Алгоритм переоформления постоянного бессрочного пользования земельным участком в 2022 году

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ульяновской области

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» коммерческие организации, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны в срок до 1 июля 2012 года переоформить указанное право на право аренды либо приобрести землю в собственность.

Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также организации, у которых на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, расположены линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения). Для них срок переоформления продлен до 1 января 2015 года.

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

За нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды либо в собственность с 1 января 2013 года для юридических лиц и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, введена административная ответственность (статья 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде штрафа в размере от 20000 до 100000 рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.34 КоАП РФ, возбуждают органы Росреестра и прокуратуры.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации – обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации – обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования – обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет – до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе “Порядок переоформления для граждан”) с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Похожие статьи

Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2012 г. N 15167-ПК/Д23и “О переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

В связи с окончанием льготного срока выкупа земельных участков при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) Минэкономразвития России считает необходимым сообщить следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20-24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), подлежит переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Таким образом, обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность после 1 июля 2012 года сохраняется.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 (далее – приказ N 475).

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами подавшими заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов осуществляется на основании решения уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, которое в свою очередь является основанием для подготовки проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Таким образом, право граждан и юридических лиц на приобретение прав на земельные участки по цене, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, реализуется путем принятия уполномоченным органом власти соответствующего решения после получения заявления с приложением необходимых документов.

При этом статьей 36 Земельного кодекса установлены сроки принятия данного решения (месячный срок с момента получения заявления), а также сроки подготовки проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направления данных проектов заявителю (месячный срок с момента принятия решения).

В связи с изложенным а случае, если юридическим лицом в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 1 июля 2012 года было подано заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленных приказом N 475, а решение о предоставлении земельного участка на праве собственности уполномоченным органом власти приказом до 1 июля 2012 года принято не было, то продажа такого земельного участка в собственность должна осуществляться по цене, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

В отношении земельных участков, расположенных на присоединенных в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ “Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью” к городу федерального значения Москве территории, считаем необходимым отметить следующее.

Изменение границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью произошло 1 июля 2012 года. Таким образом, до 1 июля 2012 года соответствующие земельные участки входили в состав Московской области, то есть при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками применялась ставка в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

В этой связи если юридическими лицами в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 1 июля 2012 года подано заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленных приказом N 475, продажа соответствующих земельных участков должна осуществляться по ставке в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

При этом в качестве кадастровой стоимости земельного участка по мнению Министерства должна использоваться кадастровая стоимость земельного участка, которая установлена на момент подачи заявления о приобретении прав на такой земельный участок.

3. После 1 июля 2012 г. выкуп земельных участков при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками будет осуществляться в соответствии с правилами, предусмотренными пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса.

Данными нормами предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

При этом цена земельных участков, указанных не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Таким образом, после 1 июля 2012 г. и до определения уполномоченным органом власти порядка определения цены земельного участка, выкуп земельного участка при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется по цене равной кадастровой стоимости земельного участка.

Следует отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 5 июня 2008 г. N 437 Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2012 г. N 15167-ПК/Д23и “О переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Право бессрочного пользования земельным участком

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ .

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Как переоформить постоянное бессрочное пользование земельным участком частному или юридическому лицу

pereoformlenie-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom

Режим бессрочного пользования участком земли относится к категории вещных прав. С 2001 года в этом режиме могут распоряжаться землей органы муниципальной власти, казенные учреждения, но не граждане. Если этот режим возник у физических лиц до 2001 года, то они продолжают пользоваться им. ЗК РФ в главе 4 устанавливает, что граждане обязаны переоформить бессрочное пользование земельным участком, так как такой режим накладывает на них ограничения в порядке пользования имуществом. Законодатель предлагает два варианта: взять надел в аренду или в собственность. Рассмотрим условия проведения этой процедуры.

Переоформление

Порядок переоформления зависит от того, кто является правообладателем земельного надела. Это могут быть, как граждане, так и юридические лица. Алгоритм переоформления также разнится в зависимости от того, к какой категории относится юридическое лицо: коммерческой или некоммерческой. Рассмотрим граждан и юридических лиц отдельно друг от друга.

pereoformlenie-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-urlicoЮридические лица

Условно поделим юридические лица на две категории:

  1. Государственные организации, муниципальные предприятия, органы власти и управления. Это те юридические лица, которые не извлекают доход в процессе своей деятельности, не получают прибыль. По статье 2 N7-ФЗ, они относятся к некоммерческим юридическим лицам. Если данная категория субъектов владеет участком земли на права бессрочного пользования, осуществляет на нем деятельность в соответствии с назначением территории и ВРИ, то юридические лица ничего не переоформляют.
  2. Иные юридические лица, чья деятельность связана с доходом, извлечением прибыли, относятся к коммерческим. Об этом говорит статья 50 ГК РФ. Они обязаны переоформить режим бессрочного пользования на аренду или собственность.

