Верю – не верю — Япония

Группа «Би-2» представляет новый EP и клип «Я никому не верю»

Эксклюзивно на kommersant.ru — презентация песни, которая войдет в новый альбом

«Я никому не верю» — песня, написанная музыкантами «Би-2» Лёвой Би-2, Шурой Би-2 и Яном Николенко. Это новый шаг к первому за пять лет альбому «Би-2», который запланирован к выходу осенью 2022 года.

Впервые в практике отечественной музыки под одной обложкой с оригинальным авторским вариантом песни выходят кавер-версии. Их записали классики отечественного синти-попа и новой волны Инна Желанная, «Альянс» и «Биоконструктор», друзья «Би-2» из Латвии Brainstorm, а также артисты, чья карьера стремительно развивается прямо сейчас: сибирская постпанк-группа Ploho, самая популярная в мире российская прогрессив-роковая группа iamthemorning и земляки «Би-2» — группа из Бобруйска No Drink No Pass.

Как Пол Маккартни в альбоме «McCartney III Imagined» или Дуа Липа в «Club Future Nostalgia», «Би-2» предоставили коллегам свободу интерпретаций в совместном рассказе о корнях, правде и свободе.

Режиссером клипа стал Макс Шишкин, уже снявший для группы несколько видео на песни из грядущего альбома — «Пекло», «Депрессия», «Нам не нужен герой».

Лёва Би-2: «Новую пластинку мы задумали как дневник. Как только появляются какие-то принципиально важные для нас песни, сразу делаем сингл и снимаем клип. Мы очень аккуратно движемся по какому-то тонкому льду — тяжело заниматься творчеством, когда контекст, смысл меняется каждую неделю, месяц. Поэтому эта пластинка заняла у нас так много времени. Рефрен “Я никому не верю” был движущей силой при создании новой песни, но когда мы с Яном Николенко закончили текст, в последний момент я этой фразы испугался.

То, что было изначальной идеей, стало меня пугать. И у меня ушло около трех недель на то, чтобы самому с ней согласиться.

Я подумал, что ее могут принять как какое-то конъюнктурное, высокомерное заявление: “Я никому не верю!” Но мои соратники меня уговорили. Моя жена Ася целую ночь разговаривала со мной об этом: “Не дури мозги, это просто прекрасная фраза для песни”. Я не знаю, почему я испугался… Наверное, эти сомнения присущи вообще любому человеку».

Шура Би-2: «Все пять синглов, которые мы выпустили к будущему альбому,— они все плюс-минус в одной стилистике, это, скажем так, одно из направлений звука нынешней пластинки. Другие шесть-семь песен будут, конечно, немножко в другом стиле, но это все равно будет стиль “Би-2”. Так что мы оставили “мрачную составляющую” — это в принципе музыка, на которой мы выросли».

Игорь Журавлев («Альянс»): «”Альянс” давно дружит с группой “Би-2”, и мы бы в любом случае откликнулись на их предложения. Но мне еще и очень понравилась гармония в этой песне и очень понравился текст. Так что все сложилось как нельзя лучше».

Инна Желанная: «Я всегда с удовольствием участвую в проектах “Би-2” как в студии, так и на сцене. На этот раз творческая составляющая была необычная. Нам предложили не готовую аранжировку, а просто песню и разрешили делать с ней то, что мы, то есть моя группа, считаем нужным. Интересно, что сделали наши коллеги и как я смотрюсь в этом ряду».

Ренарс Кауперс: «Если говорить про английский текст, он все-таки чуточку отличается от русского. Надо признать, он все-таки депрессивнее. Но нам с Дэвидом Брауном из группы Brazzaville во время работы над переводом показалось, что музыка позволяет идти таким текстуальным путем. И в припеве идет история про то, что якобы есть битва, в которой я выиграл, но все равно “сердце пустое”, и ты не чувствуешь в этом радости. Песня очень сильная, было здорово петь ее в студии. Мы с Ингарсом, нашим бас-гитаристом, с которым мы ее записывали, чувствовали: вау, какая энергия в этой песне!»

Александр Яковлев («Биоконструктор»): «Сейчас время постмодерна. Ничего нового уже не будет привнесено, сейчас время “изящных” компиляций из того, что было открыто в прошлом. В том числе и в рок-музыке. Да и что такое сегодня рок-музыка?! Оригинальная песня “Би-2”, обладая, на первый взгляд, достаточно простой мелодией, содержит сложный психологический смысл, который отражает переживания героя. В кавере нам хотелось отобразить новыми красками внутренний нервный бит, напряженную эмоциональность и одновременно присущую песням “Би-2” особую лиричность. Нам кажется, что это получилось».

Артур Георгадзе (No Drink No Pass): «Бобруйск — это небольшой город, в музыкальном смысле ему лучше всего подходит описание “маленькая деревня, где все друг друга знают”, и это тянется через поколения. Мы знаем как своих сверстников, так и друзей наших родителей, которые когда-то в “бородатые” годы собирались в группы и играли. Так что у нас очень много общих друзей и историй, связанных с нашими земляками из “Би-2”. Гитарист наш был лично знаком с Шурой. Вокалист год назад работал с Шурой над песней нашего общего знакомого. А недавно мы просто решили скинуть ему дебютный клип нашей группы, так сказать, дать оценить земляков и растущее поколение. Ему очень понравилось, так и возобновили контакт».

Глеб Колядин (iamthemorning): «Такой проект — своего рода челлендж. Это ведь всегда занятная штука — отыскать нужные пропорции между оригиналом и собственной версией. Думаю, наша версия в итоге получилась не столько кавером, сколько неким перепрочтением оригинала. Мы значительно изменили гармонии и общую структуру, оставили лишь вокальную линию и некоторые мелодические ходы. В общем, сделали песню максимально близкой к нашей стилистике. На мой взгляд, вышло нечто акварельное и абстрактное, что интересно, потому как остальные версии мне видятся более жесткими и структурными».

Я тебе не верю – отзыв

Как Дорох делал или не делал! Ему предлагалось расстегивать лифаны 30 дамам, лежать в ванне с пираньями, обогнать собаку и сделать тату с изображением Мигеля на своих чреслах! Верить ему или нет? Посмотрите шоу)

Доброго времен суток!

Посмеяться люблю и давно плотненько так подсела на всевозможные шоу, подкасты, небольшие сериалы. И тут, на горизонте новенькое шоу от столь популярного тандема Дорохова и Мусагалиева! Азамата не очень люблю, а от Дороха тащусь, такого безумства и эпатажа не от каждого увидишь и мне это нравится)

Не так давно на ТНТ вышло шоу “Я тебе не верю”

Характеристика:

  • Передача развлекательно-игрового контента.
  • Жанр – шоу-викторина.
  • Год производства – 2021 г.
  • Страна – Россия
  • Хронометраж – 45 минут.

Суть проекта: Распознать ложь соперника и других участников. А в конце победить главного босса – Дороха!))))

Участвуют два звездных гостя, рассаживаются на креслах, посередине Мусагалиев и Дорох. Перед ними происходит сие действо.

1 раунд

“Карточки”

Ранее связавшись с гостями и выслушав их истории, которые случились в реальности, редакторы чуть поработали над ними. Получается существует реальная история звезды и вымышленная, придуманная сценаристами шоу. Эти истории записали на карточках. Поочередно их вытаскивают. Если попадается карточка зеленого цвета – игрок говорит правду, если красного – врет. Гости сидят друг на против друга за столом и открывают свою карточку. И тут им приходится говорить правду, либо лгать и выдумывать историю. Дело соперника распознать ложь или истину, задавая вопросы.

