Распоряжение Правительства РФ N 2129-р от 20.09.2022 – 3. Развитие отдельных видов туризма

Международный туризм в Российской Федерации: состояние, проблемы, направления развития, внешнеполитические аспекты

В статье проанализировано состояние международной туристической сферы России. В частности, рассмотрена имеющаяся правовая и институциональная база международного туризма, приведены статистические показатели сферы туризма в России за последние пять лет. Обосновано, что туристические возможности государства имеют огромный потенциал, который положительно влияет на развитие международных связей страны. Показано, что наиболее перспективным направлением развития международного туризма в стране является реализация совместных программ, обеспечивающих туристические потоки между странами – членами Евразийского экономического союза.

Актуальность политологического исследования международного туризма в Российской Федерации (РФ) обусловлена всё более активным использованием этого инструмента в решении важных политических и экономических задач.

В частности, в условиях жестких экономических санкций и сужения поля взаимодействия РФ с другими странами международный туризм остается сферой, в которой Россия осуществляет эффективное межгосударственное сотрудничество. Проведенные в последние годы крупнейшие международные мероприятия – зимние Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, Фестиваль молодёжи и студентов, студенческие универсиады – свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые руководством РФ, направленные на увеличение показателей рейтинга страны в международных туристских индексах, способствует росту её общего авторитета на международной арене.

Актуально рассмотрение международного туризма в контексте реализации евразийского интеграционного проекта. Формирование общего рынка туристических услуг государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предполагает согласование на законодательном уровне подходов России и других стран-участниц к регулированию туристской сферы, создание институциональной базы межгосударственного сотрудничества, обмен информацией, что в целом повышает уровень доверия между государствами-участниками ЕАЭС.

Актуально исследование влияния международного туризма на решение внутренних социально-экономических проблем (создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, расширение основных направлений экспорта государства и т.д.), которые выступают факторами политической стабильности государства.

Развитие международного туризма помогает «укреплять гуманитарные и экономические связи между государствами, открывать новые возможности для общения и дружбы между гражданами разных стран» [1], поэтому актуально исследование форм и механизмов расширения таких возможностей.

Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в РФ закреплены в следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ [2], закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [3], Указы Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» [4], «О реорганизации и развитии туризма в РФ» [5], целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 – 2025 гг.» [6], «О Стратегии развития туризма в России до 2035 года» [7] и др.

Основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма является Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития России. В его компетенцию входит: реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ, формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; стратегическое планирование в сфере туризма по вопросам, отнесенным к ведению РФ в части сферы ведения Агентства; информационное обеспечение туризма, включая содействие в создании и функционировании туристских информационных центров, систем навигации и ориентирования в сфере туризма; создание и обеспечение благоприятных условий для развития туристской индустрии в РФ; содействие в организации профессионального обучения по программам подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством РФ и др. [8].

Международный туризм имеет стабильные перспективы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства России. На рисунке 1 представлена динамика прямого вклада индустрии туризма в валовый внутренний продукт (ВВП) страны за последние десять лет [9].

Рис. 1. Прямой вклад индустрии туризма в ВВП (в % соотношении) в период 2009 – 2018 гг.

Увеличение вклада международного туризма в дальнейший рост ВВП России зависит от туристической привлекательности страны, которая обусловлена её историко-культурным наследием, включающим: известные музеи, музеи-заповедники, национальные парки, исторические города и поселения. Особое воздействие на развитие туристической отрасли страны оказало присоединение Крыма к России в 2015 году. Популяризация Крымского полуострова и ежегодный поток туристов, приезжающих на отдых, обеспечивается, прежде всего, улучшением материально-технической инфраструктуры, эффективным ценообразованием, транспортной доступностью и другими факторами.

Вместе с тем, несмотря на богатейший туристический потенциал России, можно отметить некоторые проблемы, которые связаны со следующими аспектами: отсутствие качественной инфраструктуры для рекреации; высокая стоимость проживания в отелях, гостиницах; отсутствие некоторых услуг для организации отдыха, например, зимнего отдыха; недостаток объема инвестиций в туристскую отрасль; недостаток квалифицированной рабочей силы в сфере туризма; несовершенство законодательной базы и др. [10].

Президент России В.В. Путин в выступлении на 23-й сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации в сентябре 2019 г. отметил: «Для нас важно многократно усилить социально-экономическую отдачу от туризма. Это и налоговые поступления, и новые рабочие места, развитие образования и предпринимательства, решение экологических, инфраструктурных вопросов» [1].

Вопросы снятия инфраструктурных ограничений развития туризма и максимально полного использования потенциала субъектов РФ для удовлетворения потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также в целях патриотического воспитания молодого поколения страны, являются важными направлениями государственной политики регионального развития РФ [11]. В этом же документе говорится, что развитие международного (въездного) туризма является одним из перспективных путей решения поставленной Президентом России В.В. Путиным задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.

Для анализа текущего состояния международного туризма в РФ обратимся к статистическим данным. Так, число въездных туристских поездок за последние пять лет представлено в таблице 1 [12].

Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию в период 2014 – 2019 гг. (тыс. поездок)

Динамику приведенных данных, характеризующих число туристских въездов на территорию РФ можно продемонстрировать посредством графического изображения (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей въездного туризма в Россию в период 2014 – 2019 гг.

Как видно из приведенных выше показателей, характеризующих число въездных туристских поездок в РФ, иностранный туристский поток в РФ имеет неоднородную направленность: в период 2016-2017 гг. наблюдается снижение данного показателя. По оценке специалистов, подобная негативная ситуация связана, прежде всего, со следующими факторами: ухудшение мировой геополитической обстановки; введение зарубежными странами экономико-политических санкций в отношении РФ; национальный экономический кризис; ослабление позиций национальной валюты; запрет на организацию туристических туров в Египет и Турцию [13].

В свою очередь число выездных туристских поездок, осуществляемых гражданами РФ, представлено в таблице 2 [12].

Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны в период 2014 – 2019 гг. (тыс. поездок)

Динамика выездного туризма граждан РФ в рассматриваемый период продемонстрирована на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика показателей выездного туризма граждан России в зарубежные страны в период 2014 – 2019 гг.

