Справка и сертификат подтверждения налогового резидента РФ в 2022 году

Как ФНС контролирует выплату доходов иностранным компаниям

В случае выплаты дохода иностранной организации имеет значение её сертификат налогового резидентства. Из него становится ясно, подпадают ли выплаты под международные соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН). ФНС России в письме от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243 обратил внимание на отдельные вопросы контроля налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Общий подход и условия для пониженных ставок

Письмо ФНС от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243 было выпущено с целью выработки инспекторами в рамках налоговых проверок единообразных подходов к формированию доказательственной базы в отношении налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных инофирмам доходов и удержанных налогов.

Дело в том, что часто по результатам проверок есть предположения о неправомерном применении налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН), при выплате доходов иностранным компаниям.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

В случае выплаты налоговым агентом инофирме доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в РФ по пониженным ставкам, он исчисляет и удерживает суммы налога по соответствующим пониженным ставкам (п. 3 ст. 310 НК РФ).

Обязательное условие – предъявление иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. А именно:

  • что эта инофирма имеет постоянно находится в государстве, с которым РФ имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (если оно на иностранном языке, для налогового агента должен быть перевод на русский язык);
  • что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Иначе налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога по общим ставкам НК РФ.

Спорные вопросы

При анализе материалов камеральных проверок, в которых рассмотрены вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС выявила следующие основные вопросы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий ст. 312 НК РФ:

  1. Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН.
  2. Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.
  3. Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств.
  4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

С 2021 года налоговики в отношении перечисленного руководствуются следующим.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН

Общие требования

Действующим законодательством РФ не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве в контексте СОИДН. В то же время, такие документы российские налоговые агенты и налоговые органы могут рассматривать как должное подтверждение, если они содержат в том числе:

  • наименование налогоплательщика;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • период действия (может быть не указан);
  • наименование СОИДН (может быть не указано);
  • указание, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

Если комплект документов, подтверждающих налоговый статус плательщика в иностранном государстве, предоставленный им, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговый орган выставит в адрес плательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные документы не могут быть приняты во внимание или недостаточны.

Если указанное требование проигнорировано, налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

Компетентный орган иностранного государства

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят в том числе:

  • выдача и заверение сертификата, и/или назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за его выдачу и заверение;
  • регулирование процедуры и способа выдачи сертификата (на бумаге или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи «Общие определения» СОИДН.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» термин «компетентный орган» применительно к Нидерландам означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Период действия и сроки предоставления налоговым агентам сертификатов

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Основание применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, – предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений. В том числе – постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

ФНС отмечает, что на практике, однако, нередки случаи, когда сертификат содержит указание на:

  • период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом и/или предоставлен налогоплательщику или проводящему камеральную проверку налоговому органу после даты выплаты дохода;
  • более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода.

В итоге, налоговики по результатам проверок налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений п. 1 ст. 312 НК РФ, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами длящиеся, то наличие сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210, А40-14698/13).

По мнению ФНС, с учетом вышеизложенного и согласно складывающейся практике отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные сертификаты:

  • содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и/или представлены с нарушением срока (например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган);
  • содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода, если правоотношения длящиеся.

При этом выплата дивидендов (даже при их регулярности) – не длящиеся правоотношения. В этом случае наличие сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и начисление пени в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки по ст. 284 НК РФ в отношении соответствующего вида дохода.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (письма ФНС от 28.04.2018 № СА-4-9/8285, от 06.05.2019 № СА-4-7/8448), а также подходами Минфина (письма от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236, от 27.03.2015 № 03-08-05/16994), иностранная компания признается технической, обладающей признаками «кондуитности», если:

  • деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
  • отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
  • транзитный характер платежей;
  • деятельность не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
  • не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
  • сотрудники фактически не осуществляют в отношении нее контроль и управление.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход комплекта документов налоговый орган также должен учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода без соответствующего письма-подтверждения от иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащими доказательствами и анализом профиля инофирмы, не могут считаться обоснованными.

Особенности уплаты налога в отдельных случаях

Положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольно выбирать между уплатой налога с соответствующего дохода в России или на территории другого государства из соглашения.

Наличие в ряде СОИДН фразы, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве «могут облагаться налогом в этом другом Государстве» и одновременно формулировки «могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают» означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов.

Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в РФ как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть, двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в России.

При этом участники операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги (п. 9 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

  • привлечения агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ;
  • доначисления налога на доходы иностранных организаций;
  • начисления пени.

Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц

Положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

Партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из субъектов, к которым применяют положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества».

Аналогичные особенности предусмотрены Договором между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС обращает внимание, что исключение отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами. То есть, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к соответствующей категории.

Заключение

Перечисленными разъяснениями ФНС налоговые органы руководствуются при формировании доказательств по предполагаемым нарушениям, связанным с:

Справка и сертификат подтверждения налогового резидента РФ в 2022 году

к приказу ФНС России

от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СТАТУС НАЛОГОВОГО

РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру представления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2016, N 49, ст. 6844; 2017, N 30, ст. 4453) и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286; 2017, N 29, ст. 4375) для организаций, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее – налогоплательщики).

2. Статус налогового резидента Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 207 и 246.2 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2001, N 1 (ч. 2), ст. 18; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2013, N 40 (ч. 3), ст. 5038; 2014, N 48, ст. 6660; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; 2017, N 15 (ч. 1), ст. 2133; N 30, ст. 4453).

3. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется путем выдачи ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом (далее – уполномоченный налоговый орган) документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается налогоплательщику (его представителю ) на основании заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации (далее – Заявление). К Заявлению могут быть приложены документы о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогоплательщика налоговым резидентом Российской Федерации.

Здесь и далее полномочия представителя налогоплательщика документально подтверждаются в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 47, ст. 6611; 2017, N 30, ст. 4453), а также статьями 182 и 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327; 2017, N 31 (ч. 1), ст. 4808).

5. Заявление представляется в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу одним из выбранных им следующих способов:

Налогоплательщик вправе приложить к Заявлению документы, подтверждающие его статус налогового резидента Российской Федерации.

в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” https://www.nalog.ru.

6. В случае подачи Заявления в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” https://www.nalog.ru срок рассмотрения Заявления составляет 10 календарных дней. В случае подачи Заявления лично или по почте срок рассмотрение Заявления составляет 20 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления Заявления в налоговый орган, текущий календарный год или предыдущие календарные годы).

(в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

8. Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, производится по результатам рассмотрения Заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации и оформляется на бумажном носителе по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу или в электронной форме в формате PDF.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, направляется налогоплательщику или его представителю в зависимости от выбранного им способа получения документа:

на бумажном носителе по почте;

в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” https://www.nalog.ru.

9. Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, может быть подтвержден путем ввода проверочного кода, содержащегося в документе, указанном в пункте 7 настоящего Порядка, в сервисе на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” https://www.nalog.ru.

10. В случае если по итогам рассмотрения Заявления не подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем) для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.

Как получить справку о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве — это документ, выдаваемый Налоговой инспекцией на электронном или бумажном носителе, который помогает избежать двойного налогообложения: он подтверждает факт того, что налогоплательщик в течение определенного периода времени являлся налоговым резидентом РФ. Как оформить справку о налоговом резидентстве, и для каких целей она нужна?

Кто такие налоговые резиденты

Это юридические и физические лица, которые обязаны уплатить налог с полученного дохода в России. К ним относятся:

  • общества, зарегистрированные на территории РФ;
  • иностранные фирмы, которые обязаны уплатить налог согласно положениям международного договора;
  • компании, орган управления которых находится в России.

Применительно к физическим лицам действует такое правило: резиденты — это те, кто 183 календарных дня на протяжении года находятся на российской территории. В расчет не принимаются короткие поездки для обучения или учебы.

Если работник нерезидент, то работодатель должен правильно рассчитать НДФЛ (размер будет повышенным). Кроме того, такой работник не может воспользоваться детскими, а также имущественными вычетами.

Об определении статуса физлица для расчета НДФЛ рассказано в Письме Министерства финансов от 15.02.2017 № 03-04-05/8334.

Как подтвердить статус

Нужно получить справку о налоговом резидентстве. Для этого придется обратиться в межрегиональную инспекцию ФНС, занимающуюся централизованной обработкой информации, с заявлением (скачать файл шаблона заявления можно в конце статьи).

