Налоговая система Канады в 2022году: общая характеристика, подоходный и другие налоги

Налоговая система Канады: особенности, структура, проблемы, перспективы развития

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична.

Прикрепленные файлы: 1 файл

!КУРСОВАЯ РАБОТА Налоговая система Канады.DOCX

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и управления

Кафедра налогообложения и общественного сектора

По дисциплине: «Налоговые системы зарубежных стран»

На тему: «Налоговая система Канады: особенности, структура, проблемы, перспективы развития»

«3» курса «307» группы

оглавление.

введение.

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична.

Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям.

Поэтому целью данной работы является анализ налоговой системы Канады, которая уже наработала в этом направлении определенные положительные результаты.

Объектом исследования является налоговая система страны. Предмет изучения – особенности, структура, проблемы, перспектива развития налоговой системы Канады. В числе задач настоящей работы – показать налоговую систему развитой страны, а именно: охарактеризовать особенности налоговой системы, определить основные налоговые органы. Также в дано работе будет изучены основные принципы начисления основных налогов Канады, рассмотрены налоговые льготы и модернизация налоговой системы.

Налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

Актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В качестве примера такого зарубежного опыта, можно остановиться на Канаде.

Вышеуказанные проблемы были отражены в следующей литературе: Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран, Кучеров И.И. Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде, Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира и другие.

Структура работы: две главы и двух и трех параграфов соответственно. Методология исследования: анализ.

Глава I. общая Характеристика налоговой системы канады.

1.1 Особенности налоговой системы Канады.

В целом современная налоговая система Канады достаточно типична для государств с развитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канада занимает среднее положение среди семи ведущих индустриальных стран. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доля таких мелких фирм (занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97 % от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка —12% . [7]

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

• федеральном (48% государственных доходов);

• провинциальном (42% государственных доходов);

• местном (10% государственных доходов). [10]

Полученные средства расходуются в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.

От других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходятся больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы.

В федеральном налогообложении главную роль играют прямые налоги на доходы населения – налог на доходы физических лиц и обязательные взносы в государственный фонд страхования занятости и государственный пенсионный фонд, на них приходиться порядка 60% всех поступлений в федеральный бюджет. Следующая по величине статья его доходов – косвенные налоги (около 23%), из которых наиболее “весом” налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти 2 налога объединяются в комбинированной ставке 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Налоги на доходы юридических лиц включают налог на прибыль корпораций и налог на капитал крупных корпораций. В сумме они дают около 15,5 доходов федерального бюджета.

При общей сумме доходов федерального бюджета в 2004 — 2005 финансовом году в размере 171,3 млрд. канадских долл. поступления от:

– подоходного налога составили 80,3 млрд. долл.,

– НДС — 25,7 млрд. долл.,

– налог на доходы корпораций —123,6 млрд. долл.,

– страховые платежи ––17,8 млрд. долл.,

– таможенные сборы — 4 млрд. долл.,

– неналоговые доходы составили лишь –– 8,4 млрд. долл. [5]

Структура налоговых поступлений в бюджеты провинций аналогична федеральной, но кроме этого важным источником для них являются трансферты (переводы средств) федерального правительства. Доля трансфертов составляет в среднем 19% бюджетов провинций.

Налоговые источники доходов провинций складываются из:

    • подоходного налога с населения;
    • налога с продаж;
    • налога на прибыли корпораций;
    • акцизов;
    • налогов в фонды социального страхования;
    • налогов на дарения;
    • рентных платежей;
    • различных регистрационных и лицензионных сборов.

    Доходы местных органов власти примерно на 47% складываются за счет местных косвенных налогов и продажи различных лицензий и разрешений. Основным налогом является налог на недвижимую стоимость. В ряде провинций муниципалитетам предоставлено право, собирать дополнительные налоги на продажи спиртного, при взимании платы за услуги гостиниц и ресторанов. Еще 47% дают трансферты правительства провинции, на территории которой расположен тот или иной муниципальный округ. Небольшие субсидии поступают целевым назначением и от федерального правительства.

    Подоходный налог уплачивается физическими лицами и корпорациями. При этом ставка федерального налога для физических лиц установлена в пределах от 17 до 29%, а для корпораций 28%.

    1.2 Налоговые органы Канады.

    В Канаде разработкой законов, регулирующих налогообложение, занимается отдел бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов, в котором за работу отвечает Управление налоговой политики. Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

    Федеральное правительство Канады осуществляет программу выравнивания социального уровня жизни. В этих целях через Министерство финансов налоговые поступления перераспределяются между провинциями. Критерием служат потенциальные возможности налоговой базы провинций и средний уровень доходов на душу населения. Осуществляются совместные федерально-провинциальные программы, такие, как ликвидация безработицы, развитие образования и культуры, развитие здравоохранения, создание инфраструктуры и т. д.

    Налоговые декларации оформляют абсолютное большинство канадских граждан, за исключением самых малообеспеченных. Вместе с тем, налоговую декларацию могут предложить заполнить и человеку, прибывшему в Канаду с временной трудовой визой и работающему там за плату. Декларация должна быть заполнена и представлена в налоговую службу до 30 апреля. В нее включают сведения о доходах за предыдущий финансовый год, а также данные, необходимые для получения скидок с подоходных налогов. Финансовый год в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

    Налоговые органы Канады проводят выборочный контроль налоговых деклараций, а также бухгалтерских книг предприятий, проводят ревизии. Если налогоплательщик не согласен с налоговыми органами, то бремя доказательств возлагается на него. Он может обращаться с апелляцией в Министерство доходов, в налоговый суд, а при несогласии с ними — в федеральный суд и Верховный суд Канады. Решения судов по неясным вопросам, как правило, основываются на прецедентах. За несвоевременную уплату или уклонение от уплаты налогов плательщик подвергается финансовым санкциям, в отдельных случаях против него может быть возбуждено уголовное дело.

    Взиманием налогов и сборов от имени правительства Канады занимается Канадское агентство таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency, CCRA), которое noд отчетно парламенту через министра по национальным доходам, входящего в кабинет министров Канады.

    Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов. Подобное изменение в системе органов исполнитель ной власти осуществлено с целью придания налогообложению характера услуг, оказываемых налогоплательщикам на логовыми органами.

    В задачи агентства входит контроль за соблюдением налогового законодательства (более 180 законов). При этом сотрудники агентства, общая численность которых составляет 45 тыс. человек, наделены правом толкования законодательных актов о налогах (население Канады 30,4 млн. человек).

    Федеральные налоги взимаются повсеместно агентством через его отделения, расположенные на всей территории страны. Лишь в провинции Квебек федеральные налоги собираются провинциальным Министерством доходов.

    На большей части территории Канады агентство также взимает провинциальные налоги, в частности подоходный налог, за символическую плату на основе специальных соглашений, заключенных между центром и территориями. Собранные таким образом налоги перечисляются агентством провинциям в течение года с периодичностью 2—выплаты в месяц, Исключение составляют провинции Альберта, Квебек и Онтарио, не подписавшие подобных соглашений. Например, исчисление и уплата налогов в провинции Онтарио контролируются отделом налоговой политики провинциального Министерства финансов. Состав контролируемых налогоплательщиков включает 23,3 млн. физических лиц и 1,2 млн. корпораций. В структуре податного состава выделяются 2 млн. плательщиков налога на товары. И услуги и 1,3 млн. работодателей, В 2004—2005 финансовом году Агентством взыскано на логов на сумму более 212 млрд. долл., в том числе федерального подоходного налога — 106,2 млрд. долл., налога на товары и услуги — 22,8 млрд. долл., налога на доходы в провинциях — 35,6 млрд. долл., страховых сборов — 18,8 млрд. долл., пенсионных сборов — 16,9 млрд. долл., акцизов — 10,4 млрд. ,долл., таможенных сборов — 1,7 млрд. долл. При этом около 70% налогов было удержано у источника выплаты, что позволило существенно уменьшить возможность неуплаты налогов.

