение
Würzburger Residenz – это гордое прошлое и динамичное настоящее. В уникальном архитектурном комплексе гармонично объединяются изысканность старины и площадка для современных культурных проектов. Если вы окажетесь в Вюрцбурге, не упускайте возможности изучить достопримечательности одного из красивейших дворцов Южной Германии.
Шедевр эпохи барокко – Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция – живописный дворец, построенный в лучших традициях южнонемецкого барокко в первой половине XVIII века и расположенный в баварском городе Вюрцбурге. Резиденция предназначалась для постоянного пребывания архиепископов-курфюрстов, поэтому над ее созданием трудились лучшие архитекторы своего времени. Дворцовый комплекс признан одним из шедевров европейского зодчества и с 1981 года включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город Вюрцбург
Город Вюрцбург находится в Баварии на реке Майн – самой большой реке, протекающей только на территории Германии.
Вюрцбург расположен практически посередине между двумя крупными транспортными узлами – Нюрнбергом и Франкфуртом на Майне. И так как между ними налажено регулярное транспортное сообщение, то легко можно добраться на автомобиле, автобусе и поезде.
Главный вокзал расположен в северной части старого города у Рингпарка. Все основные достопримечательности можно обойти пешком.
Если не заходить внутрь Вюрцбургской резиденции, то на исследование города может хватить и одного дня. Однако, крайне рекомендуется все-таки посмотреть ее «внутренности» и оценить масштаб и красоту фресок Тьеполо, ибо он считался одним из самых лучших мастеров своего времени. Заодно можно оценить архитектурные находки Неймана, который также оставил немалый след в истории.
Вюрцбургская резиденция – одно из самых посещаемых туристических мест Германии. Барочный комплекс с парком и дворцовой площадью может похвастаться уникальным и неподражаемым интерьером, расписанным итальянским мастером. Резиденция епископа так и просит, чтобы вы ее посетили.
История создания резиденции
Строительство Вюрцбургской резиденции было начато при архиепископе Иоганне Филиппе Франце фон Шёнборне в 1719 г., который умер через четыре года, так и не увидев готового дворца. Дворец был спроектирован 33-летним Бальтазаром Нейманом, который закончил возведение стен в канун 1744 г. во времена правления брата первоначального заказчика, архиепископа-курфюрста Фридриха Карла фон Шёнборна.
В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие Джованни Баттиста Тьеполо (лестница, украшенная самыми крупными потолочными фресками в мире, Зал кайзера, придворная церковь), Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).
Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.
В вюрцбургской Резиденции в 1806—1813 гг. трижды останавливался Наполеон I, последние два раза со своей второй женой Марией-Луизой Австрийской, дядя которой, бывший великий герцог Тосканский Фердинанд III, в это время был великим герцогом Вюрцбургским.
В этот период некоторые помещения дворца («тосканские комнаты») были оформлены в неоклассическом стиле, на который повлиял и наполеоновский ампир.
В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время своего правления (1886—1912) заботившийся об украшении Резиденции, в частности, открывший перед ней в 1894 году «Франконский фонтан».
Во время бомбардировки Вюрцбурга 16 марта 1945 года Резиденции был причинён значительный ущерб, ряд её залов полностью утрачен (при этом центральная её часть, включая роспись Тьеполо и оформление Белого и Императорского залов, уцелела). Большую роль в консервации повреждённого шедевра вскоре после занятия города войсками союзников сыграл американский искусствовед Джон Скилтон. Масштабные работы по реставрации развернулись в 1960-1970-е годы и завершились лишь осенью 2006 г.; часть экспозиции Резиденции посвящена истории восстановительных работ.
Описание резиденции
По приказу архиепископа Вюрцбурга Иоганна фон Шёнборна в 1719 году начинается возведение новой резиденции для себя любимого. Архитектором назначен не особо известный до этого Йоганн Нейман, для которого это строительство стало прорывом в карьере.
Проект задумывался колоссальным, прототипом для него служил Версальский дворец. На протяжении долгих лет Нейман скрупулезно контролировал процесс строительства, и к 1744 году здание было завершено. Оставалось только его украсить, и тут пришлось немного поломать голову.
