Маятниковая миграция – тренд городской жизни

Что такое маятниковая миграция

Соответственно, в утреннее время люди, которые живут в пригородах, должны ехать на работу в центр и возвращаться обратно по вечерам. Такое явление имеет название «маятниковая миграция».

Разберемся, в чем заключаются причины ее возникновения и какими бывают последствия.

Что собой представляет

Маятниковая миграция означает регулярное передвижение людей из одной местности в другую для того, чтобы проходить обучение или на работу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Регулярность данного явления имеет полное соответствие с режимом учебной или трудовой деятельности.

Появление данного явления произошло вследствие урбанизации страны. В основе данного явления лежит несоответствие в расселении граждан и размещении производственных помещений. Самыми основными направлениями миграции является формат «село-город».

Миграция подобного формата выступает в качестве источника для создания ресурсов труда для городских условий.

Это явление обеспечивает более приемлемое и сбалансированное использование ресурсов труда в деревнях и городах.

Маятниковая миграция может создать равноценные условия для того, чтобы выбрать место для обучения по профилю или работы.

Также она может поспособствовать развитию следующих факторов:

  1. Социальной мобильности людей.
  2. Распространению городского образа жизни.
  3. Изменению соцструктуры жителей из села.
  4. Преодолению определенных отличий между деревней и городом.

Особенности

Людям свойственно тратить достаточно много времени на то, чтобы добраться до работы или до места обучения.

Это чаще всего происходит не по желанию населения, а исключительно из экономических соображений. Обычно в центрах больших городов сосредотачиваются основные источники больших заработков.

При этом, жилье стоит в этой местности намного дороже, нежели на окраинах города.

Чем больше город, чем он развитее, тем более плотным становится движение со стороны маятниковых мигрантов.

В определенной ситуации город может исчерпать собственные ресурсы, которые благоволят образованию дополнительных мест для работы.

В то же время, в пригороде появится такая возможность, поскольку там обычно и так не хватает магазинов и предприятий, которые формируют благоприятную инфраструктуру.

Движение, которое была изначально направлено в центр, в такой ситуации будет разворачиваться в обратном направлении.

Эксперты смогут наблюдать два потока, идущих навстречу друг другу – один будет направляться в центр, а второй – в пригород.

В такой ситуации полярность между спальным районом и центром города уменьшится, вследствие чего пригород сможет выступать в качестве маленького центра, который к себе притягивает рабочую силу.

Причины маятниковой миграции

В те времена, когда у людей не имелось автомобилей в большом количестве, а также электропоездов и прочих цивилизационных привилегий, граждане старались жить со своим рабочим местом, либо работать около дома.

Иного выхода у людей просто не имелось. Однако с появлением транспорта у рабочих появилась возможность проживать не в черте города, а за его пределами, и приезжать в город исключительно для того, чтобы поработать, после чего возвращаться обратно домой вечером.

Вследствие отсутствия ограничений количества рабочих людей в городе исключительно местными гражданами, у города имелось свойство – увеличиваться, расти.

Таким образом, появлялось большое количество дополнительных мест для работы, которые впоследствии занимались жителями из деревень и пригородов.

Таким способом происходили спальные районы, где были жилые дома, а организаций и компаний не имелось вовсе.

Затем города могли разрастаться вширь и ввысь, следствием чего стало возрождение огромных мегаполисов.

Данное явление стало носить массовый характер уже к началу нынешнего столетия. Это сейчас каждый человек, который живет в большом городе, знает о том, что имеется такое понятие, как маятниковая миграция.

Так обычно называется ежедневное перемещение людской массы от дома к работе или месту учебы и наоборот.

Отличием обычной миграции от маятниковой является то обстоятельство, что процесс проходит без изменения постоянного места жительства. При этом, данное явление не может оказать влияния на численность населения в области в целом.

Видео: Интервью

Примеры

Самым явным примером маятниковой миграции является стандартная ситуация, когда большая масса людей утром следует на работу из одного пригорода или деревни в другой город.

Это происходит в каждом маленьком или крупном городе, который имеет муниципальные районы.

Также к маятниковой миграции относится вахтовый метод работы. В этом случае люди выезжают из одного города в другой для того, чтобы отработать в нем определенный период времени.

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы – вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.п.

Еще одним примером такого типа миграции является переезд на учебу в другой город или государство.

В первой ситуации все происходит просто – студент обучается определенный срок, после чего возвращается на свое прежнее место жительства для прохождения работы. Особенно это касается обучения по целевому направлению.

Читайте, где взять реквизиты министерства занятости труда и миграции Саратовской области .

Эмиграция в Финляндию беженцем. Подробнее тут.