    В провинции каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (taxpayer name), в пределах федерации учет ведется с помощью социального идентификационного номера (SIN). Ход уплаты налогов контролируется 43 территориальными подразделениями агентства, в штате которых насчитывается около 9000 человек, которые обеспечивают в первую очередь своевременность и полноту уплаты федеральных на логов. Ежегодно удается проверить не более 2% налогоплательщиков. Поэтому контрольная деятельность налоговых органов нацелена на проверку тех из них, у кого велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютером посредством централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, на основе их сопоставления с усредненными показателями. Во внимание принимаются около 150 параметров по физическим лицам и 30 — по корпорациям. Например, о принадлежности налогоплательщика — физического лица к группе риска может свидетельствовать несовпадение доходов этого лица и доходов лиц, проживающих с ним по соседству. Чем больше параметров налогоплательщика не совпадают, тем выше вероятность того, что этот налогоплательщик не исполнил должным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщики подразделяются на четыре уровня риска: от низкого до высокого. Данные о налогоплательщиках с высокой степенью риска передаются в территориальные подразделения для проведения проверок.

    Налоги в Канаде

    Ежегодно в Канаду иммигрируют тысячи иностранцев. Эта страна способна предоставить своим жителям высокий уровень жизни, достойные заработные платы и весьма лояльную налоговую систему. Налоги в Канаде по сравнению с другими странами являются не такими уж и высокими. Например, в среднем канадец ежемесячно отчисляет около 20-30 процентов в государственную казну, притом как в Финляндии этот показатель составляет 35 процентов.

    Квебек Канада

    Небольшая улица с магазинами и кафе в старом районе Квебека

    80 процентов бюджета Канады составляют именно налоговые платежи с населения. Благодаря налогам правительство Канады смогло разработать весьма стабильную социальную защиту населения. Под социальной защитой имеются в виду выплаты пенсий и различных пособий.

    Кто должен платить налоги

    В 2022 отчислять налоговые платежи в государственную казну должны все граждане Канады, которые на территории этой страны получают доход независимо от рода их деятельности.

    налоги в канаде

    Схема устройства налоговой системы в Канаде

    То есть налоги платятся как людьми, которые являются наёмными работниками и получают за свою работу зарплату, так и предпринимателями.

    Иностранные граждане также обязаны ежемесячно выплачивать налоговые взносы. Но это касается лишь тех мигрантов, которые пребывают на территории Канады более 183 дней и получают здесь доход.

    Классификация налогов

    Налогообложение в Канаде характеризуется различными выплатами, которые, в свою очередь, классифицируются по таким типам, как:

    1. Прямые.
    2. Косвенные.
    3. Налоги на заработную плату.
    4. Выплаты на социальную защиту населения.

    Размеры выплат

    Основную часть налоговой системы составляют подоходный налог и налог на потребление. Подоходный налог относится к прямым выплатам, а налог на потребление к косвенным. В каждой области существуют свои налоговые ставки на те, или иные выплаты.

    Канада налоговые поступления

    Структура налоговых поступлений в канадский бюджет

    Большую часть налоговых выплат составляется подоходный налог (32.3 процента). На втором месте закрепились неналоговые доходы. Их доля примерно 19.55 процента от общего количества. Налогам на прибыль отводится всего 8.5 процента, а общим налогам – 11 процентов. Взносы на социальные нужды равняются 6.6 процента от общего количества налоговых взносов.

    На долю преимущественных налогов припадает всего 9.3 процента. Самый маленький процент доли достаётся прочим территориальным налогам и сборам.

    Налоговая декларация

    Налоговую декларацию должны представлять все без исключения работающие граждане и резиденты этой страны. Также это касается и частных предпринимателей. Налоговая декларация подаётся по итогу прошедшего года. Подать её нужно не позднее 30 апреля. Например: 1 января начался 2021 год, а 31 декабря этот год уже закончился. Подавать декларацию соответственно нужно уже в 2022 году до конца апреля.

    Подоходный налог

    Подоходный налог в Канаде называется федеральным налогом. Его размер напрямую зависит от уровня заработной платы. Так, если оклад человека более 7500, но менее 42 700 долларов в год, то он обязан заплатить 15 процентов от своего дохода.

    При заработной плате от 42 700 долларов до 85 400 долларов налоговая ставка возрастает до 22 процентов. Если сумма выше 85 400 долларов, но ниже 132 400 долларов налог – 26 процентов.

    Если годовой оклад человека в 2022 году был более 132 400 долларов, то он обязан был отчислить в государственный бюджет 29 процентов.

    Все налоговые ставки были утверждены правительством ещё в 2002 году. С того времени, налоговое законодательство Канады не менялось. Подоходный налог по вышеуказанным ставкам платится исключительно физическими лицами. Общества, то есть юридические лица, также обязаны платить федеральный налог.

    Канада подоходный налог

    Размеры подоходного налога в России и Канаде

    Но для них существует совершенно иная шкала налоговых ставок. Базовой ставкой является 30 процентов. Но если предприятие использует кредит, то налоговая ставка может колебаться от 13 до 22 процентов.

    Налог на потребление

    Налогом на потребление называется НДС или налог на добавленную стоимость. В Канаде этот налог больше известен как НПУ (налог на продукты и услуги). Налоговая ставка колеблется от 5 до 7 процентов. Размер налога напрямую зависит от территориального размещения.

    Налог на недвижимость

    Канада цены на недвижимость

    В Канаде существует налог на пользование недвижимостью. Так, в 2022 году владельцам недвижимости на территории Канады потребуется заплатить в государственный бюджет 1-2 процента от общей стоимости имущества. Налог платится один раз в год. Отчисления идут на содержание государственных учреждений и дорог.
    Аналогичный налог должны платить и арендаторы недвижимости.

    Налог на приобретение имущества также присутствует. Совершенно не имеет значения, кем была приобретена недвижимость. Одинаковую налоговую ставку платит и гражданин Канады, и иностранный представитель. Размер налоговой ставки рассчитывается индивидуально. Он напрямую зависит от общей стоимости недвижимости.

    Так, если недвижимость стоит менее 55 000 долларов, то налог равен сумме в 0.5 процента. Если стоимость недвижимости в 2022 году более этого показателя, но менее 250 000 долларов, то налоговая ставка возрастает до 1 процента.

    При стоимости недвижимости от 250 000 до 400 000 долларов потребуется заплатить взнос в размере 1.5 процента. Если имущество стоит более 400 000 долларов, то налоговая ставка равняется 2 процентам от общей стоимости недвижимости.

    Канада налог на недвижимость

    Налог на недвижимость в Канаде в сравнении с другими государствами

    При приобретении недвижимости в Торонто в 2022 году, покупатель обязан заплатить дополнительный налог, который потом частично компенсируется государством.

    Под компенсацией имеется в виду скидка на налог на приобретение недвижимости. Максимальная скидка равняется 3 700 долларам. При приобретении недвижимости в Онтарио от общего количества налога отнимается 2 000 долларов.

    Налога на продажу недвижимости в Канаде нет. Но это только в том случае если вследствие продажи его владельцы не получили дополнительной прибыли.

    налог на жилую недвижимость Канада

    Налоги на жилую недвижимость по регионам Канады

    Если в прошлом дом приобретался за меньшую сумму, нежели его продали, то с этой разницы потребуется заплатить налог.