2 раунд

“Интуиция”

Зовут незнакомых 4 людей и один из которых обладает одним фактом, особенностью, навыком и прочее, отличающимся от остальных людей. Например :

  • Один из них является обладателем звания “лучший дед Мороз России”.
  • Кого-то из них зовут Александр
  • Кто-то из незнакомцев перепрыгнет человека
  • Кто из них в парике?
  • Какая из четырех самая настоящая супружеская пара?

Все вышедшие будут утверждать одинаковое. С помощью вопросов игроки, по очереди, должны найти не врущего.

3 раунд

“Тук-тук – кто там?”

Перед каждым гостем две двери, он заглядывает в каждую из дверей в глазок и рассказывает, что происходит внутри. Нужно рассказать подробно, что там происходит другому гостю. Тот задает уточняющие вопросы и делает выводы.

За дверьми может оказаться все что угодно:

  • Дружинин играет в карты на раздевание
  • Дед Мороз ест шоколадного мальчика
  • Мигель красит себя в белый цвет
  • А и Б сидели на трубе
  • Байкеры делают себе маникюр
  • Волк смотрит “Ну погоди”

За одной из дверей ничего не происходит и стоит карточка с текстом о чем нужно соврать. А в другой дверью реально что-то происходит. По итогу выбирают где ложь, а где правда и начисляют баллы.

4 раунд

На экране несколько видео, там человек предупреждает гостей о некоем действии, которое он собирается совершить. Гостю предстоит отгадать, будет ли совершено действие либо нет.

Вопросы и действия например такие:

    правда ли что я смогу накрасить ровно губы помадой в аэротрубе?

Финальный вопрос в конце и действие в видео задает сам Дорохов, например:

  • Правда ли, что я сделаю тутаировку с Мигелем?
  • Правда ли, что я зубами протащу машину?
  • Правда ли что я установлю рекорд в книге рекордов?

На данный момент выпущено 9 полных выпусков:

  1. Сабуров и Тимати;
  2. Галыгин и Шастун;
  3. Баста и Щербаков;
  4. Батрудинов и Рева;
  5. Мигель и Кравец Мария;
  6. Карина Кросс и Илья Соболев;
  7. Губерниев и Ирина Мягкова;
  8. Кограманов и Галич;
  9. Абрамов Иван и Ульяна Пылаева.

Мое мнение:

Прикольная передача, веселая и интересная, все время берет азарт, особенно, когда Дорохов выполняет свое испытание. Эдакое “беру на слабо”. Иногда бывает прям волнительно за него, он у них, как испытатель на шоу)))) ну и без его юмора “не для всех” тоже никак!

Мне нравятся разные гости, особенно, когда на шоу приходят мои любимые комики. В первом выпуске участвовал Нурлан Сабуров! Был Абрамов и Щербаков)

Наличие таких классных гостей гарантирует огненное шоу)))

Ведущие, как по-мне, отлично дополняют друг друга. Сдержанный, острый и холодный Азамат в коктейле с горячим, импульсивным безумцем Денисом – супер ккомбо!

Любимый раунд – это, кода приглашают четверых игроков, как говорит Азамат “родственники и соседи Дороха”, и гости должны угадать, кто из них не врет и является тем, кто обладает загаданным качеством или особенностью. Это интересно, каждый врет, но нужно наводящими вопросами прочувствовать истину)

Само шоу легкое, не грузит, без излишней похабщины и матов, отлично заходит под после рабочий вечер в компании вкусняшек и домашнего капучино!

иногда может наскучить, если гости пресные и унылые, бывает, что видосы в 4 раунде откровенно скучные, не вызывают азарта.

Для кого шоу:

Если не любите “слишком пошло и матерно, как в вашем камеди” – подойдет! нецензурщины не заметила, но Дорох может немного шокировать неподготовленных)))

Не большое по продолжительности, за 40 минут вы и посмеетесь и проверите себя с гостями)

Наверно ценители “Однажды в России” должны оценить. Поклонники Дороха и Азамата в частности, тоже.

Где посмотреть: по ТВ на ТНТ, либо позже премьер на канале в интернете. ТНТ просит авторизации, я смотрю сторонних сайтов)

  • идея проекта;
  • развлекательный контент;
  • динамично;
  • азартное шоу;
  • интересно.

Минусы:

Резюмируя:

Советую недавнее шоу на ТНТ “Я тебе не верю”. Позитивно, динамично и весело)

Верю — не верю, 2-й сезон

Куба. Страна необычных запретов и забавных законов. Она привлекает путешественников своей кинематографичной архитектурой, низкими ценами и непередаваемой атмосферой прошлого. Здесь самые лучшие сигары, удивительно белоснежные пляжи и невероятно страстные танцы. Об этом райском уголке Андрей Бедняков узнал пять интересных фактов, которыми ему не терпится с нами поделиться. Но один из них — выдумка! Так верить ли в то, что: Кубинское правительство оказывает помощь сексуально неудовлетворенным. Кубинцам грозит штраф за неубитого комара. Глава государственного Совета Кубы обязан подвезти человека, голосующего на дороге. Каждый десятый банан на Кубе ядовитый. На кубе за просмотр котиков на ютубе дают тюремный срок.

Соединенные Штаты Мексики славятся своими гигантскими кактусами, огромными шляпами и величественными пирамидами. Здесь уютно сочетаются как древнейшие памятники архитектуры, удивительный животный и растительный мир, так и многие традиции уникальных племен. Пока Андрей Бедняков гостил в этой стране, он узнал пять удивительных историй, которыми готов с нами поделиться. Но помните, одна из них — чистая выдумка! Так верить ли в то, что: Мексиканцы делают алмазы из текилы, а соль из червяков. Ацтеки хоронили своих вождей в шоколаде. В Мексике родственников неплательщиков налогов помещают в музей. На Мексику по закону запрещено нападать из космоса. На мексиканских праздниках быка с пиротехникой направляют в толпу.

Ямайка. Страна, в которой туристов больше, чем местных жителей. Государство, в котором никто никуда не торопится и не испытывает ежедневный стресс от проблем. От заката до рассвета остров живет под ритмы регги и главным занятием в жизни считает единение с природой. Какие пять интересных историй Андрей Бедняков расскажет об этом уникальном месте и что из этого окажется ложью? Так верить ли в то, что: На Ямайке существует танец-убийца, Джеймс Бонд родился на Ямайке, Боб Марли был премьер-министром Ямайки 27 дней, На Ямайке похороны — самый веселый и длительный праздник, В ямайской воде можно сгореть заживо.

Оман — государство если не сказочное, то близкое к этому. Здесь нет высших заведений, безработицы и бездомных. В этой мусульманской стране практически нулевая преступность и ее граждане совсем не платят налогов! Казалось бы, куда интересней? Однако, Андрей Бедняков найдет еще более невероятные факты, в которые не захочется верить. Но только один из них окажется ложью! Так верить ли в то, что: В Омане используют электроускорители для животных, В Омане клеят корабли финиковым джемом, В Омане лучший подарок для мужчины — подводка для глаз, В Омане пьют морскую воду, В Омане самые честные рыбаки в мире.