Проблемы

Самой главной проблемой маятниковой миграции является:

  • Отсутствие для некоторых граждан удобств при перемещении из одного населенного пункта в другой. Транспортная развязка не в каждом регионе России является удобной, и вследствие этого у граждан нет возможности в минимальные сроки добраться до рабочего места. Из-за этого люди опаздывают на рабочее место и у них появляются новые проблемы – с руководящим составом.
  • Также люди не всегда могут найти хорошее рабочее место из-за собственной неготовности к переезду на новое место или в той ситуации, когда работа находится слишком далеко от дома при отсутствии автомобиля. Обычно в таких ситуациях работодателями выделяются специальные места в общежитиях для своих работников, однако, далеко не в каждом предприятии это используется.
  • И одной из самых важных проблем для российских граждан при маятниковой миграции является огромное количество потраченных денег на проезд. Если на работе имеется специальная вахтовая развозка, то в этом случае людям не на что жаловаться – никаких затрат и все происходит вовремя. Но при наличии собственного транспорта большой процент от суммы заработка уходит именно на бензин или другой тип топлива.
  • К последней проблеме приплюсовывается еще одна дополнительная. Если производится на работе развозка, то человек, как правило, теряет больше времени, потому что транспорт не очень быстрый, причем он по пути делает остановки для других людей. Зато нет трат на топливо. Когда же человек имеет свой автомобиль, то он тратит меньше времени, но намного больше денег.

Преимущества и недостатки

В общем и целом, маятниковая миграция является достаточно положительным явлением, потому что оно может приводить к росту городов и их развитию.

Она может позволить распределять трудовые ресурсы в черте одного региона, при этом население будет обеспечено дополнительными рабочими местами, в то время как на производстве появятся новые сотрудники.

При этом стоит помнить, что когда поток мигрантов превысит дорожную пропускную способность, все преимущества померкнут перед недостатками.

В этом случае вместо радости за возможность работы в центре города у людей появится раздражение за то, что гражданам придется огромное количество времени проводить в пути.

Данная картина не является ни для кого новинкой – более того, она очень хорошо знакома любому жителю мегаполиса.

То время, которое остается от сна и работы, людям придется проводить в пробках. Они будут ухудшать общую экологическую обстановку в области, при этом они будут сказываться отрицательно на общем функциональном состоянии населения.

Самым важным условием для обеспечения удобной жизни в мегаполисе является наличие в городе достаточно хорошей инфраструктуры. Сюда относится наличие хороших дорожных развязок, а также большого количества веток для общественного транспорта.

При их отсутствии в населенном пункте будет серьезно загрязнена атмосфера, а люди будут находиться в постоянном стрессовом состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В настоящее время большое количество людей принимают участие в маятниковой миграции. С точки зрения экономики это несет положительный эффект, поскольку большое количество средств тратится на обеспечение отличных дорог в городе и развитие инфраструктуры в целом.

Открываются новые предприятия, магазины, создаются дополнительные рабочие места и жилые площади.

Что же касается экологии, то здесь все не так хорошо. Выбросы химических веществ с заводов, от автомобилей – все это не может благоприятно сказаться на общем экологическом состоянии в городе. Работа в каждом российском городе над этим ведется, но не в каждом из них она успешна.

Без маятниковой миграции сегодня в России обойтись сложно – невозможно найти такой город, в котором каждый человек жил в непосредственной близости от работы.

Смотрите, как переехать в Польшу на ПМЖ из России.

Список профессий для эмиграции в Испанию. Подробнее тут.

О трудовой миграции в России. Узнайте далее.

Это явление носит определенные положительные и отрицательные особенности, но в целом больше оно приносит больше позитива – города застраиваются, у людей появляется возможность больше зарабатывать, процент безработицы снижается.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Особенности маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.
Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.


Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Российская статистика миграции

Проезд не только в общественном транспорте, но и затраты на бензин составляют достаточно большую часть семейного бюджета. Как показывает статистика, около 15% заработной платы уходит именно на эти расходы. Бывают случаи, когда эта цифра достигает и 30%. Довольно сложно отследить и исследовать подобную проблему.

Что собой представляет

Маятниковые миграции населения – это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.


Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

ГИС-обработка микро-данных

В настоящей работе использовались авторские микро-данные по 60% населения Московской области (МО) за 2001 году. Эти данные были сформированы путем слияния информации из обнаруженных в открытом интернет-доступе баз данных (БД) пенсионного фонда РФ, налоговой службы и реестров по российским фирмам и компаниям (Шитова, 2008). При сшивании данных по ИНН работодателя каждая запись содержит данные места жительства (МЖ) и трудоустройства (МТ) параллельно с индивидуальными характеристиками работника (ХР: годовой доход, возраст и пол) и нанимателя (ХН: род деятельности, форма собственности, капитал и т.д.). В результате была получена БД второго уровня, содержащая около миллиона записей в виде:

МТМ(МТ, МЖ, ХР, ХН) 1)

Затем, используя ГИС «Яндекс.Карты» (https://api.yandex.ru/maps), для каждого МТМ (1) реконструировались маршруты от дома до работы. При этом пути МТМ восстанавливались с привязкой к автомобильным дорогам Подмосковья (транспортной сети):

МАРШРУТ(X1,X2,…XN) = ГИС(МЖ,МТ) 2)

где XI – набор данных по сегментам дороги от МЖ до МТ. Расширенная информация по процедуре обработки данных представлена в работе (Шитова, Шитов, 2012). В итоге была получена БД третьего уровня, состоящая из почти 0.8 млн. записей (эффективность программной ГИС-реконструкции оказалась равной 80%) вида:

МТМ(ХР, ХН,ПУТЬ) = МТМ(ХР, ХН,D,T. ) 3)

где D и T –время и расстояние поездок дом-работа маятниковых трудовых мигрантов Московской области соответственно.

