Пергамон – самый популярный музей в Берлине

Пергамон – самый популярный музей в Берлине

Пергамский музей или, как его еще называют, Пергамон является необычным и довольно интересным местом. Он впечатляет не только своими масштабами, но и уникальной коллекцией экспонатов, большинство из которых относится к дохристианской эпохе.

Общие сведения

Пергамский музей, расположенный на Музейном острове, можно без преувеличения назвать одним из самых посещаемых мест немецкой столицы. В 2013 г. в нем побывало более 1 млн. человек, и с каждым годом количество приезжающих сюда туристов растет в геометрической прогрессии. На территории комплекса можно встретить как обычных людей, так и известных политических деятелей, именитых актеров и звезд мировой эстрады. Всех их привлекают уникальные экспонаты, история которых насчитывает сотни тысяч лет. Вместе с произведениями давнего азиатского и исламского искусства они составляют невероятно ценную коллекцию, которая в 1999 г. была включена во Всемирный список ЮНЕСКО.

Что любопытно, до недавних пор коллекции музея интересовали лишь любознательных туристов и ценителей античной истории. Однако как только все экспозиции были собраны и отреставрированы, о своих правах на них вдруг заявила Турция. Свою позицию турецкие власти мотивируют тем, что город Пергамон, в честь которого и был назван этот паноптикум, находился на месте современной Турецкой Республики, а значит, все, что было там найдено, должно принадлежать этому государству.

Краткая история

Своим появлением на свет Пергамский музей в Берлине обязан немецкому инженеру Карлу Хуману, руководившему укладкой новой дороги в одной из стран Малой Азии. В том далеком 1878 г. во время строительных работ ему посчастливилось наткнуться на руины античного фриза, украшенного барельефными скульптурами античных героев и олимпийских богов. Это и был легендарный Пергамский алтарь Зевса, который на сегодняшний день считается главным достоянием музейной коллекции.

Однако когда удивительную находку переправили в Берлин, выяснилось, что выставлять ее практически негде. Тогда-то и было принято решение о строительстве Пергамона, отдельного сооружения, вместившего в себя не только этот артефакт, но и многочисленные экспонаты древнеазиатской и античной скульптуры. Так появился первый Пергамонский музей, который просуществовал не более 5 лет и был снесен после появления огромных трещин в фундаменте.

Строительство второго здания началось почти сразу, однако работы над ним то и дело откладывались. Вначале им помешала смерть главного архитектора, которому долго искали замену, а затем – І мировая война и последующий за ней финансовый кризис, заметно подкосивший экономическую ситуацию в стране. В итоге новый музейный комплекс был открыт лишь в 1930 г. – через 23 года после закладки первого камня.

Однако на этом неурядицы в судьбе Пергамона не окончились. Во время ІІ мировой войны он сильно пострадал от воздушных обстрелов, а по ее окончанию лишился основной части своих экспонатов – их вывезли на территорию тогдашнего СССР. Через несколько десятилетий часть коллекции вернулась в Берлин, но некоторые из ее образцов до сих пор можно увидеть в музеях Питера и Москвы.

Экспозиция

Коллекция Пергамона состоит из 3 частей. Одна из них посвящена греко-римской эпохе, две других – древне-исламской и переднеазиатской культурам. По большому счету это отдельные экспозиции, соединенные в единый комплекс.

Ворота богини Иштар

Первым, что видит посетитель Пергамского музея, являются величественные ворота богини Иштар, датируемые 6 в. до н. э. и найденные при раскопках Древнего Вавилона. Историки утверждают, что они входили в состав Дороги процессий, использовавшейся во время празднования главного праздника страны – Нового года. На синей мозаике, украшающей эти ворота, можно без труда рассмотреть барельефы различных животных, изображения мифологических существ, напоминающих доисторических ящеров, и даже клинописную надпись, нанесенную самим Навуходоносором.

Даже при весьма внушительных размерах эту конструкцию никак нельзя назвать самым большим экспонатом музея. Дело в том, что в здании Пергамона удалось разместить только внешнюю часть Иштар – внутренние ворота, являющиеся еще более высокими, в него просто не вошли. Присутствует здесь и сама Дорога процессий, ведущая от Иштар к святилищу Эсагила. Остатки керамического панно, располагавшегося на стенах по обеим сторонам священной дороги, позволили с абсолютной точностью восстановить одно из главных чудес Древнего Вавилона.

И ворота, и панно доставлялись по частям и собирались на месте. А так как транспортировка экспонатов требовала немалых финансовых затрат, создатели музея брали только узорчатую плитку, доделывая недостающие элементы своими силами.

Милетский рынок

Еще одной достопримечательностью Пергамонского музея является Милетский рынок, остатки которого были найдены на территории Малой Азии. Несмотря на то, что рынок был создан еще в 1 ст. н. э., конструкция прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. В Берлине были созданы лишь отдельные элементы рынка, да и те служат опорами для оригинальных частей. Доказательством тому является рекламная надпись местного торговца, расположенная с правой стороны от входа в базар. Завершают композицию несколько городских строений, среди которых самым значимым является храм культа правителя Древнего Рима, и пол одной из вилл, выложенный древней мозаичной плиткой.

Помимо всего прочего в Пергамоне присутствует большая коллекция золотых украшений, предметов быта, античных статуй и произведений искусства, созданных во времена ассирийской, шумерской и вавилонской империй.
Возраст большинства из них насчитывает более 6 тыс. лет. Среди них наибольшего внимания заслуживают глиняные таблички, созданные в 7 в. до н. э., остатки парадного зала Навуходоносора II, огромный каменный фриз, молитвенные михрабы, образцы первой каллиграфии и различные рельефы, изображающие сцены из жизни древнего человека. Не менее популярными экспонатами Пергамского музея являются Аллепская комната, отделанная резными панелями и роскошными персидскими коврами, и стены дворца Мшатту, декорированные цветочным орнаментом и рисунками фантастичных существ.

Панорама Пергама

Если же посмотреть на фото Пергамского музея в Берлине, можно увидеть, что не так давно его коллекция пополнилась еще одним уникальным экспонатом. Речь идет о панораме Пергама, громадном зале, в котором сотрудникам музея удалось воссоздать обстановку старинного турецкого города с библиотекой, шумным восточным рынком и фигурами местных жителей. Чтобы усилить эффект, визуальная картинка дополняется подсветкой и какофонией звуков.

