Ангкор Том – Angkor Thom
Ангкор Том (Кхмерский: អង្គរធំ выраженный [ʔɑːŋ.kɔː.tʰum] ; буквально: «Великий город»), (альтернативное название: Нокор Том, នគរធំ ) расположен в современном Камбоджа, была последней и самой устойчивой столицей Кхмерская империя. Он был основан в конце XII века королем Джаяварман VII. [1] : 378–382 [2] : 170 Он занимает площадь 9 км², на которой расположены несколько памятников более ранних эпох, а также памятники, основанные Джаяварманом и его преемниками. В центре города находится государственный храм Джаявармана, Байон, с другими крупными объектами, сгруппированными вокруг площади Победы непосредственно к северу. Это также очень большая туристическая достопримечательность, и люди приезжают со всего мира, чтобы увидеть ее.
Содержание
Этимология
Ангкор Том (Кхмерский: អង្គរធំ ) – это имя преобразования из другого альтернативного имени Нокор Том (Кхмерский: នគរធំ ), который считается правильным из-за пренебрежения неправильным произношением. Слово Нокор (Кхмерский: នគរ ) буквально происходит от санскрит слово Нагара (Деванагари: नगर), что означает Город, в сочетании с Кхмерский слово Том (Кхмерский: ធំ ), что значит Большой или же Большой чтобы сформировать Нокор Том затем изменяется на текущее имя Ангкор Том. [3]
История
Ангкор Том был основан как столица империи Джаявармана VII и был центром его масштабной строительной программы. В одной надписи, найденной в городе, Джаяварман назван женихом, а город – его невестой. [4] : 121
Однако Ангкор-Том, похоже, не первая кхмерская столица на этом месте. Ясодхарапура, датируемый тремя веками ранее, был расположен немного дальше на северо-запад, и Ангкор-Том перекрывал его части. Самыми известными ранними храмами в городе являются бывший государственный храм Бафуон, и Phimeanakas, который был включен в Королевский дворец. Кхмеры не проводили четких различий между Ангкор Томом и Яшодхарапурой: даже в четырнадцатом веке в надписи использовалось более раннее название. [4] : 138 Название Ангкор Том – великий город – использовалось с 16 века.
Последним храмом, построенным в Ангкор-Томе, был Мангалартха, который был посвящен в 1295 году. После этого существующие структуры продолжали время от времени видоизменяться, но любые новые творения были сделаны из скоропортящихся материалов и не сохранились.
В Королевство Аюттхаяво главе с королем Бороммарахатират IIразграбил Ангкор-Том, заставив кхмеров Понхеа Ят перенести свою столицу на юго-восток в Пномпень. [5] : 29
Ангкор-Том был заброшен незадолго до 1609 года, когда один из первых западных путешественников писал о необитаемом городе, «столь же фантастическом, как и Атлантида из Платон”. [4] : 140 Считается, что здесь проживало 80 000–150 000 человек.
Стиль
Ангкор-Том выполнен в стиле Байон. [6] Это проявляется в масштабности строительства, в широком использовании латерит, [7] в фасадных башнях у каждого входа в город и в нагинесущие гигантские фигуры, которые сопровождают каждую из башен.
Южные ворота Ангкор-Тома вместе с мостом из статуй богов и демонов. В каждом из двух рядов фигур находится тело семиглавой наги.
Город расположен на западном берегу Река Сием Рип, приток Тонлесап, примерно в четверти мили от реки. Южные ворота Ангкор-Тома находятся в 7,2 км к северу от Сием Рип, и 1,7 км к северу от входа в Ангкор-Ват. Стены высотой 8 м по бокам ров, каждая имеет длину 3 км и занимает площадь 9 км². Стены из латерит опирается на землю, с парапетом наверху. Ворота есть у каждого из стороны света, откуда дороги ведут к Байону в центре города. Поскольку у самого Байона нет стен или рва, городские стены интерпретируются археологами как представляющие горы и океаны, окружающие Байон. Гора Меру. [8] : 81 Еще одни ворота – Ворота Победы – находятся в 500 м к северу от восточных ворот; Путь Победы проходит параллельно восточной дороге к Площади Победы и Королевскому дворцу к северу от Байона. Он находится примерно в 30 минутах от центра Сиемреапа.
Лица на 23-метровых башнях у городских ворот, которые позже являются дополнениями к основному строению, повторяют лица Байона и создают те же проблемы интерпретации. Они могут представлять самого короля, бодхисаттва Авалокитешвара, хранители основных направлений империи или их комбинация. А дорога простирается через ров перед каждой башней: у них есть ряд дэвы слева и асуры справа, каждый ряд держит нагов в позе перетягивания каната. Похоже, это отсылка к популярному в Ангкоре мифу о Взбивание моря молока. Храм-гора Байон или, возможно, сами ворота, [8] : 82 тогда будет стержнем, вокруг которого происходит перемешивание. Наги также могут представлять переход из мира людей в мир богов (Байон) или быть фигурами-хранителями. [9] Сами ворота имеют размеры 3,5 на 7 м и изначально должны были быть закрыты деревянными дверями. [8] : 82 Южные ворота в настоящее время являются наиболее посещаемыми, поскольку они являются главным входом в город для туристов. На каждом углу города находится Прасат Чрунг – угловой храм, построенный из песчаник и посвящен Авалокитешваре. Они имеют крестообразную форму с центральной башней и ориентированы на восток.
В городе существовала система каналы, по которому вода текла с северо-востока на юго-запад. Основная часть земли, окруженная стенами, была бы занята светскими постройками города, от которых ничего не осталось. Сейчас эта территория покрыта лесом.
Большинство великих руин Ангкора имеют обширные дисплеи барельефов с изображением различных богов, богинь и потусторонних существ из мифологических историй и эпических поэм древнего индуизма (измененных веками буддизма). К этим изображениям примешаны известные известные животные, такие как слоны, змеи, рыбы и обезьяны, а также драконоподобные существа, похожие на стилизованных вытянутых змей (с лапами и когтями), встречающиеся в китайском искусстве.
Но среди руин Та Пром, возле огромного каменного входа видно, что “медальоны на пилястры на южной стороне западного входа необычны по дизайну ».
