Налог на богатство во Франции
Налог на богатство, или налог солидарности на состояние (Impôt de Solidarité sur la Fortune, ISF) — это налог, который ежегодно взимается во Франции с физических лиц, чье налогооблагаемое имущество стоит более 1,3 млн евро.
ISF создан в рамках закона о финансах в 1989 году. С 1982 по 1987 годы существовал аналогичный налог на крупные состояния (Impôt sur les Grandes Fortunes, IGF).
В 2013 году более 300 тыс. семей во Франции заплатили ISF, принеся бюджету страны 4,39 млрд евро. Средняя сумма налога на одну семью составила 14 тыс. евро.
Кто платит
Налог платят как налоговые резиденты Франции, так и нерезиденты. Для резидентов налогом облагается имущество во Франции и за рубежом, для нерезидентов — только имущество во Франции.
Одинокие люди платят ISF отдельно, супруги, сожители и лица, заключившие гражданский договор солидарности совместно.
Что облагается налогом
Доходы (зарплата, доход от аренды и т. д.) этим налогом не облагаются. ISF применяется к предметам роскоши и касается дорогой недвижимости, автомобилей, яхт, самолетов, ювелирных украшений, лошадей, а также акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Недвижимость во Франции облагается этим налогом исходя из рыночной стоимости.
Расчет
ISF взимается по прогрессивной шкале, разделенной на шесть частей. Налог взимается от чистой налогооблагаемой стоимости. Налогооблагаемая стоимость делится на части, каждая из которых облагается налогом по ставке от 0 до 1,5%. Первые 800 тыс. евро имущества стоимостью более 1,3 млн налогом не облагаются. К следующему диапазону от 800 тыс. до 1,3 млн применяется ставка 0,5%, от 1,3 млн до 2,57 млн — ставка 0,7% и так далее.
Чистая налого- облагаемая стоимость имущества (И), млн евро | Ставка, % | Формула расчета | Сумма налога, евро |
---|---|---|---|
Менее 0,8 | 00 0 | И × 0 | |
0,8 – 1,3 | 0 0,5 | (И × 0,005) − 4 000 € | 0 – 1 250 |
1,3 – 2,57 | 0 0,7 | (И × 0,007) − 6 600 € | 1 250 – 11 390 |
2,57 – 5 | 00 1 | (И × 0,01) − 14 310 € | 11 390 – 35 690 |
1,25 | (И × 0,0125) − 26 810 € | 35 690 – 98 190 | |
Более 10 | 0 1,5 | (И × 0,015) − 51 810 € | От 98 190 |
Для расчета ISF можно использовать
Налоговые скидки и вычеты
Для имущества стоимостью от 1,3 млн до 1,4 млн (И) применяется скидка, которая рассчитывается так: из суммы налога до скидки вычитается результат, полученный по формуле 17 500 евро − (0,0125 × И).
Кроме того, полностью или частично от налога освобождаются:
- предметы искусства старше 100 лет и коллекционные автомобили старше 25 лет: освобождение от ISF на 100%;
- имущество, использующееся в профессиональных целях (сельскохозяйственные земли, медицинские кабинеты и прочее): освобождение от налога на 100%;
- недвижимость для основного места жительства: освобождение до 30% от ISF и вычет процентов по кредитам;
- пожертвования в фонды, приносящие пользу общественности (Фонд аббата Пьера, «Рестораны Сердца», Армия спасения и другие): ISF сокращается на 75%, максимальная скидка — 50 тыс. евро;
- лесные угодья: из налоговой базы вычитаются до 50% от стоимости покупки, освобождение от ISF до 75%; : освобождение от налога до 75%;
- средства, переводимые на счета фондов FCPI ISF и FIP ISF: вычет до 50%;
- предприятия: налог сокращается на 50%.
Сроки платежей
Если налогооблагаемая стоимость имущества составляет от 1,3 млн до 2,57 млн евро, крайний срок уплаты налога — 15 сентября, если стоимость выше — 16 июня. Срок для нерезидентов — 1 сентября.
При просрочке платежа до 30 дней взимается штраф в размере 10% от причитающегося ISF, больше этого срока — 40%. Предполагаются проценты: 0,4% в месяц и 4,8% в год.
«Привлечение кредита для приобретения недвижимости дает целый ряд преимуществ, а также освобождает покупателя от уплаты налога на богатство. Мы рекомендуем всем нашим клиентам привлекать кредиты на покупку и всегда можем порекомендовать хорошего кредитного комментирует Елена Чернышева, менеджер Tranio.Ru.
Налог на богатство во Франции: как заплатить и не обеднеть
Перебираясь во Францию, будьте сразу готовы к тому, что законодательная система здесь достаточно жёсткая. Так что вам, возможно, придётся платить больше налогов, чем, например, в России. Даже и сравнивать налоги в России и во Франции сложно. В России всё элементарно: налог один для всех и во всех случаях единый, составляет всего 13%. Во Франции налог зависит от суммы дохода, от источника дохода и много от чего ещё. По этой причине платить в бюджет во Франции часто приходится много. Мы рассмотрим те налоги, которые актуальны для Франции на сегодняшний день, но начнём с того налога, который преподносился как благо для всего общества, а в итоге потерпел сокрушительное фиаско.
Сверх-крушение сверх-налога во Франции
Сначала – о том, как во Франции попытались продвинуть идею сверх-налога на большое богатство – и что из этого, собственно, вышло, и есть ли основания ждать возвращения такого налога в ближайшем будущем.
Идея обложить богатых людей налогами на уровне 75% появилась достаточно давно, её высказывал ещё кандидат в президенты Франции Франсуа Олланд в 2012 году. В рамках такой реформы планировалось взимать с граждан, получающих более миллиона евро в год, по 75% их доходов. Смысл налога заключался, как нетрудно догадаться, в том, чтобы “наполнить казну”. Тем более и было что наполнять: к моменту начала президентства Олланда дефицит бюджета Франции составлял около 80 миллиардов евро. В связи с этим Франсуа давал смелые обещания покончить с дефицитом бюджета уже к 2017 году. А взыскать эти деньги планировалось как раз с самых богатых граждан. Точнее, не граждан, а всё же организаций, которые выплачивают своим сотрудникам крупные суммы в виде заработной платы.
Уже на этапе обсуждения законопроекта он вызвал очень мощные споры, однако всё равно был принят, и с 2014 года вступил в действие. К чему же это привело?
Во-первых, к огромному количеству беженцев из страны. Но в данном случае это были не классические “беженцы”, которые пересекают границу без всякого имущества и владеют только тем, что на них надето, напротив – из Франции тут же выехали самые состоятельные люди. Люди с большими доходами вообще склонны ощущать себя “гражданами мира”, ведь их примут и обласкают в любой стране мира, так что уровень привязки их к определённой территории очень слаб. По статистике, за 2014 год более пяти тысяч богатых людей выехали из Франции в Бельгию, около двух тысяч – в Швейцарию. Настоящий фурор произвёл и французский актёр Депардье, который был всего один, но зато уехал он в Россию, то есть даже за границу Евросоюза. При всех недостатках России, в этой стране у Депардье забирали меньше, чем оставляли ему во Франции. Впрочем, вся эта шумиха с российским паспортом для известного актёра стала во многом очередным пиар-ходом, потому что, согласно некоторым источникам, по факту Депардье живёт всё в той же Бельгии, а через российскую налоговую службу просто проводит свои доходы, потому что таким образом он считается законопослушным налогоплательщиком с минимальными потерями для себя.
