Мюнхенская церковь Фрауэнкирхе – Munich Frauenkirche
В Frauenkirche (Полное имя: Немецкий: Dom zu Unserer Lieben Frau, горит ‘Собор Богородицы’) – церковь в Мюнхен, Бавария, Германия, которая служит собор из Архиепископия Мюнхена и Фрайзинга и место его архиепископа. Это достопримечательность и считается символом столицы Баварии. Хотя на своем веб-сайте и называется “Münchner Dom” (Мюнхенский собор), URL, местные жители называют церковь “Фрауэнкирхе”.
Из-за местных ограничений по высоте церковные башни хорошо видны. Согласно узкому результату местного плебисцита, администрация города запрещает строительство в центре города высотой более 99 м. С ноября 2004 года этот запрет был временно расширен за пределы города, в результате чего в городе нельзя строить здания выше указанной высоты. Южная башня, которая обычно открыта для желающих подняться по лестнице, предлагает уникальный вид на Мюнхен и близлежащие районы. Альпы после завершения текущего ремонта. [1]
Содержание
История
А Романский Церковь была пристроена рядом с первым кольцом городских стен в 12 веке, заменив бывшее здание в позднем романском стиле. Эта новая церковь служила вторым городским приходом после старой, Альтер Питер церковь. Опоздание Готика здание видно сегодня, сдача в эксплуатацию Герцог Сигизмунд и жители Мюнхена, был возведен в 15 веке.
Собор возведен всего за 20 лет. Йорг фон Хальсбах. Поскольку поблизости не было каменной ямы и по другим финансовым причинам, в качестве строительного материала был выбран кирпич. Строительство началось в 1468 году, [2] и когда денежные средства были исчерпаны в 1479 г., Папа Сикст IV предоставил снисходительность.
Две башни, высота которых составляет чуть более 98 метров (323 фута), были завершены в 1488 году, а церковь была освящена в 1494 году. Планировалось построить высокие ажурные шпили, типичные для готического стиля, но с учетом финансовых трудностей. В то время планы реализовать не удалось. До 1525 года башни оставались недостроенными.
Немецкий историк, Хартманн Шедель, напечатал вид на Мюнхен, включая недостроенные башни в его знаменитом Нюрнбергская хроника, также известная как «Мировая хроника Шеделя». Наконец, поскольку дождевая вода регулярно проникала через временную крышу потолков башни, строительство башен было завершено в 1525 году, хотя и с использованием более экономичного дизайна. Этот новый дизайн был смоделирован после Купол Скалы в Иерусалим, который сам был смоделирован с позднего Византийская архитектура и ошибочно считается Соломона оригинальный храм. [3] В результате купола на вершине каждой башни сделали церковь отличительной достопримечательностью Мюниха.
Здание имеет объем около 200 000 м³. [4] , и изначально вмещал 20 000 стоящих людей. Позже были введены церковные скамейки для простых людей. Учитывая, что в конце пятнадцатого века в Мюнхене было всего 13000 жителей и уже существовала приходская церковь в Альтер-Петре, весьма примечательно, что в городе была возведена вторая церковь такого масштаба.
Собор сильно пострадал на более поздних этапах Вторая Мировая Война. После Воздушные налеты союзниковкрыша церкви обрушилась, одна из башен сильно пострадала, и большинство незаменимых исторических артефактов церкви, хранившихся внутри, были утеряны – либо уничтожены самими бомбовыми ударами, либо удалены вместе с обломками во время аварии. Вскоре после войны началась многоступенчатая реставрация. Завершающий этап реставрации завершился в 1994 году. [5]
Архитектура
Фрауэнкирхе была построена из красного кирпича в конце Готика стиль всего за 20 лет. Здание спроектировано очень просто, без богатых готических орнаментов, а его контрфорсы врезаны и спрятаны внутри. Это, вместе с особой конструкцией двух башен (потрепанная вверх и т. Д.), Позволяет конструкции, в любом случае могучей, выглядеть еще более огромной и придает ей почти современный вид в соответствии с принципом «меньше да лучше».