    Исключения

    В Канаде существуют случаи исключения, подпадая под которые гражданин этой страны может не платить налоги. Так обычно налог платится с дохода – это известно, но если источниками дохода являются нижеперечисленные случаи, то налогоплательщик отстраняется от выплат.
    Исключения составляют такие доходы, как:

    1. Пенсионные выплаты ветеранам.
    2. Страховые выплаты по возмещению ущерба.
    3. Доход с продажи собственного недвижимого имущества.
    4. Государственные выплаты на детей.
    5. Стипендии.
    6. Гранты.

    Также, если резидент Канады получает менее 7500 долларов в год, то он автоматически освобождается от уплаты налогов.


    Существуют и упрощенные схемы выплат сборов. Но воспользоваться ими могут не все желающие. Упрощенная схема подразумевает под собой льготы на выплаты. Пользоваться льготами могут лишь определённые категории людей:

    1. Пенсионеры.
    2. Малообеспеченные семьи.
    3. Семьи, на попечительстве которых в данный момент находятся родители преклонного возраста.
    4. Особы, которые ранее пользовались услугами платной медицины. К этому же списку можно отнести и людей, приобретавших лекарства за свой счёт.

    Налоговая система Канады, её уникальность и особенности

    Канада является федерацией, которая состоит из одиннадцати провинций и двух федеральных территорий. Канада состоит в Содружестве, который возглавлен Великобританией, и по форме правления представляет собой конституционную монархию.

    Глава государства в Канаде – королева Великобритании.

    Канада является государством, где средний уровень налогового бремени. На основе этого, можно утверждать, что за период с 2000 по 2010 гг. средняя доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составила порядка 3,3% ВВП. Со второй половины ХХ в. по первое десятилетие ХХI в. налоговая нагрузка на экономику на экономику менялась незначительно, как это было, к примеру, в США. Начиная с 1965 г. наблюдается выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г.

    1990-е гг. для Канады отмечены как период высокого уровня налогообложения и наиболее жёсткого контроля за динамикой государственного долга.

    Таким образом, в описываемый период средняя налоговая нагрузка на экономику страны составила порядка 36% ВВП. К началу ХХI в. наблюдалось постепенное снижение налоговой нагрузки с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2010 г.

    Подобно тому, как происходило в США, ключевое внимание акцентировалось на применение прямых налогов в налоговой системе Канады. Таким образом, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2009 г. составила более 50%, с учётом индивидуальных подоходных налогов, что составило 32,2%.

    Надо отметить, то доля косвенных налогов была существенно ниже, она составляла порядка 18,3%. Главную роль в общем объёме косвенных налогов сыграли общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. 6,6% составляла доля взносов и отчислений, которые производятся на социальное страхование и налоги в фонд заработной платы. Важно понимать, что в данном контексте существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы, к которым относятся инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров, а также некоторые иные доходы.

    На изображении ниже представлена структура налогов консолидированного бюджета Канады.

    Общая характеристика налоговой системы Канада

    На основе всего вышеизложенного, можно подвести промежуточный итог и отметить, что доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений на период начала ХХI в. составила 51%, доля налоговых доходов провинций – 32%, а доля местных бюджетов – 17%.

    Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

    Как уже было сказано выше, Канада представляет собой федеративное государство, которое состоит из одиннадцати провинций и двух федеральных территорий. Таким образом, налоговая система Канады образуется тремя уровнями или тремя составляющими – федеральной, провинциальной и местной. В таблице ниже представлены основные налоги канадской налоговой системы, которые разбиты на группы по уровням власти, которые вводятся последними с целью формирования соответствующих бюджетов.

    Федеральные налогиНалоги провинцийМестные налоги
    Индивидуальный подоходный налогИндивидуальный подоходный налогНалог на недвижимость
    Налог на прибыль корпорацийНалог на прибыль корпорацийНалог на бизнес
    Налог на добавленную стоимостьНалог с продаж, гармонизированный налог с продаж
    Акцизные налоги и акцизные сборыНалоги на табак и минеральное топливо
    Взносы и отчисления на социальное страхованиеВзносы на медицинское страхование, налоги на фонд заработной платы
    Налог на капитал финансовых институтовНалоги на капитал компаний
    Таможенные пошлины
    РоялтиРоялти
    Налоги на развлечения
    Налоги на страховые премии
    Налоги на переход собственности

    Таблица даёт представление о том, что налоговая система Канады в основном базируется на параллельном использовании налоговых баз. Особенность системы налогов Канады в том, что и федерация, и провинции уполномочены на введение однотипных налогов на одну и ту же налоговую базу.

    В Канаде существует федеральный индивидуальный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог провинций.

    Отличительная особенность налоговой системы Канады от налоговой системы США в том, что из первой практически полностью исключены местные органы власти, использующие только поимущественные налоги, к которым относятся налоги на недвижимость и налоги на бизнес.

    Канадская налоговая система, которая сложилась к настоящему времени, прошла долгий путь формирования и становления с элементами противоречивого развития, что представляет собой в конечном итоге сложный механизм федеративных отношений. Она развивалась в непосредственном взаимодействии с развитием иных компонентов бюджетной системы государства, в ходе которого менялись модели и способы разграничения ответственности по финансированию различных категорий расходов среди федераций и провинций, механизмы перераспределения финансовых ресурсов в общенациональном масштабе, механизмы процедуры взаимного согласования финансовых интересов и улаживания отдельных конфликтов, которые могут возникать при этом.

    Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей власти гарантированы Конституцией страны, а местные налоговые права закреплены в провинциальном законодательстве, таким образом, объём и характер данных прав зачастую варьируется по различным провинциям.

    Конституция Канады предусматривает разграничение налоговых полномочий между федерацией и провинциями, которые имеют собственные сферы налогообложения.

    Таким образом, федеральное правительство имеет неограниченные права на введение любых налогов в пределах, установленных конституционным законодательством сфер полномочий. Данное положение зафиксировано в п. 3 ст. 91 Конституции Канады. В этой связи, можно говорить о том, что федеральное правительство наделено исключительным правом на установление таможенных налогов и сборов, поскольку сфера внешних отношений и внешнеэкономического регулирования находится в исключительной его компетенции.

    В свою очередь налоговые полномочия провинций весьма формально, но всё же существенно ограничены. Для этого применяется ст. 92 Конституции Канады, где указано, что провинции имеют право на осуществление прямого налогообложения внутри провинции для получения денег в провинциальный бюджет и его нужды. Формулировка положения Конституции формально не даёт право провинциям на введение косвенных налогов и требует от них применения только прямого налогообложения, вместе с тем очерчиваются границы собственной юрисдикции, иными словами, провинции. Это говорит о том, что налоги должны устанавливаться таким образом, чтобы дать возможность исключения перенесения налогового бремени за пределы собственной юрисдикции или так называемого экспорта налогов на территорию иных провинций.

    Необходимо заметить, что особую роль для практики построения налоговой системы имеют не только конституционные формулировки, но и их определения судебными органами.

    Не обращая внимание на конституционный запрет на введение косвенных налогов, по факту все провинции, исключая только Альберту и Нунавут, вводят провинциальные налоги с продаж, которые распространяются исключительно на розничные продажи.

    Исторический экскурс

    Право провинций на введение налогов с розничных продаж рассматривался Верховным судом Канады, который решил это противоречие в пользу провинций, определив косвенное налогообложение как переносимое номинально налогоплательщиком на другой субъект. В силу того, что при розничных продажах налог не может переноситься на другой субъект, а лицо, которое приобретает товары в розницу, отдаёт себе отчёт в необходимости заплатить данный налог, то он не рассматривается как косвенный, а скорее относится к прямым налогам.

