Где можно пройти нормальный гиюр, без фанатизма?
Где можно пройти нормальный светский гиюр, без фанатизма?
Вопрос
Мои родители атеисты. Мой муж еврей. У меня 4 детей. Мои дети на вопрос «кто ты» отвечают — еврей. Они не крещены. 7 лет жили в Израиле. Мы верим в единого Б-га. То, что у нас в душе, не достаточно, чтобы быть евреем?
Вопрос
Почему вы — я имею в виду ортодоксальное течение иудаизма в Израиле — захватили монополию на гиюр, будто у вас есть на этот счет мандат Вс-вышнего? Вы что, одни в этом разбираетесь?
Вопрос
Я прошла гиюр за три месяца. Кто-то сказал, что это недействительно. Но я же ничем от остальных евреев не отличаюсь! Почему я должна быть похожа на ортодоксов? Почему еврей по рождению имеет право вести светский образ жизни, а гер обязан быть религиозным?
Вопрос
Хотелось бы спросить, почему так трудно нееврею принять иудаизм? Строятся какие-то препоны, устраиваются какие-то проверки… Почему? Это очень обижает и отталкивает.
Отвечает рав Ашер Кушнир
К сожалению, за всей темой гиюра кроется целый клубок неразберихи и человеческих трагедий. Всё перемешано, и наше невежество в своём национальном наследии, и инерционность мышления (к чему привыкли «там», так и понимаем «тут»), и эмоциональная предвзятость, порождающая нежелание понять и разобраться. Как следствие — недоумение, возмущение и обиды. Чтобы хоть немного эту тему прояснить, вначале сформулируем несколько распространенных, доходящих до абсурда, заблуждений. Разберём их по порядку.
Заблуждение № 1: гиюр — явление социальное
Однажды я был свидетелем такой сцены: молодой отец пытался напялить кипу на голову своего непослушного сынишки, а тот её сдирал и кричал: «Не хочу кипу-у!». На что отец реагировал: «Ш-ш, тихо, потерпи немного, вот мама скоро получит справку, что она еврейка и …».
Гиюр в основном понимается как процедура общественной адаптации, как явление более социального плана, чем национального, не говоря уже о религиозном — как бы способ привести к единству и слиянию разрозненных национальных групп. То есть, основной мотив желания пройти гиюр — найти свое место в обществе и не выделяться в среде евреев.
Это желание вполне естественное, но оно «почему-то» сталкивается с барьерами и препонами каких-то религиозных фанатиков. Теперь из-за них приходится проходить «ненормальный» гиюр.
В сложившейся ситуации делается простой вывод: надо действительно потерпеть, поднапрячься и с былой закалкой пробить религиозный бюрократический аппарат и выбить справку, что ты «еврей».
Заблуждение № 2: гиюр — выдумка человека
Полагают, что понятие гиюра придумал человек. А если гиюр установлен человеком, то им же он может быть изменён. Тогда-то и появляется вопрос о монополии, мол, чего вы захватили власть? Порулили и хватит, теперь мы хотим, не хуже вашего разбираемся… И, действительно, если гиюр — это хитрое изобретение человека, то не уйти от непростого вопроса, а у кого монополия на такой гиюр должна быть?
У каждого из нас в соответствии с личными проблемами и представлениями? Как кто-то уже предложил, чтобы для гиюра было достаточно службы в армии, знания имён современных израильских певцов и умения съесть за один присест фалафель в пите…
А может, у сотрудников МВД? По принципу: если сильно хочется, то гиюр под «наш контроль»?
У политиков, которые на трагедиях людей себе голоса делают?
Может, у реформистов и им подобных, которые подогнали все законы Б-га под свои желания? А откуда у них право менять что-либо? Ведь если законы даны Б-гом, то какое право есть у людей менять их? А если они считают, что законы придуманы человеком, то кого они вообще должны обязывать?
Вопрос остаётся неразрешённым. Но, так или иначе, предполагается, что можно взять правила гиюра в свои руки.
Заблуждение № 3: гиюр — принятие веры, типа христианской
Приехав из христианской страны, мы привезли с собой и их представления. Одно из них — это вера сердца. Не имея другого подобия, это автоматически переносится и на иудаизм. А отсюда и удивление: ведь я чувствую себя евреем, неужели этого не достаточно?
Заблуждение № 4: всех герим должны принимать в иудаизм с радостью
Естественное желание любого идеологического движения — распространить свои идеи на максимальное количество людей. Так как они считают эти идеи правильными и справедливыми, то у них возникает потребность «осчастливить» и других. Особенно это свойство проявляется в религиях. Стремление всех религий — расширить количество прихожан, они видят в этом одну из высших религиозных миссий. Кого убеждением, кого мечом, они привели миллионы людей разных национальностей к своей вере. Вот отсюда, по подобию, и ощущение, что если захотеть принять еврейскую веру — тут же должны пойти навстречу. И если не насильно затаскивать, то хоть не отталкивать…
Но… все 4 перечисленные представления — нееврейские. Абсурд в том, что на основе этих нееврейских представлений, собираются стать евреями. Поэтому, важно их разобрать и раскрыть, в чём суть заблуждений. Для этого попробуем кратко прояснить несколько фундаментальных понятий, касающихся гиюра.
Откуда появилось понятие гиюр?
Вы когда-нибудь слышали, что кто-то прошёл гиюр и стал русским? Японцем? Немцем? Монголом? Трёхмесячный курс, и бац — был русским, стал французом… Скорее всего — не слышали. Почему? В национальность не вступают, в ней надо родиться. Поэтому ни у какого народа в мире нет понятия гиюра, оно сугубо еврейское.
Откуда же у евреев это уникальное понятие? Если покопаемся, то выясним, что это понятие существует столько времени, сколько существует еврейский народ, — более чем 3300 лет. Более того, рождение евреев как народа, их национальная идентификация начались с гиюра, когда на горе Синай Творец заключил с ними Союз, дав им для этого Тору и Повеления. А отсюда и смысл гиюра.
Что такое гиюр?
Так же, как потомки Авраама, Ицхака и Яакова, благодаря их заслугам, превратились в еврейский народ, приняв гиюр на горе Синай, точно так же, впоследствии, человек любой национальности может вступить в Союз с Творцом, возлагая на себя великую миссию: привести человечество к цели его творения. И все обязанности, которые приняли на себя евреи на горе Синай, должен принять на себя тот, кто хочет пройти гиюр:
Разумом — изучая Тору и её мировоззрение, принимая 13 принципов иудаизма.
Душой — преклоняясь в страхе и любви перед Творцом и совершенствуя себя.
Телом — исполняя все Его практические повеления — мицвот.
Отсюда проясняются и заблуждения.
Ответы на 4 заблуждения
- Суть гиюра, прежде, всего в присоединении к служению Б-гу, а не к социальной группе евреев! Поэтому невозможно использовать изначально религиозную процедуру для нерелигиозного устройства.
- Реальность гиюра установлена Б-гом, а не человеком.
- Понятие гиюра не существует ни в одной из религий или народов, поэтому нельзя ничего о нём понять по подобию.
- В иудаизме нет идеи миссионерства и никого не принято привлекать.
Теперь можно вернуться к вашим вопросам и дать ответы по порядку.
Где можно пройти нормальный светский гиюр, без фанатизма?
Еврей — это в одно и то же время и национальность, и религия. (Для более детального прояснения, смотрите ответ на вопрос: «Чем отличаются евреи от других наций»).
Поэтому есть только две возможности, два входа в еврейский народ:
- Евреем надо родиться. Это вход через национальные ворота.
- Евреем становятся, присоединяясь к их духовному наследию и обязанностям, т. е. проходя гиюр. Это вход через религиозные ворота.
То есть, гиюр, по определению, это принятие религии. Поэтому не существует в природе никакого «нормального» светского гиюра, а есть только религиозный — «фанатичный».
Неужели недостаточно нести веру в душе чтобы быть евреем?
Очень важно быть в душе евреем, но этого недостаточно. Более того, если только в душе, то смысла в этом никакого нет. Ведь, как было упомянуто, евреем или рождаются, или становятся, принимая на себя еврейскую религию. А теперь посудите сами. Родиться вы уже родились, но не евреем, осталось — религия. А вы спрашиваете: а можно без неё?
