Фотографии Великой мечети Дженне

Дженне

Дженне – город в Мали, подробная информация об африканском городе и его главной достопримечательности — Большой мечети. Самой большой во всем мире глиняной мечети.

Один из самых древних африканских городов находится в республике Мали примерно в четырехстах километрах от Бамако, между реками Бани и Нигер. Дженне является центром городской коммуны площадью более 300 квадратных километров, в которую входят несколько близлежащих поселений: Камарага, Соала, Дьяболо, Велингара, Ньяла, Белле, Соала, Гомникубое и другие.

Дженне был основан еще в тринадцатом веке как торговый хаб, которым активно пользовались гвинейцы и купцы из Судана. Чуть позже город вошел в состав империи Сонгай, где стал важнейшим торговым и культурным центром Африки. Однако бурно развивавшаяся морская торговля лишила город его драгоценного статуса. В конце девятнадцатого века городом завладели французы, перенесшие почти всю торговлю в соседнюю провинцию Мопти.

В конце 1980-х годов исторические районы Дженне попали в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Главной достопримечательностью же является Большая мечеть, возведенная в тринадцатом веке. По причине многократных разрушений и реконструкций, здание приобрело свой текущий вид лишь в начале двадцатого века.

Мечеть Дженне

Самым популярным религиозным сооружением в Западной Африке среди туристов является именно глиняная мечеть в Мали. Это крупнейший памятник и настоящий символ судано-сахельской архитектуры, сохранившийся до наших дней. Площадь мечети составляет 75 квадратных метров, а минареты обладают высотой 50 метров.

Мечеть была возведена с помощью всего лишь трех материалов: песок, глина и вода.

Поскольку глину вряд ли можно назвать прочным строительным материалом, а сезон дождей в районе Дженне ― обычное дело, то для укрепления Большой мечети регулярно используют балки и строительные леса. После проливных дождей глиняные сооружения нуждаются в как можно более скорой реставрации, поэтому туристы вполне могут увидеть не только само здание, но и десятки восстанавливающих его добровольцев. В связи с этими издержками, а также с электрификацией строения, его крышу местами покрыли черепицей.

Увы, попасть внутрь мечети могут только правоверные мусульмане, о чем гласят специальные информационные таблички на входе. Пренебрегать этими правилами не рекомендуется даже во время экскурсионных программ, организованных местными гидами.

Впрочем, существует мнение, что за несколько тысяч MLF туриста все же могут провести внутрь, несмотря на все запреты.

Если же в планы путешественников не входит оплата сомнительных предложений, они имеют полное право свободно (и бесплатно) погулять в историческом районе. Он представляет собой довольно запутанный глиняный лабиринт, в котором можно не только заблудиться, но и познакомиться с не изменившимся за последние несколько столетий укладом жизни.

По понедельникам перед мечетью организовывается традиционный рынок, на который съезжаются жители всех окрестных поселений. Считается, что раннее утро ― самое лучшее время для фотосъемки этого живописного мероприятия.

Город располагается примерно в 350 километрах от Томбукту и в 400 километрах от Бамако. Доехать до Дженне из этих городов можно на машине по трассе AN6 или на рейсовом автобусе.

Если туристы предпочли общественный транспорт, то придется делать пересадку в городе Мопти, находящемся где-то в 70 километрах от Дженне. Поездка длится около двух часов, стоимость билета — 3000 MLF ‒ 5000 MLF. К сожалению, во второй половине года река Бани выходит из берегов, поэтому автобусные рейсы часто отменяются.

Доехать до Дженне на автобусе можно из города Сегу. Двести километров пути преодолеваются примерно за четыре часа, билет стоит 6000 MLF.

На въезде в город есть т.н. «пропускной пункт», где якобы необходимо приобретать билеты на туристическое посещение города за 1000 MLF.

Предполагается, что наличие подобного билета у туриста дает ему официальное право проводить фотосъемку любых объектов в городе.

Однако на практике еще ни один путешественник не столкнулся с проблемами из-за отсутствия билета. Поэтому туристы, арендовавшие автомобиль, всегда проезжают мимо этой будки. То же самое делают практически все рейсовые автобусы.

Великая мечеть Дженне, Мали

Дженне́нская собо́рная мече́ть – самое большое глинисто-наносное здание в мире. Мечеть расположена в городе Дженне (Мали) в пойме реки Бани. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

На протяжении нескольких столетий Дженне был рыночным центром и важным звеном транссахарской золототорговли.

В XV–XVI веках город стал одним из мест, откуда шло распространение ислама по всей территории Африки.

Первая мечеть в городе была сооружена между 1200 и 1330 годами. Строительство нынешней соборной мечети велось три года и завершилось в 1907 году. В то время Дженне был частью колонии Французская Западная Африка. Мечеть построена из прессованной глины, песка и воды. Она была возведена на высокой трехметровой платформе на месте, где в XIII–XIV веках располагалось старое здание соборной мечети. Размеры сооружения достигают 75х75 м, а высота центральной башни – около 16 м.