    В конечном итоге по факту было получено подтверждение права провинций на введение налогов на розничные продажи, в том числе необходимость указывать данный налог в чеке отдельного от цены товара, с целью того, чтобы налогоплательщик понимал, какую конкретно сумму от оплатил в качестве налога.

    Очень важным элементом налоговой системы Канады является вопрос о собственности на природные ресурсы и возможность их налогообложения. Конституцией Канады прописано, что природные ресурсы страны полностью принадлежат провинциям, что даёт последним исключительное право на их налогообложение. Это является причиной того, что федерация не имеет права вводить налоги на добычу полезных ископаемых, которые находятся на территории той или иной провинции. Федерации принадлежат только те полезные ископаемые, которые располагаются на федеральных территориях и континентальном шельфе.

    Особенности налоговой системы в Канаде

    Особенности политического устройства Канады обусловили формирование ее системы налогообложения. В состав федеративного государства входят 10 провинций и три территории с особым статусом управления. Административные единицы объединены общей Конституцией и федеральным законодательством, однако на региональном уровне нормативные требования могут сильно различаться. По такому же принципу утверждаются и администрируются налоги в Канаде.

    Особенности налоговой системы в Канаде

    Основы налоговой системы в Канаде

    Система налогообложения в Канаде разделена на три уровня: федеральный (общий для всех территориальных образований), провинциальный и местный (утверждается местными законодательными собраниями).

    Федеральный перечень фискальных обязательств состоит из:

    • подоходного налога для физических лиц;
    • налога на прибыль субъектов хозяйствования;
    • сборов с продаж (акцизы и НДС);
    • таможенных пошлин;
    • социальных страховых платежей (пенсионный план, страхование от потери трудоспособности и увольнения).

    На провинциальном уровне установлены дополнительные обязательства по налогам с доходов юридических и физических лиц, обложению продаж и даже собственные ставки доплат на пенсионное страхование. Например, Квебекский пенсионный план предусматривает более высокий процент начислений, чем в целом по стране.

    Кроме того, в ведении региональных законодателей находится право расширения списка налоговых вычетов.

    Из-за того, что налоговая система Канады содержит такое количество различных фискальных норм, простому жителю сложно самостоятельно рассчитать свои обязательства перед бюджетом. Для составления годовой декларации принято привлекать профессиональных помощников. А для граждан с низким доходом предусмотрена возможность получения бесплатной помощи волонтеров.

    Перечень основных налоговых обязательств

    Федеральные налоги в Канаде в 2019 году в основном остались без изменений. Изменились только пределы применения ставок (проиндексированы на уровень инфляции 2,2 % в 2019 году).

    НаименованиеНормативное регулированиеОбъект обложения и ставка
    Подоходный налог с физлиц (Personal Income tax)Закон о подоходном налоге15–33 %. Шкала прогрессивная и в 2019 году максимальная ставка взимается с годового дохода свыше 210 371 долларов США.
    Налог на прибыль (Сorporation Іncome tax)Закон о подоходном налогеБазовая ставка составляет 38 %, однако после применения двух понижающих коэффициентов (федерального и общего) она составляет 15 %.
    Налог с продаж (НДС) – GST (Goods and Services Tax) / HST (Harmonized Sales Tax)Закон о налоге на товары и услуги и Правила взимания НДСФедеральная ставка в 5 % суммируется с провинциальными – от 0 до 10%.
    Таможенный тариф (Customs Tariff)Закон о таможенном тарифе от 1997 годаСтавки устанавливаются в зависимости от вида ввозимой продукции. Перечень действующих пошлин приведен в соответствие с международной кодировкой товаров, утвержденной Всемирной таможенной организацией.
    Акцизы (Excise duties)Закон об акцизах от 2001 годаУстанавливается на каждую единицу подакцизного товара (алкоголь, табак, пиво, продукты каннабиса).

    Налогообложение доходов физических лиц

    Доходы в виде зарплаты и предпринимательских заработков облагаются НДФЛ и социальными взносами на пенсионное обеспечение. Федеральная ставка налога на доходы прогрессивная и взимается на территории всей Канады.

    Налоговые пределы применения ставок пересматриваются ежегодно, корректируясь на размер инфляции.

    Расчетный диапазон (годовой доход в 2019 году, доллары США)Ставка, %Формула расчета (максимум)
    от 0 до 47 6301547630*15 %
    от 47 631,01 до 95 25920.5(95259-47631)*20,5 %+7 145
    от 95 259,01 до 147 66726(147667-95259)*26 %+16 908
    от 147 667,01 до 210 37129(210371-147667)*29 %+30 535
    от 210 371,0133(Общая годовая сумма –210371)*33 %+47 719

    На всей территории Канады (кроме Квебека) Canada Revenue Agency контролирует и администрирует налоги для физических лиц, но сам размер прогрессивных ставок устанавливают исключительно власти провинций: минимальная ставка 5,05 % для доходов ниже 43 906 долларов США – в Онтарио, максимальная – 21 % – для зарплат выше 150 000 долларов США в год – в Новой Шотландии.

    Для плательщиков, проживающих или работающих в Квебеке, правила и процент удержаний регулируются только региональным правительством. Итоговый налог на доходы в Канаде определяется путем сложения федеральной и провинциальной сумм.

    Для обеспечения социальной поддержки постоянных жителей страны (кроме нерезидентов, находящихся в ней менее 183 дней в году) зарплаты и предпринимательские доходы частных лиц облагаются страховыми взносами:

    • на пенсионное страхование (Canada Pension Plan – CPP);
    • на случай потери работы или временной утраты трудоспособности (Employment Insurance – EI).

    Пенсионные отчисления производятся из годовой суммы не выше 57 400 долларов США в 2019 году (от взносов освобождаются доходы в размере 3 500 долл).

    Общая премия формируется путем суммирования:

    • удержаний из начисленной зарплаты наемного работника 5,1 %, максимальная премия в фонд будущей пенсии – 2 748,90 долл.;
    • доплаты за счет работодателя – 5,1 % (максимум 2 748,90 долл.).

    Самозанятые и предприниматели платят двойную ставку 10,2 % за свой счет, но не более 5 497,80 долл за 2019 год. В Квебеке ставки несколько выше: 5,55 % для наемных лиц и их нанимателей.

    Выплаты на случай утраты трудовой занятости удерживаются из годовой зарплаты не выше 53 100 долларов США в 2019 году:

    • за счет работника – в размере 1,62 % (в Квебеке – 1,25 %), максимум 860,22 долл. (в Квебеке – 663,75 долл.);
    • за счет нанимателя выплачивается в 1,4 раза больше средств – максимально 1 204,31 долл. (в Квебеке – 929,25 долл.).

    В помощь рядовому плательщику правительственный сайт CRA разработал и предоставляет в бесплатное пользование онлайн-калькулятор, рассчитывающий налоги с зарплаты в Канаде по регионам (для полноценного пользования без сбоев нужно предварительно очистить кэш браузера).

    Налогообложение прибыли юридических лиц

    налоги в Канаде

    Прибыль компаний облагается налогами на федеральном и региональном уровнях. Сумма обязательств зависит от размера годового оборота и количества связанных субъектов хозяйствования.

    По закону об обложении корпоративных доходов базовая ставка налога на прибыль составляет 38 %. С учетом федерального (минус 10 %) и общего (минус 13 %) снижения налогов в 2019 году применяется показатель 15 %.

    Для предприятий, подпадающих под критерии малого бизнеса (если компания находится под контролем резидентов страны, имеющих 51 % и более акций), налог на прибыль в Канаде еще ниже. С 1 января 2019 года фирмы с годовым оборотом менее 500 000 долларов США заплатят в бюджет всего 10 % от чистого заработка.

