Дрезденская картинная галерея – подробная информация с фото

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея (Old Masters Gallery)

Дрезденская картинная галерея – собрание подлинных жемчужин живописи XV-XVIII столетий. Она располагается в старинном дворцовом комплексе Цвингер, в историческом центре Дрездена, столицы немецкой земли Саксония. Достопримечательность также известна как Галерея старых мастеров.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дрезденская картинная галерея

Общее описание

Первоначально картины украшали дворец саксонских курфюрстов, затем под экспозицию приспособили одно из помещений Цвингера, а в середине XIX века для галереи выстроили отдельное двухэтажное здание с анфиладами залов, в которых шедевры можно осмотреть по сей день. Настоящими сокровищами Дрезденской галереи являются полотна мастеров эпохи Возрождения. Здесь экспонируются работы голландских художников Рембрандта ван Рейна и Якоба ван Рейсдала, немецких живописцев Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха. Живопись художников других стран Европы представляют полотна Эль Греко, Веласкеса и множества прочих мастеров. Кроме живописи, в галерее собраны старинные тканые гобелены, пастели и миниатюры.

Галерея в Дрездене значится в престижном перечне самых известных художественных музеев на планете. В рейтинге музеев Германии она уступает лишь Берлинским собраниям. Галерею старых мастеров в Дрездене ежегодно посещает более полумиллиона ценителей искусства.

История картинной галереи

Коллекционирование произведений искусства было страстью могущественного правителя Саксонии Августа II Сильного, носившего также титулы короля Польши и Великого князя Литовского. Этот монарх правил на рубеже XVII и XVIII столетий, в этот период сложилось и ядро его художественного собрания, ставшее основой современной Дрезденской картинной галереи. Наследный принц, со временем занявший трон отца под именем Августа III, приумножил коллекцию новыми приобретениями картин знаменитых живописцев.

В 1746 году Август III купил в Италии около сотни картин, украшавших дворец Франческо III Д’Эсте, герцога Модены и Реджо. Среди них были редчайшие полотна художников эпохи Возрождения, произведения мастеров, творивших в период барокко и классицизма. Но самым удачным приобретением саксонского курфюрста стала картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», написанная в начале XVI века и хранившаяся в одном из монастырей в Италии.

Художественное собрание саксонских курфюрстов, значительно пополнившееся при этом покровителе искусств, снискало европейскую славу. Но бесценные картины, переполнявшие интерьеры королевского дворца, были недоступны широкой публике. Настало время поместить эти сокровища в специальную галерею. Было решено возвести ее в дворцовом комплексе Цвингер. Проект здания создал выдающийся немецкий архитектор Готфрид Земпер. Несмотря на то, что фасады галереи выполнены в стиле неоренессанса, здание гармонично вписалось в барочную стилистику архитектурного комплекса.

Строительство здания завершилось в 1855 году. Теперь увидеть художественные сокровища могли все желающие. Первыми посетителями стали дрезденские бюргеры, приводившие полюбоваться картинами свои семьи. Сохранились свидетельства, что единственным условием для туристов середины XIX века был дресс-код: посетители были обязаны являться в галерею в «приличной одежде». Но не следует думать, что для простых европейских горожан картины знаменитых художников были диковинкой. Многие живописцы черпали сюжеты своих произведений в бытовой среде и выполняли заказы не только богатых аристократов, но и зажиточных купцов, ремесленников. Например, выставленные в Дрезденской галерее картины так называемых «малых голландцев», писавших полотна небольшого размера, некогда украшали гостиные ткачей или столяров. Известно, что одна из картин Вермеера в свое время висела в доме амстердамского булочника.

Немецкие национал-социалисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году во главе с Адольфом Гитлером, заразили страну идеологией нацизма. Часть картин Дрезденской галереи объявили «вырожденческими и идеологически вредными», и вскоре эти произведения были уничтожены. Много полотен, понравившихся лидерам фашистов, перекочевали в их роскошные апартаменты.

Здание галереи катастрофически пострадало во время Второй мировой войны. В апреле 1945 года оно попало под бомбежку самолетов союзных войск. Большинство картин было заблаговременно вывезено и спрятано, но оставшиеся полотна, в основном, большого формата, уничтожил пожар. Когда Дрезден был очищен от войск вермахта советской армией, спрятанные картины были обнаружены в близлежащих горных выработках. Среди них была изрядно поврежденная сыростью «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Находки доставили в реставрационные мастерские Москвы, Ленинграда и Киева. В июне 1956 года советский лидер Никита Хрущев вернул спасенные произведения искусства в Дрезден.

Восстановление здания Дрезденской галереи завершилось в 1960 году, но и в последующие годы в музее велись масштабные реставрационные работы. После очередной реконструкции, проведенной несколько лет назад, внутреннее оформление залов претерпело кардинальные изменения. Внешняя роскошь королевского Цвингера остается за порогом галереи. Интерьеры оформлены подчеркнуто сдержанно, здесь ничто не отвлекает от созерцания полотен, развешанных на однотонных стенах.

Шедевры Дрезденской галереи

В каталоге Дрезденской картинной галереи значится около 1500 произведений, но экспозиционные площади позволяют демонстрировать не более 450 из них. Время от времени несколько полотен отправляются в запасники, их место занимают другие картины коллекции. Из-за бликов освещения некоторые картины, размещенные в верхнем ряду, под потолками, бывает трудно разглядеть. Но приходит время изменения экспозиции, и эти полотна перемещают на более выгодную для осмотра площадку, так что туристы при повторном посещении музея имеют все шансы сделать для себя новое открытие работ любимых художников.

Представим несколько знаменитых картин художников разных стран и эпох, которые никогда не покидают экспозицию Дрезденской галереи.

«Сикстинская Мадонна»

Изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках Рафаэль написал около 1513 года для бенедиктинского монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Перед ступающей из облаков Мадонной склоняются небесные покровители Пьяченцы – Святая Варвара и Святой Сикст. По преданию, моделью для изображения Царицы небесной послужила красавица Форнарина, натурщица и возлюбленная художника. Персонажами легенд стали и два прелестных ангелочка, восхищенно глядящие на Мадонну. Говорят, на образы этих херувимов Рафаэля вдохновили деревенские дети, завороженно рассматривавшие витрину со сладостями в городской булочной.

Более двух столетий картина, висящая над алтарем провинциального монастыря, не была широко известна. Но однажды ее обнаружили агенты короля Саксонии, скупавшие для него произведения искусства по всей Европе. Курфюрст Август III несколько лет вел переговоры с папой Бенедиктом XIV, добиваясь разрешения купить и вывезти эту картину в Дрезден. Наконец, в 1754 году переговоры увенчались успехом. Венценосный ценитель живописи приобрел полотно Рафаэля за колоссальную сумму, соответствующую 70 золотым слиткам весом по одному килограмму. Это была крупнейшая в истории сумма, заплаченная за художественное произведение. Место картины над монастырским алтарем заняла качественная копия.

Говорят, король Август любил часами рассматривать это полотно великого живописца. Он даже велел передвинуть свой трон, чтобы созерцать Мадонну в наиболее выгодном ракурсе. Сегодня ценители живописи имеют возможность по-королевски расположиться на удобных кожаных диванах, установленных в центре многих залов Дрезденской галереи, и с комфортом любоваться потрясающими работами.

«Дрезденский алтарь»

В апреле 1496 года саксонский курфюрст Фридрих III посетил Нюрнберг. Во время этого визита он заказал несколько работ великому немецкому художнику Альбрехту Дюреру. В Дрезденской галерее можно познакомиться с некоторыми из них. Здесь представлены картины на христианскую тематику, предназначенные для королевской часовни и написанные на деревянных панелях, – алтарный триптих, получивший название «Дрезденский алтарь», и семь панелей с аллегорическими изображениями семи смертных грехов.

