Дом Мила
Дом Мила – одно из ярких творений Антонио Гауди в Барселоне. Достопримечательность, расположенная на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасия с улицей Каррер-де-Провенса, привлекает внимание плавными изгибами, подражанием морской стихии, хрупким балансом между легкостью и громоздкостью. Барселону можно назвать творческой платформой знаменитого архитектора. Фантазия и мастерство автора позволили создать здание, при взгляде на которое кажется, что оно движется и дышит.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Своим названием объект обязан заказчикам: магнат Пере Мила-и-Капс и его жена обратились к Гауди с просьбой построить для них дом, который будет поражать и удивлять. Не стоит говорить, что результаты превзошли все ожидания – Каса-Мила получился более чем экстравагантным. Примечательно, что это было последнее светское детище архитектора: в дальнейшем он полностью посвятил себя строительству храма Саграда Фамилия.
Сам Гауди не принимал участия в завершении проекта. В 1909 году между ним и заказчиками возникли разногласия, и архитектор отказался дальше руководить строительством, а обещанный гонорар ему пришлось требовать через суд.
Интересно, что хозяевам нового дома пришлось выложить кругленькую сумму уже после окончания строительства: Каса-Мила был слишком высоким и широким и превышал существующие в то время нормы, поэтому им выписали штраф.
Самый большой внутренний двор Каса-Мила Элементы фасада здания
Дом Мила – вдохновение природой
Реализованный в 1906-1910 гг. проект был новаторским во всех отношениях. В первую очередь, это касалось его форм. Гауди остался верен своему неповторимому стилю и черпал вдохновение у природы. Дом напоминает скалу, омываемую морскими волнами, изрытую пещерами и поросшую подводной растительностью. Фасад Каса-Мила лишен прямых линий, углов – он будто течет и переливается. Такой эффект был достигнут благодаря плавным изгибам, переходящим один в другой, округлым и эллиптическим формам, а также декоративным решеткам в виде морских водорослей. Последние, как и перегородки на террасе, изготовил художник и архитектор Жузеп-Мария Жужоль, с которым Гауди плодотворно сотрудничал на протяжении многих лет.
Круглый двор в юго-западной части дома
В Каса-Мила целых три внутренних двора-патио. Они созданы для того, чтобы внутри дома было светло. Один из них имеет круглую форму, а два других – эллиптическую. Сюда выходят окна хозяйственных помещений, тогда как жилые комнаты «глядят» на улицу. Стены украшены разноцветной росписью, в основном растительной и мифологической тематики, а витые лестницы с коваными перилами словно обвивают их изнутри.
Макет Каса-Мила расположенный в музее творчества Гауди на 7 этаже
Отдельный интерес в Доме Мила представляет мансарда, расположенная на 7 этаже. Некогда это помещение использовалось как комната для сушки белья, а сейчас здесь размещен мини-музей, посвященный творчеству Гауди. Крышу поддерживают арочные своды, выполненные из кирпича, – всего их насчитывается 270. Благодаря такому приему архитектору удалось отказаться от громоздких балок, которые обычно можно встретить в домах того времени. Как и во всем здании, все здесь извивается и плывет, от чего еще более усиливаются ассоциации с морем или лесом.
Крыша Дома Мила
Экспозицию музея составляют объемные макеты, чертежи, эскизы, фотографии дома. Также здесь собраны предметы, в которых Гауди черпал вдохновение: фрукты, ракушки и даже скелеты животных. Благодаря выставке посетители могут увидеть наиболее характерные особенности авторского стиля.
Из мансарды винтовая лестница ведет на террасу. Витые колонны, конические башенки, украшенные разноцветной мозаикой из гальки, фрагментов мрамора, керамики, стекла, сад скульптур – все это словно переносит в другой мир. При этом они размещены там не только для украшения: каждый из элементов выполняет практическую функцию.
Квартира-музей в доме Мила
Дымоходы на Доме Мила напоминающие головы средневековых стражников Центральный двор
Напоследок туристы могут посетить квартиру-музей. В ней полностью сохранены интерьеры начала 20 века: кровать, шкаф, журнальный столик, софа и даже старинный телефон – время в комнатах словно остановилось. Туристы могут воочию увидеть, как жила буржуазия того времени, а также то, как сильно изменилась Барселона с тех пор. Помогут в этом не только уникальные экспонаты коллекции, но и документальный фильм, демонстрируемый в одной из комнат.
Стоит сказать, что такое необычное сооружение не сразу завоевало всеобщую любовь. Из-за его громоздкости и непривычного внешнего вида местные жители прозвали дом La Pedrerа, что в переводе с каталонского означает «каменоломня». Однако спустя чуть более полвека шедевр Гауди был оценен по заслугам – в 1984 году его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Смелые идеи, воплощенные в Доме Мила
Архитектор полностью отказался от использования несущих конструкций – вся нагрузка приходится на каркас, внутренние колонны и наружные стены. Таким образом Гауди сделал реальной свободную планировку комнат – до него это считалось невозможным.
Еще одно революционное для того времени решение – то, что в каждой комнате дома есть окно, вся Каса-Мила буквально залита светом. Сейчас, это воспринимается как данность, однако в начале 20 века часть помещений в зданиях были глухими.
Также новаторской была система вентиляции. Жильцы дома по сей день могут свободно обходиться без кондиционеров.
Каса-Мила сегодня
Дом Мила уникален тем, что он до сих пор используется по прямому назначению. Большая часть здания принадлежит банку, однако несколько квартир на верхних этажах снимают простые барселонцы. Согласно местному законодательству, договоры аренды, подписанные до определенного года, нельзя разорвать без согласия обеих сторон.
Перед тем, как туристы перейдут к осмотру других достопримечательностей Барселоны, им предлагают посетить сувенирную лавку. Все деньги, полученные от продаж, идут на содержание музея Гауди, поэтому не стоит скупиться: это отличный способ внести свой вклад в сохранение исторического облика Барселоны.
На первом этаже здания Потолок в холле На крыше Дома Мила
Посещение Каса-Мила
Дом Мила расположен по адресу Пассейж де Грасия (Passeig de Gracia) 92. Доехать к нему можно на метро – ближайшая станция – Diagonal (линии L3 и L5). Также неподалеку расположена остановка Provença-La Pedrera, где ходят автобусы №№ 7, 16, 17, 22, 24 и V17 и поезд FGC.
Дом Мила в Барселоне – творение Антонио Гауди
Дом Мила в Барселоне является одним из шедевров зодчества в столице Каталонии , созданным каталонским архитектором Антонио Гауди в 1906–1910 годах. Это последнее завершенное творение Гауди. После окончания работы он погрузился в строительство Храма Святого Семейства , отказавшись от каких-либо других проектов.
Официальное название дома – «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня».
Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.
В 1969 году он был признан памятником Испании национального значения, а в 1984 году Дом Мила, первое из сооружений XX века, был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
История строительства
Дом Мила называется так не случайно: он был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.
Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.
Архитектура Дома Мила
Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.
Фасад Ла Педреры напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы « Аве Мария » на латыни.
Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.
Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.
