Мафра, Португалия: достопримечательности, описание дворца

Дворец Мафра: один из самых грандиозных королевских дворцов в Европе

Если вы когда-нибудь будете в столице Португалии и у вас будет немного времени — поедьте из Лиссабона в один из ближайших пригородов. Там вы сможете лицезреть настоящее произведение архитектурного и садово-паркового искусства, один из самых грандиозных королевских резиденций в Европе — дворец Мафра.

Когда-то король Португалии Жуан V дал обет монаху, что построит монастырь, если у него родится наследник. Когда это произошло, в 1717 году в пригороде Лиссабона началось строительство монастыря. Но аппетит всегда приходит во время еды. В итоге, всего через 13 лет напряженного труда, в котором принимали участие 52 тысячи строителей, в 1730 году появился дворец Мафра — великолепный архитектурный комплекс, выстроенный из камня и мрамора, и окруженный роскошным парком.

В центре комплекса находится великолепная базилика, которая больше напоминает собор, с двумя колокольнями по бокам. В них находится самая большая в мире коллекция колоколов, которых более 100. Их звон можно услышать на расстоянии 20 километров.

Интерьер базилики богато украшен образами из яшмы, скульптурами, а пол и стены выложены орнаментом из белого, серого и розового мрамора. Есть здесь и шесть органов, отдельные фрагменты которых сделаны из позолоченного бразильского дерева. Существуют даже музыкальные произведения, написанные специально для этих шести инструментов. Их невозможно услышать больше нигде в мире!

От колоколен отходят два крыла — Северное и Южное, соединенные галереей. Одно крыло предназначалось королю, а второе — королеве. О размерах комплекса можно судить по галерее, длина которой составляет более 200 метров. Учитывая это, дворец Мафра заслуженно считается не только самым большим королевским дворцом в Португалии, но и одним из самых грандиозных дворцов во всей Европе.

Настоящей гордостью дворца является его библиотека, в которой хранится одна из самых крупных в мире коллекций древних книг — более 36 тысяч. Однако это лишь часть из 60 тысяч книг, рукописей и документов, изначально хранившихся в королевской библиотеке. Когда португальская королевская семья бежала от наполеоновских войн в Бразилию, они взяли с собой тысячи книг. Эти произведения больше никогда не вернулись в Португалию, а составили основу фондов Национальной библиотеки Бразилии.

Фото: Rosino (CC BY-SA 2.0)

Интересный факт: от уничтожения паразитами бесценные фонды библиотеки во дворце Мафра оберегают… летучие мыши!

Несмотря на все свое великолепие, дворец Мафра так и не стал постоянной королевской резиденцией: в нем, в основном, проходили церемониальные приемы. Самое продолжительное время пребывания во дворце королевской семьи составило всего 1 год.

После падения королевской власти в 1910 году комплекс был объявлен Национальным музеем. Сегодня его коллекции предметов старины и произведений искусства могут увидеть все желающие. А в помещениях бывшего монастыря находится Музей религиозного искусства. Здесь можно увидеть предметы быта францисканских монахов, церковное облачение и утварь.

Дворец Мафра – самая большая резиденция королей в Португалии

Город Мафра (Португалия) – место, где была построена самая большая резиденция португальских монархов. Находится он в 30 км на север от Лиссабона. Центральная часть сооружения напоминает собор, а внутри впечатляет богатством и роскошью.

Историческая справка

Начало строительства дворца Мафра было приурочено к рождению принца Хосе I — наследника короля Жуана V. Работы велись с 1711 по 1730 годы. Планы королевской семьи были скромными, они хотели построить небольшой монастырь, но финансовое положение укрепилось, и монарх принял решение построить дворец, который своей красотой и пышностью затмит королевскую резиденцию Эскориал, расположенную возле Мадрида.

После окончания строительных работ дворец не сразу стал королевской резиденцией, изначально члены монаршей семьи использовали его для организации дипломатических приемов и охоты в местных лесах.

Интересный факт! В начале 20 столетия, когда была свергнута власть монархов, дворцовый комплекс был объявлен музеем.

Путешествие по дворцовому комплексу

Все постройки дворца Мафра занимают площадь почти 4 га (37.790 м.кв.), включая 1200 комнат, больше 4700 дверей и окон, 156 лестниц и 29 внутренних двориков. Впечатляет, не правда ли? Построить такое величественное здание стало возможным благодаря бразильскому золоту, которое вливалось в страну и позволяло королю осуществлять свои замыслы в искусстве и укреплять королевскую власть.

Для королевского монастыря Мафры король заказывал скульптуры и картины в лучших итальянских и португальских мастеров, а вся церковная одежда и религиозное золото было привезено из Италии и Франции.

Интересный факт! К сожалению, великолепие дворца, царившее во времена правления королей, сегодня увидеть невозможно. Так как члены монаршей семьи в годы войны с Наполеоном уехали в Бразилию, забрав с собой гобелены, мебель, картины.

Сначала он был предназначен для 13 монахов, но проект подвергся серьезным изменениям. В результате здание оборудовали всем необходимым для 300 францисканских монахов.

Король лично обеспечивал поддержку монастыря, оплачивая все расходы из своего кармана. Членам религиозной общины дважды в год выдавали жалование и на протяжении всего года обеспечивали необходимым продовольствием – вином, оливковым маслом, предоставляли коров. Кроме того, при монастыре имелся сад и несколько резервуаров для воды.

Это центральная точка главного фасада дворца Мафра в Португалии. С обеих сторон размещены колокольни. Выполнена базилика в стиле Барокко. Для строительства использовался известняк из региона Синтра. Пол и стены отделаны мрамором.

Примечательно, что купол высотой 65 м и диаметром 13 м стал первым возведенным куполом в Португалии. Главная из 11 часовен украшена картинами Девы Марии, Иисуса и Святого Антония, которым посвящена церковь.

Внутри храма размещены целых 6 органов, декорированные позолотой. Шесть органов в Базилике Дворца Мафры известны во всем мире. Знаменитыми их сделало не количество, хотя факт сам по себе примечательный. Особенность в том, что построены они были в одно и то же время и изначально были задуманы для совместной игры.

В дворце Мафры в Португалии имеется 2 колокольни – по бокам от Базилики. Общее количество колоколов здесь – 98, что делает звонницу крупнейшей в истории не только Португалии, но и всего мира. Говорят, что звон слышен в радиусе 24 км!

Библиотека занимает самую большую и престижную комнату в здании. Она является одной из самых значительных библиотек Просвещениея в Европе и насчитывает порядка 36 тыс. томов. Помещение имеет форму креста, размер 85*9,5 метров.

Для посещения библиотеки необходимо разрешение, которое могут получить исследователей, историков и ученых, объект изучения которых объясняет необходимость доступа к коллекции. Туристам же не дозволено гулять в библиотеке, чтобы не нарушилась уникальная экосистема.

Тут лечили тяжелобольных. Ежедневно к пациентам приходил врач и священник, а ухаживали за больными монахи-медбратья. Лечиться здесь могли только представители знати, им разрешалось присутствовать на церковных службах.

В здании храма монахи хранили лекарства, созданные из трав, выращенных в собственном саду. Также в состав целебных средств входили мед, дыня, мята, воск, смола. Здесь собраны инструменты, которые монахи использовали в производстве лекарственных препаратов.

