Дом Бальо в Барселоне
Говоря об архитектуре, пропустить имя Антонио Гауди нельзя. Более того, произнося Гауди, начинают говорить о дизайнерской и концептуальной архитектуре в целом. Стиль “модерн” можно иллюстрировать только творениями каталонца. Один из претендентов на беатификацию (канонизацию католической церковью) – еще не святой, но чист, как ребенок с мокрым песком на берегу океана играющий. Энергия человека страстного и одержимого фантазерством застыла в его творениях.
История строительства и реконструкции
Барселонскому фабриканту текстильной промышленности Жозепу Бальо-и-Касановасу понадобился новатор в области архитектуры: его далеко ещё не ветхий доходный дом постройки 1877 года затмили конкуренты – успешные предприниматели Льео Морера и Амальо. Они построили роскошные многоэтажки в стиле “нео-готика” рядом, бок о бок. Недвижимость известного в городе господина Бальо выглядела позорно невзрачно.
На всяческие “нео-” стили в начале XX века спрос подстегнули красавцы-павильоны Парижской всемирной выставки (1878 г.) и других, за ней последовавших. Строили из стекла, ажурных чугунных ферм, с обязательным дворцовым размахом. Истоками для переосмысления задач архитектуры объявили всевозможное национальное и доисторическое – т.е. архаику. После длительного господства эллинистической классики – крутой неожиданный поворот.
В стиле нео-готика построили свои дома соседи Бальо, причем, с фасадами весьма выразительными. Из-за гонки соседей перещеголять друг друга площадь получила еще одно – неофициальное название: “место раздора”. Бальо приглашает архитектора-новатора Гауди с предложением: на фундаменте устаревшего дома построить новый, но “чтобы такого не было ни у кого”.
Антонио, попав в горнило конъюктуры, вдруг осознал, что у него есть возможность создать авторский объект, который попадет в учебники и прославит его ещё при жизни. С шансом “один на сто” нельзя было медлить. Встречное предложение от Гауди было таким: не сносить здание, а модернизировать. На создание шедевра (в последующем – объекта Всемирного наследия, внесено в список в 2005 году) ушло всего лишь 2 года. Дом сдан в 1906 г.
Образец смелости и таланта Гауди
Два фасада: внутренний и внешний. Глухой лестничный колодец превращен в декоративное керамическое панно с цветными окнами, напоминающими желтые змеиные глаза. Зооформы присутствуют везде, но не тела существ, а их внутренности. В залах преобразованы плоскости стен, потолков. Кривизна повсеместна, исключение составляют только полы и косяки дверей со стороны петель.
Casa Batllу чрезвычайно уютен. Несмотря на вызывающие формы, в нем нет ничего сугубо формалистического. Больше всего мешали Гауди унылые обходные коридоры. Придав вытянутым прямоугольным помещениям подобие карстовых пещеры, мастер с невероятной смелостью осветил лестничные переходы фонарными (верхними) окнами в виде капель растекшегося жира. Гауди первым в мире использовал стеклопакет как единицу кладки, освещения и декоративный элемент одновременно.
Увиденные на выставках “стеклянные кирпичи” (были изобретены в 1850-х, но массовое производство налажено только в 1934 г.) переосмыслены с функциональной стороны и эстетической. Чертежи сданы в работу витражных дел мастеру и стеклодуву Жузепо Пелегри. Пятнадцать тысяч элементов самых невероятных конфигураций слепил по рисункам керамист Себастьян-и-Рибо. Изразцы для печей отливал П.Пужол-и-Баусис. Изготовители специально выезжали на остров Мальорка – в прославленный центр майолики.
Всё, вплоть до мебели – сплошной эксклюзив главного автора дома (мебель экспонируется в музее Гауди Парк-Гуэль). Новые коридоры хорошо проветриваются выходами на балконы (сделаны в виде карнавальных масок). Главный фасад полыхает разноцветьем плиток – будто рефлексирует вспышками фейерверка. “Вымытая и выветренная пещерность” наблюдается в абрисах окон, их переплетах, в витражах, на выступах-носах эркеров на скатах массивной (с встроенным дополнительным этажом) монсардной крыши, не имеющей ни единого излома. Монсарду жители Барселоны называют “тушей дракона”.
Особенности архитектуры
После реконструкции дом Бальо обрел парадную лестницу, бельэтаж с холлами и монсардный этаж – лофт с выходом на террасу со стороны внутреннего двора. Отсюда открывается великолепный вид на гору Монжуик, шероховатые камни которой украшают дом внутри и снаружи. Любая стена, если она была не несущей, по указанию Гауди была снесена. В перегородки встраивались т. н. слуховые окна. Но чтобы жаркое солнце Испании не донимало, окошки заполняли стеклом витража, причем, с самым незатейливым примитивным рисунком. Стекла рифленые, утолщенные, фасетированные создают богатую насыщенную фактуру. Сюжетов, изобразительных мотивов нарочито избегали – такова концепция.
С другой стороны – утилитарное стало неожиданно декоративным. Дымоходы похожи на домики эльфов, воздуховоды – втиснулись в стену, будто полипы кораллов, фартук кухонного очага обрамлен, как трон короля, а терраса крыши выложена с растяжками цвета – как у радуги. На парадной лестнице – вместо ограждающих балясин – деревянные полусферы в виде лепестков лотоса. Даже на дровник из нержавеющей стали хочется присесть: настолько он качественно выполнен.
Интерьер
Причудливые колонны тотемных столбов украшают не только экстерьер, но и залы “дома раздора”. Песчаниковый штукатурный состав нанесен на стены особым способом: по шероховатому не высохшему раствору вдавлены лоснящиеся линии сетчатого рисунка. Похоже на кожу. Охра песчаника контрастирует с голубым стеклом витражей и глазурью, но мягко, как в пейзаже.
Лифт до сих пор функционирует.
Он сделан на манер китайской шкатулки – деревянный, с крышкой “фонариком”. Обрамленные стеклянные парапеты на лестничном переходе между 6-ым и 7-м этажом – футуристический прыжок автора в день сегодняшний. Вихри залы с люстрой “Солнце” – те вообще похожи на декорацию для современного 3D мультфильма.
В комнатах наличие ламбрекенов и фалд вокруг окон изначально не подразумевалось. Витражированными фронтонами из гнутого дерева “отобрали” заработок у портьерщиц. Решение невероятное: роль ткани выполняют жесткие материалы. Футуристический дизайн во времена Гауди даже в кино не мелькал – а творение с названием “дом костей” (дома Балье именуют и так) насквозь пропитано строениями из био-, зоо- миров, нашпиговано невероятными даже для сегодняшнего дня UFO-идеями.