В конце ХХ века мечеть была электрифицирована и в некоторых местах оригинальную поверхность мечети покрыли черепицей, что разрушало её историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания.

Как полагают многие архитекторы, мечеть в Дженне – самое большое достижение архитектурного судано-сахельского стиля, хотя и с определёнными исламскими влияниями. Вход в мечеть открыт только мусульманам. Об этом предупреждают информационные стенды на входе. Такое правило распространяется почти на все мечети Мали. Такое решение было принято в 1996 году после съемки в ее стенах фотосессии Vogue. Скудно одетые модели возмутили местное население. С тех пор не мусульманам запрещено входить в мечеть.

Архитектура

Великая мечеть Дженне – уникальное сооружение. Она поражает не только тем, что это самая большая мечеть из глины в мире, но и своей особой, немного странной красотой.

Стены мечети Дженне сделаны из сырцового кирпича, покрытого глиняной штукатуркой, которая придает зданию гладкий, скульптурный вид. Стены от 40-60 см толщиной. Толщина варьируется в зависимости от высоты стены. Для связки использованы пальмовые ветви, чтобы уменьшить растрескивание из-за резких перепадов температуры и влажности.

Стены Великой мечети украшены деревянными балками, называемых торон, которые выступают на расстоянии около 60 см от поверхности.

От крыши вдоль стен простираются водосточные системы из керамических труб.

Кибла (молитвенная стена) направлена на восток в сторону Мекки. Ее венчают три минарета высотой 11 метров, выступающие над основной стеной. Каждый минарет содержит спиральные лестницы, ведущие на крышу, а на вершине конического шпиля – яйцо страуса, которое считается символом чистоты и плодородия.

Одна половина мечети является открытым молельным залом, другая – укрыта крышей. Крышу поддерживают 90 деревянных столбов.

Внутренний двор окружен с трех сторон галереями с арочными проемами. Западная галерея является женской половиной. Весь комплекс построен на достаточном возвышении, чтобы ежегодные наводнения реки Бани не затопили мечеть.

Каждый год после окончания сезона ливней местные жители устраивают уникальный фестиваль. Люди собираются у мечети, чтобы послушать музыку и поесть, но главное, чтобы восстановить мечеть после дождей. За несколько дней до фестиваля готовится штукатурка в ямах. Мальчики играют и прыгают в смеси, замешивая ее. Затем мужчины карабкаются по пальмовым веткам, торчащим из стен, и штукатурят появившиеся за год трещины и ямки. Женщины носят воду, а пожилые члены общины сидят на почетном месте на рыночной площади и руководят работой.

Хотя Великая мечеть включает в себя архитектурные элементы, характерные для мечетей по всему исламскому миру, она отражает эстетику и материалы, которыми веками пользовались жители Дженне. Такая земляная архитектура, которая встречается на всей территории Мали, может сохраняться веками, если её регулярно поддерживать. И есть надежда, даже сейчас, что со временем новые путешественники в поисках вопросов найдут ответы в этом древнем благочестивом африканском городе с его глубокой историей и уникальной культурой.

Архитектурная жемчужина Мали

Когда я переписывался с малийской тур-фирмой, то, конечно не знал какая на текущий момент реальная политическая, криминальная и эпидемиологическая ситуация в стране. Я указал в письме свои туристические пожелания, понимая, что большая часть из них не реализуема по времени и расстоянию. Поэтому в основном там были достопримечательности в городе Бамако куда прилетал самолет и объекты в близлежащих районах.

Когда я получил ответ, то очень обрадовался. В маршруте я увидел город Дженне. Я полагал, что сейчас туда туристов не возят, ведь он находится недалеко от той территории, где совсем недавно в 2012–2013 годах был вооружённый конфликт между сепаратистами-туарегами и армией Мали. Но гид пояснил, что опасным пока считается только Тимбукту и северо-восточные районы страны.

Весь первый день путешествия ушел на дорогу от Бамако до города Мопти. Это чуть более 600 км. Там мы переночевали и только на следующее утро поехали в Дженне (расстояние 130 км).

О самом городе я расскажу в следующей заметке. Сейчас информация и фотографии одной из самых популярных достопримечательностей Мали.

Дженненская соборная мечеть — самое большое глинисто-наносное здание в мире. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сфотографировать целиком без помех не получилось, поскольку в этот день на площади перед мечетью работал рынок. Хотя в принципе нормально — почти вся лицевая сторона видна.

С других сторон к мечети примыкают улицы и жилые дома. Здесь съемка затруднена.

Приехав в Дженне наш гид передал нас местному гиду. Последний, узнав о большом желании попасть внутрь этой мечети наверное решил подзаработать и содрал с каждого по 40 $. С учетом того, что мы не видели здесь белых туристов это очень дорого, тем более для Мали. Но успокоил тот факт, что вход в Великую мечеть Дженне открыт только мусульманам. Мы практически нарушили это правило. Если была большая группа, скорее всего нас туда бы не вообще пустили.

И вот мы внутри. В подобных религиозных сооружениях я еще не был.