Чему это подобно? Пришёл человек к мусульманам и говорит: «А могу я стать мусульманином, но только в мечеть не ходить, Коран не учить, в Рамадан не голодать и законов ислама не соблюдать? Примете? Я буду в сердце правоверным мусульманином! А?». Звучит абсурдно. Тогда почему всё еврейское хочется только в сердце соблюдать? Только потому, что эти идеи вы усвоили в мире христианском? Это же абсурд!
У кого монополия на звание еврея?
Монополия на гиюр находится только там, откуда мы и знаем о нём, там, где он всегда и неизменно хранился — в своде еврейских законов, данных нам Творцом. Ведь сама идея гиюра установлена Творцом, а то, что не человеком дано, не им может быть изменено!
Гиюр — это данная Творцом уникальная возможность присоединиться к миссии еврейского народа в исполнении Его воли. И «монопольная» дверь еврейского дома открыта настежь и нет нужды изменять, обновлять или под себя подстраивать более чем трёхтысячелетнее, неизменное, религиозное понятие, кого считать евреем; нет надобности проламывать свой проход через стенку, ведь это может всё здание обрушить!
Почему евреи могут быть светскими, а гер обязан быть религиозным?
Еврей, не соблюдающий Тору, остаётся евреем. Сын, который восстаёт против отца — остаётся его сыном. Но никто не примет в свой дом человека, который заранее заявляет, что никаких обычаев и правил этого дома выполнять не собирается.
А почему не встречают с радостными обятьями?
В иудаизме нет никакого стремления распространить свою веру на неевреев. Более того, если кто-то хочет присоединиться к еврейскому народу, его стараются очень вежливо и уважительно оттолкнуть. Почему?
Может быть, это можно объяснить одним словом — ответственность. Уж очень велика ответственность, которую должен возложить на себя человек. Присоединение к еврейской вере обязывает исполнять 613 заповедей, которые касаются всех сторон человеческой жизни. То есть, чтобы пройти гиюр, надо отказаться от старых желаний, привычек, суждений, изменить весь свой, сложившийся годами, образ жизни. А вы действительно готовы к этому?
К сожалению, многие хотят пройти гиюр без понимания того, к чему это их обязывает и что это значит. Зачастую, прочитав несколько статей об иудаизме по интернету и прослушав общие лекции для начинающих, человек может загореться желанием «приобщиться». Иногда интерес к иудаизму связан с разочарованием от общества, где он находится, и очарованием фантазиями об идеальном обществе евреев. А порой, по-простому — какая-то личная выгода движет им… Но, увы, всего этого явно не достаточно, чтобы принять такое ответственное решение — оставить свой народ и веру и принять иудаизм.
И если даже с самыми искренними побуждениями, человек, который захочет сделать необдуманный шаг и без понимания всей глубины еврейской жизни, не разобравшись во всех тонкостях её исполнения, примет гиюр, есть реальная опасность, что он навсегда останется среди евреев чужим. Ведь еврейская жизнь без ощущения радости духовного напряжения и удовлетворения от исполнения повелений, быстро превратится в тяжёлую ношу, которую неизбежно захотят сбросить с себя. То, что не усвоено душой и разумом крепко и глубоко, может на каком-то этапе, как пружина, которую освободили, распрямиться с шумом и визгом в обратную сторону…
Желание пройти гиюр не часто встречалось в еврейской истории. Даже в прошлом, когда вера в Б-га наполняла весь мир у всех народов, только исключительные личности приходили к этому. Поэтому сказано в трактате Гитин 85 «Герим редки». Так о чём же говорить сейчас, когда мир стал таким материальным и безбожным…
Тора повелевает предостерегать человека от необдуманного поступка. Но, с другой стороны, если человек сознаёт всю ответственность и упорствует в своём желании, то он становится неотделимой частью еврейского народа.
Почему с таким недоверием? Какие-то препоны, проверки?
Напомним, что суть гиюра в одном-единственном, в присоединении к служению Б-гу, а не к социальной группе евреев. И если человек действительно ищет Творца, то тогда не возникнут вопросы о препонах и проверках. А если и пробудятся, то с чувством обратным, как требование: проверьте, правильно ли выполняю веление Б-га. Я не хочу ошибиться. Помогите!
Гиюр: что это и как его пройти в 2022 году
Гиюр — процесс принятия иудаизма (прозелитизм), который совершает тот, кто родился неевреем. Прошедшего гиюр называют словом «гер» (женщину — «гиерет»). Суть гиюра — в принятии на себя обязанности исполнения всех заповедей и законов Торы. Перед завершением процесса гиюра мужчины совершают брит милу — обрезание. А в конце прохождения гиюра как мужчины, так и женщины окунаются в микву (ритуальный бассейн). После прохождения гиюра нееврей становится полноценным членом еврейского народа. Известно, что потомками геров были раби Акива, на котором держалась вся цепочка передачи Торы, раби Меир, Онкелос. Гиюр прошла и моавитянка Рут, прабабушка царя Давида — а значит, не только Давид, но и его потомок — Машиах (Мессия) — также будет потомком геров.
По умолчанию каждый человек должен выполнить ту миссию, с которой изначально родился, и если человек не родился евреем, ему нужно строить жизнь на основе 7 заповедей сынов Ноаха. Это одна из причин, почему в иудаизме нет миссионерства. Более того, обратившегося за гиюром поначалу пытаются отговорить.
Связь между принятием заповедей и присоединением к народу
Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя заповедей (обязательства их исполнять) с момента совершения гиюра. Хотя это самостоятельные процессы и этапы, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору, пока не является частью еврейской общины. По этой причине Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ. Комментируя слова Торы «и остановился у горы Синай» (Шмот 19, 2), Раши отмечает, что глагол здесь стоит в единственном числе (ваихан). Комментатор объясняет это тем, что во время всех прочих стоянок в народе преобладало разделение, но когда евреи достигли Синая, они были «как один человек с единым сердцем». Увидев это единство у горы Синай, Всевышний сказал: «Это время даровать Тору».
Почему нееврей может стать евреем?
Рамбам пишет: «Все перешедшие в еврейство могут считать себя потомками Авраама и произносить в своей молитве слова “Б-г отцов моих”. Каждый гер, который верит в единство Творца (в соответствии с принципами Торы) считается его учеником. Авраам возвысил свое поколение истинной верой и совершенствованием характера и оказал при этом влияние на очищение всех будущих геров. Он считается отцом всех своих потомков, которые берут с него пример, отцом своих учеников и отцом каждого, кто принял еврейскую веру».
Прохождение гиюра сравнивается с рождением.
Талмуд говорит: «Тот, кто принял еврейство, подобен новорожденному младенцу». Он, как новый человек, не связан прошлым, и в результате его обращения искупаются все его грехи.
Кто уполномочен принять решение о гиюре
Только раввинский суд, состоящий из людей, наделенных правом выносить галахические (законодательные) решения.
Процесс гиюра после утверждения бейт Дином
– Обрезание (для мужчин)
– Твила — ритуальное погружение
Цель погружения в миквэ — не физическое очищение от грязи. Благодаря такому погружению, гер изменяется, пройдя Б-жественный процесс очищения. Поэтому сразу после погружения гер становится «евреем во всех отношениях»
Наречение геру имени
После погружения гер получает новое имя. Чтобы отметить это, читают особую молитву, почти идентичную той, что произносят при наречении имени проходящему обрезание.
Принято давать геру новое имя, даже если прежнее имя у него было еврейское (например, Имануэль, Давид, Йонатан). Если ему трудно расстаться с еврейским именем, которое он носил всю жизнь, он может оставить его. Но нееврейское имя в любом случае нужно менять.
По материалам Toldot.ru
Подготовка к гиюру в Петербурге. Практические шаги
В Петербурге нет органа, уполномоченного проводить процедуру гиюра. Для прохождения процесса гиюра соискателя направляют в московский «Бейт-дин» (раввинат). Однако перед этим нужно пройти основательную подготовку, которая возможна и в Петербурге. Здесь мы опишем, из каких этапов состоит эта подготовка и что включает в себя.