То, что можно увидеть, – это круглые округлые изображения различных обычных животных: свиней, обезьян, водяных буйволов, петухов и змей. Среди медалей нет мифологических фигур, поэтому можно сделать разумный вывод, что эти фигуры изображают животных, которых обычно видели древние кхмеры в XII веке. [9]
Ангкор-Тхом
Ангкор Тхом — древний город, занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами. В переводе с кхмерского, Ангкор Тхом означает «большой город».
Сэкономь на путешествии!
История
Построен Ангкор Тхом был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица – Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тхома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.
Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.
Символизм Ангкор Тхома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тхома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, таким образом вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).
Архитектура
Ангкор Тхом занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.
Вход в Ангкор Тхом осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними – 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн. Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).
Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, таким образом предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.
Что посмотреть
Среди наиболее значимых и лучше сохранившихся руин и построек стоит выделить:
- Байон (Bayon)
- Бапуон (Baphuon)
- Пимеанакас (Phimeanakas)
- Королевский дворец (Royal Palace)
- Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
- Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
- Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)
- Северный и Южный Клеанги (North Kleang и South Kleang)
Их то и стоит в первую очередь посмотреть, остальное – на ваше усмотрение и в зависимости от имеющегося времени.
Очень часто групповые туры начинают осмотр Ангкор Тхома через южные ворота (South Gate), сохранившиеся лучше остальных и отреставрированные. Затем, по ходу движения, к Байону, Бапуону, Террасе Слонов, Королевскому дворцу, Пимеанакас, Террасе Прокаженного короля, Теп Пранаму, Преа Палилай, Преа Питу, Прасатам Суор Прат, Северный Клианг, Южный Клианг, далее – выход на восток через Ворота Победы (Victory Gate). Или же в обратном направлении, если вы въезжаете через Ворота Победы и выезжаете через южные ворота. При этом стоит отметить, что наиболее посещаемыми считаются ворота: южные, северные и Ворота Победы, здесь сохранились скульптуры богов и демонов, западные и восточные – сохранились хуже, и оттого, менее востребованы.
Следует знать
- Некоторые гиды предлагают посетить Ангкор Тхом в несколько приемов. Но, на наш взгляд, лучшим вариантом будет осмотр его за один раз, времени на осмотр стоит выделить полдня.
- При входе в Байон и Бапуон осуществляется входной контроль, в остальные храмы он отсутствует.
- Так как расстояния до Ангкор Тхома от соседних храмовых построек довольно приличные, потому передвигаться до него и по нему стоит либо на велосипеде, либо на мотобайке.
- Лучшим временем для фотографирования считается раннее утро или закат, в это время храмы лучше освещены а свет более мягкий.
Легенда о взбивание молочного океана
Царь асуров Махараджа Бали повстречал однажды Индру и в порыве благосклонности подарил ему венок. Индра в своем высокомерии повесил этот венок на хобот своему слону, который не мог оценить этого подарка и бросил его себе под ноги. Махараджа Бали счел это оскорблением, проклял Индру и собрался идти войной на деват. Деваты, испугавшись проклятия и чувствуя, что им не выстоять против асуров, обратились за помощью к Вишну. Чтобы помирить их, Вишну предложил добыть эликсир бессмертия амриту необычным способом – взбив океан молока. В качестве груза они использовали очень тяжелую золотую гору Мандара, а в качестве веревки уговорили выступить царя змей Васуки, пообещав ему часть амриты. Вскоре гора начала тонуть, но на помощь пришел Вишну в воплощении гигантской черепахи Курма, удержавшей гору на своей спине. Затем из моря появилась змея, которая плевала смертельным ядом, покрывшим волны, грозившись уничтожить все живое. Всех спас Шива – он выпил яд с поверхности молока, отчего цвет его горла стал синим. Потом в молочный океан были брошены травы, и оттуда вышли 14 сокровищ, среди них-белый слон Айравата, возничий Индры, лошадь Учайшравас, которую забрал себе Махараджа Бали, бесчисленное количество апсар (небесных нимф) – они изображены здесь как орнамент, идущий сверху вдоль всего барельефа, Лакшми-богиня красоты и плодородия, ставшая женой Вишну, и, наконец, бог здоровья Дханвантари с небесным нектаром бессмертия амритой.
Храмовый комплекс Ангкор Том (Ангкор Тхом)
Лица в Байоне
Ангкор Том в переводе с кхмерского означает «большой город». Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами.
Ангкор Том входит в храмовый комплекс г. Ангкор, был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.
Город занимает большую площадь и состоял из более сотни храмов и различных построек:
Построен Ангкор Том был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица – г. Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.
Пимеанакас
Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.
Символизм Ангкор Тома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, т.о. вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).
Структура (план) территории
Ангкор Том: Бапуон
Город Ангкор Том занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.
Вход в Ангкор Том осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними – 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн.
Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).
Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, т.о. предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.
Вы можете скачать ⤓ с нашей карты точки достопримечательностей, важные транспортные точки (автостанции, аэропорты и т.п.), районы и пляжи в формате KMZ/KML. Эти файлы можно загрузить в навигатор или смартфон для использования с приложениями офлайн или онлайн карт Google, Maps.me и других, поддерживающих данный формат, и использовать их для навигации и знакомства с курортами.
Ангкор-Тхом
Попасть на территорию Ангкор-Тхома можно по общему билету (пропуску) храмового комплекса Ангкор.
Стоимость зависит от продолжительности действия: 37$ за один день, 62$ за 3 дня, 72$ за 7 дней.
Покупка билетов осуществляется в кассах, расположенных у главных ворот в комплекс Ангкор.
Ангкор-Тхом (Ангкор-Том) — старый город в Камбодже, являвшийся столицей Кхмерской Империи в XII–XV веках. Входит в храмовый комплекс Ангкор. Некогда город занимал огромную территорию и включал в себя большое количество храмов и других строений. Его самая известная достопримечательность — великолепный буддийский храм Байон, легко узнаваемый благодаря большому количеству башен с высеченными на них лицами. Так вышло, что Ангкор-Тхом был заброшен на несколько веков, поэтому многие его постройки пришли в упадок. В XIX веке город был случайно обнаружен французским натуралистом Анри Муо, который вновь открыл кхмерскую столицу для всего мира. Сегодня, чтобы увидеть сохранившиеся храмы и другие культурные объекты, в Ангкор-Тхом съезжаются тысячи туристов.