«Девушка с письмом»

«Девушка с письмом» – полотно кисти художника Яна Вермеера, одного из крупнейших живописцев Золотого века голландского искусства. Работа создана предположительно в 1657 году. Известно, что картина была продана на Амстердамском аукционе в 1772 году за 110 флоринов.

На полотне изображена девушка, читающая у открытого окна письмо от любимого. Почему же именно от него? Ведь на картине ничто не указывает на содержание послания, разве что легкая улыбка на устах читательницы. Намек на любовный сюжет скрыт под слоем краски. Исследование картины в рентгеновских лучах засвидетельствовало, что живописец планировал изобразить за окном Амура, но по какой-то причине так и не написал бога любви.

Художник владел секретом особого изображения света, падающего из нескольких источников и выделяющего центрального персонажа сюжета, сосредотачивая внимание зрителя на лице девушки, обращенном в профиль.

Еще одно интересное наблюдение: на этой картине Яна Вермеера изображена та же комната, что и на его полотне «Спящая девушка», хранящемся в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Похоже, что и ваза с фруктами, стоящая на столе, использована в обеих картинах.

Вермеер поражает и невероятно тщательной проработкой деталей. На платье девушки видна каждая складка, в полутенях и бликах отражается фактура оконного стекла и легкой бронзовой решетки, а на зеленой портьере в интерьере комнаты можно различить отдельные ворсинки шерстяной ткани.

«Шоколадница»

На одной из самых известных картин художника Жана-Этьена Лиотара изображена молодая немецкая горничная, несущая на подносе чашку горячего шоколада. Она известна как «Венская шоколадница» или просто «Шоколадница». Картина была написана в 1744 году на листе пергамента темперой и выставлена в одной из галерей Венеции. Уже в следующем году ее купил для Дрезденского собрания граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста. В сопроводительном письме граф написал: «Это самая восхитительная пастель из всех, которые я видел».

Сегодня прелестная «Шоколадница» обращает на себя внимание креативной презентацией перед зрителями. Ей отведен зал, при входе в который ощущается характерный аромат горячего шоколада.

Достопримечательности рядом

Осмотрев коллекцию картин Дрезденской галереи, пройдитесь по другим музеям Цвингера, осмотрите многочисленные архитектурные памятники комплекса. В нескольких минутах ходьбы, на набережной Эльбы, находится Галерея новых мастеров, где экспонируется коллекция работ выдающихся европейских живописцев XIX-XX столетий. Ее шедевры размещены в музее изобразительных искусств Альбертинум. Оба музея объединены под эгидой Государственных художественных собраний Дрездена.

Неподалеку можно осмотреть Королевский оперный театр, Музей транспорта, Королевский дворец и старинные церкви.

Практическая информация

Дрезденская картинная галерея открыта со вторника по воскресенье. Понедельник – выходной день. Время работы – 10:00-18:00.

При входе посетителям предлагается аудиогид с наушниками (3 €), который содержит сжатые комментарии искусствоведов примерно к полусотне самых известных картин галереи. Доступна русскоязычная версия. Звуковое экскурсионное сопровождение можно бесплатно загрузить на свой смартфон. На входе в Дрезденскую галерею располагается сувенирный магазин, где предлагаются художественные альбомы с репродукциями картин.

Стоимость входа в Галерею старых мастеров – 10 €, причем билет дает возможность посетить еще два музея, расположенных рядом, на территории Цвингера: выставку китайского и мейсенского фарфора, а также физико-математический салон, где экспонируются старинные научные приборы. Экскурсия по галерее в составе группы из 10 человек обойдется в 11 €. Дети и молодежь до 17 лет пользуются правом бесплатного осмотра галереи.

По воскресеньям с 15:00 до 18:00 вход в Дрезденскую картинную галерею бесплатный для всех желающих. Это нововведение действует с 2018 года и распространяется на все музеи города, входящие в число Государственных художественных собраний Дрездена.

Как добраться

Адрес Дрезденской картинной галереи: Театральная площадь, 1 (Театрплатц). Из других районов города сюда можно добраться на трамвае, идущем в центр. От железнодорожного вокзала к галерее удобно подъехать на трамваях № 4, 8, 9, 11. Выйти нужно на остановке «Постплатц», далее пройтись пешком. На этой же остановке следует выходить, если от ж/д вокзала вы добираетесь на одном из городских автобусов, следующих по маршрутам № 333 или № 360.

Дрезденская галерея

Дрезденская галерея выделяется в ряде других ключевых европейских музеев, в первую очередь тем, что предлагает посетителям собрание лишь классических картин. Хотя такая узкая специализация, на мой взгляд, главный плюс этого музея, где так приятно побродить пару часов, знакомясь с лучшими образцами живописи. Гуляя по этим залам, вы узнаете историю европейской живописи 15-18 веков лучше, чем если прочтете десяток учебников и справочников, так что я настоятельно рекомендую вам посетить эту галерею.

Что представляет собой Дрезденская галерея

Посещение знаменитых музеев и галерей всегда обязательный пункт моих путешествий, но обычно этот пункт и самый утомительный: бесконечная очередь, где порой стоишь больше часа, после такое же бесконечное число залов, и столько всего, что требует пристального внимания: картины, скульптуры, интерьеры. От обилия экспонатов я потихоньку начинаю сходить с ума и к концу второго часа устало опускаюсь на скамейку в одном из залов, лениво просматривая буклет и решая, какие самые главные шедевры осталось посмотреть. Несмотря на богатство коллекций и роскошь музейных залов, мне больше не хочется возвращаться ни в Лувр, ни в Музей Прадо, ни во многие другие подобные хранилища культурного наследия. Дрезденская галерея – приятное исключение в этом ряду музеев мирового значения.

Относительно небольшую Галерею Старых мастеров (так официально называется Дрезденская галерея) можно осмотреть за пару часов, при этом не в дикой спешке, а не торопясь, подробно изучая особенно интересные полотна.

Здесь ничто не отвлекает от картин: внешне роскошный дворцовый комплекс Цвингер, где расположилась галерея, внутри отделан очень просто: однотонные стены, небольшие декоративные панели внизу и сдержанные барельефы под потолками. Почти в каждом зале есть мягкие кожаные диваны, так что можно присесть и любоваться понравившейся картиной сколько пожелаете.

Единственное, что меня смущало, это размещение некоторых картин вторым рядом, почти под потолком. Из-за лакировки они бликуют и рассмотреть их как следует почти невозможно. Правда, периодически в музее устраивают реорганизацию, так что, вернувшись сюда через пару лет, вы можете обнаружить, что те самые «верхние» картины заняли почетные места в соседних залах. Именно так было со мной и моими любимыми натюрмортами голландцев Иорданса и Снейдерса.

Планировка галереи очень проста: на нулевом этаже, через который вы входите в галерею, расположились залы с работами итальянских мастеров 15-16 веков, эпохи Возрождения. Кассы, гардероб, сувенирный магазин и пункт выдачи аудиогидов находятся внизу, на -1 этаже, а основная часть экспозиции продолжается на первом – здесь вы найдете картины 16-18 веков, включая «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, залы Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана и Караваджо. На втором этаже всего 5 залов, где можно посмотреть работы художников рубежа 18-19 веков, а также жанровую живопись и пастели 17-18 веков. Посмотреть список залов музея можно вот здесь.

Коллекция галереи

Стоит сразу отметить, что в экспозиции Дрезденской галереи выставлены картины 15-18 века, то есть исключительно старых мастеров: классицизм, романтизм, барокко, рококо – вот те стили, о которых можно получить полное представление. Среди именитых мастеров, чьи полотна можно увидеть в Дрездене:

  • итальянцы Рафаэль, Тициан, Ботичелли, Мессина, Петуриккьо, Веккио, Тьеполло, Тинторетто;
  • французы Пуссен и Караваджо;
  • испанцы Веласкес, Мурильо, Эль Греко;
  • нидерландские художники Рубенс, Рембрандт, Снейдерс, Ван-Дэйк и Брейгель;
  • немцы Дюрер, Роттенхаммер, Гейнц.