Насколько же великий каталонец опередил своё время? Можно точно утверждать, что современные зодчие до сих пор вдохновляются его изобретательностью. Одного только причудливого дома Бальо хватило бы, чтоб стать классиком мировой архитектуры. Но Гауди построил еще 5 похожих домов. Ухватился за “счастливый билет” и работал с невероятным рвением. Даже метафору своего упрямства изобразил на фундаменте: “Кости здесь положу, но закончу”, – вот почему череп на цоколе.
Модернистский эксперимент до сих пор не закончился. Сил у архитектора после Бальо хватило на многое. Ему доверили строить церковь Святого семейства (“Саграда фамилия”) – самую необычную и величественную из церквей. Начинал Гауди её еще тридцатилетним – в 1882 году. Эксперименты из домостроения переносил на строительную площадку главного своего детища – церкви высотой 170 м. Зодчий умер в 1926 году на 74-м году жизни по дороге на стройплощадку.
Время работы и стоимость билетов
Музей частный. Стоимость билета 24,5€. Открыто с 9:00 до 21:00. Детям до 7 лет – бесплатно. К нескончаемому потоку русских здесь давно привыкли – так же, как и к их произношению. Подслушали и начали называть свою достопримечательность упрощенно: “баль-о”.
Где находится и как добраться
Улица Пасседж де Грасия, квартал Эшампле Passeig de Gracia (так же наз. ст. метро), 43 в районе Эшампле (кат. Eixample), Барслона. К станции метро Passeig de Grаcia ведет зелёная линия №3 и №4 – оранжевая. Метро и памятник архитектуры разделяет три квартала. Автобусы №№ 7, 22, 24 подвозят к остановке Pg de Grаcia-Consell de Cent, можно выйти на Pg. de Grа.
Дом Бальо
Дом Бальо – необычный архитектурный памятник, который находится в центре Барселоны, в районе Эшампле, на проспекте Пасео де Грасиа. Это здание представляет собой жилой дом, построенный в 1877 году и реконструированный в 1904-1906 годах гениальным каталонским архитектором Антонио Гауди. Дом Бальо является образцом архитектуры стиля модерн начала XX века и достаточно посещаемой достопримечательностью города. Барселонцы называют его «Домом костей», так как изогнутые архитектурные формы напоминают части скелета мифологического животного.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Дом Бальо
Основные моменты
Плавные «танцующие» формы, похожий на гладь моря фасад, колоритные цвета, декор из керамической мозаики и горбатая крыша дома Бальо вот уже более ста лет притягивают к нему взоры жителей города и туристов. Не менее впечатляет и изысканный интерьер – великолепная люстра-солнце, изгибы перил, мебели и теплые цвета витражных вставок. Живописное здание вместе другими модернистскими строениями – домом Лео Морера и домом Амалье – формирует знаменитый барселонский «Квартал несогласия» или «Яблоко раздора», получивший такое название из-за стилистической неоднородности использованных здесь архитектурных приемов.
В начале 1960-х годов дом Бальо был признан Художественным памятником Барселоны, затем он стал национальным памятником Каталонии. А с 2005 года архитектурная достопримечательность включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Каждый уголок этого необычного здания имеет свою историю, и, к радости туристов, дом Бальо открывает свои двери как музей. По нему проводят экскурсии, во время которых гостям показывают бельэтаж, мансарду, открытую террасу на крыше, знаменитые печные трубы, внутренний дворик, просторный вестибюль и изящную парадную лестницу. Посетить барселонскую достопримечательность можно в любой день, так как она открыта для визитов без выходных.
Внутренний двор дома Бальо
История строительства и реконструкции дома Бальо
Здание появилось в Барселоне в 1877 году и использовалось как доходный дом. В 1903 году его выкупила семья богатого владельца текстильной фабрики Жозепа Бальо-и-Касановаса. Изначально, Жозеп и его жена Амалия захотели снести обветшавшее строение и выстроить на его месте новое, о чем предприниматель даже хлопотал перед городскими властями. Но архитектор Антонио Гауди внес другое предложение – сохранить основные несущие конструкции и провести капитальную реконструкцию.
Необходимые работы проделали в 1904-1906 годах, и старый дом преобразился до неузнаваемости. Гауди решил сохранить прилегающие к соседним зданиям несущие стены и полностью заменил фасады. Он целиком реконструировал главный фасад, который выходит на улицу Пасео де Грасиа, а также фасад, обращенный внутрь квартала. Кроме этого, архитектор добавил к дому Бальо подвальный этаж, перестроил нижний этаж, бельэтаж, чердачное помещение и асотею на крыше. А для обеспечения пожарной безопасности были сконструированы двойные выходы и система лестниц.
Жозеп Бальо-и-Касановас и его супруга были открыты для новаторства и совсем не ограничивали творчество Антонио Гауди. Текстильный магнат не хотел, чтобы его дом был похож на другие дома семьи Бальо, такие как Каса Пиа, построенный на углу улиц Гран Виа и Рамбла де Каталунья. Именно поэтому он обратился к архитектору, который проектировал Парк Гуэль, и попросил его разработать план в дерзком стиле.
По мнению специалистов, исследующих творчество Антонио Гауди, именно с работы над домом Бальо начался новый этап его профессиональной деятельности. Знаменитый зодчий больше не оглядывался на чужие решения, традиции архитектурных стилей и авторитеты, а творил, ориентируясь исключительно на собственную интуицию и пластическое видение.
В доме Бальо почти нет прямых линий и отсутствует симметрия, но, несмотря на это, здание смотрится целостно и гармонично. Его фасад декорирован тесанным камнем, добытым на холме Монжуик. Некоторые считают, что дом Бальо символизирует гигантского дракона. Этот мифологический персонаж был любим архитектором и часто появлялся в его творениях.
Элементы крыши дома Бальо
Что можно увидеть в знаменитом здании
Через широкую дверь посетители входят в просторный вестибюль. Это место похоже на подводные сказочные гроты из произведений Жюля Верна. Окна на потолке имитируют панцирь черепахи, стены и лестница имеют плавные изогнутые формы, а деревянные резные перила подобны изогнутому хребту большого по размерам мифологического животного.
Лестница на 1 этаже Камин
В бельэтаже расположены кабинет владельца дома и типичный для эпохи модерна романтический камин. Эта часть дома Бальо вмещает также просторный салон, который состоит из трех сообщающихся друг с другом помещений. Салон имеет необычный гофрированный потолок, похожий морские волны. Все окна бельэтажа выходят на улицу Пасео де Грасиа. Они похожи на огромные витрины, и поэтому в бельэтаже всегда так много света.