  • Зал Дианы. Потолок помещения расписан португальским мастером, он изобразил богиню охоты Диану вместе с нимфами и сатирами.
  • Тронный. Здесь проводились королевские аудиенции. На стенах зала изображены королевские добродетели. Тронный зал
  • Открытий. Тут изображены наиболее значимые открытия, совершенные жителями Португалии.
  • Зал Судеб. Здесь представлены все монархи, правившие в стране до короля Жуана VI, а также изображен Храм Судеб.
  • Охотничий. Многие монаршие семьи проводили много времени на охоте, оформление зала полностью посвящено этому королевскому увлечению.
  • Зал дона Педру V. Помещение выполнено в стиле романтизма. Зал также известен под названием Красный или Ожидания. Именно в этой комнате гости ожидали, когда королевская семья пригласит их в Зал Музыки.
  • Зал Благословения. Это главное помещение, расположенное в галерее между двумя башнями дворца Мафры. Здесь собиралась вся королевская семья во время религиозных мероприятий. В зале есть веранда, которая выходит на дворцовую площадь.
  • Зал Музыки, Игр и Досуга. Зал Музыки
  • Первый зал также назывался Желтым и служил помещением для приема гостей. Во втором зале собраны игры, которые были популярными среди аристократии в 18-19 веках.

Практическая информация

  • Ежедневно (кроме вторника) с 9-30 до 17-30. Дворцовый комплекс закрыт по праздникам – 1 января, 1 мая, на Пасху и 25 декабря. За час до окончания работы – в 16-30 – двери дворца закрываются.
  • Базилика закрывается на вход с 13:00 до 14:00.
  • Входить с чемоданами, большими рюкзаками, большими и тяжелыми предметами, а также с животными запрещено.
  • Адрес достопримечательности: Palácio Nacional de Mafra,Terreiro D. João V, 2640 Мафра, Португалия.
  • взрослый – 6 евро;
  • билет для пенсионеров (старше 65 лет) стоит 3 евро;
  • посещение террас обойдется в 5 евро (необходимо предварительно записаться);
  • детям до 12 лет включительно вход бесплатный.

Расстояние от Лиссабона до Мафры – 39 км, поездка занимает чуть меньше часа. Добраться можно автобусом, который отправляется от станции Campo Grande. Остановка называется Mafra Convento. Стоимость билета – 6 евро, билет можно купить у водителя.

До Мафры не проблема добраться и на автомобиле. Координаты для GPS навигатора: 38º56’12” N 9º19’34” O.

Дворец-монастырь Мафра (Португалия), возможно, не только удивит лабиринтом и хитросплетением переходов, лестниц и коридоров, но и доставит удовольствие от его посещения.

Возможно, вам также будет интересно: неподалеку от Лиссабона есть город Синтра, в котором находится 5 дворцов. Долгое время Национальный дворец Синтры был резиденцией королей, а сегодня принадлежит государству и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Португалии.
Официальный сайт: www.palaciomafra.gov.pt.

Цены и расписание на странице указаны на февраль 2020.

Интересные факты

  1. Дворец – главная достопримечательность Мафры и в 2007 году он вошел в список Семи чудес Португалии.
  2. В 2019 г дворец включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  3. На момент окончания строительства дворцовый комплекс в Мафре был самой дорогой постройкой в стране.
  4. Звон местной колокольни слышен на расстоянии 24 км.
  5. В дворцовой библиотеке для борьбы с насекомыми поселяли летучих мышей.

Вид с высоты на дворец и город Мафра- в этом видео.

Автор: Юлия Матюхина

Обновлено: 27 Мар, 2020 Этот относительно молодой замок не похож ни на…

Обновлено: 14 Окт, 2019 Майсурский дворец – самая известная и грандиозная постройка…

Скала Кашел одна из самых посещаемых достопримечательностей в Ирландии, также известна как…

Мюнхенская резиденция, являющаяся самым крупным внутригородским дворцом Германии, имеет не только богатую…

Дворец Мафры

Дворец Мафра – один из самых грандиозных дворцов-монументов в Европе. Дворец построен в стиле барокко королем Португалии Жуаном V. В то время он был самым богатым европейским королем, благодаря золоту из Бразилии этот дворец стал апофеозом многочисленных и бессмысленных трат короля.

  • над строительством дворца трудилось 52000 человек;
  • он занимает площадь около 4-х гектаров (37.790 m2);
  • 1200 комнат;
  • 4700 дверей и окон и 156 лестниц;
  • 1 год – самое продолжительное время пребывания в нем королевской семьи;
  • 98 колоколов.

Дон Жуан V приказал построить дворцовый комплекс во исполнение обета, что он построит монастырь, если его жена Мария Анна Австрийская даст ему долгожданных наследников или он вылечится от болезни.

Так как болезнь его в конце жизни доконала, а Мария Австрийская родила ему нескольких детей, то мы склоняемся к первому варианту. Хотя строительство началось только в 1717, уже после рождения пяти наследников. Видимо, с исполнением обета, данного монаху-францисканцу, король тянул до последнего.

Первоначально планировалось построить небольшой монастырь на тринадцать монахов, а потом для немного большего числа, и ещё… пока количество монахов не выросло до трех сотен, а в придачу к монастырю построили дворец и базилику.

Для работы над дворцом в Мафре король пригласил знаменитых европейских мастеров скульптуры и живописи. Результат их работы действительно впечатляет. Дворец нередко сравнивают с испанским дворцом-монастырем Эскориал, и они действительно похожи, но дворец в Мафре красивее и воздушнее.

Из документов, сохранившихся до наших дней, интересен один – письмо английского посла своему министру датированное 1730 годом: «Я полагаю, что вы уже наслышаны о церкви, дворце и монастыре, которые португальский король построил в шести лигах от Лиссабона, и что он настолько был заинтересован в скорейшем завершении строительства, что ассигновал на него половину государственных средств; волы и мулы были отобраны у крестьян, и трудовой люд со всей страны работал над сооружением здания, благодаря чему в этом году повсюду земли лежат невозделанными».

Строительство дворца велось ударными темпами, весь комплекс был возведен всего за 13 лет, и завершилось в 1730 году.

Постройка дворца Мафры являлась настоящей школой строительства в Португалии в 18 веке. Здесь учились не только инженеры и архитекторы, но и обучались специализациям рабочие: резчики по камню, плотники, стекольщики и даже скульпторы.

Для строительства изобрели несколько инновационных для того времени механизмов и кранов, которые могли поднимать огромные каменные блоки. Ранее, для их подъема требовалось от 30 до 50 быков. Все эти инновации стали востребованы в Лиссабоне, после землетрясения 1755 года необходимо было практически полностью восстановить город.

Жозе Сарамаго написал книгу «Воспоминания о монастыре», действия которой разворачиваются на фоне строительства дворца-монастыря. Книга стала международным бестселлером и была переведена на многие языки, в том числе русский.

Посетивший Мафру в 1809 году лорд Байрон написал: «Этот памятник составляет славу Португалии как воплощение ее величия, даже если ему не хватает элегантности».

Дворец

Королевский дворец занимает весь верхний этаж постройки и две квадратные башни. Северная башня была Дворцом Короля, а южная – Дворцом Королевы, их соединяет между собой галерея длиной 232 метра.

Это самый длинный дворцовый коридор в европейских дворцах. Он использовался для прогулок приближенных ко Двору, как это было модно в 18 веке. Здесь дворяне ожидали королевской аудиенции, хвастались своими украшениями и нарядами, плели интриги.