Арабское государство на Ближнем Востоке станет жемчужиной для любого путешественника. В этом государстве пока еще можно насладиться целебной силой Мертвого моря без переизбытка отдыхающих и спокойно пройтись по колоритному восточному рынку. О красоте иорданской природы и величественных архитектурных памятниках ходят легенды. Поэтому Андрей Бедняков изрядно постарался, прежде чем найти еще пять интересных историй об Иордании. И только одна из них окажется неправдой. Так верить ли в то, что: В Иордании туризм развивают военные. Иорданские бедуины променяли свои дома на магнитики. На пляжах в Иордании невозможно сгореть. Иорданские женщины покупают себе лицо. Короля Иордании можно встретить в очереди в больницу.

Южная Корея. Высокий уровень жизни, большая производительность труда и любовь к еде является нормой для уникального государства. Но если у вас эта страна ассоциируется с морковкой по-корейски, то тогда это удивительное путешествие с Андреем Бедняковым придется вам по вкусу. Он собрал пять самых невероятных фактов, о которых вы даже не догадывались. Все они, действительно, правдивы. Кроме одного! Так верить ли в то, что: Корейские быки едят осьминогов. Корейские школьники учатся по 18 часов в сутки. Корейские парни завоевывают девушек черной лапшой. Мясо собак вызывает зависимость. Корейцы играют в суицид.

Япония. Островное государство на Дальнем Востоке поражает путешественников своими древними традициями и техническим прогрессом. На улицах города можно увидеть настоящего робота, а местные жители все еще продолжают верить в лесных духов. Интересно, что снеговиков здесь лепят строго из двух шаров и на законодательном уровне запрещено быть толстым. О самой загадочной стране планеты Андрею Беднякову легко удалось собрать пять невероятных фактов. Но какой из них окажется чистой выдумкой ведущего? Так верить ли в то, что: Японцы создают героев аниме из своих умерших родственников. В японское метро пускают по половому признаку. Подростки Японии годами не выходят из квартир. В Японии запрещено набивать татуировки. Японцы являются самой сексуально удовлетворенной нацией в мире.

Тайвань официально считается частью Китая, но давно пытается стать независимым государством. Прекрасный остров в Тихом океане может похвастаться удивительными особенностями. Так, национальным видом спорта здесь является бейсбол, тайванские фильмы смотрит весь мир, а на похороны приглашают стриптизерш. Но еще более невероятные факты о Тайване собрал Андрей Бедняков. Четыре из них окажутся чистой правдой, и только один — ложью. Так верить ли в то, что: Тайванцы хотят стать змеей. У шопоголиков на Тайване есть своя церковь. Маятник спасает жизни тайванцам. Тайванцы могут забеременеть с помощью лопаты. Тайванцы откапывают умерших родственников, что посмотреть как у них дела.

Амазонские джунгли, великолепные пляжи и могучие водопады притягивают в эту страну толпы туристов. Даже долгий перелет не останавливает путешественников от желания увидеть величественную красоту местной природы и зажигательный ритм жизни его граждан. Мы думаем, что Бразилия — это долгие сериалы, хорошие футболисты и самый красочный карнавал. Однако, Андрей Бедняков узнал пять совсем неожиданных фактов об этой стране. Только один из них окажется неправдой. Так верить ли в то, что: Бразильцы делают топливо для машин из деревьев. В Бразилии заключенных могут выпустить из тюрьмы за чтение книг. Бразильцы празднуют подмышку Христа. В бразильском ЕГЭ есть обязательный экзамен по капоэйре. В Бразилии есть исправительная колония для собак.

Парагвай находится в центре Южной Америки. Это одна их самых удивительных стран, полная интересных противоречий. Здесь есть железная дорога, но поезда не ходят. У них самый большой в мире флот, но нет выхода к морю. Помимо этого, Парагвай имеет двусторонний флаг, а одним из национальных героев является донской казак Иван Беляев. Но еще больше интересных фактов расскажет Андрей Бедняков. Только один из них будет выдумкой. Так верить ли в то, что: В Парагвае разрешены дуэли. Парагвайцы страдают от зависимости к чаю мате. Мисс Парагвай весит больше ста килограммов. Парагвайский футболист мячом сбил самолет. Парагвайский суп можно есть только руками.

Аргентина. Страна, в которой находится самый высокий вулкан и самая засушливая пустыня планеты, удивляет своими особенностями. Здесь президент живет в розовом доме, во многих квартирах нет кухни, по улицам разъезжает книжный танк, а жители отмечают День России. Все это уже кажется невероятным, но есть еще пять интересных фактов, о которых расскажет Андрей Бедняков. Только один из них окажется ложью. Так верить ли в то, что: Аргентинские священники причащают пиццей в церкви Марадоны. Президент Аргентины защищает страну от оборотней. Аргентинские политики спаивают своих избирателей. В Аргентине живут заклинатели лошадей. Аргентинское танго придумали в борделях.

Грузия — cтрана, в которой самые удивительные истории рано или поздно становятся тостами. Тот, кто хоть раз здесь побывал, непременно захочет вернуться еще раз. Ведь гостеприимство местных жителей не знает границ. А вкусная еда и фантастическая природа оставят на память самые приятные впечатления. О горной стране Андрей Бедняков отыскал пять невероятных фактов, но только один из них окажется неправдой. Так верить ли в то, что: Грузинские футболисты танцуют лезгинку, чтобы лучше играть в футбол. В Грузии детей воспитывают в самолете. В Грузии пьют вино из видеодвойки. Грузинский монах 20 лет скрывался от наркоторговцев на вершине горы. В грузинском городе-призраке течет река, которая сводит с ума.

В специальном выпуске Андрей Бедняков покажет самые необычные способы зарабатывать деньги. Некоторые профессии могут показаться чистой выдумкой, но они на самом деле существуют на свете. Так что из того, что расскажет ведущий, будет правдой? И верить ли в то, что: В Гонконге есть кот, который продает газеты и алкоголь. В Аддис-Абебе есть завод по производству мух. В Нидерландах есть профессия — вручную делать дырки в сыре. Службы безопасности Филиппин нанимают на работу хореографов. Перуанцы использую морскую свинку как рентген.

Специальный выпуск, в котором Андрей Бедняков расскажет о самых невероятных местах, в которых живут люди. Для кого-то клочок земли — это подарок судьбы, а кто-то воспринимает дворцы с приусадебным участком как данность. Но мы даже не догадываемся, где можно жить, и какая из следующих историй ведущего окажется выдумкой! Так верить ли в то, что: Эйфель строил столицу Мозамбика. Могилы — ходовая недвижимость на Филиппинах. Ирландцы специально разрушают свои замки. В Перу строят острова из обычной травы. Джеймс Бонд родился на Ямайке.

На этот раз Андрей Бедняков соберет самые интересные сюжеты о роскоши. Пять историй небывалого расточительства могут либо показаться полным бредом, либо вызвать небывалое восхищение. Но какими бы невероятными они ни были, только одна из них окажется чистой выдумкой. Так верить ли в то, что: Цена богатой жизни в Уганде — человеческая печень. В Перу жители трущоб не покинули свои дома даже за 40 000 долларов. В Колумбии золото выбрасывали в озеро. Правительство Нидерландов оплачивает гражданам жриц любви. Ацтеки хоронили своих вождей в шоколаде.