Как видно из приведенного графика резкое снижение числа выездов граждан РФ в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2015 и 2016 гг. также объясняется сложной ситуацией на мировой арене, кризисом национальной экономики и др. При этом в 2017-2018 гг. в связи с постепенным восстановлением мировой политической ситуации, оживлением экономических процессов, преодолением кризисных моментов выездной туристский поток граждан РФ набирает свои обороты.

Если рассматривать структуру выездного туристского потока граждан РФ (число поездок) в страны дальнего зарубежья в 2018 г., то по официальным данным Пограничной службы ФСБ РФ, наиболее популярными странами для граждан РФ стали [14]: Турция (5,9 млн.), ФРГ (1,4 млн.), Таиланд (1,2 млн.), Италия (1,1 млн.), Испания (1 млн.), ОАЭ (966 тыс.), Кипр (867 тыс.), Греция (839 тыс.), Тунис (632 тыс.), Вьетнам (556 тыс.). В свою очередь лидерами среди стран ближнего зарубежья стали [14]: Абхазия (4,4 млн.), Казахстан (2,9 млн.), Украина (2,2 млн.), Грузия (1,2 млн.), Азербайджан (748 тыс.), Молдова (230 тыс.), Армения (434 тыс.), Южная Осетия (420 тыс.), Киргизстан (239 тыс.), Узбекистан (154 тыс.), Таджикистан (118 тыс.), Туркменистан (24 тыс.).

Россия является членом более 300 различных международных организаций [15]. При этом сотрудничество в сфере туризма осуществляется в рамках всемирной туристической организации (ЮНВТО), организации ООН по науке, образованию и культуре (ЮНЕСКО), Совета государств Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Ассоциации БРИКС, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Диалогового партнерства Россия – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ЕАЭС, к основным целям которых помимо совместного обеспечения и поддержания мира, сотрудничества в различных сферах экономики, политики, культуры и образования, относится содействие эффективному развитию туризма [16].

Россия подала заявку на проведение Всемирного дня туризма в 2022 г., под эгидой Всемирной туристской организации она собирается открыть Международный центр туризма [17].

Возникают и другие новые формы международного сотрудничества в сфере туризма. Например, в октябре 2019 г. в г. Санкт-Петербурге подписано Соглашение о создании Евразийского института туризма и конгрессно-выставочной деятельности между университетами и организациями туристской сферы России, Латвии, ФРГ и Киргизстана [18].

По мнению автора, значимым фактором развития международного туризма в РФ стало членство в ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС в странах-участниках обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [19]. Им же предусматривается проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях в том числе в сфере туристской индустрии. В ст. 27 Договора о ЕАЭС содержится положение о создании и функционировании свободных экономических зон в целях развития туризма, транспортной инфраструктуры и санитарно-курортной сферы [19].

В 2018 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге была принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, приоритетными целями которой является «предоставление гражданам возможностей не только свободно работать, но и учиться, путешествовать в рамках государств – членов ЕАЭС, расширять экономическое сотрудничество в области туризма в целях обеспечения для граждан государств – членов ЕАЭС доступности современных достижений в данной сфере» [20].

Выгодные условия сотрудничества стран в рамках ЕАЭС (снижение цен на товары и услуги, увеличение национального благосостояния, привлечение инноваций и технологий, увеличение объема ВВП и др.) безусловно, оказывают свое положительное воздействие и на организацию и развитие сферы туризма: расширение туристского сектора и предлагаемых туристских продуктов, привлечение иностранного капитала, создание дополнительных рабочих мест и т.д.

Для того чтобы туристический комплекс стран ЕАЭС оказывал положительное действие на интеграционные процессы на евразийском пространстве, национальные правительства стран – участниц должны направлять скоординированные усилия на развитие международной туристической инфраструктуры с расчётом на взаимный обмен туристическими потоками своих стран.

В целях более детального изучения особенностей развития международного туризма в России в рамках ЕАЭС и дальнейших ее перспектив, по мнению автора, целесообразно рассмотреть факторы, способствующие выезду граждан РФ в страны ЕАЭС, а также факторы, сдерживающие туристический поток.

Так, большинство российских граждан, выезжающих в страны ЕАЭС с целью отдыха, руководствуются такими факторами как облегченный таможенный контроль; отсутствие въездных виз; ценовая доступность авиаперелетов; отсутствие языкового барьера; благоприятные климатические условия; наличие большого числа туристских объектов.

В свою очередь низкий объем туристского потока в страны ЕАЭС объясняется следующими факторами: разрыв культурных, социально-экономических связей между странами бывшего Советского Союза; нестабильность политической обстановки; высокие цены на туристские продукты и объекты; несовершенность туристской инфраструктуры и др.

Евразийское пространство является туристическим регионом с потенциально высокими международными туристическими потоками, и сегодня очевидна перспективность развития данной отрасли в рамках сотрудничества стран-ЕАЭС, а грамотная стратегия в сфере развития единого рынка туристических услуг ЕАЭС может не только способствовать увеличению темпов интеграции, но и оказать положительное воздействие на комплексный экономический рост объединения, что является особенно актуальной задачей Союза в неблагоприятных политико-экономических условиях.

Анализ текущего состояния международного туризма РФ позволил автору данной работы сформулировать некоторые выводы.

Государственными органами предпринимаются значительные попытки реформирования и совершенствования национального законодательства в области регулирования туристической отрасли. В период 2004 – 2019 гг. приняты или внесены изменения в «Положение о Федеральном агентстве по туризму», «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», принята «Стратегия развития туризма в России до 2035 года» [21], проблемы привлечения туристов отражены в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», рассчитанном до 2024 г. [22] и др.

В выступлении на 23-й сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации Президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы будем ещё более эффективно оказывать этой отрасли государственную поддержку, укреплять конкурентоспособность туристического рынка, внедрять самые передовые сервисы, созвучные прорывной технологической цифровой эпохе» [1].

Возникают новые практики совершенствования международного туристского рынка. Например, в период проведения Чемпионата мира по футболу была предложена новая система предоставления электронных виз [23]. Основываясь на этой практике, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с первого октября 2019 г. запустили систему электронных виз и упрощенных визовых процедур для граждан из 53 стран, в том числе и государств Европейского Союза. Власти ожидают, что облегчение визового режима приведет к росту турпотока из-за рубежа до шести млн. чел. в год [24].