Что же касается волшебного эффекта наполнения бюджета, то идея провалилась с треском. Из 80 с лишним миллиардов за весь 2014 год было собрано всего 260 миллионов, а это меньше одного процента. К тому же, обеспеченные люди в большом количестве выехали из страны, и в итоге собираемость налогов даже упала. Французское правительство решило больше не играть с этой неэффективной и опасной игрушкой, так что уже в 2015 году налог был отменён. По мнению многих экономистов, разработчики закона о сверх-налоге не учли известных в экономике вещей, а именно, что максимальная налоговая ставка, которая будет работать, не может быть более 65%. На сегодняшний день налог на сверхприбыль во Франции отменён, и хотя слышатся отдельные голоса, которые призывают его вернуть, но вряд ли это будет сделано. Если бы мера была эффективной, пусть даже жёсткой, то её бы наверняка ещё применили, но именно абсолютная неэффективность данного налогового механизма и может служить гарантией того, что он не вернётся. Казалось бы, закон о сверх-налогах пронёсся над страной и исчез, как ураган. Но имидж страны после этого ещё нужно восстановить, многие состоятельные люди уже успели выехать за границу, а инвесторы напуганы ещё и тем, что во Франции, как оказалось, могут неожиданно принять вообще любой закон, так что не все спешат делать свои вложения во французскую экономику.
Налог на богатство для французов
Помимо налога на сверхприбыль, который так и не стал, к счастью, частью французской жизни навсегда, во Франции имеется и просто налог на богатство. Таким налогом облагается уже не доход, но имущество. Причём в этом случае налог платят непосредственно физические лица, которым что-то принадлежит. Правда, данный вид налога тоже не для всех, его платят лишь те, кто имеет имущества более чем на 0.8 миллиона евро. А если оглядеться по сторонам, то вы увидите не так много таких людей.
Текст закона и его принципы были приняты ещё в 1982 году, с тех пор они неоднократно дорабатывались и перерабатывались. На сегодняшний день всё свелось к необходимости раз в год подавать декларацию (это и так делает каждый, кто живёт во Франции постоянно или же приехал жить во Франции на ПМЖ) и в ней, помимо прочего, указывать всё своё имущество и платить на него налоги.
Иначе налог на богатство во Франции называется налогом солидарности на состояние. Сегодня действуют следующие ставки:
- если суммарная стоимость имущества менее 800 тысяч евро, то налог не платится.
- Если стоимость имущества от 0.8 до 1.3 миллиона евро, то налоговая ставка составляет 0.5%.
- При стоимости 1.3 – 2.57 миллиона евро налоговая ставка будет 0.7%.
- От 2.57 до 5 миллионов ставка составит 1%, от 5 до 10 миллионов – 1.25%, более 10 миллионов – 1.5%.
Всё это достаточно серьёзные затраты, и потому нет ничего удивительного в том, что французы стремятся избежать уплаты этого налога. Как это сделать? Мы расскажем только о законных способах избежать уплаты налога на богатство или существенно его снизить. В компанию Кофранс часто обращаются с просьбами о такой помощи, как избежание двойного налогообложения во Франции, а также уменьшение налогового бремени. Действительно, если вы будете платить меньше налогов во Франции, то автоматически станете более обеспеченным человеком, так что подача налоговой декларации во Франции – это всегда очень серьёзное событие. Если вы собираетесь приехать жить во Франции на ПМЖ, то заранее продумайте, как именно вы будете платить налоги. В сложных ситуациях консультация с нашей компанией Cofrance поможет вам в том, чтобы платить меньше денег и вместе с тем точно знать, что вы соблюдаете законодательство в полной мере.
На какое имущество платится налог на богатство
Приведём список имущества, при владении которым придётся платить означенный налог. Здесь тоже есть много нюансов, потому что имущество бывает очень разное.
Первое – конечно, недвижимость. Сюда входят любые недвижимые объекты, как достроенные, так и недостроенные, как жилые, так и нежилые.
Второе – транспорт. Это автомобили, яхты, самолёты, вертолёты и даже лошади.
Третье – драгоценности, куда входят ювелирные изделия, золото и драгоценные металлы в слитках.
Четвёртое – банковские депозиты. Депозиты могут как облагаться подобным налогом, так и не облагаться, в разных ситуациях и результат будет разный.
Существует и список исключений из общего правила. Например:
- предметы искусства могут иметь очень высокую стоимость, но они освобождаются от уплаты налога на них. Возникает спорный вопрос, что считать произведением искусства, а что нет. В итоге постановили считать им любые предметы старше 100 лет. То есть, золотое ожерелье, сделанное в 1915 году, является произведением искусства, а сделанное в 1918 не является.
- коллекционные автомобили – они не подчиняются правилу ста лет, но освобождаются от уплаты налогов только такие автомобили, которые признают коллекционными, то есть именно “роскошью, а не средством передвижения”.
- не облагаются налогом также леса, рощи и другие объекты природного свойства. Очевидно, это связано с тем, что принуждение собственника к уплате налога на леса могло бы заставить его вырубить все эти леса, чтобы не платить за них каждый год, а это было бы в итоге ударом по всем жителям Франции.
- наконец, не облагаются налогом предметы, связанные с профессиональной деятельностью собственника.
Нужно понимать, что чёткого разделения и абсолютной градации здесь нет, здесь таким даже и не пахнет. Так что существует миллион возможностей для того, чтобы признать один и тот же автомобиль либо средством передвижения и заплатить с него налог, либо исторической ценностью и ничего за него не платить. То же самое и с картинами, книгами, украшениями, да и с недвижимостью, о чём у нас ещё пойдёт речь. В итоге всё сводится к тому же самому – грамотному оформлению налоговой декларации во Франции. Это сложный процесс, но если вы доверите всё известной компании Кофранс, то у вас будет намного меньше проблем, а самое главное, вы сможете не отдавать лишних денег. Услуги по избежанию двойного налогообложения во Франции – это редкий вариант услуг, которые окупаются сразу же, потому что вы заплатите специалисту из сэкономленных с его помощью денег, а основная часть сэкономленных денег пополнит ваш бюджет.
Используемые и неиспользуемые объекты
Большое значение имеет и использование объекта. Например, если вы ездите на автомобиле, то он автоматически попадает в разряд “используемых”, и на него платится налог. То же самое касается и других объектов. Всё то, что пассивно простаивает в гараже, пролёживает на полках и в сейфах, а также на банковских счетах, чаще всего налогом не облагается. Это так называемое “пассивное имущество”, хотя для отдельных категорий, в том числе золотых слитков, может быть сделано исключение.