Специальный выпуск, в котором Андрей Бедняков собрал пять невероятных историй о жителях разных стран. Способности человеческого организма не перестают удивлять и становятся объектом все новых и новых исследований. И все же наука не может объяснить еще очень многое. В отличие от Андрея Беднякова. Но будьте внимательны, он готов соврать в любой момент! Так верить ли в то, что: В Лаосе живет настоящий железный человек Житель Вьетнама не спал сорок лет Все жители мозамбикской деревни — дети одного мужчины В Зимбабве живут люди с четырнадцатью пальцами Боб Марли был премьер-министром Ямайки 27 дней.

Андрей Бедняков решил собрать свой рейтинг самых странных и шокирующих традиций. Какие ритуалы, по его мнению, достойны книги ужасов, а какие могут пойти на пользу организму. Пять историй Андрея Беднякова могут показаться полным бредом, но только одна из них окажется выдумкой. Так верить ли в то, что: Во Вьетнаме самый желанный подарок — это гроб. Японцы создают героев аниме из умерших родственников. Ирландцы после праздников зарывают себя в песок. В Мексике родственников неплательщиков налогов помещают в музей. На Ямайке самый веселый праздник — похороны.

В этом спецвыпуске Андрей Бедняков специально отправился в путешествие по миру, чтобы найти ответы на вопросы, которые волновали человечество во все века. Он выяснял секреты семейного счастья и основы канонов человеческой красоты. И узнал такое, что и сам бы не поверил, если бы не видел собственными глазами. Какая же из пяти историй все-таки окажется выдумкой? Эфиопцы уверены, что первым человеком на земле была женщина. В племени Масаи после свадьбы муж становится женой на один день. В Гонконге женщинам разрешено избивать своих мужей до смерти. В Колумбии лучший подарок на выпускной — пластическая операция. В Намибии беззубые люди считаются красивыми.

Азербайджан. На берегу Каспийского моря раскинулась прекрасная страна, которая очаровывает туристов своими достопримечательностями и природой с первого взгляда. Это самое большое государство на Кавказе и связующее звено двух цивилизаций — западной и восточной. Именно здесь пробурили первую современную нефтяную скважину и напечатали первую в Российской Империи газету. Эти факты достоверно известны, а вот те, что собрал Андрей Бедняков, больше похожи на искусную выдумку. Однако только одна из историй окажется неправдой. Так верить ли в то, что: Азербайджанцы избивают гостей на свадьбах. Рэп батлы были придуманы в Азербайджане. В Азербайджане моют ноги перед едой. На день рождения азербайджанцы дарят друг другу нефтяные вышки. В Азербайджане выращивают шпионов в специальных деревнях.

Армения. Соседнее государство с Россией с потрясающей природой, древнейшей архитектурой, необыкновенным радушием жителей и вкусной едой. Страна с богатейшей историей может познакомить гостей не только со своими традициями, вкусными напитками и нежным сыром, но и с невероятными фактами. Все они настолько удивительны, что в них не захочется верить! Но только один из них окажется ложью. Так верить ли в то, что: В Армении на долю ангелов уходит больше коньяка, чем на людей. В Армении детей заставляют сидеть в печи. В Армении есть девятиэтажная яма для картошки. Обычные армяне после работы носят водку по воздуху. Самые богатые армяне живут в самом бедном районе.

В этой программе Андрей Бедняков собрал пять лайфхаков для путешественников. Но только внимательный телезритель узнает, какой из них — выдумка. Так правда ли то, что: В Норвегии можно жить абсолютно бесплатно. В Эфиопии живет племя аборигенов, которое говорит по-русски. Ирландские мужчины не могут ответить отказом женщине на предложение руки и сердца. Кубинское правительство оказывает помощь сексуально неудовлетворенным. В Малайзии за одежду желтого цвета можно получить тюремный срок.

Нефтяная платформа Приразломная — это то место, куда не сможет попасть случайный путешественник. Арктическая станция находится за полярным кругом. Именно здесь «Газпром нефть» добывает российское черное золото. И так как редкий человек бывал на нефтедобывающих платформах, то все истории, которые расскажет о ней Андрей Бедняков, можно принять за чистую правду. Однако один из невероятных фактов окажется ложью! Так верить ли в то, что: Чтобы попасть на нефтедобывающую платформу нужно утонуть. Платформу «Приразломная» защищает магнитофон. На нефтедобывающей платформе бурят скважины для мусора. Работники платформы «Приразломная» набивают себе татуировки нефтью. В столовой на платформе проходят дни национальной кухни.

Эхо войны на Тихом океане. Япония не верит России

фото: предоставил Ю. Уфимцев | Эхо войны на Тихом океане. Япония не верит России

19 сентября Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии выступило с официальным сообщением, что среди вывезенных останков японских военнопленных, погибших до 1956 г. в России и Монголии, 597 вывезены ошибочно и не принадлежат японцам. Скоро встанет вопрос возвращения их в Иркутск и Хабаровск. Еще, кстати предстоит вывезти 33 тыс. останков. Какова же предыстория этого вопроса?

В результате разгрома японской Квантунской армии в августе 1945 г. в плен было взято около 650 тыс. японских солдат и офицеров, которых вывезли в СССР и разместили в специальных лагерях, где многие из них провели более десятка лет. Основной причиной интернирования и длительного удержания японцев в Советском Союзе являлось стремление наказать противника и максимально использовать трудовой потенциал военнопленных.

Только в Приморском крае было размещено 75 тыс. японцев. Из них — 48 тыс. во Владивостоке, 15 тыс. — в Партизанске, 4 тыс. — в Находке. Лагерь японцев находился на станции Угольной и под Уссурийском, где, например, содержался и майор, сын принца Коноэ — Фумитака. В течение последующих лет японские военнопленные строили плотины, валили лес, построили Находкинский торговый порт и Седанкинский гидроузел.

В 1950 г. японцев начали свозить в Находку, в транзитный лагерь № 380, и отправлять на родину. Последние 1025 человек были отправлены в декабре 1956 г. Но 55 тыс. японцев не вернулись. Только в Приморье по различным причинам умерло 6740 японских военнослужащих. Все они остались на японских кладбищах в местах своего заключения. Со временем кладбища и отдельные могилы забросили. Только одно продолжало содержаться — показательное в открытом порту Находка. Оно содержалось образцово. 573 могилы были покрыты надгробными плитами, а над останками генералов был установлен памятник.

Но такого нельзя было сказать об остальных захоронениях: по ним прокладывали дороги, рыли котлованы, на них строили дома.

В середине 60-х японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о розыске останков и могил бывших заключенных. Эта работа легла на КГБ, располагавший солидными архивами. Работники комитета восстанавливали архивы, карты, проводили опросы свидетелей и местных жителей, в результате чего были собраны обширные материалы. В 1991 г. правительства двух стран подписали соглашение «О лицах, находившихся в лагерях для военнопленных». Согласно данному документу, наша страна взяла на себя обязательства содействовать японской стороне в поисках и возвращении на родину останков военнопленных, умерших на территории СССР. Но союз неожиданно развалился.