В БД (3) третьего уровня содержатся уникальные данные об МТМ Московской области, а ее анализ по пространственному (выявление картин передвижения работников) и аналитическому (исследования индивидуальных параметров мигрантов) подходам будет детально обсуждаться в следующих разделах.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени. Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне. Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию. Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий.

Карты маятниковой трудовой миграции Подмосковья

Для ГИС-визуализации паттернов перемещений МТМ в разрезе подмосковных районов по имеющейся БД для каждого района определялись: количество жителей, работающих в своем регионе NРЕГ; количество жителей района, работающих в Москве NМОС и других районах Подмосковья NМО; число приезжающих в район на работу жителей из других подмосковных районов NИЗМО. Миграционные потоки в процентном исчислении исчислялись по отношению к работоспособному населению районов РН, данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1 — Перемещения маятниковых трудовых мигрантов Подмосковья в 2001 г.

Читайте также: «Быть ли путешествию?»: когда откроют Вьетнам для русских в 2021 году – последние новости и прогнозы властей

Картина исходящей маятниковой миграции в разрезе районов представлена на Рис.1.

Рисунок 1 МТМ из районов Подмосковья в 2001 г.

(NМОС + NМО)/NРЕГ (расчеты по данным Таблицы 1).

Из него видно радиальное увеличение интенсивности МТМ при приближении к Москве, обнаруженное и количественно оцененное нами в предыдущих исследованиях (Шитова, 2006), а теперь подтверждающееся и ГИС-анализом.

Отдельный интерес представляет межрайонная маятниковая трудовая миграция ММТМ, в которую вовлечены жители, живущие и работающие в разных районах Подмосковья. Паттерн ММТМ представлен на Рис.2.

Из Рис.2 видно, что положительный баланс (отток ММТМ) характерен для районов, наиболее удаленных от центра. А отрицательный баланс (приток ММТМ) наблюдается в районах среднего пояса Подмосковья. Это означает, что часть жителей районов, удаленных от Москвы более чем на 50-70 км за пределами часовой доступности, едут работать в районы среднего пояса с целью снижения временных и транспортных издержек. Эта гипотеза также выдвигалась нами в ходе предыдущих исследований, а теперь подтверждается в ходе ГИС-визуализации микро-данных.

Рисунок 2 Разница между исходящей и входящей ММТМ Подмосковья в 2001.г.

(NМО – NИЗМО)/NРЕГ (данные Табл.1).

От качественного пространственного ГИС-анализа перейдем к количественным оценкам индивидуальных характеристик маятниковых трудовых мигрантов.

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30% от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная. Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно. Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы. Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11% от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Введение

Актуальность исследований маятниковой трудовой миграции (МТМ) неразрывно связана с необходимостью контроля трудовой мобильности населения и управления этим процессом. Мониторинг и управление трудовыми ресурсами – важнейшая задача, от которой зависит эффективное экономическое развитие региона. Дефицит трудовых кадров в последнее время превратился в реальную проблему, и тормозит развитие регионов, при этом работники дефицитных специальностей и составляют основу маятниковых трудовых мигрантов. Не вызывает сомнений тот факт, что амплитуда и интенсивность маятниковых перемещений работников в современных крупных агломерациях оказывает существенное макро-влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе, что показали, в том числе, и серии наших исследований этого процесса (Шитова, 2006; Шитова, Шитов, 2008).
В данном исследовании предлагается новаторский подход к анализ МТМ, базирующийся на применении ГИС-систем обработки данных. В таком подходе получается новая уникальная ГИС-информация, комбинированный анализ которой в связке с другой информацией по маятниковым трудовым мигрантам позволяет достичь нового качественного уровня для решения прикладных и теоретических задач по МТМ.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть. Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям. Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян. Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию. Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов. По мере увеличения потребительского спроса, рождаемого притоком сельского населения, открываются новые торговые центры, развлекательные учреждения, строятся новые современные жилые массивы.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе

Ежедневно около 1 млн жителей Подмосковья направляются на работу в Москву. При этом «районы выбытия» несут ущерб – теряют перспективные трудовые ресурсы, а контраст между уровнями жизни в центре и на периферии столичного региона растет. Сетевой журнал НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» изучил челночные перемещения жителей Подмосковья между местом работы и домом

Нестоличные труженики-невидимки

«К маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый трудоспособный житель Подмосковья», – подсчитали профессор и доцент кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Юлия и Юрий Шитовы. Их материал «Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе» в свежем номере журнала Института демографии НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly » представляет собой коллективный портрет людей, регулярно передвигающихся между областью и столицей ради работы, учебы и лучшей жизни.

