Роксолана: какой была русская жена султана Сулеймана
Сегодня между разными странами и городами ведется борьба за право называться родиной тех или иных исторических деятелей. В основе этих споров чаще всего лежит меркантильный интерес – громкие имена и связанные с ними объекты культурного наследия привлекают туристов. Вот и легендарная Роксолана, супруга султана Османской империи Сулеймана Великолепного, происхождение которой до сих пор остается загадкой, вызывает множество противоречивых суждений.
Точное время и место рождения этой женщины не известны, как и имя, которое ей дали отец с матерью. Она появилась на свет между 1502 и 1505 годами предположительно на территории современной Украины. В юном возрасте ее похитили крымские татары, часто совершавшие грабительские набеги на соседние земли. Девушка рано узнала, что такое работорговля и невольничий рынок. Из Крыма полонянку переправили в Стамбул, и по воле случая она оказалась в гареме султана. Жизнь этой исторической личности нашла отражение в официальных документах и свидетельствах современников лишь с 1520 года, когда она привлекла внимание Сулеймана I. Поскольку в гаремах османских султанов девушкам было принято давать новые имена или прозвища, за жизнерадостный и легкий характер будущую супругу правителя стали называть Хюррем, что означает «веселая, приносящая радость». А особый титул «Хасеки-султан» она получила в 1534 году, после официального бракосочетания с Сулейманом I. Откуда же взялось красивое имя Роксолана? Так эту неординарную женщину прозвали в Западной Европе. Первым это сделал посол Римской империи в Стамбуле Огьер Гизелин (Ожье Гислен) де Бусбек. В его книге «Турецкие записки» (Париж, 1589 год издания) супруга Сулеймана Великолепного названа в честь древней страны Роксолании. Именно так в Турции и ряде других государств той эпохи было принято называть территорию Западной Украины, где предположительно родилась и выросла Хасеки-султан. Поскольку дипломат О.Г. де Бусбек полагал, что сердце султана покорила девушка из народа роксоланов, так он ее и назвал в своем сочинении. За послом это имя подхватили другие средневековые авторы.
Роксоланы – это русские?
Одной из причин, почему исследователям не удается выяснить происхождение Хюррем Хасеки-султан, является ее неподтвержденное отношение к таинственному и бесследно исчезнувшему народу. Большинство этнографов считают, что роксоланы – это сармато-аланское племя. По данным античных авторов, они жили в Северном Причерноморье и у берегов Дуная со второго века до нашей эры до середины первого тысячелетия. Этноним, очевидно, имеет два корня. Причем, его вторая часть «аланы» всем понятна, а по поводу первой ведутся жаркие споры. Многие ученые, в том числе Михаил Васильевич Ломоносов и известный историк Дмитрий Иванович Иловайский, отождествляли «рокс» и «росс», считая роксоланов древними предками русских. Вероятно, эти выводы знаменитых предшественников учитывал профессор МГУ Николай Александрович Смирнов в своем двухтомнике «Россия и Турция в XVI-XVII веках» (Москва, 1946 год издания, I том), указывая на русское происхождение легендарной Роксоланы. Многие другие отечественные исследователи высказывали аналогичное мнение.
А табличку изменили
Как известно, Хюррем умерла в апреле 1558 года в результате болезни, хотя по стране ходили слухи о коварных отравителях. Ее тело и по сей день покоится в восьмигранной куполообразной усыпальнице, рядом с мавзолеем венценосного супруга. Вместе с мечетью эти роскошные, богато украшенные здания составляют мемориальный комплекс Сулеймание (Стамбул). Долгое время сами турки считали Хасеки-султан русской женщиной. Об этом туристам сообщала табличка, установленная около усыпальницы. Но данный факт был оспорен. Как сообщило 25 января 2019 года посольство Украины: «Постепенно восстанавливаем историческую правду: по обращению посольства турецкая сторона изъяла текст надписи о якобы российском происхождении жены султана Сулеймана Первого Роксоланы около ее усыпальницы в мечети Сулеймание». Поскольку украинские власти оспорили русское происхождение Хюррем Хасеки-султан, представители Турции просто убрали какое-либо указание на национальность этой женщины. Кстати, украинцы отрицают принадлежность конкретной исторической личности к русскому народу уже не в первый раз. Например, в 2018 году в Киеве заявили, что королева Франции Анна Ярославна (около 1032-1075 гг.) не была русской княжной по своему происхождению. Точно так же украинцем жители соседней страны считают и легендарного киевского князя Владимира Святославича (около 960-1015 гг.), о чем ранее неоднократно писали местные СМИ.