Ну а главной и, пожалуй, самой значимой археологической находкой Пергамона можно смело назвать Большой алтарь Зевса, служивший для богослужений под открытым небом. Внешний вид этого святилища, считающегося одним из самых известных сооружений античной поры, поражает своей монументальностью. Огромный каменный цоколь, установленный на пятиступенчатом фундаменте, широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке алтаря, ионический портик, окружающий последний ярус, — даже не верится, что все это было возведено без помощи кранов, экскаваторов и прочей строительной техники.

Внутри данной композиции находится небольшой алтарный дворик, в котором, собственно, и размещался жертвенник. Крышу сооружения украшали необычные скульптуры, благодаря которым высота алтаря достигала не менее 9 м. По всему периметру алтаря непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз, покрывавший не только сам цоколь, но и боковые стены лестницы. На этой большой кайме высечены барельефы с изображением битвы главных олимпийских богов и легендарных титанов. Еще один фриз, поменьше, находился во дворе и был посвящен Телифу.

К сожалению, сооружение, установленное в зале Античного собрания, не является точной копией древнего алтаря. Дело в том, что от легендарного Пергамского святилища сохранился лишь фундамент и фрагменты пьедестала. Зато археологам удалось найти капители и стволы колонн, статуи, перекрытия, карнизы, рельефные изображения обоих фризов, насчитывающих более сотни плит, и прочие элементы, которые и легли в основу главного музейного экспоната. С их помощью ученые смогли воссоздать восточную стену алтаря, на которой находилась основная часть декора.

Реконструкция данного сооружения длилась несколько лет, ведь найденные обломки нужно было не только отреставрировать, но и разложить в правильном порядке. Для этого команда историков, археологов и религиоведов должна была определить, на какой именно стене находился тот или иной фрагмент, установить порядок следования изображений и закрепить все это на специальную основу.

Практическая информация

Музей Пергамон находится по адресу: Bodestrasse 1-3, 10178 Берлин, Германия.

В католический Сочельник (24 декабря) музейный комплекс закрыт.

Тип входного билетаВзрослыйПо скидке (распространяется на студентов, предъявляющих студенческий билет международного образца)
Только Пергамон19€9,50€
Берлинский Остров Музеев18,00€9,00€
Museum Pass Berlin на 1 день25,00€
Museum Pass Berlin на 3 дня29,00€14,50€

На заметку! Русский аудиогид включен в стоимость билета.

Официальный сайт: https://www.smb.museum/en/museums-institutions/pergamonmuseum/home.html

Полезные советы

Собираясь посетить музей Пергамон в Берлине, ознакомьтесь с советами тех, кому посчастливилось там побывать:

  1. Основной наплыв посетителей наблюдается ближе к полудню, поэтому если вы хотите избежать длинных очередей и провести осмотр главных экспозиций в относительном спокойствии, приходите в музей за несколько минут до его открытия; Музейный остров
  2. На Музейном острове нет собственной парковки, но в непосредственной близости от него можно найти целых 3 парковочных гаража. Два из них принадлежит гостинице Редисон Блю и Международному торговому центру, а третий находится на восточном берегу р. Шпреи;
  3. Тем, кто планирует пройтись по 2 музеям и более, рекомендуем приобрести Museum Island Card, многоразовый билет, с которым можно неплохо сэкономить. Правда, с этой карточкой вы вряд ли сможете получить приоритетный доступ к Пергамону, так что не забудьте воспользоваться небольшой хитростью – купите в кассе менее популярного паноптикума Museum Island Card и зарезервируйте в ней время посещения Пергамона;
  4. Желаете попасть в музейный комплекс без очереди? Приобретите электронный билет на официальном сайте.

Как видите, Пергамский музей в Берлине совершенно не похож на других своих собратьев. Мы уверены, его посещение оставит после себя самые яркие воспоминания.

Видео: экскурсия по Пергамскому музею.

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 28 Июн, 2018 Жемчужиной Ирландии по праву считается Кольцо Керри –…

Обновлено: 23 Сен, 2019 Варкала, Индия – самый известный курортный городок в…

Обновлено: 18 Янв, 2019 Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому…

Мюнхенская резиденция, являющаяся самым крупным внутригородским дворцом Германии, имеет не только богатую…

Пергам не является старинным турецким городом. Это античный город, основанный выходцами из материковой Греции. Не предки же турок, честное слово, создали Пергамский алтарь. И еще непонятно — к чему поместили фото стен дворца Мшатт там, где речь идет о Пергамском алтаре? Непросвещенный народ решит, что это и есть Большой алтарь

Здравствуйте, Инна! На счёт города Пергам вы правы. В статье мы не утверждаем обратное.
Все фото подписаны, если кликнуть на них, вы увидите, что на них изображено. Вопросов у «непросвещенного народа» возникнуть не должно:)

Пергамский музей (Pergamonmuseum)

12 евро (со скидкой – 6 евро), для детей до 18 лет – бесплатно; общий билет Музейного острова – 19 евро (со скидкой 9,50 евро).

Пергамский музей (Pergamonmuseum) — один из самых значительных музеев Музейного острова в Берлине. Музей расположен на реке Шпрее в центре города. Это самый популярный музей Берлина. Ежегодно его посещают более 1 миллиона человек. Пергамский музей в первую очередь знаменит своими архитектурными реконструкциями из античных, более не существующих, городов Древнего Рима, Древней Греции, Ближнего Востока — Пергама, Вавилона, Милета и других.

Основа собрания Пергамского музея была заложена бранденбургским курфюрстом Фридрихом Вильгельмом I. Король Пруссии Фридрих Великий смог серьезно расширить коллекцию античности, которая хранилась залах дворца Сан-Суси, в парке дворца и в античном храме в Потсдаме.

В середине XVIII столетия под влиянием народных волнений и ставших популярными в обществе гуманистических идей, было принято решение сделать королевские коллекции искусства доступными для публики. Первое здание музея было построено в 1901 году, однако вскоре были выявлены дефекты фундамента, и здание было снесено.

В проектировке второго здания принимал участие директор королевских музеев Вольфганг фон Боде. Проект музея выполнил знаменитый архитектор Альфред Мессель. Начавшееся в 1912 году строительство было заморожено в связи с начавшейся Первой мировой войной и последующим финансовым кризисом. К 1930 году здание музея все же было закончено.

Начиная с 1875 года для пополнения коллекции музеем велись собственные археологические раскопки в Олимпии, затем — в Пергаме, Милете, Приене, Баальбеке и Магнесии на Меандре, Вавилоне, Ашшуре, Уруке, Шуруппаке и в других местах южной Европы и Азии. Результаты экспедиций были потрясающи и огромны. Новое здание музея было призвано разместить античные архитектурные шедевры, высотой более десяти метров.