Позднеготическое кирпичное здание с часовнями, окружающими апсида 109 метров (358 футов) в длину, 40 метров (130 футов) в ширину и 37 метров (121 фут) в высоту. Вопреки широко распространенной легенде, которая гласит, что две башни с характерными куполами отличаются по высоте ровно на один метр, они почти равны: северная башня имеет высоту 98,57 метра (323,4 фута), а южная башня – всего 98,45 метра (323,0 фута), На 12 сантиметров (4,7 дюйма) меньше. Первоначальный дизайн предполагал наличие остроконечных шпилей на вершинах башен, как и Кельнский собор, но так и не были построены из-за отсутствия денег. Вместо этого два купола были построены во время эпоха Возрождения и не соответствуют архитектурному стилю здания, однако стали визитной карточкой Мюнхена. С закрытым пространством около 200 000 м³, с 150 000 м³ до высоты свода, он является вторым по величине. холл церкви в целом и второй среди крупнейших кирпич церкви к северу от Альп (после церкви Святой Марии в Гданьске). [6]
В соответствии с законом, принятым в 2004 году, в черте Мюнхена нельзя строить здания выше башен Фрауэнкирхе. [7]
Интерьер
Католик Масса регулярно проводится в соборе, который до сих пор служит приходской церковью.
Это один из крупнейших холл церкви на юге Германии. Интерьер не впечатляет, несмотря на свои размеры. Зал разделен на 3 сектора (главный неф и два боковых прохода равной высоты (31 метр (102 фута)) двумя рядами из 22 колонн (11 с каждой стороны, 22 метра (72 фута)), которые помогают ограждать Они объемные, но кажутся довольно тонкими из-за их внушительной высоты и соотношения высоты здания к ширине.Спроектировал арки Генрих фон Штраубинг.
С главного портала вид кажется только рядами колонн без окон и полупрозрачными «стенами» между сводами, сквозь которые, кажется, проникает свет. Пространственный эффект церкви связан с легендой о следе ступни на квадратной плитке у входа в неф, так называемой «следе дьявола».
Богатая коллекция произведений искусства 14–18 веков известных художников, таких как Питер Кандид, Эразмус Грассер, Ян Полак, Ганс Лайнбергер, Ганс Крампер и Игнац Гюнтер С момента последней реставрации вновь украшает интерьер собора. [8] Готический неф, несколько готических витражей, некоторые из которых сделаны для предыдущей церкви, и надгробный памятник Людовик IV, император Священной Римской империи основные достопримечательности. Для ежедневных хоровых молитв Эразм Грассер создал в 1495-1502 годах хоры с бюстами апостолов и пророков и небольшими статуями, которые пережили изменения периода барокко и готического возрождения, но сгорели во время Второй мировой войны, были перемещены только фигуры и сохранились. Таким образом, Фрауэнкирхе по-прежнему является крупнейшим сохранившимся ансамблем персонажей поздней готики в Германии. Оптический конец святилища образует на колонне статую Святой Марии. Роман Антон Боос, который он осуществил в 1780 году для abat-voix бывшей кафедры. Бывшая роспись главного алтаря, завершенная Питер Кандид в 1620 г. перенесен к северной стене входа в ризницу и изображает Вознесение Богородицы на небо.
Teufelstritt, или Шаги дьявола и вечный ветер
Большая часть интерьера была разрушена во время Второй мировой войны. Уцелевший аттракцион – это Teufelstritt, или След Дьявола, у входа. Это черная метка, напоминающая след, который, согласно легенде, был местом дьявол стоял, когда он с любопытством рассматривал и высмеивал церковь «без окон», которую построил Хальсбах. (Во времена барокко главный алтарь закрывал одно окно в самом конце церкви, которое посетители теперь могут заметить, стоя в вестибюле.)
Согласно другой версии легенды, дьявол заключил сделку со строителем о финансировании строительства церкви при условии, что в ней не будет окон. Однако умный строитель обманул дьявола, расположив колонны так, чтобы окна не были видны с того места, где дьявол стоял в фойе. Когда дьявол обнаружил, что его обманули, он не мог войти в уже освященную церковь. Дьявол мог только стоять в фойе и яростно топать ногой, оставив темный след, который остается видимым у входа в церковь сегодня.
