Аэрофобия: как избавиться от страха летать
Аэрофобия — это боязнь полетов. По статистике , свыше 85% авиапассажиров испытывают дискомфорт перед полетом, 20% страдают фобией, а около 10% людей вообще не способны преодолеть свой страх и отказываются от авиаперелетов. Как избавиться от страха летать, что делать при возникновении панической атаки на борту самолета и как поддержать организм перед полетом — разбираемся в этой статье.
В 32 года летных часов у меня очень много. Летать мне приходилось не то что часто, а очень часто, бывало до 10−15 перелетов в месяц. И мне «везёт» — паникеров я встречаю каждый третий перелет, впору уже книгу писать про виды панических атак на борту. Например, однажды в перелете из Азии в Москву моей соседкой оказалась женщина, которая все 9 часов читала вслух (!) Библию, иногда очень громко — ей психотерапевт посоветовал. Но это, конечно, особый случай. Чаще всё происходит более тривиально.
Случай панической атаки в самолете
Летела я однажды из Рима в Москву. Полет занимает около четырёх часов. Где-то на половине пути неожиданно случилась паника среди пассажиров и послышались громкие крики из хвоста самолета. Стюардессы забегали, запросили врача среди пассажиров. На минут пятнадцать все затихло, врача нашли, уж не знаю, какой специализации, но источник шумихи вскоре перевели в бизнес-класс и усадили на первый пустующий ряд прямо передо мной. Женщина 48 лет тихо охала и причитала, что у неё инфаркт, пока персонал искал аспирин у пассажиров, обговаривал с врачом необходимость срочной посадки.
За пару минут я выяснила много интересного. Например, что женщина дико боится летать, все её перелёты на пальцах пересчитать можно, но так плохо ей стало впервые. Началось все внезапно — резко поплохело, появилась боль в грудине, тошнота, озноб, стало невозможно сделать полноценный вдох. При этом её состояние было стабильным, за 20−30 минут не ухудшилось. Лицо женщины выглядело очень истощенным, этакая болезненная худоба, явный гипокортицизм. Также она пожаловалась на сильные приливы с пару месяцев, но чтоб с сердцем были проблемы — да никогда! Астения, слабость — ее верные спутники. Женщина очень тревожна по жизни. Расспрашиваю её обо всем, и вижу — она оживилась немного. Радость, говорит, у неё одна — дочь, которая в Риме живет с мужем, недавно родила внучку, летала к ним погостить на пару месяцев. Спрашиваю про внучку, как назвали, какого цвета глаза, волосы, хорошо ли спит — всякую ерунду в общем спрашиваю, намерено, конечно. А женщине все лучше и лучше. Спрашиваю про мужа, про работу, в детали её углубляю по-максимуму. Минут пять прошло с нашей беседы, а говорит она уже без одышки, даже тональность изменилась. Ну думаю, сейчас вообще тебя вылечу, мать!
Я была беременна второй раз, и на всякий случай (если вдруг затошнит) подготовила для полёта кусочки имбиря. Открыла я баночку, дала ей кусочек имбиря, говорю, что точно поможет, спрашиваю про вкус — не жжёт, не щиплет ли. Женщина мне отвечает бодренько уже так. В общем, так и прошла первая в её жизни паническая атака. Сидели с ней ещё час, а под посадку ей так захорошело, что ее на своё место попросили вернуться.
Выводов из ситуации можно сделать два. Первый: беседа с попутчиком может помочь в борьбе со страхом. Лучше всего говорить на отвлеченные и приятные темы. Второй: корень данной проблемы — это всегда истощение! И работать надо с причиной панических атак, а не истощать себя дурными мыслями и переживаниями.
Что делать при панических атаках
Если вас донимают панические атаки — никаких длительных перелетов (4 часа и более!). Если есть атаки, значит, адаптационные возможности организма сбиты, и вы находитесь в состоянии истощения, акклиматизацией и джет-лагами вы себя добьете! Поэтому сначала нужно привести себя в порядок!
Оптимально — отпуск в деревне, в доме с белыми стенами отлеживаться, пока не надоест. Из физических нагрузок — только прогулки. Снижение стресса в жизни и работа над реакцией на стресс. Набор минимум из добавок: маточное молочко/перга/пыльца, магний и витамин С.
По опыту знакомых — помогает гипноз, а вот психотерапия работает слабо. При фобиях, не отягощенных паническими атаками, как ни странно многим помогают гомеопатические средства — Opium и Calcarea carbonica.
Для того, чтобы снять паническую атаку, достаточно просто отвлечься / отвлечь паникующего человека. Во-первых, глубокое дыхание, короткий вдох и длительный выдох. Оптимально — диафрагмальное дыхание , затем — попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Во-вторых, старый добрый всеми забытый Валидол шикарно работает.
Рекомендации для тех, кто боится летать:
Придумайте, чем себя занять
Не давайте включаться богатой фантазии! Вслух описывайте, что видите перед собой: кресла синие, подлокотники такие-то, вон мужик прошёл, мужик одет в джинсы, кроссовки Можно не вслух, а про себя, но вслух эффективнее. Можете порешать математические задачки, почитать интересную книгу. Если вы летите компанией, можете поиграть в города
Пустите в ход резиночку для денег
На руку нацепите резиночку для денег и при любой негативной мысли натягивайте ее и резко отпускайте.
Попробуйте физическую активность
Понапрягайте мышцы тела, можете пойти в уборную, попрыгать-поприседать.
Понюхайте эфирные масла
В момент острого стресса или дурной мысли можно понюхать эфирное масло лаванды, работает.
Возьмите с собой имбирь или горечи
Можете разжевать кусочек имбиря или какую-нибудь горечь, типа корня аира — воздействие горечей на вкусовые рецепторы поможет отвлечь разбушевавшуюся лимбику.
Попрактикуйте дыхательные практики
Есть масса дыхательных упражнений, которые помогают успокоиться. Медитативные техники учат дышать ровно и глубоко — это позволяет телу расслабиться. Самый простой способ: короткий вдох, длинный выдох. Другой вариант: вдох на 4 счета — задержка дыхания на 7 — выдох на 8 счетов.
Изучите матчасть
Часто страх летать бывает от неосведомленности. Неслучайно на курсах для аэрофобов рассказывают не только о физиологических механизмах страха и паники, об эмоциях и их регулировании, но и дают базовые знания об аэродинамике и устройстве самолетов. Вся информация в открытом доступе! Тем, кто боится летать, советую изучить всю информацию по матчасти. По статистике самолёт — это самый безопасный вид транспорта! Для аэрофобов это, конечно, звучит совершенно неубедительно, но факт остается фактом. Турбулентность — также не страшна, за 60 лет не было случаев крушения из-за турбулентности.