С недвижимостью ситуация обратная. Если вы владеете десятком домов, но все они пустуют, то вам придётся заплатить просто гигантский налог. Если же вы все эти дома сдаёте внаём, то тем самым вы обеспечиваете жильём десять семей, так что вас могут вообще освободить от налога по этой статье – что не помешает обложить вас налогом на прибыль в виде ренты.
Как видим, французское законодательство является непростым и разветвлённым, поэтому помощь специалиста никогда вам не помешает, если вы хотите не просто жить во Франции на ПМЖ, но и платить меньше налогов.
О семейной составляющей налога на богатство
Как известно, во Франции налоги платятся не с каждого физического лица, а с семьи. Это даёт возможность для того, чтобы уменьшить сумму налога на богатство, а в каких-то случаях и вообще этот налог уничтожить.
Согласно французскому законодательству, при вступлении в брак обязательно заключается брачный договор, и можно выбрать совместный, раздельный или смешанный режим владения имуществом. Однако когда считается налог на богатство, то раздельного режима как бы не существует, всё, что принадлежит каждому из супругов, суммируется, и если в сумме получается более 800 тысяч евро, то семья платит налог со всего имущества её членов. Если супруги разводятся, то имущество делится, и каждый платит уже за себя. Если супруги проживают в разных странах, то их имущество тоже считается раздельным, и налог платится раздельно.
Если вы проживаете во Франции менее 6 месяцев в году, то будете платить в этой стране налоги только с имущества во Франции, а если более 6 месяцев, то со всего своего имущества во всех странах мира. Помня всё это, а ещё лучше воспользовавшись помощью специалиста, вы сможете приехать жить во Франции на ПМЖ и платить меньше налогов.
Тома Пикетти: «Чтобы справиться с кризисом в результате covid-19, нужно создать новый налог на богатство» (Libération, Франция)
Споры вокруг налога на богатство вновь набирают силу во Франции на фоне вызванного коронавирусом кризиса. Плана о многомиллиардном займе, предложенного на днях Макроном и Меркель, недостаточно, чтобы восстановить рост экономики, считает французский экономист.
Новый вариант налога на состояние мог бы принести более 10 миллиардов евро в год, считает экономист. Это предоставит средства для инвестиций в ключевые отрасли (здравоохранение, инновации, экология), создание рабочих мест и исправление дефицитов. Восстановление экономики предполагает активное участие государственных органов власти и Европы: объявленный в понедельник план Макрона и Меркель о займе в 500 миллиардов евро представляет собой хорошее начало, но его одного недостаточно.
Переосмысление глобализации, большие инвестиции в экологические программы, возврат промышленного и сельскохозяйственного производства, возвращение должного места самым полезном для общества профессиям… В своих выступлениях многие утверждают, что в будущем ничто уже не будет таким, как раньше. Действительно? В размышлении о мире завтрашнего дня «Либерасьон» предлагает интеллектуалам развенчать обманчиво хорошие идеи и установить приоритетные направления деятельности для того, чтобы прекрасные обещания не оказались напрасными.
Экономисты столкнулись с настоящей черной дырой. Какими будут масштабы вызванного коронавирусом кризиса? Сколько рабочих мест будет потеряно? Как восстановить экономическую деятельность? Государство приняло активные меры поддержки предприятий и трудящихся, но кто будет платить по счетам? Самые большие оптимисты считают, что долг и валюта позволят сгладить дефицит. Ангела Меркель и Эммануэль Макрон предложили в понедельник европейским партнерам формирование фонда восстановления в размере 500 миллиардов евро. Интересные, но недостаточные стратегии, считает экономист Тома Пикетти. Автор работ «Капитал в XXI веке» и «Капитал и идеология» все еще рассматривает налог как более справедливый и честный способ финансирования: нарастающее налогообложение высоких доходов, имущества, а также активных выбросов углекислого газа позволило бы сократить неравенство и профинансировать экологические программы в период небывалой эпидемии.
«Либерасьон»: Кризис пролил свет на социальное неравенство, о котором вы уже столько говорили в ваших работах. Существует ли риск обострения этого неравенства?
Тома Пикетти: Кризис выставил на всеобщее обозрение масштабы социального неравенства и необходимость перемен в экономической системе. У людей с проблемными жилищными условиями самоизоляция протекает совершенно не так, как в загородных домах. Все те, кто остались без доходов, не имеют сбережений и вынуждены работать без защиты, чтобы платить по счетам, пережили сильнейший шок. Это поднимает целый ряд вопросов о нашей социальной системе: недостаточные инвестиции в больницы и медицинское оборудование, распространение крайне неустойчивого положения (временная занятость, частное предпринимательство, и т.д.) без защиты от таких тяжелых ударов и т.д. Это также поднимает вопрос доступа к жилью и перераспределения собственности. Во Франции более бедная половина населения владеет всего 5% недвижимости, профессиональных и финансовых активов. При этом 10% самых богатых владеют 60%, а находящийся на самом верху 1% — 20% всего имущества. Мы должны ждать, что экономический рост и конкуренция мало по малу исправят ситуацию? Если бы так было на самом деле, мы бы уже давно увидели результаты. В США у 50% самых бедных граждан было в общей сложности 3% имущества 30 лет назад, а сейчас речь идет о менее 1%.
— Вы говорите, что экономический рост нужно восстановить «по-другому». Но как?
— Следует воспользоваться вынужденной остановкой экономики для продвижения новой модели развития с прицелом на большее равенство и устойчивость. После подобной рецессии политической власти придется взять на себя центральную роль в перезапуске экономической деятельности и занятости. Но сделать это нужно с помощью инвестиций в новые отрасли (здравоохранение, инновации, экология), а также постепенного сокращения деятельности с высоким уровнем выбросов углекислого газа (неограниченное дорожное движение и авиаперелеты, выходящая за пределы необходимого международная торговля, неэффективное отопление в домах). Если конкретнее, можно создать миллионы рабочих мест и поднять зарплаты в больницах, школах и университетах, обновить отопительные системы, сформировать сеть локальных поставок.
— Но кто будет платить? Какой была бы ваша первая мера?
— Для борьбы с вызванным covid кризисом нужно восстановить налог на состояние, создать новый его вариант. Долг и валюта будут играть важнейшую роль в ближайшие годы, но их одних будет недостаточно. Утверждения о том, что никому не придется ни за что платить по итогам этого кризиса, не кажутся никому убедительным и только плодят подозрения. При этом обладание имуществом означает возможность внести вклад в государственные расходы в не меньшей степени, чем высокий заработок, особенно в кризисное время.