Для них процедура переоформления включает в себя два нюанса:

  1. Отказ от существующего режима и приобретение нового: аренды или собственности. При этом любой из новых режимов, в соответствии со ст. 131 ГК РФ, подлежат государственной регистрации. Ее осуществляет Росреестр, который фиксирует в выписке из ЕРГН основания приобретения право собственности либо аренды, данные о правообладателе, его местонахождение, а также дает исчерпывающие сведения об участке земли. Датой регистрации при этом считается день, когда сведения были внесены в выписку.

Если мы говорим о регистрации, то по факту уполномоченный орган выдает правообладателю выписку из ЕГРН. Она 3 года назад заменила бумажное свидетельство. Но оно продолжает действовать, если было получено до 2016 года.

2. Статья 20, ч. 4 ЗК РФ исключает любые способы распоряжения участком земли со стороны коммерческой организации, если участок находится в режиме бессрочного пользования. Только после его переоформления, ЮЛ вправе распоряжаться им по своему усмотрению по правомочиям собственника, либо согласно арендным положениям.

Документы для юридических лиц

N 137-ФЗ от 2001 года устанавливает упрощенный порядок переоформления земли в собственность. Включает три этапа:

  1. Написание заявления о предоставлении земли в местную администрацию. Все зависит от того, в чьей собственности находится территория.
  2. Ответ от указанной инстанции.
  3. Регистрация права в Росреестре (территориальное подразделение), либо в МФЦ (любом, вне зависимости от того, где находится недвижимость).

Каждый этап – это выполнение действий. Заявление подается вместе с комплектом бумаг, которые обязательно исследуются местной администрацией. Помимо разрешения от местного органа, необходимо подписать с ним договор купли-продажи участка земли.

Перечень документов, который относится вместе с заявлением в местный орган власти, утвержден приказом Минэкономразвития под №370. Комплект следующий:

  • паспорт (копия) заявителя;
  • если от имени юридического лица действует представитель, то его паспорт, а также доверенность;
  • ОГРН свидетельство (копия);
  • выписка из ЕГРП;
  • паспорт на землю;
  • основания приобретения режима на бессрочное пользование (документ).

Несмотря на то, что перечень является обязательным и местный орган вправе отказать в регистрации, если хотя бы одна бумага отсутствует, судебная практика говорит несколько об ином. Так, по одному рассматриваемому судом делу (Постановление от 22.06.2009 N Ф04-3634/2009(9107-А03-37), было заявлено, что отсутствие в списке бумаг правоустанавливающего документа, доказывающего факт бессрочного пользования землей, не может считаться основанием к отказу в регистрации.

Несмотря на то, что юридическое лицо сможет зарегистрировать право собственности без ранее выданных оснований на приобретение бессрочного пользования, кадастровый паспорт необходим. Он представляет собой выписку из государственного кадастра. В нем содержатся уникальные идентификационные данные недвижимого имущества, иные сведения, полученные по итогам учета.

Хотя доказать свое право бессрочного пользования достаточно легко. Например, если оно было зарегистрировано в ЕГРП, то достаточно выписки из него. Ее предоставляют в перечне документов на регистрацию. Но если это сделать невозможно, то следуем алгоритму, указанному выше.

За нарушение сроков переоформления на юридическое лицо налагается штраф: от 20000 до 100000 рублей. После оплаты штрафа, необходимо переоформить режим бессрочного пользования. Но учитываем, что право покупки земли по льготной стоимости, нарушитель утратил!

pereoformlenie-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-grazhdaneГраждане

Оформить право собственности на участки земли в интересах граждан. Если они владеют землей в режиме бессрочного пользования, то не могут свободно ею распоряжаться. Речь идет о заключении гражданско-правовых сделок, например, купли-продажи, дарения, мены.

Для граждан разработана программа по дачной амнистии, которая в значительной степени упрощает процедуру оформления в собственность участков земли. При этом следует учесть некоторые нюансы:

  • если на участке проходят коммуникации, пути, трубы, переоформление такого участка сопряжено со сложностями: потребуется сбор документов специфического характера;
  • если участок чист от проблем, необходимо сформировать заявление о том, что участок планируется к выкупу или аренду: текст должен быть лаконичным и четким.