Будьте осторожнее с успокоительными средствами и алкоголем!
В момент гиперактивации симпатики и на фоне истощения они могут дать обратный эффект, и вы будете тревожиться еще больше.
О вреде перелетов для здоровья
Для здорового организма перелеты не страшны, особенно перелеты на короткие дистанции и без резкой смены температуры (из зимы в лето и наоборот). А вот частные длительные перелеты очень даже вредны, неслучайно у авиаэкипажа ранняя приличная летная пенсия.
Длительные перелеты опасны прежде всего радиоактивной нагрузкой — она неконтролируема и непредсказуема, зависит от многих факторов, например, вспышек на солнце. Воздействие космической радиации — это фактор риска развития рака, особенно лейкемии и меланомы, а также бесплодия. По исследованиям российских ученых направления перелетов Москва — Нью-Йорк, Москва — Ванкувер и Москва — Токио являются наиболее опасными. Пассажирские самолеты практически не имеют защиты от радиации. Опять же, опасность космической радиации стоит брать во внимание исключительно часто летающим людям, людям с ослабленным организмом, маленьким детям и пожилым.
Путешественникам, любящим на пару дней смотаться из зимы в лето, особенно с детьми, скажу одно — зря вы так! У организма есть адаптационные механизмы, над которыми вы просто издеваетесь. Если уж и меняете радикально климат, должны заложить на отдых недели 3 минимум, оптимально 4−6. Беременным женщинам на дальние дистанции летать тоже нежелательно! Если это крайне необходимо, то летите под строгим контролем гинеколога. Иногда в таких ситуациях нужны инъекции Клексана перед перелетом.
Также по исследованиям некоторые типы пассажирских самолетов грешат значительным превышением трикрезилфосфата (ТКФ), являющегося цито- и нейротоксичным веществом. Особенно выраженным его воздействие является на длительных рейсах (свыше 4-х часов). Именно из-за воздействия этого вещества был введен термин «аэротоксический синдром», особенно проявляющийся у людей со множественной химической чувствительностью.
Частая смена часовых поясов, токсическая нагрузка негативным образом влияют на женский организм — серьезно страдает репродуктивная функция. Из-за этого стюардессы часто имеют трудности при зачатии ребенка и даже бесплодие.
Десять лет в небе! Щитовидке пришел гипотиреоз, была замершая беременность, восстанавливала организм более 3-х лет! Но все хорошо закончилось. А вот у многих подруг — проблемы с зачатием, ну и остальные прелести.
@alinaorshanko
Подпишусь под каждым словом. Именно поэтому я ушла из авиации — в 25 лет чувствовала себя на все 40!
@dariya.serik
Еще одна опасность для здоровья — повышенные риски тромбообразования во время перелета. Обезвоженность, перепад давления, стресс при вылете… Особенно плохо переносят любые перелеты гипертоники, гипотоники, наоборот, испытывают определенную разгрузку.
Как поддержать организм перед, во время и после перелета
Важно не есть в полете и, тем более, не пить алкогольные напитки. Организм испытывает колоссальную нагрузку, вся кровь устремляется в нижние конечности, остальные органы в этом плане обделены, об адекватном пищеварении можно только мечтать. А вот воду пить можно и нужно!
Из нутрицевтиков стоит подключить:
Йод
Прежде всего радиация бьет по эндокринным железам, и первой под удар попадает щитовидная железа, поэтому актуален регулярный профилактический прием йода. Изучите эту статью.
Цито- и мембранопротекторы
За неделю до полета принимать Пикногенол в дозировке 300 мг и Гинкго билоба экстракт стандартизированный — по 240 мг.
Кардиомагнил
Если нет проблем со слизистыми, перед полетом можно выпить таблетку Кардиомагнила или принять растительный аналог аспирина — добавку, содержащую кору ивы белой.
Лимфомиозот
Перед полетом стоит также выпить 30 капель Лимфомиозота, растворив в воде, или сделать внутримышечный укол.
По исследованиям хорошие дозы антиоксидантов (глутатиона, NAC, астаксантина, селена, витамина Е, коэнзима Q10, витамина С, альфа-липоевой кислоты) перед полетом снижают оксидативный стресс от радиации. Большие дозы Омега-3 жирных кислот предупреждают проблемы от УФ-излучения и снижают окислительный стресс в мозге. Также могут быть полезны хлорелла и спирулина — защищают от гамма-облучения, и активированный уголь и цеолит — ускоряют вывод радиоактивных токсинов.
Также на сайте есть небольшая схема для клеточного здоровья. Эта схема подойдет для людей 30+, часто летающих, имеющих токсическую, радиомагнитную или электромагнитную нагрузку, да и вообще для всех, кто хочет обновить свой организм.
Я не могу летать. Аэрофобия: причины и лечение
Страх полетов или аэрофобия – это недуг от которого страдают множество людей в современном мире. Люди с аэрофобией неспособны передвигаться на воздушном транспорте, потому что испытывают жуткий страх и приступы паники. Причем порой достаточно простого нахождения в кабине самолета или иного летательного средства.
Достаточно часто аэрофобия связана с другим страхом – акрофобией или страхом высоты, где страх полетов выступает лишь частным случаем, в то время как человек боится и высоты в целом. Это осложняет его жизнь, часто мешает работе и отдыху, не позволяя удаляться далеко от дома. И нередко появляется как симптом, сопровождающий ложные жизненные стратегии.
Но на сегодняшний день аэрофобия не является неизлечимым заболеванием и с ней можно достаточно быстро справиться с помощью психотерапии.
Симптомы аэрофобии
Аэрофобия проявляется не только на этапе полета, но часто и при его ожидании или просто при представлении себя в летательном средстве. Именно поэтому клиенты с аэрофобией склонны применять различные способы избегания: стараются максимально отложить полет; выбрать иной вид транспорта или вообще отказаться от перемещения. Если же полета избежать нельзя, то пациенты применяют различные способы абстрагирования и отвлечения, например, выпивают алкоголь, успокоительные или снотворные. Они могут просить людей рядом поддерживать их во время полета или использовать различные методики отвлечения, например, контролируемое дыхание, направленное воображение, счет про себя. И хотя, данные методы и позволяют временно подавить собственный страх, они неспособны полностью избавить человека от фобии.
