От покупки до получения
Если наша ставка на аукционе была максимальной и отвечала запросам продавца, мы покупаем автомобиль.
Что происходит дальше?
На стоянку аукциона Японии за автомобилем приезжает автовоз транспортной компании. Сотрудник транспортной компании имеет на руках распечатанный аукционный лист и сопроводительные документы. Он сверяет по аукционному листу комплектацию и забирает его.
Наши брокеры в Японии дают указания сотрудникам транспортной компании, в какой порт следует доставить автомобиль. Например, машина куплена в Йокогаме, значит, машина попадает в порт Йокогама.
Автомобиль перегоняется на открытое место стоянки аукционного дома, откуда своим ходом заезжает на автовоз.
Паром Ро-Ро
С автовозов автомобили выгружаются в порту отправки рядом с площадкой, от которой отходят паромы Po-po (от английского «Roll-on/roll-off»), услугами которых пользуется наша компания. Это специализированный тип парома водоизмещением до 30 тыс. тонн, предназначенный именно для перевозки автомобилей. Автомобиль заезжает и выезжает своим ходом в трюм парома, ему не страшен ни шторм, ни неблагоприятные метеоусловия, движение парома происходит строго по расписанию.
Сотрудники порта встречают машину, доставленную автовозом, составляют опись по аукционному листу и принимают её. Таким образом, сохранность автомобиля проверяется еще раз. На лобовом стекле автомобиля указывается номер кузова, внутренние номерные пометки, название компании, купившей автомобиль, номер, под которым он заехал на склад (эти надписи хорошо видны на фотографиях с Японии). Машина будет находиться в порту до момента подготовки экспортного сертификата и прихода парома.
Фотоотчет в Японии
В порту сотрудники транспортной компании, доставившей автомобиль, делают его фотоопись. Фотоотчет отправляется нашим японским брокерам, а они пересылают его нам. Обычно предоставляется 10-15 снимков: вид снаружи, салон, подкапотное пространство, пространство колесных арок, резина, багажный отсек. Этого достаточно, чтобы сложилось общее представление об автомобиле. Это первые фотографии, которые мы отправляем клиентам. Их вы можете увидеть в разделе «В пути» на странице автомобиля в разделе «Япония».
После всего этого автомобиль ждет в порту момента, когда будут готовы экспортные документы. Экспортный сертификат обычно оформляется в течение 10 дней после покупки.
Как только экспортные документы получены, автомобиль можно вывозить из страны. Железные номера с него скручиваются и отправляются в офис компании наших японских брокеров для снятия машины с учета. Но даже если номеров нет, процедуру снятия с учета все равно необходимо провести.
Номера можно увидеть при покупке машины на аукционе. Они могут быть простыми железными или транзитными, то есть большего размера, чем обычные. Транзитные номера часто закреплены криво, потому что имеют временный характер и фиксируются поверхностно, только чтобы перевезти машину с аукциона до порта.
После снятия с учета машина на ближайшем пароме выезжает из Японии. Для постановки машины на паром делается бронь на покупку свободного места для перевозки автомобиля на данном пароме. Благодаря этому мы заранее знаем, на каком пароме будет доставлен автомобиль и когда он прибудет во Владивосток.
Кроме того, мы используем удобный онлайновый сервис слежения за паромом marinetraffic.com/ru. С его помощью каждый наш клиент может отследить местоположение парома в любой момент времени, а также узнать, когда паром вышел из японского порта и когда прибудет в порт Владивостока.
Таким образом, мы всегда можем спрогнозировать, когда машина будет доставлена во Владивосток.
Прибытие в Россию
Во Владивостоке первыми встречают автомобиль сотрудники таможни. Они заходят на паром, делают в документах пометку «ввоз разрешен», устанавливают факт пересечения границы России. Затем машину встречает представитель нашей компании и представитель наших таможенных брокеров – компании «Аравана».
Сотрудник нашей компании во Владивостоке Андрей Антонов заранее от нас получает аукционный лист и вопросы от наших клиентов. За доступ к автомобилю он оплачивает первый раз пропуск за 150 р.
Его задача заключается в том, чтобы сверить наличие повреждений с аукционным листом, чтобы можно было принять автомобиль. Если в процессе осмотра выявляются какие-либо недостатки, которых не было первоначально, то наш сотрудник извещает об этом нас и нашу брокерскую компанию в Японии, после чего происходит разбирательство. Еще раз повторим, что такие случаи бывают единичными.
Фотоотчет во Владивостоке
На основании произведенного осмотра наш сотрудник предоставляет полный фотоотчет, содержащий 15-20 фото внешнего вида, 15-20 фото салона, а также фото порогов, подкапотного пространства, багажного отсека, протектора резины, всего порядка 60-80 фотографий. Эти фотографии мы отправляем клиенту. Вы можете их посмотреть в разделе «В пути», выбрав любой автомобиль в подразделе «Владивосток».
В момент приема автомобиля во Владивостоке наш сотрудник может ответить на любой вопрос, касающийся автомобиля. Какая точно установлена резина, зимняя или летняя, какой износ, какой клиренс, какое имеется дополнительное оборудование и т.д. Ответы на данные вопросы помогают нашим клиентам заранее подготовиться. Например, купить зимнюю резину точного размера, что особенно актуально, если установлены не родные литые диски.
Также можно узнать, какие аксессуары были убраны при транспортировке автомобиля с аукциона в бардачок или подпол багажного отделения и первоначально не попали в кадры с Японии.
Какая информация к нам не попадает? При погрузке машины на паром его сотрудники также делают для себя фотоопись. Еще одна фотоопись делается при разгрузке сотрудниками транспортной компании. Эти фотоотчеты предназначены для внутреннего использования, и мы не имеем к ней доступа. В случае каких-либо разбирательств эти фотодокументы поднимаются для сверки, в каком состоянии автомобиль заехал на паром и выехал с него.
Склад временного хранения
Перегоняют автомобили с парома сотрудники порта. В порту определяют, на какой свободный склад СВХ есть возможность поставить автомобиль. Склад временного хранения — это крытая или открытая автостоянка, предназначенная для хранения транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Так методично туда перемещаются один за одним все автомобили с парома.
Когда машина выезжает с порта, ее также фотографируют сотрудники пароходства, наш представитель и представитель СВХ, на тот случай, если было какое-то повреждение, для разграничения зоны ответственности.
Далее с помощью представителя наших таможенных брокеров происходит процедура таможенного оформления, уплачиваются таможенный и утилизационный сборы. После осуществления всех таможенных платежей производится экспертиза ЕВРО 5 и печатается ПТС. Автомобиль растаможивается и выдается со склада СВХ. С этими документами и с пропуском машина выезжает с территории таможни, направляясь к транспортной компании.
Перегон автомобиля на отправку по ж/д
Автомобиль может перегонять наш сотрудник, или, по желанию клиента, возможен заказ эвакуатора. Стоимость подобных услуг во Владивостоке составляет от 2500 рублей, что значительно выше, чем в других регионах. По этой причине практически все наши клиенты предпочитают, чтобы машину перегонял до транспортной компании наш сотрудник.
По закону в течение 10 дневного срока после выдачи ПТС можно не регистрировать машину и не выписывать страховку. Таким образом, наш сотрудник по нашему поручению и от имени собственника перегоняет ее до транспортной компании. У него на руках есть ПТС, пропуск (его дает таможенный брокер), доверенность от компании «Аравана», чтобы забрать автомобиль и деньги для оплаты СВХ.
Наш сотрудник выписывает на территории порта пешеходный пропуск второй раз стоимостью от 150 рублей, заходит на территорию таможенного склада, находит нужный автомобиль. Далее он сверяет его со сделанной до этого им самим описью, чтобы исключить повреждения, проверяет комплектность и забирает.
После получения нашим сотрудником машина заправляется на 350-400 рублей, чек с АЗС обязательно сохраняется.
Отправка по ж/д
В железнодорожной транспортной компании составляется накладная, после чего автомобиль передается ей на хранение и последующую загрузку. После загрузки машины в вагон мы получаем номер вагона и сообщаем его владельцу. Как и в случае с паромом, это позволяет круглосуточно в режиме онлайн отслеживать, где находится подвижной состав и вагон. Эта информация позволяет прогнозировать дату выгрузки машины. Доставка с момента погрузки осуществляется за 8-14 дней. Опыт показывает, что целесообразнее ориентироваться на максимальный срок (две недели).