Легенда также гласит, что затем дьявол выскочил наружу и явил свой злой дух в ветре, который яростно бушует вокруг церкви. [9]
Другая версия этой части легенды гласит, что дьявол прилетел на ветру, чтобы увидеть строящуюся церковь. Совершенно потеряв самообладание, он бросился прочь, забыв о ветре, который будет дуть вокруг церкви до того дня, когда дьявол вернется, чтобы вернуть ее.
Захоронения
В склепе находятся гробницы Архиепископы Мюнхена и Фрайзинга и среди других этих членов Династия Виттельсбахов:
Тайны Фрауэнкирхе в Мюнхене: история строительства и интересные факты
Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.
О Фрауэнкирхе в Мюнхене
Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.
В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.
Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.
История собора
Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.
Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.
До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.
Этапы строительства Frauenkirche
Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.
- В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
- Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
- В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
- В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
- После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.
Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер
В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.
Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.
Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.
Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.
Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.
Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.
Что скрывают стены храма: святыни и реликвии
История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.
Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.
Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV
Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.
Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.
Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.
Тойфельстритт – след дьявола
Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.
У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.
На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.
Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.
Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.
Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.
Отголосок истоков католицизма – механические часы
Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.
В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.
Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.
В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.
Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов
За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.
Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.
Время работы и посещение собора
Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:
- с 8.30 до 12.30;
- с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
- с 8.30 до 12.30 в пятницу.
Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.
Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте.
Как добраться до собора: маршрут и адрес
Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.
Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии
Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:
Официальное название | Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия |
---|---|
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука | 1733-1746 гг., барокко, католичество |
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) | 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство |
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) | 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство |
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) | 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество |
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» | 1181 год, романский стиль, католичество |
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) | 1663-1690 гг., барокко, католичество |
Заключение
Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.
Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
Фрауэнкирхе (Frauenkirche), имеющая официальное название — Собор Пресвятой Девы Марии (Der Dom zu unserer lieben Frau) — это главная церковь Мюнхена, столицы Баварии, на юге Германии. Это самая большая готическая церковь юга Германии.
Узнаваемый силуэт церкви с двумя башнями давно стал визитной карточной Мюнхена. Расположена Фрауэнкирхе в самом центре города, рядом с площадью Мариенплац.
История Фрауэнкирхе начинается с XIII века, когда разрастающемуся городу стало не хватать одной Петерскирхе. На севере города, у тогдашней крепостной стены решили возвести новую церковь и посвятить ее Пресвятой деве Марии. Спустя двести лет и эта церковь оказалась недостаточно большой.
Согласно одной из легенд, правящему тогда герцогу Сигизмунду во время охоты в пригородных лесах пришла в голову мысль, что Мюнхену не хватает большой церкви, которую было бы видно издалека, и на которую могли бы ориентироваться путники, направляющиеся в город. Так что Фрауэнкирхе изначально была задумана, как символ города.
К слову сказать, собор Пресвятой Девы Марии и сегодня является самым высоким зданием в исторической части Мюнхена. Таковым и останется, как решили мюнхенцы на проведенном недавно референдуме. А в 1468 году началось строительство кирпичной трехнефной готической церкви.
Когда деньги иссякли, на помощь пришел сам Папа Римский Сикст IV, объявив отпущение грехов всякому, кто предпримет паломничество в Мюнхен и сделает там пожертвование в сумме недельного жалования. Так огромная Фрауэнкирхе была построена в рекордные сроки — потребовалось всего двадцать лет.
Размеры Фрауэнкирхе впечатляют: 109 метров в длину, 40 метров — в ширину, 37 метров — высота стен, а высота башен — 98,5 метров.
Архитектор Фрауэнкирхе, Йорг фон Хальспах, специально выбрал такие пропорциональные размеры, его творение должно было напоминать отшлифованный бриллиант и Храм Господа на Храмовой горе в Иерусалиме. Узнаваемые купола обеих башен церкви были выполнены только в 1525 году, их необычная для Германии форма также связана с напоминанием о Храме Господнем в Иерусалиме.
Внутреннее пространство собора было организовано в соответствии с типичным для того времени пост готическим стилем. Посетитель, только что вошедший в помещение церкви не может составить полное впечатление о размере церкви, сначала он видит только ряды белых колонн, поддерживающих звездчатые потолки церкви. Разноцветные, богато оформленные витражи окон церкви в солнечный день многократно причудливо отражаются на белых колоннах, это сияние должно было напоминать драгоценный кристалл, коим и является собор Пресвятой Девы Марии.
