Зарплата работников пенсионного фонда России в 2022 годах — распишем во всех подробностях

Индексация и возраст: как изменились пенсии по старости в 2022 году

В 2022 году произошли сразу две индексации пенсий, в результате они выросли на 8,6%. В среднем неработающие пенсионеры будут получать на 1400 Р больше, чем в 2021 году, — около 19 тысяч рублей. Но повышение коснется не всех пенсионеров.

Еще с начала года вырос пенсионный возраст: для выхода на заслуженный отдых понадобится больше стажа и баллов, чем раньше.

Вот главные изменения для тех, кто получает или только планирует оформить пенсию в 2022 году.

Приложение Т—Ж

Статьи и расчеты теперь в новой версии приложения на iOS и Android. Вместе с бесплатными курсами Учебника

На сколько вырастут пенсии в 2022 году

Сначала страховые пенсии повысили на 5,9%, но с учетом фактической инфляции индексация все же составила 8,6% — закон об этом подписан 28 января 2022 года.

Теперь пенсионеры будут получать примерно на 1400 Р в месяц больше, но это средняя сумма по России. Фактическая пенсия и доплата зависят от того, сколько пенсионных баллов накопилось у конкретного пенсионера на лицевом счете в ПФР.

Страховая пенсия по старости считается по формуле:

Фиксированная часть + Количество пенсионных баллов × Стоимость одного балла

Параметры для расчета пенсии с учетом индексации на 8,6%

ПараметрРазмер
Фиксированная часть6564,31 Р
Стоимость 1 балла107,36 Р

Например, у пенсионера за время работы накопилось 120 пенсионных коэффициентов. Его пенсия в 2021 году составляла 17 883,68 Р :

6044,48 Р + 120 × 98,66 Р

В 2022 году этот же пенсионер будет получать 19 447,51 Р :

6564,31 Р + 120 × 107,36 Р

Многие пенсионеры получают гораздо меньше. Пенсия может быть даже ниже прожиточного минимума, тогда производится социальная доплата.

Точный размер своей пенсии можно проверить через госуслуги:

У некоторых пенсионеров есть доплаты. Например, с 80 лет фиксированная часть выплачивается в двойном размере, сельские пенсионеры получают доплату в размере 25% фиксированной части, а пенсионеры с детьми — 1 / 3 фиксированной части на каждого иждивенца.

Как считается социальная доплата к пенсии в 2022 году

Если неработающий пенсионер с учетом других социальных выплат получает меньше прожиточного минимума по региону, ему назначается федеральная или региональная доплата. При этом заработанная страховая пенсия тоже индексируется.

Сначала индексируется пенсия в размере 2021 года — на 8,6%. Потом рассчитывается прибавка до нового прожиточного минимума по региону на 2022 год — это и есть размер социальной доплаты. И дополнительно выплачивается индексация.

Например, в 2021 году заработанная пенсия составила 9000 Р . Прожиточный минимум по региону в 2022 году — 10 500 Р . Социальная доплата — 1500 Р . Ее пенсионер получит в любом случае. А дополнительно — свою индексацию за 2022 год в размере 774 Р : 9000 Р × 8,6%.

Итого выплаты этому пенсионеру в 2022 году составят 11 274 Р .

Раньше социальная доплата назначалась по заявлению. С 2022 года — автоматически, у пенсионного фонда есть все данные. Пересчитывают ее тоже без заявления.

В каком возрасте можно выйти на пенсию в 2022 году

С 2019 года пенсионный возраст постепенно повышается, чтобы в итоге женщины уходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 65.

Каждый год на пенсию выходят люди все более старшего возраста. В 2022 году пенсионером по возрасту можно будет стать только в первом полугодии. Во втором — только тем, кто получил право на пенсию раньше, но почему-то им не воспользовался. В 2023 году право на пенсию по возрасту на общих основаниях не появится вообще ни у кого.

Пенсионный возраст с учетом повышения

Год выхода на пенсиюВозраст и год рождения женщинВозраст и год рождения мужчин
2022, первое полугодие56,5 (1965, второе полугодие)61,5 (1960, второе полугодие)
202458 (1966)63 (1961)
202659 (1967)64 (1962)
202860 (1968)65 (1963)

Эти параметры не касаются госслужащих: у них пенсионный возраст уже сейчас выше обычного.

На пенсию по возрасту можно выйти даже при наличии работы. Тогда будут платить и пенсию, и зарплату. Но работающим пенсионерам пенсию с 1 января не повышают — ее пересчитывают с 1 августа.

Сколько стажа и баллов нужно иметь для выхода на пенсию

Чтобы выйти на пенсию, мало дожить до определенного возраста. Нужно еще накопить хотя бы минимальный трудовой стаж и пенсионные баллы. Причем и то и другое одновременно.

Пока на лицевом счете не будет минимального количества стажа и баллов, права на страховую пенсию по старости не возникнет.

Стаж и баллы для пенсии

ГодСтажБаллы
202213 лет23,4
202314 лет25,8
202415 лет28,2
2025 и дальше15 лет30

Например, пенсионный возраст наступил в 2021 году, но на лицевом счете у человека 12 лет стажа и 150 баллов. Для назначения страховой пенсии по старости нужно доработать еще год.

Если стажа или баллов сильно не хватает — из-за неофициальной работы или ее отсутствия, — пенсионный возраст автоматически вырастет. Через несколько лет появится право только на социальную пенсию по старости.