В случае же, когда пациент не способен совладать с проблемой у него могут наблюдаться все признаки панической атаки: головокружение, паника, ускоренное сердцебиение, тошнота, попытки найти помощь. При этом пик страха обычно приходится на период, когда самолет находится в зоне турбулентности. Однако, в самых крайних случаях у клиентов с аэрофобией может возникать паника и тошнота лишь при одном упоминании летательного аппарата[i].
Часто аэрофобия сопровождает иные тревожные расстройства[ii].
Происхождение аэрофобии
Считается, что страх высоты заложен в человека с рождения, точно также как и неприязнь к насекомым или страх темноты, однако далеко не у всех людей он превращается в настоящую фобию и вызывает панические атаки.
Психологи сегодня сходятся в едином мнении, что аэрофобия, как и любой иной вид фобии образуется в результате классического обуславливания. Классическое обуславливание – это научение путем объединения двух стимулов, один из которых вызывает пугающую реакцию[iii]. В частности, еще Джон Уотсон в своих экспериментах продемонстрировал как работает данный механизм[iv], сформировав фобию на белые и пушистые предметы у маленького ребенка. Для этого ученый предлагал маленькому Альберту (именно так этого ребенка запомнила история) поиграть с белой пушистой крысой, а затем, неожиданно, бил за его спиной в железный гонг, из-за чего тот испытывал жуткий страх. Постепенно страх Альберта ассоциировался с белой крысой, а затем обобщился и на иные пушистые вещи и белые объекты, типа кролика, белой пряжи и маски Санта Клауса. Этот эксперимент и стал одной из наиболее значимых моделей формирования фобии на сегодняшний день.
При этом важно понимать, что аэрофобию сформировать намного проще чем иной вид фобии, поскольку высота действительно часто несет под собой опасность и любое падение, возможность сорваться или застревание в лифте вполне могут стать пусковым событием для формирования фобической реакции. Сами такие события, сегодня называются психотравмами.
Психическая травма отличается от простого научения скоростью формирования условного рефлекса. Если в обычном случае нам требуются десятки, а то и сотни повторений для создания рефлекса, то в случае травмы такие рефлексы образуются мгновенно, что связано с особенностями функционирования нашего мозга.
В частности, за страх и реакцию стресса в нашем мозге ответственен отдел под названием «миндалина». Именно миндалина активируется, когда мы впадаем в состояние страха. В этот момент тормозиться деятельность отделов ответственных за наше сознание и семантическую память[v] и происходит одномоментное запечатление обстановки испуга и нашей реакции на нее, то есть формируется условный рефлекс. Это происходит, потому что нашей примитивной части мозга крайне важно запомнить, что же нас испугало и как мы спаслись, чтобы уметь быстро среагировать на подобную опасность и предохранить нас от нее в будущем[vi]. Однако, к сожалению, далеко не всегда такая опасность бывает реальной, а наш мозг просто реагирует в холостую пугаясь, того, что на самом деле не несет никакой угрозы.
Надо понимать и то, что в виду развитости психики современного человека, аэрофобия может сформироваться не только при непосредственном воздействии пугающей ситуации, но и тогда, когда мы лишь придаем высоте пугающее значение. Например, после терактов 11 сентября жители Америки предпочли использовать для передвижения именно автомобили, а не самолеты, то есть они испугались своих же ожиданий[vii].
Причем связи, которые мы выстраиваем далеко не всегда могут быть такими простыми и очевидными, так как, порой, наш страх полетов может быть изначально вообще никак не связан ни с высотой, ни с полетами…
Глубинная травма при аэрофобии
Как было сказано, аэрофобия далеко не всегда образуется в результате непосредственного испуга человека высотой или полетом. Ведь наш мозг способен связывать, не связанные между собой события и придавать им собственные значения. И также как значение «катастрофа 11 сентября» придавалось людьми полетам после этого события, также полетам может приписываться и любое иное значение, например, «полет = страх остаться одной», «полет = невыносимые перемены», «полет = смерть бабушки в аварии» и т.д. Люди способны придавать свои глубинные смыслы тем или иным объектам и уже реагировать на эти смыслы, тем самым самостоятельно производя обуславливание мыслей и ситуации.
Именно поэтому в глубинной терапии любая фобия рассматривается скорее, как проекция внутреннего объекта страха. Например, человек со страхом мужчин может проецировать на них образ отца, который его бил в детстве. А человек со страхом высоты может проецировать на высоту образ того, как его жизнь рушиться или какие-то результаты, которые он не достиг в своей жизни, и которые принесли ему разочарование. Таким образом, больные аэрофобией могут иметь собственную сложную цепочку взаимосвязей, которая привела их к данному расстройству. И именно разбором таких взаимосвязей и занимаются представители глубинной психотерапии: психоаналитики, гештальт-терапевты, гипнотерапевты и др.
Механизмы и методы лечения аэрофобии
Современная гипнотерапия является эффективным и универсальным методом лечения аэрофобии, так как позволяет сочетать в себе методики различных подходов в психотерапии и воздействовать на варианты аэрофобии с разной этиологией (происхождением). В целом среди методов, применяемых в гипнотерапии для лечения страха полетов и высоты, можно выделить три основных: поведенческая или экспозиционная терапия; глубинная или регрессивная гипнотерапия; эмоционально-образная терапия в гипнозе.
Экспозиционная терапия – наиболее эффективный и доказанный метод
Экспозиционная терапия – это один из классических методов поведенческой терапии, который на сегодняшний день показывает наибольшую эффективность в борьбе с фобиями. Он базируется на законе угасания условного рефлекса: если тот или иной рефлекс не имеет реального результата, то вскоре он угаснет, поскольку не отвечает требованиям адаптации к среде. Если говорить проще, то экспозиционная терапия сводится к принципу «взгляни в глаза своему страху». Конечно, при таком подходе человек может по началу испытывать ужас и панику, но так как он не будет получать подкрепления этим реакциям («я боюсь, что упаду, но этого не происходит»), мозг постепенно адаптируется к ситуации и отказывается от ненужного рефлекса, а человек приобретает возможность спокойно находится в обстоятельствах, которые до этого его пугали.
