Нелегальная миграция в мире в 2022 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected].

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected].

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected].

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 9 часов назад

Уголовная и административная ответственность в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан

Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

Пленум ВС обсудил постановление о незаконной миграции

Пленум Верховного суда растолковал, как рассматривать уголовные дела по всем разновидностям 322-й статьи УК. То есть, по делам о незаконном пересечении границы и фиктивной регистрации иностранцев в России. Рассказываем, кого можно привлечь за такие преступления, а также разбираемся, когда наказать за них нельзя.

Заседание Пленума ВС состоялось в формате видеоконференции. Мы дополним материал записью заседания, как только она станет доступна.

Разъяснения Пленума состоят из 20 пунктов. В конце материала есть ссылка на текущую версию документа, но он еще может измениться – по итогам «первого чтения» проект постановления направили на доработку.

Наказание за это преступление предусмотрено ст. 322 УК. Преступлением считается как незаконный въезд, так и незаконный выезд из России.

Такие преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии государственной границы, независимо от места и способа ее пересечения – пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля или без.

Пленум ВС почеркивает, что преступление по ст. 322 УК можно совершить только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им границы с нарушением установленных требований.

Нарушение становится очевидным, если у нарушителя в документах стоит отметка о том, что ему нельзя в Россию. Или если он раньше получал уведомление о запрете въезда в страну.

Если у лица есть все необходимые документы для въезда в Россию, то он может пересечь границу в любом месте, даже вне пунктов пропуска. Такое нарушение не образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 322 УК.

Кроме того, уголовная ответственность не грозит и тем, кто вынужденно пересек границу, спасаясь от несчастного случая или стихийного бедствия.

Под организацией незаконной миграции (ст. 322.1 УК) Пленум предлагает понимать умышленные действия, которые создают условия для незаконного проезда в Россию или транзита через Россию.

«Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для совершения хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет», — подчеркивает ВС.

Кроме того, квалификация по этой статье никак не зависит от того, привлекли ли к ответственности непосредственно мигрантов, в интересах которых действовал преступник.

Если организатор незаконной миграции при совершении этого преступления сам незаконно пересек государственную границу –например, выступил в качестве проводника – то его действия квалифицируют и как незаконное пересечение границы, и как организацию незаконной миграции (по ст. 322 и 322.1 УК).

Согласно разъяснениям Пленума, ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства (ст. 322.2 УК) должен нести собственник жилого помещения, который предоставил в миграционный орган сведения или документы для фиктивной регистрации.

По ст. 322.3 за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания могут понести ответственность предприниматели – например, если руководитель сообщит, что мигранты работают у него, хотя на самом деле они не работают.

Если выяснится, что сотрудник миграционной службы знал о фиктивности регистрации, то он понесет ответственность за соисполнительство по таким преступлениям.

Примечания к статьям 322.2 и 322.3 предусматривают возможность освободить от наказания нарушителя, который содействовал в раскрытии этих преступлений. Но Пленум подчеркивает, что эти примечания никак не помешают привлечь нарушителя по другим составам Уголовного кодекса. Например, за организацию незаконной миграции или за подделку документов.

Проблема нелегальной миграции в современном обществе

Переселение народов – явление, уходящее корнями в далекое прошлое; но большая часть причин, которые вынуждали людей менять место жительства, актуальны по сей день. Жизнь в современном обществе обязывает нас знать и соблюдать законы, которым подчиняется данный процесс. Нелегальная миграция в современных реалиях приобрела масштабы крупной, затронувшей интересы большей части мировых держав, проблемы. Как справляются с этим вовлеченные в процесс страны, имеет значение не только для их жителей, но и для самих мигрантов.

Что представляет собой незаконная миграция

Каждое государство располагает специальным сводом законов, которые помогают регулировать процесс пересечения границы иностранцами и их пребывание на его территории. Осуществить въезд в другую страну можно несколькими способами:

  • на основании внутреннего гражданского паспорта;
  • при наличии выездного заграничного паспорта;
  • только после получения визового штампа через консульство страны визита;
  • получив разрешение на въезд в аэропорту прибытия;
  • запросив электронную визу.

Если люди планируют обосноваться в чужой им стране надолго или вообще навсегда, при пересечении границы у них обязательно должно быть визовое разрешение специального образца. По этому принципу всех прибывающих в то или иное государство лиц можно разделить на две группы:

  • мигранты, прибывшие в страну законно;
  • те, кто пересек границу нелегально, то есть в обход миграционного законодательства.

Кого принято называть нелегалами

Прежде чем приступить к подробному анализу, кто такие нелегалы, следует отметить, что они также могут быть подразделены на две категории: добровольные и вынужденные.

Первые сознательно принимают решение, куда именно хотят переехать. Как правило, у них есть время на раздумье, а следующие за этим действия – ни что иное, как хорошо продуманное преступление.