Один перечень этих имен вызывает восхищение: более двадцати именитых художников, а также работы их учеников и последователей дают полное представление о развитии живописи в это время. В экспозиции музея есть несколько картин рубежа 18-19 веков, которые показывают нам дальнейшие тенденции развития живописи, в которой скоро случится перелом и центральное место займет художники-модернисты (их произведения можно найти в таких знаменитых музеях, ка например, Лондонская Национальная галерея и Музей Права в Мадриде).

Прогуливаясь же по залам Дрезденской галереи, я с интересом изучала, как растет мастерство художников и как вместе с тем меняется мода на сюжеты и стили: от детализации к колористике, от религиозных и библейских тем к мифологии и сценкам из жизни Древней Греции. В галерее есть целые залы, посвященные портретной и пейзажной живописи, алтарному мастерству.

Шедевры Дрезденской галереи

Невозможно перечислить все картины, собранные в этом музее, поэтому приведу лишь несколько примеров того, что вы здесь найдете, и ради чего сюда стоит приехать.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти – полотно, прославившее эту галерею. Эта картина считается одной из самых выдающихся работ мастера. Святая изображена на картине в полный рост с Иисусом на руках, она стоит на небесах и будто делает шаг вперед, навстречу зрителю. Её взгляд устремлен прямо на вас, так что невозможно не только пройти мимо, но и отвести взгляд от этого полотна. На картине также изображены папа Сикст II и Святая Варвара. Полотно ярко отражает сложившиеся к началу века традиции изображения Мадонны: фигура Святой с младенцем на руках в центре полотна, перед Христом преклоняются святые и священнослужители, при этом пространство перед ними всегда остаётся свободным, фигуры образуют треугольник. Задний план выглядит намеренно театральным. Так, на картине Рафаэля возникают шторы, подчеркивающие геометрическую точность композиции и обрамляющие сцену, отделяющие её от зрителя. На переднем плане мы видим двух младенцев-ангелов, задумчиво оперевшихся на раму картины. Они будто выглядывают из небесной мира, отделяя тем самым пространство картины от мира земного.
До посещения Дрезденской галереи я и представить не могла, что изображение Мадонны способно произвести на меня столь сильное впечатления. Однако, увидев «Сикстинскую Мадонну» впервые, я была поражена энергетикой этой картины. Многие туристы рассматривают ангелочков на переднем плане – этот фрагмент картины настолько популярен, что музей использует его в оформлении билетов, а также тиражирует на многочисленной сувенирной продукции – блокноты, магниты, сумки. Нередко сюда приходят и затем, чтобы убедиться в правдивости гуляющего по интернету «любопытного факта» о том, что на заднем плане художник изобразил множество головок ангелов, которые издалека сливаются и кажутся просто облаками. Однако я, простояв у полотна около получаса, рассматривала только саму Мадонну: простоту и естественность её позы, тонкие черты лица и такой пронзительный взгляд! Возможно, эту картину стоит увидеть вживую каждому, чтобы убедиться в поразительной силе классического искусства.

«Шоколадница», Лиотар

Эта картина произвела на меня намного меньшее впечатление. Относительно позднее произведение (1745 год), оно кажется на удивление простым и незатейливым. На холсте мы видим изображение девушки с подносом с горячим шоколадом и водой в руках. По словам критиков, перед нами не портрет, а жанровую сценку, где показан эпизод из рабочих будней обычной небогатой девушки. Мне картина показалась слишком простой, а потому немного скучной, хотя многих именно эта незатейливость сюжета покоряет. Я же однозначно могу отметить только высокое мастерство Лиотара – изображение отличается почти фотографической точностью.

«Спящая Венера», Джорджоне

Знаменитая картина изображает богиню любви в расслабленной позе: она уснула в саду, в тени небольшой скалы. На переднем плане мы видим тонко прописанные драпировки, а вдали пейзаж, изображающий деревушку и горы. Джорджоне не успел завершить работу над картиной, поэтому её дописал его ученик – Тициан, позднее использовавший аналогичный сюжет в своих работах. В дальнейшем многие художники изображали своих Венер в подобных позах, тем самым цитируя Джорджоне. Картина настраивает на созерцательно-умиротворенный лад, всё в ней кажется таким тихим и гармоничным. Меня особенно поразило, как тонко выписаны черты лица богини: её лицо действительно выглядит живым, и кажется, что сейчас подует легкий ветерок и она тут же проснется и отправится в соседнюю деревушку веселиться вместе с молодыми влюбленными парами.

«Святая ночь», Корреджо

Эта картина изображает одну из самых популярных у художников библейских сцен – поклонение пастуха новорожденному младенцу Христу. Знаменито это полотно как первая значительная ночная сцена, когда смотришь на холст, ощущение пространства связанно именно со светом. Художнику удается четко противопоставить передний план, где пастух оживленно разговаривает со служанками, и средний, где Мария наслаждается первыми радостями материнства и окружена божественным сиянием, исходящим от Иисуса. Мать и младенец оказываются не только геометрическим центром картины, но и световым. Их фигуры самые светлые на полотне. Меня всегда поражало умение художников 16-18 веков работать со светом и при помощи различной освещенности фигур и предметов не просто создавать объём и отделять планы, но и добавлять в произведения скрытые смыслы, рассказывать истории. Эта картина Корреджо – яркий пример такого мастерства!

«Динарий кесаря», Тициан

Ещё одно полотно с библейским сюжетом изображает фигуры Иисуса и фарисея, пытающегося обхитрить пророка. Художник не ставит задачи изобразить всю сцену, он сосредотачивается на лицах и жестах героев, их фигуры занимают всё пространство картины. Однако этого достаточно, чтобы понять всю глубину этого сюжета. Тициан изумительно точно отражает в обликах героев понятия добра и зла, морали и низости, чистоты и подлости. Как настоящий мастер, он достигает высочайшей выразительности в написании сюжетных портретов. Эта небольшая картина действительно завораживает, возле неё хочется остановиться на мгновение и задуматься – не только о сюжете, изображенном здесь, но и более высоких и вечных ценностях, которые олицетворяют эти фигуры.

Цены билетов и режим работы музея

Галерея Старых мастеров является одним из трех музеев дворцового комплекса Цвингера, так что билет для всех трех музеев здесь общий. Приобретя его за 10 евро, вы сможете также побывать в Музее Фарфора и Физико-математическом Салоне. Для студентов и пенсионеров предусмотрена скидка – билет обойдется всего в 7,50, а для детей до 17 лет включительно вход в музей бесплатный. Для групп от десяти человек также предоставляются скидки – билет обойдется всего в 9 евро.
На входе вы можете взять карту музея с кратким описанием самых известных картин, а за 3 евро вам предложат аудиогид, в котором есть описания более 50 полотен музея. Русский язык доступен, так что если вы интересуетесь живописью или хотите начать в ней разбираться, рекомендую воспользоваться этой услугой: большинство комментариев не длинные, около минуты, зато очень интересные.

Музей работает со вторника по воскресенье с 10 до 19 часов, понедельник выходной. Более подробную информацию о скидках, групповых турах в музей и временных выставках можно найти на его официальном сайте (доступны немецкий и английский языки).
Точный адрес музея – Theaterplatz 1, 01067 Dresden.

