Правовой статус беженцев в РФ: их права и обязанности
Слово статус с латинского переводится как положение, состояние кого-либо или чего-либо. В нашем случае, нужно говорить о статусе личности, а точнее, гражданина. Этимология указанных терминов совпадает. Однако в литературе высказываются предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое понятие включается в содержание второго[21].
Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Основой правового статуса личности являются ее права, свободы и обязанности, которые находят свое закрепление в законах. Данный факт определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, значение в социальной жизни и в государстве, в целом, предоставляет ряд гарантий и обременяет ответственностью гражданина.
Права беженцев находят свое отражение в части 1 статьи 8 ФЗ «О беженцах». Лицо, которое имеет статус беженца, члены его семьи имеют право на:
1. Содействие ОИВ в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, когда данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
2. Содействие ОИВ в обеспечении проезда и провоза багажа лица к месту его пребывания;
3. Получение лицом питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения беженцев;
4. Охрану лица в целях обеспечения безопасности данных лиц;
5. Пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным ОИВ, из фонда жилья для временного поселения;
6. Оказание лицу медицинской помощи;
7. Получение содействия в профессиональном обучении;
8. Содействие в поиске и устройстве на работу;
9. Получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в образовательные учреждения;
10. Содействие федерального ОИВ, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности и др[22].
Помимо предоставленных законом прав, статус беженца, как и любой правовой статус, имеет ряд обязанностей, которые являются его неотъемлемой частью.
Юридическая обязанность – это установленная законодательством и обеспеченная государством мера должного поведения обязанного субъекта[23]. Согласно закону, на беженцев возлагаются обязанности. К ним относится соблюдение Конституции, иное законодательство Российской Федерации в сфере отношений, складывающихся по поводу статуса беженцев; беженцы обязаны своевременно прибывать в центр временного размещения или иное место пребывания; беженцы обязаны соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременно сообщать в территориальный орган федерального ОИВ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации и др.
Так же, для того, чтобы закрепленные права могли свободно осуществляться, необходимо установить закрепленные в законе государственные гарантии во исполнение прав и обязанностей. Гарантии прав лица, который был признан беженцем, устанавливаются в статье 10 указанного закона:
1. Лицо, которое подало ходатайство о признании его беженцем или которое уже признанно беженцем, либо утратило такой статус или лишилось статуса беженца, не может быть возвращено против воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, которые предусмотрены законом.
2. Решения и действия (бездействие) федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМС и должностных лиц могут обжаловаться в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд, в порядке, установленном законом.
Юридическая ответственность беженцев за нарушение законодательства Российской Федерации заключается в применении к ним санкций за совершение определенных деяний. Также как и российские граждане, беженцы несут все виды ответственности: гражданско-правовую, материальную, уголовную и т.д.
Лишение статуса беженца также является видом ответственности беженцев. Лицо подвергается процедуре лишения статуса беженца, если оно совершило преступление на территории РФ и было осуждено за него по приговору суда, вступившего в законную силу; сообщило заведомо ложные сведения, представило фальшивые документы, послужившие основанием для признания процедуры признания лица беженцем в РФ правомерной, либо допустило иное нарушение положений Закона “О беженцах”.
Подводя итоги вышесказанному, мы делаем вывод. Положения, обозначенные в законе, говорят нам о широком спектре прав и обязанностей беженцев, о конкретизированном порядке принятие статуса беженца, лишения такого статуса.
Несмотря на широкий круг прав и свобод, обязанностей лица, признанного беженцем, у такого лица есть определенный перечень гарантий, позволяющий уверенно чувствовать себя на территории Российской Федерации.
Заключение
Подводя итоги можно сказать о следующем. Мы рассмотрели понятие беженца в Российской федерации. Рассмотрели хронологию развития данного определения. На протяжении всей истории человечества статус беженца не менял своей сущности, лишь меняя свои трактовки.