В результате кропотливой реконструкции таких археологических ансамблей, как Пергамский алтарь, рыночные ворота Милета, вавилонская дорога процессий и фасад Иштара, Пергамский музей снискал мировую известность.

Собрания Пергамского музея

В Пергамском музее размещаются три собрания государственных музеев Берлина: Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.

Античное собрание

Античное собрание Пергамского музея принадлежит к важнейшим мировым коллекциям древнегреческого и древнеримского архитектурного искусства.

Главный экспонат собрания дал название самому музею — это Пергамский алтарь. Выстроенный в период от 180 до 160 годов до нашей эры, храмовый алтарь из города Пергама относят к шедеврам искусства древней Греции. Скульптурный фриз на фасаде храма демонстрирует борьбу олимпийских богов с гигантами.

Блестящим образцом древнеримского искусства являются ворота рынка в Милете, относящиеся к 100 году нашей эры.

Собрания Переднеазиатского музея

Переднеазиатский музей хранит свидетельства шеститысячелетней истории культуры Месопотамии, Сирии и Анатолии. Около 270000 объектов размещены на первом этаже южного крыла Пергамского музея.

Главный экспонат этого отдела музея — архитектурная реконструкция Ворот Иштар и элементов прилегающей к ним Дороги процессий в Вавилоне, фрагменты Вавилонской башни, а также фасад тронного зала Навуходоносора II, относящиеся в VI веку до нашей эры.

Не меньшее значение имеют экспонаты, относящиеся к первым свидетельствам письменности человечества конца IV века до нашей эры форм для печатей, цилиндрических печатей и клинописных табличек, найденных в Уруке.

Музей исламского искусства

Собрание музея исламского искусства Пергамского музея является крупнейшим собранием за пределами исламского мира. Оно объединяет археологические экспонаты и предметы прикладного искусства Востока, начиная со средних веков.

Основу коллекции этого отдел музея составил фриз из дворца калифа в Мшатте (Иордания, около 740 года), подаренный кайзеру Германии Вильгельму II османским султаном Абдул-Хамидом II.

Уникальны так называемая «комната из Алеппо» с ее расписными настенными табличками из частного дома (Сирия, 1600 год), купол из дворца Альгамбра (Гранада), а также драгоценные ковры XV, XVI веков.

Музей въехал в новое здание Пергамского музея на верхний этаж и открылся в 1932 году.

Доступна к осмотру часть Переднеазиатского музея (исключая Пергамский алтарь), ворота Иштар, ворота рынка из Милета и Исламский музей с фасадом дворца в Мшатте. А в качестве утешения для посетителей музея была создана 3D-модель Пергамского алтаря.

Панорама Пергама («Pergamonmuseum. Das Panorama»)

В ноябре 2018 года во временном помещении рядом с Пергамским музеем была открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. В панораме наглядно представлены сцены из повседневной жизни пергамцев во времена расцвета Римской империи, в 3D — формате изображены модели знаменитых археологических находок, а также реконструкции 80 объектов. Среди них, конечно же, знаменитый Пергамский алтарь, Пергамская библиотека, статуи Афины, Геракла, и другие.

Панорама Пергама располагается в ротонде высотой 24 и длиной 103 метра. Для более глубокого проникновения в атмосферу живого города созданы и дополнительные спецэффекты: восход и закат солнца, стрекотание сверчков, дуновение ветра, гул толпы и т. п.

Часы работы Пергамского музея

Пергамский музей и Пергамская панорама работают со вторника по воскресенье.

  • ежедневно — с 10.00. до 18.00.
  • понедельник — выходной.

Особый режим работы:

  • все праздничные дни Пергамский музей работает по расписанию воскресенья,
  • 24 декабря, сочельник по Католическому календарю — музей закрыт,
  • 31 декабря — с 10.00. до 14.00., 1 января — с 12.00. до 18.00.

Окончание продажи билетов и пропуска посетителей — за 30 минут до закрытия музея.

Стоимость билета

В Пергамский музей доступны несколько видов билетов.

Билет в Пергамский музей:

  • взрослый билет — 12 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 6 евро.

Все музеи Музейного острова:

  • взрослый билет — 19 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9,50 евро.

Комбинированный билет Пергамский музей и Пергамская панорама:

  • взрослый билет — 19 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9,50 евро.

Музейная карта на все музеи Берлина на год (Jahreskarte Staatliche Museen zu Berlin):

  • взрослый билет — 50,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 25,00 евро.

Все билеты для детей в возрасте до 18 лет — бесплатно.

В стоимость билета входит аудиогид, в том числе, и на русском языке.

Популярность Пергамского музея такова, что часто приходится стоять в очереди. Чтобы этого избежать, лучше или бронировать вход заранее на время, или приходить за несколько минут до открытия. Можно приобрести электронные билеты.

Если у Вас нет туристической карты Берлина, включающей посещение собраний Музейного острова, выгоднее купить билет во все музеи сразу (экономия более 50%), правда при этом все музеи придётся посетить за один день. Обратите внимание, что в кассах музея не принимают к оплате банковские карты.

Музей Пергамон в Берлине – экспонаты, любопытные факты, цены, полезные советы

Привет, любители путешествий и профессионалы) Наверняка вы знаете, что в список объектов ЮНЕСКО могут попасть только самые значимые культурные объекты, в том числе и музеи. Музей Пергамон в Берлине находится в списке ЮНЕСКО.

Мы предлагаем, прямо сейчас, заглянуть в просторные залы и узнать: Почему этот музей — один из лучших в мире? Что такое особенное хранится в его коллекциях? Почему этот музей стоить посетить не только любителям исторических фактов и загадок? На все эти вопросы мы дадим ответы.

Немного истории

Пергамон (Pergamonmuseum) — один из легендарных музеев мира и самый посещаемый музей Германии.

В 1901 году двери музея открылись для первых посетителей. Но уже через 7 лет здание было снесено и в 1910 году началось строительство нового здания музея (каким мы видим его сейчас) в неоклассическом стиле. Проектировщиками выступили Альфред Мессель и Людвиг Хофман. Из-за нехватки средств постройка была завершена только в 1930 году.

Берлин. Вход в музей Пергамон

Название музею дала археологическая находка огромной важности — алтарь, найденный на территории некогда принадлежавшей Пергамскому царству, в древнем городе Пергам или Пергамон. Сейчас город называется Бергама. И находится он в Турции.