Поводом для нового поворота стало изъятие у одного моряка ДВМП некоторых записей по японским захоронениям, которые он продавал по цене один доллар за имя. Материалы были переданы в УКГБ по Приморскому краю. Позднее работник УФСБ Приморского края в отставке Андрей Поликаров обобщил полученные материалы, восстановил недостающие архивы, карты, фотоматериалы, провел рекогносцировку на местности. Им была создана карта 113 захоронений, вместе с архивными материалами лично переданная в 1996?г. первому заместителю министра МИД Японии. По собранным материалам была проведена эксгумация, и обнаруженные на тот момент останки были переданы японской стороне.

Уже в наше время, проживая в Москве, Поликаров дополнил материалы о военнопленных в Приморском крае материалами о захоронениях на остальной территории России. Собранные материалы о 38 тыс. захороненных были переданы Владимиру Путину для передачи японскому императору Акихито.

В самой Японии при поддержке правительства развернулось движение за возвращение погибших домой. Решение вопроса было поручено Министерству здравоохранения, труда и благосостояния Японии. Основываясь на полученных материалах, японцы приступили к практическим мероприятиям, пик которых пришелся на 2007–2009 гг. Так, в Находке была проведена кремация, и 142 урны с прахом были отправлены в Японию.

На церемонии прощания Есида Ясухиро, руководитель японской правительственной группы сбора останков японских граждан, умерших в лагерях для военнопленных в Советском Союзе, отметил: «Сегодня я от имени делегации правительства Японии по случаю проведения в городе Находке Приморского края панихиды по японским гражданам, умершим в лагерях для военнопленных в Советском Союзе, с почтением произношу поминальное слово, дабы успокоились души наших соотечественников, лежащих в земле России вдали от Отчизны. Понимая, какую трагедию приносит война, мы обещаем, что вновь подтверждаем решимость о мире и вносим вклад в дальнейшее развитие нашей страны».

«Очень хорошо помню, как во время поездки в Иркутск в 2007 г. в киоске в гостинице мне попалась на глаза карта японских военных захоронений в Иркутской области стоимостью 50 рублей, — рассказывает Петр Черемушкин из Москвы. — Спросил у сотрудницы областной администрации: «А почему так дешево?» Она и говорит: «Потому что нет больше японских военных захоронений в Иркутской области!» Рассказала, что потомки из Японии приезжали с инструментами, лопатами, кирками, выкапывали гробы, ставили их в номера-люксы, а сами жили в двухместках. И все вывезли! Удивлению моему не было предела!»

Работавшая в 2007 г. в Арсеньеве японская делегация состояла из 13 сотрудников Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, бывших заключенных, родственников японских солдат, похороненных на территории Приморья, и студентов-добровольцев. Японцы также провели работы по эксгумации, кремированию останков японских военнопленных и отправке их на родину.

Захоронения вскрывали и тут же сжигали на специально привезенных дровах при соответствующей событию японской церемонии. Кроме праха, японцы вывезли с собой и образцы ДНК захороненных для дальнейшей их идентификации. Если у погибших не осталось родственников, то прах церемониально хоронили в братской Могиле Неизвестного Героя возле императорского дворца в Токио.

Местное население Арсеньева отнеслось к японцам с пониманием. Администрация помогла техникой, а учительница гимназии Ирина Бердникова бросила клич ко всем старожилам рассказать японцам о том, кто что знает. Народ откликнулся, и благодаря этому были найдены неучтенные захоронения.

С пониманием отнеслись и японцы. Так, например, основное захоронение оказалось на территории частного огорода местного жителя. Чтобы не тревожить живых, японцы дождались, когда хозяин огорода выкопает всю картошку, и только после этого принялись за более глубокую «вспашку».

Работа по поиску останков японцев продолжается японским правительством до сих пор. В самой Японии, щепетильно относящейся к вопросам смерти и захоронения, сегодня разразился нешуточный скандал. Информационное агентство «Киодо» опубликовало информацию о том, что при проведении ДНК-анализов вывезенных из Иркутска, Хабаровска и Сибири останков было определено, что 597 останков являются не японцами. Их собрали в России со 126 захоронений за 20 лет. 347 из них были вывезены в 2007–2012 гг. без предварительной экспертной оценки. То же произошло и со 144 останками, собранными с двух захоронений в Иркутске в 2006?г. Под сомнением и 45 останков, вывезенных из Хабаровска с одного захоронения, которые русские эксперты определили как японское.

В середине 2018 г. Японское общественное телевидение провело расследование и выяснило, что в 2014 г. из села Боржигантай Забайкальского края РФ, где предположительно находился лагерь с военнопленными из Японии, были вывезены останки 70 человек. Для этого на место тогда прибыла японская делегация, которая, используя российские карты и свидетельства местных жителей, установила вероятное место захоронения японских военнопленных. В составе делегации не было эксперта по ДНК, который мог бы там же провести предварительную экспертизу. Кроме того, само место захоронения было расположено на кладбище, где в основном покоятся умершие местные жители.

Факт наличия среди останков русских был установлен японским правительством еще 14 лет назад, но оно скрывало это в связи с тем, что встала бы необходимость объясняться с родственниками и с российским правительством о передаче останков обратно.

19 октября министерство выступило с официальным подтверждением информации СМИ, извинившись и оправдав свои действия длительностью процесса ДНК-подтверждения идентичности и отсутствием контактов с российской стороной.

В российском информпространстве все больше и больше появляется материалов о том, что наши соотечественники намеренно выдавали японцам остатки россиян за азиатов.

Действительно, японские кладбища, расположенные недалеко от русских, со временем поглощались последними, останки перемешивались, как и в случае с рытьем котлованов на их месте. Японские военнопленные, как правило, захоранивались в общих ямах без одежды, что также делало сложной визуальную идентификацию. Пользуясь этим, местные русские власти якобы старались избавляться от неопознанных кладбищ, выдавая их за японские. То же делало и местное население, получавшее «солидные» деньги от японских властей.

Между тем, по информации японской стороны, на сегодняшний день из России и Монголии вывезено 22 тыс. останков, но 33 тыс. еще предстоит вывезти.

Языческая Япония: почему самая технологически развитая страна в мире до сих пор поклоняется духам

Фото: getty Images/fotobank.ru

Япония — самая религиозная страна в современном мире. В это сложно поверить, однако цифры — упрямая вещь, особенно если их приводит такое далекое от мистики учреждение, как Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии.

На 127 млн жителей островов 107 исповедуют синтоизм, 90 — буддизм, около 25 — традиционные формы христианства, а еще порядка 90 млн — «другое».

Никакой ошибки в подсчетах нет, просто японское отношение к религии чем-то напоминает подход Бени Габора, героя фильма «Мумия», который носил на шее крест, шестиконечную звезду и прочие знаки всех известных ему конфессий. Как говорится, «на всякий случай». В Японии считается совершенно нормальным отмечать синтоистские, буддистские и христианские праздники. Однако ключевой религией остается синто с его поклонением духам и обожествлением природных сил. Получается, что Япония — единственная развитая страна в мире, в которой истеблишмент и большинство населения исповедует язычество.

Главным символом японского государства и единства нации является император. Но если в Англии королева является только главой англиканской церкви (как русский император был главой церкви православной), то японский государь и сам имеет божественное происхождение: он ведет свой род напрямую от богини солнца Аматерасу. Может, это и сказочки, но императорский дом страны Ямато — старейший в мире.

