Международное или национальное ВУ взять с собой в путешествие?!
Сегодня весь мир делится на страны, признающие российское национальное удостоверение, считающиеся только с международными правами или же требующие от автопутешественников получения местных документов. Но по факту границы между ними настолько размыты…
В последнее время, желающих отправиться в путешествие по другой стране (или даже группе стран) на своём автомобиле или, как минимум, разнообразить отдых с помощью арендного транспорта становится всё больше. Но планы на управление ТС за границей требуют дополнительной подготовки перед поездкой…
Так, к уже привычному для современного туриста «пакету» (виза, медицинская страховка, для некоторых стран – туристическая регистрация), добавляются новые пункты, для многих новичков выливающиеся в бессонные ночи изучения теории вопроса: документы для управления автомобилем, его страховка (в случае поездки на собственном транспортном средстве), правила въезда в страну (у многих стран существуют определённые технические ограничения, распространяющиеся в том числе на машины путешественников), ситуация с топливом и мн.др.
Если Вы часто бываете за границей и при этом не расстаётесь с рулём (особенно актуально, при использовании услуг каршеринговых компаний), то целесообразно оформить в дополнение к своему национальному удостоверению – международное. Этот шаг, в большинстве случаев, позволит «выиграть», как минимум, один пункт из перечня организационных вопросов в подготовке к путешествию, а иногда сэкономить время и нервы в самой поездке.
Греция — одна из стран интересных для путешествия на автомобиле. Причём, для этого официально достаточно российского национального водительского удостоверения.
Дело в том, что сегодня весь мир делится на страны, подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года, аналогичную Венскую конвенцию 1968 года и не подписавшие ни одну из них (яркий пример – Китай, где водителю для сохранения своего статуса требуется получать местное удостоверение).
Обе конвенции были разработаны в своё время с целью стандартизации правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов, в странах, её подписавших. С одной лишь разницей, согласно соглашению, подписанному в Женеве, за границей водитель обязан иметь при себе международное водительское удостоверение. В то время, как в рамках Венского договора страны-участницы разработали единый формат удостоверений водителя, к которому привели свои внутренние права. Таким образом, использование на территории этих государств национальных документов стало правомерным без дополнительных условий.
Страны, принявшие Женевскую конвенцию (для управления ТС на их территории в обязательном порядке требуется международное): Австралия, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Ватикан, Великобритания (включая Коронные земли и Гибралтар), Венесуэла, Гаити, Гана, Гватемала, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания (включая африканские провинции), Камбоджа, Канада, Кипр, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Республика Корея, Руанда, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Того, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Чили, Шри-Ланка, Эквадор, Ямайка, Япония.
Иногда, при уточнении статуса российского национального удостоверения в той или иной стране возникает путаница. Зачастую это связано с тем, что некоторые государства, принявшие в 1949 году Женевскую конвенцию, позже предпочли ей условия Венской. Но можно встретить и тех, кто, подписав новое соглашение, так и не ратифицировал его, тем самым, оставив на своей территории правомерными условия первого договора. Например, это Великобритания, Испания, Таиланд…
Наиболее популярнейшим транспортным средством, которое туристы берут в аренду в Индии является мотоцикл. Однако, мало кто из гостей страны соблюдает правила — большинство ни только не имеют международных водительских прав, но и не имеют открытой категории для управления двухколёсной техникой.
Страны, подписавшие и, что более важно – ратифицирующие, Венскую конвенцию (для управления автомобилем здесь достаточно иметь при себе действующее национальное удостоверение страны, также поддерживающей это соглашение): Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Гайана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Ирак, Иран, Италия, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР.
Но почему же так часто появляются жалобы российских туристов на отказы в аренде машин по национальным водительским правам в странах, казалось бы, придерживающихся Венского договора о дорожном движении?!
Здесь, в основном, всё дело в вопросах внутреннего сотрудничества компании по аренде автомобилей и структурой, страхующей ответственность водителя арендованного ТС. Так, в ОАЭ и некоторых странах Европы неоднократно были случаи с отказом в страховых выплатах при ДТП с туристами, виновники и участники которых не имели международных водительских прав.
