Такие женщины в гареме считались самыми красивыми

Османская империя и её мода. Как на самом деле одевались султанши

Османская империя, а точнее её прекрасная женская половина, в сериале Великолепный век показана нам в р оскошных платьях в пол, с шикарными украшениями переливающимися блеском красивых камней, и с идеальными укладками длинных волос. И менно так мы начали представлять настоящих султанш, только потому, что такими мы их увидели фильме. И все просто влюбились в сериал благодаря всему этому великолепию!

Красивые женщины и мужчины в безупречных нарядах заставили многих зрителей думать, что именно так одевалась вся османская империя при султане Сулеймане. Но на самом деле это всё хитрые уловки создателей сериала, чтобы завоевать максимальную любовь зрителей. Стоит отметить, что в Великолепном веке много неточностей не из-за того, что над ним работали глупые люди. Всё потому что им нужна была красивая картинка и захватывающий сюжет. Именно поэтому в сериале так много выдуманных моментов. Это особенно отразилось на нарядах девушек в гареме.

Османская империя и её настоящая мода

Османская империя в своей моде не имела столь откровенных нарядов. На самом деле султанши и наложницы падишаха выглядели совершенно по-другому. В эпоху султана Сулеймана девушки в гареме не носили облегающих платьев с разрезами, не было у них таких глубоких декольте и прозрачных юбок. В те времена мужские и женские наряды существенно почти ни чем не отличались. В основе их одежды была простая широкая однотонная (обычно белая) рубашка и шаровары. А сверху надевался кафтан.

Османские шаровары:

Мужская одежда времен султана Селима I Грозного (1512-1520)

Мужская одежда времён Сулеймана Великолепного (1520-1566)

Мужская одежда времен султана Ахмеда I (1603-1617)

Мужская одежда времен султана Махмуда I (1730-1754)

Рубашка-талисман с написанными на ней молитвами и отрывками из Корана. Могла принадлежать сыну султана Мехмеда II:

Украшенная пряжка для ремня:

Женская одежда не имела никаких вырезов, декольте и шнуровок. Платье не было приталенным и больше напоминало халат. Одежда простой рабыни в османской империи была куда скромнее, чем у калфы, фаворитки и тем более султанши. Состоятельные девушки демонстрировали свой статус с помощью одежды и украшений.

Османская империя и её женская мода:

Османская империя внутри гарема позволяла девушкам ходить с не укрытой головой. Этим они активно пользовались, ведь при скромности одеяния, красиво уложенные волосы становились единственным способом стать более привлекательной для султана. Именно поэтому девушки старательно ухаживали за своими волосами и делали себе красивые прически. Вот тут создатели сериала нас не обманули, показав нам наложниц и султанш с безукоризненными укладками. И тут я не имею ввиду прически, а тот факт, что волосам уделялось очень много внимания.

Высокий головной убор Ханзаде султан (ум. 1650 г.), дворец-музей Топкапы

Высокий головной убор Кая Исмихан Султан (1632-1659), дворец-музей Топкапы

Пояс и пряжка 19-го века в форме тюльпана, расшитые крошечными жемчужинами

Женщины, принадлежавшие османской империи и султанские жены, родившие наследников, облачались в яркую одежду. В те времена цветная ткать ценилась очень дорого, поэтому позволить себе их могли только султанши.

При султане Сулеймане османская империя пребывала на пике своего процветания. Это ярко отражалось и на нарядах. Одежду для султанской семьи шили из парчи – шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями. Также использовали кашемир, бархат, тафту и хлопок высочайшего качества. А сами ткани привозились из-за рубежа: Венеции, Флоренции, Ирана, Индии и Китая. Шитьём гардероба для султанской династии занимались дворцовые портные, а также лучшие мастера страны.