Верхняя часть алтаря с колоннами стоит на фундаменте (фризе) длиной 120 метров и мраморной лестнице. Ширина её ступеней 20 метров. Фриз украшен горельефами, изображающими битву Зевса с титанами. Время создания алтаря: 180-160 годы до нашей эры.

Анализ изображений на фризе позволил определить, что алтарь посвящён Зевсу. В древнем мире Алтарь Зевса называли одним из чудес света. В наше время это — первый и самый ценный экспонат музея.

Как видите, сооружение монументальное и требует зал соответствующих размеров.

Пергамский алтарь закрыт на реконструкцию до 2023 года.

Первое здание музея строилось специально для Пергамского алтаря. Отсюда и название — Пергамский музей или просто Пергамон.

Во время Второй Мировой войны здание пострадало от бомбардировок Берлина в 1941 году, потом в 1943 и уличных боёв 1945. Коллекцию ценных экспонатов удалось сохранить не всю. От прямого попадания бомбы был частично разрушен фриз из Мшатты, от зажигательной бомбы сгорела часть прекрасных ковров.

Подавляющую часть экспонатов советская армия в увезла в СССР как трофеи. Большинство из них в 1958 году наша страна в качестве жеста доброй воли вернула Германии, но не всё. Споры продолжаются до сих пор. Главный экспонат Пергамона — Алтарь Зевса музей Пергамон обрёл вновь.

Перед тем, как вывезти ценнейшие экспонаты из нашей страны, в СССР прошла выставка «трофеев».

Как все начиналось

Немецкий инженер-железнодорожник Карл Хуман, студент Берлинской академии архитектуры стал замечать, что чувствует себя всё хуже. Доктора определили, что у молодого человека туберкулёз. Тогда Карл решил сменить вредный для него климат на более подходящий для здоровья. Выбор пал на территорию Османской империи. В 1861 году инженер и, что для нас важно, — архитектор переехал в Стамбул.

Работа для него нашлась интересная — он участвовал в раскопках на островах, когда-то входивших в состав Древней Греции, составил карты Балканского полуострова, побывал в местах, знакомых нам по древнегреческим мифам, Илиаде и Одиссее. Не ушло от его внимания и место, где, как предполагали археологи, находилась столица Пергамского царства — городе Пергаме. Кстати, знаменитый Крез был царём этого города.

Сейчас холм, на котором стоял акрополь выглядит так

Зимой 1864 — 1865 года, прибыв на место, Хуман обнаружил многочисленные руины и фрагменты скульптур. Причём многие в хорошем состоянии. Находка судьбоносная для археологов, но Османскую империю руины не волновали. Совсем. Поэтому полноценных археологических раскопок здесь никогда не проводилось.

Места, где проходили раскопки

Османскую империю интересовали новые дороги. В 1867 году Карл Хуман вновь начинает работать по своей профессии — инженером и занимается строительством железных дорог в Малой Азии. Судьба это или случайность, но инженеру был поручен участок строительства как раз там, де он обнаружил останки древнего города. Новая дорога должна была пройти через Пергамон.

Одно из зданий Асклепиона

Всё, что мешало строительству должно быть сожжено и уничтожено. Всё, что хранил древний город в течение тысячелетий, должно пойти в качестве укрепляющего насыпь железной дороги материала. Попросту говоря, использовано как щебень.

Годы ушли на то, чтобы убедить турецкие власти отложить строительство в этом месте и добиться разрешения на проведение настоящих серьёзных раскопок.

Наконец, в 1878 году было получено официальное разрешение на год. В Пергамон приехали археологи. Спонсором работ стал директор берлинского Музея скульптуры.

Находки были потрясающие. Но гордостью будущей коллекции стал Пергамский алтарь. Археологам по фрагментам удалось воссоздать западную сторону этого культового сооружения.

В память о Карле Хумане в музее установлен бюст.

Мне очень нравится, как Греция относится к своим историческим объектам. В местах, где проводились раскопки, ухоженные сайты. Что можно отреставрировать и собрать, собирают, на что пока денег нет, — консервируют до лучших времён. И в этом же историческом месте находится музей с найденными во время раскопок предметами и произведениями искусства. ( Дельфы например).

Сейчас Турция предъявляет права на экспонаты берлинского музея. Ситуация интересная: территория древнего города принадлежит современной Турции, значит и вывезенные с неё ценности — турецкие. Надо бы вернуть их народу.

Так когда-то выглядел Акрополь Пергамона

С другой стороны, если бы немцы со свойственной им педантичностью, не вывезли тогда всё, что можно было сохранить, то не видать бы нам сегодня Пергамона. Если бы время и средства позволили, думаю, они вывезли бы и то что осталось вместе с холмом и землёй.

Мы Галей были в Бергаме и не заметили у турок особого интереса к местам раскопок. На самих сайтах чисто, но вот перед входом в Асклепион, например, — реальная помойка. Посетителей было мало. В основном группы любопытных японцев. Мы отлично прогулялись без толпы и суматохи.

В самом городке мы слегка заблудились. Стали спрашивать дорогу у местных, оказалось, что они или не знают, о чём мы спрашиваем, или не знают, как пройти, потому что сами там ни разу не были. Наконец, один турок рассказал, что на холм нужно добираться по канатной дороге и махнул рукой в направлении остановки.

В Берлине же совсем другое дело — тысячи людей со всего мира прямо-таки рвутся в музей. И не зря!

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения. Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных.

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Время работы:

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Официальный сайт: www.smb.museum

Заказать экскурсию

Вы можете воспользоваться услугами профессионального русскоговорящего экскурсовода. Есть экскурсия «Пергамский музей. Истории необычных экспонатов». Заказать её можно здесь .

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam , район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Что посмотреть рядом

Музей на карте

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (9)

2016-02-27 в 16:03

У меня своя, несколько отличная точка зрения. Нигде, как в Турции я не видел такого количества сохраненных памятников истории, принадлежащих другой, а с точки зрения турок и «неверной» культуре. Заметили некоторую заброшенность в Бергаме? А как вам Эфес? И многие десятки других памятников?

Что касается незаинтересованности местных жителей – она вполне объяснима. Большинство населения в провинции живет довольно тяжелой жизнью: семью бы прокормить. Даже на бытовом уровне мало кто знает о городке, расположенном в каких-нибудь 50-ти километрах от родной деревни. Да и чем там, в Бергаме, интересоваться, если почти всё педанты вывезли?