История Ангкор-Тхома
Культура кхмеров зародилась на северо-западе нынешней Камбоджи. Первая Кхмерская династия была основана в IX веке. Несколько столетий спустя король Джаяварман VII основал Ангкор-Тхом. Прежде на этом месте был расположен другой город, который также являлся столицей Империи, — Яшодхарапуры. Он был разрушен во время войны с Тямпой (государством, существовавшим на территории современного центрального и южного Вьетнама).
Прежняя столица была уничтожена не полностью. Из религиозных объектов сохранились два храма от предшествующих правителей — Пхменеакас и Бапуон. Джаяварман VII лично контролировал новую застройку. Король пользовался большим почетом у своих подданных. В исторических документах сохранилось много подтверждений его великодушию и огромной влиятельности. Именно он установил в государстве религию махаяна-буддизма, центральной фигурой для которой является Будда. Поэтому многие постройки в Ангкор-Тхоме носят буддийский характер.
Кхмеры не проводили четкого различия между двумя городами. В XIV веке в записях часто использовалось прежнее название. Что касается нового названия, то оно закрепилось только к XV веку.
В 1431 году Ангкор-Тхомом завладели тайцы. Правившему в то время королю Понхея Яту удалось изгнать врагов с территории Ангкора. Однако в 1434 году было решено перенести столицу Империи в Пномпень. А Ангкор-Тхом еще какое-то время продолжал служить крепостью государства на западе и оставался религиозным центром.
В последующие века кхмерская культура полностью утратила свое значение. Причиной тому стали бесконечные войны и колониальные захваты. Люди постепенно покидали территорию Ангкор-Тхома.
Открытие
В течение нескольких веков город был заброшен. О его существовании знали и сами кхмеры, и даже европейцы. Мореплаватели из Португалии побывали в Ангкор-Тхоме еще в XVI веке. Однако настоящим открывателем древнего королевства в западном мире считается французский путешественник и натуралист Анри Муо.
22 января 1861 года Муо потерялся в джунглях севернее озера Тонлесап и наткнулся на развалины Ангкора, которые так долго разыскивал. В поисках он использовал записки европейских путешественников, которые побывали в этих краях задолго до него. Перед его глазами предстали полностью заросшие разного рода растительностью постройки. Каменные сооружения были почти полностью скрыты. Ничего общего с тем, что можно увидеть сейчас. Надо сказать, что с зарослями в этих местах борются постоянно. Ученые говорят, что если за территорией не следить 3–4 года, то она снова превратится в непроходимые джунгли.
Анри Муо был восхищен увиденным, он вернулся домой вдохновленным и написал обширную работу об Ангкор-Тхоме. Опубликованный уже после смерти натуралиста труд сделал город известным среди европейцев. Уже тогда в бывшую столицу Кхмерской Империи устремились сотни любопытных.
Структура старого города
С языка кхмеров название Ангкор-Тхом переводится как «большой город». Его не просто так назвали «большим». Историки полагают, что в период расцвета население Ангкор-Тхома могло быть больше одного миллиона человек. Город имел квадратную форму. Общая площадь составляла почти 900 га. Как и Ангкор-Ват, город был окружен рвом с глубиной почти 7 метров, который заполнялся водой. Также столица защищалась мощной 8-метровой стеной, по верху которой проходила дозорная площадка.
С помощью дорог Ангкор-Тхом был разделен на четыре части. У каждой из частей было свое предназначение. Так, на северо-востоке проживала королевская семья, ее приближенные и духовные служители. На северо-западе находился Королевский дворец. Юго-восточная часть была отдана под рынок. А в юго-западной части располагался парк. Что касается простых людей, они жили за пределами городской стены. В черте города могли проживать только обеспеченные граждане и священнослужители.
Все жилые дома Ангкор-Тхома были деревянными, поэтому они не дожили до нашего времени. Дворцовый комплекс тоже не сохранился. Сейчас от былого великолепия осталась лишь башня храма Пхменеакас, который также входил в состав Королевского дворца. Существует легенда о том, что когда-то в башне храма Пхменеакас жила душа девятиглавой змеи, являвшейся властительницей королевства. По ночам змея принимала облик женщины. Каждый вечер правитель должен был сначала подняться к ней на ложе, а уже потом пойти к своим женам. Некогда верили, что если король пропустит хотя бы одну ночь, быть несчастью. Однако короли уже давным-давно не живут в Ангкоре, и дух змеи здесь тоже никому больше не встречается.
Сейчас, как и в былые времена, войти в Ангкор-Тхом можно через одни из пяти ворот. Четверо ворот расположены с каждой стороны. Они схожи между собой. А вот пятые, носящие название Ворота Победы, имеют особенности. К ним ведет дорога от гопуры, расположенной в центре Террасы Слонов. Такое название ворота получили не просто так: когда войска одерживали победу, они возвращались в город именно через этот вход.
Последним известным храмом, который был построен в пределах Ангкор-Тхома, стал Мангаларта. Это было в 1295 году. После этого все здания возводились из недолговечных материалов, поэтому не сохранились.
Достопримечательности Ангкор-Тхома
Все достопримечательности Ангкор-Тхома можно успеть осмотреть за один день. Самое удивительное сооружение, ради которого сюда едет большинство путешественников, — храм Байон. Он стоит на пересечении четырех дорог и состоит из 50 башен. К центральной башне разрешено подниматься. С верхней площадки можно окинуть взором весь комплекс. В храме кажется, что за тобой пристально следят. Это все буддийское божество Авалокитешвара, являющийся отождествлением милосердия и сострадания. В Байоне насчитывается 200 его ликов, по 5 на каждой башне. Есть мнение, что моделью для создания образа божества для скульпторов являлся сам Джаяварман VII.
Некоторые из других достопримечательностей Ангкор-Тхома уже были упомянуты:
- Бапуон — древний храм, посвященный индуизму, выполненный в форме пятиступенчатой пирамиды. Храм был возведен еще до разрушения прежней столицы, существовавшей до Ангкор-Тхома.