Правда, в связи с этой особенностью Фрауэнкирхе возникла совсем другая легенда. Один из вариантов которой гласит, что только что построенной, но не освященной церковью был очень недоволен черт, и, превратившись в человека, зашел ревностно посмотреть на нее. Так как церковь была еще не совсем готова, в одном из камней отпечатался его след, а то, что в отпечатке явно видно шпору, доказывает, кем был его обладатель. Так вот, черт зашел в церковь и стал громко смеяться, ведь в церкви нет ни одного окна, и ушел, не причинив ей никакого вреда. А след его до сих пор демонстрируют всем туристам, придумывая все новые версии события.
Богатые прихожане и сенаторы делали многочисленные дары Фрауэнкирхе, так В XVI веке, согласно новой моде, Фрауэнкирхе получила многочисленные украшения в стиле барокко. Однако, после того, как в 1821 году Фрауэнкирхе получила статус кафедрального собора, было принято решение вернуться к первоначальному, строгому готическому внутреннему оформлению.
Во время Второй мировой войны собор Пресвятой Девы Марии был почти полностью разрушен. Восстановление потребовало десятилетия.
Одной из главных достопримечательностей Фрауэнкирхе является кенотаф (то есть надгробный памятник без могилы) кайзера Людвига IV Баварского. Кенотаф расположен недалеко от главного входа, с правой стороны. Роскошный памятник великому Виттельсбаху был выполнен в 1622 году Гансом Крумпером (Hans Krumper) по заказу герцога Максимилиана I.
Кенотаф богато украшен символами и бронзовыми фигурами герцогов и кайзеров из династии Виттельсбахов. Большая корона венчает памятник, еще раз подчеркивая, что речь идет об императоре. Королевское происхождение рода было крайне важно для Максимилиана I, и корона на памятнике, как, впрочем, и сам памятник, появилась не случайно, так как в это время герцог вел ожесточенную борьбу за наследование испанской короны.
На самом же деле, кайзер Людвиг Баварский, умерший в 1347 году, похоронен в крипте Фрауэнкирхе, как и еще более 70 славных представителей Виттельсбахов, в том числе и сам Максимилиан I. Всего в крипте более ста могил, кроме Виттельсбахов здесь нашли последний приют епископы и знатные мюнхенские сенаторы.
Главный алтарь собора украшен несколькими полотнами. Картина «Вознесение Марии» Петера Кандида была выполнена по заказу герцога для алтаря церкви в 1638 году к тому времени уже 70-летним мастером. Эта работа считается главным произведением переходного периода от позднего ренессанса до раннего барокко в Германии. Кроме того, здесь представлены работы Иоганна Роттенхаммера, Маттиаса Кагера, Ульриха Лота, Иоганна Деглера.
В средние века за пожертвование определенной суммы можно было получить право оборудовать собственную капеллу в помещении церкви для молитв и захоронений членов семьи. В помещении Фрауэнкирхе располагаются 15 капелл знатных баварских семей. Каждая из капелл богато украшена, со множеством алтарей, скульптур, витражей и других значительных произведений искусства от средних веков до XIX века.
В кафедральном соборе Пресвятой девы Марии располагаются четыре органа, самый большой орган был изготовлен мастерской Георга Янна. При соборе есть несколько хоровых ансамблей и собственная хоровая школа. Церковь дает регулярно концерты органной музыки и хорового пения.
Режим работы
- Летний период (с мая по сентябрь): с 7.30. до 20.30.
- Зимний период (с октября по апрель): с 7.30. до 20.00.
Обзорная площадка закрыта в связи с ведением реставрационных работ.
Органную музыку можно послушать по воскресным и праздничным дням.
Начало службы: в воскресенье — в 10.00. в остальные дни — в 9.00. и 17.30.
Стоимость билета
Фрауэнкирке является действующей церковью, поэтому вход в нее свободный.
Как доехать до Фрауэнкирхе
Фрауэнкирхе расположена в самом центре Мюнхена, на площади Фрауэнплатц. Сюда легко доехать из любой точки города.