Как назло, приглашенные из разных уголков страны мастера оказывались один слабее другого. В итоге было решено «выписать» из Италии одного из лучших мастеров по фрескам и лепнине Джованни Баттисту Тьеполо. Итальянец, будучи уже «звездой» не горел желанием мчаться за тридевять земель в промозглый Вюрцбург и расписывать там резиденцию епископа.
Однако, денежки у заказчика водились, и они сделали свое дело. Тьеполо не смог сопротивляться предложенным финансовым условиям. Так и заманили одного из лучших мастеров своего дела – «последнего великого представителя венецианской школы», как сообщает Википедия.
В конечном итоге, к концу XIII века мир получил архитектурный шедевр, стоящий в одном ряду в французским Версалем и австрийским Шенбрунном.
Новаторскую и интересную архитектуру Неймана дополнили вдохновенные монументальные фрески Тьеполо.
Во время бомбардировок союзническими войсками, резиденция, конечно же, серьезно пострадала. Но довольно-таки быстро была восстановлена современными мастерами по сохранившимся чертежам. В 1981 году Вюрцбургская резиденция епископа вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внутренние убранство
Внутреннее оформление помещений, отличающееся господством стилей барокко и рококо, осуществлялось в три этапа. Первый из них начался при Фридрихе Карле и ознаменовался отделкой Малого кабинета, Императорского и Белого залов. Главным итогом второго этапа, приходящегося на время управления Резиденцией Карлом Филиппом фон Грейффенклау, стала роспись в 1753 г. потолка холла дворца. Декорирование остальных помещений проводилось с 1769 г. при курфюрсте Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме. К 1780 г. основные работы были завершены.
Вюрцбургская резиденция насчитывает 400 комнат, разделяющихся на северные и южные апартаменты, в которые из холла ведут два крыла центральной лестницы. Потолок над лестницей украшают фрески работы Джованни Тьеполо и его сына Доменико. Роспись является крупнейшей в мире и посвящена частям света – Европе, Азии и Африке, представленным характерными пейзажами и животными, а также аллегориями.
Среди комнат дворца особой роскошью выделяется Императорский зал, декорированный рельефами на белом, красном и желтом мраморе. Фрески на потолке, выполненные Джованни Тьеполо, отображают историю Вюрцбурга.
Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Изюминка Белого зала — лепнина на светло-сером фоне работы Антонио Босси. В интерьере Зеленого зала доминируют рисунки, обрамленные декоративными элементами соответствующего цвета с золотыми орнаментами.
В начале XIX века было создано Великое герцогство Вюрцбург, и занявший его престол Фердинанд III Тосканский, дядя второй жены Наполеона Марии-Луизы Австрийской, оформил часть помещений дворца в стиле неоклассицизма.
Своеобразной визитной карточкой дворца является Почетный двор, расположенный со стороны города перед центральной частью здания. В 1894 г. его украсил Франконский фонтан, выполненный Фердинандом фон Миллером по заказу принца-регента Луитпольда Баварского, выразившего таким подарком почтение к месту своего рождения.
Во время Второй мировой войны Вюрцбургская резиденция значительно пострадала от бомбардировок, но вследствие масштабных реставрационных работ, проводившихся в последней трети XX столетия, большую часть интерьеров удалось восстановить.
Что посмотреть
Вюрцбургская резиденция насчитывает четыре сотни залов и комнат, но для туристов открыты 42 из них. Потолок над центральной лестницей оформлен фресками, созданными крупнейшим художником итальянского рококо Джованни Баттиста Тьеполо и его старшим сыном Доменико.
Фрески на его потолке также написал Джованни Баттиста Тьеполо, а их сюжетом стала история Вюрцбурга. В других помещениях – Малом кабинете, Белом и Зеленом залах – можно увидеть красивые рельефы, цветной мрамор, позолоту, большие зеркала и изящную лепнину.
Вюрцбургская резиденция окружена дворцовым садом Хофгартен, а ее визитной карточкой считается Почетный двор. В конце XIX века здесь появился Франконский фонтан, изготовленный известным скульптором и литейщиком Фердинандом фон Миллером.
Видео:
Практическая информация
Двери дворца открыты для туристов в любой день: с ноября по март с 10.00 до 16.30, а с апреля по октябрь с 9.00 до 18.00.