Где находится Дрезденская галерея

Дворцовый комплекс Цвингер, где разместилась галерея, находится в историческом центре Дрездена, в пешей доступности от всех достопримечательностей города. От центрального городского вокзала сюда также можно добраться пешком всего за 20 минут или на общественном транспорте до остановки Dresden Postplatz (от центрального вокзала сюда идут автобусы 333 и 360 или трамвай номер 11). На карте ниже музей обозначен цифрой 1, вокзал – цифрой 2, а Старый город обведен в круг:

Если вы приедете в Дрезденскую галерею на машине, найти парковку будет не сложно. На соседних улочках расположилось много маленьких бесплатных парковок на 10-15 мест, так что можно отыскать местечко там. Если же не хотите заморачиваться с поисками, большая подземная парковка Haus am Zwinger
(Kleine Brüdergasse 3) расположилась прямо напротив Цвингера, час здесь стоит 2 евро, сутки – 20. Что выгоднее, решать вам: чтобы осмотреть всю галерею, потребуется около 1,5-3 часов, а если решите заглянуть и в другие музеи, не заметите, как проведете здесь целый день. Ознакомиться со всеми парковками Дрездена можно на этом сайте.

Дрезденская галерея – одно из самых лучших собраний классической европейской живописи, так что всем, кто интересуется изобразительным искусством или хочет начать в нем разбираться, стоит непременно побывать здесь. Если же вы не фанат живописи, вы можете посетить два других музея Цвингера, а сюда заглянуть на полчасика, чтобы увидеть самые главные шедевры, выставленные здесь.
Меня галерея покорила почти сразу – обилие знаменитых полотен, прекрасные образцы всех течений и направлений в живописи 16-18 веков и уютная атмосфера, не отвлекающая от изучения картин, а настраивающая на созерцательный лад. Что ещё требуется музею, чтобы стать идеальным?

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея

Фото: Frank / Pixabay.com

Дрезденская картинная галерея – одна из крупнейших коллекций картин старых мастеров, собранная саксонскими правителями в 18 веке. Одной из самых знаменитых работ здесь является «Сикстинская мадонна» кисти Рафаэля.

История возникновения Дрезденской картинной галереи

Основание музея связывают с кабинетом изящных искусств Kunstkammer, образованным в 1560 году. В нем выставлялись ремесленные изделия, коллекция фарфора, научные инструменты, гравюры, а также картины фламандских и итальянских художников.

Пополнение собрания

Значительный вклад в пополнение коллекции внес курфюрст Август II Сильный (August II der Starke) на грани 17-18 веков: он славился любовью к искусству. По распоряжению курфюрста даже устроили выставку живописи — посмотреть картины могли представители придворной знати в бывшем здании придворной конюшни.

Август III (August III Sas) также коллекционировал произведения искусства. В своих решениях о покупке тех или иных шедевров он консультировался с Франческо Альгаротти (Francesco Algarott) — крупнейшим в 18 веке экспертом в области искусства.

Король купил огромное количество картин из собрания Валленштейна (Wallenstein) – около 268 полотен. Среди приобретенных шедевров была работа Яна Вермеера Делфотского (Jan Vermeer van Delft) «У сводни». Кроме того, он приобрел картины из королевской галереи в Праге и работы из собрания герцога Моденского.

Так в коллекции появились полотна Веласкеса, Корреджо, Тициана и других художников. Самой значительной работой считалось произведение Рафаэля «Сикстинская мадонна» (Raffaello Santi «Madonna Sistina»), привезенная из итальянского города Пьяченце.

Организация выставки в Цвингере

Галерея старых мастеров размещается в четвертом по времени строительства крыле Цвингера: его возвели в период с 1847 по 1855 годы. Разработкой проекта занимался Готфрид Земпер (Gottfried Semper) – директор Дрезденской государственной строительной школы.

Первые три крыла Цвингера были выстроены до 18 века Маттеусом Даниэлем Пёппельманном (Matthäus Daniel Pöppelmann) — немецким архитектором.

С 1931 года в коллекции оставили исключительно работы старых мастеров, переместив произведения искусства 19-20 веков в Новую галерею.

Во время и после Второй мировой войны

В 1937 году многие картины, включая полотна немецких экспрессионитов, уничтожили нацисты. В период Второй мировой войны здание значительно пострадало в результате бомбардировок, свыше 300 полотен были повреждены. Однако большую часть удалось спасти, благодаря перемещению картин в шахты.

В 1945 году многие произведения искусства были вывезены советскими войсками. В течение последующих 10 лет полотна хранились в ГМИИ им. Пушкина: большинство из них были отреставрированы. Около 1240 полотен по распоряжению Н.С. Хрущева вернули в Дрезден в 1955 году.

Галерея снова начала функционировать: часть залов стала доступна для посещения в 1956 году, полностью здание открыли в 1960 году, когда закончили восстановительные работы. В настоящее время входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Архитектура Дрезденской картинной галереи

Дрезденский Цвингер (Dresdner Zwinger) выстроен в стиле неоренессанса и позднего барокко. Это целый архитектурный ансамбль, в котором есть даже внутренний сад. Галерея старых мастеров занимает только одно крыло комплекса.

В Цвингере также находятся Физико-математический салон (Mathematisch-Physikalischer Salon), скульптурное собрание и коллекция фарфора (Porzellansammlung).

Что посмотреть в Галерее старых мастеров

Музей вмещает около 750 картин. Здесь сохраняется дух прошлого времени: развеска картин, потемневшие рамы в стиле позднего барокко, минимум новшеств.

Коллекция представлена большим количеством полотен художников Ренессанса – Рембрандта (Rembrandt), Рейсдала (Jacob van Ruisdael), Кранаха (Lucas Cranach), Гольбейна (Hans Holbein), Рубенса (Pieter Paul Rubens), Тициана (Tiziano Vecellio), Греко (El Greco), Веласкеса (Diego Velázquez) и многих других.

Главными шедеврами Дрезденской картинной галереи являются:

  • «Сикстинская мадонна» Рафаэля, выполненная в 1512-1513 гг.;
  • «Дрезденский триптих» кисти Яна ван Эйка (Jan van Eyck);
  • «Спящая Венера» Джорджоне (Giorgione), созданная в 1510 году;
  • «Портрет молодого человека» Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer);
  • «Портрет мальчика» Пинтуриккио (Pinturicchio);
  • «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара (Jean-Étienne Liotard);
  • «Динарий кесаря» Тициана (Tiziano Vecellio);
  • «Охота на вепря» Рубенса (Pieter Paul Rubens);
  • «Блудный сын в таверне» Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn);
  • «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеера (Jan Vermeer van Delft).

В музее часто проводятся временные выставки, в которых представлены отреставрированные работы: над восстановлением полотен специалисты, как правило, трудятся целые годы.

Как добраться до Дрезденской картинной галереи

Располагается по адресу Zwinger, Theaterplatz 1. Лифт для подъема располагается рядом с входом в музеи во дворе Цвингер.

Доехать сюда можно на трамвае или автобусе, следующем до остановки Postplatz. Если поедете на электричке, то ближе всего к музею располагается станция Dresden Mitte.

Часы работы

Дрезденская картинная галерея открыта ежедневно с 10.00 до 18.00 часов, кроме понедельника.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год Галерею старых мастеров можно посмотреть по единому билету Zwinger ticket. Этот билет также действителен для посещения Физико-математического салона, собрания фарфора и временных выставок.

Стоимость единого билета:

  • 14 Евро для взрослых;
  • 10,50 Евро для льготных категорий посетителей;
  • бесплатно для детей до 17 лет;
  • 12,50 Евро для групп от 10 человек.

Кроме того, можно взять экскурсию по музею с гидом: стоимость составляет 18,50 Евро, включая плату за вход.

Для лучшего знакомства с собранием можно воспользоваться аудиогидом (есть на русском языке), который стоит около 3 Евро.

Уточняйте расписание и цены на билеты, поскольку информация может меняться, на официальном сайте Дрезденской картинной галереи gemaeldegalerie.skd.museum/en.

