Обзор договора аренды земельного участка для строительства в 2022 году

Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

Автор
Ольга Антошина
главный методолог аудиторской компании ООО АК «Аудит-ЭЛ», налоговый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPA, бизнес-тренер по программам МБА, аттестованный преподаватель ИПБ России, к. э. н., доцент

С 1 января 2022 года вступает в силу совсем не новый бухгалтерский стандарт, утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н, «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”».

В данной статье мы рассмотрим порядок бухгалтерского учета операций, связанных с договором аренды у арендатора. Сразу отметим, что учет со стороны арендатора никак не зависит от учета данных операций со стороны арендодателя. И по большому счету арендатору всё равно как арендодатель классифицирует у себя объект учета аренды.

Задача арендатора отразить или не отразить (в случае, оговоренном в Стандарте), операции с арендованным имуществом.

Начнем с того, кто имеет право не применять новые правила учета. В случае если договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору, отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа и предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду, а так же:

*️⃣ срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

*️⃣ рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

*️⃣ арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (прошу не путать с упрощенной системой налогообложения и внимательно прочитать статью 6 закона «О бухгалтерском учете»).

Тогда арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.

При этом, обратите внимание, что срок аренды, не превышающий 12 месяцев, считается не только по договору аренды, но и исходя из фактических условий и намерений самой компании! Вспоминаем ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» п.6 требование приоритета содержания перед формой.

Под условие «срок аренды не более 12 месяцев» не попадают договоры, которые заключены на 11 месяцев и которые продлевают несколько раз, чтобы избежать госрегистрации (п. 2 ст. 651 ГК).

По новым правилам срок аренды считается с учетом возможностей и намерений сторон его изменять (п. 9 ФСБУ 25/2018). В итоге общий срок с учетом продлений превысит 12 месяцев. Срок аренды для целей бухгалтерского учета рассчитывается исходя из сроков и условий, установленных договором аренды (включая периоды, не предусматривающие арендных платежей). При этом учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей.

Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. Течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды.

Кроме того, ФСБУ 25/2018 не применяется при предоставлении в аренду участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены и объектов концессионного соглашения.

Мы исключили тех, кто имеет право не применять ФСБУ 25/2018 и, следовательно, дальше не читать данный материал.

А вот кто не попал в группу исключения, тот продолжает работать далее.

Арендатор признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.

Право пользования активом (далее ППА) признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость права пользования активом включает:

*️⃣ величину первоначальной оценки обязательства по аренде (Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами» /Арендное обязательство);

*️⃣ арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами /Авансы выданные (62/Авансы выданные);

*️⃣ затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях Д Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» (23, 70, др. счета);

*️⃣ величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды (Дебет 08 «Капитальные вложения» Кредит 96 «Оценочные обязательства»).

Фактическая стоимость ППА изменяется в следующих случаях:

*️⃣ переоценка ППА. Это возможно, когда предмет лизинга по характеру использования относится к группе ОС, по которой вы приняли решение о проведении переоценки (п. 16 ФСБУ 25/2018);

*️⃣ пересмотр стоимость, например при изменении условий договора лизинга (п. 21 ФСБУ 25/2018). При изменении арендных (лизинговых) платежей в результате мер, принимаемых в связи с коронавирусом, следует учитывать документ МСФО “Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)” (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 05.10.2020 N 226н) и документ МСФО “Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19, действующие после 30 июня 2021 года (Поправка к МСФО (IFRS) 16)” (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 20.08.2021 N 112н).

После формирования первоначальной стоимости ППА, оно переводится на счет 01 «Основные средства», и начинает амортизироваться в общеустановленном порядке ( Дебет 01 «Основные средства»/ППА Кредит 08 «Капитальные вложения», Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств»/ППА).

Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.

Обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.

Приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. При этом негарантированной ликвидационной стоимостью предмета аренды считается предполагаемая справедливая стоимость предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды, за вычетом суммы, подлежащей оплате (получению) в связи с гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды.

В случае если ставка дисконтирования не может быть определена, применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.

Для решения этой непростой задачи лучше воспользоваться Рекомендацией БМЦ Р-65/15 «Ставка дисконтирования», где на примерах очень подробно расписано, какие показатели необходимо использовать.

Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода, за который начисляются проценты, и процентной ставки, определенной в соответствии с пунктом 15 ФСБУ 25/2018. Периодичность начисления процентов выбирается арендатором в зависимости от периодичности арендных платежей и от наступления отчетных дат (Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 76 «Прочие расчеты с дебиторами и кредиторами»/проценты).

При полном или частичном прекращении договора аренды балансовая стоимость права пользования активом и обязательства по аренде списываются в соответствующей части. Образовавшаяся при этом разница признается в качестве дохода или расхода в составе прибыли (убытка).

При переходе на новый порядок учета аренды можно воспользоваться Рекомендацией БМЦ Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018», поскольку там обобщена практика перехода на новый стандарт.

Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

✅ 20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

*️⃣ удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

*️⃣ оформление и получение электронных подписей;

*️⃣ подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

*️⃣ надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

*️⃣ решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

*️⃣ проверка контрагентов.

Обзор договора аренды земельного участка для строительства в 2022 году

Редакция от 30.12.2021

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 02.07.2021 N 299-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ, вступающих в силу с 01.03.2022. См. справку к редакции.

Дополнение статьи 19 частью 1.9. См. текст новой редакции

1.9. В случае, если строительство объектов индивидуального жилищного

строительства осуществлялось застройщиком в соответствии с Федеральным

законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом

строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о

внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации” и в отношении таких объектов заключены договоры участия в

долевом строительстве, положения настоящей статьи не применяются.