О правомерности подобных требований сегодня ходит немало споров среди юристов. В том числе, МИД России на днях прокомментировал ставшее обязательным требование Греции о наличии международных прав для граждан стран, не входящих в ЕС, при аренде автомобиля в стране… В официальном заявлении сказано, что это не распространяется на жителей государств, подписавших Венскую конвенцию, в том числе – российских туристов.
По факту, сегодня уже большинство международных компаний, предоставляющих автомобили в аренду в разных уголках мира, отказывают туристам без международных удостоверений, а небольшие локальные сервисы, под угрозой штрафов и личной ответственности при дорожно-транспортных происшествиях, поднимают цены на свои услуги для владельцев исключительно национальных прав.
В странах Средней Азии для российских автопутешественников не только не требуется наличие международных водительских прав, но зачастую их вид вызывает лишний интерес у представителей местной Госавтоинспекции
Практика многих путешественников подтверждает, что при желании пользоваться в чужой стране транспортным средством (как своим, так и арендованным), намного практичнее иметь вкупе с национальными правами их международную копию.
Тем более, что получение международного водительского удостоверения сегодня достаточно доступная услуга. Для этого необходимо:
– иметь национальное водительское удостоверение (а международные права имеют юридическую силу исключительно в сочетании со внутренними), со сроком действия не менее трёх лет.
– заполнить заявление на получение международного удостоверения
– предоставить при обращении в Госавтоинспекцию оригиналы документов, указанных в заявлении (российские права и паспорт)
– предоставить фотографию 35 x 45 мм, выполненную в чёрно-белом или цветном варианте на матовой бумаге
– оплатить госпошлину (1 600 рублей)
Причём, оформить услугу возможно через портал Госуслуг (подать заявление, выбрать удобное подразделение и время для получения удостоверения, оплатить госпошлину с 30% скидкой – 1 120 рублей вместо 1 600).
Единственное, что требуется учесть в этом случае – не во всех подразделениях бланки международных прав есть в наличии! Поэтому, прежде чем выбрать место для получения услуги и оплатить госпошлину (она оплачивается адресно, согласно выбранному отделению ГАИ), необходимо уточнить о возможности там выдачи прав. Такую справку легко предоставляют при телефонном обращении.
В каких странах действуют российские водительские права
Автопутешествия — совершенно особый жанр. Сидишь себе, мимо проплывают томные холмы Тосканы или разлапистые пальмы Малибу. А ведь взять машину в аренду не сложнее, чем купить авиабилет.
Но будут ли действовать наши водительские права за границей?
Ответ скрыт в недрах двух конвенций — Венской и Женевской. Страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, допускают использование на своей территории российских и других национальных прав. Более ранняя, Женевская конвенция, требует от подписавших её стран учитывать лишь Международное водительское удостоверение. Страны, которые не присоединились к двум этим конвенциям, признают лишь свои собственные документы. То есть, отправляясь в какое-нибудь Американское Самоа, вам нужно будет уже на месте оформить права.
Страны, которые принимают российские права (в соответствии с Венской конвенцией)
- Албания
- Армения
- Австрия
- Азербайджан
- Багамы
- Бахрейн
- Беларусь
- Бельгия
- Болгария
- Босния и Герцеговина
- Бразилия
- Ватикан*
- Великобритания*
- Венгрия
- Венесуэла*
- Вьетнам
- Гайана
- Гана*
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Заир
- Зимбабве
- Израиль
- Индонезия*
- Ирак
- Иран
- Испания*
- Италия
- Казахстан
- Катар
- Кения
- Киргизия
- Коста-Рика*
- Конго
- Кот-д’Ивуар
- Куба
- Кувейт
- Латвия
- Либерия
- Литва
- Люксембург
- Македония
- Марокко
- Мексика*
- Молдова
- Монако
- Монголия
- Нигер
- Норвегия
- ОАЭ
- Пакистан
- Перу
- Польша
- Португалия
- Республика Корея*
- Россия
- Румыния
- Сан-Марино
- Сейшелы
- Сенегал
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Таджикистан
- Таиланд*
- Тунис
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Украина
- Уругвай
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Черногория
- Чехия
- Чили*
- Швейцария
- Швеция
- Эквадор*
- Эстония
- ЮАР
*Конвенция подписана, но не ратифицирована — лучше иметь международные права.