    К обязательствам, уплаченным в федеральный бюджет, добавляются налоги, рассчитываемые по правилам провинций. В каждой из них устанавливаются свои размеры дополнительных сборов:

    • пониженные ставки от 0 до 4 % – для малых предприятий (применяют федеральный критерий или утверждают свой);
    • повышенные ставки от 11,5 до 16 % – для остальных компаний.

    Не используют общую схему расчета в провинциях Альберта и Квебек, поскольку у них отсутствуют налоговые соглашения с Канадским налоговым агентством.

    Налогообложение прибыли в результате прироста капитала

    База обложения от операций по удачной перепродаже имущества (недвижимости, кроме личного жилья, акций, доли в бизнесе и прочее) рассчитывается в особом порядке. Положительную разницу между ценой продажи и стоимость приобретения уменьшают на обоснованные затраты, понесенные в процессе владения активом, и умножают на 50 %. Из полученной суммы удерживается подоходный налог по ставкам, действующим в конкретной провинции.

    Интересно, что имущество, приобретенное нерезидентом, при продаже под действие этой нормы не попадает. Даже если сделка состоялась, когда человек уже стал резидентом.

    Принцип обложения и ставки НДС (GST/ HST)

    Налог с продаж товаров и услуг (Harmonized Sales Tax/ Goods and Services Tax) также взимается по двум ставкам:

    • федеральной – 5 % от суммы реализации;
    • провинциальной – от 0 % в Юконе, Альберте и Монтиборе до 10 % в Новой Шотландии и Нью-Брансуике.

    Ставки налога суммируются, и с октября 2016 года итоговый размер удорожания в каждой провинции варьируется от 5 до 15 %.

    Сумму НДС в Канаде не принято отражать в цене товара, поэтому при расчете на кассе предмет стоимостью в 100 долларов обойдется минимум на 5 долларов дороже.

    На сайте CRA есть сводная таблица с разбивкой по каждому региону и онлайн-калькулятор для расчета размера НДС.

    Освобождены от налогообложения поставки, связанные с продажей личной жилой недвижимости, долгосрочной арендой жилья, а также медицинские, юридические, образовательные и страховые услуги.

    Другие налоги

    Налоги на недвижимость в Канаде (Property Tax) относятся к компетенции местных властей и муниципалитетов. Рассчитываются обязательства ежегодно и колеблются в пределах 1 % от оценочной стоимости.

    Своеобразная поблажка предусмотрена тем, кто недавно стал резидентом Канады. В течение первых пяти лет они не платят сборы в местный бюджет за имущество, которое было куплено ими до получения статуса постоянного жителя и налогоплательщика страны.

    Акцизные сборы (Excise duties) прибавляются к цене каждой единицы табачной продукции, алкоголя (в том числе вина, пива и парфюмерии) и продуктов из конопли.

    В отличие от большинства фискальных сборов, для акцизов отчетный период сокращен до месяца (платят и предоставляют документы в CRA производители и продавцы). Разброс ставок велик: например, для алкоголя он составляет 0,12–12,375 долларов США за литр чистого этилового спирта.

    С 2019 года заработал новый закон о сборе за углеродное загрязнение атмосферы. Взимается он с предприятий и субъектов хозяйствования, которые используют в деятельности топливо различных видов.

    Изначально ставка установлена в 20 долларов США за тонну диоксида углерода, с постепенным ежегодным ростом до 2022 года. На практике это выражается в надбавке за каждый купленный литр топлива (приложение 2 закона).

    Пройдите социологический опрос!

    Налоговые льготы и вычеты

    налогообложение в Канаде

    Несмотря на дублирование некоторых видов взносов на разных уровнях, налогообложение в Канаде считается одним из самых щадящих. Не в последнюю очередь потому, что в стране действует большое количество вычетов, снижающих фискальную нагрузку на граждан и постоянно живущих здесь иностранцев.

    Уменьшить базу обложения можно за счет расходов на содержание детей до 16 лет и инвалидов, обучение, переезд на расстояние более 40 км, а также взносов на социальное страхование, благотворительность и надбавки за климатическое воздействие для жителей сельских общин.

    Сайт CRA представляет пользователям подробный список, в котором перечислены все налоговые льготы. По состоянию на 2019 год перечень содержит 94 позиций.

    Порядок подачи отчетности и уплаты обязательств

    Физические лица должны подготовить пакет документов и сдать декларацию о доходах до 30 апреля, частные предприниматели – до 15 июня. Если крайняя дата подачи выпадает на выходной (суббота или воскресенье), то его переносят на следующий рабочий день.

    Важно знать и помнить, что дата оплаты обязательств не совпадает со сроком представления деклараций. Всю сумму обязательства нужно внести в бюджет до 30 апреля, даже если сам отчет еще не подан.

    В Канаде широко практикуется одновременная подача отчетности и оплаты обязательств (но не позднее 30 апреля). Опоздание с оплатой грозит штрафами и пеней (6 % годовых в 2019 году).

    Если плательщик не может вовремя погасить всю сумму обязательства по объективным причинам, то можно заключить соглашение об отсрочке без начисления финансовых санкций.

    До начала заполнения декларации с уточнением, какие налоги в Канаде должен заплатить резидент и сколько ему положено вычетов, нужно обратиться к своему работодателю или к источнику выплаты прибыли от инвестиционных вложений. Работодатель или финучреждение обязаны предоставить выписки о выплаченных суммах и удержанных налогах (их еще называют slips).

    Способы подачи и помощь в заполнении деклараций

    На основании полученных данных и сохраняемых в течение года квитанций о понесенных расходах можно заполнить декларацию о доходах и потребовать налоговый вычет. На сайте CRA доступен сервис автоматического заполнения части полей, если плательщик уже подавал отчет ранее и вовремя сообщил о смене значимых реквизитов (изменение количества иждивенцев, места жительства и семейного положения).

    Подать отчет можно несколькими способами:

    • в бумажном виде через ближайший центр Канадского налогового агентства (CRA);
    • в электронном виде через платный сервис NETFILE (часть услуг предоставляется бесплатно) или через аккаунт на сайте CRA;
    • по телефону – доступно только для тех, кому пришло уведомление из налогового управления. Их рассылают до февраля года, следующего за отчетным;
    • через сеть волонтерских организаций, предоставляющих бесплатную помощь по заполнению и предоставлению деклараций для налогоплательщиков с невысокими доходами (меньше 47 500 долларов для семьи из 3 человек) и простыми налоговыми ситуациями (доход выплачивается от работодателя или в виде пенсий, пособий и стипендий).

    Отчетность по налогу с доходов физлиц в Канаде подается ежегодно.

    Организация учета и отчетность предприятий

    Организация учета и отчетность предприятий в Канаде

    Юридические лица обязаны подавать годовую отчетность по налогу на прибыль даже в случаях, когда деятельность не велась и обязательство к уплате отсутствует. Для субъектов хозяйствования не установлены жесткие календарные сроки представления деклараций.

    Это связано с тем, что для фирм и корпораций, подконтрольных резидентам Канады и не связанных партнерскими отношениями с другими компаниями, финансовый год может начинаться в любой выбранный ими день года (при условии, что он будет длиться не более 53 недель).

    Нормативными документами предусмотрено, что направить информацию о годовой прибыли и оплатить корпоративный подоходный налог в Канаде нужно в течение 6 месяцев после окончания финансового года компании.

    Например, для юрлица, зарегистрированного 18 мая 2019 года и указавшего, что конец его финансового года будет приходиться на 15 сентября, следующий налоговый период будет длиться с 16 сентября 2019 года по 15 сентября 2020 года. Первую декларацию о налоге на прибыль нужно подать не позднее 15 марта 2020 года.