Вынужденные нелегальные мигранты чаще всего бегут от каких-либо угрожающих обстоятельств, иногда даже не имея времени собрать вещи или подумать о том, какие формальности необходимо соблюсти, чтобы оказаться на иностранной территории.

Таким образом, нелегальные мигранты – это:

  • иностранные лица, которые находятся на территории другого государства без документов, которые бы могли удостоверить их личность, или с фальшивыми документами;
  • лица, пересекшие границу, не имея законных оснований, или те, кто предоставил поддельные данные;
  • иностранцы, пребывающие в другой стране на основании просроченной визы. Сюда же можно отнести студентов, которые не выехали после окончания учебы, а также наемных работников, у которых завершился трудовой контракт;
  • дети, которые рождены на иностранной территории. Хотя здесь нужно учитывать законодательство государства. Например, в России родившийся на ее территории малыш может быть признан россиянином, если ему отказано в гражданстве страны, к которой принадлежат его родители, или один из них уже имеет паспорт РФ. В каких еще странах похожие порядки читайте в статье.

Большой ошибкой будет, однако, полагать, что все перечисленные лица не могут рассчитывать на помощь и поддержку от государства, в котором они пребывают, поскольку у них нет документов.

Каждый гражданин является носителем прав человека, в каком бы статусе не находился в чужой стране.

Права нелегальных мигрантов прописаны в Европейской социальной хартии. В ней говорится, что каждый человек имеет право на минимальное обеспечение жильем и убежищем в неотложной ситуации. Данное предписание распространяется в том числе и на тех, кто находится на территории государства без каких-либо законных оснований.

Убежище власти любой страны обязаны предоставить даже тогда, когда прибывших нелегалов в перспективе попросят покинуть территорию страны. Данное право неразрывно связано с уважением человеческого достоинства. Узнайте как получить убежище в Германии.

Кроме того, мигранты могут рассчитывать на:

  • неотложную помощь медиков;
  • жилье (вначале беженцы живут в специальных лагерях);
  • питание;
  • срочный уход;
  • необходимый набор одежды.

Конвенция по защите прав человека, подписанная в 1950 году, гласит, что независимо от того, находится гражданин в той или иной стране законно или нет, он должен быть защищен от трудовой эксплуатации и торговли людьми. Еще один документ – Конвенция ООН по правам детей – требует, чтобы каждый несовершеннолетний имел доступ к образованию, даже если его родители имели неосторожность нелегально мигрировать в чужую страну.

Что заставляет мигрантов становиться нелегалами

Чтобы решиться на незаконное пребывание на зарубежной территории, нужны очень веские причины. И чаще всего они таковыми и являются. Случаи, когда люди пытаются перебраться в другую страну нелегально, просто не желая утруждать себя оформлением документов или переоформлением визы, можно считать единичными.

В большинстве ситуаций нелегалы имеют весомые основания для незаконного переезда. Условно разделим их на три группы:

  • экономическая выгода подразумевает обстоятельство, что в большом количестве развитых стран имеется большой спрос на дешевую рабочую силу, в основном неквалифицированную. Для представителей некоторых государств Африки и Азии это лучше, чем работа за гроши у себя на родине. Больше о трудовой миграции читайте здесь.
  • безопасность – многие мигранты – беженцы – спасаются бегством от войн, стихийных бедствий, преследований на почве религии. В этом случае нарушение законодательства для них является меньшей бедой, чем та, которая может постигнуть на родине;
  • личные основания – чаще всего они есть у тех, кто бежит от преследований закона за совершенное преступление и те, кто просит политического убежища.

Способствуют появлению нелегалов недоработки в законах и коррумпированность миграционных чиновников.

Какие проблемы влечет нелегальная миграция

Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.

Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.

Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:

  • увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
  • перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
  • рост недовольства коренного населения;
  • увеличение вероятности эпидемий.

Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.

Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:

  • изготовление фиктивных документов;
  • взяточничество;
  • подделка денег;
  • воровство;
  • разбой;
  • домогательства.

Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.

Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.

Депортация иностранцев

Первое, что может постичь нарушителя миграционного законодательства, – депортация. Она подразумевает высылку иностранного лица. В Российской Федерации ответственность за данную процедуру возложена на ГУВМ МВД РФ (бывшая ФМС).

Кроме того, что задержанный будет выдворен за пределы страны, законы которой он нарушил, ему еще будет запрещен въезд в нее на протяжении определенного времени. Попасть в “черный” список особенно нежелательно тем, кто намерен в будущем еще посещать данное государство. Узнать о том как проверить есть ли запрет на выезд за границу.

Порядок депортации нелегалов без документов в каждой стране выглядит по-своему. Чаще всего нарушителя сопровождают вплоть до посадки на рейс в страну его гражданства или туда, откуда он прибыл. Подробнее о депортации читайте тут.

