N 115-ФЗ от 25.07.2002 – Глава I. Общие положения

ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 9. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство

1. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин (в ред. Федерального закона от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2094):

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4057);

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

(в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4057);

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

(в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4057);

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).

2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания

(проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина

(пункт 2 введен Федеральным законом от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2094; в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4057).

3. (Пункт 3 введен Федеральным законом от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2094; утратил силу на основании Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4057)

4. Вид на жительство, указанный в пункте 27 статьи 13-2 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также по истечении срока, установленного абзацем третьим пункта 11 статьи 13-2 настоящего Федерального закона (пункт 4 введен Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2524; в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7000).

5. Вид на жительство, выданный иностранному гражданину, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи (пункт 5 введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3461).

6. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3-1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается:

1) в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи;

2) в случае непредставления документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего прием документов об отказе данного иностранного гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Указанное в настоящем подпункте основание не применяется, если:

данным иностранным гражданином представлен документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства;

отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

3) в случае повторного обращения данного иностранного гражданина с заявлением о выдаче вида на жительство, если ранее ему выдавался вид на жительство в связи с признанием его носителем русского языка в соответствии со статьей 33-1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

(Пункт 6 введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 16, ст. 1828)

7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 3-1 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11, 13 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, если по истечении двух лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации (пункт 7 введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 16, ст. 1828).

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; (В редакции Федерального закона от 24.02.2021 № 22-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (Абзац введен – Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (Абзац введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 384-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона. (Абзац введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее – подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (В редакции федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 30.12.2015 № 466-ФЗ, от 31.12.2017 № 493-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 01.07.2021 № 270-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностр

ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: обзор главного документа для мигрантов

Любому иностранцу, желающему жить и работать в России, стоит ознакомиться с ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Закон расскажет о правилах и сроках нахождения в России, тонкостях трудоустройства и постановки на миграционный учет. Он поможет разобраться в правилах получения основных документов (РВП и ВНЖ, патентов и разрешений на работу). Ниже мы делаем обзор документа и прикрепляем текст закона, чтобы вы могли всегда иметь его у себя под рукой.

Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в России» был принят 21 июня 2002 года. С тех пор многое в законе изменилось из-за постоянного внесения правок. Последние такие глобальные изменения произошли в июле 2021 года.

Глава 1 «Общие положения»

Основные понятия ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Из статьи 2 ФЗ-115 иностранные граждане узнают основные термины, которые используются в миграционной среде. С ними обязательно стоит ознакомиться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию в будущем, когда будете оформлять документы. В статье описаны такие понятия, как приглашение на въезд, миграционная карта, разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство. Здесь же разъясняется, кого в России называют временно пребывающим, временно проживающим и постоянно проживающим.

Временное пребывание

Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.

Про РВП

Статьи 6 и 7 Закона полезны иностранцам, планирующим остаться в России на длительное время и получить разрешение на временное проживание в стране. В Статьях 6 и 6.1 описан порядок выдачи РВП визовым и безвизовым иностранцам. В них рассказываются все правила: в какие сроки оформляется документ, кому для его выдачи нужна квота, какие документы нужно собрать и куда их нести.

Статья 7 перечисляет все причины, по которым иностранец может получить отказ в выдаче разрешения на временное проживание.

Про ВНЖ

Статья 8 рассказывает все о виде на жительство и отвечает на самые популярные вопросы, с ним связанные:

  • Сколько нужно прожить в России, прежде чем подавать документы на ВНЖ?
  • Кому не нужно получать РВП перед ВНЖ?
  • Сколько действует вид на жительство и в каких случаях его нужно менять?
  • Куда нужно нести документы на ВНЖ?
  • Что представляет собой документ и какие данные содержит?

Статья 9 посвящена основаниям отказа в выдаче ВНЖ. Также там перечислены причины аннулирования действующего документа.

Проживание в России, права и обязанности

Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.

Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.