Шаг 1. Изучение
Необходимо, чтобы человек, желающий пройти гиюр, основательно выучил все, что ему нужно для того, чтобы жить религиозной еврейской жизнью по Торе и заповедям. Это включает мировоззрение, основы веры, историю еврейского народа, а главное, законы, которые необходимо выполнять в повседневной еврейской жизни
Также нужно пройти занятия / курсы по иудаизму, которые регулярно проводятся в Синагоге. Вы можете подать заявку на участие в курсах. Мы свяжемся с вами и порекомендуем ближайшие занятия или курсы, которые у нас будут проходить.
Шаг 2. Подача заявки на получение анкеты
После того как Вы изучили литературу и прошли обучение на курсах, заполните заявку на получение анкеты. Вам вышлют анкету, Вы ее заполните, и далее анкета будет отправлена на рассмотрение раввину
Шаг 3. Собеседование с раввином
По результатам рассмотрения анкеты Вас могут пригласить на собеседование.
На собеседовании раввин петербургской еврейской общины опишет дальнейшие шаги по продолжению учебы, соблюдению заповедей и даст советы по интеграции в общину.
Шаг 4. Получение рекомендации для московского раввината
С момента собеседования человек, который:
– не менее года ведет еврейский образ жизни
– имеет наставника в еврейской общине Петербурга, который может подтвердить это и дать рекомендацию
может обратиться к раввину петербургской еврейской общины за рекомендацией для московского раввината
Раввин вправе отказать в рекомендации, если ему доподлинно известно, что человек не готов к процессу гиюра или руководствуется небескорыстными побуждениями. Также раввин может отсрочить свою рекомендацию, если видит, что человек, изъявивший желание стать евреем, не осознает, с чем это связано. Это необходимо, чтобы дать ему время на размышление и осознание сути еврейства.
Гиюр: что это и как его пройти в 2022 году
Коренные евреи – не единственные, кто претендуют на репатриацию в Израиль. Оказывается, действующее ныне израильское законодательство дает право на возвращение в том числе и тем, кто прошел гиюр. Считается, что по результатам его прохождения иноверец приобщается к еврейскому народу. При этом далеко не каждый такой обряд признается действительным. Что такое гиюр, в чем его сущность, как он проходит, по каким канонам и кто имеет право его проходить в 2022 году?
Что такое гиюр в иудаизме
Гиюр – это ритуальный обряд принятия неевреем иудаизма. Первыми примерами его проведения считается гиюр Иофора, тестя Моисея (Моше). Первый же формальный ответ на вопрос, что такое гиюр у евреев, давался в Талмуде и более поздних иудейских кодексах.
По результату прохождения обряда кандидат в иудеи перенимает на себя бремя соблюдения всех 613 заповедей Торы перед специально созываемым раввинским судом – Бейт дином.
Функция раввинского суда заключается в определении степени готовности лица стать иудеем и чистоты его намерений. После одобрения кандидатуры, раввинский суд проводит три обязательных ритуала: брит, твила и наречение еврейским именем, о которых мы расскажем позже.
Считается, что принятие иудаизма неевреем делает такое лицо полноценным членом еврейской общины. То есть в современном понимании откровенно религиозное таинство больше используется как процедура общественной и, в некоторой степени, национальной адаптации.
Основной мотив прохождения гиюра – поиск своего места в обществе, и только потом – стремление соблюдать религиозные заветы. В связи с этим разные течения иудаизма по-разному воспринимают гиюры других течений. Например, гиюр у реформистов считается ортодоксальными иудеями недействительным из-за несоблюдения некоторых канонов.
Кто такие геры
Гер – это человек, который прошел обряд гиюра, то есть не являющийся коренным евреем, но ставший иудеем в результате религиозного ритуала. При этом гером считается только тот человек, который прошел настоящий, действительный гиюр. Лица, прошедшие сомнительный обряд, если и считают себя полноценными евреями, все равно ставят под угрозу свой статус в еврейском обществе.
Даже если гер, прошедший неправильный обряд, честно соблюдает все заповеди и стал на путь духовного пробуждения, он все равно не становится галахическим евреем. Впоследствии пройденный ими гиюр, если он пройден не по канонам Торы, может быть признан недействительным, что негативно сказывается на судьбах как самих лже-геров, так и их потомков в еврейском сообществе.
Праведные геры – люди высших духовных качеств. Учитывая стремления приблизиться к заветам Торы и еврейским традициям, статус гера возникает у человека еще до того, как он фактически прошел обряд гиюра и стал евреем. То есть качества гера возникают у субъекта еще до принятия иудаизма.
Стремление к истине и вере заставляют человека полностью изменить его образ жизни. В соответствии с Талмудом, геры подобны младенцам: в результате обращения в иудаизм они больше не связаны с их прошлым, гиюр искупает все их грехи перед Всевышним. Но только в том случае, если гиюр пройден по праведным мотивам: те, кто приняли еврейство неискренне, обрекают своих потомков на несчастье.
Позиция Торы о гиюре
Тора признает исключительность еврейского народа. Считается, что евреи выполняют особую задачу – служат проводником провидения и присутствия, возглашают славу Всевышнему и хвалят имя Его. Тора признает, что и неевреи (гои) созданы по образу божиему. Евреи уважают задачу гоев в мире, но и гои должны уважать уникальность и особое предназначение народа Исраэля. Считается, что бог наделил евреев особыми качествами и свойствами – правом учить человечество вере, демонстрируя другим народам монотеизм.
Влияние Израиля эффективно, когда он выделяет себя из числа других народов, не ассимилируясь и не изменяя своим качествам. Этот принцип еще с библейских времен реализуется на примере Авраама, который обращался ко всем народам, но при этом сохранял дистанцию и запрещал своему потомству заключать браки с представителями другого народа. Наоборот, он благословлял все семьи земли, прививая другие народы к древу еврейства через гиюр. С тех пор признается только ортодоксальный гиюр для женщин и мужчин, другие течения считаются негалахическими.
Учения Авраама распространялись также и через других персонажей – Ишмаэля и Эсава, которые соединялись с другими народами и в результате проповедей создали иудаизм и христианство соответственно. Созданные на основе Танахи, они являются способом донесения божиих заповедей до неевреев.
Условия принятия иудаизма
Принятие иудаизма означает выполнение двух главных условий – слияние с еврейским народом и обременение себя обязательством соблюдать заповеди Торы. С точки зрения логики эти процессы имеют признаки самостоятельности. Но на самом деле они взаимосвязаны: человек не сможет познать Тору и принять ее заповеди до тех пор, пока не вступит в еврейскую общину.
Аналогичным образом не считается полноценным евреем тот иудей, который отдалился от своей общины: Тора не была дана евреям до момента, пока они не продемонстрировали Всевышнему единства сплочения.
Евреи считают, что Израиль и Тора находятся в глубокой связи, только евреи являются носителями слова божьего, и потому только еврейская община является тем каналом, через который передается учение. То есть членство в еврейской общине является предпосылкой для прохождения гиюра, иначе нееврей не может быть допущен к обряду.
Второе же условие – бремя (ярмо) заповедей, действует как до, так и после гиюра. На момент прохождения обряда факт соблюдения заповедей должен быть подтвержден рекомендациями от представителей общины и ответственного раввина.
Подача прошения о гиюре
Перед тем как женщине принять гиюр в России, так и мужчине, необходимо предстать перед раввинским судом и выразить искреннее желание принять обязательства соблюдения божьих заповедей и разделить судьбу еврейского народа. При подаче прошения кандидат проходит собеседование с уполномоченным раввином и – при необходимости – экзамен на знание Торы. Если его прошение принимают, он начинает готовиться к гиюру. Например, в Москве действует «Ульпан-гиюр» – нечто вроде обучающих курсов для допущенных к гиюру лиц.
Во время подачи прошения кандидат должен представить рекомендации от поддерживающего его раввина и друзей из еврейской общины, где будет изложено их мнение о соблюдении кандидатом Торы и благочестивости его намерений.
При необходимости проводится вторая встреча, на которой кандидат демонстрирует приобретенные знания и допускается к раввинскому суду. Суд из трех праведных раввинов выясняет обстоятельства его жизни и проводит строгий экзамен, по результатам которого определяется, можно ли провести гиюр. Решение оглашается сразу после проведения суда.
