Прокурор разъясняет – Прокуратура Калужской области
С 01. 05. 2012 вступил в силу Федеральный закон от 06. 12. 2011 №400 – ФЗ, предусматривающий особый порядок осуществления депортации иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
Указанным Федеральным законом статья 31 Федерального закона от 25. 07. 2002 №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена положениями, согласно которым в случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в ФМС России, которая принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС России, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ России, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы.
При этом исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В связи с внесенными изменениями статьей 18. 8 КоАП РФ установлено дополнительное основание для привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии.
Самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС России, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Калужской области
Прокуратура Калужской области
23 августа 2013, 15:17
О порядке депортации и реадмиссии иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы
С 01. 05. 2012 вступил в силу Федеральный закон от 06. 12. 2011 №400 – ФЗ, предусматривающий особый порядок осуществления депортации иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
Указанным Федеральным законом статья 31 Федерального закона от 25. 07. 2002 №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена положениями, согласно которым в случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в ФМС России, которая принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Иностранный гражданин, который передается Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин, который принимается Российской Федерацией от иностранного государства, на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина, принятого ФМС России, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре, принятого соответствующим пограничным органом ФСБ России, осуществляет выезд из РФ или въезд в РФ без визы.
При этом исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В связи с внесенными изменениями статьей 18. 8 КоАП РФ установлено дополнительное основание для привлечения к административной ответственности за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии.
Самовольное оставление иностранным гражданином, подлежащим реадмиссии, специального учреждения ФМС России, в которое иностранный гражданин помещен (доставлен) в связи с реализацией международного договора РФ о реадмиссии, повлечет наложение штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей либо административный арест до 15
Адрес: 248000, г. Калуга, ул. Кутузова, д. 2 а
Телефон: +7 (4842) 57-49-81
Телефон: +7 (910) 520-31-09
Применение реадмиссии в Российской Федерации
Статья 32.2. Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
1. Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов, уполномоченных принимать решения о реадмиссии, утверждается указанным федеральным органом.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)
1.2. Прием иностранного гражданина Российской Федерацией от иностранного государства может осуществляться по ускоренной процедуре реадмиссии в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)
1.3. Передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 178-ФЗ)
2. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 178-ФЗ, от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 232-ФЗ)
3. Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 27.06.2018 N 168-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7 – 10. Утратили силу. – Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих содержанию в специальных учреждениях, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.
13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 13 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Порядок реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальными органами и специальными учреждениями определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(п. 14 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 178-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Применение реадмиссии в Российской Федерации
Для Российского государства реадмиссия обрела актуальность в 1994 году. Именно тогда было подписан договор с Европейским сообществом. Но реальное применение нового инструмента против незаконной миграции началось только с 2007 года.
Понятие и правовой регламент
Реадмиссией именуется дозволение государства принять назад тех граждан, которые по определенным основаниям не вправе более пребывать на территории принявшей их страны, и для которых предусмотрена незамедлительная депортация. Реадмиссия предполагает пересылку нелегалов в ту страну, из какой они явились. Гражданство при этом роли не играет.
Такое понятие отличается от депортации или выдворения, предполагающих высылку мигранта на родину. Российский порядок исполнения реадмиссии законодательно регулируется нормами, прописанными в:
- ФЗ № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных»;
- ФЗ № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранцев»;
- ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда и въезда»;
- ФЗ № 128 от 25.07.1998 «О государственной дактилоскопической регистрации»;
- ФЗ № 143 от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния»;
- Указ Президента РФ № 1232 от 31.10.2009, дополняющий «Положение о ФМС»;
- Приказ ФМС России № 134 от 10.06.2010, утверждающий правила временного размещения лиц, подлежащих реадмиссии;
- Постановление Правительства РФ № 555 от 15.07.2009, утверждающее порядок и условия нахождения субъектов до реадмиссии в ФМС;
- Постановление Правительства РФ № 58 от 27.01.2009, утверждающее порядок охраны учреждений ФМС, предназначенных для пребывания лиц до момента реадмиссии;
- Гражданский Процессуальный Кодекс РФ.
Законодательно определено, что процесс передачи иностранного гражданина по договору о применении реадмиссии, равно как и принятие граждан по той же причине, исполняется ФМС. Предпосылкой является решение руководителя ФМС. Иностранному гражданину, переданному Россией другому государству на основе такого договора, запрещается пересечение российских рубежей на пятилетний срок.
Договор о применении реадмиссии
Основой для реализации реадмиссии становится заключенное меж отдельными государствами соглашение. Сегодня Россией подписано более тринадцати таких двухсторонних договоров. Соглашение о реадмиссии регламентирует такие важнейшие аспекты, как:
Во многих соглашениях предусмотрены детали перемещения иностранного гражданина при ограниченности возможностей, несовершеннолетних лиц без подобающего сопровождения и иные подобные моменты. Обусловлены и меры для безопасности и сохранения целостности семей, перемещаемых в соответствии с соглашением.
Важно понимать, что рассматриваемый вид высылки не связывается с административной ответственностью или наказанием. К основным причинам передачи лица иному государству причисляются:
- противозаконный въезд на территорию чужого государства;
- наличие у иностранного гражданина поддельных документов;
- нелегальное трудоустройства иностранца и подобное.