Про работу в России

Большая часть иностранцев приезжает в Россию с целью трудоустройства. Им всем обязательно нужно прочитать Статью 13. Она актуальна для всех категорий трудовых мигрантов.

Статья 13.2 посвящена отдельно высококвалифицированным иностранным специалистам, а статья 13.4 — иностранцам, прибывшим из безвизовых стран и трудящихся по патенту.

Статья 14 перечисляет основные сферы деятельности, которые закрыты для мигрантов, а Статья 15 рассказывает, при каких условиях иностранцы могут стать военнослужащими в России.

Статья 15.1 посвящена сдаче иностранцем экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства Российской Федерации. В ней перечислено, кому нужно это тестирование, а кто от него освобождается.

Глава 2 «Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию»

Как видно из названия, вся вторая глава документа рассказывает об оформлении приглашений для иностранцев на въезд в Россию. Статья 16 включает общую информацию:

  • рассказывает, какие данные прописаны в приглашении;
  • определяет круг лиц, имеющих право оформить приглашение;
  • устанавливает обязанности принимающей стороны в отношении иностранца.

Две следующие статьи посвящены отдельным видам приглашений: Статья 17 — приглашению для обучения в российском вузе, Статья 18 — приглашению для осуществления трудовой деятельности.

Статья 18.1 рассказывает о регулировании рынка труда иностранных работников, а именно об установлении квот на выдачу разрешений на работу для визовых иностранцев. Статья 19 перечисляет государственные миграционные услуги, за которые взимается пошлина.

Глава 5 «Миграционный учет иностранных граждан
и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции»

Статья 30 определяет меры государственного контроля за пребыванием иностранцев в России и устанавливает нормы заполнения миграционной карты.

Статья 31 описывает порядок действия иностранцев, у которых истек срок действия РВП или ВНЖ. Несколько пунктов статьи посвящены процедуре депортации иностранных граждан, нарушивших сроки пребывания в России.

Статья 32 посвящена надзору за трудовой деятельностью мигрантов в России.

Глава 6 «Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона»

Статья 34 описывает порядок выдворения иностранных граждан за нарушение законодательства.

Статьи 35.1 —35.3 посвящены содержанию иностранных граждан в специальных учреждениях. Они раскрывают:

Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание

1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации Российской Федерации;

обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования в Российской Федерации, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

пенсионера или инвалида;

относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в связи со служебной необходимостью;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона;

15) обратился с заявлением об аннулировании выданного ему разрешения на временное проживание.

1.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 03.06.2009 N 105-ФЗ.

1.2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

1.3 – 1.4. Утратили силу. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 224-ФЗ.

1.5. Утратил силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 257-ФЗ.

1.6. Разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11, 15 пункта 1 и пунктом 1.2 настоящей статьи.

2. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.

3. Утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 386-ФЗ.

4. Решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. В период рассмотрения жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, вынесший обжалуемое решение, и данному иностранному гражданину.

5. В случае, если федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел отменил решение своего территориального органа об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

6. Форма решения об аннулировании разрешения на временное проживание и порядок его принятия утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Закон об РВП в Российской Федерации с изменениями

Разрешение на временное проживание является для многих иностранных граждан, желающих в будущем стать законными россиянами, этапом, предваряющим получение вида на жительство. В настоящей статье мы разберем основные моменты закона о правах иностранных граждан в РФ и рассмотрим содержание статьи 6 ФЗ-115 об РВП.

Описание 115 ФЗ

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ был принят в 2002 году.

Закон регулирует права иностранных граждан и отношения между иностранцами и российскими органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами органов и учреждений, возникающие в связи с временным проживанием граждан других стран в России и осуществлением ими различной деятельности (работа, предпринимательство, обучение и др.)