    Кроме того, ежегодно необходимо подтверждать данные, указанные при регистрации субъекта хозяйствования (annual return), или своевременно сообщать о смене любого из реквизитов: адреса, первых лиц руководства и состава участников.

    Все отчеты и декларации заполняются на основании первичной документации и бухгалтерских записей. Вести учет и хранить документы обязаны все юридические и физические лица, получающие доход на территории Канады.

    В состав записей включают любые документы, обобщающие и подтверждающие проводимые в течение года транзакции (книги учета, графики, таблицы, выписки, счета, квитанции и прочее).

    Срок хранения бухгалтерских документов – 6 лет. Уничтожить бумаги ранее можно только после получения разрешения от CRA и налогового ведомства провинции.

    Международные налоговые соглашения

    Канадский департамент финансов уполномочен контактировать с профильными органами других стран с целью разработки и согласования межгосударственных соглашений в сфере взимания налогов и обмена информацией.

    По состоянию на 2019 год власти Канады имеют в активе:

    • 93 действующих договора, исключающих двойное налогообложение доходов, полученных за границей (в том числе с Россией, США, Китаем и странами ЕС);
    • 24 соглашения об обмене информацией о зарегистрированных субъектах предпринимательства и полученных ими доходах.

    Договорный процесс не останавливается, и текущее положение дел публикуется на сайте Департамента финансов Канады в разделе о налоговых соглашениях.

    Сравнение систем уплаты налогов в Канаде и России

    Сравнение систем уплаты налогов в Канаде и России

    Российская Федерация постепенно внедряет в жизнь принцип сплошного декларирования доходов, который уже давно действует в США и Канаде. Целью такой программы является не сбор штрафов за ошибки и неподачи, а уточнение обязательств и возврат по налоговым льготам и вычетам.

    В остальном, если проводить сравнение систем налогообложения России и Канады, можно заметить, что в РФ сбор и администрирование обязательств также происходит на федеральном и региональном уровнях. Однако нет дублирующих друг друга видов, например, налог на прибыль является исключительно федеральным сбором, а сбор за транспорт – региональным.

    Для местных платежей в России принято устанавливать обязательные для всей страны предельные значения: например, земельный налог ни в одном населенном пункте не может быть выше 1,5 % от стоимости участка.

    Кроме того, в Канаде не используются упрощенные налоговые режимы, тогда как в РФ некоторые из них можно даже комбинировать, например, «упрощенку» и единый налог на вмененный доход.

    Заключение

    На протяжении многих лет Канада привлекает мигрантов из разных стран. Принимая иностранцев, государство решает проблему нехватки квалифицированных кадров, предлагая взамен хорошие перспективы по трудоустройству и лояльные правила налогообложения в отношении заработанного. Не последнюю роль играет социальное обеспечение, когда человек, потерявший работу, может получать страховое пособие в тяжелый жизненный период.

    Налоговая система Канады

    Канада представляет собой федерацию, в состав которой входят 11 провинций и две федеральные территории. Канада является членом Содружества, возглавляемого Великобританией, и по форме правления представляет собой конституционную монархию. Главой государства Канада является королева Великобритании.

    Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2010 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. – первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно, как это имело место в США (см. рис. 2.1). Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2010 г.

    Как и в США, основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2009 г. составляла более 50% (рис. 2.3), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.

    Доля косвенных налогов была существенно ниже – всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие).

    Структура доходов консолидированного бюджета Канады (2009 г.)

    Рис. 2.3. Структура доходов консолидированного бюджета Канады (2009 г.)

    Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов – 17%.

    Канада является федеративным государством, в состав которого входят 11 провинций и две федеральные территории. Соответственно, налоговая система Канады имеет три уровня или три составляющих – федеральную, провинциальную и местную. В табл. 2.7 представлены основные налоги канадской налоговой системы, сгруппированные по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты.

    Таблица 2.7. Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

    Федеральные налоги

    Налоги провинций

    Местные налоги

    Индивидуальный подоходный налог

    Индивидуальный подоходный налог

    Налог на недвижимость

    Налог на прибыль корпораций

    Налог на прибыль корпораций

    Налог на бизнес

    Налог на добавленную стоимость

    Налог с продаж, гармонизированный налог с продаж

    Акцизные налоги и акцизные сборы

    Налоги на табак и минеральное топливо

    Взносы и отчисления на социальное страхование

    Взносы на медицинское страхование, налоги на фонд заработной платы

    Налог на капитал финансовых институтов

    Налоги на капитал компаний

    Налоги на развлечения

    Налоги на страховые премии

    Налоги на переход собственности

    Из табл. 2.7 видно, что налоговая система Канады в значительной мере базируется на параллельном использовании налоговых баз. И федерация, и провинции имеют право вводить однотипные налоги на одну и ту же налоговую базу. Так, в Канаде существует федеральный индивидуальный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог провинций. Однако в отличие от США из этой параллельной схемы практически исключены местные органы власти, которые фактически используют только поимущественные налоги (налог на недвижимость, налог на бизнес).

    Канадская налоговая система в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в., представляет собой продукт длительного и достаточно противоречивого развития весьма сложного механизма федеративных отношений. Ее развитие происходило в непосредственном взаимодействии с развитием других компонентов бюджетной системы государства. В частности, менялись модели и способы разграничения ответственности по финансированию различных категорий расходов между федерацией и провинциями, механизмы перераспределения финансовых ресурсов в общенациональном масштабе, механизмы и процедуры взаимного согласования финансовых интересов и улаживания отдельных возникающих при этом конфликтов и т.д.

    Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а налоговые права местных (муниципальных) властей определяются и гарантируются провинциальным законодательством, поэтому объем и характер этих прав иногда существенно варьируется по различным провинциям.

    В рамках Конституции Канады предусмотрено разграничение налоговых полномочий между федерацией и провинциями, за которыми закреплены определенные сферы налогообложения.

    Так, федеральное правительство имеет ничем не ограниченное право вводить любые налоги в пределах установленных конституционным законодательством сфер полномочий, что зафиксировано в п. 3 ст. 91 Конституции Канады. При этом федеральное правительство имеет исключительное право на установление таможенных налогов и сборов, так как сфера внешних сношений и внешнеэкономического регулирования находится в его исключительной компетенции.

    В отличие от федеральной власти налоговые полномочия провинций формально существенно ограничены. Так, в ст. 92

    Конституции Канады указывается, что провинции имеют право осуществлять “прямое налогообложение внутри провинции с целью получения денег для провинциальных нужд”. Сформулированное таким образом положение Конституции формально запрещает провинциям вводить косвенные налоги и требует от них использования только прямого налогообложения, причем исключительно в пределах границ собственной юрисдикции, т.е. провинции. Это означает, что налоги должны быть установлены таким образом, чтобы избежать перенесения налогового бремени за пределы собственной юрисдикции или так называемого экспорта налогов на территорию других провинций.

    Однако важное значение для практики построения налоговой системы имеют не только конституционные формулировки, но и их толкование судебными органами. Например, несмотря на наличие конституционного запрета на введение косвенных налогов, фактически все провинции (кроме двух – Альберта и Нунавут) ввели провинциальные налоги с продаж, которые распространяются исключительно на розничные продажи.

    Вопросы истории

    Вопрос о праве провинций вводить налоги с розничных продаж рассматривался Верховным Судом Канады, который решил этот вопрос в пользу провинций, дав трактовку косвенного налогообложения как переносимого номинальным налогоплательщиком на иного субъекта. Поскольку в случае с розничными продажами налог не может быть перенесен на иного субъекта, а лицо, покупающее товары в розницу, отдает себе отчет в необходимости уплатить данный налог, значит, он не может рассматриваться как косвенный и скорее относится к прямым налогам.

