Межправительственные соглашения России со Швецией

Связи России со Швецией

Целями и задачами международной активности ФАС России являются:
1. интеграция России в мировое сообщество;
2. унификация конкурентного законодательства;
3. защита интересов российских компаний на мировых рынках;
4. обмен опытом;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Место Швеции в мировой экономике………………………………. 4
Общие сведения о Швеции………………………………………….4
Анализ состояния экономики Швеции………………………….….8
Экономические отношения между Россией и Швецией……..….14
Вывод…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Внешнеэкономические связи России со Швецией…………………18
2.1 Формы международного сотрудничества России со Швецией….18
2.2 Анализ состояния внешней торговли…………………………..….20
2.3 Совместные предприятия…………………………………………..21
2.4 Сотрудничество в энергетической сфере…………………….……23
2.5 Сотрудничество в сфере инноваций и высоких технологий……..25
2.6 Сотрудничество в сфере здравоохранения…………………….….27
2.7 Сотрудничество в сфере туризма………………………………….29
Вывод…………………………………………………………………………….31
Глава 3. Перспектива развития внешнеэкономических отношений России и Швеции………………………………………………………………………..….32
3.1 Перспективные формы сотрудничества между странами……..…32
3.2 Современные или будущие проекты России и Швеции……….…34
Вывод…………………………………………………………………………. 39
Заключение…………………………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Внешнеэкономические связи России со Швецией.doc

Имеются большие неиспользованные возможности в развитии двусторонних внешнеторговых связей между Россией и Швецией. Они кроются в сфере взаимодействия правительственных организаций Швеции и предприятий с российскими регионами. Сегодня действует около 70 межрегиональных соглашений между субъектами Российской Федерации и административными образованиями Швеции. Осуществляются проекты внедрения передовых шведских технологий теплоснабжения, водоснабжения, переработки твердых отходов в Ленинградской, Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми, Мурманске, Новгороде и Калининграде. Через реализацию совместных программ в северо-западных регионах России, возможно, значительно увеличить внешнеторговые операции между двумя странами в ближайшие годы.

Во внешнеэкономических связях Швеции и России, необходимо отметить, как принципиальное обстоятельство – существенные расхождения в шведском и российском статистическом учете результатов торговли. Расхождения между данными Центрального статистического бюро Швеции и таможенной статистикой России (ФТС РФ) иногда настолько велики, что выводы о структуре и темпах роста товарооборота у каждой из сторон могут сильно различаться.

Во взаимосвязи Швеции и России, существует роль сотрудничества в научно-технической сфере. Швеция, её предпринимательские круги заинтересованы в развитии научно-технического сотрудничества с Россией, в том числе в области атомной энергетики. Общая заинтересованность в двухстороннем сотрудничестве подтверждается резким ростом инвестиций Швеции в экономику России: если в 1995 г. они составляли всего лишь 62 млн. дол. США, то в 2008 г. уже 877 млн. дол. Другими важными сферами взаимодействия являются: сотрудничество в реализации космических проектов, расширение совместных исследований и разработок в области освоения мирового океана.

Для развития этих отношений представляется целесообразным полнее использовать положительный опыт работы шведских правительственных органов и компаний с российскими регионами. Российские региональные власти для привлечения иностранного капитала и передовых технологий активнее используют имеющиеся у них льготы и организационные возможности. Большие резервы имеются также и в привлечении шведского капитала в реализацию инфраструктурных проектов в регионах, особенно в жилищно-коммунальной сфере, переработке твердых отходов, производстве возобновляемых источников электроэнергии.

Направленность экономик двух стран на инновационное развитие способствует тому, что уровни торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и Швеции будут усиливаться и крепнуть, что, безусловно, отвечает общим интересам наших стран.

Швеция является страной значительно интегрированной в мировую экономику. Основу развития составили огромные природные богатства северной Швеции. При весьма низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения снижается.

В Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом»

Наиболее развитые промышленности такие как: машиностроение, металлургия, лесоперерабатывающая промышленность, химическая промышленность и т.д.

Наиболее перспективными направлениями развития российско-шведских экономических связей являются расширение внешнеторговых и инвестиционных взаимодействий. Уровни торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России и Швеции будут усиливаться и крепнуть.

Глава 2. Внешнеэкономические связи России со Швецией

2.1 Формы международного сотрудничества России со Швецией

Между Швецией и Россией установились очень хорошие отношения. Россия становится все более важным партнером Швеции. Сотрудничество между странами расширилось и включает различные сферы жизни общества такие, как государственное управление, экологическая деятельность, борьба с преступностью, взаимодействие между шведскими и российскими областями и муниципалитетами. В политике Швеции в рамках ЕС отдается высокий приоритет отношениям с Россией.

Идет весьма позитивное развитие торговли между Россией и Швецией практически во всех сферах экономики. Это стало возможным по большей части в результате децентрализации российской промышленности, благодаря чему предприятия могут легче устанавливать прямые контакты друг с другом. Весь опыт показывает, что специалисты, именно за счет прямых связей друг с другом, могут эффективнее, чем кто-либо, использовать и создавать новые возможности на рынке.

Россия выступает за «повышение темпов экономического сотрудничества» со Швецией. С целью развития этого сотрудничества и поиска путей для решения насущных проблем регулярно проводятся встречи Российско-шведского Наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству.

Швеция многое может предложить России в различных отраслях: средства телекоммуникации, автомобили, станки, упаковочное оборудование, переработку леса и древесины, строительство, продукты питания.