Дата приезда автомобиля зависит от нескольких условий – выходных дней, оперативности подачи вагона. Всё это мы учитываем и своевременно информируем своих клиентов. Покупатели из других городов приезжают к нужному дню и забирают свой автомобиль, причем зачастую могут наблюдать своими глазами, как его выгружают из вагона. По желанию клиента мы даже можем сделать памятные фотографии.
Раскредитовка
За подачу вагона и его выгрузку представителям транспортной компании оплачивается сумма в 2500 рублей (так называемая «раскредитовка»). Эта сумма уже заложена в стоимости автомобиля. Если клиент забирает автомобиль в своем регионе, то самостоятельно оплачивает раскредитовку, а при расчетах стоимости автомобиля эта графа убирается.
Выгоняют автомобиль только представители компании, собственники к этому не допускаются. Этот процесс очень ответственный. С работниками компании, выгружающими наши автомобили, мы знакомы очень давно и для нас они всегда стараются, выполняя все действия аккуратно.
Затем мы принимаем автомобиль, сверяемся с аукционным листом, проверяется его внешний вид, комплектность, наличие указанных вложений. После чего автомобиль передается в руки клиентам.
На этом долгий путь автомобиля на его новую родину почти завершен. Нашим клиентам остается только доехать до места регистрации, поставить автомобиль на учет и с удовольствием использовать его по назначению!
Как купить машину в Японии на аукционе самостоятельно
За десять лет московские реагенты обкусали «Матиз» жены со всех сторон. Ремонтировать не было смысла – мы его отдали за 15 тысяч, и ладно. Для меня до сих пор загадка – что сделали с этим ржавым ведром новые владельцы? При этом в семье был образец правильного автомобиля, сделанного прямыми руками из нормальной стали – моя 20-летняя «Тойота Терсел» с правым рулем, ввезенная в Россию еще в начале 2000-х годов. Эта машина выдержала десятки командировок в Крым и на Донбасс и даже участвовала в штурме Дебальцево и Углегорска. При этом, на ней до сих пор нет ни единого пятнышка ржавчины!
Приятель, продавец автозапчастей с 20-летним стажем, частенько говаривал: «Торговать нужно запчастями для «немок», а ездить на «японке», желательно – чистокровной». Поэтому с национальностью машины мы определились сразу: только «японка», не старше пяти лет.
На машину у нас было отложено 400 тысяч рублей. За эти деньги московский вторичный рынок мог предложить только из серии «сделано для лохов». Большинство объявлений – битые и кое-как восстановленные тачки: зазоры между элементами кузова и непопадание в цвет при перекраске были видны даже на мутных фото с Авто.ру. Пробеги тоже вызывали сомнения. За одни и те же деньги могла быть выставлена машина прошедшая и 140 тысяч и 55 тысяч. В первом случае продавал неадекватный владелец, который просто не понимал, что за такую сумму изношенная, или, как говорят, «отжатая в ноль» машина с огромным пробегом мало кому нужна. Во втором случае объявление дал спекулянт-«перекуп», такую машину выкупивший и пробег скрутивший. «Перекупов», кстати, легко определить по звонку. Набираешь номер и говоришь: «Здрасьте, я по поводу машинки». Если спрашивают: «Какой?», сразу вешаешь трубку.
Да, попадались за эти деньги и приличные варианты, но все они моментально выкупались теми же «перекупами», мониторящими сайты круглосуточно. Мне быстро надоела эта клоунада. И тогда мы решили купить японскую машину прямо на ее родине, в Японии, у честных и щепетильных сынов Ямато, потомков Императора, «восточных немцев».
Муки выбора
Я взял лист бумаги и разделил его на две части:
1. Японский внутренний рынок страшно перенасыщен автомобилями. Автогиганты конкурируют между собой, возможностей у них немного. Первая – обилие опций. В континентальном салоне вы отдадите за них кучу денег, в Японии их ставят по определению. Второе – контроль качества всего: сборки, окраски, комплектующих.
2. Отношение к машинам – регламент техобслуживания, замена жидкостей – вероятность, что прошлый владелец лил «камазовское» масло — ничтожна. Если такое произошло, смотри следующий пункт.
3. В Японии работают около двух десятков автомобильных аукционов, конкуренция между ними страшная и отбор машин, мягко говоря, жестокий.
4. Незадекларированная опция – контрактные запчасти. Когда на моей «Тойоте» задымил двигатель, мне через сутки привезли практически новый движок – 32 тысячи рублей. Когда стала «пинаться» коробка-автомат, мне в тот же день поставили контрактную коробку – 22 тысячи. Моя старенькая машина так удивилась, что теперь на трассе ест 4,8 литров на 100 км.
1. Покупка «кота в мешке». Машину для тебя будет выбирать какой-то дядя. Заплатив деньги, ты в реальности увидишь авто только на станции в Подмосковье.
2. Неясный статус «праворульных» машин в России. Уже десяток лет государство воюет с ввозом подержанных «японок».
3. Банальный обман. Вероятность нарваться на такую же ушатанную, «отжатую» в такси и битую в «тотал» машину купленную не на Хоккайдо, а на «Зеленом углу» во Владивостоке у тех же «перекупов» или, на местном жаргоне — «красномордых».
Как это работает
На самом деле, все оказалось проще, спасибо родному государству. Из-за жестких заградительных мер — таможенных пошлин, в два раза превышающих аукционную стоимость машины, рынок подержанных «японок» начал стремительно «схлопываться». Российские фирмы, покупающие машины на японских аукционах, стали страшно трястись над каждым клиентом. Я выбирал среди крупнейших контор, и остановился на фирме со смешным названием «Токи-доки». «Японками» они торгуют десяток лет. Товарищ, бравший у них машину пару лет назад, рассказал, что при получении не досчитался красивых колпаков на колесах – их украли грузчики. Фирма без разговоров выслала ему новые колпаки. Этот момент был знаковый – не жлобы.
Я заключил договор, перечислил аванс — 30 тысяч рублей, и вместе с менеджерами приступил к поиску машины. На сайт фирмы была заведена он-лайн трансляция с японских аукционов, к ней же был прикручен калькулятор с полным расчетом стоимости машины, включая доставку.
К каждой машине прилагался аукционный лист, в котором были указаны все повреждения и некомплектности. Лот имеет десяток оценок начиная с R – «битая, с заменой кузовных элементов». С оценки 5 шли, по-сути, новые автомобили, на которых реально несколько раз и без приключений съездили в аптеку – пробеги у них были смешные – 5 или 10 тысяч км. Торговались за такие машины отчаянно и цены на них взлетали почти всегда…
За пару дней я постиг секреты ценообразования на японских аукционах. Это было несложно – имелась статистика по проданным авто, и понять, за сколько выставляется машина, за сколько она уходит и сколько будет стоить в Москве, не составляло никакого труда. Оставалось только верить в зоркий глаз и порядочность представителей фирмы, сидящих на этих аукционах в самой Японии.
Меня предупредили, что самые выгодные варианты – это машина не старше 5 лет – минимальная таможенная пошлина. Еще выгодна аукционная оценка от 3,5 и пробег под сотню – такую машину можно купить в Японии очень дешево – они там вообще никому не нужны. Но, сколько меня не уверяли, что пробег 80-100 тысяч для японской машины, там же и выросшей, ничего не значит, про сопромат я в детстве слыхал. И про «запланированное старение узлов и агрегатов», которое, говорят и до Японии уже добралось.
Пришлось занимать у друзей, но 18 апреля на аукционе для меня был приобретен Ниссан Ноут, комплектация Х, сошел с конвейера осенью 2012 года, пробег 33 тысячи, действующий японский техосмотр. Из повреждений — две царапины на крыле и заднем бампере – именно они «уронили» аукционную оценку с «отлично» до «четверки». Состояние салона – «хорошее». Впрочем, на фотографиях присланных из Японии я никаких повреждений не заметил. Сама машина на аукционе обошлась в 274 тысячи рублей, таможенный сбор 136 тысяч рублей, ГЛОНАСС – 28 тысяч рублей, агентские услуги, утилизационный сбор… Итого – 507 тысяч рублей с доставкой в Подольск.
