Штрафы за иностранных работников в 2020 году
Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.
Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе
Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:
Нарушение
Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):
- для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
- для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
- для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.
Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).
А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.
Штраф за незаконное привлечение иностранца к работе не применяется, если работник фактически не был допущен к работе (Примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).
Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):
- на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
- на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.
Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:
- штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
- запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).
Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:
- предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
- выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
- допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.
По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:
- отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
- работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.
Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.
За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:
- на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
- на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.
Штрафы за нарушение иммиграционных правил
По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).
По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
- на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.
Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.
Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца
Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).
Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:
Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).
За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).
А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).
По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:
Нарушение
По ч. 2 ст.18.9 КоАП РФ теперь могут оштрафовать за несоблюдение новых требований к компаниям по взаимодействию с иностранными гражданами (Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428). К примеру, если работодатель не предоставит иностранцу свои контакты для связи или не сообщит в течение двух рабочих дней в МВД о потере контакта с ним.
Уголовная ответственность за иностранных работников
Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:
- предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
- не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
- укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.
Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.
Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства
Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.
В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:
- они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
- либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.
Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Пензенской области
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» одной из задач миграционной политики Российской Федерации является дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Так, законодательством Российской Федерации за противоправные действия в сфере незаконной миграции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Выделяются две основные категории административных правонарушений: в области защиты Государственной границы Российской Федерации и в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Административными правонарушениями в области защиты государственной границы могут быть признаны нарушения установленного порядка управления в этой сфере, посягающие на систему обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, в том числе часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности ( часть 3 статьи 18.1 , часть 2 статьи 18.2 , часть 2 статьи 18.3 , статья 18.5, статья 18.6 КоАП РФ).
В области миграционных отношений выделяются нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил:
– пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от нее до пунктов пропуска и в обратном направлении ( статья 18.1 КоАП РФ);
– въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в ней ( статья 18.2 КоАП РФ);
– въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации , в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации ( статья 18.8 КоАП РФ);
– провоза лиц через Государственную границу Российской Федерации ( статья 18.14 КоАП РФ).
Субъектами указанных правонарушений выступают как физические лица (граждане (должностные лица) Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды), так и юридические лица.
В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение, административное приостановление деятельности.
В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Преступления в сфере миграции относятся к категориям преступления против порядка управления.
Основным составом преступления в сфере миграционных отношений является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации ( статья 322 УК РФ).
Так, указанной нормой установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также пересечение Государственной границы Российской Федерации запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, состав преступления образуют указанные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.
С учетом положений статьи 20 УК РФ ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 16-летнего возраста. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
В статьях 322.2 и ст. 322.3 УК РФ установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
В качестве наказания за данные преступления предусмотрено как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью .
По материалам, предоставленным прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы .
Пресс-центр
Ответственность заявителя за нарушение миграционного законодательства
Прибыв на территорию России, мигранты обязаны исполнять требования миграционного законодательства, в том числе по миграционному учету Последний представляет собой процедуру уведомления органа миграционного контроля о прибытии иностранца на территорию России.
По прибытию в место пребывания (проживания) иностранного гражданина, принимающая сторона обязана уведомить непосредственно орган миграционного учета представив утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет на территории региона, без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств, либо лица, не знающие требований действующего законодательства.
Необходимо знать, что такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации.
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность:
– по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;
– по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;
– за нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные статьями 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Хотелось бы заметить, что несут ответственность и приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.ст. 18.9, 18.15 КоАП РФ и ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ). За данное правонарушение законом установлены более суровые санкции.
Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.
За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации статьей 322.1 УК РФ установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы.
город Донской город Донской Без тегов
Об информационном содержании вы можете написать администратору сайта. При перепечатке и ретрансляции материалов ссылка на сайт msu.tularegion.ru обязательна. Информация персонального характера о пользователях cайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных
Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (ст. 18.1 – 18.20)
Глава 18. Административные правонарушения в области защиты
Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима
пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства
на территории Российской Федерации
ГАРАНТ:
О некоторых вопросах применения главы 18 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11
- Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
- Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
- Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации
- Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
- Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации
- Статья 18.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)
- Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
- Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
- Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
- Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации
- Статья 18.11. Нарушение иммиграционных правил
- Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания
- Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей
- Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации
- Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
- Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
- Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок
- Статья 18.19. Нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях
- Статья 18.20. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента
Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование. | Статья 18.1. >> Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации |
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.
Что грозит за нарушение миграционного законодательства?
В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.
Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.
Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:
– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;
– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.
Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.
В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Зачасrую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.
Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание -штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:
-ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
-ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;
-ст.18.1 О и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 ООО до 5 ООО рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.
Административная ответственность за нарушения миграционного и трудового законодательства в отношении мигрантов, иностранных граждан и лиц без гражданства
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
- В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
- В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
- Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечание. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
- Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
- Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —
влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Статья 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета
- Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
- Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
- Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Административно-правовой отдел администрации МО «Озерский городской округ»
Административное нарушение миграционного законодательства в РФ
Муниципальное образование “Вилючанский наслег”
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Привлечение иностранных граждан к административной ответственности
Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности
Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.
Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.
Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).
Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.
При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ – должностным лицам пограничных органов и войск.
В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства ( ч. 2 ст. 18.1 , ч. 2 ст. 18.4 , ст. 18.8 , 18.10 , ч. 1 ст. 18.11 , ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ ).
В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ( ч. 2 ст. 6.8 , ч. 2 ст. 6.9 , ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).
В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).
Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.
Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.
По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?
Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.
Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).
Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:
– характер и тяжесть совершенного правонарушения;
– наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;
– длительность проживания иностранного гражданина в РФ;
– отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;
– род деятельности и профессия;
– обращение о приеме в российское гражданство.
Оспаривание выдворения
Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.
Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.
Последствия выдворения
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.
Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.
Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.