Тут нет больших залов как в обычных мечетях.

Все молитвенные помещения выглядят вот так. Их много.

Расположены они перекрестными рядами. Благодаря приглушенному естественному освещению атмосфера здесь кажется мистической.

Затем мы поднялись на крышу. Босиком я смог на ней простоять не более пяти секунд. Мне разрешили одеть сандалии и продолжить осмотр. Опять же в виде большого исключения. В мечетях запрещено носить обувь. Точно не помню, но скорее всего я впервые на самом верху мусульманского сооружения.

На открытом солнце глина красиво трескается, что придает определенный исторический шарм.

Отсюда удалось немного рассмотреть древний город и базар, где я гулял чуть ранее.

На протяжении нескольких столетий он был рыночным центром и важным звеном транссахарской золототорговли.

В XV–XVI веках Дженне стал одним из мест, откуда шло распространение ислама по всей территории Африки.

Место очень колоритное.

Нужно мысленно убрать всего лишь провода и пару спутниковых тарелок — и вы сразу попадаете в далекое прошлое.

Дома и люди — все осталось неизменно на протяжении столетий.

С крыши удалось без стеснения сделать несколько кадров с людьми.

Там внизу включались моральные принципы и тыкать в упор объектив было уже сложнее. Тем более мы сильно выделялись из толпы:)

У мечети есть внутренний двор.

Мы обошли его со всех сторон.

Вот как выглядит дорожка на стене.

В конце мы спустились вниз и еще раз все осмотрели.

Мечеть очень понравилась.

Тем более на контрасте: на улице муравейник из сотен людей, а здесь островок религиозной тишины и умиротворения.

В заключении немного информации о строительстве.

Строительство текущей соборной мечети велось три года и завершилось в 1907 году (по другим данным — в 1909 году). За строительными работами надзирала гильдия каменщиков города Дженне.

В то время Дженне был частью колонии Французская Западная Африка, и французы, возможно, предложили политическую и экономическую поддержку строительству и мечети, и соседнего с ней медресе. Мечеть построена из прессованной глины, песка и воды.

Она была возведена на высокой трехметровой платформе на месте, где в XIII–XIV веках располагалось старое здание соборной мечети. Размеры сооружения достигают 75×75 метров, а высота минаретов — 50 метров.

Мечеть не так давно была электрифицирована. В некоторых случаях оригинальная поверхность мечети даже крылась черепицей, что разрушало её историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания.

Прихожане мечети сопротивлялись её модернизации, проходившей в 1990-х гг.

Как полагают многие архитекторы, мечеть в Дженне — самое большое достижение архитектурного судано-сахельского стиля, хотя с определенными исламскими влияниями. Источник Википедия

Великая мечеть Дженне – Great Mosque of Djenné

Фирменное трио минаретов Великой мечети выходит на центральный рынок Дженне.

В Великая мечеть Дженне (Французский: Большая мечеть Дженне, арабский: الجامع الكبير في جينيه ) Большой банко или саман здание, которое многие архитекторы считают одним из величайших достижений Судано-сахелианский архитектурный стиль. Мечеть находится в г. Дженне, Мали, на пойма из Река Бани. Первая мечеть на этом месте была построена примерно в 13 веке, но нынешнее строение датируется 1907 годом. Это не только центр общины Дженне, но и одна из самых известных достопримечательностей Африки. Вместе с “Старые города Дженне”он был обозначен Объект всемирного наследия к ЮНЕСКО в 1988 г.

Содержание

История

Первая мечеть

Руины первоначальной мечети, от которых сохранилась только часть оригинальной стены, как видно на французской открытке. c. 1900

Фактическая дата постройки первой мечети в Дженне неизвестна, но предполагалось, что она датируется 1200 и 1330 годом. [1] Самый ранний документ, в котором упоминается мечеть, принадлежит Абд аль-Сади. Тарих аль-Судан который дает раннюю историю, предположительно из устной традиции, существовавшей в середине семнадцатого века. В Тарих заявляет, что султан Кунбуру стал мусульманином, его дворец снесли, а это место превратили в мечеть. Он построил себе еще один дворец рядом с мечетью на восточной стороне. [2] Его непосредственный преемник построил башни мечети, а следующий султан построил окружающую стену. [3]

Другой письменной информации о Великой мечети нет, пока французский исследователь Рене Кайе посетил Дженне в 1828 году после того, как ему было позволено рухнуть, и написал: «В Дженне есть мечеть, построенная из земли, увенчанная двумя массивными, но не высокими башнями; она грубо построена, хотя и очень большая. Она заброшена тысячами ласточек, которые строят в нем свои гнезда. Это вызывает очень неприятный запах, во избежание которого стал обычным обычай молиться в небольшом дворике “. [4]

Мечеть Секу Амаду

Мечеть Секу Амаду с юго-запада, как она выглядела в 1895 году. От Феликса Дюбуа Tombouctou la Mystérieuse.