Экскурсии в Дрездене

Посмотреть главные достопримечательности удобно в обзорной экскурсии, а любителям нестандартных маршрутов можно взять авторскую прогулку с местным гидом. Индивидуальный формат сделает знакомство с городом особенно приятным — Дрезден с его восхитительной архитектурной останется в вашем сердце навсегда!

Дрезденская галерея старых мастеров Gemäldegalerie Alte Meister

Если вы совершенно случайно оказались в Дрездене и осматриваете Театральную площадь, обязательно зайдите в Gemaldegalerie Alte Meister, или Дрезденскую галерею старых мастеров. Один из самых старых европейских музеев привлечёт внимание истинных ценителей искусства. Здесь выставлены работы представителей фламандского барокко, «дунайской школы», нидерландского возрождения, французской и испанской школ XVII века, английской школы XVIII века и голландской живописи.

КОММЕНТАРИИ: 32 Написать Ответы

Виолетик (Гость)

Она будет Великой во все времена. пака будет жить человек. Но не каждый человек заслуживает звания ЧЕЛОВЕК, ❯❯❯

Принцесса в Кедах (Гость)

Александр Балтин (Гость)

Пуссена мир, изъятый из Мифологичности отчасти. Есть живопись отменной власти – Но эта власть поднимет ввысь, Когда внимать способен ей. И колорит играет нежно. И данность станет вдруг ясней, И всё в ней вряд ли безнадежно. ❯❯❯

Александр Балтин (Гость)

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ Розовое золото костров Ночью пастухам весьма привычно. Ночь сегодня от иных отлична – Сочетаньем шаровых миров. Пастухи. Собаки. Даже снег – Реет снег – что ангельские крылья. Чтобы явь изведать, человек Должен сердцем приложить усилья ❯❯❯

Александр Балтин (Гость)

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА Инфраикона Рафаэля – Мадонна смотрит прямо в вас. Вы – уходящие от цели – К ней приближаетесь сейчас. Её глаза вас проницают До сокровенной глубины. И за усилье обещают Небесный свет иной страны. Иной – теперь непредставимой. Инфраикона ❯❯❯

Елена (Гость)

Не встречала ничего более прекрасного, чем этот шедевр. В живую выглядит грандиозно, просто дух захватывает! ❯❯❯

Кетька-конфетка (Гость)

МАДИ (Гость)

ЭТА КАРТИНА ДЕЙСТВУЕТ НА ДУШУ ТАК ЖЕ, КАК И МОЛИТВА, ОКАЗЫВАЯ КАКОЕ-ТО УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ❯❯❯

аленка (Гость)

fugaalex, кликните в картинку, откроется полный размер, а там правая кнопка и сохранить изображение как. ❯❯❯

Альбина (Гость)

Простой Карандаш (Гость)

Это потрясающе красивая картина! Это просто божественное исполнение кисти художника, которое потрясает до глубины души человеческой. Когда видишь этот шедевр, то понимаешь, насколько ничтожен тот, кто осмелился просто увидеть это и не прийти в восторг. Сов ❯❯❯

Atonh (Гость)

Совершенный символ красоты материнства. К религии не имеет отношения никакого. Композиция также превосходна эстетически. Оригинал в Дрездене поблек и не так хорош, как фото в интернете. Жаль, что в отличии от Микельанджело, который искал предельного сове ❯❯❯

александр чёрный он же младенец мужского пола читайте откровениеиоанна богослова глава 12 он же математикизумани (Гость)

александр чёрный он же младенец мужского пола читайте откровениеиоанна богослова глава 12 он же математикизумани (Гость)

невероятно но в ангельском лике рафаэлевской Богородицы я узнаю ангельское личико моей единственной возлюбленной Богини Олюшеньки ” ЦАРИЦЫ, CТАВШЕЙ ОДЕСНУЮ МЕНЯ В ОФИРСКОМ ЗОЛОТЕ”(ЧИТАЙТЕ ОТКРОВЕНИЕ ПСАЛТИРЬ ПСАЛОМ 44) Я ДУМАЮ, MADONNA SISTINA-ЭТО КЛЮЧ К ❯❯❯

Сабинка (Гость)

“Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того вр ❯❯❯

Максим (Гость)

Мелоди (Гость)

Гость (Гость)

гость (Гость)

Гость7 (Гость)

Рафаэль (как и земляки Микеланджело, Леонардо и венецианец Тициан) намного опередил своих художников-современников в этой работе свободой и раскованностью форм (в той же “Прекрасной садовнице” ещё остались перуджиновские “рудименты” в исполнении частей тел ❯❯❯

Рыбакова (Гость)

Валерий Антонов (Гость)

В его картинах пятна света на лицах так необходимы, ведь выявляют те приметы, что так художником любимы. ❯❯❯

Григорьев А.И (Гость)

Любите Живопись Поэты. : лишь Ей одной дано писать Души Прекрасные Сюжеты. и всем Векам передавать. Ты помнишь из Веков былого Прекрасный Женщины Портрет руками сотворён Он снова из материала в свой Он Век. Её глаза и счас глядели и всё глядят н ❯❯❯

Григорьев А.И (Гость)

Любите Живопись Поэты. : лишь Ей одной дано писать Души Прекрасные Сюжеты. и всем Векам передавать. Ты помнишь из Веков былого Прекрасный Женщины Портрет руками сотворён Он снова из материала в свой Он Век. Её глаза и счас глядели и всё глядят н ❯❯❯

Гость (Гость)

Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, п ❯❯❯

Александр Григорьев, очень приятно, что вы знакомы с поэзией Заболоцкого, Пушкина. Творите, раскрывайтесь, только не уродуйте классиков! ❯❯❯

Разве скорбей? Это семь радостей Девы Марии! Но одно из скорбей – то, что маленький Иисус потерялся в Иерусалиме, но потом нашёлся в храме, среди книжников (учителей), поразившихся, какой умный ребёнок! ❯❯❯

Если вы совершенно случайно оказались в Дрездене и осматриваете Театральную площадь, обязательно зайдите в Gemaldegalerie Alte Meister, или Дрезденскую галерею старых мастеров. Один из самых старых европейских музеев привлечёт внимание истинных ценителей искусства. Здесь выставлены работы представителей фламандского барокко, «дунайской школы», нидерландского возрождения, французской и испанской школ XVII века, английской школы XVIII века и голландской живописи.

Исторический экскурс

Основателем галереи считают саксонского короля Фридриха Мудрого, правящего в XVI веке. Он был настоящим меценатом эпохи Возрождения: покровительствовал всем творческим людям. Среди них больше всего поощрял художников.

Расцвет Дрезденской галереи стар пришёлся на XVIII век. Император-курфюрст Август II, а потом и его сын Август III наладили целую дилерскую сеть по скупке произведений искусства. Собрания полотен и редчайшие картины им поставляли учёные, дипломаты, торговцы и сами художники. Коллекция Августа-отца поначалу была приватной, но в 1722 году провелась её инвентаризация. Гравюры и картины, фарфор и научные инструменты разместили в бывшей старой конюшне. Помещение перед этим было отремонтировано. Первыми посетителями будущей Gemaldegalerie Alte Meister были представители придворной знати.

Число экспонатов с каждым годом росло. Искусствовед Франческо Альгаротти, искавший для курфюрстов качественные полотна старых мастеров, в 1746 году, предоставил императору Августу-сыну целых 100 картин. После этого о Галерее старых мастеров начали говорить во всей Европе.

События Семилетней войны превратили Дрезден из Флоренции-на-Эльбе в обычный немецкий город. И только через сто лет о галерее вспомнили – картины решили переместить в новое здание. По проекту Густава Земпера, начатому в 1847 году, здание галереи должно было войти в состав ансамбля Цвингера – старейших построек главной площади города. На строительство дворца в стиле неоренесанса ушло 8 лет, но Галерея старых мастеров, открытая в 1855 году, органично вписалась в архитектуру Театральной площади.