Практически все украинские исследователи придерживаются версии, что супруга Сулеймана I была родом из города Рогатина, что находится в Ивано-Франковской области. И звали ее Анастасия. Известный историк Владимир Грабовецкий в интервью украинскому интернет-изданию «ВКурсе» прямо назвал Рогатин родиной Роксоланы. По мнению ученого, существует лишь один достоверный исторический документ, указывающий на происхождение неординарной женщины. И это свидетельство известного польского поэта Самуила Твардовского, который посетил Османскую империю в 1622-1623 годах, будучи секретарем знатного дипломата. Самуил Твардовский описал свои впечатления от этой поездки в книге Przewazna legacja J.O. Ksiazecia Krzysztofa Zbaraskiego (Важнейшая дипломатическая миссия князя Кшиштофа Збаражского), которая была опубликована в 1633 году. В ней автор выразил свое удивление, как бедная девушка из Рогатина смогла буквально «водить за нос» самого султана Сулеймана I. Основываясь на этом источнике, Владимир Грабовецкий настаивает на украинском происхождении Хасеки-султан. Он добавляет к этому, что Роксоланией в XVI веке турки называли всю территорию Западной Украины. Желая утвердить за собой право называться родиной этой исторической личности, в 1999 году власти города Рогатина установили на главной площади памятник Роксолане, который сразу же стал местной достопримечательностью. Известная украинская журналистка, публицист Светлана Кабачинская в статье «Загадка Роксоланы. Ради веселой хохлушки Сулейман Великолепный даже распустил свой гарем» (газета «Зеркало недели», 22 августа 2013 года) написала, что жители Буковины хорошо знают народную песню о девушке Насте, которая попала в плен к татарам, но впоследствии стала султаншей. А на Западной Украине ходят предания, что на свадьбу с Сулейманом в Стамбул ездила мать Анастасии, которая вернулась домой в Рогатин с богатыми подарками.
Другим населенным пунктом, претендующим на звание родины Хюррем Хасеки-султан, является поселок городского типа Чемеровцы Хмельницкой области Украины. Эта версия также имеет немало сторонников, в основном, среди польских исследователей. Дело в том, что с 1434 по 1793 годы указанная территория входила в состав Подольского воеводства Речи Посполитой. Польский поэт Маврикий Гославский (1802-1834 гг.) в своей поэме «Podole» написал: «A oważ to Roksolanka, Co to trzesła calim Wschodem, Była nasza Podolanka Z Czemerowiec rodem». Но с его мнением не согласились украинцы, переиначившие авторские строки на свой манер: «А тая ж то Роксоляна, Що то трясла всим Сходом, Була наша попадянка, З Рогатина родом». Как видите, стихи принципиально отличаются лишь заменой Чемеровец на Рогатин. Правда, некоторые украинские авторы утверждают, что это Маврикий Гославский переделал на свой лад их старинную народную песню. Кто тут прав, точного ответа никто не знает. По мнению большинства польских исследователей, Хюррем Хасеки-султан получила при рождении имя Александра. А ее отцом был священник Гаврила (Гавриил) Лисовский. Хотя высказывается мнение и о королевском происхождении Роксоланы, ведь в письмах к польскому монарху Сигизмунду ІІ Августу (1520-1572 гг.) она называет своего адресата братом, а он ее – сестрой. Вероятнее всего, такие обращения были использованы в дипломатических посланиях с целью укрепления добрососедских отношений между странами. Но как написала Светлана Кабачинская, лишь на этом основании некоторые польские историки делают вывод, что Роксолана была внебрачной дочерью короля Сигизмунда І Старого. В то время как других официальных подтверждений этого предположения не существует. Кстати, как и русские, поляки тоже претендуют на родство с древним народом роксоланов, видя в них своих славных предков.
Версия о литовском происхождении Хюррем Хасеки-султан имеет значительно меньше сторонников. Впрочем, нельзя сказать, что она безосновательна или менее правдоподобна, чем вышеперечисленные. По крайней мере, посол Великого княжества Литовского при дворе крымского хана в 1548-1551 годах написал этнографическое сочинение «О нравах татар, литовцев и москвитян» (De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum). Эта научная работа была опубликована в Базеле в 1615 году под псевдонимом Михалон Литвин. Настоящее имя автора неизвестно, есть лишь предположения, что это мог быть Михаил Тишкевич или Венцлав Николаевич. В своем сочинении Михалон Литвин упомянул: «…и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного (сына) его, который будет править после него, похищена была из земли нашей». То есть, литовский посол прямо назвал Роксолану своей соотечественницей.
По просторам Интернета гуляет и еще одна, наименее правдоподобная, версия происхождения Хюррем Хасеки-султан. Анонимные авторы постов в блогах, опасаясь подозрений в анти- или филосемитизме, высказывают предположение, что Роксолана была еврейкой. Они указывают на гонения, которым подвергся иудейский народ в Испании. Королевская чета – Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский – в 1942 году изгнали евреев-сефардов с Пиренейского полуострова. И те в массовом порядке были вынуждены бежать, в том числе многие перебрались в Турцию и Польшу. Так что чисто теоретически похищенная крымскими татарами в 1518 году девушка могла быть еврейкой. Косвенными доказательствами этой версии анонимные блогеры называют акты благотворительности, которые совершила Роксолана по отношению к иудеям. Например, она пожертвовала средства на строительство общественной бани в том квартале Стамбула, где жили преимущественно сефарды. Кроме того, личным секретарем Хюррем Хасеки-султан была Эстер Хандали, представительница богатой еврейской семьи, нашедшей покровительство при дворе султана Сулеймана I. Впрочем, благотворительная деятельность Роксоланы не ограничивалась помощью иудеям. За время своего правления она построила немало социальных, образовательных и религиозных объектов в Стамбуле, Анкаре, Эдирне, Мекке и Иерусалиме для представителей разных народов, чьи земли входили в состав Османской империи.