И уж кому-кому, а не нам, порушившим не только памятники предшественников-язычников (единокровных, кстати), но и родовые усадьбы своей элиты, и большинство церквей и монастырей, кивать в сторону турок или кого бы то ни было.

2016-02-28 в 20:40

Да уж. Похожи мы с турками) Когда писала статью, мысленно гуляла по Берлину. Пристроилась к немцам, которые очень аккуратны к своей истории. На улицах, в соборах, даже в ресторанчиках стоят стенды или висят картины, как это место выглядело раньше.

А Эфес — это сказка! Народу, действительно, много. Даже когда термометр зашкаливает на 43-45 градусах по Цельсию, бродят туристы по древним улицам. И местные и приезжие.

2016-03-14 в 12:04

Посетили Бергам ,Эфес и Трою в октябре 2015г. Были восхищены!Очень жаль,что алтарь Зевса не на своем месте. Теперь мечтаю посетить Берлин.

Подскажите,говорят ,что музей закрыт на реконструкцию до 2017г.,

2016-03-14 в 15:35

В Берлин надо съездить) В музее Пергамон, действительно, идёт реконструкция, но это не значит, что музей закрыт. Это ж немцы! У них всё продумано и сделано удобно. Так, чтобы посетители не ушли разочарованными. В сентябре 2014 года началась реконструкция зала с Пергамским алтарём. Должна продлиться 5 лет. Потом начнётся усовершенствование других залов до 2025 года. Но музей работает. Ценные экспонаты увидеть можно. Музей потрясающий.

2016-04-29 в 21:04

Т.е. увидеть этим летом Пергамский алтарь не получится? Печально! Интересно, а какие еще залы со знаковыми экспонатами сейчас не доступны? Можно ли увидеть Милетский ворота или ворота Иштар?

Будем в Берлине в середине июня. Летом, говорят, в Пергамон большие очереди на вход. Надо ли покупать заранее через Интернет билеты, или если придти к открытию, то пройдешь спокойно?

2016-09-22 в 21:14

В августе были в музее Пергамон и проверили информацию:

Милетские ворота и ворота Иштар увидеть можно. Пергамский алтарь в зале, закрытом на реконструкцию и увидеть его пока невозможно.

Очереди есть, но они очень быстро проходят. Мы купили очень удобную гостевую карту Welcome card, но в очереди пришлось постоять (10-15 минут). Пройдете спокойно.

2017-05-24 в 09:04

Будьте добры, проясните — в понедельник Пергамон открыт или нет? В конце обобщающей статьи по музейному острову написано, что «Будьте внимательны: понедельник – выходной день!». А в конце этой страницы «Музей открыт каждый день.» Я не нашла часов работы на оф.сайте. Можете дать ссылку? Заранее спасибо за внимание!

2017-05-24 в 22:55

Добрый день. Пергамон работает ежедневно. В понедельник он также открыт для посещения. Ссылка на официальную страницу музея дана в статье. Там вы найдете адрес, время работы и стоимость билета.

2019-05-22 в 20:34

все мы слышим о каких то инопланетянах о каких то цивилизациях. но то что оставили или то что украли у греков это нельзя описать. мне на ум пришли стихи Пушкина. я памятник воздвиг себе не рукотворный. так ж и греки воздвигли и сотворили.

Пергамон – самый популярный музей Германии

Музей Пергамон в Берлине входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из самых лучших в мире. Здесь размещены значимые культурные памятки, возраст которых исчисляется тысячелетиями. Особые коллекции ежегодно привлекают десятки тысяч посетителей со всего мира. Его здание размещено на Музейном острове, расположенном в центре Берлина на Шпрее. В 2013 году официально было зарегистрировано, что в достопримечательности побывал 1млн 260 тысяч людей, что и принесло ему славу самого посещаемого музея Германии.

История возведения музея Пергамон

Первое здание было выстроено и открыто для посещения широкой аудиторией в 1901 году, а коллекции содержали только некоторые произведения античного искусства. Спустя несколько лет во время раскопок были обнаружены монументальные экспонаты Вавилона, Урука, Египта и Ашшура. Из-за своих внушительных размеров они не поместились в музее.

В 1908 году старое здание снесли и начали обустраивать новое в неоклассическом стиле. Архитектором стал Альфред Мессель, после смерти которого, проектом занялся Людвиг Хофман. Работы несколько раз прерывались из-за войны, революции и финансовых проблем, потому возведение постройки и завершение строительства приходится на 1930 год.

Во время Второй мировой войны, как и многие иные строения, здание Пергамского музея сильно пострадало. Часть экспонатов была перевезена и укрыта в безопасном месте, в то время как крупные архитектурные ансамбли были максимально укреплены.

По окончании войны, в 1945 году, часть художественных ценностей была вывезена в СССР в качестве трофеев. Через 13 лет музейные фонды были возвращены на территорию Германской Демократической Республики.

Ценные экспозиции Пергамона

Пергамский музей вмещает три основные экспозиции, которые демонстрируют греческое и римское античное искусство, коллекцию художественных предметов Передней Азии и экспонаты, представляющие исламское искусство. Это наиболее полное собрание артефактов древних цивилизаций в Европе, посещение которого сродни путешествию во времени.

Коллекция находок и архитектуры времен античности

Главный экспонат музея – это Пергамский алтарь, именно ради него было построено новое здание. Алтарь был найден на территории ранее существовавшего Пергамского царства, ныне месторасположение Турции.

Монументальное сооружение относится к 180-160 годам до нашей эры. Размеры алтаря впечатляют: на фризе длиной 120 метров, который служит фундаментом, и лестнице из мрамора, располагается верхняя площадка алтаря, поддерживаемая колоннами. Фриз представляет собой уникальный художественный объект, так как его украшают множественные горельефы. Они полномасштабно изображают войну между богами и гигантами.

Благодаря тщательному анализу фрагментов битвы учёные установили, что алтарь посвящён главному богу пантеона – Зевсу. Этот факт существенно повышает ценность и без того уникального сооружения. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в связи с этим посещение Пергамского алтаря невозможно до 2023 года.

Другим монументальным экспонатом являются ворота Милетского рынка – превосходный образец античной римской архитектуры І века н. э. Клад легендарного города Трои также экспонируется здесь.