Побывать в Вюрцбургской резиденции можно только в составе экскурсионной группы.
Как добраться
Вюрцбургская резиденция расположена на просторной площади Residenzplatz, в 0,9 км от железнодорожной станции Würzburg-Süd и в 1,1 км от железнодорожной станции Würzburg Hbf.
До дворца можно доехать на автобусах № 2, 9, 6, 12, 14, 16 и 20 и на трамваях № 1, 3 и 5.
Заключение
Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) считается одним из главных памятников, которые оставил потомкам ведущий немецкий зодчий эпохи барокко Бальтазар Нейман (Balthasar Neumann). С нее фактически началась его карьера. Только поэтому уже стоит посетить резиденцию.
ГОРОДА ГЕРМАНИИ. ВЮРЦБУРГ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Вюрцбургская епископская резиденция (нем.Würzburger Residenz) – это памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем. В список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Резиденцию внесли в 1981 году.
В решающие периоды истории города Вюрцбургом правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта Резиденции архиепископов в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению строительства в 1744 г. Помимо прочего, Вюрцбургу удалось профинансировать эту «стройку века», не залезая в долги.
Резиденция в Вюрцбурге была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором был Иоганн Бальтазар Нейман (нем.Johann Balthasar Neumann). К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни – главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен, построенных по его проектам. Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный барочный парк →
На площади перед Дворцом установили роскошные ворота. Они увенчаны императорской короной. Ворота были изготовлены в мастерской Георга Эгга в 1748-1751 г.г. В наши дни через эти ворота туристы входят в прекрасный французский регулярный парк, который я настоятельно рекомендую вам посмотреть.
Во Дворце-Резиденции есть роскошнные покои, предназначенные для императора Священной Римской империи во время его пребывания в Вюрцбурге. В середине XVIII в. в моду вошел рококо, так что Императорский зал, императорские покои с зеркальным кабинетом и некоторые другие помещения выполнены именно в этом элегантном стиле, основной орнаментальный мотив которого напоминает морскую раковину (от французского «rocaille»).
Мастер-лепщик Антонио Босси придал таким орнаментам особенно пылкие формы и изломанные контуры, создав то, что порой называют «вюрцбургским рококо», создав таким образом неповторимый облик Императорского зала.
Шедевр Тьеполо в Вюрцбурге – роспись Императорского зала. Здесь изображены и бракосочетание императора Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской в 1156 г., и Рейхстаг 1168 г., проходивший в Вюрцбурге. Оба эпизода проясняют распределение ролей между духовной и светской властью в старой империи. Так Тьеполо изобразил в прекрасной инсценировке, как император подтверждает вюрцбургскому епископу его титул герцога Франконского
Декоративное оформление интерьеров выполнялось в три этапа и началось ещё при князе-архиепископе Фридрихе Карле. При его преемнике Карле Филиппе фон Грейфенклау были выполнены известные живописные работы. Со смертью заказчика Грейфенклау закончилась эпоха «вюрцбургского рококо». Более поздние интерьеры, появившиеся при Адаме Фридрихе фон Зейнсгейме, выполнялись в более скромном стиле Людовика XVI.
В оформлении дворца фресками и штукко приняли участие знаменитые итальянские художники Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Джузеппе Босси (Белый зал) и Иоганнес Цик (Садовый зал).
Джованни Баттиста Тьеполо украсил парадную лестницу самыми крупной потолочной фреской в мире. Тема была задана заказчиком Карлом Филиппом фон Грайффенклау, который следовал известным образцам – фрескам над Посольской лестницей в Версальском дворце. В Вюрцбургской Резиденции на четырех сторонах свода триумфируют четыре континента, над ними в море красок сценой для покровителя муз Аполлона и его спутников более или менее божественного прoисхожденияя небо. Внизу — царство земного, над ним — идеальный, нематериальный мир, в котором правят сладостные музы. Два несовместимых мира, кажется на первый взгляд, но между ними есть посредник — архиепископ фон Грайффенклау. Его профиль в овальной раме парит между обеими сферами. Он видит себя наместником Аполлона на Земле, при его освященном музами дворе расцветают все виды искусства, поддерживаемые его меценатством; он готовит Аполлону пристанище на Земле.