Экскурсии в Дом Мила
La Pedrera – по-прежнему жилое здание. В 1987 году Дом был частично открыт для посещения. Бельэтаж и верхний этаж отданы под музей, ежегодно принимающий многочисленных туристов.
Адрес: Барселона, Provença 261-265.
Время работы: каждый день с 9:00 до 20:00.
Билеты: взрослый – 20,5 евро, студенческий – 16,5 евро, детский (7 – 12 лет) – 10,25 евро.
Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите Ла Педреру – образец бесценного наследия Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым местам.
Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!
Центр услуг в Испании
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
Метки: испания, барселона, гауди, экскурсии, архитектура, антонио гауди, экскурсии в барселоне, экскурсия самостоятельно
Удивительная архитектура Дома Мила от Антонио Гауди
Известный архитектор Антонио Гауди дополнил свою карьеру исторической постройкой. Барселона получила настоящий шедевр под названием «Каменоломня». Такое название дали дому каталонцы после того, как творение было представлено светскому обществу в 1910 году. Как оказалось, это было самым трудоёмким заданием за всю деятельность мастера.
Самое необычное городское строение в Барселоне расположилось на перекрёстке улицы Карре-де-Провенса с бульваром Паасеч-де-Гарсеа. На фото тех времён дом напоминает пещерные жилища наших прародителей – первобытных людей. Такой внешний вид постройки привлекает сегодняшних гостей города и туристов.
Несмотря на то что множество путеводителей и культурных изданий во всех красках публикуют фото и описывают особенности архитектуры Барселоны, качество лепки и своеобразие дизайна, все эти сведения забываются сразу после личного знакомства с архитектурным памятником Гауди. Все посетители дома отмечают присутствие восторга во время экскурсии по этажам и формирование совершенно иного впечатления, чем от просмотра туристических брошюр.
Стиль и формы строения в корне отличались от сложившегося почерка архитектора Мила. Антонио Гауди действительно рискнул и показал жителям Барселоны совершенно другой мир архитектуры. Каталонцам понадобилось много лет, чтобы понять задумку автора и по достоинству оценить всю красоту необычного дома. Этот шедевр является настоящей гордостью для города. Фото сооружения часто отпечатывают на визитных карточках.
Использование рационального подхода для создания всех элементов здания и чёткое расположение каждого камня характерны для авторского стиля Гауди. Автор буквально заставил горожан по-иному относиться к архитектурному искусству.
История строительства дома для семьи Мила
Проект «Каменоломни» был запущен в строительство ещё в 1906 году. На тот момент Гауди Антонио уже был известен своим нестандартным видением формы и устройства жилых домов, церквей и других городских построек.
У архитектора были плотные дружеские отношения с влиятельным светским бизнесменом Эусеби Гуэлем. Частное владение последнего вместе с парковой зоной было спроектировано и построено самим маэстро. Эусеби с гордостью демонстрировал гостям свои владения или сделанные на частной территории фото.
С необычным заказом обратилась к проектировщику известная светская семья. Пара славилась в городе как любители кутежа, дорогого шопинга и недвижимого имущества. Люди совершенно не считали денег и не ограничивали своих желаний.
Будущий хозяин дома Пере Мила сам был задействован в сфере строительства. Его жена, Росарио Сегимона, слыла очень состоятельной женщиной, получившей немалое наследство после усопшего ранее мужа. Мила обожал баловать жену и исполнять все её капризы. Супруги пожелали стать владельцами настоящего шедевра, который будет заметно отличаться от уже построенных в Барселоне домов под авторством Гауди.
Заказчик выкупил 1 тыс. квадратов городского участка и снёс все здания, возведённые на нём ранее. Таким образом, архитектору была предоставлена полная свобода для воплощения фантазии.
Автору нужно было разработать уникальный по своей архитектуре и внутреннему дизайну проект. Застройщики вставляли самые высокие требования. Фото чертежей можно найти в архивах современного города.
Благодаря способности полностью абстрагироваться от реальной жизни и форм, Антонио в краткие сроки предоставил чертежи для будущего дома Мила. Гениальность мастера позволила выполнить проект, в котором отсутствовала всякая симметрия.
Роль несущей конструкции была отведена только колоннам. Согласно задумке, стационарные стены в здании просто отсутствовали. Разработка предусматривала наличие железных конструкций, которые станут основанием для каменных декоративных стен.
Поскольку устройства со стенами могли двигаться, то такие перегородки назвали «плывущими». Это было сделано для того, чтобы Мила смог сдавать в аренду квартиры будущего дома. Ставку сделали на максимально комфортную планировку, которую можно устроить индивидуально для каждой квартиры. Стены можно было двигать, чем создавался оригинальный дизайн каждой комнаты.
Архитектор вложил много сил в разработку проекта. С каждым строительным этапом он добавлял всё новые элементы в чертежи с целью максимально усовершенствовать заказ. Для дома Мила были отброшены в сторону все существующие шаблоны.
Целью было приблизить человека к сути самой природы. Но семейная пара Мила постоянно торопила мастера со сроками сдачи объекта. Это нарушало все планы расчётливого мастера. Поэтому возникало много спорных ситуаций между Гауди и бизнесменом Каталонии.
Дом Пере Мила
Здание «каменоломни» напоминает сглаженную морскими волнами большую скалу. В доме полностью отсутствуют острые углы и прямые формы. Мягкие изгибы линий стен и перегородок направлены на создание особой психологической атмосферы квартир. Своё прозвище здание получило из-за своей массивности и тяжёлых форм.
К тому времени, когда горожане привыкли к массивной архитектуре городского здания, известный архитектурный деятель уже начал работы по проектированию Храма Святого Семейства.
Ещё одной особенностью дома Мила было наличие оконных проёмов для каждой комнаты. Такой подход стал новаторством для архитектуры Испании начала прошлого века. Антонио не придерживался типовых расчётов ни в одном из своих творений. Он буквально вкладывал душу в каждый новый проект.
Его целью стало соорудить настоящий дворец, комнаты которого будут светиться от количества присутствующего солнечного света. Он успешно добился поставленных задач, несмотря на постоянно возникающие трудности и препятствия в работе.
Внутренняя территория дома разделена на три отдельных пространства. Через искусственные дворики проходит не только много света, но и осуществляется отличное проветривание комнат. Учитывая жаркий испанский климат, даже сегодня в доме нет кондиционеров.
Детальная разработка вентиляционных шахт рассчитана на циркуляцию свежего воздуха в каждом помещении. Возможность свободно менять расположение стен в квартире в прошлом веке было настоящей сенсацией. Современная архитектура только начала делать первые шаги в этом направлении.
Каждый этаж здания отличается от предыдущего. Это вызывает особый восторг как у жильцов, так и у туристов. Такой эффект создаётся не элементами перепланировок, а отсутствием несущих стен строения. Этот очень опасный приём стал возможным только благодаря самым точным расчётам Гауди, при этом автор не имел права ошибиться ни на миллиметр.
Одним из причудливых мест в архитектурном творении стала крыша. Рассматривая её внимательно создаётся впечатление присутствия сказочных героев. На самом деле за такими скульптурами хорошо маскируются дымоотводы и вентиляционные трубопроводы. Такой же маскировкой Антонио закрыл спроектированные шахты лифтов. К сожалению, при жизни Антонио Гауди эти устройства не были установлены.