Куда чаще всего стремятся нелегалы

Большинство людей, которые спасаются сегодня бегством от опасных жизненных ситуаций, имеют гражданство Сирии, Афганистана, некоторых африканских стран. И самым желанным для них берегом в сложившихся условиях является Европа. Миграционный кризис ощутили на себе и регионы, расположенные на других континентах, но самый большой удар приняли именно европейские страны.

Чтобы добраться сюда, нелегалы готовы пойти на все, даже пожертвовать жизнью, пускаясь в опасное путешествие на открытых лодках по морю. В период 2014-2015 годов, ставших пиковыми в ситуации с мигрантами, сводки новостей ежедневно пестрели сообщениями о погибших в море нелегалах, которые пытались доплыть на европейскую часть континента.

Начальной точкой для тех, кто добрался живым, являлись Греция, Македония, Турция. Самые отважные направлялись далее – Франция, Германия, Швеция, Италия. О том

Благодаря договоренностям, достигнутым между Евросоюзом и Турцией, первый получил отток мигрантов на турецкую территорию, а вторая – обещание интеграции в ЕС, которое и сегодня еще не выполнено.

Разобраться более детально, как распределены нелегалы сегодня по европейским державам, вам поможет статья «Мигранты в Европе».

Подводим итоги

Переселение в другую страну в обход миграционных правил – серьезное правонарушение, которое влечет за собой депортацию и запрет на въезд. Но даже это не может остановить лиц, которые бегут из своей страны в силу непреодолимых обстоятельств: войны, разбушевавшейся стихии, религиозного или другого преследования.

Нелегальные мигранты могут быть как добровольными, так и вынужденными, но никто из них не лишен прав человека: они могут рассчитывать на предоставление минимальной социальной защиты, убежища, еды, одежды, медицинской помощи.

Ответственность за нарушения миграционного законодательства и режима пребывания в РФ

Прибыв на территорию России, мигранты обязаны исполнять требования миграционного законодательства, в том числе по миграционному учету Последний представляет собой процедуру уведомления органа миграционного контроля о прибытии иностранца на территорию России.

По прибытию в место пребывания (проживания) иностранного гражданина, принимающая сторона обязана уведомить непосредственно орган миграционного учета представив утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет на территории региона, без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств, либо лица, не знающие требований действующего законодательства.

Необходимо знать, что такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации.

За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.

Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность:

– по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;

– по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;

– за нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные статьями 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Хотелось бы заметить, что несут ответственность и приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.ст. 18.9, 18.15 КоАП РФ и ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ). За данное правонарушение законом установлены более суровые санкции.

Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.

За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации статьей 322.1 УК РФ установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Шемякина, Л. Н. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации / Л. Н. Шемякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76704/ (дата обращения: 05.02.2022).

Общеизвестно, что миграция населения — сложное и многогранное явление, затрагивающее многие сферы жизнедеятельности общества. Несмотря на то, что миграционные процессы в целом имеют позитивный характер, очевидно, что последствия незаконной миграции антисоциальны. Незаконная миграция, в частности, в политической сфере выступает в качестве непосредственной угрозы территориальной целостности и геополитическим интересам России; в экономической сфере способствует расширению масштабов «теневой» экономики, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств (уклонение от уплаты налогов, вывоз денег за рубеж и пр.), обострению ситуации на рынке труда и в целом криминализации экономики; в социальной сфере приводит к усилению социальной напряженности, обострению межнациональных отношений, ухудшению криминальной обстановки в государстве.

В настоящей статье рассмотрена незаконная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также пути противодействия ей.

Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, мигранты, незаконная миграция.

Ученые и специалисты под мигрантом понимают физическое лицо, которое осуществило пространственно-территориальное перемещение за пределы своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов [9, с. 112].

Правовой статус мигранта — это сложная юридическая конструкция, отражающая связь определенного лица с обществом, государством и конкретизирует права и обязанности мигранта, а также особенности их реализации.

Российская Федерация является одной из самой принимающей стран по количеству приезжающих мигрантов, куда приезжают иностранные граждане на постоянное место жительство. Однако, Российская Федерация также и отдает большое количество своих граждан для эмиграции в такие страны, как Израиль, США и Канада. В настоящее время россияне стали активно покидать страну, а также Россия стала транзитным пунктом между Европой и Азией.

Определение «нелегальные мигранты» включает в себя людей, которые незаконно пересекли границу государства, а также лица, оказавшиеся на территории государства на законных основаниях, но нарушившие порядок пребывания в данной стране.

Стать нелегальным мигрантом лицо может тремя способами: незаконное пересечение границы; законное пересечение границы, но нарушение сроков визы или отсутствие регистрации; получение учебной визы и осуществление иного вида деятельности. Существует путаница в терминологии в сфере незаконной миграции, что создает сложности на практике и споры между научными деятелями.