Страны, которые признают Международные права (в соответствии с Женевской конвенцией)
- Австралия
- Албания
- Алжир
- Андорра
- Аргентина
- Бангладеш
- Белиз
- Бенин
- Ботсвана
- Ватикан
- Гаити
- Гамбия
- Гватемала
- Гибралтар
- Гонконг
- Гренада
- Доминиканская Республика
- Египет
- Западное Самоа
- Индия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Камбоджа
- Канада
- Кипр
- Киргизия
- Конго
- Лаос
- Лесото
- Ливан
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальта
- Намибия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Папуа—Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Руанда
- Свазиленд
- Сингапур
- Сирия
- Сент-Винсент и Гренадины
- Сан-Люция
- США
- Сьерра-Леоне
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тринидад и Тобаго
- Тунис
- Турция
- Уганда
- Фиджи
- Французская Полинезия
- Ямайка
- Япония
Тут надо оговориться, что и внутри приведённых списков бывает путаница. Скажем, в США (которые подписали только Женевскую конвенцию и по идее должны принимать исключительно международные права) ни в прокатной конторе, ни у полицейского не бывает вопросов к российским документам.
Все прочие страны, по умолчанию, принимают лишь собственные документы. Но прочие страны — это Тувалу и другие островные государства, то есть один случай из ста.
Как получить международные права?
Международное водительское удостоверение — это вопрос получаса. Сдавать экзамен повторно не надо. Вот какие документы вам понадобятся для оформления:
- Российское водительское удостоверение
- Паспорт гражданина РФ
- Заграничный паспорт
- Медицинская справка о годности к управлению транспортными средствами
- Одна фотография (3,5 х 4,5 см)
- Квитанция об оплате пошлины через Сбербанк (1600 рублей)
Данные документов вы указываете на Госуслугах, записываетесь в удобное отделение ГИБДД (правда, оформить международные права могут не во всех отделениях), с оригиналами приходите туда и спустя тридцать минут вы готовы к автопутешествию по Гренаде и Малави.
Международные водительские права: для чего нужны и где действуют
В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.
Содержание
Что такое международные водительские права
Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.
Для чего нужно международное водительское удостоверение
Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт.
Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.
В каких странах требуют международные права
Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.
В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.
Сегодня международные права признают в:
- Доминикане;
- Египте;
- Индии;
- Камбодже;
- Китае;
- Кипре;
- Нидерландах;
- США;
- Тунисе;
- Турции и др.
С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.
При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.
Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.
Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.
ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.
Международные права и популярные для отдыха страны
В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…
По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.
В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.
На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.
На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.
С чем можно столкнуться на практике
Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.
Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.
Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.
Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.
Советы
Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:
- Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
- Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
- Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.
Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».
Как и где оформить международное удостоверение
Для оформления прав нужны всего пять документов:
- российский паспорт;
- загранпаспорт;
- российские водительские права;
- квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
- фотография.
С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».
Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.
Что будет, если не сделать международные права
Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.
Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.
Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.
Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге . Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля .
Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Какие страны признают российские водительские удостоверения
Автомобили, самолеты и поезда входят в тройку наиболее популярных видов транспорта для путешествий за границу среди россиян. Но если с воздушным и железнодорожным транспортом достаточно загранпаспорта и визы, то поездка на автомобиле создает дополнительные трудности. Поскольку не во всех странах мира признаются российские водительские удостоверения, узнаем, в каких странах действуют российские водительские права и что может их заменить.
Признаются ли российские права за границей
Признают ли за рубежом российские права, зависит от страны. Существуют две конвенции о дорожном движении: Венская (1968 года) и Женевская (1949 года). Страны-подписанты Венской конвенции, среди которых и Россия, взаимно признают национальные водительские удостоверения, выданные в странах-членах, при условии, что эти удостоверения соответствуют требованиям конвенции.
Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, требуют от иностранцев наличия международных водительских прав.