Дворцы Короля и Королевы были самодостаточны. Каждый из них имел собственную кухню, кладовые и комнаты для слуг и фрейлин. У принцев были собственные покои на северо-востоке здания, принцесс – юго-востоке. Тоже со всем необходимым. Поэтому можно смело говорить о дворцовом комплексе, практически состоящем из четырех дворцов.

Эта организация внутреннего пространства сохранялась до смерти короля-консорта дона Фернанда, мужа королевы Марии II. После него вся королевская семья обитала только в южном крыле и башне (дворце Королевы). В северной части устроили гостевые покои для важных персон, которые по приглашению королевы посещали Мафру.

Именно в южной башне последний король Португалии Мануэл II провел свою последнюю ночь в королевстве, с 4-го по 5-ое октября 1910 года, после чего отправился в изгнание.

Первоначально украшенный гобеленами, восточными коврами и сделанной по заказу мебелью, дворец претерпевает изменения во время правления Жуана VI. Он меняет интерьеры нескольких залов, заказывает новую мебель и ковры.

Увы, сейчас вы уже не увидите интерьеры дворца во всем его великолепии. Картины, гобелены, ковры и дорогую мебель королевская семья забрала с собой в Бразилию в 1807 году, спасаясь от войны с Наполеоном. Обратно в Португалию ничего не вернулось.

Зал Дианы

Свое название зал получил благодаря росписи на потолке, которая изображает Диану, богиню охоты, в окружении сатиров и нимф. Потолок расписан португальским художником Cirilo Volkmar Machado по заказу дона Жуана VI.

Тронный зал

Зал служил для королевских аудиенций. Потолочная роспись изображает аллегорию на «Лузитанию». Тоже работа кисти Cirilo Machado. Стены расписывал уже другой художник – Domingos Sequeira. На стенах изображены восемь королевских добродетелей.

Зал Открытий

Картина на потолке, кисти Cirilo Machado, отображает самые важные вехи географических открытий совершенных португальцами: Васко да Гама, Педру Алвареш Кобрал, Кристофор Коломбо и Генриха Мореплавателя.

Зал Судеб

На расписанном потолке изображен Храм Судеб, где Провидение вручает дону Афонсу Энрикешу книгу Судьбы Родины. Вокруг основной картины, Machado изобразил всех португальских монархов, правивших в Португалии до дона Жуана VI.

Зал Благословения

Это центральный зал коридора между двумя башнями-дворцами. Небольшие веранды вели в неф церкви. Именно в этом зале находилась королевская семья во время религиозных церемоний в базилике. С другой стороны есть веранда, выходящая на площадь перед дворцом Мафры. С нее король Жуан V показывался перед народом.

Капелла в южной башне

Изначально предназначалась для королевы. Возможно, именно в этой капелле набожная Мария Анна Австрийская молилась богу, чтобы он дал ей силы выдержать многочисленные измены мужа-короля дона Жуана V.

Зал дона Педру V

Комната и декор отражают романтизм 19 века, именно тогда во дворце сменили интерьеры и мебель, после коронации Педру V и до его женитьбы. Зал также называли Красным или зал Ожидания, именно здесь гости ожидали приглашения в зал Музыки, где их принимала королевская семья.

Зал Музыки

Зал Музыки или Желтый – зал приемов гостей и аудиенций. Сюда переехал зал Аудиенций из северной башни, после отмены доном Педру V традиционной церемонии целования руки королю.

Зал Игр

Зал для досуга. Здесь представлены игры популярные у аристократов в 18-19 веках: столы для бильярда и другие.

Охотничий зал

Мы уже говорили, во дворце королевская семя практически не жила, а приезжала сюда для проведения праздников и охоты в ближайших королевских охотничьих угодьях Тапада да Мафра. Этот зал целиком посвящен и декорирован в угоду этого увлечения нескольких португальских королей.

Монастырь

После постройки францисканского монастыря Жуан V взял на себя бремя по его полному обеспечению. Ежегодно монастырю требовалось: 120 бочек вина, 70 бочек оливкового масла, больше 11 тонн риса и 600 коров. Помимо этого, каждому монаху, дважды в год, на рождество и праздник Святого Жуана, выдавались: одежда, бумага, табак и отрез ткани.

Расположение больших внутренних дворов подчинено системе дворца-монастыря, а типичные монастырские компартименты – сакристия, капитул, рефекторий, библиотека и больница, отодвинуты в тыльную часть, согласно традиции немецких барочных монастырей.

Также, монастырю принадлежал окружающий его сад и огород, а для развлечений монахи имели семь полей для игр. Вход в монастырский сад слева от дворца Мафры. В отличие от дворца, вход в сад свободен для всех желающих.

После запрещения всех религиозных орденов в Португалии в 1834 году, здание монастыря отошло Короне, а в его стенах разместились военные учреждения. Кстати, в монастыре квартировали войска Наполеона, а после его поражения – британские.

Сейчас монастырь является штаб-квартирой школы пехотной части (с 1890 года), поэтому большая часть монастыря закрыта для посещения.

Из открытого для публики будет особенно интересным посмотреть базилику, библиотеку, аптеку и монастырский госпиталь.

Базилика

Базилика занимает центральную часть здания, и органично вписывается в центральный фасад всего сооружения. С обоих краев базилики находятся две звонницы. Вход в базилику – бесплатный.

Количество колоколов в звонницах заслуживает отдельного упоминания, их 98, рекордное количество в мире.

С ними связана занимательная история. Маркиз Абрантеш, узнав, что звонница обойдется в 400.000 реалов, пытался осторожно выяснить у короля, не слишком ли высока стоимость колокольни для такой маленькой страны. На что король Жуан V, задетый таким предположением, ответил: «Не ожидал, что будет так дешево. Хочу две!».

Самые больше колокола весят 14,6 тонн, колокола поменьше 4,2. Предусмотрено две системы для приведения колоколов в действие: ручная, с участием звонаря и автоматическая, когда в действие колокола приводит специальный механизм, связанный с часам. В автоматическом режиме предусмотрены разные музыкальные мелодии, запрограммированные на огромном бронзовом цилиндре.

Церковь, как и дворец с монастырем, работы архитектора João Frederico Ludovici, немца по происхождению. Он долгое время провел в Италии, и это породило смесь традиций итальянского, южно-немецкого и австрийского барокко в архитектуре дворца Мафры.

Базилика имеет форму равноконечного греческого креста, обширный неф обрамлен тремя капеллами, на каждой стороне.

В церкви установлены шесть огромных орга́нов. Те, что вы увидите сейчас, выполнены по заказу Жуана VI в 1806-1807 году, они заменили собой старые, которые за почти сто лет эксплуатации пришли в негодность. Орга́ны выполнены лучшими португальскими мастерами того времени – António Xavier Machado, Cerveira и Joaquim António Peres Fontanes.

Лорд Байрон упоминал о них в своих письмах, как о самых красивых, что он видел.

Библиотека

Монастырскую библиотеку дворца Мафры можно смело назвать одной из самых красивых в мире и самой ценной в Португалии. Здесь собрано 36.000 томов – настоящий храм знаний.

Доказательством ценности собранной коллекции служит булла от Папы Бенедикта XIV, запрещающая под страхом отлучения от церкви одалживать или отдавать книги или манускрипты из библиотеки, без разрешения короля Португалии.