За десять лет до визита Рене Кайе Фулани лидер Секу Амаду запустил свой джихад и завоевал город. Секу Амаду, похоже, не одобрял существующую мечеть и позволил ей прийти в упадок. Это должно было быть то здание, которое видел Кайе. Секу Амаду также закрыл все маленькие соседние мечети. [5] Между 1834 и 1836 годами Секу Амаду построил новую мечеть к востоку от существующей мечети на месте бывшего дворца. Новая мечеть представляла собой большое невысокое здание без башен и украшений. [6] Французские войска во главе с Луи Арчинар захватил Дженне в апреле 1893 года. Вскоре после этого французский журналист Феликс Дюбуа посетил город и описал руины первоначальной мечети. [7] Во время его визита внутреннее убранство разрушенной мечети использовалось как кладбище. [8] В своей книге 1897 года Tombouctou la Mystérieuse (Тимбукту таинственный), Дюбуа представляет план и рисунок того, как он представлял себе мечеть до того, как ее покинули. [9]

Настоящая мечеть

В 1906 году французская администрация города организовала восстановление первоначальной мечети и одновременное строительство школы на месте мечети Секу Амаду. Восстановление было завершено в 1907 году с использованием принудительных работ под руководством Исмаилы Траоре, главы гильдии каменщиков Дженне. По фотографиям, сделанным в то время, [1] Похоже, что положение по крайней мере некоторых внешних стен соответствует положению оригинальной мечети, но неясно, сохранили ли колонны, поддерживающие крышу, прежнее расположение. Что почти наверняка было новым в перестроенной мечети, так это симметричное расположение трех больших башен в кибла стена. Были споры о том, в какой степени дизайн восстановленной мечети подвергся французскому влиянию. [1]

Дюбуа повторно посетил Дженне в 1910 году и был шокирован новым зданием. Он считал, что за дизайн ответственна французская колониальная администрация, и писал, что он похож на нечто среднее между ёжиком и церковным органом. Он думал, что конусы делают здание похожим на храм в стиле барокко, посвященный богу суппозиториев. [10] Напротив, Жан-Луи Буржуа утверждал, что французы не имели большого влияния, за исключением, возможно, внутренних арок, и что дизайн «в основном африканский». [11]

Французский этнолог Мишель Лейрисв своем отчете о путешествии по Мали в 1931 году заявляет, что новая мечеть действительно работа европейцев. Он также говорит, что местные жители были так недовольны новым зданием, что отказались убирать его, только когда им угрожали тюрьмой. [12]

Однако Жан-Луи Буржуа записал, что восстановленная мечеть была построена традиционной местной гильдией каменщиков Дженне, которая традиционно отвечала за строительство и обслуживание первоначальной мечети города и других зданий Дженне с использованием традиционных методов и с минимальным участием Франции. [13]

На террасе перед восточной стеной находятся две гробницы. Большая гробница на юге содержит останки Альмани Исмаилы, важного имам 18 века. [14] В начале французского колониального периода пруд, расположенный на восточной стороне мечети, был засыпан землей, чтобы создать открытое пространство, которое сейчас используется для еженедельного рынка. [15]

Электропроводка и внутренняя сантехника были добавлены во многие мечети в Мали. В некоторых случаях оригинальные поверхности мечети даже были облицованы плиткой, что разрушило ее исторический облик, а в некоторых случаях поставило под угрозу структурную целостность здания. В то время как Великая мечеть была оборудована громкоговоритель системы, жители Дженне сопротивлялись модернизации в пользу исторической целостности здания. Много исторические охранники высоко оценили усилия сообщества по сохранению, и интерес к этому аспекту здания вырос в 1990-х годах.

В 1996 г. мода журнал провел модная съемка внутри мечети. Фотографии скудно одетых женщин в Vogue вызвали возмущение местного мнения, и в результате немусульманам с тех пор запрещен вход в мечеть. [16] Мечеть в фильме 2005 года. Сахара.

Дизайн

Вид на Великую мечеть с северо-востока в том виде, в каком она была в 1910 году. Фото Феликса Дюбуа Нотр-Бо Нигер.

Стены Великой мечети сложены из обожженных на солнце земляных кирпичей (называемых Ferey), а также строительный раствор на основе песка и земли, и покрыты штукатуркой, которая придает зданию гладкий скульптурный вид. Стены здания украшены пучками более родственной пальмы (Borassus aethiopum) палочки, называемые Торон, которые выступают примерно на 60 см (2,0 фута) от поверхности. В Торон также служат в качестве готовых строительных лесов для ежегодного ремонта. Керамические полутрубы также выступают от линии крыши и направляют дождевую воду с крыши в сторону от стен. [17]

Мечеть построена на платформе размером около 75 м × 75 м (246 футов × 246 футов), которая возвышается на 3 метра (9,8 футов) над уровнем рынка. Платформа предотвращает повреждение мечети при Река Бани наводнения. К нему ведет шесть ступенек, каждая из которых украшена вершинами. Главный вход находится с северной стороны здания. Внешние стены Великой мечети не совсем ортогональны друг другу, так что план здания имеет заметные трапециевидные очертания. [18] [19]