Все помещения Резиденции отличаются изысканностью и великолепем отделки. Садовый зал поражает своими росписями потолков, которые выпонил Иоганнес Цик. Арочная галерея с колоннами окружают зал по периметру и создают его неповторимую прелесть.
“Дворец этот достоин короля, он мог бы стать подходящим обрамлением даже для императорских приемов, однако всегда оставался всего лишь резиденцией провинциального немецкого епископа, невероятно амбициозной приходской церковью”. Неважно кому на самом деле принадлежит это суждение — Наполеону или императору Иосифу II, — оно метко определяет особенность Резиденции Вюрцбурга.
В 1803 г. светской власти епископов пришел конец, архиепископство в прочей «репарационной массе» отошло к баварскому курфюрсту. Дворец перестал быть средоточием власти, став всего лишь побочной резиденцией.
Редкое использование дворца способствовало тому, что Резиденция до 16 марта 1945 года мало изменилась по сравнению с эпохой последнего князя-епископа. Авиабомбы не пощадили феерическое творение Нойманна. Все флигели сгорели, всё из обстановки, что не успели вывезти, было уничтожено, и как целостные произведения искусства сохранились только те помещения, которые Нойманн снабдил каменными сводами: Дворцовая церковь, Садовый зал, вестибюль, Парадная лестница, Белый и Императорский залы.
К счастью американский офицер Джон Д. Скилтон, отвечавший за охрану памятников архитектуры и искусства, вскоре позаботился о том, чтобы своды самых важных залов получили временную кровлю. Так спасли главные покои дворца, а баварское правительство провело обширную реконструкцию основных его анфилад.
Вюрцбургская резиденция
Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) епископа – комплекс в стиле барокко с парком и дворцовой площадью в городе Вюрцбург. Будучи делом всей жизни архитектора Йоганна Бальтазара Неймана, резиденция по праву заняла свое место в истории архитектуры.
Вюрцбург — история
Первые упоминания о поселениях на реке Майн датируются 704 годом. До этого времени там обитали племена кельтов. Более-менее вменяемая история начинается с 741 года, когда основывается Вюрцбургское епископство. Именно с этим фактом и связано начало развития Вюрцбурга как города.
В XI-XIII веках на холме над рекой возводится мощное оборонительное сооружение, которое становится основным местом обитания князей-епископов. Название оно получает Крепость Мариенберг.
Крепость Мариенберг в Вюрцбурге
Время от времени крепость перестраивали и реконструировали. Местные епископы жили в крепости до тех пор, пока в 1719 не стартовало строительство нового места их обитания.
Вюрцбургская резиденция — описание
По приказу архиепископа Вюрцбурга Иоганна фон Шёнборна в 1719 году начинается возведение новой резиденции для себя любимого. Архитектором назначен не особо известный до этого Йоганн Нейман, для которого это строительство стало прорывом в карьере.
Вюрцбургская резиденция епископа
Проект задумывался колоссальным, прототипом для него служил Версальский дворец. На протяжении долгих лет Нейман скрупулезно контролировал процесс строительства, и к 1744 году здание было завершено. Оставалось только его украсить, и тут пришлось немного поломать голову.
Вюрцбургская резиденция епископа
Как назло, приглашенные из разных уголков страны мастера оказывались один слабее другого. В итоге было решено «выписать» из Италии одного из лучших мастеров по фрескам и лепнине Джованни Баттисту Тьеполо. Итальянец, будучи уже «звездой» не горел желанием мчаться за тридевять земель в промозглый Вюрцбург и расписывать там резиденцию епископа.
Однако, денежки у заказчика водились, и они сделали свое дело. Тьеполо не смог сопротивляться предложенным финансовым условиям. Так и заманили одного из лучших мастеров своего дела – «последнего великого представителя венецианской школы», как сообщает Википедия.
Вюрцбургская резиденция внутри
В конечном итоге, к концу XIII века мир получил архитектурный шедевр, стоящий в одном ряду в французским Версалем и австрийским Шенбрунном. Новаторскую и интересную архитектуру Неймана дополнили вдохновенные монументальные фрески Тьеполо.