Климат в Швеции почти такой же, как в России с прохладным летом и холодной зимой. В результате многие предприятия занимаются вопросом экономии энергии и поиском дешевых решений по обеспечению электроэнергией, к тому же с минимальным количеством отходов. Высокое качество требуется и от всех строительных фирм, которые должны заботиться о теплоизоляции и сокращении расходования энергии.

Шведское техническое содействие России вступило в завершающую фазу. Весной 2007 г. правительство Швеции, ссылаясь на успехи экономического развития России, объявило о решении ускорить намеченный ранее процесс постепенного сокращения техсодействия нашей стране. В июне 2008 г. на конференции СИДА в Санкт-Петербурге состоялось подведение результатов более чем 15-летнего сотрудничества, которые оценены в целом как успешные. К 2010 г. «техническое содействие» предусматривается полностью завершить и перейти к «стандартным формам» взаимовыгодного равноправного сотрудничества.

Экономическая составляющая двусторонних отношений развивается успешно, но могла бы быть более значимой по объему и дифференцированной по структуре. Во взаимной торговле пока сохраняется разделение на российского поставщика сырья и топлива (85% российского экспорта) и шведского поставщика услуг и высоких технологий (97% – готовые изделия, в т.ч. продукция машиностроения и средства телекоммуникаций). Практические вопросы экономического взаимодействия курирует российско-шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству (сопредседатель с российской стороны – Министр промышленности и торговли В.Б.Христенко, со шведской – Министр торговли Э.Бьёрлинг).

Заинтересованность шведов в развитии деловых связей с Россией постоянно растет. Сегодня шведы в целом и шведские предприятия в частности начинают снова осознавать, насколько близкими соседями мы являемся и насколько тесными были наши связи в течение нескольких столетий. С годами Россия будет подниматься все выше и выше в списке основных торговых партнеров Швеции.

2.2 Анализ состояния внешней торговли

Экономическое направление двусторонних отношений продвигается успешно. Вместе с тем во взаимной торговле, которая могла бы быть более дифференцированной по структуре, по-прежнему сохраняется разделение труда на Россию как поставщика сырья и топлива (85% российского экспорта) и Швецию как экспортера услуг и высоких технологий (97% – готовые изделия, в том числе продукция машиностроения и средства телекоммуникаций).

Практические вопросы взаимодействия в торгово-экономической сфере курирует утверждённый в 1993 г. межправительственный Российско-шведский наблюдательный комитет (НК) по торговле и экономическому сотрудничеству (сопредседатель с российской стороны – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванов, со шведской – министр торговли Э.Бьёрлинг).

До начала мирового финансового кризиса российско-шведские торгово-экономические отношения развивались в целом поступательно и динамично. Влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры и падение глобального спроса привело к снижению объёма взаимной торговли в 2009 г., однако уже в 2010 г. восстановилась его положительная динамика.

В январе–феврале 2011 объём товарооборота России со Швецией составил 1,05 млрд долларов (на 17,5% больше по сравнению с тем же периодом 2010 г.), в том числе экспорт составил 632 млн долларов (на 3,2% меньше), а импорт – 418 млн долларов (+73,7%). 6

Среди торговых партнёров Швеции Россия занимает 11-е место. Основа российского экспорта: товары ТЭК (76,6% объёма экспорта), в том числе сырая нефть и нефтепродукты; продукция химической промышленности (14%), металлы и изделия из них (4,9%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия. В общей сложности эти четыре товарные группы составляют около 98% российского экспорта в Швецию.

Основа российского импорта из Швеции: машины, оборудование и транспортные средства (58,9% общего объёма), продукция химической промышленности (19%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (8,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (3,6%).

Продолжается приток шведских инвестиций в Россию. В 2010 г. в российскую экономику поступило вложений на сумму 834 млн долларов, в том числе прямых инвестиций – 125 млн долларов. 7

– Товарооборот в 2010 году – 6,44 млрд. долл. США

– Экспорт России в 2010 году – 3,59 млрд. долл. США

– Импорт России в 2010 году – 2,85 млрд. долл. США

– Доля России в экспорте Швеции – 1,79% (13 место)

– Доля России в импорте Швеции – 4,75% (7 место)

– Доля Швеции в экспорте России – 0,09% (25 место, 14-е – среди стран ЕС)

– Доля Швеции в импорте России – 1,20 % (22 место, 12-е – среди стран ЕС). 8

Весомый вклад в развитие торгово-экономических связей вносят межрегиональные контакты. Основной интерес шведские деловые круги по-прежнему проявляют преимущественно к северо-западной и центральной частям России. Центрами концентрации деловых шведских интересов остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако в последнее время географические границы шведского присутствия на российском рынке стали значительно шире.

2.3 Совместные предприятия

Несмотря на мировой кризис, шведский крупный бизнес оценивает Россию как страну с огромным инвестиционным потенциалом, динамично развивающейся экономикой, характеризуемой растущим потребительским спросом и значительными запасами сырьевых ресурсов. Решение о начале или расширении своей производственной деятельности в России в 2010–2011 годы приняли такие шведские компании, как «Сёдра» (лесопромышленный комплекс), «Вольво», «Скания» (автомобилестроение), «СКФ» (подшипники), «СЦА» (средства гигиены), «Орифлэйм» (косметическая продукция), «Теле2» (телекоммуникации), «АББ» (электроэнергетика), «Альфа-Лаваль» (энергетическое машиностроение), «Тетра Пак» (пищевая промышленность), «Вэдерстад-Веркен» (агропромышленный комплекс), «Астра Зенека» (фармацевтика).