В первых числах июня машина оказалась во Владивостоке и намертво встала где-то в окрестностях таможни. В утешение, сотрудник фирмы выслал мне штук пятьдесят фотографий моего Енотика – даже под машину залезал. Ни скола, ни ржавчинки… Но, все хорошее должно быть уравновешено. Как известно, с 1 января, Россия ввела еще одну разновидность заградительных пошлин. Теперь, все подержанные машины, ввезенные к нам, в обязательном порядке должны оснащаться так называемой «кнопкой ГЛОНАСС» или «аварийной системой экстренного вызова службы спасения». И с кнопками этими на Дальнем востоке началась настоящая чертовщина. Дельцы учуяли давно забытое слово «дефицит» и решили взять свое за все ненавистные годы капиталистического изобилия. За кнопками образовалась очередь из 15 тысяч машин. Я терпеливо ждал, раз в неделю позванивая в фирму. Голоса менеджеров дрожали – им было еще хуже, чем мне, люди реально лишались заработка. В конце августа мне позвонил незнакомый человек и предложил «ускорить» очередь на ГЛОНАСС за 25 тысяч рублей. Я сказал, что «у меня не горит» и угадал. Через несколько дней, соискатели кнопок добрались до Владимира Путина и он распорядился навести порядок. Чудесным образом кнопки появились уже в конце августа. Зато теперь образовалась очередь на их установку. Менеджер Тимофей, ни на что не надеясь, предложил: «Давайте мы эту кнопку вам просто в бардачок положим?». Я с радостью согласился.
ГЛОНАСС ни за что «наказал» меня на 16 тысяч рублей: за время ожидания курс евро вырос, и мне пришлось доплачивать разницу. В итоге за все-про все от Японии до Подмосковья получилось 523 тысячи рублей. Долгие две недели контейнер с машиной неспешно катил через всю нашу необъятную. Каждый вечер, собравшись всей семьей, мы смотрели на сайте транспортной компании его местоположение – XXI век на дворе! Наконец, спустя шесть месяцев, я получил ключи и бросился к машине. Она была новой! Нет, ей не «накрасили губы», как говорят перекупы. То есть, отмыли двигатель химией, спрятали «колхозные скрутки» проводов в кембрики…нет. Она была новой до самого последнего контакта и клеммы, до родной краски-серебрянки на «штанах» выхлопной системы. Царапины из аукционного листа я нашел с трудом. Вот только в расширительном бачке не было охлаждающей жидкости, а на приборной доске горел значок «Чек энджин», или в просторечии — «проверьте двигатель». С остановившимся сердцем я съездил за антифризом. Долил четыре литра, завел. Все тихо, ничего не капает. Нашел зеленые подтеки на «морде» машины. Ее перевозили в контейнере под наклоном, из неплотно закрытой пробки расширительного бачка антифриз постепенно вытек. Когда машину выгоняли из вагона, она «закипела»… Конец мотору? В сервисе считали ошибку – «превышена температура охлаждающей жидкости», машину осмотрели, послушали и заверили меня, что все в порядке. Но я не успокоился. Во Владивостоке была глубокая ночь, я просто написал гневный отклик на сайте фирмы. И заснул в тоске. Утром меня разбудил звонок хозяина фирмы:
— Дмитрий, вы поставили на машину номера?
— Вы зря волнуетесь. Она сразу заглохла, как закипела, это предусмотрено конструкцией. Если хотите, сейчас подъедет наш представитель и выкупит у вас автомобиль, ровно за ту сумму, что вы за него заплатили. Или мы вам пришлем контрактный двигатель, с таким же пробегом и гарантией? Выбирайте!
Я был растроган, но отказался.
Расшифровка аукционного листа:
1 – номер лота
2 – история автомобиля: автомобиль принадлежал частному лицу, арендовался фирмой или же был какой-то другой вариант использования.
3 – объем двигателя; указывается в кубических сантиметрах.
4 – комплектация-модель.
5 – аукционная оценка.
6 – оценка салона (В) и кузова (С) – критерии похожи, для примера взята оценка салона.
A — безукоризненное состояние, B — несущественные загрязнения, C — несущественные загрязнения и незначительное количество пятен и следов от сигарет, D — салон грязный, пятен и следов от сигарет довольно много.
7 — тип трансмиссии. В данном случае это автоматическая коробка передач с рычагом переключения, расположенным в полу.
8 – пробег. Пробег может указываться в километрах или в милях. Если в правой части графы стоит вопросительный знак, значит, пробег вызывает у осмотрщика сомнение. Такое обычно бывает, если у автомобиля отсутствует сервисная книжка.
9 – мнение эксперта об автомобиле. Замечания по состоянию, как плохие так и хорошие. Нужно заметить, что при каждой оценке машины эксперт рискует своей репутацией и репутацией аукциона. В случае замеченного мошенничества о работе экспертом в Японии можно забыть навсегда.
10 – схема кузова автомобиля с нанесенными на нее местами кузовных дефектов. Основной список принятых на японских автоаукционах обозначений кузовных дефектов таков: A, B — царапина E или U — вмятина S — ржавчина, коррозия Y — дыра W, P — сколы краски либо закрашенные неровности X — элемент кузова нуждается в замене XX — элемент кузова заменен.
Под литерой «Т» — пиктограмма показывающая наличие полноценной запаски или «докатки».
БУДЬ В КУРСЕ!
С какими «японками» не нужно связываться:
С ввезенными в Россию два-три года назад и для перепродажи. Продавец обычно пишет в объявлении: «только что купили на аукционе» или «без пробега по России» — в 99% случаев это вранье. На аукционе в Японии есть смысл покупать машину только для себя, и сразу же проходить таможню и оформлять ПТС на себя же. В противном случае, можно хлебнуть проблем с «левыми» и «кривыми»-полукриминальными растаможками. У «перекупов» можно купить «утопленника» (на аукционы их не берут), машину с Фукусимы (из зоны радиационного поражения), с копией аукционного листа от другого автомобиля, битую и восстановленную – вариантов множество.
«Карпил». Машина привозится в Россию не как готовое изделие, а в виде узлов для последующей сборки. Что позволяет здорово сэкономить при растаможивании. На практике это выглядит так. У машины отрезается «морда» и крылья, а потом, уже в России снова привариваются и закрашиваются. Места распила визуально не обнаружить. Но даже при небольшом столкновении аккурат по этому месту «приклеенные» детали могут отвалиться.
«Распил» — машина просто разрезается пополам. На таможне провозится как запчасти. Тут экономия еще больше — до 200 тысяч рублей. Схемы эти криминальны, машина ввозится «под документы» оставшиеся от разбитого, сгоревшего, угнанного автомобиля. При аварии такую машину вообще рвет на части. Конечно, если она смогла выехать со стоянки ГИБДД. Там все эти фокусы знают наизусть.
Как правильно купить авто в Японии
Высокое качество продукции японской автомобильной промышленности известно во всем мире. К тому же в Стране восходящего солнца достаточно высокая культура вождения и строгие требования к техническому обслуживанию. Поэтому даже бывшие в употреблении машины с солидным пробегом часто находятся в отличном состоянии. Но, чтобы избежать возможных проблем, а заодно сэкономить время и деньги, стоит разобраться, как купить авто в Японии и какие документы придется оформлять после его приобретения.
Основные способы приобретения машин
Прежде чем начинать присматривать подходящий автомобиль, имеет смысл разобраться в требованиях, которые предъявляются к ввозимым в Россию машинам:
- Каждый автомобиль обязательно должен быть оборудован системой экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». Японские автопроизводители обычно устанавливают на машины подобное оборудование стандарта ECall, поэтому устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» можно приобрести уже перед прибытием вашего авто в РФ и найти мастерскую, где осуществят его монтаж.
- Машина должна соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5» (выброс CO не более 0,8 грамм на км пути). Все машины из Страны восходящего солнца, выпущенные после 2007 года, соответствуют этому требованию, а вот с более заслуженной техникой могут возникнуть проблемы.
- Авто с «правым» рулем, которым оснащены все японские машины, по законам РФ запрещено использовать для коммерческой перевозки пассажиров (то есть на такой машине нельзя работать, например, в такси).
В общих чертах порядок покупки автомобиля в Японии мало отличается от принятого в России. Обычная последовательность действий выглядит так:
- Поиск продавца.
- Бронирование и заказ машины.
- Заключение договора купли-продажи.
- Оплата (преимущественно безналичным расчетом).