Дрезденская галерея старых мастеров в ХХ веке

До 1931 года в здании находились работы представителей искусства и мастеров старой школы, и картины XIX—XX вв. В 1931 году последние переместили в Новую галерею.

Здание сильно пострадало в период Второй мировой. Картины вывозили из Дрездена под падающими бомбами, многие шедевры просто сгорели или пропали. Частично произведения искусства доставили в СССР, другие – остались в частных коллекциях. В целом, историки так ничего и не могут сказать про судьбу более 450 полотен. К 1955 году Советский Союз вернул сотрудниками Галереи старых мастеров около 1000 шедевров. Большая часть картин находится в восстановленном здании и увидеть их может каждый поклонник живописи.

Gemaldegalerie Alte Meister сегодня

С 2013 года проводится реконструкция здания, и концепция размещения работ несколько изменена. Шедевры мирового искусства находятся в двух залах, они размещены по художественными течениям и принципам искусства того времени. Посетителям это нисколько не мешает, а наоборот, ввергает их в настоящий культурных шок.

При галерее работает магазинчик с репродукциями картин, съёмка запрещена, а за жемчужиной выставки – «Сикстинской мадонной» Рафаэля строго следят. В числе экспонатов присутствуют уникальные гравировки на дереве, миниатюры и шедевры эмалевой живописи. Но есть ещё один экспонат, такой незаметный и важный – это впечатления посетителей от невероятного количества шедевров, собранных в двух залах.

Сокровища Дрезденской картинной галереи

Дрезденская картинная галерея, или, как ее еще называют, Галерея старых мастеров, расположена в одном из самых известных городов Германии. В музее собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства, созданных великими мастерами эпохи Возрождения и барокко.

 Дрезденская картинная галерея

История Дрезденской картинной галереи

Немецкая галерея открылась в 1560 году. Тогда по приказу курфюрста Августа Саксонского в Дрездене был создан кабинет изящных искусств (Kunstkammer), в котором в том числе выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Новыми экспонатами коллекция стала систематически пополняться с середины XVIII века, во времена курфюрста Августа II Сильного, а затем его сына Августа III.

Наиболее весомый вклад в историю галереи внес знаменитый эксперт в области искусства Франческо Альгаротти, который в 1740 году, будучи доверенным лицом правителей Саксонии, способствовал приобретению сразу 100 произведений живописи. После этого галерея постепенно становится известной во всем мире.

В начале XIX века Дрезденская галерея начала расширяться, было построено новое здание, которое сегодня является неотъемлемой частью известного комплекса Цвингер.

Во время Второй мировой войны галерея сильно пострадала, часть зданий разрушились, однако большинство экспонатов удалось вовремя вывезти. После окончания войны спасенные картины отправили на реставрацию в Советский Союз, а через 10 лет после масштабной выставки в Москве они вернулись в стены родной Дрезденской галереи.

Коллекция Дрезденской картинной галереи

В Дрезденской картинной галерее можно посмотреть большое количество искусных работ от таких именитых художников, как Тициан, Ван Дейк, Рубенс и Джорджоне. Знаменитая «Сикстинская Мадонна» в Дрезденской галерее считается наиболее ценным экспонатом на сегодня, занимая почетное место в зале. Картина написана неподражаемым Рафаэлем.

Также многие целенаправленно приходят в музей полюбоваться творением Джорджоне «Спящая Венера».

Из образцов живописи XVIII века высоко почитаются работы Джованни Канале. На его полотнах изображены пейзажи и виды Дрездена и окрестностей. Отличительные черты картин Канале — идентичность и фотографическая точность. Он как никто другой умел передать всю красоту, которой наполнен этот прекрасный город.

Отдельная часть экспозиции галереи посвящена эпохе фламандского барокко. Самыми именитыми творцами этого стиля считаются Рубенс, Рембрандт, Дюрер и Гольбейн. Посетители не смогут пройти мимо собрания пастелей, особенно полотна «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.

Залы картинной галереи

В Дрезденской картинной галереи представлены работы не только немецких художников, но и коллекции других известных живописцев. Так, в галерее находится работа «Еврейское кладбище» голландца Якоба ван Рейсдаля. Это произведение с некоторым сарказмом и аллегориями отражает людскую сущность и пребывание человека на земле.

Если сравнивать с другими галереями по стране, Галерея старых мастеров объединила самое большое количество работ этого художника.

Истинные ценители таланта великого Рембрандта могут созерцать в Дрезденской картинной галерее сразу 15 его работ.

Посетители имеют шанс насладиться такими творениями, как «Дама в черном перед красной портьерой», «Господин в черном перед колонной». Нельзя оставить без внимания и портреты детей Карла I, занимавшего пост короля Англии на момент написания полотен.

В Галерее старых мастеров представлены работы французской, английской и испанских школ XVII-XVIII столетий. Следует отметить, что Дрезденская картинная галерея старается сохранить дух и традиции, которые присутствовали при ее создании. В музейных стенах ничего не меняется: ни порядок, в каком развешены картины, ни старомодные на сегодня рамы. Возможно, именно благодаря этим традициям Галерея старых мастеров — одна из самых посещаемых в сравнении с другими музеями, где находятся работы XIV-XVIII веков.

Как современное отделение Дрезденской картинной галереи функционирует Галерея новых мастеров, где собрана коллекция картин Карла Густава Каруса, Юхана Кристиана Даля, Людвига Рихтера.

Кроме них, к новым мастерам стоит отнести французских и немецких импрессионистов: Клода Моне, Эдгара Дега, Макса Либермана, Макса Слефогта.

Место в коллекции нашли и художники объединения Мост (арт-группа): Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, а также представители дрезденского Сецессиона — Бернхард Кречмар, Карл Лозе.

Шедевры Дрезденской картинной галереи

Хотя в стенах галереи находится огромное количество мировых шедевров, все же можно выделить наиболее известные картины. Сокровища дрезденской галереи — это:

  1. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Именно эта работа считается одной из самых восхитительных картин художника. На полотне изображена Мадонна, держащая на руках маленького Иисуса. Мадонна с младенцем находятся на небесах, и создается впечатление, что она вот-вот шагнет навстречу к своим наблюдателям. Ее взор направлен непосредственно на вас, и пройти мимо этой картины невозможно. Также на холсте нарисованы Папа Сикст II и Святая Варвара.
  2. «Шоколадница» Лиотара. Хотя картина была написана в 1745 году, она совмещает в себе и старинные нотки, и мотивы XIX века. На полотне изображена юная девушка, держащая поднос с чашками горячего шоколада и стакан воды. Несмотря на многочисленную критику, которая опирается на то, что это не портрет, а постановочная сцена, картина глубоко запала в душу многим ценителям искусства.
  3. «Спящая Венера» Джорджоне. На этой всемирно известной картине изображена богиня любви, которая приняла расслабленную позу и отдыхает в тени скалы. На первом плане художник запечатлел с минимальными деталями драпировки, а вдалеке отобразил пейзаж с небольшой деревней и величественными горами. Хотя великий Джорджоне не смог самостоятельно дописать полотно, его закончил ученик мастера, не менее знаменитый Тициан. Этот художник тоже задействовал описанный пейзаж в своих работах.
  4. «Святая ночь» Корреджо. На этом полотне нарисована одна из наиболее узнаваемых сцен из Библии: поклонение пастуха недавно рожденному Иисусу. Ценность и известность этой работе приносит достоверность изображения ночной сцены, что дает ощущение связанного со светом пространства. Корреджо удачно показал процесс оживленного разговора пастуха со служанкой, а также момент, где Мария переживает первые, самые радостные материнские чувства.
  5. «Динарий кесаря» Тициана. Как отмечалось, Тициан был учеником Джорджоне, и взял от наставника лучшие навыки. Это полотно посвящено библейскому сюжету, в котором Фарисей пытался обмануть Иисуса. Цель картины — не отобразить весь сюжет, а лишь продемонстрировать лица героев с их личными эмоциями и жестами, именно поэтому фигуры изображены на все полотно. Автор непревзойденно и в свойственной себе манере показывает истинные обличья персонажей, их понимание добра и зла, честности и фальши. Хотя холст небольшого размера, он всегда притягивает взгляды и заставляет задуматься.