Изменения того или иного масштаба вносились в текст закона 90 раз. Последние из них датированы декабрем 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ 25. Подробности по ссылке:

Закон состоит из 7 глав, включающих 38 статей. Тезисно структура закона выглядит следующим образом:

  • Общие положения: область регулирования, термины, профильное законодательство, временное и постоянное проживание в РФ, трудовая деятельность, отношение иностранцев к государственной, муниципальной, военной службе и др. деятельности;
  • Приглашение на въезд в РФ: порядок оформления, приглашение на учебу, регулирование рынка труда иностранных работников, трудовые патенты и гос. пошлина;
  • Миграционный учет: учет иностранных граждан, гос. надзор в сфере миграции, контроль за пребыванием, проживанием, трудовой деятельностью иностранцев в России, последствия нарушения сроков пребывания в стране;
  • Реадмиссия: передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами России, порядок проведения процедуры и др. аспекты;
  • Ответственность: обязанности иностранных граждан, ответственность за нарушение закона, административное выдворение из страны;
  • Содержание иностранца в спец. учреждениях (тюрьмах, колониях);
  • Заключение.

Федеральный закон о статусе судей. Подробности по ссылке:

Наиболее актуальными для широких масс являются следующие статьи закона:

  • Статья 5 о временном пребывании, описывающая схему «90/180 суток»;
  • Статья 6 о временном проживании (РВП), которую мы рассмотрим ниже;
  • Статья 8 о постоянном проживании иностранца в РФ — о порядке получения вида на жительство (ВНЖ);
  • Статья 13 о трудовой деятельности иностранных граждан в России;
  • Статья 15.1 о подтверждении знаний русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации;
  • Статьи 17 и 18 о приглашении на обучение в российском ВУЗе или на работу в РФ;
  • Статьи 29.1 и 31 о порядке постановки на миграционный учет и наказании за его несоблюдение;
  • Статьи 33, 34 и 35 об ответственности иностранных граждан (в т.ч. за нарушение ФЗ-115) и об административном выдворении из России.

Федеральный закон о занятости населения читайте тут:

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в законе о временном проживании иностранных граждан в РФ датируются декабрем 2017 года. Также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробности тут:

5 декабря 2017 в пункт 1.1 статьи 11 о передвижении иностранцев по России было внесено изменение. Иностранцы, которые прибыли в РФ по электронным визам через пропускные пункты российской государственной границы, которые расположены на территории свободного порта Владивосток и территории Особой экономической зоны в Калининградской обл., имеют право свободно передвигаться по соответствующему субъекту (с учетом ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 11 ФЗ-115).

31 декабря того же года ФЗ N 493 внес изменения в текст статей 5 и 17 закона о правовом положении иностранных студентов в РФ.

Пункт 2 статьи 5-ой о временном проживании иностранцев в России был дополнен. В статье говорится о том, что иностранец, временно проживающий на российской территории, должен покинуть ее до того, как истечет его виза или иной срок, отведенный настоящим законом или положениями имеющегося у Российской Федерации международного договора — для граждан конкретной страны. Также статья предусматривает перечень обстоятельств, при которых после истечения визы иностранный гражданин имеет право не покидать Россию:

  • Виза или срок временного проживания были продлены;
  • Выдана новая виза, РВП или вид на жительство;
  • У гражданина были приняты документы на РВП, ВНЖ или была принята заявка на выдачу уведомления о том, что данный гражданин, признанный носителем русского языка, имеет право быть принят в гражданство России (на основании ст. 33.1 закона N62-ФЗ о гражданстве РФ);
  • Ходатайство работодателя или заказчика работ о выдаче разрешения для трудоустройства иностранного гражданина в качестве специалиста высокой квалификации или заявление о продлении разрешения, выданного специалисту ранее;
  • Запрос образовательного учреждения, в котором иностранный студент обучается очно либо очно-заочно по профессиональному направлению, аккредитованному государством.

Перечень существовавших ранее оснований, дающих иностранцу право продолжить находиться в России по истечении срока действия визы, пополнился. Срок может быть продлен, если подразделение МВД по вопросам миграции приняло от ВУЗа запрос о продлении срока временного проживания иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном курсе, готовящем зарубежных абитуриентов к освоению образовательных программ на русском языке.