- Получение документов на автомобиль.
- Прибытие машины в Россию, обычно морем через Владивосток.
- Таможенное оформление.
- Доставка заказчику.
Доступны три основных способа покупки машины из Страны восходящего солнца:
- самостоятельное приобретение без посредников;
- покупка через посреднические фирмы;
- приобретение на аукционе.
Последний вариант, в свою очередь, также можно осуществлять самостоятельно либо через специализирующуюся на аукционах российскую фирму. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Самостоятельная покупка
В теории, поиск и приобретение машины самостоятельно может сэкономить деньги, которые в противном случае уйдут в качестве комиссии посредникам. Но на практике авторынок подержанных автомобилей в Японии имеет множество нюансов, которые хорошо известны фирмам, годами работающим на нем.
Заниматься самостоятельной покупкой стоит, только если вы готовы потратить немалое количество времени на поиск подходящего варианта и изучение всех нюансов оформления сделки.
Главная проблема состоит в том, что среди японцев очень мало распространена продажа машин из рук в руки с помощью объявлений. Поэтому для поиска подходящего варианта придется использовать японский сайт продажи автомобилей с пробегом.
Самые популярные из таких ресурсов:
Как только вы найдете и забронируете понравившееся вам авто, с вами свяжется менеджер дилера. Большинство представленных сайтов имеют сотрудников, владеющих русским языком, но на всякий случай будьте готовы вести переговоры на английском.
Как только уточните все интересующие вас детали и подтвердите заказ, дилер выставит счет-фактуру. После перевода денежных средств продавец должен будет сразу же выслать вам экспресс-почтой все необходимые для оформления транспортного средства документы.
Весь пакет документов уже должен быть у вас на руках в момент, когда приобретенная вами техника будет разгружаться в порту. Далее вам предстоит растаможка и оформление всех необходимых для эксплуатации машины в РФ бумаг.
Наконец, стоит заранее определиться, как именно вы будете доставлять покупку с Дальнего Востока к себе домой. Чаще всего машины доставляют железной дорогой (в этом может помочь, например, компания PacificTrans), также вы можете забрать ее самостоятельно или заказать ее доставку профессиональным перегонщикам, например, на сайте «С места на место».
Рассматривая различные предложения, важно обратить пристальное внимание на такие характеристики:
- Состояние кузова – «битые» машины не редкость даже у самых честных продавцов. Хорошим тоном считается указывать в описании машины даже самые незначительные дефекты, так что если при осмотре фотографий вы увидите признаки повреждений, о которых в описании не сказано ни слова, лучше искать другого продавца.
- Техническое состояние коробки передач. Этот узел подвергается серьезному износу даже при осторожной езде по качественным дорогам, а его замена или ремонт могут обойтись очень дорого.
- Величина пробега и его соотношение с ценой – если для машины с заявленным небольшим пробегом указана цена значительно ниже рыночной, обычно это значит, что показания одометра корректировались.
Нелишним будет обратить внимание и на отзывы россиян, работавших с тем или иным продавцом. Найти их можно на автофорумах, например Drom.ru.
Покупка через посредников
Услуги посреднических фирм помогут избежать прямого общения с представителями дилера, что заметно сэкономит время. К тому же в стандартный пакет услуг обычно входят оформление документов, приведение авто в соответствие с требованиями российского законодательства, растаможка и доставка б/у машины из порта в ваш город.
Наиболее известны в РФ компании:
Все они занимаются приобретением подержанных машин на аукционах Японии и их доставкой клиенту. Большинство фирм предлагает выбрать вариант доставки – железной дорогой или машиной-автовозом.
Работая через посредника, стоит учесть, что многие из них предлагают три разных варианта поставки машины в РФ:
- «Под полную пошлину» – техника прибывает в полностью собранном и работоспособном виде.
- «Конструктор» – перед отправкой машину разбирают на кузов, мотор и ходовую. На каждый модуль оформляется отдельная декларация, благодаря чему снижается величина пошлины за ввоз техники. После прибытия автомобиль собирается в мастерской и регистрируется в РФ.
- «Распил» – автомобиль разбирается на мелкие детали, кузов распиливается на отдельные элементы. Все комплектующие оформляются отдельно. В РФ автомобиль собирается заново. Пошлина в этом случае минимальна, но итоговое качество и надежность машины могут заметно уступать исходным.
Комиссия за услуги фирмы обычно рассчитывается в процентах от стоимости машины и в среднем составляет порядка 1 000 долларов. При оформлении заказа компания попросит вас внести предоплату, составляющую порядка 10 % от стоимости автомобиля.
Пройдите социологический опрос!
Приобретение на аукционе
Самым известным способом приобретения подержанных японских машин является участие в аукционах. Они проводятся ежедневно во всех крупных городах страны, и именно там приобретают машины большинство фирм-посредников.
Наиболее популярными в мире японскими автоаукционами являются:
Огромное преимущество аукционов – множество проверок, которые машина проходит перед выставлением на торги. Результаты всех проверок заносятся в информационный лист, доступный для просмотра всем участникам торгов.
Японское законодательство не позволяет участие физических лиц в аукционах, так что вам придется иметь дело с японскими брокерами. В целом процедура будет аналогично самостоятельной покупке машины у японского дилера – только связываться с брокером придется значительно чаще, чтобы уточнять величину вашей ставки.
Даже если посещение сайтов аукционов и не поможет найти подходящий вариант, вы хотя бы сможете выяснить актуальные цены на авто из Японии, что поможет планировать свой бюджет при обращении к посредникам.
Как оформить документы на приобретенную машину
Для того чтобы спокойно ездить по России на новой машине, вам нужно будет растаможить ее, застраховать и поставить на учет. В первую очередь автомобиль должен будет пройти техосмотр, по итогам которого вы получите диагностическую карту (обойдется это порядка 500 руб.). Учтите, что для успешного прохождения ТО в машине уже должен быть установлен «ЭРА-ГЛОНАСС».
После ТО нужно приобрести ОСАГО. Самые популярные компании, в которых можно оформить ОСАГО в РФ:
Приобретаемый полис должен действовать со дня получения авто. Так как цены на обязательное страхование в РФ регулируются государством, расходы можно будет предварительно оценить с помощью онлайн-калькулятора.
Теперь остается только поставить машину на учет. Для этого понадобятся:
- технический паспорт;
- ваш паспорт как владельца ТС;
- полис ОСАГО;
- приходный ордер с таможни;
- заявление о постановке на учет;
- квитанция об уплате госпошлины (в вашем случае она составит 2 850 рублей, так как понадобятся новые номера).
Постановка на учет осуществляется в отделениях ГИБДД. Проще всего записаться на прием с помощью сайта Госуслуги – это не только сэкономит время, но и позволит получить скидку на госпошлину.
После получения номеров придется еще раз съездить в страховую компанию и вписать их в полис.
Как растаможить авто в РФ
Если вы собираетесь растаможивать машину самостоятельно, то первое, что стоит запомнить, – физические лица имеют право провозить не более 1 машины в год. В противном случае величина пошлины будет рассчитываться как для юридических лиц.
Чтобы пройти таможенное оформление, вам понадобятся:
- договор купли-продажи автомобиля и аукционный ордер (при наличии);
- техпаспорт;
- сертификат гарантии;
- сертификат о регистрации, коносамент (документ о принятии груза для перевозки морским транспортом) и таможенный счет (выдаются дилером или аукционом);
- сертификат соответствия стандарту «Евро-5»; ;
- страховка; и гражданский паспорта;
- квитанции об уплате пошлин.
Рассчитать ориентировочную величину всех пошлин и взносов помогут онлайн-калькуляторы на таких сайтах, как Альта, Альтерна, ТСК или Drom.ru.
Уплачивать пошлину лучше всего авансом с небольшой переплатой относительно рассчитанной суммы. Кроме таможенной пошлины, потребуется уплатить утилизационный сбор, единый налог, таможенный сбор и иногда акциз.
Уклонение от уплаты пошлины грозит обернуться штрафом от 100 000 до 500 000 руб.
Заключение
Подержанная машина из Страны восходящего солнца стоит заметно дешевле новой и при этом часто находится в отличном техническом состоянии. Дополнительно сэкономить можно, если вместо обращения к посредникам попробовать найти необходимый вариант самостоятельно на одном из множества доступных сайтов-агрегаторов или аукционов. С другой стороны, услуги фирм-посредников обычно включают в себя оформление всех необходимых документов и позволяют пригнать авто из Японии прямо в ваш город.