Османская империя и её отражение в текстиле:

Чтобы сделать одежду более привлекательной, на ней золотыми нитями вышивали различные узоры. При Сулеймане стали большой популярностью пользоваться цветочные узоры. И на мужских, и на женских нарядах изображались розы, нарциссы, гиацинты, лилии, гвоздики, цветы граната. Эти цветы символизировали собой те чудесные растения, которые росли в райских садах.

В особом почёте были, конечно же, тюльпаны, как символ правящей османской династии. Все помнят, как Сулейман подарил Хюррем брошь изображающую тюльпан. И своей сестре Хатидже-Султан он подарил колье с тюльпанами на свадьбу. Изображением тюльпанов украшали даже снаряжение воинов, которые отправлялись в военный поход. Тюльпан считали священным цветком способным защитить от ранений и гибели.

Кстати говоря, Хюррем султан являлась законодательницей моды в гареме. Она сама нередко занималась шитьём одежды, которая была очень красивой в те времена. Даже девушки иногда просили её сшить для них наряд.

Вышитые головные уборы-повязки для Хюррем-султан, вторая четверть 16 века. Источник: Топкапы дворец-музей

Детская одежда мальчиков и девочек не имела различий и была похожа на ту, что носили взрослые. Османы того времени не разделяли цвета на мужские и женские, именно поэтому мальчики легко могли носить розовую одежду, а девочки голубую. Но чаще всего детская одежда была синего, зелёного и янтарного цвета. А самой большой популярностью пользовался красный цвет.

Османская империя и детская мода:

У султана и у его детей было по тридцать различных нарядов, по одному на каждый день месяца. Одежду шили заранее и в больших количествах, чтобы она уже была готова к нужному моменту. Для детей готовили по десять пар обуви каждый месяц.

Османские кожаные тапочки с блестками и серебряной вышивкой

5 самых красивых одалисок османского гарема

В гаремы Османской империи попадали только самые красивые рабыни. Жесткий отбор проводили сначала торговцы на невольничьем рынке, а потом евнухи сераля. Служители гарема обращали внимание на здоровье девушки (состояние волос, кожи и ногтей), однако основным фактором была красота. Без привлекательной внешности наложницам труднее было покорить сердце султана. Поэтому история Османской империи сохранила имена наложниц, которые обладали почти неземной красотой.

Махидевран-султан

Хюррем-султан смогла пленить Сулеймана своим умом, а вот Махидевран влюбила в себя тогда еще шехзаде красотой. Будущая госпожа родилась в богатой на Кавказе семье. Когда девушка попала в гарем, то Сулейман даровал ей первое имя Гюльбахар, что значит “весенняя роза”. Тем самым шехзаде подчеркнул красоту и юность девушки. Во многих исторических источниках упоминается, что Махидевран считалась одной из самых красивых султанш. Однако, как отмечал Гарольд Лемб в своей книге, госпожа была слишком скучной и малообразованной. В Махидевран не было той хитрости и смекалки, которые позволили Хюррем удерживать любовь султана всю жизнь.

Махидевран в сериале “Великолепный век”.

Кёсем-султан

Кёсем-султан была самым ярким представителем женского султаната. Много лет она правила страной самостоятельно. А ведь добиться таких высот ей помогла красота. В 1612 году венецианский посол Симоне Кантаринив описал Кёсем, как красивую, хитрую и талантливую девушку. Через 33 года другой посол Венецианской республики, побывав на встрече с Валиде Кёсем-султан, в своих записях сделал следующую отметку: “Королева-мать, известная как Кёсем Султан, в возрасте, но очень красива”.

Портрет Кёсем-султан, написанный, вероятно, не с натуры.

Эметуллах Гюльнуш-султан

Некоторые историки утверждают, что женский султанат закончился не на Турхан-султан, а на Гюльнуш-султан. Она была валиде при двух своих сыновьях: Мустафа II и Ахмед II. Гюльнуш родилась в Греции и была “невероятной красавицей”, как ее описывает Недждет Сакаоглу. Попав в гарем, она находилась под контролем Турхан-султан. Валиде лично занималась ее образованием и обучением, а только потом отправила в покои сына. Благодаря протекции Турхан, Гюльнуш и стала главной кадын Мехмеда.