То есть, следует уже сейчас задумываться о восстановлении налога на состояние в новом виде, с более жестким финансовым контролем и декларациями. Если конкретнее, нужно, чтобы информация о финансовых портфелях автоматически поступала в налоговую службу через французские и иностранные банки. Налог на состояние мог бы принести более 10 миллиардов евро в год. При этом следовало бы облегчить земельный налог для всех, кто хотел бы приобрести собственность. Дело в том, что земельный налог относится к числу самых высоких (более 40 миллиардов евро) и несправедливых. Если у вас есть квартира или дом в 300 000 евро и при этом займ в 290 000, вы платите точно такой же земельный налог, как свободный от займа человек с финансовым портфелем на 3 миллиона евро. Никакой экономический аргумент или принцип справедливости не может служить оправданием для столь архаичной системы. В перспективе следует объединить налог на состояние и земельный налог, чтобы сформировать один ступенчатый имущественный налог, что позволит профинансировать минимальное наследие для нас всех.
— Споры вокруг налога на состояние вновь набирают силу во Франции на фоне вызванного коронавирусом кризиса, а на международном уровне этот вопрос тоже рассматривается уже какое-то время.
— Да, и во Франции об этом все еще слишком мало говорят. Налог на состояние сейчас активно обсуждают в Германии, где он стал одним из главных составляющих программы социал-демократов и левых. В США эта идея тоже стала очень популярной, в том числе среди республиканского электората. Так было еще до коронавируса, и эта тенденция только усилится во время кампании, когда Джо Байден постарается взять на вооружение ряд предложений по налоговой и экономической справедливости (упразднение долгов, мораторий на квартплату), которые выдвигали Берни Сандерс и Элизабет Уоррен. Упразднение налога на состояние во Франции в 2017 году было совершенно несвоевременным. Упорствуя на своих позициях, нынешнее правительство заставляет нас терять драгоценное время, которое можно было бы использовать для проработки дальнейших действий.
— По вашим словам, коронавирусный кризис создал условия для пересмотра налога на выбросы углекислого газа. В вашей последней книге вы выступаете за «индивидуальную карту» по СО2, которая должна обеспечить большую социальную справедливость…
— Я действительно выступаю за такую карту, которая позволила бы обложить высоким налогом самые большие выбросы или просто запретить их выше определенного уровня, одновременно с этим защитив более умеренное и ответственное использование энергии. То есть, это полная противоположность прошлому налогу, который в первую очередь отягощал тех, кто ездит на работу на машине, а не тех, кто летает на выходные отдыхать на самолете. Те, кто осуждают налоговое вмешательство, забывают, что век назад такую же реакцию вызывал подоходный налог, и что банкам уже известны все подробности о наших ежедневных тратах. Мне кажутся странными рассуждения о невозможности доверия правительству, которое работает над экологическими преобразованиями, раз у нас уже вошло в привычку доверять банкам.
Как бы то ни было, такая карта не решит всех вопросов: она не заменит работу по нормам (постепенный запрет двигателей внутреннего сгорания и внутренних перелетов, строительный регламент и т.д.) и инвестиции в новую транспортную инфраструктуру. Но стоящие перед нами вопросы настолько велики, что не стоит пренебрегать никакими инструментами.
— Какая социально-политическая коалиция могла бы реализовать подобную программу?
— Нельзя продвигаться к эффективности в энергетике без одновременного сокращения неравенства с введением прогрессивного налога на высокие доходы, большое имущество и выбросы углекислого газа. Иногда мне кажется, что этот вокабуляр в плане прогрессивного налога слишком часто отсутствует в заявлениях на тему экологии, что плодит определенную двусмысленность. Стоит напомнить, что существенная часть евродепутатов, которые были избраны под флагом «зеленых» в 2014 году, впоследствии оказались в партии «Вперед, Республика» и поддержали отмену налога на состояние. Отказ от перспективы левого союза был нацелен на то, чтобы создать для себя в будущем условия для формирования власти с теми, кто продолжают отстаивать выгодную для самых состоятельных избирателей политику, которая, кстати говоря, устраивает только последних. Давно пора разобраться с этой двусмысленностью.
— В 2008 году Европа массово принялась за спасение банков. Поступит ли она точно так же сегодня для спасения предприятий и трудящихся, помимо объявленного в понедельник плана Макрона-Меркель?
— В краткосрочной перспективе финансирование может осуществляться лишь с помощью долга и при активной поддержке центральных банков. С 2008 года они приступили к массовой денежной эмиссии для спасения банков от финансового кризиса, который был вызван ими самими. Итоги работы Евросистемы (сеть центральных банков под руководством ЕЦБ, прим.ред) вырос с 1,15 триллиона евро в 2017 году до 4,675 триллиона в 2018 году, то есть примерно с 10% до 40% ВВП еврозоны (12 триллионов евро). Эта политика, вероятно, позволила не допустить цепочки банкротства банков, которая погрузила мир в депрессию в 1929 году. Как бы то ни было, эта эмиссия, решение о которой было принято за закрытыми дверями и без должного демократического обрамления, способствовала подъему котировок в финансах и недвижимости, а также обогащению самых богатых, не решая структурные проблемы реальной экономики (нехватка инвестиций, подъем неравенства, экологический кризис).
Существует реальная вероятность того, что все ограничится движением в том же самом направлении. ЕЦБ запустил новую программу выкупа активов для борьбы с covid-19. Итог Евросистемы вырос с 4,692 триллиона евро на 28 февраля 2020 года до 5,395 триллиона на 1 мая (по данным ЕЦБ на 5 мая). Как бы то ни было, такого массового вливания денег (750 миллиардов евро за два месяца) будет недостаточно: складывающаяся против Италии разница в процентных ставках (по десятилетним займам по сравнению с Германией, прим.ред.) несколько снизилась в середине марта после заявлений ЕЦБ, но затем быстро пошла в гору.
— В начале мая немецкий Конституционный суд принял очень жесткое постановление насчет политики ЕЦБ. Это решение еще больше осложнило политическую ситуацию?
— Наоборот, нужно воспользоваться этой возможностью, чтобы сделать давно напрашивающиеся демократические прояснения. Еврозона останется хрупкой, пока ее 19 процентных ставок будут подчинены рыночным спекуляциям. Пора, наконец, создать средства для выпуска долговых обязательств по общей процентной ставке. Вопреки иногда звучащим утверждениям, цель в том, чтобы объединить процентные ставки, а не заставлять одни страны платить по долгам других. Страны, которые активнее всего продвигают это предложение (Франция, Италия, Испания), должны сформулировать четкую и операционную инициативу с формированием «парламентской ассамблеи», которая бы осуществляла надзор. Германия, которую судьи призывают прояснить свои отношения с Европой, без, сомнения, выберет участие, если на рассмотрение будет представлено солидное предложение, а основные партнеры будут готовы двигаться вперед. В любом случае, нельзя сидеть, сложа руки, и ждать единогласия, которого не будет.