    В результате было фактически подтверждено право провинций вводить налоги на розничные продажи, а также необходимость указывать этот налог в чеке отдельно от цены товара, чтобы налогоплательщик ясно осознавал, какую сумму налога он платит.

    Чрезвычайно важным для построения канадской налоговой системы является решение вопроса о собственности на природные ресурсы и возможности их налогообложения. В соответствии с Конституцией Канады природные ресурсы целиком и полностью находятся в юрисдикции провинций, из чего следует, что только последние имеют исключительное право осуществлять их налогообложение. Это приводит к тому, что федерация не имеет права вводить налоги на добычу полезных ископаемых, находящихся на территории провинций. В юрисдикции федерации остаются только полезные ископаемые, расположенные на федеральных территориях и континентальном шельфе.

    Рассмотрим основные налоги, используемые на каждом из уровней канадской налоговой системы.

    Налоговые показатели: что изменится в Канаде в 2022 году

    Первое января приносит с собой не только новый календарный год, а также изменения в налогах.

    налоги изменения канада

    Коэффициент инфляции

    Каждый год большинство (но не все) суммы подоходного налога и пособий индексируются с учетом инфляции. В ноябре 2021 года Канадское налоговое агентство объявило, что уровень инфляции, используемый для индексации налоговых сумм в 2022 году, составит 2,4%.

    Этот показатель был рассчитан путем процентного изменения среднемесячного индекса потребительских цен по данным Статистического управления Канады за 12-месячный период, закончившийся 30 сентября 2021 года, по отношению к среднему ИПЦ за 12-месячный период, закончившийся 30 сентября 2020 года.

    Увеличение пороговых значений вступило в силу 1 января 2022 года. Увеличение сумм некоторых льгот, таких как кредит GST/HST и канадское пособие на ребенка, однако, вступает в силу только 1 июля 2022 года.

    Это совпадает с началом программного года для выплат этих пособий, которые проверяются по доходам и основаны на чистом доходе за предыдущий год, и которые должны быть отражены в вашей налоговой декларации за 2021 год, подаваемой в этом году.

    Федеральный налог в Канаде

    Основной налоговый платеж для частных лиц — подоходный налог, который в Канаде называется федеральным. Как и в других развитых странах, подоходный налог в Канаде имеет прогрессивную шкалу оплаты по следующим ставкам в 2022 году:

    Налоговый вычет (basic personal amount)

    Это сумма дохода, которую человек может получить без уплаты федерального налога. Возможно, вы помните, что в декабре 2019 года правительство объявило о ежегодном повышении BPA до достижения $15 000 в 2023 году, после чего она будет индексироваться с учетом инфляции.

    На 2022 год законодательно установлен повышенный размер BPA на уровне $14 398, что означает, что в 2022 году человек может заработать до этой суммы, не уплачивая федеральный подоходный налог.

    Взносы в Пенсионный план

    Отчисления в программу Канадского пенсионного плана (CPP) на 2022 год составляет 5,7% (ставка пенсионного плана Квебека (QPP) – 6,15%), а максимальные взносы работников и работодателей установлены на уровне $3 499,80 ($3 766,10 для QPP) в 2022 году, исходя из нового максимального годового заработка для пенсии в размере $64 900 (с базовым освобождением в $3 500). )

    Самозанятые канадцы должны вносить вдвое большую сумму, поэтому их максимальный взнос в CPP в 2022 году составит $6 999,60 ($7 552,20 для QPP), по сравнению с $6 332,90 в 2021 году ($6 855,80 для QPP).

    Повышение CPP является частью многолетнего плана, одобренного провинциями и федеральным правительством пять лет назад, по увеличению взносов и пособий с течением времени.

    Работа из дома

    Те канадцы, которые продолжает работать дома в 2022 годах, снова смогут воспользоваться временным методом фиксированной ставки, введенным в 2020 налоговом году, для расчета вычета расходов на домашний офис.

    Согласно временному методу фиксированной ставки, канадцы, работающие дома, могут требовать вычета в размере 2 долларов за каждый день, который они работали из дома из-за COVID-19, до максимальной суммы в 500 долларов.

    Минимальный и максимальный взнос в фонд страхования от потери работы (EI)

    Страховые взносы на страхование занятости также растут, при этом ставка взноса для работников составляет 1,58% (1,2% в Квебеке) до максимального взноса в размере 952,74 долларов ($723,60 в Квебеке).

    Ограничения безналогового сберегательного счёта TFSA в 2022 году

    Максимальная годовая сумма вложений в 2022 году будет оставаться на уровне $6 000.

    В 2022 году сумма индексированных взносов составит $6 162,70, исходя из 2,4% коэффициента инфляции, указанного выше. Но ожидается, что в 2023 году лимит увеличится до $6 500 при условии, что индексация в следующем году составит не менее 1,5%.

    Если у вас никогда не было счета TFSA, то в 2022 году вы имеете право внести $81 500, т.е. использовать все лимиты за предыдущие годы. При условии, что вам есть 18 лет (с 2009 года) и вы permanent resident или citizen. Этот счет предназначен для скопления средств на любые нужды: покупка дома, машины, обучение, отдых, забота о будущем в качестве пенсионных накоплений и т.п. Суммы, вносимые на счет, начисленные проценты, прибыль, полученная в результате работы с фондовыми инструментами – все это налогом не облагается.

    Долларовый лимит RRSP

    Долларовый лимит зарегистрированного плана пенсионных накоплений (RRSP) на 2022 год составляет $29 210, по сравнению с $27 830 в 2021 году. Разумеется, сумма, которую вы можете внести в RRSP, ограничена 18% от вашего заработанного дохода за 2021 год, который включает (само)трудоустройство и доход от аренды, за вычетом любых пенсионных корректировок, до текущего годового лимита долларов.

    OAS

    Если вы получаете страховое обеспечение по старости (OAS), порог погашения OAS установлен на уровне $81 761 на 2022 год, что означает, что ваше OAS будет сокращено в 2022 году, если ваш налогооблагаемый доход превышает эту сумму, и полностью отменено при налогооблагаемом доходе свыше $133 141.

    Какие налоги в Канаде? Налоговая система Канады

    Налоги в Канаде нельзя назвать жесткими, как, например, во Франции. Налоговая система страны представляет собой совокупность инструментов и методов, способных обеспечить эффективное взимание налогов и сборов на территории государства.

    Налоговая система

    Канадская система налогообложения разделена на три уровня: местный, провинциальный и федеральный. Последние два уровня приносят в казну государства почти 90 % всех налогов. Налог на доходы в Канаде составляет большую часть всех поступлений в бюджет государства. На провинциальном уровне доходы складываются из нескольких частей. Это такие поступления, как налог с продаж, акциз, рента, сборы при выдаче лицензий, налог на доход и на капитал в Канаде.

    налоги в канаде

    Самую большую роль играют косвенные налоги и подоходные. Сборщиком налогов в стране является государство. Именно оно в ответе за приток средств и последующее и перераспределение. Доходы муниципалитетов складываются из тех средств, которые поступают от уплаты различных тарифов, а также налога на собственность.

    Ответственный орган

    За сбор налогов в Канаде отвечает Агентство Министерства налогов и сборов. Агентство занимается сбором общих по всей Канаде доходов. Отдельного внимания заслуживает провинция Онтарио, где за сбор налогов отвечает Министерство доходов. В этой провинции происходит сбор следующих типов налогов:

    1. Страховые взносы и другие отчисления.
    2. Роялти.
    3. Налог на топливо.
    4. Налог на землю.
    5. Налог с продаж.
    6. Провинциальный налог на землю.
    7. Налог на прибыль.

    В Канаде более простой считается система налогообложения на местном уровне. Местные налоги делятся на два типа:

    1. Налог на недвижимость.
    2. Налог на бизнес.