В России использовался термин «нелегальная миграция», но данный термин был уязвимым моментом для стран бывшего СССР, поскольку граждане оказывались на территории России законным способом, но нахождение их было нелегальным из-за условий безвизового режима. В период 1990–2000 гг. стал использоваться термин «незаконная миграция», то есть недокументированная и неучтенная. Данный термин был предложен международными организациями, которые солидарны в том, что границу мигранты пересекают законно, но осуществляют деятельность незаконно [6, с. 24].

Определяется три вида мигрантов в Российской Федерации, основываясь на причине установления статуса нелегала: нелегальное пересечение границы, нелегальное пребывание на территории РФ, осуществление нелегальной занятости. Российская Федерация — страна, в которой в 2020 году установлена высокая концентрация нелегальных мигрантов, поскольку является условным центром притяжения для бывших стран «союзников».

Согласно исследованиям, около 90 % мигрантов являются гражданами именно стран бывшего СССР, остальные 10 % мигрантов — это граждане из стран дальнего зарубежья: Китай, Бангладеш, Индия и Пакистан. Незаконную трудовую деятельность зачастую осуществляют граждане ближнего и дальнего зарубежья, ее нарушение заключается в том, что иностранное лицо осуществляет коммерческую, предпринимательскую и иные виды деятельности без разрешения на работу, без патента и без оплаты налогов.

Поэтому, понятие «незаконная миграция» можно рассматривать как процесс перемещения населения из одного государства в другое с нарушением существующих международных и национальных правовых норм, то есть это нахождение на территории Российской Федерации незаконных мигрантов.

Присутствие незаконных мигрантов в стране порождает собой целый ряд угроз безопасности государства.

Во-первых, незаконная миграция влияет на политическую сферу, выступая угрозой геополитическим интересам страны и ее международному статусу.

Во-вторых, в экономической сфере увеличиваются масштабы теневой экономики, значительная доля денежных средств «утекает» из финансового оборота страны.

В-третьих, для социальной сферы незаконная миграция вызывает рост таких явлений как безработица, социальная напряженность и ксенофобия.

Также ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка из-за распространения острых инфекций и нетрадиционных для России заболеваний. Увеличивается международная преступность по следующим видам: наркобизнес, торговля людьми, акты терроризма, вооруженные нападения с национально-этническим характером, появляется межконфессиональная напряженность, приобретающая насильственный характер [6, с. 24].

В настоящее время незаконная миграция рождает острую социальную проблему, значение которой возрастает в глобальном масштабе. В миграционном обмене участвует подавляющее большинство стран мира. Основными причинами миграции при этом являются серьезные экономические и политические кризисы. К эмиграции людей подталкивают голод, политические репрессии, межэтнические конфликты.

Главным шагом в совершенствовании и развитии миграционной политики стало принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой изложены идеи и предложения об усовершенствовании эффективности регулирования миграции, а также минимизации различного рода рисков, таких как социальные, правовые, культурные, экономические, политические, которые связаны с присутствием мигрантов на территории России [8, с. 131].

Противодействие незаконной миграции должно носить комплексный характер и включать в себя систему механизмов, для наиболее эффективного и достаточного разрешения проблемы и предотвращения угроз:

— необходимо ужесточение административной ответственности в отношении работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, не имеющих разрешения на работу;

— разрешение и стимулирование въезда мигрантов именно в те регионы, в которых наблюдается дефицит рабочей силы;

— усиление контроля за: целью прибытия мигрантов, причиной выбытия из своей страны, а также составом прибывших мигрантов, особенно тех, кто впервые въезжает в страну;

— стимулирование притока высококвалифицированных специалистов с уровнем профессионализма, который соответствует экономическим целям и задачам инновационного развития страны;

— усиление работы по депортации граждан, если ими было не соблюдено и нарушено законодательство страны, при этом такой процесс должен носить невозвратный характер;

— реализация политики квотирования или ограничения въезда иностранных граждан на территорию страны с учетом национальных интересов [7, с. 119].

Кроме того, в отношении приезжих мигрантов можно применить такую новую миграционную процедуру как обязательное дактилоскопирование, для увеличения эффективности работы органов внутренних дел при выявлении лиц, которые скрывают свои данные, или которые пытаются покинуть территорию государства по поддельных, чужим документам, или которые ранее совершили правонарушении в отношении Российской Федерации.

Еще важной процедурой является подтверждение владения русским языком, знаний истории России и основ российского законодательства у приезжающих мигрантов.

При успешном прохождении этой процедуры выдается соответствующий сертификат, который необходим лицам, претендующим на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу [9, с. 112].