- Пхменеакас — храм, являвшейся частью Королевского дворца. Он также был построен еще предшественниками Джаявармана VII.
- Руины Королевского дворца, который некогда занимал огромную площадь. Как и все жилые постройки в Ангкор-Тхоме, он был выстроен преимущественно из дерева. Поэтому практически не сохранился. Сегодня можно увидеть лишь входные гопуры и искусственные бассейны.
- Терраса Слонов, которая некогда являлась своего рода трибуной для короля и его семьи. Отсюда они наблюдали за церемониями на Королевской площади.
- Терраса Прокаженного Короля получила свое название из-за найденной здесь заросшей лишайником статуи Будды. Существует несколько версий появления названия. Согласно самой популярной, статуя является изображением самого короля Джаявармана VII, который был болен проказой. Другая версия говорит о том, что это статуя бога Ямы — повелителя справедливости и смерти.
Как добраться до Ангкор-Тхома
Из Сием Рипа в Ангкор-Тхом проще всего доехать на арендованном авто или мотоцикле. Также в Камбодже довольно распространена аренда авто вместе с водителем на целый день. Такая услуга будет стоить порядка 50 долларов. Поторговавшись, цену можно несколько сбить. Дорога до старого города составит около 25–30 минут. Добираясь из Сием Рипа, удобнее всего подъехать к южным воротам.
Собираясь в Ангкор-Тхом, нужно обязательно позаботиться об удобной обуви, головных уборах и запасе питьевой воды. Лучше всего отправляться ранним утром, практически на рассвете. Тогда в комплексе будет поменьше туристов. А еще, когда встает солнце, храмы выглядят особенно впечатляюще, и именно в это время получаются самые красивые фотографии.
Храмы Камбоджи – Ангкор-Тхом
Ангкор-Тхом, пожалуй, самый насыщенный интересными храмами и руинами участок Ангкора. Обычно храмы Ангкор Тхома посещают в рамках малого круга Ангкора. Но здесь столько всего «вкусного», что мы решили рассказать об Ангкор Тхоме отдельно.
Ангкор-Тхом (также встречаются варианты Ангкортхом или Ангкор Том) в переводе с кхмерского означает «великая столица». Ангкор Тхом действительно был столицей Кхмерской Империи в XIII-XV века, до того как столица, после нападения тайцев, была перенесена в Пномпень.
Ангкор-Тхом был построен в период правления короля Джаявармана VII. Джаяварман VII считается первым буддистом на троне Кхмерской Империи, именно при нем Камбоджа в первый раз сменила культ Шиваизма на Буддизм.
За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:
- Преах Кхан – в честь отца – короля Джарандравармана II;
- Та Пром – в честь матери – королевы Джаяраджакудамани. Кстати, именно этот храм можно увидеть в первом фильме про Лару Крофт.
Как обычно, расскажу пару фактов о занимательной математике или даже нумерологии Ангкор Тхома, а потом уже перейдем к наиболее интересным и значимым его храмам и объектам.
Занимательная математика Ангкор-Тхома
Ангкор-Тхом занимает площадь 9 км².
К Ангкор Тхому ведут 5 мостов. По обеим сторонам каждого из мостов расположены скульптуры Дэвов и Асур – 54 одних и 54 других. В сумме получаем на каждом мосту по 108 скульптур. 108 – это сакральное число в индуистской мифологии и, естественно, оно так или иначе повторяется и в других храмах Ангкора. Итак, 108 статуй на 5 мостах, всего их 540.
Эти статуи символизируют историю о том, как Вишну помогал богам вернуть утраченные в результате всемирного потопа сокровища (подробнее об этом можно прочитать в нашем посте Индуизм и верховные индийские боги). Так вот, возвращали эти сокровища путем раскручивания гигантского Нага, и еще одно маленькое отступление – кхмеры считают себя потомками нагов. Раскручивали змея в течение 48 дней, естественно что божественный день имеет значительно большую продолжительность, чем человеческий.
Но вернемся к занимательной математике. Если умножить 540 Дэвов и Асур на 48 дней мы получим 25 920, а как я уже рассказывала в посте про Пхном Бакенг, считается, что именно за столько лет происходит видимое изменение положения звезд.
Наиболее значимые постройки и храмы Ангкор Тхома, сохранившиеся на сегодняшний день:
- Байон
- Бапуон (Бапхуон)
- Слоновая терраса
- Терраса прокаженного короля
Байон
Для начала еще немного занимательной математики, но теперь уже касающейся непосредственно храма Байон в Ангкор-Тхоме, в архитектурном комплексе Ангкор.
Занимательная математика Байона
Храм был построен в XII – XIII веке. Байон окружен 54 каменными башнями (да, опять 54). На каждой из башен высечено по 4 лика Будды (Бодхисатвы по имени Авалокитшвара или Локешвара). Правда, нельзя не отметить, что эти лики удивительно похожи на лицо самого короля Джаявармана VII, чей портрет можно увидеть в музее Guimet в Париже.
Как так произошло – трудно сказать. Возможно, это просто совпадение, случайность. Хотя, прожив и попутешествовав достаточно долго по Азии невольно начинаешь понимать, что все случайности не случайны. Известно, что кхмерские правители расценивали себя как «девараджа» – бог или король. Но до Джаявармана VII все короли исповедовали индуистскую религию и самоидентифицировали себя с Шивой и его фалическим символом Лингамом (лингой). Джаяварман VII, будучи буддистом, скорее всего идентифицировал себя с Буддой и Бодхисатвой. Отсюда и сходство.
Но вернемся к математике. Итак, у нас есть 54 лика по 4-м сторонам света. 54 х 4 = 216 лиц. Байон был третьим храмом, который построил Джаяварман VII, первые два были посвящены его родителям. Если разделить 216 на 3, то получится 72.
И опять же, число 72 связано с движением земной оси – за 72 года земля отклоняется на 1 градус. А если вспомнить наш рассказ про Ангкор-Ват, то всплывет еще один занимательный факт: Ангкор Ват расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гизы в Египте. Думаю, это тоже не случайно, не зря же говорят, что храмы Ангкора – это «астрономический календарь в камне».