Как назначается социальная пенсия по старости

Даже если человек не заработал стажа и баллов, рано или поздно он все равно будет получать пенсию по старости. Но не страховую, которая зависит от взносов, а социальную.

И не с года наступления обычного пенсионного возраста, а на пять лет позже.

Если в 2022 году наступил обычный пенсионный возраст, но нет стажа и баллов, социальную пенсию назначат в 2027.

Кто получит право на социальную пенсию в 2022 году

ПолГод рожденияВозраст
МужчиныВторое полугодие 195566,5
ЖенщиныВторое полугодие 196061,5

Социальная пенсия по старости индексируется не с 1 января. Ее повысят неработающим пенсионерам только с 1 апреля.

Как назначается досрочная пенсия многодетным матерям

В законе о пенсионной реформе была норма о досрочной пенсии для многодетных матерей. Раньше на пенсию по старости могли выйти только женщины как минимум с пятью детьми, теперь — даже с тремя или четырьмя.

Из-за постепенного повышения пенсионного возраста фактически право на досрочную пенсию пока возникает не у всех многодетных мам. Сейчас обычный пенсионный возраст даже ниже досрочного или близок к нему.

Условия досрочной пенсии для многодетных матерей в 2022 году

Сколько детей родила и воспитала до достижения ими 8 летОбычный пенсионный возрастВозраст для досрочной пенсииМинимальный стажМинимальные баллы
Троих56,55715 лет23,4
Четверых56,55615 лет23,4
Пятерых и более56,55015 лет23,4

Как получить пенсию в 2022 году

За назначением пенсии можно обратиться через госуслуги или сайт ПФР. Ходить никуда не нужно, все данные есть у пенсионного фонда.

Если достигли пенсионного возраста или до него осталось не больше месяца, план такой:

  1. Проверьте лицевой счет в ПФР — выписка приходит онлайн, там есть данные о стаже и баллах. Если с чем-то не согласны, подайте заявление о корректировке.
  2. Заведите карту «Мир», если ее еще нет. Другие варианты — получать пенсию на счет без карты или через почту. Если нужно изменить способ доставки пенсии, можно подать заявление онлайн.
  3. Подайте заявление о назначении пенсии — через госуслуги или лично в МФЦ или клиентскую службу ПФР.
  4. Представьте документы по запросу. При подаче электронного заявления они могут и не понадобиться.
  5. Дождитесь назначения пенсии. Ее будут платить со дня обращения, но не раньше достижения пенсионного возраста.

Очень радужно описана процедура оформления пенсии! Почти все знакомые, оформлявшие пенсию, намучились немало. Не поможет ни заранее проверить все в ПФ, ни личный визит для проверки. Я все это делала, но мне приостановили оформление уже в централизованном отделении (т.е. я проверяла все заранее в своём отделении ПФ и все было прекрасно, но потом несколько отделений отдают документы для уже окончательного оформления в некий центр, с которым невозможно связаться). Мне например, не хотели засчитывать годы работы преподавания в вузе, т.к. приказ об увольнении был заверен печатью с упоминанием СССР, которого уже не было на тот момент (не поменяли вовремя печать). Хорошо, что вуз не развалился и мне пришлось брать справку из архива вуза об отработанных годах.
Второй прикол был якобы не в той формулировке о работе в НИИ (при этом косой десяток знакомых с такой формулировкой все прекрасно оформили). Ок, НИИ ещё на месте, беру справку, но вот и справка не так написана – берите ещё! Я после второй справки сказала им, что такое впечатление, что у меня вымогают взятку и я буду звонить в их отдел безопасности по этому поводу. После этого все нервотрепки чудесным образом закончились Кстати, коллега по работе ещё интереснее пострадал – у него было все нормально, но пенсию не назначали месяца 4, он, бедный, все ходил и тихо жаловался. Мне настолько были противны эти издевательства, что я позвонила в ПФ и сказала, что буду жаловаться в вышестоящий ПФ, т.к. по закону они обязаны все оформить в течении месяца. Пенсия пришла ему буквально через 3 дня.
У знакомых были похожие варианты – нечеткая печать в трудовой (ещё б ей 40 лет спустя быть чёткой), не правильная формулировка приказа, нет отдельной записи о переименовании предприятия и т.п. Список каждый может продолжить в силу своей фантазии. А ведь многих предприятий уже нет, архивы не найти и эти годы просто выкинут из стажа! Сколько я таких буквально обворованных встречала тогда в очередях. Кому-то хватило сил и ума судиться, кто-то покорно оформлял как есть.
Так что готовьтесь кому это скоро предстоит – веселья будет немало!

Пенсионный фонд урезает аппетиты

Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до максимума за пять лет, но будет покрыт его накоплениями, следует из проекта бюджета до 2023 года. Это позволит сэкономить 335 млрд руб. на трансферте фонду из госбюджета

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.

Минтруд рассказал, как будут работать ПФР и ФСС после объединения

В результате объединения ПФР и ФСС будет создана единая структура — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России). Все страховые взносы в новый фонд нужно будет перечислять единым платежом. При этом база для начисления взносов на обязательное социальное страхование будет «подтянута» до уровня базы для начисления пенсионных взносов. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс разрабатывает Минтруд.