До наших дней сохранился портрет Эметуллах неизвестного автора. Однако художник изобразил госпожу настоящей красавицей. Нежные черты лица, аккуратный носик и пухлые губы, безусловно, смогли привлечь внимание падишаха.

Накшидиль-султан

История жизни Накшидиль-султана окутана тайной. По одной легенде, она была француженкой Эме де Ривери, а по другой – грузинкой. Так или иначе, Накшидиль считалась очень красивой наложницей, о чем свидетельствует ее портрет. Утонченные и мягкие черты лица смогли очаровать Абдул-Хамида I так сильно, что он сделал ее 7 кадын-эфенди.

Тиримюжган Кадын-эфенди

Тиримюжган Кадын-эфенди была женой султана Абдул-Меджида и матерью Абдул-Хамида II. По происхождению историки считали ее черкешенкой. Как другие представительницы этого народа, девушка была очень красивой. Ее привлекательность отмечали даже калфы. До наших дней сохранились записи, где служители гарема описывают Тиримюжган, как утонченную, доброжелательную и очень красивую девушку. У нее были густые и длинные темно-русые волосы и яркие зеленые глаза. Еще больше султана поразили тонкая фигура и фарфоровая кожа.

Наложница османского гарема

Историки выделяют черкешенок, как одних из самых красивых наложниц в Османской империи, которые не только знали, как завоевать мужчину, но и великолепно умели ухаживать за своей внешностью.

У турецких султанов был странный вкус на женщин: какими были наложницы

Когда я начала смотреть сериал “Великолепный век”, была удивлена тому, насколько красивых женщин показывают нам создатели этой картины. Как минимум их образы ничуть не пишутся с портретами наложниц и жен султанов, которые можно увидеть свободном доступе.

Как выглядели настоящие наложницы османских правителей? Сейчас я расскажу вам о наиболее распространенных чертах женщин, живущих в гаремах самых влиятельных мужчин (если честно, вкус у некоторых султанов был не самый примитивный).

Густые брови

Когда смотришь на портреты реальных наложниц султанов Османской империи, первое, что бросается в глаза, – это наличие большого количества растительности на теле. Для многих из них были характерны густые брови, которые порой срастались в монобровь. Одно неясно: то ли в те времена было так модно, то ли у султанов был особый вкус, то ли такая черта женского лица связана с тем, что многие наложницы, живущие в гаремах, имели восточное происхождение.

Усики

Однако больше всего меня смутило наличие растительности над верхней губой. Оказывается, она присутствовала почти у каждой женщины, проживающей в гареме. Скорее всего, причина этой черты также кроется в национальной принадлежности наложниц.

Большой вес

Для любой женщины гарем был не только домом, но и самой настоящей школой, в которой ее обучали иностранным языкам, хорошим манерам и прочим тонкостям, которые могли бы пригодиться ей во время общения с султаном. Физическая активность была сведена до минимума (девушки прогуливались в течение короткого времени), зато питались они полноценно, и, стоит отметить, что чем более высокий статус обретала женщина, тем лучше и разнообразнее она получала питание.

Кстати, в некоторых исторических источниках имеется подтверждение тому, что многие османские султаны испытывали особую симпатию к женщинам с пышными формами. Пример тому – Ибрагим I, который специально взял в жены самую полную женщину – ее вес составлял не менее 150 кг (однако, глядя на ее портрет, многие предполагают, что весила она на 50 кг больше).

Следует отметить, что питание в гареме состояло в основном из не самых полезных блюд в числе которых было огромное количество сладостей. Результат – жировые отложения и стремительный набор лишнего веса. Кстати, поговаривают, что даже красавица-черкешенка Махидевран, которая прибыла во дворец Топкапы стройной девушкой, довольно быстро набрала лишние килограммы.