Байон расположен точно по центру Ангкор-Тхома и к нему подходит прямая дорога с каждой стороны света. Байон ориентирован на восток. Сам по себе храм не имеет никаких защитных сооружений, достаточно тех, что окружают сам Ангкор-Тхом.
Издалека Байон может показаться каким-то невнятным каменным хаосом, но стоит приглядеться и уже невозможно оторвать от него взгляд.
Храм Байон многократно перестраивался. Изначально он был возведен как буддистский храм, когда в середине XIII столетия кхмеры вернулись к индуизму, он был изменен. Позже, когда в Камбоджу снова пришел буддизм, он был дополнен новыми элементами: библиотекой, террасой и пр.
Но в конечном итоге, Байон, как и многие другие храмы Ангкора, был «съеден» джунглями. Вновь открыт он был лишь в начале ХХ века.
Бапуон
Бапуон (Бапхуон) – это огромный храм-гора, своими размерами существенно превосходящий Байон.
Бапуон был построен в середине XI века и был государственным храмом Ясодхарапуры – столицы короля Удаядитьявармана II. Т.е. Бапуон не только значительно больше Байона, но и лет так на 100 старше. И даже сегодня Бапуон своими размерами мало кого может не впечатлить.
Хочу так же немного рассказать о математике Бапуон, но в отличие от других храмов, она не столь занимательна. Хотя, возможно, я просто недостаточно сведуща в тонкостях индуистской нумерологии.
Занимательная математика Бапуона
От входной восточной гопуры к храму ведет приподнятая примерно на 1 метр над землей мощенная дорога протяженностью 172 метра. Считается, что наиболее поздняя постройка в Бапуоне.
Храм Бапуон окружен прямоугольной оградой. Площадь внутри ограды 51 840 м². Если 51 840 разделить на 2, то мы получим уже знакомое нам число 25 920 – количество лет, за которой происходит видимое изменение местоположения звезд.
Центром Бапхуона является огромная трехуровневая пирамида. Площадь её основания 13 056 м². А высота – 49 метров (тут, наверно, стоит напомнить, что 7 х 7 = 49, а число семёрка считается магическим числом чуть ли не во всех верованиях).
В Бапуоне ведутся активные реставрационные работы. В настоящее время при поддержке Франции пытаются спасти от разрушения огромный барельеф, изображающий лежащего в паранирване Будду (поза, в которой Будда ушел в нирвану, кстати, место смерти Будды – Кушинагар).
Вокруг храма разбросано множество камней. Есть остатки других, менее значительных сооружений, например Пхимеанакас:
Многие из них все еще находятся во власти джунглей и скорее всего так останется и в дальнейшем. Но, конечно, масштабы джунгли-каменного симбиоза в Бапуоне совсем не те, что в Та Проме.
Слоновая терраса
Слоновая терраса, иногда её еще называют слоновья терраса, – еще одна знаковая достопримечательность Ангкор Тхома. Дата постройки – середина XII века.
Терраса в длину около 300 метров и по всей длине можно встретить изображения слонов, собственно, отсюда и название – слоновая терраса.
Правда, помимо слонов здесь есть и наги, и хамсахи.
Исходя из этого, существует предположение, что на месте слоновой террасы было какое-то культовое сооружение, посвященное Брахме, ведь именно он использовал хамсах, а проще говоря гусей и лебедей, для передвижения.
Но что-то конкретное утверждать сложно, т.к. слоновая терраса множество раз перестраивалась и что там было изначально, уже никто не помнит.
Терраса Прокаженного короля
Считается, что терраса Прокаженного короля была построена позже остальных сооружений Ангкор Тхома, уже приемником Джаявармана VII – Джаяварманом VIII. Терраса использовалась для погребения монарших особ, а точнее на ней происходила их кремация.
На террасе Прокаженного короля находится изъеденная лишайниками скульптура, которая, по одной из версий, и дала название данному сооружению.
Кого олицетворяет данная статуя тоже не однозначный вопрос. Возможно, это Яма – бог смерти в индуизме. Возможно, Будда, с уже привычным нам ликом Джаявармана VII.
А возможно и сам король Джаяварман VII. Т.к. существует версия, что во время его правления бушевала проказа и его она тоже не обошла стороной. Якобы, именно это послужило причиной строительство им огромного количества больниц.
Правду, за давностью лет, мы уже никогда не узнаем. Но истина всегда где-то рядом. Подытоживая свой рассказ про Ангкор-Тхом, хочу сказать следующее:
Ангкор-Тхом с его храмами (Байон и Бапуон), террасами (слоновая и прокаженного короля), а так же другими руинами – это настоящий волшебный мир для любителей древностей.
Обычно Ангкор-Тхом посещают в рамках малого круга по Ангкору, но на самом деле, ему можно смело выделять отдельный день и гулять – гулять – гулять. Благо открыт он достаточно долго:
Время работы храмов Ангкор-Тхома: с 7:30 до 17:30;
Другое дело, что длительные про гулки по Ангкору – весьма недешевое удовольствие:
Стоимость посещения:
- Билет на 1 день – 37$;
- Билет на 3 дня – 62$;
- Билет на 7 дней – 72$.
Важно: В стоимость билета входит не только Ангкор Тхом, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).
Ангкор-Тхом в Ангкоре — подробная информация с фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Я рассказала вам о нашем путешествии по Вьетнаму и Камбодже почти все. Кроме самого важного: это таинственный и прекрасный Ангкор. Я специально оставила его напоследок, потому что для этого рассказа мне пришлось читать большое количество материалов. Очень многое о нем нам рассказал наш гид – самый лучший в моей жизни, но память моя, как известно, весьма дырява, поэтому мне пришлось восполнять пробелы в ней из других источников. Итак, начнем небольшую серию постов об этом загадочном месте.
Ангкор – это сердце Камбоджи, затерянная в тропическом лесу древняя столица Кхмерской империи, в то время сильнейшей в Юго-Восточной Азии. Его название так и переводится – “город”, “столица”. Построенный в IX—XIII веках, этот город в период своего расцвета был домом для миллиона жителей, что значительно превышало размер любого из европейских городов того времени.