Вюрцбургская резиденция внутри
Во время бомбардировок союзническими войсками, резиденция, конечно же, серьезно пострадала. Но довольно-таки быстро была восстановлена современными мастерами по сохранившимся чертежам. В 1981 году Вюрцбургская резиденция епископа вошла в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вюрцбург — достопримечательности
Помимо резиденции епископа в Вюрцбурге есть еще несколько мест, достойных посещения. Одно из них, как мы уже говорили выше — Крепость Мариенберг (Festung Marienberg).
Крепость Мариенберг в Вюрцбурге
В ней сейчас находится музей Майнской Франконии и музей Фюрстенбау.
Спустившись с горы, на которой возвышается крепость, можно пройти по Старому Мосту через Майн (Alte Mainbrücke). Он чем-то напоминает пражский Карлов Мост.
Старый Мост через Майн в Вюрцбурге
Перейдя через реку, мы попадем в Старый город Вюрцбурга. «Прошив» который насквозь, мы и окажемся у Вюрцбургской резиденции.
Интересной особенностью планировки города является Рингпарк (Ringpark).
Рингпарк в Вюрцбурге
Рингпарк в Вюрцбурге
Это уникальный парк, окружающий весь старый город. Мало того, что занимает немаленькую площадь, так еще в нем можно увидеть более 300 разнообразных деревьев и растений, многие из которых редкие. В парке стоят таблички с кратким описанием, и любители флоры могут пополнить свои энциклопедические знания.
Вюрцбург сегодня
Город Вюрцбург находится в Баварии на реке Майн – самой большой реке, протекающей только на территории Германии.
Вюрцбург расположен практически посередине между двумя крупными транспортными узлами – Нюрнбергом и Франкфуртом на Майне. И так как между ними налажено регулярное транспортное сообщение, то легко можно добраться на автомобиле, автобусе и поезде.
Главный вокзал расположен в северной части старого города у Рингпарка. Все основные достопримечательности можно обойти пешком.
Если не заходить внутрь Вюрцбургской резиденции, то на исследование города может хватить и одного дня. Однако, крайне рекомендуется все-таки посмотреть ее «внутренности» и оценить масштаб и красоту фресок Тьеполо, ибо он считался одним из самых лучших мастеров своего времени. Заодно можно оценить архитектурные находки Неймана, который также оставил немалый след в истории.
Вюрцбургская резиденция – одно из самых посещаемых туристических мест Германии. Барочный комплекс с парком и дворцовой площадью может похвастаться уникальным и неподражаемым интерьером, расписанным итальянским мастером. Резиденция епископа так и просит, чтобы вы ее посетили 🙂
Related posts
Паломническая церковь в Висе
Паломническая церковь в Висе (Wieskirche) – яркий представитель роскошного интерьера в стиле рококо в Баварии. Шедевральная.
Дворец Аугустусбург и замок Фалькенлуст в городе Брюль
Дворец Аугустусбург и замок Фалькенлуст в городе Брюль – яркие представители стиля рококо в Германии. Построенные.
Хильдесхайм
Кафедральный собор Святой Марии и церковь Святого Михаила – главные достопримечательности города Хильдесхайм (Hildesheim), находящиеся под.
Резиденция в Вюрцбурге
В 1720 г. Йоханн Филипп Франц фон тогда еще малоизвестному Бальтазару Нейману строительство резиденции. Она стала настоящим шедевром архитектора и ему международную славу, сделав Бальтазара Неймана главным действующим лицом немецкого барокко.
Образцовый пример немецкого барокко
Вместе с Бальтазаром Нейманом в работах над резиденцией в Вюрцбурге были задействованы самые известные архитекторы того времени: Лукас фон Хильдебрандт, Жермен Бофран, Робер де Кот, а также знаменитые художники, такие как Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Босси и скульптор Иоганн Вольфганг ван дер Аувера.
Не будет ошибкой утверждать, что Вюрцбург был «европейской» строительной площадкой, в которую почти каждая страна внесла свой склад и опыт. После смерти первого заказчика — Йоханна Филиппа — строительство было закрыто, потому что новый князь-епископ, как он говорил, не был воодушевлен «строительной одержимостью» предшественника. Но он умер через пять лет, а его место занял брат Филиппа Фридрих Карл Шенборн. Он возобновил работы, ставшие практически династическим делом.