Дополнение статьи 24 частью 11.2. См. текст новой редакции

11.2. Технический план объекта индивидуального жилищного

строительства, строительство которого осуществлялось в соответствии с

Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в

долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости

и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации” и в отношении которого заключен договор участия в долевом

строительстве, подготавливается на основании разрешения на

строительство, договора участия в долевом строительстве (при наличии) и

плана объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе

являющегося составной частью договора участия в долевом строительстве. В

случае, если в отношении указанных объектов индивидуального жилищного

строительства заключены договоры участия в долевом строительстве, в

технических планах указанных объектов недвижимости указываются сведения

о таких договорах (наименование, дата, номер). В случае, если ранее

разрешение на строительство было представлено для осуществления

государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве,

содержащиеся в таких документах сведения указываются в техническом плане

объекта индивидуального жилищного строительства в объеме,

предусмотренном формой технического плана, требованиями к его

подготовке, составу содержащихся в нем сведений. При этом копии таких

документов в приложение к техническому плану не включаются. Сведения,

содержащиеся в плане объекта индивидуального жилищного строительства,

указываются в текстовой и графической частях технического плана в

объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его

подготовке, составу содержащихся в нем сведений. При этом копия плана

объекта индивидуального жилищного строительства в приложение к

техническому плану не включается.

Дополнение статьи 40 частью 20. См. текст новой редакции

20. Государственный кадастровый учет объектов индивидуального

жилищного строительства, строительство которых осуществлялось в

соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об

участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов

недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации” и которые подлежат отнесению к общему имуществу,

объектов капитального строительства, для строительства которых не

требуется получение разрешения на строительство, земельных участков, на

которых расположены такие объекты, осуществляется без одновременной

государственной регистрации прав на основании заявления застройщика и

прилагаемых к нему документов (в том числе разрешения на строительство

(за исключением случая, если ранее такое разрешение было представлено

для осуществления государственной регистрации договоров участия в

долевом строительстве), разрешения на ввод в эксплуатацию с прилагаемыми

к нему техническими планами объектов индивидуального жилищного

строительства и объектов капитального строительства, подлежащих

отнесению к общему имуществу, соглашений, заключенных застройщиком с

участниками долевого строительства (при наличии), межевого плана

(межевых планов) образуемых в соответствии с проектом межевания

территории земельных участков). В случае, если в отношении объектов

индивидуального жилищного строительства заключены договоры участия в

долевом строительстве, в заявлении указываются сведения о таких

договорах (наименование, дата, номер).

Изменение части 1 статьи 42

1. Государственная регистрация 1. Государственная регистрация

возникновения, перехода, возникновения, перехода,

прекращения, ограничения права на прекращения, ограничения права на

жилое или нежилое помещение в жилое или нежилое помещение в

многоквартирных домах и многоквартирных домах и

обременения такого помещения обременения такого помещения

одновременно является одновременно является

государственной регистрацией государственной регистрацией

возникновения, перехода, возникновения, перехода,

прекращения, ограничения прекращения, ограничения

неразрывно связанных с ним права неразрывно связанных с ним права

общей долевой собственности на общей долевой собственности на

общее имущество и обременения общее имущество и обременения

такого имущества. Государственная такого имущества. Государственная

регистрация перехода права на регистрация перехода права на

садовый или огородный земельный садовый или огородный земельный

участок, расположенный в границах участок, расположенный в границах

территории ведения гражданами территории ведения гражданами

садоводства или огородничества для садоводства или огородничества для

собственных нужд, одновременно собственных нужд, одновременно

является государственной является государственной

регистрацией перехода права на регистрацией перехода права на

долю в праве общей собственности долю в праве общей собственности

на имущество общего пользования, на имущество общего пользования,

расположенное в границах такой расположенное в границах такой

территории, если это имущество территории, если это имущество

принадлежит на праве общей долевой принадлежит на праве общей долевой

собственности собственникам собственности собственникам

садовых или огородных земельных садовых или огородных земельных

участков, расположенных в границах участков, расположенных в границах

такой территории. такой территории. При

государственной регистрации права

(перехода права) на земельный

участок и расположенный на нем

объект индивидуального жилищного

строительства, строительство

которого осуществлялось в

соответствии с Федеральным законом

от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ

“Об участии в долевом

строительстве многоквартирных

домов и иных объектов недвижимости

и о внесении изменений в некоторые

законодательные акты Российской

Федерации”, одновременно без

соответствующего заявления

осуществляется государственная

регистрация права (перехода права)

общей долевой собственности на

общее имущество (без указания в

Едином государственном реестре

недвижимости имен (наименований)

собственников объектов

индивидуального жилищного

строительства и размеров

принадлежащих им долей в праве

общей долевой собственности). В

случае передачи земельного

участка, права на который

включаются в состав общего

имущества в соответствии с

Федеральным законом от 30 декабря

2004 года N 214-ФЗ “Об участии в

долевом строительстве

многоквартирных домов и иных

объектов недвижимости и о внесении

изменений в некоторые

законодательные акты Российской

Федерации”, в аренду со

множественностью лиц на стороне

арендатора при государственной

регистрации права (перехода права)

собственности на объект

индивидуального жилищного

строительства и аренды на

земельный участок, на котором

расположен такой объект,

одновременно без соответствующего

заявления осуществляется

государственная регистрация права

(переход права) общей долевой

собственности на общее имущество

(без указания в Едином

государственном реестре

недвижимости имен (наименований)

собственников объектов

индивидуального жилищного

строительства и размеров

принадлежащих им долей в праве

общей долевой собственности) и

аренды со множественностью лиц на

стороне арендатора земельного

участка, права на который входят в

состав общего имущества.