Известно, что полнотой отличалась и знаменитая Хюррем-султан, жена султана Сулеймана. Она попала в гарем, еще будучи совсем юной, и очень быстро набрала вес, что заметно на ее ранних портретах, где отчетливо видны округлые черты лица и полнота фигуры.

Неровные ноги

Оказывается, у многих наложниц, живущих в гаремах, были не самые красивые ноги, но это, судя по всему, никого не смущало. Причина этого явления кроется, скорее всего, не в любви правителей к такой особенности фигуры, а в женской полноте и отсутствии физической активности, из-за чего под воздействием лишнего веса даже самые ровные и красивые ноги искривлялись.

Черкешенки – фаворитки

Известно, что в гаремах султанов особенное положение был у черкешенок. Эти женщины отличались невиданной красотой и особенным складом ума, позволяющим им ловко плести интриги и привлекать внимание султана. Особенно сильно черкешенок почитал султан Сулейман, период правления которого как раз и показан в “Великолепном веке” (кстати, Махидевран, его названная жена, как раз была черкешенкой).

Безусловно, эти женщины сильно выделялись на фоне других наложниц: у них были миндалевидные карие глаза, густые темные волосы, тонкие черты лица. Почти у каждой черкешенки, живущей в гареме, была точеная, красивая фигура (однако образ жизни, который соблюдался в гаремах, заставлял некоторых полнеть).

Какой была жизнь в гаремах султанов

Что большинство людей знает о гаремах? Это были личные «публичные дома» восточных правителей, где они могли расслабиться после военных походов или просто отвлечься от рутины, возлегая в постель с любой понравившейся женщиной. Но на самом деле, гаремы были куда сложнее, чем описанное выше представление.

Женщины в гаремах вовсе не были проститутками. Наоборот, их жизнь была окутана тайной, и их можно было назвать кем-то вроде отдельной касты. Само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что переводится как «священный» или «запретный». И действительно, это было запретное место, куда не допускались чужаки, и точно не являлось чем-то вроде современных увеселительных заведений с девушками лёгкого поведения.

Давай подробнее взглянем на жизнь обитателей турецких гаремов и посмотрим, какой она была на самом деле и почему она была лучше, чем у многих других.

Комфорт в гаремах был сравним с палатами султана

Даже самым дорогим публичным домам современности не сравниться по великолепию с гаремами. Центром гарема было большое здание с огромным внутренним двором, где располагались сады и бассейны. Это было тихое мирное место, где женщины наслаждались природой, общались, собирались вместе для чтения и молитв. Кажется, что это был рай на Земле, особенно столетия назад, но не забывай, что гарем был, по сути, золотой клеткой. И всё же, наложницы жили в условиях, которые были доступны лишь самым обеспеченным людям тех времён.

Кстати, в гареме жили не только наложницы султана, но и его официальные жёны, родственницы, и даже сыновья до 12 лет. Лишь по достижении этого возраста юным мальчикам разрешали появляться при дворе.

Женщины были изолированы от внешнего мира и охранялись как самое важное сокровище в стране

Об этом говорит уже одно только название, которое, как мы описали выше, переводится как «запрет». Наложниц оберегали как самое дорогое сокровище в империи и следили, чтобы никто кроме султана не мог насладиться их великолепием не только физически, но и даже визуально.

Увидеть наложниц было практически невозможно, и даже высокопоставленные придворные проверялись на «благонадёжность». При этом женщины в гареме были уважаемыми, и никто, даже при патриархальном обществе Османской империи, не осмелился бы разговаривать с ними как с неравными, не говоря уже о возможности притронуться к ним.

Наложниц охраняли кастрированные мужчины

Гарем считался интимным местом сугубо для правителя, где жили самые красивые девушки со всей империи. Любой мужчина, каким бы сильным он ни был, из-за своих инстинктов не мог устоять перед очарованием красавиц, обученных искусству соблазнения. Это понимали все, поэтому охранять гаремы назначали только евнухов — кастрированных мужчин. Как правило, это были рабы, захваченные в военных походах, или купленные на невольничьих рынках.