График работы

Дрезденская картинная галерея считается одним из трех музеев дворцового комплекса Цвингера, поэтому комплексный билет распространяется на посещение всех трех достопримечательностей. Помимо Галереи старых мастеров, можно будет посетить Музей фарфора и Физико-математический Салон.

Цена билетов для взрослого составляет 10 евро, для студентов и пенсионеров вход обойдется в 7,50 евро.

Для посетителей младше 17 лет вход бесплатный.

Музеем предусмотрены скидки при групповом посещении, к примеру, для группы из 10 взрослых общий билет будет стоить 90 евро. Также для групп организовывают разнообразные экскурсии.

Дрезденская галерея

При входе в музейный комплекс каждому предлагают по желанию дополнительно приобрести карту, на который указаны основные работы, и аудиогид стоимостью 3 евро. С его помощью посетители могут получить информацию на желаемом языке, в том числе на русском, непосредственно перед каждым полотном.

Официальный сайт Дрезденской картинной галереи содержит подробную информацию и время работы музея. Галерея открыта к посещению ежедневно, кроме субботы и понедельника, по графику с 10.00 до 19.00. Часы работы не меняются уже длительный период.

Месторасположение

Дрезденская картинная галерея находится по адресу: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия. Это место относится к историческому центру города Дрезден.

Добраться до музея достаточно просто: для этого с Центрального городского вокзала нужно сесть на автобус № 333, № 360 или трамвай № 11 и доехать до остановки Дрезден Постплатц.

В Галерею старых мастеров можно попасть и другим удобным вам способом. Например, при желании пройти пешком от Центрального вокзала. Длительность прогулки медленным темпом не превысит и получаса.

В заключение

Дрезденская картинная галерея занимает почетное место среди лучших музейных комплексов мира. Национальная картинная галерея, как называют ее экскурсоводы, объединила работы именитых и талантливых художников XIV-XVIII столетий.

Заранее иметь глубокие познания в истории живописи необязательно: посетители в любом случае получат впечатления от этой галереи на всю жизнь.

Являясь столицей искусства Германии, Дрезден в последние годы получил и статус шоппинг-центра. Поэтому после культурного вдохновения гости города могут отправиться на прогулку историческим центром и заглянуть в расположенные там торговые центры Альтмаркт галерею и Centrum galerie.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) является одним из самых значительных музеев изобразительного искусства мира. Она расположена в здании галереи Семплера дворцового ансамбля Цвингер в Дрездене, столице Саксонии, на востоке Германии. В настоящее время галерея старых мастеров входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Большинство картин, которые сегодня составляют собрание Дрезденской картинной галереи, были приобретены в течении короткого промежутка времени — пятидесяти лет. Основу коллекции составили картины немецких и голландских мастеров, собранные саксонскими курфюрстами династии Веттинов.

В XVII веке курфюрст Саксонии и польский король Август Сильный (1670–1733), и, в еще большей степени, его сын, Август III (1696–1763) занялись расширением живописной коллекции системно. Саксонский двор и его столица Дрезден, по желанию правителей, должны были встать в один ряд не только с соседним Берлином, но и с Парижем или Веной. Через своих агентов по всей Европе курфюрсты активно скупали полотна великих мастеров XVI, XVII и XVIII веков.

Доступной для публики картинная галерея стала с 1747 года. Размещалась она первоначально в помещении так называемого Иоханнеума (Johanneum), бывшей королевской конюшни. В современное здание Дрезденская картинная галерея переехала сто лет спустя, когда по проекту Готфрида Семпера было построено здание дворца искусства. Здание галереи Семпера в стиле неоренессанса дополнило дворцовый ансамбль Цвингера.

В 1855 году состоялось официальное открытие Нового королевского дрезденского музея. Собрание музея продолжало пополняться, и в 1931 году было принято решение оставить в здании галереи только картины старых мастеров. Произведения искусства XIX — XX столетий были перенесены в Новую галерею.

С началом Второй мировой войны в 1939 году галерея была закрыта. Большая часть коллекции была эвакуирована в каменоломни под Дрезденом, однако оставшиеся полотна полностью сгорели во время бомбежек. Что стало с еще 450 полотнами — неизвестно. По окончании Второй мировой войны картины, найденные в шахте, были в качестве трофеев перевезены в Москву и Киев. В 1955 году в рамках программы возвращения перемещенных ценностей более 1200 картин были снова переданы Дрездену. В это же время начались работы по реконструкции самого здания галереи, которые закончились в 1960 году.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Произведения Дрезденской картинной галереи

В собрание Дрезденской картинной галереи старых мастеров входит более 750 произведений живописи, каждое из которых является шедевром. Вот только несколько примеров.

«Сикстинская мадонна», Рафаэль Санти

Картина «Сикстинская мадонна», оригинальное название — «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой», была выполнена для монастыря Святого Сикста в Пьяченце в XVI веке. В монастыре хранились мощи этих Святых. После долгих поисков агентам курфюрста Августа III удалось приобрести работу признанного мастера эпохи Возрождения. Сегодня это масштабное полотно (его размеры 265×196 см.) является самым значительным экспонатом галереи.

«Шоколадница», Жан-Этьен Лиотар

Эта работа считается одной из лучших пастелей мира. Удивительно гармоничное изящное изображение девушки, несущей чашку горячего шоколада, выполнено мелками на бумаге. В Дрезденской картинной галерее есть еще одна прекрасная работа этого швейцарского художника — «Автопортрет в турецком костюме», написанный в период пребывания Лиотара в Константинополе.

«Шоколадница», Жан-Этьен Лиотар

«Портрет молодого человека», Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер считается одним из лучших представителей немецкого Ренессанса, великолепным мастером портретов. Его живописные работы отражают глубокий внутренний мир портретируемого. Этот портрет был написан в 1521 году во время путешествия Дюрера по Нидерландам по заказу коллекционера Bernhard von Reesen.

«Спящая Венера», Джорджоне

Полотно венецианского художника Джорджоне «Спящая Венера», написанное в 1521 году, изображает прекрасную римскую богиню любви. Этот образ стал идеалом для многих последующих поколений художников — Тициан, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Веласкес, Гоген, Мане и другие создавали свои Венеры под впечатлением от этой картины. Стоит отметить, что работа Джорджоне осталась незаконченной — художник умер, а пейзаж картины дописал Тициан, ученик и друг Джорджоне.

«Спящая Венера», Джорджоне

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер

Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский за свою недолгую жизнь успел написать немного работ, каждая из которых является шедевром. Вермеера называют мастером света, тени и цвета. Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» воздушна, пронизана светом, игрой отражений. Волшебная кисть Вермеера при небольшой палитре создает удивительно яркий общий эффект. Эта картина недавно вернулась из реставрационной мастерской и засияла в первоздвнном виде.

«Дрезденский триптих», Ян ван Эйк

Эта работа Яна ван Эйка является подлинным шедевром искусства Нидерландов XV века — алтарь Девы Марии или, так называемый, Дрезденский триптих. В центральной части триптиха изображена Богоматерь с младенцем на коленях, восседающая на троне в храме. Алтарь небольшой по размеру — 33.1×27.5 см., что давало владельцу перевозить его. Триптих поражает своей филигранностью, мельчайшие детали, которые можно рассмотреть только через лупу, выполнены в совершенстве.