— История напоминает о том, что в прошлом сама Германия добилась беспрецедентного списания долга…
— Внешний долг Германии был заморожен в 1953 году (и окончательно списан в 1991 году), а остатки огромного послевоенного долга были погашены путем исключительных отчислений с самого большого финансового имущества (это требуется сделать и сейчас). Германия, где было изобретено совместное управление и разделение прав голоса между сотрудниками и акционерами, на самом деле намного менее консервативна, чем ее судьи. В любом случае, у нас нет особого выбора: либо мы принимаем, что денежная эмиссия идет на финансирование экологического и социального подъема, либо мы позволяем ЕЦБ расширить свои привычные действия, что пойдет лишь на пользу бирже и породит еще больше недовольства. Ведь что бы об этом ни думали немецкие судьи, ЕЦБ продолжит валютные вливания, без которых финансовая паника развалит еврозону за несколько недель.
— Но можно ли изменить политику ЕЦБ?
— Испанское правительство предложило выпуск облигаций на сумму от 1 до 1,5 триллиона евро (около 10% ВВП еврозоны) с переложением этого беспроцентного долга на ЕЦБ в бессрочном порядке (или на очень долгое время). Предложение должно быть поддержано и повторено при необходимости, если инфляция останется умеренной. Отметим, что в договорах нет определения задачи по стабильности цен (ЕЦБ сам поставил перед собой цель в 2%: планка может быть поднята до 3% или 4%).
В тех же самых договорах прописано, что ЕЦБ должен способствовать реализации общих задач ЕС, которые включают в себя полную занятость, социальный прогресс и защиту окружающей среды (договор о Европейском союзе, статья 3). Вместо того, чтобы уступать позиции немецким правым националистам, экологические активисты должны мобилизоваться и обратиться в суд с заявлением о несоблюдении европейских обязательств. Кроме того, нужно, наконец, создать условия для проведения политики в Европе, позволить готовым к этому странам отойти от жестких рамок и правила единогласия.
— Европа начинает отказываться от ряда экологических обязательств, хотя некоторые надеются, что остановка в связи с коронавирусом создаст условия для формирования экономики без СО2. Что вы думаете об экологической программе Еврокомиссии?
— Я обеспокоен подъемом модных сейчас в Брюсселе манипуляций с цифрами. Те, кто озвучивают колоссальные цифры по экологической программе, не предлагая при этом источники финансирования, не способствуют политическому прогрессу. Это по определению означает, что они перенаправляют средства из других программ (в рамках довольно скудного бюджета ЕС, который составляет всего 1% ВВП Европы), по нескольку раз засчитывают одни и те же расходы или же складывают государственное и частное финансирование (такому позавидовал бы любой спекулянт). Зачастую все сразу. С этим нужно покончить. Европа окажется в смертельной опасности, если не покажет гражданам, что в состоянии направить силы на борьбу с коронавирусом в не меньшей степени, чем в прошлом на спасение банков.
— Ангела Меркель и Эммануэль Макрон предложили в понедельник план на 500 миллиардов евро. Такого ответа на кризис ждут от Европы?
— Это интересный, но недостаточный первый шаг. Прежде всего, это касается суммы: 500 миллиардов евро — это меньше 4% ВВП ЕС, нужно в 2-3 раза больше. Далее, этого недостаточно, потому что не делается ничего, чтобы изменить модель и, наконец, демократизировать Европу. Все по-прежнему опирается на единогласие и закрытые заседания глав государств и министров финансов. Из-за этого будут возникать прежние препятствия по бюджетным и налоговым вопросам. Меркель и Макрон должны были предложить, чтобы план восстановления и заимствования был принят новой парламентской ассамблеей по правилу большинства и открытым голосованием. Система была бы открытой для всех желающих стран, а те, что выступали против, не могли бы ее заблокировать. Это не так уж и сложно: достаточно расширить принцип сформированной в прошлом году франко-немецкой парламентской ассамблеи, открыть ее для всех стран и, самое главное, предоставить ей реальные полномочия в налоговой и бюджетной сфере.
— А если этот план не будет сопровождаться демократизацией процесса принятия решений…
— В таком случае уже можно предугадать итог инициативы: в стремлении добиться единогласия государств-членов и так уже недостаточный план может быть урезан. Вновь пойдет столь ненавистный европейцам тайный торг между странами, хотя масштабы стоящих вопросов требуют настоящей демократической легитимности с плюралистическими дебатами под взглядами граждан и СМИ. Подобная демократизация Европы совершенно необходима как по соображениям эффективности (нужно отойти от правила единогласия по бюджетным вопросам), так и для формирования полагающейся на обсуждение модели, которая была бы на высоте того, что должен представлять собой Европейский союз. Это нужно было сделать еще после финансового кризиса 2008 года. Будем надеяться, что это, наконец, произойдет в 2020 году!
Налоги во Франции
Правила налогообложения во Франции зависят от того, является ли плательщик налоговым резидентом этой страны или нет.
Во Франции налоговыми резидентами признаются люди, имеющие в этой стране фискальное домохозяйство (foyer fiscal) или постоянное местожительство. Речь идёт и о центре экономических интересов — то есть основные инвестиции и юридический адрес предприятия должны быть на французской территории.
Какие есть налоги во Франции для иностранцев?
- на имущество;
- на богатство;
- на доход (если приобретённая недвижимость сдаётся в аренду);
- на прирост капитала (при продаже недвижимости);
- на наследство.
Ставка и размер налогов индивидуальны и варьируются в зависимости от формы владения и других нюансов.
Между Францией и Российской Федерацией существует Соглашение об избежании двойного налогообложения. То есть суммы уплаченных во Франции подоходного налога и налога на прирост капитала могут быть зачтены при расчёте сумм налогов, подлежащих уплате в России. Налог на имущество, в соответствии с данным соглашением, подлежит уплате только во Франции.
Какая ставка налога на недвижимость во Франции для нерезидентов?
Собственники ежегодно платят налог на недвижимость (la taxe foncière) и налог на проживание (la taxe d’habitation). Размер налога на недвижимость рассчитывается индивидуально в соответствии со всеми факторами и зависит от площади недвижимого имущества, его местонахождения и средней арендной платы для каждого региона. Владельцы новой недвижимости зачастую освобождаются от уплаты налога на имущество в первые два года.
Французское правительство поддерживает строительство новостроек, поэтому при покупке жилья на первичном рынке налог (droits d’enregistrement) будет составляет 2,5%. Сюда входят оплата услуг нотариуса при проверке соответствия жилья нормативам, налог на переход права собственности, регистрационные сборы и пошлины.
Приобретая недвижимость в собственность, необходимо нотариально оформить сделку: стоимость процедуры зависит от стоимости объекта. Например, если выбранная квартира принадлежит ко вторичному фонду недвижимости, стоимость её переоформления обойдется покупателю в 7,5% от стоимости недвижимости.
В случае сдачи недвижимости в долгосрочную аренду налог на проживание оплачивает арендатор. Ставка рассчитывается исходя из арендной стоимости, которую предоставляет кадастровое бюро, и зависит от уровня доходов, состава семьи и возраста налогоплательщика.