Интересно то, что в гаремах было два типа евнухов — чёрные и белые. Чернокожих евнухов полностью лишали всех половых признаков, тогда как белокожим разрешали оставить не только пенис, но и даже мошонку. Однако из-за этого на белых евнухов возлагалось меньше обязанностей, чем на чёрных.

При этом чернокожие евнухи нередко становились весьма влиятельными мужчинами при дворе, порой способными на равных общаться с высокопоставленными чиновниками. Так что, при всей предвзятости к цвету кожи в те времена, чёрные евнухи могли добиться больших высот.

В гаремах была выстроена иерархия

Обычно гаремы показывают как группу одинаковых по своему положению в обществе женщин, но это не так. Они делились на своеобразные касты, где выше всего стояли валиде — женщины, которые родили сыновей, ставших впоследствии султанами. Чуть ниже были хасеки и султанши, а ещё ниже стояли ещё несколько категорий женщин, в зависимости от занимаемого ими положения и рода деятельности.

Наиболее известными в западной литературе являются одалиски, которые ошибочно считаются проститутками. На самом деле, одалиски были обычными горничными, о чём и говорит прямой перевод турецкого слова odalık — «комнатная девушка».

Главная женщина в гареме непосредственно влияла на политику

Как мы уже сказали выше, в гареме была главная женщина, носившая титул валиде, что говорило о том, что она родила будущего султана. Она не только оказывала влияние на своего мужа, действующего правителя, но и выбирала наложниц для своего сына, решала, с кем девушки из гарема могут заключать союзы, и могла мгновенно решить судьбу любой наложницы, от продвижения по «карьерной лестнице» до изгнания.

По сути, валиде, как и хасеки, и султанши, были намного выше по статусу многих придворных мужей, и буквально могли отдавать им приказы, не встречая сопротивления. Но при этом валиде лишалась своей власти и положения в обществе после смерти своего сына, поэтому умные представительницы этой «касты», хоть и частично влияли на политику империи, старались не переходить дорогу придворным.

Не все женщины в гареме были сексуальными рабынями

Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что все девушки попадали в гарем против своей воли, и это было, по сути, сексуальное рабство. На самом деле, исламские законы запрещали обращать в рабство свободных мусульман и свободных немусульман, проживавших в государствах вроде Османской империи.

В гареме, как мы упомянули выше, жили законные жёны султана, которые были свободными женщинами, так как вступили в брак по своему желанию. Что касается остальных девушек, то не все они должны были спать с правителем. Более того, они получали образование, а некоторых из них даже выдавали замуж за членов двора. Женщин учили искусству соблазнения, игре на музыкальных инструментах, чтению стихов, танцам, литературе, географии, истории и каллиграфии. Многие наложницы были гораздо более образованными, чем большинство мужчин тех времён.

По сути, лишь часть девушек были обязаны вступать в половую связь с султаном. Остальные занимались бытом, развлекали правителя и ухаживали за своим господином.

Как на самом деле выглядели девушки из гаремов султанов разного периода

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле

Эти фото ходят по интернету с подписью «Гарем». На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Черкесская женщина под покрывалом», написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену

И немного искусства — картины художников видевших гаремы собственными глазами. Frederick Arthur Bridgman (1847 — 1928) Пребывание в Египте в 1873-1974 годах привело к серии картин и Востоке

CHARLES-FRANÇOIS JALABERT NÎMES 1819 — 1901. Женщина Османской империи в традиционной одежде

FRENCH SCHOOL XIXTH CENTURY. Женщина Оттоманской империи

Фабио Фабби, продажа наложниц

Франц Эйзенхут, Пленница в гареме

Такие женщины в гареме считались самыми красивыми

Я тебя уже ставила на место, когда ты утверждала про зоофилию и про то, что в Коране якобы есть призывы убивать людей других религий. СТАВИЛА ИЛИ НЕТ.