К заявлению нужно приложить документы о том, что компания получает доход за рубежом: контракты с партнерами, решение совета директоров о выплате дивидендов. На справках должна стоять подпись директора и печать фирмы.

Чтобы подтвердить статус за длительное время (более трех лет), нужны сведения об уплате налогов за границей.

Инспекторы сначала изучают предоставленные бумаги. Если нет претензий, выписывается справка о резидентстве РФ по форме КНД 1120008.

Когда стандартная форма не подходит

Но компания может столкнуться с тем, что контролирующие органы за границей руководствуются своим порядком оформления документов. Этот вопрос желательно уточнить заранее и получить именно ту справку, которая будет нужна.

Как подать заявление в налоговую инспекцию

Выбирайте удобный способ обращения:

  • через сайт налоговой инспекции;
  • лично передать документы;
  • сделать почтовое отправление.

В форме обращения уточните код:

  • пишите цифры «0000», если сами подаете документы в канцелярию;
  • укажите «9965», когда направляете почтовой связью.

Инспекторы, как известно, тщательно все проверяют и только потом дают ответ. Поэтому важно обезопасить себя и подтвердить, где вы находились:

  • сделать копии страниц загранпаспорта о пересечении границы;
  • получить справки о нахождении в России за требуемый отрезок времени;
  • доказательства нахождения имущества за рубежом.

Например, документы о праве собственности на недвижимость и договор аренды. Иностранные бумаги обязательно следует перевести и нотариально заверить. Тогда инспекторы смогут их принять.

Форма заявления для компаний утверждена Приказом от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@.

Как получить ответ

Выбирайте, как удобнее может быть получена справка о резидентстве юридического лица:

  • на сайте инспекции;
  • почтой на адрес, указанный в заявлении.

Информация, указанная в документе, действительна в течение 12 месяцев. Выдается именно на тот год, что вы указываете в заявлении. Можно получить сразу несколько экземпляров. Но об этом нужно сделать отметку в заявлении.

Случается, что фискальное ведомство не выдает справку. В такой ситуации заявителю отправляется обоснованный отказ. Можно пробовать устранить недостатки — собрать доказательства и снова обратиться за ответом. Срок для изучения бумаг составляет 40 дней.

Если нужно подтвердить налоговый статус, позаботьтесь об этом заранее. Соберите документы и отправьте в МИФНС удобным способом.

Сертификат налогового резидентства

Логистические компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, стали чаще интересоваться вопросами о сертификатах налогового резидентства с целью избежания двойного налогообложения. Разберемся, какие нормы, требования и практика существуют.

Что такое сертификат налогового резидента, и где его можно получить?

Сертификат налогового резидента, или справка о резидентстве официально подтверждает факт наличия фискальной связи между гражданином / ИП / юридическим лицом и государством. Справку о резидентстве РФ может затребовать как иностранный налоговый орган (в случае осуществления деятельности резидентом России на территории другого государства), так и иностранный партнер для уменьшения своих налогов в случае, если его поставщик – резидент РФ. Российские логистические компании при операциях ВЭД запрашивают у иностранных партнеров документальное подтверждение того, что клиент является налоговым резидентом иностранного государства, чтобы избежать уплаты налога в размере:

  • 10% от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров, включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки, в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% со всех доходов (за исключением указанных в подп. 2 п. 2, п. 3-4 ст. 284 Налогового кодекса с учетом положений ст. 310 НК РФ) от стоимости счета клиента в казну РФ. При предоставлении сертификата резидентства иностранного государства, логистическая компания оплачивает 100% суммы по счету.

При непредоставлении сертификата, 10% или 20% от суммы счета взимается с клиента и перечисляется в казну. Такой процесс взаимодействия не способствует долгосрочному развитию отношений с подрядчиком, а предоставление сертификата с их стороны не всегда возможно. Клиенты не соглашаются терять свою выручку и работать на невыгодных условиях. Возникают спорные вопросы, которые невозможно решить без обращения НК РФ.

В течение какого времени нужно предоставлять сертификат?

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам. Если такое подтверждение не получено, то российский налоговый агент будет обязан удержать налог с дохода иностранной компании по ставке, установленной НК РФ, а не соглашением.