ГИБДД в России выдает оба вида этих прав. Национальные права нового образца, выдаваемые в России с 2011 года, признаются всеми членами Венской конвенции, а потому не требуют оформления других документов. Для посещения на автомобиле территории стран-подписантов Женевской конвенции потребуется международное водительское удостоверения (МВУ). Порядок его выдачи описан в разделе III Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.
Страны, где действуют национальные российские права
Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.
Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.
Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.
Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.
Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.
МВУ: что это и где требуется
Международное водительское удостоверение – документ, выдаваемый ГИБДД как дополнение к национальным правам. Поэтому в странах Женевской конвенции МВУ будет недействительным без прав национального образца – они предъявляются вместе. С оформлением международных прав проблем нет: они выдаются водителю в день обращения без дополнительной сдачи экзамена. Потребуется лишь оплатить госпошлину в размере 1,6 тысячи рублей, представить сотруднику национальные права, заявление, фото и паспорт. Форма удостоверения утверждена Приложением № 1 к Приказу МВД № 206 от 18.04.2011. С образцом МВУ можно ознакомиться ниже.
Лицевая страница второго листа
Лицевая страница третьего листа
Внутренняя страница первого листа
Внутренняя страница второго листа
Внутренняя страница третьего листа
Необходимость в МВУ возникает при перемещении по территории стран Женевской конвенции. Международное водительское удостоверение для выезда за границу не требуется, однако оно понадобится при перемещении по Австралии, Алжиру, Аргентине, Бангладешу, Малайзии, Мали, Мальте и множеству других стран, не подписавших или не ратифицировавших Венскую конвенцию.
Как показывает практика, не всегда МВУ будут обязательны. По словам туристов и по информации Консульского департамента МИД РФ, многие страны Женевской конвенции весьма лояльно относятся к национальным правам. Главное условие – наличие латинской транслитерации. Однако не рекомендуется рисковать и ездить по указанным странам без международных прав – это чревато наложением на водителя штрафов и прочими неприятностями.
МВУ для проката автомобилей
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.
Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2022 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2022 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.
Рекомендации и отзывы опытных путешественников
Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.
Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.
Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!
Где действуют российские водительские права
Тому, кто решил получить право на управление транспортным средством, достаточно получить водительское удостоверение. Он может ездить с ним в своей стране, пока ВУ действительно. Но можно ли использовать национальные права водителя за границей? Действительны ли они там? Разобраться в этих вопросах и узнать, в каких странах действуют российские водительские права, вы сможете, прочитав эту статью.
Венская и Женевская конвенции
В 1968 году в Вене была подписана конвенция о дорожном движении. Она пришла на смену Женевской конвенции 1949 г., главным недостатком которой было то, что, кроме национального ВУ, для беспрепятственного передвижения за рубежом требовалось еще международное удостоверение.
Венская конвенция создавалась с целью сделать правила дорожного движения общими для разных стран по всему миру. Следовательно, результатом должна была стать безопасность на дорогах, так как водители сдавали экзамен на управление транспортом по одним и тем же правилам. Переезжая из одной страны в другую, они не приспосабливались бы к новым правилам. Примерно в то же время были разработаны и общие дорожные знаки.
Конвенцию поддержали и подписали большое количество государств, в том числе Российская Федерация. Теперь для выезда за границу – в одну из стран, подписавших и ратифицировавших Венскую конвенцию, – не требуется менять национальные права или оформлять дополнительно международное водительское удостоверение (МВУ). В 1971 и 2006 годах соглашение дорабатывалось.
Какие страны признают российское ВУ
Многих водителей интересует вопрос, действительны ли российские водительские права в Европе. Возможно, ответ вас удивит, но российское ВУ действительно не только во многих странах Европы, но и в некоторых государствах в Южной Америке, Азии и даже Африке.
На карте страны, подписавшие Венскую конвенцию, выделены темным цветом. Но в настоящее время не все из них принимают российские удостоверения. Дело в том, что руководство стран может менять свое решение и подписывать новые договоренности, аннулируя старые.
Список стран, где действительно удостоверение водителя РФ в 2022 году, вы можете увидеть ниже:
В соответствии с требованиями конвенции, в водительских правах сведения должны дублироваться на английском языке, а строки – быть пронумерованными. По таким требованиям оформлены новые пластиковые российские права.