Маятниковые мигранты, подчеркивают авторы статьи, – обычное явление в условиях, когда столица из «точечного» города превращается в агломерацию: расширяет территории и включает в орбиту своего влияния другие города. Челночные перемещения трудовых мигрантов при этом играют некую структурообразующую роль – укрепляют связи между центром и периферией.

Вместе с тем, отмечают исследователи, из-за оттока людей «золотого» трудового возраста – 25-40 лет – периферия утрачивает самостоятельность и превращается в придаток центра. Да и проблема теневых зарплат становится все острее.

Одна из главных сложностей переписи маятниковых мигрантов в том, что многие из них не склонны раскрывать свой статус, поэтому в этой математике неизбежно возникают погрешности. Авторы работы опирались в расчетах на данные научных исследований, начиная с 1961 года, а также на муниципальные документы и публикации журналистов. Эту информацию подкрепляли документы, не предназначенные для широкой аудитории, например, базы данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда и пр. В результате сравнения подсчетов «ежедневный пассажиропоток центр-область был оценен на уровне 0,9-1,2 млн человек, что близко к оценкам других авторов», отмечают Юлия и Юрий Шитовы.

Законы «маятника»

При быстром росте города чрезмерная плотность населения входит в противоречие с дальнейшим ростом производительности. Территориальные возможности для расширения производства ограничены, транспорт перегружен, а условия жизни становятся все хуже «из-за скученности, дороговизны, загрязнения воздуха и шума», отмечают исследователи. В результате город начинает расти экстенсивно – «захватывает» все новые территории и трансформируется в агломерацию.

Такие «укрупненные» города становятся более эффективным механизмом концентрации производства и населения и притягивают маятниковых мигрантов. Однако регионы-«доноры» рабочей силы при этом проигрывают. «Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни центральных и периферийных районов, которые ведут к территориальному дисбалансу экономики региона», – подчеркивают исследователи.

Авторы работы выделили ряд закономерностей регулярных перемещений жителей области в столицу:

  • Приток маятниковых мигрантов из Подмосковья в Москву всегда превышал движение в обратную сторону;
  • Самые длительные и дальние ежедневные поездки совершают люди 22-30 лет;
  • Из районов с низким качеством жизни «маятниковые» потоки всегда шире;
  • Около 3% жителей Московской области, работающих в столице, переезжают жить в Москву;
  • Декларированные доходы маятниковых мигрантов существенно меньше реальных. В 2001 году общий объем их теневой зарплаты, по расчетам исследователей, составил 20-30 млрд рублей.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Женщины ездят столько же, хотя зарабатывают меньше

Основную долю маятниковых мигрантов составляют люди наиболее эффективного трудового возраста – от 25 до 40 лет, отмечают исследователи (рис. 2). В старшем возрасте трудно проявлять подобную мобильность. Большая часть жителей Подмосковья в возрасте 40-60 лет работает в своем городе.

Рисунок 2. Возрастные и гендерные профили жителей Московской области (МО), а также МТМ в 2001 году.

Авторы работы акцентируют, что возрастные профили мужчин и женщин, участвующих в челночных передвижениях, почти не отличаются.

В среднем маятниковые мигранты Подмосковья проезжают 50 км, проводя в дороге около часа в одну сторону. Шитовы конкретизируют: «Было установлено равенство женщин и мужчин в отношении длительности и длины маятниковых поездок, хотя оплата труда женщин почти на 20% ниже оплаты труда мужчин».

В работе исследован и квалификационный аспект миграции. «Высококвалифицированные работники с высокими зарплатами ездят в среднем дальше и дольше», – пишут авторы статьи.

Маятниковая миграция обескровила периферию

Интегральный показатель качества жизни региона рассчитывался на основе 25 базовых показателей его социально-экономического положения, таких, как: финансы и инвестиции, индустрия, сельское хозяйство и услуги, доходы населения, демография, экология, социальная сфера и ЖКХ. «Качество жизни районов Подмосковья снижается по мере удаления от центра, – констатируют исследователи, – и центростремительная маятниковая трудовая миграция является существенным фактором влияния» (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость интегрального показателя качества жизни в районах Подмосковья, в зависимости от расстояния до Москвы в км (горизонтальная шкала) в 2009 году.

Вместе с тем, очевидно, что отток работников «золотого возраста» (25-40 лет) вызывает проблемы на локальном рынке труда, подчеркивают авторы работы. Так, дефицит возникает именно в тех специальностях, которыми обладают маятниковые трудовые мигранты.

Карта потоков маятниковых мигрантов неразрывно связана с пространственными картинами зарплат, рынка жилья и транспортом.

«Картина дифференциации зарплат отражает центробежные тенденции распределения доходов в Московской области, – пишут Юлия и Юрий Шитовы. – Заработная плата концентрируется в близких к Москве городах и районах и “утекает” из удаленных районов».

Примечательно, что границей «нулевого эффекта» оказывается зона в радиусе 50 км от Москвы. Работники районов, расположенных внутри этого кольца, оказываются в более выигрышном положении (эффект близости к мегаполису), чем жители отдаленных районов.