На общественном транспорте
Все виды общественного транспорта доходят до Мариенплац, которая располагается в двух шагах от Фрауэнкирхе.
- На метро (U-Bahn): Линии U3, U6 до остановки Мариенплац
- Городская электричка: Эс-Банн (S-Bahn) Линии S1, S2, S3, S4, S6, S7, S8 до остановки Мариенплац
- Автобус: Маршруты 52, 132 до остановки Риндермаркт.
- Трамвай (Tram): Маршрут 19 до остановки Театинерштрассе (Theatinerstrasse).
Станции метро и городской электрички расположены на подземных этажах прямо под площадью Мариенплац. От остановки трамвая нужно будет пройти по Weinstrasse до Фрауэнплац несколько минут. От остановки автобуса — несколько минут по улице Rindermarkt.
На автомобиле
В районе Фрауэнкирхе есть несколько парковок.
Подземный гараж Паркхаус ам Мариенплац (Parkhaus am Marienplatz) по адресу: Rindermarkt 16.
- первый час 4 евро,
- каждый дополнительный час 3,50 евро.
- Максимальная оплата за 24 часа — 30 евро.
Парковка на 26 мест — Паркплац бай Кустерманн (Parkplatz bei Kustermann) по адресу: Rosental 7.
Работает с понедельника по субботу с 10 до 20 часов, воскресенье закрыта.
Стоимость парковки — 6 евро в час.
На такси
До площади Фрауэнплац в Мюнхене удобно доехать на такси Uber или München Taxi.
Фрауэнкирхе
Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) — крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).
содержание: |
История и описание |
Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов |
Кенотаф Людвига IV |
След дьявола |
Механические часы |
Крипта |
фотогалерея |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Мюнхена |
Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе — это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.
Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).
Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал — кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.
От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.
Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов
Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.
Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.
Кенотаф Людвига IV
Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».
След дьявола
Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.
Механические часы
Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.
Крипта
Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.
Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.
Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.
Фрауэнкирхе
Путешествуя по Германии, вы наверняка сталкивались с монументальными католическими храмами, но один из них выделяется на общем фоне. Это Собор пресвятой Богородицы Девы Марии в Мюнхене. Для краткости он давно уже звучит как церковь Фрауэнкирхе — символ города, великолепная смотровая площадка и таинственное место, полное легенд и загадок.
Понедельник-среда — с 7:00 до 19:00. Четверг — с 7:00 до 20:30. Пятница — с 7:00 до 18:00. Суббота-воскресенье — с 7:00 до 19:00.
Немного истории
Строительство Кафедрального собора в Мюнхене было бы невозможно без немецкой рачительности и дисциплины. Задуманная взамен обветшалой Церкви Богоматери, новая католическая святыня постоянно нуждалась в финансировании. Строительство заняло 57 лет. Архитектор Гангхофер (Йорг фон Хальсбах), несколько раз вынужден был менять облик храма. Но именно так появились узнаваемые характерные отличия строения: кирпичная кладка и медные купола вместо готических шпилей. Сегодня это самая известная достопримечательность столицы Баварии.
Описание архитектурных шедевров — неблагодарное дело, дадим только некоторые факты:
- Высота Собора составляет 99 метров.
- Опорные колонны расположены снаружи, что визуально уменьшает огромные габариты здания.
- Кирпичная кладка храма насчитывает уже 500 лет, это было первое в свое время подобное архитектурное решение, вызванное ограниченным бюджетом строительства.
- Зеленые медные купола единственные, украшающие католические храмы.
- Фасад полностью лишен традиционной лепнины и других украшений, что в сочетании с размером, придает ему монументальность и особую значимость.
- Вместимость храма 20 000 человек. Интересно, что на момент строительства город насчитывал не более 13 000 жителей.
Сегодня Собор является действующим храмом католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга. Вмещает 4 000 человек, так как современным прихожанам создали более комфортные условия для службы (расставили удобные лавки).
Интересные факты
Фрауэнкирхе привлекает туристов не только как главный символ Мюнхена. На экскурсии вы услышите интересные истории и легенды. На полу каждый входящий стремиться наступить на след Дьявола.