Как работодатели платят страховые взносы сейчас

В ведомстве напоминают: сейчас работодатели платят в Пенсионный фонд 22% с заработной платы работника в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего облагаемую базу; в Фонд социального страхования — 2,9% с заработка в пределах облагаемой базы; в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% с общего дохода работника. При этом в взносы в ПФР отчисляются в размере 22% с заработка в пределах 1,565 млн руб. в год, а в ФСС — в размере 2,9% с заработка в пределах 1,032 млн руб. в год.

Кроме того, различается круг застрахованных лиц. Пенсионные взносы поступают с выплат в пользу всех работающих по найму граждан (как по трудовым договорам, так и по договорам ГПХ). В то время как взносы в ФСС отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам. Подробнее см. «Страховые взносы: на что они начисляются, кто и когда их платит».

Что предлагает Минтруд

Минтруд предлагает унифицировать правила. А именно:

1. Установить единый круг застрахованных лиц — распространить обязательное социальное страхование на граждан, занятых по гражданско-правовым договорам.

2. Установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования — «подтянуть» взносооблагаемый в рамках социального страхования заработок до размера заработка, охваченного пенсионным страхованием.

3. Объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов:

  • 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес);
  • 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы);
  • 0% (члены экипажей судов).

4. Дать возможность работодателям перечислять все взносы единым платежом.

5. Сократить количество отчетности и установить единую дату подачи общей формы отчетности.

К чему приведут единые правила

Единый тариф страховых взносов предлагается ввести уже с 1 января 2023 года.

К 2025 году это позволит выплачивать пособия в следующих размерах:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком — 57,4 тыс. руб. (при действующей модели — 37,9 тыс. руб.);
  • максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) — 660,9 тыс. руб. (при действующей модели — 435,9 тыс. руб.);
  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 лет и более — 143,5 тыс. руб. (по действующей модели — 94,7 тыс. руб.), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тыс. руб. (по действующей модели — 75,7 тыс. руб.), при стаже до 5 лет — 86,1 тыс. руб. (при действующей модели — 56,8 тыс. руб.).

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Объединение ПФР и ФСС

Объединение фондов планируется осуществить к 1 января 2023 года (см. «Пенсионный фонд объединят с ФСС»). В результате будет создана государственная некоммерческая организация — единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Социальный фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.

При этом предполагается создать единый контакт-центр для консультирования граждан, а также сохранить нынешние места нахождения фондов.

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Зарплата сотрудников Пенсионного Фонда России в 2022 году

Фото: geralt // pixabay.com

С 1 января 2022 года оплата труда бюджетникам будет начисляться в соответствии с новыми правилами. Все необходимые средства уже предусмотрены в проекте федерального бюджета.

Разработанная правительством система расчёта и выплаты заработной платы для сотрудников бюджетной сферы, в том числе и для работников Пенсионного фонда России (ПФР).

Программа повышения заработной платы сотрудникам Пенсионного Фонда

В ходе реализации пенсионной реформы в Минфине РФ неоднократно делали акцент на предстоящем существенном росте выплат для пенсионеров. В реальности, всё оказалось не совсем так. Наиболее ощутимую прибавку получили сотрудники ПФР. Даже пандемия коронавируса и ситуация в сфере экономики не стали причиной снижения реального дохода специалистов фонда в отличие от других областей.

Никакого роста нагрузки у работников ПФР с момента начала пандемии не отмечается. В рамках объявленной самоизоляции они, как и многие граждане, перешли на удалённый формат работы. Тем временем, поднятие планки пенсионного возраста и распространения коронавируса численность пенсионеров в России сократилась почти на 1,5 млн человек. Это не повлекло за собой никаких изменений в штате ПФР.

Не стоит упускать из внимания и тот факт, что работа сотрудников организации зачастую подвергается критике. Наиболее частые жалобы россиян связаны с ошибками при выдачи СНИЛС, в расчётах пенсий и потери части трудового стажа. Несмотря на это подобные случаи не оказывают никакого влияния на зарплату сотрудников ПФР.

Как менялась заработная плата сотрудников Пенсионного Фонда России в последние годы

По итогам двух последних лет реальный доход сотрудников ПФР в центральном аппарате увеличились на 54%, а региональных представительств — почти на 20%. В отличие от них рост выплат пенсионерам происходит в 4 раза медленнее.

Реальные цифры и расчет заработной платы сотрудникам Пенсионного Фонда России

В 2018 году средняя зарплата работников центрального аппарата ПФР составляла 59 500 рублей. В 2019 году — около 87 000 рублей, в 2020 — почти 91 900 рублей, а в 2021 году она приблизилась к отметке в 100 000 рублей.

Для сравнения средний размер пенсий за аналогичный период вырос с 14 400 до 16 500 рублей.

Сложившуюся ситуацию раскритиковал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Он заявил, что в случае продолжения текущей тенденции пенсионеры могут оказаться не просто за чертой бедности, а столкнуться с нищетой.

Что ожидать сотрудникам Пенсионного Фонда в 2022 году

В 2021 году средняя ежемесячная зарплата сотрудников ПФР составляет 47 400 тысячи рублей. Согласно проекту бюджета на 2021-2023 гг., проанализированный специалистами Счётной палаты, с 1 октября 2022 года индексация зарплат работников фонда составит 4%.

На ближайшие два года фонд оплаты труда организации составит:

  • в 2022 году — 71 330 385,2 рубля (101,0 % к 2021 году);
  • в 2023 году — 74 165 541,3 рубля (104,0 % к 2022 году).