Обычно такая терапия сводиться к непосредственной встречи с объектом. Например, если человек боится собак, то терапевт может привести ему щенка и продержать рядом с ним какое-то время, пока клиент не адаптируется, затем повторяя операцию с собаки больших размеров. Однако, в реальности такой способ не всегда удобен, а в случае некоторых фобий, таких как аэрофобия вообще невыполним, поскольку мы не может постоянно заставлять человека летать на самолете. В этом случае на помощь и приходит гипноз, который позволяет активизировать воображение человека и использовать его фантазию вместо реальной ситуации (стоит сказать, что наш мозг с трудом отличает реальное от воображаемого). Далее мы приведем пример подобной работы.
Сергей, 38 лет. Клиент обратился со страхом полетов, который не давал ему возможности получить продвижение по службе. Гипнотерапевт решил использовать механизм регрессии (воспоминания глубинной травмы), однако, оказалось, что свою травму Сергей прекрасно помнит… Когда он был ребенком, они гуляли по мосту с матерью и отцом, который находился в алкогольном опьянении. Отец решил «пошутить» и поднял маленького мальчика, выставив его за перилла на большой высоте над водой. Мальчик ничего не мог сделать, его окутал ужас. Отец, конечно, быстро поставил мальчика на место, однако, Сергей запомнил этот урок на всю жизнь.
Лечение клиента состояло в том, чтобы проигрывать ситуацию и различные ее аспекты достаточно большое количество раз, пока он не адаптировался к происходящему. Важно было проработать различные проявления страха Сергея в тот момент. Это и непосредственное ощущение страха перед возможностью падения, и ощущение беспомощности, и ощущение ненависти к отцу и чувство предательства матери, которая «не защитила». В итоге работа сопровождалась не только поведенческой наработкой, но и изменением внутренних схем восприятия и отношения клиента к родителям, после чего он смог свободна передвигаться на летательных аппаратах.
Регрессивная или глубинная психотерапия
Регрессивная гипнотерапия базируется скорее на поиске смыслов, которые придаются пугающей ситуации и психической травмы, связанной с ними. Здесь важно понять логику мышления пациента и то, как события его жизни фиксировались именно на страхе перед полетами. Для этого гипнотерапевт проводит так называемую регрессию. Регрессия – это метод гипнотерапии, который позволяет быстро и эффективно отыскать значимую вытесненную травму в памяти клиента. После того, как травма найдена, гипнотерапевт прорабатывает ее, помогая клиенту выразить эмоциональный заряд, связанный с ней и изменить своё мышление.
Алина, 25 лет. Алина долгие годы не позволяла себе полеты на курорт, хотя очень хотела этого, а все из-за ее страха полетов. В итоге она пришла на гипнотерапию с этим запросом, а также со страхом высоты. Гипнотерапевт опросил Алину по поводу ее недуга: «что вы чувствуете во время полета?», «какие мысли и ощущения в теле возникают?», «когда это началось?». Оказалось, что Алина не просто чувствовала страх высоты, но даже в большей мере одиночество и страх остаться одной. Это дало определенную зацепку и при дальнейшем опросе оказалось, что во время полета Алина всегда просит других людей помочь ей и подержать ее за руку.
Гипнотерапевт уже догадывался с чем связан страх Алины и начал проводить регрессию. Первые ситуации, которые вспоминала Алина были типичны для этого страха: «испугалась в самолете», «испугалась в аттракционе», «испугалась, когда ехала в фуникулёре». Однако, как только дело подошло к более раннему возрасту, начали всплывать ситуации несколько иного содержания: «все ушли играть без меня», «забыли забрать из детского садика», «я в кроватке, а родителей как будто долго нет». Терапия была направлена на проработку этих ситуаций путем высвобождения подавленных эмоций и работы с внутренним ребенком. Однако, самым важным оказалось осознание связи между всеми этими событиями и текущим симптомом. Клиентка поняла, что полеты стали для нее способом компенсации страха одиночества. Именно страх одиночества и брошенности заставлял ее испытывать аэрофобию и просить других людей находиться рядом. После того, как клиентка осознала свою проекцию одиночества на процесс полета, фобия ее больше не беспокоила.
Эмоционально-образная терапия в гипнозе
Достаточно часто в гипнотерапии вместо рациональных методов применяются методы работы с образами. Это необходимо, поскольку определенное число клиентов просто не способны вспомнить свои травмы, они с трудом переживают эмоции и им сложно погрузиться в гипноз. В этом случае эффективно работать с помощью метода эмоционально-образной терапии, которая за счет своей «образности» позволяет человеку намного сильнее погрузиться в свои фантазии, в то же время переживая выплеск эмоций на фантазийном, а не на поведенческом уровне. Эмоционально-образная терапия позволяет передать глубинный смысл страха в виде образа, актуализировать напряжение, связанное с ним, а затем отреагировать его в виде трансформации образа страха.
Виктория, 34 года. Виктория обратилась со страхом полетов к гипнотерапевту, однако, не являясь глубоко гипнабельной и эмоциональной личностью. В связи с особенностями Виктории, гипнотерапевт решил воспользоваться именно эмоционально-образной терапией. Сначала гипнотерапевт провел индукцию с элементами расслабления, а затем попросил клиентку вспомнить недавнюю ситуацию, где она испытывала страх полетов. Попытки провести регрессию приводили лишь к воспроизведению воспоминаний сознательного периода, которые не были заряжены эмоционально и не являлись первопричиной расстройства. Тогда гипнотерапевт предложил клиентке вжиться в ситуацию полета и представить свой страх в виде образа. Виктория представила свой страх в виде пугающей безграничной бездны. Эта бездна как бы засасывала в себя, вызывая ужас от того, что может быть на глубине этой бездны. Гипнотерапевт решил воспользоваться вариантом образной экспозиционной терапии или методом парадоксальной интенции и предложил клиентке, все-таки, погрузиться в эту бездну. По мере того, как клиентка делала это, она испытывала все больше страха, в какой-то момент, начав отказываться от дальнейшего погружения, но гипнотерапевт настаивал на своем. В итоге, Виктория все-таки погрузилась в бездну, которая олицетворяла ее глубинный страх, и, как ни странно, этот самый страх просто исчез. Виктория обнаружила, что в бездне нет ничего страшного и смогла интегрировать ее как свою часть личности, которая не только пугает, но и оберегает клиентку. Это привело и к исчезновению реального страха, что позволило клиентке свободно осуществлять полеты между городами и странами.
Эффективность применения гипнотерапии в лечении аэрофобии
Наиболее эффективным методом в борьбе с аэрофобией на сегодняшний день считается экспозиционная психотерапия[viii] [ix]. Не меньшую эффективность показывает гипнотерапия (она же часто применяется при экспозициях), причем не только в лечении аэрофобии[x], но и других вариантов тревожных расстройств[xi]. Отдельно проведены исследования именно по регрессивной гипнотерапии, которая также была эффективна в лечении аэрофобии[xii].