Подлежащие реадмиссии лица обязательно фотографируются и проходят дактилоскопическую экспертизу. Информация о них непременно регистрируется. Затем иностранцы доставляются в специальные учреждения ФМС. При необходимости предоставляется медицинская или юридическая помощь, обеспечивается возможность обращения в консульство или дипломатическое представительство.
При нахождении в специальных центрах лица, которым грозит реадмиссия, обладают правом ходатайствовать о получении статуса беженца. Такое обстоятельство позволяет оставаться в стране пребывания до момента принятия того или иного решения.
Порядок осуществления передачи граждан
Процесс перемещения субъекта выглядит так:
- Изучение ходатайства о принятии субъекта.
- Обработка документов; зависит от категориальной принадлежности — граждане государства или иностранцы.
- Анализ доказательной базы
- Передача лица при наличии свидетельства, косвенного свидетельства или доказательства въезда. При отсутствии необходимых документов принимающая страна отказывается принять конкретное лицо.
Реадмиссия, применяемая к иностранному гражданину может откладываться, если документально подтверждены:
- угроза здоровью и жизни тяжелобольных лиц при высылке;
- наличие больных или умерших родственников, являющихся гражданами страны;
- подача ходатайства о получении убежища либо статуса беженца;
- наличие препятствующих чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, эпидемиологические угрозы и т. д.);
- лишение свободы иностранца по постановлению судебных инстанций;
- участие иностранца в судебном деле или следственном процессе.
Отменяется процедура высылки при кончине иностранного гражданина или безвестной пропаже оного. Также причиной отмены становятся обретение статуса беженца или предоставление временного убежища. Реадмиссия отменяется по отношению к лицам, покинувшим страну добровольно.
Применение реадмиссии в Российской Федерации
Стороны, Российская Федерация и Европейское сообщество (именуемое в дальнейшем Сообществом),
полные решимости укреплять сотрудничество с целью повышения эффективности противодействия незаконной иммиграции,
учитывая Совместное заявление, принятое по итогам встречи на высшем уровне, состоявшейся в г.Санкт-Петербурге 31 мая 2003 года, в котором отмечается, что Российская Федерация и Европейский союз соглашаются в надлежащее время завершить переговоры по соглашению о реадмиссии,
желая путем заключения настоящего Соглашения на основе взаимности создать быстродействующие и эффективные процедуры по выявлению и возвращению лиц, которые не соответствуют или перестают соответствовать условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации или на территории одного из государств – членов Европейского союза, а также способствовать транзиту таких лиц в духе сотрудничества,
учитывая Протокол о позиции Дании, содержащийся в приложении к Договору о Европейском союзе от 7 февраля 1992 года и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 года, и подтверждая, что положения настоящего Соглашения не применяются к Королевству Дания,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения:
a) “реадмиссия” означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения;
b) “государство-член” означает государство – член Европейского союза, за исключением Королевства Дания;
c) “гражданин государства-члена” означает лицо, имеющее гражданство государства-члена, как это определено для целей Сообщества;
d) “гражданин Российской Федерации” или “российский гражданин” означает лицо, имеющее гражданство Российской Федерации в соответствии с ее законодательством;
e) “гражданин третьего государства” означает лицо, имеющее иное гражданство, чем гражданство Российской Федерации или гражданство государства-члена;
f) “лицо без гражданства” означает лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации или государства-члена и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иного государства;
g) “разрешение на проживание” означает официальное разрешение любого вида, выданное Российской Федерацией или государством-членом, предоставляющее лицу право проживать на территории Российской Федерации или одного из государств-членов. Это понятие не включает временные разрешения на пребывание на территории упомянутых государств в связи с процедурой рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища или ходатайства о выдаче разрешения на проживание;
h) “виза” означает разрешение или решение, выданное или принятое соответственно Российской Федерацией или одним из государств-членов, которое необходимо для въезда на территорию или транзита через территорию Российской Федерации или одного из государств-членов. Это понятие не включает особые виды транзитных виз, выдаваемых в аэропортах;
i) “запрашивающее государство” означает то государство (Российскую Федерацию или одно из государств-членов), которое направляет ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;
j) “запрашиваемое государство” означает то государство (Российскую Федерацию или одно из государств-членов), которому направлено ходатайство о реадмиссии в соответствии с разделом III или ходатайство о транзите в соответствии с разделом IV настоящего Соглашения;
к) “компетентный орган” означает орган Российской Федерации или орган одного из государств-членов, на который возлагается осуществление настоящего Соглашения, как это предусмотрено двусторонним исполнительным протоколом, заключенным Российской Федерацией и отдельными государствами-членами в соответствии с подпунктом “а” пункта 1 статьи 20 настоящего Соглашения;
l) “приграничный район” означает территорию протяженностью до 30 километров в обе стороны от общей сухопутной границы между Российской Федерацией и одним из государств-членов, в также территории морских портов (включая таможенные зоны) и международных аэропортов Российской Федерации и государств-членов;
m) “пункт пропуска через границу” означает пункт пропуска через границу, установленный Российской Федерацией или государствами-членами для пересечения их соответствующих сухопутных и морских границ, включая международные аэропорты и морские порты;
п) “транзит” означает проезд гражданина третьего государства или лица без гражданства через территорию запрашиваемого государства по пути следования из запрашивающего государства в государство назначения.