Поднимая исторические данные, искусствоведы приходят к выводу, что сохранившиеся формы постройки не являются законченным замыслом автора. Желая создать самое светлое здание, маэстро хотел придать особенный вид фасаду.
Естественную тяжесть форм архитектор хотел «облегчить» зелёными лианами. А для решёток на балконах была предусмотрена художественная ковка. Выполнение этого элемента автор доверил своему старинному другу Жузеппе-Марии-Жужолю. С этим талантливым архитектором и дизайнером Антонио работал не один год.
Совет организации архитекторов города принял решение максимально восстановить оригинальный вид здания. Ведутся работы по реставрации фасада и внутренних элементов конструкции. В ближайшее время планируется завершить процесс реконструкции, результатом которого станет абсолютное восстановление начального вида дома Мила.
Такая возможность появилась только по причине включения Каса-Мила в список мирового памятного наследия ЮНЕСКО.
Интересные сведения для туристов и гостей Барселоны
Несмотря на полную реконструкцию здания, в доме есть заселённые квартиры. Их владельцами являются влиятельные люди Испании. Вход туристам на жилые этажи запрещён. Само сооружение состоит на учёте материальной базы сберкассы Барселоны.
Но туристические брошюры не перестают манить туристов и приезжих со всего мира к уникальному архитектурному детищу Антонио Гауди. Поэтому удовлетворить свой интерес все гости города могут при посещении отдельно предоставленного верхнего этажа. Из него сделали самый настоящий музей архитектуры Барселоны c возможностью выхода в мансарду и на крышу постройки. Многие элементы в этих помещениях остались без изменений, в авторском исполнении. Площадь музейного этажа составляет 1 тыс. м² и помещает достаточное количество туристов.
Сегодняшняя стоимость билета для посещения музейной площадки колеблется в пределах 15 евро. Сезонным периодом для посещения Дома Мила являются весенние, летние и осенние месяцы. С 9 утра и до 8 вечера музей принимает посетителей в тёплое время года, а в зимние месяцы осмотры проводятся до полседьмого вечера. В связи с ростом цен нужно уточнять окончательную стоимость билета.
Барселона❤️Гауди: экскурсия в последнюю частную квартиру в Доме Мила
Человек с сотней странностей и великий архитектор Антонио Гауди родился в 1852 году. Он прожил 74 года, и пик его работы пришелся на 1890–1910-е годы.
В то время Каталония переживала финансовый бум, тесно переплетенный с идеологической задачей возродить былую славу региона и национального языка. Литературные критики и политики писали о каталонской душе, поэт Жасинт Вердагер создал давно желанный эпос на подлинном каталонском языке — «Атлантиду». Текстильные магнаты пытались конкурировать с Лондоном и Парижем и хотели думать о себе чуть больше, чем как о региональных купцах. Барселонской элите хотелось ощутить себя элитой столичной, а не периферийной; спутником и пособником им в этом стало местное национальное движение — каталонизм. Журналы и магазины на тему каталонизма и Отечества плодились как грибы после дождя, и все искусство, вольно или невольно, было брошено на выполнение задачи прославления Каталонии и всего, что эта без сомнения великая земля породила.
Каса Мила, он же Ла-Педрера. В 1984 году стал первым зданием XX века, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Главным искусством города стала архитектура. Богатые люди заказывали свои дома у архитекторов-каталонистов, которые воспевали отчизну в камне и кирпиче. Иногда дома строились с нуля, иногда художественно переделывались. Как правило, владельцы зданий жили на втором этаже — именно поэтому в Испании он называется principal, то есть «главный», где живут хозяева. Остальные три-четыре этажа, выраставшие над покоями владельцев, сдавались внаем — в основном людям тоже не бедным. Поэтому в домах работы Антонио Гауди живут: дома для того и строили.
Из всех прокаталонских деятелей этот архитектор был самым каталонским. Он родился в городе Реус, там провел детство и в итоге стал главной достопримечательностью этого малюсенького городка в 100 км от Барселоны. Естественность, неровность, природная асимметрия — узнаваемые мотивы гаудианского стиля в архитектуре, и за бесконечными изгибами растений и жизни Гауди наблюдал именно в Каталонии. Для набожного мастера природа воплощала жизнь и творение, это был Бог как он есть, и этот Бог был неотделим от каталонской земли. В творчестве Гауди, радикально верующего и сурового, Каталония, природа и Бог — своего рода переосмысленная Святая Троица. Архитектор отказывался говорить на испанском и, даже когда его представили королю Альфонсо XIII, на все вопросы отвечал на каталонском, изрядно шокировав придворных.
Центральный вход в Ла-Педреру
Коридор, где расположена квартира Кармен Бургос-Боск — к ней в гости напросилась «Афиша Daily». Хозяйка наотрез отказалась фотографироваться анфас
«А здесь у нас повесили современное искусство, которое изуродовало внутреннее патио», — комментирует Кармен
Парадная столовая, где раньше принимали гостей
Деревянная скамейка — по словам хозяйки, работы самого Гауди
Гостиная, которая выглядит как музей
Что произошло с домами
В самой Барселоне, не считая Саграда-Фамилии (упреждая вопрос — ее достроят к 2026-му), находится семь зданий Антонио Гауди. Это дома Бальо и Мила, расположенные на проспекте Грасия, дом Висенс, дворец и павильоны Гуэля, дом Кальвет и башня Бельесгуард. Из этих семи четыре здания не сдавались внаем, а полностью принадлежали семье заказчика. А Кальвет, Бальо и Мила изначально совмещали в себе две функции: постоянное проживание владельцев и доход от сдачи.
Домом Кальвет до сих пор владеют частные лица — потомки Жуана Бойер-Виласеки, который купил его у семьи Кальвет в 1927 году. Семья Бойер-Виласека не заинтересована в коммерциализации здания и не открывает его туристам. На первом этаже тут находится элитный ресторан Casa Calvet, в котором якобы обедают голливудские звезды. Вот, к примеру, меню.
Судьба же домов Мила и Бальо — самых эффектных в карьере Гауди и расположенных в пятистах метрах друг от друга — оказалась весьма схожей. После того как заказчики зданий умерли, какое-то время за ними следили их дети и внуки. Затем работы Гауди были перепроданы различным корпорациям.
Дочери господина Бальо Кармен и Мерседес продали фамильный дом в 1954 году страховой компании Seguros Iberia, которая использовала его под офисы. В то время Испания находилась под контролем Франко и мало кто приезжал в Барселону, чтобы прогуляться по Лас-Рамблас в расслабляющей атмосфере правой диктатуры. Ситуация кардинально изменилась в 1992-м, когда город принял Олимпиаду: это был однозначный, ошеломительный успех, и Барселона начала путь к своей нынешней славе главного курорта Европы.