    Если говорить о федеральных налогах, в первую очередь надо отметить общие с провинциальными налогами. Это подоходный налог, роялти, а также налоги на индивидуальные и корпоративные доходы. Помимо них, на федеральном уровне взымаются налоги на добавленную стоимость, акциз и таможенные пошлины.

    налоги в канаде

    Налоговая система страны подразумевает одновременно использование налоговых баз на разных уровнях. Это касается федерации и провинций. Параллельная система начисления однотипных налогов не используется на местном уровне.

    Расчет налогов

    В законах Канады существует четкое разделение налогов по природе и источнику. Государстве доходы, подлежащие налогообложению, делятся на заработную плату, имущественный доход, а также доход, полученный в результате прироста капитала. Определенные суммы могут быть включены в тот или иной тип дохода, согласно законам страны. Также существует некоторые типы доходов, которые нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых видов. Налог с такого типа дохода не взымается. В качестве примера можно привести выигрыш в лотерее.

    какие налоги в канаде

    Если говорить о налогах на капитал, то стоит отметить, что лишь половина прироста капитала подлежит налогообложению. Доход от работы включает не только саму заработную плату, но также и все бонусы, которые житель страны получает в связи с выполняемой работой.

    Доходы от имущества в Канаде рассчитываются как прибыль. К их числу относятся аренда, проценты и дивиденды. Однако если эти доходы получены в ходе осуществления предпринимательской деятельности, они могут быть классифицированы как предпринимательский доход. В тех случаях, когда плательщик несет убытки в ходе своей деятельности, он может перенести их на другой период, вычитая размер убытка с облагаемого дохода.

     налог на прибыль в канаде

    Согласно канадскому законодательству, понятия «доход» и «налогооблагаемый доход» имеют разное значение. Облагаемый доход равен чистому доходу, а тот, в свою очередь, рассчитывается на основе общего дохода, из которого вычитаются определенные суммы денег. Уже на базе чистого дохода рассчитывается размер налогов, которые подлежат уплате.

    Какие налоги в Канаде самые высокие?

    Подоходный налог в Канаде самый высокий. Его сумма зависит от размера доходов. Налог на недвижимость составляет от 1 до 2 процентов от стоимости приобретенной недвижимости. Этот налог должен быть уплачен один раз в год. Плательщиками налога на недвижимость являются не только собственники, но и арендаторы недвижимого имущества. Кроме того, нет разницы, гражданин какого государства купил имущество на территории Канады. Ставка налога для всех одинакова. Если стоимость недвижимого имущества составляет от 250 до 400 тысяч долларов, то налоговая ставка составит полтора процента. В том случае, когда цена недвижимости превышает отметку в 400 тысяч долларов, в казну государства придется уплатить 2 процента от стоимости. Канада занимает второе место в мире после Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по размеру налога на недвижимое имущество. В топ-5 находится еще одна страна Северной Америки – США.

    налоги в канаде с зарплаты

    На территории Канады не часто используется термин «налог на добавленную стоимость» (НДС). В стане принято называть его налогом на потребление или же налог на продукты и услуги (НПУ). Ставка в среднем составляет 6 %, однако, она зависит от территориальной зоны государства.

    Какой подоходный налог в Канаде?

    Разберем вопрос подробнее. Как известно, налоги в Канаде делятся на несколько типов. Подоходный налог относится к федеральным. Ставка налога возрастает прямо пропорционально сумме полученного дохода. Ставки были приняты правительском страны в 2002 году, и уже в течение 15 лет никаких изменений в законодательстве не происходит.

    Налоговая ставка составляет 15, 22, 26 и 29 процентов, исходя из суммы дохода. Если оклад жителя Канады превысил отметку 7,5 тысяч долларов, но оказался меньше 42,7 тысяч, то к нему применяется самая низкая процентная ставка –15 %.

    налог на доходы в канаде

    В Канаде налог с зарплаты, которая превышает 42,7 тысяч долларов, но не больше 85,4 тысяч долларов, составляет 22 процента. Налоговая ставка – 26 процентов, если оклад составляет 85 400 – 132 400 долларов. Если же доход человека превышает сумму 132,4 тысячи долларов, к нему применяется ставка 29 процентов.

    Пример расчета налога с зарплаты

    Для лучше понимания можно рассчитать налоги с зарплаты в Канаде. Если человек заработал 7,5 тысяч долларов, то государству он обязан заплатить 1 125 долларов (7 500 * 0,15). Это минимальная сумма налога в стране. Максимальный налог при пятнадцатипроцентной ставке составляет 6 404,99 доллара (42 699,99 * 0,15).

    При ставке 22 процента минимальная сумма налога будет составлять 10 384 доллара (47 200 * 0,22). Самый большой налог при такой ставке налогообложения – 18 787,99 долларов (85 399,9 * 0,22).

    налоги в канаде с зарплаты рассчитать

    Если же годовая заработная плата составила 132 399,99 долларов, то в казну необходимо будет заплатить 34 423,99 доллара. Максимальной суммы налога, если оклад превысил 132 400, нет. А минимальный составляет 38 396 долларов (132 400 * 0,29).

    Средняя заработная плата на территории Канады составляет примерно 63 тысячи канадских долларов за год. При таком окладе применяется налоговая ставка в размере 22 процентов. Таким образом, в бюджет ежегодно каждый житель страны в среднем платит почти 14 тысяч канадских долларов.

    Роль налоговой системы

    Налоговая системы Канады очень сильно воздействует на экономику страны. В конце прошлого века государство пыталось создать налоговое регулирование таким образом, чтобы ему удавалось осуществлять стимулирование спроса. Но все же это было второй целью. Главный акцент был сделан на расходы самого государства.

    налоги в канаде

    С тех пор начала возрастать роль канадских провинций в экономике страны. За последние годы доля валового внутреннего продукта провинций в общей структуре ВВП выросла более чем в два раза. Это даже больше, чем доля федерального правительства страны.

    Другие налоги

    Помимо доходов резидентов, полученных на территории Канады, денежные средства могут быть заработаны и за рубежом. С этих доходов тоже необходимо уплатить налог. Но есть страны, с которыми Канада имеет соглашение об избежание двойного налогообложения. В этих случаях резидент Канады платит налоги только в той стране, где ведет деловую активность, приносящую ему этот доход.

    В Канаду ежегодно приезжает большое количество иммигрантов. Их имущество не подлежит налогообложению до получения статуса жителя государства. Если же продать имущество уже после получения данного статуса, платить налоги все равно не надо. Это правило относится к инвестиционным средствам и недвижимости.

    какой подоходный налог в канаде

    Но надо помнить, что не будут облагаться налогом денежные средства в размере стоимости недвижимости и инвестиционных средств, ввезенных на территорию Канады. Это значит, что надо иметь документ об официальной оценке стоимости недвижимого имущества на текущий момент. Все это также должно быть в обязательном порядке задекларировано перед въездом в государство.

    Координация налогов в Канаде

    Провинции принимают на себя все последствия перераспределения дохода, поскольку они взымают и федеральный налог тоже, а значит, принимают всю структуру налогообложения. Если бы канадские провинции могли получить право самостоятельно устанавливать размер ставок, то они бы намного прогрессивнее функционировали. Минусом всего этого является существенное усложнение всей налоговой системы Канады.

    налог на доход на капитал в канаде

    Провинции могут все же увеличить сумму поступлений в свой бюджет, однако для того чтобы осуществить это, необходимо значительно повысить налоговые ставки. Канада – страна с развитым уровнем децентрализации. Это дает возможность приспособить социальную политику к нуждам регионов, обеспечивая провинциальные бюджеты доходами.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]