Большое значение имеет законодательно закрепление данного статуса, которое дает гарантии осуществления данной категорией лиц всех своих прав, исполнения обязанностей и обладание гарантиями исполнения положений норм права.
Российской идейной политикой в отношении беженцев должно стать преумножение и забота о собственном народе. Данная идея не воплотится в жизнь без организации на высшем уровне приема и благоустройства беженцев на территории нашего государства.
Ситуация в стране, постоянно претерпевающая динамичные изменения вынуждает искать новые подходы и решения проблемы определения статуса беженца и содержания данного статуса. Однако на протяжении последних лет структура ФМС, которая создавалась во имя обеспечения приема и обустройства беженцев, постоянно разрушалась нескончаемыми реорганизациями и сменой руководителей.
После того, как миграционная политика была передана в ведение МВД основной, основной упор делается на борьбу с нелегальной миграцией. К решению давно запущенных проблем по приему и обустройству беженцев министерство всерьез до сих пор не приступило.
Если учитывать остроту и глобальность проблемы, связанной с беженцами в Российской Федерации, мы надеемся, что государство, в конце концов, придет к необходимости создания уполномоченного ведомства.
Таким образом, политика государства в отношении беженцев должна быть направлена на помощь беженцам, которая должна основываться на следующих принципах:
1) помощь беженцам не должна ограничиваться только предоставлением компенсаций, земельных участков, кредитных услуг, информации, касающейся трудоустройства, но и устранением ограничений в прописке, выборе места жительства;
2) организация эффективной помощи беженцам требует финансовой помощи от международных гуманитарных организаций, создания эффективных действующих правительственных миграционных ведомств;
3) миграционная политика должна зависеть от политических решений руководства, от темпов проведения в республиках “коренизации” населения.
Необходима выработка более определенных ориентиров во взаимоотношениях между республиками бывшего СССР и субъектами Российской Федерации. Требуется существенная корректировка миграционной политики. Подобный перечень не исчерпывающий, потому что острота проблемы беженцев достигла пика. Эта проблема ждет своего законодательного и практического разрешения. Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России, приоритетом которой должен стать доброжелательный прием беженцев.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)
28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г., 1 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
19 февраля 1993 года.
Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.
Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.
Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.
Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.
В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).
Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 269-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Беженцы: правовой статус, разновидности и особенности
С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?
Статус беженца: что это
Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в Конституции и уточняется в ФЗ № 4528-I от 19.02.1993. В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.1951.
Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.
Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.
Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.
Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.
А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:
- Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
- Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
- Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
- В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.
Основания для отклонения ходатайства
Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:
- не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
- совершило преступление на территории страны подачи запроса;
- получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
- имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
- прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
- имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.
Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:
- совершившим преступления против мира или военное преступление;
- совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
- участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.
Международные гуманитарные статусы
Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.
Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:
- имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
- не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.
Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.
Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.
Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.
Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.
Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.
Права и обязанности
Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:
- право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
- право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
- право на обязательное среднее образование;
- право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
- право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
- право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
- право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.
Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:
- чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
- не совершать уголовных преступлений на территории страны;
- пройти обязательное медицинское обследование;
- сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
- соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.
Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.
Помощь для беженцев
Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:
- Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
- Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
- Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
- Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
- Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.
Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).
Проблемы приобретения статуса
Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.
Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:
- Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
- Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
- В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
- В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.
Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.
Почему могут лишить международной защиты
Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:
- беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
- обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
- мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
- лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
- лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.
В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:
- совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
- получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
- привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.
Заключение
Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.
Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»).