Дачная амнистия распространяется на земельные наделы, на которых построены дачные домики иные постройки. Но для того чтобы воспользоваться режимом дачной амнистии, необходимо выполнить несколько условий:

  • земельный надел был предоставлен до 30.10.2001 г.;
  • на руках у пользователя имеет акт, в котором указано о том, что предоставлен участок или о том, что человек имеет на него право.

На практике, много дачных домиков в СНТ заброшены, владельцев не оформляют право собственности на землю. Следует поторопиться, так как дачная амнистия не может продлеваться до бесконечности. В ином случае, если оформления не произойдет, то процедура затянется во времени.

С заявлением следует обратиться в государственный орган, который занимается вопросами переоформления. Вместе с заявлением предоставляются бумаги, в частности:

  • паспорт гражданина;
  • справка из правления садового товарищества о том, что гражданин не имеет долгов по оплате услуг;
  • квитанция об оплате пошлины за оказанную государством услугу.

Местная администрация рассматривает документы. Процесс, на практике занимает месяц. Если существует необходимость, составляет технический план на дом.

После согласия местного органа власти, необходимо провести межевание земельного участка для уточнения его границ. Это делает кадастровый инженер из специализированной организации. По факту обмера габаритов земельного участка составляется межевой план. Участок ставится на кадастровый учет. Все эти документы сдаются в Росреестр для регистрации права собственности.

Способы подачи документов
  1. Через Росреестр. Личное посещение регистрирующего органа.
  2. Обращение в МФЦ.
  3. Почта. Необходимо отослать документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Заполнение электронной заявки через официальный сайт Росреестра, но с наличием у гражданина усиленной электронной подписи (далее, по тексту ЭЦП).

Примерно 2 недели уходит на то, чтобы оформить собственность. Регистрирующий орган принимает документы, оценивает их на предмет соответствия закону. В кадастровую базу вносятся данные об участке земли по его характеристикам, а также информация о правообладателе. В результате собственник получает выписку из ЕГРН. Именно этот документ подтверждает то, что человек владеет землей по праву собственности.

pereoformlenie-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-otkazОтказ в регистрации

В регистрации от уполномоченного органа может поступить отказ. Необходимо понимать, по каким основаниям он происходит, чтобы не допустить ошибок. После отказа, вплоть до исправления существующих недочетов, регистрирующий орган не примет документы обратно. Распространенными ошибками, на практике, выступают:

  • ошибки в обмерах;
  • неполный перечень документов;
  • границы участка земли неверны;
  • назначение земельного участка не соответствует деятельности, которая на нем ведется.

Дачная амнистия длится 13 лет. За это время претерпела изменения. Например, ранее, чтобы возвести дом на участке, никакого разрешения не требовалось. С 2017 года было введено обязательное проектирование технического плана строения. С нынешнего года о том, что планируется строительство, необходимо оповещать об этом местную администрацию. Для получения технического плана необходимо обращаться к кадастровым инженерам, составить проектную документацию. Без этих документов Росреестр откажет в регистрации права собственности на дом. Кроме того, без технического плана строение, возведенное на участке, не будет подключено к коммуникациям.

По нововведениям, построить или взвести садовый дом можно после оповещения местной администрации. К заявлению приложить комплект документов на земельный участок и описание планируемого к строительству дома. После того, как местная администрация рассмотрела документы (7 рабочих дней), заявителю выдается разрешение на строительство. Оно имеет срок действия – не менее 10 лет. После возведения дома в местную администрацию сдаются документы:

  • оповещение о том, что дом построен;
  • технический план строения;
  • если дом поделен на доли, то необходимо соглашение от сособственников об определении доли каждого из них во вновь построенном доме;
  • документ об оплате государственной пошлины.

Постановка на учет в регистрирующем органе происходит на основании документов, которые были переданы заявителем в местную администрацию. То есть, администрация самостоятельно ставит на учет дом, если он взведен согласно установленным в законе требованиям.

Как оформить в собственность земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения)?

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Алексей Николаевич Таушкин

В соответствии с ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 вышеуказанной статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями данной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Для переоформления постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения) в собственность на земельный участок необходимо обратиться в территориальное Управление Росреестра.

Получение права бессрочного пользования землей

Перейдет ли к нам право постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком в связи с переходом по решению суда 1999 года права собственности на жилой дом, для строительства которого и выделялся этот участок в начале прошлого века?

С момента вступления в силу 30 октября 2001 г. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки гражданам в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение уже не предоставляются.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:

– если земельный участок был предоставлен до 30 октября 2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок;

– в случае если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности;

– граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 49 Закона о регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Закона о регистрации вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Подводя итог вышеизложенному, в конкретной ситуации у автора вопроса есть возможность использовать предоставленное ЗК РФ право и оформить право собственности на земельный участок.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]