В итоге, можно сказать, что гипнотерапия является универсальным методом борьбы с фобиями, а, в частности, со страхом полетов, так как позволяет реализовывать как классические техники поведенческой терапии, так и разбирать глубинный смысл травматической ситуации.
Список используемой литературы:
[i] Мulcahy, RA; Blue, RS; Vardiman, JL; Castleberry, TL; Vanderploeg, JM (2016). “Screening and Mitigation of Layperson Anxiety in Aerospace Environments”. Aerospace Medicine and Human Performance. 87 (10): 882–889.
[iii] Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.
[iv] Алексей Паевский, Снежана Шабанова. Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт». «Троицкий вариант». elementy.ru (8 мая 2012).
[v] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.
[vi] 153. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.
[vii] “Afraid to Fly After 9/11, Some Took a Bigger Risk – In Cars”. Wall Street Journal. March 23, 2004. Retrieved October 11, 2013.
[viii] Oakes, M; Bor, R (November 2010). “The psychology of fear of flying (part II): a critical evaluation of current perspectives on approaches to treatment”. Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 339–63.
[ix] Spiegel D., Maruffi B., Frischholz E.J., Spiegel H. Hypnotic responsivity and the treatment of flying phobia. American journal of clinical hypnosis. 2015;57(2):156-64; Bakal P.A. Hypnotherapy for flight phobia. The American Journal of clinical hypnosis. 1981 Apr;23(4):248-51
[x] Epstein, S. J.; Epstein, Seymour J. (1977). “Short-term Hypnotherapy for the treatment of flight phobia: A case report”. American Journal of Clinical Hypnosis. 19 (4): 251–254
[xi] Rogers, Janet (May 2008). “Hypnosis in the treatment of social phobia”. Australian Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. 36 (1): 64–68.
[xii] Lamb C.S. Hypnotically-induced deconditioning: reconstruction of memories in the treatment of phobias. The American Journal of clinical hypnosis. 1985 Oct;28(2):56-62.
Как не бояться летать на самолете. Что делать, если боишься высоты. Советы
Существует определенная категория людей, которые опасаются летать на самолетах. Способы, как справиться с этим страхом и не бояться, индивидуальны для каждого: одним помогают лекарства, другим – медитации, третьим – любимая музыка.
Причины возникновения страха летать на самолете
Панический страх летать на самолете называется аэрофобией. Несмотря на наличие подтвержденных данных о том, что этот вид воздушного транспорта является самым безопасным, около 30% всего населения планеты страдают от такого симптома. Статистика говорит о 107 зафиксированных авиакатастрофах за последние 6 лет.
Статистика говорит о 107 зафиксированных авиакатастрофах за последние 6 лет. Если учесть тот факт, что за 1 год в мире организуется более 50 млн. рейсов, можно сделать вывод: шанс разбиться ничтожно мал. Однако эта информация не уменьшает количество людей, страдающих таким неприятным симптомом, как аэрофобия.
Как не бояться летать на самолете, можно определить, выяснив, что является причиной этого страха.
Причинами могут быть:
- Отрицательный опыт прежних полетов.
- Психологическая травма, связанная с потерей близких людей в авиакатастрофе.
- Нестабильное эмоциональное состояние, склонность к депрессиям и паническим атакам.
- Привычка негативно мыслить и давать отрицательную оценку всему происходящему.
- Боязнь высоты.
- Страх перед скоплением большого количества народа.
- Боязнь замкнутых пространств — клаустрофобия.
- Страх за собственное благополучие и здоровье (приступы астмы, инфаркты, инсульты) на высоте. Особенно это касается людей с проблемами вестибулярного аппарата.
- Недостаточное владение информацией о безопасности воздушного транспорта, связанное с чрезмерной впечатлительностью, вызванной передачами и новостями, посвященными подробностям авиакатастроф.
- Страх, вызванный возможными техническими проблемами самолета при попадании в зону турбулентности.
Признаки аэрофобии
Следует понимать, что аэрофобия не является самостоятельным заболеванием. Это скорее психоэмоциональное нарушение, вызванное вышеуказанными причинами. Признаки данного состояния могут быть психологического и физического характера.
К психологическим симптомам относят:
- чувство тревожности, охватывающее человека в день полета или задолго до него;
- навязчивое желание изучать информацию про случившиеся авиакатастрофы;
- чрезмерное драматизирование ситуации, концентрация внимания на определенных деталях, кажущихся подозрительными и несущими опасность;
- панические атаки, начинающиеся по прибытии в аэропорт.
К физическим признакам относятся:
- головокружение;
- чрезмерное потоотделение;
- учащенный пульс;
- одышка;
- резкий скачок артериального давления;
- нарушения работы желудочно-кишечного тракта (диарея, рвота);
- напряжение в мышцах и суставах;
- слабость;
- потеря сознания.
Действенные методы, чтобы преодолеть страх полета
Диагностировать данный вид фобии может врач-психотерапевт после ознакомления с историей пациента. Важно выявить причину. После постановки диагноза врач назначает лечение. Оно заключается обычно в психотерапевтических сеансах и медитативных практиках, направленных на поиск негативных убеждений. Но прежде необходимо попробовать преодолеть свой страх летать самостоятельно.
Изучить статистику
Согласно статистике авиаперелёты считаются одним из самых безопасных методов передвижения для человека. Человеку, который боится летать, стоит изучить данные статистики, чтобы немного успокоиться.
Зная то, почему и как происходят аварии, человек понимает, насколько в действительности мал процент её возникновения.
Изучить информацию об устройстве воздушной техники
Каждый самолет состоит из отдельных частей, описание которых приведено в таблице:
Наименование составной части самолета | Функции |
Фюзеляж — корпус самолета | Остов, к которому крепятся все остальные части |
Хвост или хвостовое оперение | Улучшение подъемной силы |
Крылья | Образование аэродинамической силы |
Двигатели (турбореактивные или турбовинтовые) | Возможность движения и полета |
Шасси — система колес со стойками | Возможность самолета взлететь и сесть |
Система электроники | Контроль всех электрических систем для обеспечения безотказной работы самолета |
Современные лайнеры проектируются таким образом, чтобы безопасность пассажиров была на 1 месте. Авионика предусматривает ряд функций для критических ситуаций, такие как автопилот или противообледенительная система. Каждая, даже самая небольшая, деталь или крепежное соединение проверяется и тестируется по многим параметрам несколько раз.