В ходе заседания Совета по развитию физической культуры и спорта в марте (Москва) и в октябре 2019 г. (Нижний Новгород) под председательством Президента РФ В.В. Путина одной из тем для обсуждений стали участие РФ в международных спортивных и туристских проектах, нынешнее состояние спортивной и туристической отраслей в РФ и их будущее на международных площадках, в том числе союзных организаций (прежде всего, ЕАЭС) [25]. Губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко отметил, что «регулярное проведение массовых стартов будет способствовать развитию внутреннего и международного спортивного туризма» [25].

Осуществляемые меры отразились на Международном рейтинге «Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма», который может рассматриваться как интегральная оценка состояния отрасли в РФ и демонстрирует улучшение показателей туристической сферы России (2019 г. – 39 место; 2017 г. – 43 место) [26].

В период 9-13 сентября 2019 г. впервые в истории России в Санкт-Петербурге состоялась 23-й сессия Генассамблеи Всемирной туристской организации, Генеральный секретарь которой З. Пололикашвили констатировал: «Я уверен, что после серии масштабных международных событий, прошедших в России за последние годы, наша Ассамблея – логичное продолжение истории, связанной с туризмом. Это, несомненно, поменяет имидж России и повысит ее привлекательность для туристов» [27].

Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р

Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года

  • Оглавление
  • Скачать архив
  • Скачать документ
  • Распечатать
  • Добавить в папку
  • Отслеживать документ
  • Справка

IV. Анализ целевого сценария развития туризма в Российской Федерации и риски реализации Стратегии

1. Анализ целевого сценария развития туризма в Российской Федерации

Последние несколько лет туризм в России рос в среднем на 3 – 7 процентных пунктов быстрее, чем валовой внутренний продукт страны. Инерционный прогноз показывает, что опережающий рост последних лет в туристской отрасли по сравнению с экономикой России в целом замедлится в ближайшие годы. К 2025 году темп роста валовой добавленной стоимости туризма сравняется с уровнем роста экономики России в целом. Далее эти показатели сохранятся на одном уровне.

Валовая добавленная стоимость туристской индустрии за этот период вырастет с 3158 млрд рублей в 2017 году до 8764 млрд рублей к 2035 году. Количество мест в коллективных средствах размещения за тот же период увеличится с 2,2 до 3,1 млн мест, при этом эффективность их использования останется на текущем уровне (загрузка коллективных средств размещения 32 процента).

Количество размещенных в коллективных средствах размещения за тот же период вырастет с 63 до 88 млн человек в год. Количество юридических лиц, оказывающих услуги в области гостиничной деятельности и общественного питания, вырастет с 78 тыс. до 109 тыс. единиц. Этих параметров недостаточно для достижения целевых показателей Стратегии – требуется значительное ускорение развития туризма по сравнению с инерционным прогнозом.

Для увеличения валовой добавленной стоимости туристской индустрии до 16308 млрд рублей к 2035 году необходимо повысить спрос на туристский продукт Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках, создать конкурентное предложение туристских продуктов и усовершенствовать систему управления. Кроме роста емкости туристской инфраструктуры, важным источником развития туристской индустрии должно стать повышение эффективности использования существующей туристской инфраструктуры. Для достижения целей Стратегии требуется увеличение количества мест в коллективных средствах размещения с 2,2 млн в 2017 году до 4,3 млн в 2035 году (на 2,1 млн мест больше, чем по инерционному прогнозу), при этом общее количество размещенных в коллективных средствах размещения должно вырасти до 176 млн человек в 2035 году (на 88 млн человек больше, чем по инерционному прогнозу).

За счет реализации мер Стратегии загрузка коллективных средств размещения должна вырасти с нынешних 32 процентов до 50 процентов в 2025-2035 годах. Количество юридических лиц, оказывающих услуги в области гостиничной деятельности и общественного питания, вырастет с 78 тыс. до 150 тыс. единиц. Объем государственных расходов для реализации мер для достижения целей Стратегии планируется на уровне 3,2 трлн. рублей до 2035 года (по оценочной модели). Налоговые поступления в бюджет достигнут уровня 2250 млрд рублей в год к 2035 году. При этом уже на 6-й год уровень дополнительных полученных налогов начнет превышать дополнительные расходы государства, направляемые на развитие туризма. До 2035 года ожидается дополнительный прирост налоговых доходов, величина которых за вычетом дополнительных государственных расходов накопительным итогом составит 3,6 трлн. рублей.

В целях оценки целевого сценария возникновения возможных рисков сокращения государственного финансирования мероприятий были рассчитаны два варианта – снижение финансирования на 15 процентов и на 50 процентов. В результате расчетов определена величина разницы в достижении ключевых показателей развития туристской отрасли.

При сокращении государственного финансирования на 15 процентов ожидается снижение валовой добавленной стоимости туристской индустрии на 1643 млрд рублей в 2035 году (на 10 процентов меньше, чем по целевому сценарию), рост числа размещенных в коллективных средствах размещения – до 158 млн человек (на 10 процентов меньше целевого сценария). До 2035 года ожидается дополнительный прирост налоговых доходов, величина которых за вычетом дополнительных государственных расходов накопительным итогом составит 2,9 трлн. рублей.

При сокращении финансирования на 50 процентов валовая добавленная стоимость туристской индустрии окажется на 25 процентов ниже, чем по целевому сценарию (12156 млрд рублей в 2035 году), количество размещенных в коллективных средствах размещения – на 27 процентов меньше (128 млн человек в 2035 году). Сумма прироста налоговых доходов за вычетом государственных расходов накопительным итогом окажется существенно меньше целевого сценария – 1,8 трлн. рублей.

2. Риски реализации Стратегии

Основными внешними рисками реализации Стратегии являются изменение геополитической ситуации, возможное усиление санкционного давления и социально-политическая изоляция России во взаимоотношениях с зарубежными странами. Такие изменения могут негативно сказаться на имидже России как туристской территории и снизить положительный эффект от продвижения туристского продукта Российской Федерации на международный рынок.

Среди других внешних рисков – опережающее развитие туризма в зарубежных странах, что может негативно отразиться на динамике въездного туристского потока; возможное снижение доходов населения в развитых странах, что приведет к сокращению спроса на поездки в Россию вне зависимости от мер, разработанных в рамках Стратегии.