Приоритетным направлением двустороннего сотрудничества на ближайшее время обозначено взаимодействие по модернизационной повестке дня, прежде всего в сферах энергетики, зелёной экономики, телекоммуникационных, информационных, космических и нанотехнологий, медицины и образования.

Началась практическая реализация проекта учреждения Стокгольмской высшей школой экономики в Санкт-Петербурге, филиала её бакалавриата для подготовки менеджеров нового поколения. Перспективными видятся возможности применения в России, прежде всего в Сколково, признанного в мире в качестве передового шведского опыта сопряжения науки и производства, формирования и деятельности технопарков и наукоёмких кластерных центров.

После спада 2008 г. наблюдается тенденция к восстановлению доверия шведских инвесторов к российскому фондовому рынку и, в частности, к ценным бумагам. Каждый пятый швед имеет свои сбережения в акциях российских компаний. Каждая третья шведская крона на шведском фондовом рынке вкладывается в настоящее время в российские акции. За последние 10 лет прибыльность сбережений в российских ценных бумагах признана самой высокой на шведском фондовом рынке – по отдельным направлениям рост составил более 1200%.

Напишите, пожалуйста, список мирных договоров России со Швецией

Оре́ховский мир (Ореховецкий мир, Нотебергский мир) — 1-й мирный договор о установлении границ между Новг. землёй и Швед. королевством. Заключён 12.08.1323 в крепости Орешек (Ореховец) , после 30 лет военных действий. По Ореховскому мирному договору зап. часть Карельского перешейка и соседняя с ней область Саволакс отошли к Швед. королевству, вост. часть перешейка с Корелой осталась в составе Новгородской земли. Впервые официально была установлена госуд. граница между Шведским королевством и Новг. землёй, проходившая от Финского залива по реке Сестре, на сев. до озера Сайма и затем на сев. -западе до берега Каяно моря

Новгородско-норвежский договор 1326 года – 1-й письменный договор «о вечном мире сроком на 10 лет» , заключённый между Новгородской республикой и Шведско-норвежским королём Магнусом VIII.

Плюсское перемирие — перемирие сроком на 3 года (впоследствии продлено ещё на 4 года) , заключённое между Швецией и Московским государством в 1583 году на реке Плюсса. Один из дипломатических актов, завершивших Ливонскую войну 1558—1583 годов.

Столбовский мир — мирный договор, подписанный 27.02 (9.03) 1617 года в Столбово (близ Тихвина) и положивший конец русско-шведской войне 1613—1617 годов. Мирный договор был заключён между Россией (царь Михаил Фёдорович) и Швецией (король Густав II Адольф) при посредничестве англ. короля Якова I. Предварительные переговоры проводили с русской стороны князь Д. И. Мезецкий, со шведской — Якоб Делагарди.

Валиесарское перемирие — договор между Русским Царством и Швецией, окончивший активные боевые действия в Русско-шведской войне 1656—1658. Было заключено в имении Валиесар к югу от Нарвы 20.12.1658 года. За Россией оставалось право сохранить на три года контроль над завоёванными территориями в Прибалтике, в пределах которых находились такие города как Кокнесе, Юрьев, Алуксне, Сыренск, Борисоглебск, Кингисепп, Резекне и другие.

Ништадтский мир (30 августа по ст. стилю (10.09) 1721, ратифицирован 9 сентября (ст. ст.) ) — русско-шведский мирный договор, заключённый в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия) . Был подписан со стороны России Я. В. Брюсом и А. И. Остерманом, со стороны Швеции — Ю. Лилльенстедтом и О. Стрёмфельдом. Завершил Северную войну и изменил российско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором от 1617 года. Швеция признала присоед. к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии (Ижорская земля) , части Карелии (т. н. Старая Финляндия) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции ден. компенсацию и возвратить Финляндию.

Абоский мир (Абоский мирный трактат, Абоский мирный договор) — договор между Россией и Швецией, завершивший русско-шведскую войну 1741—1743 годов.

Верельский мирный договор или Верельский мир 1790 года — договор, официально заверш. Русско-шведскую войну 1788—1790 годов. Подписан 3 (14) августа 1790 года на мызе Вяряля (в русских документах той эпохи использовалось написание Вереля; ныне дер. Вяряля в районе финского города Коувола (провинция Кюменлааксо) ) Российской империей с одной стороны, и Шведским королевством — с другой. От имени Российской империи договор подписал генерал-поручик, генерал-губернатор Симбирский и Уфимский барон Осип Андреевич Игельстрём, от имени Шведского королевства — генерал-майор, обер-камерюнкер, генерал-адъютант короля Густава III барон Густав Мориц Армфельт. Договор был признан бессрочным.

Фридрихсгамский мирный договор
Заключен 5 (17) сентября 1809 г. между Россией и Швецией по итогам войны между Россией и Швецией 1808—1809 гг. , в ходе которой Россия сумела полностью оккуп. Финляндию и разгромить шведские войска. Согласно мирному договору, вся Финляндия (включая Аландские острова) отходила к России.

Петербургский союзный договор 1812 года, между Россией и Швецией, заключён 5(17) апр. Стороны взаимно гарантировали целостность своих владений, условились высадить в Сев. Германии десант для действий против Франции. Россия соглашалась на присоед. Норвегии к Швеции.