На подступах к Ангкору жизнь бьет ключом – все очень яркое и живое. Буддийские послушники смешливы и ведут себя, как обычные мальчишки.
Но в XV веке тогдашний король бежал от разгромивших его сиамцев (тайцев), а к тому же в этот регион пришла длительная засуха, и столица была перенесена в Пномпень, на “перекресток четырех рек”. Город обезлюдел, с течением времени влажный климат и буйная растительность превратили старую столицу в руины, и джунгли полностью поглотили её. Ангкор оказался забытым и заброшенным на много веков, пока в XIX веке его случайно не нашел заблудившийся в джунглях француз. Открытие это произвело сенсацию.
Многие туристы находят какой-то кайф в экзотических прогулках на слонах, хотя на мой взгляд, это своего рода мазохизм: их там жутко трясет.
Французский натуралист Анри Муо, в 1861 году заново открывший Ангкор после четырёх столетий забвения, так писал в своем сообщении: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». Возможно, его посетило какое-то предчувствие: спустя несколько месяцев Муо, до приезда сюда несколько лет работавший учителем в России, заболел малярией и, промучившись двадцать дней, умер.
Среди туристов очень много местных жителей из других районов страны, в том числе с детьми. Меня это обрадовало.
К нашему времени Ангкор сохранился, скорее, как город-храм, поскольку деревянные жилые и общественные постройки давно полностью разрушились, а остались только каменные культовые и фортификационные сооружения. Но размеры этого комплекса поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Осмотреть его можно только при помощи машины или моторикши.
Это чей-то петух, нагло прогуливавшийся по сувенирному рынку. Красавец.
Строительство этого грандиозного храмового комплекса продолжалось в течение четырёх столетий. Его начал основатель ангкорской династии принц Джайяварман II в 802 г., а последние храмовые комплексы были возведены королем Джайяварманом VII в XII веке. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Строители Ангкора закончили свой многовековой проект.
Мне пришлось купить шляпу (почти как у Индианы Джонса!) – для защиты от солнца, потому что жара стоит невозможная. И это декабрь.
По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор-Ват превратился в целый комплекс храмов.
Наш гид Бона объясняет по карте устройство комплекса. Он нас несказанно удивил и порадовал – спокойный, много знающий, он разговаривал с нами, скорее, как преподаватель истории, а не скромный госслужащий, подрабатывающий экскурсоводом (основная его профессия – инспектор жилищного строительства, что по крайней мере даст ему возможность получать пенсию, которая здесь платится только тем, кто работает на государство).
Международный проект по реконструкции Ангкора продолжается с перерывами уже почти век. Храмы Ангкора были построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. И реставраторы восстанавливают их с использованием оригинальных материалов и с сохранением изначальной формы. Новые материалы разрешаются только там, где невозможно найти оригиналы и где надо проявлять осторожность. Здание полностью разбирают, нумеруя каждую деталь, одновременно находят все обломки, упавшие на землю, а потом при помощи компьютерной модели вновь собирают, а недостающие детали заменяют другими, легко узнаваемыми по специальным меткам. Это воистину амбициозный проект, в котором участвуют многие страны.
Итак, мы посетим несколько частей великого города: Ангкор-Тхом и его крупнейший храм Байон, экзотический заросший джунглями Та Пром, в котором снимался фильм про Лару Крофт – расхитительницу гробниц, Ангкор-Ват – самый значительный и большой храм, а также несколько других сооружений с не менее интересными историями – храм, оставшийся от Королевского дворца, Слоновью аллею, террасу Прокаженных и другие.
Это южные ворота в окруженный стеной город-крепость Ангкор-Тхом. Всего ворот четыре, они расположены по сторонам света и похожи по строению, но Южные – наиболее сохранившиеся благодаря реконструкции. Все четыре стороны башни украшены ликами Авалокитешвары – бодхисатвы, воплотившего в себе бесконечное сострадание всех Будд. В Камбодже его называют Лакешвара.
Мост, ведущий к вратам, с двух сторон окаймлен вереницей фигур богов и демонов, перетягивающих огромную девятиголовую змею. Почему они это делают – с этим связана отдельная история из Махабхараты – про пахтанье молочного океана, одно из ключевых мифологических событий в индуизме, в котором участвуют дэвы (боги) и асуры (демоны). Я хочу вам ее рассказать.
Святой мудрец Дурваса, являвший собой часть самого Шивы, посетил однажды собрание земных правителей и получил от них цветочную гирлянду. На обратном пути в мир богов мудрец размышлял об относительных достоинствах всех богов и пришел к выводу, что Индра больше всех среди них заслуживает подобного подарка от него. Соответственно он вручил гирлянду царю богов и сказал, что это подарок ему. Индра со всей скромностью принял подарок, поблагодарил мудреца за исключительную любезность, а как только Дурваса удалился, отдал гирлянду для развлечения одному из своих парадных слонов. Слон еще ничего не успел сделать с этой гирляндой, как, по недоброму стечению обстоятельств, Дурваса вернулся, чтобы сообщить что-то Индре, и увидел, что слон играет его гирляндой. Разгневанный святой тут же проклял Индру и всех подчиненных ему богов, пожелав им утратить свою божественную энергию и стать такими же беспомощными перед смертью, как люди. Произнеся это проклятие, он ушел восвояси, даже не зайдя к Индре во дворец.
Это дэвы – боги, тянущие змею с хвоста.
А тут Бали, царь демонов-асуров, объявил войну богам и двинулся на них с огромной армией. Ослабленные дэвы не могли противостоять асурам, и их поражение казалось неизбежным. Тогда они отправились к Шиве и рассказали, какая неудача с ними приключилась. Шива не мог отменить проклятия Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот в свою очередь — в Вайкунту к Вишну, где бог-хранитель возлежал на змее Ананте и спал. Боги стали восхвалять его пением, произнося тысячу его имен, и Вишну от их голосов проснулся и спросил, чего им нужно. Те рассказали ему о своей беде; Вишну погрузился в медитацию и потом сказал, что только определенная доза амриты – сливок Молочного Океана, может вернуть им их прежние свойства.