Оценка кандидатов для гиюра
Главная задача раввинского суда – оценить истинность и искренность намерений кандидата в геры, степень проявления его желания соблюдать заповеди, возможность их соблюдать и прочие важные факторы. Если раввин хотя бы на толику усомнится в искренности намерений кандидата, его прошение не принимается.
Даже если гиюр совершен, но прошедший его гер совершенно не собирается соблюдать заповеди, обряд считается недействительным. Если гиюр проведен, но на момент его проведения истинные намерения гера неизвестны раввинам, гиюр считается сомнительным и при определенных обстоятельствах может также быть признан недействительным. Если впоследствии гер соблюдает заповеди, сомнительный обряд признается действительным.
Так как евреям запрещено, заключать браки с неевреями, многие кандидаты обосновывают свое желание принять иудаизм стремлением заключить брак. Некоторые раввины разрешают проводить такие гиюры, но в большинстве случаев вероятность того, что такой гер будет соблюдать заповеди, довольно низка, тем более, что супруг, который уже выбрал себе в супруги нееврея, уже продемонстрировал отношение к иудейским ценностям.
Кроме них, неподходящими кандидатами также признаются:
- умственно неполноценные, так как они не несут ответственности за свое поведение;
- глухонемые – те, кто не могут слышать и говорить, не могут пройти гиюр;
- люди, которые живут в месте, где не смогут соблюдать заповеди;
- мужчины-амалекитяне, некоторые итальянцы.
Недействительность гиюра
Основная причина для признания недействительности – это неискренность намерений соблюдать еврейские заповеди со стороны тех, кто решил пройти обряд гиюра. При этом кандидат в геры должен хотеть соблюдать все без исключения заповеди. Но одного только желания их соблюдать мало – важно понимать божественный источник их порождения и их связь с гиюром.
Произнесение одной только декларации о намерениях соблюдать заповеди мало, важное условие ее действительности – одобрение кандидатуры со стороны раввинского суда, а само по себе произнесение бессмысленно. Ошибочное или неполное принятие обязательств Торы также бессмысленно и признается недействительным.
Аналогичным образом признаются недействительными консервативный и реформистский гиюр в Москве. Эти иудейские течения не признают божественного возникновения заповедей и самого обряда, потому их идеи не признаются ортодоксальными евреями. Их заблуждение в том, что принятые на себя заповеди – лишь правило поведения в обществе, которое может быть изменено в результате изменений, произошедших в этом обществе в течение определенных промежутков времени.
Например, прогрессивный иудаизм считает, что иудейские каноны должны трансформироваться в современных условиях, и это с точки зрения ортодоксов заблуждение. Такая позиция нашла отражение и в проводимых ими обрядах.
Например, ритуал реформистов ограничивается только бритом. Консервативные суды требует и прохождения твилы. В контексте вопроса репатриации на Землю обетованную остро встает вопрос, какой гиюр признается в Израиле.
Государственным раввинатом Израиля признаются только ортодоксальные обряды. Однако есть масса решений БАГАЦа, в которых евреями признаются и лица, прошедшие гиюр в рамках консервативных и реформистских течений. Тем не менее их статус продолжает оставаться половинчатым, хотя во многих случаях и дает право на репатриацию.
Процесс принятия еврейства
Процесс встреч с раввинами и прохождение экзамена – это только подготовка к гиюру. Сама процедура гиюра проводится уже после одобрительного решения раввинского суда и состоит из двух обязательных ритуалов:
- Брит-мила или обрезание для мужчин. Это некий знак союза между Господом и Израилем, предписание, которое помогает сохранить святость еврейского народа. Если кандидату врачи запрещают делать обрезание, проведение обряда не допускается, потому ответ на вопрос, возможен ли гиюр без обрезания, очевиден – нет, невозможен. Если обрезание было проведено еще до обряда, при его проведении с части тела, в котором делается обрезание, выпускается несколько капель крови. Обрезание проводится под анестезией и под наблюдением судей раввинского суда.
- Твила – ритуальное погружение в воды миквэ для женщин и мужчин, символизирует процесс очищения. В это время судьи повторяют геру основы иудаизма, смысл некоторых заповедей.
После прохождения ритуала гер получает новое еврейское имя, даже если его старое имя также было еврейским.
Особые случаи
В отношении некоторых кандидатов действуют особые правила. Например, мальчики до 13 и девочки до 12 лет не могут пройти гиюр, однако дети геров, представших перед судом, также могут быть обращены в еврейство до достижения этого возраста. Но делается это только для детей, которые будут воспитываться в атмосфере Торы и обучаться заповедям.
Если ребенок рожден до принятия иудаизма его матерью, он не признается евреем – он должен пройти ритуал самостоятельно. Если рожден после ритуала – признается полноценным иудеем.
Если процесс зачатия произошел до того, как проходит гиюр, а рождение – после, ребенок признается не евреем, а гером, прошедшим ритуал совместно с матерью. Чтоб можно было точно определить статус новорожденного, после прохождения твилы женщине рекомендуется 3 месяца воздерживаться от близости с мужчиной.
Жизнь после прохождения обряда
С момента гиюра лицо признается новорожденным, что по Галахе обрывает его связь с его прежними родственниками. Это не значит, что он должен оборвать с ними связи: он продолжает относиться к ним с уважением, но не в контексте заповеди «уважай мать и отца своего». В любом случае новый образ жизни не соответствует укладу кровных родственников прошедшего обряд, а потому в некоторой степени ему придется отдалиться от них, и в разных случаях их отношения должны складываться по-разному.
Параллельно гер должен придерживаться обычаев общины, которая стала источником его веры. Это касается и чтения молитв, которые он может совершать наравне с другими евреями. Есть и другие особенности:
- при заключении брака у евреев принято заключать брачные контракты (ктуба), в которых геры называются особым именем: бен Авраам-ави и гийорта да для мужчин и женщин соответственно;
- особый уклад касается даже посуды, которой иудей пользовался до обряда: так как он мог употреблять некошерную пищу, посуду следует перестать использовать;
- каждый гер обязан любить других геров и евреев в рамках заповеди о любви к ближнему, какие -либо притеснения в их отношении запрещаются.
Где можно пройти гиюр в России
Основное место проведения обряда принятия в иудаизм – это гиюр в Москве. Раввинский суд при Главном раввинате России является одним из нескольких ортодоксальных галахических судов, чьи обряды беспрекословно признаются как с духовной, так и с правовой точки зрения.
Геры, проживающие за пределами Москвы, также могут пройти ритуал, но для начала им необходимо обратиться для получения консультации к представителю главного раввината в городе проживания еврейской общины, членом которой является кандидат. Например, место прохождения гиюра в Санкт-Петербурге можно узнать у главного раввина СПб . Здесь можно узнать информацию о других городах.
Получить необходимую информацию также можно и в общинных центрах, например, в Москве таковым является МЕОЦ – синагога в Марьиной роще.
Репатриация на основании иудаизма
Для многих геров важен вопрос, дает ли гиюр право на репатриацию в Израиль. В 2022 году ответ на этот вопрос дает только Закон Израиля о возвращении № 5710-1950 от 06.07.1950 (חוק השבות).
Закон устанавливает, что евреями признаются не только лица, имеющие еврейские корни, но и те, кто в соответствии с процедурой принял иудаизм через гиюр. Им полагаются те же права, льготы и поощрения, что и репатриантам по крови. Достаточно пройти гиюр, и гражданство Израиля можно получить сразу по прилете в один из израильских городов.
Заключение
Обряд обращения нееврея в иудеи – это длительный процесс, по результатам которого человек принимает на себя обязательства соблюдать 613 заповедей Торы и разделять судьбу еврейского народа. Гиюр проводится уполномоченным раввинским судом и может проводиться только в отношении кандидата, чьи искренние намерения подтверждены. С этой точки зрения ритуал обращения имеет исключительно духовные корни.
Но в современных условиях, особенно с точки зрения возможности репатриации, обряд принятия иудаизма стал процедурой общественной и национальной адаптации. Отсюда и рождение нескольких течений иудаизма. Ортодоксальными евреями и государственным раввинатом Израиля признается только ортодоксальный обряд, хотя и другие его варианты дают возможность на репатриацию.
Что такое гиюр?
Словом гиюр называют процесс перехода в иудаизм. Но из чего состоит этот процесс? Он для всех одинаковый или бывают разные гиюры? И на что подписывается человек, становясь евреем?