Молитвенная стена или кибла Великой мечети обращен на восток в сторону Мекки и выходит на городской рынок. В кибла над главной стеной возвышаются три большие коробчатые башни или минареты. Высота центральной башни составляет около 16 метров. [20] Конусообразные шпили или пики на вершине каждого минарета увенчаны страусиными яйцами. [21] Восточная стена имеет толщину около метра (3 фута) и усилена снаружи восемнадцатью пилястрами, похожими на контрфорсы, каждая из которых увенчана вершиной. Углы образованы контрфорсами прямоугольной формы, украшенными Торон и увенчанный вершинами. [14]

Молельный зал размером примерно 26 на 50 метров (85 на 164 фута) занимает восточную половину мечети за мечетью. кибла стена. Покрытая грязью крыша из более родниковой пальмы поддерживается девятью внутренними стенами, идущими с севера на юг, пронизанными остроконечными арками, доходящими почти до самой крыши. [22] Эта конструкция создает лес из девяноста массивных прямоугольных колонн, которые охватывают внутренний молитвенный зал и сильно сужают поле зрения. Маленькие, неправильно расположенные окна на северной и южной стенах пропускают внутрь холла мало естественного света. Пол состоит из песчаной земли. [23]

Связки Rodier Palm врезанные в стены Великой мечети палки используются для украшения и служат лесами для ежегодного ремонта.

В молитвенном зале каждая из трех башен кибла в стене есть ниша или михраб. В имам проводит молитвы из михраб в большой центральной башне. Узкий проем в потолке центрального михраб соединяется с небольшой комнатой, расположенной над уровнем крыши в башне. В прежние времена глашатай повторял слова имам людям в городе. Справа от михраб в центральной башне есть вторая ниша, кафедра или минбар, откуда имам проповедует пятничную проповедь. [14]

Башни в кибла Стены не содержат лестниц, соединяющих молитвенный зал с крышей. Вместо этого есть две квадратные башни с лестницей, ведущей на крышу. Один набор лестниц расположен в юго-западном углу молельного зала, а другой набор, расположенный рядом с главным входом на северной стороне, доступен только снаружи мечети. Небольшие вентиляционные отверстия в крыше увенчаны съемными перевернутыми чашами для обжига, которые при снятии позволяют горячему воздуху выходить из здания и таким образом проветривать внутреннее пространство.

Внутренний двор к западу от молитвенного зала размером 20 м × 46 м (66 футов × 151 фут) с трех сторон окружен галереями. Стены галерей, выходящие во двор, перемежаются арочными проемами. Западная галерея предназначена для использования женщинами. [24]

Несмотря на то, что он нуждается в регулярном обслуживании, с момента постройки фасада в 1907 году в дизайн были внесены лишь небольшие изменения. Вместо одной центральной ниши мирхаб Первоначально башня имела пару больших углублений, повторяющих форму входных арок в северной стене. В мечети тоже было намного меньше Торон без угловых контрфорсов. [25] [26] Из опубликованных фотографий видно, что два дополнительных ряда Торон были пристроены к стенам в начале 1990-х годов. [27]

Культурное значение

Вся община Дженне принимает активное участие в обслуживании мечети через уникальный ежегодный фестиваль. Это включает в себя музыку и еду, но основная цель состоит в том, чтобы исправить ущерб, нанесенный мечети за последний год (в основном эрозия вызванные ежегодными дождями и трещинами, вызванными перепадами температуры и влажности). В дни, предшествующие фестивалю, штукатурка готовится в ямы. Чтобы вылечить смесь, требуется несколько дней, но ее необходимо периодически перемешивать, и эта задача обычно выпадает на долю мальчиков, которые играют в смеси, взбалтывая содержимое. Мужчины забираются на строительные леса мечети и лестницы из пальмового дерева и намазать штукатуркой лицо мечети.

Другая группа мужчин несет штукатурку из ям рабочим мечети. А раса проводится в начале фестиваля, чтобы узнать, кто первым доставит штукатурку в мечеть. Женщины и девушки несут воду к колодцам перед праздником и рабочим мечети во время праздника. Работой руководят члены гильдии каменщиков Дженне, а пожилые члены общины, которые уже много раз участвовали в фестивале, занимают почетное место на рынке. квадрат наблюдая за происходящим.

В 1930 году точная копия Дженненской мечети была построена в г. Фрежюс на юге Франция. Подражание, Mosquée Missiri [fr] , был построен в цемент и окрашен в красный цвет охры, чтобы он напоминал цвет оригинала. Он должен был служить мечетью для Tirailleurs sénégalais, колониальные войска Западной Африки в Французская армия которые были отправлены в регион зимой.

Первоначальная мечеть возглавляла один из самых важных исламских учебных центров в Африке во время Средний возраст, тысячи студентов приезжают изучать Коран в Дженне медресе. Исторические районы Дженне, включая Великую мечеть, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году. Несмотря на то, что существует множество мечетей, которые старше своего нынешнего воплощения, Великая мечеть остается самым выдающимся символом как города Дженне, так и нация Мали.