Наиболее негативные последствия несет риск снижения уровня доходов граждан Российской Федерации, приводящий к исключению расходов на путешествия и отдых из потребительской корзины значительной части населения, поскольку они не носят статуса первоочередных.

Среди внутренних рисков развития туризма существенным может стать риск отсутствия синхронизации мер государственной поддержки. В случае отсутствия баланса мер государственной поддержки в пользу развития туристской инфраструктуры и мер по стимулированию спроса велика вероятность снижения эффективности работы туристской индустрии. Темпы роста туристского потока будут отставать от увеличения мощности коллективных средств размещения, что негативно скажется на финансовой ситуации организаций. Не менее важным является синхронизация мер по развитию туристской и транспортной инфраструктур – риск отсутствия баланса может привести к росту цен.

Значимым риском для инвестиционной привлекательности и устойчивости функционирования отрасли может стать усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии.

Существенные риски для выполнения целей Стратегии связаны с синхронизацией мероприятий в отношении туристского продукта Российской Федерации и отдельных туристских территорий. Реализация мер по продвижению туристского продукта без одновременных изменений и улучшения качества услуг может привести к формированию у туристов негативного опыта, что повлияет на сокращение количества повторных поездок и будет стимулировать увеличение негативных отзывов о туризме в России.

Основным фактором риска отсутствия синхронизации мер государственной поддержки выступает сокращение бюджетов на их реализацию, что может привести к увеличению сроков достижения ключевых целей Стратегии и снижению конкурентоспособности российского туристского продукта.

Значительные риски связаны с возможным увеличением экологической нагрузки на туристские территории, в которых быстрыми темпами будет расти туристский поток. Наиболее уязвимыми окажутся природные территории для развития пляжного, горнолыжного, экологического туризма. Для отдельных туристских территорий возможна реализация мер по ограничению туристского потока из-за повышенных экологических рисков.

О развитии внутреннего туризма в Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основными документами, регулирующими вопросы внутреннего туризма в Российской Федерации, являются Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р.

В целях создания условий для реализации туристского потенциала Российской Федерации государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 510, дополнена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 376 подпрограммой Е «Туризм».

В настоящее время ведется активная работа по разработке национального проекта в сфере туризма.

В большинстве субъектов Российской Федерации продолжается реализация региональных программ развития туризма, функционируют советы по развитию туризма.

Вместе с тем на развитие туристской отрасли в мире в целом и в Российской Федерации крайне негативное влияние оказала пандемия новой коронавирусной инфекции. По сравнению со вторым кварталом 2019 года число международных туристских прибытий сократилось по всему миру на 95,2 процента, в России – на 99,0 процента. Потери, обусловленные снижением въездного потока в Российской Федерации, оцениваются в 300 млрд рублей ежеквартально.

В Российской Федерации отрасль туризма стимулирует рост более 50 других отраслей экономики, создает напрямую минимум 2,5 млн рабочих мест, а с учетом смежных отраслей — около 7 млн рабочих мест. В сложившейся ситуации под угрозу ликвидации поставлены миллионы рабочих мест и отдельные предприятия. Объем услуг туристических агентств, туроператоров, услуг по бронированию и сопутствующих им услуг снизился на 93,4 процента, услуг гостиниц и услуг по предоставлению временного жилья – на 83,7 процента. Пассажирооборот железнодорожного транспорта снизился на 71,4 процента, воздушного – на 88,9 процента.

В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434, включены в том числе транспортная деятельность, деятельность в сфере культуры, организации досуга и развлечений, деятельность санаторно-курортных организаций, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание.

Реализуется широкий спектр мер государственной поддержки субъектов туристской отрасли: предоставляются субсидии туроператорам на возмещение затрат, связанных с авиаперевозками, субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным организациям – на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции; выдаются беспроцентные кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на выплату заработной платы, возобновление деятельности; введен мораторий на применение налоговых санкций; осуществляется продление лицензий и разрешений; до конца 2020 года продлены налоговые каникулы для субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, работающих в сферах туризма и гостиничного бизнеса, общественного питания.

Федеральным агентством по туризму проведен конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2020 году составил 1,2 млрд рублей.

Осуществляется программа стимулирования внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги (»туристический кешбэк»). На ее реализацию Федеральному агентству по туризму выделена субсидия в размере 15 млрд рублей.

Принимаемые в Российской Федерации меры государственной поддержки субъектов туристской отрасли способствовали росту внутреннего туризма, повысив для граждан привлекательность путешествий по стране.

Вместе с тем необходима разработка мер, направленных на повышение доступности услуг в сфере туризма (в том числе для социально незащищенных групп населения – детей школьного возраста, многодетных семей, студентов, пенсионеров, инвалидов), включая субсидирование затрат в целях снижения стоимости туристского продукта.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 646058–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа»;

№ 690944–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)»;

№ 864169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

№ 877880–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности);

№ 970499–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития экологического туризма»;

№ 1043391–7 «О внесении изменений в статьи 217 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части учета для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций расходов работодателя на оплату санаторно-курортного лечения работникам и членам их семей);

№ 1048811–7 «О внесении изменения в статью 25 6 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (об упрощении порядка оформления виз для иностранных граждан, следующих в Российскую Федерацию с туристическими целями).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать при разработке национального проекта в сфере туризма следующие вопросы:

о совершенствовании инструментов для привлечения российских и иностранных инвестиций в реконструкцию и развитие туристской инфраструктуры, а также транспортной, коммунальной, инновационной, развлекательной и иных инфраструктур, задействованных в сфере туризма;

о расширении программ внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая чартерные воздушные перевозки;

о повышении доступности туристских услуг, в том числе для социально незащищенных групп населения – детей школьного возраста, многодетных семей, студентов, пенсионеров, инвалидов;

об организации экскурсионно-образовательных туров для школьников, реализуемых на базе туристских ресурсов субъектов Российской Федерации;

о создании туристических креативных кластеров и маршрутов, включающих центры народных художественных промыслов и ремесел в субъектах Российской Федерации;

2) рассмотреть возможность:

включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год проекта федерального закона «О туризме в Российской Федерации»;

внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2018 года № 926 «О реализации пилотного проекта по предоставлению субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров» в части предоставления субсидий туроператорам на возмещение расходов, связанных с организацией программ внутренних воздушных перевозок пассажиров (чартерных воздушных перевозок);