Покупка авто на Японском аукционе самостоятельно в 2022 году: как купить и выгодно ли
Стоимость новой машины приличного класса излишне высока для многих наших сограждан. Что же делать тем, кто хочет получить автомобиль известной марки в хорошей комплектации и за приемлемую цену? Выходом является покупка автомобиля, побывавшего в употреблении. Желательно такую машину приобрести за рубежом: там и дороги лучше, и автосервис выше качеством. Тем, кто не может позволить себе поездку за границу в целях покупки машины, на помощь приходят дилерские центры, которые приобретают машины на заказ. Чаще всего они покупают машины на аукционах, и много возможностей предоставляют именно автоаукционы Японии.
Приобретение автомобиля с пробегом
Япония – признанный лидер автомобильных новаций. Причем все новые изобретения сначала испытываются на автомобилях, изготовленных для внутреннего рынка страны. Соответственно, двух- или трехлетняя машина внутреннего японского рынка зачастую имеет новейшие системы, которых нет даже на новых машинах в Европе.
Русские машины в Японии особым спросом не пользуются, а вот японские автомобили в России и других странах СНГ очень привлекательны для их граждан.
Японский автомобиль – это престижная торговая марка и уровень комфорта и оборудования, до которого далеко некоторым производителям Европы и США.
К этим достоинствам следует добавить относительно невысокую цену даже новых машин. А купить авто в Японии с пробегом можно дешевле, чем где бы то ни было в мире.
Именно в Японии машины, побывавшие в употреблении, падают в цене быстрее всего: одна и та же модель, скажем, фирмы Toyota, одного и того же года выпуска и с одинаковым пробегом потеряет в Японии больший процент от первоначальной стоимости, чем в Европе или в России.
Покупать б/у автомобили в Японии может быть выгодно и не только по этой причине. Многие осуществляют привоз авто из Японии под документы. Суть этой не вполне легальной схемы состоит в том, что под уже имеющийся технический паспорт автомобиля, выданный в вашем государстве, ввозится машина той же марки и модели.
Японские автопроизводители подолгу сохраняют название модели, вводя в нее все новые и новые инновации. Таким образом, автомобили с одинаковым названием разных годов выпуска могут кардинально отличаться. Нелегальная часть схемы состоит в выдаче новой машины за старую – ту, на которую есть документы: это не просто, но достижимо.
Существуют и более жесткие схемы. Например, в странах СНГ в продаже часто можно встретить квадроциклы из Японии без документов вообще. Откуда берутся и как ввозятся на таможенную территорию такие транспортные средства, остается только догадываться, но о самом факте существования подобных схем известно всем.
Еще один вариант – ввоз так называемого распила. В данном случае автомобиль разбирается. Кузов разделяется на две части. Получившийся «конструктор» ввозится как запчасти б/у.
Существуют специалисты, знающие, как оформить распил из Японии под ПТС. Нужно только их найти и не попасть на мошенника. Сам автомобиль, естественно, после прохождения таможни в качестве запчастей (так дешевле) собирается снова.
Благодаря дешевизне подержанных автомобилей в этой островной стране и тому, что большая часть агрегатов машин подходит к автомобилям, изготовленным для европейского и американского рынка, авторазбор в Японии процветает, поставляя запасные части, бывшие в употреблении, с хорошим качеством и по невысокой цене.
Кстати, на автомобильных аукционах продаются не только легковые машины. Там можно купить грузовики, строительную и специальную технику на базе автомобилей, сельскохозяйственные агрегаты и другие интересные машины. В последнее время все большую популярность приобретают дома на колесах из Японии.
Порядок заказа машины с японского аукциона
Аукцион от обычных продаж отличается в первую очередь отсутствием фиксированной цены. Как только продавец получает устраивающее его предложение, автомобиль продается. Естественно, продавец мечтает о максимальной цене, но он всегда представляет себе коридор цен, в котором находится его машина, так что при достижении минимального порога и отсутствии иных предложений происходит сделка.
Довольно часто продавцы, желающие продать машину быстрее, соглашаются и на цену, которая ниже той, что они себе первоначально назначили. Поэтому покупать машины на аукционах выгодно.
Для жителей СНГ дополнительным удобством является то, что в интернете достаточно широко представлены аукционы в Японии по продаже автомобилей на русском языке.
В качестве примера, а не рекламы мы предложим вам некоторые из них:
- Карвин Огромное предложение машин. Для первоначального просмотра цен регистрация не требуется.
- Камура Широкий выбор автопредложений. Необходима регистрация.
- Веросса. Сайт в доступной форме рассказывает о правилах участия в аукционах. Для просмотра предложений требуется регистрация и авторизация.
Все эти и многие другие компании предлагают вам участие в японских автомобильных аукционах, на которых продается до 100 000 автомобилей в день.
Следует понимать, что к реальным торгам допускаются только аккредитованные дилеры. Дилерское место покупается на год за весьма значительную сумму, для обычного покупателя неподъемную.
Поэтому японские автомобильные аукционы онлайн без регистрации, которые, в частности, предлагает компания Токидоки на своем сайте, скорее являются маркетинговым ходом. На самом деле во всех приведенных выше компаниях покупатель будет участвовать в выборе автомобиля и регулировании цены, но покупать машину будет дилер, и это хорошо.
Все эти компании давно и плодотворно работают не только на самих аукционах, но и в сфере доставки и оформления машин. Именно их представители расскажут вам, сколько стоит сделать документы на машину из Японии, выберут лучший маршрут доставки автомобиля в ваш город и помогут оформить покупку. Разбираться во всем этом самостоятельно, если вы не планируете заняться покупкой машин профессионально, излишне сложно.
Виды аукционных торгов
Мировая аукционная практика предлагает семь различных типов аукционов:
- Открытый аукцион – участники видят ставки конкурентов.
- Закрытый аукцион – участники не видят ставки конкурентов.
- Аукцион первой цены – победителем признается лицо, предложившее максимальную цену.
- Аукцион второй цены: победитель определяется, как и в предыдущем случае, но платит он меньшую сумму – равную цене, предложенной ближайшим конкурентом.
- Двойной аукцион – количество продавцов и покупателей более одного.
- Английский аукцион – аукцион на повышение цены начиная с минимальной.
- Голландский аукцион – аукцион на понижение цены начиная с максимальной.
Автомобильные аукционы на первоначальном этапе являются закрытыми аукционами второй цены, а затем – английскими. Подробнее мы расскажем об этом ниже.
Почему выгодно приобретение б/у машин на японских аукционах
Цены на б/у автомобили зависят от большого количества параметров, таких, как марка автомобиля, год его выпуска, состояние машины и т. д. Диапазон стоимости таких автомобилей чрезвычайно широк, и приводить здесь огромные таблицы просто ни к чему. Откройте сайт любого из дилеров, приведенных выше, подберите машину, которая вам подходит, а после этого сравните ее цену с ценой, предлагаемой на аналогичный автомобиль в вашем городе. Разница этих сумм вам все объяснит.
Даже с доставкой и оформлением машина, купленная в Японии, обойдется значительно дешевле.
С учетом того, что процессом доставки вам лично заниматься не придется, выгоды очевидны.
Как происходят торги
Перед началом торгов дилеры подают заявки на конкретный автомобиль: цена, предлагаемая конкурентами, им неизвестна. Допустим, ваш дилер предложил 10 000 $, а ближайший конкурент – 9 000 $. Цена машины в этом случае определяется как 9027$: по правилам аукциона второй цены плюс минимальный шаг торгов. В Японии этот шаг обычно равен 3000 иен, что и составляет 27 $. Если после определения цены желающих торговаться нет, то победитель покупает машину по ней.
Если торг не окончен, он продолжается по английскому варианту. Криков аукциониста и стука молотка там нет. Все тихо и компьютеризовано. У дилеров есть кнопка, позволяющая повышать цену на шаг торгов. Кто нажмет эту кнопку последним, тот и победит в аукционе.
Доставка и оформление автомобиля
Покупателей обычно в первую очередь интересует стоимость таможни авто из Японии. Но мы сначала скажем о том, что ввести в страны СНГ автомобиль старше семи лет законным путем не получится. Наиболее рентабельной является покупка автомобилей в возрасте 3-4 года, приличной марки и комплектации. Купленный автомобиль обычно отправляется паромом во Владивосток, а далее железной дорогой в выбранный вами город.