20 января 2006 г. вид группы мужчин, взламывающих крышу мечети, вызвал в городе бунт. [28] [29] Команда осматривала крышу в рамках проекта реставрации, финансируемого Траст Ага Хана по культуре. Мужчины быстро исчезли, чтобы их не линчевали. В мечети толпа вырвала вентиляторы, которые были подарены посольством США во время Война в Ираке а затем устроили неистовство по городу. Толпа обыскала Дом мэра Культурной Миссии, уничтожила машину младшего брата имама и повредила три машины, принадлежащие самому имаму. Местная полиция была перегружена, и ей пришлось вызвать подкрепление из Мопти. Один мужчина погиб во время беспорядков. [30]

В четверг, 5 ноября 2009 г., верхняя часть большой южной башни кибла стена обрушилась через 75 мм (3 в.) дождя выпало за 24 часа. [31] В Траст Ага Хана по культуре профинансировал восстановление башни. [32]

Мечеть расположена на герб Мали.

3D-документация с лазерным сканированием

Трехмерная документация мечети Дженне была выполнена в 2005 году с использованием наземного лазерного сканирования. [33] [34] Это составляло часть Замани Проект цель которой – документировать объекты культурного наследия в 3D, чтобы записать их для будущих поколений. [35]

В популярной культуре

На карте цитадели саванны в игре 2008 года звуковой развязанный, архитектура напоминает большую мечеть.

Мечеть Дженне — великий глиняный памятник Мали

Дженне — один из старейших городов Чёрной Африки — лишь немного изменился за последние пять столетий своей истории. Весь город построен из банко — кирпичей, изготовленных из смеси глины, соломы, рисовой шелухи и навоза.

Мечеть Дженне с высоты птичьего полёта

Глиняные здания с соломенными крышами, деревянными окнами и дверьми придают городу особое очарование, усиливая впечатление «древности». Специальный комитет по охране культуры контролирует строительство новых домов — они должны строиться исключительно из банко, с сохранением исторической конструкции. Раньше банко делали круглыми, но французы, колонизировавшие Дженне в 1893 году, научили местных жителей формовать прямоугольные кирпичи.

Дженне — «золотоносная жила» империи Мали

Первые поселения в Дженне появились в III веке до н. э. Располагаясь на караванном пути через Сахару, к XIII веку Дженне стал важным торговым пунктом, ведущим оживлённую торговлю со странами Северной Африки.

Вид на фасад мечети

Из Дженне через пустыню на Ближний Восток купцы везли малийское золото, соль, слоновую кость, шкуры носорогов и других африканских животных. В начале XIII века глава города Комборо Мана принял ислам, и его подданные тоже уверовали в Аллаха. Он же воздвиг здесь первую мечеть, на месте которой через сто лет построили Великую мечеть Дженне.

Мечеть Дженне — храм, который строят «всем миром» Свой современный облик Дженненская соборная мечеть приобрела к 1909 году. Это крупнейшее глиняное здание на планете и один из самых замечательных образцов судано-сахейльской архитектуры. Она полностью сооружена из глины и увенчана башнями-минаретами, остроконечные зубцы которых украшены страусиными яйцами, символизирующими плодородие.

Молитвенная стена мечети, обращённая на восток в сторону Мекки, нависает над городским базаром. Торчащие из здания пальмовые стволы используются в качестве стационарных строительных лесов. Ведь каждый год глинобитные стены приходится ремонтировать, иначе мечеть просто «растает» под влиянием резких перепадов дневных и ночных температур и тропических ливней. Все жители города заняты восстановлением мечети: по деревянным лестницам мужчины взбираются на стены здания, замазывая образовавшиеся щели, женщины носят вёдра с водой, а пожилые каменщики контролируют качество кладки. Только после того как мечеть обновлена, можно ремонтировать собственный дом.

Вид мечети с севера

Мечеть Дженне — «глиняный замок», застывший во времени

Убранство мечети аскетически сурово, даже пол выполнен из земли и песка. Внутри здания — молитвенный зал и длинные коридоры, разделённые глинобитными колоннами, поддерживающими потолок. Технические нововведения обошли мечеть Дженне стороной — здесь нет ни света, ни водопровода. Единственное новшество, используемое в мечети, — это громкоговоритель, через который имам призывает правоверных на молитву. До 1996 года мечеть Дженне мог посетить представитель любой религии, но после того как журнал «Vogue» устроил в стенах святилища фотосъёмку с полуобнажёнными моделями, вход для не-мусульман был закрыт.

Вид мечети с юга

В стоимость посещения мечети входит подъём на крыши окружающих её домов — так туристы могут рассмотреть глинобитный шедевр со всех сторон. Особенно красива мечеть Дженне в дождливый сезон: словно огромный глиняный замок возвышается она над окружающей пустыней на берегу разлившейся реки Нигер.