Межправительственные соглашения России со Швецией

Дипломатические отношения между СССР и Швецией были установлены 16 марта 1924 года. Швеция одной из первых – 19 декабря 1991 года – признала Российскую. РИА Новости, 09.04.2019

Дипломатические отношения между СССР и Швецией были установлены 16 марта 1924 года. Швеция одной из первых – 19 декабря 1991 года – признала Российскую Федерацию в качестве суверенного государства.До украинских событий отношения между Россией и Швецией развивались поступательно. В ноябре 2009 года в увязке с саммитом Россия – ЕС визит в Стокгольм осуществил президент России Дмитрий Медведев. Состоялись переговоры с премьер-министром Швеции Фредриком Рейнфельдтом. В марте 2010 года Фредерик Рейнфельдт посетил Москву с рабочим визитом по приглашению президента России. Дмитрий Медведев и Фредерик Рейнфельдт в ходе переговоров обсудили двусторонние экономические связи, а также международную проблематику. По итогам встречи в присутствии президента России и премьер-министра Швеции был подписан ряд двусторонних документов. В ходе визита Фредерик Рейнфельдт также встретился с Владимиром Путиным, занимавшим на тот момент пост премьер-министра России. 27 апреля 2011 года в Стокгольме с визитом находился Владимир Путин. Центральными темами переговоров с премьер-министром Швеции Фредериком Рейнфельдтом были сотрудничество в сфере модернизации, взаимодействие в торгово-экономической сфере, а также в области охраны окружающей среды на Балтике. По итогам переговоров были подписаны четыре документа, в том числе декларация о партнерстве. В ходе визита Владимир Путин также встретился с королем Швеции Карлом ХVI Густавом, встреча состоялась в королевском дворце. Министр иностранных дел России Сергей Лавров посещал Швецию с рабочими визитами в июне 2007 года и октябре 2011 года. Состоялись также встречи Сергея Лаврова с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдтом 13 сентября 2012 года в Москве и 14 мая 2013 года “на полях” министерской сессии Арктического совета в Кируне.13-15 марта 2013 года Россию с официальным визитом посетил председатель Риксдага (парламента) Швеции Пер Вестерберг по приглашению председателя Совета Федерации. 2-3 декабря 2013 года Валентина Матвиенко с ответным официальным визитом посетила Стокгольм, где она встретилась с королем Швеции Карлом XVI Густавом, министром иностранных дел Карлом Бильдтом, лидером Социал-демократической рабочей партии Швеции Стефаном Лёвеном (с 3 октября 2014 года – премьер-министр Швеции), провела переговоры с председателем парламента Пером Вестербергом, а также открыла “Дни российской культуры” в Швеции. 13-17 февраля 2014 года Олимпийские зимние игры в Сочи посетил король Швеции Карл XVI Густав с супругой, королевой Сильвией. 2-4 июня 2017 года королевская чета находилась с частным визитом в Москве.В связи с событиями на Украине и принятием Крыма и города Севастополь в состав Российской Федерации Швеция последовательно придерживается занятой Европейским союзом позиции, является активным сторонником санкций в отношении России. По инициативе шведской стороны были приостановлены российско-шведские контакты по линии руководства министерств и ведомств. Исключением стали беседа министра иностранных дел Сергея Лаврова с министром иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём “на полях” СМИД ОБСЕ в Базеле в декабре 2014 года и встреча вице-премьера РФ Аркадия Дворковича и министра по делам высшего образования и науки Швеции Хелен Кнутссон “на полях” форума “Наука и технологии в обществе” в Киото (Япония) в октябре 2015 года. В декабре 2016 года руководство Швеции заявило о готовности Стокгольма к восстановлению политического диалога с Россией, несмотря на различия в оценках тех или иных событий. 21 февраля 2017 года Россию с рабочим визитом посетила министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём.18-19 октября 2017 года Маргот Вальстрём посетила Архангельск для участия в мероприятиях 16-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, в ходе которых состоялась ее двусторонняя беседа с Сергеем Лавровым.Главы внешнеполитических ведомств встречались также 11 июля 2017 года в Мауэрбахе (Австрия) “на полях” неформального саммита ОБСЕ и 21 сентября 2017 года в Нью-Йорке.В 2018 году Сергей Лавров и Маргот Вальстрём неоднократно общались по телефону: 6 и 24 февраля, 17 апреля, 15 июня.Россия взаимодействует со Швецией в различных международных организациях, в том числе ООН. Осуществляется сотрудничество по линии региональных структур на Севере Европы и в Арктике – Совете государств Балтийского моря, Совете Баренцева/Евроарктического региона, Арктическом совете, “Северном измерении”.Практические вопросы экономического взаимодействия курирует межправительственный российско-шведский наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству (НК). 13 сентября 2017 года состоялась встреча сопредседателей НК, она прошла впервые с 2013 года. В последние годы отмечается положительная динамика взаимного товарооборота. В 2017 году российско-шведский товарооборот составил четыре миллиарда долларов. По итогам 2018 года объем внешней торговли составил 5,3 миллиарда долларов, в том числе российский экспорт 3,1 миллиарда долларов и импорт – 2,2 миллиарда долларов.Основу российского экспорта составляют минеральные продукты и продукция химической промышленности.Импорт представлен машинами, оборудованием и транспортными средствами, продукцией химической промышленности, металлами и изделиями из них, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями, продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. По данным 2017 год, объем накопленных российских инвестиций в Швеции составляет 225 миллионов долларов, а шведских в России – 3,8 миллиарда долларов. В России зарегистрированы около 350 шведских компаний. Это такие крупные шведские концерны как “Вольво”, “Сканиа”, “Сандвик”, “СЦА”, “Эрикссон”, “Альфа-Лаваль”, “Атлас-Копко”, “СКФ”, а также компании с долевым шведским капиталом – британо-шведская “АстраЗенека”, нидерландская “ИКЕА”, шведско-швейцарская “АББ”, шведско-финская “ТелиаСонера”, люксембургская “Орифлейм”, швейцарская “Тетра-Пак”, финно-шведская “Стура-Энсо”. В свою очередь, примером российских инвестиций в Швеции может служить единственный в стране производитель первичного алюминия и одно из крупнейших в стране промышленных предприятий – Kubal.Более 25 российских городов и регионов поддерживают побратимские связи или имеют соглашения о сотрудничестве (всего около 70) с административными образованиями Швеции, особенно центральными и южными.Швеция участвует в природоохранных проектах на территории России через международные финансовые институты. Осуществляются связи в области науки, культуры, искусства и спорта.В Швеции, по имеющимся оценкам, проживает около 20 тысяч российских соотечественников. С 2003 года действует общешведская организация “Союз русских обществ”, являющаяся координационным советом российских соотечественников в Швеции. Русская православная церковь представлена приходами в Стокгольме (Сергиевский), Гётеборге, Уппсале, Лулео, Карлстаде, Вестеросе, Умео, Арбуге, Йенчепинге, Хельсинборге и в Евле. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Отношения России со Швецией