Из личного кабинета сеньора Бальо можно попасть в модернистский дворик дома, который имеет площадь 230 м². Он декорирован в технике тренкадис, типичной для архитектуры каталонского модернизма. Пол дворика, а также клумба покрыты «ломаной» многоцветной мозаикой, составленной из кусочков стекла и керамики. Техника тренкадис широко использовалась Гауди практически во всех его архитектурных проектах. За счет теплых оттенков мозаики эта часть дома Бальо кажется наполненной солнечным светом в любую погоду, поэтому ее часто называют «двориком световых лучей». Гауди создал имитацию игры света и тени, умело подобрав цвета керамической отделки дворика.
Балкон на фасаде здания Балкон с видом на внутренний двор (атриум) Мансарда дома Бальо
Верхнюю часть дома Бальо занимают чердачные помещения или мансарда. Когда здание было жилым, здесь располагались прачечная и кладовки. Сегодня чердак дома полностью освобожден. В мансарде много белого цвета, и она прекрасно освещена. Туристы часто сравнивают форму чердака с ребрами дракона, который «лежит» на крыше. Такой эффект был создан, благодаря использованию параболических арок. Позже этот архитектурный прием Гауди несколько раз применял в своих новых проектах.
На крыше дома расположено открытое помещение – асотея. Ему талантливый архитектор сумел придать максимальную индивидуальность. С фасада крыша здания смотрится как хребет дракона. На террасе много декоративной отделки в технике тренкадис. Кроме того, здесь находится четыре печных дымохода, похожих на необычные грибы. На самом деле, плавные формы и затейливый дизайн дымоходов имеют и утилитарную функцию – такая конструкция препятствует обратной тяге.
Декоративное убранство дома Бальо – кованые изделия, изразцы и поразительные по красоте витражные стекла – создавалось лучшими мастерами начала XX века. Предметы мебели, которые архитектор использовал для интерьеров, в наши дни можно увидеть в его доме-музее в барселонском парке Гуэля.
Дом Бальо выглядит особенно красиво в лучах вечерней подсветки. В полумраке улиц он напоминает сказочный дворец.
Видео: Любовь Дома Бальо
Полезная информация для туристов
Дом Бальо открыт круглый год, без выходных с 9.00 до 21.00. Последних посетителей впускают до 20.00. На первом этаже здания работает сувенирный магазин.
Дети младше 7 лет могут посетить достопримечательность бесплатно. Билет для взрослых стоит 22,5 евро, а для лиц старше 65 лет, студентов и детей от 7 до 18 лет – 19,5 евро. Входные билеты можно купить онлайн или на месте. На первый взгляд, цена может показаться несколько завышенной. Но стоит учесть, что знаменитый дом – частная собственность, содержится исключительно за счет туристов и не получает никаких дотаций из городского бюджета.
Чтобы осматривать дом Бальо при наименьшем количестве посетителей, нужно приходить сюда с самого утра, во время дневной сиесты (около 15.00) или вечером.
Фрагменты фасада здания
Как добраться
Дом Бальо стоит в центре Барселоны, на улице Passeig de Gràcia, 43, и добраться до него можно по-разному. Мимо знаменитого здания проходят двухэтажные туристические автобусы «Barcelona Tourist Bus», следующие по Северному и Южному маршрутам. Возле дома также останавливаются городские автобусы H10, V15, 7, 22 и 24.
Если доезжать до дома Бальо на метро, следует выходить на станции «Passeig de Gràcia». Через нее проходят поезда трех линий – L2, L3 и L4. Через станцию «Passeig de Gràcia» также курсируют поезда RENFE.
Дом Бальо – самое необычное здание в Барселоне
Дом Бальо (Casa Batllo) — одно из самых эпатажных творений Антонио Гауди , известное как «Дом костей» и «Дом-Дракон». Дом Бальо привлекает внимание невероятной формой и шокирующим сочетанием жизнеутверждающих мотивов с мрачноватой атрибутикой смерти.
Фантастическое сооружение вызывает самые противоречивые эмоции у наблюдателей, от восторга до неприятия, но никто не остается равнодушным. Внешний и внутренний фасады, облицованные яркой плиткой, огромные окна неправильной формы, напоминающие глаза сверхъестественного чудовища, балконы-черепа, горбатая черепичная крыша заставляют вернуться в мир сказок и таинственных легенд.
Восьмиэтажное сооружение в центре Барселоны, один из главных предметов гордости барселонцев, ежедневно притягивает многочисленных туристов. Дом Бальо доступен для посещения. Помимо фасадов, внутреннего двора, крыши можно увидеть интерьеры и предметы мебели, созданные по проектам Гауди.
История дома Бальо
Доходный дом на проспекте Пасео-де-Грасиа в районе Эшампль, принадлежавший текстильному магнату Жозепу Бальо-и-Касановасу, был построен к 1877 году и в начале XX века представлял собой довольно жалкое зрелище. Собственник решил снести не имевшее никакой ценности в плане архитектуры сооружение и создать на этом месте что-то более соответствующее его статусу и финансовому положению. Работа над проектом была поручена Гауди, который убедил Бальо произвести масштабную реконструкцию здания, оставив фундамент и несущие конструкции старого сооружения. Заказчик предоставил архитектору полную свободу действий.
Реконструкция здания длилась с 1904 по 1906 годы. В результате, на Пасео-де-Грасиа появился особняк, полностью затмивший все помпезные сооружения квартала. Гауди полностью преобразовал внешний фасад, спроектировал второй фасад, выходящий во внутреннюю сторону квартала, переделал крышу, добавив ступенчатую террасу и множество декоративных элементов в виде дымоходов необычной формы, перестроил вестибюль, цокольный этаж, бельэтаж, мансарду, сделал новую систему вентиляции, оформил интерьеры.
По замыслу архитектора, дом должен был представлять собой фантастическую аллегорию, символизирующую победу Святого Георгия-Победоносца над драконом, в которой отражены последние судороги чудовища над грудой костей и черепов своих жертв, повисших на покрытом чешуей теле мифологического пресмыкающегося.
Новая работа Гауди произвела настоящий фурор, а Бальо удалось увековечить свое имя благодаря гениальному архитектору. Дом считается ярким образцом стиля модерн, хотя сам Гауди не признавал никаких течений и направлений и предпочитал воплощать в жизнь собственные идеи и фантазии. Здание до 50-х годов оставалось в собственности семьи Бальо, затем несколько раз переходило из рук в руки, пока в 90-х его не приобрело семейство Бернат. Новые владельцы провели реставрацию дома Бальо и сделали его достоянием общественности.
С 1995 года шедевр гениального мастера стал музеем, в стенах которого проводятся экскурсии и торжественные мероприятия, посвященные творчеству Гауди. Музей открыт для посещения ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Каждому посетителю выпадает шанс увидеть результаты трудов талантливого дизайнера, великолепного оформителя и непревзойденного инженера.