Дополнение статьи 48 частями 2.1 – 2.3. См. текст новой редакции

2.1. Для государственной регистрации договора участия в долевом

строительстве в отношении объекта индивидуального жилищного

строительства, строительство которого осуществлялось с привлечением

средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным

законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом

строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о

внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации”, заключенного застройщиком с первым участником долевого

строительства, наряду с документами, предусмотренными настоящим

Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в

долевом строительстве, необходимо предоставить:

1) сведения об утверждении проекта планировки территории и проекта

межевания территории и о внесении в Единый государственный реестр

недвижимости сведений об утвержденном проекте межевания территории

(учетный номер такого проекта межевания территории в реестре границ);

2) разрешение на строительство;

3) проектную декларацию;

4) план создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства

с указанием его местоположения, планируемой площади и каждого из

помещений в таком объекте, описанием технических характеристик помещений

в таком объекте;

5) план земельного участка, на котором осуществляется строительство

объекта индивидуального жилищного строительства, с указанием его

площади, условного номера и расположения.

2.2. Орган регистрации прав получает указанные в части 2.1 настоящей

статьи документы путем информационного взаимодействия федеральной

государственной информационной системы ведения Единого государственного

реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного

2.3. Для государственной регистрации второго и последующих договоров

участия в долевом строительстве в отношении объекта индивидуального

жилищного строительства, строительство которого осуществлялось с

привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с

Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в

долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости

и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации”, наряду с документами, необходимыми для государственной

регистрации договора участия в долевом строительстве, предусмотренными

настоящим Федеральным законом, представляются документы, указанные в

пунктах 4 и 5 части 2.1 настоящей статьи.

Изменение части 5.1 статьи 48

5.1. В течение одного рабочего 5.1. В течение одного рабочего

дня со дня осуществления дня со дня осуществления

государственной регистрации государственной регистрации

договора участия в долевом договора участия в долевом

строительстве или отказа в его строительстве или отказа в его

государственной регистрации, а государственной регистрации, а

также внесения в Единый также внесения в Единый

государственный реестр государственный реестр

недвижимости сведений о недвижимости сведений о

расторжении, прекращении или об расторжении, прекращении или об

одностороннем отказе одной из одностороннем отказе одной из

сторон от исполнения договора сторон от исполнения договора

участия в долевом строительстве участия в долевом строительстве

орган регистрации прав направляет орган регистрации прав направляет

с использованием единой системы с использованием единой системы

межведомственного электронного межведомственного электронного

взаимодействия сведения об этом взаимодействия сведения об этом

публично-правовой компании “Фонд публично-правовой компании “Фонд

развития территорий”, в том числе развития территорий”, в том числе

сведения о кадастровом номере сведения о кадастровом номере

земельного участка, на котором земельного участка, на котором

осуществляется строительство осуществляется строительство

многоквартирного дома и (или) многоквартирного дома и (или)

жилого дома блокированной домов блокированной застройки (в

застройки, состоящего из трех и случае, если количество таких

более блоков, сведения о домов составляет три и более),

застройщике в объеме, сведения о застройщике в объеме,

предусмотренном порядком ведения предусмотренном порядком ведения

Единого государственного реестра Единого государственного реестра

недвижимости. В случае недвижимости. В случае

осуществления государственной осуществления государственной

регистрации договора участия в регистрации договора участия в

долевом строительстве также долевом строительстве также

направляются сведения о номере направляются сведения о номере

регистрации, реквизитах договора регистрации, реквизитах договора

участия в долевом строительстве, участия в долевом строительстве,

описание объекта долевого описание объекта долевого

строительства с указанием его строительства с указанием его

площади согласно договору участия площади согласно договору участия

в долевом строительстве. в долевом строительстве.

Дополнение статьи 48 частями 11.2 – 11.3. См. текст новой редакции

11.2. Для государственной регистрации права участника долевого

строительства на объект индивидуального жилищного строительства,

строительство которого осуществлялось с привлечением средств участников

долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30

декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве

многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении

изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, и

земельный участок, на котором такой объект расположен, наряду с

документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для

государственной регистрации такого права, также необходимы:

1) разрешение на ввод в эксплуатацию (не требуется, если представлено

2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке

прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой

договор об уступке прав требований заключен (для государственной

регистрации права участника долевого строительства на объект долевого

строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в

долевом строительстве или договора об уступке прав требований по

договору участия в долевом строительстве, который после государственной

регистрации права возвращается правообладателю);

3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта

индивидуального жилищного строительства и земельного участка.

11.3. Орган регистрации прав получает указанные в части 11.2

настоящей статьи документы путем информационного взаимодействия

федеральной государственной информационной системы ведения Единого

государственного реестра недвижимости с единой информационной системой

Изменение части 12 статьи 70

12. До 1 марта 2026 года 12. До 1 марта 2026 года

допускается осуществление допускается осуществление

государственного кадастрового государственного кадастрового

учета и (или) государственной учета и (или) государственной

регистрации прав на жилой или регистрации прав на жилой или

садовый дом, созданный на садовый дом, созданный на

земельном участке, предназначенном земельном участке, предназначенном

для ведения гражданами для ведения гражданами

садоводства, для индивидуального садоводства, для индивидуального

жилищного строительства или для жилищного строительства или для

ведения личного подсобного ведения личного подсобного

хозяйства в границах населенного хозяйства в границах населенного

пункта, и соответствующий пункта, для осуществления

параметрам объекта индивидуального крестьянским (фермерским)

жилищного строительства, указанным хозяйством своей деятельности, и

Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?

Изменения в сфере оформления недвижимости, которые будут действовать с 01.01.2022 так или иначе коснуться всех без исключения граждан, имеющих объекты недвижимости.

1. Впервые, во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, не зависимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране.

2. Физическим лицам не нужно будет сдавать декларации 3-НДФЛ при продаже недорогой недвижимости.