По прибытии машины ее нужно будет оформить. Основную сумму расходов составят таможенная пошлина и утилизационный сбор на авто из Японии.
Величина таможенной пошлины зависит от массы параметров: стоимости автомобиля, года его выпуска, мощности и типа двигателя и других. Чтобы ее рассчитать, удобно пользоваться таможенным калькулятором: введя параметры, вы получите сумму. Вот один из таких калькуляторов для России.
Размер утилизационного сбора в России равен произведению базовой ставки на коэффициент из «Перечня размеров утилизационного сбора», утвержденного правительством России (постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года).
Некоммерческие легковые автомобили – 20 000 рублей (331 $).
Коммерческие автомобили, грузовики, автобусы – 150 000 рублей (2485 $).
После ввода нужных данных в предложенный нами калькулятор
Вы получите расчет всех обязательных платежей по следующей форме:
Преимущества и недостатки покупки через аукцион
К недостаткам покупки автомобиля на аукционе можно отнести разве что невозможность потрогать его руками. Однако с учетом того, что реальное состояние машины будет оценено профессионалами и представлено для ознакомления, можно считать этот недостаток несущественным. В остальном это очень удобный, комфортный и относительно бюджетный способ приобретения машины.
Покупка авто в условиях дефицита: прогноз цен и советы экспертов
Компания Toyota объявила, что в январе 2022 года приостановит производство на пяти своих заводах в Японии из-за нехватки комплектующих. В общей сложности отложен выпуск около 20 тыс. автомобилей. Ранее аналогичное решение Toyota приняла в отношении североамериканского рынка, где выпуск продукции сократится сразу на 50 тыс. машин. Похожие антикризисные меры принимают и другие автопроизводители. Так Volkswagen в декабре 2021 года снизил прогноз годового объема производства в 2022 году на 300 тыс. единиц.
Глобальный отраслевой кризис впрямую отражается и на российском (в том числе петербургском) рынке, где главным трендом прошедшего года стал острый дефицит автомобилей и, как следствие, рост цен на них. Некоторые модели подорожали на 25%, однако физические объемы продаж серьезно сократились, что не позволяет автодилерам сделать своим клиентам более «гуманное» ценовое предложение. В ближайшие полгода участники рынка не ожидают существенных изменений ситуации. «В 2022 году, по прогнозу ГК «Прагматика», на автомобильном рынке Петербурга сохранятся тренды, которые сформировались за последние 1,5-2 года», — говорится в сообщении ГК «Прагматика» (управляет 10 автосалонами на Северо-Западе).
По просьбе РБК Петербург эксперты дали несколько рекомендаций покупателям относительно того, как действовать в сложившихся условиях.
Откуда взялся дефицит
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины. По данным «Auto-Dealer-СПб», за первое полугодие 2021 года в Петербурге было произведено 187 тыс. легковых автомобилей, что на 36,2% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «Однако, если сравнить эти цифры с 2019 годом, то производство автомобилей находится на том же уровне. За первые шесть месяцев 2019 года было произведено 189 тыс. авто», — говорит эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов.
Дефицит автомобилей в Петербурге наблюдается с 2020 года и является результатом сочетания двух факторов — падения объемов производства в 2020 году и повышения спроса на машины.
Нарастить производство до нужного объема мешает сокращение поставок комплектующих, полагают опрошенные РБК Петербург специалисты. Как поясняет Денис Гаврилов, сегодня автомобильные заводы работают не в полную мощность во всем мире из-за дефицита электронных чипов. «Этот дефицит возник из-за остановок заводов в 2020 году из-за пандемии и сохраняется до сегодняшнего дня. При этом автопром — не главная отрасль, куда поставляют электронные чипы. В структуре поставок автоконцерны занимают менее 5%», — говорит он. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы на 10–30% выше текущего объема предложения.
Дефицит машин на российском рынке обостряется и из-за роста объемов экспорта продукции петербургских автозаводов. В текущем году экспорт вырос вдвое по сравнению с допандемийными показателями, отмечает Денис Гаврилов. Например, Hyundai, по данным «Auto-Dealer-СПб», в первом полугодии 2021 года из произведённых в Петербурге автомобилей экспортировал 14,6 тыс. машин против 7 тыс. в первом полугодии 2019 года.
При этом спрос на внутреннем рынке, по словам экспертов, подогревается не только дефицитом предложения, но и ожиданием дальнейшего роста цен на машины.
Почему растут цены
Как отмечают собеседники РБК Петербург, рост цен связан с изменением экономических условий для производителей и продавцов автомобилей. Речь идет о повышении стоимости материалов, которые используются в производстве, и колебании валютных курсов. По данным ЦБ, если на 1 сентября 2019 года курс евро составлял 73,1 руб., то на 1 сентября 2021 года — 86,4 руб. Таким образом, курс евро по отношению к российской валюте вырос на 18,2%.
Однако в значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах. Потери они пытаются компенсировать за счёт повышения доходности на каждую проданную машину, поясняет директор по продажам «Прагматика LADA» Надежда Голибина. «В условиях дефицита автомобилей, объемы продаж производителей и дилеров сокращаются, что неминуемо приводит к снижению доходности. Поэтому повышение цен со стороны производителей и продажа дополнительных финансовых продуктов со стороны дилеров — это вынужденные меры для обеспечения базовой доходности предприятия», — сказала она.
В значительной степени повышение розничных цен стало результатом сокращения поставок, из-за чего дилеры резко потеряли в продажах.
По данным «Auto-Dealer-СПб», только за первое полугодие 2021 года в среднем по Петербургу цены на новые автомобили выросли на 5-7%. За последние два года рост цен был еще более существенным — особенно на популярные модели. Например, по словам Дениса Гаврилова, Hyundai Creta подорожал на 25%. Сейчас такой автомобиль в минимальной комплектации стоит 1,2 млн руб. А за последние 10 лет некоторые популярные модели выросли в цене почти вдвое. Так, по данным «Автостата», цена новый на новый Hyundai Solaris в минимальной комплектации за этот период выросла на 90% — до 840 тыс. руб.
Как купить дешевле
Впрочем, во многих случаях, как отмечают отпрошенные РБК Петербург эксперты, клиенты автосалонов могут рассчитывать на значительные скидки. Условием этого, как правило, является покупка машины в кредит. Как сказал газете «Ведомости» директор департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков, в 2020 году размер скидки для клиента, покупающего автомобиль в кредит, составлял 50-100 тыс. руб. в массовом сегменте и 100-200 тыс. руб. ‒ в премиальном.
Такая сделка будет особенно выгодна покупателям, у которых уже есть на руках вся необходимая сумма, поскольку в случае досрочного погашения кредита клиент сохраняет за собой скидку и сокращает объем выплат. Однако, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, необходимо уточнить, допускают ли условия договора досрочное погашение кредита — нередко банки ограничивают такие возможности.
Если такая возможность есть, то размер скидки скорее всего покроет даже потери от досрочного снятия денег с банковского депозита, отмечают эксперты. «Чтобы понять, выгодно ли закрывать депозит для досрочного погашения кредита, нужно воспользоваться депозитным и кредитным калькулятором конкретного банка. Расчет потери процентов при досрочном закрытии вклада с учетом выгоды от частичного или полного досрочного погашения кредита покажет, стоит ли совершать данные операции», — рекомендует Евгений Миронюк.
Впрочем, по его словам, оценивая выгоды автокредита, необходимо учесть и то, что, как правило, вместе с ним придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании или иные финансовые продукты.
Как правило, вместе с автокредитом придется купить некоторые дополнительные услуги — например, полис КАСКО в выбранной банком страховой компании.
Автокредит или потребительский кредит
Иногда чтобы избежать покупки дополнительных услуг, клиенты автосалонов предпочитают брать потребительские кредиты. Эффективность такого решения необходимо заранее просчитать, советует Евгений Миронюк.
С одной стороны, ставки по автокредитам, по его словам, обычно на несколько процентов ниже, чем по потребительским. «Это объясняется тем, что залоговое кредитование [купленный за автокредит автомобиль находится в залоге у банка — ред.] менее рискованно для банков», — говорит он. Сегодня ставки по автокредитам, по словам эксперта, варьируются в зависимости от условий договора в диапазоне от 3,9% до 21,9%.