Дом Бальо снаружи и изнутри: что посмотреть
Фасады и внутренний дворик
Дом Бальо издалека бросается в глаза сияющим в лучах солнца внешним фасадом, отделанным разноцветной мозаикой из кусочков керамической плитки и стекла и множеством элементов декора. Огромные витринные окна вестибюля, украшены цветными витражами работы Пелегри, знаменитого стеклодува начала XX века. По мере возрастания этажей, размеры окон уменьшаются. Этот прием мастер использовал в целях максимальной концентрации естественного освещения внутренних помещений дома и патио.
Окна верхних этажей снабжены балкончиками с изящными коваными решетками, выполненными мастерами кузнечного дела братьями Бадия. Оконные конструкции привлекают внимание плавными асимметричными линиями, характерными для многих сооружений, созданных по проектам Гауди, и создают обманчивое впечатление мягкости материала. На самом деле, они выполнены из тесаного камня, добытого на холме Монжуик. Каждый элемент конструкции формой напоминает фрагменты гигантских костей и черепов. Дом Бальо особенно таинственно выглядит по ночам, когда фасад освещается оригинальной подсветкой.
Внутренний фасад здания, облицованный керамической плиткой всех оттенков синего цвета, можно увидеть со стороны внутреннего дворика, который Гауди удалось расширить за счет объединения двух световых шахт, создающих непередаваемую игру света и тени. Уникальная вентиляционная система, созданная мастером, обеспечивает постоянную циркуляцию воздуха в здании и патио.
Внутренний дворик площадью 230 м² декорирован клумбой и полом, вымощенным разноцветной мозаикой, состоящей из керамических осколков и битого стекла. Благодаря умело подобранной гамме цветов, патио кажется освещенным солнцем даже в пасмурные дни.
Интерьеры
Гауди трудился над дизайном интерьеров дома Бальо, не привлекая специалистов, однако результаты превзошли ожидания заказчика. Каждое помещение вместе с мебелью оформлялось по индивидуальном проекту и представляло собой настоящее произведение искусства. В наши дни, к сожалению, от былого великолепия осталось немного, а дом Бальо кажется немного пустынным, поскольку мебель и предметы декора из многих комнат в целях безопасности были перевезены в Дом-музей Гауди в Парк Гуэля .
- Широкие двери парадного входа ведут в огромный вестибюль, в котором угадываются очертания таинственной подводной пещеры с окнами в потолке в форме морских черепах, закругленными линиями стен и широкой лестницей, ведущей на верхние этажи здания, с изогнутыми деревянными резными перилами.
- Бельэтаж с огромными окнами, выходящими на Пасео-де-Грасиа — место сосредоточения самых элегантных помещений Дома Бальо. Здесь вниманию посетителей представлены кабинет Бальо с роскошным камином и салон с волнообразным потолком и люстрой в форме солнца.
- Мансарда — самый функциональный этаж здания, где располагались кладовые, комнаты для прислуги, прачечная, также соответствует общему замыслу архитектора, напоминая остов дракона изнутри. Такое впечатление создается благодаря параболическим аркам, поддерживающим крышу здания.
Крыша
Над домом Бальо возвышается покрытая черепицей, изогнутая горбом крыша, напоминающая хребет агонизирующего дракона. Здесь находится башенка с георгиевским крестом, символизирующая вонзенный в спину чудовища меч Георгия-Победоносца, и несколько дымоходов в форме фантастических грибов, декорированных цветной мозаикой. Особого упоминания заслуживает асотея — ступенчатая терраса, гармонично вписанная в композицию.
Помимо декоративной, терраса выполняет утилитарную функцию — в нее выходят дымоотводы каминов в помещениях дома. По свидетельству многих экскурсантов, крыша особенно завораживает сказочной атмосферой и эффектом присутствия легендарного чудовища.
Дом Бальо в Барселоне – смелый проект Антонио Гауди
Дом Бальо, который нередко называют Домом Костей, относится к числу самых дерзких работ Антонио Гауди, одного из лучших архитекторов не только Испании, но и всего мира. Войдя в список культовых достопримечательностей Барселоны, он раскрывает весь творческий потенциал своего создателя и позволяет ознакомиться с главными традициями раннего модернизма.
Общие сведения и краткая история
Дом Бальо в Барселоне представляет собой необычный архитектурный памятник, расположенный в центральной части города. История этого места началась в 1877 году со строительства обычного доходного дома, спроектированного знаменитым испанским архитектором Эмилио Сала Кортесом для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановас. В то время улица Пасео де Грасиа, на которой, собственно, и находится это здание, постепенно становилась главной автомагистралью, поселиться вдоль которой мечтали практически все сливки барселонского общества. Одним из них как раз и стал Бальо, давший дому не только свое имя, но и превративший его в одну из самых известных достопримечательностей Испании. Прожив в этом особняке почти 30 лет, Жозеп решил, что и без того роскошное здание нуждается в капитальной переделке, выполнить которую должен не кто иной, как Антонио Гауди, ученик и последователь Эмилио Кортеса. А чтобы у того не было ни малейшего шанса отказаться от работы, владелец дома предоставил талантливому мастеру абсолютную свободу.
Согласно первоначальному проекту здание подлежало сносу, однако Гауди не был бы величайшим архитектором своего времени, если бы не бросил вызов не только Жозепу Бальо, но и самому себе. Он решил изменить планы и вместо строительства нового объекта провести полную реконструкцию старого. Работа длилась 2 года, по истечению которых на суд жителей Барселоны предстало совершенно иное сооружение – с обновленным до неузнаваемости фасадом, расширенным внутренним двориком и измененными внутренними помещениями, интерьер которых мог бы соперничать с самыми известными произведениями искусства. Кроме этого Гауди добавил несколько новых элементов – подвал, бельэтаж, мансарду и асотею на крыше. Позаботился зодчий и о безопасности своих клиентов. Так, на случай возможного пожара ним былао сконструировано несколько двойных выходов и целую систему лестниц.
В 1995 году семья Бернат, завладевшая зданием в середине 60-х гг., открыла двери дома Бальо Гауди для широкой общественности. С тех пор в нем регулярно проводятся не только экскурсии, но и различные светские мероприятия. В настоящее время Casa Battlo является Художественным памятником Барселоны, памятником национального значения и объектом Всемирного наследия UNESCO в разделе «Творения Антонио Гауди».
Архитектура здания
В народе бытует мнение, что внешний вид музея чуть ли не дословно отображает легенду о Святом Георгии, повергающем своим мечом огромного дракона. И правда, рассматривая фото дома Бальо, можно без труда заметить, что его крыша напоминает любимый мифологический персонаж Гауди, трубы дымохода – рукоятку клинка, увенчанную георгиевским крестом, а небольшие оригинальные галереи – кости многочисленных жертв, побывавших в лапах страшного чудища.