Таким образом, незаконная миграция — это сложное политическое, экономическое и социальное явления, влияющее на национальную безопасность государства. Для организации этой работы необходимо полностью сформировать нормативно-правовое регулирование процесса миграции и борьбы с незаконными мигрантами. Борьба с данным процессом должна быть комплексной, при выявлении угроз и их предотвращении должны использоваться механизмы из различных сфер жизни общества.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. − № 30. − Ст. 3285.
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. — 2002. − № 30. − Ст. 3032.
  4. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2018. − № 45. − Ст. 6917.
  5. Аксёнов А. А. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности России//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 90–95.
  6. Бугаевская Н. В., Батова Е. В. Правовые основы борьбы с незаконной миграцией//В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Кабакова. — 2019. — С. 24–31.
  7. Лучшев С. П. Социально-политические и военные угрозы незаконной миграции для безопасности Российской Федерации//В сборнике: Анализ социально-экономического состояния и перспектив развития Российской Федерации. Материалы 6-й Международной студенческой научно-практической конференции. Государственный университет управления. — 2019. — С. 119–125.
  8. Маюров Н. П., Прудников А. С. Организационно-правовые меры противодействия незаконной миграции в современной России//В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. — 2019. — С. 131–134.
  9. Прудников А. С., Шагиева Р. В. Противодействие незаконной миграции и пути его совершенствования//В сборнике: Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества. Материалы Международного форума. Под общей редакцией П. В. Терелянского. — 2019. — С. 112–115.
  10. Сафарова С. Современное состояние и перспектива сокращения незаконной миграции в Российской Федерации//В сборнике: Организация Объединенных Наций и глобальные проблемы человечества в ХХI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р. В. Нигматуллин. — 2019. — С. 223–227.
  11. Чанбарисов А. Т. Международно-правовые основы противодействия незаконной миграции//В сборнике: Коренные народы современной России: этноязыковые, правовые, социокультурные и духовные проблемы. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной объявленному ООН в 2019 году Международному году языков коренных народов. — 2019. — С. 350–357.

Основные термины (генерируются автоматически): незаконная миграция, Российская Федерация, мигрант, бывший СССР, вид деятельности, дальнее зарубежье, национальная безопасность, Россия, территория государства, территория России.

Нелегальная миграция в мире в 2019 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Если законодательство страны не признаёт право почвы, то все дети, которые рождены иностранными гражданами на её территории, также являются нелегалами.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2019 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Большинство иммигрантов прибывают в Россию из стран Средней Азии, Кавказа и Украины. Потоки характеризуются как групповыми заездами, так и индивидуальными незаконными переселениями. Если человек сознательно принимает решение о незаконном проживании в чужой стране, то он совершает преступление. При этом мотивация такого поступка не имеет значения.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации

Организатором депортации нелегалов выступает российская миграционная служба. Срок исполнения решения – 5 дней. Иностранный гражданин обязан добровольно и за свой счёт покинуть Россию. Решение можно обжаловать в течение 90 суток со дня вынесения решения.

В том случае, если иностранец уклоняется от добровольного исполнения решения о депортации, то начинаются его поиски сотрудниками ФМС. Нелегал будет взят под охрану и помещен в специальное помещение. Ему будет обеспечено питание, медицинская помощь и необходимые бытовые условия. ФМС обеспечит доставку с конвоем на границу. Там сотрудники миграционной службы проставят штамп в паспорте о запрете въезда в РФ и принудительно переведут через границу. Таким образом выглядит депортация. Расходы на принудительную депортацию возлагаются на нелегала, его родственников, работодателя (если было приглашение, но срок визы прошёл), посольство страны эмигранта или правительство России (что бывает крайне часто).

Куда подать жалобу на нелегального мигранта?

Чтобы заявить о проживании или месте работы нелегалов, нужно написать заявление в миграционную службу или МВД. При этом заявление может быть от одного человека или группы лиц. Также можно подать жалобу без подписи (анонимно). Однако при подаче заявления к сотруднику правоохранительных органов или ФМС нужно прийти с паспортом. В жалобе нужно изложить суть дела, по возможности написать контакты (имена) нелегальных мигрантов. Органы правопорядка обязаны провести проверку в течение недели.

Нелегальная миграция в других странах

Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Канада

Канаду называют страной иммигрантов, так как треть населения – это приезжие. Однако это не означает, что в этой стране преобладают нелегальные мигранты. Канадские власти вовремя оценили степень угрозы от массового вторжения нелегалов и псевдобеженцев, поэтому ввели визовые режимы практически со всеми странами третьего мира. Существенные изменения в миграционную политику Канады были внесены в период с 2008 по 2010 год. Теперь в стране наблюдается примерно 100-200 тысяч нелегалов, которые не могут нанести экономический урон стране. Преобладающее большинство нелегалов прибывают из США (между странами общая граница и безвизовый режим), а также из Филиппин (между странами принято соглашение о безвизовом транзите). На третьем месте среди нелегалов израильтяне.

Канадские нелегалы сталкиваются со всевозможными проблемами, ввиду активной социальной позиции местного населения и крупных штрафов. Нелегалы не могут снять жильё, пользоваться автомобилями, банковским и медицинским обслуживанием. Они работают за копейки и живут в страхе перед депортацией. Размер штрафа для нелегала – до 5 тысяч $, для нанимателя нелегала – до 12 тысяч $.