Кого берут в евреи?
По галахе, кодексу еврейских религиозных законов, евреем считается человек, рождённый от матери-еврейки. Поэтому в религиозной среде и наследник еврейских корней по отцовской линии, и человек, у которого в семье вообще не было ни одного еврея, формально находятся в одинаковой позиции: чтобы полностью войти в общину и участвовать в религиозной жизни наравне со всеми, им нужно пройти гиюр.
Мотивы гиюра должны быть искренними и бескорыстными. Если человек хочет пересмотреть свои ценности и ориентиры, стать евреем, создать семью, построенную на Торе и заповедях, — прекрасно. Если же кандидатом движет лишь желание эмигрировать в Израиль, для гиюра этого будет недостаточно.
По большому счёту суть гиюра — именно принятие на себя бремени заповедей, а также судьбы и участи еврейского народа; знакомое нам «и в горе, и в радости», но только не союз двух людей, а союз человека и народа, еврея и Б-га.
А давно такое делают?
Да, с незапамятных времён. Самая известная история добровольного перехода в иудаизм описана в Книге Рут: после смерти мужа-еврея моавитянка Рут не желает оставлять свою свекровь и присоединяется к еврейскому народу, декларируя: «Твой народ — мой народ, твой Б-г — мой Б-г».
Это было отличное решение: Рут стала прабабушкой царя Давида, из рода которого должен появиться Машиах.
Некоторые звёзды Талмуда, например рабби Акива и рабби Меир, тоже были потомками людей, принявших иудаизм. Кстати, такой человек называется гер (или гиёрет для девушки).
И как же принять иудаизм?
С момента, когда достаточно было просто произнести одно предложение, много воды утекло. Сейчас гиюр — это комплексный процесс: нужно учиться, встречаться с раввинским судом, вести еврейский образ жизни (соблюдать кашрут, Шаббат, заповеди). Кроме того, в самом конце мужчинам нужно будет сделать обрезание.
Важно, что нельзя пройти гиюр в отрыве от общины: если в вашем городе нет синагоги или условий для соблюдения кашрута, придётся перебираться куда-то ещё.
Детали процесса зависят от религиозного течения, к которому вы хотите принадлежать, но все раввины будут спрашивать, что у вас за мотивы. Ведь, согласитесь, ситуация, когда человеку почему-то понадобилось взять на себя 613 заповедей и быть частью преследуемого на протяжении многих веков народа, довольно нестандартная.
А какие бывают гиюры?
Сегодня существует несколько течений иудаизма, которые проводят гиюры: ортодоксальное (сюда входят и так называемые литовские евреи, и хасидские общины разного толка, и религиозные сионисты), консервативное и реформистское.
Если очень упрощать, разницу можно сформулировать примерно так.
Для ортодоксального течения важно не только чтобы вы знали галаху, религиозный закон, но и чтобы вы жили в соответствии с ним. Свои законы есть для всех сфер жизни еврея, но в процессе гиюра самыми важными становятся законы Шаббата (что запрещено и разрешено в субботу), кашрута (что и как можно есть, а что нельзя есть совсем, какие продукты можно покупать и как их готовить). А женщины ещё изучают законы цниюта, связанные со скромностью (как следует себя вести, и в частности одеваться), и миквы — чистоты семейной жизни.
Кроме того, вас познакомят с еврейской историей, философией и этикой — нужно же понимать, на что вы подписываетесь и в какой народ хотите влиться.
Кандидат, проходящий гиюр в ортодоксальной общине, начинает соблюдать заповеди в процессе учёбы. Для бейт-дина (суда, состоящего из трёх раввинов) будет крайне важно, какова степень вашего погружения в соблюдение традиций и пока вы учитесь, и после того как вы присоединитесь к общине. Теудат герут, удостоверение о принятии иудаизма, в ортодоксальной общине вы получите не сразу, а примерно через год после того, как пройдёте раввинский суд.
У консервативного и реформистского движений другой взгляд на процесс гиюра, хотя можно сказать, что консерваторы уделяют больше внимания изучению галахи и её соблюдению, чем реформисты. Эти течения появились в результате эмансипации евреев и смещения акцента с соблюдения галахи на отношения между людьми. Так что раввины таких общин больше смотрят на то, правда ли человек хочет быть частью еврейского народа, понимает ли он, что еврейство — это особое мировоззрение и система ценностей, и на то, насколько искренни мотивы кандидата. Это важнее, чем формальное соблюдение Шаббата или кашрута, и часто гиюр в консервативной или реформистской общине занимает меньше времени, чем в ортодоксальной.
А в Израиль-то можно будет уехать?
Прямым мотивом гиюра не должно быть желание переехать в Израиль, но среди потенциальных евреев, конечно, есть и те, кто хочет в перспективе вернуться на родину новообретённых предков.
Израиль долго принимал только тех, кто прошёл ортодоксальный гиюр. Репатриация по консервативному или реформистскому гиюру была очень сложной и требовала юридической поддержки, но 1 марта 2021 года после 15 лет слушаний ортодоксальные, консервативные и реформистские гиюры, пройденные в диаспоре, наконец уравняли. Теперь достаточно записаться на консульскую проверку в стране исхода и вместо родословной подать документы о том, что вы прошли гиюр любого типа.
Гиюр в Израиле
Гиюр в Израиле могут пройти либо граждане этой страны, либо лица, имеющие временный ВНЖ (виза Алеф-5) на 24 месяца. Пройти процедуру можно у себя на родине.
Что такое гиюр, и кто такие геры
Гиюр – это принятие иудаизма. Эта процедура – один из способов получения израильского гражданства для неевреев, желающих эмигрировать в эту страну.
Это не самая простая процедура. Власти страны не заинтересованы в том, чтобы гражданство получали неевреи.
Чтобы пройти гиюр, человек, желающий жить в Израиле на законных основаниях, должен стать по-настоящему религиозным. Сделать вид не получится. Симулянта обязательно поймают и исключат из студентов гиюра.
Согласно израильским законам, человек, получивший гражданство Израиля обманным путём, может быть лишён его.
Прохождение гиюра предполагает изменение жизни на 100%.
После сдачи экзамена раввинам человека признают гером. Он репатриируется в Израиль, ему выдают специальное удостоверение, которое подписывают 3 судьи.
Этот документ признают все иудейские общины. Он даёт человеку право называть себя евреем.
Возможность принятия иудаизма
Человек, желающий стать иудеем, обязуется:
- Соблюдать кашрут. Это 613 заповедей. 248 заповедей о том, что делать нужно. 365 заповедей о том, чего иудей делать не должен.
- Сдать экзамен в раввинате.
Далее следуют специфические процедуры для мужчин и женщин.
Для женщин
Женщина проходит процедуру ритуального омовения, которая называется погружением в микву. Она предполагает погружение в бассейн с водой, отвечающей требованиям Торы.
Для мужчин
Мужчина совершает брит-милу (проходит обряд обрезания). В этой процедуре нет ничего страшного. Боли человек не испытывает.
Перед прохождением обрезания мужчина должен обратиться к врачу и пройти обследование. При наличии противопоказаний гиюр не проводится.
Видео: информация о репатриации в Израиль и прохождении гиюра.
Поиск курсов и учителя
Проще всего обратиться в раввинат по месту жительства. На встречу с раввином нужно записываться. Проще всего это будет сделать по телефону.
Запись происходит через секретаря. Далее на электронный адрес требуется выслать все собранные рекомендации.
Затем нужно прийти на встречу.
Подача прошения
Прошение подаётся в раввинат. Перед этим необходимо получить от своих еврейских знакомых и от раввина рекомендации. Их нужно присоединить к своей просьбе записаться в раввинат. Без них обращаться бесполезно.
Оценка кандидатов
При личной встрече раввин экзаменует потенциального студента – даёт ему несложный тест. Там есть вопросы по еврейской истории и Закону.
Давид Лау и Ицхак Йосеф – главные раввины Израиля
Суд после прохождения курса
Когда человек завершает обучение в классе, его ждёт финальное собеседование с раввинскими судьями. Вместе со студентом будет находиться преподаватель и представитель сопровождающей семьи.