Сегодня при продаже дома, земельного участка, квартиры или другой недвижимости, которая была в собственности меньше минимального срока владения (3 года), продавец обязан задекларировать полученный доход и сдать декларацию по форме 3-НДФЛ.

С нового года можно не отражать доходы от продажи имущества, которая была в собственности меньше данного срока владения, если доходы от продажи полностью покрываются имущественным вычетом в:

  • 1 млн. руб. – при продаже жилых домов, квартир, комнат, садовых домов, земельных участков (долей в перечисленной недвижимости);
  • 250 тыс. руб. – при продаже иных объектов недвижимости (например, гаража).

Простым языком, если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, то и обязанности по уплате НДФЛ нет. При этом, в соответствиис Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» при определении доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности меньше минимального срока владения, нужно обращать внимание на кадастровую стоимость продаваемого объекта. Так как если продается объект недвижимости, приобретенный после 01.01.2016 года, и сумма дохода от его продажи меньше, чем его кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то доход от продажи принимается равным умноженной на коэффициент 0,7 кадастровой стоимости недвижимости.

Например, в 2021 году Вы за 1 млн. руб. продали квартиру, которая досталась по наследству в этом же году. Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2021 – 2,5 млн руб. При расчете налога Вы можете применить имущественный вычет в 1 млн руб.. Налогооблагаемая сумма дохода составила 750 000 руб. (2 500 000 руб. x 0,71 000 000 руб.). Таким образом, несмотря на то что квартира была продана за 1 млн руб., декларацию подать нужно, так как полученный вычет не смог покрыть доход, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости с применением понижающего коэффициента 0,7.

3. Будет расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (Далее – ЕГРН).

С 01.01.2022 года начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющим государственный кадастровый учет объекта недвижимости (уникальный номер в реестре саморегулируемой организации и ее наименование, СНИЛС, номера и даты заключения договоров на выполнение работ, дату их завершения). Заказав выписку из ЕГРН, вы увидите кто проводил кадастровые работы.

А с 01.02.2022, в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 № 148-ФЗ, будут вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признается аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также непригодным для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН.

4. Земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета с 01.03.2022.

Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены из ЕГРН, в соответствии с предусмотренным порядком ведения ЕГРН.

Что делать, если Ваш участок имеет статус «временный»? Ответ читайте в нашей статье: «Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года».

5. Размеры машино-мест изменятся.

Вступает в силу норма о снятии ограничения по размеру машино-места: отменяется максимально допустимый размер машино-места и определяется минимально допустимый размер – 5,3 на 2,5 метра.

6. Будет разрешено строительство жилья на сельскохозяйственных землях.

С 01.03.2022 разрешат строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства. Построить можно будет один дом размером не более 500 кв.м., соблюдая при этом площадь застройки – не более 0,25 % территории. Регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 01.03.2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено.

7. Изменятся правила пользования жилыми помещениями.

Для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность о немедленном сообщении о неисправностях жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем.

Как по новым правилам отражать в учете земельный участок, арендуемый у государства?

Российская организация (арендатор) берет в аренду на 57 лет земельный участок (ЗУ) у Департамента имущественных отношений субъекта РФ. Как отражать в бухгалтерском учете организации стоимость арендованного земельного участка (на балансе или за балансом) в связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 “Основные средства”?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

По общему правилу стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а стоимость права пользования участком на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Если же Арендатор может применять упрощенный порядок учета (в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018), то он может не признавать право пользования земельным участком в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде.

Обоснование вывода:

С 1 января 2022 года обязательными к применению являются:

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 6/2020);

– Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (ФСБУ 26/2020).

Согласно п. 4 ФСБУ 6/2020, в качестве основного средства отражается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

а) имеет материально-вещественную форму;

б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Новый стандарт по учету основных средств ФСБУ 6/2020 не устанавливает особого порядка учета объектов основных средств (ОС), предназначенных для сдачи в аренду, или являющихся предметом аренды. В то же время п. 7 ФСБУ 6/2020 поясняет, что особенности бухгалтерского учета ОС, являющихся предметом договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, регулируются ФСБУ 25/2018.

Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 “Аренда”, введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 “Аренда”. ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.

Согласно п. 2 ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды” арендные взаимоотношения в целях бухгалтерского учета возникают в случаях, когда имущество арендодателя предоставляется за плату во временное пользование арендатору. Таким образом, у арендатора возникает право пользования имуществом арендодателя в течение определенного периода времени в обмен на вознаграждение. Дополнительно в п. 5 ФСБУ 25/2018 указано, что объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Исходя из заданного нам вопроса, в анализируемой ситуации выполняются все условия классификации земельного участка как объекта учета аренды, приведенные в п. 5 ФСБУ 25/2018.

Таким образом, Организации следует вести бухгалтерский учет аренды земельного участка согласно ФСБУ 25/2018.

В общем случае согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату получения предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также – ППА) одновременно с обязательством по аренде (далее также – ОПА). Исключения сделаны только для малоценных объектов стоимостью до 300 000 руб., краткосрочных (менее года) договоров, а также организаций, имеющих право на ведение упрощенного учета.

Арендатор может применять упрощенный порядок учета в случаях, предусмотренных п. 11 ФСБУ 25/2018 (при выполнении условий, установленных п. 12 ФСБУ 25/2018):

а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – упрощенные способы учета).

В анализируемой ситуации срок аренды заведомо превышает 12 месяцев. О том, выполняется ли одно из остальных условий, Арендатору следует сделать вывод самостоятельно.

В случае, если выполняется хотя бы одно из приведенных выше условий, Арендатор может не признавать право пользования ЗУ в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в бухгалтерском учете.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что в рассматриваемом случае исключения неприменимы, соответственно, Организации необходимо отразить в учете и ППА, и ОПА.

Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Согласно п. 14 ФСБУ 25/2018, обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.

В п. 10 ФСБУ 25/2018 указано, что организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. Схожие по характеру объекты при аренде – это основные средства. Собственные основные средства в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) учитываются на счете 01. Значит, право пользования Арендатору целесообразно тоже учитывать на счете 01. Для этого следует использовать отдельный субсчет к счету 01 “Право пользования активом”. Также рекомендуем открыть отдельный субсчет к счету 08 и назвать его, например, “Вложения в право пользования” и к счету 02 “Амортизация права пользования”.

Бухгалтерские проводки по признанию ППА могут выглядеть следующим образом:

Дебет 08, субсчет “Вложения в ППА”, Кредит 76, субсчет “Обязательство по аренде”
– получен в аренду земельный участок, определено ОПА в первоначальной оценке;

Дебет 01, субсчет “Право пользования активом”, Кредит 08, субсчет “Вложения в ППА”
– признано ППА по сформированной фактической стоимости.

Отметим, что в общем случае после признания ППА амортизируется. Пункт 17 ФСБУ 25/2018 устанавливает, что стоимость ППА не погашается посредством амортизации, если схожие по характеру использования активы не амортизируются. Поскольку стоимость земельных участков не амортизируется, то и право пользования рассматриваемым ЗУ не амортизируется.

Как указывалось выше, в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020 в качестве основного средства отражается в первую очередь материально-вещественный актив, но не право на его использование.

Из анализа положений ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 следует вывод о том, что при признании в качестве внеоборотных активов Организации собственные и арендованные ОС подлежат обособленному представлению в ее бухгалтерском балансе: собственное имущество как основные средства, а арендованное имущество – как “права пользования активом”.

Таким образом, в анализируемой ситуации стоимость арендованного земельного участка отражается за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”, а право пользования активом на балансовом счете 01 “Основные средства”, субсчет “Право пользования активом”.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у арендатора по ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет на забалансовых счетах;

– Вопрос: Учет арендуемого организацией земельного участка в соответствии с ФСБУ 25/2018 при условии, что в договоре аренды установлено целевое использование данного земельного участка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

3 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Обзор практики ВС РФ: Определение размера арендной платы за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена (дело №А41-51086/2018)

Порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, часто является предметом судебных споров, связанных с:

  • неосновательным обогащением;
  • требованиями о признании согласованных сторонами условий договора аренды недействительными, как противоречащими Постановлени ю Правительства РФ от 16.07.2009 №582 (далее – «Постановление»).

В частности, неосновательное обогащение лиц, использующих земельный участок без надлежащего законного основания, заключается в сбережении арендных платежей за счет другого лица. В таком случае, размер неосновательного обогащения подлежит расчету в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого находится земельный участок (определение ВС РФ от 18.12.2017 № 304-КГ17-9125 ).

Также, при рассмотрении споров, связанных с неосновательным обогащением арендодателя, возникшим в результате переплаты за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, размер арендной платы определяется на основании установленных субъектом РФ правил (определение ВС РФ от 30.12.2015 № 301-ЭС15-11204 ).

Более того, при рассмотрении споров о внесении изменений в договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, связанных с определением размера арендной платы, отсутствуют основания для признания таких изменений недействительными, как несоответствующими Постановлению (определение ВС РФ от 27.08.2015 № 309-ЭС14-7950 ).

В рассматриваемом деле ( https://kad.arbitr.ru/Card/bc8753d9-9f1b-457f-b0ab-a5fd1572dc4f ) (далее – «Дело») спор не связан с неосновательным обогащением, тем не менее, основным вопросом, который подлежит разрешению, является определение нормативного правового акта, подлежащего применению при расчете размера арендной платы за пользование земельным участком, ограниченным в обороте и государственная собственность на который не разграничена. Ограничение земельного участка в обороте связано с будущим строительством автомобильной дороги федерального значения.

Отдельно следует отметить, что, в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ (далее – «ЗК РФ»), с 01.03.2015 нормы о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или государственная собственность на которые на разграничена, содержатся не в п.3 ст.65, а в п.3 ст.39.7 ЗК РФ.

Фабула Дела

ООО «СТАЙЛЮКС» (далее – «Истец») является собственником здания, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии с документами территориального планирования на земельном участке предполагается строительство автомобильной дороги федерального значения. Размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитан в соответствии с законодательством Московской области и превышает применимую ставку земельного налога. Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды от 31.08.2005 №592/1-131 (далее – «Договор аренды»).

Истец полагает, что в целях расчета арендной платы за земельный участок, должны применяться положения Постановления , в частности, принцип недопустимости превышения размера ставки земельного налога при определении размера арендной платы. В связи с чем, Истец обратился в суд с требованием к Администрации городского округа Люберцы Московской области о внесении изменений в Договор аренды, в части порядка определения размера арендной платы начиная с 12.08.2017.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали Истцу в удовлетворении требований и указали на отсутствие оснований для применения в соответствии с Постановлением принципа недопустимости превышения ставки земельного налога при определении размера арендной платы к правоотношениям участников спора. Позиция судов основывается на необходимости применения Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». В настоящий момент Дело находится на рассмотрении в Верховном Суде РФ.

Исходя из материалов Дела, ключевым вопросом является определение надлежащего нормативного правового акта для расчета размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.

Позиция автора

В целом, решение Арбитражного Суда Московской области, постановления Десятого Арбитражного Апелляционного Суда и Арбитражного Суда Московского округа соответствуют законодательству и правоприменительной практике, рассмотренным выше. Действительно, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с п.3 ст.39.7 ЗК РФ.