Сейчас ты снова открываешь рот и пишешь ВРАНЬЕ. Заткнись лучше и не позорься

В сборниках хадисов самых авторитетных мухаддисов, в том числе и Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Маджы и т.д., а также некоторых историков, как Табари, есть достоверные по цепочке передатчиков и прочим показателям хадисы о том, что Аише (да будет доволен ею Аллах) в момент брака с Мухаммадом (мир ему) было 6 лет. А в дом к нему она переехала в 9 лет.

Тем не менее, эти данные противоречат другим достоверным сообщениям из тех же самых сборников хадисов. Если взять эти данные в расчет, то получается, что Аиша в момент брака с Пророком (мир ему) на самом деле была старше. Ей было 12-13, 17 и даже 27 лет.

У Ибн Хишама и некоторых других историков имеется информация о том, что Аиша была в числе первых принявших Ислам людей, а это означает, что в момент брака ей было 15 лет. Кроме того, некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что до Пророка (мир ему) к ней посватался Джубейр ибн Мутим и она была старше 17 лет.

Дело в том, что многие исторические хроники дают информацию о сестре Аиши Асме, которая умерла в возрасте 100 лет в 73 году хиджры. Это означает, что во время хиджры (переселения Пророка Мухаммада, мир ему, из Мекки в Медину) ей было 27 лет. В то же время известно, что Аиша была младше ее на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту ее брака с пророком Мухаммадом ей было 17 лет (См.: Bərki A. H., Kəskioğlu O. Xatəmül Ənbiyya Məhəmməd ve həyatı. Ankara: 1993, s. 211).

В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится хадис от Аиши, которая говорит: Я была ребенком, играющим на улице, когда Мухаммаду в Мекке был ниспослан аят из суры Гамар (46) . А этот аят был ниспослан в 4 году мекканского периода Пророка (мир ему).

То есть играться на улице может ребенок 5-6 лет. Это значит, что в 614 году (4 год пророчества Мухаммада (мир ему) в Мекке) ей было где-то 5-6 лет. Пророк (мир ему) в 620 году женился на Аише, а еще через 2 года она перешла к мужу. Значит в 622 году, при переходе в дом Пророка Мухаммада (мир ему) ей было 13-14 лет.

Интересна и история с Джубейром ибн Мутимом. Его отец посватался к Аише, но потом, когда стало известно, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, он расторгнул брак. Повествуется, что это событие произошло после первого открытого выступления мусульман у Каабы, которое произошло в 3 году мекканского периода (613 год).

Опять же возникает вопрос о том, сколько ей было лет к моменту ее переселения к Мухаммаду (мир ему) в 622 году, если еще в 613 году к ней уже сватался Джубейр. Даже если ей было 5 лет, то опять же в тот момент Аише никак не могло быть 9 лет.

Таким образом, спорность и противоречивость мусульманских источников о возрасте Аиши не вызывает никаких сомнений и является неопровержимым фактом. Никто точно не может утверждать о точности ее 9-летнего возраста, так как эти данные, даже если они из Бухари и Муслима, противоречат другим сообщениям из того же Бухари и Муслима, о которых было упомянуто.

Так же можно сказать, что мусульманские мыслители никогда не отбрасывали никакие хадисы или повествования. В мусульманской традиции принимается вообще все. Нет разницы, из сборника Бухари то или иное повествование, или из книг Табарани, Табари или Ибн Сада.

Просто потом хадисы исследуются, сверяется цепь их передатчиков, выявляется наличие (или отсутствие) противоречий с другими хадисами или аятами Корана и т.д. Если хадис безупречен и непротиворечив, то он принимается независимо от того, в сборнике Бухари он приведен или где-то еще. А если есть повод усомниться, если возникает противоречие, то хадис опять-таки не отбрасывается, он просто принимается к сведению. Но в этом случае, согласно большинству мусульманских правоведов давать какие-то правовые предписания или вводить его в убеждения мусульман не позволяется.