Конструкция самого библиотечного зала тоже заслуживает упоминания. Библиотека дворца Мафры сконструирована таким образом, чтобы и зимой и летом в ней поддерживалась оптимальная для книг температура и влажность.

А от насекомых, собрание предохраняют живущие в библиотеке летучие мыши. Кстати, мыши там живут до сих пор, именно поэтому посетителям нельзя расхаживать по библиотеке, чтобы не нарушать сложившуюся экосистему.

Аптека

В монастыре монахи производили и хранили лекарства. В 18 веке их делали из трав, выращиваемых в монастырском саду, мёда, мяты, семян дыни, уксуса, воска, сахара и смолы. Их размельчали, перетирали и смешивали в разных пропорциях в этой аптеке. Здесь же и хранили в керамических банках для использования в монастырском госпитале.

Тут можно увидеть разные инструменты, использовавшиеся в фармацевтике 18 века.

Монастырский госпиталь

Госпиталь предназначался для тяжелых больных. За больными ухаживали монахи-медбратья. Каждый день больных посещал доктор и, на всякий случай, исповедник.

Над каждой кроватью доктором прикреплялся рецепт, чтобы больные проверяли, следуют ли монахи предписаниям врача. Не стоит упоминать, что этот госпиталь предназначался только для знатных пациентов.

Кровати выдвигались и поворачивались к алтарю в глубине зала. Так больные могли присутствовать на религиозных мессах.

Национальный дворец Мафры открыт для посещения, является национальным музеем и в 2007 году вошел в список «Семи Чудес Португалии».

После посещения дворца и сада, рекомендуем изведать местных региональных сладостей, которые продаются в нескольких кафе, расположенных напротив дворца.

Португалия. Мафра. Базилика. Часть 1

Дворец Мафра — самый большой королевский дворец в Португалии. Возведён в лиссабонском пригороде Мафра в стиле зрелого барокко для короля Жуана V и его супруги, Марии Анны Австрийской. Дворцовый комплекс включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Герб Мафры

Даже сегодня побудительные мотивы создания этого архитектурного памятника достоверно не установлены. Легенда рассказывает следующую версию событий. В 1711 г. королева Мария Анна Австрийская, будучи уже три года замужем за королем Жуаном V, никак не могла забеременеть, чтобы принести наследника Короны. Однажды епископ Нуно да Кунья и францисканский монах Антонио де Сан-Хосе случайно встретились во дворце, и, рассказывая о бесплодии королевы, епископ попросил монаха, которого считали святым, рекомендовать короля Богу. Брат ответил в духе римских сивилл: «У царя будут дети, если он этого захочет». Епископ был удивлен, и через несколько дней он попросил у монаха объяснения таких необычных его слов и получил в ответ: «Пусть король обещает построить в городе Мафра монастырь, посвященный св. Антонию, и у него сразу же появится наследник». Как только король Жуан V услышал об этом, он дал торжественную клятву построить монастырь, если у него появятся дети. И через несколько недель после обета королева оказалась беременной! Кстати, в последующем у королевы Марии Анны родилось шесть детей.

2.

Во исполнение своего обета по указу короля началось проектирование монастыря. Первоначальный проект предполагал строительство обители для 13 францисканских монахов, численность которых впоследствии возросла до 80. Наконец, в 1729 г. король Жуан V принял решение о расширении постройки до 300 монахов, что потребовало полной переделки строительных планов. На новый конкурс были представлены только три проекта: итальянских архитекторов Антонио Каневари и Филиппо Юварра и немецкого архитектора Жоана Фредерико Людовиче. Победителем конкурса был признан проект последнего, вероятно, по причине большого опыта работы в Италии.
3.

Первый камень в основание дворца с помпой был заложен в 1717 г. Стоимость строительства оценивалась в 200000 крузадо, то есть 400000 франков золотом. Сначала на стройке ежедневно работало около 20000 человек всех профессий, но когда в 1729 г. план был расширен и король пообещал освятить церковь в 1730 году, указанное число работников возросло до 52000 плюс в охране стройки было задействовано около 7000 солдат. Освящение церкви состоялось 22 октября 1730 г. в 41-ю годовщину короля и сопровождалось праздником продолжительностью более восьми дней, отмеченным своим колоссальным великолепием. Роскошное оформление дворца шло одновременно с его строительством. Заказы на предметы, связанные с поклонением, и другие украшения часто получали лучшие мастерские Рима, Венеции, Милана, Генуи, Льежа, Франции и Голландии.

4.

Стоимость всего памятника неизвестна. Некоторые исследователи оценивают его в 28, 48 и даже 54 миллиона крузадо (56, 96 и 108 миллионов франков золотом). Строительство оплачивалось золотом и бриллиантами, поступавшими из Бразилии, бывшей в то время португальской колонией. Дворец занимает огромную площадь в 4 гектара, его план близок к квадратному. Конструкция, несомненно, тяжелая, почти без грациозности, но она не такая мрачная, как у монастыря Эскориал, и представляет собой прекрасный и величественный пример итальянского ренессансного зодчества, замечательного здания, стройного, однородного и гармоничного в своем ансамбле. По мере возможности я буду ссылаться на номера, отмеченные в публикуемом плане.
5.

Всего насчитывается около 1200 залов и комнат, 4700 дверей и окон и 156 лестниц. Масштаб дворца таков, что короли предпочитали использовать его залы не столько для церемониальных приёмов, сколько для повседневной жизни, как правило, в поездках, связанных с охотой . Некоторые путешественники пытались рассматривать Мафру как копию Эскориала, хотя различия между двумя зданиями довольно велики. Эта ошибка в оценке аналогична приравниванию дворца Келуш к Версалю. По причине отъезда королевской семьи в Бразилию из-за Первого французского вторжения в 1807 г. Мафра была оставлена. Большую часть ее богатств, включая роскошную мебель, король взял с собой в Бразилию. По этой причине, а также из-за плохого обслуживания здания, со временем бывшее великолепие померкло. Церковь, однако, все еще отличается своими ценными художественными украшениями.
6*.

Внушительный фасад, построенный из местного известняка, имеет ширину 220 м и обращен к городу Мафра. На каждом конце фасада стоит квадратная башня с выпуклым куполом. Церковь, построенная из белого мрамора, расположена в центре главного фасада, с обеих сторон симметрично окруженного королевским дворцом. Король, желая соперничать с великолепием Рима, обратился за архитектурным советом к своему послу в Ватикане, который прислал ему небольшие модели важных римских религиозных зданий. Бенедиктинский балкон в центре фасада имеет четкую отсылку на балкон собора Святого Петра в Ватикане. Но этот балкон скорее был предназначен для короля, как символ его власти, чем для благословений священника.
7.

Две церковные башни высотой 68 м вдохновлены башнями базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне римского архитектора Франческо Борромини. Их два карильона содержат в общей сложности 92 (по другим данным 109) церковных колокола, отлитых в 1730 г. в Антверпене. Самые тяжелые колокола весят 725 арробов каждый, то есть около 9180 кг. Самый маленький — чуть более 1 арроба (около 15 кг). Вероятно, общий вес колоколов составляет 217 тонн. Королю сообщили, что один карильон обойдется ему в 400 000 реалов, что являлось астрономической ценой для такой небольшой страны, как Португалия. Обиженный таким замечанием, король Жуан V, как говорят, ответил: «Ну, если это так дешево, у меня будет два». Эти карильоны составляют самую большую историческую коллекцию в мире.
8*.