На рынке жилья Подмосковья был установлен «устойчивый радиальный градиент снижения стоимости жилья при удалении от центра к периферии».

В результате количественного сопоставления всех факторов авторы работы установили, что «разрыв зарплат между центром и районами (избыточный доход маятниковых трудовых мигрантов) в сочетании с выгодой от проживания в районе вместо центра в количественном выражении соотносим с издержками – временными и имущественными – маятниковых мигрантов на дорогу дом – работа».

Этот баланс, по словам исследователей, «подтверждает динамическое равновесие на рынке труда в плане мобильности рабочей силы».

Правительство Москвы нашло пути решения проблемы «маятниковой миграции»

Два-три часа в день жители многих крупных городов не работают и не отдыхают. Они едут – на работу или с работы, на общественном или на своем транспорте. Для Москвы это серьезная проблема. Как она решается? Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге ответил на этот вопрос.

Фото: Префектура Зеленоградского административного округа Префектура Зеленоградского административного округа

Зачем мы спешим?

Во многих мегаполисах мира есть проблема: места работы, социального обеспечения, культуры, спорта и отдыха расположены далеко от мест жительства. Это вызывает так называемую маятниковую миграцию: утром горожане торопятся на работу, вечером – с работы. В Москве такая ситуация еще несколько лет назад была нормой. С утра более 3,5 миллиона человек стремились в центр города, вечером – обратно.

Можно и не спешить

В качестве первых мер правительство Москвы резко ограничило строительство в центре, расторгло сотни инвестиционных контрактов. Ресурсы застройщиков направили за пределы Третьего транспортного кольца (ТТК). За восемь лет около 15 млн кв. м коммерческих площадей – производств, офисов, торговых и развлекательных объектов – построено за пределами центра: в заброшенных ранее промзонах, Новой Москве и других удаленных районах. Это дало двойной эффект: жители окраин получили в шаговой доступности не только услуги, но и новые рабочие места.

Ситуацию удалось развернуть. Если восемь лет назад в центре города было сосредоточено более 40% рабочих мест, то в 2019 году этот показатель составляет уже 35%. Цифры еще невелики, но вектор поменялся. Почти во всех районах Москвы уровень обеспеченности работой вырос.

В Зеленограде проблема маятниковой миграции также существует, причем в двух формах.

Первая – ежедневное перемещение более чем 30 тысяч зеленоградцев в центр Москвы, к местам работы и учебы, и обратно.

Второй зеленоградский «маятник» носит локальный характер, но для округа также представляет существенную проблему. Сложилось так, что все крупные научно-промышленные предприятия Зеленограда и самые удобные транспортные линии до Москвы расположены в «старом» городе, к северо-востоку от железной дороги, а самый большой жилой массив – район Крюково, где проживает почти половина населения округа, – по другую сторону, к юго-западу от ОЖД. В 80-е годы прошлого века здесь началось строительство Центра информатики и электроники, который должен был обеспечить работой жителей района. Но в годы перестройки проект остановили. А Крюково продолжает расти, строятся новые микрорайоны.

При этом старая и новая части города связаны только двумя автомобильными мостами. В часы пик их пропускной способности не хватает. Узкое Пятницкое шоссе тоже не может принять сразу всех желающих попасть в центр города. В результате по утрам, когда район одновременно покидает большое количество автомобилей, имеются серьезные затруднения движения на выезде из Крюково.

Частично решить проблему поможет строительство двух новых связок – эстакады в районе Малино и тоннеля под железной дорогой в районе Алабушево. Такие проекты есть, хотя конкретные сроки их осуществления пока не названы.

По ходу развития площадки «Алабушево» Технополиса «Москва» создаются новые рабочие места в черте Зеленограда. В перспективе это должно сократить миграцию в центр города. Но в целом вопрос для округа, а особенно для района Крюково, остается актуальным.

За пределами Третьего транспортного кольца все еще ощущается дефицит рабочих мест. Маятниковая миграция по-прежнему остается проблемой, что хорошо видно на примере Зеленограда.

Чтобы радикально изменить ситуацию, правительство Москвы предпринимает новые меры. Вводятся финансовые льготы для инвесторов, создающих рабочие места в отдаленных районах.

В Москве уже много лет строительство или реконструкция коммерческих зданий облагается повышенными сборами. А именно: в первый год пользования земельным участком застройщик обязан внести в бюджет дополнительный платеж. Его размер составляет от 5 до 80% кадастровой стоимости, в зависимости от плотности застройки.

Правительство Москвы приняло решение отменить этот платеж на коммерческие здания, расположенные за пределами ТТК (это не касается строительства жилья или апартаментов).

Льгота, по оценкам экспертов, снизит себестоимость строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения на 8-10%. За счет этого освоение бывших промзон или пустующих территорий на окраинах города становится рентабельным. В «спальных» районах появятся офисы, магазины, производства, где смогут работать местные жители.

Бюджет города при этом ничего не потеряет. Деньги вернутся в результате оживления бизнеса в новых офисах и магазинах.