Это асуры – демоны, тянущие за переднюю часть змеи.
Ни одной обычной мутовкой нельзя было бы взболтать этот океан, так что для данной цели надо было вырвать гору Мандару. Одним богам было не под силу поднять эту гору и вертеть ее в океане, поэтому Вишну попросил Индру заключить перемирие с асурами на их собственных условиях, пообещать им равную долю волшебной амброзии и таким образом привлечь их силы для пахтания океана. Индра спросил Вишну, не опасно ли делиться с асурами амритой, ведь она еще усилит их мощь и они станут сильней богов; но Вишну просил предоставить это дело ему.
Дэвы очень красивы, но асуры мне показались более интересными персонажами.
Соответственно перемирие было заключено, дэвы и асуры вырвали из земли Мандару и опустили ее в молочный океан. Немыслимое количество сильнодействующих лекарственных трав бросили в океан, чтобы приправить амброзию. Затем боги схватили царя нагов Васуки, огромного змея, который жил в одном из адов, и обвязали его вокруг горы вместо веревки. Вишну предложил богам встать в головах этой “веревки”, но асуры заподозрили подвох и заявили свои права на данную позицию – ведь голова почетнее! Тогда Вишну уступил и сам взялся за хвост змея вместе с другими дэвами, и в результате обжигающее дыхание, вылетавшее из пасти Васуки, ослабляло асуров, тогда как богов освежал прохладный бриз, дувший с океана.
Объединившись, боги и демоны вырвали гору Мандару из Земли, ухватившись за разные концы змеи, подняли ее и потащили к океану. Перетаскивая тяжелую золотую гору, боги и демоны очень устали, некоторые из них погибли при переносе горы. В это время к ним на Гаруде прилетел Вишну. Он оживил погибших, а затем легко поднял гору и поместил ее на спину Гаруды. Гаруда отнес гору к океану, сбросил ее близ воды и улетел. Но гора стала увязать в илистом дне океана, и ее стало невозможно вращать. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи, нырнул в океан и подставил спину под гору. После этого дела пошли на лад. Однако, Васуки устал и выплеснул в океан смертельнейший яд, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас девы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд, отчего цвет его горла стал синим. С тех пор Шиву также называют Синегорлым. Жена Шивы, между прочим, ничуть не сомневалась, что он сможет выпить это ядовитое зелье, и гордилась им. А кое-где яд с его рук капнул на землю, и от этого зародились ядовитые змеи, насекомые и растения.
В конце концов на поверхности океана, один за другим, начали появляться так называемые чатурдаса-ратнам, то есть четырнадцать драгоценных предметов, которые дэвы и асуры поделили между собой. Это были: луна (которая досталась Шиве), дерево париджата и слон Айравата (их потребовал для себя Индра), корова, богиня вина и хмеля с сосудом, содержащим суру (напиток, употребляемый богами), небесные танцовщицы-апсары, белая лошадь Уччайхшравас (ее отдали Бали, но позже Индра отнял ее, победив в сражении с ним после питья амриты), богиня любви и красоты Лакшми, морская раковина, булава и сокровище под названием каустабха (все последние взял себе Вишну). И наконец из океана появился Дханвантари (автор медицинской науки аюрведы) с сосудом, содержащим амриту – эликсир бессмертия, сливки молочного океана.
Как только возник Дханвантари с сосудом амриты, боги и асуры отпустили концы веревки, привязанной к мутовке-горе, и сломя голову бросились к лекарю. Началась драка, в которой асурам удалось присвоить сосуд, и они убежали с ним прочь. Но и между самими асурами завязалась склока из-за спора, кому пить первым. Тут среди них появилась дева божественной красоты, с лицом подобным расцветшему лотосу, с пышной грудью и тонкой талией, украшенная ожерельями, браслетами и поножами. Она возникла неожиданно в толпе асуров, звеня браслетами и весело улыбаясь. Асуры тут же позабыли про амброзию и встали как вкопанные, любуясь необыкновенной красотой Мохини (в образе которой явился им сам Вишну!). Мохини остановила свой взор на сосуде с амритой, и один из асуров галантно предложил ей решить, как поделить амброзию, на что все другие тоже согласились. Мохини улыбнулась и усомнилась, будет ли благоразумно доверить такое ответственное решение женщине. “Мудрецы утверждают, — кокетливо сказала Мохини, — что женщины не заслуживают доверия”. Асуры от души посмеялись и были теперь совершенно убеждены в ее справедливости, а потому поклялись, что подчинятся ее приговору беспрекословно. Тогда Мохини заметила им, что и боги и асуры трудились на равных, добывая амброзию, и потому все должны получить равную долю. Она усадила богов и асуров в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. Но как только она напоила последнего из них, то сразу же исчезла вместе с сосудом!
Дэвы, получившие таким образом амриту от Вишну, спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле. При этом, в каждом из этих мест капнуло по капле амриты. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в двенадцать лет там проводится огромный индуистский фестиваль Кумбха-мела.
А асуры разразились проклятьями в адрес Мохини-Вишну, и тут же между дэвами и асурами началась жестокая битва. Но поскольку боги подкрепили свои силы питьем амброзии, то смогли победить асуров и принудить их к бегству.
В арке ворот.
В это время один из асуров притворился богом и уселся в одном ряду с ними. Он уже как следует глотнул амриты, когда Сурья (солнце) и Чандра (луна) заметили подлог и обратили на это внимание Вишну. Последний в ту же секунду разрубил хитреца надвое своим оружием–чакрой, однако из-за действия амброзии обе части демона остались живы, и Брахма определил им место на небе в качестве планет. Верхняя часть демона названа была Раху, а нижняя — Кету. Рассказывают, что с тех пор Раху стал смертельным врагом солнца и луны и все стремится проглотить их, чем и объясняются солнечные и лунные затмения.
Если посмотреть наверх, то можно увидеть летучих мышей, которые там живут.
Следует добавить, что Шива был столь увлечен красавицей Мохини, что отправился в Вайкунту и попросил своего божественного товарища снова принять эту форму. Вишну уважил его просьбу, но когда Шива привлек к себе Мохини и попытался овладеть ею, поспешил вернуть себе мужской облик; однако обезумевший от страсти Шива так крепко сжимал его в своих объятиях, что они слились в единое существо.