Такое странное желание объясняется просто — красивой легендой, связанной со строительством. Оказывается, архитектор заключил сделку с Сатаной, который пообещал не вмешиваться в дела прихожан, если Собор будет построен без единого окна, но при этом освещен, как днем. Сдавая работу своему «заказчику», Гангофер выбрал место, откуда не видно окон (они закрыты колоннами). Покровитель темных сил сильно расстроился, что проиграл спор, и с досадой топнул по полу. Считается, что если наступить на след, следующий год будет удачным и безоблачным.
Но не только за этим приходят люди в Фрауэнкирхен. Собор является усыпальницей для многих великих людей. Первый из них — Император Священной Римской Империи Людвиг IV Баварский. Перед входом вы видите его кенотаф — надгробный памятник, украшенный бронзовыми фигурами и символами. Само захоронение расположено под алтарем.
Здесь покоятся и другие представители королевской династии Виттельсбахов, архиепископы Мюнхена, кардинал Юлиус Дёпфнер. Уникальная архитектура внутреннего пространства выделяет храм из подобных католических сооружений. Огромные белоснежные колонны внутри здания скрывают небольшие по размеру окна, тогда как обычно готический стиль предполагает просторные помещения с большими окнами и витражами.
Современная история Фрауэнкирхен не менее интересна. Первое разрушение коснулось храма во время Второй Мировой войны, рухнула крыша здания, была повреждена башня. И только в 1994 году Собор был полностью восстановлен. А в 2004 году на референдуме все горожане запретили строительство более высоких зданий. Так, Собор Пресвятой Девы Марии навсегда был увековечен, как главное здание города. Поднявшись на смотровую площадку, вы сделаете потрясающие фотографии Мюнхена, цена билета 3 евро.
Где находится
Этот раздел для тех, кто путешествует по Германии самостоятельно. Если вы закажете экскурсию по Мюнхену, беспокоиться о том, как доехать до Фрауэнкирхе, вам не придется. На карте, видно, что Собор обозначен в самом центре города, поэтому включен во все пешеходные и автобусные маршруты.
Адрес
Frauenplatz 12, 80331 München, Германия.
Добраться в центр Мюнхена с окраин можно на метро U-Bahn линия U3, U6, станция “Marienplatz”. Путешествуя на трамвае №19, выходите на остановке «Theatinerstrasse». По центру проходит и городская электричка ( S-bahn все линии, станция “Marienplatz” ).
Время работы
- Пн, вт, ср — с 7:00 до 19:00.
- Чт– с 7:00 до 20:30.
- Пят – с 7:00 до 18:00.
- Сб, вс — С 7:00 до 19:00.
Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:00 до 17:00. Расписание может меняться в дни национальных и церковных праздников. Уточняйте его у наших менеджеров.
История самой известной церкви Мюнхена – Фрауэнкирхе
Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.
История собора
Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.
Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.
До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.
Фрауэнкирхе Мюнхен и исторические факты
Со строительством церкви была связана интересная легенда – спор дьявола с архитектором. История столь занимательная, что подробности может поведать только гид экскурсовод, во время проведения тура по Мюнхену впечатлит слушателей. Баварские бюргеры приняли решение не затмевать кафедральный собор высотными зданиями. Божественный символ величия власти в Германии стал достопримечательностью Европы и частью ее культурного наследия. Из многих городов прихожане стремятся посетить Фрауэнкирхе Мюнхен в дни богослужения.
Даже «след дьявола» не останавливает в церковные/религиозные праздники более 20 тысяч паствы. Трудно представить впечатления верующих жителей тех времен, если масштабы Собора Святой Богородицы и в наши дни поражают своим величием.
По поверьям, символ Мюнхена Frauenkirche приносит удачу на весь год, если исполнить одно условие – наступить на «след дьявола», то длительное время этому человеку будет сопутствовать успех.
Новый собор Der Dom zu Unserer Lieben Frau осветили в честь Святой Девы Марии, а позже стали уважительно называть именем Фрауэнкирхе, которое и поныне известно жителям многих стран.