А москвичи получат прямую выгоду. Рабочие места вблизи от дома – это существенная экономия времени. Посчитайте: даже 20 сэкономленных минут в течение рабочего дня складываются в три дня за год. Уменьшение поездок на своем или общественном транспорте улучшит не только транспортную ситуацию, но и экологическую обстановку.

Хватит ездить в центр

Маятниковая миграция, когда с утра жители окраин едут на работу в центр, а вечером обратно, — огромная проблема Москвы. Мэрия предложила девелоперам новую льготную программу — финансовые уступки в обмен на строительство офисных или производственных помещений за пределами ТТК или МКАД

Хватит ездить в центр

Ежегодно Москва тратит около 0,5 трлн рублей на развитие транспортной инфраструктуры. Колоссальные бюджетные деньги направлены на решение одной задачи — снижение загруженности автодорог мегаполиса. Но пробки — это не только московская проблема. Любой сверхкрупный город с населением от 10–15 млн человек сталкивается с проблемой маятниковой миграции, которая ежедневно перегружает центр города, транспорт, дороги.

По словам руководителя отдела геоурбанистики и пространственной демографии Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Вадима Безвербного, сам город, а в особенности его центр, превалирует над окраинами города и Московской областью в целом в плане мест приложения труда. Это вынуждает людей ежедневно использовать общественный и личный транспорт, чтобы проделывать путь до офисных зданий, расположенных преимущественно в центре, а вечером уезжать обратно.

С этим тезисом согласен и сотрудник Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского Василий Бабуров. Говоря об этой проблеме, считает он, надо понимать, что фактическая территория Москвы выходит далеко за пределы МКАД и охватывает всю срединную часть Московской области в пределах ЦКАД. «Учитывая традиционную, до сих пор не преодоленную слабость транспортной инфраструктуры (прежде всего недостаточную плотность улично-дорожной сети), суточные колебания численности людей в центральной части Большой Москвы, где плотность рабочих мест максимальна, все это создает ударные нагрузки на городскую инфраструктуру», — отметил Василий Бабуров.

При этом Вадим Безвербный уточнил, что несоразмерное развитие самой Москвы видно даже по заработкам местных жителей. «Я недавно делал исследование, и у нас по районам Москвы наблюдается колоссальная разница по средней зарплате среди постоянно зарегистрированных жителей, — объясняет ученый. — Скажем, если на Юго-Востоке это 35–40 тысяч рублей, то на Юго-Западе — 70–80 тысяч».

Оба собеседника «Эксперта» согласились с тем, что для решения этой проблемы в столице должны появиться новые точки развития, которые могли бы поспособствовать более высокой занятости местного населения и избавить их от необходимости любой ценой работать в центре города. Причем решить ее одним только строительством новых станций метро и уплотнением улично-дорожной сети не удастся.

Все назад

 Цель введения механизма стимулирования создания новых рабочих мест

В столичном правительстве тоже понимают, что только лишь вкладываясь в развитие транспортной инфраструктуры, создавая и расширяя дороги и вводя в эксплуатацию новые станции метро, ослабить маятниковую миграцию удастся не в полной мере. Поэтому проблема маятниковой миграции в больших мегаполисах, в том числе по мнению многих зарубежных экспертов, не может быть решена только за счет развития транспортной инфраструктуры. Это должен быть комплексный подход, включающий в себя и развитие транспортного каркаса города, и трансформацию и переоснащение общественного транспорта, и применение современных цифровых технологий управления городскими потоками, а также стимулирование участников экономической деятельности к созданию точек притяжения и рабочих мест в периферийных районах города. Именно поэтому мэрия Москвы, последовательно двигаясь в решении этой задачи (ранее были отменены платежи для застройщиков за изменение вида разрешенного использования участка — ВРИ — при создании объектов промышленного и офисного назначения), запустила новую программу, суть которой в дополнительном стимулировании бизнеса к созданию мест приложения труда за пределами ТТК.

Девелоперы, взявшие на себя обязательство создать новые рабочие места за пределами ТТК, построив там офисный центр или промышленную площадку, могут получить льготу от правительства на изменение ВРИ при строительстве многоквартирных домов в черте города. Изменение статуса ВРИ — крайне сложная и дорогостоящая операция для девелопера, и такая льгота — мощный стимул.

За счет такого механизма город решил уменьшить для девелоперов финансовую нагрузку при строительстве жилья, но взамен требует создать новые места приложения труда в тех частях города, которые имеют дисбаланс в обеспеченности местами приложения труда. То есть люди получат рабочие места непосредственно в районах проживания.

«При участии в программе каждый девелопер сможет получить льготу на изменение ВРИ при условии инвестирования эквивалентной льготе суммы в строительство другого объекта — офиса или промышленного производства за пределами ТТК, — объяснил глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. — Объект будет находиться в собственности инвестора, поэтому с его реализации в будущем можно будет получать доход. Важно отметить, что застройщики, которые уже начали реализовывать проекты строительства многоквартирных домов, тоже могут войти в эту программу».