Но если у вас ламинированное удостоверение, выданное до 23.03.2011, оно также должно признаваться до окончания срока действия.
Для каких стран нужно еще и международное ВУ
Кроме Венской конвенции, многие страны подписали еще Женевскую, согласно которой также можно беспрепятственно передвигаться на территории государств-подписантов.При этом, кроме российских прав, нужно иметь приложение к ним – международное водительское удостоверение (МВУ).
Этих стран немного меньше, так как многие из них пересмотрели решение и подписали Венскую конвенцию.
- Австралия,
- Алжир,
- Новая Гвинея,
- Андорра,
- Нигерия,
- Папуа,
- Аргентина,
- Парагвай,
- Республика Корея,
- Гана,
- Венесуэла,
- Гаити,
- Доминиканская Республика,
- Мали,
- Новая Зеландия,
- Намибия,
- Ирландия,
- Малайзия,
- Мальта,
- Бенин,
- Исландия,
- Сингапур,
- Бангладеш,
- Сирия,
- США,
- Руанда,
- Сьерра-Леоне,
- Египет,
- Индия,
- Ботсвана,
- Буркина-Фасо,
- Гватемала,
- Ватикан,
- Иордания,
- Барбадос,
- Великобритания,
- Испания,
- Камбоджа,
- Канада,
- Кипр,
- Лаос,
- Эквадор,
- Ливан,
- Мадагаскар,
- Малави,
- Таиланд,
- Того,
- Тринидад и Тобаго,
- Уганда,
- Фиджи,
- Чили,
- Лесото,
- Шри-Ланка,
- Конго,
- Ямайка,
- Япония.
Все эти государства являются сторонниками Женевской конвенции и требуют наличия у водителей международного удостоверения.
Какие права нужны в остальных странах
Несомненно, государств, отдавших свое предпочтение той или иной договоренности о дорожном движении, много, но есть и такие, которые решили остаться в стороне. Для того, чтобы легально передвигаться в таких странах на собственном автомобиле, потребуется получить местное водительское удостоверение.
С оформлением документа связано много проблем, могут и отказать в замене национального ВУ на местное по причине несоответствия прав принятым нормам. Поэтому узнавать, какие права нужны для россиян за границей в конкретных странах, нужно заблаговременно.
Что мы имеем в итоге
Страны мира для автомобилистов условно разделены на три типа: члены Женевской конвенции, Венской конвенции, а также те, что не подписали ни одну. Перед поездкой за границу стоит заранее узнать эту информацию. Таким образом вы обезопасите себя от неприятностей и лишних проблем.
Также не стоит забывать о том, что российское водительское удостоверение старого образца не признается даже в странах, подписавших Венскую конвенцию.
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.
В каких странах действуют российские водительские права
Путешествуя за границей, удобно не зависеть от общественного транспорта, самостоятельно планировать свой маршрут. Для этого необходим автомобиль. Но, чтобы чувствовать себя за рулем комфортно, не опасаться местных правоохранителей, желательно перед поездкой узнать в каких странах действуют российские водительские права.
Действуют ли российские права за границей
Чтобы посещать другие страны на своем автомобиле, или арендовать там машину, не обязательно иметь специальное водительское удостоверение для выезда за границу. На территории многих стран действительны права, выданные в России. Действие водительских удостоверений за рубежом регламентируют два официальных документа, две конвенции: Женевская и Венская.
Подписанты Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года разрешают использовать в своих границах российские (национальные) права.
Государства, подписавшие Женевскую конвенцию в 1949 году, признают на своих территориях международные водительские удостоверения (МВУ). Необходимо учитывать, что конвенция должна быть не только подписана государством, но и ратифицирована им.
В случае, если государство подписало оба документа, на его территории признаются права, соответствующие требованиям любого из них. В странах, не присоединившихся ни к одной из этих конвенций, с российским водительским удостоверением управлять авто нельзя. В этих государствах необходимо сдавать экзамены и получать местные права.
Конечно, имеются исключения из правил – страна своим внутренним нормативным документом признает действующими водительские документы России, или международное удостоверение. Иногда достаточно представить заверенный перевод российских прав, но, опять же, выяснять подобные нюансы касательно конкретного государства необходимо до поездки.