Соединённые Штаты Америки не понаслышке знают, что такое незаконная миграция. Уже многие годы американское государство борется с массовой миграцией из Мексики и стран Латинской Америки. По различным аналитическим данным количество нелегалов в стране в 2019 году может колебаться от 13 до 40 млн. человек. При этом 2/3 нелегалов проживают в США более 10 лет.

Для незаконных переселенцев существует два основных пути:

  • приехать в США по визе и остаться после окончания её срока;
  • пересечение американских границ через неохраняемые участки.

В текущем году миграционные службы США арестовали на мексиканских границах почти 1 млн. человек. Президент Трамп высказывался о том, чтобы ужесточить условия прохождения границы для нелегалов с помощью рва с водой, змеями и аллигаторами. Также он предложил снабдить ограду электричеством и шипами наверху. А для того чтобы замедлить нелегалов, по словам действующего Президента Америки, нужно стрелять по ногам. Иными словами, позиция Президента ясна, но существенных результатов его политика пока не дала.

Финляндия

Чаще всего нелегалы занимаются в Финляндии сбором лесных ягод и грибов. По финскому трудовому законодательству такой вид деятельности не считается трудовой занятостью. При этом предполагается, что человек занимается сбором ягод в качестве хобби и сдаёт урожай государственному специализированному учреждению. А так как Финляндия на 80 % покрыта лесами, количество нелегалов исчисляется десятками тысяч. На подобную нелегальную работу попадают несколькими способами:

  1. Попадают в трудовое рабство (посредник оформляет гостевую или туристическую визу, помогает пересечь границу, а потом отбирает паспорта).
  2. Добровольное решение работать по повышенной ставке, но без официального трудоустройства. В этом случае трудовой эмигрант имеет разрешительный документ и находится в стране на законных основания (в течение срока действия визы и на незаконных основаниях, если останется после просрочки визы).

Китай

По последним данным в Китае находится не менее 50 млн. незаконных мигрантов, включая примерно 1/3 млн. русских, украинцев и белорусов. Это настоящий феномен, учитывая тот факт, что в течение 20 лет именно китайцы нелегально стремились в Европу, Россию и Соединённые Штаты Америки. Они проникали в иностранные государства на кораблях с двойным дном и в фурах с овощами. Но мир изменился, и китайская экономика расцвела. Теперь Китай стал привлекательным для жителей более бедных стран. В Поднебесной стало очень много нелегалов из Африки. Со временем китайское правительство сильно ужесточило порядок получения визы и физически ограничило проникновение в страну. Строятся стены с колючей проволокой, по линии границы устанавливаются электронные датчики. Кроме того, в Китае стала работать программа «Охотники за головами»: китайцы, которые помогают в поимке нелегалов, получают денежное вознаграждение (100 юаней) и горячие линии разрываются от количества звонков. Полиция КНР регулярно проводит акции «100 дней разгона нелегалов», когда зачистке подвергаются целые кварталы. В прошлом году из Китая депортировали 200 тысяч нелегалов из США и Англии. В основном это преподаватели английского языка, которые приехали в страну как туристы, но остались работать в частных китайских школах «на птичьих правах». Руководство страны ужесточает наказание для тех лиц, которые помогают нелегалов.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Заключение

Нелегальная миграция – это распространённое мировое явление. Оно связано с изменением экономической карты мира: как только страна начинает развиваться и процветать, к ней появляется интерес жителей более бедных стран. Это явление вносит существенный дисбаланс в экономику принимающей страны и способно превратиться в миграционный кризис.

Как показывает практика, лучшим способом борьбы с нелегалами является ужесточение контроля на границах (применение современных технологий) в сочетании с усиленным контролем внутри страны (с привлечением населения). Однако «волшебного рецепта» от миграции нелегалов пока нет.

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Путешествия – это мое главное хобби. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.

Депортация 2022

Депортация 2022

Депортация 2022 года происходит принципиально аналогичным с предыдущими периодами способом. И назначается по тем же причинам. Основной повод, по которому может быть назначена депортация мигрантов, это отсутствие у иностранца законной возможности находиться в России.

Депортация 2022 года иностранных граждан.

Под депортацией подразумевается принудительное выпроваживание иностранца за совершенное им нарушение. Для этого ему достаточно лишь потерять право на легальное нахождение в России. Остальные нарушения влекут за собой назначения иной меры — выдворение. Итог в обоих случаях один — иностранец должен выехать из страны и потом провести какое-то время заграницей, чтобы снова приехать в Россию.

Поскольку для нарушения режима пребывания предусмотрена отдельная мера воздействия (депортация 2022 года), это многое говорит о требовательности российского государства в этом вопросе. Такие нарушения принципиально могут приравниваться по тяжести к некоторым уголовным преступлениям. Ведь нелегальные мигранты являются потенциальной угрозой для целостности государства и соблюдения интересов законно проживающих здесь граждан.