Российско-шведские отношения развиваются в последние годы в целом поступательно. Выстраиваем наше сотрудничество со Швецией исходя из принципов взаимного уважения и учета интересов. Позитивный вектор динамичному продвижению двустороннего сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической и инвестиционной сферах, задан встречами на высшем уровне в ноябре 2009 года (визит в Швецию президента Российской Федерации Дмитрия Медведева) и в марте 2010 года (визит в Россию премьер-министра Швеции Фредерика Рейнфельдта) и закреплен переговорами председателя правительства Российской Федерацийи Владимира Путина и Фредерика Рейнфельдта в Стокгольме в апреле 2011 года. [1]

Приоритетные области взаимодействия — энергетика, «зеленая экономика», телекоммуникационные, информационные, космические и нанотехнологии, лесопромышленный комплекс, медицина и образование. [2]

Преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса для российско-шведского сотрудничества в этой сфере, и после некоторого спада в двусторонней торговле в 2009 году, в настоящее время вновь наблюдается положительная тенденция. [3]

Так, в 2010 году товарооборот возрос по сравнению с предыдущим годом на 22,9 % и составил 6,44 миллиардов долларов. За семь месяцев 2001 года он вырос на 30 % — до 4,7 миллиардов долларов США. В первом полугодии 2011 года в российскую экономику поступило шведских инвестиций на сумму около 450 миллионов долларов США. [4]

На российском рынке зарегистрировано более 400 шведских компаний, в основном работающих в машиностроении, строительстве, агро- и лесопромышленном комплексах, фармацевтической промышленности и торговой сфере. Среди крупнейших инвесторов — компании «ИКЕА», «АББ», «СКФ», «СЦА», «Сандвик», «Вольво», «Скания», «Тетра Пак», «Альфа-Лаваль», «Астра Зенека». [5]

В целом же взаимодействие в торгово-экономической сфере координирует межправительственный российско-шведский наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству (сопредседатели — заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Иванов и министр торговли Швеции Эва Бьёрлинг). 30 марта 2011 года в Стокгольме состоялась XV сессия наблюдательного комитета, в ходе которой была поставлена задача наращивания совместной работы по созданию в России с участием шведского капитала высокотехнологических производств, выпускающих продукцию, в том числе и для рынков третьих стран. 27 апреля 2011 года в Стокгольме сопредседатели наблюдательного комитета подписали российско-шведскую декларацию о партнерстве во имя модернизации. [6]

У компаний Швеции имеются хорошие перспективы участия в создании и работе инновационного центра в Сколково. В мире широко известен шведский опыт сопряжения науки и производства, формирования и деятельности технопарков и наукоемких кластерных центров. Принято решение об учреждении российско-шведского Делового совета. Эту новую структуру двустороннего взаимодействия, деятельность которой призвана укрепить частно-государственное партнерство двух стран в торгово-экономической и инвестиционной сферах, возглавили председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и исполнительный директор концерна «Эрикссон» Ханс Вестберг. [7]

Развитие двусторонних отношений опирается на солидную договорно-правовую базу — действует порядка 50 межгосударственных и межправительственных соглашений, целый ряд межведомственных документов и соглашений о сотрудничестве на уровне регионов, За последние полтора года подписано одиннадцать двусторонних документов. Важнейшие из них — межправительственные соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Балтийском море, о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, о сотрудничестве в области здравоохранения и социального обеспечения, о сотрудничестве в области культуры и искусства. [8]

Активно развиваются связи по линии ведомств и регионов двух стран. Более 40 российских городов/регионов поддерживают побратимские связи или имеют соглашения о сотрудничестве (всего около 70) с административными образованиями Швеции, особенно центральными и южными. Осуществляется регулярный обмен визитами на уровне городских и региональных властей. [9]

Россия и Швеция конструктивно взаимодействуют в рамках международных региональных форматов на Балтике, Севере Европы в целом и в Арктике — таких как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет, «Северное измерение», в том числе по линии председательства Швеции в СБЕР (12 октября 2011 года на министерской сессии СБЕР в городе Кируна эти функции будут переданы Норвегии), Арктическом совете, а также в Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Признательны шведским партнерам за содействие в реализации важных природоохранных проектов на Северо-Западе России, таких как строительство очистных сооружений в Санкт-Петербурге и реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды в Калининграде. [10]

Содержание

[править] История

В 1617 году Россия подписала мирный договор со Швецией.