Следует отметить, что Арбитражный Суд Московской области в мотивировочной части решения применил п.3 ст.65 ЗК РФ, хотя с 01.03.2015 нормы о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые на разграничена, содержатся в ст.39.7 ЗК РФ.

Позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рассматриваемом Деле выгладит логичной, последовательной и не выходит за рамки уже оцененной судебной коллегией по экономическим спорам ситуации.

Тем не менее, Верховный Суд РФ при передаче жалобы Истца по Делу в судебную коллегию по экономическим спорам сослался на решение судебной коллегии по административным делам (решение №АКПИ18-667). В соответствии с данным решением принцип недопустимости превышения размера ставки земельного налога при определении размера арендной платы, изложенный в Постановлении, устанавливает дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.

Вероятно, это должно означать, что принципы, изложенные в Постановлении, подлежат применению судами при рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными ранее согласованных сторонами условий договоров аренды об определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Данная позиция не корреспондирует с действовавшей до настоящего времени судебной практикой и, по сути, изменяет сложившийся подход к основаниям и порядку определения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 18.06.2019 судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ по Делу было вынесено определение об отмене судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций и направлении Дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Довольно любопытно, каким образом судебная коллегия по экономическим спорам решила вышеуказанную коллизию, а ещё больше интересно, к каким выводам придут суды нижестоящих инстанций при новом рассмотрении Дела. Мотивировочная часть определения Верховного Суда РФ от 18.06.2019 по Делу будет доступна на kad.arbitr.ru совсем скоро.

Договор аренды земельного участка — образец, бланк 2022 года

Договор аренды (ДА) земельного участка (ЗУ) является документом, согласно которому арендодатель сдает арендатору землю во временное использование на некоторый период, а арендатор, соответственно, возлагает на себя обязанность по использованию надела в соответствии с договорными условиями и требованиями земельного кодекса (ЗК).

При заполнении ДАЗУ нужно четко обозначить предмет – в данном случае ЗУ, с детальным отображением параметров участка для его идентификации, в том числе: места расположения, площади, кадастрового номера и прочих сведений о ЗУ.

Типовая форма для аренды земли

Типовая форма для аренды земли

При оформлении аренды ЗУ требуется заполнить соответствующий договор, в котором предусмотреть соответствующую плату за арендуемый ЗУ. Согласно ст. 609 ГК РФ для подобных договоров предусмотрена письменная форма документа. При этом, в непременном нотариальном удостоверении данный документ не нуждается. Эта же статья ГК РФ предусматривает обязательное регистрирование ДАЗУ в ЕГРН, если документ оформлен на период свыше одного года или одним из участников сделки является юр. лицо.

В зависимости от арендодателя ЗУ можно получить в аренду:

  • У физического лица (Данная собственность относится к частной).
  • У юр. лица (Здесь также идет о частной собственности).
  • У местной администрации (Такие ЗУ обычно находятся на балансе государства или муниципалитета).

В соответствии с ЗК РФ, ГК РФ, а также законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах … самоуправления в РФ» предусмотрена типовая форма ДАЗУ, при оформлении аренды земли, состоящей в муниципальном владении по итогам проведения торгов. Однако, она практически не отличается от стандартного договора аренды, используемого при оформлении аренды на ЗУ от физлица.

В то же время, оформление договора аренды земли, не относящейся к государственной собственности, допускается в произвольном стиле, с соблюдением формы и структуры подобных соглашений, применяемых в делопроизводстве. Такой документ можно заполнить самостоятельно — сложностей быть не должно. Главное – независимо от владельца ЗУ (государство или частный субъект), нужно будет заполнить в документе следующие сведения:

  1. Место и дату формирования соглашения об аренде.
  2. Реквизиты сторон.
  3. Характеристики ЗУ с обозначением (места расположения, целевого назначения, кадастрового номера и пр.).
  4. Права и обязательства участников соглашения.
  5. Продолжительность аренды ЗУ.
  6. Арендная плата, и форма расчетов, с указанием периодичности.
  7. Прочие вопросы, регулирующие взаимоотношения между контрагентами.
  8. Документ непременно обязан быть подписан сторонами соглашения.

Виды аренды земельного участка

Виды аренды земельного участка

На сегодняшний день можно воспользоваться следующими видами аренды ЗУ:

  1. Краткосрочной арендой — до 10 лет.
  2. Долгосрочной передачей ЗУ в аренду, продолжительностью до 49-ти лет.

При этом, если ДАЗУ оформлен на срок до одного года, он не подлежит непременному государственному регистрированию в ЕГРН.

Краткосрочная аренда

Покупка земли в РФ относится к дорогостоящей процедуре. Поэтому, большинство субъектов, которые нуждаются в землепользовании, предпочитают аренду ЗУ. Вопросы краткосрочных арендных отношений по использованию земли отображены в ст. 39.8 и 39.6 ЗК РФ. Также, аренду ЗУ можно оформить согласно ГК РФ и региональным нормам.

Краткосрочная аренда не превышает 10-ти лет.

Долгосрочная аренда

Законодательством РФ не предусмотрено четкого определения долгосрочности аренды. На практике, такой период составляет свыше 10-ти и до 49 лет. Обычно, такой ЗУ арендуют под возведение дома, ведения хозяйства с последующим выкупом в собственность. Кроме этого, долгосрочная аренда ЗУ может оформляться на государственную землю под строительство магистральных трубопроводов, высоковольтных линий, для длительного использования земли под выращивание сельхозпродукции.

Прежде чем оформить ДАЗУ требуется уточнить целевое назначение участка. Долгосрочная аренда может заключаться с муниципалитетом для:

  1. Сооружения объектов для получения прибыли.
  2. Ведения коммерческой деятельности.
  3. Использования природных ресурсов.
  4. Возведения дорог.
  5. Монтажа коммуникаций.