Раздел I. Обязательства Российской Федерации в отношении реадмиссии
Статья 2
Реадмиссия российских граждан
1. Российская Федерация по ходатайству государства-члена и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что данное лицо является гражданином Российской Федерации.
Указанное положение применяется к лицам, которые на момент въезда на территорию государства-члена, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство Российской Федерации, но затем в соответствии с законодательством Российской Федерации вышли из гражданства Российской Федерации и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание данного государства-члена или иного государства.
2. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки необходимый для возвращения данного лица проездной документ, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам это лицо не может быть передано в течение срока действия данного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации незамедлительно выдает новый проездной документ со сроком действия той же продолжительности.
Статья 3
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства
1. Российская Федерация по ходатайству государства-члена и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения представлены доказательства того, что такое лицо:
а) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную Российской Федерацией, и въехало на территорию государства-члена непосредственно с территории Российской Федерации; или
b) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное Российской Федерацией; или
с) незаконно въехало на территорию государства-члена непосредственно с территории Российской Федерации.
2. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:
а) гражданин третьего государства или лицо без гражданства находились исключительно в транзитной зоне международного аэропорта на территории Российской Федерации; или
b) запрашивающее государство-член или другое государство-член выдало гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только данное лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы Российской Федерацией и имеют более длительный срок действия; или
с) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию запрашивающего государства-члена.
3. После того как Российская Федерация даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, запрашивающее государство выдает лицу, подлежащему реадмиссии, проездной документ, признаваемый Российской Федерацией (стандартный проездной документ Европейского союза для целей высылки в соответствии с формой, предусмотренной в рекомендации Совета Европейского союза от 30 ноября 1994 года).
Раздел II. Обязательства Сообщества в отношении реадмиссии
Статья 4
Реадмиссия граждан государств-членов
1. Государство-член по ходатайству Российской Федерации в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любое лицо, которое не соответствует или перестает соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения установлено, что данное лицо является гражданином данного государства-члена.
Указанное положение применяется также к лицам, которые на момент въезда на территорию Российской Федерации, где они находятся или проживают незаконно, имели гражданство государства-члена, но затем в соответствии с законодательством последнего вышли из его гражданства и не приобрели гражданства или не получили разрешения на проживание Российской Федерации или иного государства.
2. После того как государство-член даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение этого государства-члена независимо от волеизъявления лица, подлежащего реадмиссии, выдает при необходимости и без задержки необходимый для возвращения данного лица проездной документ, срок действия которого составляет 30 календарных дней. Если по каким-либо причинам это лицо не может быть передано в течение срока действия данного проездного документа, компетентное дипломатическое представительство или консульское учреждение этого государства-члена незамедлительно выдает новый проездной документ со сроком действия той же продолжительности.
Статья 5
Реадмиссия граждан третьих государств и лиц без гражданства
1. Государство-член по ходатайству Российской Федерации и в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим Соглашением, принимает любого гражданина третьего государства или лицо без гражданства, которые не соответствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации, если в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения представлены доказательства того, что такое лицо:
а) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительную визу, выданную запрашиваемым государством-членом, и въехало на территорию Российской Федерации непосредственно с территории последнего; или
b) на момент направления ходатайства о реадмиссии имеет действительное разрешение на проживание, выданное запрашиваемым государством-членом; или
с) незаконно въехало на территорию Российской Федерации непосредственно с территории запрашиваемого государства-члена.
2. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, не применяется, если:
а) гражданин третьего государства или лицо без гражданства находились исключительно в транзитной зоне международного аэропорта на территории запрашиваемого государства-члена; или
b) Российская Федерация выдала гражданину третьего государства или лицу без гражданства визу или разрешение на проживание, если только данное лицо не обладает визой или разрешением на проживание, которые выданы запрашиваемым государством-членом и имеют более длительный срок действия; или
с) гражданин третьего государства или лицо без гражданства воспользовались правом безвизового въезда на территорию Российской Федерации.
3. Обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, возникает для того государства-члена, которое выдало визу или разрешение на проживание. Если два или более государств-членов выдали визу или разрешение на проживание, обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, возникает для того государства-члена, которое выдало документ, имеющий более продолжительный срок действия, или, если срок действия одного или нескольких таких документов истек, – документ, являющийся действительным. Если истекли сроки действия всех таких документов, обязательство по реадмиссии, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, несет то государство-член, которое выдало документ, срок действия которого истек позднее.
4. После того как государство-член даст положительный ответ на ходатайство о реадмиссии, Российская Федерация выдает лицу, подлежащему реадмиссии, проездной документ, признаваемый запрашиваемым государством-членом.
Раздел III. Процедура реадмиссии
Статья 6
Ходатайство о реадмиссии
1. С соблюдением пункта 2 настоящей статьи, для любой передачи лица, подлежащего реадмиссии на основе одного из обязательств, предусмотренных в статьях 2-5 настоящего Соглашения, необходимо направление ходатайства о реадмиссии в компетентный орган запрашиваемого государства.