Изменения также были внесены в первые три абзаца п. 7 статьи 5-ой:

  1. Срок временного нахождения иностранца-студента подготовительного курса федерального образовательного учреждения продлевается до окончания очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством;
  2. Если в процессе обучения студент очной или очно-заочной формы перевелся на другое профессиональное направление, также аккредитованное государством, либо по окончании бакалавриата (специалитета) продолжил обучение в магистратуре или аспирантуре, срок его нахождения в России продлевается до окончания обучения по соответствующей специальности либо по программе соответствующего образовательного уровня;
  3. Если студент-иностранец, обучающийся по очной или очно-заочной форме по проф. направлению, аккредитованному государством, переводится в другое образовательное учреждение для обучения по той же форме по аккредитованной специальности, срок временного проживания продлевается до окончания соответствующего ВУЗа.
    Абитуриент, окончивший подготовительный факультет в одном образовательном учреждении и перешедший в другой ВУЗ для очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством, также получает право находиться в России до вручения диплома об окончании.

Пункт 4 статьи 17 о приглашении на въезд в Россию иностранца-абитуриента был дополнен новым абзацем. Если по окончании подготовительного факультета федерального ВУЗа студент был принят на очное или очно-заочное обучение в другое образовательное учреждение по направлению, аккредитованному государством, принимающая сторона берет на себя все обязательства, связанные с приемом на обучение студента-иностранца:

  • Предоставляет в местное подразделение МВД по вопросам миграции письменные гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения на период проживания лица в России (п. 5 ст. 16 закона N115-ФЗ)
  • Подает одновременно с этим ходатайство о продлении срока проживания студента в РФ — в этом случае продление возможно без выезда за пределы страны;
  • Берет на себя обязательства, тесно связанные с образовательным процессом (п. 3 ст. 17):
    • гарантирует право получения образования в данном образовательном учреждении, осуществляет своевременно постановку лица на миграционный учет, ходатайствует о продлении срока временного проживания, контролирует выезд студента из России в случае, если тот окончил учебу или был отчислен;
    • в трехдневный срок с момента зачисления сообщает информацию об этом в орган, осуществляющий гос. управление в сфере образования в рамках субъекта (министерство, департамент и т.п.);
    • в течение трехдневного периода с момента, когда был установлен факт, что студент-иностранец самовольно отбыл из учреждения (съехал из студенческого общежития, не сообщив об этом, не появляется на занятиях и не выходит на связь), ВУЗ направляет соответствующее сообщение в орган исполнительной власти в сфере образования, подразделение МВД по вопросам миграции и ФСБ.

    ФЗ о ФСБ читайте подробнее по ссылке:

    Содержание 6 статьи

    Статья №6 закона 115-ФЗ регулирует вопросы правового положения в связи с временным проживанием иностранных граждан в России.

    Разрешение на временное проживание действует 3 года.

    Основным способом получения права на временное проживание в России для иностранца является «РВП по квотам». Их количество ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РФ на основании рекомендаций властей субъектов страны.

    Объем квот, выделяемых для разных регионов Российской Федерации зависит от:

    • Демографической обстановки: плотности населения, среднего возраста жителей, показателей миграции и др. факторов;
    • Возможности данного субъекта принять к себе на временное проживание то или иное количество иностранных граждан в зависимости от экономической, политической ситуаций;
    • Национальных особенностей региона, которые могут препятствовать выделению большого числа квот.

    Наибольшее количество квот традиционно выделяется для наименее населенных регионов со средними экономическими достижениями.

    Вторым способом получения права на временное проживание является наличие оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (рассмотрим ниже).

    Ответ о предоставлении или об отказе в выдаче РВП по заявлению, поданному по месту проживания в России в подразделение МВД по вопросам миграции или дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ за рубежом, должен быть дан заявителю в течение полугода (п. 4 ст. 6).