У японского авиаперевозчика JAL существует бонус, о котором знают немногие российские путешественники. Покупая билет по маршруту Москва — Токио — Москва, можно получить бесплатный билет (туда и обратно) в любой выбранный вами японский аэропорт, куда летает авиакомпания. Хороший повод отправиться в такое место, куда редко ступает нога иностранного туриста. Например, в Идзумо, чтобы посетить так называемые «центры силы» — старинные храмы и святилища, где трудолюбивые японцы заряжаются сакральной энергией.

Идзумо-тайся — храм, занимающий особенное место в синто. До конца XIX века Япония жила по лунному календарю. В нем каждый месяц назывался замысловато и поэтично: месяц рисовых посевов, любования луной, хризантем. А вот у десятого было пугающее обозначение — месяц без богов. Если верить синто, раз в год все божества японских островов оставляют свои насиженные места и собираются в одной точке, в храме Идзумо-тайся.

Когда здесь появилось первое святилище — неизвестно даже приблизительно. Возможно, Идзумо-тайся — самый старый храм в Японии. По крайней мере так утверждают местные источники. Впрочем, опровергать их никто не собирается. Сюда вообще ради другого едут. В последние годы японцы стали больше интересоваться национальными корнями, традициями и национальными духовными практиками, а синто — самая старая и традиция, и практика.

Так как иностранных туристов в Идзумо-тайся очень мало, отношение к ним подчеркнуто дружелюбное. Йоширо Такада — менеджер международного отдела крупной корпорации, увидев белого туриста, вежливо интересуется на хорошем английском:

— Не нужна ли помощь?

Вопрос не праздный: большинство надписей и информационных материалов здесь не дублируются на английский, как в классических «туристических» местах. Токиец Йоширо много лет живет и работает за границей, а в Идзумо приехал впервые. Мужчина средних лет с внешностью топ-менеджера разбивает представления о паломниках как о бабушках, решивших подумать о душе.

— Все мои коллеги здесь уже были, — почти оправдывается Йоширо.

Хочется задать вопрос в лоб: зачем японцы сюда едут? Чего просят у высших сил? Наверняка того же, что русские, евреи или татары. Разница в том, что паломничество по-японски внешне не напоминает поход по святым местам в нашем представлении. Обычные туристы в удобной одежде с фотоаппаратами и видеокамерами наперевес выходят из экскурсионных автобусов и автомобилей, чтобы посетить исторические достопримечательности, кидают монетки, хлопают в ладоши, покупают в сувенирных киосках у девушек в этнических нарядах какие-то забавные висюльки с бубенчиками и расписные дощечки на веревочках.

Не сразу становится понятно, что кидание монетки — религиозный ритуал, как и хлопок в ладоши. Что сувенирный киоск — это церковная лавка, в которой работают храмовые служительницы — мико. Довольно сложно догадаться, что японская красавица в белой блузке и красных штанах выполняет примерно те же функции, что послушница в женском православном монастыре.

Забавные разноцветные висюльки в лавке оказываются религиозными амулетами, приносящими (в зависимости от цвета) здоровье, удачу, деньги, легкую дорогу, успехи в труде или счастье в личной жизни. Деревянная дощечка — это и вовсе место для подачи просьбы к богам. Одну сторону украшает картинка — сакральная символика, изображение храма, божества или священного животного, а оборотная сторона служит чистым листом. Христиане и евреи пишут свои записочки с молитвами на бумаге, японцы же выводят иероглифы на дереве.

С помощью продетой веревочки эма вешают на специальные стойки. Через какое-то служители снимают таблички и совершают ритуал сжигания — передают просьбы в небесную канцелярию. Да! Если прошение окажется услышанным и желание исполнится, нужно вернуться в храм, чтобы отблагодарить божества за проделанную работу. В противном случае удача отвернется. Поэтому многие японцы отправляются в повторное, благодарственное паломничество. Несложно догадаться, что присутствие таких людей укрепляют веру тех, кто приехал в святые места впервые.

Йоширо Такада протягивает буклет с картой. На плане нанесены точки, соединенные в кольцо неправильной формы. Ни слова на латинице — сплошные иероглифы.

— Это реклама маршрута из храмов и святых мест, по которому возят женщин. Идзумо-тайся входит в эту программу.

— Ого! Специальный женский тур?

— Да. Женщины, которые хотят иметь детей, ездят по этой программе.

Такой он — ХХI век в стране победивших передовых технологий. Впрочем, возникает логичный вопрос:

— Куда в каком случае ездят японские мужчины? Неужели в мужские монастыри?

Йоширо смеется в ответ. После чего совершенно серьезно советует подняться на священную гору Дайсен, к братьям-монахам.

— Она является японской точкой силы?

— Конечно! Дайсен — священная гора и в синтоизме, и в буддизме. Да и находится недалеко отсюда.

Вершина Дайсен считалась пристанищем богов с незапамятных времен. Интересно, что на японских островах, омываемых морями, отсутствует культ водной стихии, зато прославляются горы. Боги Страны восходящего солнца чаще живут в горах, да и сами вершины наделяются почти волшебными свойствами. По меньшей мере с IX века на Дайсене существует синтоистское святилище Огамиама. К нему ведет самая длинная в Японии дорога из природного камня. Плоская поверхность сточенных булыжников темнеет на фоне снега.

Во что верят японцы

Дети у ворот синтоистского храма. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1892–1895 годы © Okinawa Soba / flickr.com

К основным японским религиям относятся синтоизм и буддизм. Ограниченное распространение получило и христианство, число последователей которого составляет менее 1,5 % населения Японии. В настоящее время также появляются так называемые новые религии, представляющие собой синтез разнообразных элементов различных религиозных систем, чаще всего на базе учения определенной буддийской школы. (Конфуцианство, оказавшее огромное влияние на формирование японской государственности и общества, к религиям не относится и воспринимается в качестве этической, но не религиозной системы. Конфуций, в отличие от Будды и Христа, не был обожествлен.)

Синто

Быть синтоистом для жителя традиционной Японии и быть японцем — вещи одного порядка. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть синтоистом, не будучи японцем. Слово синто записывается двумя иероглифами, где син значит «божества», а то — «путь». В отличие от буддизма или христианства, которые именуются по-японски «учением» Буккё дословно — «учение Будды», кирисутокё дословно — «учение Христа». , у синто нет основателя. К настоящему времени за синтоизмом прочно закрепилось звание исконной японской религии, в основе которой лежит почитание многочисленных божеств ками. Термин «синто» впервые встречается в хронике «Нихон сёки» (720 год), где в записи за 586 год сообщается: «Император верил в учение Будды и почитал путь богов». Однако представления о божествах-ками, обитающих в реках, горах, деревьях, камнях и даже отдельных вещах, появляются значительно раньше. Ко времени составления «Нихон сёки» уже можно говорить о наличии пантеона божеств и тесной связи между синто и государством. Так, чем древнее было божество, от которого вел начало тот или иной аристократический род, тем на более высокую ступень в иерархии он мог претендовать.

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы © Okinawa Soba / flickr.com

Буддизм

Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официаль­ном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду. Государь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.

Комусо — монахи дзенской школы Фуке. Начало XX века © Okinawa Soba / flickr.com

Японские религии — общие черты

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.

Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.

Запад «верит в религию», Япония «религию чувствует»

Ад и рай

Японцы всегда жили своей идеей, соотнося ее сначала с китайским учением, а затем с западными знаниями. В условиях резкого развития глобализации японцы вновь задаются вопросами: «Что есть японская цивилизация?» и «Кто такие японцы?» Какое воспитание необходимо японцам, чтобы выжить в предстоящую эпоху? Религиовед Тэцуо Ямаори пытается найти нужный путь в беседах со специалистами.