Комплекс Дженне – глиняная соборная мечеть в Мали

Дженне́нская соборная мечеть – самое большое глинисто-наносное сооружение в мире, имеющее наиболее яркие черты архитектурного судано-сахельского стиля. В составе объекта «Старый город Дженне» Дженнеенская соборная мечеть в 1988 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великая соборная мечеть Дженне, Мали

Первая мечеть в городе была сооружена между 1200 и 1330 годами. Точная дата постройки не может быть определена, но первые упоминания о ней относятся к 13 веку. В 19 веке великая мечеть Дженне подверглась разрушению по приказу Амаду, который был вождем народа фульбе. Он завоевал город и решил не щадить местной мечети.

Строительство нынешнего соборного комплекса началось во время французской колонизации на высоком трехметровом возвышении, чтобы ежегодные наводнения реки Бани не затопили мечеть (на том же месте, где в XIII–XIV веках располагалось старое здание соборной мечети) и завершилось в 1907 году. Однако, возможно, это случилось в 1909 году. Во время этого строительства были использованы части стен старого сооружения. Размеры комплекса достигают 75х75 м, а высота центральной башни – около 16 м.

Кибла (молитвенная стена) направлена на восток в сторону Мекки. Ее венчают три минарета высотой 11 метров, выступающие над основной стеной. Каждый минарет содержит спиральные лестницы, ведущие на крышу, а на вершине конического шпиля – яйцо страуса, которое считается символом чистоты и плодородия. Одна половина мечети является открытым молельным залом, другая – укрыта крышей. Крышу поддерживают 90 деревянных столбов.

Внутренний двор окружен с трех сторон галереями с арочными проемами. Западная галерея является женской половиной.

Толщина стен сооружения варьируется в зависимости от высоты стены от 40 до 60 см. Для их возведения использовалась смесь из глины, сена, навоза и рисовой шелухи, а для связки и уменьшения растрескивания из-за перепадов температуры и влажности использованы пальмовые ветви. Лишь эти материалы повсеместно доступны в здешних местах. Для такой глиняной смеси даже есть название – «банко». У банко много достоинств, вот только он крайне недолговечен: из банко построена не только мечеть, но и жилища местных жителей, и в сезон дождей здания постепенно размываются. Особенно сильно страдают небольшие постройки. Так что дома местных жителей как будто тают под дождевой водой.

Мечеть Дженне тоже сильно страдает. Не случайно от крыши по стенам смонтирована целая водосточная система из множества керамических труб. Из-за непрочности материала даже невозможно определить точный возраст мечети, ведь латать ее веками приходилось ежегодно. Ежегодный ремонт стал у местных жителей настоящим ритуалом. Возле мечети собираются практически все мужчины города и начинают реставрацию. В первую очередь они восстанавливают мечеть и лишь потом принимаются за свои дома. В этот период, если взглянуть на мечеть Дженне, то вам покажется, что это большой муравейник, по которому туда-сюда снуют люди-муравьи.

За несколько дней до ремонта готовится штукатурка в ямах. Мальчики играют и прыгают в смеси, замешивая ее. Затем мужчины карабкаются по пальмовым веткам, торчащим из стен, и штукатурят появившиеся за год трещины и ямки. Женщины носят воду, а пожилые члены общины сидят на почетном месте на рыночной площади и руководят работой. Всё это действо плавно перерастает в настоящий и уникальнейший фестиваль. Люди собираются у мечети, чтобы послушать музыку и поесть.

Во время ремонта раскрывается одна из загадок мечети. Дело в том, что из стен мечети торчат множество деревянных балок, называемых торон, которые выступают на расстоянии около 60 см от поверхности. Из-за них религиозное сооружение скорее похоже на крепость, чем на мечеть. Балки, словно острые зубы, выпирают наружу и отпугивают недоброжелателей. Однако на деле предназначение этих балок вполне мирное. Именно по ним передвигаются реставраторы-добровольцы, когда ремонтируют здание.

В конце ХХ века мечеть была электрифицирована и в некоторых местах оригинальную поверхность мечети покрыли черепицей, что разрушало её историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания.

Вход в мечеть открыт только для мусульман. Об этом предупреждают информационные стенды на входе. Такое правило распространяется почти на все мечети Мали. Решение об этом было принято в 1996 году после съемок фотосессии для журнала Vogue, и почти раздетые модели возмутили своим видом местное население. Однако за определенную плату всегда найдется желающий провести иноверца вовнутрь.

Для посещения мечети Дженне лучше выбирать ранее утро. К тому же, в это время возле мечети можно посетить рынок: работает он до 10 утра и только по понедельникам, но оно того стоит – этот рынок считается самым ярким и аутентичным во всей стране.

Источник

ngasanova

Африканское государства Мали. Город Дженне.
Главная достопримечательность города Дженне и, пожалуй, всего африканского государства Мали – самая большая мечеть, построенная полностью из глины.
В составе объекта «Старые города Дженне» мечеть занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1988 году.
Расположена мечеть на затопляемых равнинах реки Бани

Первая мечеть появилась в этом месте еще в 13 веке.

В 19 веке её разрушили.

Та мечеть, которая в Дженне сейчас, построена заново в 1907 году.