Владельцы французских активов дороже 1,3 млн евро, купленных на собственные средства, платят налог на роскошь (la fortune immobilière, IFI), который с 2018 года заменил налог солидарности на состояние (l’impôt de solidarité sur la fortune, ISF). Для нерезидентов, живущих и работающих в стране, налог коснётся недвижимости, расположенной на территории Франции.
Ставка налога IFI в зависимости от стоимости недвижимости:
- от 0 до 800 000 €: 0%,
- от 800 000 до 1 300 000 €: 0,5%,
- от 1 300 000 до 2 570 000 €: 0,7%,
- от 2 570 000 до 5 000 000 €: 1%,
- от 5 000 000 до 10 000 000 €: 1,25%,
- более 10 000 000 €: 1,5%.
Налог на роскошь касается только физических лиц и их семей. Одинокие люди платят IFI отдельно, супруги, сожители и лица, заключившие гражданский договор солидарности (PACS), — совместно. При этом собственность несовершеннолетних детей облагается налогом вместе с собственностью их родителей.
При расчете налога на роскошь учитываются способ оформления собственности, способ оплаты и другие нюансы. Поэтому в момент покупки недвижимости важно учесть все составляющие.
Какая ставка налога на доходы во Франции?
Собственники, сдающие недвижимость в аренду, обязаны платить налог на доход от аренды (l’impôt surle revenu locatif). Налогооблагаемая база — доход от аренды за вычетом расходов. Ставки могут колебаться от 5 до 45%. В отношении нерезидентов применяется плоская ставка в размере 20%.
Кроме того, для нерезидентов ЕС к этому налогу добавляются социальные сборы (les prélèvements sociaux), ставка которых в совокупности составляет 15,5%. Таким образом, максимальная ставка дохода от аренды для нерезидентов составляет 60,5%.
Арендодатели, сдающие помещения площадью менее 14 м² за 30–45 евро/м² и более (сумма зависит от муниципалитета), платят дополнительный ежегодный налог. Ставка данного налога для меблированных студий составляет максимум 10%.
Налогооблагаемая стоимость активов, тыс. евро | Ставка, % |
---|---|
До 5 963 | 5 |
5 963 – 11 896 | 10 |
11 896 – 26 420 | 15 |
26 420 – 70 830 | 20 |
70 830 – 150 000 | 41 |
Меблированное жильё, сдающееся на короткие сроки (LMCT, location meublé ecourt terme), ежегодный доход от которого превышает 32,9 тыс. евро, подпадает под категорию льгот (bénéfices industriels et commerciaux, BIC), поскольку доходы от месячной аренды рассматриваются налоговыми органами как промышленная и коммерческая деятельность.
В этом случае социальными взносами и соответствующими налогами облагается лишь 50% от суммы дохода, полученного от сдачи меблированного жилья в краткосрочную аренду.
В качестве альтернативы из арендного дохода могут вычитаться:
- затраты по займам (проценты, сбор за обработку заявления и так далее);
- страховые премии;
- расходы, связанные с управлением;
- расходы, связанные с покупкой, техническим обслуживанием и ремонтом (менее 500 евро);
- личные расходы;
- расходы, связанные с приобретением недвижимости (комиссионные агентства и нотариуса);
- сборы, взимаемые в кондоминиумах.
Также арендатор может освобождаться от уплаты местных налогов (например, налога на недвижимость).
Доход от аренды, получаемый компаниями, облагается налогом по ставке 33,33% от получаемого дохода за вычетом расходов и амортизации. Этим налогом облагается немеблированное жильё, сдающееся минимум на три года.
Владение французской недвижимостью, оформленной на компанию, сопряжено с уплатой ежегодного налога на косвенное владение, который оплачивается по ставке 3% от рыночной стоимости. Это касается практически всех юридических лиц. Цель данного налога — противодействовать уклонению от уплаты налогов на роскошь, прирост капитала и наследование.
Однако, к примеру, гражданские компании по операциям с недвижимостью (la société civile immobilière, SCI) освобождены от его уплаты, так как обязаны раскрывать информацию о своих акционерах по требованию французской налоговой инспекции. Освобождены от уплаты налога и иные французские или иностранные компании, зарегистрированные в странах, имеющих договоренность с Францией о раскрытии информации обо всех акционерах компании.
Какая ставка налога на прибыль во Франции?
Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он позже был продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières). Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19%, для российских налоговых резидентов — 33,33%. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75%.
Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала. Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.
Если недвижимость продается по истечении пяти лет после покупки, то налог понижается за каждый год владения свыше этого срока. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.
При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано в течение пяти лет.
При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6%.
Налог на наследство
В соответствии с законодательством страны, французская недвижимость, находящаяся во владении нерезидента, облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions).
Он исчисляется исходя из стоимости объекта. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. При передаче недвижимости в наследство от родителей детям применяются ставки от 5 до 45%. В случае передачи наследства братьям и сёстрам применяются ставки от 35 до 45% в зависимости от стоимости активов (35% от доли активов в размере до 24 430 евро, 45% на долю активов свыше 24 430 евро), племянникам и родственникам до четвёртой степени родства — фиксированная ставка 55%, а лицам, не состоящим в родстве с наследодателем, — 60%.
Налогооблагаемая стоимость активов, тыс. евро | Ставка, % |
---|---|
До 8 072 | 5 |
8 072 – 12 109 | 10 |
12 109 – 15 932 | 15 |
15 932 – 552 324 | 20 |
552 324 – 902 838 | 30 |
902 838 – 1 805 677 | 40 |
Более 1 805 677 | 45 |
Просим обратить внимание, что выше представлена лишь базовая информация о налогах во Франции. Разобраться в нюансах, определить точные размеры налогов и способы их оптимизации вам помогут сертифицированные специалисты по налогообложению во Франции. Tranio рекомендует обратиться к ним перед заключением сделки.
Налог на богатство во Франции
Налог на богатство, или налог солидарности на состояние (Impôt de Solidarité sur la Fortune, ISF) — это налог, который ежегодно взимается во Франции с физических лиц, чье налогооблагаемое имущество стоит более 1,3 млн евро.
ISF создан в рамках закона о финансах в 1989 году. С 1982 по 1987 годы существовал аналогичный налог на крупные состояния (Impôt sur les Grandes Fortunes, IGF).
В 2013 году более 300 тыс. семей во Франции заплатили ISF, принеся бюджету страны 4,39 млрд евро. Средняя сумма налога на одну семью составила 14 тыс. евро.
Кто платит
Налог платят как налоговые резиденты Франции, так и нерезиденты. Для резидентов налогом облагается имущество во Франции и за рубежом, для нерезидентов — только имущество во Франции.
Одинокие люди платят ISF отдельно, супруги, сожители и лица, заключившие гражданский договор солидарности (PACS),— совместно.
Что облагается налогом
Доходы (зарплата, доход от аренды и т. д.) этим налогом не облагаются. ISF применяется к предметам роскоши и касается дорогой недвижимости, автомобилей, яхт, самолетов, ювелирных украшений, лошадей, а также акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Недвижимость во Франции облагается этим налогом исходя из рыночной стоимости.