Японцы всегда жили своей идеей, соотнося ее сначала с китайским учением, а затем с западными знаниями. В условиях резкого развития глобализации японцы вновь задаются вопросами: «Что есть японская цивилизация?» и «Кто такие японцы?» Какое воспитание необходимо японцам, чтобы выжить в предстоящую эпоху? Религиовед Тэцуо Ямаори пытается найти нужный путь в беседах со специалистами.

На этот раз речь пойдет о воспитании и религии, а в роли эксперта выступит профессор религиоведения Токийского технологического института Тосиюки Уэда.

Что может сказать сфера религии миру научных технологий сегодня?

Ямаори: Что ни говори, но в наши дни, когда научные технологии получили необычайное развитие, встает вопрос, что может сказать религия и религиозные деятели миру научных достижений.

Я часто задаю вопросы ученым — такие вопросы, которые им не нравятся.

Я не могу ощутить на себе, что такое ген, открытие которого называют передовым достижением естественных наук. Я не могу ощутить существование генов как формы жизни. Однако их существование действительно подтверждается с помощью доказательств. Возьмем другой пример с книгами или достижениями спортсменов, читая и смотря на которые можно ощутить душевные переживания. Однако мы не можем доказать существование этих духовных явлений.

Я обращаюсь к ученым с таким вопросом: «Вы можете почувствовать гены?» Половина ученых отвечают, что может, это утверждение больше кажется притянутым за уши. Я не очень им верю. Религия должна рассказывать науке о таких вещах, которые доступны только на уровне ощущения.

Например, ученые говорят, что кварк (частица) имеет цвет, поэтому можно разделить их по цветам. Действительно ли кварки наделены цветами или ученые таким образом объясняют их строение для себя? Однако вторая половина ученых говорит, что почувствовать это нельзя. Я согласен с ними.

Таким образом, за счет исследования того, что невозможно ощутить, за счет открытий, которые влияют на судьбы человечества, наука достигла много, включая производство лекарств. Какую ответственность теоретически несут ученые? Этим вопросом должны пристально заниматься деятели религий, однако пока в этом направлении практически ничего не предпринимается.

Ощущение того, что «мы все под богом»

Уэно: Я тоже в своем Токийском технологическом институте раз в год обязательно провожу опрос, раздражающий студентов.

Я говорю: «Поднимите руки те, кто верят в религию», – тогда из 200 человек в аудитории поднимается две-три руки. Руки поднимают крещеные по христианскому обряду или члены организации Сока Гаккай. Хотя, наверное, есть и такие студенты, которые просто стесняются поднять руку, чтобы о них не подумали плохо.

«А теперь поднимите руки те, кто ни во что не верит», — говорю я — и вижу лес рук. «Поднимите руки те, кто ходил в храм на Новый год», — не останавливаюсь я, но руки все также остаются поднятыми. (Первое посещение храма на Новый год «хацумодэ» является повсеместной традицией в Японии – прим. пер.) Затем я попросил поднять руки тех, у кого есть или был оберег, нашлись студенты, у которых амулет был прямо в сумке. (Традиционный оберег «омамори» обычно покупается в храме, чтобы, например, повысить успехи учащихся или защитить от автомобильных аварий – прим. пер.) «В таком случае, раз вы не верите в религию, режьте свои амулеты вот этими ножницами», — говорю им я.

«Если вы не верите ни в религию, ни в бога, то вам не составит никакого труда разрезать оберег», – настаиваю я, но в ответ получаю: «Так нельзя. Разве можно делать такие вещи?» «А почему нет?» — спрашиваю я. «Я буду наказан». «Кем наказан?» «Наказан богом», — отвечает студент. «Так получается, что ты веришь в бога?» «Нет, не верю». «Ну так режь», — вот такая у нас получается дискуссия.

Уэно: У них есть религиозное чувство, но это уже не религия, а просто повторяющие ее традиции. И мне кажется, что они все еще актуальны. Все-таки любой студент закроет домашний буддийский алтарь, если соберется дома смотреть эротические книги (смеется).

Ямаори: Интересно подмечено. Впервые об этом слышу (смеется).

Уэно: В буддийском алтаре выставляются таблички с изображением умерших, перед которыми смотреть эротические журналы или видео просто неудобно. Все равно чувствуешь, как будто за тобой наблюдают из другого мира.

Ямаори: Из чувства предосторожности.

Уэно: Считается, что умершие могут смотреть на нас из своего мира. Наверное, Ваше поколение еще имеет представление о том, что за нами наблюдает бог.

Ямаори: Да, конечно.

Уэно: У людей моего поколения тоже еще сохранилось такое понимание. У нынешних детей представления того, что все, что они делают, видит бог, уже нет, но они все же чувствуют, что за ними кто-то следит.

Рут Бенедикт писала, что «Япония – культура стыда». Японцы испытывают стыд не только под взглядом других людей, но под взглядами и богов, и предков из других миров.

Уэно: Если человек делает глупость, то он испытывает стыд не только под взглядами людей, но стыдится своего дурацкого поступка перед предками, благодаря которым он появился на свет. Это значит, что даже если его никто не видит, он все равно будет стыдиться под взглядами из другого мира, то есть чувство стыда достигает еще больших размеров.

Это чувство постепенно сокращается усилиями экономистов и политиков, а также поколением бэби-бума (смеется).

Уэно: У поколения бэби-бума практически совершенно отсутствует это чувство. Эти люди еще со школ, в которых училось по 60 человек в классе, в условиях неимоверного давления со стороны общества ничего не чувствовали, кроме взглядов других людей. Среди преподавателей этого поколения нимало таких, которые готовы часами проводить стратегические совещания вечером перед собраниями преподавательского состава, где они с энтузиазмом просчитывают необходимое большинство для голосования. Я не могу заниматься такими вещами, потому что мне стыдно. То есть собирать большинство – это по правилам, по справедливости, больше подходящей для собрания акционеров, где нужно во что бы то ни стало набрать большинство среди 100 голосов, но не по справедливости человека, за которым с той стороны наблюдают божества и будды (смеется).

Поколение бэби-бума потеряло этот широкий взгляд на вещи, но мне кажется, что современным детям по силам попробовать восстановить его. Если у поколения бэби-бума понятие прямолинейности мира глубоко вошло в их плоть и кровь, то нынешняя молодежь не знает, что такое постоянный рост Японии, они наоборот понимают, что общество устроено гораздо сложнее.

Хорошо, если бы экономисты и преподаватели поколения бэби-бума поскорее ушли в отставку и во главе страны встали достойные люди с расширенным пониманием ответственности.

Запад «верит в религию», Япония «религию чувствует»

Ямаори: Это, пожалуй, третий вопрос, который я задаю. Он вытекает из предыдущего разговора про веру в религию. Получается, что в западном монотеистическом мире серьезную роль имеет проблема, веришь ли ты в бога или его аналог, или нет, тогда как для японцев, живущих в политеистическом мире вопрос состоит не в вере, а в чувстве присутствия божественного. Это религия, которую нужно чувствовать.

Если разделить понятия «религия веры» и «религия чувства», то можно хорошо разобраться в сердцах японцев. Если японец идет в горы, то он чувствует дух горы, кроме того, он ощущает присутствие предков, ощущает богов и будд. Он не может изрезать оберег, потому что срабатывает глубинное понимание того, что он будет наказан.