Все элементы изготавливаются строго в соответствии с ГОСТами или иными нормативными документами.
Перед каждым вылетом воздушный аппарат проходит техническое обслуживание и ряд проверок его состояния. Кроме того, существуют оперативные осмотры и тестирования (1 раз в неделю, 1 раз в месяц), позволяющие выявить даже незначительные отклонения в исправности тех или иных частей самолета.
Приехать в аэропорт заранее
Приехать в аэропорт заранее — хорошая идея для снятия напряжения. Во-первых, это даст возможность пройти регистрацию в числе первых и не стоять в длинной очереди. Ведь большое скопление людей может обострить и без того угнетенное состояние. В последнее время все чаще практикуется онлайн-регистрация. Пройдя ее дома в спокойных условиях, можно вообще миновать стойку регистрации в аэропорту.
Во-вторых, будет время освоиться и привыкнуть к новому пространству, к виду самолетов. Если справиться с негативными убеждениями, можно проникнуться неповторимой атмосферой, царящей на летном поле, ведь есть в этом и доля романтизма — смотреть как взлетают и садятся самолеты.
В-третьих, запас времени позволит:
- прийти в себя и собраться с мыслями;
- проверить необходимые документы;
- выпить воды;
- посетить уборную комнату.
Спешка и суета лишь усиливают и нагнетают напряжение, поэтому настоятельно рекомендуется приехать в аэропорт заранее.
Переключиться на позитивные мысли
В последнее время очень развито направление позитивной визуализации — представлять желаемое в мельчайших деталях в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Поэкспериментировать можно дома накануне полета, а можно и прямо в самолете.
Для этого желательно включить расслабляющую музыку, надеть наушники, закрыть глаза и визуализировать мягкую посадку самолета, встречу с близкими людьми. Было отмечено, что люди, склонные к оптимистичному восприятию мира, меньше подвержены разного рода фобиям.
Если воспринимать самолет как обычное средство передвижения и возможность знакомства с новыми местами, изначально настроиться на позитив, можно заметить, как все страхи отступают.
Молитвы и медитации
Еще одним действенным способом справиться со страхом летать является молитва. Если депрессивные мысли не дают покоя, целесообразно перед вылетом сходить в храм. Можно помолиться, поставить свечу за здравие или просто побыть в атмосфере умиротворенности и покоя.
Непосредственно в самолет можно захватить небольшую икону или любой другой религиозный символ. Возможно, это поможет чувствовать себя под некой защитой. Медитации давно доказали свою эффективность.
Существует множество техник на различных носителях, которые можно прослушать как перед выходом дома, так и взять с собой в самолет, не забыв про наушники. Погрузившись в себя, можно незаметно уснуть – это также неплохая идея для, чтобы успокоиться в самолете.
Проанализировать причины страха
Чтобы понять причину страха и больше не бояться летать на самолете, очень важно проанализировать ситуацию и выявить ее истоки. Если получится подобное исследование, то высока вероятность, что с аэрофобией будет проще справиться – она исчезнет как будто ее не было. Для этого необходимо принять удобное положение, сосредоточиться.
Желательно письменно ответить на следующие вопросы:
- Что может случиться во время полета.
- Почему страшно летать.
- Что пугает на самом деле.
- Что можно сделать для того, чтобы побороть страхи.
Еда и сон
Для того чтобы выйти из состояния тревоги, необходимо всеми силами стараться поднять себе настроение. Как вариант, это может сделать любимое блюдо или напиток. Приехав в аэропорт пораньше, можно зайти в кафе и насладиться едой. Это улучшит настрой и позволит не думать о плохом.
И на голодный желудок не рекомендуется приступать к полету. Но следует помнить, что наедаться также не стоит. Прием пищи должен быть сбалансированным и легким. Сев в самолет, для успокоения можно заказать зеленый травяной чай, который будет способствовать расслаблению.
Сон — еще одно верное средство. Конечно, чувство напряженности может мешать уснуть некоторым типам людей. Однако есть и те, которые в момент стресса стремятся отключиться, забыв обо всем. Этим пассажирам повезло — сон поможет не только не поддаваться отрицательным мыслям, но и быстрее провести время полета.
Успокоительные средства для нервной системы
Как не бояться летать на самолете, чтобы не лишать себя возможности полюбоваться на землю с высоты, можно определить и справиться с этим, приняв успокоительное средство. Иногда позитивные мысли или чашка любимого напитка являются недейственными методами при аэрофобии.
Тогда целесообразно подумать о лекарственных препаратах, направленных на борьбу со страхами:
Все препараты содержат растительные экстракты, принимать нужно согласно инструкции.
- Транквилизаторы. Это достаточно сильные препараты, направленные на снижение эмоциональных проявлений человека и лечение невроза. Это:
- «Фенозепам»;
- «Хлорзепам»;
- «Альпрозолам».
Выписываются строго врачом-психотерапевтом при подтвержденном диагнозе. Принимаются в соответствии с инструкцией.
- Барбитураты. Считаются наркотическими препаратами, направленными на лечение сильных психических расстройств и панических атак. Это:
- «Суритал»;
- «Аллобарбитал»;
- «Лотузат»;
- «Бревитал».
Препараты выдаются в аптеке строго по рецепту. Назначаются в редких и сложных случаях.
Заняться делами
Для того, чтобы не концентрироваться на депрессивных чувствах, можно сделать так, что не останется свободного времени предаваться унынию. Необходимо расписать свой день вылета без единой незанятой минуты. Если дел совсем нет, можно посвятить время уборке дома или разбору старых книг.
Любителям прогуляться рекомендуется устроить шоппинг, который точно отвлечет от тревог и страхов. Другими словами, аэропорт должен встречать уставшего человека, у которого нет сил и желания находиться в напряжении. Тогда ничего другого не останется, как заснуть в самолете.
Развлекаться
Существует множество развлечений, которые помогут выйти из тревожного состояния в самолете.
Вот лишь несколько из них:
- просмотр добрых кинофильмов, сериалов, видеороликов;
- прослушивание спокойной и расслабляющей музыки;
- чтение книги или журнала;
- разгадывание кроссвордов или логических задач;
- всевозможные игры на гаджетах;
- беседы со спутником или соседом.