Если в сертификате не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то, как следует из большинства разъяснений Минфина России, им признается календарный год, в котором указанный документ был выдан (письмо Минфина России от 12 апреля 2012 г. № 03-08-05/1, письмо Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-08-05, письмо Минфина России от 9 октября 2008 г. № 03-08-05/1). Подтверждение статуса резидента может быть получено как на текущий календарный год, так и за прошедшие годы.

Из п. 2 письма Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-08-13/40642 следует, что положения ст. 312 НК РФ не устанавливают ограничений периода действия подтверждений: согласно п. 1 ст. 312 НК РФ необходимо только, чтобы указанный документ был представлен до даты выплаты дохода. Большинство судов придерживаются такой же позиции (например, определение ВС РФ от 23 сентября 2014 г. по делу № 305-ЭС14-1210, А40-14698/13 (определением ВС РФ от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ).

Если за период, прошедший с момента выдачи указанного документа, постоянное местонахождение иностранной организации изменится, то ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести налоговый агент (письмо Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). В связи с этим во избежание налоговых исков необходимо получать сертификаты резидентства от иностранных контрагентов ежегодно.

Кому именно нужно предоставлять этот сертификат?

Иностранная организация должна предоставить сертификат налоговому агенту, выплачивающему доход (п. 1 ст. 312 НК РФ). Это подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом этого иностранного государства. Таким образом, НК РФ возлагает обязанность по представлению сертификатов на иностранных налогоплательщиков.

Кем должен заверяться сертификат резидентства иностранного подрядчика, и в какой форме?

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства. Согласно положениям договоров об избежании двойного налогообложения к числу таких компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств (постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 9999/10). Кодекс не устанавливает обязательной формы подтверждения (п. 1 ст. 312 НК РФ). Документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может быть, например, справка о местонахождении по форме, которая установлена законодательством иностранного государства или составлена в произвольном виде с указанием необходимых данных.

Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Такой орган определен в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с иностранными государствами. Необходимо наличие апостиля (штампа, подтверждающего подлинность подписей) на сертификате или консульской легализации, если в отношениях между РФ и данным иностранным государством не существует договоренности о принятии документов вышеупомянутых требований.

Так как в абсолютном большинстве случаев сертификаты резидентства составлены на иностранном языке, налоговому агенту представляется также его перевод (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Какие штрафы возможны, если сертификат не предоставлен?

Законом ответственность за непредоставление сертификата не предусмотрена, отсюда можно сделать вывод, что ее можно установить соглашением сторон в самом договоре с контрагентом.

Кем регулируется сумма оплаты, которую мы переводим нерезиденту за оказанные услуги, при условии непредоставления сертификата банком или плательщиком?

Сумма оплаты регулируется плательщиком в рамках соответствующего договора.

Получение справки о подтверждении резидентства РФ

Уплата налогов является одним из основных моментов при экономической деятельности человека. Налоговое резидентство физических лиц может быть в пользу определенной страны. Само понятие резидент может иметь различные значения, но в данном контексте – это физическое лицо с регистрацией в определенной стране, выполняющее все требования касающиеся налогообложения и действующего законодательства.

Налоговый кодекс РФ

Так, справка о резидентстве РФ означает, что человек, который сотрудничает с зарубежными организациями или получает оттуда дивиденды, не должен платить двойной налог. Но тут есть много своих нюансов, поэтому нужно знать, как оформить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ. Куда для этого обращаться, что нужно будет предоставить и как сэкономить время, нервы и избежать распространенных ошибок.

Когда необходимо резидентство

Чаще всего справка о налоговом резидентстве нужна, когда человек занимается коммерческой деятельностью. Например, имеет бизнес в РФ, но при этом его регистрация в налоговом органе на территории иной страны, или если он зарегистрирован в России, а ведет коммерческую деятельность в другом государстве.

Но в зависимости от того в какой стране человек зарегистрирован могут быть различия:

  • в объеме налогов;
  • в порядке и требованиях к оплате;
  • сумме платежей.

Нормативная база

В случае если человек имеет резидентство одной из стран, международные соглашения, действующие между этими странами, могут предусматривать отсутствие необходимости выплачивать двойной налог. Чтобы лучше понимать, как обстоит ситуация, можно ознакомиться со статьей 207 налогового кодекса Российской Федерации .