Почему некоторые славянские женщины сами убегали в плен к туркам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во времена процветания Османской империи ее войска, участвуя в войнах на европейском континенте или же совершая дерзкие набеги на страны Средиземноморского региона и Причерноморья, пленили много славянских девушек. Некоторые из них впоследствии попадали в гаремы султанов или османских пашей, где смиренно проживали до конца своих дней. А некоторые пленницы со временем возвращались домой. Но были случаи, когда девушки и женщины добровольно убегали в турецкую неволю.
Из воли в ясырь
Захват пленниц турками и татарами проходил примерно по одному и тому же «сценарию». Врываясь в села и городки, османы, как правило, начинали уничтожать взрослых мужчин. Особенно жестоко это совершалось там, где местные оказывали захватчикам сопротивление. В живых могли оставлять лишь малолетних детей мужского пола. Да и то только для того, чтобы вывезти их в турецкие земли, где из мальчиков потом делали верных воинов султана – янычар.
Янычарами становились мальчики-рабы, взятые в плен в детстве или младенчестве. / Источник: male.mediasalt.ru
Молодые же девушки-славянки были желанной добычей османов. Их брали в плен, часто вырывая из рук рыдающих матерей и сестер. После тщательной «сортировки» по возрасту девушек пешком гнали в Крым, где или продавали на местных невольничьих рынках, или переправляли за море: в Стамбул и другие города империи.
В неволе славянкам было уготовано либо стать работницами в хозяйстве какого-нибудь бея (помещика), либо же попасть в гарем к богатому осману или даже султану. В обоих случаях некоторые девушки мирились со своей судьбой и до конца дней оставались жить на чужбине. Однако многие всю жизнь тосковали по родным местам и довольно часто спустя годы возвращались домой.
Колонна невольников, которых турки ведут в Стамбул. Средневековая европейская гравюра. / Источник: was.media.com
Случалось такое в основном после заключения мирных договоренностей между Османской империей и ее северными соседями: Речью Посполитой, Гетманщиной, а позже – и Российской империей.
Жизнь в татарских гаремах
Степная красота некоторых восточнославянских девушек после пленения гарантировала им дорогу в гарем какого-нибудь паши или даже самого османского султана. Естественно, статус наложницы или одной из жен вельможи не гарантировал спокойную жизнь. Однако для некоторых девушек это был по-настоящему «счастливый билет», за который они хватались обеими руками.
И все же многие всю жизнь тайно мечтали вернуться когда-нибудь в родные края. Красивые истории о Роксолане или Хатидже Турхан – украинках, ставших настоящими «императрицами османов», это скорее исключение, нежели «правило» жизни наложниц султана. Интриги, заговоры, постоянный страх за свою жизнь и жизнь детей – вот настоящие реалии султанского гарема.
Все это становилось причиной того, что много славянских женщин при первом же удобном случае бросали все: драгоценности, шелка, даже детей, рожденных в гареме, и возвращались в родные городки, села и хутора. Однако не всем им на родине была уготована теплая встреча.
Как встречали дома вернувшихся из гаремов женщин
Большинство женщин, которые возвращались из османской неволи, тепло встречали в родных краях. Как правило, православная церковь внимала покаяниям бывших пленниц, которых татары вынуждали отрекаться от христианства и принимать ислам. Им прощалась измена в вере, они заново получали крещение и даже иногда снова выходили замуж. Однако были случаи, когда особо фанатично настроенные земляки-христиане убивали возвратившихся «мусульманок». Но об этом чуть позже.
Многие славянские женщины-невольницы, даже будучи любимыми своими богатыми мужьями-османами, всю жизнь тосковали по родине и мечтали вернуться домой.
В греко-католическом архиве города Перемышль хранится один интересный документ, написанный в конце XVII века священником из села Радруж (сейчас находится в Закерзонье – этнических украинских землях на территории Польши). Называется он «Краткая история женщины, которая вернулась из татарского плена». В ней рассказывается о судьбе Марии Дубневич – жены сельского старосты, попавшей в 1672 году в плен к османам.
Священник описывает возвращение Марии домой в 1699 году после 27 лет татарской неволи, где женщина была женой одного из состоятельных вельмож Стамбула. Именно после его смерти Мария бросила все богатство, а также двоих сыновей, которых она родила паше, и собрав некоторые ценные вещи, на телеге возвратилась домой. В родном селе женщина успела застать живым своего первого мужа – Василия, который, впрочем, в скором времени скончался.
Церковь в Радруже, которую отремонтировала бывшая османская пленница Мария Дубневич. / Источник: was.media.com
Оставшись действительно одинокой, Мария всецело отдалась благотворительности. Все деньги, а также золотую статуэтку Девы Марии, которые были привезены ею из Стамбула, женщина передала церкви в Радруже. Всю оставшуюся жизнь она посвятила Богу и добрым делам, как бы искупая все случившееся с ней. Похоронена была Мария рядом со своим первым мужем Василием в церкви, о которой она так заботилась после возвращения домой.