Экспозиция переднеазиатских предметов искусства

В этом отделе хранятся и демонстрируются более двух сотен предметов и монументов из Сирии, Анатолии и Месопотамии. Коллекция искусства Передней Азии славится воротами Иштар. Они имеют вид полукруглой арки громадных размеров, которая ограничена стенами по сторонам и ранее вела на Дорогу процессий.

Эти ворота были восьмыми во внутреннем городе северной части Вавилона. К большому удивлению историков, ворота великолепно сохранились для своего возраста. Они были возведены из кирпича, который покрывала глазурь нескольких цветов: голубого, белого, чёрного и жёлтого.

Часть вышеупомянутой Дороги процессий также представлена в качестве экспоната в Пергамском музее. Здесь же вы сможете увидеть остатки знаменитой Вавилонской башни и фрагменты тронного зала Навуходоносора II.

Коллекция предметов исламского искусства

Артефакты, принадлежащие к VII-XIX векам, в полной красе представляют особенности исламского искусства. В этой экспозиции демонстрируется ещё одно известнейшее монументальное сооружение – каменный рельефный фриз, который в VII веке украшал дворец Мшатта. Орнаментальный фриз длиной 33 метра и высотой 5 метров украшен остатками былых надвратных башен.

В этом отделе посетители также увидят сирийскую Алеппскую комнату, Михраб ( ниша, размещаемая в стене мечети) и невероятной красоты ковры ручной работы.

Режим работы Пергамского музея и стоимость билета

Пергамский музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00 за исключением четверга. В этот день часы работы более продолжительны – до 20.00. В праздничные дни график работы может меняться.

Так как территория довольно большая, и к тому же Пергамон находится на Музейном острове, то следует выделить отдельный день, чтобы посетить все достопримечательности и как следует насладиться удивительными экспозициями.

Стоимость билета – 12 EUR, льготного – 6 EUR. Туристы имеют возможность приобрести карту “Музеумсинзель” за 18 EUR (и вполовину меньше за 9 EUR – льготный билет), которая позволяет посещать, помимо Пергамона, Старую национальную галерея, Старый и Новый музеи, Музей Боде.

Официальный сайт музеев Берлина детально сообщает о времени работы, стоимости билетов и экспозициях, которые можно посетить в достопримечательности. Здесь также можно заказать билет и в Пергамский музей.

Чем и как доехать к музею Пергамон

Точный адрес достопримечательности: Берлин, Bodestraße 1-3. Доехать можно на метро по ветке U6 до остановки Friedrichstraße.

Добраться можно и на S-Bahn. Сев на S1, S2 или S25, нужно выйти на остановке Friedrichstraße. Можно сесть на S5, S7 или S75, тогда сойти нужно на Hackescher Markt.

К Пергамскому музею вас довезут автобусы под номерами 100, 200 к остановке Lustgarten, 147 – к уже знакомой Friedrichstraße.

На трамваях М1, М12, вы можете добраться к остановке Am Kupfergraben, а на трамваях под номерами М4, М5, М6 к Hackescher Markt.

Туристу на заметку: главные достопримечательности столицы Германии

Германия богата музеямии, древними монументальными сооружениями и современными изыскамии архитектурной и художественной мысли. Она отличается особой атмосферой и объединением в неповторимом тандеме черт прошлого и современности.

Берлин как главная земля страны постоянно находится в центре внимания. Ежегодно сюда приезжают многомиллионные потоки туристов, чтобы познакомиться с немецкой культурой, традициями, достопримечательностями и национальной кухней.

Планируя поездку в Берлин, следует тщательно составить график посещения самых популярных мест. В список must see необходимо включить: Берлинский кафедральный собор, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Шарлоттенбург. Стоит совершить прогулку по бывшей рыночной площади Александрплац, любуясь архитектурными ансамблями, а к вечеру насладиться спектаклем в Берлинской опере.

Составлять маршруты по Берлину удобно, так как комфортабельная система общественного транспорта позволяет быстро и просто добираться из одного конца города в другой.

Заключение

Музей Пергамон, безусловно, относится к лучшим достопримечательностям мира. Здесь хранится тысячелетнее грандиозное наследие человечества, которое стоит увидеть вживую, чтобы убедиться в умелости и исключительном мастерстве древних архитекторов, художников и скульпторов.

Возможности человеческой фантазии и способностей воистину безграничны, а Пергамский музей – прекрасный тому пример.

Музей Пергамон – самый популярный музей Берлина

Музей Пергамон в Берлине (или Пергамский музей) – является одним из самых популярных музеев столицы Германии по отзывам туристов. Этот музей посвящён античному искусству и назван в честь древнего города в Малой Азии – Пергама. С конца двадцатого века музей преодолел планку в 1,1 миллион посетителей в год, став самым посещаемым в Берлине.

История Пергамского музея

Первоначальное назначение музея заключалось в хранении и экспозиции только античных скульптур. Строительство его началось в 1897 г. и было закончено в 1899 гг. Автором проекта был создатель Веймарской архитектурной школы Адольф Брютт. Открытие музея состоялось 18 декабря 1901 г.

В этом событии участвовал император Пруссии Вильгельм II. Произведения древнего искусства античных городов Греции были представлены перед входом в музей. Экспонаты из Пергама, Приены, Магнесии-на-Меандре использовали в экспозиции. Незадолго до проведения выставки эти памятники архитектуры исследовал известный археолог Карл Хуман. Среди них он нашел и Пергамский алтарь. Хуман известен ещё и тем, что первым среди немецких учёных вернул исследованные экспонаты на родину. За вышеперечисленные заслуги, учёному после смерти поставили бюст в 1901 г. Обнаруженные учёным культурные ценности, позволили музеям Берлина сравняться по ценности своих коллекций с Британским музеем Лондона.

Однако, вместе с продолжающимися раскопками росла и коллекция музея, который перестал вмещать найденные артефакты. В 1908 г. было решено снести здание, а через 10 лет музей получил новое здание. Однако, строительство ещё двух корпусов было завершено только в 1930-е годы. Вторая мировая война негативно сказалась на сохранности коллекции. При этом, основной урон нанесли не бомбы, а послевоенный раздел Германии. Большая часть экспонатов попала либо в ГДР, либо в СССР. Часть коллекции передали назад в 1958 году, но многие экспонаты и в наши дни остаются в крупнейших музеях России – Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Экспозиция

Античность

Коллекция представляет собой собрание экспонатов, представляющих искусство древних греков, римлян и этрусков. Прежде всего, стоит обратить внимание на великолепное алтарное сооружение из Пергама. Этот памятник архитектуры имеет площадь 113 метров и высоту 9 метров.