Башни соединены двумя рядами коринфских колонн. В верхнем ряду находятся статуи св. Доминика (Carlo Monaldi) и св. Франциска (Carlo Monaldi), вырезанные из каррарского мрамора, стоящие в нише с каждой стороны балкона. В нижнем ряду находятся статуи св. Клары (Giovanni Battista Maini) и св. Елизаветы Венгерской (Giovanni Battista Maini).
9*.

В тимпане фронтона находится рельефная плита из яшмы (Giuseppe Lironi), на которой изображены Богородица, Святой Младенец и св. Антоний.
10.

Школа скульптуры Мафры была основана во времена правления короля Жозе I, преемника короля Жуана V. Поскольку Национальный дворец Мафры очень нуждался в скульпторах, как местных, так и из-за рубежа, он стал местом расположения академии скульптуры во главе с итальянцем Алессандро Джусти (1715-1799). Среди преподавателей было несколько известных скульпторов, таких как Хосе де Алмейда, Клод де Лапрад (1682-1738) и Джованни Антонио да Падова. В академии для оформления базилики Мафры были созданы все ретабло из мрамора и яшмы (автором считается директор Школы Алессандро Джусти). В то же время статуи базилики создавались специально приглашенными скульпторами из Италии.

В нартексе (также часто встречаются названия вестибюль и подъезд Галилеи) [2] выставлена группа больших скульптур из каррарского мрамора, установленных в нишах и представляющих святых заступников нескольких монашеских орденов.
11.

В некоторых источниках указано, что всего в вестибюле выставлено 22 статуи. Но мне это число кажется сильно завышенным, так как я там смог увидеть только 10 таких произведений искусства.
12*. Св. Бернард Клервоский (Giuseppe Rusconi), св. Бенедикт Нурсийский (Giuseppe Rusconi), св. Викентий Сарагосский, св. Себастьян (Carlo Monaldi), св. Бруно Кёльнский (Giuseppe Lironi) и св. Жан де Мата (Filippo della Valle).

13*. Св. Игнатий де Лойола (Agostino Corsini), св. Иоанн Божий (Agostino Corsini), св. Тереза Авильская (Carlo Monaldi) и св. Филипп Нери (Carlo Monaldi).

14. Украшение над главным порталом в базилику.

Церковь построена в классической форме латинского креста длиной 58,5 м и шириной 43 м (с учетом боковых капелл). Главный неф [3] шириной всего 16,5 м производит впечатление на посетителей высотой до свода (21,5 м).
15*.

В интерьере в изобилии использован местный розовый мрамор, сочетаемый с белым мрамором в различных комбинациях. Многоцветные узоры пола повторяются на потолке.
17*.

18.

Цилиндрический свод опирается на рифленые коринфские полуколонны, стоящие между часовнями по сторонам нефа.
19*.

Купол в средокрестии [5] также вдохновлен куполом церкви св. Агнессы. Высота купола 70 м, диаметр — 13 м, с маленьким фонарем на пересечении четырех дуг. Это был первый купол, построенный в Португалии.
20.

Купол, имитирующий купол собора Святого Петра в Ватикане, состоит из 4 частей: барабана, купола, фонаря и купола фонаря, и, таким образом, является двойным, образованным двумя концентрическими куполами. Это неоспоримо красивое и великолепное произведение искусства, одно из лучших в этом роде, и поразительно увеличивает перспективу базилики. Фонарь был вырезан из единственного куска камня, но, будучи пораженным молнией в 1766 году, был частично разрушен.
21.

Весьма интересен контрфасад церкви. В его оформлении использованы как скульптуры, так и живопись. Через окна над картинами королевская семья могла наблюдать за религиозными церемониями.
22*.

23.

24. В руке одного персонажа чаша с кровью, у другого — сердце (Alessandro Giusti).

25.

Проходы по сторонам нефа, устроенные сквозь боковые капеллы [4], содержат 40 мраморных статуй. Ансамбль статуй, сделанных итальянскими мастерами по приказу короля, — наиболее значительная коллекция итальянских скульптур в стиле барокко за пределами Италии
26.

К моему величайшему сожалению, найти подробную информацию о базилике, особенно о боковых капеллах, мне не удалось, несмотря на многочасовые поиски в интернете, в том числе и на официальном сайте. Я даже написал слезное письмо руководству музейного комплекса Мафры с просьбой помочь с опознанием капелл и их ретабло. Вы не поверите, но через неделю я получил ответное письмо почти со всеми ответами на мои вопросы! Моя благодарность сотрудникам Мафры не знает границ. Описание капелл будет вестись, начиная от входа слева по часовой стрелке. В этих часовнях выделяются ретабло, а также рельефные люнеты со сценами жизни Пресвятой Девы Марии, которые раскрывают совершенную скульптурную работу школы Мафры.

Первая капелла слева — Капелла Христа (Holy Christ chapel)
27. Общий вид

28. Ретабло с распятием Христа.

29. Купол со свисающим светильником.

Скульптуры, изображающие римских отцов церкви: св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий, св. Августин Блаженный и св. Иероним Стридонский.
30*.

Вторая капелла слева — Капелла Cвятых Епископов (Holy Bishops chapel)
31. Общий вид

32. Ретабло (точное наименование не определено, возможно Явление Богородицы служителям церкви)

Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Симон Канаит (Vittorino Barbieri), св. Фаддей, св. Матфей и св. Варфоломей.
33*.

Третья капелла слева — Капелла Девы Марии Розария (Our Lady of the Rosary chapel)
34. Общий вид

35. Классический иконографический сюжет — Дева Мария, держащая на руках Младенца Иисуса и чётки розария. Часто рядом с Богородицей изображается св. Доминик, который, по церковному преданию, получил чётки Розария от явившейся ему Богородицы.

Распространенная в церквях Португалии скульптурная композиция преклоненного Христа, несущего крест. Одеяние Христа традиционно фиолетового цвета.
36.

Скульптуры, изображающие Апостолов: св. Андрей (Girolamo Ticciati), св. Иаков Зеведеев (Girolamo Ticciati), св. Павел (Antonio Montauti) и св. Петр.
37*.

Четвертая капелла слева — Вестибюль св. Роха (Saint Roch chapel)
Капелла внешне отличается от предыдущих боковых часовен. Через дверь в вестибюле осуществляется выход в патио базилики [27].
38.

39. Овальный купол капеллы

Скульптуры в капелле изображают: св. Франциска Ксаверия, св. Карло Борромео, св. Франческо Борджиа и св. Роха из Монпелье.
40*.

Окончание рассказа о Базилике Мафры будет опубликовано немного позже.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

One thought on “ Португалия. Мафра. Базилика. Часть 1 ”

grigova says:

Отдельную благодарность за оперативную помощь в поисках информации хочу выразить сотрудникам музейного комплекса Мафры, особенно Isabel Yglesias de Oliveira, внимательно прочитавшей мои посты и приславшей несколько очень важных замечаний и уточнений в тексте. Все ее комментарии, естественно, были учтены, текст подправлен.

Leave a Reply Cancel Reply

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мафра, Португалия: достопримечательности, описание дворца

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дворец Мафра или как жили короли (Португалия)

Хочется поведать вам об одной моей поездке. Очень многие, кто посещают Португалию, оставляют это место без внимания, хотя оно уникальное.