Предшественницей кирхи была церквушка 12 века выстроенная в романском стиле. По распоряжению правителя, место ветхого строения занял новый собор, где; основателем стал Сигизмунд; создателем Йорга фон Хальсбах ,- а попечителем папа Сикста IV – предприимчивый итальянец Франческо делла Ровере (мирское имя ватиканского понтифика). Он помог решить финансовые проблемы и завершить строительство собора Frauenkirche Мюнхен с «кафедрой» для епископа. Строительные работы завершились к 1488 г., а осветили храм в 1494. Более пол века менялись архитектурные планы и стили сооружения церкви, и только в 1994 году наступил завершающий этап по строительству/реконструкции исторического здания Мюнхена.
Этапы строительства Frauenkirche
Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.
- В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
- Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
- В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
- В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
- После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.
Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер
В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.
Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.
Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.
Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.
Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.
Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.
Что скрывают стены храма: святыни и реликвии
История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.
Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.
Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV
Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.
Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.
Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.
Тойфельстритт
Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.
Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно.
Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой. сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.
На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.
Отголосок истоков католицизма – механические часы
Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.
В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.
Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.
В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.
Крипта
Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.
Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.
Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.
Фрауэнкирхе Мюнхен сегодня
Церковь имеет строгие геометрические формы, разнообразие в строение внесли фигурные купола на башнях с часами. Общая конструкция кирхи прекрасно вписывается в комплексный ансамбль соседних строений. Поражают скромность и величие центрального входа Фрауэнкирхе Мюнхен. Многие детали внешнего/внутреннего убранства пострадали в годы войны, но уцелевшая часть собора осталась уникальной и величественной постройкой средних веков. Архитектурная форма усилена колоннами прямоугольного зала, где царит божественный свет дня. Все строение выполнено в строгом баварском стиле ушедших столетий.
Для туристов открыт вход на смотровые площадки башенных конструкций храмов. Узнать время посещения Фрауэнкирхе можно на официальном сайте, или у личного гида, при планировании путешествия по Германии и Баварии. Кафедральный собор Frauenkirche Мюнхен является «усыпальницей» для Виттельсбахов , сюда многие приходят почтить память известных правящих особ исторической династии Баварии и архитектора/создателя Гангхофера . Соборное строение соседствует с неменее известными памятниками истории Мюнхена, которые необходимо посетить для полного представления жизни Баварских бюргеров прошлых веков.
Время работы и посещение собора
Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб.
График работы приходского бюро:
- с 8.30 до 12.30;
- с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
- с 8.30 до 12.30 в пятницу.
Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам.
Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .
Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео
Как добраться до собора: маршрут и адрес
Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.
Заключение
Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.
Фрауэнкирхе, Мюнхен (Frauenkirche) – мюнхенский собор
Фрауэнкирхе или собор Пресвятой Девы Марии / собор Богоматери (Frauenkirche, полное название: Dom zu Unserer Lieben Frau) является мюнхенским готическим собором, а также символом и одной из главных достопримечательностей города.
Это действующий кафедральный собор католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга.
Возведение собора из красного кирпича в стиле поздней готики было начато в 1468 году и длилось до 1488 году. Освящение состоялось в 1494 году.
На двух башнях собора были запланированы высокие открытые шпили, типичные для готического стиля, но с учетом финансовых трудностей того времени, планы не могли быть реализованы. Башни были окончательно возведены во время Ренессанса в 1525 году, с более экономичным дизайном – два купола вместо высоких шпилей. Именно стиль куполов башен собора, не соответствующий общему архитектурному облику святыни, и стали отличительной чертой и сделали Фрауэнкирхе популярной мюнхенской достопримечательностью.
Во время Второй мировой войны собор получил серьезные повреждения, также были утеряны либо уничтожены большинство исторических артефактов церкви, которые находились внутри. Многоэтапное восстановление началось вскоре после войны. Реставрация была завершена в 1994 году.
Сегодня Фрауэнкирхе – это главный собор Мюнхена.
Задание собора спроектировано очень просто, без отличительных и богатых готических черт и орнаментов, что прослеживается как во внешнем виде, так и внутреннем убранстве собора.
Внешне мюнхенский собор выглядит монументально и серьезно. Основная часть здания собора имеет длину 109 метров (358 футов), ширину 40 метров (130 футов) и высоту 37 метров. Две высокие башни собора, расположенные с обеих сторон от главного портала, имеют высоту около 99 метров: высота северной башни составляет 98,57 метров (323,4 фута), а южной – 98,45 метров (323,0 фута).