Для уволенных работников фонда предусмотрено каждый год выделение средств на выплаты в размере их бывшего месячного заработка:

  • на 2021 год — 92 121 рублей (101,8 % к 2020 году, 980 человек в год);
  • в 2022 — 2023 годах — 81 450 рублей ежегодно (88,4 % к 2021 году, 866 человек ежегодно).

Сокращение штата в ПФР в 2022 году не предстоит. На 2021-2023 гг. запланированная общая численность сотрудников фонда составляет 124 258 штатных единиц.

Это не отменяет программу оптимизации структуры организации путём формирования Центров и межрайонных управлений фонда. Она предусматривает уменьшение количества сотрудников в действующих территориальных органах с передачей штатных единиц в новые.

В случае увольнения сотрудников ПФР в рамках реализации системы оптимизации они получают выходное пособие.

Бюджет Пенсионного фонда на 2022 года – структура доходов и расходов

6 декабря 2021 года Президент В. Путин подписал закон № 397-ФЗ о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2022 год, а также плановый период 2023-2024 гг. Ранее, 24 ноября 2021 года, в заключительном третьем чтении его одобрила Госдума. В этом документе представлены данные о планируемых доходах и расходах ПФР на следующую «трехлетку». Если говорить в общих цифрах, то доходы ПФР в 2022 году ожидаются на уровне 10,032 трлн руб., а расходы — 10,155 трлн руб. То есть прогнозируется, что бюджет фонда в 2022 году будет дефицитным.

Для большинства граждан эти цифры ни о чем не говорят. Охарактеризовать деятельность фонда может только структура доходов и расходов ПФР:

  • сколько страховых взносов получит ПФР и будут ли поступления из федерального бюджета;
  • как будут распределены средства фонда — сколько направят на выплаты пенсий, на ежемесячные и единовременные выплаты пенсионерам, социальные доплаты, материнский капитал и так далее;
  • сколько планируют потратить на организацию работы фонда — на зарплату сотрудников, их обучение, на технику и канцелярские товары, капитальный ремонт и строительство отделений ПФР и так далее.

Расскажем подробнее о структуре бюджета ПФР в 2022 году.

Основные показатели пенсионного обеспечения в России в 2022 году

При формировании бюджета ПФР на 2022 год закладывались следующие основные характеристики пенсионного обеспечения в РФ (в сравнении с 2021 годом):

Показательв 2021 годув 2022 году
Параметры индексации пенсий
Индексация страховой пенсии неработающим пенсионерам с 1 января, в %6,35,9
Стоимость 1 пенсионного коэффициента, в руб.98,86104,69
Фиксированная выплата к страховой пенсии, в руб.6044,486401,10
Индексация ежемесячных выплат (ЕДВ) с 1 февраля, в %4,95,8
Индексация социальных пенсий с 1 апреля, в %3,47,7
Среднегодовой размер пенсионного обеспечения
Страховая пенсия в целом, в руб.16296,5117115,19
Страховая пенсия по старости у неработающих пенсионеров, в руб.17536,5818520,70
Социальная пенсия, в руб.10108,8210790,88
Накопительная пенсия, в руб.1028,401821,26
Численность пенсионеров
Общая численность пенсионеров, тыс. чел.4303542793
Получателей страховой пенсии, тыс. чел.3899838726
Неработающих получателей страховой пенсии, тыс. чел.3084030782
Получателей социальной пенсии, тыс. чел.32143289
Накопительной пенсии, тыс. чел.103155

С учетом указанных параметров был разработан и одобрен законопроект о бюджете ПФР на 2022 год.

В дальнейшем Правительство может скорректировать некоторые параметры, что в первую очередь связано с ускорившейся инфляцией. Например, индексация ЕДВ с 1 февраля 2022 года составит 8,4%.

Доходы Пенсионного фонда в 2022 году

Прогнозируемый объем доходов Пенсионного фонда РФ в 2022 году ожидается в сумме 10,032 трлн руб.

  • Объем поступлений страховых взносов на пенсионное страхование физических лиц в 2022 году оценивается в 6,054 трлн руб. При расчете учитывались следующие прогнозы Минэкономразвития:
    • фонд оплаты труда работников в 2022 году — 31,699 трлн руб.;
    • размер среднемесячной зарплаты — 59976 руб.;
    • индекс потребительских цен — 4%.

    Помимо этого, в бюджете ПФР были учтены следующие виды доходов:

    • от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (от сдачи в аренду имущества, от инвестирования средств пенсионных накоплений и т.д.);
    • от продажи материальных и нематериальных активов;
    • от оказания платных услуг и так далее.

    Кроме этого бюджет Пенсионного фонда будет пополнен за счет поступления средств из федерального бюджета. Так, в 2022 году ПФР получит 3,630 трлн руб. из федбюджета, что на 8,5% больше, чем в 2021 году. Средства будут направлены на:

    • валоризацию расчетного пенсионного капитала, сформированного до 2002 года;
    • компенсацию выпадающих доходов из-за пониженных тарифов страховых взносов в отношении отдельных категорий страхователей;
    • предоставление материнского (семейного) капитала;
    • выплату ежемесячных пособий на детей;
    • выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, федеральные социальные доплаты, ежегодную выплату ко Дню Победы, ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам и так далее.