Расчет
ISF взимается по прогрессивной шкале, разделенной на шесть частей. Налог взимается от чистой налогооблагаемой стоимости. Налогооблагаемая стоимость делится на части, каждая из которых облагается налогом по ставке от 0 до 1,5 %. Первые 800 тыс. евро имущества стоимостью более 1,3 млн налогом не облагаются. К следующему диапазону от 800 тыс. до 1,3 млн применяется ставка 0,5 %, от 1,3 млн до 2,57 млн — ставка 0,7 % и так далее.
Чистая налого- облагаемая стоимость имущества (И), млн евро | Ставка, % | Формула расчета | Сумма налога, евро |
---|---|---|---|
Менее 0,8 | 000 | И × 0 | |
0,8 – 1,3 | 00,5 | (И × 0,005) − 4 000 € | 0 – 1 250 |
1,3 – 2,57 | 00,7 | (И × 0,007) − 6 600 € | 1 250 – 11 390 |
2,57 – 5 | 001 | (И × 0,01) − 14 310 € | 11 390 – 35 690 |
5–10 | 1,25 | (И × 0,0125) − 26 810 € | 35 690 – 98 190 |
Более 10 | 01,5 | (И × 0,015) − 51 810 € | От 98 190 |
Для расчета ISF можно использовать онлайн-калькулятор.
Налоговые скидки и вычеты
Для имущества стоимостью от 1,3 млн до 1,4 млн (И) применяется скидка, которая рассчитывается так: из суммы налога до скидки вычитается результат, полученный по формуле 17 500 евро − (0,0125 × И).
Кроме того, полностью или частично от налога освобождаются:
- предметы искусства старше 100 лет и коллекционные автомобили старше 25 лет: освобождение от ISF на 100 %;
- имущество, использующееся в профессиональных целях (сельскохозяйственные земли, медицинские кабинеты и прочее): освобождение от налога на 100 %;
- недвижимость для основного места жительства: освобождение до 30 % от ISF и вычет процентов по кредитам;
- пожертвования в фонды, приносящие пользу общественности (Фонд аббата Пьера, «Рестораны Сердца», Армия спасения и другие): ISF сокращается на 75 %, максимальная скидка — 50 тыс. евро;
- лесные угодья: из налоговой базы вычитаются до 50 % от стоимости покупки, освобождение от ISF до 75 %;
- виноградники: освобождение от налога до 75 %;
- средства, переводимые на счета фондов FCPI ISF и FIP ISF: вычет до 50 %;
- предприятия: налог сокращается на 50 %.
Сроки платежей
Если налогооблагаемая стоимость имущества составляет от 1,3 млн до 2,57 млн евро, крайний срок уплаты налога — 15 сентября, если стоимость выше — 16 июня. Срок для нерезидентов — 1 сентября.
При просрочке платежа до 30 дней взимается штраф в размере 10 % от причитающегося ISF, больше этого срока — 40 %. Предполагаются проценты: 0,4 % в месяц и 4,8 % в год.
«Привлечение кредита для приобретения недвижимости дает целый ряд преимуществ, а также освобождает покупателя от уплаты налога на богатство. Мы рекомендуем всем нашим клиентам привлекать кредиты на покупку и всегда можем порекомендовать хорошего кредитного брокера»,— комментирует Елена Чернышева, менеджер Tranio.Ru.
Русский очевидец L’Observateur russe Французская газета на русском языке
фРАЙ on Женщины: русские и французские : “ В очередной раз убеждаюсь какая ерунда забита у русских женщин в головах. Абсолютно подорванное чувство собственного достоинства, полноценности, зрелости, независимости… ” янв 25, 18:49
Елена on «Москва в Париже» : “ Здравствуйте. Спасибо за статью. Вы не в курсе, возможно ли приобрести эту книгу во Франции, и если да, то где?… ” янв 11, 22:38
Погода
Курсы валют
05.02.2022 | ||||||
1 | EUR | 87.1163 | Руб | +0.5553 | ||
1 | USD | 76.0509 | Руб | -0.5992 | ||
1 | EUR | 87.1163 | Руб | +0.5553 |
Семейный русскоязычный лагерь ассоциации «Самокат»
Выставка А. Б Серебрякова
Пятничные встречи молодежнойассоциации Корсунь
Ателье русской кухни для взрослых
Изучение русского языка в международном колледже ЖозефаВернье
Российские саперы завершили разминирование Алеппо
Кремль объяснил признание паспортов ЛНРи ДНР гуманитарными соображениями
Мужчина взял в заложники свою семью на юго-западе Москвы
Песков: слова прокурора Черногории о подготовке Москвой переворота безответственны
Ищу родных
Новый налог IFI
Эммануэль Макрон продолжает выполнять предвыборную программу. Реализовано обещание радикально реформировать налог на богатство, чтобы увеличить капиталовложения в реальную экономику Республики.…
Эммануэль Макрон продолжает выполнять предвыборную программу. Реализовано обещание радикально реформировать налог на богатство, чтобы увеличить капиталовложения в реальную экономику Республики.
Солидарным налогом на богатство (ISF) 35 лет облагались владельцы крупных состояний, обладавшие предметами роскоши — дорогой недвижимостью, автомобилями, яхтами, самолетами, ювелирными украшениями, лошадьми, всеми видами ценных бумаг − на общую сумму, превышающую € 1,3 млн.
ISF был создан в рамках Закона о финансах в 1989 году. До этого с 1982 года действовал аналогичный налог на крупные состояния − Impôt sur les Grandes Fortunes (IGF).
ISF не раз критиковали за то, что он заставляет предпринимателей бежать из страны. Согласно New World Wealth с 2000 года число миллионеров во Франции сократилось на 60 000 человек. Вместе с ними Республика лишается рабочих мест, инвестиций, инноваций и налоговых поступлений.
Особенно это стало заметно после введения Франсуа Олландом налога в 75% на доходы граждан, зарабатывающих более 1 миллиона евро в год. В итоге − крупный бизнес, чьи налоги составляли серьезную часть бюджета страны, просто перевел свои компании в другие страны, многие состоятельные люди сменили гражданство.
По мнению профессора Kedge Business School Эрика Пише (Éric Pichet) налог ISF обходится бюджету дороже, чем приносит дохода. По его оценкам Франция ежегодно теряет € 5 млрд. налоговой выручки из-за уклоняющихся от него за границей людей. Связанная с этим нехватка инвестиций обходится минимум в 0,2% ВВП ежегодно.
Сейчас налог на богатство платит небольшая часть многомиллионного населения страны − примерно 350 000 домохозяйств. Особый сбор составляет 1,5% всех налоговых поступлений в бюджет. За 2016 год сумма поступлений от налога составила около € 5 млрд.
Налог на богатство, введенный когда-то как политическое решение, пытались отменить многие правительства, что оказалось довольно трудно сделать. При большом проценте безработных (по данным Евростата в ноябре 2017 года − 9,5%) ни один политик не решился на отмену или замену ISF, ведь любая мера в пользу богатых не будет одобрена избирателями.