В общем, такой непередаваемый детский сад с коварством и неожиданными кульбитам дэвы и асуры устраивали довольно долго. Мы еще увидим картины этого эпического перетягивания каната со змеей изображенными на барельефах Ангкор-Вата. А сейчас нам надо отправляться в главный храм Ангкор-Тхома – Байон.
P.S. Не очень вам сложно с этой мифологией? Или лучше покороче излагать? Я просто не могла удержаться от того, чтобы рассказать вам эту презабавнейшую древнюю историю!
Ангкор Тхом: последняя столица великой империи кхмеров
Ангкор Тхом – город в городе, вторая по значимости достопримечательность Ангкора, после храмового комплекса Ангкор-Ват. Этот город расположен в самом сердце древней столицы империи кхмеров. Название «Ангкор Тхом» означает «великий город» или «большой город».
Действительно, в период расцвета население города могло составлять миллион человек. С конца XII века до XV века Ангкор Тхом являлся столицей государства кхмеров.
История основания
Большая часть города была построена в конце XII столетия королем кхмеров Джаяварманом VII неподалеку от старой столицы Яшодхарапуры, уничтоженной народом чама (нынешние вьетнамцы) в 1177 году. Поэтому часть сооружений Ангкор Тхома осталась с прежних времен. Так, храмы Пимеанакас и Бапуон появились за 100-150 лет до эпохи правления Джаявармана VII. Джаяварман VII унаследовал страну в плачевном состоянии. Столица была сожжена, система водоснабжения разрушена. Придя к власти, новый король сразу принял меры по восстановлению Ангкора. Первым делом он выстроил вокруг центра города каменную стену, заменив старый деревянный частокол. Затем был восстановлен и укреплен ров вокруг Ангкора. Еще одна стена была возведена вокруг Ангкор Тхома – нового королевского города в пределах древней столицы.
Архитектура Ангкор Тхома
Территория города представляет собой квадрат, которые разделен на равные части четырьмя главными дорогами и пятой, ведущей к Слоновьей террасе. По всему периметру ее окружает ров шириной 100 метров, который в период расцвета Ангкор Тхома был наполнен водой. В центре города на пересечении главных дорог находится храм Байон. Такая планировка не случайна – она отражает индуистскую модель мира, в которой центром является священная гора Меру (ее представляет Байон), окруженная горными хребтами (стена), омываемыми Молочным океаном (его символизируют воды рва).
Входя в город, посетители проходят по широкому мосту, проложенному через ров, окружающий город. Этот мост называется «Мост нагов» или «Мост змей», так как имеет по краям ограждения из мифических кобр – нагов. По левую сторону мост охраняют 54 злых духа, поддерживающих туловище змей. Справа такую же змею держат 54 добрых дэва. Мост отражает миф о Пахтании молока, согласно которому, боги и демоны перетягивали змею, овившуюся вокруг горы Меру, вспенивая таким образом океан и приводя мир в движение.
В конце моста стоят ворота Победы высотой 23 метра, ведущие к Королевскому дворцу. Всего в Ангкор Тхоме пять входных башенных ворот — «гопур». За ними некогда находилась шумная столица с площадями, храмами, парками и великолепным королевским дворцом.
Королевский дворец и террасы
Джаяварман VII восстановил в Ангкор Тхоме дворец, построенный еще в IX веке и уничтоженный пожаром во время войны. Дворец не сохранился, и о его внешнем виде можно только гадать. Известно, что дворец был возведен на деревянном фундаменте. Он состоял из множества помещений, своды которых поддерживались массивными деревянными колоннами, вырубленными из местных деревьев с очень плотной древесиной. К дворцу прилегала королевская купальня размером 45 на 90 метров. Купальня соединялась с другими помещениями деревянными галереями, окружавшими ее со всех сторон.
Входом во дворец служит Слоновья терраса. Ее размеры поражают – 300 метров в длину и 14 в ширину. Сейчас от нее осталось одно каменное основание, но некогда на ней располагались деревянные постройки, и она была окружена крытыми галереями. Терраса служила королю трибуной во время публичных церемоний, откуда он лицезрел празднества и парады, проходящие на дворцовой площади, здесь он разрешал споры между подданными и принимал иностранных послов, восседая на возвышении посередине. По обеим сторонам площадки сохранились статуи нага, сказочного змея и льва. Снизу террасу поддерживают мифические птицы Гаруды. Обе стороны портика украшены статуями и барельефами с изображениями слонов в натуральную величину.
Рядом расположена Терраса Прокаженного короля. Это небольшая площадка с двумя галереями, интересными своими барельефами, изображающими апсар, воинов, демонов, гаруд и других мифических животных. Предположительно, она была построена после смерти Джаявармана VII и использовалась для кремации королей. На верхнем ярусе расположена копия статуи Будды, найденной при раскопках. Оригинал можно увидеть в Национальном музее в Пномпене.
Пимеанакас
Этот небольшой пирамидальный храм главным образом знаменит легендой о том, что каждую ночь в главной башне король встречался со змеей-нагой, являвшейся к нему в образе прекрасной женщины. Поскольку Пимеанакас находился практически на территории Королевского дворца, принято считать, что Пименакас был домашним храмом короля. Его название переводится как «Небесный город богов».
Это индуистское святилище было построено королем Раджендраварманом II на два столетия раньше основных объектов Ангкор Тхома, а позже полностью перестроено Сурьяварманом I.
Прасаты Суор Прат
Рядом с королевской площадью напротив террас Слонов и Прокаженного короля находится двенадцать трёхъярусных башен из латерита и песчаника. Башни разделены на две равные группы дорогой, ведущей к Воротам Победы. Десять из них расположены на равном расстоянии друг от друга на одной прямой, а еще две немного смещены ближе к дороге.
Назначение башен не выяснено. Предположительно, они выполняли функции суда или места содержания обвиняемых либо служили местом, где решались каких-то спорные вопросы. Близость к Королевской площади наводит на мысль, что башни могли быть смотровыми площадками для местной знати во время парадов и праздников.