Строительство текущей Соборной Мечети началось в 1906 и было, вероятно, закончено в 1907 или 1909г.. Строительство мечети контролировалось и управлялось гильдией каменщиков города Дженне.

В то время, Дженне был частью колонии французской Западной Африки, и французы, возможно, предложили политическую и экономическую поддержку строительству и мечети и соседнего с ней медресе.
Копия мечети во французском городе Фрежюс.

Кажется, что время здесь остановилось. Такими были дома в Дженне, наверное, пять столетий назад. Такими они остались и сейчас – целиком построенные из глины, в полном соответствии с местным традиционным стилем.

Соборная мечеть – самое известное здание из глины, бережно сохраняемое здесь уже более ста лет, самая большая подобная мечеть в исламском мире.
Мечеть полностью построена из банко – смеси из глины, соломы и навоза. Из банко тут строят все – есть даже специальный комитет, ревностно следящий за тем, чтобы все новые сооружения в Дженне возводились исключительно из банко.

Соборная мечеть практически каждый год ремонтируется – глина – материал непрочный, и если не обновлять каждый год стены и крышу, то здание просто “растает” в дождливый сезон.

Каждый год в этом районе Мали происходит разлив реки Нигер, в связи с этим Мечеть, возведенная на возвышенности, во время новоднений превращается в глиняную крепость.

Бруски пальмого дерева, торчащие из здания, позволяют уменьшить негативный климатический эффект, включая резкие перепады дневной и ночной температур, тропические ливни и сильную влажность.

Дженненская соборная мечеть — самое большое глинисто-наносное здание в мире и, как полагают многие архитекторы, самое большое достижение архитектурного судано-сахейльского стиля, хотя с определенными исламскими влияниями

Стены Великой мечети построены из высушенных на солнце глиняных кирпичей, скреплены глиняной же вариацией цемента и покрыты глиняной шпаклевкой – именно благодаря этому мечеть выглядит столь гладкой, стильной, буквально вылепеленной.

Стены украшены пучками пальмовых стволов высотой примерно в шестьдесят сантиметров над землей; эти стволы при необходимости используются в качестве материала на ежегодных ремонтных работах. С крыш спускаются керамические трубы, отводящие дождевую воду от стен.

Мечеть была построена на квадратной платформе стороной в семьдесят пять метров, приподнятой над рыночной площадью примерно на три метра. Попасть на платформу можно с помощью одной из шести лестниц, украшенных колоннами. Главный вход расположен с северной стороны здания. Внешние стены Великой мечети не вполне перпендикулярны друг другу, так что в перспективе здание являет собой скорее трапецию, нежели прямоугольник.

Молитвенная стена – кибла – Великой мечети смотрит на восток, в Мекку, нависая над городским базаром. Над киблой стоят три огромных башни-минарета, выходящих из главной стены. Конические шпили-колонны на вершине каждого минарета увенчаны страусиными яйцами.

Восточная стена примерно в метр толщиной; она усилена восемнадцатью опорами-пилястрами (каждая из которых также увенчана шпилем). Углы образованы прямоугольными опорами, украшенными все теми же пальмами и увенчанными, опять таки, шпилями.

Молитвенный зал – размером примерно двадцать шесть на пятьдесят метров – расположен в восточной половине мечети, за киблой.

Крыша сделана из глины и каркаса из пальмовых стволов; поддерживают её девять внутренних стен, идущих с севера на юг; в стенах проделаны аркообразные проходы – таким образом, изнутри мечеть похожа на своебразную рощу из узких колонн.

Маленькие, беспорядочно расположенные окна на северной и южной стенах впускают внутрь немного естественного света. Пол здесь из земли и песка.

Каждой из трех башень киблы в молитвенном зале соотвествует ниша-михраб. Имам произносит молитвы с михраба центральной – большей башни.

Узкая щель в потолке центрального михраба ведет в маленькую комнатку под крышей башни – когда-то через эту щель глашатай на минарете мог слышать слова имама и повторять их всему городу. Справа от михраба центральной башни вторая ниша, минбар; оттуда имам читает пятничные церемонии.

Башни киблы не соединены с молитвенным залом лестницами; вместо этого, лестницы проведены на крышу.
Половина мечети покрыта крышей, и другая половина является происходящим на открытом воздухе молитвенным залом или внутренним двором.

Мечеть не так давно была электрифицирована. В некоторых случаях оригинальная поверхность мечети даже крылась черепицей, что разрушало ее историческую конструкцию, а порой даже ставило под угрозу структурную целостность здания.

Прихожане мечети сопротивлялись её модернизации, проходившей в 1990-х гг.
Вход в Мечеть разрешен только мусульманам. Внутри здания есть специальный внутренний двор, где мусульмане могут молиться под открытым небом.

Ислам – главная религия Мали, девяносто процентов жителей которой являются правоверными мусульманами. При этом далеко не везде ислам является самой жизнью, составляя ее основу. Дженне – одно из таких мест, где мечеть – не просто дом для молитвы, а духовный центр города.
Мечеть закрыта для не-мусульман, как и почти все мечети Мали.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]