    Заявление, которое подается в России, лицо имеет право оформить в том числе в электронной форме, направив его по интернету, например, через портал госуслуг (п. 4 ст. 6).

    с 30 июня 2018 года для получения РВП необходимо будет пройти дактилоскопическую экспертизу.

    Если заявление будет подано на территории России, экспертиза будет проведена по месту подачи заявления. Человек, подавший заявление за рубежом, пройдет экспертизу по месту вручения разрешения на временное проживание (абзац 3 в пункт 4 статьи 6 вносится с 30.06.2018).

    Подразделение МВД по вопросам миграции, получив заявление на выдачу РВП, через служебные каналы связывается другими государственными структурами с целью проверить заявителя на предмет наличия либо отсутствия обстоятельств, которые препятствуют выдаче лицу разрешения. Следующие органы обязаны дать ответ в течение 2-х месяцев с момента направления запроса:

    • Органы безопасности (ФСБ);
    • Полицию;
    • ФССП (служба суд. приставов);
    • Органы соц. обеспечения;
    • Органы здравоохранения и др. заинтересованные ведомства.

    В случае отказа в предоставлении права на временное проживание или аннулирования выданного ранее РВП, спустя год иностранный гражданин имеет право вновь обращаться с заявлением и подавать документы в том же порядке.

    В пункте 8 рассматриваемой нами статьи N6 указано, что порядок выдачи разрешений и перечень необходимых для этого документов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, коим является Главное управление МВД России по вопросам миграции. На официальном сайте ведомства можно найти исчерпывающую информацию по всем часто задаваемым вопросам.

    Ежегодно в течение двух месяцев с даты получения РВП, иностранный гражданин обязан подтверждать свое проживание в Российской Федерации. Он имеет право сделать это очно или по интернету через портал госуслуг и другими предусмотренными ведомством способами. Подтверждение направляется в территориальное подразделение по месту получения документа, даже если человек проживает и трудится в другом городе.

    Необходимо также подготовить один из следующих документов:

    • Справку о доходах;
    • Копию налоговой декларации;
    • Копию иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранца, который был получен за очередной год со дня получения права на временное проживание в России.

    Копия налоговой декларации может быть запрошена сотрудниками ведомства самостоятельно на основании уведомления гражданина о подтверждении своего пребывания в России. В каждом регионе устанавливается минимальный размер дохода, который должен получать человек, подтверждающий свое проживание по РВП.

    Уведомление может быть подано позже, если на то есть веские и уважительные причины, но не позднее, чем в течение полугода с даты получения РВП. К уведомлению и сведениям о доходах должно быть приложено документальное подтверждение невозможности подачи уведомления в установленный законом срок (напр., справка о болезни).

    Все перечисленные выше документы могут быть предоставлены в электронной форме. Никакие иные документы сотрудники органа не имеют права запрашивать! (п. 12 ст. 6).

    Уведомление включает следующие сведения:

    • ФИО иностранного гражданина;
    • Место проживания;
    • Места работы, которые человек занимал за отчетный год, с указанием дат принятия на работу и увольнения;
    • Если за последний год человек покидал границы Российской Федерации, указывается страна выезда, длительность поездки и точные даты.

    Очный прием уведомления и сопутствующих документов осуществляется по предъявлении лицом документа, удостоверяющего личность и РВП (в качестве отметки либо выданного на отдельном бланке). При подаче уведомления через интернет все электронные документы должны быть оформлены в соответствии с правилами, утвержденными правительством.