Строительство велось с 180 по 159 год до н.э. Горельеф мраморного алтаря изображает сражение богов и титанов.

Пергамский алтарь временно закрыт на реконструкцию. Ориентировочная дата его открытия – конец 2019 года.

Обнаружили эту находку во время обследования территории для строительства дороги на территории Османской империи. Понадобилось организовать три археологические экспедиции, чтобы вывезти все фрагменты алтаря. Раскопки проводились в 60-70 и 80-е годы XIX в. После Второй мировой войны алтарь попал в Эрмитаж и находился там до 1958 года пока Н.С. Хрущёв не распорядился вернуть его в Германию.

Среди прочих экспонатов присутствуют статуи, деньги, керамические изделия, саркофаги, геммы, стеклянные и бронзовые украшения, декоративные изделия, фрагменты архитектурных сооружений.

Искусство Передней Азии

С искусством Древнего Востока позволяют ознакомиться, экспонаты выставленные в корпусе Передней Азии. Раскопки, проведённые Немецким восточным обществом в конце XIX в. на территории Ближнего Востока, дали возможность ознакомиться с историей Вавилонской, Ассирийской и Шумерской империй. Самым ценным экспонатом переднеазиатской экспозиции считается реконструкция ворот Вавилона.

Украшенные изображениями быков, львов и животных из мифов – сиррушей. Фрагменты оригинальных ворот 575 г. находятся в музеях разных стран. В одном из иракских музеев до 2004 г. хранилась реплика ворот, но она была уничтожена во время войны. Среди прочих экспонатов ближневосточного искусства можно отметить также и фрагменты Вавилонской башни, развалины храмов из Урука, части царского зала Навуходоносора II.

Исламское искусство

Часть музея, посвящённая искусству исламских народов, проживающих на территории от Индостана до Пиренейского полуострова, содержит экспонаты, датируемые VIII-XIX вв. Интерес вызывают миниатюры, относящиеся к Империи Великих Моголов.

Они знакомят посетителей с образцами персидской каллиграфии и текстильного искусства. Особого внимания заслуживает фрагмент антаблемента из дворца Машатты, предоставленный турецким султаном в качестве подарка кайзеру Пруссии Вильгельму II в 1903 г.

Пергамский музей – это одно из мест, позволяющих увидеть вживую предметы, являющиеся достоянием мировой культуры.

Билеты и часы работы

  • Посещение музея Пергамон – 19 €.
  • Посещение всех экспонатов музейного острова в течении 3-х дней- 29 €.
    Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00.

Экскурсия с русским гидом

Как добраться

Адрес: Germany, Berlin, Museumsinsel , 10178 (Bodestrasse 1-3)

Добраться до Пергамского музея можно пешком или на общественном транспорте:

Берлин: Пергамский музей – Легкость и тяжесть — ЖЖ

Прошлый пост был про берлинский Новый музей, в котором хранится богатая коллекция египетских древностей. А этот – про один из самых известных археологических музеев мира – Пергамский музей. И слава его вполне оправдана, по крайней мере этот музей – один из лучших, что я посещал когда-либо. Формально он объединяет в одном здании Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства. Но по порядку.

Здание Пергамского музея само по себе довольно красивое, но сейчас, к сожалению, там ремонт:

А главный вход и вовсе выглядит так:

Но зато внутри “все отлично”. И даже русский аудиогид есть, что делает прогулку еще интереснее. А получив заветное устройство и воткнув в уши наушники сразу же попадаешь к самому известному, интересному, и впечатляющему экспонату – Пергамскому алтарю, собственно и давшему название музею (из за этого алтаря и музей построили)
А алтарь этот. он оказался настолько крутым, что я даже забыл его “по человечески” сфотографировать =) Ходил разинув рот, слушал рассказ аудиогида и размышлял, какими же великими были древние цивилизации.

Пергамское царство существовало в 283—133 годах до н. э. на территории нынешней Турции. За эти сто пятьдесят лет царство прошло “все стадии” – становление, расцвет, упадок и поглощение более сильной державой (в данном случае Римом). Столицей царства был город Пергам, по легенде основанный потомком троянцев по имени Пергам, получившем свое имя в память о Троянской цитадели, которая называлась (не поверите) Пергам.

В 263 – 153 годах город достиг своего наивысшего расцвета, например, в нем была вторая по величине древняя библиотека, книги были написаны на специально обработанной коже животных, которую и до сих пор называют “пергамент”. Еще в Пергаме были первые душевые. Множество величественных храмов и алтарь Зевса, воздвигнутый в 180—159 годах (хотя ученые до сих пор спорят о точных датах, но кому это, кроме них интересно)

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3—4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высоты около 9 м. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), основной темой которого была так называемая гигантомахия (хорошее слово) – битва богов-олимпийцев с гигантами (в помощь олимпийцам древние скульпторы изобразили еще несколько вымышленных существ)

Вот, например, «Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Думаю, что лицо Афины изображало бы радость, если бы не было утрачено.

Нашли алтарь в конце 19 века (в средние века из за землетрясения здание оказалось под землей). В двух словах дело было так – немецкий геодезист Карл Хуманн приехал в Османскую империю прокладывать дороги, посетил город Пеграм и оухел пришел в ужас, увидев, как местные жители пережигают в известь обломки древних статуй. В итоге Хуманн нашел поддержку в Берлине, спонсоров, союзников, разрешение от султана и золотыми буквами вписал свое имя в историю археологии. Прежде всего, как человек, благодаря которому был найден Пергамский алтарь

А в 1945 году алтарь переехал в Петербург, в Эрмитаж, где для него соорудили специальны зал. Но в 1958 году его все таки вернули, правда договорившись, что будет изготовлена гипсовая копия. И уже дома я прочитал на википедии, что эти слепки были изготовлены, а в 2002 переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии и сейчас копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица. Почему об этом никто не знает – хз. Наверно масоны скрывают (или википедия врет)

Кстати, античные авторы об алтаре практически не упоминают. Единственное упоминание – это римский писатель II—III вв. Луций Ампелий, который в очерке «О чудесах мира» (лат. Liber memorialis; miracula mundi) писал: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами, изображающими гигантомахию». Такое молчание источников трактуют просто – для римлян этот памятник был не сильно интересен (хоть и считался шедевром), т.к. возник не в классическую эпоху и не вышел из настоящих греческих, прежде всего, аттических мастерских. Короче – азиатский новодел, жалкое подобие древних статуй и бла бла бла.