В мае 1656 года Россия объявила войну Швеции.

В июле 1656 года война России со Швецией началась.

Летом-осенью 1699 года Россия заключила союзный договор с Данией, Польшей и Саксонией, направленный против Швеции.

9 августа 1700 года Россия объявила войну Швеции. Война получила название Северной.

В 1741 году началась война России со Швецией.

В 1788 году Россия объявила войну Швеции.

3 августа 1790 года Россия заключила мир со Швецией.

В феврале 1808 года началась война России со Швецией, находившейся под британским влиянием.

Осенью 1809 года Россия заключила мир со Швецией.

[править] 2014 год

Швеция выступила в качестве одного из наиболее активных сторонников антироссийского курса ЕС. В дополнение к сохраняющейся с 2011 года паузе в политдиалоге на уровне глав государств, Стокгольм свернул все двусторонние контакты по линии министерств и ведомств. Исключением стала организованная по инициативе шведской стороны беседа С. В. Лаврова с новым мининдел Швеции М.Вальстрём «на полях» СМИД ОБСЕ (Базель, 4 декабря), в ходе которой был выражен обоюдный настрой на поддержание регулярных контактов. [11]

Не получил разрешения ни один из спорных вопросов, усложняющих двусторонние контакты. Власти Швеции продолжают занимать неконструктивную позицию по запросам Российской Федерации о выдаче лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений или осужденных за такие преступления в России. Неурегулированной остаётся ситуация вокруг здания Торгового представительства России в Швеции в связи с противоречащими нормам международного права действиями шведских властей по принудительной продаже этой обладающей дипломатическим иммунитетом недвижимости в рамках судебного разбирательства по иску немецкого бизнесмена Ф.Зедельмайера к Российской Федерации. [12]

РУССКО-ШВЕДСКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ

2) Р.-ш. с. д. 1791 – подписан 19. X в Дротнингольме от имени России графом Штакельбергом и от имени Швеции – Вахтмейстером, Таубе, Армфельдом, Франком и Гаконсеном; явился первой попыткой создать коалицию европейских держав против революционной Франции.

Вскоре после заключения Верельского мирного договора 1790 (см.) наметилось сближение между Швецией и Россией. В связи с начавшейся во Франции революцией шведский король Густав III стремился образовать коалицию против Франции и приобрести для этой цели союзника в лице русской императрицы. Екатерина II, занятая войной с Турцией, поддерживала эти намерения ГуставаШ, рассчитывая отвлечь Швецию от враждебных действий против России и воспользоваться шведскими силами для борьбы с Французской революцией.

Согласно Р.-ш. с. д. Россиян Швеция подтверждали условия Верельского мира и гарантировали владения друг друга, причём Швеция гарантировала русские завоевания в не законченной ещё войне с Турцией (ст. 1-2). Обе стороны обязались впредь действовать во всех вопросах в полном согласии и обещали в случае необходимости оказать вооружённую помощь друг другу (ст. 3-4). При этом Швеция должна была выставить 10 тыс. солдат и эскадру из 6 линейных кораблей и 2 фрегатов, а Россия- 16 тыс. солдат и эскадру из 9 линейных кораблей и 3 фрегатов. В случае надобности это количество могло быть увеличено по взаимному соглашению (ст. 5). Срок действия Р.-ш. с. д. устанавливался на 8 лет.

Россия и Швеция рассчитывали привлечь к антифранцузскому союзу Австрию и Пруссию, но убийство Густава III (15. III 1792) повлекло за собой изменение франко-шведских отношений, и Р.-ш. с. д. остался неосуществлённым.

3) Р.-ш. с-д. 1812 – подписан 30. VIII в г. Або министрами иностранных дел России и Швеции Н. П. Румянцевым и Левенгельмом.

В ходе Отечественной войны дружественные отношения между Россией и Швецией, закреплённые Петербургским секретным договором 1812, становились всё более тесными. В целях дальнейшего упрочения союза России с Швецией Александр I предложил Бернадотту (см.) встретиться с ним. Свидание состоялось 27-31. VIII 1812 в г. Або. Результатом его было заключение Р.-ш. с. д. По этому соглашению Россия обязалась усилить вспомогательный корпус, обещанный Швеции, до 35 тыс. чел., которые должны были прибыть в Швецию в сентябре – октябре 1812. Немедленно по прибытии этих войск Швеция должна была начать военные действия против Дании. Если же, несмотря на это, Дания откажется уступить Норвегию Швеции и присоединить свои войска к русско-шведской союзной армии для общих действий против Наполеона, Бернадотт высадится на о. Зеланде (важнейший из датских островов, на котором расположена столица Дании – Копенгаген) и после его занятия условится с английским правительством насчёт владения этим островом. Александр I сохранял за собой право утверждения всех условий, имеющих быть установленными по этому вопросу между Швецией и Англией. Швеция со своей стороны заранее соглашалась с возможным расширением пределов Российской империи до Вислы. Обе стороны подтвердили условия Петербургского договора, касавшиеся диверсии в Северной Германии. Россия обязалась предоставить Швеции заимообразно 1 1 /2 млн. руб. Согласно отдельной секретной статье Россия и Швеция, желая придать союзу постоянный характер, взаимно обязались в случае враждебных действий любой державы против одной из них оказать вооружённую помощь корпусом до 15 тыс. чел.