Именно этот случай имеет место в данном случае. Даже несмотря на то, что по всем параметрам достоверности хадисы о 9-летнем возрасте Аиши к моменту брака с Мухаммадом (мир ему) не вызывают сомнения и они есть в книгах Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Маджы и т.д., все равно, при детальном исследовании хронологии получается, что все они противоречат другим хадисам из того же Бухари.

Примеры противоречий здесь показаны. Поэтому нельзя категорически утверждать, что Аише было тогда 9 лет, хотя это и не исключается (так как есть достоверные хадисы об этом).

В любом случае Аиша пошла замуж за Пророка (мир ему) в знак дружбы Посланника Аллаха (мир ему) с ее отцом Абу Бакром, который сам лично выдал за него свою дочь. Никакого насилия не было. Отец не пожелает плохого своей дочери.

Интересно также то обстоятельство, что ранние критики Ислама (в том числе христианские и иудейские), не обвиняли его в браке с девятилетней девочкой. Отсюда следует, что либо в то время такие ранние браки были нормальным явлением и в их обществах, либо же Аиша действительно была старше этого возраста. Иначе они сразу взяли бы на вооружение это обстоятельство для еще больших нападок на Пророка (мир ему). Только гораздо более позднее, когда в Европе установились современные стандарты мышления, христианские авторы, стали использовать этот фактор для нападок на Ислам.

В то же время, мусульманские богословы считают, что если Аише действительно было 9 лет, все равно в этом нет ничего плохого, т.к. семейная жизнь могла начаться только после полового созревания девушки. В Аравии (вообще в южных широтах) половое созревание наступает рано, а как это происходило 1500 лет назад вообще неизвестно. Кроме того, в древних обществах такие ранние браки были обычным делом и никакого осуждения не вызывали.

Как женщины жили в восточных гаремах, или О чем не рассказывают в романтических фильмах

При слове «гарем» большинству людей приходят в голову красочные картины — изобилие соблазнительных полуодетых женщин, журчащие воды фонтанов, сладкое вино и постоянная нега. В общем, райское удовольствие. Но не забывайте, что времена, когда существовали гаремы, были жестокими, а жизнь женщины — еще тяжелее.

Так что на самом деле султанские гаремы были далеки от этой идеалистической картинки.

В переводе с арабского «гарем» означает «отделенное, запрещенное». Это место в доме всегда было скрыто от чужих глаз и тщательным образом охранялось слугами. В этой тайной комнате проживали женщины. Главной среди них признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой и занимала вместе с суженым высокий титул, либо евнухи.

Нередко в султанских гаремах находилось огромное количество женщин, численность которых могла доходить до нескольких тысяч. Жен и наложниц для султана всегда выбирала его мать — это неукоснительное правило. Оказаться в гареме можно было очень легко — для этого нужно было просто быть красивой юной девственницей. Но даже в гареме не каждой удавалось завязать отношения со своим «мужем» и подарить ему наследника.

Такая высокая конкуренция среди жен позволяла выдвинуться в число первых только самым умным, расчетливым, ловким и хитрым женщинам. Не обладающие подобными дарованиями были обречены на исполнение бытовых обязанностей и обслуживание всего гарема. Своего суженого за всю жизнь они могли так и не увидеть.

В гаремах существовали особые порядки, которые нельзя было нарушать. Так что все было далеко не так романтично, как, например, в популярном сериале «Великолепный век». Повелитель мог увлечься новой девушкой, а тех, которые глаза намозолили, мог казнить. Причем методы расправы поражали своей жестокостью.

Один из вариантов избавиться от надоевшей жены — погрузить ее в кожаный мешок со змеями, туго завязать, привязать к мешку камень и сбросить в море. Легкий способ казни — удушение шелковым шнурком.

Законы в гареме и государстве

Если верить документам, то первые гаремы возникли в Османской империи. Изначально он формировался исключительно из рабынь, а в жены султаны брали только наследниц христианских правителей государств, расположенных по соседству. Однако в период правления Баязида II привычные установки претерпели изменения. С этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, а детьми обзаводились от своих рабынь.

Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, называемая «валиде». Когда правитель в стране менялся, то его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией. После матери султана главными считались его суженые, которых называли «кадын-эфенди». Дальше шли бесправные рабыни, именуемы «джарийе», которыми часто гарем был просто заполонен.

Кавказские князья желали, чтобы их дочери оказались в османском гареме султана и вышли за него замуж. Укладывая своих дочек спать, заботливые папы напевали малышкам песенки о счастливой судьбе, шикарной сказочной жизни, в которой они окажутся, если им посчастливится стать женами султана.

Будущих рабынь повелители могли покупать, когда малышкам было по пять-семь лет, они их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до возраста 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.

Пока малышка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце. Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, если она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то считалась негодной для гарема и стоила дешевле других, поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Будни рабынь

Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости. И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Они почитали мусульманские традиции. Жены султана были очень умными. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.

К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, им регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары. Однако, если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым — жестокое избиение кнутами и палками.

Замужество и нарушение супружеской верности

Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит. В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое, искали ей мужа.

Ну а до наступления райской жизни особенно страстные наложницы завязывали интимные отношения друг с другом или с евнухами. Кстати, всех евнухов привозили из Африки, поэтому все они были чернокожими.

Делалось это с определенной целью — таким образом не составляло труда вычислить особу, которая прелюбодействовала со слугой. Ведь при случае беременности на свет появлялись темнокожие младенцы. Но бывало такое крайне редко, ведь зачастую рабы попадали в гарем уже кастрированными, поэтому детей иметь не могли. Между наложницами и евнухами часто завязывались любовные отношения. Доходило даже до того, что вышедшие из гарема женщины уходили от своих новых мужей, сетуя на то, что евнух доставлял им гораздо больше удовольствия.

Вплоть до XVI века в гарем попадали девушки из России, Грузии, Хорватии и Украины. Бязид связал себя брачными узами с византийской принцессой, а Орхан-гази выбрал себе в супруги дочку императора Константина — принцессу Каролину. Но самая знаменитая султанская жена, если верить легендам, была родом из Украины. Звали ее Роксолана, она пробыла в статусе суженой Сулеймана Великолепного целых 40 лет.

Согласно литературным произведениям того времени, настоящее имя Роксоланы — Анастасия. Она была дочкой священника и отличалась красотой. Девушка готовилась к свадьбе, но незадолго до торжества была похищена татарами и отправлена в Стамбул. Там несостоявшаяся невеста оказалась на мусульманском рынке, где проходила торговля невольниками.

Как только девушка очутилась в стенах дворца, то приняла мусульманство и обучилась турецкому языку. Анастасия оказалась особой хитрой и расчетливой, поэтому путем подкупов, интриг и соблазнения за короткий срок добралась до юного падишаха, который увлекся ею, а потом и женился. Она подарила мужу трех здоровых богатырей, в числе которых оказался будущий султан — Селим Второй.

В современной Турции гаремов больше нет, последний исчез еще в начале ХХ века. На его месте впоследствии открыли музей. Тем не менее среди элиты многоженство практикуется и в наши дни. Юных 12-летних прелестниц против их воли отдают в жены возрастным богачам. В основном так поступают нищие родители, у которых не хватает средств, чтобы прокормить большое количество детей.

В Арабских Эмиратах и в ряде других мусульманских стран многоженство узаконено, но при этом одновременно разрешают иметь не более четырех жен. Все тот же закон возлагает на мужчину-многоженца обязанность по достойному содержанию своих дам и детей, а вот про уважительное отношение не написано ни слова. Поэтому, несмотря на красивую жизнь, жены содержатся часто в чрезвычайной строгости. В случае развода дети всегда остаются с отцом, а матерям запрещается с ними видеться. Вот такая предстоит расплата за безбедную и роскошную жизнь с влиятельным арабским мужчиной.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]