Величие и оригинальность
Фронтальная длина дворца составляет 167 метров, и по официальным источникам в нем 300 комнат, гостиных и залов. Рядом с левым и правым крылом, между которыми расположен внешний двор, находится еще два внутренних двора. В здание можно попасть через атриум, который ведет прямо в Садовый зал с овальным зеркальным куполом; сам архитектор считал этот купол достаточно оригинальным решением. Слева расположена очень красивая парадная лестница Почета, которая является одним из величайших шедевров барокко.
Один историк искусства назвал архиепископскую резиденцию в Вюрцбурге «дворцом дворцов». Но Наполеон, который в 1806 г. именно здесь подписал объявление войны с Пруссией, предпочитал пренебрежительно называть ее «самым большим домом священника в Европе».
Величественные залы
Часть резиденции сейчас отведена Государственному архиву и университету. Также во дворце проводятся мероприятия самого высокого уровня, как, например, Фестиваль Моцарта.
- С парадной лестницы можно попасть в Белый зал с лепниной живописца Антонио Босси.
- Достопримечательностью резиденции является монументальная лестница Почета во всю высоту здания, увенчанная роскошным куполом. Эта исключительная архитектурная работа, мастерски выполненная Нейманом, пережила пожар при бомбардировке в 1945 г., когда обрушился потолок весом несколько тонн. В самом верху над лестницей находится огромная картина (32 х 18 м) работы Джованни Баттисты Тьеполо, признанная шедевром и являющаяся одной из крупнейших ныне существующих потолочных фресок. Этот венецианский художник был настолько уверен в своем мастерстве, что заявлял, что эта работа принесет ему вечную славу. Здесь символично отражена значимость фигуры заказчика, сравниваемого с богом Аполлоном, покровителем искусств. Это весьма сложное изображение в присущем Тьеполо красноречивом стиле, изобилующее фигурами и движением. На фреске изображены также Нейман и сам Тьеполо — два великих мастера Вюрцбургской резиденции. Для создания гигантской фрески художнику пришлось работать лежа на лесах и, как требует техника создания фресок, быстро и точно наносить краску на обширную отштукатуренную поверхность. Основная сложность такой работы заключается в необходимости соблюдать пропорции и перспективы без возможности спуститься вниз и посмотреть на работу целиком.
- Особого внимания заслуживает также Императорский зал, тоже с фресками Тьеполо, изображающими эпизоды истории Вюрцбурга.
- Придворная часовня особенно поражает живыми барочными декорациями и картинами Тьеполо на алтаре.
- Комната зеркал является примером стиля рококо.
- В Придворном саду помимо статуй Иоганна Александра Вагнера (также автора скульптур в пролетах лестницы) можно увидеть ворота работы Иоганна Георга Оэгга.
- В пристройке к Государственной галерее находится коллекция венецианских пейзажей XVI—XVIII вв., а в Музее Мартина фон Вагнера выставлены три коллекции: живописи, графики и шедевров античности.
Эпоха шедевров
Резиденция является самым известным памятником барокко в городе, однако не единственным. В стиле барокко создан также комплекс Юлиус- шпиталь, включающий больницу, дом престарелых и известную во все мире винодельню. В 1748 г. Бальтазар Нейман построил на фундаменте старой часовни на горе Святого Николая паломническую церковь, в народе названную Кеппеле, также в стиле барокко. Если для Кеппеле понадобилось только два года, то на строительство Резиденции принцев-епископов ушло двадцать четыре года. Внутри главного шедевра немецкого барокко можно найти еще две прекрасные работы в этом стиле: парадную лестницу, «статичное чудо», которое восхищает посетителей по сей день; и фрески свода, в которых выразилась вся гениальность художника Джованни Баттисты Тьеполо. Стоит отметить также барочные сады Хофгартен. С 1982 г. комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Удачное сочетание пейзажей, вина и архитектуры
История Вюрцбурга начинается за тысячу лет до рождения Христа, когда на холме Мариенберге была основана кельтская крепость Флиебург. Современная история начинается в 742 г. н.э., когда святой Бонифаций основал здесь епархию и назначил первым епископом святого Буркарда.