Сегодня я отправлюсь вместе с вами вновь осматривать резиденцию португальских королей – город Марфа, раскинувшийся на северо-запад от столицы в 6 км от побережья Атлантического океана, и его одноименный самый большой королевский дворец страны – МАФРА.

По историческим данным строительство дворца началось в 1717 году на месте монастыря, где жили францисканские монахи. В ту эпоху Португалия процветала благодаря Бразилии, и король Жуан V захотел затмить испанский Эскуриал по случаю рождения наследника от Анны Австрийской.

Это была самая масштабная и дорогая стройка за всю историю Португалии .
Сам город Мафра не представляет из себя ничего особенного, поскольку был образован во времена строительства с целью размещения более 50 тысяч рабочих.

Поэтому, доехав из Лиссабона на автобусе, быстрее бежим во дворец!

Первое, что бросится в глаза, – это фасад в стиле барокко из розового мрамора длиной 220 м. Для справки, покои короля и королевы, расположенные в противоположных крылах сооружения, отстоят друг от друга почти на четверть километра.

Невооруженным глазом мож но отметить, что весь комплекс дворца сгруппирован вокруг базилики и занимает почти 4 гектара.

Первое, что мы посетим, станет Базилика в стиле барокко с двумя колокольнями, по бокам от которой две большие квадратные башни с луковичными куполами. С виду она больше напоминает собор.

Здесь самая большая в мире коллекция колоколов (114 штук), вылитых в Антверпене (о котором я обязательно поведаю позже).
Звон колоколов слышен в радиусе 24 км.

В капеллах монастырской церкви – большие мраморные алтари, 11 часовен с итальянскими мраморными статуями и рельефами.

Интерьер украшен образами из яшмы, бронзовыми изделиями, скульптурами, пол и стены выложены орнаментом из белого, серого и розового мрамора. Изюминка храма – 6 органов, отдельные фрагменты которых сделаны из позолоченного бразильского дерева.

Согласитесь, уникальное место. Такой размах не везде встретишь. Есть соборы городские, общественные, но эта базилика (даже не собор) явно была построена специально для королевской династии – все здесь грандиозно и торжественно.

После осмотра Базилики продолжим свое знакомство непосредственно с дворцом.

На первом этаже размещены комнаты монахов – сакристия, капитул, рефекторий, библиотека и больница, музей религиозного искусства с экспозицией коллекции церковного облачения и утвари.

Как по мне, не часто такое можно узреть. Я многое видела, но здесь ты попадаешь в иную эпоху и в что-то тайное и закрытое долгие годы от людских глаз. Редко можно встретить такую атрибутику и обстановку, где с трепетом воссоздана история прошлых лет.

Дормиторий впечатляет. В средние века все монахи спали в монастырях в общем спальном зале прямо на полу, но со временем дормиторий стали разделять на кельи.

Сами же королевские покои расположены на втором этаже.

Для справки, во дворце 880 залов, 4700 дверей и окон, 160 лестниц.

Я не буду лукавить и говорить, что это нечто и ничего подобного я не видела! Скажем откровенно – в каждой стране есть свои знаменитые дворцы королей и знати, которые соперничают между собой по убранству, масштабу, роскоши и необычности.

Наши монархи не исключение: смогли переплюнуть европейских королей в разы: чего только стоят знаменитые дворцы и парки Санкт-Петербурга.

Осматривая этот дворец, не сравнивайте – каждая страна имеет свою культуру, традиции, нрав. Посещение этого места оставило самые приятные эмоции.

Сейчас мы не увидим здесь интерьеры дворца во всем его великолепии с гобеленами, коврами, сделанной по заказу мебелью и т.д.6 все это королевская семья забрала с собой в Бразилию в 1807 году, спасаясь от войны с Наполеоном. Обратно в Португалию ничего не вернулось.

Здесь вы пройдете мимо Зала Дианы, Тронного зала, Зала Открытий, Зала Судеб , Благословения, Зала дона Педру V, Зала Музыки или Желтого (зал приемов гостей и аудиенций); задержитесь в зале – Зал Игр, где находятся столы для бильярда.

Самое большое впечатление на меня произвел охотничий зал и библиотека.
В Охотничьем зале вся мебель сделана из рогов и шкур оленей, стены облеплены чучелами животных, шкуры на полу, чучела на столах, рога на стенах.

Даже сиденья вместо шелка обтянуты оленьей шкурой, а морды-чучела в виде подлокотников. Чего только стоит люстра.

Впечатляет также огромная монастырская библиотека, в которой хранится 40 тыс.томов, в том числе драгоценные первые издания «Луизиады» Луиша де Камоэнша, Библия от 1514 года и раннее издание Гомера на греческом языке.

Эта библиотека считается одной из самых красивых в мире и самой ценной в Португалии – храм знаний.

Для борьбы с насекомыми-вредителями в библиотеке поселили летучих мышей, а стены помещения спроектированы как большие грелки, ввиду того, что здание не отапливается.

Говорят, что мыши там живут до сих пор, именно поэтому посетителям нельзя расхаживать по библиотеке, чтобы не нарушать сложившуюся экосистему.

Помните мультик «Красавица и чудовище». где перед Беллой предстала огромная библиотека. Так вот библиотека дворца Мафра воплощение диснеевской наяву.

Осмотрев дворец, вы выйдите в небольшой внутренний дворик, где представится возможность сфотографироваться с соколами. Ведь именно этих птиц разводили специально для охоты.

Как ни странно, но величественный дворец не стал использоваться как резиденция королей, которые жили в дворцах Лиссабона, а Мафру использовали в качестве представительской резиденции, для приемов послов, гостей и охоты.

В 1910 году, после падения королевской власти, дворцовый комплекс был объявлен национальным музеем.

Также Мафра знаменита парком, раскинувшимся позади дворца на землях бывшей королевской охоты.
Сейчас это парк – заповедник Тапада Насьонал де Мафра.

Мы же поехали обратно в Лиссабон, осматривать его потаенные улочки и площади.

Таким для меня открыл свои двери королевский дворец Мафра – празднично, парадно, по-доброму.

Безусловно, эта поездка скрасит ваше путешествие по Португалии и наполнит его новыми эмоциями. Жизнь королей – это часть истории страны, ее лицо. Чтобы понять и проникнуться ей узнавайте как можно больше, не позволяйте взгляду изучать страну поверхностно. Больше и малые города, люди, дворцы и соборы, лачуги и узкие улочки, еда, вино, всевозможные виды транспорта – это все одно путешествие по стране.

Не отказывайте себе в удовольствии погрузиться в ритм того места, которое вы решили посетить.

Посетивший Мафру в 1809 году лорд Байрон написал: «Этот памятник составляет славу Португалии как воплощение ее величия, даже если ему не хватает элегантности».

Как добраться:

Мафра находится в 30 км от Лиссабона.

Доехать до дворца можно автобусом от автовокзала Campo Grande в направлении: Lisboa – Eriseira (остановка Mafra Convento ).
Длительность поездки – около часа, стоимость билета 6 евро.

Дворец Мафра (Palácio Nacional de Mafra) открыт с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника.

Закрыт: 1 января, день Пасхи, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость: 6 € (на 1,5 часа). Бесплатно в 1-е воскресенье месяца и дети до 12 лет.