Пленницы по своей воле
После того как в 1672 году султан Мехмед IV завоевал Подолье, количество плененных турками славянских женщин значительно увеличилось. Однако среди них было немало таких, которые добровольно бросив все, шли в османские гаремы. Интересно, что на протяжении всех 27 лет, когда Подолье находилось под властью турок, документалисты фиксировали случаи возвращения из османских гаремов как плененных, так и добровольно ушедших туда русинок.
И вот теперь обещанные рассказы о жестоких расправах с вероотступницами. В архивных документах Каменец-Подольска можно найти истории нескольких женщин, которые в свое время добровольно отрекались от веры, семьи и родственников, и бежали в татарский плен. После они возвращались, однако прощение получали далеко не все.
Наказание за вероотступничество и блуд
Молодая подолянка (имя в документе не указывается) по фамилии Дзвиняцкая добровольно бежала из дому в османскую неволю. На протяжении 5 лет она жила в качестве наложницы одного из османских вельмож в Валахии (нынешняя Румыния). После возвращения домой из турецкого гарема и раскаяния перед земляками женщину наказали.
В XVI веке Валахия формально была независимым княжеством, однако находилась под протекторатом Османской империи.
Ей было велено купить двухфунтовые свечи в приходскую церковь, во время литургии лежать в ней на полу крестом и работать в помещичьем хозяйстве. Через несколько лет после возвращения Дзвиняцкая вышла замуж за земляка, получив на это разрешение священника.
Еще в одном документе можно найти историю некой Анны. Она была женой мельника Антония из Карвасар – пригорода Каменца-Подольского. Женщина вела распутную жизнь, за что была наказана: ее публично избили плетями на городской площади. После экзекуции Анна, бросив все, бежала в город Хотин, которым в то время владели османы. Там она отреклась от христианства и, приняв ислам, стала сожительствовать с неким Мехмедом – турком-каменщиком.
Хотинская крепость. Город, который сейчас находится в Черновицкой области Украины, был основан в 1002 году.
Прожив с новым «мужем» всего 2 недели, Анна однажды захватив с собой два платка, зеленый кафтан, контуш из французской ткани, а также сумку с серебряными монетами, сбежала в подольское село Исаковцы. Тут женщина планировала безбедно и спокойно жить, однако через несколько лет ей все же пришлось поплатиться за свои поступки.
Летом 1716 года Анну поймали и заперли в ратуше Каменца. Городской суд признал ее виновной в вероотступничестве и приговорил к смерти. Через три дня во время пятничной ярмарки женщине публично отсекли голову.
Почему женщины бежали к татарам
Подобные истории возвратившихся из турецкой неволи были в то время нередки. Их рассказывали на базарах, в корчмах (кабаках) и просто на улицах. И несмотря на это женщины и девушки продолжали добровольно бежать в османский плен. Зачем же они это делали, если знали, что платой за вероотступничество может быть смерть?
Одной из главных причин добровольного бегства женщин в плен к туркам считается стремление к беззаботной и красивой жизни.
Главными причинами бегства женщин к османам историки считают рассказы о «красивой жизни» в гаремах (которые распространяли не только турки, но и сами побывавшие в неволе женщины), а также легенды о Хатидже Турхан или Роксолане – наложницах, ставших султаншами. Как и сегодня, стремление к беззаботному существованию и достатку двигало многими представительницами прекрасного пола.
Почему возвращались
Большинство беглянок довольно скоро разочаровывалось в своем выборе. Жизнь в гареме, которую им описывали как «рай на земле», по сути была сексуальным рабством. Осознав, что на самом деле представляет собой османская неволя, женщины бежали обратно домой. Зачем же они это делали, зная, что там, дома, их может ждать что угодно: от публичного унижения с последующим прощением до избиений и даже смерти?
В начале XVIII века Османская империя переживала откровенно не самые лучшие свои времена. Войны в Венгрии, Австрии и на Подолье были проиграны, что стало причиной потери больших территорий. Многочисленные восстания в некоторых регионах и практически тотальная коррупция – эти и другие факторы негативно сказались на достатке и благосостоянии даже богатых османов. Видя упадок и понимая ошибочность своего выбора, русинки, которые еще вчера стремились в турецкие гаремы, при первой же удобной возможности бросали все и бежали домой.
Исторически так сложилось, что главными защитниками восточнославянских земель от набегов турок и татар в XV-XVII вв. считаются казаки. Именно эти «рыцари степей» якобы защищали людей от порабощения кочевниками и османами. Однако в некоторых документах есть сведения о том, как приторговывали своими земляками запорожцы-работорговцы, или как гетман Богдан Хмельницкий соотечественников продавал.
Экзотическая тайна мира. История Гарема…
Среди многочисленных жительниц гарема султана Османской империи в основном были представительницы народов Кавказа. Единственной представительницей славянского народа была Хюррем, которая случайно оказалась на территории далекой страны и стала любимицей правителя на долгие годы.
Очень важно понимать, что каждая национальность имеет свои особенности темперамента, поэтому султаны предпочитали девушек с Кавказа.