Всего год спустя после Олимпиады дом Бальо купила семья Бернат — владельцы компании Chupa Chups и, судя по всему, люди с исключительным финансовым чутьем. Они отреставрировали здание (в эпоху Франко реставрацией домов, воплощавших собой гордость и притязание на исключительность Каталонии, не занимались) и открыли его туристам. Сегодня мало кто уезжает из Барселоны, не заплатив свои €30 за вход в «дом-дракон». Так его называют из-за одной из версий трактовки декора: фасад похож на чешуйчатые бугры дракона, поверженного святым Георгием — покровителем Каталонии. По городу ходят слухи, что в Бальо до сих пор живет одна старушка лет ста, но документального подтверждения этой информации нет.
Глупо высчитывать, сколько может стоить эта квартира в евро, — главная ее ценность в том, что здесь не прерывалась история
Дом Мила — также известный как Ла-Педрера, «Каменоломня», — изначально замышлялся не только как резиденция, но и как элитный жилой комплекс. Гауди даже спроектировал для будущих жильцов подземную автомобильную парковку. Начали работы в 1906-м, строилась Ла-Педрера со скандалами и кое-как была окончена к 1912-му. Результатом конфликта между Гауди и заказчиками — господином Пером Милой и госпожой Рузер Сежимон — стал отказ архитектора когда-либо еще работать с частными лицами и его последующий переезд в мастерскую на территорию Саграда-Фамилии.
В Гражданскую войну Мила и Сежимон вынуждены были бежать, а здание перешло во владение республиканского правительства Каталонии. После победы Франко и унификации Испании Ла-Педрера много раз переходила из рук в руки, пока в 1986 году здание не выкупил главный банк региона — Caixa de Catalunya. В доме, как и задумывалось Гауди, жили люди, снимая помещения в аренду по бессрочным контрактам. Банк Каталонии, став владельцем, принял решение уважить эти контракты, и основная масса жильцов осталась в своих квартирах. Все жильцы Ла-Педреры получили право занимать помещения в здании до своей смерти, без права передачи договора детям, родственникам и кому бы то ни было еще. Сейчас тут живут два человека; попасть в свои квартиры они могут через отдельный, недоступный туристам лифт.
Жить в Ла-Педрере
С жительницей дома Мила, Кармен Бургос-Боск, я договорилась о встрече по телефону. Ей 87 лет, и у нее речевая афазия: она говорит короткими, отрывистыми словами, экономя на артиклях, союзах и порой глаголах. По телефону она просто назвала дату и время — вторник, 10 утра.
Кармен въехала в Ла-Педреру в 1960 году, вскоре после свадьбы с сыном известных в Барселоне нотариусов Луисом Рока-Састре. «Я всегда была очень счастлива, когда мы жили здесь с мужем, — рассказывает Кармен. — У нас была дочка. И нам всем хватало места. К нам приходили гости! Они приходили обедать, ужинать с нами. У нас был консьерж. Мы знали всех своих соседей, всех, кто здесь живет. Все жили в тишине, в спокойствии. Когда мы выходили из дома, внизу у подъезда нас ждал автомобиль. Заезд был с улицы Провенса, и выезжали мы прямо на Пасео-де-Грасию! Швейцарских комнат в Ла-Педрере тоже было две. Это был семейный дом. Я всех знала!»
Официальное прозвище здания — Ла-Педрера, — как уже было сказано, означает «каменоломня». Этот гигантский дом действительно похож на скалу, изрытую пещерами. Автор канонической книги о Барселоне австралиец Роберт Хьюз сравнивает с гротами и интерьеры квартир. Изгибающиеся, непредсказуемые, с фантасмагорической лепниной, они призваны напоминать жильцам о корнях каталонской жизни, о первобытных пещерах и приземленных, дышащих землей романских церквях X века, которые еще можно кое-где найти на здешней земле.
Уникальный Дом Мила в Барселоне – легендарная «каменоломня» Гауди
Адрес: Испания, Барселона, пересечение б-р Пассеч-де-Грасиа и ул. Карре-де-Провенса
Начало строительства: 1906 год
Окончание строительства: 1910 год
Архитектор: Антонио Гауди
Координаты: 41°23’43.2″N 2°09’42.4″E
Дом Мила в Барселоне, или как его привыкли называть каталонцы «Каменоломня» – последний из шедевров легендарного Антонио Гауди, который он построил в 1910 году для светского общества.
Вид на дом Мила с проспекта Пассеч-де Грасиа
После окончания этого самого трудного строительства за всю свою карьеру, Гауди начал работу над возведением знаменитого и, поражающего воображение, Искупительного Храма Святого Семейства. Многие туристы, приехавшие в Барселону, довольно часто удивляются и задают гидам вопросы: «Почему строительство Дома Мила было для Гауди трудным? Ведь если сравнивать «Каменоломню» и «Саграда Фамилия», то на последнее строение у Гауди ушло куда больше времени и сил?». Дело все в том, что архитектор столкнулся при строительстве Дома Мила не с техническими трудностями, хотя, справедливости ради стоит отметить, их было немало, а с бюрократией, которая процветала в те времена в столице Каталонии. Однако об этом следует рассказать более подробно чуть ниже.
Дом, чем-то похожий на пещеры, в которых живут первобытные люди, можно увидеть в месте, где пересекается бульвар Пассеч-де-Грасиа и улица Карре-де-Провенса. У этого здания можно постоянно встретить большое количество туристов, которые желают воочию увидеть один из уникальных шедевров Антонио Гауди. Описывать все декоративные элементы и талант Гауди можно бесконечно долго, но после того, как здание предстает перед взором, все, что слышал о нем раньше, вдруг забывается: приходит чувство восхищения и появляется совершенно иной взгляд на окружающий нас мир.
Фрагмент фасада дома Мила
Коренные жители Барселоны сразу не смогли принять Дом Мила за его необычные (даже для Гауди) формы, лишь спустя несколько десятилетий этим шедевром стал гордиться практически каждый горожанин. Наверное, просто потребовалось время, чтобы люди смогли по достоинству оценить не только поражающие воображение фасады дома, но и рационализм, и трезвый расчет, присутствующий во всех без исключения творениях Антонио Гауди.
Строительство Дома Мила
Возводить дом, прозванный впоследствии «каменоломней», Антонио Гауди начал в 1906 году. В то время он был уже довольно известным архитектором, которого ценили в светском обществе благодаря его дружбе с промышленником Эусеби Гуэлем: для него, как известно, он построил усадьбу и поработал над великолепным парком. К Гауди обратилась экстравагантная семейная пара, не привыкшая считать деньги и известная на всю Барселону своими шумными вечеринками и покупками дорогих вещей и недвижимости. Пере Мила, занимавшийся застройками, в честь которого и назван дом, всячески баловал свою супругу Росарио Сегимону, которая, к слову, и сама была состоятельной особой, получившей от своего первого мужа огромнейшее наследство. Паре захотелось иметь в своей собственности такое здание, которое не в чем бы ни уступала дому Бальо. Естественно, воплотить в жизнь эту мечту мог только Антонио Гауди, которому и был сделан заказ.