С другой стороны, отмечает Евгений Миронюк, в большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической. Разница может достигать 10% в большую сторону. «Это связано с тем, что в рекламах указывается маркетинговая ставка, тогда как реальная процентная ставка оглашается в зависимости от типа подтверждения дохода заемщика», — говорит он.
В большинстве случаев декларируемая в рекламных материалах ставка автокредита сильно отличается от фактической.
«Белые» и «серые» автодилеры
Автодилеры заинтересованы в том, чтобы клиент купил машину за автокредит, поскольку они получают комиссию как с выданного кредита, так и со страховки, говорит исполнительный директор «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, дилеры получают примерно 20-25% от стоимости страховки КАСКО и 90% — за страхование жизни.
Однако нередко покупатели сталкиваются с тем, что дилеры в принципе отказываются продавать машину без автокредита. Как считает Виталий Новиков, это верный признак того, что покупатель столкнулся с перекупщиком — неофициальным дилером, который покупает автомобили у официальных дилеров и перепродают их по сильно завышенным ценам.
«Обычно ситуация выглядит так: вы приезжаете за выбранным автомобилем, а его нет. Дилер сообщает, что машина находится на какой-то другой площадке и предлагает оформить кредит. Вы оформляете кредит, а потом вам предлагают взять какой-то другой автомобиль и уже за другие деньги», — говорит собеседник РБК Петербург. По его словам, недобросовестных автодилеров легко распознать по рекламе — они предлагают автомобили сильно ниже средних цен рынка (а при заключении сделки цена оказывается значительно выше).
Лишнее звено
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что ситуация, когда официальный дилер отказывается продавать имеющуюся машину без кредита, невозможна. Но, если покупатель не хочет оформлять кредит, зачастую дилер будет готов продать машину только с существенной наценкой. «Сейчас при продаже за наличные дилеры просто сильно повышают стоимость автомобилей сверх стоимости производителя. Например, KIA Carnival в среднем стоит около 3,5 млн руб., но продать её могут и за 4 млн руб.» — говорит Виталий Новиков.
«В условиях дефицита предложения и сохраняющегося умеренно высокого спроса, сегодня действительно непросто найти дилера, который будет готов продать автомобиль со значительными выгодами для клиента, к которым за предыдущие 5-7 лет привыкли покупатели», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Однако главное изменение, которое отражается на подходе к работе с клиентами, заключается в том, что автодилеры перестали быть заинтересованы в долгосрочных отношениях с покупателями, уверен Виталий Новиков. «Рынок продавца в условиях нестабильности изменился кардинально. Раньше, когда дефицита не было, дилерам был важен каждый покупатель. Сейчас автомобилей меньше, чем желающих их купить, поэтому дилеры выбирают, кому его продать и выбирают того, кто готов заплатить больше», — говорит он.
Такой подход, по его словам, противоречит долгосрочным интересам автопроизводителей. По мнению Новикова, не исключено, что в перспективе они будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров. Так Hyundai осенью 2020 года запустил прямые продажи. Впрочем, в компании в ответ на запрос РБК Петербург отказались рассказывать о причинах такого решения.
Не исключено, что в перспективе автопроизводители будут активнее развивать прямые продажи без участия дилеров.
Покупка автомобиля с пробегом
С учётом сложившейся на рынке ситуации иногда оптимальным решением будет покупка автомобиля с пробегом. Как отмечает Виталий Новиков, чтобы принять решение, нужно учесть, насколько интенсивно будет эксплуатироваться автомобиль. «Можно сделать простую калькуляцию и прикинуть, какие затраты у вас будут на содержание автомобиля с пробегом, если он выйдет из гарантии; и сколько вы потеряете при перепродаже. Приведу пример: в 2012 году я купил новый «Мерседес» за 2 млн руб. и продал его через год и три месяца за полцены. Получилось, что каждый месяц, что я на нём ездил, обошёлся мне примерно в 70 тыс. руб. Затрат на эксплуатацию, кроме ТО, у меня не было, получается бОльшую часть денег я потерял. Мне было бы выгоднее тогда купить автомобиль с пробегом и выше классом», — говорит эксперт.
Дополнительным стимулом к такому решению может стать то, что найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне. По оценкам Дениса Гаврилова, срок ожидания определенной модели нового автомобиля может составлять до полугода.
Найти подержанную машину нужной модели в нужной комплектации зачастую проще и быстрее, чем дождаться появления новой в автосалоне.
Однако ситуация на первичном рынке косвенно влияет и на сегмент подержанных автомобилей, отмечает Надежда Голибина. По ее словам, из-за дефицита новых машин в Петербурге двухлетний автомобиль может продаваться по цене нового в базовой комплектации. По данным ГК «Прагматика», в первой половине 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах Петербурга выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превышает 510 тыс. руб.
Изменится ли ситуация для покупателей
Учитывая мировые и российские тенденции дефицит автомобилей сохранится до конца года, насыщения рынка в ближайшее время не произойдёт, прогнозирует Денис Гаврилов. По его оценкам, на определённые модели дефицит будет сохраняться и в начале 2022 года. Продолжат расти и цены на автомобили, полагает Роман Слуцкий. «Цены будут расти с каждым месяцем, пока дорожает все сырье, используемое для производства автомобиля: металлы, пластики и т.д. Когда у автодилеров будет достаточно машин, они снова будут готовы уменьшить свой собственный доход на каждой отдельной сделке. Однако, я сомневаюсь, что через какое-то время автомобили будут стоить дешевле, чем сейчас», — говорит он.
В своих прогнозах участники рынка указывают на то, что ситуация на российском рынке определяется прежде всего влиянием глобальных факторов, главный из которых — снижение объемов производства ведущих автоконцернов. «Ситуация на рынке новых автомобилей зависит исключительно от мировых производителей комплектующих — как только в этом сегменте нормализуются поставки, следует ожидать насыщения рынка и стабилизации ценообразования на машины, — говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский. Большинство опрошенных РБК Петербург специалистов ожидают, что мировые объемы производства автомобилей выйдут на уровень, соответствующий спросу, не ранее чем к середине 2022 года.
Как купить автомобиль из Японии на аукционе самостоятельно в 2021 году
Японским праворульным автомобилем сложно удивить жителя Приморского края. А вот оперативностью доставки и оформления покупки удивить можно. К нам все чаще обращаются клиенты, желающие самостоятельно поучаствовать в японском аукционе, выбрать автомобиль и получить его как можно скорее.
Как происходит сотрудничества? Какая роль посредника при покупке машины в Японии? Сколько это стоит? Расскажем обо всем на примере нашего сотрудничества с Еленой из г. Артема. Сейчас Елена уже ездит на Toyota VITZ 2019 года, которую мы привезли из Японии в 2021 году. Подробно о выборе машины и всех этапах покупки далее. Посмотреть цены на автомобили из Японии в рублях можно здесь.
Найти поддержанную Тойоту можно и в России. Но для Елены это первый личный автомобиль и кроме того, чтобы получить экономичную и недорого машину, хотелось максимально избежать непредвиденных ситуаций и поломок.
Выбирая авто на популярных в РФ площадках, есть большая вероятность купить машину после ДТП с серьезными, но качественно замаскированными повреждениями. Когда такие «травмы» дадут о себе знать и во сколько обойдется ремонт, неизвестно.
Узнав, что есть отличная альтернатива – японские аукционы, Елена решила найти себе машину именно там. Осталось только разобраться, как этим пользоваться, или заручиться помощью посредника.
Почему выбор пал на японские аукционы, а не на российские маркетплейсы?
- Во-первых, состояние транспортных средств проверено экспертами и задокументировано в аукционных листах. Каждое повреждение отмечено на схеме.
- Во-вторых, исключена вероятность пробега по РФ, да и в целом, езды по плохим дорогам.
- В-третьих, состояние 2-3-летнего б/у автомобиля после японского владельца сложно отличить от нового. Транспорт обычно заправляется качественным топливом, своевременно обслуживается в сервисе и в целом содержится в достойных условиях.
Итак, с местом покупки было решено. Оставалось выбрать модель и способ участия в аукционе.