Процесс принятия иудаизма
Чтобы принять гиюр, необходимо серьёзно засесть за учёбу, заняться самообразованием. Нужно прочитать Пятикнижие (Хумаш на иврите) и все остальные книги Танаха (пророки, писания).
Видео: этапы прохождения гиюра.
Необходимо быть знакомым с еврейской историей и образом жизни.
- Обратиться в раввинат.
- Познакомиться с раввином.
- Подать прошение и пройти несложный тест.
- Продолжать учиться, соблюдать заповеди, заводить еврейских друзей.
- Повторно встретиться с раввином и записаться в ульпан гиюр. Это очные курсы, которые проходят только в Москве.
- Получив хорошие рекомендации, сдать экзамен в раввинате.
- Получить согласие на гиюр.
- Пройти обрезание (мужчинам) и микву.
Важно, чтобы люди видели активность человека, желающего пройти гиюр. Рекомендуется ходить на молитвы и на шабат в синагогу. Также необходимо вести активную еврейскую жизнь и соблюдать всё то, что уже было изучено.
Для повторной встречи с раввином необходимо снова собрать рекомендации от еврейских друзей и знакомых. Там должны находиться доказательства того, что человека, желающего пройти гиюр, знают в еврейской общине.
Когда человек записывается в ульпан гиюр, с ним занимаются 2 преподавателя. Занятия проходят 2 раза в неделю по вечерам.
Если человек живёт далеко от Москвы, то он должен заниматься самостоятельно или с раввином, если он есть в городе.
Также можно пройти курсы ульпан гиюр онлайн.
После этого нужно еще раз посетить раввина и снова принести рекомендации. Назначается дата заседания раввинского суда.
трое судей, возглавляемые главным раввином, экзаменуют кандидата на гиюр
После этого выносится решение – давать согласие на гиюр или нет.
Заседания раввинского суда проходят 2 раза в год – летом и зимой. Обычно в январе и в июле.
Далее назначают дату обрезания. Когда всё заживает, назначают дату окунания в микву. Девушкам просто назначают дату миквы. После этого человек считается евреем.
Можно ли пройти обряд в России
Гиюр можно пройти в любой стране, в том числе и в России. Израильский раввинат признают те гиюры, которые были пройдены у раввинов-ортодоксов. Их имена включены в особый список.
Какой гиюр признаётся в Израиле
Чтобы израильский раввинат признал гиюр, необходимо выполнить условия:
- еврейская община может быт консервативной или реформистской. Главное, чтобы она была признана официально;
- новообращённому следует доказать, что в течение 9 месяцев он был активным членом еврейской общины.
После пройденного гиюра требуется предоставить в израильский раввинат полученное удостоверение.
К нему требуется приложить:
- ходатайство. В этом документе новообращённый объясняет, по какой причине прошел гиюр и участвовал в жизни еврейской общины;
- письмо-разъяснение. Составляется соответствующим раввинским судом на фирменном бланке и заверяется подписью лидера еврейской общины;
- письмо раввина.
Жизнь после принятия иудаизма
После принятого гиюра человек признаётся новорождённым. Согласно Галахе, связь с прежними родственниками обрывается. Это не означает радикальный разрыв отношений: просто человек «умирает» для прежнего круга общения и живёт жизнью еврейской общины.
Репатриация евреев в Израиль
Согласно закону о возвращении, неевреи, прошедшие гиюр, также имеют право на репатриацию. Самое главное, чтобы обряд соответствовал всем религиозным нормам.
Гиюр – путь в еврейство
Гиюр или вхождение в иудаизм – цена вопроса. Все то, о чем должен знать претендент на гиюр. Порядок подачи документов в раввинат. Подготовка к гиюру. Советы по прохождению раввинского суда. Церемония гиюра. Дорога назад – дорога, которой нет.
Тот, кто видит смыслом жизни – посвятить себя служению Единому и Всемогущему Творцу, тот, кто находит в традиции народа Израиля – Б-жественное Откровение, тот, кто готов разделить тяжелую долю избранного народа вплоть до самопожертвования – такому человеку путь в лоно еврейского народа открыт всегда!
Практика прохождения гиюра, присоединения к еврейскому народу существовала всегда. История демонстрирует примеры высочайшей духовности геров, принявших иудаизм, без которых невозможно представить себе ни еврейский народ в целом, ни передачу Торы из поколения в поколение. Это и Рут-Моавитянка, прабабушка царя Давида. Это и Онкелус, племянник императора Тита, составивший перевод Торы на арамейский язык. Это и рабби Акива, отец которого был гером, и рабби Меир, потомок императора Нерона, принявший гиюр, – оба великие мудрецы Талмуда. Это и граф Потоцкий, сожженный в Вильно на костре инквизиции. Они не просто были людьми, принявшими гиюр, сумевшими осознать единство Б-га, но и оказали принципиальное влияние на весь еврейский народ, стали неотделимой частью всей еврейской традиции.
Прежде чем говорить о процедуре принятия гиюра – присоединения к еврейскому народу, нужно определить само понятие «еврейский народ». Тора описывает человечество, как разделенное на нации, где у каждого народа — свой праотец-основатель, свой ангел, своя миссия на земле. Через евреев, Творец привнес в мир идею единого Б-га, абсолютной морали и заинтересованность в исполнении Его Воли. В момент дарования Торы на горе Синай евреи стали избранным народом. Это избранность состоит не только в том, чтобы знать идеал этических норм поведения и морального совершенства, но в первую очередь избранность состоит в соблюдении этих норм. Если от неевреев Всевышний ожидает служение, в виде 7 заповедей сыновей Ноя, то на евреев возложено 613 заповедей Торы.
Существующее деление на нации – свято и незыблемо, в особенности, между евреями и другими народами. Поэтому для того, чтобы служить Творцу и быть Ему угодным достаточно жить в мире с 7 заповедями потомков Ноя. Для этого нет необходимости порывать со своим народом и культурой, менять устоявшийся образ жизни. И только тот, кто желает постоянной близости к Б-гу, чья натура рвется за рамки, отведенные ему его миссией – возможный кандидат на гиюр.
Это надо знать каждому кто желает пройти гиюр.
Гиюр подразумевает переход человека на совершенно иные стандарты мышления, что неминуемо отразится на его образе жизни. Поэтому перед тем, как идти на этот шаг «претендент в геры» должен попробовать взглянуть на себя со стороны – на те неизбежные изменения, которые произойдут в его личной жизни. Они коснуться не только духовной сферы, но и его внешнего вида, досуга, взаимоотношений между друзьями и близкими, а также общественного статуса.
– Внешний облик мужчины
Первое к чему приходиться привыкать человеку ставшего на путь соблюдения еврейских традиций – это отращивание бороды и пеойс (волосы на висках), по крайней мере, от безопасных бритв придется отказаться навсегда. Традиция также предписывает постоянное ношение головного убора (кипа, шляпа, штраймл и т.п.), при этом учебные заведения, офисы и другие общественные места исключением не являются. Другой необходимый атрибут одежды – талит катан, который удивляет непосвященных торчащими нитями кистей из-под одежды. Верхняя одежда должна быть неброской, темных тонов, как правило, носят костюм или сюртук. Такие виды одежды, как шорты и короткие майки, напрочь исключены из гардероба религиозного еврея. Даже в собственном доме человеку не дано расслабиться – оголяться можно только в ванной, туалете или под одеялом.
– Внешний облик женщины
Женская одежда может быть разнообразной, но обязательно в рамках «законов скромности» – цниют. Локти, колени, ключицы должны быть закрыты. Волосы замужних женщин спрятаны полностью, поэтому на практике одевают парики. Не допускается слишком обтягивающая или прозрачная одежда. Слишком высокие каблуки, слишком яркая косметика и длинные серьги считаются вульгарными. Легко догадаться, что на брюках, мини-юбках, майках, шортах, платьях с декольте и т.п. приодеться поставить жирный «магендовид».
– Досуг
Свободное время, которое остается у человека от работы и семейных дел посвящается еврейскому образованию и самосовершенствованию, которое заключается в изучении Торы, молитвах и исполнении заповедей Торы. Это подразумевает практически ежедневное посещение синагоги для молитв и уроков. Надо признаться, что свободное время на посещения развлекательных заведений – театров, кино и т.п. специально не предусмотрено. Кроме того, в каждом конкретном случае, существует вопрос о соответствии их содержания духу еврейской традиции.