Популярные аудиокниги о борьбе со страхами
Провести полет в наушниках, слушая аудиокнигу, — отличная идея времяпрепровождения. В случае аэрофобии целесообразно будет выбрать ту, которая посвящена борьбе со страхами.
Таких книг немало:
- Гейл Двоскин «Метод Седоны. Как избавиться от эмоциональных проблем».
- Дэвид Карбонелл «Не попади в ловушку тревог».
- Скотт Стоселл «Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя».
- Андрей Голощапов «Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи».
- Сьюзен Джефферс «Бойся…но действуй! Как превратить страх из врага в союзника».
- Валим Зеланд «Клип трансерфинг: принципы управления реальностью».
- Алексей Герваш «Легкий способ перестать бояться летать».
- Василий Ершов «Аэрофобия».
- Аллен Карр «Легкий способ наслаждаться авиаперелетами».
- Уверенный и спокойный голос в наушниках заставит пересмотреть все свои фобии.
Обратиться к психологу перед полетом
При невозможности или недейственности вышеперечисленных методов следует посетить психолога перед вылетом. Конечно, разовый прием не изменит полностью сознание. Поэтому по возможности необходимо найти время для регулярных встреч с психологом.
Он поможет выявить отрицательные установки, психологические травмы, которые привели к развитию фобии.
С помощью специальных упражнений постепенно будет меняться мировоззрение. Но даже единичное посещение психолога, несомненно, подействует положительно. Позитивные аффирмации и визуализации помогут вселить уверенность в будущего пассажира.
Что нельзя делать перед полетом и во время него
Как не бояться летать на самолете, можно выяснить простым путем, тщательно подготовившись к полету и правильно ведя себя во время него. Психологи рекомендуют несколько правил.
Они помогут сделать путешествие максимально комфортным и безопасным:
- Не нужно одевать тесную и неудобную одежду в самолет. Тугие ремни, галстуки-бабочки или туфли на высоких каблуках — лишнее на борту. По возможности одежда должна быть просторной и из натуральных тканей. Обувь должна быть комфортной для передвижения по узким проходам и преодоления ступеней трапа самолета.
- Не переедать и не увлекаться спиртными напитками до и во время полета. На высоте человек претерпевает дополнительные нагрузки. Полный желудок или затуманенное от алкоголя сознание могут спровоцировать неадекватный ответ организма. Например, сбой в работе желудочно-кишечного тракта, последствием которого станут рвота или понос.
- Если предстоит долгий перелет, то это не значит, что все время нужно сидеть в кресле. Необходимо разминаться и давать мышцам отдохнуть. Прогулка по салону самолета улучшит кровообращение и вернет суставам подвижность. Легкая гимнастика поможет взбодриться и предупредит неприятные ощущения от неподвижности.
- Не нужно ограничивать себя в употреблении чистой воды, боясь частых посещений уборной комнаты. На высоте воздух очень сухой. И потребление воды, наоборот, нужно увеличить. Для профилактики обезвоживания кожи можно захватить с собой увлажняющие маски или крем.
- Категорически запрещается курить в салоне самолета. Системы улавливания дыма очень чувствительны – обмануть их практически невозможно.
- Необходимо позаботиться о собственном здоровье заранее. Рекомендуется также захватить с собой необходимые медикаменты. Полагаться на то, что персонал предложит таблетку от головной боли или капли для нормализации давления, не стоит. Нужных лекарств или средств может попросту не оказаться в аптечке бортпроводников.
Волнение перед полетом или во время него — чувство частое, но преодолимое. Как с ним справиться, каждый пассажир выбирает сам. И даже если оно перерастает в фобию, не стоит отказывать себе в путешествиях на самолете. Необходимо выяснить причину, устранив которую, можно навсегда перестать бояться летать.
10 советов тем, кто боится летать самолётом
Полет — это неприятная смена обстановки. Из привычных условий человек попадает в новую среду, над которой он почти не имеет контроля. Но вдумчивая подготовка и продвижение по личному плану создают полезное ощущение, будто ситуацией — хотя бы отчасти — управляете именно вы. Это помогает развеять лишние тревоги.
За пару дней до отлёта составьте, к примеру, список всех вещей, которые планируете взять с собой, и дел, которые нужно завершить до и во время перелёта. По мере выполнения пунктов вычеркивайте их из своего списка.
2. Узнайте больше об авиатехнике
Люди часто испытывают страх перед неизвестностью и малопонятными для них вещами. Возможно, вы боитесь летать именно потому, что ваши знания о самолётах сформированы в основном трагическими новостями и голливудскими блокбастерами.
Разберитесь, как работает авиатехника, хотя бы в общих чертах. Загляните в ту же «Википедию». Узнав, например, что по статистике самолёты являются самым безопасным видом транспорта, а небольшая турбулентность — это нормально, вы наверняка усмирите своё беспокойство. Помните, проинформирован — значит вооружён.
3. Приезжайте в аэропорт заранее
Спешка — это фактор стресса. Чтобы не переживать ещё и из-за возможного опоздания, лучше рассчитывайте время так, чтобы всё успевать. В идеале всегда приезжайте в аэропорт заранее. Таким образом вы застрахуете себя от лишних переживаний и сохраните силы для полёта.
4. Балуйте себя
Во время ожидания рейса в аэропорту используйте момент и побалуйте себя перед посадкой на борт самолёта. Купите напиток или еду, которые вы бы не позволили себе при иных обстоятельствах. Отступите от тех рамок и правил, которых вы строго придерживаетесь в обычной жизни. Расслабиться (только без алкоголя!) в такой ситуации всегда полезно.
5. Отвлекитесь от источника страха
Страх перед полётом заставляет нас намертво зацикливаться на одной мысли вроде: «О господи, я в километрах над землёй!». Бесконечно пугая себя такой мантрой, вы рискуете заработать нервный срыв ещё до того, как самолет преодолеет половину пути.
Попробуйте отвлечься на музыку, книгу, подкаст или мобильную игру — всё это поможет вам остановить приближение паники. До посадки на самолёт можете позвонить друзьям или родным. Если вы летите с родственниками или знакомыми, заведите с ними разговор на отвлечённую тему.
6. Мыслите в позитивном ключе
Сосредоточьтесь на цели полёта. Вспомните, почему вы летите, к кому и что вас ждёт, когда вы сойдёте с трапа самолёта. Вы ведь наверняка направляетесь на курорт, в новую для вас страну, к родным или близким, на желанную стажировку или на учёбу в университет, куда вы всегда мечтали попасть.