Подтверждением долгосрочной аренды является ДАЗУ, оформленный сторонами, где отмечены все элементы, имеющие отношение к будущей деятельности арендатора.

Примечание. Оформление ДАЗУ, принадлежащего государству или муниципалитету, осуществляется после торгов с победителем тендера.

Как составить договор аренды земельного участка?

Как составить договор аренды земельного участка?

При составлении ДАЗУ необходимо четко обозначить условия использования участка и учесть требования земельного законодательства. Оформляя ДАЗУ, необходимо в первую очередь заполнить существенные условия:

  1. Предмет договора.
  2. Арендную оплату.
  3. Срок его оформления.

Составляемый документ должен быть написан без ошибок, не допуская исправлений и зачеркиваний. Все пункты соглашения должны быть обозначены четко, без двоякого трактования смысла. Все условия, прописываемые в договоре, должны соответствовать законодательным нормам РФ.

В документе требуется отобразить четкое определение предмета аренды, с подробным изложением данных, требуемых для идентификации ЗУ, обозначив его местонахождение, площадь, кадастровый номер, и прочие характеристики ЗУ.

Величина арендной платы устанавливается сторонами и отображается в соответствующем разделе документа. Общие принципы арендной платы при получении ЗУ, находящегося на балансе государства и регионов, могут быть определены Правительством РФ.

Договора аренды земли, которые находятся на балансе государства или муниципальных властей, и размещена на землях, размещенных в резерве государства или муниципалитета, оформляются на период, не превышающий срока их резервирования.

После заполнения обязательных существенных условий ДАЗУ стороны могут приступить к заполнению остальных разделов документа, структуру которых рекомендуется соблюсти в соответствии с правилами делопроизводства, путем переговоров и фиксированием договоренностей в соответствующих разделах договора.

После заполнения всех разделов, договор непременно обязан быть подписан сторонами соглашения.

Содержание документа

Содержание документа

Независимо от вида аренды земли, принадлежащей государству или частному владельцу, в оформленном ДАЗУ рекомендуется заполнить следующие разделы:

  1. Заголовок документа.
  2. Место и дату формирования соглашения об аренде.
  3. Реквизиты сторон.
  4. Предмет договора.
  5. Арендный платеж.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Ответственность контрагентов.
  8. Порядок рассмотрения споров.
  9. Условия расторжения аренды.
  10. Прочие условия.
  11. Адреса и банковские данные.
  12. Подписи сторон.

Приступать к оформлению ДАЗУ нужно с отображения первых 3-х пунктов документа.

После заполнения вступительного блока ДАЗУ сторонам можно приступит к заполнению остальных разделов документа.

Предмет договора

Условие о предмете ДАЗУ требуется изложить, согласно ст. 607 ГК РФ, путем отображения:

  1. Места размещения земли.
  2. Занимаемой площади.
  3. Границ ЗУ.
  4. Его целевого назначения.
  5. Отсутствия/наличия обременений и т.д.

В разделе требуется обозначить параметры, позволяющие идентифицировать участок. Непременным приложением должен быть кадастровый план ЗУ.

Арендная плата

Согласно действующих законодательных норм арендный платеж за использование арендуемого ЗУ может осуществляться не только в денежном эквиваленте. Размер оплаты может быть установлен арендатором в формате услуг, предоставленных владельцу земли или в форме приобретенных выгод от предпринимательской деятельности. В некоторых регионах страны для оплаты за аренду земли используются лишь налоговые земельные взносы.

При заполнении данного раздела стороны обязаны обозначить:

  1. Величину арендной платы.
  2. Способы расчетов.
  3. Сроки выплаты.
  4. Факт выплаты аванса или задатка, с указанием суммы и условий зачета или возврата платежа.

Примечание. Если арендная плата осуществляется безналичным способом, то здесь можно указать расчетный счет, куда должен перечисляться платеж.

Задержка арендной выплаты до полугода может стать основанием для досрочного разрыва отношений и взыскания накопившихся долгов через Суд.

Права и обязанности арендатора

Арендатор имеет право обрабатывать и застраивать землю по своему желанию, если это разрешено владельцем, и заниматься реализацией выращенного урожая для собственной выгоды. В то же время, на арендатора накладываются определенные обязанности. О том, какие права и обязательства арендатора можно прописать в данном разделе, представлено в таблице.

Права и обязанности арендатора

Права и обязанности арендатора

Права и обязанности арендодателя

Это раздел аналогичный предыдущему. Здесь нужно прописать права и обязательства арендодателя. Так, например, арендодатель вправе контролировать состояние своего ЗУ и пересматривать величину арендной платы, но осуществлять это он вправе не чаще, чем однажды в год. Список прав и обязательств арендодателя, которые можно отобразить в разделе, представлены в таблице.

Ответственность сторон

Данный раздел служит для отображения ответственности сторон при нарушении тем или иным участником соглашения договорных условий по аренде земли.

Стороны могут прописать штрафные санкции, который они могут предъявить друг другу в случае игнорировании условий. При этом, ответственность сторон обязана быть отмечена в соответствии с законодательными актами РФ.

Рассмотрение споров

Споры, возникающие при аренде ЗУ должны решаться путем переговоров. Об этом и нужно прописать в разделе. Также нужно отметить, что если переговоры не достигнут цели, то в этих обстоятельствах, разрешение проблем должно рассматриваться судом.

Расторжение договора

Вопросы, описывающие порядок разрыва аренды ЗУ, обычно отображаются в отдельном разделе договора. Основания для разрыва арендных отношений регламентируются ст. 45 ЗК РФ. Сюда можно отнести:

  1. Использование ЗУ не по назначению.
  2. Нанесение вреда ЗУ.
  3. Задержка с арендной оплатой и пр.