    Право на получение РВП по закону

    Минуя систему распределения квот, иностранный гражданин может рассчитывать на получение права на временное проживание при следующих обстоятельствах:

    • Заявитель был рожден в РСФСР, в прошлом имел советское гражданство либо был рожден на территории современной Российской Федерации;
    • Есть дети-граждане России, а сам человек признан нетрудоспособным;
    • Один из родителей-граждан РФ является нетрудоспособным;
    • Кандидат на получение РВП состоит в законном браке с гражданином(кой) России, который(ая) имеет постоянное место жительства на территории нашей страны;
    • Заявитель является иностранным инвестором, вложившим в российскую экономику (бизнес) определенный объем средств (устанавливается Правительством РФ);
    • Состоит на контрактной военной службе (РВП выдается на соответствующий срок);
    • Участвует в гос. программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Одновременно с этим РВП выдается членам семьи, которые переселяются в РФ совместно с заявителем;
    • Имеется ребенок, являющийся гражданином России;
    • Заявитель имеет совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, который был признан недееспособным либо ограниченным в дееспособности по решению суда, вступившему в законную силу;
    • Несовершеннолетнее лицо получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем. (ФЗ об опеке с последними изменениями на 2018 год здесь:), который указан в одном из предыдущих пунктов;
    • Совершеннолетний иностранный гражданин, который признан в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем), который указан в одном из предыдущих пунктов;
    • Ребенок, не достигший совершеннолетия, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), состоящего в российском гражданстве;
    • Человек старше 18-ти лет, признанный в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), являющегося российским гражданином;
    • Российское законодательство может предусматривать иные основания, дающие право на получение разрешения на временное проживание.

    Заявление на получение РВП по основаниям, перечисленным выше, подается в учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации. Для их рассмотрения и принятия решения о выдаче разрешения либо об отказе отводится также до полугода.

    Список необходимых документов значительно варьируется в зависимости от оснований, дающих право на получение РВП, и сводится к следующим основным категориям:

    • Удостоверяющие личность иностранного гражданина (паспорт, свидетельство о рождении);
    • Подтверждающие соответствующие обстоятельства (справки, выписки, решения суда, свидетельства о браке, о рождении детей и др.);
    • Свидетельствующие о знании государственного языка: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, диплом советского образца либо диплом об окончании российского образовательного учреждения и др.).

    Скачать 115 ФЗ в последней редакции

    Предлагаем вам скачать Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

    Сведения, которые должны быть указаны в разрешении на временное проживание, прописаны в п. 7 статьи 6 ФЗ-115.

    Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца. Этот документ должен признаваться РФ. В противном случае РВП может быть оформлено в виде отдельного документа по формам, утвержденным в Приказе МВД России от 27.11.2017 N 891.

    В приказе также содержатся бланки заявлений, подробно расписан порядок действий сотрудников и другие нюансы процедуры вплоть до расписания приема заявлений. Советуем ознакомиться с документом, чтобы знать обязанности сотрудников подразделения и не допустить нарушения собственных прав.

    Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности «Право»

    В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.

    Проблемы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ в отношении иностранных граждан

    Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»

    РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

    6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

    Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления

    Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

    В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

    В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.

    Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.

    Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

    работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

    заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

    разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-

    вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.

    Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.

    Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.

    Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.

    Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

    1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

    2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

    3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

    4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

    5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

    6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

    7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

    8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-

    1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.

    БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

    давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

    Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.

    Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.

    В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.

    Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.

    Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?

    По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-

    2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.

    ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.

    Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.

    Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.

    Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).

    Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.

    Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.

    Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.

    Федеральный Закон 115

    Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
    Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

    Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
    Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.

    Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

    Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

    ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

    • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
    • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
    • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.

    ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

    ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

    Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

    Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

    Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.

    Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

    По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

    1. Заявление на выдачу патента;
    2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
    3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
    4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
    5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
    6. Страховой медицинский полис;
    7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
    8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

    Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.

    Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

    Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

    Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

    Доказательством о свободном владении русским служат:

    • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
    • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
    • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

    От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

    • Лица до восемнадцати лет;
    • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
    • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

    Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

    Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.

    Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

    Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

    Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

    • Вопросы об образовании иностранцев в России;
    • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
    • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

    1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

    Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

    Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.

    Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

    Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.

    Опыт работы – с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов. Эксперт в области миграционного права.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]