Предложенная столичным правительством льгота составляет довольно существенную сумму и, по сути, может стать решающим фактором при принятии инвестором окончательного решения об участии в том или ином строительном проекте, говорит исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Денис Новиков. «Для проектов офисной и промышленной недвижимости она может достигать до 30 процентов инвестиций в проект, расположенный в пределах ТТК и МКАД, и до 50 процентов — за пределами МКАД, — рассуждает он. — Получение льготы позволяет улучшить финансовые показатели и экономическую модель проекта».

Один из столичных застройщиков — ГК «Пионер» — уже успел воспользоваться предложением правительства Москвы. Он планирует создать в Бутырском районе офисный комплекс «Останкино бизнес-парк», площадь первой очереди которого составит 46 тыс. квадратных метров. А в соответствии со вторым соглашением ГК «Пионер» построит торгово-офисный центр в составе ТПУ «Ботанический сад» в районе Ростокино площадью 36,8 тыс. квадратных метров. Суммарные инвестиции в два проекта составят около 4,6 млрд рублей, по предложенной правительством льготе компания сэкономит порядка 1,6 млрд рублей.

Не стоять на месте

В беседе с «Экспертом» председатель совета Клуба инвесторов Москвы, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Олег Сорока рассказал, что льгота будет мощным дополнительным стимулом и драйвером к созданию объектов офисного и промышленного назначения за пределами ТТК, многие компании, имеющие в своем портфеле достаточный земельный банк площадок административного и производственного назначения, уже начинают пересматривать свои стратегические планы. Кроме того, некоторые компании начали пересматривать планы стратегического развития с точки зрения диверсификации портфелей и продуктов, обратив внимание на проекты административно-офисного и производственного назначения.

По словам Олега Сороки, для бизнес-сообщества новые меры стимулирования выгодны по двум направлениям: экономический эффект и диверсификация бизнеса. Если говорить об экономии, то в данном случае уменьшение прямых финансовых затрат при реализации жилых проектов в рамках группы компаний дает возможность эту экономию перенаправить на проект промышленного или офисного назначения, улучшив тем самым финансовые показатели проектов, если смотреть на них консолидированно. Говоря о диверсификации, г-н Сорока отметил, что основные девелоперы столицы уже давно не реализуют проекты точечной застройки, а следуют общепринятой идеологии комплексной и дифференцированной застройки больших территорий, когда в рамках микрорайона либо квартала строится как жилая недвижимость с сопутствующей социальной, транспортной и иной инфраструктурой, так и недвижимость многофункционального коммерческого и промышленного назначения, создающая новые рабочие места. Сегодня доля такой недвижимости в общем портфеле проектов составляет до 25–30%.

«Мы прекрасно понимаем, что основная задача при комплексном развития больших территорий — создание не только современного, комфортного, высокотехнологичного и безопасного жилого фонда с сопутствующей инфраструктурой, но и мест приложения труда, тоже соответствующих современным стандартам и требованиям потребителя. При том что маржинальность объектов коммерческого и промышленного назначения довольно низкая. Меры стимулирования как раз и позволяют выровнять экономический дисбаланс этих проектов и перенаправить инвестиции».

Создать инструментарий и заинтересовать конечных потребителей (пользователей офисных площадей) перебазировать свои компании за пределы ТТК — большой вызов для города. Сейчас многие компании предъявляют высокие требования к классу офисной и производственной недвижимости. «Качество должно быть сопоставимо с уровнем, например, объектов “Москва-сити”», — говорит Олег Сорока.

Обратная сторона качества — дороговизна проектов. «Поэтому мы должны будем вложиться, сделать достаточные инвестиции, чтобы новые коммерческие объекты за пределами ТТК смогли создать достойную конкуренцию существующим в городе офисным объектам в пределах ТТК. Это будет чрезвычайно сложная задача, но с теми мерами поддержки и стимулирования, которые предоставлены городом, уверен, что выполнимая», — рассуждает Олег Сорока.

Тем не менее некоторые собеседники «Эксперта» заметили, что в нынешних условиях очень заметно меняется структура спроса на коммерческую недвижимость, и при дальнейшей реализации льготной программы это следует учитывать.

Так, Денис Новиков говорит, что в ходе пандемии значительно упал спрос на аренду офисов, но, когда коронавирус удастся победить, в перспективе полутора-трех лет произойдет восстановление рынка коммерческой недвижимости. Поэтому в целом сейчас самое удачное время для запуска новых проектов, учитывая длительность строительного цикла. «Это позволит ввести объекты коммерческой недвижимости к тому моменту, когда спрос на них вернется к пиковым значениям. Необходимо отметить, что нынешний кризис имеет свои особенности. Он потребует переосмысления офисных пространств, учитывающих удаленную работу и создание дополнительных “объединяющих” пространств», — подчеркнул г-н Новиков.

С этим мнением согласился и управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров. В разговоре с «Экспертом» он отметил, что в том числе из-за пандемии восприятие рабочего пространства изменилось в мировом масштабе и преимущества гибких офисных пространств вроде тех же коворкингов стали еще очевиднее. Причем в плане снижения маятниковой миграции новые офисные пространства за пределами ТТК, расположенные в разных районах города, могут быть очень востребованы среди местных жителей.