В соответствии с законом, принятым в 2004 году, никакие здания в пределах границ центра города Мюнхена не могут быть построены выше башен Фрауэнкирхе, то есть – выше 99 метров.
Именно эти башни собора хорошо видны из многих точек исторического центра Мюнхена.
Вид на Фрауэнкирхе со смотровой площадки в башне Новой ратуши на Мариенплац. Подробнее о Новой ратуше и смотровой…
Возле юго-восточной стороны собора, на Фрауэнплац (Frauenplatz) находятся кафе и рестораны со столиками под открытым небом, что делает вид собора с близлежащими кафе ещё более интересным.
Интерьер Фрауэнкирхе
Внутри Фрауэнкирха впечатляет своими размерами и, благодаря неперегруженности и простоте, очаровывает простором.
Церковь имеет три нефа: более широкий центральный и два более узких боковых. Проходы разделены двумя рядами высоких 22-метровых белых колонн. Всего колонн 22 – по 11 с каждой стороны. Потолок церкви украшен сводчатыми ребрами, арочные окна имеют разноцветный витраж.
В соборе находятся: главный алтарь, орган, несколько хоров, боковые часовни, картины, скульптуры и эпитафий, кенотаф Людовика IV, «след дьявола», а также автоматические часы 16-го века и смотровая площадка в башне собора.
Большой главный орган, установленный над центральным входом, является одним из четырех органов в соборе, которые происходят из мастерской Георга Янна (около Регенсбурга).
След дьявола
С собором связывают много легенд, одной из которых является След дьявола или Дьявольская стопа (Teufelstritt).
По одной из версий, архитектор, при возведении собора, заключил сделку с дьяволом, чтобы последний не строил козней и не мешал строительству. Дьяволу было обещано не строить в соборе ни одного окна. Но умный архитектор схитрил, и возвел церковь таким образом, чтобы из фойе святыни, где стоял дьявол, не было видно ни одного окна – их загораживают мощные столбы-колонны.
И действительно, в ракурсах собора, если стоять в фойе (у главного портала) колонны скрывают оконные проемы так, что окон не видно. Окно за главным алтарем в конце собора, которое можно видеть сегодня, в эпоху барокко тоже не было видно, поскольку главный высокий алтарь заслонял данное окно.
Когда дьявол обнаружил, что его обманули, он, к тому времени, не смог войти в святыню и навредить ей, поскольку уже состоялось освящение церкви. Дьявол мог только стоять в фойе и яростно топать ногой, оставляя темную вмятину в полу, которую, в подтверждение легенды, можно видеть и сегодня в фойе собора.
Этот след называют «След дьявола» или «Дьявольская стопа».
Вид церкви со следа дьявола
Кенотаф императора Людовика IV Ганса Крамппера
Ещё одним важным элементом собора является притворная гробница Людвига IV Баварского.
Памятник-кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного – своего рода символическая могила) великому Виттельсбахиру богато украшен бронзовыми фигурами и символами. Верхнюю часть кенотафа украшает большая императорская корона, символизирующая императорское достоинство Людовика Баварского.
Кенотаф можно увидеть в правом боковом проходе, недалеко от главного портала. Он был установлен в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского.
Под собором расположен Епископский склеп, где похоронены архиепископы Мюнхена и Фрайзинга, и некоторые члены династии Виттельсбахов, в том числе и Людовик IV, император Священной Римской империи.
Смотровая площадка в башне Фрауэнкирхе
В верхней части южной башни мюнхенского собора находится смотровая площадка, дарующая своим гостям панорамные виды на город и окрестности, а при хорошей погоде можно даже разглядеть Альпы.
Вход на смотровую через небольшую дверь в фойе церкви.
Экскурсии во Фрауэнкирхе
Посетить Фрауэнкирхе можно самостоятельно или с одной из экскурсий по Мюнхену
Практическая информация
Фрауэнкирхе расположена в центре Старого города Мюнхена, вблизи центрально площади города Мариенплац, по адресу: Фрауэнплац, 12 (Frauenplatz, 12).
Вход в церковь свободный (бесплатный), пожертвования приветствуются.
Подъем на смотровую за фиксированную плату.
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.