2. Несмотря на положения статей 2-5 настоящего Соглашения, ходатайство о реадмиссии не требуется, когда подлежащее реадмиссии лицо имеет действительный национальный паспорт, а в случае, если это лицо является гражданином третьего государства или лицом без гражданства, – действительную визу или разрешение на проживание, выданные государством, которому предстоит его принять.
3. Если лицо задержано в приграничном районе запрашивающего государства после того, как незаконно пересекло государственную границу, следуя непосредственно с территории запрашиваемого государства, запрашивающее государство может направить ходатайство о реадмиссии такого лица в течение двух рабочих дней после его задержания (ускоренная процедура).
Статья 7
Содержание ходатайства о реадмиссии
1. Любое ходатайство о реадмиссии должно содержать следующую информацию:
a) сведения о соответствующем лице (например, имена, фамилии, дата и, по возможности, место рождения, последнее место жительства);
b) данные о наличии доказательств гражданской принадлежности, факта незаконного въезда и проживания, а также указание оснований для реадмиссии гражданина третьего государства или лица без гражданства в соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 1 статьи 5 настоящего Соглашения.
2. По мере возможности ходатайство о реадмиссии также должно содержать следующую информацию:
a) заявление, свидетельствующее о том, что подлежащее передаче лицо может нуждаться в помощи или уходе, при условии, что данное лицо дало определенно выраженное согласие на такое заявление;
Что такое реадмиссия иностранного гражданина?
Низкий уровень жизни в государстве и нехватка рабочих мест толкает граждан на миграцию в поисках лучших условий. Официальное получение вида на жительства или разрешений на работу может быть проблемой, и подобные документы оформляют не все гости. Для принимающей страны нелегальная миграция становится большой проблемой. Реадмиссия — это один из эффективных вариантов борьбы с подобными нарушителями.
Что такое реадмиссия?
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Реадмиссия — процедура возвращения человека, который подлежит депортации из страны пребывания, в государство его последнего местонахождения. Попадают под процесс не только те люди, которые являются полноценными гражданами страны. Достаточно факта проживания в государстве, которое должно принять депортируемого.
Реадмиссия является обоюдным процессом и предусматривает соглашение, которое заключается между двумя государствами. В обязательном порядке прописываются все организационные моменты, касающиеся перемещения мигранта и обязательства стран. Российская Федерация заключила подобные соглашения более чем с 30 государствами. В список входят как страны ближайшего зарубежья, так и представители Евросоюза.
Депортация и реадмиссия несколько различаются. В первом случае человек отправляется в страну по месту гражданства. Во втором — нелегальный мигрант или нарушитель законодательства отправляется на территорию государства, из которого он приехал, даже если не обладает гражданством этой страны.
Виды реадмиссии
По данным преамбуле Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранные граждане могут вернуться в страну постоянного (последнего) проживания или гражданства двумя путями:
- добровольно;
- принудительно.
Добровольное возвращение мигранта возможно в том случае, если он покидает территорию России в то время, пока не нарушены допустимые сроки его пребывания в стране. Дальнейший взъезд запрещается в том случае, если иностранные гости нарушали законодательство РФ.
Во время принудительного выдворения иностранцы покидают Россию даже в том случае, если не хотят этого. Существует несколько понятий, относящихся к принудительному изгнанию зарубежных граждан:
- реадмиссия;
- депортация;
- административное выдворение.
В отличии от реадмиссии и депортации, административное выдворение является мерой административного наказания. Из страны высылаются только нарушители законодательства. Мигрант отправляется в государство, в котором постоянно проживал или гражданство которого имеет.
Как проходит процесс реадмиссии?
Процедура принудительного выдворения иностранных граждан состоит из нескольких этапов. В отличие от депортации, реадмиссия позволяет не дожидаться ответа от принимающей страны. Это экономит время и материальные средства: нелегал не так долго находится на территории, которую ему предстоит покинуть.
Процедура реадмиссии включает в себя определенные обязательства. Отправляющая сторона обязана подать письменное ходатайство о выдворении человека и предоставить неопровержимые доказательства нарушений миграционного режима. Обосновать придется и данные о том, из какого государства прибыл незаконный мигрант.
Порядок реадмиссии зависит от того, где находится иностранный гражданин. Если он был пойман в области приграничной территории, выдворение будет осуществлено по ускоренной схеме, которая принята правилами пограничной службы ФСБ Российской Федерации. В других случаях передачу нарушителя проводят органы ФМС.
Причины
Согласно законам Российской Федерации, причинами для реадмиссии может послужить одно из следующих оснований:
- незаконная трудовая деятельность;
- нелегальный въезд в страну;
- использование поддельных документов;
- нахождение в государстве после окончания действия визы.
Любая из этих причин — достаточный повод для задержания человека и запуска процедуры его передачи другому государству.
Окончательное решение о необходимости проведения реадмиссии принимает руководитель ФМС или его заместитель (согласно Закону о правовом положении, ст. 23.2 (1). При задержании иностранного гражданина в пределах пограничной области, решение выносит должностное лицо ФСБ Российской федерации.