Исследователям удалось выявить странную закономерность, согласно которой в гареме Сулеймана не было ни одной девушки из России. Даже случайно попавшие в зону внимания валиде две служанки славянского происхождения вызвали всеобщее недовольство, поэтому были вскоре удалены из поля зрения правителя и его родственников. Причины, по которым не брали русских девушек:
Во-первых, это непростые отношения Османской империи с Российской. Правление Ивана Грозного создало стране репутацию дикой, непредсказуемой и опасной, с которой турки предпочитали не иметь никаких отношений. Они никогда не устраивали набегов и даже не пытались угонять в рабство русских женщин.
Интересно! Жизнь мужчин нетрадиционной ориентации в Индии
Кроме того, черкешенки всегда славились внешней привлекательностью, покладистостью и умением признавать право сильного. В отличие от русских, они не позволяли себе проявления характера, смиренно принимая свою участь.
Славянки в то время обладали репутацией плохо управляемых, гордых и ретивых красавиц, которые своим характером могли доставить огромные проблемы не только султану, но и всем жителям дворца.
Поэтому контактов с ними старались избегать, считая представительницами дикого и опасного народа. К тому же российские девушки не могли проявлять смирения и отличались верностью своей религии, поэтому добровольно не согласились бы принять ислам. И даже их красота и способность к деторождению не привлекали турок, привыкших к постоянному поклонению и послушанию со стороны представительниц гарема.
По большому счету иметь целый гарем девушек с норовом, которые при каждом случае будут выставлять свою гордость напоказ, не захочет ни один султан
И, скорее всего, такой гарем представлял бы собой собрание женщин, которые круглосуточно конкурировали бы за внимание султана
В общем, это одна из основополагающих причин, по которым султаны не выбирали русских. Ну и сериал «Великолепный век» можно считать яркой тому иллюстрацией, где одна из наложниц и в будущем жен Сулеймана была русской.
Стандарты красоты
Женщины, которые жили в гаремах, никогда не были худыми. В те времена особенно ценилось пышное телосложение, поэтому наложниц хорошо кормили и освобождали от физической работы.
Шах всегда был окружен женским вниманием, которое тешило его самолюбие и было одной из привилегий его высокого положения в государстве. Раскрыт скандал 400-летней давности: жена Рубенса изменяла ему с Ван Дейком
Церковь в облаках и другие образцы архитектуры, которые не внушают доверия
10 туристических достопримечательностей в Лас-Вегасе: Париж в Лас-Вегасе
Раскрыт скандал 400-летней давности: жена Рубенса изменяла ему с Ван Дейком
Церковь в облаках и другие образцы архитектуры, которые не внушают доверия
10 туристических достопримечательностей в Лас-Вегасе: Париж в Лас-Вегасе
В гаремах женщины периодически устраивали шумные празднования с танцами и музыкой
В борьбе за внимание повелителя наложницы прибегали к различным уловкам и ухищрениям. К женщине, которой шах Ирана отдавал предпочтение, слуги относились с особым почтением
Как обучали наложниц в гареме султана
Несмотря на распространенную информацию, что гарем был всего лишь местом плотских утех, это неправда. Девушки, которые жили в гареме султана, получали самое хорошее образование по тем временам. Они знали грамоту, умели хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах.
Чтобы попасть в милость к султану, девочкам приходилось очень хорошо учиться, ведь невежд никто не хотел. Кроме того, она должна была принять ислам и знать все молитвы.
Наложницы были обеспечены всем, чем нужно. Также, они получали ежедневное жалование, за которое могли попросить евнуха купить что-то на рынке. Или отправляли эти деньги своим родным.
Если девушка прожила 9 лет в султанском гареме и не была избрана в фаворитки, она могла уйти в “свободное плавание”. Таких девушек османские мужчины сразу же забирали в жены, ведь они были красивыми и образованными.
Гаремы Османской империи
Наложницы в османских гаремах отличаются от возлюбленных иранских правителей. На снимке, сделанном в 1890 году, женщина распустила свои волосы и не стала прикрывать их платком.
На фото видно кальян — прибор для курения, который очень любят на Востоке. Наложница в красивом наряде и с аккуратно собранными волосами вальяжно сидит на диване, позируя фотографу.
Наложницам иногда разрешалось покидать гарем, но только в сопровождении слуг
Еще одно важное условие — все части тела должны быть скрыты от посторонних глаз
Жизнь в гареме никогда не была простой, и красивые фото не должны создавать ложное впечатление о жизни безвольных наложниц.
Вся правда о гареме султанов: как отбирали наложниц
Рабыни в султанском гареме брались из разных источников. Чаще всего они завоевывались в войнах и сражениях. Для султана отбирали лучших. Некрасивые же начинали службу – убирали, смотрели за детьми и всячески помогали.
Часто князья из Востока сами отправляли своих дочерей в гарем. Они надеялись, что дочки смогут стать фаворитками султана, чтобы закрепить политические связи узами брака.
Также часто рабынь покупали на рынке еще детьми. Представьте себе 5-летнюю девочку, которая воспитывалась в гареме. А когда она достигала физического развития, ее представляли султану, но об этом попозже.
Правила жизни в гареме
Навязанные стереотипы о тяжелой судьбе русских женщин в арабских гаремах мешают полностью понять быт и традиции таких семей. Бытует мнение о том, что женщина, выйдя замуж за арабского мужчину, полностью лишается права на собственное мнение, она должна во всем потакать мужу и поставить крест на своей карьере и личных интересах.