Мафра

На западе Португалии расположен небольшой живописный город Мафра. Отдыхая здесь, можно не только любоваться размеренной жизнью провинции, но и наслаждаться перезвоном сотни колоколов, установленных на башнях самого большого дворца страны. Помимо посещения этого дворцово-монастырского комплекса, в Мафре можно занять себя прогулками по старым улицам, экскурсиями по архитектурным достопримечательностям и распитием вкуснейшего португальского кофе с местными сладостями.

Географическое положение Мафры

Город расположился в 6 км от атлантического побережья и 35 км от Лиссабона. В 65 и 100 км от него находятся города Сантарен и Лейрея соответственно. Со всех сторон Мафру окружают муниципалитеты разной величины и значения. Среди них:

  • Торреш-Ведраш;
  • Собрал-де-Монте-Аграсу;
  • Арруда-душ-Виньюш;
  • Лореш; .

Территория города Мафра поделена на 17 районов, общая площадь которых составляет более 291 кв. км. В них проживает почти 77 тысяч человек.

История Мафры

Самые ранние археологические находки, обнаруженные в окрестностях города, относятся к периоду неолита. Здесь были найдены и останки периода палеолита. Во всех районах Мафры были обнаружены гробницы, алтари, бункеры, керамические изделия, относящиеся к римской эпохе. В то время через город проходила римская дорога, которая соединяла города Синтра и Пенише.

Согласно археологическим исследованиям, город был основан в 1189 году. В 1717-1730 годах в Мафре был построен крупнейший королевский дворец Португалии. В 1910 году в нем стал располагаться Национальный музей страны. Эта часть Мафры нередко становится площадкой для съемок фильмов.

Достопримечательности и развлечения

Для этого города характерна развитая сеть автотранспорта, благодаря которой он пользуется большой популярностью у туристов. Его визитной карточкой является дворцовый комплекс Мафра – самый большой дворец в Португалии. Помимо традиционных помещений, в нем обустроена базилика, монастырь, башни с колоколами и огромная библиотека. Многие эксперты до сих пор спорят о том, какой португальский дворец является самым большим и великолепным – Келуш или Мафра. Чтобы разобраться в этом, лучше посетить оба комплекса.

Путешественники из Португалии и других стран приезжают в Мафру для того, чтобы увидеть и другие достопримечательности:

Все эти комплексы подходят и любителям активного отдыха. Так, например, в парке Тапада Насьонал можно покататься верхом или на велосипедах, погулять по узким тропинкам, пострелять из арбалета или лука.

Отели Мафры

Туризм является одной из основных отраслей экономики муниципалитета, поэтому в Мафре нет проблем с размещением. В центре города расположены отели Quinta dos Raposeiros и Castelao, в которых предусмотрен бесплатный интернет и парковка. Примерно в 8-15 км от Мафры расположены следующие гостиницы:

  • Pedro o Pescador;
  • Vila Gale Ericeira;
  • Camarao;
  • Dolce CampoReal;
  • Nova Sintra.

В зависимости от звездности и расположения ночь в местном отеле может обойтись примерно $49-105.

Рестораны Мафры

Как и в случае с другими городами страны, не во всех местных отелях предусмотрено питание. Поэтому в перерывах между экскурсиями по Мафре можно обедать в следующих ресторанах:

  • Sete Sóis;
  • Adega do Convento;
  • Armazém dos Grelhados;
  • Paris;
  • O Brasão.

Здешняя кухня отличается простотой и питательностью. На фото представлен ресторан Brosao в Мафре, в котором можно отведать традиционные блюда Португалии, итальянскую пиццу, морепродукты и свежую рыбу.

Транспорт Мафры

Муниципалитет обслуживается дорожной сетью, которая включает в себя национальные магистрали (EN8, EN9, EN116 и EN247) и второстепенные муниципальные дороги. Благодаря ей Мафра соединена с Лиссабоном, Торрес-Ведрашем, Синтрой, Лорешем и другими городами и муниципалитетами. Кроме того, город обслуживается автомагистралями A8 и A21, которые ведут в Эрисейру, Мальвейру и другие районы.

Общественный транспорт ходит только внутри Мафры и муниципалитета. Он представлен автобусами компаний:

  • Barraqueiro Transportes;
  • SA;
  • Rodoviária de Lisboa;
  • Isidoro Duarte.

В Мафре также располагается железнодорожная станция, использующаяся для пассажирских и грузовых перевозок.

Как добраться до Мафры?

Город расположился на западе Португалии в 35 км от ее столицы. Туристам, которые хотят знать, как добраться из Лиссабона до Мафры и ее знаменитого дворца, следует воспользоваться такси или арендовать автомобиль. Два этих города соединены трассами A8 и A21. Наиболее быстрый маршрут (42 минуты) проходит через дорогу A8, но на этом пути есть платные участки. Если двигаться по трассе A21, то можно оказаться в пункте назначения через 45 минут.

Заказ экскурсий по Португалии
Советы по маршрутам

  1. Portugaleta
  2. О Португалии
  3. Мафра. Дворец и церковь из бразильского золота…

Мафра. Дворец и церковь из бразильского золота…

Описание экскурсии

Мафра в Португалии — это город, дворец, монастырь, церковь, библиотека. От Лиссабона до города Мафра всего 40 км, можно доехать за полчаса на автомобиле или автобусе. Что же за история здесь нас ждёт? Как обычно, в Португалии — чудесная…

Только с самолёта можно наблюдать величие «стройки века»…

Не было у короля, Жуана V (годы правления 1706 — 1750), наследников.

Жуан V «Великодушный» имел 11 детей, шестерых от королевы и пятерых — вне брака…

Не могла родить ему королева Анна Мария Австрийская ни сына, ни дочь. Пришлось королю в 1711 году дать обет, что в истории Португалии случалось довольно часто. Пообещал Жуан, что построит монастырь для монахов ордена Св. Франциска, если будут молиться как следует господу, чтобы королева забеременела…

Монахи молились ответственно, и у королевской четы стали рождаться дети. Жуан серьёзно отнёсся к выполнению обещания. Тщательно, не один год «работал» над проектом. В самом начале предполагалось, что в монастыре будет жить 13 монахов…Но случилось очередное чудо! В Бразилии, а на тот момент она была колонией Португалии, нашлось золото! И неимоверное количество… Жуан в одночасье стал самым богатым королём в Европе. И теперь уже он хотел, чтобы строился не только монастырь, но и дворец, и чтобы был не хуже, чем в Риме и Мадриде, например, Эскориал…

В 1717 году, 17 ноября, был заложен первый камень. Присутствовал сам Жуан, вся свита и кардинал-патриарх Лиссабона. Строительство велось под руководством главного архитектора Иоганна Фридриха Людвига, немца, изучавшего тонкости профеcсии в Риме. В разное время под его командованием было от 15 до 45 тысяч человек.

по церкви можно бродить не один час, разглядывая статуи и картины…

На объекте трудилось почти всё мужское население страны. И не только по доброй воле. Многим не суждено было вернуться к своим семьям. Люди гибли от непосильного труда, болезней, аварий…Следили за строителями и поддерживали порядок 7 тысяч военных. Подробно эпопея строительства была описана португальским писателем Жозе Сарамаго, лауреатом Нобелевской премии, в книге «Воспоминание о монастыре». Думаю, что после посещения Мафры, Вам обязательно захочется её прочесть…

Вид на церковный зал со второго этажа дворца, где находились король и королева во время служб

Монастырь и базилика открываются через 13 лет, 22 октября 1730 года. Подарок королю! Как раз у него день рожденья. Ему исполняется 41 год. Торжества продолжаются 8 дней с небывалым размахом! Португалия не помнит такого праздника! Казна позволяет…

Конца стройки Жуану не суждено дождаться. Он умер в 1750 году. До завершения строительства оставалось совсем немного. Но в 1755 году случилось землетрясение, и вся рабочая сила вместе с механизмами и ноухау, отправилась восстанавливать столицу страны — Лиссабон.