Механизм задержания и передачи иностранных граждан
Документы на проблемного гражданина поступают на рассмотрение в ГУВМ МВД Российской Федерации. При наличии достаточных оснований на выдворение необходимо установить местонахождения нарушителя. При задержании человек отправляется в специализированный центр для временного расположения иностранцев.
Сразу после задержания незаконный мигрант проходит процедуры фотографирования и дактилоскопической регистрации. В дальнейшем информация о нем отправляется в центральный банк данных. При необходимости предоставляются услуги адвоката, встреча с консулом, дипломатический представитель или медицинская помощь.
Если гражданин не желает покидать страну или органы правопорядка предполагают, что нелегал может скрыться, размещение в специализированном учреждении является обязательной мерой, позволяющей осуществлять контроль. При этом запрещаются подобные действия в адрес уязвимых групп:
- родителей-одиночек;
- семей;
- недееспособных людей;
- жертв торговли людьми;
- несовершеннолетних.
Лицам, попадающим под эти категории, обеспечиваются необходимые для временного проживания условия. Место и время передачи иностранного гражданина оговаривается в соглашении о реадмиссии. Осуществить передачу должен территориальный миграционный орган.
По действующему законодательству не существует критериев, по которым иностранец должен помещаться в специальное учреждение. Решается вопрос в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. Чаще всего размещение продолжается около 48 часов.
Заключение соглашения
Реадмиссия возможна только в том случае, если между государствами было заключено соглашение, которое уже вступило в законную силу. Договор включает в себя:
- финансовое обеспечение процесса;
- перечень лиц, которые подлежат реадмиссии;
- защиту персональных данных иностранного гражданина;
- доказательную базу необходимости выдворения;
- условия транзита нарушителя;
- временные рамки.
В соглашении четко прописываются все нюансы, касающиеся процедуры. Наполнение зависит от договоренностей. Регламенты между разными странами могут различаться.
Условия избежания реадмиссии
Окончательное решение о необходимости реадмиссии по отношению к конкретному гражданину принимают ФМС. В большинстве случаев оно не подлежит обжалованию. При веских основаниях, которые можно подтвердить документально, возможна отсрочка или полная отмена процесса.
Отмена
Реадмиссия иностранного гражданина может быть отменена в следующих случаях:
- при добровольной отъезде из страны;
- по причине смерти;
- при одобрении временного убежища;
- в случае статуса беженца;
- при пропаже без вести.
Отсрочки
Временная отсрочка реадмиссии возможна при веских основаниях, подтвержденных документально. Поводами для приостановления процесса могут стать:
- Активное участие лица в судебном процессе или следственных действиях.
- Тяжелые болезни, при которых выдворение представляет угрозу для здоровья или жизни.
- Вовремя поданное ходатайство на предоставление убежища или для получения статуса беженца.
- Опасные условия в стране, куда должно вернуться лицо.
- Наличие болеющего или погибшего близкого родственника, который был зарегистрирован на территории страны.
Когда основания для отсрочки перестанут действовать, процедура возобновляется.
Заключение
Некоторые страны, пытающиеся повысить численность своих представителей в других странах, могут осознанно отказать в реадмиссии. Посольства отказываются выдавать гражданам своего государства паспорта или свидетельство на возвращение. В таком случае решением дальнейшей судьбы мигранта занимаются органы власти.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.
Что такое реадмиссия иностранного гражданина
Реадмиссия — процедура возвращения человека, который подлежит депортации из страны пребывания, в государство его последнего местонахождения. Попадают под процесс не только те люди, которые являются полноценными гражданами страны. Достаточно факта проживания в государстве, которое должно принять депортируемого.
Реадмиссия является обоюдным процессом и предусматривает соглашение, которое заключается между двумя государствами. В обязательном порядке прописываются все организационные моменты, касающиеся перемещения мигранта и обязательства стран. Российская Федерация заключила подобные соглашения более чем с 30 государствами. В список входят как страны ближайшего зарубежья, так и представители Евросоюза.
Депортация и реадмиссия несколько различаются. В первом случае человек отправляется в страну по месту гражданства. Во втором — нелегальный мигрант или нарушитель законодательства отправляется на территорию государства, из которого он приехал, даже если не обладает гражданством этой страны.
Особенности терминологии
Что такое реадмиссия становится понятно после перевода термина с английского, который означает прием обратно (назад). Существует в мире еще такое близкое по смыслу понятие, как депортация. Эти два явления имеют отличия в порядке осуществления действий. Нарушители миграционных законов должны знать, что такое реадмиссия, а что называют депортацией. Последнее понятие подразумевает, что людей высылают в страны, в которых они имеют гражданство. Когда гражданина выдворяют из страны согласно процедуре реадмиссии, такое условие может не соблюдаться. Вне зависимости, где их родина, они будут отправлены туда, откуда прибыли. К примеру, узбеки въехали в Россию через Армению, значит, их должен принять Ереван, при условии, что имеется на этот случай договоренность.
Причины отказа в подписании договора
Но нередко у страны, пытающейся выслать нарушивших правила миграции иностранных граждан по условиям реадмиссии, возникают проблемы. Многие правительства целенаправленно не подписывают подобный договор, чтобы искусственно увеличить размеры своей диаспоры на территории другого государства. Такие государства могут отказать в прошении своего гражданина (или иностранного подданного, являющегося транзитным мигрантом) о выдаче временного паспорта или свидетельства на возвращение. Без этих документов нарушители миграционного режима не могут вернуться на родину, и поэтому возникает некий юридический коллапс.