Но президент Макрон сделал это.
Закон о бюджете 2018 г., принятый 21 декабря 2017 г., меняет налог солидарности на богатство (ISF) на налог на недвижимое состояние или «внешние признаки богатства» Impôt sur la Fortune Immobilière (IFI).
С 1 января 2018 года налогом IFI будет облагаться лишь дорогая недвижимость физических лиц, элитные яхты и автомобили.
Освобождаются от налога акции, облигации и другие ценные бумаги. Налог будут платить не с доходов, а с внешних признаков роскоши. Казна потеряет от реформы € 3,2 млрд. налоговых поступлений, которые, по замыслу президента, состоятельные граждане инвестируют в экономику.
Особый сбор до € 8000 станут платить владельцы элитных спортивных автомобилей (исключение сделано лишь для коллекционных авто). Сбор будет взиматься при регистрации автомобиля и выдаче технического паспорта транспортного средства.
Владельцев дорогих яхт ожидает ежегодный портовый сбор, который позволит им встать на якорь в любом порту Франции. Размер налога будет зависеть от размеров и грузоподъемности судна. Владельцев яхт размером более 30 метров обложат ежегодным сбором от € 30 до 200 тысяч.
С 10 до 11% вырастет налог на сделки по продаже драгоценных металлов.
Новый налог IFI – часть проводимой правительством политики, получившей название «эффект Макрона», от которого есть положительные результаты.
Улучшился деловой климат. Например, выросла привлекательность Франции в качестве страны для ведения бизнеса у американцев. По данным американской Торговой палаты в Париже 52% бизнесменов из США планируют увеличить в ближайшее время количество рабочих мест во французских филиалах. 72% американских предпринимателей, работающих в Республике, благоприятно оценивают экономические перспективы развития своего бизнеса. Для сравнения, в 2016 году таких предпринимателей было всего 30%.
Опрос глав крупнейших предприятий всех секторов французской экономики, ежемесячно проводимый Национальным институтом статистики и экономических исследований (INSEE) показал, что в ноябре 2017 г. бизнес-климат достиг самых высоких показателей за последние десять лет. Бизнес уверенно смотрит в будущее, что принесет государству только пользу.
Le Monde: во Франции «ковидный долг» возрождает дебаты о налоге на богатство
Правительство Франции активно использует бюджет для борьбы с пандемией коронавируса, и государственный долг страны уже приближается к 120%, сообщает Le Monde. Министр экономики обещает, что его погашение не ляжет на плечи обычных французов, а депутаты предлагают снова вернуться к обсуждению налога для богатых, многие из которых смогли воспользоваться кризисом.
Президент Франции Эммануэль Макрон постарался «во что бы то ни стало» дать отпор коронакризису и выставил себя защитником французских компаний и рабочих мест, однако для этого ему пришлось отклониться от утверждённого бюджета, пишет Le Monde. Государственный долг перешёл порог в 100%, раньше служивший предельной чертой для правительства, и приближается к 120%. Действующий министр экономики Брюно Ле Мэр утверждает, что такие шаги «спасли экономику и покупательскую способность французов», а другие решения «были бы экономическим и политическим безумием». Во вторник министр пообещал продолжить расходовать бюджет, «пока это необходимо», и в 2021 году.
Раньше, напоминает издание, государственный долг воспринимался как невыносимое бремя для будущих поколений. Теперь же гибкая политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), который выкупает долговые расписки стран — членов ЕС, отсутствие инфляции и низкая процентная ставка позволяют европейским странам влезать в долги с меньшими издержками и не опасаться претензий со стороны финансовых рынков. «На самом деле «ковидного долга» не существует! — заверяет главный экономист инвестиционного банка Natixis Патрик Артюс. — Весь долг был выкуплен Банком Франции по требованию ЕЦБ. Государство берёт в долг у самого себя!» Однако такая уловка, которая даёт правительствам возможность урегулировать кризис, не сможет продолжаться вечно, предупреждает французская газета.
Брюно Ле Мэр обещает, что власти погасят этот долг. Для демонстрации серьёзности своих намерений министр государственных счетов Оливье Дюссо объявил о создании рабочей группы для «обдумывания условий финансирования и возмещения долга». Правительство хвалится, что научилось на ошибках прошлого финансового кризиса и исключает любые повышения налогов. Показатель государственной задолженности оно надеется понизить благодаря будущему экономическому росту (хотя в 2021 году он окажется меньше запланированного), сокращению государственных расходов и продолжению структурных реформ, например, пенсионной реформы. Сроки их проведения, по словам министра, зависят от возобновления экономики и улучшения ситуации в здравоохранении.
Такую веру в будущее, однако, не разделяет население Франции: согласно опросу, проведённому Французским институтом общественного мнения, 85% французов считают, что эти миллиарды возместят за счёт роста налогов. Такая перспектива на руку оппозиции: правые уже предупреждают об угрозе нового недовольства населения и призывают правительство стать более эффективным, более гибким и тратить меньше денег. Левые видят в текущем кризисе возможность раскритиковать налоговую политику Макрона. Главу государства с самого начала называли «президентом богачей», а такая критика может вызвать пламенные дебаты по вопросу о налогообложении для зажиточных французов и привести к пересмотру решения об отмене солидарного налога на состояние, который в 2018 году стал налогом на недвижимое имущество, или введения пропорционального налога, составляющего 30% от накопленных сбережений.
В статье отмечается, что рост бедности и социальная нестабильности сотен тысяч французов может ещё больше обострить эти дебаты. При этом в октябре Совет по экономическому анализу, который подчиняется правительству, указал в своём исследовании, что €50 млрд, накопленные во время первого карантина, в итоге в основном осели в карманах богатых.
По мнению Тома Пикетти, автора книги «Капитал в XXI веке» и специалиста по экономическому неравенству, этот кризис «способствует росту неравенства». Он напоминает, что после войны именно введение налога для богатых позволило погасить большие государственные долги. По словам специалиста, «правительство теряет время, отказываясь от обсуждения этого вопроса». С ним согласна депутат из департамента Пюи-де-Дом, которая считает необходимым потребовать денег от тех, кто может ими поделиться и кто «воспользовался кризисом». Однако она возражает против сокращения государственных расходов и особенно сожалеет о планах по экономии на здравоохранении или образовании. «Это не идеология, это зовётся национальной солидарностью!» — подчёркивает депутат от департамента Мёз Эмили Кариу. Она утверждает, что правительство Макрона то прибегает к казенному языку, то лжёт, потому что на самом деле налоги уже поднялись: €150 млрд «ковидного долга» будут погашены за счёт всеобщего социального страхования, то есть за счёт простых французов.
Два карантина не дали общественному мнению заняться этим вопросом, пишет в заключение Le Monde. Издание отмечает, что если кризис продолжится и в 2021 году, вопрос о погашении государственного долга может постепенно приобретать всё более важное значение и стать главной темой во время новой президентской кампании.