Также необходимо знать, что в 2006 году был изменен формат национальных прав, признаваемых на территории других государств.
Участники Венской конвенции в течение пяти лет привели национальные удостоверения в соответствие с новыми требованиями. Но даже если у водителя права старого образца, полученные до 28.03.2011, они, согласно условиям Конвенции (ст. 43, п.1), действительны до завершения периода их действия, но должны быть обязательно подкреплены МВУ или заверенным переводом.
Страны, в которых действительны российские водительские права
Согласно Венской Конвенции (п. 1, ст. 41) от 8 ноября 1968 года, страны, ее подписавшие, принимают иностранные водительские права, как документ, имеющий юридическую силу. Естественно, распространяется это и на национальные права РФ. Они действительны в странах, принявших конвенцию (присоединившихся, участвующих согласно правопреемству).
То есть, имея их, беспрепятственно можно управлять транспортным средством на территории:
- Австрийской Республики,
- Бахрейнского королевства,
- Бельгии,
- Беларуси,
- Болгарии,
- Боснии и Герцеговины,
- Великобритании,
- Венгрии,
- Греции,
- государства Израиль,
- закавказских республик: Грузии, Азербайджана, Армении,
- Иранской Исламской Республики,
- Италии,
- княжества Монако,
- Кувейта,
- Кубы,
- Люксембургского герцогства,
- Македонии,
- Монголии,
- Нидерландского королевства (европейской части),
- Пакистана,
- Польши,
- Португалии,
- Молдовы,
- Албании,
- Румынии,
- Скандинавского полуострова: Норвегии (кроме острова Ян-Майен и Шпицбергена), Датского королевства (исключая Фареры и Гренландию), Швеции,
- Сан-Марино,
- Сейшельских островов,
- Сербии,
- Словении,
- Словакии,
- Содружества Багамских Островов,
- стран Балтии: Эстонии, Литвы и Латвии,
- государств Аравийского полуострова: Катарского эмирата, ОАЭ, Саудовской Аравии,
- центрально-азиатских республик: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии,
- африканских стран: Зимбабве и ЦАР, Демократической Республики Конго, Кении, Кот-д’Ивуара, Либерии, Марокко и Туниса, Нигера и Сенегала, Южно-Африканской Республики,
- государств Южной Америки: Кооперативной Республики Гайаны, Перу, Уругвая, Федеративной Республики Бразилии,
- Турецкой республики,
- Украины,
- ФРГ,
- Филиппин,
- Финляндии,
- Франции,
- Хорватии,
- Черногории,
- Чешской республики,
- Швейцарской Конфедерации.
Государства, которые подписали Конвенцию, не ратифицировав ее:
- Боливарианская Республика (Венесуэла),
- Ватикан,
- Индонезия,
- Гана,
- Испания,
- Мексика,
- Коста-Рика,
- Республики Корея,
- Таиланд,
- Чили,
- Эквадор.
Список показывает ‒ с российскими правами нового образца можно смело отправляться за рубеж на автомобиле (для старых нужны дополнительно МВУ), ведь практически все государства в Европе подписали Венскую конвенцию. Присоединилось к ней множество азиатских и африканских стран.
В тексте Венской конвенции указано, что страна, подписавшая ее до осуществления ратификации либо до прямого отказа от нее, воздерживается от противодействия ей.
То есть, государство, подписавшее, но не ратифицировавшее соглашение, также должно признавать российское национальное водительское удостоверение.
Обычно это так и происходит, но бывают случаи, когда компании, занимающиеся сдачей в аренду автомобилей, не выдают забронированную машину. Оспаривать их действия и возвращать деньги сложно. Ведь на законодательном уровне конвенция, не ратифицированная страной, не работает.
Международное водительское удостоверение
Для того чтобы въезжать на автомобиле в государства, являющиеся участниками Женевской конвенции о Дорожном движении от 19.09.1949, необходимо иметь международные права. Используются они только вместе с российскими (национальными) правами. Также этот документ, одновременно с возможностью управлять транспортным средством, выступает в качестве удостоверения личности. Им, например, можно воспользоваться в отеле.