Еще в музее можно посмотреть на то, что осталось от малого (внутреннего фриза), рассказывающего о жизни Телефа, одного из царей Пергама

На Перагмском алтаре все самое интересное в музее не заканчивается, а только начинается
Следующий зал – это реконструкция ворот рынка из легендарного города Милета – самого могущественного и богатого из ионийских городов в Малой Азии. Огромные ворота (в кадр так и не влезли, как почти все в этом музее) были построены во 2 в. н.э. и разрушены землетрясением в 10 или 11 веке.
Кстати, эти ворота – единственный объект музея, восстановленный в натуральную величину (28.92 на 6.66 метров и 16.73 метра в высоту). Около 60% материала монумента –оригинальный мрамор, что является крайне редким показателям для подобных сооружений.

Перед воротами красивая мозаика:

Рядом приветствует толпу правитель

А за милетскими воротами заканчивается греко-римская коллекция Пергамского музея (продолжение атичного собрания берлина находится в Старом музее, про него я обязательно напишу) и начинается древний Вавилон!
Который был велик!

Главный “Вавилонский” экспонат Пергамского музея – ворота Иштар, возведенные в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора II в северной части города. Размеры восстановленных ворот Иштар — 14 метров в высоту и 10 метров в длину, в оригинале они были в два раза выше и это были малые ворота города, т.е. за ними располагались еще одни – в несколько раз больше! Собственно и сам город был не маленький – в те времена первый мегаполис в истории человечества населяло более 150 000 человек – для древнего мира цифра гигантская!
Кстати, говорят, что в Ираке есть копия ворот Иштар в натуральную величину. в Ираке (((((

Основной, привлекающий к себе внимание, элемент Ворот – рельефы, изображающими животный мир Месопотамии. Всего их насчитывалось около 575. Как и ворота они выполнены из обожженного глазурованного кирпича.

В аналогичном стиле выполнены и стены, ограничивавшие дорогу религиозных процессий, отходящую от ворот, по которой в дни праздников (например, вавилонского Нового Года) проходили процессии со статуями богов.

Условно дорога процессий реконструирована, правда она намного уже и ниже оригинала.

Древних львов время не пощадило =(

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука — бога-покровителя Вавилона. Зиккурат Этеменанки, вероятно, был прототипом библейской Вавилонской Башни. Нынче от него остались одни развалины =((

Какие-то древние символы:

А вот и он – камень со сводом законов Хаммурапи. К сожалению копия, т.к. оригинал находится в Лувре

Помимо ворот в музее хранится еще не мало интересных экспонатов шумерской, вавилонской и ассирийской культур

Вот, например, царь Барракиб и его писарь:

Солдаты

Еще у музее была выставка, посвященная древнему месопотамскому городу Уруку. Этот город считался очень большим, в нем жило целых 6 тысяч человек! Но на выставке было мало интересных экспонатов, зато показывали интересны фильм, где все было понятно и без знания языка

А на втором этаже Пергамского музея располагался так называемый “Музей исламского искусства”. В нем были представлено искусство исламских народов VIII—XIX вв., проживавших на просторах от Испании до Индии. После монументальных шедевров древних греков, римлян и вавилонян средневековое исламское искусство воспринималось со скукой. Красиво, конечно. но где-то я такое видел. Да и не люблю я все эти восточные завитушки.
Милая птичка:

Михрабы – ниши в стенах мечети, указывающие направление на Мекку.

Резной полоток из Альгамбры, это кстати, Испания. Сделан он из дерева и связана с ним исторя – здание, в котором он находился, бывшее каким-то дворцом, в 19 веке стало частным жилищем. В 1865 году землю с ним зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер, пожил там какое-то время, а в 1891 г. он землю и здание испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти декоративный потолок. Даже не знаю, хороший ли обмен =)

Смешные арабские рисунки:

Ах да и ковры, их в экспозиции было очень много:

Такого колличества Его ворсейшеств я не видел никогда, поэтому не удержался:

А вот и “жемчужина” музея исламского искусства – Фриз из Мшатты – орнаментальный рельефный фриз середины VIII в., украшавший дворец Мшатту в пустыне Иордании. Руины Мшатты были обнаружены в 30 км к югу от столицы Иордании Аммана в 1840 г.

Строительство дворца предположительно началось во время правления халифа Аль-Валида II в 743—744 гг. Его возведение было прекращено после убийства халифа, а через некоторое время недостроенный дворец был разрушен землетрясением. Название «Мшатта» дворцу дали бедуины, которые делали остановки возле руин. Ну, а в конце 19 века османский султан Абдул-Хамид II подарил фриз кайзеру Вильгельму II, так они и попали в музей.
Разумеется, в оригинале стены были в два раза выше!

Пергамский музей в Берлине

Во время последней поездки в Берлин мы посетили один из главных центров притяжение туристов — Музейный остров. В северной части острова Шпрееинзель расположено пять знаменитых берлинских музеев. В их числе и Пергамский музей.

Музей был открыт в 1901 году. Но вскоре было решено его целиком перестроить. Современное здание было построено в 1910–1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря. Сейчас в Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. Ежегодно Пергамский музей посещает более миллиона посетителей — это самый популярный музей Германии.

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.

Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.

План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Музей исламского искусства

В Музее исламского искусства представлено искусство исламских народов VIII—XIX веков, проживавших на просторах от Испании до Индии. В основу экспозиции положены в первую очередь искусство Египта, Ближнего Востока и Ирана. Другие регионы также представлены значимыми коллекционными объектами, как, например, произведения каллиграфии и миниатюры эпохи Империи Великих Моголов или сицилийскими изделиями из слоновой кости.

Самые интересные экспонаты — Фриз из Мшатты, Алеппская комната, Купол из Альгамбры, Михраб из Кашана, Михраб из Коньи, а также многочисленные ковры с изображениями драконов и фениксов.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3.
Время работы: пн-вс: 10:00–18:00, чт: 10:00–20:00.
Билеты: 11 евро (при покупке через интернет), 12 евро (в кассе).

Добраться до Пергамского музея можно на общественном транспорте: метро U-Bahn U6 (остановка Friedrichstraße), S-Bahn S1, S2, S25 (Friedrichstraße), S5, S7, S75 (Hackescher Markt); автобус TXL (Staatsoper), 100, 200 (Lustgarten); 147 (Friedrichstraße); трамваи М1, 12 (Am Kupfergraben); М4, М5, М6 (Hackescher Markt).

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]