Но как бы там ни было, большинство развитых стран положительно относятся к подобной практике в гражданском процессе, особенно это касается стран ЕС. Соблюдение соглашения о реадмиссии является одним из основных требований для стран Европейского Союза.
Кого не имеют права депортировать
Если у иностранца есть уважительная причина для того, чтобы остаться в РФ, решение о его депортации может быть отменено. В числе веских обстоятельств, позволяющих остаться в стране, можно отметить следующие:
- наличие у иностранца в России родственников;
- прохождение иностранцем лечения в РФ, которое нельзя отложить или прервать;
- наличие супруга и/или детей с российским гражданством, особенно это касается случаев, когда имеются несовершеннолетние дети, иные иждивенцы;
- наличие патента на осуществление трудовой деятельности и вида на жительство;
- получение образования на территории РФ.
Если вы думаете над тем, как выехать без депортации из России, и у вас есть хотя бы одна из перечисленных причин для того, чтобы избежать выселения, нужно обратиться в суд с просьбой отменить предписание на депортацию. Сделать это можно в течение 3 месяцев после того, как вы узнали о необходимости выезда из страны и в течение 10 дней после того, как вступило в силу решение суда о принудительном выселении.
Не менее важно знать и то, кого не могут депортировать из России:
- граждан, ходатайствующих о получении статуса беженца (вплоть до принятия решения по данному заявлению);.
- граждан, получивших политическое убежище или статус беженцев (вплоть до истечения срока действия данного статуса);
- утративших гуманитарный статус лиц, если на родине им грозит политическое или иное преследование или имеется угроза для их жизни и здоровья.
В число тех, кто не подлежит депортации из РФ, входят также лица с дипломатическим или консульским иммунитетом.
В вопросах высылки иностранцев с территории России принципиально значение имеет факт определения гражданства приезжих, поскольку выселение должно происходить исключительно в ту страну, гражданином которой является иностранец.
Однако что делать, когда узнать эти сведения невозможно? Могут ли депортировать, если нет паспорта, например? Ответ в этом случае будет зависеть от того, удастся ли выяснить государство гражданской принадлежности или постоянного (преимущественного) проживания данного лица. В такой ситуации после решения о принудительном выселении или административном выдворении гражданин находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) до тех пор, пока не удастся выяснить его принадлежность к той или иной стране. Поскольку четкого положения о том, куда выдворяют лиц без гражданства, в российском законодательстве нет, то могут возникать весьма сложные для решения юридические вопросы, рассматриваемые в Конституционном суде РФ. Один из таких вопросов рассматривался в 2017 году, когда слушалось дело Ноэ Мсхиладзе, 2 года пробывшего в ЦВСИГе из-за отсутствия возможности его выдворения на историческую родину – в Грузию. Как ни странно, у представителей миграционной службы достаточно часто спрашивают, за что могут депортировать из РФ гражданина России. Но все дело в том, что выдворить или депортировать можно только иностранца или лицо без гражданской принадлежности. Для граждан страны такая процедура не предусмотрена юридически, поэтому россияне всегда смогут оставаться в РФ.
Особенности данного соглашения
Стоит иметь в виду, что реадмиссия — обоюдный процесс, этакая обратная сторона договора о двойном гражданстве. Два государства составляют так называемое соглашение о реадмиссии, в котором детально оговаривается каждый аспект данной меры воздействия. Текст соглашения подробно описывает все обоюдные обязательства стран, заключивших договор, а также рабочие и организационные моменты, необходимые для организации принудительного перемещения нарушителей.
Такое соглашение неоднократно было заключено и правительством Российской Федерации. Обычно подобное соглашение заключается с правительством иностранного государства, из которых прибывает наибольшее количество нелегальных мигрантов. Благодаря договору о реадмиссии можно быстро, беспрепятственно и с минимальными затратами выслать из страны каждого иностранного гражданина, который нарушил правила миграционного учета.
- Литва;
- Норвегия;
- Украина;
- Узбекистан;
- Дания;
- Исландия;
- Вьетнам;
- Армения;
- Швейцария.
Подобными вопросами в Российской Федерации занимаются отделения ФМС. Все главные решения по вопросам принудительного перемещения иностранного поданного или апатрида принимает директор ФМС РФ, или же его заместитель – в зависимости от ситуации. Также как и при административном выдворении, перед высылкой нарушителя могут временно изолировать в специальном помещении. Срок подобной изоляции не может превышать двух суток. Приказ о продлении срока можно вынести только в судебном порядке.
Общая информация
Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.
Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов, в этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.
Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны. Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда, которая обязана, в свою очередь, его принять.
При применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.
Параллельно понятие, процесс и содержание реадмиссии урегулированы и внутренним законодательством. Этому, в частности, посвящена глава 5.1 Федерального закона от 25.07.2002 ФЗ №-115 «» (далее – ФЗ № 115). В ней, в частности, подробно описана процедура высылки, применяемые в ее рамках другие процедуры, возможности приостановления и прекращения и другие особенности. Но о них позже.