Чем грозит отсутствие МВУ? За это могут накладываться штрафы. Если же произойдет какое-то серьезное происшествие, в суде смогут доказать, что вы не имели права управлять автомобилем. Это будет отягчающим обстоятельством. Также в этом случае не получится рассчитывать на помощь страховых компаний.
Поэтому перед поездкой в страны-участницы Женевской конвенции необходимо обзавестись МВУ. Получают такие права в ГИБДД на основании российского водительского удостоверения.
Заключение
С российскими правами можно путешествовать на автомобиле по странам-участницам Венской конвенции. Это практически территория всей Европы, а также многие страны Азии, Африки, Америки. В государствах, подписавших, но не ратифицировавших этот документ, права также действительны, но законодательно их владельцы не защищены.
На территории стран, подписавших конвенцию в Женеве и не участвующих в Венском соглашении, действует только международное водительское удостоверение. Оно действительно при наличии национальных прав.
В других государствах, чтобы управлять транспортным средством, нужно получать местные удостоверения.
Где действуют российские водительские права?
Получение водительских прав даёт человеку возможность передвигаться на автомобиле по стране, гражданином которой он является. Но собираясь в путешествие, многие люди задают себе вопрос, будут ли действительны их права в странах, которые они хотят посетить?
Существует международное законодательство, регулирующее правила дорожного движения и документы, разрешающие управление автомобилем. В этой статье разберёмся в нюансах использования российских прав за рубежом.
Венская и Женевская конвенции
Два основных международных договора, определяющих права автомобилистов были приняты в 1949 году в Женеве и в 1968-м в Вене. Венская конвенция пришла на смену Женевской и исправила ряд недостатков последней. А именно была отменена необходимость получать дополнительные международные права в добавок к национальным. Также в рамках Венской конвенции в ключевых моментах были унифицированы правила движения разных стран, чтобы автомобилисты могли свободно передвигаться из страны в страну без риска создания аварийных ситуаций.
Список стран, где действуют российские водительские права, на сегодняшний день, достаточно велик.
Страны, признающие российское ВУ
Россияне могут пользоваться автомобилем в странах всех регионов планеты. К ним относятся европейские, африканские, азиатские и американские государства.
Однако нужно учитывать, что, несмотря на подписание Венской конвенции, любое государство для регулирования дорожного движения может принимать дополнительные правовые акты. В этом случае разрешение на управление авто с российскими правами может быть аннулировано. Поэтому при планировании путешествия стоит следить за свежей информацией о законодательных актах каждой страны маршрута.
Весь список стран Венской конвенции, где действуют российские водительские права, выглядит так:
- Австрия.
- Албания.
- Азербайджан.
- Армения.
- Бахрейн.
- Багамы.
- Бельгия.
- Беларусь.
- Болгария.
- Бразилия.
- Босния и Герцеговина.
- Великобритания.
- Ватикан.
- Венгрия.
- Вьетнам.
- Венесуэла.
- Гайана.
- Гана.
- Греция.
- Германия.
- Грузия.
- Дания.
- Демократическая Республика Конго.
- Зимбабве.
- Израиль.
- Индонезия.
- Ирак.
- Иран.
- Испания.
- Италия.
- Казахстан.
- Катар.
- Киргизия.
- Кения.
- Коста-Рика.
- Куба.
- Кувейт.
- Кот-д’Ивуар.
- Латвия.
- Либерия.
- Литва.
- Люксембург.
- Македония.
- Мексика.
- Молдавия.
- Марокко.
- Монголия.
- Монако.
- Нидерланды.
- Нигер.
- Норвегия.
- ОАЭ.
- Пакистан.
- Польша.
- Перу.
- Португалия.
- Республика Корея.
- Румыния.
- Сан-Марино.
- Саудовская Аравия.
- Сенегал.
- Сейшелы.
- Сербия.
- Словакия.
- Словения.
- Таиланд.
- Таджикистан.
- Тайвань.
- Туркменистан.
- Тунис.
- Турция.
- Филиппины.
- Финляндия.
- Франция.
- Чехия.
- Черногория.
- Чили.
- Швеция.
- Швейцария.