Конечно, многое зависит от того, в какую семью попадает девушка. В ОАЭ много властных мужчин, которые привыкли подминать жен под себя. Развестись с такими мужьями сложно. Ведь у женщин в ОАЭ есть единственная причина для развода – недостаточное финансирование со стороны мужчины.
А вот мужчина может подать на развод в любой момент. При этом его супруга теряет все материальные блага, подаренные благоверным. Дети, в случае развода по заявлению супруга, остаются жить с отцом.
Выйдя замуж за уравновешенного арабского мужчину, единственное, с чем придется мириться российской девушке — ревность и постоянная конкуренция. В остальном ее личные права не будут ущемлены.
Женщины в ОАЭ имеют право красиво одеваться. Правда похвастаться красивыми обновками они могут только перед мужем и подругами. Тело женщины должно скрываться под длинной накидкой. Голова также должна быть покрыта. Все, что открывается мужскому взору, это лицо и кисти рук. Поэтому девушки тщательно следят за макияжем и маникюром.
Интересно! Жуткие традиции первой брачной ночи в Африке
Если женщина не готова принять ислам и ее супруг согласен с таким решением, ей не обязательно следовать жестким законам. На улицах страны часто можно встретить по-европейски одетых девушек, которые при всей своей оголенности находятся в браке с арабским мужчиной.
Девушка, живущая в гареме, имеет право на образование. Им также разрешено работать и водить машину. По последним данным, на улицах ОАЭ появились девушки-таксисты.
Необычный наряд наложниц
Если внимательно посмотреть на фото, то в глаза бросается несвойственный восточной культуре наряд. Некоторые наложницы носят юбки, которые надевают балерины во время выступления на сцене.
Короткие юбки наложницам приказал надеть сам шах, который в 1837 году прибыл с визитом в Санкт-Петербург и посетил балет. Он был настолько восхищен балеринами, что приказал портным пошить подобные юбки для наложниц.
Певец с шиком отпраздновал Новый год, оставив официантке чаевые в 2020 долларов
На Новый год близкие люди подарили Наташе Королевой самогонный аппарат
Мужчина купил неухоженную квартиру. Сделав ремонт, он получил уютный дом
Как девушки попадают в арабские гаремы
В век технологий, когда интернет стал максимально доступен каждому желающему, любая девушка имеет возможность познакомиться с иностранцем. Всемирная сеть пестрит сайтами знакомств. С их помощью молодые, ищущие приключений особы, находят своего шейха.
Второй по популярности вариант знакомства русской девушки и арабского мужчины – отдых. Восточные мужчины с радостью берут в жены скромных россиянок. У них меньше амбиций, они росли с мыслью, что мужчина должен быть главой семьи и самое главное: они менее требовательны в финансовом обеспечении.
Как женщины жили в восточных гаремах, или О чем не рассказывают в романтических фильмах
При слове «гарем» большинству людей приходят в голову красочные картины — изобилие соблазнительных полуодетых женщин, журчащие воды фонтанов, сладкое вино и постоянная нега. В общем, райское удовольствие. Но не забывайте, что времена, когда существовали гаремы, были жестокими, а жизнь женщины — еще тяжелее.
Так что на самом деле султанские гаремы были далеки от этой идеалистической картинки.
В переводе с арабского «гарем» означает «отделенное, запрещенное». Это место в доме всегда было скрыто от чужих глаз и тщательным образом охранялось слугами. В этой тайной комнате проживали женщины. Главной среди них признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой и занимала вместе с суженым высокий титул, либо евнухи.
Нередко в султанских гаремах находилось огромное количество женщин, численность которых могла доходить до нескольких тысяч. Жен и наложниц для султана всегда выбирала его мать — это неукоснительное правило. Оказаться в гареме можно было очень легко — для этого нужно было просто быть красивой юной девственницей. Но даже в гареме не каждой удавалось завязать отношения со своим «мужем» и подарить ему наследника.
Такая высокая конкуренция среди жен позволяла выдвинуться в число первых только самым умным, расчетливым, ловким и хитрым женщинам. Не обладающие подобными дарованиями были обречены на исполнение бытовых обязанностей и обслуживание всего гарема. Своего суженого за всю жизнь они могли так и не увидеть.
В гаремах существовали особые порядки, которые нельзя было нарушать. Так что все было далеко не так романтично, как, например, в популярном сериале «Великолепный век». Повелитель мог увлечься новой девушкой, а тех, которые глаза намозолили, мог казнить. Причем методы расправы поражали своей жестокостью.
Один из вариантов избавиться от надоевшей жены — погрузить ее в кожаный мешок со змеями, туго завязать, привязать к мешку камень и сбросить в море. Легкий способ казни — удушение шелковым шнурком.
Законы в гареме и государстве
Если верить документам, то первые гаремы возникли в Османской империи. Изначально он формировался исключительно из рабынь, а в жены султаны брали только наследниц христианских правителей государств, расположенных по соседству. Однако в период правления Баязида II привычные установки претерпели изменения. С этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, а детьми обзаводились от своих рабынь.
Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, называемая «валиде». Когда правитель в стране менялся, то его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией. После матери султана главными считались его суженые, которых называли «кадын-эфенди». Дальше шли бесправные рабыни, именуемы «джарийе», которыми часто гарем был просто заполонен.
Кавказские князья желали, чтобы их дочери оказались в османском гареме султана и вышли за него замуж. Укладывая своих дочек спать, заботливые папы напевали малышкам песенки о счастливой судьбе, шикарной сказочной жизни, в которой они окажутся, если им посчастливится стать женами султана.
Будущих рабынь повелители могли покупать, когда малышкам было по пять-семь лет, они их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до возраста 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.
Пока малышка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце. Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, если она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то считалась негодной для гарема и стоила дешевле других, поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.
Будни рабынь
Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости. И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Они почитали мусульманские традиции. Жены султана были очень умными. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.
К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, им регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары. Однако, если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым — жестокое избиение кнутами и палками.
Замужество и нарушение супружеской верности
Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит. В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое, искали ей мужа.
Ну а до наступления райской жизни особенно страстные наложницы завязывали интимные отношения друг с другом или с евнухами. Кстати, всех евнухов привозили из Африки, поэтому все они были чернокожими.
Делалось это с определенной целью — таким образом не составляло труда вычислить особу, которая прелюбодействовала со слугой. Ведь при случае беременности на свет появлялись темнокожие младенцы. Но бывало такое крайне редко, ведь зачастую рабы попадали в гарем уже кастрированными, поэтому детей иметь не могли. Между наложницами и евнухами часто завязывались любовные отношения. Доходило даже до того, что вышедшие из гарема женщины уходили от своих новых мужей, сетуя на то, что евнух доставлял им гораздо больше удовольствия.
Вплоть до XVI века в гарем попадали девушки из России, Грузии, Хорватии и Украины. Бязид связал себя брачными узами с византийской принцессой, а Орхан-гази выбрал себе в супруги дочку императора Константина — принцессу Каролину. Но самая знаменитая султанская жена, если верить легендам, была родом из Украины. Звали ее Роксолана, она пробыла в статусе суженой Сулеймана Великолепного целых 40 лет.
Согласно литературным произведениям того времени, настоящее имя Роксоланы — Анастасия. Она была дочкой священника и отличалась красотой. Девушка готовилась к свадьбе, но незадолго до торжества была похищена татарами и отправлена в Стамбул. Там несостоявшаяся невеста оказалась на мусульманском рынке, где проходила торговля невольниками.
Как только девушка очутилась в стенах дворца, то приняла мусульманство и обучилась турецкому языку. Анастасия оказалась особой хитрой и расчетливой, поэтому путем подкупов, интриг и соблазнения за короткий срок добралась до юного падишаха, который увлекся ею, а потом и женился. Она подарила мужу трех здоровых богатырей, в числе которых оказался будущий султан — Селим Второй.
В современной Турции гаремов больше нет, последний исчез еще в начале ХХ века. На его месте впоследствии открыли музей. Тем не менее среди элиты многоженство практикуется и в наши дни. Юных 12-летних прелестниц против их воли отдают в жены возрастным богачам. В основном так поступают нищие родители, у которых не хватает средств, чтобы прокормить большое количество детей.
В Арабских Эмиратах и в ряде других мусульманских стран многоженство узаконено, но при этом одновременно разрешают иметь не более четырех жен. Все тот же закон возлагает на мужчину-многоженца обязанность по достойному содержанию своих дам и детей, а вот про уважительное отношение не написано ни слова. Поэтому, несмотря на красивую жизнь, жены содержатся часто в чрезвычайной строгости. В случае развода дети всегда остаются с отцом, а матерям запрещается с ними видеться. Вот такая предстоит расплата за безбедную и роскошную жизнь с влиятельным арабским мужчиной.
Как женщины попадали в султанский гарем?
Многие люди осуждают Османскую империю и его султанов из-за огромных гаремов. Гаремы были не только у султана, но и у его подданных. А составляли эти гаремы невольницы-рабыни. Вплоть до 19 века, и даже немного позднее, любой более-менее обеспеченный мусульманин в Османской империи мог приобрести себе на невольничьем рынке женщину. Он мог жениться на ней или не брать в жены, но так или иначе у нее не было свободы. Официально свободу невольницы (не султанские!) получали в случае, если они рожали сына своему хозяину, после смерти последнего.
Почему османские султаны перестали жениться
Что же касается османских султанов, то на заре формирования Османской империи они брали себе в жёны благородных женщин из правящих семей государств, с которыми хотели наладить хорошие отношения. Но потом эта практика прекратилась, и султаны стали довольствоваться исключительно невольницами, которые и рожали им детей.
Есть легенда, что султаны перестали жениться после произошедшего с султаном Баязидом I несчастья. Он был женат на Оливере Деспине — дочери сербского правителя. Сама же Сербия была вассальным государством Османской империи. Баязид во время битвы был захвачен в плен Тамерланом вместе со своей женой Оливерой. В то время жён было принято брать с собой в военные походы. Баязида Тамерлан заточил в клетку, а его супругу Оливеру заставил ему прислуживать, причем в непотребном виде.