Заявление для подтверждения разрешения

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ

Первым делом нужно подать заявление для получения определенной справки. Ее уполномочена выдавать только российская Федеральная Налоговая Служба. Сам документ должен свидетельствовать о законности и соблюдении законодательных норм.

При заполнении заявления, нужно указывать следующие данные:

  • для юридических лиц – ИНН, адрес, наименование;
  • для физических лиц – Ф.И.О., адрес, ИНН;
  • год, за который нужно подтверждение статуса;
  • страну, в которую будет предоставлена справка в соответствующие службы;
  • документы, которые должны быть с заявлением;
  • подпись – в случае если это физлицо, подписывать нужно лично, а если есть оригинал, подтверждающий полномочия этого лица, тогда подпись может ставить руководитель организации.

Бланк заявления о представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ

Специальный шаблон для таких заявлений не предусмотрен, поэтому, если вопросом занимается некая организация, заявление оформляется на ее фирменном бланке, а физические лица оформляют произвольно.

Заявление на налоговое резидентство РФ должно быть дополнено копиями некоторых форм, которые должны содержать подпись руководителя и обязательно нужно проставление печати. Это подтверждение возможных доходов из-за границы, а в роли документа, удостоверяющего данный факт, может выступать:

  • заключенный контракт или другая форма договора;
  • документ о выплате дивидендов, это может быть принято на акционерском собрании;
  • копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физлица;
  • документы, подтверждающие получение иностранной пенсии;
  • физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, предоставляют таблицу, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ, оно не должно быть меньше 183 дней на протяжении года.

Таблица, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ

Таблица, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ

Бывают ситуации, когда адрес места фактического пребывания не совпадает с официальным зарегистрированным адресом в РФ. Для того чтобы получить справку о резидентстве РФ, надо представить уведомительный документ, который поставит в известность налоговую службу о смене организацией одного адреса на другой.

Готовое заявление на сертификат резидентства можно отнести или отправить по почте в отделение Федеральной налоговой службы России.

Обязанности резидента

Чтобы претендовать на положение налогового резидента, нужно не так уж много. Находиться в России потребуется не меньше 183 дней в году, причем выезды за рубеж по таким причинам, как учеба или служба, не повлияют негативно. Однако, если в течение 12 месяцев вы не были в Российской Федерации положенный минимальный период времени, то подвержены утрате налогового резидентства РФ.

При резидентстве юридического лица подоходный налог будет составлять 20% от подоходной выручки в России, для физических лиц это 13%, а для лиц, не имеющих сертификат резидентства, налог будет равен 30%.

Еще налоговым резидентам нужно декларировать контролируемые иностранные компании, если доля владения превышает 5%. А юрлицам нужно декларировать дополнительно фонды и трасты.

В случае, когда контролируемая иностранная компания на протяжении года получила прибыль, превышающую 10 миллионов рублей, по российским законам нужно выплатить налог равный 13 и 20%. Избежать такой необходимости могут организации из числа тех, что ведут бизнес в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития, а также ФАТФ. Но перечень государств с обязательным налогообложением значительно больше.

Часто бывает, что обладатель налогового резидентства РФ по совместительству еще имеет валютное резидентство, а это значит, что от него дополнительно нужны данные про его иностранные банковские счета и о поступлениях денег на протяжении года.

До недавнего времени отказаться от налогового резидентства было гораздо легче, так как можно было отсутствовать в РФ весь год и статус можно было возвратить даже единичным визитом в страну.

Как связано налоговое резидентство с гражданством физлица

Исходя из постановлений Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое резидентство не зависит от гражданства. Так подданный РФ не обязательно должен быть резидентом своей страны. На резидентство может рассчитывать иностранец или лицо с отсутствием гражданства. Но многое зависит от заключенных соглашений между Россией и другими странами.

Международные соглашения и регулируют резидентство, устанавливая правила для подтверждения статуса, заодно и в ситуациях, когда резидентство физлица распространяется на обе договаривающиеся страны. Обычно физлицо становится резидентом той страны, в которой у него имеется жилье и право на проживание.

Договор о ЕЭС начал действовать с начала 2015 года и, учитывая содержание 73 статьи про договор о налогообложении на прибыль физлиц на доход резидента страны участника договора, налог составляет 13% ставки. Это применимо для Казахстана и Беларуси при найме на работу в Российское государство, с первого дня начала работы. Чуть позже к ЕЭС присоединилась республика Армения, для которой это все тоже актуально. Такая ставка предусматривается статьей 24 НК РФ.