Юридически депортация 2022 года не является именно наказанием. Это скорее мера государственного воздействия на нарушителей. Потенциально они смогут вернуться в Россию. Но при повторении ситуации мера воздействия становится жестче.

Кем назначается депортация.

Если выдворение происходит на основании судебного предписания, то депортация 2022 года будет назначаться по вынесенному руководителем ГУВМ МВД распоряжению. В этом есть свои минусы. Эта простота процесса назначения меры воздействия действует против иностранцев. Достаточно лишь выявить нарушение, а затем принять решение по нему в пределах ведомства. Поэтому сроки реализации такой меры совсем недалеки от момента выявления нарушения.

В этом случае у иностранца имеется возможность апеллировать к отмене вынесенного решения. То есть попытаться сделать так, чтобы депортация 2022 года была отменена. Но для этого придется обосновать свою просьбу. Лишь наличие серьезных причин может помочь иностранцу остаться в России, несмотря на попытку депортировать его.

Основания для депортации 2022 года.

Иностранцам стоит учитывать разрешенные сроки нахождения в России с учетом статуса и имеющихся документов.

Несоблюдение данных принципов приводит к тому, что человеку назначается депортация 2022 года.

Причины назначения депортации.

Распространенные причины назначения:

несвоевременный отъезд после окончания срока действия визы или срока безвизового проживания приводит к тому, что назначается депортация 2022 года;

аннулирование разрешительных документов (ВНЖ, РВП, патент и пр.), из-за чего также реализуется депортация 2022 года;

сокращение периода возможного проживания тоже становится причиной, по которой будет назначена депортация 2022 года;

вынесение отказа в признании иностранца беженцем, потеря либо лишение его этого статуса — очередные причины для депортации 2022 года;

нелегальный въезд в страну (по подделанным документам) это еще одно основание для назначения депортации 2022 года;

депортация 2022 года выносится и при нежелательном нахождении иностранца в России.

В целом все перечисленные основания связаны с невозможностью иностранца на текущий момент пребывать в России. Просто по разным причинам. Они выявляются после фиксации государственной системой совершенного нарушения. Данные в любом случае направляются в МВД (например, из правоохранительных органов), а далее ведомство принимает решение.

В отношении кого не будет применяться депортация 2022 года:

консульские и дипломатические специалисты;

беженцы и иностранцы, недавно обратившиеся за статусом беженца, либо за временным либо политубежищем;

люди, утратившие статус беженца, которые просто не могут сейчас вернуться домой по внешним обстоятельствам (например, при военном конфликте на родине).

Если же депортация 2022 года в адрес человека планируется к реализации, решение принимается в предельно короткие сроки, поскольку обращаться в суд здесь не приходится.

Разрешенные сроки нахождения в России.

Поскольку основная проблема здесь заключается в незаконном нахождении иностранца в России, нужно учитывать разрешенные лично ему сроки пребывания.

Находиться в России можно по простой и последовательной схеме:

Временное пребывание после въезда в страну.

Временное проживание (например, по РВП — три года).

Постоянное проживание (по ВНЖ — бессрочно).

Необходимо обратить особое внимание на период временного пребывания иностранца в России. Он начинается с момента его въезда в страну. После регистрации на границе при помощи миграционной карты иностранец едет в выбранный им для пребывания субъект. Здесь он встает на учет в МВД по месту пребывания. Нужно понимать, что после въезда ему разрешается находиться в России в соответствии со сроком действия визы или 90 дней из 180-ти при безвизовом въезде. Это стандартные сроки, после которых требуется думать об организации себе статуса временно проживающего в России.

Но в 22ом году для отдельных категорий доступно продление срока временного пребывания:

для обучающихся в России иностранцев предлагается продление до конца срока договора;

признанных носителями языка доступно продление до 90 дней после выдачи такого статуса;

для иностранцев с родственниками в России разрешается продлить время пребывания на год;

трудоустроенных в России без разрешения либо патента — до конца срока договора или на год после въезда при бессрочных договоренностях;

для безвизовых иностранцев при обладании жилым помещением в России можно также продлить время пребывания на год;

признанных переселенцами иностранцев допускается находиться в России в этом статусе до конца срока действия свидетельства.

Но дальше им приходится уезжать из России или думать о смене статуса для нахождения в России. Иначе для них будет назначена депортация 2022 года при выявлении соответствующего нарушения.

Процедура депортации 2022 года.

Решение о депортации принимает ответственное за эту работу лицо в УВМ УМВД. В любом случае все подписывается руководством. Иностранца информируют о принятом решении и берут с него в письменном виде обязательство покинуть страну. Если добровольно это обязательство не выполняется, мигрант помещается в специализированный центр. Уже в таком случае к делу привлекается судебная система. Тогда исполнение принятого судом решения о необходимости депортировать человека будет реализовываться в принудительном формате. Человека буквально провожают до транспорта, следующего заграницу.