- Хорватия.
- ЦАР.
- Узбекистан.
- Украина.
- Уругвай.
- Эквадор.
- Эстония.
- ЮАР.
Для того, чтобы пользоваться российскими правами в этих странах нужно, чтобы вся информация в них была продублирована на английском языке, а все строки были пронумерованы. Именно так оформлены современные российские пластиковые права. Есть более старый вариант – ламинированное ВУ, выданное до 23 марта 2011 года. Оно также должно признаваться в перечисленных странах на основании международного права.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Страны, требующие оформления международного ВУ
Хотя большинство стран руководствуются Венской конвенцией, есть и такие, что подписали только Женевскую конвенцию 1949 года. Россияне также могут путешествовать в этих странах на автомобиле, но для этого необходимо оформить дополнительное удостоверение международного образца.
На 2019 год в список таких стран входят:
- Австралия.
- Алжир.
- Андорра.
- Аргентина.
- Бангладеш.
- Барбадос.
- Бенин.
- Ботсвана.
- Буркина-Фасо.
- Великобритания.
- Венесуэла.
- Гаити.
- Гана.
- Гватемала.
- Доминиканская Республика.
- Египет.
- Индия.
- Иордания.
- Исландия.
- Испания.
- Камбоджа.
- Канада.
- Кипр.
- Лаос.
- Лесото.
- Ливан.
- Мадагаскар.
- Малави.
- Малайзия.
- Мали.
- Мальта.
- Новая Зеландия.
- Намибия.
- Нигерия.
- Папуа Новая Гвинея.
- Парагвай.
- Руанда.
- Сингапур.
- Сирия.
- США.
- Сьерра-Леоне.
- Того.
- Тринидад и Тобаго.
- Уганда.
- Фиджи.
- Чили.
- Шри-Ланка.
- Ямайка.
- Япония.
При посещении этих стран оформление международного водительского удостоверения является обязательным требованием.
Какие права нужны в остальных странах
Несмотря на большой список стран, где действуют российские водительские права, им не исчерпываются все страны нашей планеты. Ряд государств не подписали Женевскую и Венскую конвенции и для использования автомобиля на их территории россиянам необходимо получить местные водительские права. Это, как правило, непростой процесс. В ряде случаев в получении таких прав и вовсе могут отказать. Поэтому важно узнавать все нюансы оформления водительского удостоверения до посещения такой страны.
Рекомендации опытных путешественников
Все водители, часто бывающие за рубежом, советуют оформлять МВУ в любом случае, даже, если человек не собирается брать авто в аренду. Дело в том, что большинство страховых компаний прописывают в договоре требование иметь такие права, чтобы получить компенсацию в случае ДТП. Если этого документа у водителя не будет, то и компенсации он, скорее всего, не получит.
Что касается аренды машины, то здесь есть ещё один «подводный камень». В условиях некоторых сервисов есть требование, что международные водительские права должны быть получены не менее, чем за год до аренды автомобиля. Соответственно, водителям, которые оформили это удостоверение непосредственно перед путешествием, в выдаче машины могут отказать.
Как и где получить международные права?
МВУ выдаётся в ГИБДД как приложение к национальному водительскому удостоверению. Для этого нужно предоставить сотруднику ГИБДД паспорт, национальные права и заявление. Также за получение МВУ необходимо заплатить госпошлину (1600 рублей).
Водительское удостоверение для аренды автомобиля за рубежом
При аренде автомобиля в другой стране, даже если это страна, подписавшая Венскую конвенцию, компания-арендодатель может потребовать международные права. Такое требование, наряду с другими условиями (возрастной ценз, стаж вождения, залог за машину) допускается законом, так как трактуется в качестве требования самой компании.
В ряде стран права международного образца потребуют только крупные фирмы, но в Швейцарии, Бельгии или Норвегии, крайне сложно найти прокатный сервис, где автомобиль выдадут без такого удостоверения.
Некоторые страны и вовсе законодательно закрепили требование к арендаторам автомобилей иметь МВУ. В Греции за отсутствие такого удостоверения могут дать штраф в размере 200 евро, а некоторые полицейские и вовсе доводят эту сумму до тысячи евро.