Костями и черепами декорированы даже колонны бельэтажа. Правда, угадать их очертания можно лишь при ближайшем и очень внимательном рассмотрении поверхности. Эффект усиливает мозаичная «чешуя», изготовленная из ломаных керамических изразцов и используемая для отделки стен. В зависимости от погоды и светового наполнения она переливается всеми цветами радуги – от золотистого до темно-зеленого.
В той же манере был оформлен и внутренний двор Дома. Единственная разница состоит в том, что для его украшения Гауди использовал различные оттенки синего, белого и голубого. Благодаря умелому распределению этих плиток мастеру удалось создать особую игру света и тени, интенсивность которой уменьшается с каждым последующим этажом.
Еще одной характерной особенностью Casa Battlo является полное отсутствие прямых линий. Их заменили изогнутые, волнистые и дугообразные завитки, присутствующие практически во всех декоративных элементах фасада. Одним из самых ярких примеров этой техники считаются арочные окна первого этажа, начинающиеся практически у самого пола и облицованные изящным мозаичным узором. Говорят, с них открывается замечательная панорама на улицы Барселоны.
Не меньший восторг вызывают и небольшие балкончики, напоминающие верхнюю часть черепа с глазницами вместо ставней. Ну а заключительным элементом Дома Костей, разработанного Антонио Гауди, является необычная крыша, которая помимо своего прямого предназначения выполняет еще и важную эстетическую функцию. Главными элементами этой конструкции считаются печные дымоходы, выполненные в виде грибов, и так называемая асотея, небольшое открытое помещение, использующееся в качестве обзорной площадки.
Плавные формы и затейливый дизайн делают это здание прекрасным в любое время суток, но особенно впечатляюще оно выглядит поздним вечером, когда небо озаряет предзакатное солнце, а на улицах Барселоны зажигаются многочисленные огни.
Что внутри?
Творения Антонио Гауди известны во всём мире благодаря невероятно точным деталям и оригинальным сюжетам. Дом Бальо в Барселоне – не исключение. Над его интерьерами работали лучшие мастера того времени. Витражи изготавливал стеклодув Жузеп Пелегри, кованные элементы – братья Бадия, изразцы — П. Пужол и С. Рибо.
Внутри дома Бальо, как и снаружи, можно увидеть “чешую дракона”, “кости” и большое количество фальшивых окон. Особое внимание стоит уделить потолкам – они похожи на смятую ткань. На полу выложены узоры из разноцветной плитки. Многих туристов впечатляют люстры-солнца. В здании есть следующие помещения:
- Личный кабинет бывшего владельца текстильной фабрики, расположенный в бельэтаже. Это небольшое, но очень красивое помещение, из которого можно попасть во внутренний дворик. Интересно, что благодаря использованию тёплых оттенков при отделке стен, эта часть дома всегда будто бы наполнена солнечными лучами.
- Салон. В этом помещении хозяева принимали гостей и устраивали званные ужины. Примечателен салон тем, что здесь находятся огромные окна-витражи, которые выходят на улицу Пасео де Грасиа. Также стоит обратить внимание на потолок – он похож на гофрированную бумагу.
- Мансарда. Это самое светлое и самое минималистическое помещение в доме. Раньше здесь располагалась прачечная, а сейчас стоит один стол.
- Асотея – это открытое помещение на крыше дома Бальо. Прямого назначения у этой части здания нет, но хозяева любили вечерами здесь отдыхать. Обратите внимание на дизайн дымоходов – они напоминают грибы.
Фото, сделанные внутри дома Бальо, впечатляют. Например, мебель, часть которой и сегодня находится в здании, проектировал и изготавливал лично Антонио Гауди. Это сдвоенные деревянные стулья, изящные французские столики и лампы с витражной росписью.
Практическая информация
Дом Бальо Антонио Гауди, расположенный по адресу: Passeig de Gracia, 43, 08007 Barcelona, Spain, работает ежедневно с 09:00 до 21:00 (последний вход в музей осуществляется за час до его закрытия).
Стоимость обычного взрослого билета зависит от программы посещения:
- Визит в Дом Бальо – 25€;
- «Магические ночи» (ночная экскурсия + концерт) – 39€;
- «Будь первым» – 39€;
- Театрализованный визит – 37€.
Право на бесплатное посещение имеют дети до 7 лет, члены клуба «Club Super 3» и человек, сопровождающий слепого посетителя. Студентам, несовершеннолетним от 7 до 18 лет и пожилым людям старше 65 лет полагается определенная скидка. Более подробную информацию ищите на официальном сайте -www.casabatllo.es/ru/
Цены на странице приведены на октябрь 2019.
Интересные факты
С домом Бальо в Испании связано множество фактов. Вот лишь несколько из них:
- Мало кто знает, но Casa Battlo и брендом Chupa Chups владеет один и тот же человек. Компанию по производству знаменитых леденцов Энрике Бернат приобрел в 90-х гг. 20 ст.
- Антонио Гауди занимался не только реконструкцией Дома костей, но создал большую часть присутствующей в нем мебели. Следы его творчества можно отыскать на стульях, шкафах, дверных ручках и прочих элемента интерьера.
- В конкурсе лучших построек Барселоны одна из главных городских достопримечательностей проиграла школе Condal. Свое поражение владелец музея объяснил тем, что среди членов жюри не было ярых поклонников модернизма.
- Дом Бальо является неотъемлемой частью так называемого «Квартала раздора», уникального архитектурного комплекса, появившегося в результате высокой конкуренции между тогдашними метрами архитектуры.
- Черепица, плитка для мозаичных панно, изделия из кованого железа и другие декоративные элементы, присутствующие в оформлении комплекса, были созданы лучшими мастерами Испании.
- Являясь одним из главных символов Барселоны, Casa Battlo совершенно не финансируется государством. Наверное, именно с этим и связана далеко не низкая стоимость входных билетов.
- Искусствоведы утверждают, что работа над этим проектом стала переломным этапом в творчестве Гауди – после нее знаменитый архитектор окончательно отказался от каких-либо канонов и начал полагаться на собственное видение и интуицию. А еще он стал единственным творением легендарного зодчего, выполненным в стиле чистого модернизма.
Полезные советы
Собираясь в Дом Костей, не забудьте ознакомиться с целым рядом полезных рекомендаций:
- Хотите осмотреть одно из главных творений Гауди в относительном одиночестве? Приходите рано утром, в период дневной сиесты (около 15:00) или ближе к вечеру – посетителей в это время намного меньше, чем, к примеру, в разгар дня.
- В Casa Battlo есть множество мест, в которых можно сделать красивые и довольно необычные кадры, но самыми лучшими считаются обзорная площадка на крыше и небольшой балкон на последнем этаже, оборудованный профессиональной камерой. Правда, за эти фото дома Бальо в Барселоне придется заплатить энную сумму.