Если депортация 2022 года осуществлялась добровольно, мигранту легче будет вновь посетить Россию, правильно подготовив въездные документы. При не добровольности отъезда или повторении нарушения миграционного законодательства (в части легального нахождения в России) иностранца ждут более строгие последствия. Въезд в этом случае будет затруднен на определенный срок.

Срок депортации 2022 года.

В данном случае идет речь не о сроке депортирования.

Депортация 2022 года это единично реализуемая процедура в отношении мигранта и по какой-то определенной причине. После депортации может последовать срок запрета въезда. Это дополнительная мера, которую можно попытаться отменить после вступления в силу решения о депортации с последующим отъездом иностранца. Либо дожидаться окончания данного срока запрета. В этом случае очень невыгодно нарушать законы России в вопросе пребывания мигрантов на ее территории.

Срок запрета на въезд различается с учетом тяжести нарушения, из-за которого была назначена депортация 2022 года.

Ограничения на 3 года ставятся в таких случаях:

за незаконное нахождение в стране от 120ти дней;

два раза (или больше) привлечение к административной ответственности.

Ограничения на 5 лет ставятся в иных ситуациях:

неоднократное нарушение миграционного режима в пределах года;

злостное нарушение миграционных нормативных принципов.

Вторично выявленное нарушение ограничивает въезд в Россию на протяжении 10ти лет. Чтобы не отменять уже действующий срок запрета, лучше не нарушать закон. Или хотя бы отменять своевременно решение о депортации. Делать это приходится в пределах 3-х месяцев после того, как иностранец будет проинформирован о принятом в его адрес решении.

Проверка действующего запрета.

В данном случае идет речь именно о запрете на въезд или неразрешении въезда, идущие после того, реализуется депортация 2022 года. Если иностранец был депортирован, ему обязательно нужно отслеживать информацию относительно наложенного на него запрета на въезд. Это актуально, если он хочет посетить Россию снова. Для этого сегодня имеются дистанционные способы проверки (например, на сайте МВД). Также разрешается отсылать в ведомства письменные запросы. Первый способ проверки не предполагает использование электронных ответов для оспаривания решений. Для этого актуально использовать только официальные ответы на письменные запросы. Поскольку заниматься такими действиями с территории России не представляется возможным, этот функционал возлагается на представителя в лице гражданина либо юриста.

Оспаривание решения о депортации 2022 года.

Трехмесячный срок обжалования предусмотрен для решений, которые вынесены на уровне МВД (о чем был уведомлен иностранец). Когда дело доходит до суда и судья принимает решение о принудительном депортировании иностранца, также дается срок на обжалование. Но он намного короче — 10 дней, чтобы была отменена депортация 2022 года. Это срок вступления решения в силу. После того как оно вступило в силу, имеется еще 5 дней для реализации фактического выпроваживания иностранца из России.

Оспаривание происходит на административном уровне (досудебном) в обеих ситуациях, подачей заявления руководству МВД. Если же на этом уровне иностранцем также был получен отказ, приходится обращаться в суд. В этом случае выбирать инстанцию нужно с привязкой к месту расположения подразделения МВД (будущего ответчика).

Депортация 2022, основания для отмены.

Нет установленных законом причин для отмены решения о депортировании иностранца из страны. Но даже МВД в открытых источниках ссылается на определенный перечень ситуаций, которые оказывают должный эффект на судью.

Список оснований, по которым может быть отменена депортация мигрантов:

если иностранец заключил брак с россиянином, а отпрыски либо родственники выступают российскими резидентами, депортация из России в отношении их может быть отменена;

если мигрант работает в России и получает легальный налогооблагаемый доход, депортация из России для него также отменяется;

когда иностранец учится в России в качестве студента вуза либо иного образовательного учреждения можно отменить вынесенное в его адрес решение;

депортация мигрантов поддается отмене, когда они проходят обязательный курс лечения в России и не имеют возможности покинуть страну;

также если на момент депортирования выявляется наличие разрешительных документов у иностранца (ВНЖ или РВП), назначенная ему депортация из России отменяется.

В целом судьи рассматривают ситуацию со всех сторон и учетом интересов каждого. В судебном процессе обязательным является наличие доказательств со стороны МВД. Иностранцу придется делать упор на то, что вменяемого ему нарушения не было, либо облегчить назначаемую ему меру. Наличие отлаженных связей с Россией в виде работы, семьи и получения образования это самые действенные причины, по которым может быть отменена депортация 2022 года.

Депортация 2022, помощь миграционных юристов:

Миграционный юрист поможет разобраться в миграционном законодательстве Российской Федерации. Депортация 2022 будет отменена при глубоком анализе ситуации иностранного гражданина. При огромном опыте работы нашей компании с мигрантами помощь будет оказана на высоком уровне.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]