На следующий день после заключения Р.-ш. с. д. Бернадотт отказался от русского 35-тысячного корпуса, готовившегося к отправке в Швецию, и предложил Александру I использовать эти силы для пополнения армии ген. Витгенштейна, отложив до победы над Наполеоном выполнение условия о присоединении Норвегии к Швеции. Это демонстративное великодушие, произведшее большое впечатление на Александра I, в действительности было проявлением тонкого расчёта со стороны Бернадотта, надеявшегося в будущем при поддержке русского императора добиться больших выгод для Швеции и укрепить своё положение на шведском престоле.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Международные договоры и соглашения

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республики Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 года

Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 года

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании Совместной рабочей группы по вопросам миграции от 16 мая 2006 года

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года (от 12 июля 2004 года)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша от 18 сентября 2003 года

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и подданных Королевства Таиланд от 13 декабря 2005 года

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 20 декабря 2000 года

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» от 4 октября 1997 года

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ от 21 сентября 2004 года

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Королевства Бахрейн от 19 апреля 2009 года

Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью от 26 апреля 1996 года

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Македония от 8 ноября 2011 года

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Словацкой Республики от 29 мая 1994 года

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Турецкой Республики от 10 мая 2010 года

Протокол о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Французской Республики от 6 февраля 1992 года

  • Президент
    России
  • Сервер органов государственной власти РФ
  • ГУОБДД МВД России
  • Порталы правовой информации
  • ДТ МВД России
  • ДГСК МВД России
  • Общественный совет при МВД России
  • Совет ветеранов МВД
  • Госуслуги
  • История полиции
  • Закон о полиции
  • Спас-экстрим. Портал детской безопасности.
  • Центр социальной работы МВД России
  • Народные дружины
  • Всероссийская перепись населения
  • Фотоконкурс «Открытый взгляд»
  • Группа личных представителей стран Балтии
  • Динамо 25
  • Интерполитех
  • Профсоюзный комитет
  • ЦАРИКЦ: борьба с транснациональной наркопреступностью
  • Контроль-надзор.рф
  • Список лиц, которым запрещено посещение спортивных мероприятий
  • Комиссия по выявлению и сохранению объектов военно-техническгой истории и фортификации
  • Правовой портал Минюста России
    ПРАВО-МИНЮСТ.РФ
  • Восточный экономический форум
  • Международный форум «Неделя Национальной Безопасности»
  • Предложения по оценке эффективности и пересмотру обязательных требований
  • Петербургский международный экономический форум
  • Комплексы фотовидеофиксации на дорогах
  • Единая очередь на получение сотрудниками МВД России социальной выплаты
  • Международный молодежный конкурс “Вместе против коррупции”

Рубрикатор

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Плюсское перемирие

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Плюсское перемирие – дипломатическое соглашение, заключенное между Русским царством и Шведским королевством в 1583 году. Должно было предварять подписание полноценного мирного договора между этими странами по итогам Ливонской войны. В результате длительных переговоров обе стороны так и не смогли выработать итоговый текст мирного соглашения. Это произошло из-за непримиримых противоречий и нежелания обеих сторон идти на территориальные уступки. Благодаря Плюсскому соглашению мир между Россией и Швецией продлился в течение 7 лет.

Предпосылки и причины

Шведское королевство было давним соперником России. Борьба за территории вокруг Финского залива шла между ними еще с XII века.

В ходе последнего этапа Ливонской войны 1558-1583 Швеция выступила союзником Речи Посполитой. Все 3 страны стремились к доминированию в прибалтийском регионе и претендовали на земли бывшего Ливонского ордена. До 1570 года Швеция находилась в состоянии войны с Польшей.

Юхан 3 - король Швеции

Приход к власти Юхана III изменил соотношение сил в регионе. Новый шведский король настаивал на создании коалиции с Речью Посполитой, направленной на борьбу против России. Под его руководством был разработан план «Великой восточной программы», предусматривавший перекрытие России выходов к Балтийскому и Белому морю. Во главе шведского войска Юхан III поставил талантливого полководца французского происхождения Понтуса Делагарди, который в кратчайшие сроки сумел захватить Нарву, ижорские и эстонские земли. К концу 1581 года почти все финское побережье было в руках шведов.

В январе 1582 года Иван Грозный заключил Ям-Запольский мирный договор с Речью Посполитой сроком на 10 лет. После этого он планировал сконцентрироваться на борьбе со Швецией. Но силы русской армии были истощены, что показала последующая военная кампания. Шведам также не удалось продолжить наступление. С 11 сентября по 7 ноября 1582 они неоднократно пытались захватить ключевую крепость Орешек, но вынуждены были отступить.

Уже осенью 1582 года между официальными представителями Московского царства и Шведского королевства начались предварительные переговоры о подготовке к подписанию перемирия.

Причины заключения Плюсского мирного соглашения 1583 года:

  • Необходимость передышки. Русская сторона была истощена ведением длительной Ливонской войны. Но и у Швеции силы были на исходе. Накануне начала боевых действий с Россией она вела 7-летнюю войну против польско-датской коалиции, которая закончилась для нее безрезультатно.
  • Длительная осада Орешка. Шведы так и не смогли захватить ключевую крепость Орешек, расположенную у истоков Невы. Сразу после снятия осады началась подготовка к проведению переговоров.
  • Сложная внутриполитическая ситуация. Оба правителя были вынуждены много сил отдавать на укрепление личной власти внутри страны. Иван Грозный к этому времени уже тяжело болел и практически не мог передвигаться самостоятельно. Он опасался своего окружения и подавлял любое инакомыслие с помощью репрессий. Юхан III взошел на престол в результате заговора. Он был вынужден считаться с местной аристократией, предоставив им самые широкие права.