Нужно учитывать, что автоматически резидентство Российской Федерации за представителями этих стран не признается, только если подтверждается нахождение на территории РФ минимально необходимый период времени. Так что если по окончании периода подтверждение резидентства не будет одобрено, налога в 30% на доходы не избежать. Данные о том, что не удается удержать существующие долги с налогоплательщика должны быть предоставлены в ФНС. Такой порядок предусматривает 26-я статья Налогового кодекса России.

Как выдается и период действия

Справка о налоговом статусе выдается юридическому лицу, если он резидент России, она должна быть в 1 экземпляре, а ее действие не превышает 1 текущего года, когда она и была выдана. В ней могут содержаться данные и за прошедший год или временной отрезок, если юрлицо, отправившее запрос на справку, предоставило такие данные.

По срокам выдачи все индивидуально, но обычно это занимает от 4 недель, иногда дольше.

Исходя из законодательства, подтвердить ее должны в течение 1 месяца с момента подачи всего необходимого пакета документов в налоговые ведомства. Организации из России могут сделать это, направив своего представителя в ФНС или отправить бумаги по почте.

Проверка статуса резидента

Если человек признан российским резидентом, то его статус будет определяться после каждой выплаты налогов. Но обычно это правило применяется, если имеются основания касательно возможной смены резидентства в будущем. Окончательное решение по резидентскому статусу можно получить ближе к концу года, но чаще уже до окончания можно делать выводы касательно того, останется ли человек резидентом, и сделать ставку 13 или 30%.

Проверка статуса резидента

После принятия решения по ставке, она отразится на доходах с 1 января года, а не с момента принятия решения по этому вопросу. Перерасчет делается только в период внесения изменений, а на предыдущий налоговый срок не распространяется.

Особенности резидентства в отдельных случаях и резидентство вне России

Стандартно граждане РФ для банка есть резиденты этой страны, но следует знать, что гражданство и налоговое резидентство равносильно только в случае с Соединенными Штатами Америки, в остальных случаях имеет значение нахождение в стране минимум 183 дня. А также во внимание следует брать конкретные договоренности между государствами касательно порядка, позволяющего установить резидентство.

Во избежание двойного налога будут учитываться такие факторы, как:

  • наличие жилой недвижимости;
  • семьи;
  • действующей прописки.

Могут быть и другие критерии, если они присутствуют в договоре между двумя странами, для третьих стран этот порядок может быть отличительным, но в большинстве случаев он именно такой. Государственный регулятор позволяет устанавливать правила, отвечает за нововведения, но не всегда знает, как все должно работать. Поэтому крайними обычно остаются банки, которым не хочется получить многомиллионный штраф, потерять вкладчиков или вообще лишиться лицензии.

Чтобы доказать свое резидентство, нужно предоставить веские доказательства, которыми лучше всего выступят необходимые документы, так как пока еще отсутствуют четко прописанные правила касательно того, как быть резидентом вне РФ, но через несколько лет и такая практика появится. Пока что выезд из России и обретение статуса налогового нерезидента – не позитивное явление для большинства бизнесов, которые еще не стали глобальными.

А также есть закон, который позволяет отказаться от российского резидентства тем лицам, которые подпали под санкции. Для этого у человека должно быть документальное свидетельство, что за определенный налоговый срок, претендент на отказ не являлся резидентом другого государства.

Для этого в ФНС нужно представить документ, подтверждающий резидентство иного государства. Такой закон распространяется на правоотношения после 1 января 2014 года.

Если налоговые российские резиденты обязаны выплачивать налог на доходы физических лиц со всей прибыли независимо от того из России они или из-за границы, то физлица, которые не признаны российскими резидентами, НДФЛ платят только с прибыли, полученной от российских организаций. Как было сказано в ФНС, налоговым резидентам не требуется теперь предоставлять данные по форме 6, это связано с тем, что декларировать и платить налоги – обязанность самих резидентов.