«Коворкинги у дома — это уже практически необходимость современных реалий, и мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы развивать это направление, — говорит г-н Аллаяров. — На наш взгляд, тенденция размещения рабочих пространств в жилых кварталах будет так же логична с точки зрения инфраструктуры, как аптеки, магазины, фитнесы и прочее».

Ирек Аллаяров отметил, что его компания уже ведет переговоры с несколькими девелоперами и рассчитывает, что в ближайшей перспективе будет запущено несколько таких площадок. По площади они будут меньше традиционных коворкинг-площадок, от 500 до 1000 квадратных метров.

Потребности в коворкингах есть и у промышленников, добавляет Александр Прохоров «Мы сейчас видим запрос в Москве на предоставление земельных участков под строительство так называемых промышленных апартаментов. Когда инвестор готов вкладываться и строить не под конкретное производство, а своего рода сборную конструкцию, которая может менять конфигурацию под запросы предприятий. Мы видим в этом новый вид бизнеса, хотя на Западе такие формы существуют довольно давно. По этому пути идет и московская промышленность. Минимизация и компактизация производства — новый тренд. Мы видим спрос на промышленные апартаменты в Москве и поддерживаем его».

Программу нужно расширить

Одна из проблем предложенной правительством Москвы программы в том, что она не распространяется на складские помещения или логистические центры, которые в ближайшее время могут органично интегрироваться в инфраструктуру столичных районов за пределами ТТК, если учесть стремительное развитие интернет-торговли и всевозможных служб доставки товаров, случившееся на фоне пандемии.

«Эта программа не распространяется на складские помещения или логистические центры. Я не могу однозначно сказать, как бы восприняли включение в такую инвестиционную программу представители этой отрасли, но в целом сейчас мы видим, что переход на интернет-торговлю привел к пиковому спросу на складскую недвижимость», — говорит Денис Новиков.

Косвенно этот тезис подтвердил управляющий фондом «ПНК Девелопмент» и инвестиционной стратегией PNK rental Дмитрий Пилевин. Он отметил, что в течение всего 2020 года компания заключала сделки продажи и аренды индустриальных зданий, в том числе очень крупные, заметные для российского рынка. С этой точки зрения рынок индустриальной недвижимости показал стабильность спроса даже в тот период, когда по тем же офисам наблюдался заметный его провал.

«Среди компаний, для которых мы строим или уже построили промышленные объекты, и ритейлеры, и дистрибьюторские, логистические компании, и производители. Как показал 2020 год, индустриальная недвижимость остается востребованной при любых внешних условиях, ведь население необходимо обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости», — подчеркнул Дмитрий Пилевин.

Урбанисты, с которыми побеседовал «Эксперт», тоже считают, что городу нужны не только традиционные площадки. Так, Василий Бабуров из Высшей школы урбанистики пояснил, что городу нужны невредные производства и торговые предприятия, которые должны располагаться на нижних уровнях и в корпусах, выходящих на оживленные дороги, а само жилье — в глубине кварталов.

Причем все эти места приложения труда за редким исключением должны располагаться максимально близко к жилым домам. То есть новое строительство и реконструкция существующих зданий должны приводить к появлению максимально многофункциональных объектов.

Такой опыт уже есть у ГК «Пионер». Представители компании рассказали «Эксперту», что несколько лет назад в Митине был построен комплекс, сочетающий в себе апарт-отель и бизнес-центр. А в составе ТПУ «Технопарк» сейчас завершается строительство МФК, в котором будут торговая галерея, офисы и апарт-отель.

Проблемы маятниковой миграции

Дубейко, И. В. Проблемы маятниковой миграции / И. В. Дубейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11089/ (дата обращения: 06.02.2022).

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Что такое маятниковая миграция

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Главным направлением миграции на сегодняшний день является тип «город-село». Миграция этого типа является источником для формирования трудовых ресурсов в городских условиях. Такое явление также способно обеспечить сбалансированное и приемлемое использование трудовых ресурсов в крупных городах и деревенской местности.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

В качестве отличия маятниковые миграции от обычной является обстоятельство, по которому процесс протекает без смены ПМЖ. Это явление не оказывает никакого влияния на изменение численности населения.

Видео: Новости

Примеры

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Смотрите, как стать на персонифицированный учет в пенсионном фонде.

Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Проблемы

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

В каждом российском регионе над этим ведется плодотворная работа, однако далеко не в каждом из них она является успешной.

Читайте, о повышение пенсии с 1 января 2020 года.

Какая пенсия по уходу за ребенком инвалидом? Ответ здесь.

Сроки выплаты пенсии военным пенсионерам. Написано в статье.

Примеров для проявления маятниковой миграции, как видно, достаточно много. Современные проблемы маятниковой миграции не слишком серьезны, и в России уверены в том, что они в ближайшее время потеряют свою актуальность. Это связанно с тем, что в ГУВМ МВД активно занимаются решением данных вопросов и делают все возможное для упразднения всех имеющихся проблем.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]