– Взаимоотношения с друзьями и близкими
Традиционный еврейский образ жизни невозможно скрыть от родственников и друзей, поэтому потенциальному геру, возможно, придется столкнуться с непониманием и отчуждением с их стороны. К сожалению, нередко, это приводит также к конфликтам и семейным раздорам.
– Общественный статус
Еврейский образ жизни, который подразумевает, воздержание от работы по субботам, пятницам (в зимнее время) и еврейским праздникам (более 20 дней в году), существенно снижает конкурентоспособность человека на рынке труда. Кроме того, наличие кипы, бороды, пейос, кистей цицит и т.п. может стать причиной для антисемитских нападок.
Подача документов на гиюр в раввинский суд
В Москве гиюрами занимается раввинский суд при главном раввинате Росси. Прием по этому вопросу ведет раввин Исроель Баренбаум по предварительной записи. Записаться на прием возможно по тел. (495) 602-6747 с воскресенья по вторник с 15:00 до 18:00. Подробная информация на сайте раввината www.ravvinat.ru
В назначенное время перед встречей с раввином претенденту на гиюр предложат заполнить необходимую анкету. На самом приеме его ждет непродолжительная беседа с раввином, во время которой он будет интересоваться причинами, побудивших человека к гиюру, а также некоторыми подробностями его биографии. В частности значение имеют: наличие еврейских родственников, брак с евреем (еврейкой) и наличие общих детей, желание создать семью с евреем (еврейкой).
В случае подтверждения этих обстоятельств, его (ее) попросят прийти на прием вместе с женойподругой (мужемдругом). Дело в том, что гиюр будет возможен только тогда, когда вся семья начнет придерживаться еврейского образа жизни.
Значение также имеют такие данные биографии, как: контакты с еврейскими общинами, личные знакомства с семьями соблюдающих евреев, традиционные еврейские источники (названия книг, авторы) с которыми знаком претендент на гиюр.
Раввины, которые в Москве занимаются гиюрами, обладают достаточным опытом, чтобы в процессе бесед выяснить у людей истинные причины, побудивших их пройти гиюр. Поэтому для того, чтобы не осложнять ситуацию, претендентам на гиюр следует искренне и правдиво рассказать обо всех своих жизненных перипетиях и переживаниях.
В конце беседы раввин подытожит ее содержание и возможно попросит принести в следующий раз дополнительные документы, подтверждающие родство с евреями, письма с рекомендациями руководителей еврейских общин, кроме этого, возможно, что претенденту на гиюр будет выдано определенное задание – выучить ряд тем из еврейской традиции, знание которых у него проверят в следующий раз.
Обычно таких предварительных встреч бывает несколько, пока раввин не удостоверится в искренних намерениях претендента. В результате человека направят на специальные занятия по подготовке к гиюру. В случае, если речь едет о семье, то все взрослые члены семьи направляются на занятия в обязательном порядке, а дети отныне должны будут посещать только еврейские школы.
Подготовка к гиюру
С того момента, когда раввин определит человека на занятия по подготовки к гиюру, в раввинате заведут специальный файл, в котором будет аккумулироваться вся собранная на него информация. На самом деле, сами теоретические занятия – это только вершина «айсберга» по подготовке к гиюру. Главное на что обращают особое внимание – это личное участие в жизни общины. С этого дня претендент на гиюр и вся его семья должны предпринять все усилия чтобы интегрироваться в одну из московских общин, что подразумевает постоянное посещения синагоги для молитв и занятий, по крайней мере, необходимо появляться там по субботам и праздникам. Немаловажное значение имеют дружеские отношения, которые должны сложиться у человека со всеми членами общины.
В процессе подготовки к гиюру (раз в несколько месяцев), по мере его успехов в учебе и интеграции в общине, человека будут вызывать на заседания раввинского суда, чтобы проверить его знания и убедиться в серьезности дальнейших намерений. Кроме этого, каждый раз ему будут рекомендовать, какие из заповедей он уже можете соблюдать. Помните! Соблюдение любых заповедей Торы без ведома раввината строго запрещено! Не следует упускать из виду, что раввины из раввината проявляют пристальный интерес ко всем, кто готовится к гиюру, и нередко они справляются о положении дел у преподавателей курсов и знакомых из общины.
Сама подготовка к гиюру может занять сколь угодно много времени. С решениями в этом вопросе никто не спешит. В среднем это два три года. Только тогда, когда раввины убедятся в том, что претендент на гиюр и его семья полностью интегрировались в жизнь общины и их знания достаточны, чтобы вести грамотный еврейский образ жизни, раввинским судом принимается окончательное решение о присоединении человека к еврейскому народу.
Заседание раввинского суда по решению о прохождении гиюра
Для принятия окончательного решения по вопросам гиюра раввинский суд собирается в расширенном составе, иногда, для этих целей приезжают раввины из израильского раввината. На заседание суда претендент на гиюр и его семья должны прийти в полном составе. Во время заседания раввины задают вопросы, относящиеся к периоду обучения, интересуются размышлениями и образом жизни всех членов семьи.
Детям также задают вопросы, учитывая их возраст. Если дети совсем маленькие, то родителей попросят поделиться своими планами по воспитанию детей в духе еврейских традиций. В случае если гиюр проходит семейный человек, то решение принимается в зависимости от готовности каждого члена семьи. По отдельности гиюр семейным парам и детям не проводят. Поэтому подготовка детей имеет также немаловажное значение.
Это относится также к тем претендентам на гиюр, которые только собираются создать семью с еврейской избранницей или еврейским избранником. Для положительного решения они оба должны продемонстрировать свои знания еврейских традиций и готовность вести еврейский образ жизни.
После основательного опроса и экзамена претендента на гиюр и всех членов семьи, раввинский суд выносит решения. В случае отрицательного решения, раввину укажут на те пробелы в знаниях или другие вопросы традиции, которые следует восполнить, и попросят прийти в следующий раз.
Те претенденты на гиюр, которые сумели своим поведением и отношением к учебе доказать пред раввинским судом искренность своих намерений получают возможность пройти гиюр. Торжественно, в присутствии раввинов будущий гер объявляет о том, что он верит в Единого Б-га, Творца мира и в истинность еврейской традиции, что он обязуется выполнять все без исключения заповеди Торы, включая предписания свода еврейских законов – галахи. Это объявление повторяется им также перед обрезанием и окунанием в микву.
Церемония гиюра
Прежде чем говорить о церемонии принятия гиюра, обратимся к библейской истории возникновения народа Израиля. Все, кто совершил исход из Египта, пересек расступившееся море и подошел к горе Синай, очистившись, чтобы услышать голос Всевышнего, независимо от своего происхождения, образовали еврейский народ. Так было определено Всевышним. В тот момент им было заповедано совершить три действия: обрезание, окунание в воды миквы (водоем с естественной водой) и принесение жертвы. Именно из этих трех ритуалов состоит церемония гиюра.
Во времена, когда существовал Храм, геры приносили также и жертву, однако в наше время церемония ограничивается только обрезанием, окунанием в воды миквы и торжественным принятием на себя обязательства соблюдать все заповеди Торы. Гиюр женщин идентичен мужскому за исключением обряда обрезания.
Обрезание
Брит-мила, обрезание — знак союза между Б-гом и народом Израиля, как сказано: «Это Мой союз, чтобы ты хранил его, между Мной и тобой и потомством твоим после тебя: каждый мужчина среди вас должен быть обрезан» (Берешит 17, 10). Обрезание гера проходит в светлое время суток под наблюдением трёх членов раввинского суда. Перед тем как отрезать крайнюю плоть Моэль, специалист по этой операции, произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам обрезать геров». После отрезания крайней плоти гер также произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам войти в союз Авраама, отца нашего».
После обрезания геру предварительно дают имя. Это происходит во время чтения специальной молитвы, которая произносится одним из раввинов над бокалом вина. Однако в реальности имя приобретает свою законную силу только после окунания в воды миквы. Несовершеннолетний ребенок, родители которого принимают гиюр, также проходит обряд обрезания.