Определяем налоговое резидентство в 2020 году

Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Налоговый резидент РФ – это…

Налоговый резидент – это человек, находящийся под налоговой юрисдикцией определенного государства. От того, является физлицо резидентом РФ или нет, зависит налогообложение его доходов. Причем важно это не только для самого налогоплательщика, но и для налогового агента, поскольку за правильность расчета НДФЛ отвечает именно он. Как определить, подпадает ли сотрудник под статус резидента РФ, а также каковы нюансы отечественного законодательства в области налогового резидентства, читайте в нашей статье.

Статус налогового резидента

Определить статус налогового резидентства необходимо для корректного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Ставка НДФЛ для налогового резидента — это 13% (из этого правила есть исключения, подробнее см. п. 2 ст. 224 НК РФ). Нерезиденты уплачивают налог в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом у нерезидентов нет права на налоговые вычеты по НДФЛ.

Более подробно о налогах для нерезидентов узнайте из материалов:

  • «НДФЛ с нерезидентов РФ в 2021 году»;
  • «Страховые взносы с иностранцев в 2020-2021 годах».

Законодательство и контролирующие органы установили временные рамки для получения резидентства. Так, минимально необходимый период для утверждения в статусе налогового резидента — это 183 (не менее) календарных дней в течение 12 месяцев подряд нахождения на территории РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). День въезда и день выезда учитываются (письма ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).

ПРИМЕР расчета времени пребывания в России от «КонсультантПлюс»: 20 марта 2020 года организация выплатила работнику И. И. Иванову доход (премию к юбилею). Для исчисления налога она определяет налоговый статус работника. 12 месяцев, предшествующих этой дате, это период с 20 марта 2019 года по 19 марта 2020 года (включительно). В это время И. И. Иванов находился на территории РФ в следующие дни. См. пример в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.

Отъезд на короткий срок (до полугода) для обучения или лечения для налогового резидента — это не повод для разрыва периода исчисления резидентства. Кроме того, военнослужащие и работники органов государственной власти и местного самоуправления признаются резидентами РФ независимо от времени, проведенного в России.

Может ли гражданин РФ утратить статус резидента, проведя в России период менее установленного срока? ФНС России считает, что если физлицо находится в России менее 183 дней, то для такого налогового резидента — это не критично по аналогичной причине, и не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, если иное определено международным соглашением (письмо ФНС РФ от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Например, международным договором РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, может быть предусмотрено, что при наличии в РФ постоянного места жительства, личных или рабочих интересов (наличие семьи, работы, бизнеса) статус налогового резидента сохраняется.

ВНИМАНИЕ! По новым правилам, физлица, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находились на территории РФ от 90 до 182 дней включительно, получили возможность считаться налоговыми резидентами РФ. Подробности см. здесь.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Подтвердить статус резидента РФ сотрудник может, представив документ, выданный ИФНС по форме из приказа ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Этот документ подтверждает статус за календарный год.

На сайте ФНС сейчас работает специальный сервис для подтверждения статуса.

Кроме этого, подтвердить пребывание в РФ можно отметками пограничных служб в паспорте (письмо Минфина от 18.05.2018 № 03-04-05/33747). Если паспорта нет, подойдут и другие документы, такие как (письма Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • табель учета рабочего времени;
  • миграционные карты;
  • регистрация лица по месту жительства или пребывания в РФ.

Имейте в виду, что, по разъяснениям Минфина России, факт наличия миграционной карты с отметками о въезде в Россию налогового резидента — это еще не подтверждение фактического нахождения лица в РФ после даты въезда (письмо Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).

Образец письма на статус резидента в налоговую

В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику-организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента — это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.

Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:

  • надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент — это для данной компании заслуженный статус;
  • каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
  • данные заявителя;
  • ИНН;
  • для ИП налогового резидента — это еще и регистрационный номер по реестру;
  • список приложенных документов и контактные данные.

Для пользователей нашего сайта мы подготовили пример составления, скачать его можно по ссылке ниже:

Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:

  • контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
  • постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
  • документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
  • прочие документы.

Если документы составлены на иностранном языке, нужен их перевод без заверки нотариусом.

Итоги

Итак, кто такой резидент и нерезидент РФ? Налоговый резидент. Статусом налогового агента физическое лицо, которое в соответствии с законодательством РФ имеет право на пониженную ставку НДФЛ (13%). Чтобы получить статус налогового резидента РФ, необходимо провести в стране большую часть времени в течение года и подтвердить это соответствующими документами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]