Важно понимать, что с правовой точки зрения реадмиссия не является мерой ответственности за нелегальное пребывание на территории страны. Это качественно отличает ее от депортации или, например, выдворения
Отличия реадмиссии от депортации и выдворения
На первый взгляд, административное выдворение, депортация и реадмиссия представляются понятиями одного порядка. Но это не так, и вот почему:
- Выдворение – мера административной ответственности, назначается, как правило, судом, может быть обжалована и предполагает запрет на дальнейший въезд. Реадмиссия же проводится во внесудебном порядке и не предполагает обжалования.
- Депортация применяется в отношении лиц, которые имели, но утратили законные основания для пребывания на территории страны. Реадмиссия же предполагает, что у иностранного гражданина изначально не было оснований для законного пребывания.
- Депортация и выдворение – категории исключительной компетенции национального законодательства, в отличие от реадмиссии, решение по которой принимается на межгосударственном уровне.
- Еще одно отличие депортации от реадмиссии заключается в принимающей стороне. В первой процедуре высылка осуществляется в страну гражданства. Реадмиссовать же, как правило, можно лишь туда, откуда лицо приехало, хотя возможны и исключения.
Ограничительные меры
Когда граждане проживают не в специальном учреждении, за ними ведется наблюдение и контроль со стороны миграционных органов. Передача на другую территорию осуществляется по договору, предусмотренному для данной процедуры с указанием времени и места ее проведения. Несовершеннолетних граждан высылают с полной уверенностью, что принимающая сторона обеспечит им безопасное существование. Депортация и реадмиссия имеют тесную связь, но это не наказание, а принудительная мера. Действия органов всегда можно обжаловать. Договоренность о реадмиссии между странами должна быть в обязательном порядке, иначе придется депортировать человека в тот регион, гражданином которой он является.
Что такое реадмиссия
Такое явление, как реадмиссия, связано с ежегодно возрастающей нелегальной эмиграцией. Население слабых в социальном и политическом плане стран переезжает в более благополучные государства. Причем делает это без соблюдения миграционных правил и норм, нарушая законодательство страны, в которую прибыли.
Депортация и выдворение с территорий стали неактуальными. Порядок, предусмотренный этими процедурами, требует больших затрат. При современном состоянии проблемы для многих государств, к примеру, для Российской Федерации, нелегальная иммиграция начала представлять угрозу для экономики страны. Решать вопрос старыми методами означает нести огромные убытки. Реадмиссия стала выходом из сложившегося положения дел. Благодаря ей, согласно договору, заключенному между странами, можно нарушителя миграционного режима не только депортировать, но и, воспользовавшись реадмиссией, сделать это с меньшими затратами на транспортировку и оформление документов.
Что представляет собой процедура
Регулирование потоков мигрирующего населения — это проблема не сегодняшнего дня. Она существует с тех пор, как появилась государственность. Сегодня вопрос достиг неслыханных масштабов. В результате была введена реадмиссия. Ее суть в том, что высылку мигрантов производят не только в их родное государство, но и в иные страны, где граждане находились до прибытия в последнюю государственную единицу, высылающую их.
Если копнуть глубже вопрос, что такое реадмиссия, получим исходник на английском языке to readmit, что означает ‘принимать назад’. То есть имеются в виду не столько высылки или депортации, сколько прием, для которого предусмотрен специальный порядок. Причем принимающие государства не препятствуют возврату не только своих граждан, но и иностранных. Важное условие состоит в том, что иностранцы попали на территорию, подвергающую их высылке, из государства, куда депортируются.
По закону, процедура реадмиссии не должна нарушать прав высылаемых лиц и нарушать законодательства других стран. Ее цель — защита интересов сторон.
Процедура имеет отличия от аналогичных процессов, цель которых — избавление от нелегально находящихся на территории иммигрантов.
Существующие типы выдворения нелегалов
Есть три варианта выдворения с государственных территорий, которые отличают по сути:
В первом случае речь идет об иностранных гражданах, которые совершили правонарушение, либо их нахождение в стране идет вразрез с ее законами. Это принудительный способ, который считается наказанием. Человека высылают домой без его на то согласия. Речь может даже идти о помещении иностранного гражданина под стражу. Решение о том, что он должен быть выслан на родину, принимают судебные органы.
Под депортацией понимают также принудительную форму отправки иностранца. Основанием является его закончившееся право жить на территории выдворяющей страны. Это также является наказанием. Только в данном случае принятие решения берут на себя миграционные службы. У иностранца, подлежащего процедуре, есть право написать заявление в суд и обжаловать действия ГУВМ МВД.
И в первом, и во втором случае базовым основанием для принятия решений является национальное законодательство. Нарушитель отправляется в страну, гражданином которой является, или туда, где он постоянно проживает. Параллельно с этими действиями ГУВМ или суд направляет в консульство страны, к которой принадлежит высылаемый, соответствующее уведомление.
Последним и самым новым вариантом направления граждан за границы государства является реадмиссия. Она в корне отличается от двух предыдущих процедур. Это не наказание. На осуществление процедуры должно быть согласие принимающей стороны. Базовые документы приняты на международном уровне. Между сторонами, отправляющей и принимающей, должны быть заключены договоры. Решение на реадмиссию, как и в предыдущем случае, принимает ГУВМ.