- Чтоб не тратить время зря, покупайте ticket with fast pass – с ним вас пропустят без очереди. Альтернативой ему станет билет на театрализованный визит. К слову, приобрести их можно только онлайн.
- Личные вещи можете смело сдавать в камеру хранения, а если же что-то потеряется, обращайтесь в бюро находок – все вещи, забытые посетителями, хранятся в течение месяца.
- Добраться до музея можно 4 способами – на метро (линии L2, L3 и L4 до ст. «Passeig de Gràcia»), туристическом бусе «Barcelona Tourist Bus», региональном поезде Renfe и городских автобусах №22, 7, 24, V15 и H10.
- Прогуливаясь по музею, обязательно загляните в сувенирную лавку – в ней можно купить книги, украшения, открытки и другие изделия, связанные с Барселоной и творчеством Гауди. Цены там, сказать по правде, кусаются, однако многочисленным посетителям Дома это ничуть не мешает.
- Для знакомства с одной из главных достопримечательностей Барселоны лучше взять умный аудиогид, переключающий звуковые дорожки в зависимости от того, в какой части здания вы находитесь (есть на русском языке).
- Дом Бальо открыт не только для обычных туристов, но и для посетителей с ограниченными возможностями. Здесь есть специальный лифт, брошюры, написанные шрифтом Брайля, и печатная продукция для людей с плохим слухом.
Полезная информация для туристов о доме Бальо:
Автор: Ольга Шейко
Обновлено: 6 Ноя, 2019 Парк Гуэль — популярная туристическая достопримечательность в Барселоне,…
Обновлено: 21 Дек, 2019 Храм Саграда Фамилия, расположенный в туристическом районе Эшампле,…
Обновлено: 6 Ноя, 2019 Дом Мила – одна из популярных каталонских достопримечательностей,…
Обновлено: 6 Ноя, 2019 Дом-музей Гауди, возведенный посреди парка Гуэль и посвященный…
Дом Бальо в Барселоне – удивительный и неповторимый шедевр Гауди
В Барселоне, которую можно смело назвать городом контрастов, на улице Пассеч де Грасия находится, пожалуй, самый удивительный жилой дом во всем мире.
Вид на дом Бальо с проспекта Пассеч-де Грасиа
Не заметить его из окна автомобиля или экскурсионного автобуса просто невозможно: он моментально приковывает взгляды гостей столицы Каталонии и вызывает у них состояние, схожее чем-то с немым шоком. Этот дом – одно из величайших творений гениального каталонского архитектора Антонио Гауди.
Дом Батльо, Дом Бальо, Дом Костей – все это названия архитектурного шедевра на улице Passeig de Gràcia под номером 43. Возле этой достопримечательности Барселоны можно всегда встретить огромные и шумные толпы туристов, пытающихся запечатлеть дом со всех ракурсов, принимая для этого зачастую нелепые и смешные позы. Люди не оставляют без внимания Дом Бальо даже когда на столицу Каталонии опускаются сумерки. К слову, в вечернее время, благодаря оригинальной подсветке, необычный дом превращается в еще более фантастическое и сказочное строение. Ни для кого не секрет, что к чему бы ни прикоснулась рука Гауди, за кратчайшие сроки превращалось в удивительные и неповторимые здания, предметы мебели и т.д. Талант Антонио Гауди, как утверждают авторитетные архитекторы, довольно трудно переоценить, но в Доме Бальо, кажется, гений превзошел сам себя. Естественно, что это только первоначальное мнение тех туристов, которые еще не видели каменоломню или же великолепный Парк Гуэля и его усадьбу.
Вид на фасад дома
Дом Бальо – строительство и реконструкция
Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле.
Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.
Фрагмент фасада здания
Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо – это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам. Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса. Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Батльо или Дома Костей – кому как нравится.… Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света. Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.
Вид на верхние этажи здания и башенку с крестом
«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», – сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.
Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме. Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.
Тыльная сторона дома Бальо
Все уникальные в своем роде элементы Дома Бальо, разработанные архитектором, были отданы для создания лучшим мастерам того времени: над витражами работал Жузеп Пелегри, кованые детали выполнены кузнецами Бадия, к слову, к этим двум талантливым братьям, сумевшим получить власть над металлом, Гауди обращался не раз. Интересно то, что все облицовочные детали дома Батльо, Гауди доверил выполнить мастерам из города Манакор, расположенного на всем хорошо известном испанском острове Мальорке. Величайший архитектор, относясь к любому заказу, можно сказать, с любовью, доверял исполнение разработанных им декоративных деталей, предметов мебели только лишь талантливым мастерам, которые понимали его замыслы на интуитивном уровне. Только так могли рождаться настоящие шедевры, которыми должны были восхищаться не только современники Гауди, но и потомки.
Дом Бальо – взгляд со стороны
Первое, что обращает на себя внимание, это расплывчатые, «тягучие линии» всех декоративных элементов и, практически, полное отсутствие симметрии в фасаде здания, выходящего на улицу Пассеч де Грасия. Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны практически сразу же после сдачи Гауди здания заказчику, прозвали его «Дом Костей». Возле него меркнет даже Дом Амалье, еще ранее построенный архитектором в стилях новой готики и модернизма.
Превзойти талант Гауди чрезвычайно сложно, правильнее будет сказать, невозможно. Дело все в том, что для того, чтобы на свет появлялись уникальные здания, необходим не только талант архитектора, но и его собственное видение окружающего мира. Даже если бы в настоящий момент кто-то построил нечто подобное, его бы все равно обвинили в плагиате или же не восприняли всерьез. Гениальных архитекторов, впрочем, как и художников, скульпторов и поэтов не сравнивают, их талантом просто восхищаются.
Окна первого этажа похожи на окна какого-то сказочно домика: все они неправильной формы и кажутся мягкими, «расплывающимися», «пластилиновыми». Естественно, это впечатление обманчиво: все элементы выполнены из прочных камней, над которыми потрудился резчик. Камни, примененные в оформлении фасада, добыты на холме Монжуик.
После того, как турист приходит в себя от великолепия первого этажа здания, взглянув вверх, ему начинается казаться, что Дом Бальо, несмотря на свои небольшие размеры, «уходит в небо». Эта оптическая иллюзия была достигнута Гауди благодаря применению мозаики, состоящей из ломаной плитки разных цветов.
Если внизу она нежно-золотистая, то к верху она становится оранжевой и постепенно переходит в бирюзовую. Крыша Дома Бальо, на первый взгляд, словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом. Она расположена не по центру, а смещена в левую сторону (еще одно проявление асимметрии в шедевре Гауди).