Этот компактный малолитражный хэтчбек – то, что нужно для городской езды. Под капотом здесь 1,3-литровый двигатель мощностью 99 лошадиных сил. В качестве трансмиссия используется вариатор. Машина проста в управлении и компактна. С ней не затруднит передвигаться в плотном потоке машин, ездить по узким улицам или припарковаться у подъезда.
Водитель и его пассажиры могут не переживать о безопасности. Благодаря системе Toyota Safety Sense для предотвращения столкновений, как с пешеходами, так и со статичными объектами во время парковки или сдавания задним ходом. Авто укомплектовано 4 подушками безопасности, системой ABS и EBD. А в тестах безопасности Euro NCAP модель получила 5 звезд.
Сбыт автомобилей после окончания гарантийного срока налажен в Японии массово. Причиной тому – автомобильный налог, который возрастает после достижения транспортным средством трехлетнего возраста. Далее перед автовладельцем есть два пути – платить повышенную сумму налога либо продать машину через специализированную площадку и купить себе новое авто.
Так как большинство принимает первое решение, аукционные стоянки забиты практически вплотную. Например, через самым крупный торговый дом USS еженедельно проходит около 12 тыс. машин, а площадки компании (которых уже 19) расположены по всей стране.
Есть специализированный аукционный дом и для Тойот. ТАА (Toyota Auto Auction) состоит из 10, каждая из которых продает за день торгов около 1000 машин. При этом искать нужную модель Тойоты можно как на ТАА, так и на общих площадках, таких как Arai, Aucnet, USS.
Еще одна причина отправить машину на аукцион – различного рода повреждения. Вместо того чтобы тратить время и деньги на ремонт, японцы предпочитают избавиться от проблемы. При этом покупатель может не переживать о состоянии транспорта, так как диагностику проводит независимый эксперт – сотрудник аукционной площадки, который в отличие от владельца транспортного средства, не заинтересован в продаже.
Вся информация о состоянии машины вносится в аукционный лист, который вместе с фотографиями доступен участникам торгов. И если с фотографиями все понятно, что аукционный лист может ввести новичка в ступор.
Растаможка автомобилей, привезенных из Японии
Любая автомашина, купленная в другой стране и привезенная в Россию, должна быть растаможена по определенным правилам. Это касается также транспортных средств (ТС), привезенных из Японии. У жителей Дальнего Востока есть хорошая возможность покупать качественные и относительно недорогие японские машины. Поэтому россияне часто интересуются, как происходит растаможка авто из Японии.
Правила таможенного оформления транспортных средств
По сути, растаможивание автотранспорта начинается еще до поездки в Японию. За несколько дней до отъезда следует определиться с моделью автомашины, после чего внести таможенный залог.
Можно просчитать приблизительную сумму расходов на растаможивание, ориентируясь на ТС, которое покупается. Величина залога зависит от:
- стоимости приобретаемой автомашины;
- расходов на ее транспортировку;
- возраста, объема двигателя и грузоподъемности машины;
- величины обязательных сборов;
- статуса автовладельца (физическое или юридическое лицо);
- стоимости оформления на таможне (акциза, таможенной пошлины и НДС).
Когда вносится сумма залога с запасом, растаможка проходит без проблем. Если денег не хватит, автомобиль таможню не пройдет.
Если стоимость залога превысит расходы на таможне, разница будет возвращена владельцу в течение 60 дней.
При внесении депозита будущему владельцу выдается таможенная расписка. Процедура может занять до 2 месяцев.
Какие документы потребуются для растаможивания японского авто
- заполненную таможенную декларацию ТД-6; на приобретенную машину;
- таможенный сертификат и расписку;
- пакет документов на купленный автомобиль – справки, идентифицирующие автомобиль, подтверждение права собственности, иностранный техпаспорт (оригиналы и копии).
Порядок таможенного оформления
Растаможка машины из Японии в России происходит в несколько этапов. Первый – внесение залога и получение таможенной расписки – описан выше.
Когда транспортное средство уже куплено и владелец сопровождает его при доставке, он должен:
- VIN-номер автомобиля;
- марку и модель авто;
- транспортное средство как сопроводительный багаж.
Если автовладелец не сопровождает ТС лично, при заполнении таможенной декларации ТД-6 он должен внести дополнительно номер контейнера и название грузового судна. При этом отметить, что автомобиль не является сопровождаемым багажом.
Пройдите социологический опрос!
Стоимость растаможивания японских автомобилей
Сколько стоит растаможить автомобиль из Японии? Желающим приобрести транспортное средство в Стране восходящего солнца нужно это знать, чтобы сориентироваться с суммой таможенного залога.
Стоимость таможенных услуг начисляется по одинаковым тарифам, независимо от того, из какой страны завезен автомобиль.
Если нет времени или желания заниматься таможенным оформлением, эту задачу можно поручить таможенному брокеру. Его услуги стоят от 10 до 15 тысяч рублей.
Если возраст автомобиля составляет менее 3 лет, его растаможка зависит от стоимости и составляет 48 % от этой суммы в случае, если ТС обошлось дороже 350 тыс. рублей. Если цена машины меньше, ее новый хозяин заплатит таможне 54 % от стоимости ТС. Когда автомобиль старше 3 лет, стоимость растаможки зависит от возраста и объема двигателя.
Возраст автомобиля от 3 до 5 лет | Возраст автомобиля от 5 лет | ||
---|---|---|---|
Объем двигателя в литрах | Размер пошлины в евро за 1 литр объема | Объем мотора в литрах | Размер пошлины в евро за 1 литр объема |
Менее 1.0 | 1.5 тыс. | Менее 1.0 | 3 тыс. |
От 1 до 1.5 | 1.7 тыс. | От 1.0 до 1.5 | 3.2 тыс. |
1.5 – 1.8 | 2.5 тыс. | 1.5–1.8 | 3.5 тыс. |
От 1.8 до 2.3 | 2.7 тыс. | От 1.8 до 2.3 | 4.8 тыс. |
2.3 – 3.0 | 3 тыс. | 2.3–3.0 | 5 тыс. |
Более 3.0 | 3.6 тыс. | Более 3.0 | 5.7 тыс. |
Если необходимо растаможить автомобиль, изготовленный в России, ставка пошлины равна 1 евро за кубический сантиметр объема двигателя. Стоимость таможенного оформления зависит также от типа силового агрегата – бензиновый, дизельный или электромотор. Таможенные услуги оплачиваются в рублях по действующему курсу евро.
Можно ли уменьшить стоимость таможенного оформления
Как дешево растаможить автомобиль в России и кто имеет право платить меньше? Согласно действующему законодательству РФ госпошлину могут не оплачивать граждане, имеющие статус беженцев или переселенцев на ПМЖ. Это правило действует 3 года с момента въезда на территорию РФ. Если за границей приобретается раритетный автомобиль, которому более 30 лет, его владелец также освобождается от госпошлины.
Для того чтобы уменьшить издержки на растаможку, нужно покупать автомобили возрастом 3-5 лет с объемом силового агрегата до 2 литров. В этом случае общая цена затрат на покупку и таможенное оформление будет оптимальной.
Чтобы узнать стоимость госуслуги, воспользуйтесь таможенным калькулятором . Для этого достаточно ввести информацию об автомобиле.
Есть еще один вариант – купить японский автомобиль, ввезенный в одну из стран Таможенного Союза. Кроме Российской Федерации, в него входят Беларусь, Армения, Киргизия и Казахстан. Пошлина в этих странах ниже, чем в РФ.
Если владелец автомобиля имеет вид на жительство в другой стране, его ТС не нуждается в растаможке.
Можно ли ездить на нерастаможенном японском автомобиле
- Если информация в документах не соответствует данным ТС, накладывается штраф в размере 2500 руб.
- В случае незаконного ввоза автомобиля на территорию РФ владелец будет оштрафован на сумму, равную трехкратной стоимости авто.
- Если автовладелец уклонился от уплаты таможенных платежей в крупных размерах (более 1 млн руб.), он уплатит штраф 500 тыс. руб.
- Уклонение от уплаты в особо крупных размерах (более 3 млн руб) карается лишением свободы до 2 лет.
Выводы
Если россиянин приобрел ТС в Японии и собирается ездить на нем длительное время, он обязан выполнить все условия таможенного оформления. В противном случае грозит ответственность согласно КоАП РФ.
Как купить авто из Японии: Видео
Специалист в кредитовании физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса. Опыт работы в банковской сфере – более 15 лет.