Правовой статус беженца регламентируется ст. 8 этого же Закона. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право:
- 1) на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с указанной статьей;
- 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне ее пределов;
- 3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
- 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания;
- 5) полицейскую охрану в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
- 6) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;
- 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;
- 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации;
- 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;
- 10) социальную защиту наравне с гражданами Российской Федерации;
- 11) получение содействия в устройстве детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации;
- 12) содействие МВД России в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности;
- 13) обращение в территориальные органы МВД России по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории РФ данных лиц;
- 14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства Российской Федерации;
- 15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации;
- 16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности;
- 17) выезд на место жительства в иностранное государство.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи
- 1) соблюдать Конституцию РФ, другие нормативные правовые акты;
- 2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное МВД России;
- 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
- 4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган МВД России, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;
- 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;
- 6) сняться с миграционного учета при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на миграционный учет;
- 7) проходить ежегодный миграционный переучет.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Правовой статус вынужденного переселенца регламентируется ст. 6 того же Закона.
Вынужденный переселенец имеет право:
- 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;
- 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- 3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.
Вынужденный переселенец обязан:
- 1) соблюдать Конституцию РФ и законы;
- 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с миграционного учета и в течение одного месяца встать на миграционный учет;
- 4) проходить ежегодный миграционный переучет.
Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища
Порядок представления политического убежища предусмотрен Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.
Рекомендованная литература
Багмет, А. М. Конституционное право России. Схемы и определения : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. М. Багмет, Е. А. Сунцова ; под ред. А. И. Бастрыкина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 75—80.
Пуховской, Д. А. Понятие «иностранец» в правоотношениях в России XVII — начала XX века / Д. А. Пуховской // История государства и права. — 2010. — № 11. — С. 7—9.
Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М. : Статут, 2017. — С. 211—219.
Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы – особенности, права и интересные факты
Весь мир охвачен миграционными потоками, которые ставят перед многими государствами сложные, порой непреодолимые задачи. Европа столкнулась с крупнейшим за последние годы притоком беженцев и вынужденных переселенцев. Ситуация требует всесторонних и серьезных усилий, которые невозможны в рамках существующего фрагментарного подхода.
Оценка миграционных потоков и процессов в мире
Миграционные процессы становятся все более масштабными и являются причиной социально-экономической, политической, духовной напряженности. Проблема беженцев встречается не только на уровне определенного государства, но и охватывает весь мир в целом. Международное сотрудничество в данной области – это, прежде всего, слаженная работа и взаимодействие разнообразных общественных организаций, религиозных фондов и иных неправительственных международных образований. Такая деятельность затрагивает интересы огромного количества людей и должна иметь необходимое организационно-правовое обеспечение.
Краткая характеристика понятия “беженец”
Теперь определим, кто такие беженцы. Согласно законодательству нашего государства, беженец – это лицо, которое пресекло либо желает пересечь границы родного государства и прибыло на территорию РФ. Бегство из другого государства совершено из-за насилия или условий, создающих опасность для жизни и здоровья человека и членов его семьи по признаку расы, национальности, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и так далее.
Определение “вынужденный переселенец”
Вынужденный переселенец – это категория лиц, которая действует лишь на территории России, то есть в международном законодательстве ее правовой статус не закреплен. Таким образом, исходя из законодательства, вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул свое местоположение из-за создания угрозы жизни и безопасности его и членов его семьи по признаку расы, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений и иным признакам. Вариантов признания человека вынужденным переселенцев может быть три. Первый вариант, это когда человек является гражданином РФ, но проживает на территории иностранного государства и вынужден его покинуть и прибыть на территорию РФ из-за причин, перечисленных выше. Второй вариант, это когда гражданин РФ вынужден вследствие все тех же причин переместиться из одного субъекта федерации в другой субъект. Есть еще один вариант, когда у человека есть гражданство другого государства, не РФ, либо нет гражданства вообще (лицо, признанное апатридом). Человек должен постоянно, на законных основаниях проживать в России и изменить свое местоположение в пределах РФ по тем же причинам, что указаны выше.
Правовой статус
Благодаря получению статуса беженца или вынужденного переселенца, человек обладает рядом прав и льгот, которые характерны для данных социальных категорий. Благодаря международному миграционному законодательству рассматриваемые категории лиц обладают широким перечнем прав и свобод, но помимо этого у них есть и обязанности. Все это в общем дает полноценное представление о правовом статусе беженца и вынужденного переселенца.