Вюрцбург — это город пейзажей, вина и архитектуры. Действительно, виноградники здесь растут от самых берегов Майна до стен крепости Мариенберга, символа города, построенного в начале XIII в., но реконструированного несколько раз в эпоху Возрождения. Эта крепость на протяжении более 500 лет была резиденцией городских принцев-епископов.
Восстановление после бомбардировки Резиденция, строительство которой продолжалось с 1720 г. по 1724 г. и с 1729 г. по 1744 г. по проекту Бальтазара Неймана (руководителя работ), при участии Максимилиана фон Вельша, Лукаса фон Хильдебрандта, Жермена Бофрана, Робера де Кота, в 1945 г. была разрушена пожаром, вызванным бомбардировками. В 1950 г. были проведены масштабные работы по реставрации.
Любопытные факты
Вюрцбург — исторический город; в народном фольклоре сохранилось множество отсылок к историческим событиям. Например, каждый год в конце августа воспроизводятся события XIV в., когда в 1303 г. жители города шумно праздновали отмену императорского распоряжения, лежавшего над городом тяжелым бременем.
- В истории резиденции в Вюрцбурге есть немало интересных моментов, связанных с самим сооружением и его персонажами. Бальтазар Нейман, например, обязан своей славой выдающегося немецкого архитектора именно созданной им резиденции. Он стал единственным представителем этой профессии, который долгие годы был изображен на купюре 50 марок, и спустя время даже саму купюру стали называть его именем.
- Интересный эпизод связан с Карлом Филиппом фон Грейффенклау, принцем-епископом Вюрцбурга. Осенью 1749 г. с прелатом связался некий Джузеппе Висконти, назвавший себя «великим итальянским художником», и предложил быстро закончить работу над Императорским залом. Когда придворные художники, засомневавшиеся в умениях никому не известного Висконти, решили понаблюдать за его работой, он упрямо прятался за лесами и ширмами. Стало понятно, что он просто красноречивый обманщик без какого-либо художественного таланта. К сожалению, к тому времени он уже получил 1000 талеров из 6000 флоринов, оговоренных за этот заказ.
- У зала, который Тьеполо и его сын согласились расписывать фресками за плату в 10000 флоринов, долгое время не было названия. Предполагалось, что это будет «большой зал», или «главный зал», или даже «незаконченный зал», исходя из состояния, в котором он тогда находился. Только после того, как была добавлена лепнина Антонио Босси, позолота Игнаца Франца Рота, над каминами развешены портреты кисти Франца Липпольда и завершена центральная фреска, зал назвали Kaisersaal, то есть «императорский зал».
В 1525 г. в Германии вспыхнула «крестьянская война» — жестокий мятеж угнетенного народа против аристократии. От бунтующих масс, которые требовали улугишить условия труда, внести изменения в действующие законы и сократить налоги, аристократия и духовенство укрылись в крепости Мариенберг.
Резиденция в Вюрцбурге
Крепость Мариенберг (Festung Marienberg)
Уже в VII в. на холме Мариенберг существовала крепость-резиденция герцога Тюрингии Госберта. В 686 г. сюда приехал епископ Килиан, ирландский миссионер, который обратил герцога и его придворных в христианство, а потом убедил правителя расторгнуть брак с супругой Гейланой, поскольку та была вдовой брата Госберта, а новая религия запрещала подобные связи. Брошенная супруга поклялась отомстить: 8 июля 689 г. по ее плану товарищи Килиана Коломан и Тотнан убили его. В середине следующего века Килиан, умерший за свою веру, был провозглашен святым и стал с этого момента покровителем епископата Вюрцбурга.
Церковь и дворец
На одном из холмов, на которых расположился Вюрцбург, в 706 г. была построена ныне существующая церковь Девы Марии. Это один из самых старинных религиозных памятников в Германии, который в последующие века часто реставрировали. Здесь долгое время погребали внутренние органы местных епископов, кроме сердец, которые хранились в монастыре в Эбрахе, а тела хоронили в городском соборе. В 1201 г. со строительства башни началось возведение прочного и надежного замка. Через некоторое время рядом был возведен двухэтажный дворец, в 1511 г. присоединенный к Герцогскому дворцу. В 1308 г. жители Вюрцбурга после подавленного восстания в качестве наказания должны были соорудить башню Рандерзаккер. С 1253 по 1719 гг. комплекс использовался как резиденция принцев-епископов. Свой современный вид он приобрел при принце- епископе Юлиусе Эхтере фон Меспельбрунне (1545-1617), который финансировал также строительство комплекса Юлиусшпиталь (1576) и основал университет Юлиуса-Максимилиана. Сооружение арсенала и башни Машикули датируется началом XVIII в.
Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) король Швеции Густав II Адольф в 1631 г. Захватил замок и превратил его в мощную «современную» крепость. Это подразумевало укрепление стены с помощью бастионов, поэтому крепость Мариенберга до сих пор называют «шведской траншеей».
Тильман Рименшнайдер (1460-1531), один из самых известных деятелей искусства своего времени, был скульптором и резчиком. Помимо алтаря Святой Крови в Ротенбурге-на-Таубере, он известен двумя работами, хранящимися в Вюрцбурге: надгробием епископа Рудольфа фон Шеренберга (1495) в Соборе и скульптурной группой Адама и Евы (1493) в Майнско-Франконском музее, расположенном в крепости Мариенберга. Рименшнайдер был не только художником, но и политиком, верным христианским принципам справедливости и свободы. Он был избран в городской совет и в 1520 г. стал бургомистром. Когда в 1525 г. крестьяне подняли восстание, Тильман Рименшнайдер поддержал их требования и убедил народ встать на их сторону. Восстание было вызвано глубоким экономическим кризисом, длившийся в Германии с XV в.
15 мая 1525 г. состоялась решающая битва при Франкенхаузене, которая завершилась поражением мятежников. Их глава теолог Томас Мюнцер был казнен. Рименшнайдера тоже постигла тяжелая учесть. Заключенный в крепости Мариенберг он подвергался суровым пыткам, которые привели к постоянной недееспособности рук, а это было самым страшным наказанием для художника.
Местные музеи
В крепости Мариенберг, которая сейчас является собственностью Баварии, были собраны две важные музейные коллекции, рассказывающие об истории и традициях региона.
- Внутренний двор всегда открыт для посетителей. В центре находится элегантный средневековый храм с колодцем глубиной 104 метра. В некоторые внутренние залы и в церковь Святой Марии можно попасть только с гидом.
- Во Дворце принца некоторые комнаты были реконструированы и обставлены мебелью так, чтобы воссоздать образ жизни принцев-епископов. Среди выставленных объектов есть епископский посох и герцогский меч, использовавшиеся в церемониях.
- В Городском музее выставлена модель города времен крестьянского восстания 1525 г.
- В бывшем арсенале крепости организован Майн- ско-Франконский музей, более всего известный богатой коллекцией работ Тильмана Рименшнайдера. Родина скульптора — город Хайльбад-Хайлигенштадт, в 1483 г. он перебрался в Вюрцбург, где прожил до глубокой старости. Он непрерывно поднимался по социальной лестнице, в том числе благодаря удачной женитьбе. Его первая жена была дочерью ювелира, и приобретенный статус позволил ему вступить в профессиональную корпорацию. В последующие годы Тильман Рименшнайдер стал бургомистром города. В этом же музее особый интерес представляет секция об истории виноделия во Франконии, где есть зал с аутентичным прессом.
- В XVIII в. принцы-епископы построили новую резиденцию, а крепость начала постепенно терять свою значимость. Она была секуляризирована Наполеоном, в 1806 г. город вошел в состав Рейнского союза, а в 1815 г. в состав Баварии.
Как и другие многочисленные укрепленные сооружения, расположенные на холмах, крепость Мариенберг состоит из нескольких последовательных «уровней», каждый из которых все менее «воинственный». Внешняя часть представляет собой гигантские куртины с бастионами, которые огибают холм и являются надежной защитой комплекса. Выше находятся укрепления периода Позднего Средневековья с круглыми башнями. И наконец на самой вершине возвышается архиепископский дворец, защищенный двумя рядами укрепительных сооружений, с рядами окон вдоль стен и стройными башенками со шпилями.
Крепость Мариенберг (Festung Marienberg) Крепость Мариенберг (Festung Marienberg)