реализации антикризисных мер поддержки организаций сферы туризма, предусматривающих субсидирование в размере до 50 процентов затрат на уплату процентов по кредитам;

совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере безопасности активных видов туризма;

создания специализированного центра маркетинговых и цифровых компетенций в целях содействия в разработке и реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и продвижение национального туристского продукта, а также в продвижении региональных туристских продуктов;

уточнения Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 года № 1200, в части продления срока действия программы по возмещению части стоимости оплаченной туристской услуги с учетом результатов ее реализации в 2020 году;

увеличения с учетом потребностей субъектов Российской Федерации контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования по направлениям подготовки 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм и 43.03.03 Гостиничное дело;

доработку проекта плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р, с учетом необходимости его синхронизации с разрабатываемым национальным проектом в сфере туризма и реализуемыми мероприятиями по восстановлению туристской отрасли;

принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий пилотного проекта формирования туристских центров городов субъектов Российской Федерации в целях повышения туристской привлекательности в 2021–2023 годах»;

4) продолжить осуществление финансирования мероприятий по предоставлению субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма;

5) разработать меры по развитию детского, молодежного, семейного, образовательного, инклюзивного туризма и туризма для граждан старшего поколения;

6) подготовить план мероприятий (»дорожную карту») по популяризации внутреннего туризма, в том числе санаторно-курортного лечения, в Российской Федерации;

7) предоставить информацию по итогам рассмотрения рекомендаций, содержащихся в протоколе совещания Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенного в Южном федеральном округе 3 сентября 2020 года;

8) продолжить работу по повышению доступности услуг воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;

9) рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, в части включения в нее мероприятий по развитию сельского туризма;

10) рассмотреть совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос о подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего создание, функционирование и развитие инфраструктуры для маломерных судов – яхтенных марин в морских портах Российской Федерации, осуществление государственной регистрации и надзора за деятельностью маломерных, прогулочных, спортивных парусных судов, с целью развития яхтенного туризма.

4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации с учетом реализации Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» дополнительно проработать вопрос о проведении эксперимента по взиманию туристического (гостиничного) сбора, включив его в состав неналоговых платежей.

5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации принять меры по повышению информированности медицинских работников о возможностях санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации, в том числе для лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией.

6. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму, Министерству культуры Российской Федерации учитывать при разработке национального проекта в сфере туризма памятные и юбилейные даты, отмечаемые в субъектах Российской Федерации.

7. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму провести в федеральных округах информационно-разъяснительную работу о целях, задачах и основных характеристиках разрабатываемого национального проекта в сфере туризма, в том числе в целях привлечения инвестиций в туристскую отрасль.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором квартале 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073 г. Москва “Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 4 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”

1. Настоящее Положение устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма (далее – туроператор), либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором (далее – договор), включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее – заказчик) уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

2. При исполнении в 2020 и 2021 годах договора туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 г.

Под равнозначным туристским продуктом в целях настоящего Положения понимается туристский продукт, потребительские свойства которого (программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в месте временного пребывания, а также дополнительные услуги) соответствуют туристскому продукту, предусмотренному договором. Туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный туристский продукт в случае оплаты заказчиком общей цены туристского продукта, предусмотренной договором, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

По соглашению сторон потребительские свойства равнозначного туристского продукта могут быть изменены.

3. При принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта (в том числе если на день вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073 “Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором) туроператор направляет заказчику и (или) турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный таким туроператором (в случае заключения договора турагентом), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31 декабря 2021 г. равнозначного туристского продукта (далее – уведомление). Турагент обязан в течение одного рабочего дня направить заказчику уведомление.

4. Туроператор вправе принять решение о предоставлении равнозначного туристского продукта при условии наличия финансового обеспечения ответственности туроператора, действующего в течение всего срока обязательства и соответствующего требованиям Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

5. В случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения.

6. По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.

Под трудной жизненной ситуацией заказчика понимается любое из следующих обстоятельств:

наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;

временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд;

регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

7. В случае если на день вступления в силу постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено уведомление в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 г.

8. Туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случаях, предусмотренных пунктами 5 – 7 настоящего Положения, обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Положения, за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.

Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2471-р “О подписании Соглашения о намерениях между Правительством Российской Федерации и публичным акционерным обществом “Газпром” в целях развития в Российской Федерации высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа””

1. Принять предложение Минэнерго России, согласованное с Минэкономразвития России и Минобрнауки России, о подписании Соглашения о намерениях между Правительством Российской Федерации и публичным акционерным обществом “Газпром” в целях развития в Российской Федерации высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” (прилагается).

2. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Новаку А.В. подписать Соглашение, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

О НАМЕРЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПУБЛИЧНЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ “ГАЗПРОМ” В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОБЛАСТИ

“РАЗВИТИЕ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА”

Правительство Российской Федерации в лице Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Новака А.В., действующего на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N 2471-р, с одной стороны, и публичное акционерное общество “Газпром” в лице председателя правления Миллера А.Б., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем Компанией, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

Предмет Соглашения и принципы его реализации

1. Предметом настоящего Соглашения является объединение и координация Сторонами совместных усилий, направленных на ускорение технологического развития и достижение Российской Федерацией позиции одного из лидеров на глобальных рынках в высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” в рамках реализации положений Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 2162-р.

2. Основным механизмом реализации настоящего Соглашения является разработка и реализация “дорожной карты” развития высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” (далее – “дорожная карта”), предусматривающей следующие основные положения:

а) целевые показатели технологического развития;

б) план мероприятий по достижению целевых показателей, в том числе:

детализированный перечень мероприятий на период со дня вступления в силу настоящего Соглашения до 2025 года (включительно);

должностные лица, ответственные за реализацию соответствующих задач и мероприятий, предусмотренных “дорожной картой”;

сроки реализации отдельных задач и мероприятий;

необходимое финансовое обеспечение, включая средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников;

принципы и подходы взаимодействия Сторон и иных привлекаемых заинтересованных лиц.

3. Реализация настоящего Соглашения предусматривает соблюдение Сторонами следующих принципов:

а) привлечение на условиях взаимовыгодного сотрудничества производственных, научных, образовательных и иных организаций, объединение усилий которых необходимо для достижения соответствующих целевых показателей технологического развития;

б) развитие рыночных отношений и исключение любых односторонних действий, направленных на ограничение конкуренции в Российской Федерации в высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” и иных сферах деятельности;

в) открытость к международному сотрудничеству и кооперации при соблюдении национальных интересов.

1. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции в интересах развития высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” обеспечивает:

а) утверждение “дорожной карты”;

б) реализацию “дорожной карты”, в том числе в части:

координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, организаций и иных заинтересованных лиц, вовлеченных в достижение целевых показателей и задач, предусмотренных “дорожной картой”;

создания комфортной регуляторной среды для развития высоких технологий, включая устранение административных барьеров, совершенствование стандартизации и технического регулирования, установление экспериментальных правовых режимов, в том числе для расширения возможностей осуществлять рисковые инвестиции;

создания необходимых условий для применения мер налогового стимулирования, финансовой поддержки, в том числе при необходимости в форме бюджетных инвестиций, и иных инструментов государственной поддержки;

применения норм федеральных законов “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в интересах стимулирования спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию;

создания необходимых условий для подготовки соответствующих кадров;

привлечения научных, научно-исследовательских и образовательных организаций для реализации настоящего Соглашения;

в) при участии Компании достижение целевых показателей, утвержденных в “дорожной карте”.

2. Компания в пределах своей компетенции в интересах развития высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа” обеспечивает:

а) разработку и представление в Правительство Российской Федерации “дорожной карты”;

б) согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и реализацию “дорожной карты”, в том числе в части:

исследований и разработок с целью формирования научно-технических заделов, создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

осуществления собственных инвестиций и привлечения инвестиций иных заинтересованных организаций;

привлечения международных специалистов;

производства и продвижения продукции (товаров, работ, услуг) мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий;

создания одного или нескольких центров компетенций.

Система управления и механизмы реализации Соглашения

1. Правительство Российской Федерации:

а) определяет ответственное лицо на уровне Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, курирующего высокотехнологичную область “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа”;

б) определяет профильный координационный (совещательный) орган, образованный Правительством Российской Федерации для координации развития высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа”, и обеспечивает участие в его работе представителя Компании;

в) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за развитие высокотехнологичной области “Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа”;

г) осуществляет при участии Компании в рамках деятельности профильного координационного (совещательного) органа, образованного Правительством Российской Федерации, мониторинг реализации настоящего Соглашения.

2. Компания определяет уполномоченного сотрудника на уровне не ниже заместителя руководителя, ответственного за реализацию настоящего Соглашения, в том числе для участия в работе профильного координационного (совещательного) органа, образованного Правительством Российской Федерации.

3. Порядок осуществления мониторинга реализации настоящего Соглашения определяется Правительством Российской Федерации совместно с Компанией.

1. Стороны исходят из того, что выполнение условий настоящего Соглашения не приводит к нарушению законодательства Российской Федерации. При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации Стороны обязуются провести переговоры в целях недопущения возможных нарушений и в случае необходимости внесения изменений в настоящее Соглашение и “дорожную карту”.

2. Настоящее Соглашение не ограничивает права Сторон на участие в соглашениях с другими производственными, научными, образовательными и иными организациями и не направлено на ограничение конкуренции.

3. Изменения, которые вносятся в настоящее Соглашение, оформляются в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений.

4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств в рамках настоящего Соглашения.

5. Настоящее Соглашение не является предварительным договором в смысле статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, рамочным договором в смысле статьи 429.1 Гражданского кодекса и (или) соглашением о порядке ведения переговоров в смысле статьи 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не налагает на Стороны каких-либо финансовых, юридических и иных обязательств по передаче друг другу имущества (в том числе имущественных прав), перечислению денежных средств, выполнению работ, оказанию услуг, в том числе обязательств заключить какой-либо договор в будущем.

6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, полностью идентичных и имеющих равную юридическую силу.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

стратегия развития / туризм / кадровый потенциал / Распоряжение Правительства РФ / государственная поддержка / Мастера Гостеприимства / development strategy / tourism / human resources / Decree of the Government of the Russian Federation / public support / Masters of Hospitality.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Вероника Самедовна

Туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся отраслей несырьевой экономики государства. В статье приведен анализ основных государственных программ РФ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма . Отчетливо прослеживается тенденция, что государство все больше внимания уделяет именно кадровой политике. В качестве кейса представлен конкурс « Мастера Гостеприимства » в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Вероника Самедовна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM INDUSTRY IN RF

Tourism is one of the most dynamically developing non-resource economic sectors of the country. The article analyzes the main programs of the Government of Russian Federation aimed at the development of domestic and incoming tourism . There is a clear trend that the government pays more and more attention to HR policy. As a case study the author presents the competition “Masters of hospitality” within the framework of the Federal project “Social elevators for everyone” of the national project “Education” is presented.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РФ»

Научные междисциплинарные исследования

Алиева Вероника Самедовна Alieva Veronika Samedovna

студент магистратуры Master student

Северо-Кавказский федеральный университет North-Caucasus Federal university

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

PUBLIC SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация: Туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся отраслей несырьевой экономики государства. В статье приведен анализ основных государственных программ РФ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Отчетливо прослеживается тенденция, что государство все больше внимания уделяет именно кадровой политике. В качестве кейса представлен конкурс «Мастера Гостеприимства» в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Abstract. Tourism is one of the most dynamically developing non-resource economic sectors of the country. The article analyzes the main programs of the Government of Russian Federation aimed at the development of domestic and incoming tourism. There is a clear trend that the government pays more and more attention to HR policy. As a case study the author presents the competition “Masters of hospitality” within the framework of the Federal project “Social elevators for everyone” of the national project “Education” is presented.

Ключевые слова: стратегия развития, туризм, кадровый потенциал, Распоряжение Правительства РФ, государственная поддержка, Мастера Гостеприимства.

Key words: development strategy, tourism, human resources, Decree of the Government of the Russian Federation, public support, Masters of Hospitality.

Отрасль туризма является одной из крупнейших в несырьевом сегменте международной торговли. По статистике Всемирной туристской организации ООН (UN WTO) объем доходов туристского сектора занимает 3 место в мире,

VIII Международная научно-практическая конференция опережая продукцию автопрома. Его превосходят по объемам лишь

энергоносители и продукция химической/фармацевтической отраслей [1]. Для

ряда стран именно отрасль туризма приносит самые большие доходы от

экспорта. По данным на 2019 году общий объем экспортных доходов в секторе

туризма и путешествий составил 1 742 миллиардов долларов США, это

примерно 4,7 млрд. долларов США в день. Таким образом в 2019 году туризм

занимал более 7 % международного объема экспорта товаров и услуг (22 900

миллиардов долларов США) [2].