Права на территории России
Стоит отметить, что беженцы в РФ обладают теми же правами, что и граждане государства. К ним, прежде всего, относятся: право на использование услуги переводчика, на место проживания в специализированном центре временного размещения, на помощь в переезде в данный центр, в которую входит перевозка человека, членов его семьи, а также багажа. Кроме того, эти лица имеют право на единовременную материальную помощь, на получение питания, полноценной медицинской помощи и многие другие. Конечно, это не все права беженцев, список является более широким и разносторонним, он четко обозначен законом.
А что можно сказать о вынужденных переселенцах?
Права вынужденных переселенцев в целом точно такие же, как и у беженцев, но небольшие расхождения все же есть. Например, ВП имеет право самостоятельно, независимо выбрать место своего нового жительства на территории Российской Федерации, также он может жить у родственников или знакомых на территории нашего государства в случае наличия разрешения со стороны последних. Также есть возможность получения жилья. Малообеспеченные категории лиц имеют право на компенсацию расходов по переезду и перевозке багажа на новое место жительства. Порядок данной процедуры, в соответствии с законодательством РФ, определяется Правительством Российской Федерации.
Положение беженцев в Германии
Итак, мы определили, кто такие беженцы. Теперь стоит уделить внимание тому, каково их положение в Европе. Для примера возьмем такую развитую страну, как Германия.
С недавнего времени в Германии вступает в силу закон, который изменил правила предоставления убежища на территории государства беженцам. Прежде всего, законодательство направлено на ускорение процедуры рассмотрения заявлений на политические убежище, а также на ускорение возвращения людей, не получивших статус беженца, на свою родину. То есть, в соответствии с новым законодательством, сотрудники пограничной службы имеют право на осуществление мер для ускоренной высылки из Германии тех мигрантов, которые посетили ФРГ из корыстных побуждений. Те беженцы, срок пребывания которых на территории государства, истек, высылаются без предупреждения. В документе также есть список стран, гражданам которых получить убежище будет очень трудно. Такими странами признаются Албания, Черногория, Косово. Определенным группам мигрантов размер и социальной помощи будет уменьшен, для кого-то вообще сокращен. Таким образом, мы увидели положение беженцев в Европе на примере определенного государства.
Нарушения прав в Германии
В некоторых федеральных землях Германии для покупки вещей и предметов гигиены мигрантам выдаются специальные талоны или карты с электронными чипами. Все это не позволяет в полной мере удовлетворить потребности человека, ведь власти не сумеют предопределить, какое количество тех или иных вещей необходимо семье или отдельному лицу. В других землях сразу выдается пакет определенных продуктов и предметов гигиены, что по мнению практиков не является удобным. Лишь немногие власти реализуют данное право беженцев посредством материальных выплат. Право на своевременное оказание медицинских услуг – это также одно из важнейших прав и свобод любого человека. Однако на практике, как оказывается, оно реализуется не полноценно. В соответствии с законом «О мерах в отношении беженцев, принятых в рамках гуманитарных мероприятий», медицинские препараты, а также помощь оказывается только в случае «острых заболеваний», что на практике является значительным ограничением. Именно из-за этого многим беженцам отказывают в лекарствах, очках, костылях и иных вспомогательных средствах и препаратах.
Как международные органы решают проблему беженцев?
Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.
Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.
Заключительные положения
Итак, мы выяснили, кто такие беженцы, какими правами на территории России они обладают, а также какими законодательными актами и положениями это закреплено. Крайне важно знать и понимать, как миграционные процессы регулируются на международном уровне, ведь это реалии нашей жизни. Также мы выяснили на примере Германии, как обстоят дела с беженцами в Европе. Конечно, не все просто.