Окунание в воды миквы
Цель погружения в микву (ритуальный бассейн с естественными водами) — не физическое очищение от грязи. Именно в момент окунания, статус человека изменяется, в результате чего он выходить из воды уже ни тем, кем он был раньше, а евреем в полном традиционном смысле этого слова. Как только гер исцелился после обрезания, он окунается в воды миквы в присутствии трех членов раввинского суда. Женщина, окунается в просторном одеянии, которое не препятствует воде достичь всех частей её тела. Окунание происходит в светлое время суток, после тщательной гигиенической подготовки. Наблюдающие за процедурой раввины должны удостовериться, что гер полностью погрузился в воды миквы, что ни одна волосинка, ни одна часть тела не остались над водой.
Перед окунанием гер произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам об окунании». Женщинам фертильного возраста, пред окунанием рекомендуется сделать тест на беременность, поскольку это информация имеет значение для статуса будущего ребенка.
После окунания в воды миквы раввинский суд официально объявляет новое имя гера «И будет называться он (она) в нарде Израиля – такой-то сын (дочь) Авраама, отца нашего».
После всех необходимых ритуалов гер становится уже полноценным евреем, у которого дороги назад уже не существует.
Наши реквизиты:
Местная религиозная организация «Иудейская община «Сокол-Аэропорт»
ИНН 7715398720
КПП 771501001
Расчетный счет: 40703810102660000012
Корреспондентский счет: 30101810200000000593
БИК 044525593
Наименование и местонахождение банка: АО «АЛЬФА-БАНК» г.Москва
Гиюр в Израиле для иностранцев в 2022 году
Люди по-разному относятся к религии. Зачастую верующие придерживаются именно той религии, которая была принята в их семье. Однако некоторые, повзрослев, основательно изучают главные книги разных религий и делают свой выбор осознанно. Пожалуй, самым трудным является переход из одной веры в другую, и жизнь в Израиле это не исключает. При этом, кроме духовного изменения человека, совершаются необходимые обряды. Например, при обращении в иудаизм совершается обряд гиюра. Давайте выясним, что такое гиюр в Израиле и как он осуществляется.
Для чего нужно совершать гиюр
Итак, гиюр – это обращение нееврея в иудаизм. Как правило, это достаточно долгий процесс, занимающий от 2 до 5 лет. После прохождения гиюра человек получает статус гера. Именно данный обряд дает возможность человеку стать частью религиозной общины. К тому же, гера, в отличие от нееврея, хоронят на еврейском кладбище.
Также без прохождения ортодоксального гиюра могут возникнуть сложности со вступлением в брак в Израиле. Особенно это актуально для смешанных семей, где жених и невеста принадлежат к разным религиям, ведь в Израиле такие браки запрещены. Отсюда огромное значение принятия гиюра для русских в Израиле. Если женщина другой религии собирается выйти замуж за иудея, то гиюр – это единственное решение.
Что входит в понятие гиюра
Процесс гиюра можно разделить на несколько этапов. Первые два определяют духовную готовность человека. Во-первых, это должно быть хорошо осмысленное, проверенное временем решение о соблюдении заповедей еврейской жизни и присоединении к еврейскому народу. Во-вторых, нужно, чтобы раввины, которые дают разрешение на проведение обряда, убедились в истинности желания человека и его готовности принять гиюр.
Два следующих этапа священны для верующих и представляют собой обряды: брит-мила или обрезание (обряд обязателен для мужчин) и погружение в микву (обряд одинаково предусмотрен для мужчин и женщин).
За гиюр в Израиле для иностранцев отвечают не только раввинские инстанции, но и МВД, поэтому на подготовительный к гиюру курс могут быть допущены только граждане Израиля, люди, имеющие право на репатриацию, и постоянные жители страны.
Иностранные подданные обращаются в «комитет по нестандартным обращениям».
Разговор с раввином
Беседа с раввином очень важна, она проходит до проведения гиюра. По закону Торы раввины должны признать искренность стремлений человека. Если до прохождения гиюра кандидат несколько лет был членом еврейской общины, знаком с организацией повседневного быта и праздников, то в этом случае раввинам легче принять решение, поскольку они видят образ жизни человека.
В первую очередь раввин задает вопрос о причине, которая заставила человека задуматься о гиюре. Так же часто спрашивают о семье и родственниках, контактах с еврейской общиной и, конечно же, о прочитанных книгах, касающихся иудаизма. Лучше всего отвечать на вопросы искренне и правдиво. Как правило, проводится несколько бесед, прежде чем раввин принимает какое-либо решение.
Как проходит брит-мила
Брит-миле или обряду обрезания обычно подвергаются мальчики на восьмой день после рождения. Но он может совершаться над мужчинами любого возраста. Брит-мила символизирует союз между богом и человеком, поэтому обряд является составной частью гиюра.
Обрезание обычно проводится специально обученным человеком – мюэлем.
Неевреям рекомендуется проходить брит-милу у врача в присутствии раввина. Обычно она проводится при местной анестезии, чтобы кандидат был сосредоточен на принятии заповедей. Но иногда допускается и общий наркоз.
Если кандидат уже совершил обрезание, то он проходит обряд под названием «атафат дам-брит». Он представляется собой символическое выпускание капель крови посредством прокола в том месте, где обычно делают обрезание.
После брит-милы должно пройти 2-3 дня, чтобы мужчина физически восстановился и подготовился к следующему этапу – твиле.
Особенности прохождения твилы
Под твилой подразумевают процесс погружения в микву. Человек входит в бассейн с водой обнаженным и окунается с головой. Гиюр для женщин в Израиле имеет свою особенность: после первого погружения женщина выходит из миквы и одевается в широкие одежды. Мужчина же микву не покидает.
Далее судьи проводят с кандидатом краткую беседу, тот вновь принимает заповеди и происходит второе погружение в воду. Данное омовение – свидетельство обращения нееврея в гера.
После обряда кандидату дают еврейское имя, которое обычно выбрано заранее. Это завершающий этап обращения нееврея в иудаизм.
После обряда выдается сертификат о том, что гиюр был пройден.
Зачем посещать синагогу
Человек, который осознанно решил принять иудейство, как правило, уже имеет базу знаний в этом вопросе, вероятно, он изучает Тору, учит иврит. Таким самообразованием может заняться каждый заинтересованный человек.
Итак, имея небольшие знания, кандидат отправляется в синагогу для разговора с раввином. Тот после беседы может дать разрешение на дальнейшее посещение синагоги, молитву, посещение специальных занятий, возможно, познакомит с членами еврейской общины. Посещая синагогу и разговаривая с членами общины, кандидат приобретает нужные знания и опыт.
Следует отметить, что в России за проведение гиюра отвечает Центральный раввинат. Обряду предшествует длительное обучение – бесплатные, но закрытые курсы, на которые можно попасть только после собеседования с раввином. К этому собеседованию допускаются лишь люди с письменной рекомендацией раввина из синагоги по месту жительства. Поэтому посещение синагоги важно и даже обязательно.
Повод для гиюра
Причин для прохождения обряда гиюра несколько, перечислим основные:
- соблюдение традиций веры;
- возможность репатриироваться в Израиль;
- возможность вступить в брак в Израиле;
- желание супругов жить в одной вере (если один из них нееврей).
Конечно, для действительно верующих людей причина гиюра одна – религиозная. Но часто гиюр используют как одну из возможностей получения израильского гражданства. Хотя на практике не так много людей готовы принять иудаизм со всеми характерными для него бытовыми и культурными традициями только для получения гражданства.
Где можно пройти ортодоксальный гиюр
Большинство израильтян признают только гиюр, который соответствует ортодоксальным законам и был проведен с санкции ортодоксального Главного раввината, так называемый государственный гиюр. Однако нужно напомнить, что сейчас гиюр, проведенный реформистами в Израиле, признается государством, но требует подтверждения через окружной суд.
Гиюр в Израиле для русских также начинается с посещения синагоги и прохождения курсов, одни из которых можно найти на сайте gonativ.org.
В России также можно пройти гиюр. Этим вопросом занимается Главный раввинат в Москве. Глава раввината – Берл Лазар. Он руководит заседаниями Бейт-дина – еврейского религиозного суда, одной из функций которого является одобрение гиюра.
В Украине данным вопросом занимается Главный раввинат в Киеве, в Беларуси – Главный раввинат в Минске. Только через этот суд – Бейт-дин – можно стать гером, а потом быть принятым в Израиле.