Туризм является одной из наиболее динамичных отраслей. Вклад туристической отрасли в ВВП России может вырасти до 7,5% к 2025 году. Развитие данной отрасли экономики является одним из государственных приоритетов РФ. Проведем анализ основных документов, определяющих развитие туризма в РФ на государственном уровне. Новым документом, определяющим развитие этой сферы, является Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» [2]. Программа развития внутреннего и въездного туризма предусматривает реализацию комплексных инфраструктурных проектов, проектирование и продвижение туристских территорий, формирование узнаваемых брендов.

Детский. Основное стратегическое направление – разработка и продвижение на внутреннем и международном рынках качественных конкурентоспособных продуктов в сфере туризма и гостеприимства. В программе предусмотрен комплекс специальных мероприятий для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, горнолыжного, круизный, экологического, делового, детского. Особое важное значение в данном документе придается развитие цифровых технологий.

Стратегия подчеркивает обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации, и важность усиления социальной роли туризма.

Научные междисциплинарные исследования

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035

года – не первая масштабная программа поддержки отрасли туризма в РФ. Ей предшествовала «Государственная программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 [3]. На ее реализацию в федеральном бюджете на 2019 год были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление бюджетам 16 субъектов Российской Федерации субсидий в общем объеме 5 512 070,8 тыс. рублей. Средства были предусмотрены на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров (далее – объекты).

Другим эффективным инструментом государственной поддержки является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ней определен целевой ориентир сбалансированного пространственного развития. В соответствии с этим Программа нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для максимально полного использования потенциала территорий субъектов Российской Федерации, в том числе для развития туризма. Сфера туризма особенно важна, так как рекреационно-туристический сектор экономики – это не только одна из основных составляющих и драйвер экономического роста, но и важный фактор решения социальных проблем, способствующий расширению спектра предоставляемых услуг, увеличению занятости населения, созданию среднего класса [4].

Документом, непосредственно предшествующим Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, определяющим формы государственной поддержки, является «Концепция федеральной целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)” [5]. Она утверждает, что отрасль туризма и рекреации в

VIII Международная научно-практическая конференция России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития

практически всех видов отдыха. В этой связи в программе было предусмотрено

создание и продвижения на рынке новых межрегиональных туристских

продуктов и маршрутов. Например, к успешным туристским маршрутам с 50-

летней историей “Золотое кольцо” и круизам по реке Волге добавились

межрегиональные туристские проекты в границах федеральных округов России:

– Центральный федеральный округ (ФО) – “Русские усадьбы”;

– Северо-Западный ФО – “Серебряное ожерелье”;

– Северо-Кавказский ФО – “Великий шелковый путь”;

– Дальневосточный и Сибирский ФО – “Восточное кольцо России”;

– Сибирский ФО – “Великий чайный путь”;

– Центральный, Северо-Западный, Приволжский ФО – “Узоры городов России”;

– Приволжский ФО – “Красный маршрут”;

– Приволжский, Центральный и Южный ФО – “Великая Волга”;

-Уральский, Сибирский, Дальневосточный ФО – “Сибирский тракт”.

Одной из важных задач для развития внутреннего и въездного туризма

названо создание условий для формирования туристской экосистемы, интегрированной с внешними источниками данных и социальными платформами, которая объединяет всех участников рынка на онлайн-платформе для формирования лучшего клиентского опыта.

Система, заложенная в данной программе, предусматривала внедрение цифровых технологий в сферу туризма, включая перевод всех услуг туристской деятельности в электронный вид; интеграцию государственных информационных систем для обеспечения туристской деятельности, использование цифровых решений для оптимизации взаимодействия предприятий отрасли с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в отрасли туризма.

Особое внимание государство уделяет поддержке и развитию кадров для отрасли туризма и гостеприимства. Был проведен анализ текстов трех

Научные междисциплинарные исследования Распоряжений Правительства РФ, определяющих развитие туризма, на предмет

направлений развития кадрового потенциала. Была выявлена выраженная

тенденция, что государство все больше и больше внимания уделяет именно

кадровой политике. В документе «Развитие культуры и туризма» 2019 года

детально расписана целостная система обеспечения отрасли

квалифицированными кадрами [2]. Среди планируемых мероприятий

государственной программы – проведение конкурсов в сфере туризма.

В соответствии с этой целью в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» был создан новый проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» -Всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства» [6]. Конкурс был впервые проведен с ноября 2019 года по октябрь 2020. Организатором конкурса являлся Общенациональный союз индустрии гостеприимства. Генеральными партнёрами программы «Мастера Гостеприимства» являются Ростуризм и Росмолодёжь.

Конкурс направлен на раскрытие потенциала профессионалов, повышение стандартов сервиса и престижа профессий во всех сферах индустрии гостеприимства, формирование новых традиций. Эта уникальная площадка собрала менеджеров, руководителей, специалистов, студентов, экспертов, предпринимателей. На конкурс было подано 20 935 заявок.

Целью данного проекта является повышение стандартов, генерация и реализация новых идей/проектов в сфере туризма, кадровое обеспечение туристской отрасли, раскрытие потенциала участников, повышение престижа профессий в сфере гостеприимства, формирование новых традиций.

Конкурс «Мастера гостеприимства» проходил в три этапа: первый -заочный, состоящий из нескольких важных шагов (отборочный этап -тестирование, описание своего проекта и др.), региональные полуфиналы (участие в выбранном центре состояло из двух блоков- оценка компетенций и защита проектов) и финал (участие победителей полуфинала по подобной структуре оценивания в г. Москва). Чтобы стать участником, нужно было

VIII Международная научно-практическая конференция зарегистрироваться на сайте конкурса, заполнить анкету, загрузить свое

видеоприветствие выбранного города или туристского объекта.

Для конкурса было важно сделать акцент на развитие туризма в регионах. Именно поэтому организаторы решили провести полуфиналы в 9 федеральных округах страны.