Если в реальности происходит что-то плохое, то он считает, что последовало наказание. Это может быть наказание, посланное богами или умершими предками, так как проступки живущих людей подлежат наказанию. Японец учитывает это в своем религиозном поведении. Такое тонкое восприятие в свою очередь воспитывает нас. Возможно, это чувство можно назвать словом «культура».

Таково отношение к религии у японца, в этом заключается его религиозное сознание. Именно таким образом нужно воспринимать всех японцев. Об этом писал Дайсэцу Судзуки в своей книге «Японская духовность» (изд-во «Iwanami Bunko»).

Однако на фоне сильно доминирующих представлений о религии как о монотеизме другие варианты религии становятся странными. Поэтому сейчас крайне необходимо обучать своей культуре, чтобы японец смог ответить на вопрос «Кто я есть?» А здесь на первый план выходит образование и воспитание.

В чем заключался смысл течения Дзёдо Синсю?

Уэда: В японской религии утеряно главное. Например, возьмем смысл буддизма. В нем делается большой акцент на том, сколько усилий потребовалось на то, чтобы мы жили. Например, в крупнейшем течении японского буддизма Дзёдо Синсю делается упор на почитание родителей, почитание учителя и знания, почитание Будды сострадания и Будды Амитабхи, на том, сколько милостей мы принимаем с их стороны.

Это все прекрасно, но нет четких ответов на вопрос, как нам жить после всех оказанных милостей. «Преисполнившись чувством благодарности, вы должны жить, терпя все невзгоды. Живите в терпении – это хорошо», — именно в таком духе проповедует религия.

Однако нет подобных отсылок к необходимости построения будущего, например: «Вы тоже станете предками следующих поколений, поэтому несете ответственность за то, каким будет общество будущего». В нас должно быть заложено понятие «благодарность за милости», которое заключается в том, что даже если вы нарушите заповеди отцов, богов, учителей и будете сосланы, но при этом будете стараться, то вам это зачтется, поэтому нужно учитывать это в своих поступках. Однако сейчас эта основополагающая часть совершенно исчезла. И это касается не только Син-буддизма, но и любого другого течения.

Многие буддийские монахи читают свои проповеди по следующей схеме: «Что бы ни случилось, вы не должны жаловаться, а продолжать жить своей жизнью». Они не упоминают о том, что «одно только простое повторение молитвы Будде Амиде позволяет попасть в рай, поэтому можно действовать без страха». Среди моих знакомых священников немало и таких, которые занимают активную позицию, но их подвергают критике: «Нужно действовать своими силами, а не через заступничество».

Именно здесь и прячется подмена части веры в форме, не требующей подтверждения истины. Мы не должны упускать из виду образовавшийся обман.

Мне, конечно, нельзя говорить только об одном течении буддизма, потому что тогда нас закидают помидорами, но я позволил себе это сделать, потому что Вы издали книгу, полную критических замечаний в отношении школы Дзёдо Синсю. Хотелось бы тихонько поинтересоваться у Вас, какое значение для Японии имеет это течение.

В общественном порядке Японии важную роль играют две крупных религиозных организации

Ямаори: Вы сейчас коснулись серьезной проблемы. Если рассматривать религию Японии в целом, то огромнейшее влияние на страну, как внутреннее, так и внешнее, оказывают две буддийские религиозные организации — Хонгандзи и Сока Гаккай. Число их последователей тоже очень велико.

Что общего имеют эти две организации? Они прошли через огонь и воду исторических религиозных войн. Поэтому учения включают в себя экстремистские идеи наряду с традиционной базой.

Однако если начинать действовать радикально, то общество обязательно ответит на это давлением, поэтому их стратегия заключается в постоянном мягком поведении. Но при этом эта внешняя оболочка время от времени прорывается.

Часть членов организации Хонгандзи периодически выходит протестовать против паломничества в Ясукуни, так что все мы уже привыкли к этому. Националистическое движение Сока Гаккай сейчас поутихло, но это скорее предвещает взрыв.

Таким образом, у двух крупнейших религиозных организаций Японии такие корни, которые еще помнят о религиозной войне. Эти организации всегда сами по себе. Даже с другими средними и мелкими религиозными группами они ведут себя странно и не хотят с ними знаться.

Какое же влияние они оказывают на японское общество в целом? Я думаю, что они дают эффект стабилизации. Однако самая известная в мире японская религиозная организация Сока Гаккай не заинтересована в делах внутренней политики. Она практически не участвует в них. Благодаря этому поддерживается хрупкий порядок.

Мне кажется, эти две крупнейших организации играют огромную роль в поддержании общественного порядка в Японии. Ведь дело не просто в доблестной полиции, но об этом у нас не принято говорить. Критики и политики обходят эту тему молчанием.

Уэда: Это правда. Те слои Сока Гаккай, которые запросто могли совершить насилие на улицах города, теперь надели овечьи шкуры и читают молитвы, хотя все так же жадны и падки на материальные ценности, они меняют личность и круг общения человека. Я удивился, когда услышал, что их сравнивают с течением Дзёдо Синсю. Наверное, последователи Дзёдо Синсю рассердятся, услышав такое.

Ямаори: Они прекрасно знают, чем заканчиваются экстремистские движения. Они также владеют техникой подавления. Однако никто не придерживается этой точки зрения. Ни религиоведы, ни антропологи не изучают эти движения. Мы просто обязаны проводить сравнительный анализ и исследования двух крупнейших религиозных организаций.

Уэда: Действительно, в основе техника подавления. Учение Хонгандзи говорит о «заступничестве», но нельзя понимать это неверно и отдавать свое спасение верой на откуп другим людям. Они говорят, что все в силах Будды, но при таком сильном нарушении соотношения в сторону заступничества люди перестают делать что-либо самостоятельно, а когда это приобретает большие масштабы, то люди естественным образом начинают трактовать путь к спасению неправильно. Мне кажется, что это само собой разумеющееся следствие.

Ямаори: Получается, что за счет «заступничества» организация Хонгандзи катается как сыр в масле. Ведь никто не признает, что «грешники попадают в рай». Все-таки в рай попадают праведники. Популяризация идет через идею праведников. Поэтому на практике они твердят: «Будьте хорошими людьми, будьте правильными».

Кроме этого, они постоянно учат благодарности. Если когда-то это была религия протеста, то сейчас никто не продолжает тех идей. Однако это остается в памяти. То же самое касается и Сока Гаккай.

Но по большому счету эти две организации вносят стабильность в японское общество. Лично я так считаю.

Уэда: Изначально буддизм не является такой стабилизирующей религией. Потому что, как правило, он обращает ваше внимание только на то, на что требуется обратить.

Ямаори: Все дело в XIII веке. Проповедники XIII века заложили основу мысли в нашей стране. Ведь именно в XIII веке возникло понимание об усилении международного положения Японии и о том, что для этого необходимо. Чувство уверенности в своих силах и истоки системы ценностей были заложены именно тогда. Однако сейчас никто не обращает на это внимание, и это трагично.

Западные люди знают о своих истоках. Они понимают, насколько важна традиция, начало которой положили Сократ и Платон. Однако у японцев такого понимания нет, и в этом состоит огромная пропасть в подходах к воспитанию.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]