Что же из себя представляет дворцово-монастырский комплекс Мафра? Парк, площадью 1200 га (Tapada nacional de Mafra), где раньше развлекались, охотились члены королевской семьи и португальская знать. Парк открыт для посещения за плату. Семьи диких оленей и кабанов привычны к гостям, за ними интересно наблюдать с довольно близкого расстояния. Можно посмотреть представления с участием прирученных ястребов, орлов и сов. Есть зоны для пикника

кормушки для зверей устраивают специально у тропинок…

Церковь (базилика), которая расположена по центру здания. Две колокольни имеют рекордное количество колоколов — 92! Их звон слышен за десятки километров. Когда мастера-колокольщики Фландрии получили от португальского двора заказ на изготовление, они не поверили своим ушам и попросили предоплату. Гордость Жуана была задета, и он приказал оплатить «колокольный» заказ полностью и удвоил стоимость.

в воскресенье в исторической части города всегда оживлённо…

В церкви 6 органов необыкновенной красоты и великолепного звучания. В наши дни бесподобные органные концерты Мафры являются важным культурным событием для всей страны. Исполнители — лучшие органисты мира.

Последняя реконструкция органов закончилась в 2010 году, продолжалась она 12 лет…

Внутри церковь облицована португальским белым и розовым мрамором. Узоры на полу повторяют узоры на потолке. Над основным алтарём — гигантское 4-ёх метровое распятие из яшмы. Почти все известные скульпторы Рима начала XVIII века трудились над заказом короля Португалии. Это был самый крупный единовременный иностранный заказ во все времена! Только в церкви комплекса находится 58 скульптур (Жозе Сарамаго очень красочно описывает, чего стоило доставить этих гигантов из Италии в Португалию). Облачение с золотыми нитями для служителей церкви было заказано в Генуе и Милане. Подсвечники, церковная утварь — в позолоте и из бронзы. Картины для церкви и дворца писали итальянские художники и их португальские ученики. Трудно представить во сколько же обошлось португальскому двору это предприятие под названием «Мафра»…Кроме церкви нужно было обставить всем на зависть дворец, да и 300 монахов накормить и одеть…

А мне во время воскресной службы явился ангел…иначе как объяснить свечение, исходящее от этой девушки?…

Дворец. Апартаменты короля были расположены в левом крыле дворца, королевы — в правом. На расстоянии 200 метров. Когда король решал навестить супругу, трубили в трубы…дескать, готовьтесь, король выходит…

Великолепия обстановки XVIII «золотого века» не сохранилось. В 1808 году во время нашествия наполеоновских войск на Португалию, королевский двор покинул страну и отправился в Бразилию, прихватив с собой всё самое ценное. Обратно ничего не вернулось. А во дворце и монастыре квартировали сначала французские солдаты, а потом и английские.

королевская спальня…не очень уютная, мне кажется…

Со временем дворец привели в порядок, королевский двор по прежнему сюда выезжал на охоту и праздники, устраивались приёмы для зарубежных коллег. Сейчас можно увидеть обстановку как раз XIX века. Особенно интересны залы: Дианы, Охотничий, Музыки, Игр, Открытий, Тронный…

С королевской властью в Португалии было покончено в 1910 году. Король Мануэл II отправляется в изгнание…Свою последнюю португальскую ночь он проводит в Мафре…

Монастырь. Вместо 13 монахов, как планировал Жуан V в начале, в монастыре жили 300 монахов ордена Святого Франциска. Молились, занимались сельским хозяйством, выращивали овощи, разводили фруктовый сад, ухаживали за парком, лечили людей, готовили лекарственные снадобья. До 1834 года, пока все ордена не распустили по указу королевы Марии. С тех пор в здании монастыря размещаются воннослужащие немногочисленной португальской армии.

У каждого больного была отдельная палата…

Интересно посмотреть монастырский госпиталь, аптеку с уникальной утварью, предметы монашеского быта…

Библиотека. Король Жуан V, основатель Мафры, много внимания уделял образованию, культуре и искусству. Он и основал эту великолепную библиотеку. Она — одна из самых важных библиотек Португалии и самых красивых в мире. Эмиссары Жуана были уполномочены приобретать редкие и ценные книги во всём мире. Золотые буквы на кожаных переплётах свидетельствуют о вековой мудрости и знаниях. Некоторым книгам более 500 лет.

Ну, скажите, как не сфотографироваться на фоне такого великолепия?…

Многие из них настолько ценны, что папа римский Бенедикт издал в 1754 году буллу, в которой грозил отлучением от церкви тому, кто без разрешения португальского короля возьмёт книги, включённые в специальный реестр. Философия, Право, География, Медицина, Путевые книги, Литература, Грамматика, Энциклопедия, Словари, Теология — это далеко не полный перечень разделов библиотеки. А всего там 36 тысяч томов. Кроме ответственных служащих за книгами присматривает сообщество летучих мышей! Да, да, только им под силу бороться с коварными бескрылыми букашками, которые могут уничтожить великое наследие предков…

конечно же, эти стражи умерли при исполнении служебных обязанностей…

Эпилог…17 ноября 2017 года исполнилось 300 лет с того дня, когда король Португалии Жуан V заложил первый камень для строительства скромного монастыря в местечке под названием Мафра. В силу сложившихся обстоятельств и возможностей, король изменил решение. Вместо монастыря вырос дворцово-монастырский комплекс в стиле барокко, один из самых больших в Европе. 156 лестниц, километры коридоров, 1200 помещений, 4700 окон и дверей, 29 дворов и вестибюлей…В 1910 году специальным декретом Национальный королевский дворец Мафры был объявлен музеем и открыт для посещения.

Длина фасада здания — 230 меторов

Приглашаю вас, дорогие друзья, на нашу экскурсию в город Мафра! Базилика, дворец, библиотека и монастырь стоят того, чтобы вы их увидели. А также, будет интересно прогуляться по улицам старого городка и вкусно выпить потрясающего португальского кофе с “мафровскими” сладостями! Услышать ещё больше интересных историй об удивительной стране — Португалия! Можно объединить поездку в Мафру с экскурсией по Лиссабону или экскурсией в город Обидуш. Закажите экскурсию в разделе «Мои контакты» или позвоните на телефон, Viber, WhatsApp +7 922 152 99 70

Дорогие друзья, если моя заметка показалась вам полезной — поделитесь ею с друзьями в соцсетях! Возможно, кто-то из них планирует путешествие в Португалию, и эта информация придётся кстати…

Запись опубликована автором portugaletta в рубрике О Португалии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Об авторе portugaletta

Дорогие друзья! Добро пожаловать в Португалию! Я помогу Вам организовать отдых в этой замечательной стране. Ко мне Вы можете обратиться за трансфером, экскурсией в любом городе страны, за советом в каком отеле остановиться или где вкусно поесть и по всем другим вопросам, связанным с Португалией.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]