    Расходы Пенсионного фонда в 2022 году

    Общий объем расходов ПФР в 2022 году составит 10,155 трлн руб., что на 5,98% больше, чем в 2021 году. Из них, например:

    • 8,792 трлн руб. направят на пенсионное обеспечение граждан;
    • 435,6 млрд руб. — на выплату ЕДВ;
    • 77 млрд — на федеральные социальные доплаты к пенсии;
    • 443,6 млрд руб. — на материнский капитал и так далее.

    На отдельных статьях расходов Пенсионного фонда стоит остановиться подробнее.

    Расходы ПФР на содержание фонда и собственные нужды

    На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Пенсионного фонда в 2022 году направят 121,994 млрд руб. Детализация расходов представлена в таблице:

    Среднемесячный размер зарплаты работников ПФР в 2022 году составит 48,4 тыс. руб. (годом ранее — 47,4 тыс.). Расходы на заработную плату сотрудников ПФР рассчитаны с учетом запланированной на 1 октября 2022 года индексации на 4%. Сокращение штата сотрудников не планируется, штатная численность в 2022 году планируется на уровне 124258 человек.

    Расходы на пенсии и другие выплаты ПФР в 2022 году

    На пенсионное обеспечение граждан с учетом расходов на доставку будет направлено 8,792 трлн руб., что на 4% больше, чем в 2021 году. Причем 646,3 млрд руб. из этой суммы будет направлено на социальные выплаты, финансируемые из федерального бюджета.

    Некоторые направления, по которым будут распределены денежные средства, приведены в таблице:

    НаправлениеСколько средств потребуется в 2022 году в млн руб.
    Страховые пенсии8046535,6
    Государственные пенсии, в т.ч. социальные555102,1
    Ежемесячные выплаты льготникам435623,2
    Федеральные соц. доплаты к пенсии76954,2
    Выплаты по уходу за пожилыми и инвалидами 1 гр.45691,2
    Выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами 1 гр. с детства72008,9
    Доплаты летчикам гражданской авиации9060,1
    Доплаты работникам угольной промышленности2992,2
    Пенсии, назначенные досрочно безработным гражданам3717,7
    ДЕМО ветеранам1825,2
    ДЕМО инвалидам из-за военной травмы475,3
    Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих в Абхазии505,5
    Пенсионное обеспечение граждан РФ, проживающих в Южной Осетии3,0
    Ежегодная выплата 10 тыс. руб. ветеранам ВОВ262,1
    Единовременные выплаты пенсионерам по 5 тыс. руб.0,168

    Также в бюджете ПФР на 2022 год учтены средства, необходимые для индексации отдельных видов выплат. В частности, на индексацию:

    • страховых пенсий неработающим пенсионерам с 1 января 2022 на 5,9%;
    • социальных и государственных пенсий на 7,7%;
    • ЕДВ федеральным льготникам на 5,8%.

    Материнский капитал в 2022 году

    На предоставление материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР на 2022 год закладывают 443,62 млрд руб. Это всего на 0,1% больше, чем годом ранее. Финансирование будет произведено за счет трансферта из федерального бюджета, а также остатков средств фонда на конец 2021 года.

    Расчет произведен исходя из количества запланированных обращений за распоряжением средств МСК. Предполагается, что в 2022 году распорядиться маткапиталом решат 1,19 млн человек, из которых 133,6 тыс. — это семьи, получившие МСК в связи с рождением первого ребенка.

    Новые социальные обязательства ПФР

    С 2022 года Пенсионному фонду РФ будут переданы новые полномочия по отдельным социальным обязательствам. В частности, по выплате:

    • компенсаций инвалидам расходов на покупку договора ОСАГО;
    • компенсаций чернобыльцам, реабилитированным лицам, членам семей погибших военнослужащих;
    • пособий по беременности и родам женщинам, уволенным из-за ликвидации организации;
    • пособий по уходу за ребенком неработающим лицам и так далее.

    Расходы по этим направлениям тоже учтены в бюджете ПФР.

    Накопительные пенсии

    В 2022 году расходы ПФР по накопительной составляющей запланированы в объеме 44,3 млрд руб., что на 37,5% больше, чем в 2021 году. Дополнительные расходы связаны с увеличением числа ожидаемых обращений за выплатами из средств пенсионных накоплений. Причина — выход на пенсию женщин 1967 года рождения.

    В 2022 году на выплату накопительной пенсии направят 3,832 млрд руб., на срочные пенсионные выплаты — 1,171 млрд, а на единовременные выплаты — 26,894 млрд. При этом по расчетам среднегодовой размер накопительной пенсии в 2022 году составит 2049,85 руб.

    Также ожидается увеличение числа переводов средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ в 2022 году. Расходы по этому направлению прогнозируются на уровне 6,191 млрд руб., что 37,1% больше, чем годом ранее.

    Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в России, последние новости об увеличении зарплаты учителям, медикам, полиции

    Последние новости о том, какие пути повышения бюджетной зарплаты, как будут начислять зарплату учителям, врачам и артистам по новым правилам с 2022 года, какое ожидается увеличение зарплаты бюджетникам в 2022 году, читайте далее в статье.

    Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в России

    Оплата труда работника любой бюджетной организации производится за счет государственных средств, поэтому его доход напрямую зависит от принимаемых государством решений. Для компенсации большого разрыва между заработком в коммерческих и бюджетных структурах правительством России принимаются меры по повышению зарплаты бюджетников. В 2022 году пройдет запланированное увеличение. Также начнется постепенное внедрение разработок новой системы оплаты труда, предусмотренной законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 года.

    Пути повышения бюджетной зарплаты

    Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.

    Для этого правительство использует определенные меры поддержки:

    Увеличение размера МРОТ. В 2021 году удалось довести минималку до среднего по стране прожиточного минимума – ее размер достиг 12 792 руб. В 2022 году МРОТ увеличится на 1 108 руб. (8,6%) и составит 13 890 руб.

    Индексация, проводимая каждый год (ст. 130 ТК РФ). В зависимости от уровня инфляции коэффициент индексации ежегодно меняется.

    Президентские майские указы предусматривают доведение заработной платы бюджетников до величины среднего заработка по региону.

    Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.

    О новой системе оплаты труда – последние новости

    По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.

    Увеличение зарплаты бюджетникам в 2022 году, последние новости

    Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.

    Ведется разработка тарифной сетки, включающей 18 разрядов и учитывающей квалификацию, уровень ответственности, стаж. По новым положениям величина оклада должна быть не меньше 50% дохода работника. Так же предусмотрена доплата за работу сверх установленного трудовым договором времени, в календарные и праздничные выходные, ученую степень, величину стажа. До половины оклада можно выплачивать на оздоровительные мероприятия, до 30% – на оказание материальной помощи.

    Эксперименты по внедрению новой системы оплаты труда будут проводить в семи специально выбранных для этого регионах с декабря 2021 года по 31 марта 2022 года.

    МРОТ и индексирование зарплаты бюджетника в 2022 году

    Исчисление заработной платы, пособий в 2022 году, как и ранее, будет зависеть от размера прожиточного минимума в регионе (федеральный ПМ – 12 654 руб.) и МРОТ. Согласно прописанному в ФЗ-82 от 19.06.2020 года положению оклад рассчитывают с учетом регионального МРОТ. Регион вправе устанавливать свой размер минималки, но не ниже федерального, т.е. 13 890 руб. Если региональная не принята, то в расчет берут федеральный МРОТ. В результате его увеличения произойдет повышение окладов и, соответственно, доходов работника.

    В случае, когда выплаты не достигли минимального размера оплаты труда, работодатель обязан довести их до установленных размеров дополнительными выплатами, премиями и пр.

    На повышение своих доходов за счет увеличения коэффициента индексации с 01.01.2022 года могут рассчитывать медики, учителя и другие бюджетники, подпадающие под действие майских указов. Размер коэффициента разнится в субъектах РФ, поскольку регионы вправе устанавливать его самостоятельно, но не меньше федерального. Изменять допустимо только в сторону увеличения. По России средний показатель составляет 4%.

    Индексирование заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ гарантировано всем бюджетникам без каких-либо должностных, профессиональных, возрастных ограничений. Индексации подлежит зарплата постоянного, штатного работника, совмещающего обязанности, работающего дистанционно, на удаленке, находящегося в декретном или за свой счет отпуске.

    Для некоторых бюджетников индексация уже прошла 01.10.2021 года. Например, на 3,7% стала больше зарплата служащих правоохранительных, силовых, таможенных органов, до конца 2021 года повысятся, например, зарплаты в органах соцзащиты, у спасателей и гидрометеорологов, в Роспотребнадзоре.

    Как будут начислять зарплату учителям, врачам и артистам

    В этом году оклад учителей и тренеров может составить не менее 70 процентов заработка в целом, а у врачей оклад будет чуть больше половины зарплаты. За работу в сельской местности, вредные условия труда и особые достижения в профессии дадут премии. Такие нормы есть в документе, утверждённом российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и размещённом на портале Гарант. Ру. Пока документ носит рекомендательный характер, но вскоре разработают обязательные правила по формированию зарплат бюджетников.

    Требования скоро станут обязательными

    Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений утверждают ежегодно начиная с 2005 года, согласно статье 135 Трудового кодекса. Эти рекомендации учитывает кабмин, региональная и муниципальная власть, определяя объём финансирования таких учреждений и при разработке правовых актов по оплате труда сотрудников.

    Документ, принятый 23 декабря трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, носит рекомендательный характер, пояснил «Парламентской газете» замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

    «Но хочу напомнить, что в 2020 году мы приняли закон об отраслевых системах оплаты труда», — сказал депутат. Этот закон предусматривает, что Правительство своими постановлениями будет утверждать обязательные требования по формированию заработных плат бюджетников. В частности, речь идёт о соотношении окладов и премий, разнице в сумме выплат руководителям и рядовым сотрудникам.

    «В настоящее время разрабатываются такие требования для работников здравоохранения, затем приступят к образованию, — сообщил Исаев. — Выполнение этих правил будет обязательным».

    Оклады больше, премии меньше

    Рекомендации устанавливают долю окладов в структуре заработной платы бюджетников. Например, в сфере образования, физкультуры и спорта оклады должны составлять не менее 70 процентов от общего заработка. Педагоги, работающие в сельской местности, обучающие детей-сирот и ребят с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на стимулирующие выплаты. Авторы документа обратили внимание, что в каникулы и во время отмены или приостановки занятий учителям будут выплачивать ранее назначенную зарплату.