Приведу личный пример. Я подавала на участие в конкурсе «Мастера гостеприимства» и успешно прошла все отборочные этапы. Очный этап -полуфинал проходил в г. Пятигорск, где собралось более 100 участников. Эксперты оценивали профессиональные знания конкурсантов, личностные качества и управленческие компетенции. По результатам отбора в финал прошли 15 человек. Во второй день участники защищали проекты, направленных на развитие внутреннего туризма в сфере гостеприимства. В финал прошли 4 участника, среди которых была и я. Мой проект «Safe meal & active life» направлен на популяризацию здорового образа жизни и питания во взаимодействии с предприятиями индустрии гостеприимства.

По итогу финала победителями стали 62 конкурсантов из 29 регионов России. Авторы лучших проектов получили гранты для их реализации. Победителям с лучшими результатами по оценке компетенций дали возможность обучения в Сколково. Холдинг «РЖД» и «Федеральная пассажирская компания», поддерживающие конкурс «Мастера гостеприимства», приглашают победителей для реализации проектов на площадке «Федеральной пассажирской компании».

Каждый финалист может получить приглашение на стажировки в ведущие компании и организации. В такие компании входят: Федеральная пассажирская компания, ТуТу.Ру, Космос Групп, Редиссон Флотилия, Музейный комплекс Херсонес, Сочи Парк, Роза Хутор, Алтай Резорт, Интурист, Красная Поляна, Мрия Резорт, Парк Культуры в Москве и многие другие.

Столь масштабный конкурс в сфере туризма и гостеприимства на территории РФ был проведен впервые. Проект «Мастера гостеприимства» дал возможность определить лидеров развития туристской индустрии России,

Научные междисциплинарные исследования предоставил выдающимся участникам наставников, именитых отельеров,

рестораторов, руководителей туристских организаций, представителей органов

государственной власти и других профессионалов индустрии. Уровень

мероприятия и его масштаб ярко демонстрируют смещение вектора

государственной поддержки в сторону привлечения в отрасль талантливой

молодежи, поддержки креативных проектов молодых профессионалов.

Таким образом, важной составляющей успеха в развитии туристической отрасли являются мероприятия, проводимые государством, направленные на поддержание данного бизнеса. Развитие туристической отрасли способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест, увеличению ВВП, росту доходов местного, регионального и федерального бюджетов.

1. Всемирная туристская организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unwto.org/ru (дата обращения 10.12.2020).

2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р).

3. Государственная программа Российской Федерации “Развитие культуры и туризма” (с изменениями и дополнениями) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317).

4. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 192 с.

5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. №2 872-р).

Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р

В целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и статьей 31 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”:

1. Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

2. Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применять в отношении:

1) граждан Российской Федерации, въезжающих в Российскую Федерацию;

2) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации через морские и воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации;

3) граждан Российской Федерации, являющихся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностными лицами Постоянного Комитета Союзного государства, а также членами семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, сотрудниками службы специальной связи, доставляющими специальные отправления в соответствии с Соглашением о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23 декабря 1993 г., курьерами дипломатической связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов;

3) граждан Российской Федерации, являющихся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностными лицами Постоянного Комитета Союзного государства, а также членами семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, курьерами дипломатической связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов;

4) граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими, гражданским персоналом, сотрудниками компетентных органов Российской Федерации военных баз и воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, а также членами семей указанных лиц, военнослужащими, гражданским персоналом и подрядчиками, обеспечивающими жизнедеятельность и функционирование этих баз и частей, при условии предъявления командировочных (отпускных) удостоверений;

5) граждан Российской Федерации, являющихся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, автобусов международного сообщения (на которых осуществляется перевозка лиц, указанных в настоящем пункте, и не допускается перевозка грузов), членами экипажей речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта;

6) граждан Российской Федерации, являющихся членами экипажей морских судов, следующих для смены экипажей морских судов, находящихся в иностранных морских портах, экипажей воздушных судов, персоналом, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию трансграничных объектов инфраструктуры;

7) граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками организаций, участвующих на территориях иностранных государств в реализации проектов строительства объектов критически важных энергетических инфраструктур в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” в ФСБ России;

8) граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками российских компаний, принимающих участие в обеспечении беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Республике Белоруссия в сфере строительства и переработки полезных ископаемых, а также направляемых на производственные объекты в Республике Белоруссия для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик проводимых работ, в ФСБ России;

9) граждан Российской Федерации, командируемых на территорию Республики Казахстан для участия в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” в ФСБ России;

10) граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками организаций, осуществляющих деятельность на архипелаге Шпицберген, указанных в списке, направленном Минвостокразвития России в ФСБ России;

11) граждан Российской Федерации, являющихся спортсменами, тренерами, спортивными судьями и иными специалистами в области физической культуры и спорта, участвующими в спортивных мероприятиях за пределами Российской Федерации, указанных в списке, направленном Минспортом России в ФСБ России;

12) граждан Российской Федерации, являющихся адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность за пределами Российской Федерации, либо участниками судебных процессов за пределами Российской Федерации, при условии предъявления документов (копий документов), подтверждающих осуществление адвокатской деятельности либо участие в судебных процессах на территории иностранного государства;

13) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, а также г. Байконура Кзыл-Ординской области Республики Казахстан;

14) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия;

15) граждан Российской Федерации, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом через территории иностранных государств с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, а также в Республику Белоруссия;

16) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства;

17) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в целях лечения, при условии предъявления документов (копий документов) принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России;

18) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства;

19) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации к месту проживания членов семьи (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации, при условии предъявления копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства);

20) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, при условии предъявления документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности (трудовой договор (контракт) с иностранным работодателем или его копия, разрешение на работу, выданное уполномоченным органом иностранного государства), а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях;

21) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации для получения образования в иностранных образовательных организациях, при условии предъявления документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или документов (копий документов) российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях;

22) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в целях исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции, сведения о которых направлены ФСИН России в ФСБ России;

23) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд;

24) граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

25) супругов и несовершеннолетних детей граждан Российской Федерации, указанных в подпунктах 7, 10, 16 – 21, 23 и 24 настоящего пункта, которые выезжают совместно с ними из Российской Федерации.

(пп. 25 введен Распоряжением Правительства РФ от 17.08.2021 N 2259-р)

26) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]