Вход в здание с улицы Карре-де-Провенса
Застройщик приобрел участок площадью более чем в 1 000 квадратных метров. Он решил не переделывать стоящие на нем здания, как в случае с Домом Бальо, а попросту снес все строения и предоставил возможность Гауди возвести нечто удивительное и неповторимое. План будущего здания архитектор, благодаря своей гениальности, разработал довольно быстро: дом должен был быть практически лишен всякой симметрии. Для этого предполагалось на железной конструкции закрепить каменные «плывущие» декоративные панели. Заказчик решил, что квартиры его будущего дома будут сдаваться в аренду. Антонио Гауди учел это и сделал так, чтобы планировка квартир была комфортной, и соседи не смогли бы помешать друг другу. Более того, в «Каменоломне» большинство стен сделали подвижными, что позволяло бы в кратчайшие сроки менять планировку того или иного помещения по своему усмотрению.
Гениальный архитектор с должным вниманием отнесся к заказу, и после разработки плана стал проверять свои расчеты и добавлять различные элементы. Ему очень хотелось, чтобы Дом Мила стал символом единения человека с окружающим миром, где не существует шаблонов.
Лестница во внутреннем дворе
Однако супругам хотелось как можно скорее получить здание и насладиться своим очередным триумфом в столице Каталонии. Естественно, человека, который привык к точным расчетам и практичности, не могло не раздражать такое поведение заказчиков, и Гауди пытался всячески объяснить Педро Мила и Росарио Сегимоне, что подобное строительство требует времени, а значит и терпения.
Дом Мила: препятствия во время строительства
Строительство началось, но основные трудности были еще впереди. Поторопившийся заказчик не успел узаконить строение, поэтому на объект постоянно прибывали контролирующие органы. Кроме этого, здание оказалось чуть выше той отметки, до которой разрешалось в те времена возводить дома. Педро Мила потребовал от Гауди сделать здание не таким высоким, иначе ему пришлось бы заплатить огромнейший штраф в бюджет города, который превышал пятую часть стоимости всего (!) строения. Камнем преткновения с властью стала и колона, которая из-за своих форм, менее чем на пятьдесят сантиметров выходила на тротуар. Ее требовали убрать или же сделать короче. Антонио Гауди, как описывали его состояние очевидцы того времени, пребывал в бешенстве. Он отстаивал свою четко выверенную колону и не собирался отказываться от нее. Тем более – укорачивать…. После разговора с очередным чиновником, Гауди, имя которого уже знали во всей и даже за ее пределами, в ультимативной форме сказал, что уберет колону, однако на ее месте напишет имя того, кто не позволил ее установить.
На крыше дома Милы
Антонио Гауди столкнулся с недопониманием его таланта, и ему впервые пришла мысль бросить строительство, хотя это полностью противоречило характеру архитектора, привыкшего доводить любое свое начинание до логического конца. Правда, в Барселоне чиновники вовремя одумались и решили создать специальную комиссию, которая скрупулезно бы проверила все расчеты Гауди. Ее вердикт полностью оправдал ожидания и заказчика, и самого исполнителя: здание со временем неоспоримо будет иметь историческую ценность и полностью безопасно для жильцов.
Архитектор взялся за работу так, словно у него открылось второе дыхание, казалось, все препятствия уже далеко позади и теперь только и остается – построить здание по заранее разработанному проекту. Однако гений архитектуры 20-го века опять натолкнулся на очередную преграду: власти Барселоны яро воспротивились тому, чтобы здание венчала огромная скульптура, названная Гауди «Богоматерь». Дело все в том, что, по мнению цензоров, «Богоматерь» совсем не напоминала собой Деву Марию, которая родила Спасителя человечества Иисуса Христа. В скульптуре они усмотрели явное сходство с языческой богиней по имени Гайя, которой поклонялись и приносили жертвы.
Вид на внутренний двор
По слухам, которые дошли даже до наших дней, против этой скульптуры выступил и сам заказчик Педро Мила. Некоторые историки утверждают, что между Антонио Гауди и семейной парой состоялся неприятный разговор, в котором последние не желали видеть на здании «Богоматерь». Скорее всего, такое нежелание связано с сожжением в 1909 году каталонцами многих католических храмов. Конечно, хозяева будущего дома не хотели, чтобы их собственность, в которую они вложили огромные средства, была уничтожена из-за одной скульптуры. Это был второй момент, когда Гауди решил отказаться от строительства Дома Мила. К работе его смог вернуть только долгий разговор со священником: о чем говорил архитектор со служителем церкви, остается загадкой, но после него автор проекта «Каменоломни», все же, решил довести дело до конца. В 1910 году Антонио Гауди сдал семейной паре дом, который пришелся наконец-то супругам по душе.
Дом Мила – описание
Работая над Домом Мила, Гауди довольно часто упоминал, что на ассиметричные опоры и волнистый фасад здания его натолкнула морская стихия и изящные каменные скалы. На огромную, лишенную острых углов скалу, и похож шедевр Гауди, который из-за его массивности и «тяжелых», «давящих» форм, жители Барселоны назвали «Каменоломней». Правда, резкой критики в свой адрес Гауди не получил: к Дому Мила очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.
В то время Гауди уже заканчивал работу над проектом Искупительного Храмома Святого Семейства. Глядя сейчас на творение архитектора можно выделить то, что во всех без исключения помещениях имеются окна: для начала 20-го века такая конструкция была несвойственна. Да и как можно говорить о типовых проектах, когда речь идет о доме, построенным самим Гауди?! Человек, создававший проект, имевший нестандартное мышление, хотел, чтобы всем жильцам дома было светло, тепло и уютно. «Дворец, который будет светлее самого света», – так часто называл Антонио Гауди свое будущее строение. Будем предельно откровенны: ему это удалось сделать, несмотря на все те препятствия, которые постоянно возникали у него на пути.
Если даже забыть о том, что над домом работал сам Гауди, все равно можно смело сказать, что это строение – своеобразная революция в архитектуре. Дом Мила имеет целых три внутренних дворика, которые не только способствуют естественному освещению помещений, но и их вентиляции. Удивительно, но и в наш век технологического прогресса, дом не нуждается в дополнительном кондиционировании даже в самые жаркие дни. Настолько тщательно была продумана система естественной вентиляции помещений. О свободной планировке квартир, которую стали применять лишь сравнительно недавно, не стоит даже и упоминать: в начале двадцатого века это было просто-таки чем-то из области фантастики.
Вентиляционные трубы на крыше дома
Особое восхищение вызывает тот факт, что ни один этаж здания совершенно не похож на другой. И дело тут даже совсем не в свободной планировке. Этого Гауди удалось добиться за счет полного отсутствия в доме опорных стен, а это было бы крайне опасным, если бы не четкие расчеты архитектора.
Любой турист, оказавшись на крыше Каса-Мила, в очередной раз застывает от удивления. Создается впечатление, что на крыше проживают различные сказочные персонажи. На самом деле, фантастические скульптуры – это лишь маскировка дымоходов и вентиляционных труб. Также необычными скульптурами замаскированы и шахты лифтов. Да-да, Гауди предусмотрел и лифты в своем творении, правда, добавили их туда уже значительно позже.