Любой гид, который проводит экскурсии по Барселоне, сразу же расскажет, что в своей работе над Домом Бальо или, как его произносят русские туристы Домом Батльо, Антонио Гауди был, как и всегда, символичен. Крыша строения – это жестокий дракон, само строение, напоминающее груду костей и черепа – его жертвы, а та самая маленькая башенка – рукоять меча Святого Георгия, который и победил чудовище. Стоит отметить, что изображения и скульптуры дракона можно довольно часто встретить в шедеврах Гауди, например, Усадьба Гуэль с ее «воротами дракона». Каталонский архитектор всегда в своих работах упоминал фольклор и культуру своей родины, ее верования и легенды. Иногда символичность Гауди – первое, что бросается в глаза, а иногда, она скрыта, и только внимательный человек, знающий историю Каталонии, сможет увидеть то, чем руководствовался архитектор при создании своего творения.
Фрагмент крыши здания
Фасады Дома Бальо, его крыша и внутренний двор – далеко не все, что создал Гауди. Архитектор и, как бы его сейчас назвали, дизайнер, поработал над декорациями внутренних помещений. Каминная комната, лестница и другие помещения выполнены в стиле, который довольно трудно отнести к какому-либо из существующих. Официально считается, что шедевр Антонио Гауди под названием Дом Бальо выполнен в стиле модерн. Однако большинство архитекторов склоняются к тому, что стиль, в котором построены все здания, правильнее было бы назвать «стилем Гауди», настолько он неповторим и уникален в своем роде. Уникален настолько, насколько уникален и сам Антонио Гауди.
Турист, который отправляется в Барселону, чтобы посмотреть на ее многочисленные достопримечательности, естественно не упустит возможность приехать к Дому Бальо. Он описан во всех туристических проспектах по каталонской столице, ведь это одна из ее главных достопримечательностей «Квартала несогласия», которой гордятся все без исключения коренные жители города. К слову, этот район назван «Кварталом несогласия» из-за того, что в нем практически не встретишь однотипных зданий, и каждый дом построен в своем, уникальном стиле. Дом промышленника Бальо одно из таких строений.
Довольно часто от каталонцев можно услышать, что Жозепу Бальо-и-Касановасу необычайно повезло. Повезло не потому, что он сумел неплохо заработать на производстве текстиля, а потому, что он доверил реконструкцию своего дома Антонио Гауди. Ведь только благодаря этому архитектору, имя промышленника навсегда останется в памяти не только у испанцев, но и у ценителей мира прекрасного, живущих даже в самых отдаленных уголках нашей огромной планеты.
Дом Бальо в Барселоне – шедевр Антонио Гауди
Не заметить его из окна автомобиля или экскурсионного автобуса просто невозможно: он моментально приковывает взгляды гостей столицы Каталонии и вызывает у них состояние, схожее чем-то с немым шоком. Этот дом – одно из величайших творений гениального каталонского архитектора Антонио Гауди, известного по созданию храма Саграда Фамилия в Барселоне.
Дом Батльо, Дом Бальо, Дом Костей – все это названия архитектурного шедевра на улице Passeig de Gràcia под номером 43. Возле этой достопримечательности Барселоны можно всегда встретить огромные и шумные толпы туристов, пытающихся запечатлеть дом со всех ракурсов, принимая для этого зачастую нелепые и смешные позы. Люди не оставляют без внимания Дом Бальо даже когда на столицу Каталонии опускаются сумерки. К слову, в вечернее время, благодаря оригинальной подсветке, необычный дом превращается в еще более фантастическое и сказочное строение.
Ни для кого не секрет, что к чему бы ни прикоснулась рука Гауди, за кратчайшие сроки превращалось в удивительные и неповторимые здания, предметы мебели и т.д. Талант Антонио Гауди, как утверждают авторитетные архитекторы, довольно трудно переоценить, но в Доме Бальо, кажется, гений превзошел сам себя. Естественно, что это только первоначальное мнение тех туристов, которые еще не видели каменоломню или же великолепный Парк Гуэля и его усадьбу.
Дом Бальо – строительство и реконструкция
Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле. Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.
Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо – это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам.
Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса.
Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Бальо или Дома Костей – кому как нравится.
Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света.
Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.
«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», – сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.
Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме.
Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.
Все уникальные в своем роде элементы Дома Бальо, разработанные архитектором, были отданы для создания лучшим мастерам того времени: над витражами работал Жузеп Пелегри, кованые детали выполнены кузнецами Бадия, к слову, к этим двум талантливым братьям, сумевшим получить власть над металлом, Гауди обращался не раз. Интересно то, что все облицовочные детали дома Бальо, Гауди доверил выполнить мастерам из города Манакор, расположенного на всем хорошо известном испанском острове Мальорке. Величайший архитектор, относясь к любому заказу, можно сказать, с любовью, доверял исполнение разработанных им декоративных деталей, предметов мебели только лишь талантливым мастерам, которые понимали его замыслы на интуитивном уровне. Только так могли рождаться настоящие шедевры, которыми должны были восхищаться не только современники Гауди, но и потомки.
Дом Бальо в Барселоне – взгляд со стороны
Первое, что обращает на себя внимание, это расплывчатые, «тягучие линии» всех декоративных элементов и, практически, полное отсутствие симметрии в фасаде здания, выходящего на улицу Пассеч де Грасия. Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны практически сразу же после сдачи Гауди здания заказчику, прозвали его «Дом Костей». Возле него меркнет даже Дом Амалье, еще ранее построенный архитектором в стилях новой готики и модернизма. Превзойти талант Гауди чрезвычайно сложно, правильнее будет сказать, невозможно. Дело все в том, что для того, чтобы на свет появлялись уникальные здания, необходим не только талант архитектора, но и его собственное видение окружающего мира. Даже если бы в настоящий момент кто-то построил нечто подобное, его бы все равно обвинили в плагиате или же не восприняли всерьез. Гениальных архитекторов, впрочем, как и художников, скульпторов и поэтов не сравнивают, их талантом просто восхищаются.
Окна первого этажа похожи на окна какого-то сказочно домика: все они неправильной формы и кажутся мягкими, «расплывающимися», «пластилиновыми». Естественно, это впечатление обманчиво: все элементы выполнены из прочных камней, над которыми потрудился резчик. Камни, примененные в оформлении фасада, добыты на холме Монжуик.
После того, как турист приходит в себя от великолепия первого этажа здания, взглянув вверх, ему начинается казаться, что Дом Бальо Антонио Гауди, несмотря на свои небольшие размеры, «уходит в небо». Эта оптическая иллюзия была достигнута Гауди благодаря применению мозаики, состоящей из ломаной плитки разных цветов. Если внизу она нежно-золотистая, то к верху она становится оранжевой и постепенно переходит в бирюзовую. Крыша Дома Бальо, на первый взгляд, словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом. Она расположена не по центру, а смещена в левую сторону (еще одно проявление асимметрии в шедевре Гауди).