Правда это или нет — не известно, но уже следующий правитель — Мехмед I организовал гарем в том виде, в котором он был еще много веков. И, кстати, у Мехмеда I, его сына Мурада II и еще нескольких султанов после них, жёны, согласно официальным источникам, все же были. Просто султаны постепенно отказались от женитьбы на свободных женщинах. Видимо для того, чтобы их семьи, да и они сами, не имели никакого влияния на политику государства.
Самая известная наложница гарема
Так как султанам для продолжения рода нужно было иметь несколько сыновей, а не все женщины рожали детей, да еще и существовало правило «одна наложница — один сын», в гаремах постоянно находилось множество красавиц-невольниц.
Попадали они в гарем с невольничьих рынков. Их покупали, как товар, евнухи султанского гарема. На невольничьи рынки, в свою очередь, девушки попадали из рук, в основном, крымских татар, которые насильно во время набегов отрывали их от своих семей. Крымские татары продавали несчастных рабовладельцам.
Таким образом попала во дворец самая известная женщина из османского гарема — Роксолана (Хюррем), о происхождении которой (все же украинка или русская?) до сих пор ведутся ожесточенные споры. Девушку взяли в плен в городке Рогатин (ныне Ивано-Франковская область Украины) татары. И султан Сулейман, к которому в гарем попала эта девушка, впоследствии на ней женился, что было немыслимо по тем временам.
Хюррем-султан из сериала “Великолепный век”
Традицию брать помимо невольниц благородных девиц в гарем продолжил после длительного перерыва Осман II (тот самый султан, которого жестоко убивают в сериале «Империя Кёсем»). Он был женат на внучке известного государственного деятеля Османской империи и дочери шейх-аль-ислама.
Гарем Махмуда II
У султана Махмуда II, чья история стала безумно популярной у российских зрительниц, благодаря сериалу «Султан моего сердца», была как минимум одна жена знатного происхождения — Ашубиджан (мать Салихи-султан), дочь имеретинского царя Соломона II.
Работорговля в Османской империи была отменена только в 1876 году, к тому времени Махмуда уже не было в живых, а потому, можно сделать вывод, что в его гареме было немало пленниц. И вполне возможно, что его жены (коих помимо Ашубиржан было шестеро) — являлись невольницами, обращенными в ислам.
Также девушек рабынь было принято дарить… Подданные таким образом пытались угодить султанской семье, преподнося самых красивых девушек «в дар». Правда, дарили в основном не непосредственно султану, а валиде, матери султана, которая следила за порядком в гареме и воспитанием будущих наложниц (джарийе так называемых). Кстати, некоторые историки считают, что султану Сулейману Хюррем подарил его друг и в будущем главный визирь Османской империи — Ибрагим-паша.
Однако во времена Махмуда в османском гареме жили и свободные девушки. Это были в основном грузинки, абхазки и черкешенки. Их родители специально, по договоренности, отправляли в гарем османского султана дочерей в надежде на то, что те станут его женами.
Могла ли учительница по типу Анны из «Султана моего сердца» оказаться в гареме? Вполне. Есть не проверенная информация о том, что у Махмуда, действительно, была некая возлюбленная — славянская женщина. Кто знает, быть может это и правда.
Это интересно
Девушки независимо от пути попадания в гарем, были совсем юными. В основном 10-13 лет. Им необходимо было минимум в течение 2 лет пройти воспитание в гареме, научиться всем премудростям, прежде чем получить возможность быть представленными султану.
В качестве потенциальных наложниц женщины могли пребывать в гареме в течение 9 лет. А потом они либо переходили на службу в гарем либо выдавались замуж.
Секреты султанского гарема: «Как наложниц готовили к ночи любви»
Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.
Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.
Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.
Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.
Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».
Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.
В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).
Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.
Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.
Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы – старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.
Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.
На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.
Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.
Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.
Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.
Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.
Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.
По Золотому пути
Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек.
Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.
Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова.
Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.
Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.
Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.
В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.
Тело, достойное султана
После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.
Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.
Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.
После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.
Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой – гвоздики.
Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.
Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы.
Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель – пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.
Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры.
Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.
В отличие от христианства, в исламской религии удовольствие от интимной близости не считалось грехом. Но Коран запрещал анальный, групповой и однополые отношения. Поэтому, представляемые многими европейцами оргии и лесбийские утехи между скучающими наложницами, скорее всего, были сказочной выдумкой.
Кастинг, евнухи и ночи любви. Что скрывали гаремы турецких султанов
Когда мы слышим слово “гарем”, наше воображение рисует себе эдакую восточную сказку: богатство и толпу покорных красавиц, исполняющих танец живота.
Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.
“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.
Зачем в гаремах евнухи
Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.
В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) – это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.
На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц – фавориток. Большинство же обитательниц гарема – отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.
Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.
Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.
Откуда брались евнухи
Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов – представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.
Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.
Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления – полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.
Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.
Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” – с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.
Как отбирали наложниц
Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.
Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.
Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий – в зависимости от способностей.
Но каждую из них обязательно учили главному – искусству доставлять мужчине удовольствие.
Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.
Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.
Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).
Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.
Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.
Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.
Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.
Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.
Как проходили ночи любви
Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.
Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.
Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала – где и как ублажать султана.
Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.
Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.
Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.
Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.
Конец султанского гарема
В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.
Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.