Как бы там ни было, все же, шедевр Гауди под название Дом Мила, в наши дни далек от того, каким его видел сам архитектор. Ведь он планировал не только само здание, но и уже видел, как сделать его «тяжелый» и необычный фасад еще привлекательнее. К примеру, роскошные кованые решетки балконов Гауди желал украсить вьющейся зеленью и яркими цветами. К слову, решетки были выполнены по эскизам архитектора и дизайнера, Жузепом-Марией-Жужолем, с которым Гауди продолжительное время сотрудничал.
Увы, Дом Мила не дошел до нашего времени в своем первоначальном внешнем виде: многочисленные детали были варварски уничтожены, а по совету одного из «современных» дизайнеров строение выкрасили в грязно-коричневый цвет. Правда, в настоящий момент ведутся реставрационные работы, и шедевр Гауди уже вот-вот станет таким же, как и был при жизни своего создателя. Все это стало возможным благодаря тому, что в 1984 году Каса-Мила был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все творения Гауди должны остаться для потомков, а как может быть иначе, когда речь идет о произведении искусства?
Дом Мила: памятка для туриста
Как уже говорилось выше, посмотреть на легендарную «Каменоломню» в Барселоне желают путешественники со всех уголков нашей планеты. Правда, перед посещением Дома Мила необходимо помнить, что в некоторых квартирах до настоящего времени живут состоятельные каталонцы, а само здание является частной собственностью сберегательной кассы Барселоны.
Насладиться талантом Антонио Гауди можно лишь на бельэтаже, который представляет собой своеобразный выставочный зал, в квартире на седьмом этаже, в мансарде и, конечно же, на крыше. К слову, на бельэтаже можно увидеть многое, к чему прикасалась рука Гауди, его площадь составляет ни много, ни мало – 1 000 квадратных метров. Все остальные помещения заняты, и вход туда запрещен. Билет, дающий право посещать все доступные для осмотра помещения, стоит 20,50 евро. Ходят слухи, что его стоимость может в ближайшее время возрасти. Также не лишним будет знать, что Дом Мила открыт для посещений в «сезон» с марта по ноябрь с 9-00 до 20-00; в остальные месяцы он закрывается в 18-30.
Дом Мила в Барселоне – последняя светская работа Гауди
Дом Мила – одна из популярных каталонских достопримечательностей, известная своим фасадом и необычными архитектурными решениями. Её создателем является Антонио Гауди – всемирно известный архитектор, благодаря которому Барселона стала одним из самых посещаемых городов мира.
Общие сведения
Каса-Мила – жилой дом на пересечении бульвара Пасео-де-Грасия и улицы Карре-де-Провенса в Барселоне. Одна из самых посещаемых архитектурных достопримечательностей каталонской столицы.
Всемирную известность строение получило благодаря своему необычному фасаду, а также причудливым фигурам на крыше здания. Интересно, что в самом начале местным жителям дом совершенно не понравился, и они называли его “Педрера”, что в переводе с каталонского означает “каменоломня”.
Ежегодно дом Мила посещает более 1 млн. путешественников, однако используется он не только как туристический объект – в небольшой части здания по-прежнему живут люди, которые не в восторге от такой популярности дома.
История строительства
Дом Мила, построенный для семьи Мила, появился на карте Барселоны в 1910 году. Разрабатывал проект лично Антонио Гауди.
Уже на этапе строительства дом стал настоящей сенсацией, ведь архитектор использовал новаторские приёмы. Во-первых, он создал продуманную систему вентиляции, и в комнатах никогда не было жарко. Во-вторых, он использовал передвижные межкомнатные перегородки, благодаря которым помещение могло кардинально изменяться. В-третьих, под домом был построен подземный гараж, что раньше казалось просто невозможным.
Новаторство Антонио Гауди заключается и в том, что практически в каждой комнате он сделал окно (раньше такого не практиковалось), и, следовательно, в помещения стало проникать много солнечного света.
Интересно, что в доме изначально планировалось установить лифты, однако этого по какой-то причине не сделали, и появились они в здании гораздо позже.
В 1984 году дом Каса Мила был внесён в список ЮНЕСКО. Интересно, что это первое здание, удостоенное такого внимания, которое построено в 20 веке.
Архитектура здания
Дом Каса Мила в Барселоне – прекрасный пример того, как хрупкость может сочетаться с громоздкостью. Современники Антонио Гауди говорят, что мастер черпал вдохновение у природы. Своеобразным прототипом дома Каса Мила стали скалы и горы, омываемые морем. Если присмотреться, то достопримечательность действительно напоминает большую отёсанную скалу, выросшую посреди каталонской столицы.
Особого внимания заслуживают и кованные ограждения на балконах – они выполнены с не меньшим мастерством, чем остальная часть здания. Их изготовлением занимался Жузепа-Мария Жужоля, работы которого можно увидеть и в других домах, спроектированных Антонио Гауди.
Как и в большинстве своих проектов, Антонио Гауди в доме Мила создал три внутренних дворика, а также невероятно интересные “пластичные” фигуры на крыше.
Главное отличие Каса Мила от других произведений Антонио заключается в том, что здесь архитектор работал не только над зданием, но и над внутренними помещениями. Он собственноручно разрабатывал дизайн окон в квартирах, дверных ручек и мебели.
Что внутри
Дом состоит из 6 основных частей, а также множества маленьких (например, комната служанки или прачечная) помещений:
- Двор-патио. С технической точки зрения, это самая важная часть дома, ведь она отвечает за вентиляцию помещений и доступ дневного света в комнаты. В этой части фасад здания украшен полихромной росписью, а на полу можно увидеть фрески с мифологическими сюжетами. В дворике высажено много цветов и стоят две скамейки.
- Терраса – одно из самых интересных мест в Каса Мила. Здесь можно гулять часами, рассматривая причудливые фигуры, выложенные мозаикой тренкадис (кусочки стекла и плитки). Каждая такая скульптура выполняет свою функцию – что-то является трубой, а что-то – вентиляцией.
- Мансарда – это одно из самых интересных помещений в Каса Мила, которое ранее использовалось как прачечная. Потолок поддерживают 270 кирпичных арок, а в нишах установлены стенды, посвящённые жизни и творчеству Антонио Гауди. Здесь можно найти его чертежи, записки, фото и документальные фильмы, посвящённые знаменитому архитектору. Тут же можно увидеть макеты самых известных зданий, построенных по проекту Антонио Гауди.
- Квартира-музей – это одна из реальных квартир дома Каса Мила, в которой когда-то жили люди. Здесь можно увидеть не только оригинальную мебель, но и другие детали (например, дверные ручки или оконные рамы), созданные по эскизам Антонио Гауди. Обратите внимание на невероятной красоты орнаменты.
- Выставочный зал находится в бельэтаже. Когда-то здесь жили сами хозяева – Милы, а теперь находится главный экспозиционный зал. Здесь проходят временные выставки и периодические устраивается мастер-классы. Если говорить об интерьере, то обратите внимание на колонны – на них высечено много символических надписей и вылеплен интересный цветочный орнамент.
- Кафе находится на первом этаже дома Каса Мила. Чтобы попасть сюда, билет покупать не придётся – есть отдельный вход. Это помещение напоминает одну из старинных таверн, где путешественники могут выпить чашечку кофе или бокал хорошего испанского вина.