7. Подумайте о людях вокруг вас
Десятки, сотни, да что там — миллионы людей — каждый день куда-то летают, хоть им это и не всегда по нраву. Оглянитесь в самолёте или аэропорту: как их много рядом. Осознание того, что вы не одиноки и окружающие разделяют ваш страх и преодолевают его, здорово успокаивает.
8. Молитесь или медитируйте
Если вы верующий, попробуйте мысленно обратиться за поддержкой к богу. Наверняка это придаст вам силы для борьбы со страхом. Если молитвы не для вас, медитируйте: заглушите все мысли и постарайтесь ни о чём не думать столько, сколько сможете. Такая практика помогает расслабиться.
9. Действуйте уверенно, даже если вам страшно
Улыбнитесь соседке в кресле, даже если самих вас трясёт от страха. Кто знает, возможно, беседа с вашей попутчицей станет спасательным кругом и поможет отвлечься. Во всех своих действиях исходите из посыла: «Что бы я делал, если бы не боялся полёта?». И действуйте так, как будто действительно не боитесь, попробуйте: поначалу будет трудно, но вы привыкнете и поймёте, что 99% ваших страхов были совершенно напрасными.
Возможно, вы летите с детьми или супругой, которым тоже не легко. Найдите в себе силы ради них и помогите им справиться со страхом.
10. Управляйте биохимией своего тела
Не употребляйте кофе, крепкий чай и энергетики минимум в течение суток до вылета. Таким образом вы сведёте к минимуму наличие кофеина в организме, а значит снизите свою предрасположенность к тревоге.
В моменты волнения дышите на полную грудь. Помните, что интенсивный кислородный обмен — одно из лучших средств от тревоги.
Если вы настолько боитесь летать, что у вас начинается паника, примите несколько капель настойки валерианы или другое успокоительное. Можете также попробовать слабое снотворное. Но предварительно проконсультируйтесь по этому поводу с врачом.
Аэрофобия. Что делать, если ты до ужаса боишься летать
Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать — разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.
Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы — области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?
Посмотрите на цифры
«Самолёт — самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например flightradar24.com) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.
К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах — в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.
Узнайте больше об авиации
Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы, что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья — это нормально и даже хорошо, потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.
Алексей Герваш
— Узнать как можно больше об объекте своего страха — это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины — это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.
Перестаньте думать, что вы контролируете всё
«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить — нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали — полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.
Попытайтесь понять свой организм
Помните о том, что полёт для вашего организма — это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.
Как не бояться летать на самолете
Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.
Причины страха
Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.
- Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
- Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
- Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
- Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.
Напряженное состояние в полете
Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).
Симптоматика
Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:
- Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
- Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
- При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
- Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
- Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
- Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.
Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.
Как сгладить ситуацию
Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.
- Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
- Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
- Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
- Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
- Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
- Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
- Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
- Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.
Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.
Профессиональная помощь
Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.
- Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
- Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
- Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.
Тренажер виртуальной реальности
Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.
Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.
Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.
Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.
Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.
Законы физики
Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.
Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:
- Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
- Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
- Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
- Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
- Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
- Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
- Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
- На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».
Технический осмотр самолета перед полетом
Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.
Советы «бывалых»
Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.
Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:
- Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
- Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».
Если не лечить фобию
Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.
- Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
- Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
- Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
- Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
- Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).
Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.
Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.
Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.
Видео
Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.
Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?
Как преодолеть боязнь летать на самолете
Соавтор(ы): Trudi Griffin, LPC, MS. Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина, специализируется на зависимостях и психическом здоровье. Проводит терапию для людей, борющихся с зависимостями, проблемами с психическим здоровьем и последствиями травм, как в учереждениях здравоохранения, так и в условиях частной практики. Получила магистерскую степень по клинической психологии в Университете Маркетта в 2011 году.
Количество источников, использованных в этой статье: 14. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 69 920.
Вы хотели бы иметь возможность путешествовать в дальние страны и увидеть мир, не испытывая при этом приступов панической атаки? Если у вас аэрофобия, то есть страх летать на самолете, вы можете избавиться от этого чувства, которое лишь мешает вам. Знания о самолетах и полетах, релаксация и планирование поездки помогут вам преодолеть страх и начать путешествовать по всему миру. Вот один из фактов, с которого стоит начать: вероятность умереть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 миллионам, или 0,00001 %. [1] X Источник информации
- В развитых странах вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 30 миллионам. [2] X Источник информации
- Вероятность погибнуть в автокатастрофе равняется 1 к 5000. Это означает, что самый опасный участок вашего пути — поездка в аэропорт. Если вы доехали до аэропорта, можете вздохнуть с облегчением — вы только что завершили самую опасную часть перелета.
- Вероятность умереть от пищевого отравления — 1 к 3 миллионам.
- Вероятность умереть от укуса змеи, удара молнии, ожога кипятком и падения с кровати выше вероятности смерти в автокатастрофе. Если вы левша, вам опаснее пользоваться инструментами для правшей, чем летать на самолете.
- Вы скорее умрете от падения по пути к самолету, чем во время самого перелета.
- Чтобы взлететь, самолет должен набрать определенную скорость. Вот почему у нас возникает ощущение того, что самолет движется со сверхзвуковой скоростью.
- Вам давит на уши, когда самолет взлетает и садится, из-за перепадов давления.
- Определенные части крыльев должны двигаться во время полета. Это абсолютно нормально.
- Те редкие случаи травм из-за турбулентности на борту были вызваны тем, что пассажиры не пристегнулись к креслам или на них свалился багаж.
- Самолет поднимается в воздух благодаря работе четырех сил: притяжения, сопротивления, подъемной и тяги. Эти силы позволяют сделать полет простым и комфортным. Как сказал один пилот: «Самолеты — это самые счастливые создания из всех, кто находится в воздухе». Если хотите расширить свои знания об этом, изучите специальную литературу.
- Реактивные двигатели устроены проще, чем двигатели автомобилей или даже газонокосилок. Даже если что-либо случится с одним двигателем (что маловероятно), самолет сможет лететь на оставшихся.
Не переживайте из-за того, что дверь может открыться во время полета. Дверь не откроется. Когда самолет наберет высоту 9000 метров, на дверь будет давить около 9000 килограммов, то есть закрыта она будет надежно. [4] X Источник информации
Помните, что самолеты регулярно проходят техобслуживание. Самолеты ремонтируют и подвергают плановым проверкам. На каждый час, который самолет проводит в воздухе, приходится 11 часов техобслуживания. Это означает, что если ваш полет длится 3 часа, то сначала он прошел 33 часа техобслуживания для проверки, что все работает гладко.