Отметим, что в Российской Федерации гражданство беженцам можно получить достаточно легко, необходимо лишь собрать необходимый пакет документов и отправиться в территориальное управление ФМС РФ.
В связи с масштабным миграционным кризисом, многие государства ужесточают порядок получения статуса и права убежища. Несмотря на это, те лица, которые получили статус, наделяются спектром прав и свобод, которые приравнивают их к гражданам принимаемого государства. На практике Федеральной Республики Германии можно сказать, что зачастую закон несовершенен и так или иначе происходят нарушения, но в целом положение вынужденных беженцев остается благоприятным. Положение данной категории населения регламентируется и основывается на многих международных актах, конвенциях, декларациях и так далее. Национальное законодательство обязано им соответствовать и не нарушать права и свободы лиц, нуждающихся в помощи.
Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы
В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.
Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»
Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.
Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.
Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:
- позволяет официально проживать в Российской Федерации;
- предоставляется на период, не превышающий 3 года;
- позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
- позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
- позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.
Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.
Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:
- позволяет получать социальные выплаты;
- позволяет бесплатно получать медпомощь;
- предоставляется на пятилетний срок;
- дает возможность жить в центре временного проживания;
- избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
- накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.
Важно! Не могут быть признаны вынужденными переселенцами люди, которые совершили тяжкое преступное деяние. Кроме того, статус не предоставляется лицам, которые покинули собственное место жительства из-за кризиса экономики либо стихийной/техногенной катастрофы.
Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:
- возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
- наличие РВП/ВНЖ;
- заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
- заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
- человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
- заявитель незаконно выехал из родной страны.
Отличия статусов
Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:
- Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
- Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
- Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
- Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.
Закон о беженцах и переселенцах
Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
- Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
- ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
- ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
- ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».
График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.
Проблемы и социальная работа
И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.
Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:
- Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
- Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
- Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.
Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.
Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:
- получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
- устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
- получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
- получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
- получать помощь переводчика.
Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.
Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.
Основания для прекращения выплат:
- указание недостоверных сведений в заявлении;
- утрата правового положения;
- возврат в родное государство;
- приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
- совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.
Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.
Полезное видео
Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:
Как получить статус беженца в России и оформить гражданство?
Беженцами в юридическом понимании этого термина являются иностранцы либо лица без гражданства, не имеющие возможности проживать на территории своей страны, поскольку подвергаются там преследованию по политическим, религиозным, этическим, национальным, расовым, социальным и иным причинам.
Такие лица имеют право получить статус беженца в России, а затем претендовать на натурализацию.
Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
Телефон: +7 495 118-33-71.
Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.
Какими правами наделяется беженец и что для него недоступно?
Иностранец или ЛГБ, получивший данный статус, имеет право:
- работать по найму;
- получать среднее либо высшее образование;
- осуществлять коммерческую деятельность;
- владеть объектами недвижимости на условиях, законодательно определенных для иностранных лиц;
- при наличии оснований – получать социальное обеспечение согласно присвоенной ему льготной категории.
При этом такое лицо не может претендовать на покупку жилья на льготных условиях, получение субсидии, стипендию при обучении в ВУЗе и некоторые другие льготы, доступные, в частности, вынужденным переселенцам.
Нюанс: правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ неидентичен. Основное отличие – гражданство.
Беженцами являются иностранные подданные и ЛГБ. Вынужденные переселенцы – граждане России, в силу обстоятельств непреодолимой силы вынужденные сменить место жительства. Это понятие охватывает и россиян, ранее покинувших страну, а теперь вынужденных вернуться, и тех, кто меняет место жительства в пределах России.
Льготы и ограничения для беженцев в России
Каждый, кто получил данный статус, имеет право на определенную помощь со стороны государства. В нее входит:
- выплата одноразового и ежедневных денежных пособий. Сумма их невелика, но минимальные потребности покрыть способна;
- компенсация проезда на общественном транспорте;
- предоставление социальной жилплощади для временного проживания;
- гарантии бесплатной медицинской помощи;
- содействие в поисках работы и трудоустройстве.