Любой гид, который проводит экскурсии по Барселоне, сразу же расскажет, что в своей работе над Домом Бальо или, как его произносят русские туристы Домом Бальо, Антонио Гауди был, как и всегда, символичен. Крыша строения – это жестокий дракон, само строение, напоминающее груду костей и черепа – его жертвы, а та самая маленькая башенка – рукоять меча Святого Георгия, который и победил чудовище.
Стоит отметить, что изображения и скульптуры дракона можно довольно часто встретить в шедеврах Гауди, например, Усадьба Гуэль с ее «воротами дракона». Каталонский архитектор всегда в своих работах упоминал фольклор и культуру своей родины, ее верования и легенды. Иногда символичность Гауди – первое, что бросается в глаза, а иногда, она скрыта, и только внимательный человек, знающий историю Каталонии, сможет увидеть то, чем руководствовался архитектор при создании своего творения.
Фасады Дома Бальо, его крыша и внутренний двор – далеко не все, что создал Гауди. Архитектор и, как бы его сейчас назвали, дизайнер, поработал над декорациями внутренних помещений. Каминная комната, лестница и другие помещения выполнены в стиле, который довольно трудно отнести к какому-либо из существующих.
Официально считается, что шедевр Антонио Гауди под названием Дом Бальо выполнен в стиле модерн. Однако большинство архитекторов склоняются к тому, что стиль, в котором построены все здания, правильнее было бы назвать «стилем Гауди», настолько он неповторим и уникален в своем роде. Уникален настолько, насколько уникален и сам Антонио Гауди.
Турист, который отправляется в Барселону, чтобы посмотреть на ее многочисленные достопримечательности, естественно не упустит возможность приехать к Дому Бальо. Дом Бальо в Барселоне описан во всех туристических проспектах по каталонской столице, ведь это одна из ее главных достопримечательностей «Квартала несогласия», которой гордятся все без исключения коренные жители города. К слову, этот район назван «Кварталом несогласия» из-за того, что в нем практически не встретишь однотипных зданий, и каждый дом построен в своем, уникальном стиле. Дом промышленника Бальо одно из таких строений.
Довольно часто от каталонцев можно услышать, что Жозепу Бальо-и-Касановасу необычайно повезло. Повезло не потому, что он сумел неплохо заработать на производстве текстиля, а потому, что он доверил реконструкцию своего дома Антонио Гауди. Ведь только благодаря этому архитектору, имя промышленника навсегда останется в памяти не только у испанцев, но и у ценителей мира прекрасного, живущих даже в самых отдаленных уголках нашей огромной планеты.
Casa Batlló
Интерьер Дома Бальо — настоящий шедевр дизайна. Гауди сотрудничал с лучшими мастерами того времени, работающими с кованым железом, деревом, витражным стеклом, керамической плиткой, резными украшениями из камня …
Детали Дома Бальо никогда не перестают удивлять. Двери квартир обозначены буквами в стиле модерна. Стекло каждой лестничной площадки искажает отражение керамической плитки внутреннего дворика, превращая его в красивые морские волны. Ручки и поручни с эргономичными формами … Это настоящее произведение искусства, где Гауди продумал все до мельчайших деталей: дизайн, цвет, форму, пространство и свет.
Все это изобилие деталей переполняет на каждом шагу, но самое удивительное, что все они отличаются своей полной функциональностью. Красота и функциональность объединяются в единое целое в каждой зоне здания, от вестибюля до крыши.
Interior Casa Batlló
Вестибюль
Из общего вестибюля на первом этаже, пройдя через внушительную решетку в стиле модерна, вы попадаете в частный вестибюль семьи Бальо, являющийся первой остановкой экскурсии. Дизайн этого пространства переносит нас в фантастический подводный мир Жюля Верна с потолочными окнами в виде панциря черепахи, сводчатыми стенами с извилистыми формами и впечатляющей деревянной лестницей. Ее резные поручни из ценных пород дерева похожи на позвоночник огромного животного, поднимающегося вверх в через захватывающие дух отверстия.
Бельэтаж
Бельэтаж — сердце дома и уникальный зал, представляющий собой максимальное выражение модернизма, в котором мы можем увидеть, как жила буржуазия того времени.
На этом этаже расположен рабочий кабинет сеньора Бальо с причудливым камином в виде гриба. Затем вы попадете в основной зал дома, поражающий своим огромным окном-трибуной, выходящим на проспект Пасео де Грасиа и являющимся идеальным местом для наблюдения за уличной жизнью и чтобы быть увиденным. Среди других ее деталей выделяются большие дубовые двери с органическими формами, в которые Гауди вставил витражное стекло, а также полностью волнистая крыша, напоминающая нам о силе моря.
Внутренний дворик
Внутренний дворик — одна из основных частей дома, потому что именно через него распределяется воздух и свет, поступающие внутрь через основное слуховое окно. Для обеспечения всех помещений дома естественным освещением этот внутренний дворик был расширен Гауди путем объединения двух световых шахт. Кроме того, его внутренние стены облицованы керамическими плитками разных оттенков синего (более насыщенного цвета в верхней части и более светлого внизу), чтобы таким образом обеспечить равномерное распределение дневного света.
Следуя этой же логике, верхние окна имеют меньшие размеры, и по мере того, как мы спускаемся вниз, размеры окон увеличиваются, чтобы пропускать больше света. В нижней части окон имеются деревянные створки, которые могут открываться и закрываться для регулировки вентиляции помещений.
В центре внутреннего дворика установлен лифт, оригинальная деревянная кабина которого функционирует и по сегодняшний день.
Внутренний сад
Из частной столовой семьи Бальо, расположенной во внутренней части бельэтажа, можно попасть в эксклюзивный задний внутренний дворик — небольшой оазис в центре города, который был задуман для приятного отдыха в послеобеденное время. Он впечатляет нас своим напольным покрытием и жардиньерками, облицованными керамической и стеклянной плиткой, которые используются в качестве декоративных элементов.
Чердак
Чердак — одно из самых необычных мест в Доме Бальо, представляющее собой гармоничное сочетание эстетики и функциональности. В прошлом в этой части здания находились хозяйственные и подсобные помещения квартирантов дома: прачечные, кладовые и т. д.
Он характеризуется простотой своих форм и средиземноморским стилем, выраженным белым цветом и изобилием света. Наличие 60 последовательных параболических арок создает пространство, напоминающее грудную клетку животного.
Крыша
На крыше основное внимание привлекает так званая «спина дракона», являющаяся завершением фасада, которую Гауди отделал разноцветной плиткой.
Однако главными элементами крыши являются четыре разноцветных дымохода волнистой формы, особый дизайн которых служит для предотвращения обратной тяги.
Снова красота и функциональность объединяются в этом самом красивом и представительном здании — архитектурной жемчужине каталонского модернизма.