    При формировании денежных вознаграждений спортивных тренеров рекомендовали оценить, сколько у них воспитанников, удаётся ли им сохранить здоровье спортсменов, участвуют ли они в реализации комплекса «ГТО». Тренеры могут получить надбавки за работу на селе и за трудоустройство в организации, в которой они сами прошли спортподготовку. Премия или грант полагается наставнику, если у его команды есть спортивные достижения на уровне региона.

    В здравоохранении доля окладов в заработной плате в 2022 году не ниже 55 процентов. Врачам могут назначить премии за работу в опасных условиях, выявление онкологических заболеваний при диспансеризации, скорую медицинскую помощь, медицинские услуги беременным женщинам, осмотр детей в течение первого года жизни.

    Также в рекомендациях говорится о работниках культуры, оклад которых должен быть не менее 50 процентов от зарплаты. Не забыли и о сотрудниках ветеринарных клиник — их оклад рекомендовали установить не ниже 60 процентов заработка. При этом ветеринары имеют право на премии за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных и за работу вне стационара.

    Людям, которые работают на государство, нужно платить достойные заработные платы, сказала «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, комментируя рекомендации.

    «Заработные платы врачам, учителям и сотрудникам других бюджетных организаций выплачивают, соответственно, из бюджета. По мере возможностей увеличивается финансирование оплаты их труда, — отметила сенатор. — В последнее время оклады в целом выросли, но их нужно пересматривать с учётом особых условий работы, кадрового дефицита, например, в сельской местности. У граждан должна быть мотивация, чтобы работать в бюджетной сфере».

    Максимальный размер не ограничен

    В рекомендациях написали, что заработная плата зависит от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества труда. Максимальный размер зарплаты не ограничен, а сотрудникам одной квалификации, выполняющим один и тот же объём работы, нужно платить одинаково, не допуская дискриминации.

    Согласно документу, все условия оплаты прописывают в трудовом договоре с сотрудником. В том числе там указывают фиксированный оклад, ставку заработной платы за исполнение трудовых обязанностей за месяц или, например, за педагогические часы. За вредные условия труда предусматривают повышающие коэффициенты к зарплате.

    В новых правилах указали, что зарплаты бюджетников нельзя снижать по сравнению с 2021 годом. Также руководителям бюджетных организаций рекомендовали своевременно и в полном размере выплачивать человеку «справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него и его семьи» — не ниже федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    С 1 января 2022 года МРОТ составил 13 890 рублей. Согласно Трудовому кодексу, оклад может быть меньше МРОТ, но вся зарплата должна быть как минимум равной ему. Если работодатель нарушает это правило, трудовая инспекция может его оштрафовать. Согласно статье 5.27 КоАП, штраф составляет 10-20 тысяч рублей для должностных лиц, 1-5 тысяч для предпринимателей без образования юрлица и для организаций — 30-50 тысяч рублей.

    Установлен новый процент индексации зарплат в 2022 году с 1 февраля по постановлению Правительства РФ и коэффициент инфляции для повышения зарплаты бюджетникам и другим категориям

    Какая будет индексация зарплат в 2022 году с 1 февраля, какой установлен коэффициент инфляции для индексации зарплаты, процент и размер индексации по постановлению Правительства, рассмотрим далее в этой статье.

    Повышение зарплат с 1 февраля 2022 россиянам: кому и на сколько

    Индексация зарплаты должна быть гарантирована всем гражданам, работающим по трудовому договору, поскольку она сама по себе является государственной гарантией по оплате труда.

    Правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что её механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора.

    С 1 февраля всем без исключения должны проиндексировать зарплату

    Работодатели должны повысить зарплату сотрудникам с 1 февраля.

    Предприятия обязаны увеличивать заработную плату работников в соответствии с ростом потребительских цен. Об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, периодичность и порядок повышения дохода персонала фиксируют в трудовом и коллективном договорах, а также в локальных нормативных актах организации.

    За своевременной индексацией зарплат следит государственная инспекция труда, а нарушения приводят к штрафам для работодателей.

    На сколько и когда должны повысить зарплаты в 2022 году?

    Индексация заработной платы на величину инфляции предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Её необходимо проводить и госорганизациям, и частным работодателям.

    Все без исключения работодатели должны проиндексировать зарплаты своих сотрудников в 2022 году.

    Индексация проводится в соответствии с ростом потребительских цен, то есть на размер официальной инфляции.

    Официальная инфляция по данным Росстата составила в 2021 году 8,39%. То есть именно на этот процент и должны повисить заработные платы работникам в 2022 году.

    Согласно законодательству провести повышение заработных плат 8,39% предприятия и ИП должны с 1 февраля 2022 года

    Как устроена индексация зарплаты

    Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.

    Законодательство об индексации зарплаты

    По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:

    1. в бюджетной сфере — в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;
    2. в коммерческом секторе — так, как установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

    Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.

    В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты?

    Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.

    Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.

    Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.

    Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.

    Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.

    Причины индексации

    Главная причина — это, конечно же, инфляция. Из-за нее наши деньги постепенно обесцениваются: на одну и ту же сумму по прошествии времени мы можем приобрести меньше товаров и услуг, чем прежде. Так, по данным Росстата, уровень инфляции в России за 2021 год составил 8,39%.

    Процесс инфляции в нашей стране — факт общеизвестный и доказыванию не подлежит. Это указывают даже суды в своих решениях.

    Какие части зарплаты нужно индексировать

    Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.

    Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.

    Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.

    Кто обязан индексировать зарплаты

    Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.

    Повысят ли зарплаты бюджетникам в 2022 году?

    Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам.

    Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции.

    Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.

    Прибавка к зарплате бюджетников в 2022 году: какая ситуация сейчас?

    В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.

    Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции. В этом году она составила 8,39%.

    Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.

    В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.

    Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.

    Чтобы вернуть утраченную привлекательность госслужбы, в 2022 году правительство приняло решение планово повышать заработные платы в подконтрольных структурах. Также начинает функционировать новая система оплаты труда, соответствующая нормам закона №362-ФЗ, принятого еще в 2020 году.

    Индексация в коммерческой организации

    Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.

    При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей:

    Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2021 год индекс потребительских цен в России составил 108,89%.

    Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на на 2022 и 2023 годы запланирована инфляция в 4%, а по окончательным данным Росстата инфляция в России в 2021 году составила 8,39%.

    Величина прожиточного минимума. С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде.

    Актуальные значения на 2022 год по категориям населения:

    • на душу населения – 12 654 рубля;
    • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
    • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
    • для детей – 12 275 рублей.

    Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными.

    Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.

    Может ли индексация зависеть от финансового состояния работодателя

    Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.

    Работодатели действительно иногда закрепляют в своем локальном акте подобное условие для индексации. Вот как оно может звучать:

    …индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и покупательной способности работников проводится после утверждения результатов деятельности общества… при наличии определенных показателей…

    И если компания в суде документально подтвердит свое тяжелое материальное положение, суд может встать на ее сторону и не удовлетворить требование работника о проведении индексации.

    Например, так произошло в Башкортостане. Мужчина обратился в суд, требуя от работодателя, в числе прочего, проиндексировать ему зарплату. Действительно, в коллективном договоре компании индексация была предусмотрена. Но при этом в Положении по оплате труда и премированию работников было сказано, что все доплаты, премии и надбавки выплачиваются в зависимости от финансового состояния работодателя.

    В суде компания представила справку о своих финансово-экономических показателях, где значился убыток более 7 млн рублей. Судьи встали на сторону работодателя. Они указали, что из-за убыточности и неплатежеспособности тот просто не имел реальной возможности провести индексацию.

    Порядок индексации

    Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.

    Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:

    1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:

    • оклад в пределах суммы, не превышающей 35 000 Р;
    • тарифные ставки;
    • сдельные и повременные расценки.

    1.2.2. Индексации не подлежат:

    • часть оклада, превышающая 35 000 Р;
    • доплаты, надбавки, премии, установленные в твердой сумме;
    • заработок, сохраняемый за уволенными работниками на период
    • трудоустройства в случаях, прямо предусмотренных трудовым законодательством.

    Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.

    3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.

    Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:

    3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.

    Документальное оформление индексации

    Обычно порядок индексации прописывается отдельным разделом в тех локальных актах, которые приняты в компании. Это могут быть:

    1. положение об оплате труда;
    2. положение о порядке индексации;
    3. коллективный договор.

    В локальном акте об индексации ни в коем случае нельзя писать, что на каких-то работников индексация не распространяется. Например, не индексируется зарплата совместителей или дистанционных работников. Это будет дискриминацией, за которую могут оштрафовать и компанию, и ее директора.

    Совет. В трудовом договоре закреплять порядок индексации не стоит. В противном случае каждый раз, когда нужно будет что-то изменить в этом порядке, придется заключать со всеми работниками допсоглашения к трудовому договору.

    Можно просто указать в трудовом договоре, что зарплата работника — это оклад с учетом индексации, и сделать отсылку на локальный акт.

    4.3. Работнику установлен оклад 40 000 Р. Он индексируется в соответствии с Положением об оплате труда ООО «Азимут», утвержденным приказом генерального директора Общества от 01.03 2018 № 18, с которым работник был ознакомлен до подписания настоящего трудового договора.

    Приказ на индексацию зарплаты. При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере.

    Ответственность за непроведение индексации

    Работодателя, у которого вообще нет закрепленного порядка индексации либо он есть, но индексация не проводится, могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства:

    • организацию — на 30 000—50 000 Р;
    • ее руководителя или работодателя-ИП — на 1000—5000 Р.

    Такие разъяснения дал Минтруд, разобрав следующую ситуацию. В компании коллективным договором были установлены порядок и сроки индексации, но она не проводилась. Компания интересовалась, за что ее могут привлечь к административной ответственности: за невыполнение обязательств по коллективному договору или за нарушение трудового кодекса.

    Интерес не праздный: в первом случае штраф совсем небольшой — от 3000 до 5000 рублей, а если повезет, можно отделаться и предупреждением. Но Минтруд выбрал второй вариант. В качестве аргумента он указал, что, если компания не индексирует зарплату, получается, что она выплачивает зарплату работникам не в полном объеме. А это уже административное правонарушение.

    Если проверяющий трудинспектор других нарушений, кроме отсутствия закрепленного порядка индексации, не выявит, он, скорее всего, не будет сразу штрафовать работодателя, а выдаст предписание об устранении нарушения к определенному сроку. А вот если такое предписание не выполнить, тогда уже оштрафуют:

    • организацию — на 100 000—200 000 Р;
    • ее руководителя или ИП — на 30 000—50 000 Р.

    Налоговые последствия индексации

    Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.

    С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]