Дата и место переговоров

Основная часть переговоров велась в мызе на реке Плюсса. Мызой в прибалтийских землях называли отдельно стоящую усадьбу с пристройками. Для переговоров был выбран правый берег Плюссы, принадлежащий России.

Плюсса – это правый приток Нарвы, протекающий по территории современной Псковской и Ленинградской области.

Переговоры велись в 3 этапа – с мая 1583 по декабрь 1585. Даты подписания Плюсских соглашений:

Участники

Делегатов для первого перемирия с русской стороны выбирал Иван Грозный. Весной 1584 года он скончался, и продлевали перемирие уже послы пришедшего ему на смену царя Федора Иоанновича. Возглавляли первую русскую делегацию:

  • Иван Лобанов-Ростовский – представитель знатного княжеского рода, воевода, участник Ливонской войны.
  • Думный дворянин Игнатий Татищев – опричник Ивана Грозного, военный и дипломатический деятель.
  • Фома-Дружина Петелин – дьяк Посольского приказа.

В составе второй делегации главными послами были:

  • Князь Федор Шастунов.
  • Игнатий Татищев.

Шведскую сторону представляли:

  • Барон Понтус Делагарди – главнокомандующий шведской армией в Прибалтике. Именно он командовал флотом, захватившим Нарву. Также являлся наместником земель бывшего Ливонского ордена.
  • Клас Окессон Тотт – государственный и военный деятель, представлял шведского короля на территории Финляндии.
  • Класс Бьелке – военный комиссар эстонских земель.

Подписание первого перемирия

Предварительное перемирие было заключено 26 мая 1583 (5 июня – по григорианскому календарю). Швеция и Россия договаривались о прекращении боевых действий сроком на 2 месяца.

В начале августа того же года начались переговоры на мызе в Плюссе. Требования сторон:

  • Швеция хотела сохранить контроль над всем побережьем Финского залива.
  • Россия требовала возвращения захваченных русских городов Ивангорода, Яма, Копорья и других.
  • Шведская сторона настаивала на большой денежной компенсации и обмене военнопленными из расчета 1 к 3 (за одного русского пленника просили трех представителей шведского войска).

Ни по одному из пунктов не были достигнуты окончательные соглашения. 10 (20) августа 1583 года было подписано Первое Плюсское перемирие. В нем содержалось положение о том, что обе стороны сохраняют за собой те территории, которые у них были на момент начала переговоров. Также объявлялось о заключении перемирия на 3 года, начиная с 29 июня (9 июля) 1583. Объявление перемирия задним числом означало, что боевые действия к этому времени уже не велись. Стороны не смогли даже договориться об обмене военнопленными.

Подписание второго перемирия

В декабре 1585 года Русское царство и Шведское королевство приступили к новому этапу переговоров. Юхан III проинструктировал шведских послов о возможности подписания постоянного мира в том случае, если Россия согласится отдать крепость Орешек с прилегающими территориями. В обмен Швеция предлагала южные части Ямского и Копорского уезда. Они были расположены достаточно далеко от морского побережья, поэтому не имели стратегического значения. Российскую сторону такое предложение категорически не устраивало. Она настаивала на возвращении своих городов и хотела закрепиться на балтийском побережье.

В итоге русские и шведские послы опять не смоги прийти к компромиссному варианту, который устраивал бы обе стороны.

28 декабря 1585 (7 января 1586) было подписано новое соглашение о перемирии. Основные пункты второго Плюсского перемирия:

  • Русское царство и Шведское королевство заключали соглашение о продлении перемирия еще на 4 года.
  • Договор о продлении перемирия объявлялся вступившим в силу с 6 (16) января 1586.
  • Стороны договаривались встретиться для выработки проекта мирного договора 20 (30) июля 1586.

В июле 1586 года новый мирный договор так и не был подписан.

Итоги и последствия

Плюсский мир стал одним из дипломатических документов, завершивших крайне тяжелую для России Ливонскую войну, длившуюся на протяжении 25 лет.

Для русской стороны было важно не фиксировать в тексте перемирия территориальные потери. Это означало юридическую возможность дальнейшего оспаривания своих претензий на эти земли.

По итогам двух мирных соглашений Швеция сохраняла за собой следующие захваченные в ходе Ливонской войны территории:

У России оставался только небольшой, но стратегически важный участок Прибалтики – устье Невы.

Последствия заключения Плюсского перемирия:

  • Русское царство сумело отказаться от подписания мирного договора на невыгодных для себя условиях.
  • Обе стороны получили необходимую передышку в 7 лет.
  • В тексте соглашения не были зафиксированы территориальные приобретения и потери обеих стран – это открывало пространство для дальнейших маневров.

На протяжении нескольких лет после подписания Плюсского перемирия на приграничных территориях продолжались мелкие стычки и взаимные нападения, но обе страны не переходили к открытому противостоянию.

Русское правительство, возглавляемое Борисом Годуновым, сначала пыталось вернуть утраченные в Прибалтике земли дипломатическими способами. Король Юхан III категорически не желал идти на уступки и тогда царь Федор Иоаннович объявил ему войну, воспользовавшись тем предлогом, что шведы периодически нападали на приграничные гарнизоны.

В 1590 году между Московским царством и Швецией началась новая война, в ходе которой русской стороне удалось вернуть утраченные в ходе Ливонской войны земли.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]