ЗУ владельцу возвращается путем подписания приемопередаточного акта. Если ДАЗУ был зарегистрирован в ЕГРН, то данные о разрыве отношений также нужно зарегистрировать в данном ведомстве.

Каждая сторона имеет право прекратить арендные отношения. О таком намерении сторона обязана предупредить контрагента за 3 месяца. При этом, в договоре может быть установлен другой срок уведомления о прекращении аренды.

Прочие условия

В этом разделе отмечаются дополнительные условия, которые не были прописаны в предыдущем тексте договора. Здесь можно отметить:

  1. Срок, на который оформлен ДАЗУ.
  2. Число экземпляров подписанного документа, имеющего одинаковую силу.
  3. Порядок изменения условий договора.

В завершение, в приложении можно отобразить перечень материалов, которые прикреплены к ДАЗУ в качестве подтверждения правоустанавливающих документов.

Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Данный раздел отображает адреса контрагентов и их банковские данные, по которым будут осуществляться расчеты.

После заполнения всех разделов стороны обязаны расписаться в документе с расшифровкой фамилий.

Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Образец договора аренды земельного участка в 2022 году

Образец договора аренды земельного участка 2022 годаОбразец договора аренды земельного участка 2022 года

Образец договора аренды земельного участка 2022 годаОбразец договора аренды земельного участка 2022 года

Скачать бланк и образец

Дополнительные документы

Дополнительные документы

Как было отмечено, договор аренды земли, оформленный на срок свыше года обязан быть зарегистрирован в ЕГРН. Нарушение данного требования может стать основанием для признания ДАЗУ недействительным, даже если документ подписан участниками сделки.

Для осуществления регистрирования ДАЗУ в ЕГРН понадобится подготовить и направить в данное ведомство следующие документы:

  1. Паспорта сторон или другие удостоверения личности.
  2. Кадастровый паспорт ЗУ.
  3. План ЗУ.
  4. Технические документы на все сооружения, построенные на участке земли, кроме строений, не нуждающихся в непременном регистрировании (туалеты, летние кухни и т.д.).
  5. ДАЗУ, подписанный сторонами.
  6. Приемопередаточный акт ЗУ с подписями участников соглашения.
  7. Квитанцию о перечислении госпошлины. Учитывая, что величина госпошлины периодически изменяется, перед подачей документов рекомендуется уточнить стоимость регистрирования.

После передачи документов в ЕГРН оформленный договор регистрируется, и арендатор получает соответствующую выписку.

Обзор договора аренды земельного участка для строительства в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Общество арендует земельный участок у города Москвы. Разрешенное использование: для размещения административных зданий. Использование участка по договору: обеспечение научной деятельности (3.9) – земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17). Договор аренды содержит запрет на возведение на участке зданий и сооружений, конструкций. Можно ли возводить на участке временные сооружения (типа сборной металлической конструкции, ангара)? Каков порядок согласования их возведения?

Общество арендует земельный участок у города Москвы. Разрешенное использование: для размещения административных зданий. Использование участка по договору: обеспечение научной деятельности (3.9) – земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17). Договор аренды содержит запрет на возведение на участке зданий и сооружений, конструкций.
Можно ли возводить на участке временные сооружения (типа сборной металлической конструкции, ангара)? Каков порядок согласования их возведения?

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, использование земельного участка, переданного в аренду, должно осуществляться в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, а также в соответствии с условиями договора аренды.
На основании ч. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 ст. 40 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка, в числе прочего, имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Помимо этого, в силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего, обязаны:
– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
– соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Иными словами, для возведения сооружения, необходимо соблюдение вида разрешенного использования земельного участка, а также градостроительных регламентов, и иных предусмотренных законом норм и правил.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 “Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков” вид разрешенного использования земельного участка “обеспечение научной деятельности” (код 3.9) предусматривает размещение зданий и сооружений для обеспечения научной деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.9.1-3.9.3.
Код 3.9.1 “Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях” подразумевает под собой размещение объектов капитального строительства, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного – космического пространства, зданий и сооружений, используемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты и другие).
Код 3.9.2 “Проведение научных исследований” означает размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые).
Код 3.9.3 “Проведение научных испытаний” включает в себя размещение зданий и сооружений для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки, научные и селекционные работы, ведение сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира.
В связи с изложенным в том случае, если предполагаемая для возведения конструкция соответствует приведенным в Классификаторе целям использования, нарушением вида разрешенного использования земельного участка ее возведение, по нашему мнению, являться не будет.
Отметим, что в соответствии ч.ч. 1, 2, 17 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п. 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). При этом под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
В свою очередь, некапитальные строения, сооружения – это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Также не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Более подробно с критериями отнесения объектов недвижимости к числу вспомогательных можно ознакомиться в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20 “Об объектах вспомогательного использования”.
Таким образом, если временное сооружение является некапитальным строением (как указано в вопросе), то его возведение не предполагает получения разрешения на строительство и обусловлено только его соответствием виду разрешенного использования земельного участка, а также санитарным, противопожарным и иным нормам и правилам.
Однако, как было указано выше, обязательства по использованию земельного участка вытекают не только из содержания норм действующего законодательства, но также и из договоров. В рассматриваемой ситуации из содержания договора следует, что на земельном участке возведение сооружений и конструкций запрещено.
Принимая это во внимание, рекомендуем обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка, указав на возможность возведения некапитальных (временных) конструкций и сооружений в соответствии с кодом 3.9 Классификатора, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540).
Дополнительно сообщаем, что с целью внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП “Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы” утверждены ряд административных регламентов:
– Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы “Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве” (приложение 13);
– Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы “Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство” (приложение 14);
– Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы “Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке” (приложение 16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

9 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]