На посещение достопримечательности следует отвести 1-2 часа. Внутри дом Мила не такой большой как кажется, но посмотреть есть на что.
Практическая информация
- Адрес: Passeig de Gracia, 92, 08008 Барселона, Испания.
- Время работы: 9.00 – 20.30.
Стоимость билетов. Сотрудники музея разработали несколько программ:
- Общий билет. Стоимость для взрослых – 22 евро, для детей и пенсионеров – 11.
- Премиум – билет с открытой датой. Стоимость – 29 евро.
- Ночное шоу. Вас ждёт интересная вечерняя экскурсия по дому Каса Мила, небольшой концерт на террасе и ужин в ресторане Cafè La Pedrera. Стоимость – 59 евро.
- Ночное путешествие. Билет на ночное путешествие включает в себя экскурсию по музею поздним вечером с фонариками, которые создают непередаваемую атмосферу таинственности. После вы поднимитесь на террасу, чтобы полюбоваться ночной Барселоной. Стоимость – 44 евро.
- Индивидуальное посещение. Главный плюс данной программы заключается в том, что турист может посетить музей без толпы путешественников, и в одиночестве лучше рассмотреть интерьеры. После осмотра экспозиции вас ожидает завтрак в кафе на первом этаже. Стоимость рассчитывается индивидуально.
Всем посетителям бесплатно предоставляется аудиогид, карта музея и Wi-Fi.
Официальный сайт: https://www.lapedrera.com/en
Цены в статье указаны на ноябрь 2019.
Интересные факты
- Дом Мила в Барселоне – последняя работа Антонио Гауди (не считая, конечно, Храм Святого Семейства, строительство которого продолжается и сегодня).
- После завершения строительства дома, хозяевам пришлось заплатить крупный штраф, ведь новое здание занимало слишком большую территорию, и полностью изменило традиционный облик Барселоны.
- Каса Мила используется не только как туристический объект. В южной части здания расположены офисы и жилые квартиры.
- В Каса Мила нет несущих стен, благодаря чему можно легко менять планировку квартир.
Полезные советы
- Лучше приобретать билеты в музей заранее на официальном сайте. Это не только удобнее, но и дешевле (22 евро вместо 25).
- Туристы отмечают, что аудиогид в музее очень интересный и понятный даже для человека, не разбирающегося в истории. Интересно, что есть даже отдельный для детей.
- Самые красивые фото дома Мила в Барселоне можно сделать в вечернее время, когда по всему городу включается подсветка.
- Обязательно посетите смотровую площадку, которая находится на террасе – отсюда открывается красивый вид на город.
- Дом Гауди Каса Мила работает без выходных, но лучше приходить сюда днём в будни – в это время жарко, и туристов очень мало.
- Если хотите сэкономить, приобретите карту Барселона Сити Пасс, которая гарантирует скидку в 20% на посещение этого музея.
- Посещая дом Мила, обратите внимание на “зверинец” – архитектурную композицию на террасе.
Легенда о создании Дома Мила:
Автор: Мария Протасеня
Обновлено: 22 Окт, 2019 Дом Бальо, который нередко называют Домом Костей, относится…
Обновлено: 6 Ноя, 2019 Дом-музей Гауди, возведенный посреди парка Гуэль и посвященный…
Обновлено: 6 Ноя, 2019 Парк Гуэль — популярная туристическая достопримечательность в Барселоне,…
Обновлено: 13 Ноя, 2019 Барселона – столица Каталонии и самый посещаемый город…
Дом Мила — самый известный проект Антонио Гауди
Дом Мила является самой раскрученной достопримечательностью из серии творений Антонио Гауди в Барселоне. Интересные интерьеры, классная смотровая площадка на крыше — все это делает посещение Casa Mila очень интересным, но при этом не всегда доступным, из-за огромного количества туристов, желающих посетить данное строение.
История возникновения дома
Проектирование и строительство этого дома явилось самой трудной работой знаменитого А. Гауди. Работа над ним заняла у него несколько лет – с 1906 по 1910 года. Это строение явилось не только самой сложной, но и завершающей его работой, так как после постройки этого здания он с головой ушел в создание храма Саграда Фамилия.
Дом Мила во всей красе
В начале ХХ века, Каталония являлась одной из самых богатых испанских провинций. Именно здесь жили настоящие «сливки» общества: предприниматели, бизнесмены, успешные дельцы. К числу их и относился Пере Мила, который женился на богатой вдове Розарии Сегимон. Жена с новаторскими взглядами и консерватор до мозга костей, они и привлекли к задаче А. Гауди. Первый этаж предлагалось сдавать внаем, а на втором должны были жить сами владельцы дома.
Новое здание заказал в 1906 году процветающий предприниматель Педро Мила-и-Кампс, который как-то заметил, что потерял меньше денег, чем терпения, ожидая завершения строительства дома (1910 г.).
Гауди, с присущей ему педантичности, тщательно прорабатывал каждый элемент и был разочарован, когда владелец отверг массивную бронзовую скульптурную группу «Богоматерь в розах с архангелами Гавриилом и Михаилом», которой архитектор предполагал увенчать строение.
После событий Сетмана Трагика в 1909 году, во время которых многие церкви подверглись разграблению, сеньор Мила не желал, чтобы его дом постигла такая же участь. При этом, А. Гауди отказался от участия в проекте на последнем этапе – выбранный им дизайнер интерьера был заменен другим.
Эта работа во многом предвосхитила свое время и была по-настоящему новаторской во всех смыслах. Так, специально спроектированная система вентиляции позволила не применять кондиционеры в жилом доме. В доме есть гараж, что в те временя было большой роскошью. Кроме того, в первоначальном проекте было учтено строительство лифта, однако на первом этапе строительства была заложена только его шахта. Сам лифт был установлен намного позднее, уже после смерти архитектора.
Само здание не снабжено опорными стенами или несущими колоннами. Кованые решетки балконов очень напоминают подобные в доме Висенс, статью о котором вы также можете почитать у меня на сайте. Внутри здания – три небольших дворика: круглый и два в виде эллипса. Именно к ним, градостроитель часто обращался для того, чтобы зрительно увеличить пространство дома и наполнить его светом и свежим воздухом. Во всех помещениях имеются окна, откуда поступает дневной свет. Несмотря, что сразу после того, как это здание было построено, он и получило среди горожан нелестное прозвище «Каменоломня», за не очень привлекательный фасад, в конце 20 века – это сооружение было занесено в список Всемирного наследия «UNESCO».
Внутри здания, световые шахты объединяются в 2 двора – патио, имеющих необычную извилистую форму. На фасадах можно увидеть мифологические фрески и роспись в виде растительных мотивов. На это, Мастера натолкнули морские мотивы, а также каменные скалы прибрежных берегов.
Также необычна и крыша, которая в отличие от обычных ровных, выполнена извилистой. Она имеет большое количество архитектурных элементов, включая дымоходы, выполненные в виде сказочных персонажей и неведомых существ. Помимо архитектуры, для данного дома архитектор спроектировал и мебель, которая была создана в том же стилевом решении, что и само здание и очень подходило интерьеру здания, как по форме, так и по замыслу.