Иностранцам, не владеющим русским языком, могут быть предложены бесплатные услуги переводчика для налаживания диалога с сотрудниками учреждений и организаций.
Поскольку беженец все же не является гражданином, в отношении него существует ряд ограничений, в частности:
- иностранное удостоверение личности придется сдать на хранение в территориальный орган МВД. Вместо него мигранту выдается удостоверение беженца в РФ;
- тем, у кого возникнет необходимость временно покинуть Россию, необходимо будет оформлять проездные документы;
- если претендент на статус не смог самостоятельно трудоустроиться – придется работать там, куда направит Центр занятости. Отсидеться без работы не получится.
Порядок получения статуса беженца в России
На время рассмотрения ходатайства выдается свидетельство о рассмотрении.
Первое, что следует сделать лицу, приехавшему в РФ по данной причине, – подать письменное ходатайство. Оно оформляется на специальном бланке.
Помимо ходатайства потенциальный беженец обязан предоставить в территориальный орган МВД:
- миграционную карту, в которой будет указана цель прибытия – «беженство»;
- паспорт страны, гражданином которой он является;
- документы, подтверждающие родство с лицами, которые въехали на территорию страны вместе с заявителем.
На месте с заявителем проводится беседа. Также нужно будет заполнить анкету на стандартном бланке.
Важно: сотрудник МВД потребует от претендента доказательств фактов преследований, по причине которых он не может проживать в своей стране. Исключение составляют беженцы из государств, в которых идут военные конфликты.
Помимо органов МВД на территории России, лицо, претендующее на статус беженца, может обратиться в консульство или дипломатическое представительство России в своей стране либо в пограничную структуру ФСБ.
В первом случае срок принятия решения составит 5 рабочих дней, во втором и третьем – не более месяца. В этот период соискатель пользуется свидетельством о рассмотрении ходатайства, которое является временным удостоверением личности.
Госпошлина за получение статуса беженца не взымается.
Как беженцу оформить гражданство России?
По закону удостоверение беженцадействует на протяжении трех лет. На практике его почти всегда вначале выдают с ограничением на год, затем продлевают. После того, как трехлетний срок закончится, необходимо приступать к оформлению подданства.
Разрешение на временное проживание беженцу получать нет необходимости – следует сразу же готовить и подавать документы на ВНЖ.
Процедура вступления в гражданство РФ для беженцев максимально сокращена – достаточно прожить в России по ВНЖ 1 год, после чего можно с полным правом претендовать на получение статуса россиянина со всеми предлагающимися правами и обязанностями.
Кому могут отказать в присвоении статуса беженца?
Существует ряд обстоятельств, являющихся поводом для такого отказа. Это:
- наличие РВП;
- брак с россиянином, дающим право на оформление РВП на общих основаниях;
- сокрытие или отказ в предоставлении информации, которую запрашивают органы МВД;
- доказанное нелегальное пересечение границы с Россией;
- отсутствие правовых оснований: нельзя получить статус беженца просто по желанию, без наличия веских причин;
- приезд в РФ из страны, в которой заявитель мог получить такой статус;
- наличие альтернативного гражданства с возможностью стать беженцем иного государства;
- возбужденное уголовное дело по правонарушению, совершенному претендентом на территории России;
- полученный ранее отказ в присвоении статуса (если иностранец обращается по аналогичным обстоятельствам и основаниям).
Также проблемы получения статуса беженца в РФ могут возникнуть у претендентов, которыми ранее был получен отказ по такому прошению в других государствах, если при этом их законодательство не вступает в противоречие с российскими нормами закона.
Оформлять статус беженца можно самостоятельно либо воспользовавшись услугами компетентного юриста, который выступит в качестве официального представителя иностранного гражданина.
За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
Телефон: +7 495 118-33-74.
Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.