«Дрезденский триптих», Ян ван Эйк

«Динарий кесаря», Тициан

Тициан Вечеллио является величайшим представителем венецианской школы живописи, мастером колористики. Картина «Динарий кесаря», написанная на тему библейской притчи о Христе и фарисее, вся посвящена контрасту, противопоставлению высокого и низкого, светлого и темного. Иисус отвечает на провокацию фарисея: «Воздай Богу Богово, а Кесарю кесарево».

«Блудный сын в таверне», Рембрандт

Полотно «Блудный сын в таверне» или «Автопортрет с Саскией на коленях» было написано Рембрандтом Харменс ван Рейн в 1633 году, вскоре после женитьбы на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Он, как и герой библейской притчи, еще наслаждается жизнью в полной мере — в обществе прекрасной женщины, с бокалом игристого вина за накрытым столом. Но о том, что за все придется платить, напоминает грифельная доска в углу изображения.

«Охота на вепря», Рубенс

Тема охоты используется многими фламандскими художниками. Питер Пауль Рубенс обращался к ней неоднократно. В картине «Охота на калидонского вепря» все наполнено движением. Здесь изображен кульминационный момент древнегреческого мифа, когда Тесей вонзает копьё в грудь загнанного зверя. Изможденные десятидневной охотой люди, лошади, встающие на дыбы, всё застыло в напряжении на этом шедевре Рубенса.

«Портрет мальчика», Пинтуриккио

Пинтуриккио (настоящее имя Бернардино ди Бетто Бьяджо) является ярким представителем умбрийской школы эпохи Возрождения, больше известен как мастер монументальных фресок. Он работал, в том числе, и над Сикстинской капеллой. «Портрет мальчика» принадлежит к числу лучших произведений Пинтуриккио.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Часы работы

Дрезденская картинная галерея старых мастеров работает ежедневно, включая выходные и праздничные дни.

  • ежедневно с 10.00. до 18.00.
  • в понедельник — закрыта.

Особый режим работы:

  • 24 декабря — с 10.00. до 14.00.
  • 1 января — с 12.00. до 18.00.

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Стоимость билета

В Дрезденскую картинную галерею старых мастеров можно приобрести только комплексный билет. Есть несколько видов билетов.

Цвингер-тикет (Zwinger-Ticket) — включает посещение Дрезденской картинной галереи, Физико-математического салона, музея Фарфора и актуальных временных экспозиций:

  • взрослый билет — 14 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 10,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно,
  • группы от 10 человек — 12,50 евро.

Билет на один день (Tageskarte), включает посещение всех дрезденских музеев, кроме исторического Зеленого хранилища (Historisches Grünes Gewölbe) за один день:

  • взрослый — 21 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 16 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.

Однодневный билет на все музеи:

  • взрослый — 30 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 22,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.

В Дрезденской картинной галерее старых мастеров проводятся также тематические экскурсии. Обычно билет на экскурсию стоит, дополнительно к стоимости входного билета, 4,5 евро.

Обратите внимание, что при покупке билета онлайн взимается 2 евро дополнительно за предварительную продажу.

Как добраться

Дрезденская картинная галерея старых мастеров расположена в центре Дрездена. До нее удобно добраться на любом виде транспорта.

Дрезденская картинная галерея

дрезденская картинная галерея

Туристы, отправляющиеся в Германию, всегда стараются посетить Дрезденскую картинную галерею, где выставлены шедевры мастеров мирового значения. Ведь даже не искусствоведам будет интересно познакомиться с ее экспонатами.

Где находится Дрезденская картинная галерея?

После того, как первоначальное здание, где располагалась галерея, было разрушено во времена Второй Мировой войны, все картины были спрятаны, а потом вывезены на реставрацию. Восстанавливали галерею и произведения почти 20 лет. В 1956 году она опять открылась. В 1965 году часть коллекции (картины более молодых художников) перевезли в новое здание.

Сейчас Галерея новых мастеров располагается на набережной Эльбы, в районе Альбертинум, где раньше был королевский арсенал. Выставка работ старых мастеров осталась в первоначальном месте – на территории архитектурного ансамбля Цвингер. Адрес Дрезденской картинной галереи – ул. Театерплац, 1.

Работаю оба выставочных центра с 10 до 18 часов.

Знаменитые картины Дрезденской картинной галереи

Галерея старых мастеров

Всего постоянная коллекция старинной галереи города Дрезден насчитывает свыше 750 полотен кисти художников эпох Средневековья и Возрождения (Раннего и Высокого). Большая часть имеющихся картин находятся на реставрации. Среди них есть произведения Рафаэля Санти, Тициана, Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Веласкеса, Бернардино Пинтуриккио, Франческо Франча, Питера Рубенса, Веласкеса, Никола Пуссена, Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди и других знаменитых художников.

Самыми известными картинами этой части Дрезденской картинной галереи считаются:

Все картины на стенах висят в старинных потемневших от времени рамах, но при этом в галерее используются самые современные приспособления для создания оптимальных условий хранения и выгодного показа.

Кроме просмотра известных картин, при посещении Галерея старых мастеров можно отлично провести время, прогуливаясь по аллейкам ансамбля Цвингер.

дрезденская картинная галерея 9

Альбертинум

Здание делится на две зоны: галерея картин и выставочные залы со скульптурами.

Галерея новых мастеров

Здесь выставлены не менее популярные художники Европы, которые творили в 19 и 20 веках. Всего здесь хранится около 2500 произведений, из которых только 300 выставляются.

Среди выставленных художников наиболее популярен немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих Герхард Рихтер. В этом же направлении работали Карл Густав Карус, Людвиг Рихтер и Йохан Кристиан Даль.

Из импрессионистов в залах этой галереи представлены Клод Моне, Эдгар Дега, Макс Либерман, Эдуард Мане, Макс Слефогт. Кроме этого есть произведения Отто Дикса (экспрессионист), Карла Лозе, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Георга Базелитца.

Коллекция скульптур

На первом этаже представлены статуи, созданные, начиная с античных времен и заканчивая 21 веком. Здесь собрана наиболее полная коллекция произведений Огюста Родена. Среди скульптур других авторов можно выделить «Балерину» Эдгара Дега и «Преклонившая колено» Вильгельма Лембрука.

Кроме картин и статуй, в этом музее собрана интересная коллекция монет, печатей, оттисков и других интереснейших экспонатов мирового культурного наследия.

Несмотря на войны и другие катаклизмы Дрезденская картинная галерея хранит свои сокровища и дает возможность познакомиться с ними всем желающим.

Ак мечеть, Набережные Челны

В каждом многонациональном городе соседствуют храмы разных религий. К примеру, в Набережных Челнах распространены и христианство, и ислам. Поэтому в городе, помимо христианских церквей, есть немало мечетей. Подробнее об Ак мечети в Набережных Челнах, вы можете узнать из статьи.

Художественный музей, Минск

Посещение столицы Беларуси обязательно следует совместить с осмотром местных достопримечательностей и музеев. В частности, Национальный художественный музей позволит вам своими глазами увидеть многие ценные экспонаты. Подробнее о Художественном музее Минска – в статье.

Розовое озеро на Алтае

Многие туристы знают об удивительных озерах с необычным розовым цветом вод. Но мало кто знает, что такого рода достопримечательности есть в России – в частности, в Алтайском крае, где добывают редчайшую розовую соль. О розовых озерах на Алтае читайте подробнее в нашей статье.

Достопримечательности Абхазии

Поездки в Абхазию привлекательны для туристов в любое время года, ведь эта страна рада предложить вам самые разные развлечения и возможности – от пеших экскурсий и посещений древних городов до бальнеологических и горнолыжных курортов. Подробнее о достопримечательностях Абхазии – в статье.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]