До нашего времени, дом Мила не дошел в его первоначальном облике. Некоторые элементы дома варварски разрушили, а строение было покрашено в грязно-коричневый цвет. Однако, в настоящее время, верхние этажи дома полностью отреставрированы и последний жилой дом великого архитектора вновь и вновь радуют новых посетителей — почитателей его таланта.
Прогулка по дому Мила
Дом Мила, с его странным, волнистым фасадом, многие критики считают более интересным в архитектурном отношении, чем Каса Бальо, но важнее то, что Casa Balto предполагал реконструкцию существующего здания, тогда как Ла-Педрера строилась на пустом месте, для него были снесены постройки на углу Пассеч-де-Грасия и Каррер-де-Провенса.
На нижнем уровне умышленно неровные столбы расширяют «сумасбродную» поверхность фасада. Когда строительство здания было завершено, городские инспекторы сказали Гауди, что из-за того, что некоторые столбы выступают больше других, они не соответствуют городским нормам проектирования. Архитектор ответил, что, если они настаивают, он может перенести их, но поскольку здание уже построено, он не может поручиться за последствия, после чего у местной городской экспертизы больше вопросов не возникало.
Дом Мила имеет два отдельных и не связанных между собой входа — один с угла улицы (в текущее время он служит входом в магазин сувениров) и другой со стороны улицы Каррер-де-Провенса. Именно через этот второй вход туристы попадают в само здание. Дизайн внутренних стен создан, как и фасад здания, как будто в движении. Это тоже была задумка великого архитектора, который в итоге спроектировал два внутренних дворика, один – округлого, а другой – овального очертания. Жилые помещения и офисы «обтекают» их, как вода валуны. Интерьер выдержан строже экстерьера, хотя наружные лестницы выглядят словно покрытые рябью, вздымающиеся волны. Посторонним лицам доступ разрешен только на верхний этаж, мансарду и необычную крышу здания. Помещения на верхнем этаже были прекрасно отреставрированы, меблированы и теперь выглядят так, как и в нач. XX века. Интерьер дома столь же необычен, как и наружный облик. Везде, где только возможно, архитектор исключает прямую линию – в потолках, стенах и дверях. Планировка всех помещения – круговая (кухня, спальни, столовая, ванная и т.д.). Дизайн дома с элегантной отделкой настолько стильный, что здесь хочется остаться даже немного пожить.
Интерьеры верхнего этажа
К сожалению, площадь верхнего этажа не слишком большая и ничего другого не остается, как подняться на следующий этаж — мансарду из кирпича. Здесь уже наблюдаются виды конструкций из параболических арок с ребристым обрамлением, которые придают помещение особое очарование. Данный конструктив вообще можно считать фирменным стилем работ Антонио Гауди, т.к. его можно наблюдать и в других его творениях, например в Каса Кальвет.
В настоящий момент мансарда в доме Мила превращена в некий мини-музей Гауди (Эспай Гауди). Макеты спроектированных им зданий чередуются с видеоматериалами об этом человеке. Вы увидите здесь и образцы несущих конструкций, которые Гауди использовал для решения инженерных задач в стремлении воплотить свой идеал уподобления архитектурных строений природным формам.
Смотровая площадка на крыше
Подняться на крышу можно из мансарды, но ничто из увиденного, даже смотровая площадка дворца Гуэля не подготовит вас к зрелищу, ожидающему там. Нетрудно понять, почему некоторые усматривают в доме Мила подобие крепости – дымовые трубы и другие элементы напоминают отряд дронов из звездных войн, высадившихся на крышу.
Бравые войны на крыше)
Они выглядят как фигуры, готовые прийти в движение на межгалактической игровой доске. Все это формирует фантастический ландшафт крыши.
Смотровая площадка Каса Мила
Виды со обзорной площадки на Барселону тоже неплохие. На мой взгляд, это действительно бонус для туристов, который отличает данное творение А. Гауди от его других проектов.
Как добраться до дома Мила
Дом Мила расположен в самом центре района Эшампле по адресу Passeig de Gràcia, 92. Рекомендую начать знакомство с архитектурой Гауди именно с этого проекта. Ближайшая станция метро от дома — Diagonal.
Прогулка от старого города Барселоны займет не более 5-10 минут.
Время работы
Casa Mila обычно открыт все дни недели. Часы работы музея разделяется на дневное и вечернее.
Расписание 2017 года:
Календарные дни | Дневное посещение | Вечерняя экскурсия | Примечание |
---|---|---|---|
26 декабря – 3 января | 9:00 – 20:30 | 21:00 – 23:00 | кроме 1 января |
4 января – 2 марта | 9:00 – 18:30 | 19:00 – 21:00 | кроме 9-15 января |
3 марта – 1 ноября | 9:00 – 20:30 | 21:00 – 23:00 | |
2 ноября – 24 декабря | 9:00 – 18:30 | 19:00 – 21:00 | |
25 декабря | закрыт! | ||
1 января | 9:00 – 20:30 | 21:00 – 23:00 | |
9 января – 15 января | закрыт! |
Стоимость посещения
Я уже как-то упоминал о невменяемой ценовой политики всех творений Антонио Гауди, когда делал отчет о посещении дома Бальо. С другой стороны, с учетом огромных очередей в Каса Мила, возможно я и придираюсь. Очень рекомендую позаботиться о приобретении билетов заранее через интернет, чтобы не тратить свое время в очереди. Хотя конечно, при желании в очереди можно и не стоять, а купить премиум-билет. Только вот его стоимость будет на 6,5 евро выше!
Стоимость билетов в дом Мила зависит от возраста посетителя и времени посещения. Существует 4 типа билетов:
Обычный — просто посещения музея в дневное время. Доступны все комнаты и этажи дома, включая смотровую площадку.
Премиальный — все тоже самое, что и обычный, только купить его можно без очереди, что соответственно повышает его стоимость для взрослых и студентов.
Вечерний — это посещение музея в вечернее время, когда за окном уже темно. Служители дома обещают уникальное световое шоу, которое будет спроектировано на стенах и на крыше.
Кроме того, в стоимость посещения включен небольшой фуршет — бокал вина и профитроли.
Комплексный — комбинированный билет, который включает в себя посещение музея в дневное время, а также вечернюю экскурсию. Причем очень здорово, что вечернее посещение можно сделать не в тот же день, а спустя 3 дня.
Все стоимости билетов в таблице указаны в евро.
Возраст | Дневной | Премиум | Вечерний | Комплексный |
---|---|---|---|---|
Взрослый | 20,5 | 27 | 34 | 39,5 |
Студенты | 16,5 | 27 | 34 | 39,5 |
Дети 7-12 лет | 10,25 | 10,25 | 17 | 19,5 |
Дети до 6 лет | бесплатно |
От себя добавлю, что если есть интерес посетить дом Мила вечером, рекомендую приобрести комплексный билет, который даст вам возможность осмотреть интерьеры музея и днем и ночью.
Резюмируя все выше изложенное, я бы рекомендовал к посещению данную достопримечательность, даже с учетом такой высокой стоимости посещения.