Что представляют собой международные соглашения
Для административного выдворения и депортации не требуется договоров с государствами, куда будет направлен мигрант. Отличие to readmit в том, что для процедуры необходимо соглашение о реадмиссии, подписанное сторонами.
Если договор отсутствует, процедура не может быть осуществлена. Подлежащего высылке гражданина придется выдворять путем наказания.
Соглашения всегда включают:
- Урегулирование финансовой стороны вопроса.
- Гарантию защиты персональных данных лиц.
- Рассмотрение условий транзита.
- Установку временных границ.
- Список лиц, подлежащих процедуре.
- Перечень исключений из принимаемых сторонами обязательств.
- Подтверждение гражданской принадлежности высылаемых.
Защита интересов лиц предполагает сохранение целостности семей. В договорах обязательно оговариваются действия в отношении несовершеннолетних и инвалидов. Отличие реадмиссии в том, что процедура никого не наказывает, она не является административной мерой ответственности.
В основе соглашений зачастую лежат некие условия, предусмотренные для решения других миграционных вопросов. К примеру, Российская Федерация пошла на договор о реадмиссии с Литвой, чтобы обеспечить своим гражданам упрощенный транзит через литовские территории в Калининград и область. Основанием для подписания соглашения с Европейским Союзом послужило облегчение визовых правил между сторонами.
Российская Федерация нацелена на продолжение заключения соглашений о реадмиссии с государствами, из которых непрерывным потоком «вливаются» незаконные иммигранты. Контролировать этот поток в настоящее время невозможно. Еще сложнее ситуация в Европейском Союзе. Новый порядок выдворения нелегалов призван облегчить ситуацию и снизить экономическое давление на страны.
Как проходит процесс высылки
На первом этапе процесса реадмиссии подается ходатайство о том, что некими гражданами нарушается миграционный режим, в результате государство просит принять их. Далее, осуществляется обработка документации. Все лица, подлежащие высылке, разделяются на две категории:
- Иностранцы для принимающей стороны.
- Граждане принимающей стороны.
В обоих случаях должно быть документальное подтверждение того, что по закону высылающей стороны гражданин является нарушителем миграционного режима.
В отношении иностранных граждан нужны доказательства, что они прибыли именно с территорий, куда их намерены возвратить.
В завершении процесса будет либо согласие на прием лиц, входящих в список, либо отказ. Во втором случае гражданина нельзя выслать.
Для реадмиссии подходят следующие обстоятельства:
- Трудоустройство, противоречащее законодательству.
- Подделка документов.
- Незаконное пересечение границы и т. п.
Перечисленные факты должны быть документально подтверждены. Только при таком условии лица будут приняты в рамках to readmit.
Процедура задержания и отправки из страны
Граждане, попадающие под реадмиссию, ставятся на учет. Их подвергают дактилоскопии и фотографируют. Процессом в различных государствах занимаются специальные ведомства. Их задача — вести учет иностранных лиц, заботиться о помещении для их проживания в нормальных условиях, если на то есть необходимость.
Дактилоскопия- обязательная процедура при постановке эмигранта на учет
Если подопечные службы нуждаются в какой-либо помощи, она должны быть им предоставлена. Это может быть обращение в суд, направление в консульство или медицинское учреждение.
Задержанные лица при изъявлении желания должны быть обеспечены следующим:
- Возможностью ходатайствовать о предоставлении убежища.
- Поддержкой адвоката.
- Медпомощью.
- Возможностью в установленном порядке подать заявление на апелляцию.
В исключительных случаях, когда установлена вероятность побега, граждане, подлежащие высылке в рамках реадмиссии, могут быть размещены в специализированных помещениях, находящихся в ведении ГУВМ. Это правило не распространяется на тех, кто попал в государство как жертва торговли людьми, несовершеннолетних, не имеющих сопровождения, и семей с детьми, не достигшими совершеннолетия, инвалидов и т. п.
Перед осуществлением непосредственно процедуры реадмиссии оговаривается время и место, где она будет проведена. Пока иностранцы находятся на территории государства, за соблюдением их прав следят органы исполнительной власти.
Когда речь идет о возврате не достигших совершеннолетия граждан, не имеющих сопровождения, их могут выдать принимающей стороне только в том случае, если она докажет, что способна обеспечить их защиту.
Когда реадмиссия может быть отменена или отсрочена
Предусмотрено несколько причин, по которым реадмиссия может быть отменена, а именно:
- Добровольный выезд иностранца из страны.
- Когда было принято решение предоставить подлежащему высылке временное убежище.
- Переход из статуса нелегала в статус беженца.
- Когда гражданин официально признан пропавшим без вести.
- Смерть лица, подлежащего реадмиссии.
А также процесс может быть приостановлен по следующим причинам:
- Участие гражданина в следствии или процессе суда.
- Заключение под стражу.
- Возникновение форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары и т. п.).
- Когда иностранец ходатайствует о получении статуса беженца или официально просит убежище.
- В случаях тяжелых заболеваний лиц, подлежащих высылке.
Не все государства готовы идти на заключение договоров о реадмиссии, некоторые заинтересованы, чтобы их зарубежные диаспоры разрастались.